Согласно теории «Окна Овертона», сознание масс постоянно подвергается обработке. Демонтаж настроений, вкусов и моральных принципов идёт не быстро, но идёт. И мы все - главные участники этого процесса.

Сегодняшнее глобальное геополитическое противостояние - это не война регулярных армий или конкуренция экономических систем, а, прежде всего, «борьба смыслов». Но как внедрить тот или иной образ в достаточно консервативное и не склонное к резкой «смене курса» массовое сознание, особенно если ваша идея - полная противоположность всем прошлым привычкам и моральным принципам?

Ответ даёт модная ныне теория «окна», то есть незримой границы, обозначающей готовность или неготовность общества принять ту или иную идею. Попробуем разобраться в этой опасной политической технологии, названной по фамилии своего создателя, американского инженера и политолога Джозефа Овертона (1960-2003), погибшего в автокатастрофе в самом расцвете сил.

Весь фокус в постепенности

Как бы мы ни потакали сиюминутной моде, средний человек отнюдь не готов к радикальным переменам и резкой смене устоев, особенно если они ломают базовые ценностные установки и глубоко укоренившиеся традиции. Согласно принципам «Окна Овертона», выход прост: корректировать «шкалу дозволенного» не сразу и одномоментно, а постепенно, шаг за шагом, чтобы обыватель не осознал катастрофичности общего вектора изменений.

Характерный пример - нацистская Германия. Сначала создаётся теоретический базис, мол-де, мы - «высшая раса», а вы - «унтернменши», недочеловеки. Выпускаются «научные» работы, подтверждённые «исследованиями» археологов, этнографов, лингвистов. Вопрос начинают широко освещать в газетах, «проблему» обсуждают и в рабочих столовых, и в аристократических гостиных.

Дискуссия происходит на фоне объективной реальности: углубляется экономический кризис, но теперь-то, кажется, известно, кто виноват. Создаётся большое количество партий с ультранационалистической риторикой, одна из которых захватывает власть. По улицам каждого города начинают маршировать штурмовики с нацистскими лозунгами. На дверях еврейских магазинов пишут мелом оскорбления.

Потом, во время печально известной «Хрустальной ночи», по стране прокатывается волна антисемитских погромов. И общество, с равнодушием, а то и с одобрением принявшее все предыдущие этапы, спускается ещё на одну, последнюю ступеньку: людей «неправильной» национальности хватают и тащат на убой в лагеря.
Итак, слон большой, но его можно съесть по частям.

Наше оружие - СМИ и массовая культура

Широко известно такое понятие, как «медийная повестка» - упрощённо говоря, то, что в данный момент обсуждают больше всего. По мнению современной политологии, значимые тренды и инфоповоды (например, запрос на борьбу с коррупцией или улучшение городской среды) возникают в обществе неявно, по мере его развития, сами собой.

Однако СМИ могут сфокусировать внимание аудитории на тех аспектах, которые выгодны именно манипулятору общественным мнением, и вывести какое-либо событие в актуальную повестку (тем самым отчасти корректируя последнюю).

Таким образом, переформатирование общественного сознания посредством «Окна Овертона» невозможно без активного участия СМИ и интернета. Некоторые публицисты полагают, будто показательная, публичная и жестокая казнь жирафа Мариуса в датском зоопарке в феврале 2014 года имела одной из целей и легитимацию, оправдание инцеста. Ведь, как мы помним, несчастный самец - плод близкородственного скрещивания, и директор зоосада, казалось бы, всего лишь выполняет правила, предписывающие избавляться от подобных «незаконнорожденных» питомцев.

А протестуя против его убийства (петиции с требованием сохранить жизнь Мариусу подписали десятки тысяч европейцев), мы тем самым, по мысли сторонников «теории заговора», соглашаемся с тем, что инцест допустим.
Однако чего бы ни хотели живодёры на самом деле, стали бы мы приписывать им тайный умысел, если бы копенгагенский ужас не мелькнул на полосах практически всех мировых СМИ?

Манипуляция с помощью лингвопропаганды

Разумеется, «мягкая» коррекция общественного мнения невозможна без аккуратного изменения используемой человеком базовой терминологии.
Вспомним того же Мариуса. Любой здравомыслящий человек согласится, что инцест - отвратителен и недопустим. А если речь идёт об инбридинге, или близкородственном скрещивании, после которого и появился на свет бедный жираф (как, по крайней мере, утверждают многочисленные журналисты)?

Откроем секрет: инбридинг и близкородственное скрещивание - суть то же самое, что инцест, лишь названный другими словами. То есть языковая манипуляция способна скорректировать наше восприятие любого объекта или явления в нужную сторону.

Другой пример - современная лингвопропаганда среди воюющих сторон на Украине. Одни называют своих противников «колорадами», а те их - «укропами». В рамках «окна Овертона» перед нами классические инструменты расчеловечивания: ведь психологически легче допустить убийство насекомого или растения, чем такого же, как и ты, гражданина вашей страны.

Иди за лидером мнений

Литературные критики разных времён утверждали, будто благородные мушкетёры из романов Дюма, страдающие юные Вертеры из повести Гёте, мещане из новелл Зощенко, как реальные человеческие типы, существовали по большей части только в воображении писателей. Конечно, можно спорить о том, что предшествовало: появление в реальной жизни нового героя, либо его яркое изображение талантливым автором, однако очевидно: эпидемия самоубийств молодёжи, вспыхнувшая в Европе в конце 70-х годов XVIII века, была вызвана в том числе и печальным финалом сюжета уже упомянутого произведения Гёте, изданного в 1774 году.

Но мог ли антипример Вертера иметь столь большой успех, если бы «вирусная» идея не упала на уже подготовленную почву, сформулировав в ясной и чёткой формуле тайные чаяния массового сознания?
Таким образом, по мысли Овертона, серьёзные перемены становятся возможными не тогда, когда их предлагают политики и лидеры мнений, а только если на эти изменения имеется серьёзный общественный запрос.

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Поэтому существует множество точек зрения на проблему его определения. Только в отечественной литературе можно встретить почти два десятка определений.

Общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя.

Изучение общественного мнения - очень актуальная проблема так, как общественное мнение является своеобразным регулятором тех процессов, которые происходят в обществе. Изучение общественного мнения социологическими методами при объективном анализе позволяет уловить малейшие его оттенки, тенденции его изменения, уточнить количественное соотношение между различными его оценками, узнать реальную расстановку политических сил.

Анализ общественного мнения имеет не только большое практическое, но и теоретическое значение, способствует развитию наук об обществе.

Общественное мнение - это оценочные суждения большинства членов больших общностей людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности.

Теоретическому осмыслению общественного мнения и его роли в государственной жизни уделено много места в знаменитом трактате «Государь» итальянского мыслителя и государственного деятеля Н. Макиавелли. В XVII-XVIII вв. словами «общественное мнение» обозначалось представление о политическом мнении публики и избирателей, проявляющееся вне парламента в противоположность их гласному обсуждению политических вопросов в парламенте. С конца XVIII в. этот термин стал общепринятым.

В Новое время общественное мнение анализировалось в работах английских философов Т. Гоббса, Ф. Бэкона и Дж. Локка. В работе «Опыт о человеческом разуме» Локк выделил три группы законов, которым должен подчиняться человек в своем поведении: божеские, человеческие и общественного мнения. Он рассматривал общественное мнение как проявление нравственности и считал, что люди при оценке своих поступков обращаются не только к религиозным заповедям, гражданским законам, но и к общественному мнению. Положение Локка об общественном мнении как мере «нравственного» и «безнравственного» позволило в дальнейшем социологам исследовать роль общественного мнения в нравственной жизни, а также обосновать такую специфическую особенность мнения как оценочность. Т. Гоббс считал, что мнение есть отражение определенных социальных потребностей. Поступки и деятельность людей обусловлены их мнениями, и если эффективно управлять мнениями людей, это приведет к эффективному управлению их деятельностью, что позволит добиться мирного решения социальных проблем. Гегель, подразделив общество на «гражданское общество» и «государство», стремился доказать, что только государство способно решать проблемы, затрагивающие интересы всего общества. Народ наделен субъективным мнением, государство же имеет своим определением объективные, а не субъективные мнения. Общественное мнение есть неорганический способ обнаружения того, что народ хочет и что он думает. То, что, действительно, проявляет себя в государстве, должно, разумеется, действовать органически, и это имеет место в государственном строе, - писал Гегель.

Французский социолог Г. Тард, считал, что общественное мнение творит публика. границы которой весьма расплывчаты, а основная черта публики есть движение мнений, которое она порождает. Тард отмечал, что общественное мнение представляет собой определенную совокупность размышлений и ответов на вопросы современности. Мнение - это статистическая система, управляемая и логикой, и чувствами и разделяемая разным количеством человек от нескольких десятков до нескольких миллионов. Тард писал, что мнение - это мгновенная и более или менее логичная группа суждений, которые отвечая на актуальные вопросы, воспроизводятся во множестве экземпляров у людей одной и той же страны, одного времени и одного общества. Высказанное индивидом суждение распространяется на все общество и становится общим. В.М. Хвостов связывает процесс зарождения общественного мнения с интересами классов и социальных групп. Он придавал особое значение роли народа в создании общественного мнения. Так как выражение отношения в форме одобрения или осуждения, пожелания или требования составляет один из важных признаков общественного мнения, Хвостов определяет общественное мнение как отношение, которое общество принимает к какому либо вопросу или событию, причем члены общества сознают свою солидарность в воззрениях по данному вопросу.

Общественное мнение отражает все или почти все стороны жизни общества. Оно включает в свое содержание те же рациональные, волевые и эмоциональные моменты, что и специфические формы общественного сознания. Так, если мнение высказывается по политическим или нравственным вопросам, то оно тем самым включает в себя и политические, и нравственные идеи, т.е. рациональные моменты.

Общественное мнение широко охватывает также сферу чувств, так как оно оценивает поступки людей, одобряет, или осуждает их. Чувства расположения, симпатии или гнева, ненависти всегда присутствуют в общественном мнении.

Ключевыми понятиями феномена «общественное мнение» являются понятия объекта и субъекта. Объектами общественного мнения выступают факты, события и процессы. Субъект общественного мнения - это доминирующее большинство того или иного общества. Субъектом общественного мнения выступает не любая группа людей, а большие человеческие общности.

Мнения - это суждения людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности, их оценку. Особенность мнений как оценочных суждений состоит в том, что в них выражается и субъективное отношение людей к объекту. Для выяснения специфики мнения важно рассматривать его как необходимое звено во взаимоотношении субъекта и объекта деятельности, в отношении человека, социальной группы с окружающим миром. В процессе такого взаимодействия высказываются оценочные суждения, которые выступают в качестве регулятора отношений поведения людей. Специфика состоит в том, что в суждении выражается отношение к чему-либо в форме одобрения или осуждения, пожелания или прямого требования. Возникает данное отношение в связи с наличием противоречивых суждений и высказывается общественностью.

Мнение зависит не только от знаний, но и от интересов людей, их мировоззрения. Выражение отношения в формах одобрения или осуждения, пожелания или требования составляет один из важных признаков общественного мнения. В общественном мнении всегда выражается определенное отношение людей к решению тех или иных вопросов общественной жизни, к деятельности правительства, политических партий, к отдельным личностям. Как мнению большинства общественному мнению присуще внутреннее единство.

Другим важным признаком общественного мнения является то, что оно формируется по вопросам, затрагивающим общие интересы людей, и возникает в связи с расхождением их взглядов по интересующим их вопросам. Важным признаком общественного мнения является не только то, что оно публично высказывается и защищается, но и то, как широко оно распространено.

Общественное мнение как суждение, выражающее обыкновенное сознание людей, не основывается на научных положениях, однако нельзя рассматривать наличие в общественном мнении ложных представлений его специфической чертой.

Мнения весьма подвижны. Особенность их такова, что с изменением условий, влияющих на их формирование, вчерашнее мнение меньшинства сегодня может стать мнением большинстве или единодушным мнением, и наоборот. Изменчивость, подвижность мнений делает необходимым анализ всей их совокупности.

В процессе социологического изучения общественного мнения фиксируется прежде всего направленность мнения (положительное или отрицательное), а также его интенсивность (слабое или сильное). Выявляется степень интереса к проблеме, ее дискуссионность. Ставится задача определить не только отношение людей к какой-либо проблеме, но и их суждение о возможных, наиболее эффективных путях решения этой проблемы. Подобные исследования являются необходимым элементом принятия управленческих решений.

Формирование общественного мнения осуществляется стихийно и сознательно. Эволюция и развитие общественного мнения начинается с установления семейного очага, образования клана и племени.

Если раньше до образования этих союзов действиями человека руководил исключительно эгоизм, то с этих пор начинается впервые регуляция действий человека с точки зрения интересов союза. Руководством такого регулирования везде и всюду является так называемое общественное мнение, определяющее добро и зло с точки зрения интересов общества, а не с точки зрения одних личных стремлений.

Позднее был создан аппарат суда, но суд не устранил силы и значения общественного мнения, играющего огромную роль как в примитивных обществах, так и в развитых социальных организациях. При этом общественное мнение является более тонким инструментом в оценке человеческой деятельности, нравственных поступков, помыслов и нравственных чувств человека, которые не могут быть оценены судом вообще. Общественное мнение выносит свою совершенно определенную оценку нравственному поведению.

С общественным мнением связываются и такие общественные явления, как популярность, известность, которые являются для многих побудителем к действиям, имеющим общественный характер и общественный интерес.

К причинам или движущим силам общественного мнения следует отнести массовые потребности, интересы и ценностные ориентации людей.

С процессом становления общественного мнения связаны экономические, духовные и социальные потребности. Потребности людей не только влияют на динамику общественного мнения, но выступают в качестве ее главного фактора, так как заключают в себе испытываемые людьми глубокие побуждения к достижению определенных условий жизни и развития. Стремление к удовлетворению потребностей и выражается через оценки, умонастроения, суждения.

В результате складывается общественное мнение, в котором отражается содержание и характер той потребности, которая вызвала его к жизни. Осознанные массовые потребности людей выступают причиной зарождения и формирования общественного мнения в силу того, что выступают в качестве мотивов различных общественно-психологических процессов внутренне присущих самой природе этого мнения.

Возникая на основе потребностей и сохраняя с ними тесную связь, интересы выражают специфическое отношение людей к тем объектам действительности, которые представляют для них большую значимость и эмоциональную привлекательность. По сравнению с потребностями они выступают более сильным побудительным мотивом для возникновения общественного мнения. Те события и явления действительности, которые вызывают к себе интерес не только отдельных людей, но и порождают массовый интерес, становятся центром общественного внимания, оценок и эмоций.

Помимо потребностей и интересов на содержание и направленность общественного мнения большое влияние оказывают ценностные ориентации. Ценностные ориентации представляют собой соединение рассудочного и чувственного отношения к предмету общественного мнения. Формирование общественного мнения идет на двух уровнях: эмоциональном и рациональном. Наиболее действенным и устойчивым является то мнение, которое захватывает как сферу чувств людей, так и сферу разума. В нем могут быть выражены не только ненависть или надежда, но и рационально обоснованная позиция его субъекта.

Таким образом, общественное мнение как публично выраженное и распространенное мнение является выразителем общих интересов людей. Его формирование происходит в процессе борьбы противоположных мнений, поскольку не бывает полного совпадения интересов людей, их желаний и устремлений.

Общественное мнение подвержено манипулированию в силу того, что складывается не только сознательно, но и подсознательно, включая и свое содержание как суждения здравого смысла, и предрассудки, мифы. Для него могут быть характерны эмоциональная взвинченность, психическая неустойчивость. Манипулирование разрушает основы, на которых держится общественное мнение: определенную систему ценностей, установки, стереотипы. Сегодня средства массовой информации объединяют людей вокруг себя и творят их сознание по своему подобию. Мнение формируемое подобным образом, выступает не мнением большинства, а мнением некой новой массы. С наступлением массового общества телевидение и пресса становятся основным средством формирования общественного мнения, которое создается, или меняется в угоду социального заказчика. При этом зритель не может ни возразить, ни узнать, как много людей разделяют его мнение.

Общественное мнение проявляется в действии сознательных и бессознательных (иррациональных) факторов. Бессознательная составляющая общественного мнения включает в себя: проявления интуиции, инстинктов, неосознанных волевых импульсов, мифов, традиций, стереотипов, символов и т.д. Поэтому большое влияние на его формирование оказывают различные феномены массовой психологии, в первую очередь различного рода слухи. Слухи относятся к числу наиболее влиятельных и активно циркулирующих явлений духовной жизни людей и остаются объективно неизбежным атрибутом межличностной коммуникации. Слух - информативное сообщение, основу которого составляют правдивые или ложные сведения о реальных или вымышленных фактах, событиях, явлениях действительности. Процессу формирования общественного мнения под воздействием слухов присущи противоречивость и стихийность. Он протекает довольно быстро, и сложившееся общественное мнение существует относительно недолго. Общественное мнение под воздействием слухов может принимать форму не столько обычного оценочного суждения, сколько прямого жесткого требования. Общественное мнение различается в зависимости от того, под влиянием какого типа слухов оно сформировалось. Так, общественное мнение, сформировавшееся под воздействием стихийных слухов, возникает спонтанно при активизации таких факторов, как жалость, ненависть и т.д. Подобное общественное мнение скоротечно и противоречиво.

Общественное мнение, сформировавшееся под влиянием предупреждающего слуха, направлено на предостережение людей о нежелательном явлении или событии. В отличие от мнения, возникшего под воздействием провокационного слуха, в нем практически отсутствует агрессивность.

Мнение, сложившееся под воздействием правдоподобного слуха, содержит некоторые элементы достоверных фактов, правда, вместе с домыслами и догадками.

Выделяют «слухи-желания», «слухи-пугала», агрессивные слухи. Мнение, сформировавшееся под влиянием «слухов-желаний», укрепляет в людях надежду на что-либо или усиливает разочарование. Мнение, сформировавшееся под влиянием «слухов-пугал», является формой массового возбуждения, сопровождаемое деятельностью людей по избавлению от возможной опасности. Наиболее негативным по своим последствиям является мнение, сложившееся под влиянием агрессивного слуха, так как характер функционирования этого мнения определяется ненавистью, подозрительностью, враждебностью.

Особое место в процессе формирования общественного мнения занимает вера. Познание душевных основ бессознательного открывает возможности для воздействия на содержание общественного мнения, его направленность, тенденции изменения.

Становление общественного мнения есть процесс очень сложный. Он определяется не только влиянием движущих сил деятельности людей, таких, как потребности, интересы, ценности, установки, стереотипы. На содержание и интенсивность формирования общественного мнения влияют все массовидные духовно-психологические образования, существующие в обществе. Кроме того, на формирование и динамику развития общественного мнения влияют экономические политические, правовые, нравственные и другие условия.

3. Понятия «субъект общественного мнения»; «выразитель общественного мнения»; «мнение общества»

Субъект общественного мнения - это большая устойчивая общность людей, которой принадлежит то или иное мнение, с позиций интересов которой оно высказывается.

Выразителем общественного мнения является любое объединение людей, выступающее его носителем, в том числе инициатором его формирования. В качестве его выразителя, инициатора выступает, как правило, общественность, за которой всегда стоят социальные группы, классы с их интересами.

Сегодня на роль выразителей общественного мнения претендуют различные общественные организации, политические партии. Однако, при современной политической ситуации зачастую такие организации аппелируют понятием «общественное мнение» необоснованно. Исследования общественного мнения такими организациями нередко представляют собой средства манипулирования этим мнением. Такие организации могут по-своему корректировать выражаемое ими мнение в соответствии с собственными интересами.

В каждый данный момент в обществе существует множество мнений, принадлежащих большим и малым социальным общностям и высказываемым по самым различным вопросам. Для обобщения всей совокупности мнений в социологических исследованиях принято употреблять понятие «мнение общества». Если общественное мнение - это мнение большинства, то мнение общества включает в себя как мнение большинства, так и мнения отдельных групп общества. Такая совокупность мнений представляет особый интерес для исследователей общественного мнения, так как любое из этих мнений в любой момент под воздействием определённых факторов может стать мнением большинства, общественным мнением.

Общественное мнение - это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает определенные нормы общественных отношений; действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных социальных групп. Активность и значение общественного мнения определяются характером социальной структуры общества, уровнем развития экономической культуры, демократических институтов и свобод. Общественное мнение находит выражение в выборах органов власти, средствах массовой коммуникации, опросах населения и др.

Объектами общественного мнения выступают факты, события и процессы. Субъектом общественного мнения является доминирующее большинство того или иного общества. Выразителем общественного мнения является любое объединение людей, выступающее его носителем.

К причинам или движущим силам общественного мнения относятся массовые потребности, интересы и ценностные ориентации людей.

Общественное мнение как публично выраженное и распространенное мнение является выразителем общих интересов людей. Его формирование происходит в процессе борьбы противоположных мнений.

Социологические исследования общественного мнения сегодня являются необходимым элементом принятия управленческих решений во всех сферах общественной жизни.

  1. Андрющенко Е.Г. Общественное мнение и гласность в системе управления обществом. - М., 1988
  2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник. - М., 1998.
  3. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. - СПб, 1995.
  4. Горшков М.К. Общественное мнение. - М., 1988;
  5. Каменская Е.Н. Социология: Конспект лекций. - Ростов-на-Дону, 2005.
  6. Коробейников B.C. Авторитет общественного мнения. - М., 1989.
  7. Короткова Л.Н. Социология общественного мнения. - М., 2000.
  8. Социология: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 2004.

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Поэтому существует множество точек зрения на проблему его определения. Только в отечественной литературе можно встретить почти два десятка определений.

Общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя.

Изучение общественного мнения – очень актуальная проблема так, как общественное мнение является своеобразным регулятором тех процессов, которые происходят в обществе. Изучение общественного мнения социологическими методами при объективном анализе позволяет уловить малейшие его оттенки, тенденции его изменения, уточнить количественное соотношение между различными его оценками, узнать реальную расстановку политических сил.

Анализ общественного мнения имеет не только большое практическое, но и теоретическое значение, способствует развитию наук об обществе.

Общественное мнение – это оценочные суждения большинства членов больших общностей людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности.

Теоретическому осмыслению общественного мнения и его роли в государственной жизни уделено много места в знаменитом трактате «Государь» итальянского мыслителя и государственного деятеля Н. Макиавелли. В XVII–XVIII вв. словами «общественное мнение» обозначалось представление о политическом мнении публики и избирателей, проявляющееся вне парламента в противоположность их гласному обсуждению политических вопросов в парламенте. С конца XVIII в. этот термин стал общепринятым.

В Новое время общественное мнение анализировалось в работах английских философов Т. Гоббса, Ф. Бэкона и Дж. Локка. В работе «Опыт о человеческом разуме» Локк выделил три группы законов, которым должен подчиняться человек в своем поведении: божеские, человеческие и общественного мнения. Он рассматривал общественное мнение как проявление нравственности и считал, что люди при оценке своих поступков обращаются не только к религиозным заповедям, гражданским законам, но и к общественному мнению. Положение Локка об общественном мнении как мере «нравственного» и «безнравственного» позволило в дальнейшем социологам исследовать роль общественного мнения в нравственной жизни, а также обосновать такую специфическую особенность мнения как оценочность. Т. Гоббссчитал, что мнение есть отражение определенных социальных потребностей. Поступки и деятельность людей обусловлены их мнениями, и если эффективно управлять мнениями людей, это приведет к эффективному управлению их деятельностью, что позволит добиться мирного решения социальных проблем. Гегель, подразделив общество на «гражданское общество» и «государство», стремился доказать, что только государство способно решать проблемы, затрагивающие интересы всего общества. Народ наделен субъективным мнением, государство же имеет своим определением объективные, а не субъективные мнения. Общественное мнение есть неорганический способ обнаружения того, что народ хочет и что он думает. То, что, действительно, проявляет себя в государстве, должно, разумеется, действовать органически, и это имеет место в государственном строе, – писал Гегель.

Французский социолог Г. Тард, считал, что общественное мнение творит публика. границы которой весьма расплывчаты, а основная черта публики есть движение мнений, которое она порождает. Тард отмечал, что общественное мнение представляет собой определенную совокупность размышлений и ответов на вопросы современности. Мнение – это статистическая система, управляемая и логикой, и чувствами и разделяемая разным количеством человек от нескольких десятков до нескольких миллионов. Тард писал, что мнение – это мгновенная и более или менее логичная группа суждений, которые отвечая на актуальные вопросы, воспроизводятся во множестве экземпляров у людей одной и той же страны, одного времени и одного общества. Высказанное индивидом суждение распространяется на все общество и становится общим. В.М. Хвостовсвязывает процесс зарождения общественного мнения с интересами классов и социальных групп. Он придавал особое значение роли народа в создании общественного мнения. Так как выражение отношения в форме одобрения или осуждения, пожелания или требования составляет один из важных признаков общественного мнения, Хвостов определяет общественное мнение как отношение, которое общество принимает к какому либо вопросу или событию, причем члены общества сознают свою солидарность в воззрениях по данному вопросу.

Общественное мнение отражает все или почти все стороны жизни общества. Оно включает в свое содержание те же рациональные, волевые и эмоциональные моменты, что и специфические формы общественного сознания. Так, если мнение высказывается по политическим или нравственным вопросам, то оно тем самым включает в себя и политические, и нравственные идеи, т.е. рациональные моменты.

Общественное мнение широко охватывает также сферу чувств, так как оно оценивает поступки людей, одобряет, или осуждает их. Чувства расположения, симпатии или гнева, ненависти всегда присутствуют в общественном мнении.

Ключевыми понятиями феномена «общественное мнение» являются понятия объекта и субъекта. Объектамиобщественного мнения выступают факты, события и процессы. Субъект общественного мнения – это доминирующее большинство того или иного общества. Субъектом общественного мнения выступает не любая группа людей, а большие человеческие общности.

Мнения – это суждения людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности, их оценку. Особенность мнений как оценочных сужденийсостоит в том, что в них выражается и субъективное отношение людей к объекту. Для выяснения специфики мнения важно рассматривать его как необходимое звено во взаимоотношении субъекта и объекта деятельности, в отношении человека, социальной группы с окружающим миром. В процессе такого взаимодействия высказываются оценочные суждения, которые выступают в качестве регулятора отношений поведения людей. Специфика состоит в том, что в суждениивыражается отношение к чему-либо в форме одобрения или осуждения, пожелания или прямого требования. Возникает данное отношение в связи с наличием противоречивых суждений и высказывается общественностью.

Мнение зависит не только от знаний, но и от интересов людей, их мировоззрения. Выражение отношения в формах одобрения или осуждения, пожелания или требования составляет один из важных признаков общественного мнения. В общественном мнении всегда выражается определенное отношение людей к решению тех или иных вопросов общественной жизни, к деятельности правительства, политических партий, к отдельным личностям. Как мнению большинства общественному мнению присуще внутреннее единство.

Другим важным признаком общественного мнения является то, что оно формируется по вопросам, затрагивающим общие интересы людей, и возникает в связи с расхождением их взглядов по интересующим их вопросам. Важным признаком общественного мнения является не только то, что оно публично высказывается и защищается, но и то, как широко оно распространено.

Общественное мнение как суждение, выражающее обыкновенное сознание людей, не основывается на научных положениях, однако нельзя рассматривать наличие в общественном мнении ложных представлений его специфической чертой.

Мнения весьма подвижны. Особенность их такова, что с изменением условий, влияющих на их формирование, вчерашнее мнение меньшинства сегодня может стать мнением большинстве или единодушным мнением, и наоборот. Изменчивость, подвижность мнений делает необходимым анализ всей их совокупности.

В процессе социологического изучения общественного мнения фиксируется прежде всего направленность мнения (положительное или отрицательное), а также его интенсивность (слабое или сильное). Выявляется степень интереса к проблеме, ее дискуссионность. Ставится задача определить не только отношение людей к какой-либо проблеме, но и их суждение о возможных, наиболее эффективных путях решения этой проблемы. Подобные исследования являются необходимым элементом принятия управленческих решений.


Формирование общественного мнения осуществляется стихийно и сознательно. Эволюция и развитие общественного мнения начинается с установления семейного очага, образования клана и племени.

Если раньше до образования этих союзов действиями человека руководил исключительно эгоизм, то с этих пор начинается впервые регуляция действий человека с точки зрения интересов союза. Руководством такого регулирования везде и всюду является так называемое общественное мнение, определяющее добро и зло с точки зрения интересов общества, а не с точки зрения одних личных стремлений.

Позднее был создан аппарат суда, но суд не устранил силы и значения общественного мнения, играющего огромную роль как в примитивных обществах, так и в развитых социальных организациях. При этом общественное мнение является более тонким инструментом в оценке человеческой деятельности, нравственных поступков, помыслов и нравственных чувств человека, которые не могут быть оценены судом вообще. Общественное мнение выносит свою совершенно определенную оценку нравственному поведению.

С общественным мнением связываются и такие общественные явления, как популярность, известность, которые являются для многих побудителем к действиям, имеющим общественный характер и общественный интерес.

В результате изучения главы 14 студент должен:

знать

  • – основные современные трактовки общественного мнения;
  • – структуру и функции общественного мнения;
  • – сущность манипулирования общественным мнением;

уметь

  • – различать общественное мнение как оценку и социальный институт;
  • – выделять стадии развития общественного мнения;

владеть

– навыками анализа конкретных примеров общественного мнения.

Общественное мнение как социальное явление

Интерес к общественному мнению, которое "не видно невооруженным глазом" (Г. Тард), но которое тем не менее имеет огромное влияние на людей, существовал в человеческом обществе всегда. На мнения людей обращали внимание с античных времен. Так, Демокрит, Платон, Аристотель соотносили мнения и знания. В Новое время Г. Гегель в "Философии права" дал развернутую концепцию общественного мнения. В XX веке появились социологические концепции общественного мнения. В Европе, США и в России ряд социологов обратились к исследованию сущности общественного мнения, его роли, функций в жизни социума, форм выражения.

В настоящее время в социологии под термином "общественное мнение" понимают:

  • 1) совокупность суждений, вырабатываемых и разделяемых более или менее широким кругом людей;
  • 2) социальный институт, т.е. особую форму социальной организации и регуляции.

Рассматривая общественное мнение в первом значении, социологи определяют его как совокупность оценочных суждений, выражающих отношение социальных групп к событиям, процессам, явлениям окружающего мира. Таким образом, общественное мнение, во-первых, отражает реальность; во-вторых, оценивает ее. Общественное мнение представляет собой духовное образование, определенный срез духовной жизни людей. Высказать мнение – значит так или иначе оценить что-либо или кого-либо (например, одобрить или осудить). Содержание общественного мнения есть взаимное воздействие людей друг на друга с целью выработки единства оценки значительного актуального явления, процесса, а также соответствующего данной оценке поведения в конкретной ситуации.

Основанием возникновения общественного мнения выступает наличие потребности, проявляющейся в общественном интересе. Для того чтобы оценить что-либо (вещи, взгляды, события и т.д.), необходимо иметь знания об объектах оценки. Знание может быть полное либо неполное, истинное или неистинное, но оно всегда служит предпосылкой формирования любого мнения: знание и мнение неразрывно связаны. Степень осведомленности субъекта мнения о его объекте определяет компетентность мнения . Вместе с тем мнение и знание различаются: мнение в отличие от знания не существует без своего субъекта.

Кто выступает субъектом общественного мнения ? В истории общественной мысли мы можем найти разные высказывания по этому вопросу. У Т. Мора субъектом общественного мнения является "народное собрание", у Дж. Локка и г. Гегеля – народ, у Ж. Кондорсе – большинство, у Г. Тарда – публика, у немецкого юриста Ф. Гольцендорфа – то высшие сословия, то широкие слои парода (а то он говорит о безличности общественного мнения).

Общественный организм представляет собой сложную систему, в состав которой входит множество различных по-своему строению и объему структур. Это и малые группы (семьи, производственные коллективы, спортивные команды), и большие группы (профессиональные, национальные и др.), и социальные институты. В рамках каждой из них и общества в целом вокруг вопросов, затрагивающих интересы структуры, складывается внутреннее мнение. Независимо от того, идет ли речь о первичном производственном коллективе или административном районе, демографической или этнической группе, такое мнение в рамках и по отношению к своей структуре является общественным. Поэтому мы говорим об общественном мнении группы, района, нации, наконец, общества в целом. Причем это всегда мнение большинства (нации, группы, района), т.е. преобладающей части той или иной структуры. Будучи субъектом своего мнения, каждая общность, выступает сосубъектом общественного мнения народа, когда его предмет затрагивает всеобщие интересы (например, война).

Общественное мнение не является мнением всех взрослых членов общества. В обществе (или в группе, районе, нации) всегда найдется определенное количество индивидов, стоящих вне общественного мнения. Это люди, которые имеют собственную позицию, не совпадающую с позицией ни одной общественной группы, а также те, кто не занимает никакой позиции или уклоняется от публичного высказывания своей точки зрения (такое случается в предвыборных опросах).

Субъект общественного мнения представляет собой органическую совокупность отдельных индивидов, объединенных устойчивым интересом и отношениями. Субъект общественного мнения, как правило, одновременно является и носителем, и выразителем мнения. Так, бастующие учителя, шахтеры выступают и носителями, и выразителями мнения своих профессиональных групп. Иногда, когда мнение еще не обрело больших масштабов, его выражает какая-то одна группа. Например, группы зеленых раньше других выразили потребность в экологически чистой среде обитания. Постепенно это мнение стало общечеловеческим.

Объект общественного мнения – это то, по поводу чего складывается и выражается оценка, отношение. В принципе объектом общественного мнения может быть любое явление, факт, процесс и т.д.; в этом смысле объект высказываний общественного мнения неограничен. Мнение имеет равную возможность и проявляет равное стремление судить и об экономической реформе, и о падении нравов, и о поведении видных политиков. Вместе с тем отнюдь не всякое событие, явление и т.д. становится объектом мнения, а лишь то, которое представляет какой-либо интерес для группы либо общества. За интересом, как известно, всегда стоит определенная потребность, которая выражает необходимость в изменении условий существования данного субъекта. Чем более жизненно важные интересы субъекта мнения затрагивает объект, чем настоятельнее необходимость их удовлетворения, тем сильнее проявляется процесс образования общественного мнения, тем активнее это мнение заявляет о себе. Таким образом, только при наличии общей заинтересованности людей то или иное явление действительности реально становится объектом общественного мнения. Это отмечают и зарубежные, и отечественные исследователи.

Кроме общественной значимости объект мнения должен отвечать критериям:

дискуссионности, т.е. относительно объекта мнения должны существовать многозначные суждения, различия в подходе;

компетентности – для образования суждений о чем-либо людям необходим определенный уровень знаний, информированности об объекте мнения.

По степени сложности объекты общественного мнения делятся на объекты-факты, объекты-события, объекты-явления (процессы).

Структура общественного мнения включает ряд компонентов:

  • 1. Рациональный компонент складывается из конкретных знаний о фактах и событиях, которые стали объектом общественного внимания.
  • 2. Эмоциональный компонент представляет собой совокупность массовых настроений, социальных чувств по поводу объектов общественного мнения.
  • 3. Оценочно-ценностный компонент, или социальная оценка, складывается в результате взаимопроникновения рационального и эмоционального компонентов.
  • 4. Волевой компонент. Кроме оценок, суждений, общественное мнение содержит в себе активное начало, от которого зависит переход от суждения к действию. Таким началом служат воля, общественные волевые побуждения. Таким образом, волевой компонент выражает стремление субъекта к практическому осуществлению оценочных суждений, представленных в общественном мнении. Воля отражает готовность субъекта проводить в жизнь свою позицию. Тем самым волевые начала способствуют превращению общественного мнения из преимущественно духовного образования в духовно-практическое, стимулирующее практическую деятельность людей.

Все названные компоненты структуры общественного мнения тесно взаимодействуют, обусловливая его качественное своеобразие.

Как отмечалось выше, общественное мнение представляет собой не только совокупность оценочных суждений по поводу какого-либо объекта. Очень часто в условиях современных обществ с их достаточно развитым массовым сознанием, системой массовых коммуникаций, представительной демократией оно выступает в качестве социального института. Сложившееся, стабильное, функционирующее мнение соответствует общим признакам социального института, таким как:

  • 1) статусы и роли субъектов, вступающих в отношения, которые приобретают устойчивый характер;
  • 2) регламентация и контроль за взаимодействием субъектов;
  • 3) более или менее формализованная организация;
  • 4) социально значимые функции, выполняемые институтом в обществе.

Субъектную структуру института общественного мнения составляют:

субъекты общественного мнения – общности разных типов; субъекты выражения общественного мнения (ими могут быть непосредственно сами субъекты мнения и специализированные субъекты, например СМИ);

субъекты изучения общественного мнения (научно-исследовательские, маркетинговые структуры, социологические центры, занимающиеся диагностикой массового сознания);

субъекты формирования, продуцирования мнения, которые целенаправленно воздействуют на массовое сознание; субъекты использования общественного мнения при выработке и принятии политических, управленческих и иных решений (участники политических и управленческих процессов);

субъекты регламентации деятельности в сфере функционирования института общественного мнения (в их число входят органы законодательной и исполнительной власти, устанавливающие порядок функционирования института общественного мнения в обществе).

Все перечисленные субъекты имеют определенные статусы, роли, права и обязанности, осуществляют оценочную деятельность и деятельность по формированию, выражению, изучению оценок.

Общественное мнение как социальный институт содержит специфические нормы и предписания, как формальные, так и неформальные.

Формальные нормы . В их круг входят Конституция, а также система различных законодательных актов.

Конституция определяет характер института общественного мнения в конкретном обществе, право граждан на информацию, свободное выражение мнений, закрепляет статус общественного мнения, показывает, как государство намерено учитывать интересы и оценки.

Система законодательных актов включает в себя законы о референдуме, выборах, средствах массовой информации, регламентации форм выражения общественного мнения – демонстраций, митингов, шествий.

В нормативную систему, задающую условия существования общественного мнения, входят различные законодательные и подзаконные акты , которые устанавливают порядок использования общественного мнения при выработке и принятии общественно значимых хозяйственных и политических решений органами управления.

Неформальные (моральные) нормы являются существенным элементом нормативной системы общественного мнения. Многочисленные неформальные нормы и предписания не менее жестко определяют условия выражения и использования общественного мнения. Таковы предписания общин у разных народов, неформальных групп, различных социальных слоев, положения неписаных профессиональных кодексов.

Общественное мнение выполняет в социуме ряд тех же функций , что и другие социальные институты: обеспечивает социальную интеграцию, регулирует деятельность социальных субъектов, способствует воспроизводству сложившейся системы отношений, трансляции социального опыта и коммуникаций. Институт общественного мнения усиливает взаимозависимость и взаимоответственность социальных субъектов через нормы, правила и систему ролей, способствует консолидации усилий, обеспечивает конформность (согласованность) личных целей индивидов с целями других людей. Будучи социальным институтом, общественное мнение вырабатывает шаблоны поведения, которые направляют действия людей в установленное русло. Нередко человек поступает в соответствии со стандартами мнения вопреки собственному желанию. Общественное мнение универсально в качестве регулятора, ибо присутствует в любых сферах деятельности и отношений, на любых уровнях структуры общества.

Институционализированное мнение закрепляет определенные отношения и содействует их сохранению и трансляции, тем самым институт мнения обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.

Институт общественного мнения отличается от других социальных институтов тем, что действует во всех сферах жизни общества, поэтому его невозможно рассматривать однозначно либо как политический, либо как экономический институт, либо как институт только духовной сферы. Как отмечают современные исследователи общественного мнения, в рамках предметной классификации социальных институтов ему трудно найти место. Данный институт в определенных условиях может выполнять функции политического, экономического или духовного института. Уместнее отнести институт общественного мнения к неформальным институтам общества, поскольку чаще всего он упорядочивает, регулирует поведение социальных субъектов через систему неформальных норм.

Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.

Дело в том, что общественное мнение существует не в любом обществе, так как оно не есть просто сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей.

Ядром работы PR работы является воздействие на состояние общественного мнения.

Большинство акций PR проводятся с целями:

  • 1) убедить людей изменить свое мнение по какому-либо вопросу, продукту или организации;
  • 2) сформировать общественное мнение, когда его нет;
  • 3) усилить уже существующее мнение общественности.

Общественность - это группа людей, во-первых, оказавшихся в аналогичной неразрешенной ситуации, во-вторых, сознающих неопределенность и проблематичность ситуации, и, в-третьих, реагирующих определенным образом на создавшуюся ситуацию.

Общественное мнение - это такое состояние общественного сознания, которое выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы.

Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной в слух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института.

Общественное мнение - это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. Общественное мнение - это консенсус.

Сформированное отношение человека к чему-либо проявляется в форме мнения. Отношение можно рассматривать как оценку человеком какой-либо конкретной проблемы или вопроса. Отношение определяется рядом факторов:

  • 1) личные - физические и эмоциональные компонента индивидуума, включая возраст, общественный статус, физическое состояние;
  • 2) культурные - жизненный стиль конкретной страны (Россия, США или Япония) или географического района (городского или периферийного). Политические кандидаты национального масштаба обычно апеллируют к культурным характеристикам конкретных регионов страны;
  • 3) образовательные - уровень и качество образования человека. Апеллирование, обращение к современной образованной аудитории требует все более сложных коммуникаций;
  • 4) семейные - учитывающие происхождение людей. Дети часто приобретают мировоззренческие особенности родителей еще в раннем возрасте и сохраняют их в дальнейшем;
  • 5) социальный класс - позиция в обществе. Изменение социального статуса людей влечет изменение их отношений. Так, студенты учебных заведений могут изменить свое отношение к общественным явлениям после вхождения на рынок труда и начала профессиональной деятельности;
  • 6) этническая принадлежность как стиль жизни.

Научная традиция, связывающая существование в обществе института общественного мнения со свободой в общественной жизни, идет еще от Гегеля, который, в частности, писал в «Философии права»: «Формальная субъективная свобода, состоящая в том, что единичные лица как таковые имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно них, проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением». Подобная свобода возникает лишь в обществе, в котором существует не зависящая от государства сфера частных (индивидуальных и групповых) интересов, т. е., сфера отношений, составляющих гражданское общество.

Общественное мнение в его современном значении и понимании появилось с развитием буржуазного строя и формированием гражданского общества как сферы жизни, независимой от политической власти.

В средние века принадлежность человека к тому или иному сословию имела непосредственное политическое значение и жестко определяла его социальную позицию. С зарождением буржуазного общества на смену сословиям пришли открытые классы, состоящие из формально свободных и независимых индивидов.

Наличие таких свободных, независимых от государства индивидов, индивидов-собственников (пусть даже это собственность только на свою рабочую силу) - необходимая предпосылка формирования гражданского общества и общественного мнения как его особого института.

В условиях тоталитарного режима, где все социальные отношения жестко политизированы, где нет гражданского общества и частного индивида как субъекта независимого.

То есть, не совпадающего со стереотипами господствующей идеологии, гласно выражаемого мнения, там нет и не может быть общественного мнения.

В этом смысле наше общественное мнение - это дитя эпохи гласности, имеющее очень небольшой по историческим меркам опыт существования. За годы перестройки наше общество очень быстро прошло путь от приказного единомыслия через так называемые гласность и плюрализм мнений к реальному политическому плюрализму и свободе слова.

За этот период сформировалось и независимое в своих оценках и суждениях общественное мнение.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png