НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЁЖНЫЕ ГРУППЫ Неформальные группы, возникающие вне школы, отличаются от ученических групп склонностью к самоизоляции, крайнему обособлению от взрослых, прежде всего от родителей и учителей. По характеру социальной направленности выделяют три типа неформальных молодежных групп: 1) просоциальные, или социально положительные; 2) асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей; 3) антисоциальные, или социально отрицательные, преступные, группы.
КРИМИНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ Асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления, называют криминогенными группами. Члены криминогенных групп, в отличие от преступных, не имеют четкой ориентации на совершение преступлений, но нередко совершают их в проблемных, конфликтных ситуациях или при благоприятных для этого условиях.
КРИМИНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ Криминальные группы отличаются от других социальных групп целями, спецификой групповых процессов, особой общественной опасностью. Они характеризуются четкой ориентацией на преступное поведение. Их отличают противоправные нормы и подготовленное, организованное совершение преступлений. Поэтому такие группы называют еще и преступными группами.
АНТИСОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ К ним относится скрытый, тайный характер; оппозиция существующим в обществе нормам; неприятие социально полезных целей деятельности; наличие аморальных, противоправных групповых норм и санкций. Проявляется антисоциальная субкультура в языке (жаргоне), татуировках, мимике, жестах, кличках, клятвах, а также в четкой статусно-ролевой дифференциации. Это - социально- психологические характеристики поведения, противоречащего социальным нормам Это - различные проявления преступного образа жизни.
АНТИСОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ Особый феномен антисоциальной субкультуры круговая порука, предполагающая взаимное укрывательство, выручку в неблаговидных делах. Самым большим «проступком» считается честное признание и выдача соучастников на суде или в комиссии по делам несовершеннолетних, нежелание взять всю вину на себя и выгородить вожака. Совершившие такой «проступок» подвергаются унижениям и нередко становятся объектом насилия. Под воздействием круговой поруки несовершеннолетние правонарушители и молодежь зачастую демонстрируют «несгибаемость» на суде, чем пользуются более опытные преступники, уходя от ответственности.
АНТИСОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В антисоциальной субкультуре новички всегда воспринимаются как «чужие». «Своими» они становятся по прошествии испытательного срока. Система отношений к новичкам в антисоциальной субкультуре называется «дедовщиной». Под «дедовщиной» понимается система неформальных правил вхождения в новое сообщество, определения статуса, прав и обязанностей, движения от сверх обязанностей к сверх правам. Законодатели этих норм старожилы, или «деды». Отсюда и название данного явления.
ПАНКИ Движение возникло в Англии, США, Австралии и Канаде в конце 60-х годов. Характерные черты молодежной субкультуры – яркие ирокезы на голове, джинсы, тяжелые ботинки или кеды. В группу в основном входят безработные, малообразованные молодые люди. У них есть свои принципы и моральные ценности, которые они защищают иногда даже в агрессивной форме. Особенности молодежной субкультуры такой формы заключаются в приверженности к полной свободе и личной независимости. Панки могут иметь самые разные политические взгляды. В основном их объединяет музыка – рок или панк-рок. В песнях затрагиваются проблемы, беспокоящие эту группу людей. Самое главное для панка – не продаваться и всегда рассчитывать только на себя.
ХИППИ Хиппи появились в 60-х годах в Америке и очень быстро распространились во многих странах. Это молодые люди, пропагандирующие мир во всем мире. Они выступают против войны и насилия, не воспринимают правительство, поскольку, по их мнению, именно политики провоцируют кровопролитные конфликты. Такие молодежные направления субкультуры любят экспериментировать, заниматься саморазвитием, искать духовное удовольствие в творчестве. Многие представители хиппи отказываются от богатства в пользу нищеты, упрощая свою жизнь. К негативным аспектам движения следует отнести прием наркотиков, жизнь в коммунах, склонность к бродяжничеству.
СКИНХЕДЫ Некоторые современные молодежные субкультуры имеют собирательное название. Именно к таким относятся и скинхеды, поскольку они состоят из нескольких направлений. В основном в группировку входят парни из неблагополучных семей или же любители острых ощущений. Это агрессивная субкультура, многие ассоциируют ее с расистами, нацистами, хотя не все скинхеды негативно относятся к «чужакам». Некоторые виды молодежных субкультур чтут память об истоках становления движения, им присущ патриотизм, чувство необходимости защиты своей территории. Скинхеды относятся именно к такой группе. К негативным аспектам стоит отнести злоупотребление алкоголем, создание конфликтных ситуаций с последующими драками, в некоторых случаях расовые предрассудки.
ЭМО Эмо – детская субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноименного музыкального стиля. Ее представителей еще называют плаксивыми девочками и мальчиками, подверженными депрессивным настроениям. Многие молодежные субкультуры (список их довольно велик) совершенно неагрессивны, наоборот, миролюбивы, настроены на изменение мира в лучшую сторону. Тем не менее, к их представителям нужно относиться с еще большей осторожностью, нежели к агрессивно настроенным движениям. Эмо – это пример молодежных субкультур, прославляющих возвышенные чувства, романтизм, выступающих против несправедливости. Подростки очень тяжело переживают личные неудачи, и даже общественные события вызывают у них бурю эмоций. Если рассматривать по степени суицидального характера, какие бывают субкультуры молодежи, список возглавят Эмо, потому что они ненавидят себя и больше всех склонны к самоубийству.
ГОТЫ Молодежные субкультуры в современной России никак не могут обойтись без готов. Это мрачные на вид люди, одетые во все черное, предпочитающие носить украшения с мистической символикой. Если Эмо ненавидят себя, то готы ненавидят всех. Они проявляют интерес к хоррор-литературе, фильмам ужасов, слушают готик-металл, дэт- рок и дарквэйв. Не все молодежные субкультуры проявляют интерес к политике или общественной жизни. Например, готы не имеют даже обязательных правил, исполняемых всеми участниками движения. Для них главное – быть неординарными, красивыми, эпатажными. Современные молодежные субкультуры питают нездоровый интерес к необычным украшениям. Готы носят серебряные кольца, цепи, кулоны с кельтскими крестами, египетской символикой, черепами и даже гробами.
КОСПЛЕЕРЫ Косплей - субкультура, возникшая сравнительно недавно. Страной- прародителем косплея является Япония. Дословно этот термин означает «костюмированная игра». Играть можно любое живое существо любого пола. По сути, перевоплотиться возможно в кого угодно, потому как пользоваться для этого можно огромным арсеналом средств.Преданные своему увлечению косплееры мастерят костюмы собственными руками, на что порой может уйти до полугода. При этом соблюдаются все мельчайшие подробности внешнего облика копируемого героя. На лицо наносится интенсивный грим, меняющий косплеера до неузнаваемости.Многие герои имеют отличный от привычного цвет волос, кожи или глаз. Поэтому в ход активно идут разноцветные парики и диковинные линзы. Герои часто имеют при себе разного рода магические атрибуты, которые также изготавливаются вручную.
Большинство родителей и воспитателей уверены в том, что они желают всего самого лучшего для своего ребенка, даже когда откровенно его ненавидят. “Все самое лучшее”, конечно же, включает в себя меры защиты, контроля, оптимального развития для последующей жизни ребенка. Это могут быть и наказания, ибо до сих пор еще распространена точка зрения, что наказания и запреты являются якобы лучшими методами воспитания. Их применяют из лучших побуждений, но в педагогическом отношении дело обстоит совершено иначе: лучшие намерения оказываются понятыми ребенком вопреки ожиданиям воспитателей и родителей как ограничения, насилие, унижение, черствость или просто осуждение http://holstebrobruger.dk/map192 .
Иллюстрацией этого является следующий отрывок из диалога между матерью и ребенком: check this out
Мать. Знаешь что, Андреас, выходит, что если тебя слишком много хвалить, то тебе это нисколько не идет на пользу. Тогда ты делаешь все еще хуже, не так ли? Ну, ну, Андреас, я ведь так часто тебя хвалила, но это нисколько тебе не помогало. Но стоит мне снова тебя поругать, за что-нибудь, ты тотчас же быстро берешь себя в руки. Не правда ли, Андреас? При той ничтожной похвале, которую ты…
Но самое ужасное в педагогических отношениях — это неразборчивое смешение осуждения и одобрения, одновременно такового и агрессивного обращения, короче говоря, то, что вызывает у ребенка сомнения, любим он или нет. Родители и воспитатели уверяют детей в своей любви к ним и в то же время существуют так, как будто их ненавидят. Так ребенок оказывается в трагичном положении: с одной стороны, он вынужден переживать однозначное и откровенное осуждение, наказание и даже лишения, а с другой стороны, ему придется взваливать на свои плечи упреки в неблагодарности и чувство вины перед родителями, если он попытается восстать против скрытой за любовью ненависти http://alliedpowder.com/map192 .
Детскому стремлению к понятности и простоте видеоигры в войну соответствуют как нельзя лучше: здесь точно установлено, кто является врагом (противник на экране), какими средствами можно пользоваться в борьбе с ним, а также то, что играющий однозначно является «хорошим». Он подвергся нападению, он находится в ситуации вынужденной защиты единственной, оправданной законом ситуации, в которой снимается табу на агрессию. Но самое главное, собственные средства уничтожения в этом фантастическом мире выступают как положительные, мало того, они даже вплетены в ткань игры как необходимые для выживания меры.
Если в реальной ситуации ребенок может выражать свои чувства лишь так, как это ему позволяют воспитатели, то и в игре он может без всяких ограничений и чувства вины предаваться агрессии благодаря вышеописанным игровым структурам. В результате игры не происходит уничтожения любимого объекта (например, одного из родителей), несмотря на всю амбивалентность чувств к нему. Реальное же нападение на родителей означало бы причинение реального вреда собственному их существованию, например, потерю надежды на любовь, защиту и заботу родителей.
Но взрослый, оставаясь в твердой уверенности, что делал все лучшее для блага своего ребенка, неизбежно с ужасом воспримет столкновение с “внутренней, воображаемой войной” ребенка на экране. Неужели этот ребенок — продукт его воспитания? Считая самого себя миролюбивым воспитателем, он изумится, как могло случиться, что его ребенок ведет себя столь разрушительно. Это извращенное стремление его ребенка к садизму и разрушению может иметь свои корни лишь где-то на стороне: у соседских детей, в телевидении, в прогнившей системе ценностей нашего общества и так далее, и так далее…
Поведение ребенка отзывается в нем ударом по его самооценке как воспитателя. Оказывается, и он тоже испытывает желание сделать ситуацию однозначной, например, в отношении собственной самооценки и Я-концепции — «я делаю все лучшее для ребенка». Лишь немногие люди в состоянии позволить себе признать существование “злых” сторон своей души или даже позволить себе проявлять их в реальных действиях, но ни в коем случае не по отношению к ребенку, которого они любят от всего сердца. Большинство людей имеют тенденцию отрицать в себе все злое, травмирующее и проецировать все это на какого-нибудь врага, существующего где-то вовне. И они находят подтверждение этому механизму защиты от травмирующих их переживаний в действиях и словах других людей, совместно с которыми они создают гигантский защитный потенциал, охраняющий их от зла. Но и они — как дети — хотят, чтобы накопленное ими оружие не привело ни к чему серьезному, не привело к войне. И у них существуют лишь фантазии о войне. И в их представлении реальные маневры с настоящим оружием являются не более, чем “игрой”.
Особенности обращения с полярными чувствами ярко проявляются в поведении с партнером, например, в ранних отношениях ребенка и матери.
Все рубрики
Конспект урока.
Тема урока: «Антисоциальные и криминальные молодежные группы».
Название курса: Обществознание.
Название учебника: Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень. – М.: Просвещение, 2011.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Форма урока: лабораторное занятие.
Цель урока: способствовать формированию у обучающихся знаний и умений по теме «Антисоциальные и криминальные молодежные группы».
1. Образовательные.
Дети должны знать:
Понятия: группа, асоциальные и антисоциальные молодежные группы, неформальные группы, криминогенные группы, конформность, субкультура, антисоциальная субкультура, антисоциальные нормы, «дедовщина»;
Отличия неформальной группы от ученической;
Типы неформальных молодежных групп;
Проявления антисоциальной субкультуры;
Феномен круговой поруки;
Особенности «дедовщины»;
Специфику криминальных групп.
2. Развивающие.
Дети должны уметь:
1- работать с фактами;
2- работать с документами;
3- описывать, объяснять, анализировать и работать с версиями;
4- применять знания и умения в социальной среде.
3. Воспитательные.
Дети должны понимать ценность:
1- чувства патриотизма;
2- требовательного отношения к себе;
3- уважительного отношения к одноклассникам;
4- интереса к предмету «Обществознание»;
5- добросовестного отношения к труду.
Внутрикурсовые связи: Обществознание. Учебник для 6 класса. Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. § 7. Человек в группе
Обществознание. Учебник для 8 класса.
Боголюбов Л.Н. и др. § 26 Отклоняющееся поведение.
Межкурсовые связи: История России, XIX век. Учебник для 8 класса. Данилов А.А., Косулина Л.Г. § 20. Крестьянская реформа 1861 г.
Средства обучения: учебник «Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень», ПК, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями.
Ход урока.
Этапы, УВЗ, УВМ, время | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный. 2-3 мин. Психологическая задача: обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке; психологически подготовить детей к общению. | 1. Приветствие. 2. Определение отсутствующих. 3. Проверка готовности к уроку. 4. Организация внимания. | 1. Приветствие. 2. Подготовка к уроку. |
2. Этап подготовки к усвоению новых знаний. 2-3 мин. 1. Познакомить с темой нового материала; 2. сформулировать цели предстоящей работы. | Учитель объявляет тему урока. Учитель вместе с учениками ставит цель урока. 1.Неформальные молодежные группы. 3.Антисоциальная субкультура. 4. Криминальные группы. | Знакомство с темой. Формулировка целей и задач урока |
3.Этап усвоения новых знаний. 25 мин. 1. Дать обучающимся конкретные представления по теме; 2. добиться восприятия нового материала; 3. сформулировать нравственное отношение по теме. | 1. Неформальные молодежные группы. Учитель: «Ребята, давайте вспомним понятие «группа» и для чего мы объединяемся в них? А знаете ли вы, что такое неформальные группы? Давайте прочитаем пункт в учебнике и попробуем сформулировать понятие. Какие три типа социальной направленности неформальных групп выделяют? 2.Криминализация в асоциальных группах. Учитель: «Посмотрите на слайд презентации и ответьте на вопрос: Какие существуют пути криминализации подростковых и молодежных групп? Сформулируйте определение криминогенной группы. Что такое конформное поведение? Прочитайте выражение Аристотеля. Как вы думаете, что он хотел до нас донести?» 3.Антисоциальная субкультура. Учитель: «Давайте подумаем, а что такое антисоциальная субкультура? В чем она может проявляться? При изучении истории 19 века, а именно параграф отмены крепостного права, мы встречались с термином круговой поруки. Как вы думаете, а существует ли она в группах? И так же ли она проявляется? Все мы неоднократно слышали слово «дедовщина». А что это такое? 4. Криминальные группы. Учитель: «Как вы думаете, а что такое криминальные группы? Чем они характеризуются? Давайте вспомним определение преступление. Прочитайте фрагмент из книги современного российского социального психолога И. П. Башкатова. Каковы взгляды автора на возможную направленность самовозникающих подростковых групп? Какие примеры антисоциальных действий содержатся в приведенном фрагменте? Какой можно назвать описанную в тексте группу? Аргументируйте свой ответ, опираясь на материал параграфа.» | УВМ1. Группа - объединение людей, имеющих общие признаки, основанная на их участии в деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Наиболее частыми причинами, которые заставляют людей объединяться в группы, являются следующие потребности: достижение каких-либо целей, усиление власти, обеспечение безопасности, общение, самоуважение, получение определенного статуса и т. д. Неформальная группа - спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Причины вступления - чувство принадлежности, помощь, защита, общение и т.д. Просоциальные, асоциальные и антисоциальные. УВМ2. Влияние опытных преступников и без непосредственного влияния опытных преступников. Асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления, называют криминогенными группами. Конформное поведение – это ситуативное поведение индивида в условиях конкретного группового давления (влияния). Аристотель хотел сказать, что друзьями могут стать только те, у кого есть общие интересы, взгляды. Под антисоциальной субкультурой понимают различные проявления преступного образа жизни. Проявляется антисоциальная субкультура в языке (жаргоне), татуировках, мимике, жестах, кличках, клятвах, а также в четкой статусно-ролевой дифференциации. УВМ4. Криминальные группы отличаются от других социальных групп целями, спецификой групповых процессов, особой общественной опасностью. Они характеризуются четкой ориентацией на преступное поведение. Преступление- это действия, которые содержат состав преступления и признаны таковыми в судебной порядке. Стихийные, самовозникающие группы подростков могут придерживаться как социально позитивной, социально нейтральной, так и асоциальной направленности. Кража, унизительное поручение, эксцессы и правонарушения, незаконные действия. Криминальная группа. |
4. Этап закрепления. 7-10 мин. УВЗ- закрепить в памяти учащихся новые знания, способствовать их осмысления, выработать необходимые умения. | 1. Карточки с заданиями по вариантам (Приложение 1). 2. Написать синквейн. | УВМ1. Вариант 1. 1 т.з. : все зависит от вида деятельности, ради которого подростки объединяются. Возможно, переориентация может быть. 2 т.з.: в основном к асоциальной активности принуждают психологически. Отсюда можно с уверенностью сказать, что общество может повлиять на мнение подростка, необходимо только найти нужный подход. Вариант 2. 1.Чем дольше существует группа, тем более корыстные преступления совершаются; часть преступлений совершается несовершеннолетними; чаще всего совершаются грабеж, разбойное нападение, кражи, хулиганство. 2.Преступления несовершеннолетних носят сложный характер. В основном совершаются преступления средней тяжести. 1. группа |
5. Этап информирования о домашнем задании. 1-1.5 мин. УВЗ- сообщить о домашнем задании, провести инструктаж, заинтересовать в домашнем задании. | 1 часть: §38. 2 часть: ответить на вопросы из рубрики «Подумайте, обсудите, сделайте»: 1 вариант – 1,2, 2 вариант – 3,5. 3 часть*: В Швеции давно прекращен выпуск игрушечного оружия - пистолетов, автоматов, танков и т. п. Средства массовой информации в связи с этим заявляли: «Играть в войну - значит учиться решать все разногласия с помощью насилия». Привлекая свой личный социальный опыт и знания курса, сформулируйте и обоснуйте собственное мнение по поводу подобной инициативы. | Внимательно слушать учителя. Записать правильно домашнее задание. Задать вопросы учителю. |
Приложение 1.
Вариант 1.
В литературе высказывается мнение о том, что усиление познавательного интереса, вовлечение подростков в разные виды деятельности может препятствовать установлению привычек асоциального поведения и далее переориентации асоциальных групп, не успевших перерасти в криминальные группы. Однако есть исследователи, которые это мнение не разделяют. Они считают склонность к асоциальной активности проявлением индивидуальных свойств отдельных людей, на которые общество не может повлиять. Оцените эти две точки зрения: какая из них соответствует гуманистическому подходу к человеку и его возможностям? Свое мнение обоснуйте.
Вариант 2.
Большая часть преступлений совершается несовершеннолетними именно в группах. Чаще всего группой совершаются такие преступления, как грабежи, разбойные нападения, кражи, хулиганство (от 80 до 90%). При этом в составе наиболее устойчивых и длительно существующих групп совершаются корыстные преступления, а также преступления в виде общественно опасных действий. Сделайте все возможные выводы из этих данных. Охарактеризуйте на их основе преступность несовершеннолетних.
- 2. Наиболее известные субкультуры: имиджевыеСубкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению:
Visual
kei (визуальный стиль)
- субкультура, возникшая на базе японского
рока и глэма. Суть Вижуал Кей состоит в
том, чтобы донести часть души и своего
таланта не только через музыку, но и
через внешний вид: шокировать людей и
привлечь таким образом слушателей.
Вижуал кей часто заимствует образы из
японской мультипликации (аниме),
изобразительного искусства (манга) и
видеоигр как частей японской культуры.
Музыканты применяют экстраординарные
костюмы, специфический макияж,
привлекательные прически, чаще всего
крашеные и необычные. В костюмах
музыкантов вижуал кей активно используются
элементы традиционной женской
моды.
Вижуальный стиль имеет
приблизительно 15-20 категорий, отличающихся
между собой не только внешне, но и в
музыкальном плане.
Кибер-готы - молодежная субкультура образованная в 90-х гг., которая сформировала себя как музыкальная. Среди киберов распространено мнение о грядущем темном будущем, в котором технологии будут играть очень значимую роль в жизни человека. Большой вклад внесла рейв-культура. Оттуда была взята часть гардероба: латекс, короткие стрижки кислотных цветов, сапоги на платформе, яркие цвета в одежде и т. д. Киберов часто можно заметить в клубах, где они танцуют под: транс, dnb, техно и т. д. Но все-таки самой важной составляющей в формировании взглядов кибер-готов является индастриал, вернее постиндустриальная сцена. Именно эта ниша стала очень популярной среди киберов. Они посещают дискотеки, концерты и другие музыкальные мероприятия, связанные c темной индустриальной сценой. От готической субкультуры киберы наследуют: страсть к темному. Также как и готы, киберы любят: фетиш, готические аксессуары (кресты, анх, экстремальный макияж и т. д.). В музыкальном плане, у киберов пользуется популярностью дарквэйв. Некоторые кибер-готы отрицают причастность своей субкультуры к готической сцене, считая себя отдельным течением.
Стиляги - советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х - начала 1960-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.
Милитари - стилевое направление в одежде, характеризующееся использованием элементов военного снаряжения и одежды в одежде для повседневной носки: военных ботинок, камуфлированной одежды, жетонов, брелоков в форме пуль и т. д.
Фрики - социальные группы людей, которые стараются выглядеть очень ярко и подчас вызывающе (необычная манера одеваться, причёски, татуировки, пирсинг), совершенно не считаясь с общепринятыми законами внешнего вида. Из общей массы их выделяет не только внешний вид, но и своеобразные взгляды на окружающий мир, слегка неадекватное поведение. Часто это творческие натуры - художники, поэты, певцы, актеры, диджеи. Образ мышления (мировоззрение), характерный для фриков, характеризуется определенной свободой от социальных стереотипов.
социологи опросили 1100 участников молодежных "тусовок" в Москве, Ленинграде, Сочи, Кустанае, Тюмени и Нижнем Тагиле. 80% опрошенных оказались несовершеннолетними. Из них 39% - школьники, 20% - учащиеся ПТУ, 6% учатся в техникуме, 3% - в ВУЗе, 16% работают. Выяснилось, что 58% опрошенных проводят свободное время на "тусовке" ежедневно.
У каждого третьего молодого человека, пришедшего на "тусовку", нет отца или он не живет с семьей, а у каждого десятого нет матери. Каждый третий состоит или состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Личное дело каждого пятого разбиралось в комиссии по делам несовершеннолетних. Лишь 40% опрошенных утверждали, что они не совершали правонарушений.
Исследование показало, что 60% участников "тусовки" психологически готовы к употреблению алкоголя, 8% - к употреблению наркотиков, 5% - к употреблению токсических веществ. Лишь 36% опрошенных имеют самостоятельный заработок.
Кроме того "тусовочная" субкультура является копилкой криминального опыта, своеобразным регулятором криминальной деятельности несовершеннолетних и молодежи, санкционируя один и пресекая другой тип поведения. Особенность криминальной субкультуры с этой точки зрения состоит в том, что в ней постоянно обновляются и совершенствуются нормы и ценности преступной среды.
Слайд 1
Антисоциальные и криминальные молодежные группы. Павлова Анеля Васильевна учитель истории МОУ СОШ № 12
Слайд 2
Несовершеннолетний находится в нескольких сферах отношений одновременно. Он обязан посещать Несовершеннолетн школу или ПТУ, ий находится в овладевать знаниями; среде сверстников Трудясь на и в семье; производстве, он Его связывают должен соблюдать, неформальные трудовую, отношения со производственную и взрослыми технологическую дисциплину; Нередко в ПТУ, школе учащийся характеризуется положительно, а в среде сверстников имеет низкий социометрический статус
Слайд 3
Формальная (официальная) структура оценки поведения и личности черт подростка и молодого человека даются с позиций управляемости, степени послушания, если можно так сказать "удобности" его для педагогов.
Слайд 4
неофициальная (неформальная) структура У НОМов (неформальны х объединений молодежи) никогда и ничего не задается "сверху; Они абсолютно автономны и не вписываются в структуры более высокого порядка.
Слайд 5
Sub по-латыни – это "под", другими словами, по смыслу содержит оттенок подчинения. Типология молодежных субкультур: Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет. Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие. По специфике поведения членов группы выделяют: просоциальные; асоциальные; антисоциальные. Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают. Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера. Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.
Слайд 6
Толстых А.В. предложил следующую типологию молодежных субкультур: - политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность; - эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду; - нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм); - радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды); - субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки); - субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др; - субкультура "золотой молодежи" - характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).
Слайд 7
Классификация НОМов: самодеятельные объединения, имеющие программу и ведущие полезную работу; организационно оформившиеся общности (есть структура, членские взносы, избрано руководство); собственно неформалы (обращенные преимущественно к сфере досуга). досуговые, политизированные и асоциальные (или антисоциальные); В.Лисовский (ЛГУ) выделяет, например, просоциальные, асоциальные и антисоциальные НОМы; Представители этих подсистем могут действовать в сфере досуга ("досугового потребителя"), в сферах политики, экологии, т ехники и т.п.
Слайд 8
Характеристика асоциального (или антисоциального) типа объединений: размытость моральных норм, криминальные ценности и установки; В таких объединениях могут оказаться панки, хиппи, металлисты, хулигантсвующие "гопники", наркоманы, профашистские сообщества и т.п. Иногда нонкриминальные группы, (рокеров, металлистов, фанатов и т.п.) перерастают в криминальные.
Слайд 9
Антисоциальные нормы характеризуются: формированием извращенного понимания принципов нравственности, нравственных понятий: Смелость искаженно понимается как риск и бравада, требовательность - как придирчивость, дружба и товарищество - как укрывательство и недоносительство, сострадание - как признак слабости, недостойный настоящего мужчины. Человек перестает быть высшей ценностью, становится средством.
Слайд 10
по статистике, каждый пятый молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет хотя бы раз совершил правонарушение или преступление Криминальная субкультура - это образ жизнедеятельности несовершеннолетних и молодежи, объединившихся в
Слайд 11
Криминальная субкультура не любит гласности. Жизнедеятельность лиц, входящих в асоциальные и криминальные группы в значительной степени скрыта от глаз педагогов и взрослых. Нормы, ценности и требования этой субкультуры демонстрируются только если нет им противодействия. Асоциальная субкультура - это социальнопсихологические характеристики поведения, противоречащего социальным нормам
Слайд 12
Асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления, называют криминогенными группами. Местами функционирования одного из видов асоциальной субкультуры являются, как мы уже отмечали, школьные туалеты, подъезды домов (нередко эту разновидность субкультуры называют "туалетно-школьной"), подвалы, чердаки, отдаленные парки, скверы, места "тусовок". Члены криминогенных групп, в отличие от преступных, не имеют четкой ориентации на совершение преступлений, но нередко совершают их в проблемных, конфликтных ситуациях или при благоприятных для этого условиях.
Слайд 13
"Хип-хоп" ("hip hop"), как культурный феномен уличного искусства или искусства мегаполиса (андеграунда, по крайней мере, в начале своей истории) включает в себя три разных направления: 1. Живопись/дизайн - "Граффити" ("Graffity" - "нацарапанные") настенные росписи и рисунки; 2. Танцевальный стиль - «Брейк-данс» ("break dance") уникальный по своей пластичности и ритмичности танец, которой заложил моду для всей культуры хип-хопа - спортивной одежды; 3. Музыкальный стиль - "Рэп" ("rap") ритмичный речитатив с четко обозначенными рифмами и музыкальный ритм, задаваемый DJ. Рэп имеет три классификации: "быстрый рэп" (один рэпер разговаривает с другим); "жизненный" рэп (часто содержит мат); "коммерческий рэп" (хип-хоп, r`n`b и танцевальный рэп).
Слайд 14
написания являются правильными) является одним из трех течений субкультуры Хип-хопа. Термины "рэп" и "хипхоп" часто употребляют как синонимы, что приводит к ошибочному пониманию и запутывает читателя. Первое обозначает музыкальный стиль, а второй относится к субкультуре в целом.
Слайд 15
Рэппер (краткое описание) Одежда больших размеров приветствуется. Есть две версии, почему это является частью моды: 1. Одежда заключенных в США раньше шилась большой, что бы подходить разным по комплекции заключенным; 2. Взрослые братья или отцы передали младшим свою поношенную одежду, которая была больших размеров. Часто рубашки на рэперах свисают до колен, а сползающие джинсы задевают пол. Однако одежда должна быть чистой, ее отличает лишь небрежная мешковатость. Шапочки, "бейсболки", повёрнутые назад, рюкзаки до пояса, цепочки, спортивные курточки, футболки - все это обязательные "примочки" молодого рэпера.
Слайд 16
Готическая субкультура Гоо́ты - представители готической субкультуры, вдохновлённой эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и относящие себя к готик-сцене. Представители движения появились в 1979 году на волне пост-панка.
Слайд 17
Готическая субкультура - чёрная (или тёмная, далее просто чёрная) или черная с элементами других цветов (в основном красный) одежда; - чёрные длинные волосы. Лицо неестественно бледное (с помощью пудр); - высокие шнурованные ботинки, сапоги или другая неформальная обувь (New Rock, Swear); - чёрный корсет, облегающие чёрные нарукавники и чёрная юбка-макси (для девушек), одежда под старину, клешеные рукава, кожаная одежда (зависит от принадлежности к тому или другому ответвлению от субкультуры); - чёрные повязки на руках (запястьях); - шипованный ошейник; Контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией бесцветной радужной оболочки.
Слайд 18
Mopey и Perky Goth Mopey Goths - это индивидуумы постоянно находящиеся в депрессивном состоянии, по большей части замкнутые, о них говорят что они «относятся к жизни слишком серьезно»; Perky Goths (часто пишут PerkyGoff) называют тех, кто относится к goth более «расслабленно», они любят тусоваться в клубах (естественно готических) и проводить время так, как им нравится, депрессия не для них.
Слайд 19
Antiquity Goth, Renaissance Goth, Romantic Goth, Victorian Goth Androgyn Goth
Слайд 20
CyberGoth, Darkwave Кибер-готы - молодежная субкультура образованная в 90-х гг., которая так и не сформировала за собой определённой идеологии и проявляется лишь внешне, а так же тяготеет к различной клубной электронной музыке
Слайд 21
"Эмо" культура Эмо-fashion - странное направление уличной моды, порожденное, как это часто бывает, музыкальным жанром; Прическа True эмо: Прямые, чаще всего, черные волосы, косая челка, лоснящаяся от укладочных средств и закрывающая половину лба, при этом обычно приподнятый и взлохмаченный затылок. Волосы могут быть и не черными, но часть прядей выкрашена в розовый или черный цвет. Make-up True эмо: Выбеленное лицо, бледные губы почти в тон коже и очень ярко подведенные глаза. Иногда "эмо" изображают на своих личиках черные дорожки якобы от размытой слезами косметики и рисуют черным карандашом слезинки. На ногтях черный лак. У мальчиков тоже. Пирсинг True эмо: Пирсинг – неотъемлемая часть образа настоящего "эмо". Тоннели, пирсинг в губах и вообще в любом месте на лице. Обувь True "эмо": Не изменяют своим любимым маркам: носят Converse и Vans. Пухлые кеды, желательно черные или в черно-белую клеточку. Возможно, с розовыми шнурками. Одежда True эмо: Skinny-джинсы темных цветов, майки и футболки, возможно поло на 2 размера меньше с забавными принтами, изображающими героев мультиков, или с названиями рок-групп.
Sub по-латыни – это "под", другими словами, по смыслу содержит оттенок подчинения.
Типология молодежных субкультур:
Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет.
Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие.
По специфике поведения членов группы выделяют: просоциальные; асоциальные; антисоциальные.
Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают.
Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.
Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.
Толстых А.В. предложил следующую типологию молодежных субкультур:
- политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;
- эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;
- нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);
- радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);
- субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);
- субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др;
- субкультура "золотой молодежи" - характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).
Классификация НОМов:
самодеятельные объединения, имеющие программу и ведущие полезную работу; организационно оформившиеся общности (есть структура, членские взносы, избрано руководство);
собственно неформалы (обращенные преимущественно к сфере досуга).
Характеристика асоциального (или антисоциального) типа объединений:
размытость моральных норм, криминальные ценности и установки;
В таких объединениях могут оказаться панки, хиппи, металлисты, хулигантсвующие "гопники", наркоманы, профашистские сообщества и т.п.
Иногда нонкриминальные группы, (рокеров, металлистов, фанатов и т.п.) перерастают в криминальные.
Антисоциальные нормы характеризуются:
формированием извращенного понимания принципов нравственности, нравственных понятий:
Смелость искаженно понимается как риск и бравада,
требовательность - как придирчивость, дружба и товарищество - как укрывательство и недоносительство,
сострадание - как признак слабости, недостойный настоящего мужчины.
Человек перестает быть высшей ценностью, становится средством.
Криминальная субкультура не любит гласности. Жизнедеятельность лиц, входящих в асоциальные и криминальные группы в значительной степени скрыта от глаз педагогов и взрослых.
Нормы, ценности и требования этой субкультуры демонстрируются только если нет им противодействия.
Местами функционирования одного из видов асоциальной субкультуры являются, как мы уже отмечали, школьные туалеты, подъезды домов (нередко эту разновидность субкультуры называют "туалетно-школьной"), подвалы, чердаки, отдаленные парки, скверы, места "тусовок".
"Хип-хоп" ("hip hop"), как культурный феномен уличного искусства или искусства мегаполиса (андеграунда, по крайней мере, в начале своей истории) включает в себя три разных направления:
1. Живопись/дизайн - "Граффити" ("Graffity" - "нацарапанные") настенные росписи и рисунки;
2. Танцевальный стиль - «Брейк-данс» ("break dance") уникальный по своей пластичности и ритмичности танец, которой заложил моду для всей культуры хип-хопа - спортивной одежды;
3. Музыкальный стиль - "Рэп" ("rap") ритмичный речитатив с четко обозначенными рифмами и музыкальный ритм, задаваемый DJ. Рэп имеет три классификации: "быстрый рэп" (один рэпер разговаривает с другим); "жизненный" рэп (часто содержит мат); "коммерческий рэп" (хип-хоп, r`n`b и танцевальный рэп).
Рэп или Реп (оба написания являются правильными) является одним из трех течений субкультуры Хип-хопа. Термины "рэп" и "хип-хоп" часто употребляют как синонимы, что приводит к ошибочному пониманию и запутывает читателя. Первое обозначает музыкальный стиль, а второй относится к субкультуре в целом.
Рэппер
(краткое описание)
Одежда больших размеров приветствуется. Есть две версии, почему это является частью моды:
1. Одежда заключенных в США раньше шилась большой, что бы подходить разным по комплекции заключенным;
2. Взрослые братья или отцы передали младшим свою поношенную одежду, которая была больших размеров.
Часто рубашки на рэперах свисают до колен, а сползающие джинсы задевают пол. Однако одежда должна быть чистой, ее отличает лишь небрежная мешковатость.
Шапочки, "бейсболки", повёрнутые назад, рюкзаки до пояса, цепочки, спортивные курточки, футболки - все это обязательные "примочки" молодого рэпера.
Готическая субкультура
Го́ты - представители готической субкультуры, вдохновлённой эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и относящие себя к готик-сцене.
Представители движения появились в 1979 году на волне пост-панка.
Готическая субкультура
- чёрная (или тёмная, далее просто чёрная) или черная с элементами других цветов (в основном красный) одежда;
- чёрные длинные волосы. Лицо неестественно бледное (с помощью пудр);
- высокие шнурованные ботинки, сапоги или другая неформальная обувь (New Rock, Swear);
- чёрный корсет, облегающие чёрные нарукавники и чёрная юбка-макси (для девушек), одежда под старину, клешеные рукава, кожаная одежда (зависит от принадлежности к тому или другому ответвлению от субкультуры);
- чёрные повязки на руках (запястьях);
- шипованный ошейник;
Контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией бесцветной радужной оболочки.
Mopey и Perky Goth
Mopey Goths - это индивидуумы постоянно находящиеся в депрессивном состоянии, по большей части замкнутые, о них говорят что они «относятся к жизни слишком серьезно»;
Perky Goths (часто пишут PerkyGoff) называют тех, кто относится к goth более «расслабленно», они любят тусоваться в клубах (естественно готических) и проводить время так, как им нравится, депрессия не для них.
"Эмо" культура
Эмо-fashion - странное направление уличной моды, порожденное, как это часто бывает, музыкальным жанром;
Прическа
True эмо: Прямые, чаще всего, черные волосы, косая челка, лоснящаяся от укладочных средств и закрывающая половину лба, при этом обычно приподнятый и взлохмаченный затылок. Волосы могут быть и не черными, но часть прядей выкрашена в розовый или черный цвет.
Make-up
True эмо: Выбеленное лицо, бледные губы почти в тон коже и очень ярко подведенные глаза. Иногда "эмо" изображают на своих личиках черные дорожки якобы от размытой слезами косметики и рисуют черным карандашом слезинки. На ногтях черный лак. У мальчиков тоже.
Пирсинг
True эмо: Пирсинг – неотъемлемая часть образа настоящего "эмо". Тоннели, пирсинг в губах и вообще в любом месте на лице.
Обувь
True "эмо": Не изменяют своим любимым маркам: носят Converse и Vans. Пухлые кеды, желательно черные или в черно-белую клеточку. Возможно, с розовыми шнурками.
Одежда
True эмо: Skinny-джинсы темных цветов, майки и футболки, возможно поло на 2 размера меньше с забавными принтами, изображающими героев мультиков, или с названиями рок-групп.
Visual kei (визуальный стиль)
- субкультура, возникшая на базе японского рока и глэма. Суть Вижуал Кей состоит в том, чтобы донести часть души и своего таланта не только через музыку, но и через внешний вид: шокировать людей и привлечь таким образом слушателей. Вижуал кей часто заимствует образы из японской мультипликации (аниме), изобразительного искусства (манга) и видеоигр как частей японской культуры.
Фаны
Футбольных фанатов считают субкультурой, близкой к криминальной. Усугубляется это тем, что болельщики - одна из самых активных подростковых групп в России.
группа спартаковских болельщиков «Гладиаторы» избегает драк, но защищает «младших» (новичков). Они пропагандируют «чистый образ жизни».
среди подобных группировок есть и такая, как «Колдырь бой-фронт» («колдырь» на сленге - «пьяница»), это - болельщики-алкоголики. Возрастная категория их составляет 17-18 лет, но есть и постарше.
Байкеры vs. Мотоциклисты
Узкий круг «своих» принимал к себе новеньких только после отбора, и исключительно тех, кто мог отстоять свои убеждения кулаками. Сила и тренировки культивировались, мускулы наращивались, внешний вид становился все более устрашающим.
Это движение еще не до конца сформировалось среди ребят из семей с небольшим доходом. Но оно уже не байкерское. Это небольшие группки без какой-либо атрибутики и даже названия. С байкерами они себя теперь не ассоциируют.
Толкинисты - движение родилось благодаря увлечению молодежи ролевыми играми.
Популярное среди толкинистов времяпровождение - «бои» с использованием деревянного оружия;
могут они встречаться и для общения, обсуждения сценариев для следующих встреч, но неизменно ведут себя соответственно выбранным ролям, не выходя из образа.
Диггеры
Закрытость этого общества, которое не любит афишировать свои действия и свое существование в принципе, привлекает молодежь.
имеют нечто общее с экологистами: «общаясь» постоянно с подземными коммуникациями, они предупреждают об оседании фундамента, экологических проблемах, которыми могут быть чреваты земные недра.
Скинхед движение.
Скинхеды ("бритоголовые") - радикальное молодежное движение, не объединенное в рамках какой-либо организации, а разрозненное на множество независимых друг от друга группировок.
большая часть российских "скинхедов" восприняла только внешний облик западных "скинхедов", предпочитая стиль «милитари»;
за рубежом "правые" (националисты) и "левые" "скинхеды" представлены приблизительно в равном количестве, хотя правые безусловно гораздо заметнее.
В России подавляющее большинство "бритоголовых" представляют собой либо националистически настроенную молодежь, либо футбольных фанатов.
Антифа в России
Современные антифашисты в России представлены как неформальными группами (которые называют себя "антифа"), так и организациями (Молодежное правозащитное движение, Сеть против расизма и нетерпимости, Международное общество "Мемориал"), разделяющими антифашистские идеи.
Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Обществознание"
Основная цель презентации по обществознанию - изучить общество и разобраться в социальных процессах. В данном разделе сайта собраны готовые презентации охватывающие всю школьную программу по обществознанию. Здесь Вы можете найти и скачать готовую презентацию по обществознанию для 6,7,8,9,10,11 класса. Хорошо иллюстрированные и грамотно составленные презентации помогут учителю провести урок в увлекательной форме, а учащиеся могут использовать их для подготовки к уроку, повторения уже пройденного материала или же в качестве визуального сопровождения при выступлении с докладом.