Все началось, когда в конце сороковых годов молодой военный врач Глен Доман начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Им были разработаны методики, дающие поразительные результаты. "Приговоренные" дети быстро развивались и даже обгоняли своих здоровых сверстников. В основу всех разработок легло открытие: через здоровые участки мозга можно воздействовать на поврежденные.

Добившись удивительных результатов, Доман опробовал систему, разработанную для больных, в работе со здоровыми детьми. Он возглавил Институт достижения человеческого потенциала в Филадельфии. Его методику используют родители в разных уголках планеты, с 1964 года его книги издаются на разных языках.

Функции мозга

Глен Доман выделил шесть функций головного мозга, благодаря которым человек отличается от всех других созданий. Три из них: моторные (ходьба, бег, прыжки), речь, письмо - полностью зависят от остальных трех, сензитивных: зрения, слуха, ощущений. Только человек способен к прямохождению, может общаться на символическом, абстрактном, искусственно придуманном языке, записывать этот придуманный язык, записывать написанное, понимать устную речь и узнавать предмет через прикосновение.

"Именно осуществление шести этих функций и служит жизненным тестом на недоразвитость, нормальность, одаренность. Более того, превосходство в выполнении этих функций почти неизбежно приведет и к превосходству в жизни". Каждая из перечисленных функций от рождения и до шести лет проходит семь стадий развития мозга. Это основа, на которой построена вся методика обучения Домана.

Важно отметитить, что, по утверждению Домана, основной из этих шести является двигательная функция (ходьба, бег, прыжки). Каждый родитель, желающий видеть ребенка физически совершенным, должен помогать ему как можно больше двигаться.

Ползком к рекордам

Подвижность и деятельность рук дает возможность ребенку быстрее повышать свой умственный потенциал. А начинать развитие малыша нужно с самого рождения. Что предлагает Доман? Прежде всего перевернуть на живот. Младенцев обычно кладут на спинку, в этом положении они беспомощны и не могут нормально двигаться. Но ни один детеныш животного не находится в положении лапками или копытами вверх. Это главная и первая ошибка, ограничивающая подвижность новорожденного. Положив кроху на животик, мы следуем природе: мягкое подбрюшье защищено полом, а спина - естественным каркасом скелета, малыш свободно двигает руками и ногами, пытается удержать голову.

Вторая ошибка - кутать малышей в теплые одежды, которые мешают им двигаться. Во время беременности малыш находился при температуре 36,6°С, и ему не подходит прохладная взрослая атмосфера 20°С. Нужно планировать детскую как комнату для детей, а не для воспитателей-родителей - следовательно, сделать ее теплее.

Доман предлагает специальные треки для ползания, которые можно использовать с первого дня рождения . Они напоминают длинные ящики, стенки которых касаются предплечий и бедер лежащего на животе малыша. Отталкиваясь ножками, следуя врожденному рефлексу, кроха сможет проползать достаточно большие расстояния. Ползание ничком и на четвереньках играет важную роль в развитии зрения, речи и интеллекта. Поэтому эта методика рекомендует даже старшим детям принять участие в обучении малыша - ползать вместе с ним!

Глен Доман готов поместить ребенка для двигательной активности на теплый, ровный, безопасный пол хоть на 24 часа в сутки. Тут, конечно, появляется множество противников такого подхода. Никакой физический интеллект никогда не заменит живого эмоционального контакта, скажут они и будут по-своему правы. Однако они не учитывают, что на полу с ребенком должны быть и его родители!

Кроме ползания, нужно развивать у малыша хватательный рефлекс, просто поднося 10 раз в день по 1 минуте свои пальцы к его ручкам. А программа развития вестибулярных навыков ускорит рост отделов мозга, ответственных за равновесие. Доман предлагает 15 видов такой стимуляции.

Итак, перемещение на животе перерастет в 2,5 месяца в осознанное ползание, в 3-4 месяца в ползание на четвереньках, затем в ходьбу, бег, спринтерский бег и бег на длинные дистанции. Тренируясь по программе Домана, малыш уже в шесть лет будет пробегать 20 метров вниз, с холма, потом 100 метров и т. д. вплоть до 5 километров без остановки.

Изучая методику Глена Домана, берите то, что подходит именно вам и вашему малышу, не ограничивайтесь только рамками этой программы, даже если она абсолютна ваша. Слушайте с ребенком песенки, читайте стихи, играйте в ролевые игры и игрушки, занимайтесь творчеством. Прислушивайтесь к своему ребенку и занимайтесь тем, что вам обоим доставляет удовольствие. Каждый раз подкрепляйте процесс обучения ребенка какой-нибудь лаской, например, поцелуем или поглаживанием.

Чтение с рождения

Обучение чтению Доман самой главной и наиважнейшей задачей. С помощью чтения ребенок может получать "в наследство знания другого человека, жившего в другой стране и лет за 100 до него". Научившись читать, малыш становится свободным, он уже не ограничен тем, что знают и дают ему родители.

Обучение чтению, математике и разным другим наукам строится в системе Глена Домана по одному принципу. Нужно быстро показывать ребенку в течение дня карточки определенного размера с целыми словами и предложениями, точками от 1 до бесконечности, животными, планетами, историческими деятелями и т. п. и четко произносить названия изображаемого. Причем чем раньше начато такое обучение, тем лучше. "Годовалого ребенка учить легче, чем семилетнего", утверждает Глен. А на вопрос: "С какого же возраста следует обучение?" - отвечает: "С самого рождения!"

Методика обучения чтения начинается со слов, разделенных на тематические группы, первая из которых "Части тела". Многие педагоги отмечают, что, должно быть, эта система хороша для тех языков, где отсутствуют окончания, но русский язык ребенок усвоит неверно, будет при чтении игнорировать окончания или проглатывать их, С другой стороны, на втором этапе (после усвоения порядка 50 слов) малыш получает возможность видеть словосочетания (где он обнаруживает изменения окончаний), позже простые предложения, распространенные предложения.

Доман не начинает обучение детей с букв. "Читать буквы очень сложно, поскольку никто и никогда не ел, не ловил, не носил и не открывал "А". Зато каждый ел банан, ловил мяч, носил шапку и открывал книгу. Буквы, составляющие слово "мяч", являются абстракциями, зато сам мяч вполне конкретен, поэтому легче выучить слово "мяч", чем букву "М". Это противоречит традиционному подходу, когда детей прежде знакомят с буквами, звуками, слогами и складами, а только потом со словами и предложениями. Доман же утверждает, что мозгу, словно компьютеру, нужно дать набор сведений и фактов, а законы, которым они подчиняются, он откроет сам.

Энциклопедия малыша

Спустя несколько недель или месяцев после начала обучения чтению Доман добавляет энциклопедические знания. Программа построена идентично. Серии карточек включают знания из различных областей науки. Здесь даже не важно, что ребенок запомнит большое количество информации, ведь, покупая энциклопедию, мы тоже не прочитываем ее от корки до корки. Учась, малыш позволит расти своему мозгу, а также сможет анализировать объекты и, как настоящий ученый, делать выводы и находить закономерности. Сами "уроки" не занимают много времени, хотя и требуют организованности. Время тут исчисляется минутами: одну карточку следует показывать 1 секунду, и так по 10 штук 3 серии. Следовательно, скажем, даже при 20 подходах это займет у вас всего-навсего 10 минут в день. Однако изготовление карточек - достаточно кропотливая работа. Ведь чтобы завершить, например, усвоение энциклопедических знаний и приступить к интеллектуальной программе, у вас должно быть уже около 1000 карточек. Глен Доман же говорит о том, что не обязательно выполнять все полностью и, если родители дадут хоть какую-то часть материала, это будет гораздо лучше, чем ничего.

Множество точек

Математику ребенок начинает познавать с количества предметов, а не со знаков (цифр), как это принято в традиционной педагогике. Действительно, сначала нужно познакомить малыша с понятием количества, и только когда он будет иметь четкое представление, что такое 5 машин или 10 гусей, его можно знакомить с цифрами. Доман не показывает детям гусей и груши и даже не считает с ними яблоки и кошек, он демонстрирует карточки с точками. Он утверждает, что по его методике дети легко смогут на глаз определять с ходу количество точек, будь их хоть 50, не пересчитывая, и это поможет им выполнять арифметические действия с большими числами в уме.

Дети любят познавать, любят учиться, и чем младше они, тем больше их тяга к знаниям. Приглушить эту потребность мы можем, проверяя и тестируя детей для выяснения того, что они еще не знают. Доман выступает против проверок: ребенок должен показывать, что он знает, быть победителем, а не побежденным, которому указывают на его ошибки и проблемы. Чаще хвалите своего маленького гения, создавайте ситуацию успеха, говорите, что он делает все правильно!


И в математике, как видите, можно достичь результатов, которые мы называет гениальными. А все потому, что все дети гениальны, по мнению Домана, с рождения, и каждый кроха обладает умственным потенциалом ничуть не меньшим, чем у Леонардо да Винчи.

"Мы пытались понять происхождение гения, - пишет Доман, - и вдруг поняли, что это "происхождение" заключено во временном отрезке от рождения и до шести лет. Появление гения зависит от предоставленной ребенку возможности развиваться!"

Обсуждение

Моя подруга ездила в Америку на 3 года с ребенком-аутистом, занималась по методу Домана. Ему это помогло. Теперь 30-летний парень умеет сидеть спокойно в компании, здороваться и отвечать "да" и "нет", правда, невпопад.
Но вот чего не понимаю - так это зачем читать с двух лет, зачем зрение ребенку портить и лишать необходимого контакта с мамой, которая читает малышу? И на фига 6-летнему ребенку бегать без остановки 5 км? Это что, родителям за ним носиться, что ли? А на нескольких ин. языках с кем ему разговаривать? Если ребенок растет в многоязычной семье, он и без Домана выучит языки, а если родители больше одного языка не знают, то никакой Доман не поможет.
Кстати, обучение чтению со слов практикуется у нас в саду(живу в Италии), но что-то до школы почти никто из детей читать не умеет.

06.05.2008 15:30:14, Olga

Как говорится,на каждый товар есть свой покупатель.Мне эта методика не близка,т.к. перед глазами живой пример обратного.Дочке сейчас 2.5года почти и она более интеллектуально развита,по сравнению с ровесниками,хотя на животе лежать не любила,не ползала практически,да и пошла поздно.Физическое развитие сейчас тоже в норме.

Опрежение возрастного развития и гениальность вещи совершенно разные. Попробуйте сами проследить"бзрослые" судьбы Гленовских воспитанников - там нет гениев и даже просто сильно талантливых людей. Чаше всего эти дети просто сравниваются со своими сверстниками к старшей школе.

08.04.2008 18:25:02, Elena Yakubovskaya

Статья замечательно раскрывает саму методику Домана, но мы, как всегда, бездумно стремимся к американскому стандарту и перечёркиваем своё - ах, это у нас всё равно плохо. А вот и нет! Например, математику никакой ребёнок с цифр изучать не начинает, даже в советское время первоклашки цифры начинали изучать после серии вводных уроков, а с математикой дети сталкивались ещё до школы, в детском саду. А теперь, при таком разнообразии развивающих программ (Занков, Давыдов, Истомина, и т.д.) об этом и говорить не приходится.
Чтение целыми словами хорошо для английского языка, в русском же позвуковая запись слов и пока ребёнок не научится соотносить букву со звуком, он не научится читать. В русском языке всего 33 буквы, а слов? И что легче запомнить?! Вы можете научить ребёнка узнавать определённые слова (на изготовление карточек уйдёт Ваше драгоценное время, которое Вы могли бы своему же драгоценному ребёнку и посвятить), но пока ребёнок не "схватит" принцип - читать он не начнёт. Так что, да здравствует система Ушинского, на которой мы все, к стати, и выросли. Читать с трёх лет... Хорошо, конечно. Многие дети могут, сами как- то учатся, но для чего ребёнку в 3 года прочитывать всю домашнюю библиотеку (чем и гордился Доман)?! Что он поймёт в Достоевском, которого найдёт на полке? И когда же он будет двигаться, бегать, общаться, познавать мир?
Всему своё время. У ребёнка в два или в три года совсем другие задачи и проблемы, и вот их- то он и должен решать, вот его основная деятельность.
О температуре в комнате - это к "жэку" - отопление всегда централизованно отключают перед холодами и включают перед жарой.
Насчёт круглосуточного ползанья тоже сложно... Уборку, магазины и т.д. никто не отменял. У Домана, к стати, про то, как мыть пол, написано очень подробно! Врач ведь!
Вот последняя цитата в статье - это очень хорошо! И больше ничего не надо!
Не гонитесь за рекордами, дайте ребёнку возможность активно накапливать опыт, познавать мир, искать своё место в мире и будьте рядом с ним. Родители знают лучше, чем Доман, Сьерз или кто бы то ни было, что хорошо для их ребёнка, Так, как Вы, Вашего ребёнка не знает никто. И это Ваш ребёнок.

07.04.2008 14:48:49, Ирина

Категорически не согласна с тем, что температура 20 градусов слишком низкая для малыша и температура детской комнаты должна быть выше (36,6 наверное?).
С остальным по физическому развитию-соглашусь.

Про необходимость карточек-промолчу.

Комментировать статью "Ваш ребенок - гений "

Если мы, или некоторые из нас хотят воспитывать гениев, то нужно иногда вспоминать это высказывание Николо Паганини? - его я нашел в И где найти такого партнера по воспитанию гениальных детей? Да и есть ли такие, которые не будут бояться мести от окружающих?

Но многие пишут, что ребенок в таком возрасте - гений! Что плачет он в основном-то, именно от того, что ему не дают читать, считать и т.д. Я хочу подтвердить, что если мамочки будут следовать рекомендациям "не спускать ребенка с рук" - это сильно обременяет маму и мешает...

Добрый день, мамочки! Рада знакомству. С супругом обожаем свое сокровище и посвящаем все свое время ее развитию. Хотелось бы делиться своими советами по развитию ребенка и услышать методы других мам по обучению любимых чад до 2-х лет!

Вы хотите чтобы ваш ребёнок вырос здоровым, умным и приспособленным для этой сложной жизни? Думаю что да. В 1995 году в книге "Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка?", П.В.Тюленев доказал, что чем раньше начать играть с ребёнком в специальные игры, тем больших проблем удастся избежать в будущем. Например, можно полностью избавиться проблем здоровья, успеваемости в школе, забыть что такое "трудные" дети. Но обученные по устаревшим программам в XX веке школьные педагоги резко...

Может ли родитель сам сделать ребенка одаренным? На этот вопрос нашла ответ в книге П.В.Тюленева, которую начала читать и буду делиться здесь прочитанным: "Подсчитано, что традиционное образование отнимает от 30 до 70 миллионов рублей у каждой семьи, не давая развиться генетически обусловленному потенциалу ребенка и поэтому родителям необходимо стать педагогическими гениями и вернуть эти средства в семью. В настоящей работе автор ставит эту задачу и намечает пути решения, приглашая...

Шахматы всегда считались игрой, способствующей развитию логического мышления. Поэтому многие родители прилагают немало усилий для того, чтобы ребенок не просто освоил эту игру, но и достиг в ней определенных успехов. В идеале – стал бы настоящим шахматным гением. Но как воспитать шахматного гения? На что обратить внимание, какие свойства нужно развивать? И каждый ли ребенок способен стать чемпионом мира по шахматам? На самом деле у каждого из нас есть определенные задатки, которые, при...

Когда ребенок начинает ходить в школу, то учителя и другие окружающие его взрослые влияют на формирование личности школьника. Но, как правильно заметил Ефим Шабшай, мы не можем быть уверены в том, что «школьные» взрослые хотят вырастить из вашего ребенка хорошего, самодостаточного человека. Ведь их личный мир для нас загадка, неизвестны их приоритеты и ценности. Ефим Шабшай создал тренинг «Гениальный ребенок», который поможет родителям разобраться в том, насколько...

Умные родители - гениальный ребенок.. Развитие детского мозга. Ребенок от рождения до года Ребенок от 1 до 3 Ребенок от 7 до 10 Подростки Взрослые дети (дети старше 18) Другие дети.

Сюжеты о детях с необычайными способностями всегда вызывают повышенный интерес. Родители нередко с чувством легкой зависти следят за успехами маленьких уникумов, сочиняющих стихи в том возрасте, когда другие дети еще даже читать не умеют, рисующих великолепные картины, в то время как сверстники осваивают «точку-точку-огуречик». Наблюдая за юными гениями, невольно задумываешься о том, какой грандиозный потенциал скрывается в каждом человеке. И возникает желание сделать что-то для того, чтобы и...

Многие мамы с завистью смотрят на детей –вундеркиндов и хотят сделать своего ребенка таким же. При этом они, конечно, мало думают о самих детях, скорее их заботит собственная пепрспектива, реализация несложившихся надежд. В таком порыве они начинают стремиться реализвать свое желание и ищут соответствующие методики для воплощения своих мечтаний. Эти поиски часто приводят родителей к методике Глена Домана. Что же дает данная методика ребенку читайте по ссылке ниже: [ссылка-1]

Давайте задумаемся, уважаемые взрослые, как мы воспринимаем детей. Первый физический уровень. Этот уровень, как правило, является для нас главным, основным, а порой, увы!, - единственным нашего восприятия ребёнка. Физический уровень нам понятен и привычен. Вот он ребёнок перед нами. Мы его видим и можем потрогать. На физическом уровне мы отслеживаем, здоров ребёнок или болен, а также как идёт его рост и развитие. И часто мы воспринимаем растущего человека, как физическое тело, которое растёт...

по сравнению с вашим у меня похоже действительно гениальный ребенок:) а я то ее просто нормальной считала мой гений!!! он просто гениально делает перепланировку квартиры. вчера подвинул стену ванной в полете...вот реально вошел на лету и потом как майский жук...

Любой ребенок, пришедший в этот мир - гениален. Каждый ребенок неповторим и уже личность. У каждого есть свой собственный талант, а задача и прямая обязанность родителей во время увидеть, распознать этот талант и помочь его развить. Но ни в коем случае не гасить. Как и все дети разные, так и их таланты, они тоже очень разные. Кто-то любит музыку и поет песни. Кто-то больше расположен к танцам и красивым движениям, которые порой просто завораживают. А кто-то рисует без устали или часто...

Каждый ли ребёнок может быть гениальным? С рождения все дети одинаковые, но по мере воспитания у каждого формируются свои взгляды, мысли и соображения. И большую роль в этом играют родители. Ясли, детские садики, школы - это конечно всё великолепно, но структура школьного образования в основном построена на изучение теоретического материала. И уровень знаний ученика учитель оценивает по его устным и письменным ответам. А всегда ли такой подход приводит человека к жизненным победам? Безусловно...

Гениальность нельзя взрастить. Если она есть, то рано или поздно проявится сама. Очень надеюсь, что мои дети не будут гениями.

Посвятить себя выращиванию гения и "удавицца", если вырос нормальный счастливый человек.:) Принесение себя в жертву неполезно никому. Ни Вам, ни ребенку.

Поздние дети. Давайте обсудим всякие вещи, связанные с поздними детьми (которые родились, когда их родителям было больше 40 лет). Затем, что если я несколько лет просижу дома, мне будет нечего кушать:) Я работаю почти непрерывно - после рождения дочки перерыв был 2...

Хозяйка сети магазинов "Маленький гений " Альбина Ермакова поступила именно так. "Сейчас родители готовы сделать для ребенка все. Понятие "развивающая игра" стало модным", - говорит Альбина Ермакова.

А вы хотели бы ребенка - гения? У меня не гений:), но если б так случилось, "давить" гениальность не стала бы... Гениальность, ИМХО, она на то и гениальность, что ее видно, и воспитать ее сложно, если ее нет как таковой...

Много ли вы встречали в жизни гениев? Я ни разу, в отличие от талантливых и образованных людей. Гениальность встречается столь редко, что просто исчезающе мала. А вот у талантливых, образованных и умных родителей дети как-раз чаще всего вполне успешны.

Рождение ребенка – большая радость для родителей! Если вы хотите, что-бы ваше чадо выросло умным, любознательным и всесторонне развитым, об этом надо позаботиться с первых дней его жизни. В этом вам поможет оригинальная методика Глена Домана, главным принципом которой является гармоничное развитие ребенка – как интеллектуальное, так и физическое. В книге пошагово описаны методы развития двигательных навыков и равновесия с самого рождения малыша, приемы обучения чтению, счету и запоминания больших объемов информации без усилий и напряжения. Учебный материал вы сможете изготовить из подручных средств и легко адаптировать для своего ребенка. А рассказы опытных родителей и последователей Глена Домана помогут вам выбрать то, что оптимально подходит именно вашему малышу.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет" Автор неизвестен бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Текущая страница: 1 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Составитель Е. А. Страубе
Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет

Дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов.

Цицерон

Итак, не станем напрасно терять времени, тем более что для начала всех наук нужна одна память, которою дети одарены в самой высокой степени.

Квинтилиан (42–118 гг. н. э.) О воспитании оратора


У вас родился ребенок! Конечно же, как и все родители, вы мечтаете о том, чтобы он вырос умным и любознательным, способным и всесторонне развитым, чтобы у него не было проблем в обучении и усваивании знаний, ведь от этого зависит его успешность в будущем. И вы намерены приложить все усилия, чтобы предоставить ему все для этого необходимое.

Сегодня родители могут серьезно подойти к развитию ребенка. Возможности, которые открывают для них книги, пособия, игры и игрушки, безграничны. Практически все мамы и папы знакомы с термином «раннее развитие», но не все имеют точное представление о его значении. Надеемся, что наша книга поможет вам в этом разобраться.

Что такое раннее развитие

Термин «раннее развитие» означает интенсивное развитие способностей малыша, начиная с его рождения. Современные психологи и педагоги считают, что 7 лет – это очень поздно для того, чтобы начинать обучение ребенка, ведь его мозг готов к восприятию новой информации с первых секунд после рождения. Поэтому родителям настоятельно рекомендуют начинать заниматься с ребенком с первых же дней его жизни.

В соответствии с модными тенденциями по явилось очень много развивающих детских центров, кружков и целых школ, которые готовы принять ребенка и уже с 6 месяцев обучать его азам чтения, математики, рисования и прочим полезным вещам. Вот тут-то родители разделились на 2 лагеря: одни утверждают, что новомодные тенденции лишают ребенка детства, что он должен как следует наиграться игрушками, а уж потом приступать к занятиям – ведь именно так воспитывали их самих и их родителей, и все выросли успешными и полноценно развитыми людьми.

Сторонники второй точки зрения с энтузиазмом восприняли новый взгляд и активно принялись за развитие и обучение младенцев, порой в запале лишая их того самого «детства». Кто же прав? Мы предлагаем вам самим найти «золотую середину», разобравшись в сути предлагаемых методик развития и самостоятельно ответив на вопросы, для чего они предназначены и как работают. В этом случае вы сами сможете развивать вашего малыша, не превращая процесс в скучные уроки и повинность, а, напротив, получая удовольствие от общения друг с другом.

Каждый ребенок индивидуален и развивается индивидуальными темпами. Нельзя сравнивать его с другими детьми.

Цель любой методики раннего развития не «впихнуть» в ребенка как можно больше знаний и фактов, а научить его получать эти знания – развивая его умственные и физические способности.

Обучение должно приносить обоюдное удовольствие и малышу, и маме, только в этом случае оно будет успешным.

Глава 1 Раннее развитие по методике Домана

Кто такой Глен Доман

Не будет преувеличением, если сказать, что ни одна методика раннего развития не вызывала столько споров и противоречивых суждений, как система Глена Домана. Среди мнений о его методе развития можно услышать как восторженные отзывы, так и суровую критику со стороны педагогов и родителей.

Многие люди брались за этот труд, получали сомнительные результаты или вовсе их не получали, видели нежелание, сопротивление детей против такого способа подачи информации, в результате, заразившись от Домана идеями раннего развития, меняли методику до неузнаваемости и получали свою, как, например, известная многим Сесиль Лупан.

Так кто же он, Глен Доман – величайший Учитель, открывший универсальный рецепт воспитания гениев, или просто автор сомнительной методики, вокруг которой развернулась бурная рекламная кампания? Полезно или вредно заниматься с ребенком по системе Домана?

Возможно, многим покажется странным, что такая известная методика «по воспитанию гениев» первоначально была реабилитационной. В конце сороковых годов XX века американский военный врач-нейрохирург Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названном Институтом ускоренного развития ребенка (Better Baby Institute (BBI)), начал заниматься лечением детей с травмами мозга.

C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом – слова, картинки. Весь урок занимал 5–10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Метод сработал.

Выводы, к которым пришли Доман и его коллеги, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.

Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман сделал уникальное открытие: мозг развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Чем больше с самого рождения малыша поощряют двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект. Это значит, что малыш гораздо раньше общепринятых сроков начнет самостоятельно ползать, сидеть, ходить. А как только ребенок осваивает тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий, отдел мозга. Ну а чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.

Творческие возможности детей, обучающихся по системе Института ускоренного развития ребенка, настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения.

Что дает методика Домана родителям и детям

В дальнейшем систему, разработанную для больных, Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми. Своими трудами он показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинают читать, превосходно осваивают математику, становятся настоящими эрудитами и вместе с тем прекрасно развиты физически: они хорошо плавают, бегают, лазают.

Не менее важно и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и, пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения.

Человеческий потенциал огромен; в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить.

Стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.

Мозг развивается лишь в том случае, если он работает.

Чем больше с самого рождения малыша поощряют двигаться, тем быстрее идет формирование мозга.

Главным принципом методики Домана является гармоничное развитие ребенка. Это означает, что развитие интеллекта происходит в неразрывной связи с физическим развитием. Доман стремится «дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей». Но, чтобы он мог выбрать, ему необходимо эти возможности предоставить. Это и призваны сделать занятия: необходимо развивать слух, способность к языкам, пластику и силу мышц – все, что может стать потом любимым делом, источником вдохновения.

Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите.

Это самый верный способ сделать малыша счастливым и успешным. Он научится без серьезных потерь выдерживать большие нагрузки, будет готов к ритму современной жизни, осознавать, что учеба – это источник интересных открытий и новых возможностей.

Прежде чем начать занятия

Работа с ребенком по методике Домана напоминает создание сложной компьютерной программы. Поэтому каждая частица знаний, которую получит малыш, называется «битом информации».

Мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение.

Учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до 7–7,5 лет, но активнее всего он растет в первые три года.

Все младенцы обладают невероятными способностями к языкам.

Чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.

Почти с рождения ребенку можно показывать большие карточки с «битами информации». Для обучения чтению используйте карточки со словами. Для обучения математике – карточки, на которых цифра заменена соответствующим количеством точек. Для получения энциклопедических знаний – карточки с картинками. Такая карточка может изображать животное, насекомое или произведение искусства. Название предмета записывается на обороте, именно его ребенок и должен прочесть. Чем подробнее (по Доману – информативнее) объяснение, тем лучше. Например, надпись «большая галапагосская черепаха» предпочтительнее, чем «черепаха».

Бесспорно, методика Глена Домана полезна и при правильной организации занятий эффективна, хотя, как и у любой методики, у этой системы есть свои минусы. Однако не стоит сразу же отказываться от методики, предложенной Доманом. Помните про правило «золотой середины»? Вот именно его-то и надо соблюдать, умело сочетая элементы этой системы с другими методиками раннего развития, со здравым смыслом, особенностями именно вашего ребенка, а также вашим образом жизни.

Глен Доман утверждает: «Если вы в течение десяти секунд покажете ребенку не просто 10 случайных карточек, а 10 карточек, относящихся к определенной категории, то тем самым предоставите ему возможность составить 3628800 комбинаций из полученных знаний. Теперь он не просто запомнит на всю жизнь десять бит информации, а овладеет целой системой знаний».

Система Домана хороша тем, что ребенок усваивает большой объем информации с легкостью, приятным для него способом, без насилия, угроз и тому подобных «воспитательных» изысков. Для развития творческих и исследовательских способностей родители всегда могут найти другие способы.

Перед началом занятий обязательно обратите внимание на несколько важных моментов.

Занятия по данной методике потребуют от родителей определенных сил и затрат – ведь в течение длительного времени им придется изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений, различных предметов.

В системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения. Он сидит, а мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Не получается диалога и совместного творчества с ребенком.

Не надо отказываться от традиционных «бабушкиных» методов. Давайте малышу слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту. Это поможет развить у малыша речь, вовремя сформировать функции интерпретации текста. Не стоит забывать и о таких старинных «развивалках», как традиционные потешки, пестушки, пальчиковые игры.

Ученые считают, что нельзя забывать об эмоциональном и познавательном развитии ребенка, так как нельзя развивать только одну (в данном случае зрительную) составляющую. «Факт» надо пощупать, потрогать и полизать, то есть исследовать его всеми органами чувств, и потом, используя его взаимосвязи с другими «фактами», определить ему место в мире.

Если использовать при обучении только картинки с подписями, как рекомендует Доман, у ребенка не формируется текстовое мышление: умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, добывать из него необходимую информацию.

Доман сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но ребенок – не компьютер, и ему нужно большее, чем некий объем информации.

Итак, если вы решили начать обучение ребенка по методике Глена Домана, прислушайтесь к советам специалистов и опытных родителей.

Ориентируйтесь на реакцию малыша. Доман рекомендует показывать карточки очень быстро, задерживая каждую не более чем на 1–2 секунды. Мозг маленького ребенка работает иначе, чем у взрослого, и малыш как будто бы «фотографирует» картинку, а затем в состоянии покоя обрабатывает полученную информацию. Для детей первого – начала второго года жизни это действительно справедливо. Но полутора-двухгодовалый малыш сам обязательно даст вам понять, что эта методика его уже не устраивает. Скорее всего, он начнет отбирать у вас альбом, подолгу рассматривать картинки, задавать вопросы. Прислушайтесь к своему крохе, и вы обязательно поймете, как именно нужно с ним заниматься. Положитесь на свою интуицию, ведь любая готовая методика – всего лишь схема, из которой нужно выбирать то, что кажется полезным и нужным именно для вашего малыша.

Никогда не делайте то, что вам не по душе и что, как вам кажется, не нравится ребенку.

Не относитесь серьезно к утверждению Домана о том, что единственная потребность ребенка – познавать, а бесполезная игра – это всего лишь родительский способ «отделаться» от малыша. Психологами давно доказано, что игра для ребенка – это моделирование мира и возможность самовыражения.

Занимайтесь с ребенком по времени столько, сколько у вас получается. Не переживайте, что в ваш распорядок дня не удается вписать трехразовый показ нескольких блоков карточек, большинство физических упражнений и т. п. Стоит напомнить, что изначально методика разрабатывалась для детей, страдающих различными заболеваниями, и родители готовы были «жить для ребенка». Цель их жизни заключалась в том, чтобы поставить их на ноги. Нужны ли такие жертвы здоровому малышу? Будут ли счастливы родители, подчинившие свою жизнь целиком его обучению? И принесет ли это счастье самому ребенку?

Занимаясь по методике Домана, используйте только то, что вам под силу. В любом случае это будет лучше, чем ничего.

Не просите ребенка давать вам ответы, играть с вами, читать вам тогда, когда у него нет настроения, только из-за того, что пришло время очередной «порции» знаний.

Главное – старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком на любые темы. Это залог вашего успеха.

Предоставьте ребенку как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь только карточками. Пусть в распоряжении малыша будут карты, книги, микроскоп, музыкальные инструменты и многое другое, что вы можете позволить. Среда, в которой живет ребенок, должна быть развивающей.

Информация, которую вы даете маленькому ребенку, должна быть построена на основе принципа «Ребенок и его окружение», и границы ее необходимо расширять в зависимости от возраста ребенка. К примеру, можно показывать малышу карточки с предметами обихода, фруктами и овощами, растениями местности, в которой вы живете, домашними и дикими животными, которых он может увидеть или о которых рассказывается в его книжках. Очень полезны карточки, изображающие, что делают дети (идет, сидит, плавает, пьет из бутылочки, улыбается, спит). Можно сделать серию карточек, на которых будут изображены представители различных профессий: маляр, шофер, рыбак, врач, продавец, клоун и т. д. Все это не только расширяет кругозор малыша, но и развивает его речь. Для удобства использования вставьте карточки в фотоальбомы или папки с прозрачными кармашками – файлами, а картинки подпишите крупными, четкими буквами. Тогда малыш будет не только запоминать картинки, но и постепенно учиться читать.

Радуйтесь каждому успеху вашего ребенка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это желание замечено вами впервые.

Совершенствуйтесь сами, никогда не останавливайтесь на достигнутом, ищите ответы на детские вопросы вместе с малышом, рассуждайте.

Не нагружайте ребенка бесполезной информацией. Чтобы малопонятные абстрактные факты не «повисали в воздухе», такие занятия хорошо совмещать с чтением любимых книг. Например, читая русские народные сказки, подготовьте серии карточек с животными и растениями, которые в них упоминаются, изображения предметов старинного быта (прялки, веретена, коромысла, лапти и т. д.). Если малыш без конца требует перечитывать «Айболита», самое время рассказать ему, что такое Африка и показать ее на географической карте, сделать и рассмотреть альбом «Звери жарких стран», в котором встретятся изображения животных, вылеченных Айболитом.

Старайтесь давать ребенку не отдельные факты, а системно организованную информацию; подавайте ее с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну и ту же тему не только на карточках, но и в играх, плакатах, книгах, других пособиях.

Маленькие дети намного способнее к обучению, чем кто бы то ни был.

Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.

Самыми лучшими учителями являются родители.

Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только это знание истинно и основано на фактах.

Не устраивайте «проверки знаний»: тестирование выявляет только то, что не усвоено.

Учение – это игра, которая заканчивается до того, как ребенок устанет.

ЗАМЕТКИ ОПЫТНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Марина Ф .: «Мы с дочкой стали заниматься по Доману с 3-х месяцев. Начали с развития физических способностей. Благодаря этим упражнениям в 3 месяца ходили с поддержкой и ползали, садиться ребенок стал в 4 месяца, сам ходить – в 6,5 месяцев. Причем противники такого развития говорят только о том, что такие занятия якобы вредны для позвоночника ребенка. Скажу сразу, что все упражнения Домана для этого периода развития основаны на движении без нагрузки на позвоночник. Благодаря этим упражнениям и укрепляются мышцы и связки позвоночника. А вопрос: „Зачем ребенку в 3 месяца ползать или в 6 месяцев ходить?“ – я не понимаю. Может, логичнее будет предположить, что вредно пеленать ребенка и не давать ему двигаться? А если ребенок может ходить или ползать, он получает возможность открывать новые горизонты для познания окружающего мира. По крайней мере, мой ребенок был в восторге.


Дальше с 7 месяцев мы стали учиться читать. Для ребенка это была увлекательная игра. Опять же не понимаю тех, кто спрашивает: „А где же детство? Где необходимые детские игры?“ Наше обучение не занимало больше получаса в день, вот вам ответ – целый день на другие игры. Результатом занятий стало то, что ребенок в 1 год 8 месяцев читал детские книжки сам. Причем, чтобы не было проблем с длинными и неизвестными словами, мы, помимо целых слов, выучили еще и все известные слоги. С 10 месяцев учились считать. Сейчас дочке 2 года и 3 месяца, мы считаем до 100, делаем все простые математические действия, начинаем изучать таблицу умножения.


Приведу главный довод, почему я „за“ Домана. Большинство не подготовленных к школе детей к концу первого класса не успевают усвоить простой счет и математические действия, а тут уже второй класс – таблица умножения. Материал усложняется. Дети пытаются понять таблицу умножения, не зная толком счета. И начинается снежный ком: ребенок не усвоил одно, – ему уже другое усваивать надо. И так до выпускного класса. А отшлифованные до идеала начальные знания помогают, а не тормозят усваивание школьной программы. В жизни ребенку легче будет понимать другие простые и сложные вещи».

Глава 2 Как правильно учить ребенка

Не нужно быть профессионалом

Большинство родителей, познакомившись с методикой Глена Домана в теории, боятся перейти к практической части и начать занятия со своим ребенком. Объяснений этому несколько.

Многих пугает утверждение, что все инструкции необходимо выполнять как можно более точно – только в этом случае можно добиться желаемого результата.

Другие родители, ознакомившись с методикой Домана, решают, что заниматься по ней с ребенком слишком сложно: приготовления к урокам отнимают слишком много сил и времени, сами уроки требуют систематичности и высокого темпа, а это довольно трудно обеспечить, имея маленького ребенка и много других обязанностей, которые тоже необходимо выполнять.

В возрасте 5 лет ребенок легко усваивает огромное количество информации. И чем он моложе, тем лучше это делает. Если же ему нет и 2 лет, процесс обучения пойдет самым легким и эффективным образом.

Ребенок младше 5 лет способен воспринимать информацию удивительно быстро.

Все дети являются лингвистическими гениями.

Дети младше 5 лет буквально переполнены жизненной энергией.

Кроме этого, многие родители, не имеющие педагогического образования, боятся ошибиться, сделать что-нибудь не так, тем самым навредив ребенку. Они предпочитают отдать малыша в развивающие центры, где дети будут в надежных руках специалистов.

Конечно, такие рассуждения не лишены здравого смысла, но все же не стоит торопиться отказаться от методики Домана. Обратите внимание на следующие факты.

Ребенку с первых дней рождения необходимо внимание мамы. Занятия дают малышу не только знания, но и так необходимое ему и вам общение друг с другом. К тому же кто как не мама лучше знает потребности и возможности своего малыша?

Как бы плохо (с вашей точки зрения) вы ни учили малыша читать, считать и усваивать другие знания, это все равно будет более полезным, чем если вообще ничего не делать. Занятия по методике Домана – это беспроигрышная игра, в которой вы все равно выигрываете, как бы плохо при этом ни играли. Результат будет обязательно, даже если вы приложите минимум усилий.

Дети младше 5 лет обладают огромной жаждой по знания.

Чем больше информации усваивает ребенок младше 5 лет, тем больше остается в его памяти.

Дети младше 5 лет могут научиться всему тому, чему вы будете их учить, если только делать это искренне, радостно и постоянно основываясь на фактах. Более того, они хотят этому научиться.

Дети младше 5 лет могут выучить столько иностранных языков, сколько им дадут выучить.

Чем грамотнее и увереннее вы будете поступать, тем быстрее и легче научите своего ребенка – эта истина известна. Для начала давайте рассмотрим то главное, что нужно помнить о самом ребенке, а уже потом обсудим вопрос, как именно его следует учить.

Для обучения ребенка необходимы:

Отношение и подход родителей;

Объем и порядок преподнесения учебного материала.

Доман уделяет огромное значение трем основным областям интеллектуального развития – чтению, математике и энциклопедическим знаниям. Самым важным из них является чтение. Умение читать – одна из высших функций человеческого мозга. Из всех живых существ только человеческие существа умеют читать.

Кроме того, чтение – это одно из важнейших умений, которые необходимы в жизни, поскольку все остальное образование основывается именно на нем. Поэтому вам следует начать именно с обучения чтению. Начав выполнение соответствующей программы обучения, вы постепенно станете дополнять ее программой обучения энциклопедическим знаниям.

Человеческий интеллект базируется на собственных знаниях. Без знаний не может быть интеллекта. По этому параллельно с программой обучения чтению вы начинаете программу обучения энциклопедическим знаниям, используя для этого несколько наборов заранее приготовленных карточек. Когда ваш ребенок хорошо усвоит содержащиеся на них факты, приступайте к программе обучения математике.

Если вам или вашему ребенку неинтересно – прекратите занятия. Видимо, вы делаете что-то неправильно.

Одновременно с этим уже с первых дней рождения следует уделять внимание и физическому развитию ребенка. В результате малыш вырастет гармонично развитой личностью, а его способности позволят ему многого добиться в жизни.

Каждый раз подкрепляйте процесс обучения ребенка поцелуем или ласковым прикосновением, улыбкой.

Вы держите на руках свое новорожденное чудо. А может быть, только в его ожидании. Но вы, любящие родители, уже готовы весь мир бросить к ногам своего ребенка. Открыть перед ним массу путей и возможностей. Сделать так, чтобы он вырос более здоровым, умным, успешным, чем вы сами.

Мы искренне рады за вашего кроху — ему очень повезло с мамой и папой! Главное — вера в успех своего ребенка и желание сделать его счастливым. Все остальное, как говорят специалисты, дело техники — правильный выбор методики для раннего развития ребёнка.

Методика Глена Домана

Здесь есть над чем задуматься. Стоит зайти в любой магазин, и на вас чуть ли не падают с полок пособия по воспитанию гениев, спортсменов, великих музыкантов. Читайте внимательно, кто автор издания, чем он занимается, желательно подробно узнать все о его предшественниках, последователях и достижениях. А если вам повезет натолкнуться на книгу Гленна "Гармоничное развитие ребенка", то обязательно уделите ей внимание как одной из самых достойных методик.

Гленн Доман предлагает по-настоящему уникальный комплексный подход к развитию крохи с первых дней жизни. В нем физическое совершенствование и тренировка умственного потенциала маленького человечка неотделимы друг от друга. Это твердая позиция автора: развитие интеллекта находится в прямой связи с физическим развитием.

Методика универсальна — она подходит для малышей любого темперамента, физических данных, состояния здоровья. Если ребенок перенес какие-то травмы и заболевания, тем более стоит начать тренировки по Доману.

Дело в том, что изначально ученый-нейрофизиолог Гленн Доман разработал реабилитационную методику для лечения детей с травмами мозга. Успех в стимуляции мозга детей с отклонениями в развитии вдохновил Домана на применение своих достижений для развития здоровых детей. Результаты получились впечатляющими. Доман вывел формулу, согласно которой чем интенсивнее занятия с малышом в первые годы жизни, тем активнее развивается его интеллект. И чем больше ребенок двигается с самого рождения, тем быстрее происходит развитие его мозга.

Доман доказал своими трудами, что когда маленький человечек появляется на свет, его потенциал огромен. Дети двух, трех лет могут легко научиться читать, считать, рисовать, бегать, плавать, кататься на коньках, играть на музыкальных инструментах, разговаривать на нескольких иностранных языках. И все это происходит совершенно естественно, без дополнительной мотивации малыша, поскольку мозг новорожденного запрограммирован на обучение. После трех лет активный рост мозга замедляется, а к семи годам практически заканчивается. И это тогда, когда начинается традиционное обучение в школе!

Развитие с рождения

Так вот, чтобы первый класс не стал для ребенка суровым испытанием, чтобы учеба приносила ему преимущественно радость, чтобы малыш с легкостью и с удовольствием усваивал большие объемы информации, начинайте прямо с рождения! Дайте крохе "неограниченные возможности в жизни", а он уже сам выберет, чем дальше заниматься. Развивайте в ребенке силу мышц, пластику, выносливость, а также слух, способности к языкам. Также Доман предлагает начать с рождения и обучение чтению, математике, энциклопедическим знаниям. Сначала занятия строятся так, что малыш является наблюдателем происходящего. Ему показывают карточки с так называемыми "битами информации". В чтении — это слово, в математике — количество, графически выраженное точками, в получении энциклопедических знаний — карточка с изображением животного, растения, произведения искусства. С возрастом кроха становится более активным участником процесса и сам подсказывает родителям пути совершенствования знаний.

Как же развивать интеллект малыша с первых дней жизни, каких результатов можно ожидать? Прежде всего, помните, что все обучение основано на увлекательной игре. Для крохи получение знаний — это самый интересный способ времяпровождения. Главное для родителей — не убеждать ребенка в обратном и делать все, чтобы он учился с удовольствием. Занимайтесь с малышом только когда он и вы в хорошем настроении, во время занятий разговаривайте с ним весело, с энтузиазмом, целуйте его, обнимайте и восторженно хвалите. Так кроха полюбит учиться еще больше и будет достигать успехов с потрясающей скоростью.

Один урок-игра по Доману длится всего несколько минут, а закончить его следует до того, как этого захочет ребенок. Он с нетерпением ждет следующей порции знаний. Показывайте карточки очень быстро, динамика обеспечивает лучшее восприятие, а медленная подача информации заставляет малыша скучать.

Чтение по Доману

Процесс обучения состоит из демонстрации крохе карточек с крупным отчетливым красным шрифтом. В дальнейшем шрифт можно будет уменьшить, заменить его на черный, т.е. приблизить его к книжному. Сначала вы учите малыша читать отдельные слова, затем по освоении основного словарного запаса — словосочетания, предложения, специально изготовленные книги. Регулярные игровые занятия позволят вывести ребенка в беглое чтение уже через 8-12 месяцев. Одновременно с навыками раннего чтения, у малыша развивается мышление, феноменальная память, зрение, слух, речь.

Математика по Доману

Сначала вы знакомите ребенка с количествами, при этом демонстрируя ему не абстрактную цифру, а число точек, соответствующее названному числу. Для детских глазок подойдут белые картонные карточки с большими красными, хаотично разбросанными точками. Постепенно осваивайте счет до ста, демонстрируя карточки в разнобой. Да-да, кроха способен одновременно увидеть 100 точек на карточке, пока вы тихонечко сверяетесь с подписью на обороте! Следующие этапы занятий: решение примеров, задач, а затем уже знакомство с цифрами, которое завершится очень быстро. Всего за несколько месяцев регулярного обучения математике вы получите впечатляющие результаты. А наряду с получением математических знаний, ребенок развивает интеллект, феноменальную память, навыки устного счета, внимание, пространственное восприятие, зрение.

Энциклопедические знания

Расширение кругозора ребенка проводится с помощью демонстрации карточек, на которые нанесено изображение в виде рисунка или фотографии. На карточки четко наносится один предмет, незнакомый малышу, подписывается его название. Области знаний для подготовки материала можно брать любые. Доман выделяет 10 разделов: биология, география, история, математика, искусство, анатомия человека, музыка, язык, литература, общие знания. Вся интеллектуальная программа подразделяется на уровни. Чем он выше, тем более сложные факты о заданном предмете получает ваш малыш. В программе развития энциклопедических названий нет сроков, критериев успеха, ограничений. Ее цель — привить ребенку любовь к получению знаний, а также понять, что играючи малыша можно научить всему на свете!

В каком порядке вводить программы развития интеллекта? Начните с чтения, ведь именно умение читать является одной из высших функций человеческого мозга. Из всех живых обитателей планеты способны читать только люди. К тому же чтение — это одно из самых необходимых умений, на котором основывается все остальное образование. Постепенно в распорядок крохи можно включать программу обучения энциклопедическим знаниям, а затем и математике. Ну и, разумеется, с самого рождения ребенка не забывайте о его физическом развитии, которое помогает активному формированию мозга.

Как видите, огромным плюсом обучения по Доману является то, что ребенок с первых дней получает помимо знаний так нужное ему внимание мамы. Методика предполагает занять много времени и сил родителей, искренне любящих малыша. Это вовсе не значит, что мам и пап, которые практикуют развитие по Доману со своими детьми, больше ни на что не хватает. Напротив, начавшие заниматься мамы говорят, что стали более организованными и успевают еще больше, чем до рождения малыша.

Организация занятий, конечно, потребует какое-то время. Но и здесь есть выход у суперзанятых родителей. В продаже имеются готовые пособия с карточками по Доману. И потом, нет же ничего страшного в том, чтобы посидеть на полчаса меньше в Интернете и посвятить это время малышу.

Также следует помнить, что хоть Гленн Доман дает исчерпывающую схему занятий, адаптировать ее под себя и своего ребенка не возбраняется. Равно как и использовать традиционные методы развития малыша с помощью сказок, стихов, потешек, . Выработайте для вашего крохи индивидуальную методику. Для этого прислушайтесь к ребенку и к собственной интуиции — и вы обязательно поймете, что нужно вашему сыну или дочери. Совершенствуйте не только методики и ребенка, но и себя. Ищите пути реализации ваших возможностей. А кто ищет, тот всегда найдет!

Мария Логоватовская, специалист по раннему развитию

Статья предоставлена сайтом "Умница"

Комментировать статью "Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана"

Метод Домана - альфа и омега реабилитации "особых детей" с ЛЮБЫМ нарушением ЦНС. Вы можете использовать разные средства реабилитации своего ребенка, но только этот метод...

Методика Глена Домана. Как и Мария Монтессори, Глен Доман Обучение чтению по методу Глена Домана. Размеры карточек и подробное описание методики [ссылка-1].

Дети с особенностями развития, инвалидность, уход, реабилитация, врач, больница, медикаменты. ...зарплата 200 руб вчас. мне 33 года. работала с особыми детками, по методике глена домана 2,5 года. умею делать паттернинг, маски, горки, массаж...

Божена (методика Глена Домана) в Москве. Здесь неоднократно обсуждалась семинары Божены, работающей по методике Глена Домана, связавшись с ней мы выяснили что у нее...

Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. После трех лет активный рост мозга замедляется, а к семи годам практически заканчивается. начинают до 1 года, и печатают - в год с небольшим на пишущей машинке и компьютере с 1988 - 1991 г. ... Мы с дочкой стали...

Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. Глен Доман применял методику для больных детей, для детишек, которые не могли В чем ошибся Гленн Доман или, ваш ребенок гений! Лекции Домана в Москве. Метод Домана - альфа и омега реабилитации "особых детей...

Нужна помощь в переводе книги Глен Доман "Что делать, если у вашего ребенка поврежден Издательство, что выпустило книгу Домана про Гармоничное развитие ребенка, эту книгу...

Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. Гормональный фон и гармоничное развитие. Эндокринные нарушения у детей. Появился термин «ретардация», то есть замедление физического развития и формирования функциональных систем у детей и...

Глена Домана. Мы использовали элементы его методики при обучении, в частности, по знакомству с окр.миром, глобально чтение, математика (представление чисел в виде красных...

Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. Методики раннего развития ребенка, Часть 2. О лучших результатах раннего физического Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми.

Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Посмотрите другие обсуждения: Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. Наверное я против Домана, против некоторых методик.

Глен Доман применял методику для больных детей, для детишек, которые не могли ни двигаться, ничего вообще делать, только лежали пластом в своих кроватках.

Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Математика (точки) тоже в первую же неделю начала выззывать раздражение 6тимесячного малыша. Чтение по Доману я даже не начинала - смысла не...

Методика Глена Домана. Ну, кто нибудь растит вундеркиндов??? Если да то по каким А мы не знаем что за методика Домана. Мы наверно для таких методик еще не доросли.

Про методики Глена Домана сейчас не слышал только глухой. Его книги издаются и переиздаются. Ширится круг его последователей и приверженцев.

Про методики Глена Домана сейчас не. Методика Глена Домана построена на том, ребенку предоставляются в готовом виде факты: слова, красные точки в нужном количестве, картинки...

Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. Я бы сказала, резюмируя: Методика Домана замечательная, она опередила свое время, традиционную систему - на 300 лет, опередила систему Монтессори - на 35 лет, но она намного отстает от российских методик, от...

А по методике Домана ребенок будет читать только те слова, которые он уже Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и А недавно Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. После трех лет активный рост мозга...

Методика Глена Домана построена на том, ребенку предоставляются в готовом виде факты: слова, красные точки в нужном количестве, картинки на разные темы.

Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. Про методики Глена Домана сейчас не. Методика Глена Домана построена на том, ребенку предоставляются в готовом виде факты: слова, красные точки в нужном количестве, картинки на Методики воспитания детей...


Книга Гленна Домана «Гармоничное развитие ребёнка» является поистине удивительной – она написана конкретно для родителей, а её целью является показать, что потенциал детей намного больше того, что мы представляем себе. И именно мы несём ответственность за то, что бестолково тратим время своих любимых детей, когда устанавливаем ограничение на их физическое исследование окружающего мира, которое совершенствует их двигательное развитие, причём в наиболее подходящее для этого время. А между тем следует знать, что двигательное развитие в будущем окажет воздействие на интеллектуальное и социальное развитие ребёнка. Данная книга поможет вам избежать типичных родительских ошибок и позволит вашему ребёнку развиваться максимально гармонично.

О Гленне Домане

Гленн Доман является американским врачом-физиотерапевтом, разработчиком серии методик восстановления для детей, имеющих поражения нервной системы, и методики обучения детей (метода Домана). Кроме того, Доман основал Институт развития человеческого потенциала, организовал издательство «Gentle Revolutıon», консультирующее родителей по вопросам воспитания. Миссией Гленна и его коллег является объяснить каждому родителю, очаровательного, талантливого и интеллигентного ребёнка, благодаря чему станет возможно создать высокогуманное, здоровое и порядочное общество. Более подробную информацию об авторе и его методике вы можете получить на сайтах «Gentlerevolution.com » и «Iahp.org ».

Краткое содержание книги «Гармоничное развитие ребёнка»

Книга состоит из предисловия, введения и трёх больших разделов. Укажем некоторые интересные моменты каждого из них.

Предисловие

На ранней стадии является важнейшей составляющей его подготовки в будущем не только к познавательной деятельности, но также и для раскрытия огромного числа других возможностей. Гленн Доман методично раскрывает все стадии развития мобильности и посвящает в особенности организации окружающей среды таким образом, чтобы она максимально развивала ребёнка. Следуя точным и ясным инструкциям, родители смогут создать индивидуальную домашнюю развивающую программу.

Работая с разными детьми, автор и его помощники сделали ошеломляющее открытие – скорость физического развития ребёнка воздействует на скорость развития его мозга. А это значит, что интеллект ребёнка зависит от того, насколько хорошо он развит физически.

Введение

Будучи высокопрофессиональным специалистом, автор изучил огромное количество материалов на тему двигательной активности человека, начиная с двигательных паттернов древних людей и заканчивая современными исследованиями воздействия невесомости на организм.

Гленн Долман на протяжении всей книги акцентирует своё внимание на следующих тезисах:

  • Мозг человека растёт, если его постоянно использовать, но этот процесс роста заканчивается примерно в 6 лет
  • Маленькие дети предрасположены к обучению в гораздо большей степени, чем кто-либо другой
  • Маленькие дети считают, что самый лучший подарок для них – это внимание со стороны взрослых, в частности, со стороны родителей
  • Родители – это самые лучшие учителя для ребёнка и могут обучить ему всему, что знают, если это знание основано на фактах

Раздел 1. Предпосылки физического интеллекта

Физическое, умственное и социальное развитие является одним из самых главных даров от природы человеку.

Любой ребёнок, у которого появляется возможность достичь физического совершенства, будет несказанно рад ею воспользоваться.

В момент рождения дети обладают своим максимальным умственным потенциалом, а является одним из основных навыков, требующихся для выживания.

Маленькие дети желают научиться всему, чему только можно, и как можно скорее. К тому же они уверены в том, что ничего лучше обучения в мире нет.

Чем младше ребёнок, тем больше удовольствия он получает от процесса обучения, и тем легче оно ему даётся. А чем старше становится человек, тем меньше он верит в то, что обучение является радостью. Взрослые люди зачастую воспринимают обучение как пытку.

Раздел 2. Как усилить физический интеллект вашего ребёнка

Если ребёнок будет иметь возможность ползать как можно дольше и чаще, он будет быстрее развиваться, а также будет быстрее увеличиваться его мозг.

Исходя из особенностей современно культуры, толстый ребёнок считается здоровым. Однако автор уверен, что дети толстыми быть не должны, а материнское молоко должно превращаться не в жир, а в мышцы. В будущем это будет способствовать развитию потенциала и красоты.

Чтобы новорождённый развивался как можно лучше, он должен бодрствовать минимум 4 часа в стуки, и в это время ему необходимо ползать по полу или специальному треку. Лучше всего будет, если ребёнок будет и спать на таком треке.

Интересный приём: ещё до достижения ребёнком полугодовалого возраста, пока он не научился ходить, нужно опустить его вниз головой на мягкий мат, пригибая одной рукой голову, а другой придерживая бёдра, и перекувырнуть. Если выполнять такое упражнение по 15 раз в день, мозг ребёнка научится ориентации в заданном направлении.

Раздел 3. Как увеличить умственный потенциал вашего ребёнка

Далеко не каждый родитель знает, что новорожденного ребёнка можно учить плавать, а уже по достижении малышом годовалого возраста его можно обучать , иностранным языкам. В полтора года можно учить ребёнка выполнению гимнастических упражнений, игре на музыкальных инструментах, а в два года уже можно обучать письму.

Каждый ребёнок является лингвистическим гением, и в 1 год дети гораздо лучше, чем в 7 лет. А обучать ребёнка письму намного легче, нежели устной речи, т.к. написанное слово всегда останется таким, как было, а произнести слово вслух можно невнятно, с акцентом, очень быстро и т.д. Чтобы годовалый малыш начал воспринимать слова на слух, нужно произносить их чётко, громко и много раз.

С момента своего рождения ребёнок является «чистым листом», и стать может кем угодно, но этот потенциал утрачивается к 6 годам. До 6 лет можно также сделать ребёнка гением. И если вы знаете о принципах работы мозга, вы будете организовывать для своего ребёнка регулярные занятия математикой, чтением и другими дисциплинами, чтобы он смог овладеть энциклопедическими знаниями.

Если использовать для развития ребёнка систему, представленную в книге, можно сделать так, чтобы уже к 4 годам коэффициент его интеллекта был равен 200, в то время как этот же показатель у обычных детей равен 100.

Краткое резюме

Родители очень любят своих детей, по причине чего уделяют огромное внимание сопливым носам и грязным пелёнкам, а потеряв ребёнка из виду на несколько секунд где-нибудь в общественном месте, мгновенно приходят в ужас; при даже крошечном родители впадают в панику и летят в больницу. Другими словами, любящие родители делают то, что должны делать любящие родители.

Но в тот момент, когда ребёнка пора знакомить с достояниями человеческой культуры, накопленными годами, к примеру, скульптурой, литературой, живописью, и т.д. родители часто начинают ждать, когда малыш достигнет шестилетнего возраста. Знайте – в этот момент можно сказать, что вы опоздали, а познавательный потенциал ребёнка безвозвратно утерян. К тому же это время дети, как правило, попадают в руки к учителям, не видящим в процессе обучения ни капли радости или веселья.

Отдавая своего ребёнка в чужие руки, родители теряют то, чего сами не осознают – они утрачивают чудо, которое вполне могли бы сотворить сами, если бы начали обучать ребёнка самостоятельно. И здесь важно сказать – нет учителей лучше родителей!

Во всех детях с рождения есть частица волшебства, и родители должны понять это, и всегда относиться к своим детям бережно, с теплотой и любовью, чтобы это волшебство не исчезло и оставалось на протяжении долгих лет. И если родители уважают это волшебство, если хотят его сохранить, они должны принимать активное участие в нём.

Все родители, любуясь своим любимым малышом, непременно, испытывают восхищение и изумление. И любой отец, и любая мать знают, что их ребёнок является чудом. Причём это чудо поистине уникально и неповторимо. И задачей каждого из родителей является дать этому чуду дорогу в жизнь и подарить ему то, что является частью его нутра с самого рождения.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png