Успех в воспитании обусловлен знанием психических особенностей нервной системы детей, поэтому воспитателю необходимо изучить каждого ребенка. В составлении характеристики, отражающей индивидуальные особенности деятельности и поведения дошкольника, воспитателю поможет беседа с родителями. При этом важно знать об особенностях поведения детей в раннем возрасте, так как в первые три года жизни индивидуальные особенности ребенка проявляются наиболее ярко. В беседе с родителями задаются вопросы о раннем периоде развития ребенка. Если в дошкольном возрасте отмечены негативные черты характера или индивидуальные особенности ребенка резко изменились, то, зная его развитие в раннем возрасте, легче понять причину этих изменений. Причиной могут быть и длительные болезни ребенка, и особенности воспитания в семье.

Примерные вопросы

1. Считаете ли вы своего ребенка очень подвижным или нет? Был ли он таким в раннем возрасте?
2. Легко ли ребенок в раннем возрасте входил в режим? Как реагировал на нарушение привычного режима (запоздавший обед, затянувшееся время бодрствования)? Каковы эти особенности в данное время?
3. Как засыпал ваш ребенок в раннем возрасте (быстро или медленно)? Спокойно ли он вел себя в кроватке, как происходил переход от сна к бодрствованию? Изменились ли эти особенности сейчас?
4. Как реагировал ваш ребенок в раннем возрасте и как реагирует сейчас на новые условия, незнакомых людей? Как он ведет себя в гостях, при посещении театра?
5. Быстро или нет ребенок осваивает правила поведения и охотно ли подчиняется им? Легко ли направить его поведение в нужном вам направлении?
6. Каким вы считаете своего ребенка (спокойным, малоэмоциональным или очень эмоциональным)? Как он выражает свое отношение к близким?
7. В каком настроении обычно находится ваш ребенок? Часто ли проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение? (Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх.)
8. Постарайтесь вспомнить особенности игр ребенка в раннем возрасте. Играл ли он долго в какие-либо игры? Удавалось ли вам быстро переключить его на режим? У ребенка появлялись привычные формы поведения, которые не совсем вас устраивали. Удавалось ли вам их изменить? Какими приемами при этом вы пользовались? Легко ли это давалось вам?
9. Отвлекается ли ребенок, если он выполняет какое-либо поручение? Легко ли его отвлечь? Что его может отвлечь? В течение какого времени ребенок может заниматься одним делом, несмотря на отвлекающие факторы?
10. Какие черты характера ребенка вам не нравятся? Что бывам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?
Анализируя ответы родителей, воспитатель рассказывает об индивидуальных особенностях поведения и деятельности детей.

Сообщение воспитателя о психических особенностях детей

Уравновешенные, подвижные дети

Живые и эмоциональные дети почти всегда в хорошем настроении. Они всегда улыбаются. У них легко возникают чувства, которые быстро сменяют друг друга: бурно реагируя на недовольство взрослых, они плачут, но быстро отвлекаются, освобождаются от гнетущего настроения. Речь живая, быстрая, интонационно выразительная. Движения быстрые, точные. Дети легко изменяют темп движения: быстро переключаются от одних движений к другим. Засыпают такие дети быстро, сон у них глубокий. Переход от сна к бодрствованию происходит легко, они просыпаются веселыми и бодрыми.
Уравновешенные дети легко приспосабливаются к различным условиям. Новая обстановка и незнакомые люди их редко пугают: с незнакомыми они активно вступают в общение, не чувствуют скованности. Период адаптации к детскому саду у них очень незначительный (3-5 дней). Навыки у детей формируются быстро, изменение навыка происходит легко.
У подвижных детей широкий круг общения, много друзей. В деятельность они включаются легко и быстро, могут проявлять настойчивость, стремятся изменить способы работы. Но если работа однообразная или неинтересная, то такой ребенок может не довести ее до конца: его интересы и желания меняются очень быстро.
При недостаточном педагогическом воздействии активность и подвижность нервных процессов может привести к отсутствию настойчивости и усидчивости.
В коллективе сверстников такие дети часто бывают лидерами, но сверстники, характеризуя их, называют такую черту, как хитрость, а наблюдения показывают, что таким детям бывает свойственна завышенная самооценка. Она часто формируется в семье.

Возбудимые, неуравновешенные дети

Они очень эмоциональны, чувства их сильны, но неустойчивы. Возбудимые дети вспыльчивы, легко раздражаются. Когда они ложатся спать, то долго не могут успокоиться: сон их бывает беспокойным. Утром они просыпаются быстро, но если день начался с нежелания что-то делать, то плохое настроение сохраняется надолго. Речь у них быстрая, отрывистая, выразительная, движения резкие, иногда порывистые. В преодолении препятствий дети настойчивы, но нетерпеливы, невыдержанны, раздражительны, импульсивны.

В присутствии незнакомых людей такие дети могут быть очень возбужденными, ими трудно управлять. К детскому саду они при выкают быстро (5-10 дней). Такие дети общительны, хотя очень часто ссорятся со сверстниками.
Они энергичны, способны выполнить большой объем работы Увлеченность помогает им преодолевать значительные трудности, однако работают они урывками. Не умея рассчитывать свои силы, они внезапно прекращают что-либо делать. Силы их восстанавливаются быстро, и они включаются в другую деятельность.
Неуравновешенность детей часто приводит к таким чертам ха рактера, как упрямство, вспыльчивость.

Медлительные дети

Эти дети внешне мало эмоциональны. Они спокойны, уравновешенны, сдержанны. Однако чувства их глубоки, они могут испытывать сильные привязанности. При кажущейся необщительности такие дети имеют близких друзей, расставание с которыми долгое время переживают.
Перед сном они ведут себя спокойно, засыпают быстро или некоторое время тихо лежат с открытыми глазами. Просыпаются вялыми, долгое время после сна ходят сонными.
Речь их нетороплива, спокойна, с достаточным словарным запасом, но говорят они невыразительно, с паузами. Внимание детей устойчивое, возникает оно медленно, переключение на другое проходит неторопливо. Навыки формируются долго, но они устойчивы и изменяются с трудом. К новой обстановке дети привыкают медленно, в общении с незнакомыми людьми ведут себя скованно, молчат. Присущая ребенку медлительность проявляется и в деятельности. Какое-либо дело он может выполнять не отвлекаясь, хотя включиться в него не спешит. Длительную работу, требующую затраты сил, долгого напряжения, усидчивости, устойчивого внимания и терпения, такие дети выполняют без утомления, постоянно проверяя правильность своих действий. Темп работы предпочитают медленный, пользуются при этом проверенными способами и методами. Если они хотят чего-то добиться, то проявляют высокую активность, способны преодолевать препятствия.
На этих детей необходимо обращать особое внимание, так как их сдержанность и рассудительность легко спутать с равнодушием, безынициативностью, ленью. При недостаточных воспитательных воздействиях у медлительных детей могут развиться пассивность, узость интересов, слабость чувств.

Чувствительные, ранимые дети

Ранимые дети долго переживают неудачи и наказания. Настроение их неустойчиво. Слабость нервных процессов приводит к тому, что даже на незначительные воздействия взрослого (изменившийся тон голоса) они очень реагируют. Сильное воздействие взрослого вызывает у них или состояние запредельного торможения, или истерику.

Ранимые дети чувствительны к изменению режима, поэтому могут засыпать и просыпаться по-разному, в зависимости от внешних обстоятельств. В привычной обстановке они долго, неторопливо укладываются, быстро засыпают и просыпаются веселыми, бодрыми. Речь детей интонационно выразительна, хотя часто они говорят тихо, неуверенно. Внимание таких детей сосредоточенно лишь при отсутствии посторонних раздражителей. Переключаются они плохо, быстро утомляются. В привычной обстановке дети проявляют тонкую наблюдательность, излишне внимательны к мелочам. Движения их неуверенны, неточны или суетливы.
Навыки, привычные формы поведения у этих детей возникают достаточно быстро, но они неустойчивы и зависят от внешних обстоятельств. В привычной обстановке ребенок все делает правильно и тщательно.
В новых ситуациях они неуверенны, застенчивы, испытывают страх и поэтому проявляют работоспособность ниже своих возможностей. К детскому саду привыкают долго.
У детей этого типа есть важная положительная особенность - высокая чувствительность, которая необходима при воспитании таких ценных качеств характера, как доброта и отзывчивость.
При неправильных воспитательных воздействиях высокая впечатлительность и ранимость детей, слабость и невыносливость нервной системы могут развиться в замкнутость, стеснительность, склонность к внутренним переживаниям событий, которые этого не заслуживают.

Поведение детей при проведении игр бывает различным. Одни дети всегда выполняют правила игры, действуют точно по сигналу, в нужном темпе, проявляют достаточную выдержку.
Возбудимые дети проявляют нетерпеливость, несобранность, иногда излишнюю подвижность, торопливость. Часто они перебивают воспитателя возгласами, вопросами, начинают действовать раньше, чем этого требуют правила.
Медлительные дети спокойны, но не успевают действовать в требуемом темпе. Реакция на сигнал у них замедленная. Движения не всегда координированные. Иногда воспитатель специально обращается к ним для того, чтобы они начали движения.
Для выявления у детей инициативности и аккуратности можно предложить им выполнить аппликацию на квадрате «Украшение платочка».
Для осуществления этого замысла понадобится материал: квадратный лист бумаги 15X15 см и большой набор готовых форм для наклеивания.
При этом обращается внимание на умение ребенка создавать композицию узора, сочетать цвета, на его аккуратность при выполнении работы.
В ходе наблюдений за поведением воспитанников в группе выявляются эмоциональные особенности детей, своеобразие их речи и движений.
В период адаптации в детском саду, во время праздников, когда присутствуют гости, выявляются реакции ребенка на незнакомых людей, новую обстановку, обращается внимание на быстроту привыкания к ним, общительность, отмечается открытость, замкнутость или стеснительность ребенка. При этом выявляется способность дошкольника подчиняться правилам поведения, запечатлевается сформированность навыков, способность к их изменению.
Особенности речи (громкость, темп, выразительность, словарный запас) выявляются на занятиях по развитию речи (например, детям дается задание придумать рассказ «Как я однажды испугался»).
Благодаря наблюдениям за играми детей, их взаимоотношениями воспитатель может выявить общительность ребенка, его умение дружить, отметить особенности отношений со сверстниками.
На основе сведений, полученных от родителей, и результатов наблюдений за детьми в играх-занятиях воспитатель может составить характеристику, отражающую индивидуальные особенности каждого ребенка. Характеристики будут конкретными, полными, если отразят как положительные, так и отрицательные особенности поведения каждого воспитанника.

Лариса Котова
Педагогические беседы и тематические консультации для родителей

Педагогическая беседа с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей . Беседа может использоваться как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами : на родительском собрании , консультации , при посещении семьи.

Цели беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Материал для бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за детьми. Беседа может возникнуть по инициативе родителей или воспитателя . Если беседу инициировали родители (обычно это происходит стихийно, а воспитатель не может, уделить им необходимого внимания (или не готов ответить на вопросы, он договаривается о специальной встрече в удобное для всех время. При этом следует учитывать, если вопросы, затрагиваемые в беседе , связаны с внутрисемейными отношениями, то присутствие посторонних лиц нежелательно, так как обстановка беседы должна располагать к откровенности.

Если инициатор беседы – педагог , он заранее продумывает : с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям . Договариваясь о времени беседы , педагог должен сообщить ее тему и попросить подготовить вопросы, на которые родители хотели бы получить ответ.

Педагогическая беседа с членами семей воспитанников, возникающая утром во время прихода их с детьми, а также вечером, должна отвечать определенным требованиям.

1. Частота общения с родителями должна быть сбалансирована. При проведении небольшого мониторинга, отмечая все беседы с тем или иным родственником воспитанника в течение недели, вы можете обнаружить, что одни из них общаются с педагогом часто , а другие практически не общаются.

2. Беседа должна иметь живой характер, доброжелательный и дружеский тон.

3. Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить намеченные вопросы.

4. Беседа должна информировать родителей о жизни детей в детском саду, а также передавать каждому из родителей позитивную информацию о его ребенке, укреплять веру в него. Необходимо сократить беседы на отвлеченные темы , не связанные с развитием и здоровьем детей.

5. Следует избегать ранящих родителя оценочных суждений о ребенке.

Среди причин обращения педагога к родителям не должны преобладать негативные поступки ребенка, так как это формирует у них отрицательную установку на контакты с педагогом вообще . Нужно проявлять также сочувствие, терпимо относиться к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей .

6. Следует внимательно, терпеливо выслушать сомнения, замечания, жалобы родителя .

7. Просьбы к родителям о вмешательстве в педагогический процесс должны оцениваться с точки зрения целесообразности (часто жалоба на поведение ребенка в группе побуждает родителя принять соответствующие меры, хотя ситуация уже разрешилась в группе или родитель не может подобрать адекватные меры воздействия к сыну или дочери). Педагог должен дать конкретные рекомендации по применению педагогических приемов , чтобы таким образом совместными усилиями достичь желаемого результата.

8. Желательно давать только обоснованные советы и избегать категоричности в определении методов и приемов воздействия на ребенка, предоставляя родителю весь возможный спектр педагогических средств с объективной оценкой их положительных и отрицательных эффектов при их использовании в сложившейся ситуации.

9. Беседа должна вызывать у родителей желание сотрудничать с ДОУ.

Тематические консультации для родителей по своему характеру близки к беседам и служат одной из форм индивидуальной и дифференцированной работы с семьей. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию , отвечая на вопросы родителей , педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить.

Консультации бывают индивидуальными (проводятся по необходимости) и групповыми (проводятся 2-3 раза в год) . Продолжительность консультации может составлять 30-40 мин. Тематика консультаций разнообразна и определяется результатами повседневных наблюдений за поведением детей в группе, взаимоотношениями родителей и детей в группе , взаимоотношениями родителей и детей , беседами с разными членами семьи.

Эта форма работы с родителями позволяет воспитателю, с одной стороны, в доверительной обстановке обсудить с ними все аспекты воспитания и обучения их ребенка, а с другой – получить от родителей важную для себя информацию. В ходе консультации необходимо поддерживать атмосферу открытого обсуждения, предоставлять семьям возможность свободно высказываться о том, что их волнует, а также просить сообщать информацию, касающуюся их детей и особенностей ситуации в семье. Все усилия по созданию атмосферы доверия могут оказаться тщетными, если станет известно, что какая-то доверительная информация получила огласку. Педагог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности полученных сведений.

Консультации должны отвечать ряду требований.

1. Педагог должен проявить искреннюю заинтересованность в развитии ребенка.

3. Каждая консультация должна давать родителям что-то новое , расширять их педагогические знания .

4. Педагог должен умело использовать приемы пассивного и активного слушания, убеждающего воздействия.

5. Нельзя пытаться мимоходом разрешать сложные вопросы воспитания ребенка. Лучше пригласить родителей для серьезного разговора в другое время, когда педагог , подготовившись, сможет дать исчерпывающий ответ.

6. Прежде чем что-то посоветовать родителям , необходимо постараться тщательно изучить вопрос : почитать соответствующую литературу, проконсультироваться у специалистов учреждения. Если вопрос родителей выходит за рамки компетенции педагога , то консультацию должен провести соответствующий специалист.

Примерные темы бесед и консультаций с родителями .

Подготовительной к школе группе (6-7 лет)

1. Экспериментирование как способ исследования окружающего.

2. Лидеры и аутсайдеры.

3. Формирование экологического сознания ребенка через общение с природой.

4. Интеллектуальные возможности ребенка 6-7 лет.

5. Особенности формирования здорового образа жизни у старшего дошкольника.

6. Как руководить трудовой деятельностью ребенка?

7. Патриотическое воспитание начинается в семье.

8. Книга и ребенок.

9. Роль семьи в эстетическом воспитании ребенка.

10. Произвольность ребенка и способы ее развития.

11. Способы организации домашнего театра.

12. Формирование правильной осанки ребенка.

13. Сюжетосложение или как развить творческое воображение?

14. Слагаемые готовности к школьному обучению.

15. Нравственные нормы в жизни «подготовишки» .

16. Игра + рисование (как освоить разные техники изображения) .

17. Кризис 7 лет : признаки и тактика поведения родителей .

18. Игра как средство подготовки к школе.

19. Место музыки в жизни ребенка.

20. О работоспособности детей 6-7 лет.

21. Воспитание усидчивости у детей.

22. Воспитание ответственности у старших дошкольников.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Индивидуальная беседа.

Цели и задачи: а) обеспечить оптимальные условия для воспитания ребёнка, ближе знакомиться с родителями, помогать им конкретным советом, намечать совместные пути педагогического воздействия на ребёнка, конкретизировать требования к нему, оказывать действенную помощь семье;

б) воспитателю узнавать от родителей индивидуальные особенности и склонности своих воспитанников, находить правильный подход к ребёнку;

в) устанавливать с родителями дружеские доверительные отношения.

Подготовка к беседе:

Наметить тему и план беседы;

Подготовить вопросы и продумать ход беседы;

Продумать место и время беседы;

Подготовить при необходимости литературу;

Заранее оповестить родителей о предстоящей беседе.

Ход беседы.

Во вступительной части педагог начинает беседу с положительной, позитивной информации.

В основной части педагог задаёт вопросы, освещает тему, выслушивает родителей, ведёт с ними диалог.

В заключении воспитатель даёт конкретные советы, рекомендации, направленные на совместную работу семьи и педагогов, и беседа заканчивается на положительной позитивной ноте.

В беседе могут участвовать также заведующая, врач, музыкальный работник, руководитель физической культуры и другие. Беседа может проводиться в ходе экскурсии по группе, детскому саду.

Тематика бесед разнообразная. Важно через беседу выявлять положительный опыт воспитания, готовить родителей к выступлению на собрании. Беседа может быть продолжительной и короткой.

Требования к проведению беседы.

*Соблюдать деловой тон в беседе, создавать атмосферу непринуждённости.

*Если родитель задал вопрос, на который педагог не может ответить, он предлагает отложить беседу, чтобы подготовиться и уже тогда дать квалифицированную рекомендацию.

*Если надо говорить о плохом поступке ребёнка, беседу надо начинать с положительного, что есть в ребёнке.

*В беседе с разными членами семьи (мама, папа, бабушка) нужно соблюдать дифференцированный подход.

*Просьбы родителей в процессе беседы надо выполнять, если они не приносят вреда ребёнку.

*Нельзя беседовать в присутствии ребёнка.

*Уметь слушать ребёнка, меньше давать указаний, предъявлять требований.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Консультация – форма индивидуальной, дифференцированной работы с родителями, которая помогает, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна; с другой – побуждает родителей серьёзно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше всего воспитывать.

Подготовка к консультации:

Наметить тему, план;

Подготовить содержание, наглядность;

Продумать место и время;

Заранее пригласить родителя;

Требования к проведению консультации.

*Консультацию проводят в вечернее время и в отсутствии ребёнка.

*Консультация проводится без спешки и доброжелательно.

*Важно расположить к себе родителя.

*Инициатором консультации выступает ДОУ, но может быть проведена по просьбе родителя.
ПОРУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЯМ

Цели и задачи: знакомить родителей с условиями жизни и воспитания детей в ДОУ, с задачами воспитания; вызывать у родителей желание помогать детскому саду в педагогической и хозяйственной работе для повышения качества воспитания дошкольников.

Подготовка воспитателя: продумывать, кому какое поручение дать, исходя из возможностей семьи.

Организация поручения.

Обратиться к родителю в такой форме и так объяснить значимость поручения, чтобы каждый с охотой откликнулся и выполнил просьбу. После выполнения поручения, делается запись в «Книге добрых дел», которая находится в родительском уголке и доступна для чтения всем родителям. Благодарность можно выразить на родительском собрании.

Требования к организации поручений.

1Соблюдать принцип постепенности вовлечения родителей в помощь ДОУ.

2Поручения распределять на всех родителей, а не только на активных.
ПОСЕЩЕНИЕ СЕМЬИ РЕБЁНКА

Цели и задачи. Изучение семьи. Установление контакта с ребёнком, его родителями. Познакомиться с условиями воспитания. Понять психологический климат семьи, атмосферу дома с целью нахождения оптимальных путей и средств построения единой линии воздействия на ребёнка в детском саду и дома. Усилить контакт между детским садом и семьёй, устанавливать взаимопонимание, создавать дружескую атмосферу, желание помогать друг другу. Вырабатывать единые приёмы воспитания, чтобы сделать жизнь ребёнка в детском саду и дома содержательной и радостной. Увидеть и отметить положительное в организации жизни семьи . Выяснить, всё ли возможное делается в семье для правильного воспитания ребёнка. Определить, какой линии нужно придерживаться во взаимоотношениях с данной семьёй. Наметить план требований, советов и рекомендаций. Выявлять лучший опыт семейного воспитания. Общаться со всеми членами семьи.

Подготовка к посещению:

Заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения;

Определить цель визита;

Изучить сведения о семье: состав, имя и отчества членов семьи, место работы, материальное положение, особенности семьи, здоровье ребёнка;

Продумать, какие сведения надо получить и какие вопросы могут задать родители.

Организация и содержание посещения.

В зависимости от цели визита, воспитатель знакомится:

*с местом для игр и занятий, с его освещением и удобством;

*с порядком содержания игрушек, книг;

*с домашними трудовыми обязанностями, их характером (постоянные, эпизодические);

*каким образом происходит формирование культурно-гигиенических навыков;

*как осуществляется физическое развитие;

*как ребёнка готовят к школе;

*с общением членов семьи, атмосферой в доме;

*с характером поведения и настроения ребёнка в домашних условиях (радостный, раскованный, притихший, смущённый, приветливый и т.д.).

Затем воспитатель рассказывает членам семьи, как ребёнок живёт в детском саду (положительное). Обсуждаются педагогические проблемы и темы. В заключении визита педагог даёт практические советы, рекомендации, намечаются пути и способы распространения положительного опыта воспитания, вырабатываются единые требования к ребёнку для положительного его развития. При повторном посещении проверяется выполнение рекомендаций, данных в предыдущем посещении, отмечаются изменения. Первое посещение носит ознакомительный характер, второе – деловой.

После посещения воспитатель делает запись в специальной тетради учёта посещений и намечает план работы с данной семьёй.

Каждую семью посещают не реже одного раза в год. Неблагополучные семьи посещают чаще и коллективно – с заведующей, попечительским советом.

Требования к посещению семьи.

1Прийти к ребёнку домой – это прийти к нему в гости. Быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Не допускать жалоб, критики, замечаний. Советы давать тактично, ненавязчиво.

2Обязательно прийти в намеченный день, не опаздывать.

3Не вести никаких записей во время посещения.

4Посещения должны быть регулярными, систематическими и с разными целями.

5В процессе посещения видеть и подчёркивать достижения родителей в воспитании ребёнка.


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА-ПЕРЕДВИЖКА

Цель: увлечь родителей педагогической информацией, вызвать интерес к вопросам воспитания.

Организация работы.

В уголке для родителей помещается специальная папка для статей на определённую педагогическую тематику и педагогическая литература. Периодически проводятся беседы с родителями о прочитанном: что заинтересовало, что позаимствовали для воспитания ребёнка.

Книги подбирает и приобретает администрация ДОУ, принимает участие близлежащая библиотека, помогают родители. Важно продумать: где хранить книги, как выдавать, каким образам вести учёт, выявлять потребности читателей. В одних случаях книги имеют открытый доступ, и родители сами выбирают себе то, что их интересует. Литературу располагают по возрастам, по тематике, по разделам. Если книги хранятся в шкафу, к которому нет свободного доступа, в родительском уголке помещают картотеку с аннотациями. Подбирается она по содержанию, а не по алфавиту. Для каждого родителя заводят читательские карточки. В детском саду назначают ответственного за работу педагогической библиотеки или назначаются дежурные по графику. Для удобства определяются дни и часы выдачи книг. В родительском уголке периодически помещаются объявления о какой-нибудь новинке или книге, изданной давно, но прочитать которую было бы полезно многим родителям. Важно вести учёт прочитанной литературы. Для этого организуется обсуждение, обмен мнениями или родители в специальной тетради пишут отзыв. Книги могут храниться в методическом кабинете в разделе «Литература для родителей».
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ГРУППОВАЯ БЕСЕДА.

Беседа педагогов с родителями – это доступная и распространённая форма установления связи педагога с семьёй, его систематическое общение с родителями, с другими членами семьи и ведущая роль в возникновении, проведении беседы принадлежит педагогу.

Цели и задачи. Наладить прочную взаимосвязь с семьями детей при соблюдении дифференцированного подхода, исходя из уровня педагогической культуры родителей. Создать педагогически грамотный коллектив родителей, готового активно помогать ДОУ. Способствовать установлению тесной связи и постоянного общения между педагогом, родителями и другими членами семьи. Помогать родителям лучше узнавать жизнь и деятельность ребёнка в детском саду . Оказывать семье конкретную педагогическую помощь.

Подготовка к беседе:

Договориться с родителями о встрече (место, время, тема);

Попросить родителей подготовить вопросы;

Пригласить на беседу несколько опытных родителей;

Продумать содержание диалога, подготовить советы, рекомендации.

Беседа должна быть лаконичной, значимой для родителей. Она проводится по инициативе педагога или родителей. Беседу могут проводить работники ДОУ: заведующая, методист, музыкальный руководитель и другие. В процессе беседы, например, могут обсуждаться такие вопросы:

*самочувствие ребёнка дома и в детском саду;

*поведение ребёнка дома и в детском саду;

*выполнение правил посещения ДОУ;

*как организовать выходные дни для полноценного развития ребёнка;

*на конкретную педагогическую тему (самостоятельности, упрямстве детей и другие).

Оптимальное время беседы – 20минут. Начинать и заканчивать беседу надо на положительной ноте. Важно создавать все условия, чтобы родители могли высказывать своё мнение.

Требования к беседе.

1Уметь методически правильно выстраивать диалог, управлять грамотно беседой.

2В беседе выражать заинтересованность, доброжелательность.

3Прислушиваться к высказываниям родителей, улавливать подтекст (метаязык) – скрытое желание родителей.

4Следить за двусторонностью беседы (а не только говорит педагог), задавать родителям вопросы.

5В беседе показывать, что воспитатель делает всё в интересах ребёнка.

6Вести беседу в спокойном дружеском тоне.

Групповые консультации.

Цели и задачи. Способствовать усвоению родителями определённых знаний, умений. Оказывать родителям помощь в разрешении проблемных вопросов. Конкретизировать и углублять знания родителей, полученных на общих и групповых собраниях. Давать родителям новые знания, расширять их педагогический кругозор.

Формы консультаций:

- доклад;

Дискуссия по проблеме;

Выступление специалиста (врача, юриста, учителя и других);

Обсуждение статьи, заранее прочитанной родителями;

Обмен опытом;

Просмотр видеоматериалов, обмен мнениями, выводы.

Подготовка консультации:

Продумать форму, тему, содержание, кандидатуру консультанта;

Предупредить родителей о времени, месте, теме консультации;

Подготовить наглядность;

Организация консультации.

Консультации бывают плановые и неплановые. Неплановые консультации проводятся по мере необходимости по инициативе ДОУ и по просьбе родителей. Консультации плановые проводят систематически, в определённые дни и часы. Содержание консультации конкретизировано до деталей. В зависимости от темы приглашают всех родителей или часть. Например, можно пригласить родителей разных групп с одинаковыми проблемами или успехами в воспитании. Можно пригласить несколько родителей одной из возрастных групп, нуждающихся в консультации по одному и тому же вопросу. Или приглашаются молодые родители; родители, имеющие одного ребёнка; родителей только девочек (мальчиков). Консультация состоит из вступления, основного содержания и заключения в форме выводов, резюме. Содержание текста конкретизировано, включает примеры из практики, анализ различных точек зрения.

Требования к организации консультации.

*консультации проводить систематически в определённые сроки (может быть постоянное число или неделя месяца);

*консультации проводятся в отсутствии детей, в вечерние часы;

*плановые консультации проводятся согласно годового плана ДОУ, темы и содержание утверждаются заведующей ДОУ;

*консультация должна быть тщательно подготовлена.


Групповое родительское собрание.

Групповое собрание – целесообразная и действенная форма работы педагогов с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи.

Цели и задачи. Знакомить родителей с целями, задачами, содержанием и методами воспитания ребёнка в детском саду и дома. Затронуть, заинтересовать каждого родителя вопросами воспитания детей. Определять единые требования к ребёнку со стороны воспитателя и родителей, вырабатывать единую линию воздействия на ребёнка. Выявлять и распространять лучший опыт семейного воспитания.

Формы родительского собрания:

Доклады;

Семинар-практикум;

Собрание, построенное на опыте семейного воспитания;

Сочетание теории с практическими упражнениями;

Игровая форма – родители берут на себя роль детей и обыгрываются различные ситуации;

Практически-ролевая форма – показ фрагментов занятий (родители в роли детей);

Показ видеофильмов о пребывании детей в детском саду – анализ, выводы.

Подготовка к собранию.

1Составить план проведения собрания.

2Перед собранием проводится анкетирование родителей или опрос по теме собрания. Для этого составляют анкету или опросник. Ответы анализируют и делают вывод об уровне педагогической осведомлённости родителей по теме собрания.

3За две недели до собрания в родительском уголке вывешивается объявление о предстоящем собрании, затем оповещают устно, а перед собранием дети вручают родителям приглашения, сделанные своими руками.

4Продумать организацию детей на период, пока родители будут на собрании.

5Подготовить для родителей бумагу, ручки для записи, памятки родителям.

6Подготовить наглядность, выставку литературы, детских работ и т.д.

7Тщательно подготовить выступление: интересное начало, теоретические выводы с примерами, концовку, согласно правилам публичного выступления. Продумать вопросы родителям для дискуссии.

8Подготовить родителей к выступлению по обмену опытом воспитания детей, иллюстративный сопроводительный материал к их сообщениям.

9Выяснить вопросы, интересующие родителей.

10Подготовить проект решения или резюме.

11Продумать чёткий регламент выступлений (от5 до 10минут).

12Продумать место проведения собрания, время. Проветрить помещение, провести влажную уборку.
Организация и содержание группового собрания.

Групповое собрание проводится один раз в квартал. Первое собрание в учебном году проводится не позднее начала октября. Итоговое – в мае. По итогам летней оздоровительной работы – в августе. На обсуждение выносится 2-3 вопроса. Один вопрос основной , готовит его воспитатель. По другим выступают специалисты и родители. Тематика собрания определяется годовыми задачами и годовым планом ДОУ, а также учитываются интересы и пожелания родителей или обсуждается актуально назревшая тема. Родителей знакомят с целями, задачами, содержанием, методами, формами воспитания детей. Даётся характеристика возрастных особенностей детей, характеристика динамики развития каждого ребёнка. Выбирается попечительский совет родителей, который сообщает на последующих собраниях о своей работе, а в конце года представляет отчёт о всей проделанной работе за год. Педагоги рассказывают родителям о состоянии воспитательно-образовательной работе в группе, условиях работы; об итогах и выводах опросов, анкетирования. На собраниях родители получают информацию от различных специалистов (врача, музыкального руководителя, медицинской сестры и других). Сообщения делают родители о своём опыте воспитания детей. Проводится дискуссия. При проведении семинара-практикума родителям раздают вопросники, проводят фрагменты занятий с самими родителями, просматривают видеоматериалы и всё это обсуждается. Рассматриваются организационные вопросы. В конце собрания даётся возможность родителям высказаться, обменяться мнениями, задать вопросы, выразить пожелания. Подводится итог, вырабатывается решение, включающее общую договорённость действий родителей и сотрудников ДОУ. Решения отражаются в дальнейших беседах, консультациях, в родительском уголке.

Требования к проведению собрания.

1Стремиться к тому, чтобы как можно полнее представить родителям особенности жизни, поведения, деятельности детей группы в целом и каждого ребёнка в отдельности.

2Каждое новое собрание должно начинаться с сообщения о том, как выполнено решение предыдущего собрания.

3Признавать приоритет семейного воспитания, общаться «на равных» с родителями, т.к. никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

4Знать и соблюдать правила публичного выступления:

*деловой внешний вид;

*основные теоретические положения зачитываются, примеры и часть доклада рассказывается;

*следить за эмоциональной окраской выступления, выделять голосом главное, основные мысли повторяются; если родители что-то записывают, то речь замедляется;

*продумать вопросы родителям для дискуссии.

Общее родительское собрание ДОУ.

Общее родительское собрание – коллективная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы воспитания, имеющие важное значение для повышения педагогической культуры всех родителей независимо от возраста их детей.

Цели и задачи. Знакомить коллектив родителей всего ДОУ: а) с современными и широкими педагогическими проблемами воспитания; б) основными постановлениями, документами министерства образования федерального и регионального уровней, местного отдела образования; в) направлениями работы ДОУ в текущем году. Распространять положительный семейный опыт воспитания. Способствовать повышению педагогической компетентности родителей, овладению педагогическими знаниями, оптимальными методами воспитания своего ребёнка. Стремиться реализовать принцип единства требований в воспитании со стороны родителей и педагогов ДОУ. Помочь родителям увидеть в педагогах верных союзников и умных друзей их детей.

Подготовка собрания.

Подготовка зала: соблюдение гигиенических требований, воздушного режима, создание комфортных условий родителям, эстетичность;

Организация дежурной группы для детей, пока их родители на собрании;

Назначение ответственных за встречу родителей, размещение их в зале;

Приглашение специалистов (врача, юриста, представителя ГАИ и др.);

Подготовка родителей к выступлению;

Подготовка проекта решения собрания;

Оповещение родителей: объявления общие и в группах, устное приглашение-напоминание, пригласительные билеты и др.

Содержание общего собрания.

Общее родительское собрание проводится 2-3 раза в год. Собрание ведёт заведующая или методист. Основной доклад могут читать заведующая, методист, воспитатель, родитель-специалист в какой-либо области, обладающий ораторским искусством. Тема должна быть интересна всем родителям. После основного доклада заведующая знакомит родителей с положениями, постановлениями. Далее выступают приглашённые специалисты, родители. На первом в учебном году собрании родителей обязательно знакомят с задачами ДОУ, направлениями работы. Рассказывают о результатах образовательной работы на уровне ДОУ. Непременно рассматривается тема физического развития дошкольников и организация летней оздоровительной работы. Заведующая знакомит родителей с педагогической, административной, хозяйственной деятельностью. Решаются организационные и хозяйственные вопросы. Выступают родители со своим опытом воспитания, попечительский совет ДОУ. Родителям может быть показан концерт, спортивное выступление. Родителям представляется возможность задать вопрос, высказать своё мнение, обсудить работу ДОУ. Проводится экскурс выставки. В конце собрания вырабатывается решение или резюме. Контроль за выполнением решения возлагается на администрацию ДОУ и попечительский совет. О выполнении решения сообщается на следующем собрании.

Требования к проведению общего собрания.

*Собрание готовит заведующая с помощью всего коллектива.

*На общем собрании присутствует весь педагогический коллектив.

*Собрание проводится в торжественной обстановке, подчёркивается его значимость.

*Выступления тщательно готовятся в соответствии с требованиями ораторского искусства.

*Устанавливается регламент, продолжительность собрания -1час 20минут.

Вечер вопросов и ответов.

Цели и задачи: удовлетворить потребность родителей в педагогических знаниях.

Подготовка. В ДОУ постоянно или периодически вывешивают почтовый ящик для письменных вопросов родителей. Родители в письменном виде в почтовый ящик опускают интересующие их вопросы по разным проблемам воспитания. За 3-4 дня до проведения вечера вопросов и ответов родителям вручают приглашение (яркое и красочное), вывешивается объявление. Педагог готовит ответы. Подготавливают тексты педагогических ситуаций по вопросам родителей из теории и практики воспитания.

Организация и проведение.

Данное мероприятие состоит из двух частей.

1часть – на вопросы отвечают педагоги, врач, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, психолог, методист, заведующая (в зависимости от содержания вопросов родителей). Ответы должны быть точные, исчерпывающие.

2часть – родителям предлагают решить проблемные педагогические ситуации, педагогические задачи и ответить на вопросы педагогов. Родители делятся опытом семейного воспитания.

Коммуникативный центр.

Оборудуется небольшое помещение (уютная комната, часть холла). В неофициальной обстановке родители рассказывают друг другу о своих переживаниях, делятся впечатлениями о событиях дня. Взрослые могут беседовать за чашкой чая, кофе.


Педагогическая конференция.

Конференция (лат. – собирать в одно место) – это собрание, совещание представителей правительств, обществ, научных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; форма массовой работы с людьми (родителями).

Цели и задачи. Распространять педагогические идеи и знания. Усилить внимание родителей к воспитанию детей. Знакомить с содержанием воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах. Способствовать обмену опытом семейного воспитания. Намечать конкретно-воспитательные задачи и пути воздействия на ребёнка. Формировать у родителей ответственное отношение к своим родительским обязанностям. Повышать педагогическую культуру и педагогическую компетентность родителей.

Подготовка конференции.

1Выбирается актуальная, охватывающая широкий спектр вопросов, тема («Здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Игра в жизни ребёнка» и др.). Составляется план проведения конференции.

2Для углубленной проработки темы посещают родителей на дому, проводят день открытых дверей, готовят видеоматериалы фрагментов педагогического процесса.

3Проводят опросы, анкетирование.

5Приглашают специалистов.

6Готовят выступления взрослых и детей, наглядное сопровождение к их выступлениям.

7Вывешивают заранее объявление; готовят выставку детских работ, выставку и распродажу педагогической и детской литературы, фотовыставку, отражающую работу учреждения по данной теме; высказывания, баннеры, стенгазеты, памятки, пригласительные билеты, стенды, видеоматериалы, альбомы и т. д.

8Готовят место проведения конференции: влажная уборка, проветривание, место для выступающих, микрофоны и др.

Организация конференции.

Конференции проводят в масштабах республики, района, города; в рамках нескольких ДОУ или одного дошкольного учреждения 1-2 раза в год. Конференции организуют отделы образования, крупные предприятия с привлечением ДОУ, заведующий детского сада. На конференции приглашаются авторитетные специалисты, общественные деятели, руководители учреждений. ДОУ могут организовать выездные конференции на предприятия, к спонсорам. Они могут быть заочные (в выпускаемых сборниках), могут быть организованы через интернет. Готовят конференции отделы образования, педагогический коллектив во главе с заведующим и с помощью родителей.

Примерное проведение конференции.

1этап. Вводная часть. Цель: собрать внимание участников, нацелить на решение проблемы.

Озвучивается тема, выводится на экран. У участников конференции на руках тема и тезисы выступлений. Обговаривается план и регламент выступлений. Оглашаются результаты опросов, анкетирования. Проводится викторина (по возможности).

2этап. Основная часть. Цель: дать знания, обменяться опытом.

Чтение докладов (2-3), раскрывающие ключевые вопросы основной темы.

Сообщения воспитателей (2-3).

Выступления специалистов (1-2).

Выступления родителей по обмену семейного опыта воспитания детей.

Показ и комментирование видеоматериалов.

Обсуждение проблемы, диспут.

3этап. Заключительная часть:

Викторина;

Экскурс по выставкам;

Обзор литературы;

Концертные выступления;

Продажа педагогической и детской литературы.

Требования к проведению конференции.

1Конференция носит торжественно-деловой характер.

2Максимальная длительность конференции 1час 30минут.

Встреча за круглым столом.

Цель: повышать уровень педагогической культуры родителей.

Подготовка. Воспитатель готовит вопросы по одной проблеме воспитания (организация игры, преодоление отрицательных эмоций и т.д.). На отдельных листах бумаги за 3-4 дня до проведения круглого стола родителям раздают приглашения, где указана тема. Вывешивается объявление. Готовится помещение, расставляются столы по кругу. На столах бумага, ручки.

Проведение.

Воспитатель раздаёт родителям листочки с вопросами и предлагает письменно ответить на вопрос по теме. Затем родители зачитывают ответы, их анализируют, дают советы, рекомендации и родители, и воспитатель.

Практикум.

Практикум – форма организации практической помощи родителям; один из путей повышения педагогической грамотности родителей.

Цели и задачи: рассказать и показать способы, приёмы воздействия на ребёнка с целью повышения качества обучения и воспитания дошкольников.

Подготовка к проведению практикума.

1Провести диагностику, опрос родителей по теме практикума.

2Изучить уровень сформированных навыков и умений у каждого ребёнка.

3Вести дневник наблюдений за детьми по усвоению программных требований.

4На основе наблюдений и диагностики составить план практикумов, конспекты и подготовить показы, выступления.

Составить памятки и задания для родителей.

6За 1-2 недели предупреждают родителей (всех или подгруппу) о проведении практикума на определённую тему.

7Решить организационные вопросы: место, время, наглядность, подготовка материала, выставки.

8Подготовить конверты с индивидуальными заданиями, памятки.

Проведение практикума.

1Вступительное слово воспитателя: объяснение актуальности темы, знакомство с целями и задачами, программными требованиями, практической значимостью темы для родителей и их детей.

2Практический показ:

Просмотр родителями занятия воспитателя с детьми или его фрагмента;

Проведение занятия воспитателем непосредственно с родителями (родители исполняют роль детей);

Проведение занятия воспитателем с детьми и родителями вместе;

Просмотр видеоролика.

3Анализ увиденного, услышанного, совершённых практических действий и обмен мнениями.

4По завершению практикума каждый из присутствующих получает конверт с индивидуальными заданиями, в которых указаны конкретные игры, упражнения. Их следует провести дома с дошкольником в зависимости от уровня сформированных умений и навыков ребёнка. В конверт вкладывается памятка с перечнем методов и приёмов обучения и воспитания.

Организация практикума.

* Практикум проводится 2-3раза в год, в зависимости от уровня сформированных у детей навыков и умений по тому или иному разделу программы.

* В содержание практикума включается рассказ и показ способов и приёмов обучения. Например, как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребёнка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат, как учить стихотворение и др.

* Через3-4месяца целесообразно провести беседу по обмену опытом о проведении игр, занятий, упражнений дома.

Устный журнал.

Цель: а) расширять и углублять знания родителей по определённой теме воспитания и обучения дошкольников;

б) разнообразить содержание работы с родителями.

Подготовка.

Воспитатель определяет актуальную тему и планирует раскрыть её с помощью комплекса приёмов.

Проведение.

Воспитатель объявляет название устного журнала. Например, «У порога школы».

1страница. Сообщение заведующего «Всесторонняя подготовка к школе».

3страница. Показ упражнений, подготавливающих руку к письму.

4страница. Сообщение родительницы из прошлогоднего выпуска на тему: «Как наша семья осуществляла физическую подготовку ребёнка к школе».

5страница. Литературная. Воспитатель с дошкольником показывает методику заучивания стихотворения.

6страница. Заключительная. Просмотр фильма «В школу».

Проведение конкурсов.

Цель: узнать об увлечениях родителей, которые имеют положительное воспитательное значение и влияние на ребёнка; распространять положительный семейный опыт воспитания детей.

Подготовка и организация конкурсов.

Конкурсы можно приурочить к родительским собраниям, конференциям, но можно проводить отдельно. Определяется тема, разрабатывается педагогами и родителями положение. Выбирают жюри. Определяют критерии, по которым будет оцениваться конкурс. Всех родителей знакомят с положением за месяц до конкурса. В индивидуальных беседах воспитатель уточняет, кто и как готовится к конкурсу. В конкурсе могут принимать участие только родители или родители с детьми. Продумать призы, награды. Примерные темы конкурсов:

Лучший игровой уголок;

Поделки из природного материала;

Народная игрушка;

Игрушки-самоделки;

Куклы – персонажи сказок;

Карнавальный костюм;

Папа, мама, я – спортивная семья;

Мамины, папины помощники и последователи.

Конкурсы освещаются в печати, делают стенд с фотографиями, фотоальбом.

Педагогическое просвещение родителей.

Формы работы:

Лектории, кинолектории;

Университет педагогических знаний родителей, киноуниверситет;

Школа молодой семьи;

Школа для родителей;

Заочная педагогическая школа;

Семинары;

Мастерская добрых дел.

Цели и задачи. Распространять педагогические знания и передовой опыт воспитания. Просвещать родителей, повышать уровень педагогических знаний, умений для осуществления полноценного воспитания детей. Систематически повышать интерес родителей к воспитанию детей. Развивать родителей как педагогов. Давать знания по вопросам воспитания и обучения, об особенностях детей дошкольного возраста, о целях и задачах воспитания. Формировать у родителей педагогические суждения, убеждения, позицию; умение объективно оценивать свои педагогические результаты.
Педагогический лекторий.

Лекторий – (лектор, лекция) – это комплекс мероприятий для распространения педагогических знаний среди родителей и повышения их педагогической культуры.

Лекторий планируется сроком на 1-2 года внутри детского сада или за его пределами, на уровне города. Занятия проводятся 1-2 раза в месяц. Лектории могут быть эпизодическими, либо проводятся циклами лекций, рассчитанных на несколько месяцев. Посещение свободное, то есть каждый раз может быть разный состав слушателей. Можно объявить единый день лектория в течении года. Это дисциплинирует всех, обеспечивает целенаправленность в работе. Назначается ответственный по организации лектория. К проведению лектория подключают различных специалистов, а в организации его участвуют родители. Программу лектория продумывает заведующий совместно с педагогами. На уровне города программу составляет отдел образования совместно с заведующими. Лекторий проводится в форме лекций , семинаров, диспутов, практикумов, просмотра кинофильмов, докладов по обмену педагогического опыта.

Университет педагогических знаний.

Университет педагогических знаний (УПЗ) – это своеобразное учебное заведение. Здесь должно быть налицо:

Организующее ядро – ректорат;

Постоянный состав слушателей;

Определённая учебная программа;

Учебный процесс, сочетающий разные формы, методы и средства обучения;

Преподавательский и лекторский состав, обеспечивающий выполнение программы;

Организация самостоятельной работы слушателей, закрепление даваемых знаний.

Цели и задачи: повышать педагогическую культуру родителей, распространять педагогические знания и передовой опыт воспитания; способствовать полезному проведению семейного досуга.

Организация УПЗ.

Организуют университет на уровне района, города. Определяют учредителей, спонсоров. Находят удобное помещение (библиотека, дом культуры, кинотеатр, школа, детский сад). Избирают ректора, проректора секретаря. Составляют программу на 1-2 года. Занятия проводят 1 раз в месяц в определённое время. При составлении тем, учитывают педагогический уровень родителей, их интересы, состав семьи. Программу утверждает Министерство образования и выделяет лекторам деньги. На занятия родители приходят с детьми. Воспитатели в отдельном помещении занимаются с ними.

Лекторы должны улавливать пульс жизни, учитывать культурный уровень родителей, их запросы, давать точные и исчерпывающие ответы на вопросы; должны знать психологию, педагогику, семейную практику воспитания. Приглашают специалистов в области медицины, социологии, демографии, литературы и искусства, преподавателей и студентов педагогических учреждений. В университете занимаются родители, например, всех ДОУ города, родители микрорайона. Акцент делается на разностороннее воспитание ребёнка. Родители получают книжки-абонименты на весь срок обучения, где указана тематика занятий. На первом занятии обсуждается учебная программа, определяется время проведения занятий, условия, требования. Проводится анкетирование. Помимо лекций предусматривается организация практических занятий. Например: решение педагогических задач и ситуаций воспитания, практикумов, консультаций, конкурсов, посещение родителями занятий в ДОУ, устраиваются выставки. Родителям дают домашние задания. Например, записывать высказывания детей о просмотренных спектаклях, фильмах на протяжении определённого времени и отследить динамику развития речи ребёнка.

Примерный план лектория.

Первый год обучения. Тема: «Физическое воспитание дошкольников».

Октябрь. Роль семьи в физическом развитии дошкольника. Лекция.

Ноябрь. Чтобы ребёнок был здоров. Встреча с врачом детской поликлиники.

Декабрь. Организация закаливания. Практикум.

Январь. Роль культурно-гигиенических навыков в здоровье детей, практикум.

Февраль. Микростадион дома. Обмен опытом семейного воспитания.

Март. Традиционные и нетрадиционные подходы к здоровью детей, диспут.

Апрель. Организация питания детей. Встреча с диетологом и поваром ДОУ.

Май. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Просмотр фильма.


Второй год обучения. Тема: «Психическое здоровье дошкольника».

Октябрь. Роль режима дня в укреплении нервной системы ребёнка. Лекция.

Ноябрь. Природа как фактор в укреплении психического здоровья детей. Встреча с тренером по туризму.

Декабрь. Роль положительных эмоций в укреплении нервной системы малыша. Встреча с психологом.

Январь. Как преодолеть детские страхи. Практикум.

Февраль. Развиваем в детях чувство юмора. Практикум.

Март. Борьба с упрямством. Консультация психолога.

Апрель. Когда ребёнок берёт чужое. Советы психолога.

Май. Мама, купи! Вечер вопросов и ответов.

Июнь. Наказание и поощрение в воспитании детей. Консультация методиста.

Рассматриваются и такие вопросы:

Прослушивание детских высказываний и последующий их анализ;

Составление плана, сценария проведения досуга дома (день рождения и др.);

Обучение комплексам физических упражнений;

Конкурс на лучшее оформления блюда;

Туристический поход;

Составление дневных, недельных и месячных графиков распределения обязанностей по дому;

Обмен опытом семейного воспитания;

Обсуждение различных форм проведения культурного досуга в семье;

Комплектование детской библиотеки;

Сервировка стола дома и в детском саду;

Практические советы по устройству места для занятий и игр ребёнка дома.

Слушателей университета обеспечивают билетами на посещение детских спектаклей, цирка. К занятиям в университете приурачивают различные выставки, продажу педагогической и детской литературы. Родителей знакомят с программой детских передач по радио и телевидению, с детскими сайтами в интернете.

К теоретическим занятиям следует отнести лекции, семинары, доклады, консультации, конференции и т. д. В конце работы университета родителям вручают свидетельства, удостоверения об окончании педагогического университета.

Школа для родителей.

Цели и задачи: освещать вопросы воспитания и ухода за детьми от рождения до 7 лет, подготовка их к школе.

Организация.

Школа для родителей создаётся в детском саду. Посещать школу могут родители, которые воспитывают детей дома. Их оповещают через специальные объявления. Занятия организуют систематически – раз в месяц или раз в квартал. Родителям раздают памятки с датой и темой последующих занятий.


Заочная педагогическая школа для родителей.

Родителям дают на дом литературу, педагогические журналы, газеты для изучения. Педагоги дают рекомендации, аннотации к книгам, статьям. Затем прочитанное обсуждается.


Лекции для населения.

Цель: повышать уровень педагогических знаний родителей, повышать интерес к вопросам воспитания.

Организация лекций.

Лекции организуются эпизодически отделом образования или администрацией ДОУ. Лекция обязательно должна быть на актуальную тему. Теоретический материал должен сопровождаться яркими убедительными фактами. Необходимо раскрыть методы влияния на детей, показать пути преодоления трудностей воспитания. Включать в лекцию факты из практики семейного воспитания.

Средства массовой информации.

В эту форму работы с родителями входит выступление педагогов (врачей, юристов, писателей, самих родителей) по местному радио, телевидению, в местной и центральной печати. Педагогические проблемы должны носить практический характер, раскрывать педагогические ситуации, давать советы, как поступить в том или ином случае. Важно постоянно изучать, какие вопросы воспитания вызывают наибольший интерес.

Педагогические кружки.

Цель: вооружить родителей разнообразными практическими знаниями и умениями для правильной организации жизни детей и их воспитания.

Организация. Кружки проводят работники детского сада, родители-специалисты. Кружки родители могут посещать вместе с детьми. Это могут быть: кружок кройки и шитья, кружок вязания, кружок вкусной и здоровой пищи, кружок изготовления игрушек и пособий-самоделок, кружок натуралистов, кружок практических методов и приёмов обучения и воспитания детей – как читать детям, как разучивать стихи, слушать музыку, рассматривать художественные произведения и другие.

Школа молодой семьи.

Цели и задачи:

Дать знания родителям по вопросам воспитания детей;

Дать родителям знания о возрастных особенностях детей дошкольного возраста, целях и задачах воспитания;

Осуществлять педагогическое просвещение родителей;

Формировать у родителей критическое отношение к себе как воспитателю, научить объективно оценивать свои педагогические результаты;

Формировать у родителей педагогические суждения, убеждения, позицию.

Подготовка и организация.

1Выяснить интересы родителей.

2Разработать программу.

3Подготовить тематические выставки, литературу, ответы на вопросы родителей.

4Обеденить 2-3 ДОУ по организации школы, может быть и заочная школа молодой семьи.

Формы занятий:

Семинар;

Дискуссия;

Индивидуальная или групповая беседа;

Консультации для отдельных групп родителей;

Анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач;

Предложить родителям вести дневниковые записи интересных высказываний детей, их поступков, собирать рисунки.

2занятие. Написать сочинение «Наш ребёнок».

3занятие. (Примерное) Тема: «Современная молодая семья и её роль в воспитании детей». Характеристика современной семьи. Социальные функции. Конституция об ответственности родителей. Семейный кодекс. Особенности молодой семьи. Помощь молодой семье со стороны государства, заботы о матери и ребёнке. Льготы матерям. О ведущих задачах воспитания детей, стоящих перед семьёй. Взаимосвязь общественного и семейного воспитания. Необходимость педагогического самообразования родителей.

4занятие. Тема: «Знаете ли вы своего ребёнка?».

5занятие. Тема: «Учиться понимать ребёнка».

6занятие. Тема: «Методы педагогического воздействия».

7занятие. Тема: «Семейный микроклимат и воспитание детей».

8занятие. Тема: «Почему ребёнок капризничает».

9занятие. Тема: «Чем занять ребёнка дома».


НАГЛЯДНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
День открытых дверей.

День открытых дверей – наглядное средство в распространении педагогических знаний среди родителей, где их знакомят с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ; способствует преодолению у части родителей поверхностного суждения о роли ДОУ в жизни дошкольников; родителям оказывают практическую помощь.

Цели и задачи. Повышать уровень педагогической культуры родителей. Удовлетворять потребность родителей в педагогических знаниях. Дать родителям возможность познакомиться с работой ДОУ, его традициями, правилами, особенностями и организацией воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Более глубже знакомить с организацией жизни детей в детском саду. Своевременно разъяснять актуальные задачи и требования к воспитанию детей. Дать конкретное представление о содержании и методах воспитательной работы. Дать возможность понаблюдать за поведением и общением своего ребёнка в детском саду, сравнить его поведение, умения с поведением и умениями других детей, познакомиться с методами работы педагогов- профессионалов. Устанавливать с родителями деловые контакты, направленные на улучшение воспитания детей. Разнообразить пути педагогического воздействия на родителей.

Подготовка к проведению.

1Определить цели, задачи, время, составить план проведения мероприятий, ответственных. Составить и утвердить конспекты открытых занятий, режимных моментов.

2Продумать, кто встретит родителей, проводит по группам.

3Провести предварительные беседы с родителями о правилах поведения при наблюдениях: нельзя задавать вопросы в процессе занятия, делать замечания, подавать реплики и т. п.

4Подготовить вступительное слово, вопросы родителям для анализа просмотренных занятий и режимных моментов, резюме.

Организация мероприятия.

День открытых дверей проводится 3-4раза в год. Можно организовать как предварительную работу к педагогической конференции. Заранее оповещают родителей. Начинают день с экскурсии по ДОУ, по группе. Рассказывают о предстоящих наблюдениях , раздают вопросы для анализа увиденного. Напоминают о правилах поведения во время наблюдений. Затем проводится показ фрагментов работы ДОУ (занятие, коллективный труд, режимные моменты и др.). После просмотра проводится беседа и обмен мнениями об увиденном. Заведующий, методист дают советы, рекомендации, предлагают родителям записать свои впечатления в книгу отзывов и предложений. Подводится итог в форме резюме. Записи, сделанные родителями, педагоги анализируют на педсовете. В дальнейшем родители становятся активными участниками мероприятий (походы, прогулки, экскурсии). Затем родители посещают ДОУ индивидуально. Можно составить график посещений.


Родительский уголок.

Цель: знакомить родителей с вопросами воспитания детей; давать родителям конкретную информацию (групповую и общую); показать родителям воспитательно-образовательный процесс в группе и в ДОУ; доступно, убедительно и экономно давать родителям нужную педагогическую информацию.

Требования к оформлению уголка:

Разнообразие материала, но не обилие;

Красочность (для привлечения внимания);

Соответствие возрастным особенностям;

Сезонность тематики;

Отражение местных особенностей;

Удобство расположения для ознакомления с информацией;

Отсутствие стандарта;

Систематическая смена материала (1раз в 2месяца);

Не помещать большие тексты, они должны быть краткими, ясными по мысли и изложению.

Организация:

* наличие текстового материала;

*наличие иллюстративного материала;

*наличие места для детских работ (стенды, полки);

*наличие витрин для педагогической и детской художественной литературы;

*наличие книги добрых дел родителей;

*оборудование места для родителей, чтобы была возможность сесть почитать информацию, посмотреть работу ребёнка.

1 раздел. Отражается повседневная жизнь группы: меню, режим, объявления, сведения о занятиях, правила для родителей, справочный материал о времени работы администрации ДОУ и врача, № телефонов, адрес ДОУ.

2 раздел. Здесь помещается текущая работа по воспитанию детей в детском саду и дома: выписки из календарных планов, краткие записи выполнения программы воспитания и обучения в детском саду, работы детей, рекомендации по вопросам обучения и воспитания, отчёты попечительского совета о проделанной работе, краткие отчёты о динамике достижений. Также помещается опыт семейного воспитания, выписки из программ радио и телевидения с рекомендациями, что целесообразно посмотреть и послушать с ребёнком в течении недели, аннотации к педагогическим статьям и литературе.

Информация для родителей помещается в общих уголках (коридоры, фойе, вестибюли) и в групповых помещениях.
Тематические выставки.

(Групповые и общие).

Цель: знакомить родителей с актуальными вопросами теории и практики воспитания детей; распространять лучший опыт семейного воспитания в доступной наглядной форме; наглядно показать работу ДОУ; способствовать глубокому восприятию материала, темы, проблемы.

Педагогические требования:

Иллюстративный материал тщательно отбирается и продумывается, сочетается с текстовым;

Материал сопровождается теоретическими положениями, комментариями, цитатами, рекомендациями, советами;

В процессе просматривания выставки родителей привлекают к обсуждению её содержания;

Текстовой материал должен быть кратким, но содержательным;

Выставка должна быть красочно оформлена, эстетична.

Место проведения:

В группе;

В залах;

В вестибюлях ДОУ;

Кинотеатрах;

Домах культуры;

На производствах.

Организация и проведение выставок.

Тематические выставки готовит администрация ДОУ, воспитатели, родители. Они приурачиваются к родительскому собранию, конференциям, но могут бытии самостоятельными. Информацию размещают на небольших витринах, полках, раздвижных ширмах. передвижных ширмах-стендах. Информация представляется в диаграммах, цифрах, фотографиях, иллюстрациях, детских работах, небольших статьях, заметках, высказываниях, рекомендациях, комментариях, цитатах, советах, зарисовках. Содержание и тематика определяются в соответствии с задачами годового плана ДОУ и актуальными проблемами. Тематика выставок, например, может быть такой:

Как правильно и красиво одевать детей;

Питание наших детей;

Физическое развитие дошкольника;

Жизнь детской книги в семье;

Условия жизни ребёнка в ДОУ в фотоматериалах;

Формируем культурно-гигиенические навыки у детей;

Семейный опыт воспитания;

Подготовка детей к школе;

Эстетическое воспитание детей и другие темы.

При организации выставки детских работ, можно провести небольшой конкурс, который оценивают родители. Около понравившегося рисунка кладут билетики, полученные вначале просматривания выставки. По количеству билетиков определяются победители.

Примерное планирование тематической выставки: «Выходной, выходной – папа целый день со мной».

1раздел – выходной день.

2раздел – всестороннее развитие ребёнка на прогулках.

3раздел – одежда детей на экскурсии, в туристическом походе.

4раздел – особенности прогулок в разное время года.

Каждый раздел включает фотоматериалы, советы, рекомендации, высказывания, пословицы, иллюстрации.

Папки – передвижки.

Цель: повышать уровень педагогических знаний родителей, глубже знакомить их с педагогическими проблемами.

Организация.

Папки в форме книжки-раскладушки или альбома находятся в уголке для родителей. Их дают родителям домой для ознакомления с информацией, затем воспитатель проводит индивидуальную беседу о прочитанном в папке или альбоме . В папки-передвижки помещается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями. Материал периодически меняется. При оформлении соблюдать требования: краткость, доступность педагогической информации, эстетичность, яркость, периодичность в смене материала. Педагогическая информация может быть следующего содержания:

Требования к одежде и обуви дошкольника;

Формирование культурно-гигиенических навыков;

Безопасность жизнедеятельности детей;

Закаливание дошкольников и др.

К сбору материала в папку-передвижку можно привлечь родителей.

Видеофильмы.

Цель: увлечь родителей педагогическими знаниями, вызывать интерес к вопросам воспитания.

Организация.

Видеофильмы включают в работу лекториев, университетов, но может быть самостоятельный показ. Перед показом педагог делает вступление, предлагает заострить внимание на каких-либо моментах. После просмотра проводится обсуждение. Педагог заранее для этого готовит вопросы родителям. Делается вывод, резюме. Фильмы должны представлять собой чётко выраженную педагогическую проблему и соответствующее содержание.


Памятки для родителей.

Цель: дать ответы родителям на интересующие их вопросы.

Организация. Памятки могут быть помещены в родительском уголке на видном и удобном для чтения месте, розданы на родительском собрании каждому родителю. Текст памятки пишется так, чтобы его нетрудно было читать.

Пример памятки.

Уважаемые родители!

Перед тем, как вести своего ребёнка в детский сад, проверьте, правильно ли он одет, соответствует ли его костюм времени года и температуре воздуха. В правильно подобранной одежде ребёнок свободно двигается, меньше утомляется. Проследите, чтобы одежда не была слишком велика и вместе с тем не сковывала движений ребёнка. Особое внимание обратите на обувь. Она должна быть лёгкой, тёплой, с нескользкой подошвой и точно соответствовала размеру ноги. Проверьте застёжки и завязки. Они должны быть такими, чтобы ребёнку было удобно самостоятельно ими пользоваться.

Ребёнку необходим как в помещении, так и на прогулке, носовой платок. На одежде для его хранения предусмотрите карман.

Книги-эстафеты.

Цель: изучать своих воспитанников, помогать родителям в воспитании детей, объединять усилия сотрудников ДОУ и родителей на создание оптимальных условий для развития и формирования личности ребёнка.

Организация. В родительском уголке помещается тетрадь (альбом, книга). В ней имеются разделы: учим трудиться, приучаем к добру, красота спасёт мир, развиваем речь ребёнка, физическое развитие ребёнка. На страницах такой эстафеты родители делятся опытом воспитания своего ребёнка.

Ежемесячный педагогический журнал (газета).

Цель: дать родителям возможность дома в спокойной обстановке ознакомиться с содержанием предложенного материала и повысить свою педагогическую компетентность.

Организация и содержание.

Один раз в месяц каждой семье раздают педагогический минижурнал (газету). Издание состоит из нескольких страниц. Например:

1страница – поздравление с праздником.

2страница – объявления, просьбы, информация.

3страница – сообщение, чем будут заниматься дети в данном месяце.

В издании может быть информация о времени передач на педагогические темы, о вышедших из печати книгах-новинках с педагогическим содержанием, статьях, журналах и газетах; об открывающихся выставках, на которые полезно сводить детей; о фильмах для взрослых, где поднимаются вопросы воспитания и культуры внутрисемейных отношений и другое. Текст представляется в компьютерном исполнении. Помощь в очередном издании могут оказать родители. Обложку делают дети с воспитателем на занятиях по изобразительной деятельности.

Папка выпускника.

Папка выпускника относится к индивидуальной форме работы с родителями. Она служит распространению идей дошкольного воспитания. Работа по оформлению таких папок начинается с того момента, когда ребёнок начинает посещать детский сад. В папку отбирают самое яркое, характерное для данного ребёнка: его интересные рисунки, высказывания, фотографии, запись рассказов и тому подобное. На празднике «Прощай детский сад» папка торжественно вручается выпускнику детского сада.

Нина Царева
Конспект беседы с родителями «Воспитание культуры общения у дошкольников»

Конспект беседы с родителями

«Воспитание культуры общения у дошкольников »

Форма проведения : традиционное собрание.

Цель : раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи : познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка младшего дошкольного возраста и методами и приёмами её развития; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; воспитывать культуру общения ; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Участники : родители , воспитатель , учитель-логопед.

Место проведения : помещение группы.

План проведения :

1. Вступительный этап.

2. Основная часть :

3. Педагогический доклад «Совсем немного науки» ;

4. Подведение итогов собрания.

Ход мероприятия

1. Подготовительный этап

Приглашение родителей на собрание .

Изготовление памятки для родителей

Создание видеофильма .

2. Организационный этап

- Оформление выставок :

Методическая литература по теме родительского собрания ;

- «Что читаем» (детская художественная литература) .

3. Вступительный этап

Звучит спокойная музыка. Родители знакомятся с выставками и садятся на стулья. Приветствие родителей , объявление темы собрания.

4. Основная часть

Педагогический доклад «Совсем немного науки»

Рассказываю родителям о том , что овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка. На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности : на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Выступление логопеда

Просмотр и обсуждение видеофильма «Игры развивающие речь ребёнка» .

5. Подведение итогов собрания

Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ними, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием , играм с мозаикой.

Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор , мозаику и так далее.

Больше бывать на природе, знакомить детей с её красотой и многообразием.

Принимать активное участие в работе детского сада.

Сшить костюмы для героев сказок «Репка» , «Курочка Ряба» .

Ведение родителями дневника развития речи своего ребёнка.

6. Рефлексия (2 мин.) прощальное поздравительное слово для гостей и родителей .

Результат :

Родительское собрание проведено с учетом возрастных особенностей детей. Все части взаимосвязаны между собой и плавно переходят из одной в другую. Была создана игровая мотивация, положительная атмосфера, которая продолжалась на протяжении всего собрания. Характер взаимодействия педагога, родителей и логопеда доверительный, доброжелательный. Также для родителей был создан добродушный прием и настрой. Считаю, что поставленные задачи полностью реализованы, познавательная деятельность в образовательной области «Социализация» прошла и закончилась на положительном эмоциональном подъеме. Все присутствующие в зале остались довольны проведенным мероприятием.

Литература

1. Программа «Детство» - С-Пб «Детство-Пресс» , 2000.

2. Нравственное воспитание в д/с . М : «Просвещение» , 1975.

3. Т. А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении» М : 2009.

4. Емуарова Е., Кузьмина Т., Шестова А., Федоткина Г. «Путешествие в страну этикета» Д/В №11, стр. 58.

Публикации по теме:

Формы и технологии работы с родителями по приобщению дошкольников к ценностям истории и культуры родного края Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления.

Цель: Расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным.

Деловая игра с родителями «Коррекционные приёмы в воспитании культуры речи и общения у дошкольников с ОНР» Основная часть. 1. Игра «Пожелание». Цель: объединение детей в коллектив, снятие эмоционального напряжения. Руководство: родители сидят.

Цель: Просветить родителей в вопросах воспитания в ребенке навыка опрятности. А также улучшить взаимодействие детского сада с родителями,.

Консультация для воспитателей «Воспитание культуры общения детей старшего возраста» Воспитание культуры общения детей старшего возраста Проблема формирования культуры общения изучается в основном с точки зрения психологии.

Круглый стол для педагогов. Тема: «Воспитание культуры поведения у дошкольников» Круглый стол с педагогами. «Воспитание культуры поведения у дошкольников». Цель: * Привлечение внимания родителей к вопросу воспитания.

Педагогический совет «Развитие у детей звуковой культуры речи с учетом правильного произношения и культуры общения» Культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания,.

Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что каждый гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности. По рекомендации.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png