Посмотрел по карте и оказалось, что я посетил практически все скиты нашего Заволжья, за редким исключением тех мест, которые я просто не смог найти (Смольяны, Семь Дев, например). Причем после разговора с одним из тех людей, которые помнят, где находятся все эти места, Авдеем Савельевичем Масловым, оказалось, что и он уже толком не помнит, где находится боярский скит Смольяны (или, как его называют у нас, Смоляны) — места там дремучие, да к тому же сильно поменялась местность благодаря лесозаготовкам. Боюсь, в скором будущем уже никто не сможет найти эти места…

Сейчас я вам покажу, что осталось от четырех когда-то действующих скитов: Одинцовского, Фундриковского, Улангерского и Осинковского. Причем с Осинковским у меня выходит какая-то оказия — дело в том, что самих этих Осинок довольно много. На месте одной деревни, которая находится около Семенова, расположен святой источник, часовенка и могилы монахов, которые предпочли смерть в огне, нежели сдаться властям.

В прошлый раз я вам рассказал, что именно тут располагался Осинковский монастырь. Однако после этого я съездил ещё в одни Осинки — оказалось, что там находится здание какого-то разрушенного монастыря. Спросил местных — единоверческий. И именно он оказался тем самым Осинковским монастырем, насельников которого Мельников-Печерский убедил перейти в единоверие и позже они были переселены в Благовещенский единоверческий монастырь (ныне не сохранившийся). Вот такие запутанные истории приходится распутывать!

Одинцовский скит был основан в XVIII веке и был беглопоповского согласия, рядом с ним находился Корельский скит, до которого я не стал идти, так как от него не осталось вообще ничего. Так как Одинцовский скит располагался относительно недалеко от Семенова, то именно сюда ездили крестьяне для совершения треб, как утверждает история, в основном погребения умерших. Скит этот был небольшой, всего на 9 обителей.

В 1840 году тут случился пожар и почти все скитники перешли в Гордеевский скит (кстати, один из немногих так мной и не посещенный из-за своего удаленного местонахождения относительно остальной части скитов) и в соседние деревни Одинца и Корельское. Поселений на месте самого скита никаких не осталось, однако жители местных деревень сходились на поклонение к могиле святой Маргариты, инокини Одинцовских келий, и ее колодчику со святой водой. Согласно легенде, матушка Маргарита вознеслась на том месте, где образовался колодец. Главным объектом паломничества является могила матери Маргариты и расположенный рядом с ней источник воды, почитаемой староверами как целебная. К ней мы и прогуляемся.

Доехать на машине туда нереально, пришлось оставить её в соседней деревне у дома местных и идти дальше пешком. Дороги исключительно лесовозные, так что тут или на шишиге, или на велосипеде.

«Дворянам Свечиным, владевшим здешними землями и крестьянами, в скиту принадлежала обитель с часовней. В начале ХIХ в. ее унаследовала от дочери помещика Свечина — Павлы Андреевны — основательница Улангерского скита дворянка Федосья Федоровна Сухонина, переселившаяся в Фундриково.

Службы и требы в Фундриковском скиту отправлялись беглыми священниками. В 1826 г. здесь насчитывалось две обители. Официально скит был закрыт в 1852 г.

В начале ХХ в., по свидетельству Ю. Прилуцкого, в Фундриково имелась моленная, которая стояла в укромном месте в гумнах. В моленной стояли на почетных местах старинные святыни из Улангерских обителей: иконы святителя Николы, Божьей Матери и Животворящий крест, о которых рассказывались интересные предания. Икона Святой Троицы — новая, хорошего письма и большой стоимости — была пожертвована Зинаидой, сестрой Н. А. Бугрова».

Совсем рядом с Фундриково находится ныне заброшенная деревня Улангерь. Внезапно нахожу тут вот такую вещь

« Улангерский скит был основан на р. Козленце в 80-х годах ХVIII в. при активном участии Галицкой помещицы Феодосии Федоровны Сухониной и дворянки Акулины Степановны Свечиной.

Скит был выстроен взамен "старого Улангера", находившегося в Макарьевском уезде Костромской губернии и сгоревшего от молнии в крещенский сочельник. Разбежавшихся стариц сгоревшего скита Сухонина собрала в новую обитель. До середины ХIХ в. в Улангере почитался трехметровый деревянный крест, будто бы поставленный на выбранном дворянкой месте.

В разное время в скиту насчитывалось от 12 до 20 женских и мужских обителей, принадлежащих к беглопоповскому толку. Некоторые скитники придерживались безпоповского согласия. Улангерский скит считался боярским — в нем селились представители знатных родов, а в ХIХ в. его стали населять и выходцы из купечества вместе с домочадцами. Вдовые купчихи возглавляли обители и принимали схиму, их челядь постригалась в иноческий чин.

Скит поддерживал тесные связи с московским Рогожским кладбищем, славился богатством и величием церковной службы — в отдельные праздники службу вели 12 иереев. На территории Улангеря почитались три старых кладбища. На одно из них, при бывшей мужской обители, приходили на поклонение Ионе и Илии, называемыми преподобными, а также в Порфирину обитель на поклонение святой Фекле, мощи которой были найдены нетленными, когда копали могилу для игуменьи.

В 1838 г. Улангерский скит был переименован в селение. До самого разорения здесь жили две дворянки. В ходе разорения скитов в 1855 г. планировалось переселение в Улангерский скит насельниц Оленевского и Комаровского. В 1856 г. часть жительниц д. Улангерь была вынуждена формально присоединиться к Осиновской единоверческой общине. После разорения скита его жители переселились в д. Ивановское и д. Фундриково, куда были перевезены все ценные книги и иконы.

28 февраля 1858 г. Улангерский скит был окончательно уничтожен, моленная обращена в жилую избу, в которой жила одна единоверка.

Улангерский скит — ныне д.Улангерь. Три самых старых дома — жители утверждают, что строили их 150 лет назад, — находятся на северном конце деревни по восточному порядку. По западному порядку в центре деревни располагается кладбище. Самая старая его часть — юго-западная. Здесь сохранилось 3 могилы с голбцами, на двух из которых есть медные иконы.
В южной части деревни в 20- 25 м от дороги по западному порядку растет старая сосна, почитаемая местными жителями святою».

Самые недоступные монастыри


В данном рейтинге указаны монастыри по своей недоступности. Монастыри строятся так, что бы были изолированы так или иначе от остального мира, это может быть высокий забор, но может быть и удаленность от городов или постройка в недоступном месте – в горах.
В данном списке 10 уникальных монастырей, доступ к которым усложнен отдаленностью, рельефом местности или иными факторами. Это лишь некоторые монастыри из множества удаленных по всему миру.




Этот монастырь принадлежит Сербской Православной Церкви. Расположен в скале, в ней есть углубление и там построен монастырь. Скаты скалы и стены монастыря составляют почти единую плоскость.
Расположен в Черногории, на высоте 900 метров в 15 км от Даниловграда.
Это наиболее популярное место паломничества в Черногории, тысячи людей посещают этот монастырь каждый год.
В монастыре хранятся мощи Василия Острожского, чудотворца, основателя монастыря. Монастырь основан в XVII веке.



Метеоры это область, в Фессалии (Центральная Греция), в этой области расположены скалы Метеоры.

Сегодня традиция православия продолжается в течение более чем 600 лет. На скалах расположены ряд монастырей, в том числе: Святой монастырь Великой Метеоры, Монастырь Варлаама, Монастырь Святого Стефана, Свято-Троицкий монастырь, Монастырь Святого Николая Анапавсаса, Монастырь Роусанно. Все эти монастыри находятся на вершине скал Метеора.
Православные монастыри являются частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Монастырь расположен в Ки-Виллидж, в Гималаях. Тибетский буддийский монастырь построен на вершине холма на высоте 4166 метров над уровнем моря с видом на долину Спити. Это религиозный центр подготовки лам, он пережил несколько нападений монголов и других армий.



Православный Кожеозерский Монастырь расположен недалеко от населенного пункта Кожозеро, в северо-западной части России, один из самых отдаленных от цивилизации районов на планете. Монастырь, основан в 1500-х годах, является одним из самых труднодоступных зданий в мире, дорог к нему нет.

Что бы до него добраться нужно выйти на станции Нименьге (Архангельская область), остановить лесовоз, идущий в сторону монастыря, последние 32 километра пройти пешком. Но на этом трудности не заканчиваются, есть препятствие - озеро. Путешественник должен зажечь огонь и ждать лодку с другой стороны. Монастырь не имеет электричества, Интернета.



Монастырь Фуктал («Через пещеру») расположен удаленном юго-восточном регионе Занскар, высоко в Гималаях.
Здание построено в скале массивного ущелья на высоте около 3800 метров.
Монастырь построен в XII-м веке Ламой Гангсем Шерабом Сампо. Удивляет то, что конструкция выполнена из глиняных кирпичей, камней и дерева, и притом он стоит более 800 лет.

5. Монастырь "Гнездо тигра" в скале Паро, Бутан



Монастырь "Гнездо тигра" построен на высоте 3000 метров в скале Паро, Бутан в Гималаях.
Легенда гласит, что Гуру Ринпоче, второй Будда прибыл на скалу на спине большой тигрицы.
Монастырь построен в 1692 году, реконструирован в 1998 году, монастырь является строго практикующим. Единственный способ добраться туда - пешком или нанять мула. На внутреннюю территорию туристы не допускаются.



Этот монастырь расположен в китайской провинции Шаньси, его название "Висячий Храм."
Этот монастырь построен на скале с видом на соседний гору Хэн. На первый взгляд, этот храм, поддерживается тонкими сваями, кажется, что сильный порыв ветра может снести его в пропасть. Однако благодаря инженерам его построившим, монастырь пережил несколько землетрясений на протяжении многих лет.
Монастырь построен более 1400 лет назад.

Гу́слицы - край на востоке Подмосковья, прежде входивший в состав Богородского уезда Московской губернии, а ныне - южная часть Орехово-Зуевского и Егорьевского районов Московской области. В конце XVII века после стрелецких бунтов именно в Гуслицкие леса и болота бежали гонимые за старую веру стрельцы и бояре.

Туда и лежит наш путь.

В ходе реформы, предпринятой Патриархом Никоном в 1653 году, богослужебная традиция Русской Церкви, сложившаяся в XIV-XVI веках, была изменена. Реформа вызвала раскол в Русской Церкви, после чего, люди, не принявшие нововведений стали называться старообрядцами, а официально именоваться — раскольниками.

Говорить о старообрядчестве можно долго , главное, что несмотря на преследования со стороны властей и официальной церкви, многие старообрядцы выстояли и сохранили свою веру.

Старообрядческие общины продемонстрировали способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Невзирая на приверженность старине, они сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России, создали новую культуру.

Найти старообрядческие скиты во все времена было непросто. Почему? Собственно, потому что об этих скитах мало кто знал и располагались они подальше от людских глаз в лесах и болотах. И сейчас в лучшем случае информация о них ограничивается примерно следующем: «В таком-то районе, близ деревни такой-то, в лесу был скит, столько-то домов, столько-то мужиков, столько-то баб». И пойди найди по непролазной чаще, где там в лесу, что-то было, и было ли вообще. В общем умели (умеют?) старообрядцы прятаться.

Итак, Гуслицкий край был населён преимущественно старообрядцами, приемлющими священство Белокриницкого согласия (белокриничники). Значительная часть до середины ХХ столетия держалась неокружничества.

Сколько старообрядцев сейчас в Гуслице сказать сложно, но они совершенно точно есть. Есть здесь так же действующие старообрядческие церкви и кладбище.

Выехали мы не сильно рано, ехали неожиданно долго с заездами в интересные места, ноябрьские световые дни коротки, а потому, прибыли мы в конечную точку нашего маршрута уже затемно.

В какие времена был основан старообрядческий скит (монастырь) близ деревни Беливо, сказать сложно т. к. ни письменных свидетельств, ни легенд об этом не сохранилось.
Во время наиболее решительных правительственных действий по ликвидации раскольнических скитов (в 1853-1861 годах) скит сожгли и люди разошлись. Но отец Леонтий (очевидно, последний игумен этого монастыря) остался жить в лесу, а когда умер, то его похоронили на месте бывшего скита.

У могилы отца Леонтия служили пасхальные службы, ставили свечи, сюда приезжали издалека, привозили больных, водили их с молитвами вокруг могилы — и они получали исцеление.

Около могилы есть источник со святой водой, считается, что монастырь стоял именно на нем.

Во времена СССР место это было малопосещаемым, родник практически зарос, на месте могилы О. Леонтия стоял крест и несколько камней, правда место все равно было почитаемым в некоторых кругах.
В последние годы Леонтьевский скит претерпел некоторые преобразования, место облагородили, сделали, можно сказать, показательным для людей далеких от старообрадческой веры. Посещение его одобряется.

Почему замкнутые и нелюдимые старообрядцы так поступили? Я предполагаю, что таким образом они «несут веру в массы», а так же отвлекают наше внимание от ныне действующих скитов (я уверена, что таковые в лесах имеются).

Свернув с основной дороги, мы оказались на хорошо накатанной лесной. И вроде лес, как лес, вполне приятный сосняк. Но неожиданно на деревьях начинают показываться таблички и иконы.

Таблички на деревьях.

А потом еще и кладбищенские венки…

Первая мысль была, что мы, чего-то перепутали, приехав на кладбище. Но нет, это НЕ МОГИЛЫ , могила здесь только одна — отца Леонтия, а это своеобразно отмеченные места поклонения. Около каждого из них надо делать какое-то определенное действие и читать молитву, на табличках все подробно написано.

"На нашей памяти вот здесь на берегу лесной речушки стояла последняя часть обгоревшей кельи и лошадиной телеги. Старики как могли берегли. (со слов....1961 год)":

"Господе Иоусе Хресте, сыне божии. Благослови и освяти и сохрани мя силою живоносного креста твоего".

"Имея Христа в сердце, бойся как бы не потерять его, а с ним и покоя сердечного. Аминь".

Оказалось, что все это прелюдия. После стольких табличек и памятников, мы только-только приблизились к центральному входу.

Вход-въезд на территорию скита.

И опять много-много хаотично расположенных табличек, икон, лавочек, оградок, венков и цветов.

"Во имя чего живет человек? Во имя освобождения от первородного греха, от грехов собственных, во имя приближения к естеству и подобию Божьему (о. Леонтий)" "О. Леонтий, о. Иосиф, молите бога о нас. (поклон)".

"Со слов старожилов что на этом месте стояла небольшая церковь, вот из этого белого камня, где справляли свои духовные обряды. Время оставило их нам на ПАМЯТЬ. Так поклонитесь ИМ ради своего благополучия".

"Века пролетели неспешно, настали другие времена, разорен был скит.... Но память народа жива. Аминь"

Родник, на котором стоял монастырь.

"Святителю Христов Николае. Моли бога о нас. (поклон)".

Самый большой центральный крест.

Так же, на деревьях можно увидеть таблички типа » осторожно не наступите», «обходить стороной», «посмотрте налево» и т. д.

Где именно могила отца Леонтия, мы так и не поняли, возможно конкретное место затерялось.

Атмосфера там очень специфическая и необычная, по крайней мере ночью;). Правда какой-то необычной энергетики я не почувствовала. А вот ребенка орала все время пока мы били там, хотя ее даже из машины не доставали. Может просто устала кататься целый день.

До этой поездки я мало что знала о старообрядцах, а между прочим, их численность в России, по приблизительной оценке, составляет больше 2-х миллионов человек!

В качестве бонуса расскажу о еще одном объекте Гуслицы, который мы посетили в этот день. Это обычные, не старообрядческие, церкви в Рудне-Никитском. Уникально это место тем, что это единственный в Центральной России ансамбль из двух старых деревянных церквей: летней и зимней.

Вход на территорию ансамбля и колокольня церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 1782. В советские годы практически не закрывалась.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png