Благодаря помощи неравнодушных людей и предприятия «Гродно-Азот» Софья уже прошла три курса реабилитации в Москве. Из полностью лежачего, никак не реагировавшего на окружающий мир ребенка, она превратилась в веселую малышку.

Раньше она просто лежала у меня на руках, не двигалась, почти никак не проявляла эмоции, почти не улыбалась. Теперь приходим в гости - и все смотрят как на чудо: Сонечка сидит с поддержкой, держит упор на руки и ноги, стоит на четвереньках, держит голову, и главное, смеется.

Но это не благодаря чуду, а благодаря усилиям врачей-реабилитологов, родителей Софьи, которые занимаются с ней каждый день, и помощи людей, которая сделала всё это возможным.

Девочку ждут еще два курса реабилитации, благодаря которым она сможет поползти и встать на ноги. Но самое главное сейчас - это ее зрение. Его можно спасти.

Почему не видит?

Когда Соня находилась в марте на реабилитации в Москве, ее взял на консультацию офтальмолог, специализирующийся на ретинопатии недоношенных. Девочка совсем не открывала один глаз - и это очень беспокоило родителей.

Обследование показало, что ранее проведенная операция не исправила дефект сетчатки, в глаз по-прежнему не попадал свет, он не рос - а значит, Сонечке грозило удаление глаза.

Экстренная операция прошла успешно. Сетчатка стала прилегать на 90%, и Софья стала наконец свободно открывать глаз, которым раньше вообще не пользовалась. В него стал проникать свет, а значит, он будет расти и функционировать. Теперь девочка сможет смотреть на мир обоими глазами.

Вторым рабочим глазом Соня уже должна была видеть предметно. Но видит только свет. Причина стала ясна во время операции - это дефект единственного оставшегося у Сони хрусталика. Если его удалить и надеть очки - она наконец сможет видеть силуэты людей и предметов, а значит, сможет ориентироваться в пространстве.

О Софье

Как играть с ребенком если он не видит? Не видит тебя, не видит игрушек, не видит мира вокруг?

Для таких деток нет игрушек. Все что есть - это разные звуки и разнофактурные материалы и предметы, а еще прикосновения.

Софья очень хорошо чувствует маму, папу и сестренку Яну. Она щурится от восторга, когда ее поглаживают, делают массаж. А когда папа подбрасывает в воздухе, качает на руках, она смеется искренним детским смехом.


У Софьи есть свои радости - без внимания она не может - сразу капризничает, зовет к себе. Она любит разнообразие, движение, новые ощущения - и сразу расплывается в улыбке.

Мы стараемся дать ей как можно больше эмоций, водить почаще на улицу, давать слышать разные звуки, касаться ее ручек разными на ощупь предметами, быть постоянно в контакте, предлагать, как можно больше новых ощущений и переживаний. Ведь это - ее развитие. Это - радость общения.

Многие говорят, что ребенок мучается, рассказывает мама. Но Ольга убеждена, что это не так.

Она веселая улыбчивая малышка. Вместе мы очень многое достигли - и я вижу, как она меняется, как радуется жизни. Мы все сделаем, чтобы она смогла видеть. Мы обращаемся за помощью ко всем неравнодушным людям: Помогите нашей малышке увидеть мир!

Сонечке нужна наша помощь

На 1 октября 2018г. Соне назначена офтальмологическая операция в «Детском городском многопрофильном клиническом центре высоких медицинских технологий им. К. А. Раухфуса» г. Санкт - Петербург.

Стоимость операции составляет 147 900 RUS (4530 белорусских рублей по курсу НБ РБ на 03.09.2018 г). К сожалению, родители Софии не могут оплатить эту операцию самостоятельно, так как мама находится в декретном отпуске по уходу за двумя малолетними детьми, а зарплаты отца хватает только на проживание.


Гродненское благотворительное общество, подопечной которого является Гилевская София, просит оказать помощь в сборе средств на офтальмологическую операцию стоимостью 4530 белорусских рублей. Помочь Сонечке Вы можете, пожертвовав на любой из реквизитов:

1. SMS-пожертвование.

Отправьте SMS-сообщение на номер 553 с текстом «514 пробел Гилевская пробел Сумма».

Приходилось ли вам когда-нибудь слышать "жалобы" от своих знакомых: дескать, "так хотели девочку, а родился мальчик"? Но с таким "разочарованием", как правило, быстро свыкаются и малышом своим гордятся - какой умненький, милый, красивенький. Все свои лучшие надежды мы связываем с ребенком. Лишь бы был здоров!

А если нет? Если ребенок с рождения инвалид, то привыкнуть к этому родителям невозможно. Сколько семей застало врасплох это известие! Чувство собственной вины, слезы, паника - это первая реакция на то, что ваш малыш не такой, как другие. Но ведь это ВАШ малыш! Ведь вы его любите, и у этой любви существует надежный союзник - знания. О том, как растить малыша, если он не такой, как другие, мы беседуем с детскими психологами НИИ педиатрии НЦЗД РАМН Ольгой Борисовной ПОЛОВИНКИНОЙ и Светланой Борисовной ЛАЗУРЕНКО.

КОГДА молодые мамы узнают о врожденных заболеваниях малыша, это звучит для них как приговор. Чувство собственной вины ("ведь это же я виновата, что он нездоров"), обида на весь мир ("ну за что мне такое наказание"), безысходности ("ничего теперь не исправить...") - такие мысли способны привести к сильнейшей депрессии даже самую сильную женщину.

Вторая беременность Марины протекала нормально. Врач, регулярно наблюдавший ее, не находил никаких отклонений. Роды прошли успешно, на свет появился долгожданный малыш. И все, казалось, было замечательно, пока у маленького Алеши не обнаружили серьезные проблемы со зрением - мальчик реагировал лишь на яркие вспышки света. Марина плакала практически постоянно - крохотный человечек, который за несколько месяцев стал таким родным, почти слепой...

Стоп, стоп! Слезами, причитаниями и паникой в этом случае никому не поможешь - ни себе, ни ребенку. Жизнь продолжается, и давайте вместе противостоять стечению обстоятельств, удару судьбы и неутешительным прогнозам врачей.

Вернемся к самому началу. Вынашивая своего ребенка, женщина общается с ним, обещает любить, заботиться, строит планы на будущее. Почему же, узнав о том, что ребенок болен, многие мамы забывают об этих своих обещаниях? Почему для нас так важен некий "знак качества"?

Никто не спорит, больной ребенок - это испытание. Но жизнь, как известно, состоит не только из радостей, нужно уметь принимать от жизни все: и радости и беды - ведь так? Вот ваш малыш, он уже родился, он уже у вас есть, если хотите - это дитя послано вам свыше. Младенец еще не знает, что он не такой, как все, что он не угодил кому-то (неужели вам - маме?). Самое главное - он-то вас уже любит, уже улыбается вам! И эта ваша взаимная любовь способна на многое. Вы должны искренне в это поверить!

С первых дней, первых минут жизни младенец познает мир. Ребенок видит изображение, слышит звуки, чувствует запахи, трогает предметы - так в его сознании формируется представление об окружающем мире.

Конечно, малышу намного труднее, если хотя бы один анализатор (например, слух) неполноценный. Сколько информации недополучит ребенок, если он не видит или не слышит. Потерять зрение или слух в зрелом возрасте не так опасно, как прийти в этот мир без них. Ведь все, что мы видим и слышим, - это информация, которую воспринимает мозг. Если сигналы не поступают, определенные участки мозга остаются незадействованными, значит, возможны задержки развития (физического или интеллектуального). Неужели ребенок обречен на это? Ни в коем случае!

Он не может своими глазами увидеть - это факт. Но с вашей помощью - и только с вашей! - его руки, слух, обоняние могут заменить малышу зрение и восполнить недостаток информации о мире. Тогда он будет ориентироваться не хуже своих сверстников.

Дашенька родилась с патологией центральной нервной системы. У нее было существенно снижено зрение. Благодаря активной позиции родителей, которые просто не нашли возможным сидеть сложа руки и плакаться, а неукоснительно соблюдали рекомендации специалистов и вместе с ними - врачами и коррекционными педагогами - буквально вытягивали своего ребенка. Сегодня Даше два годика. Она практически не отстает в развитии от своих ровесников. Да, зрение у девочки снижено, но и этим остаточным зрением она умеет пользоваться, а во-вторых, это нормальный ребенок, который может так же играть, разговаривать, общаться и радоваться жизни, как и другие дети.

Не сдавайтесь, верьте в лучшее, несмотря ни на что. Для такой веры есть основания, поскольку речь идет о ребенке. Никто до сих пор не может сказать, что медицине известно все о человеке и его резервных возможностях, тем более когда речь идет о детях. И уж тем более когда даже с медицинской точки зрения не все еще потеряно и есть хоть какой-то шанс! Не сбрасывайте этот шанс со счета.

И в таких ситуациях особенно важно повышенное внимание к ребенку не только со стороны медиков, но и педагогов. Врачи могут с помощью лекарств остановить болезнь, если не полностью вернуть зрение, то хотя бы стабилизировать состояние. Иногда это максимум того, что может сделать медицина. Коррекционные педагоги еще и расширяют границы этого максимума - ребенка важно научить использовать свои потенциальные возможности наиболее полно.

Не упускайте ниточку!

ОЧЕНЬ часто мамы совершают огромную ошибку: зная, что ребенок почти ничего не различает визуально, они (сами того не осознавая) как бы "помогают" ребенку благополучно расстаться с этим последним шансом.

Раз малыш реагирует на свет (щурится, поворачивает голову в сторону света, к окну), значит, что-то он видит, значит, есть какая-то связующая ниточка! Так зацепитесь за нее и ни в коем случае не отпускайте!

Окружите ваше чадо всем ярким, необычным, пусть таких "цветных пятен" будет много во всей квартире. Раскрасьте мир вокруг малыша яркими красками, начиная с его комнаты и заканчивая собой, - пусть мамина кофточка будет ярко-зеленой, а губная помада - алой, а папе не грех вырядиться в синюю рубашку с оранжевым галстуком! Кстати, классический контраст черного и белого тоже может вызвать у малыша реакцию. Экспериментируйте!

Конечно, никто не гарантирует стопроцентного результата буквально на второй день. Но когда речь идет о вашем ребенке, нужно делать все, что зависит от вас, даже если на первый взгляд это кажется бесполезным.

Количество и качество

ЗАНЯТИЯМ с ребенком нужно отдавать максимум своего времени. А если его отбирает работа, бытовые хлопоты? Часто мамы не имеют возможности постоянно находиться с ребенком и поэтому, даже перепоручая малыша опытной няне или бабушке, испытывают чувство вины. На самом деле важно не то, сколько времени мама проведет с ребенком, а то, КАК она проведет это время. Ведь можно находиться с малышом 24 часа в сутки и не дать ему ровным счетом ничего.

Пусть реально вместе с ребенком вы можете провести лишь два часа в день! Тем важнее, чтобы эти два часа полностью были для него - это принесет пользу гораздо большую, чем день, потраченный впустую.

Это актуально абсолютно для всех детей: и больных и здоровых. Наверное, многим родителям знакома следующая ситуация. Уставшая и вымотанная на работе мама возвращается домой, и, несмотря на безграничное желание, сил заниматься с малышом нет. И вот, движимая чувством материнского долга, женщина вымучивает эти три часа, прежде чем уложить ребенка спать и наконец-то прилечь самой. Такие "жертвы" ни к чему. Куда лучше, вернувшись домой, из тех же трех часов один посвятить себе: принять ванну, выпить чаю, перекусить, отдохнуть, а уж потом оставшиеся два часа посвятить ребенку - с пользой и удовольствием для себя и ребенка.

Поиграем?

ИГРУШЕК сегодня продается море - и в магазинах, и на рынках. Какие выбрать, чтобы не только радовали глаз, но и для развития ребенка были полезны?

Для малыша с ослабленным зрением игрушки надо выбирать особенно пристально. Они должны быть прежде всего:

яркие,
контрастных цветов,
различные на ощупь,
звуковые, самых разнообразных звуковых диапазонов и способов извлечения этих звуков (погремушки, пищалки, свистульки, барабанчики),
световые (фонарики, мигалки).

Главное достоинство игрушек - разнообразие.

Бытует мнение, что специальные развивающие игрушки стоят дорого и мало кому доступны. Да, действительно, импортные развивающие игрушки да еще известных фирм влетят в копеечку. Но это отнюдь не значит, что без них - никуда.

Вполне достойной альтернативой могут стать самостоятельно изготовленные приспособления. Пригодятся любые подручные материалы - все, что гремит, шуршит, светится, мигает. Главное, привести их в "безопасную" форму.

Для развития слуха

обязательно должны быть звуковые игрушки. Речь идет не столько о мелодиях, сколько о разнообразии звуков. Слух должен получить как можно больше разноплановой информации. Пусть одна игрушка будет звенеть, вторая - пищать, третья - шелестеть.

Например, баночка с крупой звенит так, а миска с орехами - по-другому, а стучащие друг об друга ложки - совсем иные звуки. Само собой разумеется, что ребенка нельзя оставлять один на один с этими предметами, вы должны быть все время рядом!

Для развития осязания

давайте малышу "ощупывать" и даже пробовать на язык предметы разной формы и с разными поверхностями. Постарайтесь подобрать мягкие, пушистые, гибкие, твердые, гладкие, рельефные, теплые и холодные и т. д. Оглядитесь вокруг - у вас же полный дом "учебных пособий" и без всяких дополнительных затрат!

Для стимуляции зрения

игрушки и предметы необходимы самых разнообразных форм, размеров и цветов. Годится большой зеленый мячик, и красная бабочка, и желтая звездочка, светящаяся в темноте. Занимаясь с ребенком, используйте елочную мишуру, цветную бумагу, различные ткани с геометрическими рисунками.

Причем лучше всего, если с этими игрушками ребенок будет возиться на коврике, покрытом однотонной светлой тканью.

Для развития мелкой моторики

МЕЛКАЯ моторика - это точные движения пальцев рук под контролем зрения, что способствует развитию определенных отделов головного мозга человека. Эти упражнения необходимы для всех абсолютно детишек, не исключая и тех, у которых зрение или слух снижены. Более того, для них развитие мелкой моторики приобретает особое значение: чем точнее движения рук и пальчиков, тем полнее информация об окружающем мире.

Перебирать вместе со взрослым веревочки, ленточки разной толщины и структуры.

Застегивать-расстегивать пуговки, крючочки, "молнии", "липучки", специально нашитые на ткань.

Пусть ребенок вместе с вами перекладывает орешки, теребит мешочки с разной крупой, лепит из недоваренного риса, теста, пластилина, строит домики и башни из кубиков, но не обычных, а из кусочков сахара-рафинада.

Складывать самые различные мозаики.

Занятия с ребенком не предполагают исключительных способностей и огромного состояния, но требуют кроме знаний еще и фантазии, терпения, любви и веры в маленького человечка, который очень хочет вас радовать и улыбаться вам. И даже если вам иногда кажется, что уже нет сил, просто обнимите его... Ведь он, ваш ребенок, с вами и ждет от вас тепла. Он не хуже других детишек. Он чудесный малыш. Он ваш родной маленький человечек.

Скажем честно, в нашей стране детям с нарушением зрения уделяется недостаточно внимания. Но, как говорится, лед тронулся - появляются больше специализированных центров, школ, детских садов, библиотек, а также тактильных книг. Подсказки, как воспитывать такого малыша, можно получить в центрах реабилитации. А еще познакомиться с родителями слабовидящих или слепых деток. Ведь мамам и папам есть о чем поговорить... Проблема одна, но крохи совсем разные…
Глядеть в оба
Бывает, малютка рождается с плохим зрением или теряет его вследствие перенесенной тяжелой болезни. Обычно оно ухудшается постепенно, но иногда - за несколько дней. Всех этих ребятишек можно поделить на несколько групп. Тотально (абсолютно) слепые. При слепоте на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения. Слепые со светоощущением. Крохи способны отличить свет от тьмы. При этом одни правильно показывают, откуда он падает, а другие - нет. Слепые со светоощущением и цветоощущением. Малыши не только отличают свет от тьмы, но и различают цвета. Слепые с тысячной долей от нормальной остроты зрения (от 0,005 до 0,009). В комфортных условиях ребенок видит движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии различает цвета, контуры, силуэты предметов. Слепые с форменным (предметным) остаточным зрением. К этой группе относятся дети, чья острота зрения варьируется в пределах 0,01-0,04. Слабовидящие с остротой от 0,05 до 0,4. Учитывается зрение на глазу, который лучше видит в очках. Итак, у всех ребятишек степень поражения зрения разная. К каждому из них нужен свой подход в воспитании.
Что делать?
В первую очередь родителям малыша с плохим или нулевым зрением не нужно отчаиваться. Пройдите все возможные исследования, дабы точно выяснить, что и как видит ваш ребенок. От этого зависит, каким образом следует воспитывать и развивать его. Ваша помощь сыну или дочке должна быть эффективной. Когда малютка видит совсем плохо, у не-го прежде всего страдает представление о предметах и явлениях окружающего мира. Понятно, что ребенку тяжело сформировать зрительный образ, поэтому вы, родители, должны научить создавать его. Помогайте крохе обследовать предметы, в частности, их составные части, форму, величину, изучать цвет. У карапуза очень плохое зрение? Зато у него есть слух, обоняние, осязание, вкус! Сколько всего! Учите ребенка пользоваться этим правильно! Как? Во время игры, в быту... Для него весь мир - загадка. Только найти отгадку такому малютке сложнее, чем обычным зрячим детям. Но это не значит, что невозможно. Малыш различает цвета и формы? Гуляя на улице, обратите его внимание на собачку. Расскажите, какая она: большая (рядом маленькая кошка), черная, туловище длинное, голова вытянутая. Все дежи обожают рисовать, лепить, конструировать. Занимайтесь этим вместе и не-пременно описывайте карапузу ваши действия, предмет, который у него в руках. Особого подхода требует подбор игрушек. Они по форме, величине и другим признакам должны соответствовать реальным пропорциям. После того как прочитаете сказку, обязательно обсудите ее с малышом. Узнайте, например, как он понял фразу: «Волк подпрыгнул высоко». Сын или дочь затрудняются ответить? Покажите, что это означает.
Чего не делать?
Обращайтесь со слабовидящим или слепым малышом так же, как со всяким другим. В разговоре с ним не бойтесь использовать такие обычные слова, как «смотреть», «видеть». Он ведь видит! Просто иначе, чем вы. Входя в комнату, дайте о себе знать, покидая ее, скажите, что выходите. Тянуть ребенка за собой или толкать перед собой - неудобно и для вас, и для него. Помните об этом во время прогулки. Не хватайте его за руку, лучше позвольте взяться за вашу. Таким образом он сможет контролировать ситуацию. Малышу некомфортно находиться в открытом незнакомом пространстве. Не передвигайте мебель и не перекладывайте личные вещи ребенка, не предупредив его об этом. Занимайтесь перестановкой вместе! И помните: ему под силу научиться делать то же, что и вам, просто его методы несколько отличаются от ваших.
В кругу друзей
Родителям слабовидящего или слепого ребенка порой кажется, что они остались один на один со своими проблемами. Это не так! Поверьте, в вашем окружении найдутся люди, которые знают, что значит растить особенного малыша. Поговорив с ними, вы узнаете много важного: от адресов детских садов до контактных телефонов хороших специалистов. У мам и пап с доступом в Интернет еще больше возможностей! На сайтах и в сообществах находится немало интересной и полезной информации, там же можно пообщаться с родителями, воспитывающими слабовидящего кроху.

Здравствуйте, дорогие читатели. Никто не застрахован от ухудшения зрения. Важно вовремя диагностировать эту проблему и начать её лечение. В этой статье мы поговорим о том, как можно выявить, что ребёнок плохо видит или у него изменились показатели зрения в разных проявлениях, вы узнаете, что делать в такой ситуации.

Этапы развития зрения до года

Каждый родитель должен знать, какие изменения происходят в зрительном восприятии ребёнка, какие этапы проходит развитие органа зрения малыша. Если это вам ещё неизвестно, предлагаю вашему вниманию этапы нормального развития:

  1. У малыша с самого рождения должен присутствовать рефлекс моргания от направленных лучей света ему в глазки.
  2. Карапуз на втором месяце жизни уже учится различать основные черты лица родителей, потихоньку начинает следить за движущимися предметами.
  3. Ребёнок в три и четыре месяца умеет концентрировать свой взгляд на отдельно выбранном объекте, главное, чтоб тот был ярким. Малыш воспринимает улыбку близких, отвечает взаимностью. До этого возраста физиологическое косоглазие у малыша должно пройти.
  4. На пятом месяце малыш узнаёт свои игрушки, лица людей, которых часто видит.
  5. На шестом месяце жизни карапуз ищет взглядом предметы, которые его интересуют.
  6. На седьмом месяце ребёнок длительное время рассматривает предметы, которые удерживает в своих ручках.
  7. С восьмого по десятый месяц идёт процесс усовершенствования навыков ребёнка. Малыш хватает в ручки всё, до чего может дотянуться, делает это осознанно.
  8. На одиннадцатом месяце карапуз может посмотреть на любой предмет, который будет вами назван, особенно если его спросить, где один из родителей.
  9. На двенадцатом месяце малыш прекрасно понимает, на каком расстоянии от него находится определённый предмет, то есть хорошо работает глазомер.

Симптомы плохого зрения

Важно понимать, что плохое зрение в том или ином проявлении может иметь, как врождённый, так и приобретённый характер. В первом случаи малыш с рождения живёт с таким зрением, адаптируется смотреть, таким образом, на окружающий мир. Поэтому родители, как правило, узнают о каких-то дефектах органа зрения своего карапуза лишь, когда он становится постарше, идёт в школу, например.

Чтобы выявить признаки нарушения работы органов зрения необходимо внимательно наблюдать за ребёнком.

Какие же симптомы в поведении малыша будут свидетельствовать о том, что появились изменения остроты зрения или оно ухудшилось в целом:

  1. Во время просмотра телевизора малыш подходит, как можно ближе к экрану. Чем зачастую вызывает негодование старших. При этом родители и не задумываются, что ребёнку просто не видно с его места.

У нас это было первым тревожным звоночком.

  1. Малыш начинает прищуриваться, когда нужно рассмотреть что-то, находящееся на расстоянии от него, например, лицо приближающегося человека или задание на школьной доске.
  2. Карапуз сильно наклоняется над листком бумаги, когда читает или рисует, пишет. Буквально носиком касается поверхности листка.
  3. Ребёнок может жаловаться на головную боль , также может быть головокружение . Особенно остро это проявляется после зрительных нагрузок.
  4. Малыш становится нервным, раздражительным , быстро устаёт.
  5. Если малыша попросить нарисовать картинку, а он изображает её с нарушением пропорций — это может свидетельствовать о наличии астигматизма. Такое тестирование характерно для детей старше пятилетнего возраста.
  6. Можно попросить ребёнка подать карандаш или шарик, пластилин определённого цвета. Если малыш ошибается с выбором, при том, что он уже знает, какие бывают цвета — это может свидетельствовать о наличии дальтонизма у ребёнка. Этому заболеванию больше подвержены мальчики.
  7. Если малыш старше трёх лет промахивается, когда хочет взять какой-то предмет в свои ручки — это может свидетельствовать о нарушениях бинокулярного зрения.
  8. Если вы замечаете, что ваш ребёнок часто трёт глазки , особенно это происходит после длительного напряжения, например, при чтении книг, его глазки краснеют — это может быть симптомами наличия, как дальнозоркость, астигматизма или близорукости.

Диагностика

Что касается диагностирования отклонений в развитии органов зрения детей до годика, то ещё в роддоме проводится специальный тест, который подтверждает, что малыш видит. Давайте разберёмся, какие именно делаются проверки для того, чтобы убедиться, что орган зрения ребёнка развивается нормально:

  1. Первое тестирование проводится ещё с момента рождения крохи. Малышу фонариком светят в глазки, если ребёнок при этом начинает жмуриться – значит, орган зрения работает исправно.
  2. В двухмесячном возрасте идёт проверка нормального функционирования слёзных каналов. Также будет исследовано, может ли малыш фокусироваться на определённом объекте, следит ли глазками за его передвижениями, может ли узнавать родителей.
  3. В полгода офтальмолог будет оценивать реакцию глаз на определённые раздражители, а также осмотрит глазное дно малыша, убедится, что все показатели соответствуют данному возрасту.
  4. При осмотре в годик, окулист проведёт комплексное обследование на предмет выявления таких патологий, как близорукость, астигматизм и дальнозоркость.
  5. При дальнейшем взрослении малыша, будут проверять зрение, определяя его остроту при профилактическом осмотре в детском саду и ежегодном осмотре в школе. Если у родителей появляется подозрение на ухудшение зрения — необходимо немедленно обратиться за консультацией к офтальмологу, не дожидаясь обязательных осмотров.

Близорукость у ребёнка

Если родители замечают, что их ребёнок плохо видит вдаль — это может свидетельствовать о наличии близорукости у малыша. Что же собой представляет данная болезнь?

Миопия — это нарушение рефракции, которое характеризуется падением изображение не на сетчатку глаза, а перед ней, преломление действует с увеличением оптической силы. Характерно, что малыш прекрасно видит предметы, находящиеся на близком расстоянии, но плохо то, что находится далеко от него. Как правило, таким деткам назначаются очки с отрицательным показателем оптической силы. Близорукость встречаются у 5% деток, чаще данная болезнь имеет приобретённый характер, хотя в некоторых случаях может быть и врождённый.

В зависимости от того, насколько плохо видит малыш, в зависимости от степени остроты зрения различают несколько типов близорукости:

  1. Слабая степень — в пределах 3 диоптрий.
  2. Средняя степень — от 3 до 6 диоптрий.
  3. Сильная — свыше 6 диоптрий.

Причины возникновения

  1. Перенапряжение зрения. Относится к приобретённым факторам. Если малыш долгое время читает книжки на близком расстоянии, причём это сопровождается плохим освещением; неправильно сидит за столом, при этом нарушается угол зрения; долгое время проводит перед компьютером , планшетом или телефоном — это способствует тому, что начинает развиваться близорукость, позволяющая видеть только близлежащие предметы. Происходит так по большому счёту потому, что пропадает необходимость дальнего зрения.
  2. Наследственный фактор. Если родители имеют близорукость, то ребёнок с 50-процентной вероятностью также родится с миопией.
  3. В случае несвоевременной диагностики ухудшения зрения — развиваются серьёзные степени близорукости. Поэтому необходимо вовремя начинать лечение, пока изменения остроты зрения некритичны. Если момент упущен, полностью вылечить ребёнка от близорукости вам не удастся.

Лечение близорукости

Что же делать, если у вашего малыша обнаружена близорукость? Во-первых, вам придётся встать на учёт у офтальмолога и каждые полгода проходить курс лечебных процедур, особенно, если близорукость приобрела уже хронический характер.

Что же будет включать в себя консервативное лечение:

  1. Коррекция. Врач назначит вашему малышу очки или контактные линзы.
  2. Важное значение имеет лечебная гимнастика для глаз, при помощи которой происходит тренировка глазных мышц, что способствует их укреплению, соответственно улучшению показателей зрения.
  3. Специальная диета. Важно, чтоб у малыша было сбалансированное питание. Особое значение имеет присутствие белков, комплекса витаминов и микроэлементов (самыми важными для зрения являются витамины А, группа В и цинк), черника.
  4. Медикаментозное лечение. Деткам назначаются специальные капли, которые будут расслаблять мышцы глаза, их нужно принимать не дольше месяца и строго по индивидуальному графику. Именно поэтому, не стоит заниматься самолечением. Нужно обязательно обращаться за консультацией к доктору, только он сможет сказать конкретно в вашем случае, какие капли понадобятся и есть ли в них вообще необходимость, какую дозировку нужно использовать, с какой частотой и продолжительностью закапывать. Кроме капель, могут назначаться витаминные комплексы в таблетках, препараты цинка.
  5. Кроме этого в последнее время появляется много всевозможных приборов, способствующих улучшению показателей зрения. Это всевозможные мониторы, специальные очки, лазерная и игровая терапия.

У моего сына была диагностирована близорукость. Он стал жаловаться, что плохо видит предметы на расстоянии, тяжело читать с доски в школе. На осмотре у офтальмолога оказалось, что у ребёнка всего лишь 50-процентное зрение. Нам сразу назначили лечение, и выписали рецепт на приобретение очков. Как нам сказал офтальмолог, полностью избавиться от близорукости нам не удастся, нужно приложить все усилия, чтоб оставаться на данном этапе, не допустить дальнейшего ухудшения. Как говорит специалист, у моего сына имеет место, как наследственный фактор, так и приобретённый (много в его жизни было компьютерных игр). Что существенно, после лета зрение держится на уровне, когда идёт проверка во время учебного года и зрение больше напрягается из-за уроков (нужно много читать, писать), плюс играет роль и психологический фактор (какие-то стрессы в школе присутствуют, хотя бы контрольная) – показатели ухудшаются. Нам назначают капли, комплекс витаминов и минералов с черникой, упражнения на специальной линейке, лечебная гимнастика для глаз, процедуры в кабинете офтальмолога. Осмотр и лечение проходим раз в полгода. И конечно, практически полностью исключается компьютер и телевизор (играть перед экраном не дольше 15 минут в сутки, смотреть телевизор – максимум 30 минут).

Профилактика

Чтобы предотвратить развитие близорукости у вашего малыша, следует соблюдать определённые меры профилактики:

  1. Обратите внимание на то, чтобы рабочий стол ребёнка правильно освещался.
  2. Не забывайте о том, что нужно спокойные занятия сменять активными.
  3. Не позволяйте малышу длительное время напрягать зрение. Пусть он делает перерывы на выполнение физических упражнений. Это не только позволит не перенапрягать зрение ребёнка, но ещё и поспособствует общему укреплению его здоровья.
  4. Важно каждые 20 минут проводить гимнастику для глаз, хотя бы элементарные упражнения.
  5. Не позволяйте малышу находиться возле телевизора или экрана компьютера дольше положенного в соответствии с возрастными нормами.

Дальнозоркость у детей

Если ваш малыш плохо видит вблизи — это свидетельствует о том, что у него развилась дальнозоркость. Важно отметить, что практически все детки при рождении имеют физиологическую дальнозоркость размером в 3 диоптрии.

При дальнозоркости изображение фокусируется за сетчаткой, а не на ней. Характерно, что малыш при данной патологии плохо видит предметы, находящиеся возле него, но при этом может хорошо рассматривать объекты на расстоянии. Однако, стоит знать, что при запущенном состоянии, при высокой степени дальнозоркости малыш будет одинаково плохо видеть, как вблизи, так и вдали.

Для лечения дальнозоркости используют несколько методов:

  1. Малышу будут назначены специальные очки или же контактные линзы.
  2. Комплекс методик, который будет сопровождаться игровыми процедурами. Данное лечение может назначаться до четырёх раз за год.

Амблиопия

Случается, что ребёнок одним глазом видит хуже, чем вторым. Такая ситуация возникает вследствие нарушения взаимодействия органов зрения с отделом мозга, отвечающим за этот орган чувств. У малыша теряется бинокулярное зрение, он видит чёткую картину только одним глазом, изображение, которое формируется на сетчатке, становится не таким чётким и недостаточно объёмным.

Такое явление чаще всего встречается у детей в раннем возрасте, при этом один глаз формирует неправильную картинку, из-за чего со временем мозг отказывается задействовать нерабочий аппарат. Если упустить момент своевременного выявления и лечения данной патологии — это может привести к большим проблемам в развитии зрительного органа.

Амблиопия , так называется данное отклонение, может иметь 4 типа в зависимости от причин возникновения:

  1. Рефракционная. Является следствием неправильного формирования изображения на сетчатке глаза, нередко возникает вследствие отказа от очков при близорукости или дальнозоркости.
  2. Дисбинокулярная. Развивается, как последствие косоглазия.
  3. Обскурационная. Имеет генетическую предрасположенность, также может развиваться при врождённой катаракте.
  4. Анизометропическая. Может медленно развиваться. В случае, если зрение одного глаза всего лишь на диоптрию или две хуже, чем у другого.

Что же делать, если вы заметили, что у вашего ребёнка присутствует данная патология? В первую очередь, важно вовремя заметить эту болезнь и начать лечение на ранней стадии. Ни в коем случае не думайте, что амблиопия пройдёт сама по себе. Первое, что сделает офтальмолог — обследуют малыша. Это необходимо для того, чтобы выяснить истинные причины развития данной патологии. Когда станет известно, что послужило данному процессу, врач назначит консервативное или же в редких случаях оперативное лечение. Оперативное назначается в случае необходимости замены хрусталика.

Консервативные методы будут представлены следующими процедурами:

  1. Метод окклюзии. Для этой процедуры необходимо глаз, который видит качественнее, чем второй, закрывать с помощью специальных повязок.
  2. Искусственное ухудшение зрения рабочего глаза за счёт использования специальных линз или капель.
  3. Оптико-физиологическая терапия.
  4. Лечение с помощью компьютерных программ.
  5. Коррекция зрения с помощью очков, специально для этого предназначенных.
  6. Аппаратное лечение, лазерная электростимуляция.
  7. Гимнастика для глаз, специальные упражнения.

Прочитав статью, вы выяснили, что существует, как минимум три причины ухудшения зрения ребёнка. Очень важно своевременно заметить, что в организме малыша произошли определённые изменения. Ранняя диагностика помогает быстрее излечить карапуза. Также стоит не забывать о профилактических мерах, чтобы заранее предупредить возникновение отклонений в работе органов зрения (конечно, если не имеет место наследственный фактор). Заботьтесь о зрении ваших детей ещё с пелёнок, помните, что важно ограничивать просмотр телевизора, сидения перед экраном монитора и в принципе не перенапрягать зрение без перерывов на отдых. Будьте здоровы!

Очень часто дети – ученики начальных классов не видят ошибок в своих письменных работах. Кажется, и правило знает, и у другого в тетрадке ошибку заметит, а в своей – ну никак! В чем тут дело?
Наиболее распространенной причиной этого недостатка учебной деятельности детей является несформированность операций внимания и самоконтроля. Можно ли помочь таким детям?
Безусловно, таким детям нужно помочь. И делать это следует как можно раньше, чтобы дефект внимания и самоконтроля не повлиял на качество учебной деятельности ребенка. К сожалению, школьные учителя практически не уделяют внимания этому вопросу, просто ставят и ставят ребенку плохие отметки.
Помочь ребенку могут его родители. Для этого существуют специально разработанные техники формирования операций оценки и самоконтроля, которые используются школьными психологами для проведения коррекционной работы с детьми, страдающими от недостаточного развития этих функций. Эти техники довольно простые, но эффективные, причем, проведенные в игровой форме, они приносят детям не только пользу, но и доставляют положительные эмоции.
Вот один из таких простейших, доступных любому взрослому, приемов формирования операций самоконтроля у невнимательных детей. Единственное условие – чтобы взрослый, занимающийся с ребенком, обладал определенными знаниями по соответствующему материалу, был в курсе того, что ребенок изучает по школьной программе, и не требовал от ребенка того, что тот еще "не проходил".
Взрослый и ребенок играют "в школу", причем, взрослый становится "учеником", а ребенок – "учителем". Если работа проводится на материале русского языка, то взрослый пишет небольшой текст и специально делает в нем множество грубых ошибок. Если используется математический материал, то взрослый допускает ошибки в примерах и задачах (примерно в трети из написанных). А ребенок, играющий роль учителя, берет в руки ручку с красной пастой и проверяет работу взрослого – "ученика". Проверив работу, исправив ошибки, он ставит отметку.
Важно избегать разочарования и критики ребенка – "учителя". Надо принимать спокойно то, что, скорее всего, первоначально невнимательный ребенок с трудом будет замечать ошибки, допущенные взрослым.
Такие занятия нужно проводить до тех пор, пока ребенок не научится находить больше половины ошибок.
А потом можно перестроить игру, изменив правила. Теперь уже ребенку предлагается роль нерадивого ученика: он должен сделать как можно больше ошибок в каком-то тексте. После того, как ребенок справился с работой, он "сдает работу на проверку инспектору из Министерства". Как правило, проверка проводится на другой день или даже через день. Ребенок теперь уже играет роль инспектора, он сам проверяет работу и исправляет в ней ошибки.
Только после того, как ребенок усвоит приемы самопроверки и самоконтроля, ему доверяется проверка его же домашних заданий.

Ведущая проекта
Нина Александрова



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png