На Факультете психологии НГПУ прошел семинар, посвященный психолого-педагогической профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних «Семейный разговор».

Образовательно-профилактическая программа «Семейный разговор» создана специалистами как эффективный инструмент предотвращения употребления алкоголя несовершеннолетними, налаживания открытого, честного диалога между родителями и детьми. Данный проект стал лауреатом III Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы», удостоен грамоты министерства образования и науки РФ.

К сожалению, алкоголизм, а, соответственно, и его профилактика все еще актуальный предмет обсуждения в нашей стране. Непростая тема рассматривалась в зале ученого совета НГПУ, куда приехали несколько десятков педагогов-психологов и студентов факультета психологии. Со всем сказанным на семинаре хорошо знакомы слушатели - те, кто работают в образовательных учреждениях, а значит, периодически сталкиваются с проблемой алкоголизма в среде несовершеннолетних.

Работа с детьми, как ни странно, должна начинаться с работы со взрослыми, - рассказывает исполнительный директор Федерации психологов образования России Ольга Станиславовна Мелентьева. - Наша программа построена следующим образом: мы включаем все субъекты образовательного процесса - работу с педагогами, работу с родителями, работу с детьми. Именно эта последовательность. Обычно основная проблема - отсутствие у ребенка позитивного контакта со взрослыми. Нам нужно организовать понимание между взрослым и подростком, это является основой. И уже после идет разговор об алкоголизме.

По словам Ольги Мелентьевой, проблема алкоголизма среди несовершеннолетних существует потому что дети не находят другой модели поведения, и виноваты в этом взрослые. Если найти в себе достаточно мудрости правильно выстроить отношения с детьми, то проблемы не возникают. Важно уметь расположить к себе ребенка, даже если он кажется трудным, и установить доверительный контакт.

Семинар прошел именно сейчас, в конце учебного года и в преддверии подготовки к следующему, и это тоже не случайно. Педагоги-психологи могут включить в планы своих работ данную программу.

К сожалению, семинары с подобной темой проходят в университете не так часто, - говорит декан Факультета психологии (ФП) НГПУ Ольга Олеговна Андронникова. - Но в будущем мы планируем проводить цикл семинаров по консолидации психологического образования. Будем работать с центрами, со школами.

На семинаре обсуждали ракурсы решения сложного вопроса - алкоголизма среди несовершеннолетних. Обычно в его разрешении используют медицинский подход, но участники делали уклон к социальному аспекту проблемы. Как влияет среда, как влияет окружение, и как детям не попасть в проблемную ситуацию. Все слушатели семинара получили сертификаты участников.

9 фактов о подростковом алкоголизме
Статистика распространенности алкоголизма в подростковом возрасте пугает своими масштабами. Психологи, педагоги и медики убеждены: это не проблема конкретных семей, в которых ребята начинают выпивать, – это социальная проблема, которая должна решаться на государственном уровне. Чтобы проиллюстрировать масштабы пристрастия к алкоголю в подростковом возрасте, приведем несколько фактов. | Getty Images/Fotobank Украина занимает первое место в мире по употреблению алкоголя среди подростков. Согласно исследованиям ВОЗ, 40% детей в возрасте от 14 до 18 систематически употребляют алкоголь. В США этот показатель равен 30%. Основная причина употребления алкоголя подростками – самоутверждение. Согласно исследованиям Швейцарского института по борьбе с алкоголизмом, большинство подростков побуждает употреблять алкоголь желание самоутвердиться среди сверстников (Германия – 56,9%; Франция – 52,1%; Италия – 65,8%). В это же число входят ответы: «Мне это нравится», «Мне нравится состояние легкого опьянения», «Просто мне скучно». На втором месте стоит влияние и давление сверстников (Германия – 31,1%; Франция – 35,2%; Италия – 18,7%). На последнем месте – снятие психического напряжения (Германия – 12,0%; Франция – 12,8%; Италия – 15,4%). Девочки более восприимчивы к злоупотреблению алкоголя, чем мальчики. 59% девочек-подростков, опрошенных в ходе масштабного исследования в США, считают, что алкоголь помогает им справиться с проблемами дома и в коллективе. Алкоголь вредит больше девочкам, чем мальчикам. По данным, полученным учеными Университета Калифорнии и Стэндфордского Университета, у выпивающих девочек-подростков быстрее снижается внимание и портится рабочая память, чем это происходит у юношей. Ученые выделили причины более сильного влияния алкоголя на мозг девочек: более медленный обмен веществ; более раннее, чем у парней, развитие мозга; большее количество подкожного жира; меньший вес; гормональные различия полов. Пьянство повышает риск сексуального насилия. Это подтверждают исследования ученых из Медицинского Университета Южной Каролины. Подвергаются насилию девочки либо на вечеринках, либо сами попадают в неприятные ситуации в состоянии алкогольного опьянения. Риск алкогольной зависимости выше у подростков, которых в семьях приобщают к культуре питья. Зачастую родители подростков убеждены, что лучше ребенок будет выпивать дома, в кругу семьи, чем на улице в неизвестной компании. Уже с 10 лет, а то и раньше, ребенку предлагают попробовать алкоголь во время семейных застолий. Но такое отношение со стороны членов семьи является одной из существенных причин увеличения масштабов алкоголизма среди подростков. Как говорится, «пьяницы порождают пьяниц». Лишь полное неприятие алкоголя в семье позволяет уменьшить риск того, что ребенок в будущем приобщится к алкоголю. Младшие братья и сестры пьющих подростков с большей вероятностью тоже будут выпивать. Социологом Эбби Фаганом было проведено исследование, в котором приняли участие 1370 подростков. В семьях, где старшие дети злоупотребляли алкоголем, 40% подростков начали пить. В семьях с непьющими старшими детьми только 10% подростков стали злоупотреблять алкоголем. Алкоголизм у подростков развивается за считанные месяцы. Если у взрослого алкоголизм формируется в течение нескольких лет, то подростки значительно быстрее адаптируются к изменениям окружающей среды. Поэтому всего за несколько месяцев у пьющего ребенка может развиться сильнейшая алкогольная зависимость. И это касается не только крепких алкогольных напитков. Так называемый «пивной» алкоголизм в настоящее время набирает обороты, а пиво и слабоалкогольные напитки – как раз то, чем в основном «балуются» современные школьники. В Украине пивной алкоголизм считается одной из национальных особенностей. Пиво у нас доступно и дешево, а повсеместная реклама этого напитка считается чуть ли не самым коварным звеном в механизме развития алкоголизма среди подростков. Парни и девушки 14-18 лет выпивают в течение дня по несколько бутылок пива, не задумываясь о том, что бутылка пива влияет на организм так же, как 60 мл водки.

Подростковый алкоголизм

К сожалению, в последнее времяотмечается рост заболеваемости алкоголизмом среди подростков , возраст больных алкоголизмом с каждым годом уменьшается, статистика употребления алкоголя детьми еще более неутешительна. А мы тем временем занимаемся собственными проблемами и порой забываем о детях, которые предоставлены самим себе и пагубным соблазнам нашего мира.

Причины подросткового алкоголизма

Причины первого употребления алкоголя могут быть совершенно разными. Но можно проследить закономерность в их изменении при взрослении подростка. В десятилетнем возрасте алкогольные напитки впервые пробуют либо случайно, либо алкоголь дают родители «для поднятия аппетита» или когда лечат вином, иногда дети могут и сами попробовать спиртное из интереса.

В более позднем возрасте подростки употребляют алкоголь по достаточно традиционным поводам: «семейные праздники», «торжество», «приход гостей» и другие. После 14-15 лет наиболее характерными становятся такие причины: «все пьют и я пил», «уговорили», «для смелости» и прочие.

Это показывает, что приобщение к алкоголю в семье является одной из основных проблем. Дети, наблюдая за взрослыми на праздниках, начинают думать, что употребление алкоголя является нормой и обязательной составляющей семейных «застолий».

Большую роль в приучении подростков к алкоголю оказываюттелевидение, реклама и другие средства массовой информации . Реклама показывает алкогольные напитки как непременный атрибут любого отдыха и развлечений, призывая к веселому «пивному» образу жизни .

Обилие алкогольной продукции в продуктовых магазинах и относительная ее дешевизна также подталкивает подростков к употреблению алкоголя. Разнообразные коктейли, которые якобы содержат настоящий ром или джин в смеси с натуральными соками, тоже не безопасны. После двух лет постоянного приема таких малоалкогольных напитков человек настолько привыкает к алкоголю, что без него жить становится уже невозможно.

На фоне пропаганды образа жизни во имя получения удовольствия сегодня жизнь подростка развивается по схеме «удовольствие – деньги – удовольствие» . Все это приводит к духовному и демографическому кризису и в конечном итоге к алкоголизму.

Крылатое выражение «Пьяницы рождают пьяниц » все еще продолжает быть актуальным. Дети пьющих родителей отличаются повышенной склонностью к употреблению спиртных напитков, зачатки пьянства у потомства закладываются еще задолго до его рождения, т. е. свои пороки родители передают детям по наследству .

Еще одной причиной развития подросткового алкоголизма можно считатьвзаимоотношения в семье ребенка . Подтолкнуть подростка к алкоголизму могут:

· негативные межличностные отношения внутри семьи;

· чрезмерная опека со стороны родителей;

· насилие;

· поклонение и вседозволенность, потакание всем слабостям и желаниям ребенка и т.д.

И в добавление к вышесказанному, в нашей стране практически не работают законы , предусматривающие административную и уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство.

Изменение стиля жизни под влиянием алкоголя

У подростков, впервые попробовавших алкоголь, устойчивость к алкоголю очень низка (50 – 100 мл водки), при этом, чем меньше возраст, в котором впервые произошло опьянение, тем она ниже. При постоянном приеме алкоголя (до 2 – 3 раз в течение месяца) устойчивость к воздействию алкоголя у подростка увеличивается. Образ жизни, характерный для «алкогольной» компании, ошибочно воспринимается подростком как нормальный и естественный . Естественным считается прием алкогольных напитков в выходные дни, перед танцами и во время отдыха с друзьями. Вместо активной социальной жизни круг интересов сужается до проблем, обсуждаемых в «алкогольной» компании.

Статистика показывает, что подростки тратят свое свободное время на примитивные, бесцельные занятия : игры в карты, не редко на деньги, прослушивание музыки, бесцельные прогулки по улицам, просиживание в барах или кино. Прием алкогольных напитков принимает регулярный характер и становится непременным атрибутом времяпрепровождения, увеличивается число поводов и мотивов для пьянства: «пью для улучшения настроения», чтобы «расслабиться», «потому что нравиться пить» и другие. В результате этого употребление спиртного незаметно становится практически главным смыслом жизни .

Статистика подросткового алкоголизма

Результаты опросов, проводившихся в школах Москвы, показали, что большая часть учащихся 6-го класса уже не только попробовали спиртные напитки, но и покупали различные спиртосодержащие напитки, а также вино, пиво и шампанское. Главным фактом является то, что детей «угощал» алкоголем отец, дедушка или кто-то из родственников. К 8-му классу количество подростков регулярно принимающих алкоголь возрастает: 54% учащихся принимают алкоголь раз в месяц, 7% – 2 раза в течение месяца, при этом 11% входят в группу риска по развитию алкоголизма. К 11 классу пристрастие подростков к алкоголю увеличивается: 45% принимают алкоголь один раз в месяц, 20,8% – раз в две недели, 29% – принимают алкоголь не менее одного раза в неделю. 39% подростков 8-11-х классов употребляют алкоголь еженедельно. Это серьезный повод для беспокойства, поскольку употребление алкогольных напитков с такой частотой вызывает развитие алкоголизма. Всего лишь 4% учащихся ни разу не пробовали алкоголя .

Приведем примеры статистики, связанной с употреблением алкоголя подростками:

· Родители приобщают детей к алкоголю в 60,5% случаев , преимущественно в возрасте до 10 лет, приобщение к выпивке среди друзей обычно происходит в более позднем возрасте.

· Девочки пробуют спиртное в раннем возрасте в 4 раза реже , в сравнении с мальчиками. Приобщение к алкоголю девочек происходит не так быстро. Они в среднем на два года позже, чем мальчики, пробуют алкоголь. Наибольшее приобщение к алкогольным напиткам происходит у девочек в более позднем возрасте – в 15-16 лет (у мальчиков в 13-14 лет).

· 76,9% подростков, систематически принимающих алкоголь, учатся плохо , 23% учатся на среднем уровне и лишь около 1,5% показывают результаты немного лучше среднего уровня.

· Примерно 50% подростков, употребляющих алкогольные напитки, мало читают , при этом 19% из них не читают книг вообще. И это в том возрасте, когда интенсивность чтения у человека самая большая.

· В семьях подростков, часто принимающих алкоголь, примерно в 6% случаев алкоголь употребляют оба родителя, в 58% семей алкоголь употребляет только отец, и нет ни одной семьи, где алкогольные изделия бы не употреблялись вообще .

· 53% детей, принимающих спиртное, не имеют достаточного контроля и внимания со стороны родителей .

· В 54,1% семей подростков, употребляющих спиртное, родители имеют только начальное или неполное среднее образование .

· По данным науки, 51,7% семей подростков, часто употребляющих алкоголь, характеризуются напряженным психологическим климатом , между родителями происходят постоянные ссоры, скандалы и даже драки.

· В семьях подростков, употребляющих спиртные напитки, процентнеполных семей или повторных браков отмечается в 27-50% случаев. Неполная семья, наличие отчима (мачехи) встречается у подростков, часто употребляющих спиртное, в 2,5 раза чаще, чем у подростков, не потребляющих алкоголь.

· 91% семей, где подростки регулярно употребляют алкоголь, социально неустойчивые семьи.

Последствия

Последствия регулярного употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте . Потому что в этот время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем и функций человека, и влияние алкоголя на эти процессы, несомненно, приведет к ужасным результатам.

Отметим лишь некоторые из этих последствий:

· Преждевременное начало половой жизни, которая истощает растущий организм, вызывая перенапряжение нервно-половой сферы, и как результат – раннее ослабление половых функций .

· Бесплодие и неспособность выносить , родить и воспитать полноценное потомство.

· Сексуальные контакты подростков без контрацепции приводят к ранним абортам , и дальнейшим серьезным осложнениям.

· Возникает большая опасность заражения венерическими болезнями или инфекциями , передаваемыми половым путем, гепатитами В или С, ВИЧ-инфекцией.

· Наблюдаются сбои в работе желудочно-кишечного тракта .

· Характерно повреждение печени , развитие гепатита, цирроза печени.

· Нарушения в работе поджелудочной железы (панкреатит, перитонит).

· Нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы (тахикардия, проблемы с артериальным давлением и др.).

· Развиваются воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей (уретрит, цистит, пиелонефрит).

· Появление различных воспалительных заболеваний в легких, бронхах, гортани, носоглотке (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз, туберкулез легких).

· Снижение иммунной защиты организма, что ведет к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям.

· Алкоголь наносит непоправимый вред эндокринной системе подростка.

· Возможное развитие и очень сложное протекание сахарного диабета .

· Изменение состава крови , анемия и т.д.

· Наблюдаются разнообразные расстройства , преимущественно в эмоциональной и волевой сфере, падает общественная активность, угасают трудовые навыки, страдают здоровое честолюбие и нравственные качества. На первый план выступают такие эмоциональные нарушения, как огрубение, взрывчатость, беспечность, безынициативность, внушаемость.

Лечение детского алкоголизма

Лечение алкоголизма у подростков имеет свой характер и особенности. Здесь очень важно как можно раньше диагностировать заболевание и начать лечение, чтобы избежать развития осложнений . Подростковый алкоголизм достаточно сложно поддается лечению, из-за неспособности использовать некоторые лекарственные препараты по причине раннего возраста больного. Лучше лечение проводить в стационаре под обязательным контролем врачей, домашнее лечение исключается. Для достижения более хорошего результата в лечении можно посоветовать применение лекарственных сборов и трав , обладающих мочегонными, общеукрепляющими, восстанавливающими иммунитет действиями. Также можно рекомендовать физические упражнения , занятие спортом и активный отдых.

Профилактика подросткового алкоголизма

Личность формируется с детства. Поэтому профилактика алкоголизма начинается, прежде всего, с детского и подросткового возраста, с формирования здоровой в психическом и физическом плане личности.

Профилактика детского и подросткового алкоголизма должна проходить одновременно в нескольких направлениях:

· Профилактика алкоголизма на уровне семьи : создание здорового образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье, рациональное питание, соблюдение режима дня и сна, антиалкогольное воспитание в семье и т.п.

· Профилактика алкоголизма на уровне школы : педагогический такт, установление контакта учителя с учащимися, приобщение к активному занятию физкультурой и спортом, организованная работа школьного врача по профилактике алкоголизма, осуществление санитарно-просветительской работы и т. п.

· Профилактика со стороны государства : запрет продажи алкогольной продукции детям моложе 18 лет; запрет рекламирования пива по телевидению до 21:00; предусмотрение строгой уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, доведение до состояния алкогольного опьянения; запрет приема несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками и т.п.

Проблеме подросткового алкоголизма нужно уделять особое внимание, не пускать все на самотек. Дети – наше будущее, и если не обратить на это внимание сегодня, завтра, возможно, будет уже поздно!

“Семейный разговор” о детском алкоголизме

В последние годы Украина все чаще и чаще сталкивается с проблемой употребления алкоголя детьми и подростками. Тем не менее, по данным исследований ESPAD 2007 года, Украина является далеко не первой в рейтинге стран с наивысшем уровнем детского и подросткового алкоголизма. Статистика показала, что в Украине 61% молодежи возрастом от 17 до 18 лет употребляют алкоголь минимум раз в месяц, в то время как в Австрии, Дании и ряде других стран Европы эта цифра достигает 70 и более процентов.

% употребления алкоголя молодежью в странах Европы

Нельзя сказать, что 61% – это хороший результат, но он может послужить толчком к профилактическим мерам, предупреждающим повышение уровня употребления алкоголя детьми. Одной из таких мер можно назвать новый образовательно-информационный проект «Семейный разговор», ведь согласно результатам опроса в странах ЕС, наиболее эффективным методом снижения злоупотребления спиртными напитками является антиалкогольное образование, в то время как различные запреты, по мнению опрошенных, лишь усугубляют ситуацию и приводят к обратному эффекту.

Эффективность методов снижения уровня алкоголизма

Зарождение «Семейного разговора» произошло в Украине еще в 2009 году. Тогда в рамках программы было выпущено ряд брошюр под заголовком «Как говорить со своими детьми об алкоголе» и «Приглашаем к диалогу». Информационные буклеты разошлись по 300 школам Украины, охватив 35 тыс. учеников, 600 учителей и 30 тыс. родителей.

В феврале 2011 года «Семейный разговор » принял практическую форму – в Украине прошла серия тренингов для учителей, родителей и детей, в которых приняли участие 176 школ в разных регионах страны. Целью тренинга стало повышение информированности подростков о вреде употребления алкоголя, так как по результатам исследования, проведенного ESPAD в 2008 году, уровень информированности украинской молодежи о последствиях употребления алкоголя остается достаточно низким.

Уровень информированности украинской молодежи о вреде алкоголизма

Программа «Семейный разговор» затрагивает родителей, школьных психологов и детей. На сегодняшний день проект антиалкогольного образования направлен на семиклассников и их родителей и основывается на привлечении внимания обеих сторон к вопросам формирования осознанного отношения подростков к проблеме алкоголизма. Учитывая тот факт, что на принятие решения подростка об употреблении спиртного наибольшее влияние оказывают родители, целью «Семейного разговора» стало поощрение честных, откровенных разговоров внутри семьи на эту тему.

Первые тренинги показали хороший результат. В ходе проведения программы удалось снизить легкомысленное отношение подростков к слабоалкогольным напиткам и выработать негативное отношение к крепкому спиртному. «Семейный разговор» помог подросткам понять, что слабоалкогольные напитки являются не менее опасными для организма, чем крепкие, и могут привести к тяжелым последствиям. Удалось переубедить часть школьников в том, что спиртные напитки не придают уверенности, не снимают стресс и не повышают настроение, а самое главное – алкоголь негативно влияет на здоровье подростков. Программа помогла сблизить детей и родителей, побудила их к углублению взаимопонимания в вопросах следования здоровому образу жизни и профилактики вредных привычек.

В марте этого года «Семейный разговор» прошел в школах АР Крым. Результаты взаимодействия детей и родителей против алкоголя были еще более успешными, чем предыдущие. На этот раз в программе приняли участие 1780 школьников 7-х классов из 68 крымских школ.

Родители, принимавшие участие в экспериментальном проекте, остались довольны результатами, отметив, что такие программы помогают не просто помочь детям узнать больше о вреде алкоголизма и его последствиях, но и наладить отношения внутри семьи:

«Мы не знали, чего ожидать от программы, но уже в процессе поняли, что это что-то значимое, как для нас, так и для нашего ребенка. Очень важно научиться затрагивать такие сложные темы, как алкоголизм, с подростками. Это не всегда легко, но программа доказала, что такие беседы вызывают доверие ребенка к родителям и помогают установить контакт не только в теме, касающейся алкоголя, но и в других проблемных для ребенка вопросах»

Ольга Мироненко, мама семиклассника

«У Алены сейчас трудный возраст, когда дети наиболее подвержены внешнему влиянию. Поэтому, мы, со своей стороны, постараемся сделать все возможное, чтобы не подавать плохого примера и сформировать у нее свое негативное отношение к алкоголю»

Елена Баева, мама семиклассницы

На сегодняшний день в программе уже приняли участие 11 430 учеников из 188 учебных заведений по всей Украине. «Семейный разговор» является примером того, как подобные практики могут повлиять на снижение употребления алкоголя подростками.

Тем более что по результатам опроса, проведенного в 2010 году компанией Gfk, во всем мире главным фактором, влияющим на решение молодежи возрастом от 15 до 17 лет относительно употребления алкоголя, являются родители, родственники и друзья.

Факторы, влияющие на факт потребления алкоголя несовершеннолетними

В международном сообществе проект «Family Talk» («Семейный разговор») существует с 1990 года и эффективно применяется во всем мире. В Европе уже давно пришли к выводу, что инструктирование и информирование – это уникальный и наиболее действенный способ влияния на детей всех возрастов. Только осведомленность детей поможет выработать у них собственное негативное отношение к употреблению алкоголя в несовершеннолетнем возрасте.

В Европе и США, где существует и активно применяется множество программ, аналогичных «Family Talk », эффективность их реализации была доказана на практике. Подростки осведомлены, а значит, они знают, чего ожидать от злоупотребления алкоголем, и более бережно относятся к своему здоровью.

В США борьба с детским алкоголизмом и наркоманией посредством образовательных программ ведется еще с начала 90-х гг. прошлого века. С 1991 года в Америке работает благотворительная организация “Life Skills International ” (далее LSI), которая занимается разработкой и распространением программ здорового образа жизни детей во многих странах мира. Базовая программа LSI – формирование жизненных навыков и профилактика потребления алкоголя и наркотиков. В США она считается наиболее эффективной: за 20 лет работы программа распространилась по всему миру и помогла миллионам школьников разобраться в сложных вопросах касательно алкоголя и наркотиков.

В Англии образовательная антиалкогольная программа «My body» («Мое тело») строится по принципу: решение должно быть принято на основании достоверной информации лично подростком. Программа оказалась весьма результативной: употребление алкоголя школьниками сократилось на 30%.

Что касается Украины, то мы только начинаем выходить на новый уровень, когда мы не боремся с последствиями, а предупреждаем проблему. У нас нет опыта, но те результаты, которые показала программа «Семейный разговор», заслуживают внимания.

Зарубежный опыт доказывает нам, что обсуждение с детьми проблем алкоголизма с самого детства уменьшает риск перед употреблением спиртных напитков подростками. Психологи утверждают, что до 7 лет дети развиваются и познают мир очень конкретно и принимают на веру все, что слышат и видят. В этом возрасте они не могут отличить собственный опыт от того, что им говорят. Именно поэтому очень важно не избегать таких ответственных тем, как алкоголизм, отвечать на вопросы детей, касательно употребления спиртного, и не забывать рассказывать детям о страшных последствиях. Что касается подросткового возраста, то проблема несколько усугубляется: в отличие от детей, они перешли в стадию независимого мышления и начали формировать свои собственные взгляды на жизнь. В этом случае влияние зависит непосредственно от личных взаимоотношений между детьми и родителями.

Программы вроде «Семейного разговора», направленные на взаимодействие детей и родителей, помогают обеим сторонам найти взаимопонимание, искоренить страх перед «неловкими темами» и увеличить уровень сознательности подростков относительно употребления алкоголя.

Проект «Семейный разговор» в Украине имеет положительную тенденцию. Однако на данный момент он затрагивает лишь малую часть школьников: в рамках эксперимента в нем были задействованы только семиклассники, да и то не во всех школах страны. Для достижения еще более колоссальных результатов, программу следовало бы внедрить на государственном уровне и задействовать в ней учеников всех классов.

Будем надеяться, что в скором времени государство откликнется на призыв к взаимодействию и поможет в реализации программы с практической стороны.

Конец августа наступил, и я обещано "выхожу из сумрака".
Рассказываю о новых проектах, в которых я участвую.
Оба проекта будут интересны родителям-семейникам, но первый - вероятно, только христианам, а второй - надеюсь, что всем.

1. Образовательная программа "Классические беседы" .

Об этом замечательном проекте я буду рассказывать долго, не в одном посте. потому что, надеюсь, наше сотрудничество продлится не один год. Пока вкратце: это воплощение моей мечты о настоящей образовательной программы для детей, обучающихся в семье. Да, это не оригинальная разработка, а лицензионная адаптация (локализация) знаменитой американской программы Сlassical conversations , по которой сейчас в Америке участся сотни тысяч хоумскулеров. Но, чтоб в России появилась своя, оригинальная программа сравнимого уровня, не обойтись без усвоения лучших образцов, разработанных первопроходцами. Именно таким образцом и является программа "Классические беседы", весьма популярная в США, которая, надеюсь, после адаптации к российской культуре станет не менее популярной и у нас. Чтобы составить более-менее адекватное представление о сути и примерном содержании классического семейного образования, нужно прочитать книгу "Классическое образование в доступной форме" . Пересказывать книгу у меня нет ни сил, ни времени, но какой-то обзор системы КБ от себя лично я, конечно, сделаю. Пока скажу только одно: это именно та система, по которой я пыталась учить детей во время оно - как могла и как умела, без доступных учебных материалов, без консультантов и помощников. А теперь вся система классического семейного образования трудами целой команды разработчиков целиком переносится на российскую почву - с переводом-локализацией учебников, созданием разветвленной сети поддержки - методической, информационной и юридической. Причем все эти разработчики - практикующие семейники, а не школьные учителя, я пока в этой команде - единственный человек со школьной специальностью. В общем, именины сердца и благорастворение воздухов. Почему я рекомендую программу именно для христиан (любых деноминаций)? Потому что Священное Писание и Священное Предание., их дух и буква (буквы) являются неотъемлемой частью программы. Если вы - убежденный атеист или если ваша религия - ислам (иудаизм, буддизм и т.д. и т.п.), то эта программа вас, скорее всего, не заинтересует.

В программе "Классические беседы" я пока играю скромную роль редактор учебных материалов, но на следующей ступени - "Вызов" - я уже буду разработчиком-локализатором курса.

2. Платформа для аттестации семейников "Центр поддержки семейного образования" . Тут все пока в стадии самой начальной разработки, даже сайт заработает только в конце августа, пока есть только паблик ВКонтакте. В этот проект мой вклад - наиболее существенный на настоящий момент, а именно - я разрабатываю систему аттестации. Да, я лично. Если что - бить меня. Принимает ЦПСО в этом году только семейников с 1 по 7 классы - со старшеклассниками мы сейчас не можем связываться. погибнем. Аттестация будет проходить на базе аккредитованной московской частной гимназии "Свет". Вмешиваться в аттестацию они не будут - какую сами захотим, такую и сделаем. Что хотим мы? Мы хотим сделать корректную и удобную тестовую систему, охватывающую все компетенции по ФГОС. В этой системе не будет ничего сложного, но и ничего, вводящего людей в искушение схитрить и схалтурить. Мы все равно не сможем исключить вариант, что все тренажеры и тесты родители будут делать за детей сами. Наверняка такие желающие найдутся. Но я спланировала такую систему, которая вызовет желание ею пользоваться именно для овладения материалом.Если родители побудят своего ребенка честно прорешать все тренажеры, которые я запланировала, могу гарантировать, что нужные навыки в рамках ФГОС у него сформируются, что этот тест не будт просто для галочки - подготовка к нему поможет сформировать у ребенка все необходимые навыки.
Присоединиться к ЦПСО смогут все желающие, независимо от вероисповедания и участия в программе "Классические беседы". Все подробности, касающиеся нашей платформы, будут озвучены на вебинаре, который пройдет в следующую среду. Когда появится официальный анонс, я размещу его и здесь - для тех, у кого нет аккаунта во Вконтакте. Паблик в ФБ тоже появится со временем. Вопросы можно задавать - ответы на них я включу в выступление на вебинаре.

Я ужасно трепещу и переживаю - такой ответственной и сложной работы у меня не было никогда в жизни. Но для меня это вызов от самого Господа Бога - именно как Его волю я восприняла приглашение в команду КБ. Признаться, я не имела понятия. куда мне двигаться дальше. после окончания семейного обучения Ивана. Я даже подумывала о возобновлении карьеры школьного учителя. Но Господь в самый ответственный момент вмешался и указал мне путь. Надеюсь, я действительно готова к тому, чтобы исполнить Его волю.

21 февраля для педагогов общеобразовательных учреждений и гимназий Клинского муниципального района проведен обучающий тренинг. Участникам была представлена образовательная профилактическая программа «Семейный разговор».
Основная цель этого проекта - помочь предотвратить употребление алкогольных напитков несовершеннолетними, способствуя открытому, честному разговору между родителями и детьми на эту сложную тему.
В обучении приняли участие педагоги 32 среднеобразовательных школ и гимназий района, а также центра образования «Планета детства» и Клинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Мероприятие было организовано при поддержке и активном содействии районного управления образования. Начальник управления Алена Сокольская выразила уверенность в том, что и другие районы области поддержат эту актуальную инициативу.
Ведущим тренинга выступила Ольга Мелентьева - директор московского Центра практической психологии образования и соавтор программы «Семейный разговор». Тренинг проходил в интерактивном режиме с ролевыми играми, упражнениями и практической отработкой навыков в форме моделирования реальных ситуаций. Обсуждались особенности проведения программы как для подростков, так и для родителей. В процессе обучения использовался специально разработанный комплект методико-практических материалов.
Клинские педагоги, принявшие участие в обучении, сошлись в единодушном мнении, что программа «Семейный разговор» является прекрасным практическим пособием и может с большой эффективностью использоваться в повседневной педагогической работе со школьниками и их родителями.
Программа «Семейный разговор» впервые стартовала в США в 1982 году. Компания «Анхойзер-Буш», российским подразделением которой является ОАО «САН ИнБев», выступившая разработчиком программы, в общей сложности инвестировала в ее реализацию порядка 830 млн долларов. Консуль-
тативной группой специалистов «Семейного разговора» были разработаны специальные пособия по детской психологии, которые разошлись потом тиражом более 7 млн экземпляров. Сегодня программа «Семейный разговор» действует практически по всему миру.
По инициативе «САН ИнБев» в 2011 году к разработке отечественной версии этой программы приступили и в России. Ее методическую основу составили последние достижения отечественных и зарубежных специалистов в области инновационных моделей педагогической работы по предупреждению детского алкоголизма. «Семейный разговор» стал лауреатом III Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы».
- Дети живут в мире взрослых и их традиций, - рассказывает участник этих тренингов, менеджер по корпоративным отношениям компании «САН ИнБев» Ольга Пономарева, - и, конечно, постоянно видят отношение к алкоголю своих родителей. Именно поэтому важно обратить внимание взрослых на то бесспорное обстоятельство, что именно они в этом плане оказывают самое сильное влияние на своих детей.
Андрей ШУГАЕВ.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png