В рамках общего процесса консультирования семьи выделяется особый этап, когда консультант осуществляет диагностику семейных отношений. На практике проведение диагностики с использованием тех или иных методов и техник может осложняться определенными причинами. Ряд из них выделен Г. Навайтисом. Он отмечает следующие факторы, которые должны учитываться консультантом на данном этапе.

    Отсутствие единого подхода к диагностике семейных отношений. Каждая модель консультирования содержит собственное толкование как методов диагностики, так и тех фактов, на которые следует обращать внимание.

    На оценку семейных отношений может влиять проекция опыта самого психолога, а также уровень развития способности к их рефлексии самих консультируемых.

    Различное толкование динамики семейных отношений членами семьи, искаженное не полностью осознанными внутриличностными проблемами.

Автор подчеркивает необходимость профессиональной рефлексии собственной деятельности, в частности осознания того, почему он применяет тот или иной метод, как предвидит последствия его применения и учитывает специфические особенности клиентов. Однако можно выделить некоторые общие принципы, на которые обычно опираются семейные консультанты.

    Одной из первых задач, решаемых консультантом, является создание доверительных отношений с членами семьи. Для этих целей традиционно используются различные техники (от активного слушания до присоединения).

    Выбор времени и места для проведения диагностической процедуры в рамках консультативного процесса определяется в зависимости от предварительно сформулированной гипотезы и общей схемы работы с семьей.

    Семейную диагностику целесообразно начинать со сбора демографическо-биографической информации, используя для этого метод генограммы.

Работа по систематизации и описанию специальных методов и техник диагностики внутрисемейных отношений была проведена американскими специалистами в области семейного консультирования Р. Шерманом и Н. Фредманом. С их точки зрения, под методом понимается комплекс приемов и предложений, осуществляемых непосредственно консультантом. Метод является орудием психологической помощи семье. При его использовании большое значение имеет временной аспект, процедура применения и опыт консультанта в интерпретации результатов.

Для диагностики состояния семьи и ее психологического благополучия традиционно используются следующие методы:

    проективный тест «Скульптура семьи»;

    метод генограммы;

    метод «Семейное пространство»;

    проективный тест «Рисунок семьи».

Генограмма

Генограмма представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных отношений в трех-четырех поколениях. Она предложена М. Боуэном в 1978 г. в рамках подхода семейной терапии, изучающего несколько поколений семьи. Цель ее - показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение и как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства, влияют на современные поведенческие образцы, а также на внутрисемейные диады и треугольники. Генограмма позволяет психотерапевту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в некой интегральной, вертикально направленной перспективе. Иногда она высвечивает то, что являлось тайной для некоторых членов семьи, вытаскивая «скелет из шкафа». Этот подход имеет много общего с традиционными подходами к сбору данных по истории семьи, но его главной отличительной особенностью является структурированность и составление карты данных семьи.

Генограмма использует для иллюстрации специфики внутрисемейных взаимоотношений символы, которые, наряду с другими данными, применяются для изображения взаимоотношений членов семьи и их позиций в семейной системе. Когда собрана информация об именах, возрасте каждого члена семьи, времени женитьбы, смертей, разводов, рождений, приступают к сбору других важных сведений о функционировании семейной системы, таких, как частота и качество контактов, эмоциональные разрывы, факторы, приводящие к конфликтам и тревожности, уровень открытости-закрытости семейных субсистем и семьи в целом. Семейные сценарии, ценности, правила, мужские и женские стандарты поведения также могут быть выявлены в ходе интервью на основе этой техники.

Процедура

Цель методики - получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой сбор информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения.

Она, как правило, выполняется в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Предполагается, что членам семьи данная информация интересна и им любопытно узнать подробности о своих близких родственниках.

Беседа обычно начинается с оценки предъявляемого семьей симптома: у кого он наблюдается, когда впервые возник, каково было его клиническое течение. Причем физические, эмоциональные и социальные симптомы рассматриваются как проявление дисфункциональности эмоциональных взаимоотношений, а поведение симптомоносителя отражает то, как тревожность проявляется и преодолевается в данной семье. Временные рамки первичного проявления и последующих усилений симптомов могут быть связаны с другими событиями жизни семьи, такими, как, например, смерть ближайшего родственника.

Затем начинается описание семейной истории с того времени, когда встретились родители, и вплоть до настоящего момента. Особое внимание необходимо уделять следующим фактам: возрасту супругов, точной дате их первой встречи; тому, чем они занимались, когда были женихом и невестой; влиянию порядка рождения детей на их физические и психологические особенности. Важно выяснить то, где семья жила и когда именно переезжала на другое место (особенно важно, если переезды были на очень близкое или очень далекое расстояние от родительской семьи). На данном этапе беседы выясняются также данные о здоровье, образовании и профессиональной карьере каждого из родителей.

Далее обсуждается история расширенной семьи как со стороны матери, так и со стороны отца. Здесь как минимум необходимо узнать о братьях и сестрах матери и отца, об эмоциональной атмосфере в их родительских семьях, о том, чем занимаются все члены семьи в настоящее время. Точные даты событий, произошедших в родительской семье, важны потому, что они могут коррелировать с событиями в нуклеарной семье.

Консультант использует структуру генограммы для того, чтобы рассмотреть вопросы о физических и эмоциональных границах в данной семье, о закрытости и открытости субсистем, о многообразии или ограниченности образцов взаимоотношений между членами семьи и средств общения между ними.

По мере поступления информации в процессе беседы с семьей она фиксируется специальными символами. Каждый консультант может использовать удобную для него символику, однако общепринятыми обозначениями являются следующие символы:

« Скульптура семьи »

Суть данной техники, предложенной В. Сатир, состоит в том, что расположение людей и объектов должно физически символизировать внутрисемейные взаимоотношения в данное время, определяя то, как видится место каждого индивида в семейной системе. Каждый член семьи создает свой живой портрет семьи, расставляя ближайших родственников согласно собственному взгляду на дистанцию между ними, рассматривая каждого в роли, которую они играют по отношению к друг другу, и те чувства, которые при этом испытывают. Таким образом, опыт каждого воплощается в живой картинке и проецируется на нее. Одним из многих преимуществ метода «скульптура семьи» является его способность преодолеть чрезмерную «завербализованность» и «заинтеллектуализированность» (разнообразные защиты, проекции и обвинения), часто существующие в семейной системе. Членам семьи не дают взаимодействовать друг с другом обычными для них словесными намеками, а принуждают общаться на качественно ином, более спонтанном уровне. Когда треугольники, альянсы и конфликты наглядно и символически изображены, появляются различные возможности для взаимодействия на основе чувств в их тончайших оттенках. В этом отношении «скульптура семьи» - довольно хорошее диагностическое средство.

Другим преимуществом «скульптуры семьи» является тот эффект, который она производит на членов семьи, заставляя их думать о себе как о неком единстве в разнообразии, где важны и целое, и каждый его элемент. Невозможно изолировать любую систему внутрисемейного взаимодействия без учета последствий, которые они будут иметь для всей семьи. Скульптура не только объединяет семью, она еще и подчеркивает индивидуальность каждого. Кроме того, она требует от члена семьи обобщить свой личный опыт, осмыслить его, а затем проинтерпретировать. Скульптура также дает терапевту возможность прямой интервенции в семейную систему. Структурный терапевт при этом помогает членам семьи перераспределить их позиции в семье, способствуя, таким образом, созданию более приемлемых границ внутрисемейных субсистем. В этом контексте можно утверждать, что скульптура используется для внесения позитивных изменений в семью для ее полноценного функционирования.

Процедура

Техника «Семейная скульптура» применяется на любом этапе диагностики и терапии. Для ее проведения достаточно хотя бы трех или четырех человек, некоторое количество легко передвигающейся мебели и предметов, которые используются в качестве замены отсутствующих на сессии членов семьи. Скульптура может изображать как настоящее, так и прошлое семьи и включать любое требуемое в терапевтических целях количество членов расширенной семьи.

Вводя клиентов в курс данной методики, психотерапевт объясняет, что она помогает прежде всего прочувствовать, что значит быть членом данной семьи. Иногда легче бывает это показать, чем рассказать. Каждый член семьи по очереди показывает свое видение внутрисемейных взаимоотношений, изображая их в живой скульптуре так, чтобы их позы и положения в пространстве отражали действия и чувства по отношению друг к другу.

Консультант предлагает скульптору обращаться с членами семьи так, как будто они сделаны из глины. Скульптор ставит каждого в такую позицию, которая могла бы его охарактеризовать невербально. При этом психотерапевт занимает в семейной скульптуре место самого скульптора, как сам скульптор его видит. «Ваяние» продолжается до тех пор, пока скульптор не будет удовлетворен своим творением. Важно, чтобы другие члены семьи позволили скульптору свободно обращаться с собой как с «материалом», зная, что потом они поменяются с ним местами.

Когда каждый член семьи создает свою реальную «семейную скульптуру», отражающую эмоциональную ситуацию в семье в данный момент, можно попросить создать скульптуру «идеальной» семьи.

Консультант имеет возможность вмешиваться в этот процесс, предлагая свои варианты и непосредственно комментируя происходящее. Впоследствии можно обращаться к скульптуре «идеальной» семьи для того, чтобы проследить динамику консультативного процесса. При этом несоответствия между представлениями о структуре семьи различных ее членов очень существенны для понимания происходящего в семье, а их легче выявить с помощью «семейной скульптуры», чем на основе традиционных вербальных техник.

Существует много вариантов использования методики «Семейная скульптура». Некоторые психологи, применяющие эту методику, просят скульптора придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы поведение этого человека. Членам семьи предлагается последовательно произносить эти фразы, при этом достигается не только визуальный, но и слуховой эффект.

Обсуждается не только вся скульптура в целом, но и ее отдельные части. Консультант может также задавать вопросы. Например, такие:

    (каждому члену семьи) Как вы себя чувствуете на этом месте среди ваших родственников?

    (всей семье) Удивила ли вас данная скульптура?

    (каждому члену семьи) Знали ли вы раньше, что скульптор воспринимает вас именно так, как он это изобразил?

    (всей семье) Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как изображено в скульптуре?

    (скульптору или семье) Какие изменения в жизни семьи вы хотели бы видеть?

    (скульптору раньше всех других вопросов) Придумайте название вашему произведению.

Можно организовать прямо на сессии обсуждение семьей, скульптором и консультантом проделанной работы. Скульптура используется и при индивидуальной психотерапевтической работе. В этом случае роли членов семьи исполняют мебель и другие большие предметы, находящиеся в кабинете. Хотя при таком подходе порой ощущается дефицит живого присутствия членов семьи, он так же помогает внести позитивные изменения в семейную систему.

При этом скульптура не должна слишком жестко интерпретироваться, поскольку она отражает не объективную внутрисемейную ситуацию, а лишь субъективное мнение одного из членов семьи, субъективную реальность его внутреннего мира.

« Семейное пространство »

«Семейное пространство» представляет собой технику, обеспечивающую семейного консультанта важной информацией об организации семейной системы, с которой он работает, а также эффективным средством терапевтической интервенции.

Суть техники состоит в том, что клиентов просят нарисовать план-схему их дома, включая все имеющиеся в нем комнаты и помещения. Данная техника может быть полезна и для обучающихся семейному консультированию, когда участники тренинга делятся друг с другом информацией, отражающей психологическую ситуацию в собственных семьях, и это может повысить уровень их профессиональной компетентности. Первоначально техника использовалась именно в этом контексте и лишь потом была применена семейными консультантами в работе с клиентами.

«Территориальность» является важной частью личностной |и семейной идентичности. Она эмоционально и операционально идентифицируется с принадлежностью к семье и с исключением из нее, с комфортом и напряженностью, удовольствием и болью, близостью и отдаленностью, границами и их запутанностью, силой и слабостью. Изучение использования семейного пространства выявляет очень важные аспекты внутрисемейной динамики. При этом полезно задавать себе следующие вопросы: используется ли семейное пространство в продуктивных целях, для игры, для прозябания или же для ссор между членами семьи?

Процедура

Родителям дается большой лист бумаги, фломастеры или карандаши. Их просят нарисовать план дома, где они жили до женитьбы. Дети же в это время смотрят и слушают. Если родители несколько раз меняли место жительства, переезжая из одного дома в другой, их просят нарисовать план того дома, который наиболее запомнился. В то время когда родители заняты рисованием, психолог постепенно вводит их в терапевтическую ситуацию, задавая следующие вопросы:

    рисуя, отмечайте, с каким настроением ассоциируется у вас та или иная комната;

    попытайтесь вспомнить доминирующие запахи, звуки, цвета и людей в доме;

    была ли в вашем доме комната, специально предназначенная для встреч всех членов семьи;

    когда члены вашей расширенной семьи заходили к вам,

    в какой комнате происходили встречи; » были ли в доме комнаты, в которые вам было запрещено заходить;

    было ли у вас какое-то особенное место в доме;

    попытайтесь как можно яснее представить себе, как в вашем родительском доме решались вопросы близости, дистанции и уединенности;

    как был расположен ваш родительский дом по отношению к другим домам в этом квартале; выделялся он чем-нибудь или нет;

    вспомните какое-то типичное событие, происходившее в вашем родительском доме;

    вспомните типичные слова, фразы, которые произносились членами вашей семьи.

Существует несколько вариантов использования данной техники в семейной терапии. Психолог может попросить отца и мать нарисовать план их родительских домов, а дети должны в это время наблюдать за ними. В качестве другого варианта можно дать детям инструкцию нарисовать план дома, в котором они в настоящий момент живут с родителями, а отец и мать при этом будут присутствовать в качестве наблюдателей. Третий вариант - все члены семьи рисуют план дома, в котором сейчас живут.

Вопросы консультанта направлены на выявление воспоминаний, связанных с существующими в данной семье правилами и их источниками в родительских семьях. Кроме того, воспоминания изучаются на предмет того, насколько они отражают внутрисемейные взаимоотношения. Собранная информация может оказаться полезной также для выявления различных альянсов и разрывов взаимоотношений внутри данной семьи.

Проективный тест «Рисунок семьи»

Одним из наиболее популярных методов диагностики семейных отношений является проективный тест, «Рисунок семьи». К достоинствам этого метода можно отнести следующее: простоту использования, возможность увидеть существующие внутрисемейные границы и наличие коалиций, а также эмоциональный фон, характерный для данной семейной системы с точки зрения каждого члена семьи.

Порядок выполнения теста следующий: испытуемому предлагается нарисовать свою семью карандашом на бумаге без клеточек. В случае, если испытуемый задает вопросы относительно рисования, консультант отвечает неопределенно («Рисуй, как хочешь»), но поддерживая стремление клиента рисовать («Неважно, как ты нарисуешь - главное, чтобы ты что-то нарисовал»).

Испытуемый не должен пользоваться ластиком. По окончании рисования все нарисованные персонажи должны быть обозначены подписями (кто есть кто). Перед началом рисования дается следующая инструкция: «Нарисуй свою семью».

Данный тест имеет много способов интерпретации. Одна из лучших интерпретаций «рисунка семьи» предложена отечественным психологом В.К. Лосевой. Предложенные ею правила интерпретации следующие.

    Использование пространства листа. Пространство листа есть аналог пространства семейного мира с точки зрения автора рисунка. Место автора в пространстве листа символизирует его место в пространстве собственной семьи.

    Отсутствие на рисунке какого-либо члена семьи. Если кто-то из членов семьи отсутствует, то, скорее всего, у автора существует полное отсутствие эмоционального контакта с этим персонажем, данного человека как бы нет в его мире. Это может означать также наличие бессознательных негативных чувств по отношению к отсутствующему, которые воспринимаются автором как запретные (например ревность, агрессия).

    Отсутствие на рисунке автора. Если сам автор на рисунке отсутствует, это может означать трудность самовыражения относительно близких людей, наличие у автора представления, что его в семье не понимают. Это может означать также, что автору трудно найти свое место в семейном пространстве. Однако это может также выражать следующую позицию автора - «места здесь мне нет, но меня это и не волнует».

    Размер изображенных персонажей. Размер персонажа олицетворяет его субъективную значимость для автора. Наибольший размер на рисунке имеет тот из персонажей, отношения с которым более значимы.

    Наличие вымышленных персонажей. Вымышленные персонажи являются символами неудовлетворенных потребностей. Например, наличие на рисунке Деда Мороза, домашних животных может означать потребность автора в поддержке, защите, тепле. В этом случае следует расспросить автора о характере вымышленного персонажа и его функциях.

    Расположение персонажей на пространстве листа. Чем выше расположен персонаж, тем наибольшей властью в семье он обладает в глазах автора, даже если изображение его маленькое по размеру.

    Расстояние между персонажами. Расстояние, на котором находятся персонажи друг относительно друга, отражает психологическую дистанцию, существующую между ними. Персонажи, которые соприкасаются, находятся в тесном психологическом контакте.

    Характеристика контура. Персонаж или предмет, вызывающий большую тревогу, рисуется с большим нажимом, сильно заштрихован, контур несколько раз обведен. Персонаж может быть нарисован тонкой дрожащей линией, что также говорит о тревоге, которую он вызывает у автора (автор не решается его изобразить).

    Искажения в изображении фигур. Искажения по правой стороне (если встать на место персонажа) могут означать проблемы во взаимоотношениях с миром социальных норм (работа, учеба, карьера; для ребенка - с людьми, которые персонифицируют нормы). Искажения по левой стороне - проблемы в сфере эмоциональных, интимных, близких отношений.

    Изображение неодушевленных предметов. Изображение большого количества предметов, относящихся к какой-то сфере жизни (например мягкой мебели), означает особую значимость этой сферы для автора. Изображение большого количества закрытых шкафов в рисунке ребенка может свидетельствовать о существовании в семье тайны, к которой он, по его мнению, не допущен.

    Изображение большого количества мелких деталей может означать фиксацию на правилах порядка, а также склонность семьи к долгому удерживанию эмоций. Предметы, которые рисуются между персонажами, например автомобиль между отцом и матерью, воспринимаются автором в качестве помехи в отношениях либо в качестве единственно возможного способа контакта.

    Символика частей тела. Символика частей тела учитывается, главным образом, при интерпретации рисунков детей. Отдельным частям тела приписываются следующие значения.

    Голова - очень важная часть тела для ребенка, самой большой голове приписывается самый большой ум.

    Глаза. Глаза, с точки зрения ребенка, даны человеку для слез, выражения печали и просьбы в эмоциональной поддержке. Большие расширенные глаза означают тревогу, сигнал о помощи.

Глаза щелочками несут в себе внутренний запрет на плач, персонаж с такими глазами не умеет просить помощи.

    Уши. Уши - это орган восприятия критики. Большие уши отражают, что персонаж больше, чем все остальные, должен слушать окружающих или слушает. Маленькие уши или их отсутствие на рисунке говорят о том, что персонаж игнорирует критику, не учитывает мнение окружающих или автору хотелось бы, чтобы так было.

    Рот. Рот предназначен для выражения вербальной агрессии, это «орган нападения». Большой, заштрихованный рот означает угрозу для автора рисунка, связанную со страхом осуждения, страх словесного воздействия. Отсутствие рта, точка вместо рта означает, что персонаж, с точки зрения автора, не может влиять словесно на других людей.

    Шея. Шея символизирует соединение рационального и эмоционального компонентов личности. Наличие шеи означает способность управлять своими чувствами. Тонкая и длинная шея - конфликт между чувствами и разумом, который решается за счет отстранения от эмоционального мира, «я стараюсь не замечать своих эмоций». Короткая и толстая шея символизирует отсутствие подобных противоречий.

    Руки. Функция рук состоит в том, чтобы прицепиться к матери, установить с ней контакт. Для взрослых персонажей рисунка руки олицетворяют способ взаимодействия с миром. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем более длинными и большими нарисованы его руки.

    Ноги. Ноги обозначают опору персонажа в реальности, насколько он «крепко стоит на ногах». Если провести линию, соединяющую ноги крайних персонажей, то самостоятельная опора в реальности будет только у тех, кто стоит на линии.

Комфортность - это отсутствие напряжения, наличие удобств,
хорошее физическое и психологическое состояние субъекта.
В.В. Гуленко, 1996, ФРС

Ежегодно, руководствуясь Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.04.2008 № 48 ФЗ «Об опеке и попечительстве», во исполнение приказа Департамента социального развития ХМАО - Югры от 14.12.2012 № 777-р «Об организации проведения ежегодного тестирования подопечных детей на комфортность их пребывания в семье опекунов, попечителей, приемных родителей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях» службы сопровождения замещающих семей проводят психодиаг­ностическое обследование данной категории несовершеннолетних.

Как показывает практика, необходимость тестирования детей порождает у родителей вполне обоснованную тревогу и волнение: а вдруг выявится что-то, к чему они не готовы, вдруг «выскочит» тот самый скелет из шкафа? Такая реакция понятна и естественна: всем людям присуще тревожное состояние, когда они находятся в ожидании результатов или оценки своей деятельности. Так может просто отказаться от тестирования и не волноваться лишний раз? Зачем «выносить сор из избы»? Попробуем разобраться в этом.

Подавляющему большинству родителей известно, что не только в приемных семьях, но и в семьях с кровным ребенком могут возникать проблемы, которые сваливаются как снег на голову. А так ли это неожиданно на самом деле? Может быть, если бы мы знали заранее о том, что происходит в душе нашего ребенка, то смогли бы принять превентивные меры?

Ежегодное психодиагностическое обследование призвано определить внутренние проблемы семьи и ребенка, чтобы вовремя адекватно отреагировать на них. «Как в действительности чувствуют себя дети в нашей в семье?» - этот вопрос беспокоит каждого родителя. В Нефтеюганске тестирование подопечных детей осуществляют специалисты бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям «Веста».

Основной целью психодиагностического обследования является определение уровня комфортности пребывания ребенка в семье. Обратимся к самому понятию «комфортность». Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова дает следующее разъяснение: «Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют». Чаще всего родители стремятся создать необходимые условия для проживания ребенка в семье, делая упор на материальных ценностях. Но, к сожалению, даже самая современная обстановка, наличие дорогих и модных вещей у ребенка не всегда могут обеспечить этот комфорт.

В понятии «комфортность», как правило, рассматривают три составляющих: психологическую, интеллектуальную и физическую. Каждая из них выполняет свою роль, но психологическая составляющая является едва ли не самой важной. Ведь от того, насколько благоприятен климат в семье, каков характер отношений между ребенком и взрослыми, напрямую зависит способность полноценного развития ребенка как в семье, так и в социуме.

Психодиагностическое обследование, которое ежегодно проходят подопечные дети, позволяет оценить все три составляющие: уровень интеллектуального и общего психического развития и его соответствия возрастным нормам; уровень напряженности физиологических потребностей; а также уровень нер­в­но-психического благополучия ребенка. Комплекс методик включает в себя батарею тестов - от четырех и более, в зависимости от возраста подопечного.

Так как основная часть опекаемых детей обучаются и успешно усваивают учебную программу в общеобразовательных школах, проведение углубленного исследования интеллектуального развития не требуется. Если же ребенок имеет отставание в развитии или является инвалидом, данное обстоятельство учитывается, но какого-либо дополнительного обследования интеллекта не проводится. Это задача медико-психолого-педагогической комиссии и психологов образовательных либо медицинских учреждений.

При диагностике физической составляющей с помощью соответствующих методик оценивается уровень напряженности основных физиологических потребностей. В этом случае, кроме психологических критериев, необходимо обращать внимание на реальную оценку жилищных условий, в которых проживает ребенок, и наличие у него своего места в структуре семьи.

Основное внимание отводится изучению внутрисемейных отношений. Психодиагностика позволяет провести анализ внутрисемейной ситуации и восприятия ее глазами ребенка, выявить отношение ребенка к членам семьи, дать оценку семейного климата. В работе с детьми дошкольного возраста обычно используются проективные методики, исключающие прямые вопросы и ответы. С детьми старшего и подрост­кового возраста большое внимание уделяется исследованию личностных особенностей ребенка и его способности к адаптации в семье, школе и социуме в целом.

Кроме этого, проведенное психодиагностическое обследование позволяет выявить на раннем этапе склонность детей к суицидальному поведению, наличие серьезных конфликтов как в школе, так и в семье, а также фактов жестокого обращения по отношению к детям, что является крайне важным в профилактике семейного неблагополучия.

При проведении тестирования используются утвержденные, научно обоснованные психодиагностические методики. Обследование осуществляется дипломированными специалистами - психологами, прошедшими специальную подготовку и имеющими большой опыт психодиагностической работы с детьми и взрослыми.

Результаты тестирования позволяют сделать вывод об уровне комфортности пребывания ребенка в замещающей семье. Для справки: в среднем примерно у 80% всех обследуемых детей диагностируется средний уровень комфортности; около 18% имеют высокий уровень комфортности; низким уровнем характеризуются от 2 до 3% обследуемых детей.

Чтобы снизить излишнюю тревогу у родителей перед проведением тестирования, психологи напоминают о том, что выводы об уровне комфортности проводятся с учетом воз­раста ребенка, истории и обстоятельств его жизни, сроков проживания в семье и возможных кризисов развития. Родители и опекуны, прошедшие обязательный курс подготовки, знают, что срок адаптации ребенка и семьи может длиться до двух-трех лет, поэтому наличие у опекаемого определенных проблем в первые годы приема является нормой.

Специалисты центра «Веста» предлагают замещающим родителям пройти ежегодное тестирование со своими детьми и получить консультацию психолога по всем интересующим вопросам и результатам обследования. Мы приглашаем вас к сотрудничеству и готовы к оказанию содействия в разрешении возможных проблем вашей семьи!

Елена Рахимова, психолог сектора семейного устройства детей и сопровождения замещающих родителей ЦСПСиД «Веста»

Родительское собрание

Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ В СЕМЬЕ

(лекция с элементами практикума)

Цели: убедить родителей в необходимости поддержания психологического комфорта в семье для правильного развития ребенка, становления его личности; дать рекомендации по ре­ шению конфликтных ситуаций, возникающих в семье.

Приглашенные специалисты: школьный психолог.

Ход собрания

I . Вступительное слово классного руководителя.

Основной причиной, ведущей к появлению тех или иных трудностей в поведении здорового ребенка, психологи считают прежде всего несовершенство человеческих взаимоотношений в первом в его жизни коллективе - в его семье. Особенности се­ мейного микроклимата определяют поведение самых близких взрослых - мамы, папы, бабушек, дедушек, братьев и сестер. А ребенок, не осознавая никаких скрытых и даже явных кон­фликтов, эмоционально воспринимает либо грозовую напря­женность, либо постоянную тревогу и страх, или, если повезет, благотворное чувство покоя, радости, уюта.

Разумеется, никто специально не создает эмоционально не­ благоприятного климата для своего ребенка. Семья живет так, как она привыкла жить, бывает, что поругаются, покричат, оби­ дят друг друга. Ничего страшного в этом нет. А ребенок? Ну, его, чаще всего, в расчет не принимают.

Такая точка зрения - самая распространенная.

Но правильно ли это? Давайте разбираться. Приглашаю вас, уважаемые родители, к серьезному разговору.

П. Сообщение теоретических сведений по теме «Психоло­ гический комфорт в семье».

1. Что значит «положительное» и «отрицательное».

Школьный психолог. Давайте начнем с того, что сравним скорость действия «бациллы смеха» и скорость шквального действия паники. Я думаю, вы согласитесь, что различие будет слишком очевидным, чтобы его доказывать.

«Радость ползет улиткой, у горя - бешеный бег...»

Испортить хорошее настроение человеку можно очень быст­ ро, но как трудно потом его восстановить!

Какое эмоциональное состояние (настроение) считается хо­ рошим? Когда... хорошо! И все окружающее, и люди как-то располагают, и работа спорится, и дышится с удовольствием!

Тогда наблюдается подъем или хотя бы приподнятость всех потенций, всех возможностей! Возрастают созидательные силы, повышается общая жизненная способность. Вот почему все ок­ рашенное в светлые эмоциональные тона называется положи­ тельным: положительные эмоции, положительное психологиче­ ское состояние, положительное отношение...

Но вот отношения «испорчены», «испорчено настроение»... Картина резко меняется: все «валится из рук», «голова не рабо­ тает», «на сердце так тяжело, просто слов нет»... Вот потому-то эти состояния и называются отрицательными: они снижают уровень жизнедеятельности.

Все отрицательные эмоциональные состояния легко перехо­дят от одного человека к другому, легко захватывают и долго не отпускают. Даже уныние, скука, апатия, депрессия - при всей их видимой «безобидности» - лишают человека работоспособности и побуждения искать рациональный выход из этих состояний. И они угнетающе действуют и на тех, кто рядом! Вот почему даже применительно к ним мы можем говорить об агрессивно­ сти отрицательных эмоциональных состояний.

Отрицательное эмоциональное напряжение сужает работу сознания. И чем оно сильнее, тем меньше участвует сознание в том, что делает человек. И что он в таком случае делает? Ему хочется что-то отбросить, швырнуть, смять, сломать, разорвать, разбить, чтобы дать выход этому напряжению! По сути, к этому и сводится вся «деятельность» человека, находящегося во вла­ сти такого состояния.

Почему так трудно вернуть хорошее настроение? Дело в том, что отрицательные состояния поглощают огромное коли­ чество человеческих резервов организма. И для восстановления положительного эмоционального состояния нужна компенсация растрат. Это требует времени! А пока создается цепная реакция заражения других людей раздраженностью, нервозностью, так человек выплескивает весь свой негатив наружу.

Отрицательные эмоциональные состояния особенно вредны в нашем общении с детьми: снижая уровень жизнедеятельности, они не только подрывают учебную продуктивность, но и содер­жат большую аффективную взрывоопасность и конфликтный потенциал большой разрушительной силы.

Вот поэтому мы и говорим о психологическом комфорте в семье, поскольку от этого во многом зависит развитие ребенка

2. Семейный климат и ребенок.

Большинство же из нас совершенно не учитывает эмоцио­нальных потребностей ребенка, по сути, игнорирует их, считая излишней роскошью. А ведь это ребенку важнее, чем матери­ альные атрибуты достатка.

Материальные ценности, их обилие - это для взрослых, что­ бы они радовались, вызывая друг у друга зависть. А для ребенка пока несоизмеримо важнее эмоциональный покой, мирное и ра­ достное общение с родителями, стойкий и надежный контакт с ними.

Опыт общения, понимания другого человека, его целей, стремлений, мотивов его действий и чувств ребенок получает в собственной семье.

Знаете ли вы, что если ребенок с рождения воспитывается в детском доме или интернате, то он сильно отстает в развитии? Почему так происходит? Причем отставание в области интел­лекта при надлежащей организации обучения выравнивается, а вот в эмоциональной области ребенок, не получивший соответ­ ствующих контактов в детстве, остается «слепым» на всю жизнь.

Иногда аналогичная, хотя и не всегда столь резко выражен­ ная, картина развития, а вернее, недоразвития эмоциональной сферы встречается у детей, имеющих внешне полноценную семью.

Есть несколько типов таких семей.

Первый - это когда на ребенка (особенно на его пережива­ ния) не обращают внимания, ограничиваются лишь необходи­ мым уходом за ним, одевают, кормят, лечат, делая все это рав­ нодушно или с плохо скрытым раздражением.

Второй тип - это семья, где отвергающая позиция родителей не так явно выражена, но вреда она приносит не намного мень­ ше. Дети в таких семьях чаще всего нежданные, нежеланные. Их ждут без радости, они часто воспринимаются как осложнение жизни взрослых, помеха. Если к тому же рождение ребенка не одобряется родителями матери, друзьями, то в семье постепенно формируется отторгающая позиция по отношению к ребенку.

На эту ситуацию дети реагируют по-разному. Одни - замы­ каются, отчуждаются от эмоционально «холодных» родителей, пытаются найти близкого человека среди других взрослых. Дру­ гие - погружаются в мир фантазий, придумывая себе друзей, семью, пытаясь разрешить свои проблемы хотя бы в сказочной форме. Некоторые дети стараются всячески понравиться своим родителям, ведут себя льстиво и угодливо, а при неудаче начи­ нают обращать на себя внимание другими доступными спосо­ бами - истериками, агрессией. Они как бы мстят родителям за равнодушие и нелюбовь.

Особенности семейного микроклимата во многом влияют на появление некоторых отклонений в поведении у ребенка, ко­ торые в дальнейшем могут стать определяющими.

3. Как реагировать на поступки детей.

Семейный климат во многом зависит от того, как мы реаги­ руем на любое действие ребенка, если оно противоречит нашим ожиданиям и желаниям. Как это бывает обычно? Реагируем мы сразу, немедленно и в присущей нам привычной форме: для од­ ной мамы - это подзатыльник, для другой - лаконичное «иди­от», для третьей - поток замечаний. В основном мы однообразно повторяем навязшие в ушах и у нас, и у детей одни и те же сло­ва: «Что ты делаешь? Кто тебе разрешил? Ты думаешь, что тво ришь? Как ты смеешь! С кем это ты так разговариваешь? Не со­ ображаешь, так хоть слушай, что тебя говорят! Нет, ты пой­ ми...». Но они нас не понимают.

Помните, вовремя остановиться, оглянуться - это путь к по­ ниманию действий ребенка, к представлению о том, как дейст­ вовать в данной ситуации, к устранению раздраженности. Вы не безгрешны и не застрахованы от ошибок. Ни возраст, ни опыт, ни знания не гарантируют вам правильности поведения в обра­ щении с ребенком, поэтому всегда рассматривайте ситуацию с обеих точек зрения: и своей, и ребенка. Немедленное эмоцио­нальное реагирование взрослого на проступки ребенка, однооб­ разное по форме и не включающее каждый раз анализа конкретной ситуации, - это прямой путь к конфликтам с ребенком.

А помочь может искренняя демонстрация своего огорчения, его понятное объяснение и связь с поступком ребенка; уверение в том, что вы поняли, чего хотел ребенок, и предложение ему других, более приемлемых путей к цели; выражение уверенно­ сти, что ребенок все понял и в подобных случаях поступит ина­ че. При этом не надо выходить далеко за пределы происшедше­ го и обобщать: «Ты вообще безрукий, все только портишь!» или «Ты никогда не научишься соображать, что можно, а что нельзя».

Помните: ругаем не ребенка, а его поступок.

Если очень напирать на то, что вас не устраивает ребенок (а не то, что он сделал), ребенок достаточно скоро начнет думать, что вы его не любите, что он лишний в семье.

Многие из вас спросят: «Так что же, все разрешать?» Нет, все разрешать не надо, нужно только внимательно подходить к таким важным вещам, как запреты и ограничения.

Посмотрим, что мы запрещаем, чего требуем и чего ожидаем от наших детей.

Надо сказать, что одни родители задумываются над этими вопросами, другие нет. Они считают, что их право как родите­ лей - запрещать или разрешать, а ребенок обязан немедленно повиноваться, а не рассуждать. При этом характер запрещений всегда категоричен, нет попыток объяснить ребенку, почему именно нельзя. Требование подчиняться без рассуждений также ведет к конфликтам. Единственное, чего не происходит в этих случаях, - это умение разумно поступать в сложных и опасных ситуациях, находить выход из них, представлять возможные по­ следствия своих поступков. А ведь именно в совместном раз­ мышлении, рассуждении о том, чего нельзя и почему, заклады­ваются задатки умения «соображать, что делаешь», которое мы требуем от ребенка, очевидно предполагая, что он этому сам как-нибудь научится от наших воспитательных выкриков.

Итак, что следует запрещать ребенку и как?

Часть запретов связана с его безопасностью и безопасностью других людей, это так называемые безусловные запреты: нель­зя лезть в огонь, в воду, есть несъедобные вещи и т. п.

Есть условные запреты, которые в одних случаях являются истинно строгими, а в других нет. Например, нельзя шуметь и прыгать дома, где таким поведением можно помешать другим людям или что-нибудь разбить, и в то же время оно совершенно оправданно в спортивном зале.

Всегда, когда вы что-то запрещаете ребенку, следует объяс­ нить причину запрета и возможные последствия нежелательного поступка - это первое правило запрещения. Только выполняя его, можно снизить количество конфликтных ситуаций между родителями и детьми.

При этом помните, что часто наши запреты для детей быва­ ют трудно выполнимы. Для нас кажется естественным заявить: «Ну-ка кончай играть, собери все и ложись спать» или прика­ зать: «Прощайся живо с другом и пойдем домой». Взрослых, занятых беседой, нам никогда не придет в голову разогнать так бесцеремонно. И уж, во всяком случае, мы обязательно изви­ нимся перед ними, если будем вынуждены нарушить их планы. А вот перед ребенком в подобной ситуации мы не извиняемся почти никогда.

Большей части подобных требований можно было бы избе­жать. И тогда у детей не возникнет давящего, тяжелого чувства подспудного протеста против наших не всегда справедливых требований, а заодно и против справедливых, обязательных,

общечеловеческих. Скольких трудностей можно было бы избе­ жать, если бы мы всегда помнили, что в любом конфликте с ре­ бенком как минимум двое участников и что трудно не только нам с ним, но и ему с нами. Ведь он меньше, слабее, неопытнее.

III . Игровой практикум.

Что же делать, если ситуация в семье не очень благополучная? Если родители, бабушки и де­ душки, дети постоянно конфликтуют, но при этом все хотят ис­править ситуацию?

Во многом могут помочь те советы, о которых мы говорили ранее, но иногда для смягчения психологического климата в се­ мье можно проводить психокоррекционные мероприятия в виде игр.

Поиграем в некоторые из них.

1. Наши праздники.

Для того чтобы культивировать в семье внимание друг к другу, составьте календарь дней рождения и профессиональных празд­ ников каждого из членов семьи вместе с ребенком. Ведь если дни рождения мы еще не забываем отмечать, а вот в День же­лезнодорожника вспомнить о дедушке, который много лет про­работал машинистом тепловоза, не считаем нужным. Или по­ здравить папу с Днем танкиста, потому что он служил в танко­ вых войсках. Подарки в этот день могут быть символическими: праздничный торт, исполнение хором любимой песни и т. п.

Задание. Попробуйте сейчас составить календарь празд­ ников членов своей семьи. Посмотрите, сравните, на сколько праздников у вас стало больше.

2. «Давайте говорить друг другу комплименты».

Эта игра хороша во время праздничных обедов или ужинов. Играющие говорят друг другу комплименты, в которых отра­ жаются положительные качества этого человека. Например: «Мне в Юлечке нравится то, что она очень ласковая, добрая, всегда придет на помощь, если у кого-то возникнут затрудне­ ния» или «Петя - мой помощник. Вчера он с трех ударов забил гвоздь, ремонтируя по моей просьбе стул».

Задание. Сделайте комплимент своему соседу.

3. «Глава семьи».

В этой игре находят безопасный выход наружу чувства оби­ды и раздражения, накопившиеся у людей друг к другу. Главой семьи на один день или вечер назначают одного из членов се­ мьи, и он руководит всеми. Все остальные становятся - детьми. Я думаю, мало кто без смеха сможет выполнять властные ко­ манды ребенка: «Ты почистила зубы? Отправляйся немедленно в ванную!» и т. п.

4. «Угадайте, кто это».

Каждый, готовясь к игре, составляет список черт кого-нибудь из членов семьи; в списке должно быть не менее 10 черт. Имя того, кому эти черты приписываются, конечно, не называется. Допустим, сказочные аранжировки текста, например: «Если бы этот человек имел волшебную палочку, он бы...». Слушатели по «психологическому портрету» должны угадать, о ком идет речь. Если все быстро и легко угадывают это, то есть набор черт удачно характеризует человека, то составитель «портрета» за­служивает премии (например, конфеты, лишнего кусочка пирога и т. п.).

5. «Музей обидных воспоминаний».

Играющими предлагается составить список обидных воспо­ минаний о недостойном или оскорбительном поведении «про­ тивника». Затем они, не говоря ни слова, обмениваются этими списками. Если кто-то из конфликтующих хочет сразу объяс­ниться, то ему предлагается подождать три дня. Выдержав этот срок, играющие (без свидетелей) по памяти или по собственно­ му списку оглашают вслух претензии друг другу. Далее обсуж­дается возможность взаимоуничтожения отдельных «обвини­ тельных пунктов», то есть выясняется, есть ли у каждого хотя бы по одному пункту, о котором можно сказать: «С этого мо­мента я соглашаюсь считать, что этого не было». Убедившись, что такое согласие возможно, конфликтующим надо двинуться дальше и «обменяться» некоторыми обвинительными пунктами, исходя из принципа: «Если ты готов забыть мне то-то, я забуду тебе то-то». Дальше у обоих играющих могут остаться пункты,

по которым согласие не достигнуто. Не пожелает ли один изви­ ниться перед другим хотя бы за что-нибудь, оставшееся в спи­ ске? Предположим, нет, никто не желает. Ну что ж, на этом игра закончена. Ее внешняя результативность может показаться не­верной. Но поверьте, это не так. Сам состоявшийся факт обсуж­дения конфликтных ситуаций является психотерапевтической акцией, а отношения между этими двоими заметно потеплеют.

Как видите, есть немало способов улучшить психологиче­ ский климат в семье. Главное, чтобы в этих или других подоб­ ных играх участвовали все члены семьи. И тогда они помогут поддерживать дух сотрудничества, внимания друг к другу, иг­ровой атмосферы в вашей семье.

Во время игр и дети, и взрослые включаются в повседнев­ ный мир общения, что способствует его упорядочению и очи­ щению от ненужных требований с обеих сторон, учатся нахо­ дить выход из конфликтных ситуаций, ценить своих близких. Попробуйте поиграть в эти игры в своих семьях и, я думаю, вы убедитесь, что психологический климат значительно смягчится.

IV . Заключительное слово.

Общеизвестно, что на пер­ вом месте по частоте заболеваний находятся сегодня сердечно­сосудистые болезни. Если не источником, то пусковым их меха­ низмом являются напряженные моменты общения - разлады, ссоры, стычки. С этими же моментами связано подавляющее большинство неврозов - расстройств настроения, самочувствия и работоспособности человека без каких-либо органических причин. Есть также основания думать, что многие случаи нар­комании, токсикомании, алкоголизма обусловлены отсутствием психологического комфорта в самом близком кругу общения - семье. Поэтому прислушайтесь к рекомендациям психолога. Поверьте, в предлагаемых вам несложных играх, в которые ва­ ши дети будут играть с удовольствием, вы сможете сами и нау­ чите своих близких обрести непринужденную раскованность в общении, а это благоприятно скажется на психологическом климате. Успехов вам!

С введением ФГОС ДО изменились некоторые положения аттестации педагогов. Появилась необходимость предъявлять документально подтвержденные результаты определения уровня психологической комфортности пребывания детей в группах детского сада. В помощь педагогам и психологам ДОО предлагаем материал, включающий анализ результатов наблюдений; перечень методов и приемов работы в разных возрастных группах; анкету для родителей; характеристику воспитанников группы; образец справки об уровне психологической комфортности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ результатов обследования уровня психологической комфортности

(на основе метода наблюдения Смирновой Е.О.)

Параметры наблюдений

Количество детей, %

Результаты обследований

(качественный анализ)

октябрь

апрель

октябрь

апрель

I. Инициативность

Ребёнок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми, ждет указаний взрослых, играет в одиночестве или пассивно следит за другими (0 баллов)

Ребёнок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым (1 балл)

Ребёнок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия, а взрослых – к оценке этих действий (2 балла)

II. Чувствительность к воздействиям

Ребёнок лишь в редких случаях реагирует на действия сверстников и предложения взрослых, предпочитая индивидуальную игру (0 баллов)

Ребёнок не всегда отвечает на предложения сверстников, но с удовольствием выполняет поручения взрослых (1 балл)

Ребёнок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия, помогает взрослым (2 балла)

III. Преобладающий эмоциональный фон

Негативный: капризничает, отказывается от еды, игр, занятий и т.п. в течение длительного времени (0 баллов)

Нейтрально-деловой: ребенок спокоен, активен, исполнителен (1 балл)

Позитивный: ребенок бодр, энергичен, инициативен (2 балла)

Результаты обследования уровня психологической комфортности

Период обследования:________ Возраст детей:______ Воспитатели:____________________________

Фамилия, имя ребенка

Общая оценка психологической комфортности ребенка

Оценка параметров психологической комфортности в группе

Повышение уровня психологической комфортности:

Возрастная группа

Направления работы

Используемые методы и приемы

Мониторинговые мероприятия

Результаты обследований

октябрь

апрель

Первая и вторая младшая,

средняя

Формирование и развитие

доверия к миру, уверенности в себе и своих возможностях, доброжелательного отношения к людям,

общей жизненной активности.

Создание комфорта, уюта и спокойной, доброжелательной обстановки.

«Утро радостных встреч» - сюрпризные моменты,

использование шумовых игрушек, релаксационные игры, прослушивание детских песен и классической музыки, аудио- и видеосказок.

Игры на развитие мелкой моторики.

Использование потешек, прибауток, считалок и др. форм фольклора в разные режимные моменты.

Наблюдения в течение дня и отдельных режимных моментов (Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.).

Анкета для педагогов (Коломенский Я.Л., Панько Е.А., Белоус А.Н.)

Методика "Паровозик" (Велиева С.В.)

Старшая и подготови-тельная

Анкета «Эмоциональное благополучие в детском саду» (Бабанова А.А.)

Тест «Я в детском саду»

(Быкова М., Аромштам М.)

АНКЕТА

Уважаемые родители! Мы постоянно стремимся к совершенствованию работы нашего детского сала. Для этого просим Вас ответить на эти вопросы, отметив подходящий вариант ответа или добавив свой вариант.

2. Чем вы удовлетворены в работе группы?

  • Качеством образования
  • Отношением воспитателей к детям
  • Порядком, требованиями, дисциплиной
  • Оформлением интерьера группы
  • Комфортной доброжелательной обстановкой

3. Какие семейные традиции Вы соблюдаете?

  • Дни рождения членов семьи
  • Посещение кинотеатров, театров, музеев и др.
  • Религиозные обряды
  • Праздники (Новый год, 8 Марта, 9 Мая и др.)
  • День создания семьи
  • Профессиональные праздники
  • Выпуск семейной газеты
  • Оформление фотоальбомов
  • Воскресные семейные обеды (ужины)
  • Проведение семейных советов
  • Другое ______________________

4. Какие увлечения есть у членов Вашей семьи, к которым вы подключаете своего ребенка?

  • Спорт
  • Рыбалка
  • Домашние животные
  • Шахматы
  • Рукоделие
  • Музицирование (пение)
  • Коллекционирование
  • Чтение
  • Сочинение стихов (рассказов, сказок)
  • Другое __________________________

5. Что «приносит» Ваш ребенок из детского сада?

  • Новые знания и навыки
  • Умение замечать красивое
  • Культуру общения
  • Интерес к знаниям
  • Желание идти в школу
  • Внимание к близким
  • Страх перед взрослыми
  • Сквернословие
  • Непослушание
  • Нервозность
  • Самостоятельность
  • Усталость
  • Возбуждение
  • Нежелание ходить в дет. сад
  • Грубость
  • Другое _________________________

6. Более охотно ребенок играет

  • со сверстниками
  • с младшими детьми
  • со старшими
  • с детьми своего пола
  • с детьми противоположного пола

7. Чем легче успокоить вашего ребенка?

  • подарками, лакомствами
  • уговорами, лаской
  • похвалой
  • наказанием
  • обещанием выполнить его желание

8. Часто ли вы говорите ребенку, что он герой, богатырь, красавец, талант?

  • Очень часто
  • Редко
  • Не считаю нужным излишне захваливать

9. Как вы обычно поступаете, если ребенок плохо себя вел?

  • Наказываем ребенка (подчеркните, каким образом):

Ставим в угол

Шлепком

Ремнем

Лишением удовольствий (сладостей, м/ф, прогулок, компьютера и т.п.)

Ограничением в общении (не разговариваем)

Угрозами (уйду от тебя, не буду любить и т.п.)

  • Ведем нравоучительную беседу
  • Обсуждаем проступок (без участия ребенка) с членами семьи
  • Показываем личный пример поведения в подобной ситуации
  • Обсуждаем поступки героев подходящих сказок, мультфильмов
  • Оставляем ситуацию без внимания – разрешится сама со временем
  • Обвиняем других участников конфликта(детей, воспитателей, близких…)

10. Часто ли у вас в семье шутят, смеются?

  • Да, часто
  • Редко
  • Нет поводов для веселья

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ № ____

20___ года

Краткие характеристики

К кому относятся

Поводы и возможные причины проявления особенностей характера

Уровень развития выше возрастной нормы

Наблюдается отставание в развитии (и в чем именно)

Дети часто проявляют агрессивность

Дети часто плаксивы, тревожны

Не выполняют требования воспитателей

Медлительные дети

Подвижные дети

Популярные дети (в общении со сверстн.)

Непопулярные дети

Другие характеристики

Тревожность

(на основе методики «Шкала тревожности» Дж. Тейлора)

1. Может долго работать, не уставая. 7. Расстраивается по любому поводу.

2. Всегда уверен в своих силах. 8. Настороженно относится к людям.

3. Ожидание его нервирует. 9. Уклоняется от конфликтов.

4. Настроение обычно приподнятое. 10. Часто не хватает уверенности в себе.

5. Не слишком застенчив. 11. Бывает трудно сосредоточиться на задании.

6. Часто бывает напряжен. 12. Бывает трудно усидеть на одном месте.

Фамилия, имя ребенка

ВОПРОСЫ

Всего

(по ключу)

Примечания

16

17

18

19

20

21

22

23

Ключ: по 1 баллу за ответ «да» на вопросы 3, 6 – 12 и за ответ «нет» на вопросы 1, 2, 4, 5.

Высокий уровень тревожности – 7 – 12 баллов; средний уровень – 4 – 6 баллов; низкий – 1 – 3.

СПРАВКА (образец)

об уровне психологической комфортности пребывания воспитанников

в группе №___ ДОУ № _____ г. Кургана

Воспитатели: _____________________________________________________

20__-20__ учебный год

Оценка психологической комфортности пребывания воспитанников в группе производилась на основе сравнительного анализа наблюдений воспитателей, результатов опроса родителей и материалов выборочного психологического исследования с использованием методик _______________________________

______________________________________________________________

(данные прилагаются).

Выводы:

  • Результаты всех проведенных исследований показывают положительную динамику психоэмоционального состояния воспитанников группы - __________________________________ (количественные показатели исследований).
  • Низкие показатели в начале учебного года объясняются _____________ (особенности адаптации, новые условия при формировании специализированных или сводных групп, смена воспитателей, проявление возрастного кризиса и т.п.).
  • Положительная динамика является результатом активного использования педагогами группы _____________________________ (методы и приемы, используемые в определенной возрастной группе, педагогические находки воспитателей, работа с родителями и т.п.).

Дата: __________ Педагог-психолог ДОУ: _______________


Родительское собрание на тему

«Психологический комфорт в семье

как фактор защиты ребёнка от вредных привычек»

Цели:

    Призвать родителей задуматься о том, что неблагоприятная семейная ситуация является источником множества конфликтов между родителями и ребенком, отчуждающим ребенка от семьи, приводящим к необратимым последствиям.

    Развитие у родителей потребности в приобретении психолого- педагогических знаний.

    Повышение педагогической культуры.

    Информационное обеспечение родителей.

Оборудование: доклад классного руководителя, презентация, тесты для родителей, анкета для учащихся, памятки родителям.

Стихотворение - настрой:

Крикните громко и хором, друзья,

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем уже нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю… Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (да)

Тогда вы дайте мне ответ:

Помочь, откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я

Активными все будем? (да)

Добрый день, дорогие родители! Сегодня здесь собрались люди, у которых разные имена, разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет: мы все матери и отцы своих детей. Кому, как ни нам, знать, что для ребенка весь мир – это его семья.

Как появилось слово «СЕМЬЯ»?

Когда – то о нём не слыхала земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам!

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила:- Я!

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила:- Я!

Кто пищу сготовит, о, радость моя?

И Ева всё так же ответила:- Я!

Кто платье сошьёт, постирает бельё, меня приласкает, украсит жильё,

Ответь на вопросы, подруга моя!

- Я, я, - тихо молвила Ева,

- Я, я! Сказала она знаменитых семь – Я,

Вот так на земле появилась СЕМЬЯ!

Я хотела бы услышать от вас, как вы понимаете слово «семья». (Ответы). Это слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, родители, близкие, родственники.

В семейном кругу мы с вами растём.

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои.

И в жизнь ты выходишь из семьи.

Еще вчера ваш ребенок был совсем маленьким, и вы носили его на руках, называли малышом. Для него не существовало никого, кроме вас, и самой главной вашей проблемой было вовремя поменять ребенку пеленки. Еще вчера… А сегодня он стал школьником. Не за горами тот период, который принято называть переходным возрастом, он станет на голову выше вас, слушать бессмысленную музыку, приходить домой за полночь, носить нечто вместо нормальной одежды и разговаривать на непонятном языке. У него будет свой взгляд на многие вещи, он попытается быть независимым. Эти попытки и приводят к конфликтам, непониманию и растущему отчуждению между родителями и детьми. Чтобы этого не случилось, нужно задуматься уже сейчас, надо научиться слышать и понимать своего ребенка. Сегодня мы поговорим об очень важной теме – теме психологического комфорта в семье как факторе защиты ребенка от вредных привычек .

Итак, семья – наиболее важный фактор, влияющий на развитие, становление личности. Однако не следует также забывать, что неблагоприятная семейная ситуация является источником множества конфликтов между родителями и ребенком, отчуждающим ребенка от семьи, приводящим к необратимым последствиям.

Цепочка. Из чего складывается добрая семейная атмосфера?

По кругу родители предлагают свои варианты.

Действительно, очень важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, доброжелательности, взаимоуважения, чтобы контроль со стороны родителей не был избыточным и не мешал развитию самостоятельности и ответственности детей.

Сообщение теоретических сведений по теме «Психологический комфорт в семье».

Что значит «положительное» и «отрицательное». Давайте начнем с того, что сравним скорость действия «бациллы смеха» и скорость шквального действия паники. Я думаю, вы согласитесь, что различие будет слишком очевидным, чтобы его доказывать.

«Радость ползет улиткой, у горя – бешеный бег…»

Испортить хорошее настроение человеку можно очень быстро, но как трудно потом его восстановить!

Какое эмоциональное состояние (настроение) считается хорошим? Когда… хорошо! И все окружающее, и люди как-то располагают, и работа спорится, и дышится с удовольствием! Тогда наблюдается подъем или хотя бы приподнятость всех потенций, всех возможностей! Возрастают созидательные силы, повышается общая жизненная способность. Вот почему все окрашенное в светлые эмоциональные тона называется положительным: положительные эмоции, положительное психологическое состояние, положительное отношение…

Но вот отношения «испорчены», «испорчено настроение»… Картина резко меняется: все «валится из рук», «голова не работает», «на сердце так тяжело, просто слов нет»… Вот потому-то эти состояния и называются отрицательными: они снижают уровень жизнедеятельности.

Все отрицательные эмоциональные состояния легко переходят от одного человека к другому, легко захватывают и долго не отпускают. Даже уныние, скука, апатия, депрессия – при всей их видимой «безобидности» – лишают человека работоспособности и побуждения искать рациональный выход из этих состояний.

И они угнетающе действуют и на тех, кто рядом! Вот почему даже применительно к ним мы можем говорить об агрессивности отрицательных эмоциональных состояний.

Отрицательное эмоциональное напряжение сужает работу сознания. И чем оно сильнее, тем меньше участвует сознание в том, что делает человек. И что он в таком случае делает? Ему хочется что-то отбросить, швырнуть, смять, сломать, разорвать, разбить, чтобы дать выход этому напряжению! По сути, к этому и сводится вся «деятельность» человека, находящегося во власти такого состояния.

Почему так трудно вернуть хорошее настроение? Дело в том, что отрицательные состояния поглощают огромное количество человеческих резервов организма. И для восстановления положительного эмоционального состояния нужна компенсация растрат. Это требует времени! А пока создается цепная реакция заражения других людей раздраженностью, нервозностью, так человек выплескивает весь свой негатив наружу.

Отрицательные эмоциональные состояния особенно вредны в нашем общении с детьми: снижая уровень жизнедеятельности, они не только подрывают учебную продуктивность, но и содержат большую аффективную взрывоопасность и конфликтный потенциал большой разрушительной силы.

С подростками нельзя обращаться, как с детьми: они не терпят снисходительности и приказного тона. А вот дружеское общение, искренний интерес к делам и чувствам подростков помогут родителям установить с ними тесный контакт, наладить и укрепить отношения.

Результаты анкетирования детей.

из 27 опрошенных детей

1. Ваши взаимоотношения дома.
а) хорошие -25;

б) не очень хорошие - 2;

в) плохие;

2. Любишь ли ты своих родителей?
а) очень -26;

б) не очень -1;

в) нет
3. Есть ли у тебя постоянные поручения по дому?
а) да – 18;

б) временные – 9;

в) нет
4. Как часто родители проверяют твой дневник?
а) часто – 20;

б) иногда – 7;

в) не проверяют
5. Интересуются ли родители твоими успехами в школе?
а) да -25;

б) иногда -2;

в) нет;

6. Знают ли родители, чем ты занимаешься в свободное время?
а) да -24;

б) нет -2;

1 ученик не ответил
7. Часто ли родители приходят в школу?
а) да - 7;

б) на родительское собрание - 20;

в) нет - 1
8. Как ты думаешь, любят ли тебя твои родители?
а) да – единогласно;

б) нет

Итак, анкетирование показало, что в основном по всем заданным ребятам вопросам мы получили положительные ответы. Это значит, что вы любите своих детей, интересуетесь их жизнью в школе и за ее пределами. Это, конечно, радует. Однако, все, наверное, согласятся, что абсолютно бесконфликтных семей нет. Причем в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не причиняя вреда детям, но и содействуют укреплению взаимопонимания. В других семьях они превращаются в затяжную «войну», ведущую к отчуждению ребенка от семьи, к его попытке найти понимающих его людей, курению, употреблению спиртного, наркотиков.

Что такое конфликт? (ответы)

«Конфликт - это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона» (У. Линкольн).

Метод снежного кома.

Попробуем сформулировать некоторые причины конфликтов (ответы):

    непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;

    чрезмерная забота родителей о ребёнке, когда родители придерживаются следующего правила: дети созданы для радости (в результате в семье вырастает маленький, а затем большой деспот, привыкший только получать и ничего не давать взамен);

    разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребёнку приходиться маневрировать между требованиями отца и матери;

    чрезмерная строгость к ребёнку и педагогическая злопамятность.

Игра с родителями. Конфликтные ситуации.

    Вы увидели в дневнике запись классного руководителя, что ваш ребенок часто пропускает уроки без уважительной причины, а вы каждый день провожаете его в школу. Что вы предпримите.

    Вы обнаружили сигареты в кармане своего ребёнка, почувствовали от него некоторый запах сигарет. Как вы поступите в этом случае?

    Ваш ребёнок подрался, обвиняет во всем другого. Как вы поведёте себя в данной ситуации?

    Ваш ребенок учится слабо. Это он объясняет предвзятым к нему отношением учителя. Ваши действия.

Дома, беседуя с детьми о школе, слушая жалобы ребенка, не поддавайтесь соблазну осудить учителя вслух. Вы нанесёте вред не только учебной деятельности ребенка, но и процессу воспитания. Постарайтесь выслушать, извлекая информацию о причинах и следствиях поступка или слов учителя. Если вы считаете, беспричинно нанесен моральный ущерб, то потрудитесь выслушать и вторую сторону - учителя. Ведь очень часто субъективные выводы детей до ужаса бывают абсурдными. У вас есть возможность присутствовать на уроках этого учителя. Если вы взвесите все «за» и «против» после посещений, то сможете сделать объективный вывод. Только после этого можете осуждать или оправдывать, корректировать или воспитывать. Научите вашего ребенка критично подходить к оценке своих поступков и слов. (« посмотри на себя со стороны»).

Упражнение «Снежинка».

Каждому участнику собрания выдается лист бумаги. Из него нужно сделать снежинку, но без помощи ножниц. Т.е. листок нужно порвать руками так, чтобы он стал снежинкой. Цель данного упражнения – снятие эмоционального напряжения. По окончании упражнения идет обсуждение, обмен мнениями, впечатлениями. Главный вывод: если есть эмоциональное напряжение, лучше «сделать снежинку», чем накричать на близкого человека.

Проблема отцов и детей всегда была актуальна во все времена, я думаю, что она никогда не будет разрешена полностью. В конфликте старого и нового рождается движение вперед, происходит рождение цивилизации. И какие бы проблемы ни стояли перед нами, родителями, мы всегда должны помнить, что наши дети навсегда останутся нашими детьми и только любовь, искренняя родительская, выведет ребенка из любой трудной ситуации.

Мне хотелось бы прочитать письмо Ливингстона Ларнеда к своему сыну, которое известно во всем мире как «Раскаяние отца». В самые трудные моменты своей жизни, когда кажется, что нет выхода, нет понимания с детьми, я вновь и вновь перечитываю это письмо, и оно дает силы для жизни и любви. И искренне надеюсь, что оно заденет чувствительную струнку и в ваших сердцах. «Послушай, сын, я произношу эти слова в то время, когда ты спишь; твоя маленькая рука подложена под щечку, а вьющиеся белокурые волосы слиплись на влажном лбу. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кроватке с сознанием своей вины. Вот о чем я думал, сын. Я сорвал на тебе свое плохое настроение, я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол. За завтраком я тоже к тебе придирался, ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол, ты слишком густо намазал хлеб маслом, а затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свиданья, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!» Затем, в конце дня, все началось снова. Я по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры, я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят - и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази, только, сын, что это говорил твой отец! Помнишь, как ты вошел затем в библиотеку, где я читал, - робко, с болью во взгляде? Когда я взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. «Что тебе нужно?» - спросил я. Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую бог вложил в твое сердце и которую, даже мое пренебрежительное отношение не могло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками вверх по лестнице. Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх, что со мной сделала привычка? Привычка придираться, распекать - такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик. Нельзя ведь сказать, что я не любил тебя, все дело в том, что я ожидал слишком многого от юности и мерил тебя меркой своих собственных лет. А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами. Это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать тебя перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в темноте и пристыженный, преклонил перед тобой колени! Это слабое искупление. Я знаю, ты бы не понял этих вещей. Если бы я тебе сказал, все это когда ты проснешься. Но завтра я буду настоящим отцом! Я буду дружить с тобой, страдать, когда ты страдаешь, и смеяться, когда ты смеешься. Я прикушу свой язык, когда с него будет готово сорваться раздраженное слово, я постоянно буду повторять как заклинание: «Он ведь только мальчик, маленький мальчик». Боюсь, что я мысленно видел в тебе взрослого мужчину. Сейчас, когда я вижу тебя, устало съежившегося в своей кроватке, я понимаю, что ты еще ребенок. Еще вчера ты был на руках у матери, и головка твоя лежала на ее плече. Я требовал слишком многого, слишком многого».

А теперь давайте поиграем в игру «Шумный лес»:

    Поднимите руки те, кто вчера вечером наедине по душам разговаривал со своим ребенком.

    Поднимите руки те, кто сегодня утром гладил его по голове.

    Поднимите руки те, кто утром говорил, что очень любит своего ребенка.

    Поднимите руки те, кто сегодня с любовью и нежностью смотрел в глаза своему ребенку.

    Поднимите руки те, кто недавно проучил своего ребенка ремнем.

    Поднимите руки те, кто постоянно кричит на своего ребенка за непослушание.

А теперь давайте порассуждаем, отчего же зависит, станет ваш ребёнок жертвой вредных привычек или сумеет сказать им «нет»?

Давайте просто вместе порассуждаем! Как вы думаете, что толкает ребенка в первый раз попробовать сигарету, алкоголь, наркотики?

Итак, мы видим, что первопричинами, ведущими к употреблению сигарет, алкоголя, наркотиков могут быть отсутствие позитивных интересов, плохие оценки в школе, конфликтные отношения с учителями, родителями, друзьями. По сути, происходит утрата смыслообразующих ценностей, смысла жизни. Это ведет к скуке или стрессу (зависит от ситуации), далее наступает тревожное состояние, которое ищет выхода. Одни находят выход в суициде, другие – в кайфе, который дают сигареты, алкоголь, наркотики.

Показ видеоролика «К чему приводит наркомания?»

Игра «Свиток». Правила общения с ребенком.

Давайте прочитаем наш свиток.

Притча «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» (просмотр видеоролика).

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что она была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

И все?

Итак, уважаемые родители, мы обсуждали с вами одну из актуальных проблем сегодняшнего дня – проблему психологического комфорта в семье, как факторе защиты ребёнка от вредных привычек. Я думаю, работая над правилами эффективного общения, вы ещё раз оценили свои возможности не допустить озлобления, отчуждения детей, наладить более тесный контакт и каждый день дарить доброту души своей. Ведь от этого зависит, каким станет ребёнок, как сложится его судьба, кем он будет. Я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети не только наше будущее, но и наше настоящее. Я желаю вам доброй старости.

«Любя своих детей, учите их любить Вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства». В.А.Сухомлинский

Рефлексия

Уважаемые родители, а теперь попрошу высказать свои мнения о нашем собрании. Если у Вас есть вопросы, пожалуйста, задавайте.

Хочу вручить Вам памятки, которые возможно, помогут Вам скорректировать свои отношения с детьми.

Памятка родителям.

Если ребенка постоянно критикуют, он учится….(ненавидеть)

Если ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным)

Если ребенок растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины)

Если ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других)

Если ребенка хвалят, он учится… (быть благородным)

Если ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым)

Если ребенок растет в безопасности, он учится… (верить людям)

Если ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя)

Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым)

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (быть отзывчивым, находить любовь в этом мире.)

Спасибо всем участникам! И помните, пожалуйста, всегда!

Семья – это то, что мы делим на всех

Всем понемножку: и слёзы, и смех

Взлёт и паденье, радость, печаль

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда

Пусть мчаться минуты, секунды, года.

Но стены родные, отчий свой дом

Сердце навеки останется в нём.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png