на отношение ребенка к алкоголю

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЩЕМ РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

Калимуллина Гульназира Махмутьяновна

Педагог-психолог гимназии

Семья – это очень важное, ответственное дело для человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение. И цель нашего общества – счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение.

Итак, семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни, начиная ещё с родительской семьи. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремится быть похожим на мать или отца. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых.

Психологический климат в семье не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным, комфортно будет чувствовать себя ребенок дома или нет.

Так для благоприятного психологического климата в семье характерны:

    сплоченность в семье (Когда и муж, и жена смотрят в одном направлении),

    возможность всестороннего развития личности каждого ее члена,

    высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу,

    чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности (когда ребенок знает, что в семье его любят, радуются за его успехи в гимназии!!!),

    гордость за принадлежность к своей семье (успехи родителей на работе, ребенка в гимназии радуют всех членов семьи) ,

    ответственность за свою семью ( оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг – непреходящая нравственная ценность людей) .

Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, понимание.

Психологический климат в семье

На психологическое состояние, развитие ребенка-школьника влияют эмоциональное состояние самих родителей, отношения между членами семьи. Родители -первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности. Всевозможные ссоры, злоупотребление алкоголем, сцены физического причинения вреда родителей друг другу, частые ругань при ребенке негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. А если данные случаи постоянны в семье и ребенок в связи с этим испытывает постоянное напряжение, то может возникнуть невротическое состояние.

Эмоциональное состояние ребенка в свою очередь влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Отмечается, что умственные способности детей и молодых людей, растущих в негативной социальной среде, определенно ниже, чем растущих в благоприятной социальной среде.

Поэтому родителям, прежде всего, необходимо воспитывать самих себя, правильно организовывать жизнь семьи, создавать высоконравственные внутрисемейные отношения, обеспечивающие здоровый микроклимат в семье. Любая семейная ссора, проблема, нарушающая эмоционально-нравственную атмосферу ребенка, влияет на него пагубно.
От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий здесь в гимназии: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

Климат семьи зависит от наличия нравственных и социальных установок, душевного здоровья, общих интересов в семье. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, общественные и семейные праздники, совместный досуг и отдых, поэтому организация совместного досуга не только важное средство воспитания ребенка, но и средство укрепления семьи. В любых самых сложных и острых ситуациях родители должны считаться с чувством собственного достоинства подрастающего человека, видеть в нем развивающуюся личность, стремиться к взаимопониманию, основанному на уважении и доверии, быть справедливыми в оценках его поступков; в своих требованиях к ребенку всегда оставаться доброжелательными и создать для него наилучший нравственный климат в семье.

Закончить свое выступление хочу притчей о Ходжа Насреддине

Одна женщина прослышала о том, что в их село приехал знаменитый Ходжа Насреддин. И решила она проверить – правду ли говорят о Ходже Насреддине, что он такой мудрый, задав ему каверзный вопрос, на который тот не сможет сразу найтись с ответом. Взяла в ладони живую бабочку, и решила, спрошу «Какая у меня в руках бабочка???» Если скажет «живая», то быстро раздавлю бабочку, если скажет «мертвая», то отпущу бабочку в небо.

- Ходжа, скажи, какая бабочка у меня в руках?

Ходжа Насреддин посмотрел на неё и сказал:

- Женщина, всё в твоих руках!!!

Уважаемые родители! Всё в ваших руках - Каким вырастет Ваш ребенок зависит от вас!

Что же понимается под социально-психологическим климатом семьи? И какие показатели влияют на удовлетворенность климатом в семье?

Социально–психологический семейный климат – это степень удовлетворенности супругов атмосферой в семье. Дружеское общение и психологическая поддержка членов семьи являются показателями психологического климата в семье. Психологические факторы выступают важной составляющей семейных отношений.

Также на климат в семье влияет сексуальная совместимость и совместный досуг. В ходе многочисленных исследований выявлена следующая тенденция: чем больше стаж семейной жизни, тем выше удовлетворенность психологической поддержкой. Это и не удивительно, так как со временем повышается психологическая адаптация к партнерам.

Если спросить женщину о социально-психологическом климате в ее семье, то окажется, что она более критична в оценке данного вопроса, чем ее мужчина. Это подтверждают исследования психологов. Для крепкого брака женщинам важны следующие показатели: отсутствие бытовых проблем, семейный отдых, гармоничные сексуальные отношения, общение, дружба, забота, психологическая атмосфера. Для мужчин же главное в семейных отношениях – общие интересы с детоцетристским уклоном.

Практические исследования показывают, что если браком удовлетворен хотя бы один из супругов, то это способствует благоприятному климату в семье. На благоприятный климат в семье оказывает влияние количество детей в семье: чем больше детей в семье, тем благоприятнее семейный климат.

Некоторые психологи-социологи склоняются к тому, что степень удовлетворенность браком и соответственно благоприятный климат в семье зависит от самого человека , а точнее сказать, человек, способный брать на себя ответственность за все в своей жизни, всегда удовлетворен браком.

Факторы, влияющие на благоприятный климат в семье

1) «Социально-демографические и экономические характеристики семьи»

Примеры показателей: общий доход семьи, количество детей, возраст мужа и жены.

2) «Внесемейная сфера жизнедеятельности супругов»

Примеры показателей: профессия супругов, социальное окружение.

3) «Установки и поведение супругов в основных сферах семейной жизнедеятельности»

Примеры показателей: взгляды супругов на распределение бытовых и хозяйственных обязанностей, проведение досуга.

4) «Характеристики межсупружеских отношений»

Примеры показателей: общность моральных ценностей, отношение к любви и верности, уважение друг к другу.

Как возобновить благоприятный климат в семье?

К сожалению, много семей с неблагоприятным климатом в семье. В этих семьях каждый живет своей жизнью. В семье не принято решать проблемы за «круглым» столом, каждый решает свои проблемы самостоятельно. Не только проблемы решаются каждым членом семьи самостоятельно, но и радостные моменты членов семьи остаются без внимания. К примеру, не поздравляют друг друга с днем рождения, первой пятеркой и так далее.

Неблагоприятный климат в семье складывается не только в неблагополучных семьях, но и в семьях, ведущих здоровый образ жизни. В чем же причина? Причиной возникновения негативного семейного климата является отсутствие общения.

Для возобновления благоприятного климата в семье нужно наладить коммуникацию. Общаться нужно не только с супругом, но с детьми. Причем говорить нужно обо всем, не умалчивать обиды. Темы для разговора должны быть разнообразными. Говорите о чем угодно: о погоде, о мужчине, наступившем вам на ногу, о новой учительнице в школе, о политике, о цветах или просто расскажите о прошедшем дне.

Придумайте семейную традицию, например, ужинать каждый вечер за одним столом, или на два часа отключать интернет и играть в настольные игры. Чаще выбирайтесь всеми на совместный отдых, который бы подходил всем членам семьи.

Этот совет, возможно, кому-то покажется банальным, но, без сомнений он самый действенный для возобновления благоприятного климата в семье.

Хочешь, уважаемый читатель, новых статей из этого блога? Заполни форму ниже.

Семья является одним из важнейших институтов становления личности человека. В ней ребёнок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. Позже в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад и школа.

Психологический климат семьи – это устойчивый эмоциональный настрой, являющийся следствием семейной коммуникации. Он оказывает важное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Его создают члены семьи, и от их стараний зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Для благоприятного психологического климата характерны сплоченность и доброжелательность. В семьях с благоприятным психологическим климатом все относятся друг к другу с любовью, уважением и доверием. Когда в семье чувствуется тревожность, эмоциональный дискомфорт, это говорит о неблагоприятном психологическом семейном климате. Основное условие нормального психосоциального развития ребёнка - спокойная и доброжелательная обстановка, которая создается родителями их внимательным отношением к эмоциональным потребностям ребёнка, беседами с ним, наблюдением и поддержанием дисциплины. Под влиянием определенных ситуаций у детей могут появляться нарушения эмоциональной сферы или поведения, такие, как беспричинные страхи, нарушения сна и пр., которые носят временный характер. У детей с некоторыми особенностями они проявляются часто, и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут определяться как психические расстройства.

Внутрисемейные отношения и благоприятный психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка, который усваивает нормы поведения и отношений родителей. В соответствии с этими нормами дети начинают строить свои отношения с близкими людьми, а в дальнейшем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. В семьях, не имеющих единства в воспитании ребенка и нарушающих важные педагогические принципы уважения и требовательности к нему, создается почва для неправильного становления характера человека.

Исходя из этого, можно сказать, что в воспитании ребенка важную роль играет семейный климат и личный пример родителей. Немалое значение оказывают воспитательные методы и приемы, с помощью которых родители воздействуют на ребенка. Холодное эмоциональное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его и обедняет.

Дети нуждаются в поощрении, признании, или другой форме одобрения, если они поступают правильно, также как и в критике, несогласии, в случае неправильных поступков. Дети, которых хвалят за хорошее поведение, но не указывают на неправильные их действия, учатся всему более медленно, через множество своих ошибок. Следует помнить, что положительные эмоциональные переживания должны преобладать над отрицательными, поэтому ребенка следует чаще поощрять, чем бранить. Любой успех ребенка надо похвалить и не заметить его неудач, которые случаются с ним редко.

Естественно, наказания никогда не должны ставить под вопрос любовь родителей. Физические наказания лучше не применять, т.к. это свидетельствует о бессилии родителей. Они вызывают в ребенке чувство унижения и стыда и не способствуют развитию самодисциплины. Дети, которых наказывают физически, как правило, бывают послушными лишь под надзором взрослых, и ведут себя совсем по-другому, когда рядом с ними их нет.

Развитию сознательности лучше способствуют “психологические” наказания: если мы дадим ребенку понять, что не согласны с ним, мы на него сердимся и т. п., то чувство вины, пробужденное нами в ребенке, будет являться сильным регулятором его поведения и в тот момент, когда ребенок остается без надзора родителей.

Основная задача родителей - создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребенку в любом возрасте с любовью и вниманием.

Проявление любви к ребенку:

Контакт глаз;

Говорить о любви;

Тактильный контакт,

Совместные занятия, помощь в его делах, внимание к его проблемам и т. д.

Правильное формирование психического мира человека возможно только при уверенности ребенка в родительской любви, на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви. Дети, которые не получили того объёма любви, в котором они нуждались, не умеют переносить жизненных нагрузок и трудностей. Они реагируют на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые, благодаря эмоционально-комфортному семейному климату. Из этого можно сделать вывод: “трудный” ребёнок нуждается только в помощи – ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребёнка находятся в глубине его психики. Это на первый взгляд кажется, что он просто не слушается, а на самом деле причина иная. И, как правило, она является эмоциональной и не осознается ни взрослым, ни самим ребёнком. Следует вывод: такие причины необходимо знать.

Основные причины серьёзных нарушений поведения детей

1. Первая – борьба за внимание. Если ребёнок не получает нужного количества внимания, для его нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.

2. Вторая причина – борьба за самоутверждение, направленная против чрезмерной родительской власти и опеки. Если замечания и советы слишком часты, то ребёнок начинает противиться этому. Смысл такого поведения для ребёнка заключается в том, чтобы отстоять право самому решать свои дела, и показать, что он личность.

3. Третья причина – желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть разные: разошлись мать с отцом, и в доме появился отчим. “Плохое” поведение в этом случае можно выразить так: “Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет плохо!..” Здесь необходимо и себя и детей учить отношению к обидам. Нам выбирать: обижаться, нанося тем самым вред своей личности или не обижаться, прощая обидчика.

4. Четвертая причина – потеря веры в собственный успех. Иногда случается так, что ребёнок переживает своё неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него могут возникнуть совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием этого явится запущенная учеба, в другом случае неуспехи в школе приводят к вызывающему поведению дома и т.д.

Подобное “смещение неблагополучия” происходит из-за низкой самооценки ребёнка. Из-за накопленных неудач и критики в свой адрес, он теряет уверенность в себе. Ребенок приходит к выводу: “Нечего стараться, всё равно ничего не получится.” Своим поведением он показывает: “Мне всё равно”, “И пусть плохой”.

Очень важно знать, что основа самооценки закладывается в самые первые годы жизни ребёнка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Ребенок начинает видеть себя таким, каким видят его другие.

Таким образом, любое нарушение поведения ребёнка – это сигнал о помощи. Своим поведением он нам говорит: “Мне плохо! Помогите мне!”

Внешне разные причины могут проявляться одинаково. Например, плохая учеба может быть связана: с желанием привлечь внимание, с нежеланием подчиняться чужой воле, с неуверенностью в своих силах. Для выявления истинной причины непослушания и плохого поведения необходимо обратить внимание на собственные чувства:

Если мы испытываем обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребёнка причинить её нам? Какая боль у него самого? Чем мы обидели его? Поняв причину, надо постараться её устранить.

Переживания родителей – являются своеобразным зеркалом скрытой эмоциональной проблемы ребёнка. Необходимо понять проблему своего ребёнка: с чем, против чего он “воевал”.

Помощь в каждом случае будет разная.

Если происходит борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребёнку свое положительное отношение к нему. Это могу быть совместные занятия, прогулки, посещения музеев, кинотеатров. Ребенок благодарностью отзовётся на это.

Если конфликтные ситуации являются борьбой за самоутверждение, то необходимо уменьшить свой контроль над делами ребёнка. Для детей важно накапливать свой опыт решений и даже неудач.

Важно понимать, что упрямство и своеволие ребёнка – это лишь раздражающая нас форма поведения и его желание начинать учиться жить своим “умом”.

Важно отметить, что наши старания наладить мир и дисциплину в семье потребуют от нас большого терпения. Нам надо переключать отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду и отчаяние) на конструктивные действия, т.е. менять себя. Это является единственным путем воспитания нашего любимого “трудного” ребёнка.

Определение “трудный” ребёнок показывает, как трудно ему достучаться до нас, а потом поверить нам, ведь мы первые показали свое недоверие ему. Мы должны понимать, что решение любой проблемы в воспитании необходимо начинать с себя: со своих отрицательных качеств и ошибок. Улучшая себя, мы улучшим и мир вокруг нас.

Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях борьбы за существование.

Семья в современном обществе становится малой группой.

Во-первых, это родственный союз, в основе которого лежит эмоциональное чувство - любовь.

Во-вторых, в семье осуществляется важнейшая функция биологического и социального воспроизводства населения.

В-третьих, в семье осуществляется воспитание, т. е. передача новым поколениям опыта, определенных устоев, ценностей. Это все научные мышления.

От семьи во многом зависит, каким будет индекс развития человеческого потенциала в будущем, что будет собой представлять человеческий капитал завтра и послезавтра. Общество должно осознавать важность процесса духовно-нравственного воспитания в семьях, ее значимое место в воспитании ценностей и любви к Родине. Чем прочнее, надежнее, стабильнее семья, тем сильнее наша Отчизна.

Долгое время в нашем Отечестве было распространено мнение о том, что семейное воспитание надо заменить общественным. Сторонники этой точки зрения выдвигали следующие аргументы: родители, как правило, не обладают педагогическими способностями.

Опыт счастливых, дружных семей наглядно свидетельствует: иногда лишь ласковое слово, пустяшный подарок, элементарное проявление участие в делах и заботах близких людей способны значительно ослабить противоестественность отношений, оздоровить обстановку, установить семейную, если не идиллию, то хотя бы известную гармонию, к общему благу не только старших членов семьи, но, прежде всего и главным образом самого молодого человека (и материально, и духовно, и морально).

С древних времен люди говорили:

Дом с детьми ― базар, без детей ― могила.

В семье особой радостью являются дети. Воспитывать их одно удовольствие. Хоть взрослые говорят, что с детьми ничего не успеваешь сделать, но они понимают, что без этого «базара» им не прожить.

Каков отец, таковы и дети

Дети учатся на примерах родителей. Порой, посмотрев на ребенка, можно судить о его родителях.

Мать кормит детей, как земля людей.

Мама, как и земля, любит своих детей и старается сделать для них все, чтобы они ни в чем не нуждались.

У милого дитяти много имен.

Взрослые любят называть своих детей разными ласковыми именами.

Цели данного исследования:

1. Анализ социальных и общественных характеристик современных семей (на основе творческих заданий учеников 8-х классов);

2. Выявление семейных ценностей, семейных традиций и их роли в современной семье;

Задачи исследования:

1. Показать важность семьи в современном обществе;

2. Выявить взгляд детей на семью, на ее роль в их жизни;

3. Акцентировать внимание на значении традиций в семье.

Актуальность исследования:

2008 год объявлен президентом Российской Федерации в России «Годом семьи».

В настоящее время институт семьи переживает кризис, поэтому очень важно обратить внимание на ценность семьи для каждого человека. То, что молодежь многое не устраивает в жизни предшествующих поколений, своих родителей, ― очевидный факт, но из него не следует, что смысл деятельности каждого нового поколения состоит в поднятии бунта против сложившегося уклада жизни вообще и в своей семье в частности. Во все века дети хотят поступать по-своему, родители желают, чтобы они действовали соответственно их представлениям и понятиям.

Самый болезненный вопрос, камень преткновения в любой семье ― вопрос о том, кто, что и когда должен делать. При этом у каждого члена семьи собственное представление о справедливости распределения всех многочисленных обязанностей: мелких и больших, ежедневных и разовых. Подлинная справедливость, не ущемляющая интересов ни одного члена семейного коллектива, основывается на равноправном участии всех членов семьи. Это означает, что каждому должно принадлежать полновесное слово и в распределении домашнего бюджета и в распределении конкретных домашних обязанностей на день, на неделю, на месяц.

Психологический климат в семье

В семье как в малой группе у каждого участника отношений есть свои роли, Притом, не всегда роли членов семьи совпадают с групповой ролью. Часто роль лидера в семье принадлежит не отцу, а тому, чей вклад в семейное благополучие признается всеми членами семьи.

Прежде всего, психологический климат определяет самочувствие человека в семье (настроение, комфорт). Это самочувствие зависит от отношений между членами семейного коллектива, именно отношения заботы, внимания, сотрудничества делают семейный климат теплым и приятным. Напротив, неуважительные отношения, безразличие делают климат резким, неприятным, тяжелым для существования в нем.

Психологический климат семьи представляет собой относительно устойчивый эмоциональный настрой. Он является результатом совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний. Отношений к другим людям, к окружающим событиям. Для благоприятного климата характерны сплоченность, доброжелательная требовательность друг к другу, чувство защищенности, гордость за принадлежность к семье в семье с благоприятным климатом царят любовь, доверие друг к другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять и помочь другому. Важное место в создании благоприятного климата принадлежит семейному укладу, традициям, общим духовным ценностям. Семья, как особая группа, основанная на родственных связях, предполагает особое внутрисемейное общение, в процессе которого семья реализует свои функции. Для общения в благоприятной семейной обстановке характерны естественность, сердечность, взаимозаинтересованность.

Неблагоприятный семейный климат ведет к напряженности, ссорам, конфликтам, дефициту положительных эмоций. Особенно в такой обстановке страдают младшие члены семьи. В самых тяжелых случаях такой климат ведет к распаду семьи.

Учащиеся 8-х классов подготовили творческие задания, в которых рассматривались следующие вопросы:

Что такое семья в вашем понимании;

Рассказать о членах своей семьи, подчеркнуть их роль в семье;

Показать традиции семьи и наглядно представить через медиапрезинтации.

И вот, что получилось. Семья:

Семья – это одно целое, где родные заботятся друг о друге, помогают, а главное понимают, уважают и ценят. Всё вместе это называется ЛЮБОВЬ

Семья ― группа близких людей готовых в любой момент прийти на помощь друг другу.

Семья – это самые близкие тебе люди, которые поддержат тебя в трудные минуты жизни, где царит взаимопонимание, где уважают мнения друг друга.

Семья – это место, куда хочется приходить, где понимают и принимают тебя таким, какой ты есть.

Семья – это место рождения и становления. Семья формирует и проживает всю совокупность отношений к человеку, природе, труду, красоте, науке, искусству, обществу, деньгам, власти, сильному, слабому.

Семья - это ячейка общества, которая строится на кровном и духовном единстве, на любви и согласии, на бережном отношении друг к другу.

Семья ― это люди, которые ждут тебя, доверяют тебе, понимают тебя и поддерживают тебя в любых ситуациях.

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место для меня – моя семья.

Семья-это святое. Семья это без чего не можешь жить.

А вот, что они пишут про своих членов семьи:

Мама ― это добрый и ласковый человек.

Мама - очень интересный человек, она всегда поможет разобраться, если ты запутаешься.

Мама ― жизнерадостная, стильная, общительная, хорошая хозяйка.

Мама - отзывчивый и чувствительный человек. Она дает разные советы, и помогает в сложной ситуации. И не просто советы, а дельные советы. Ведь, какая мама, пожелает своему ребенку плохого.

Моя мама меня всегда поддерживает, правда иногда мы с ней спорим в основном из-за того, как правильно произносятся слова. Наши споры, в большинстве, случаев решает бабушка. Ну, или Ожегов. Мама – всегда поможет разобраться с проблемами, мама учит меня самостоятельности, любви, настойчивости, не вешать нос, если что-то не получается. Я очень люблю свою маму!

У мамы я учусь культуре общения.

Я вижу, как устаёт моя мама, работая кассиром в «Мария – Ра», поэтому часть забот по дому лежит на мне. Я должен увести и забрать Настю из садика, заботится о ней, пока нет мамы. При всей загруженности моя мама может создать уют и комфортную обстановку дома.

Папа ― чуткий и отзывчивый отец.

Папа - это человек, которому можно довериться, который всегда тебя поймет. Но взамен требует порядка и самостоятельности.

У отца учусь отношению к труду, к своим обязанностям.

Мой папа серьёзный, он мне - пример для подражания. Он учит меня быть сильной, внимательной и легко переносить трудности, встречающиеся на жизненном пути.

Папа - предприниматель. Сильный и серьезный человек. Учит меня быть мужественным и сильным.

Каждому ребёнку необходима бабушка. Ведь кто-то должен баловать и разрешать всё то, что не разрешают родители. Баба-Люба учит меня уважать взрослых и ценить то - что имеешь. Я восхищаюсь своей бабушкой, ведь не каждая бабушка в 60 лет работает, выбирает каждое утро костюм на работу (перемерив при этом ещё 3) , душится любимыми духами и с открытой душой идёт в колледж учить детей русскому, литературе ну и конечно жизни.

Вежливая и отзывчивая бабушка, которая учит правильному общению с другими.

Как моя бабушка говорит: «старушки сложили свои клубочки, забросили крючочки и спокойно разъезжают на мопедах по деревне». И действительно мы настолько привыкли к образу сидящей старушки с клубком в руках.

Сестры и братья:

Веселая и интересная девчонка.

Создаёт непринуждённую атмосферу в доме.

У брата учусь выдержке.

Считает себя очень важным человеком в этой жизни и держится наравне со взрослыми. Кому как, а ей точно наглости не занимать. Живёт под девизом: «Куда ж планета без меня?»

Брат: он ходит в детский сад «Пчёлка» он приносит в мою жизнь много радостных моментов.

Так, сестры и братья становятся маленькими человечками, которые берут и возвращают заботу и теплоту в том же количестве, в котором принимают.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители пример ему

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

(С. Брант)

В каждой семье есть ценности:

Родители всегда вежливы друг с другом. Уважительное отношение к старшим - это самая главная ценность. А также учение правил поведения в обществе, и развитие моральных качеств.

Одна из традиций – собираться по праздникам всей семьёй, будь то день рождения или Новый год.

Нашу семью отличает взаимопомощь, совместное решение проблем, отдых, обсуждение житейских событий и поступков, активный образ жизни. Я – счастлив в своей семье.

В моей жизни два самых важных человека, моя сестра и мама. К сожалению, у нас нет папы, поэтому мне как единственному мужчине приходится не давать в обиду маму и сестру.

Недавно я понял, что забота «в одну сторону» - это «работа в холостую». Наверное, в семье всё должно делиться поровну, и забота тоже: детей к родителям и наоборот. Просто участие: сказанное спасибо, убранная без напоминания посуда, уборка комнаты, терпение в разговоре, доброе слово – вот, что главное в семье.

В нашей семье главная ценность – общение, потому что мы не так уж часто видимся. Также мы ценим взаимопонимание и свободу выбора.

Наша семья творческая, нам нравиться слушать зарубежную, красивую музыку. Эту ценность, в семью принес мой папа. Также папа привил нам чувства патриотизма к Родине. А мама учит меня и брата быть самостоятельными. Меня, в 10 лет, оставляли одну с маленьким братом, не боясь, что что-то случится. Моя мама полностью может положиться на меня. Мама приносит в наш дом море положительных эмоций.

Учащиеся в своих работах о семье пытались показать положительную сторону семейных отношений, что свидетельствует о важности семьи в глазах ребенка, гордости за своих родителей.

Заключение

Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого. (Сенека)

Социальное положение человека в решающей мере зависит от него самого, но немаловажную роль играют и те общественные условия, в которых приходиться действовать, та точка, с которой стартует человек, и здесь немаловажную роль играет семья. Социализация ребенка – одна из основных задач родителей. Прежде всего, она начинается в семье. От климата в семье зависит внутреннее состояние ребенка, его взаимоотношения с окружающими, его успехи в различных видах деятельности, то, как он построит свою будущую жизнь, его взгляд на семью. Человек проносит через всю жизнь традиции и ценности, привитые ему в детстве в семье, и старается построить свою семью на этих же принципах.

Мы считаем, что не только взрослые могут помочь в решении проблемы, но и дети могут сделать свой вклад в поддержании психологического климата в семье.

Психологический климат в семье и стили семейного воспитания.

Цели: 1. Развитие у родителей потребности в приобретении психолого- педагогических знаний.

  1. Повышение педагогической культуры.
  2. Информационное обеспечение родителей.

Оборудование: доклад классного руководителя, презентация, тесты для родителей, анкета для учащихся, памятки родителям.

Ход собрания:

Добрый день, уважаемые родители и гости!

Наше сегодняшнее собрание посвящено семейным отношениям, повестка собрания, следующая:

  1. Лекция классного руководителя.
  1. Итоги 3 четверти.
  2. Разное.
  1. Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору я взяла слова Л. Н. Толстого:

« Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Чем вызван выбор данной темы?

Кто-то может сказать, что, наверное, поздно говорить о психологическом климате и стилях семейного воспитания в 7 классе. Во-первых, воспитывать никогда не поздно! Во-вторых, именно в 7-8 классах происходит снижение успеваемости учеников и во многом это зависит от психологического климата, как в школе, так и дома. В-третьих, у ребят сейчас достаточно сложный физиологический период, и кто как не родители и, разумеется, учителя должны быть предельно внимательными к детям и проявить максимум усилий в процессе воспитания. Обидеть и ранить ребёнка в таком возрасте легко, а вернуть доверие будет очень сложно.

Если воспользоваться приемом психологов, то можно представить себе, что ребенок – это чаша. И задача родителей её наполнить. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать?

Какими качествами вы бы хотели его наделить?

Наверное, каждый из вас мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, сильным, умным, честным, справедливым, благородным, заботливым, любящим. И никто из родителей не пожелает ребенку стать лживым, лицемерным, подлым. Мало наполнить чашу, важно, чтобы она не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче. Семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые и главные уроки любви, понимания, доверия, веры.

Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную. Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, им присуще чувство незащищенности в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Это негативно сказывается в первую очередь на детях, на их поведении, отношении к окружающим, успеваемости.

Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей.

Перед собранием я провела анонимное анкетирование с детьми нашего класса, по определению психологического климата в семьях. Результаты анкетирования Вы видите на доске (Приложение 1).

Как правильно дать то, чего ждут от нас дети? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще воспитание быть неправильным?

Какими методами и стилями воспитания мы руководствуемся? Какой из них наиболее хорош? А может, все понемногу?

В классификации воспитательного стиля родителей чаще всего выделя-

ют три: демократический (авторитетный), либеральный (попустительский) и авторитарный , и, соответствующие им (ответные) детские характеристики. В самом общем виде это выглядит следующим образом.

Сейчас я попрошу Вас пройти тест на определение Вашего стиля воспитания. (Результаты останутся у Вас, и озвучивать их не нужно!) (Приложение 2.)

А теперь перейдём к характеристике стилей семейного воспитания, и Вы сможете определить достоинства и недостатки Вашего стиля.

Демократические родители - инициативные, добрые дети. Родители любят и понимают детей, часто хвалят, а за промахи, как правило, не наказывают, объясняют, почему так делать не следует. На капризы реагируют спокойно, твёрдо отказываются им подчиняться. В результате дети вырастают любознательными, уверенными в себе, контактными и обладающими чувством собственного достоинства.

Либеральные родители - импульсивные, агрессивные дети. Родители почти не контролируют детей, разрешая им делать всё, что захочется, в том числе, не обращая внимания на агрессивное поведение. В результате оно становится неуправляемым.

Родители устанавливают жёсткий контроль над поведением детей, считая, что они должны во всём подчиняться их воле. В качестве методов воспитания чаще всего используют наказание, а также запугивание, угрозы. Дети отличаются угрюмостью, тревожны, а потому несчастны.

Кроме стилей воспитания, психологами выделено огромное количество типов воспитания, но я хочу обратить ваше внимание, только на те типы, которые негативно влияют на психику ребёнка:

«Кумир семьи»

Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого-то стать кумиром, пускай на миг... и, говоря об этом типе воспитания, невольно кажется - ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Любая прихоть ребенка - закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости «кумира» неповторимы. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен.

Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться, родители освобождают ребенка от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь.

«Гиперопека».

Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней. Ребенок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю жизнь его до малейших мелочей «разработали», её маршрут, невольно превращаясь в диктаторов. Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений диктуют каждый шаг ребёнку и контролируют его во всём, наверно, даже в мыслях. Вознося его до небес, они не только любуются ребенком, но и «готовят» вундеркинда. Он хочет оправдать надежды. И чтобы он их оправдал, его оберегают не только от превратностей судьбы, но и от дуновения любого ветерка. А раз оберегают, значит, он и вправду большая ценность и, веря в это, ребенок возносит свою персону, день ото дня лишь погружаясь в оранжерейный климат своей семьи: гиперопека ли-

шает творческого начала.

Жизнь по подсказкам - существование. Довольно часто гиперопека приводит к бурной реакции протеста

«Гипоопека».

Другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребёнок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все. Его потребности вообще никто не хочет удовлетворить. Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям

Всё это отражается на психике ребенка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребенка, преследует его потом всю жизнь.

«Воспитание в культе болезни».

Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием или когда родители, боясь, что ребенок вдруг внезапно, заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую

ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и

злоупотребляет им.

Он ждет от всех сочувствия и сострадания, И даже «борется» за это. Такие дети, вырастая, часто с трудом могут приспособиться к действительности.

Они, нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь - участь слабовольных и изнеженных людей.

Кто из нас, родителей задумывался, какой из этих типов используется нами? Никогда не поздно задуматься и внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек , который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их и Вас.

Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. Достоинство человека в том, что он признает свои недостатки и пытается их исправить.

Нам следует научиться контролировать свои действия и поступки. Взвешивать каждое слово, научиться любить и понимать своих детей, и результаты не заставят себя долго ждать.

«Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!». Л.Н.Толстой.

А теперь, я предлагаю Вам несколько проблемных ситуаций, попробуем найти из них выход.

Проблемная ситуация 1.

Дочь прогуливает школу, объясняя учителю, что ухаживает за больной бабушкой. («Сегодня звонила Мария Ивановна по поводу твоей посещаемости. Мне было очень стыдно во время разговора, и я хотела бы избежать этих переживаний».

Проблемная ситуация 2.

Ваш ребёнок не сделал уборку в своей комнате, а к вам пришли гости. (« Мне становится неловко, когда гости видят такой твою комнату, гораздо лучше она смотрится прибранной».)

Проблемная ситуация 3.

Сын вернулся домой позже обычного. (На встречу выходит мама и говорит: «Когда в семье кто-то приходит позже чем мы договариваемся, я волнуюсь так, что не нахожу себе места»)

2. Итоги 3 четверти. Четверть закончили хорошо. Из 17 учащихся:

Отличник -1

С одной «4» - 1

Хорошистов -8

Уважаемые родители, а теперь попрошу высказать свои мнения о нашем собрании.

Если у Вас есть вопросы, пожалуйста, задавайте.

Закончить своё выступление я хочу словами знаменитого педагога В.А.Сухомлинского:

«Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».

И хочу вручить Вам памятки, которые возможно, помогут Вам скорректировать свои отношения с детьми. (Приложение 3).

Спасибо всем участникам! И помните, пожалуйста, всегда!

Семья – это то, что мы делим на всех

Всем понемножку: и слёзы, и смех

Взлёт и паденье, радость, печаль

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда

Пусть мчаться минуты, секунды, года.

Но стены родные, отчий свой дом

Сердце навеки останется в нём.

Приложение 1. Анкета для детей.

Прочитайте следующие утверждения. Если Вы согласны с утверждением, поставьте "да", если не согласны - поставьте "нет".

1. Наша семья очень дружная.

2. По субботам и воскресеньям у нас принято завтракать, обедать и ужинать всем вместе.

3. В своем доме я чувствую себя очень уютно.

4. Лучше всего я отдыхаю в домашней обстановке.

5. Если в семье случаются раздоры, то о них все быстро забывают.

7. Визиты гостей обычно благотворно влияют на отношения в семье.

8. В семье хотя бы кто-нибудь меня всегда утешит, ободрит, вдохновит.

9. У нас в семье все хорошо понимают друг друга.

10. Когда я надолго уезжаю из дома, то очень скучаю по "родным стенам".

11. Знакомые, побывав у нас в гостях, обычно отмечают мир и спокойствие в нашей семье.

12. У нас принято отдыхать летом всей семьей.

13. Трудоемкие дела мы обычно выполняем коллективно - генеральная уборка, подготовка к празднику, работа на дачном участке и т. п.

14. В семье преобладает радостная, веселая атмосфера.

15. В семье принято извиняться друг перед другом за допущенные ошибки или причиненные неудобства.

16. Меня всегда радует порядок в нашей квартире.

17. К нам часто приходят гости.

18 . Присутствие некоторых членов семьи обычно выводит меня из равновесия.

19. В жизни нашей семьи есть обстоятельства, которые очень дестабилизируют отношения

20. Некоторые привычки кого-либо из членов семьи меня очень раздражают

21. В семье есть очень неуравновешенный человек.

22. Замечено: визиты гостей обычно сопровождаются мелкими или значительными конфликтами в семье.

23. Время от времени в нашем доме возникают сильные скандалы.

24. Домашняя атмосфера часто действует на меня угнетающе.

25. В семье я чувствую себя одиноким и никому не нужным.

26. Обстановка скорее тягостная, грустная или напряженная.

27. В семье меня раздражает то, что все или почти все говорят в доме на повышенных тонах.

28. В семье настолько дискомфортно, что часто идти домой не хочется.

29. Меня часто обижают дома.

30. Когда я прихожу домой, у меня часто бывает такое состояние: никого не хочется видеть и слышать.

31. Отношения в семье весьма натянутые.

32. Я знаю, что кое-кто в нашей семье чувствует себя неуютно.

Обработка данных.

За каждый ответ «да» в 1- 17 начисляется 1 балл.

За каждый ответ «нет» в 18-32 начисляется 1 балл.

Результаты:

Показатель "характеристика биополя семьи" может варьироваться от 0 до 35 баллов.

0-8 баллов. Устойчивый отрицательный психологический климат. В этих интервалах находятся семьи, признающих свою совместную жизнь "трудной", "невыносимой", "кошмарной".

9-15 баллов. Неустойчивый, переменный психологический климат.

16-22 балла. Неопределенный психологический климат. В нем отмечаются некоторые "возмущающие" факторы, хотя в целом преобладает позитивное настроение.

23-35 баллов. Устойчивый положительный психологический климат семьи.

Приложение 2. Тест для родителей.

  1. Чем, по вашему мнению, в большей степени определяется характер

человека – наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врождённых задатков и условий среды.

В. Главным образом врождёнными задатками.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это утверждение не имеет отношения к действительности.

Б. Соглашусь с этим, при условии, что нельзя забывать о роли родителей как воспитателей своих детей.

В. Абсолютно с этим согласен.

3. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор об этом, а в школьном возрасте главное – позаботиться об ограждении их от безнравственности.

Б. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

В. Меня этому никто не учил, сама жизнь научит.

4. Следует ли родителям давать ребёнку деньги на карманные расходы?

А. Лучше регулярно выдавать определённую сумму и контролировать расходы.

Б. Целесообразно выдавать некоторую сумму, на определённы срок, чтобы ребёнок сам учился планировать расходы.

В. Если попросит, можно и дать.

5. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребёнка обидел одноклассник?

А. Отправлюсь выяснять отношения с обидчиком и его родителями.

Б. Посоветую ребёнку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

В. Пусть сам разбирается в своих отношения.

6. Как вы отнесётесь к сквернословию своего ребёнка?

А. Накажу и постараюсь оградить от общения с невоспитанными сверстниками.

Б. Постараюсь объяснить, что в нашей семье, да и вообще, среди порядочных людей это не принято.

В. Ребёнок вправе выражать свои чувства, Подумаешь, все мы знаем такие слова.

7. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребёнок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

В. Если повод не слишком серьёзный, не стану расстраиваться.

8. Считаете ли вы, что подаёте своему ребёнку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Обработка результатов.

Сосчитайте количество ответов, соответствующих каждой букве.

Преобладают ответы А - авторитарный стиль воспитания.

Большинство ответов Б - авторитетный(демократический) стиль воспитания.

Наибольшее количество ответов В - попустительский стиль воспитания.

Приложение3.

Памятка родителям.

Если ребенка постоянно критикуют , он учится….(ненавидеть)

Если ребенок живет во вражде , он учится… (быть агрессивным )

Если ребенок растет в упреках , он учится… (жить с чувством вины )

Если ребенок растет в терпимости , он учится… (понимать других )

Если ребенка хвалят , он учится… (быть благородным )

Если ребенок растет в честности , он учится… (быть справедливым )

Если ребенок растет в безопасности , он учится… (верить людям )

Если ребенка поддерживают , он учится… (ценить себя )

Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым )

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии , он учится… (быть отзывчивым, находить любовь в этом мире. )

« Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства». В.А.Сухомлинский





Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png