В древности на Руси свадьбы праздновали широко и весело, гостей было много, а обычаи выполнялись всеми участниками торжества так аккуратно и четко, что свадебная церемония длилась несколько дней.

Наши предки не ломали голову, где найти хорошего тамаду и какие конкурсы придумать - у них был целый арсенал примет и ритуалов, которые ни в коем случае нельзя было игнорировать.

На счастье будущим супругам дарили кур, сыпали рис на порог и клали амбарный замок под коврик.

Некоторые из этих обычаев дошли и до наших дней, а некоторые так и хочется возродить.

1. Дарить молодоженам птиц

Обычай дарить пару гусей в свадебных ленточках пришел на Русь от литовцев. В давние времена этих гусей потом жарили, и молодые съедали их в первый день. Во избежание недоумения со стороны гостей можно заменить живых гусей на жаренных, или же испечь свадебный торт в виде пары гусей.

2. Дружки вместо тамады

Дружки - это очень важные люди на свадьбе. Нынешние свидетели им, безусловно, уступают. Дружек должно быть двое, они обязаны помогать молодым готовиться к бракосочетанию, держать венцы на венчании, веселить гостей. Друзья зачастую хорошая замена тамаде. Дружки выбираются из числа неженатых друзей жениха, но для современной свадьбы это не так важно, женат дружка или нет, и чей он приятель - жениха или невесты. Наверняка, у вас найдется пара знакомых весельчаков, которые подошли бы на роль дружек.

3. Осыпать новобрачных хмелем и монетами

По выходе из церкви (кто не венчается, из ЗАГСа) молодых на счастье осыпали семенами хмеля и льна. На княжеских свадьбах кидали горсти монет. Монеты, пожалуй, лучший из вариантов осыпания «счастьем», потому что это обычай русский, в отличие от кидания риса, пришедшего к нам из Индии, да и к тому же рис застревает за шиворотом и в складках одежды, что не очень удобно.

4. Пить пиво при выкупе невесты

Дружка с женихом приезжает за невестой, чтобы ее выкупать. Вообще обычай пить пиво относится к сватовству, а не к самой свадьбе, но поскольку в наше время сватовства как такового нет, то можно делать это в день бракосочетания.
Подружки невесты и дружка с ее стороны загадывают загадки, жених за каждый правильный ответ приближается на шаг к порогу невестиного дома, при каждом неправильном - выпивает глоток пива. Пиво все-таки не водка, поэтому даже если плохо соображающий от волнения и счастья жених ответит на все вопросы неверно, то вряд ли сильно захмелеет.

5. Невеста умывает жениха, а жених дарит ей хлеб

После выкупа невеста в знак готовности служить мужу и быть ему преданной умывает из кувшина свекра, затем свекровь и самого жениха. А жених дарит своей суженной хлеб в знак того, что он сможет прокормить семью. От хлеба откусывают сама невеста, затем теща и тесть.

6. Сватовство

Сватовство — ритуал, когда сваты жениха выясняли, какова из себя невеста и сколько за ней приданого. По сути, это было предварительное соглашение о свадьбе. Нередко сваты не только ездили выяснять подробности о невесте и договариваться о свадьбе, но сами и подыскивали нужную кандидатуру для жениха. По традиции сваты не говорили напрямую о цели визита, а использовали аллегории. Родители невесты делали вид, что не понимают, о чём речь и не сразу соглашались выдавать дочь замуж.

7. Смотрины

Спустя некоторое время после сватовства родители невесты ехали на смотрины жениха. Осматривали не только жениха, но и дом, и хозяйство, чтобы знать, где и в каких условиях будет жить их дочь. После осмотра следовало богатое застолье, за которым назначался день смотрин невесты.

Смотрины невесты организовывались, чтобы узнать, красивая ли она, выяснить, что умеет делать по хозяйству, сколько приданого имеет. Если всё устраивало, будущий свёкор целовал девушку в обе щеки, а жених выпивал до дна стакан медового напитка, поднесенного матерью невесты.

8. Рукобитие

Этот обряд практически не дошёл до наших дней. Заключался он в том, что родители молодых обговаривали финансовые дела предстоящего брака, выясняли, кто оплатит свадьбу, решали, где будут жить молодожены. Все переговоры заканчивались рукобитием (ударяли по рукам) и обменом подарками.

После этого ритуала жених, наконец, встречался с невестой при людях, чтобы обменяться с ней кольцами. Происходило обручение.

9. Яства со смыслом

На свадьбу готовился каравай, чтобы молодые отведали его в знак единения. Также по традиции в подарок жениху с невестой преподносили жареную курицу. Это служило символом того, что теперь новобрачные всю еду будут делить на двоих.

10. Посвящение невесты в замужнюю женщину

Сваха снимала с невесты девичий венок, закручивала волосы и надевала уже женский головной убор - кику, поверх которой набрасывалось покрывало. Отдавая дочь жениху, отец слегка ударял её плёткой, чтобы мужа слушалась, затем передавал плеть мужу.

11. Вытие

Это ритуальный плачь, происходящий у невесты в доме. Нужен этот обряд для того, чтобы показать, что девушке хорошо жилось в доме родителей, но после свадьбы ей придется уйти из отчего дома. Вытие - это слезное прощание невесты родителями, друзьями и волей.

12. Девичник

Является и старинным и современным свадебным обрядом. Однако раньше девичник отмечался чуть иначе, чем сейчас. К девушке приходили подруги с целью помочь сшить жениху и его близким родственникам подарки, а заодно девушки пели свадебные песни. Иногда туда же могли придти и жених с его друзьями и вместе они начинали пить чай и устраивать различные молодежные игры. При этом невеста проводила все свое время перед свадьбой в вытье и слезах, так как прощалась со своей девичьей жизнью. Еще один важный момент, который обязательно совершали в старину - это омовение невесты в бане за день до свадьбы.

13. Выкуп невесты женихом в день свадьбы

Перед выкупом молодая невеста прощалась с родительским домом, с родителями и с подругами. Подружки невесты не хотели отдавать свою подругу просто так и требовали с жениха выкуп. Непосредственно в сам день свадьбы обязательно и жених, и невеста одевались во все новое. Кстати, интересно отметить, что раньше делали не просто выкуп, а иногда даже устраивали символические бои между родными невесты и родными жениха. После некоторых символических сопротивлений родные невесты сдавались и отдавали ее в руки жениху.

14. Венчание

Сейчас этот обряд не считается обязательным, но те молодые, которые уверены в том, что они будут друг с другом вечно, и готовые связать себя друг с другом перед Богом, совершают этот свадебный обряд по всем правилами церкви.

15. Звать гордых

Раньше на свадебный пир в первый день родители невесты не приходили, а за ними отправляли ряженых гостей, который должны были пригласить в веселой форме родителей невесты на пир. Обряд этот назвался «звать гордых».

Существует еще много различных свадебных традиций: и старинных и современных, каждая пара выбирает то, что ей больше нравится и что молодые и их родители считают более правильным, интересным и важным.

Оригинал записи и комментарии на

Испокон веков свадьба для женщины была нечто большим, чем торжество и праздничная дата в календаре. Следовательно, и к выбору свадебного платья подходили с большим усердием, чем к любому другому наряду. Интересно будет узнать, что белый цвет не всегда ассоциировался со свадьбой. Раньше совсем другим цветам отдавали предпочтение невесты. Да и фасоны сильно отличались от тех, которые мы привыкли видеть на невестах. Экскурсия в минувший мир свадебной моды обещает быть интересной, захватывающей и местами даже наполненной удивлением.

Основные модные тенденции

Богатое убранство невесты свидетельствовали про достаток ее семьи, поэтому для создания свадебного платья выбирались самые дорогие ткани. Часто это был шелк или тюль, сатин или вельвет. На ткани присутствовало богатое декорирование из золотых нитей и ценного натурального меха.

Нравы минувших времен были строгими и требовали от невесты выбора настолько закрытого платья, насколько это было возможным. Максимальная длина присутствовала не только на юбке, но и на рукавах также.

Распространенными цветами были природные, поскольку они создавались на основе только натуральных компонентов. Яркое свадебное платье алого, голубого или розового цвета можно было встретить только на очень состоятельной невесте.

Какими только драгоценностями не украшались дорогие свадебные наряды. В ход шел жемчуг, бриллианты, сапфиры и изумруды. Их количество иногда было настолько большим, что сложно было рассмотреть ткань самого платья.

Самым ярким доказательством этого факта служит свадьба графини Маргарет из Фландрии, платье которой было очень тяжелым из-за большого количества драгоценностей. Они исчислялись тысячами. В таком платье было невозможно ходить, поэтому в церковь ее заносили.

17 век

С приходом 17 столетия свадьбы начали носить скорее династическую роль. Но это ничуть не умерило пыл невест, которые всячески старались предстать перед гостями в самых красивых платьях.

Правда не всегда эти старания были по достоинству оцененными. Взять хотя бы свадьбу принцессы Катрины Браганской из Португалии и английского короля. Невеста не изменила модным течениям своей страны и выбрала розовое платье, которое предусматривало наличие внутреннего каркаса. Англичане не поняли такого решения, хотя спустя некоторое время полюбили подобные свадебные платья.

18 век

Этот период обозначился высокой популярностью натурального дорого меха в свадебных платьях. Такую отделку могли позволить себе только очень состоятельные барышни, которые выбирали мех из норки и соболя.

Невесты из не таких богатых семей довольствовались мехом лисы или зайца. Ну а совсем небогатые невесты могли позволить себе выбрать льняную ткань для пошива платья вместо обычного грубого материала, который использовался для создания повседневной одежды.

О статусе невесты можно было судить по длине рукавов и подола на ее платье. Обычным девушкам, чей достаток не был баснословным, свадебное платье в дальнейшем служило праздничной одеждой, которая одевалась на большие праздники.

В то время белый цвет еще не служил основным для свадебного наряда, хоть и считался непорочным.

Ввиду его непрактичности и маркости преимущественными были розовый и голубой. Кстати, именно голубой цвет был связан с непорочностью самой девы Марии. Этот обычай дошел и до современных невест из англоязычных стран, которые обязательно в свой наряд вносят элемент голубого цвета.

Розовый также часто присутствовал в свадебных нарядах. Взять хотя бы платье невесты Джозефа Нолекеса (британский скульптор), которое хоть и было создано из белой ткани, но розовые цветы обильно его украшали. Наряд дополняли очень высокие для того времени туфли (аж 8 см) с такой же розовой вышивкой. Несмотря на свою необычность и экстравагантность такой наряд приглянулся всем поклонникам свадебной моды, а модницы взяли его себе на вооружение.

Что касается красного цвета и всех его ярких оттенков, то в свадебной моде они появились нескоро, поскольку связывались с распутностью. В игноре находился и зеленый цвет, который приписывали лесным мифическим созданиям типа эльфов и фей.

Еще одним категоричным цветом был черный, который нес в себе траурный подтекст. Его старались не одевать даже гости, чтобы не накликать беду на молодых. Желтый цвет только начал появляться в мире свадебной моды, возрождаясь и расцветая с новой силой после того, как в 15 веке был объявлен языческим.

Самым бедным невестам ничего оставалось, как одевать платья серых или коричневых оттенков, которые были самыми практичными и немаркими. Прошло сто лет и серый цвет стал ассоциироваться с прислугой.

19 век

Начало 19 столетия принесло с собой моду на ленточки, которыми обильно украшались свадебные платья. Они были разноцветными и каждый гость старался оторвать себе одну ленточку в память о такой значимом событии.

Прошло немного времени и ленточки заменились цветами. Красивые букеты приносили с собой гости, чтобы поздравить молодых, и не менее красивые цветочные композиции невесты держали в руках. Цветами украшалось платье и волосы невесты.

Мы привыкли представлять себе русскую народную свадьбу как многодневное безудержное веселье: гости лихо пьют, хорошо закусывают, до упаду пляшут, до хрипоты поют, а потом с упоением дерутся.
Но в действительности эти гулянья - лишь вторая часть народного свадебного ритуала, когда-то называвшаяся «красным столом».

Первая его часть - «черный стол» - почти полностью забыта.

В древности, согласно правилам «черного стола», невеста должна была ехать на обряд освещения семейного союза не в праздничном платье, как это часто показывают в фильмах, а в траурном одеянии, словно на похороны.

Да это и были её ритуальные похороны, а в глазах сопровождающих обрученная была никем иным, как живым мертвецом.
Рудименты этих представлений можно было встретить в русских деревнях ещё в начале XX века.
Да и сейчас их тени иногда проступают среди беспечного свадебного веселья.
По традиции после домашней помолвки невесты сразу надевали траур: в одних областях белые рубахи и сарафаны (белый цвет - цвет снега и смерти у славян), в других - черные (влияние христианского представления о скорби).

В Архангельской губернии вообще голову невесты покрывал куколь, в котором обычно хоронили.
После этого для девушки наступала пора исполнять обряд оплакивания своей судьбы.
Невеста оплакивала себя как покойника: на Новгородчине, например, до сих пор поется о саване, который она хочет получить в подарок.
Нередко девушка в плачах обращалась к кукушке с просьбой передать весточку родителям.
Это тоже не случайно: кукушка считалась птицей, беспрепятственно летавшей между двумя мирами.

Во многих странах невестам было запрещено говорить, смеяться, выходить на улицу, иногда даже садиться за общий стол.
Они мертвы, им нельзя заниматься ничем, кроме приданого, и то лишь потому, что по поверьям, женским душам в потустороннем мире разрешено прясть и шить.
Само слово «невеста» значит «неизвестная» (от «не ведать»), то есть обезличенная, как все покойники.
Для невест также шили специальные рубахи с рукавами ниже кистей, чтобы они не дотрагивались до людей и вещей - прикосновение мертвеца могло быть губительным.

Наконец, и традиционное покрывало, трансформировавшееся позднее в фату, изначально было средством скрыть невестин взгляд, который некогда воспринимался всё равно что ведьмин.

В этом контексте становится понятен изначальный смысл обычая устраивать для невесты накануне свадьбы баню. Это не что иное, как омовение перед похоронами.
В карельских деревнях новобрачную после этого даже клали, как покойника, в красном углу под образами.

Жених принадлежал к миру живых.
Соответственно, в его задачу входило отправиться в мир мертвых, найти там свою невесту и вернуть её к жизни, сделав женщиной.
Само прощание жениха с родителями и родственниками перед отъездом за невестой воспроизводит речь человека, лежащего на смертном одре.
Приехав к невесте, юноша обнаруживал, что её подруги не пускают его в дом.

В Нижегородской губернии «охранницы» прямо заявляли, что в доме лежит мертвец.
Единственный способ попасть туда - заплатить выкуп за ворота, двери, лестницу и т.

Подруги, не желающие отпускать невесту, выступают здесь в роли её загробных спутниц.
Одинаково одетые, они требовали у жениха, чтобы тот угадал среди них свою суженую, иными словами, снял с нее мертвенную безликость.
Угадывать надо было до трех раз, если все попытки были неудачны, это считалось дурной приметой - брак не будет крепким.

Но жених являлся к невесте тоже не в одиночку, с ним были дружка (главный распорядитель из женатых родственников жениха) и тысяцкий (крестный жениха).
Без них живой в мире мертвых очень уязвим, поскольку рискует встретиться с куда более коварными обитателями потустороннего мира, чем подруги невесты.
Тысяцкий являлся держателем свадебной казны и выкупал все, что положено по обряду.
А дружка орудовал кнутом, хлеща им крест-накрест, отпугивая бесов.
Он же мог помогать жениху искать невесту.
Через плечо у него было повязано особое полотенце - вышитый красным рушник.

Это был символ пути в иной мир: на рушниках опускали гроб в могилу, а иногда даже клали на покойного.
После благословения родителей невесты устраивался свадебный поезд.
Невеста ехала со своей свахой и в некоторых случаях ложилась ей на колени, изображая умершую.
В её руках был веник - оберег от нечистой силы, чтобы та не удерживала её от возвращения в мир живых.

В Костромской и Ростовской губерниях свадебный поезд по дороге заезжал на кладбище, дабы духи предков не были в обиде, что у них забирают некогда им принадлежавшее.

Но вот все предосторожности соблюдены, невеста выкуплена, совершен обряд освещение семейного союза и ее привезли в дом к жениху.

Здесь все участники свадьбы кропились колодезной водой, а телеги проезжали сквозь разложенный костер: полагалось очиститься после общения с миром мертвых.
Тот же самый обряд, кстати, соблюдался на родинах, и на похоронах.
В доме мужа невеста надевала белую рубаху с пестрой вышивкой и праздничную поневу (юбку) красного цвета.
Девичья коса расплеталась, а на голову надевалась кичка - головной убор замужних женщин.

После молодых провожали в спальню.
Наутро перед гостями появлялся заново рожденный человек, причем в древности это понималось буквально: та, что стала женой, меняла не только фамилию (родовое имя), но и личное имя.
Эта метаморфоза «официально» закреплялась на следующий день через обряд поиска родственниками жениха невесты в доме её родителей: был человек - и нет.
С той же целью проводились и поиски покойного.
Так ставилась ритуальная точка.


Обряды и обычаи на Руси

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД.

Свадебные обряды на Руси складывались веками. Каждое слово, каждый жест обряда имел символическое значение. Так, брачному обряду предшествовало обручение при свидетелях. Оно сопровождалось обрядом соединения рук невесты и жениха и дарением женихом кольца невесте.

Это кольцо служило не только для украшения невесты, но и символом того, что ее заботам теперь поручено все хозяйство. Камнем, вправленным в кольцо, скреплялись все документы.

Основу русской свадьбы составляли ритуальные игры: сватовство, смотрины, сговор, девичник, венчание и другие.

Все эти ритуалы сопровождались лирическими, величальными, игровыми песнями. Во всех свадебных ритуалах на первое место выдвигались жених и невеста - князь и княгиня, лебедь и лебедушка.

Свадебный пир длился 3-4 дня.
Нигде торжество знахарей так не прославлялось, как в сельских свадьбах. Благополучная семейная жизнь, вечные раздоры, болезни, домашние обеды - все зависит от знахарей. Затевая свадьбу, шли к знахарю с большими подарками, поклонами, с просьбами - защитить молодых от свадебной порухи. Знахарь был первым гостем на свадьбе:его зовут первым, ему принадлежит первая чарка зеленого вина,ему пекут пирог, посылают подарки.

Свадебная поруха состоит в соблюдении многих обрядов для будущего благополучия "князя и княгини". Знахарь осматривает все углы, пороги, читает наговоры, поит наговорною водой, дует на скатерти, обметает потолок, кладет ключ под порог, выгоняет черных собак со двора, осматривает метлы, окуривает баню, сбрызгивает кушанья, ездит в лес за бузиной и вручает свату ветку девятизернового стручка. На третий день знахарь берет свата с собой в баню, и здесь происходит расчет в посулах. Если он получает уговоренное, тогда эту ветку сжигают.

О древнейших свадебных обрядах мы имеем только отдельные упоминания в летописях, но, пройдя через столетия к XIX веку, они включали в себя и новые элементы, подсказанные самой жизнью: песни, причитания, приговоры, отличающиеся удивительной поэтичностью и музыкальностью.

Хотя в различных областях обряд приобретал свои особенности (репертуар песен: количество дней, связанных со свадебной игрой), но канва, конструкция свадебного обряда была единой и включала в себя 9-11 эпизодов. Делалось все, чтобы новая семья жила счастливо и благополучно. Отсюда - множество действий - оберегов. Сельская свадьба далеко не всегда была радостным закреплением отношений двух влюбленных. Для деревенских жителей брак - это дело хозяйственное. Как со стороны жениха, так и со стороны невесты взвешивались все "за" и "против". Как правило, решающее слово было за родителями, а зачастую достаточно было воли отца. Плачущей дочери говорили: "Не реви! Стерпится - слюбится!"

Когда родители решали женить сына ("у нас созрело, соспело", - говорили бойкие сваты, стучась в дом родителей невесты), прежде всего, определяли род (с кем хорошо было бы породнится) и, разумеется, достаток. Затем решали: кто пойдет сватать. Мог идти отец, брат, ближайшие друзья отца, сваха. В свое время это была очень выгодная, говоря сегодняшним языком, "престижная специальность". При этом она требовала определенных личных данных: знания людей, бойкости, остроумия, находчивости, знания обрядов.

Договорившись о цене за услугу, отец жениха отправляет сваху: "Иди, Федора, к Петру Артемьевичу. У него дочка на выданье, говорят, хорошая работница".

Обычно сватья, свахи ходили вечером, когда смеркнется, чтобы не стыдно было идти обратно в случае отказа.

Родители невесты вначале как бы не реагируют на ее приход. Через некоторое время происходит подобный диалог:

"А, Федора, это ты? Чего пришла-то?

  • - Да вот, мимо шла, да зашла...
  • - Ну, входи в избу"

Сваха входит, но останавливается под матицей (по поверью в ней живет домовой). И вот тут начинается разговор, обычно иносказательный: "Я к вам, к вашей милости. У вас есть стог годовалый, а у нас жеребенок неезжалый. Нельзя ли у вас стог купить, да жеребенка накормить?" Или: "Я пришла не лапти плесть, а родню завесть". А бывает и просто: " У нас жених, у вас невеста, нельзя ли их свести вместе?" .

После этого сваху (сватов) сажали на почетную продольную лавку, а после этого просили подвинуться к столу и начинался конкретный разговор о деле. При этом сваха, если дело пошло на лад, назначала с родителями невесты время сговора (просватанье), где окончательно все и решается.

В это время невеста сидит с подругами за столом и время от времени поглядывает на зажженную у икон лампаду. Считается, что если девушку просватают, лампадка должна погаснуть.

До XIX века сговор включал в себя рукобитье, богомолье, пропой. Рукобитье - это самое начало обряда: родители решают все хозяйственные дела, сидя за столом, затем встают и над хлебом (символ благополучия) пожимают друг другу руки. После этого следует благодарственная молитва, затем все снова садятся за стол и начинают "пропивать" невесту. С этой минуты девушка считается "сговоренкой".

Тут-то все и начинается. "Сговоренка" закрывает лицо руками, падает на стол и, плача, начинает причитать: "Вот приехал сват, просватался..." Долго причитает "сговоренка", пока не приходят родители и сообщают все подробности о дальнейшем ходе событий, о дне свадьбы.

С этого дня для девушки кончается "вольная жизнь". Она уже не могла выходить из дома, принимать участие в девичьих играх на улице, участвовать в посиделках. И одежда на ней совсем другая: "сговоренка" должна ходить в темном сарафане, низко повязав платок, даже глаза прикрывала. По утрам "сговоренка" должна была "зори плакать", причитать. Днем в дом невесты приходили подружки, помогать шить приданое. Подарков необходимо было приготовить множество: и свекрови, и свекру, и жениху, и гостям. Одних полотенец требовалось несколько десятков .

Нельзя упустить один важный эпизод в предсвадебных хлопотах, он назывался "Дом смотреть". Родители невесты вместе с родствениками приходили в дом жениха и осматривали дотошно все хозяйство будущих сватов: и конюшни, и амбар, и даже курятник. Тут уж каждый ловчил, как мог: занимали у соседей скот, ставили в амбар чужие мешки с зерном.

Был такой случай: спросили у старушки, как ее замуж выдали. Она ответила: "Вот так, выдали меня за семь хомутов". - "Как это?" - "Да жених посватался из дальней деревни. Сваха очень хвалила. Поехал отец с матерью "дом смотреть", видит в конюшне семь хомутов висят. "Ну, - думает, - богато живут". Спрашивает: "А где кони-то?" - "Да мальчишка повел в поле, притомились на работе". А когда замуж вышла, смотрю - одна лошадь всего. Хомуты-то у соседей занял напоказ. Вот так!" .

Вскоре после просватанья, подруги девушки рубили в лесу небольшую елочку, украшали ее лентами и бумажными цветами, фольгой и прибивали ее к углу дома невесты или коньку крыши. До свадьбы оставалось совсем немного...

Свадебные обряды на Руси отображали вступление жениха и невесты в новую жизнь. Они были подобны возведению старинных князей в достоинство их власти, а потому жених именовался князем, а невеста - княгиней. Отсюда и свадебные чины: старший - тысяцкий (распорядитель всей свадьбы), большой и меньший бояре, дружка, подружье и дворецкие; все гости, поезжане (к ним относится и крестный, он же посаженый отец жениха, он же распорядитель поезда, который меняет кольца четы, платит за свадьбу и привозит домой молодых); сидячие бояре и боярыни, свадебные дети .

Сватов обычно величали купцами и боярами из далеких заморских стран (просто по имени обращаться было не принято). «Сустреть» сватов нужно было должным образом. Если у порога встречали, о свадьбе и речи быть не могло. А вот за столом да за угощением все вопросы и решались.

Чем ближе было свадебное торжество, тем более насыщенным был день невесты. Баня со своими ритуалами и обрядами сменялась прощанием с родственниками, а затем и девичником - расставанием с подругами и девичьей волей.

Кульминационный момент наступал в день свадьбы. В доме невесты совершались обряды: «Бужение невесты», «Сон невесты» по снам разгадывалась жизнь в замужестве), «Одевание невесты» и «Расплетание косы». Утро свадебного дня было наполнено хлопотами по сбору свадебного поезда, которыми руководил дружка. Дружкой выбирали человека, хорошо знающего свои обязанности. На его плечи ложились и «Выкуп невесты» и «Откуп места для князя» и ведение свадебного обряда.

Перед поездкой в церковь жениха и невесту сажали на мех, свахи чесали им волосы, смачивая гребень в вине или крепком меде. Затем осыпали хмелем или зернами, смешанными с деньгами. После зажигались брачные свечи. В церковь отвозилась посуда с хлебным вином, которое священник трижды давал испить жениху и невесте. На третий раз жених бросал посуду и топтал ее ногами. Позднее, существовало поверье, что кто из супругов прежде успеет наступить на чашу, тот удержит за собой первенство пред другим. .

Торжественность обряда венчания зависела от материального благосостояния вступающих в брак. По богатству венчающихся определялся состав священнослужителей, состав хора, количество свечей и т.д. После венчания молодые садились в одну повозку (в церковь они ехали порознь в разных повозках) и в сопровождении свадебного поезда отправлялись в дом жениха.

Родители жениха приветствовали новобрачных хлебом и солью, осыпали их хмелем, овсом, рожью. Свадебный пир длился, как правило, 3-4 дня.

Какая бы ни была свадьба, богатая или бедная, главный ее «участник» - большой круглый каравай. Круглая форма неслучайна: она - подобие Солнца. В старинной легенде каравай предстает символом языческого бога - Солнца. Который сходит на землю, чтобы «взять под свою ласку красну девицу и добра молодца», вступающих в эту долгую, трудную и прекрасную жизнь. Каравай олицетворяет собой зажиточную, богатую жизнь. Считается, что тот из молодых, кто откусит самый большой кусок, и будет хозяином в доме.

Потом новобрачные садились за стол, все также садились на свои места, и невеста, будучи открытою, должна была плакать (по обычаю), выражая тем разлуку с родителями и робкий страх нового образа жизни, причем женщины и девицы пели печальные песни.

Ни жених, ни невеста не должны были ничего ни пить, ни есть, хотя перед ними ставили разные кушанья.

Когда гостям подавали третью перемену - лебедя, перед новобрачными ставили жареную курицу; дружка брал эту курицу и обвертывал скатертью.

При этом он обращался к отцу и матери и говорил: « Благословите вести молодых опочивать!» Те отвечали: «Бог благословит» и шли к дверям; отец останавливался у дверей, в мать шла к сеннику. Тогда дружка уносил курицу в сенник. После этого новобрачные, осыпаемые хмелем и зерном входили в сенник, а гости продолжали пировать.

По обычаю жена должна разуть мужа в знак будущей покорности. Этот обычай упомянул ученый Н.И. Костомаров в своих исторических работах, когда описывал жизнь новгородского Князя Владимира, сына Святослава, киевского князя: «…Будучи еще в детском возрасте, Владимир был призван новгородцами на княжение и уехал в Новгород вместе со своим дядей Добрынею, братом его матери Малуши, ключницы его бабки Ольги. По смерти Святослава между детьми его началась междоусобица. Киевский князь Ярополк убил брата своего древлянского князя Олега. Владимир со своим дядей убежал в Швецию и возвратился в Новгород с чужеземной ратью. Вражда у них с Ярополком возникла оттого, что дочь Рогволода, князя полоцкого, Рогнеда, руки которой просил Владимир, отказала ему такими словами: «Не хочу разуть сына раба, попрекнув его низостью происхождения по матери, и собралась выходить за Ярополка. Владимир завоевал Полоцк, убил Рогволода, полоцкого князя, и женился насильно на Рогнеде. Вслде за тем он овладел Киевом и убил своего брата Ярополка…» .

В одном из сапог лежала монета, считалось, что если жена снимала первым тот сапог, где лежала монета, то ее, ожидала счастливая жизнь в замужестве. При этом муж ее слегка стегал ее плеткой, в знак своей власти.

По прошествии некоторого времени отец и мать посылали дружку узнать о здоровье новобрачных; если через дверь жених отвечал, что он в добром здоровье, это значило, что между ними доброе совершилось, и тысяцкий тотчас посылал к родителям невесты сказать, что новобрачные в добром здоровье и все гости отправлялись кормить новобрачных той самой курицей, которую дружка им приносил в сенник. Затем подавали им и другие блюда .

На другой день новобрачных вели в отдельные мыльни. Жена шла в мыльню со свахою и матерью жениха и показывала знаки своего девства, с не снимали сорочку и вместе с простынею прятали как свидетельство целомудренного поведения. Муж мылся с тысяцким и дружкою, тогда молодая присылала ему в мыльню сорочку, обыкновенно унизанную жемчугом.

По выходе из мыльни новобрачный шел вперед в сенник; за ним приходила новобрачная. Тут являлись женщины, а впереди них сваха несла горшочек или два с кашей, поставленные на одном блюде. Этой кашей сваха кормила и мужа и жену. После кормления жених вместе со своим родителем, с тысяцким, дружкою и со всеми свадебными поезжанами ехал к родителям невесты.

Вступая к ним в дом, новобрачный бил челом и благодарил за то, что они вскормили и вспоили дочь свою, его жену, и ласково приглашал к себе на обед со всеми гостями невестина чина. Тогда у жениха был торжественный пир, называемый и по сие время повсюду у русских Княжим.

Когда в конце пира подавали на стол овощи и разные лакомства, отец и мать благословляли новобрачных образами, и все гости дарили их разными вещами и тканями, все ели, пили в изобилии и веселились.

Заключительный обряд старорусской свадьбы - "хлибины" (хлебины или яишня, или отводины). В разных местах обряд назывался по-разному. Проходил он в доме тещи. Заключался он в следующем: зять сыпал в ложку деньги и подавал теще: Золоту казну примите, а ложечку назад отошлите Яишенку покушать.

Теща благодарила и подавала ему яишню.

Все собравшиеся в доме гости, и родственники с интересом наблюдали за тем, как молодой муж начинал, есть яичницу. Накроют ее (яичницу) платком и подносят молодому. Он выкупит ее, платок снимет и начинает есть. А все смотрят: из середины возьмет - худая невеста, нечестна, а с краю почнет - девушка. А потом платок молодой остается. Теща потом закроет яичницу платком и унесет, а после обеда всем приносит, чтобы все видели. Кроме того, как уже говорилось раньше, яичница, включенная в обряд, становилась блюдом не только просто ритуальным, но и магическим. Так заканчивался обряд, длившийся несколько недель .

На свадьбе редко дарили деньгами, а по большей части вещами, также скотом и лошадьми.

По окончании пиров дары отсылались на рынок и оценивались, потом жених должен был отдаривать подарками равного достоинства.

В эти послесвадебные дни пиршеств невеста почти не говорила, кроме обыкновенных форменных речей, потому что малословность и пристойная молчаливость в то время считались достоинством женщины.

Свадебные обряды были одинаковы как у первобрачных, так и у тех, которые женились или выходили замуж в другой и в третий раз. Второй брак, по мнению народа, не имел уже той святости, как первый, а если из венчавшихся оба были вдовые, то на них не возлагали венцов, а держали на плечах. Церковный обряд третьего брака, состоял в одном молитвословии без венчания и не одобрялся церковью.

Издавна свадьбу считали одним из важнейших событий в жизни человека. В Древней Руси к созданию семьи подходили серьёзно. Предками строго соблюдались традиции. Сегодня молодые пары, вступающие в брак, до сих пор придерживаются некоторых старинных свадебных обрядов. Из поколения в поколение передаются традиции славян.

Перечень свадебных обрядов

Свадебные обряды в Древней Руси проходили в несколько этапов. В первую очередь занимались подготовкой к предстоящему событию. Этапы свадебных обрядов славян:

  • Этап предвенчальный. Он состоял из таких славянских свадебных обрядов и традиций: сватовства, смотрин, сговора, подготовки приданого невестой, а также девичника и мальчишника.
  • Этап свадебный.
  • Этап застолье.

В древней Руси венчания проводились в осеннюю или зимнюю пору. Праздник покров славянами чтился. Именно в этот священный день в основном устраивались свадьбы, так как считалось, что покров благословит молодую семью на продолжительную и счастливую семейную жизнь.

Общие смотрины проводились в основном на гуляньях . Родственники жениха подбирали невесту, собирали информацию о её семье. Выбрав девушку, которая соответствовала возрасту и статусу, семья жениха отправляла сватов к будущей невесте. Сваты имели право навещать семью невесты три раза. Сначала родственники молодого человека информировали о своих намерениях. Во второе посещение семья жениха присматривалась к девушке, а в третье посещение приезжала за согласием.

При удачном исходе назначалась дата смотрин. Теперь уже родня невесты отправлялась с визитом к жениху. После осмотра делались выводы, в каких условиях будет жить девушка. Если родню невесты всё устраивало, семьи садились за стол. Спустя время родители жениха навещали дом невесты, знакомились с ней. Если визит не заканчивался разочарованием, семьи начинали оговаривать финансовую сторону предстоящей свадьбы. Договорившись, стороны начинали готовиться к венчанию.

Согласно славянским свадебным обрядам и традициям приданное зависело от финансовых возможностей семьи. В основном оно состояло из:

Девушка совместно с сёстрами, бабушкой и мамой занимались подготовкой приданого, причём задолго до назначенной даты венчания.

Невеста перед венчанием устраивала девичник , на котором присутствовали все женщины села или деревни, а также родственницы и подружки. Обязательно было присутствие девушки, грустные песни которой сопровождались плачем невесты. Что служило прощанием с молодостью, беззаботной жизнью. Если невеста не плакала, её брак оказывался неудачным. Женщин, присутствующих на девичнике, угощали вином и закуской. Невеста каждой гостье дарила два пояса. Под постоянное пение невеста с подругами отправлялась гулять. Завершающим этапом девичника было посещение невестой бани, где её подруги купали перед венчанием.

А вот жених самостоятельно отправлялся в баню. На протяжении ночи ему не разрешалось разговаривать.

Выкуп невесты

Молодой человек отправлялся за своей невестой, однако добраться до неё было не просто. Родня невесты перекрывала въезд в деревню или село. Перед воротами также была преграда, родня девушки устраивала молодому человеку испытания. Если жених их не проходил, он платил выкуп. Помощь оказать мог лишь свидетель. При выкупе можно было, кроме денег, откупаться подарками, выполненными собственными руками. Без выкупа жениху не разрешалось заходить в дом будущего тестя .

Наиболее печальным свадебным обрядом славян считалась традиция расплетения невесте косы. Обряд проводился вечером. Девушка одевалась в нарядное платье, надевала украшения. Накрывался богатый стол и ожидался жених. С приездом семьи жениха приступали к проведению обряда. Будущая свекровь заплетала девушке косы и благословляла молодых на венчание. Заплетённые волосы символизировали окончание свободной и начало супружеской жизни.

На свадьбу жених должен был прибыть первым. За девушкой молодой человек приезжал на украшенных лентами с бубенцами лошадях. На венчании роль родителей выполняли посажёные отец и мать. Обязательно выбирали замужнюю женщину и женатого мужчину, которые занимались организацией свадьбы. Матушка была ответственной за хлеб с солью. Посажёный отец благословлял молодых перед венчанием. Настоящая родня не присутствовала в церкви на венчании. В церкви молодые стояли на белой ткани, осыпанной деньгами и хмелем.

Свою невесту жених мог поцеловать только после проведения венчания. Молодую семью на выходе из церкви посыпали льном и хмелем. После, гости отправлялись домой к молодому супругу, праздновать.

Молодым на свадьбу дарили:

  • Белоснежные полотенца, украшенные бахромой.
  • Плеть, чтобы жену держать в порядке.
  • Кухонную утварь.
  • Фарфоровую и хрустальную посуду.

Подарки на свадьбу делали не только молодожёнам, но и их родителям.

Особое значение в Древней Руси уделялось оформлению места для сидения молодой паре . Супругов усаживали на рундук. Стол накрывали тремя скатертями. В центре стола ставили солонку с солью, рядом обязательно находились калачи и сыр. Сиденье молодых накрывали мехом, что символизировало богатство. За столом молодой паре не разрешалось есть и пить, они принимали поздравления от родственников и гостей. Когда на стол ставили третье блюдо, молодых отправляли на брачное ложе.

Молодой муж после венчания молодую жену переносил через порог дома на руках, так он давал понять домовому, что хозяйка на данной территории женщина. Спустя годы считалось, что, если молодые в браке были счастливы, значит, все свадебные обряды были выполнены верно.

Внимание, только СЕГОДНЯ!



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png