Термин «Задержка психического развития » определяет целый ряд трудностей и проблем, имеющих разные причины, но одну общую характеристику - отставание в развитии эмоциональной и/или познавательной сферы от возрастной нормы. В отличие от стойкого недоразвития (умственной отсталости) речь идет лишь о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу, реже это отмечается в дошкольном учреждении. Задержка психического развития ребенка может выражаться в явном несоответствии игровых и познавательных интересов своему возрасту, недостаточной осведомленности малыша и незрелости мышления, неадекватных возрасту эмоциональных реакций (инфантилизм), быстрой пресыщаемости практически любыми интеллектуальными занятиями, в трудностях школьной адаптации и успеваемости.

Рассмотрим варианты задержки психического развития ребенка (по К. С. Лебединской):

Задержка психического развития (ЗПР) конституционального типа

При этой форме отставания в развитии эмоциональная сфера и внешний облик ребенка находятся как бы на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более младшего возраста. Это проявляется в яркости и живости эмоций, преобладании спонтанных реакций в поведении, игровых интересах, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, но быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе у них часто возникают трудности, связанные с малой направленностью на длительную интеллектуальную деятельность (на занятиях они предпочитают играть), так и неумением подчиняться правилам дисциплины. В дальнейшем незрелость эмоциональной сферы может привести к затруднениям социальной адаптации, а неблагоприятные условия жизни - способствовать патологическому формированию личности по неустойчивому типу.

Такая «инфантильная» конституция может быть сформирована в развитии ребенка на первом году жизни как результат перенесенных негрубых, большей частью обменно-трофических заболеваний.

Соматогенная задержка психического развития

При этой форме ЗПР на первый план выступает эмоциональная незрелость ребенка, обусловленная длительным, нередко хроническим заболеванием детского организма, пороками развития сердца и т.д. Хроническая физическая и психическая астения (инактивность) тормозит развитие активных форм деятельности, способствуя формированию таких черт личности, как робость, боязливость, неуверенность в себе. Эти свойства также усугубляются «щадящим» режимом ограничений и запретов, создаваемых окружающими больному или физически ослабленному ребенку. Болезнь и условия гиперопеки как бы притормаживают эмоциональное развитие ребенка, заставляя его почувствовать себя беспомощным и слабым.

Задержка психического развития психогенного происхождения

Связана с неблагоприятными условиями развития и воспитания детей. При раннем возникновении и длительном действии психотравмирующего фактора развитие ребенка может приобрести патологический характер, вызывая отставание, нарушения и отклонения, как в познавательной, так и в эмоциональной сфере.

Попробуем выделить основные психотравмирующие факторы:
В условиях безнадзорности может формироваться патологическое развитие личности ребенка с ЗПР по типу психической неустойчивости. Такие дети не умеют тормозить свои эмоции и желания, импульсивны в поведении, у них отсутствует чувства долга и ответственности. За счет этого им очень бывает очень сложно сосредоточиться на занятиях, что приводит к школьной неуспеваемости и, как следствие этого, желание самоутвердиться в другой области (что как правило носит асоциальный и разрушительный характер).

Условия гиперопеки часто приводят к задержке эмоционального развития ребенка, проявляющегося в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевому усилию и труду. В дальнейшем это может перерасти в безответственность и неспособность самостоятельно принимать решения. Чрезмерная опека как бы постоянно напоминают ребенку о том, что он маленький, слабый, сам ни на что не способен. Все это значительно тормозит развитие волевых качеств и эмоциональности малыша. Такие дети могут неплохо успевать в школе, если на них оказывается постоянное давление извне, но самостоятельно заниматься, соотнося существующие требования и собственные желания, им бывает очень сложно.

Задержка психического развития церебрально-органического генеза

В отличие от вышеописанных вариантов ЗПР, при ЗПР церебрально-органического генеза отставание в развитии ребенка затрагивает почти все сферы. Признаки отставания отмечаются уже в раннем развитии, но очевидными становятся в детском саду или при поступлении в школу.
Причинами возникновения ЗПР церебрально-органического типа служат:
патология беременности и родов ребенка, перенесенные в раннем возрасте инфекционные заболевания, интоксикации, травмы нервной системы в первые годы жизни. В зависимости от очага и времени повреждения, задержка развития будет иметь различный характер.

Такие проявления как быстрая утомляемость, повышенная чувствительность к интенсивности внешних воздействия, нарушение работоспособности, снижение объема внимания, повышенная возбудимость и быстрая пресыщаемость любыми видами деятельности, тревожность, страхи и весь комплекс невротических расстройств указывают на заинтересованность в патологическом процессе подкорковых, стволовых и базальных лобных систем.

В случае у развивающегося ребенка дисфункции на корковом уровне страдают познавательные функции: восприятие (зрительное, слуховое, тактильное), пространственные представления, речь и мышление, внимание, память.

Церебрально-органическая недостаточность определяет структуру задержки психического развития ребенка в виде явлений незрелости познавательных и эмоционально-волевых процессов. При этом варианте ЗПР наблюдается отличный от вышеописанных тип эмоциональной незрелости, так называемый органический инфантилизм. В отличие от психики ребенка более младшего возраста и конституционального инфантилизма, при органическом инфантилизме эмоции характеризуются отсутствием живости и яркости, некоторой примитивностью и плоскостью. При явном преобладании игровых интересов над учебными, в играх этих детей отмечается однообразие, отсутствие творчества и слабость воображения.

Все вышеописанные формы ЗПР можно разделить на две группы:

1. преобладание эмоциональной незрелости, что часто приводит к отставанию в познавательной сфере;

2. отставание в познавательной сфере, что приводит в дальнейшем к отставанию эмоционального развития

Необходимо отметить, что задержка психического развития в отличие от стойкого недоразвития (умственная отсталость) имеет положительный прогноз при своевременной коррекции эмоциональных и познавательных отклонений.

Почему так важно вовремя приступить к коррекции имеющихся трудностей, какие специалисты могут помочь в определении структуры ЗПР и дальнейшей коррекционно-развивающей работе?

Значение своевременной помощи в преодолении ЗПР

Психическое развитие ребенка тесно связано с развитием мозговых структур, образованием новых внутримозговых ансамблей и систем. Каждая психическая функция (память, внимание, речь и др.) имеет закономерный, наиболее благоприятный период своего становления. Нормальное психическое развитие ребенка зависит от двух основных факторов:

Первое - это нейробиологическая зрелость зон мозга, обеспечивающих ту или иную функцию

Второе - адекватная данному этапу развития ребенка стимуляция и запрос на эту функцию со стороны ближайшего окружения. Исследования и наблюдения ученых указывают на то, что в обедненных неблагоприятных условиях велика вероятность того, что развитие нормального с точки зрения состояния мозговой и нервной системы ребенка, примет неблагоприятный характер. Также верно и следующее: стимулирующее, определенным образом организованное развивающее воздействие может видоизменять мозговую организацию психических процессов и функций, нормализуя развитие.

Почему так важно своевременно обратиться за помощью к специалистам?

Созревание и максимально благоприятное время для развития отдельных функций происходит в определенные периоды развития ребенка.

Так для формирования речи - это период от 1 до 3-5 лет . При нормативном развитие, к 4-5 годам дети уже способны использовать в речи сложные предложения, по разному общаться с более младшими и старшими. К этому возрасту значительно обогащается словарный запас и речь приобретает развернутый характер, ребенок способен вести диалог. А если ребенок не заговорил до 8-9 лет , то шансов на возникновение речи уже почти нет. Это обусловлено тем, что к этому возрасту зоны мозга, обеспечивающие речепроизношение, оканчивают свое развитие.

Развитие памяти характеризуется несколькими показателями: объемом запоминания, прочностью хранения и избирательностью воспроизведения. В возрасте 5-7 лет память «набирает обороты», что происходит за счет формирования межсистемных мозговых связей. К 7-ми годам ребенок способен запомнить 10 слов после 5 предъявлений и 7 слов при отсроченном воспроизведении.

Развитие наглядно действенного мышления (складывание пазлов, собирание моделей и конструкторов) к 6 годам достигает такого уровня, что ребенок может справиться с заданием, соотнося свои действия с картинкой или схемой. Уже к 7-ми годам дети могут справляться с конструктивными заданиями, опираясь на представления, т. е. им необязательно постоянно ориентироваться на образец. К 6-7 годам ребенок обычно уже самостоятельно может строить логические связи между предметами и явлениями и объяснять их (на доступном этому возрасту уровне), выполнять задания на классификацию и сортировку предметов и изображений.

Что касается произвольной регуляции собственной деятельности и поведения, развития самоконтроля , то эти способности формируются лишь к подростковому возрасту, что связано с поздним созреванием передних отделов мозга, отвечающих за эти функции.

Здесь мы не будем детально рассказывать про особенности и этапы развития всех психических функций, а остановимся на том

Какие шаги стоит предпринять, если вы видите, что ваш ребенок отстает в развитие.

Необходимо определить характер и причины отставания, а для этого необходима дифференциальная диагностика наблюдаемых явлений.

Для выявления общих психологических механизмов, лежащих в основе недостаточности познавательной деятельности (нарушения внимания, плохая память, недоразвитие речи, отвлекаемость, недостаточность мышления и др.), наиболее адекватным является нейропсихологическое исследование. Нейропсихолог сможет оценить развитие отдельных психических процессов, выделить сильные и слабые стороны в развитие ребенка, а также определить первичные и вторичные механизмы, по которым осуществляется отставание. Все это поможет определить, в чем основная причина имеющихся трудностей. А знание сильных и слабых сторон позволит специалисту дать рекомендации родителям по дальнейшему развитию ребенка или же предложить программу коррекционно-развивающих занятий.

В случае, когда ведущим в отстающем развитии является эмоциональная незрелость и инфантилизм, лучше обратиться за консультацией к детскому или семейному психологу. Проведя диагностику и наблюдение за поведением ребенка, психолог предложит рекомендации по воспитанию и занятиям с вашим ребенком.

Необходимо особенно подчеркнуть, что эффективность коррекционно-развивающих занятий во многом зависит от сотрудничества родителей и специалистов, обсуждения динамики развития ребенка, выполнения домашних заданий и рекомендаций .

Тема личностного роста не утрачивает популярности уже с десяток лет, до этого психологи говорили о развитии детей. Взрослый человек должен непрерывно совершенствоваться, чтобы сохранять позиции и не выпасть из бурного течения жизни. Что тормозит личностное развитие.

Всё чаще можно слышать и в средствах массовой информации, и на телевидении, что необходимо создавать условия для личностного развития.

И если прежде речь шла о развитии личности ребёнка, школьника, то гораздо актуальнее может звучать сейчас вопрос о том, что тормозит личностное развитие взрослого человека в продолжение всей его жизни.

Ещё корифеи отечественной психологии, такие как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, уделяли огромное внимание развитию личности ребёнка. Новорожденный младенец и ребёнок первого года жизни абсолютно эгоцентричен в проявлениях своего характера: он воспринимает мир исключительно через собственные желания, к удовлетворению которых и стремятся все взрослые.

Однако с возрастом уже дошкольник и школьник начинает осознавать себя некой частью мира, а значит, отводит для себя место под солнцем.

И если родители и педагоги прикладывают к формированию личности ребёнка много сил, то он впоследствии становится более организованной и высокоразвитой личностью. И этой проблеме всё больше родителей уделяет особое внимание.

Но когда человек взрослеет, определяется с выбором профессии, начинает строить свою жизненную модель, заводит семью - словом, начинает самостоятельное движение по жизненному пути, происходит затормаживание личностного развития и даже потеря собственного "я".

Как часто взрослые уже люди с вполне успешной биографией, добившиеся в жизни немалых успехов, вдруг в какой-то момент осознают собственную ненужность, невостребованность обществом.

Психологи склонны объяснять такую закономерность тем, что у подобных людей появляются своеобразные "тормоза" личностного развития, что и приводит в конечном итоге к ощущению потери собственной личности.

1. Скука

Именно скука становится тормозом развития в любом возрасте. Как ни вспомнить детей, которые не хотят ничего узнавать, потому что им скучно. Погасшие детские глаза - это печально.

Но и для взрослого это катастрофа. Скука убивает любопытство. А ведь любопытство - это своеобразный пусковой механизм любого действия. Только любопытство способно заставить решиться человека на смелый эксперимент, проверить что-то на личном опыте или заняться поиском новых путей решения уже известной задачи.

Поэтому нельзя терять интерес даже к знакомым и привычным вещам. Нужно стараться находить что-то новое, тогда интерес не угаснет и скука вас не одолеет.

2. Однообразие

Александр Пушкин, описывая в своём известном романе "Евгений Онегин" один день из жизни главного героя, использовал очень о многом говорящую фразу:

И завтра то же, что вчера...

Да, именно однообразие во всём, что окружает человека, останавливает какое бы то ни было развитие. Однообразие в работе подрывает интерес к ней. Однообразие в сексе убивает страсть. Однообразие в отношениях с друзьями приводит к одиночеству.

Подобную жизнь так и хочется сравнить с жизнью бычка на привязи: он каждый день ходит вокруг одного и того же колышка, ест траву и видит однообразный пейзаж. Бычку легче - он пока не знает другого, к тому же он лишён воображения и разума.

А вот человек, существо разумное, не может довольствоваться монотонностью, поэтому нужно искать новые способы, чтобы отдыхать, развлекаться, прокладывать новые маршруты, путешествовать по разным странам, пробовать экзотические блюда, читать новые книги, смотреть премьеры спектаклей и кинофильмов. В общем, постоянно искать новую пищу для сердца, ума и души. Тогда жизнь будет напоминать яркое кино, где вам отведена главная роль.

3. Поиск лёгких путей

Есть множество песен, стихов, басен, в которых прославляется трудный, извилистый, каменистый путь к вершинам. Те же, кто ищет лёгких путей, привыкает обходить все трудности стороной.

Иными словами говоря, в таком человеке ослабевает воля к победе, и ему не хочется покорять новые вершины. И речь, конечно же, не об альпинистах - у каждого есть в жизни свои высоты, которые нужно покорить, чтобы стать личностью. Только в преодолении жизненных препятствий - путь к развитию. А с вершины путь один - в пропасть.

Если же отвлечься от аллегорических образов, то гораздо важнее общаться с теми людьми, кто с вами спорит, не соглашается, кто говорит вам правду, пусть и нелицеприятную. Ведь личность закаляется и в отстаивании своих собственных интересов - это помогает "снять шоры" с глаз и раздвинуть узкие рамки собственного мышления. Тут требуется всё-таки взгляд со стороны.

4. Промедление

Собственная жизнь - самая главная ценность для каждого. Поэтому не так уж много найдётся людей, рискующих ею понапрасну. Правда, это вовсе не означает, что нужно в жизни быть нерешительным. Однако многие всё-таки предпочитают выдержать паузу, выждать более удобный момент для принятия важного решения.

Такое промедление воистину смерти подобно. Ведь даже короткая пауза может слишком затянуться, удобный момент будет упущен - и тогда прощай, мечта. Не случайно говорят: "Лучше сделать и пожалеть, чем потом пожалеть, что не сделал".

Это означает, что лучше не медлить в нерешительности, не откладывать на потом принятие важного решения. Всё равно его придётся сделать, этот трудный шаг. Главное - реально представлять себе цель, к которой вы идёте. И пусть на пути к ней вы набьёте шишек, зато наберётесь ценного жизненного опыта, который больше никто вам не сможет передать. Многие сравнивают жизнь с суровым учителем, который хорошо учит, но дорого берёт за свои уроки. Пока цена действительно не стала для вас слишком высокой, пора что-то предпринимать.

5. «Мне всё понятно»

Сколько раз эту фразу все слышали от учеников, стажёров, начинающих специалистов. Казалось бы, если всё так хорошо понятно, почему ничего не получается? Скорее всего, внутренний голос в этом случае твердит: "Зачем опять слушать то, что уже и так понятно?" Только на деле оказывается понятно, да не совсем.

Гораздо сложнее с теми, кто имеет за плечами большой опыт. Естественно, они всё уже знают досконально: каждую мелочь, все "подводные камни", все возможные варианты ответов. Но время не стоит на месте, появляются новые технологии, находятся другие способы решения. А опытные люди не хотят принимать новшества, уверенные в правильности только своих методов. Иногда это напоминает упрямство осла, который привык ходить по одной дороге и не желает идти по другой.

А бывает так: цель достигнута, путь решения открыт и понятен, а ощущение победы не приходит. Наоборот, есть ощущение какого-то провала. Человек словно в тупике, и в течение длительного времени ему ничего не хочется делать - опускаются руки. В какой-то мере виновата именно самоуверенность, с которой человек сто раз проходил по одной и той же дороге. Только построили более новую дорогу - прямую, короткую, без ограничения скорости. Может, стоит выучить новые "правила движения"?

6. Обвинение

Чувство вины - это очень важное чувство для человека. Подобное состояние за свою жизнь человек испытывает неоднократно, если у него есть шкала нравственных ценностей, есть свои табу, есть собственное представление о чести и достоинстве. Есть люди, способные испытывать чувство вины за других. Не случайно именно так - "Без вины виноватые" - назвал русский драматург Александр Островский свою пьесу, а советский поэт Александр Твардовский написал своё знаменитое стихотворение "Я знаю, никакой моей вины...".

Однако чересчур рефлексирующие люди во всём всегда обвиняют только себя. Таким людям трудно живётся на свете. Они боятся сделать лишний шаг вправо или влево, боятся проявить инициативу или взять на себя ответственность. О каком развитии личности в таком случае вообще идёт речь?

Но самой ужасной можно считать ситуацию, в которой оказываются такие подчинённые, чей начальник - самодур. Он всегда будет искать виноватых во всевозможных промахах и провалах. А промахи и провалы будут постоянно, ведь люди не могут двигаться вперёд, если их только обвиняют и никогда не находят слов ободрения. Человек так устроен, что он, независимо от возраста и опыта, нуждается всё-таки во внешней оценке. Какой бы высокой ни была его самооценка, ему важно с кем-то или с чем-то сверяться. Иначе можно сбиться с курса и потеряться в бушующем океане жизни.

Самым правильным ориентиром, наверное, можно считать чувство ответственности. Когда личность в ответе за принятие решения, за чью-то жизнь, за выбор верного пути - сомневаться уже не приходится. Нужно делать шаг в неизвестность, совершать прыжок в ничто. Если их совершить с полной мерой ответственности, то и искать виноватых будет просто некогда.

7. Оправдание всему и вся

Обратной стороной чувства вины можно считать стремление всегда и во всём найти оправдание. Странно, что это слово когда-то произошло от слова "правда". По крайней мере, сейчас оправдание для себя ищут как раз люди безответственные, кто боится брать эту самую ответственность на себя.

Те, кто не боится, прилагают максимум усилий, и им не в чем оправдываться. Если же уверенность в том, что вы оказались не в том месте и не в то время, побеждает все доводы рассудка, пора задуматься о переменах в своём личностном развитии. Лучше меняться самому, чтобы мир менялся вместе с вами.

Чувство вины и желание оправдаться - те важные факторы, которые тормозят личностный рост, останавливают правильное развитие. Только боязнь перемен и ложные убеждения перекрывают ваши возможности. Если же вы почувствуете внутреннюю силу, открытие второго дыхания или каких-то скрытых резервов, то это снимет с вас ощущение вины. Если вы начнёте понимать, что именно в ваших силах что-то изменить или получить достойный результат, то это придаст силы и уверенности в себе.

Не случайно когда-то жизненным девизом активной части населения были слова: "Если не я, то кто же? Кто же, если не я?" Много ли сейчас найдётся тех, кто подпишется под этими словами и сделает их своим жизненным кредо? Вряд ли.

И всё-таки, несмотря на внутренний страх, боязнь перемен и многие другие факторы, о которых шла речь выше, нужно расти над собой, меняться, преодолевать в себе негативные качества, "выдавливать по капле из себя раба" (как называл это А. П. Чехов), чтобы не мучиться потом от осознания собственного бессилия, не испытывать мучительный стыд перед теми, кто вам дорог. Чтобы всегда можно было открыто смотреть в глаза любимому человеку, своим детям, а не прятать их в надежде, что они не заметят вашей растерянности или покрасневших от стыда щёк.

Пожалуй, в этом и заключается сущность каждого человека - понимать и принимать всю степень ответственности за жизнь, которая дана свыше, но за которую с тебя и спросят тоже там, перед лицом Вечности.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МПГУ»

Реферат по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» на тему:

Виды условного торможения. Особенности условного торможения у детей.

Выполнил:

студент 1 курса,

115 группы Муршудов Р. Т.

Проверила: доцент

Тупицина Л.П.

Москва 2014 г.

1. Виды условного торможения рефлексов……………………………………………3

1.1. Особенности условного торможения у детей………………………………5

2. Список литературы…………………………………………………………………………..7

Виды условного торможения рефлексов

Условные рефлексы не только вырабатываются, но и исчезают при определенных условиях. И. П. Павлов различал два вида торможения условных рефлексов: безусловное и условное.

Условное (внутреннее) торможение свойственно только клеткам коры большого мозга. Это торможение, как и условные рефлексы, вырабатывается. Основным условием для проявления внутреннего торможения является неподкрепление условного раздражителя безусловным. Например, если у собаки выработан прочный слюноотделительный условный рефлекс на свет, а затем условный сигнал (свет) применять много раз изолированно без подкрепления (без дачи пищи), то выделение слюны постепенно уменьшается и, наконец, прекратится. Условный рефлекс угас - угасательное торможение. Подкрепление условного сигнала безусловным раздражителем восстанавливает условный рефлекс. Однако даже при отсутствии подкрепления условный рефлекс может вновь проявиться после отдыха, при наличии положительных эмоций. Это явление получило название растормаживания условных рефлексов. Быстрее и легче угасают непрочные недавно выработанные условные рефлексы. За счет угасательного торможения Организм освобождается от ненужных, потерявших сигнальное значение условных рефлексов.

За счет торможения условных рефлексов достигается точное и совершенное приспособление организма к условиям существования, уравновешивание.

Различают три вида приобретенного торможения.

Угасательное торможение возникает в том случае, если условный рефлекс не подкрепляется безусловным, если сигнал перестал соответствовать тому, о чем он сигнализировал. Много раз свет лампочки сопровождался кормлением, но вот дан свет – а пищи нет. При достаточном числе таких неподкрепленных сочетаний временная связь придет в состояние внутреннего торможения, и животное перестанет реагировать на свет пищевой реакцией. Однако временная связь при этом не разрушается полностью, а лишь затормаживается. Угасший рефлекс при подкреплении может быть быстро восстановлен.

Биологическое значение угасательного торможения заключается в том, что на сигналы, которые не сопровождаются безусловными рефлексами, животное не развивает бесполезной деятельности. Нетрудно представить себе, что было бы, если бы все образовавшиеся в разное время условные рефлексы, переставшие соответствовать новым условиям, оставались на всю жизнь. Тогда проголодавшаяся собака, например, долго бегала бы «по старой памяти» к пустому дому, жильцы которого когда-то ее покормили. Или вышедшая на охоту лисица бесполезно сидела бы у какой-нибудь пустой норы суслика. От устаревших и бесполезных условных связей высшая нервная деятельность освобождается путем их угасания. Люди расстаются с устаревшими взглядами, когда оказывается, что идущая вперед жизнь не подкрепляет ранее сложившихся у них представлений.

Дифференцировочное, или различительное, торможение развивается, если один сигнал подкреплять пищей или другими важными раздражителями, а другой нет. Тот сигнал, который не подкрепляется, в результате угасательного торможения постепенно начнет вызывать все меньшую и меньшую реакцию, которая, наконец, совсем прекратится. Подкрепляемый же сигнал будет по-прежнему вызывать условную реакцию. В результате животное на одно раздражение будет отвечать действием, на второе – отказом от действия. Дифференцировочное торможение вызывается раздражителем, похожим на условный сигнал, но не связанным с событиями, о которых он предупреждает.

Запаздывательное торможение возникает в том случае, когда подкрепление дается с опозданием. После некоторой тренировки ответная реакция на условный раздражитель наступает не сразу, а лишь после начала действия условного сигнала, к моменту получения пищи или другого биологически важного воздействия. В естественных условиях такое торможение можно наблюдать у кошки, которая подстерегает мышь или птичку. Кошка может сидеть неподвижно многие минуты и даже часы. Появление грызуна не вызывает у кошки немедленной реакции. Она задерживается до наиболее удобного момента. Благодаря запаздывательному торможению хищник может действовать с большими шансами на успех.

Все виды условного торможения имеют огромное значение в жизни человека. Выдержка и самообладание, точное распознавание окружающих нас предметов и явлений, наконец, точность и четкость движений невозможны без торможения.

Есть все основания полагать, что торможение основано не просто на угнетении условных рефлексов, а на выработке особых тормозных условных рефлексов. Центральным звеном таких рефлексов является тормозная нервная связь. Тормозной условный рефлекс нередко называют отрицательным в противоположность положительному условному рефлексу.

Торможение нежелательной реакции сопряжено с большой тратой энергии. Конкурирующие раздражения, а также другие причины, связанные с физическим состоянием организма, могут ослабить процесс торможения и привести к растормаживанию. При растормаживании проявляются действия, которые ранее устранялись процессами торможения.

Факт существования возбуждения и торможения бесспорен. Благодаря этим процессам осуществляется вся высшая нервная деятельность.

Особенности условного торможения у детей

У детей условное торможение развивается довольно рано. Внутреннее торможение вырабатывается, формируется в процессе индивидуальной жизни. Образование внутреннего торможения является сложным нервным процессом, требующим большого нервного напряжения. Формирование тормозного условного рефлекса проходит через так называемое «трудное состояние» (П. К. Анохин), которое возникает в результате неподкрепления ранее установившегося рефлекса.
Наиболее рано формирующимся видом внутреннего торможения у ребенка является «угасание», ярким примером которого служит, например, угасание рефлекса «на положение под грудью». Это «угасание» происходит потому, что часто ребенка брали на руки в «положение под грудью», но не кормили, а разговаривали с ним, ходили по комнате и т. д. Поэтому ранее образованная условная реакция в виде сосательных движений на «положение под грудью» угасает как нерациональная.
Вместо нее формируется более точное приспособление к окружающим условиям. Например, у ребенка образовалась привычка безнаказанно отнимать у другого ребенка понравившуюся игрушку. Если же взрослый отберет у ребенка эту игрушку и отдаст обиженному, ребенок громко заплачет, возбудится. Если ребенок будет знать, что отнятая игрушка никогда не будет оставаться у него, то он перестанет отнимать ее - желание отнять игрушку затормаживается.
Так, в процессе развития ребенка многие ранее сформированные рефлексы угасают, заменяясь другими, более соответствующими новым условиям жизни. При воспитании маленьких детей часто пользуются этой способностью «угасания» в том случае, когда надо отучить ребенка от какой-либо отрицательной привычки, например, от укачивания.
Могут угаснуть и ранее воспитанные положительные формы поведения. Так, например, может угаснуть в больнице ранее сформированный навык чистоплотности, если не поддерживать этот навык. Может угаснуть и потребность в общении, если обращения ребенка не получают положительного подкрепления со стороны взрослых.
В конце 3-го или на 4-м месяце образуется и другой вид внутреннего торможения - дифференцировка, например, на цвет - различение двух цветов (например, зеленого и желтого от красного). Так же рано можно образовать дифференцировку на форму предмета, например, куб отличать от шара.
Узнавание матери в отличие от чужих лиц - образование зрительной дифференцировки, узнавание голоса матери - слуховая дифференцировка. То и другое наблюдается на 5-м месяце жизни. Сначала ребёнок отличает предметы, резко контрастные по своим внешним качествам, позже дифференцировка становится все более тонкой. Если ребенку давали горькое лекарство из чайной ложки, то через несколько приемов он кричит и отворачивается при одном виде этой ложки, хотя к десертной ложке, из которой он получал пищу, ребенок тянется.
На 1-м году жизни появляется и третий вид торможения - «запаздывание», т. е. условная реакция наступает не сразу, а с некоторым запаздыванием. Примером может служить следующее поведение. При переходе к одновременному кормлению двух 7-8-месячных детей первое время оба они при виде ложки открывают рот, ожидая пищу. Впоследствии каждый ребенок не сразу открывает рот, а ждет, когда ложка будет направлена прямо в его сторону.
Постепенно этот вид внутреннего торможения развивается. Например, дети могут сдержаться и не есть конфету (хотя очень хочется), пока не съедят весь обед; терпеливо ждут, пока музыкальный работник подойдет и предложит постучать по бубну. Способность временно затормозить, сдержать свое желание, если оно по каким-либо условиям не может быть выполнено в настоящий момент, имеет большое значение при воспитании характера ребенка, его поведения.
Эту способность надо развивать, воспитывать, однако следует помнить, что ждать, т. е. задерживать реакцию, ребенок может лишь очень недолгое время. Так, например, ребенок 9-10 мес может спокойно подождать, пока воспитательница даст 2-3 ложки пищи другому ребенку, но ждать, пока она будет давать еще и третьему ребенку, он не может. Поэтому детей этого возраста нужно одновременно кормить лишь по двое.
У детей возможно формирование и внутреннего торможения, называемого «условным», т. е. задержка ранее выработанной реакции при каком-либо дополнительном условии, которое в данном случае оказывает тормозящее действие. Например, в присутствии отца ребенок сдерживает свое желание играть предметом, который отец запрещает брать, но которым ребенок может играть в отсутствие отца. Присутствие отца является тормозом. Очень рано таким тормозом может стать слово «нельзя». Если слово «нельзя» всегда сопровождается со стороны взрослого прекращением начатого ребенком действия, то оно становится тормозом по отношению к недозволенной реакции.
Наряду с указанными четырьмя видами имеется еще «высшее» торможение (П. К. Анохин) - тормозящее действие коры головного мозга на подкорковую деятельность.
Значение внутреннего торможения при воспитании ребенка очень велико. Этот вид торможения обеспечивает тонкое приспособление к сложившейся обстановке, устраняет деятельность, неадекватную окружающим условиям.
Итак, в раннем детстве формируются как положительные, так и отрицательные тормозные условные рефлексы, которые являются физиологической основой многих навыков, действий, воспитания различных правил поведения.

Список литературы

1. Физиология / Под ред. С.А. Георгиевой. – 2-е изд. – Ф48 М.: Медицина, 1986. – 400 с.

2. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина - М.: Медицина, 1977. – 120 с.

Пройдет много лет, прежде чем ребенок станет взрослым человеком, овладеет могучим оружием творческого мышления, научится создавать материальные ценности, передавать свой опыт другим людям. Сейчас ребенок в возрасте до года способен совершать только самые простые, самые примитивные действия. Это реакции, унаследованные от родителей, неосознанные и выполняемые как бы автоматически.

Если мы, например, направим струю воздуха на глаза ребенка, веко начнет мигать, и это будет продолжаться до тех пор, пока не прекратится раздражение. Так проявляется оборонительная реакция, которая защищает глазной аппарат от неприятных, а тем более вредных воздействий.

Если же теперь дотронуться каким угодно предметом, хотя бы пальцем, до губ ребенка, то они тотчас же начнут совершать сосательные движения. Здесь проявляется пищевая реакция младенца. Обе эти реакции, наряду с другими, врожденные и происходят при наличии раздражителя автоматически и непроизвольно. Такого рода реакции были названы великим русским физиологом Иваном Петровичем Павловым безусловными рефлексами. Но что означает это понятие?

Особенности нервной системы ребенка до года (в т. ч. новорожденного)

Безусловные рефлексы новорожденных детей

Безусловные рефлексы врожденны и неизменны. Слово «рефлекс» означает ответную реакцию, возникающую при действии соответствующего раздражителя. А определение «безусловный» указывает на то, что этот рефлекс не приобретен в процессе жизни, а является наследственным и имеется в готовом виде уже у новорожденного. Он проявляется каждый раз, когда возникает какое-нибудь внешнее раздражение, например струя воздуха в случае мигательного рефлекса.

Конечно, безусловными рефлексами обладают не только новорожденные. Многие из них сохраняются у человека в течение всей его жизни. Имеются они, конечно, и у животных.

Некоторые безусловные рефлексы детей прямо свидетельствуют о том, что человек является продуктом длительного развития живой материи. Так называемый робинсоновский рефлекс явно говорит о том, что ближайший предок человека - обезьяна: если положить новорожденному на ладонь какой-либо стержень, то ребенок ухватится за него с такой силой, что его можно поднять на воздух; младенец может висеть в таком положении минуту и более. Совершенно ясно, что этот рефлекс унаследован еще с той поры, когда предки человека обитали на деревьях, а детеныши их должны были уметь крепко держаться за ветви.

Итак, безусловный рефлекс есть врожденная и закономерная реакция организма на внешнее воздействие. Запас таких рефлексов абсолютно необходим животному и человеку. Если бы у животных и людей с самого рождения, с первых минут и часов жизни, не было некоторых безусловных рефлексов, они не смогли бы выжить.

Условные рефлексы - основа обучения детей

Формирование условных рефлексов у детей. Оказывается, для того чтобы выжить и успешно развиваться, одних безусловных рефлексов недостаточно. Ведь обучение, то есть усвоение новых «правил поведения», было бы невозможно, если бы у новорожденного была только система безусловных рефлексов,- эти рефлексы неизменны и перестройке не поддаются. Здесь-то на помощь организму и приходит механизм так называемых условных рефлексов, которые, в отличие от безусловных, не передаются по наследству, а вырабатываются в процессе жизни данного организма в зависимости от тех обстоятельств, в которые он попадает.

Что же такое условный рефлекс? Чем он отличается от безусловного, какую играет роль в жизни животных и человека? Каковы условия его формирования? Посмотрим на примере поведения ребенка в первые дни и месяцы его жизни.

Среди безусловных рефлексов, имеющихся у новорожденного, важное место занимает сосательный рефлекс: при кормлении грудью и при поднесении предмета ко рту губы начинают совершать сосательные движения. При этом все остальные его движения прекращаются, ребенок при кормлении как бы «замирает». К концу 1-го месяца мы начинаем, однако, замечать, что ребенок «замирает», открывает рот и начинает совершать сосательные движения не только при кормлении, но уже несколько раньше, когда еще только происходит подготовка к акту кормления.

У ребенка образовался условный рефлекс на положение его тела; выработался он потому, что каждый раз перед кормлением его клали определенным образом. В конце концов это положение тела под грудью стало как бы сигналом последующего кормления, и пищевой рефлекс возникает теперь у ребенка не только при безусловном раздражении его губ, но и при том условном, которое ему предшествует.

В данном случае условным раздражителем служит комплекс кожных, мышечных и других ощущений, возникающих у новорожденного, если положить его так, как нужно для кормления. Но, конечно, условным сигналом может стать и любой другой раздражитель, например слуховой или зрительный. Так оно и происходит в дальнейшем: через 2-3 месяца ребенок начинает открывать рот и делать сосательные движения уже при одном только виде груди, то есть к этому моменту выработался условный рефлекс на зрительный раздражитель. При этом прежний условный рефлекс на положение тела постепенно угасает.

Таким образом, основной смысл условного рефлекса в том, что он позволяет организму заранее подготовиться к необходимым реакциям, не дожидаясь непосредственного действия безусловного раздражителя: ребенок «замирает» и открывает рот при одном только виде груди матери. Слюнные железы человека выделяют слюну уже при виде продукта, а не только тогда, когда пища находится во рту, и т. д. Благодаря этому открываются широкие возможности для приспособления живого существа к постоянно изменяющимся условиям его существования.

Условные рефлексы обладают некоторыми интересными особенностями. Вот одна из них.

Маленького ребенка поцарапала кошка; теперь он старается держаться подальше от нее: у него образовался условный рефлекс на вид «опасного животного». Но любопытно то, что с этих пор малыш обходит стороной не только кошку, но и щетку, и новую игрушку - плюшевого медвежонка, и даже меховую шубу. В чем тут дело? Ведь все эти предметы сами по себе совершенно безобидны и вреда причинить не могут. Теория условных рефлексов дает ответ на этот вопрос.

Ребенка поцарапала кошка. Естественно, ее внешний вид стал для него условным сигналом возможной опасности и вызывает теперь защитную реакцию: ребенок избегает прикосновения к кошке. Но этим дело не ограничилось. Все, даже отдаленно похожие предметы, стали вызывать ту же оборонительную реакцию.

Это произошло потому, что процесс возбуждения, вызванный вполне определенным условным раздражителем - видом «опасного животного», как говорят физиологи, иррадиировал, то есть распространился по коре больших полушарий мозга. Таким образом, кора больших полушарий, куда приходит возбуждение от всех раздражителей, вначале как бы смешивает их, принимает все за один и тот же. Все скоро встает на свои места, и условный рефлекс будет проявляться только под воздействием подкрепленных условных раздражителей, а все другие, даже очень похожие, реакции уже не вызовут.

Каким же образом происходит это различение, или, как говорят ученые, дифференцирование раздражителей, важных для организма, от таких раздражителей, которые для организма безразличны, по крайней мере в данный момент? Оно достигается благодаря процессу торможения.

Особенности торможения условных рефлексов у детей

Торможение - антипод возбуждения. До сих пор речь шла лишь о процессе возбуждения, посредством которого клетки головного мозга управляют рефлексами, реакциями, действиями. Процесс торможения выполняет задачу «задерживания», затормаживания тех реакций, совершать которые в данных условиях нецелесообразно или невыгодно.

Важность этой основной функции тормозного процесса очевидна. Рассмотрим случай так называемого внешнего торможения, или, иначе, безусловного, так как оно, подобно безусловным рефлексам, присуще нервной системе животного и человека от рождения. Этот вид торможения состоит в прекращении текущей деятельности при наличии каких-нибудь новых, необычных или сильных раздражителей.

Плачущий ребенок тотчас забывает о слезах, если ему показать новую игрушку,- здесь действует тормозной процесс, который возникает вокруг нового очага возбуждения и затормаживает все другие. Тот же процесс происходит в центральной нервной системе и тогда, когда мы отвлекаемся от какого-нибудь занятия- при сильных звуках или иных раздражителях. Это часто мешает нам работать. Но с биологической точки зрения подобное отвлечение выгодно организму. Ведь в таких случаях головной мозг переключается на новое раздражение для того, чтобы исследовать его, оценить, подготовиться к возможному изменению обстановки. А для этого нужно отвлечься от прежней деятельности.

Столь же целесообразен и полезен для организма основной вид торможения - внутреннее или условное. Условным оно называется потому, что оно, как и условные рефлексы, не врожденное, а вырабатывается при определенных условиях в процессе жизни. Этот вид торможения выполняет различные функции. Одна из них заключается в том, чтобы помочь организму дифференцировать, отделить значимые, подкрепляемые сигналы от незначимых.

Нужно подкреплять тот раздражитель, на который мы хотим выработать рефлекс, и не подкреплять все остальные. Если мы, действуя очень осторожно, дадим ребенку возможность убедиться в том, что шапка и шуба не царапаются, то он перестанет их бояться, и это произойдет в силу развившегося дифференцировочного торможения.

Обучение, как и всякий другой сложный навык, требует участия торможения. Тем более велика роль этого процесса на последующих этапах жизни подрастающего и взрослого организма. Можно, пожалуй, сказать, что развитие нервной системы есть прежде всего развитие процесса торможения.

Сон - это то же торможение, или Почему утро вечера мудренее?

Нет необходимости говорить о том, какое важное значение имеют все проявления тормозного процесса для нормальной работы нашей нервной системы. Возьмем, к примеру, сон. По Павлову, сон - это торможение, которое сначала возникает в небольшой группе нервных клеток и, постепенно распространяясь на другие все более отдаленные клетки, в конце концов захватывает их все.

Наш обычный каждодневный сон - результат такого торможения. В течение дня работает множество клеток нашего головного мозга. В тех из них, которые подверглись наибольшему утомлению, в определенный момент возникает торможение, охраняющее нервную клетку от переутомления и истощения. Этот процесс торможения с одних клеток переходит на другие, и человек засыпает.

Во время сна нервные клетки мозга восстанавливают свои ресурсы, и на утро человек просыпается отдохнувшим, готовым к работе. Таким образом, торможение выполняет важнейшую охранительную и восстановительную роль. Начиная с первых моментов жизни, оно участвует в работе нервной системы, действуя в неразрывной связи со своей противоположностью - процессом возбуждения.

Ходьба, которой ребенок учится к концу 1-го года жизни,- хороший пример взаимодействия возбуждения и торможения. Она представляет собой цепь условных рефлексов, сливающихся в едином акте строго согласованной деятельности различных мышц тела, В то время как происходит смена напряжения и расслабления мышц ног и туловища, в центральной нервной системе, управляющей этой мускульной деятельностью, чередуются и переплетаются, как в мозаичном узоре, процессы возбуждения и торможения; их взаимодействие и дает в итоге акт высокого двигательного согласования - ходьбу. Взрослому человеку ходьба кажется совершенно автоматическим актом (раньше ее считали даже цепью безусловных рефлексов). Однако на самом деле ходьбе напо

Знание особенностей нервной деятельности детей помогает воспитанию

Во всех приведенных примерах речь идет только о самых маленьких детях. Но эти закономерности высшей нервной деятельности продолжают работать, когда дети вырастают и становятся взрослыми.

Анализируя так называемую психическую жизнь человека любого возраста, то есть его мышление, чувства, навыки и т. д., мы всегда можем обнаружить физиологическую основу ее в виде процессов высшей нервной деятельности. Иногда эта физиологическая основа изучена больше, иногда - меньше, но никогда не бывает, чтобы психические процессы протекали без участия механизмов высшей нервной деятельности.

Зная закономерности нервной системы, можно легче понять и объяснить многие особенности поведения людей - как взрослых, так и детей. Всем известно, например, что у ребят после длительного сосредоточения на уроке или на домашних занятиях бывает прямо-таки «взрыв» двигательной активности: дети как будто беспричинно бегают, скачут, борются и т. д. Но порицать их за это нельзя; ведь мускульное возбуждение здесь вполне естественно после того торможения двигательной сферы, которому дети подвергались во время урока.

Другой пример. Дети часто бывают невнимательны при выполнении уроков - отвлекаются, переключаются на другие занятия. В некоторых случаях неустойчивость внимания школьника определяется особенностями его нервной системы. Специальные исследования, проведенные психологами, показали, что люди с так называемой слабой (то есть маловыносливой, легко утомляющейся) нервной системой часто не могут по-настоящему сосредоточиться на работе при посторонних шумах, разговорах и т. д. Это происходит потому, что нервная система их более чувствительна и уязвима для всяких воздействий. Люди такого типа нуждаются в более благоприятных условиях для работы, чем люди с сильной, выносливой нервной системой. Это особенно относится к детям. Школьникам со слабой нервной системой следует создавать для работы дома хорошие условия; тишина, частый отдых, правильный режим могут значительно повысить их работоспособность.

Особенности нервной системы ребенка до года (в т. ч. новорожденного): речевые сигналы

Высшая нервная деятельность и самых маленьких детей, и школьников, и взрослых подчинена одним и тем же законам. Но есть у старших детей и взрослых одна особенность, которая коренным образом отличает их психику от психики малыша. Это - речь.

Павлов понимал речь, язык как систему физиологических сигналов. В самом деле, ведь большинство слов означает какие-то реальные предметы - «дом» «книга», «пуговица». Эти слова как бы замещают, заменяют предметы, служат их обозначениями, сигналами. Когда ребенок еще мал, он видит разные предметы, слышит звуки, ощущает запахи, но не может обозначить воспринимаемое словами, так как речью еще не владеет.

Могучим орудием мышления ребенок начинает по-настоящему овладевать лишь на 3-4-м году жизни, когда он учится связной речи. С этого момента начинается бурное развитие детской психики. Усложняются выполняемые функции: развивается отвлеченное мышление, ребенок учится владеть чувствами и контролировать свое поведение.

Особенно важное значение имеет развитие «речевого» торможения, связанного с такими словами, как «нет», «нельзя» и др. Сначала дети слышат их от взрослых, которые указывают им на невозможность каких-то действий, на их запретность; постепенно, с годами ребенок обучается «самозапрещению», затормаживанию тех поступков, которые противоречат общественным нормам. Эффективность этого обучения сильнейшим образом зависит от воспитания, которое ребенок получает в семье и школе. Так называемые «избалованные» дети - это прежде всего дети, у которых не выработана как следует способность к «самозапрещению», «самоторможению», которые плохо улавливают разницу между тем, что можно, и тем, чего нельзя. Для них соответствующие словесные сигналы не приобрели той силы и значимости, которой они обладают для детей, сознающих, пусть пока еще по-детски, свою ответственность перед семьей, школьным коллективом и обществом в целом.

По В. Небылицыну (кандидат педагогических наук)

Метки: особенности нервной системы ребенка до года (в т. ч. новорожденного), безусловные рефлексы новорожденных детей, особенностей нервной деятельности детей, формирование условных рефлексов у детей, особенности торможения условных рефлексов у детей.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Условное торможение называют еще приобретенным и индивидуальным или внутренним , так как оно локализовано в пределах данного условного . Условно-рефлекторное торможение является средством упорядочения и совершенствования условных рефлексов. Благодаря внутреннему торможению условные рефлексы непрерывно уточняются и совершенствуются. Взаимодействие условного и безусловного торможения обеспечивает гибкость и тонкость . Различают несколько видов условного торможения:

Угасательное торможение , оно возникает после отмены условного , скорость угашения условной связи находится в обратной зависимости от интенсивности условного стимула, силы и биологической значимости . Усиление внутреннего торможения может привести не только к угнетению угашаемого рефлекса, но и всех близких с ним рефлексов.

Угасательное торможение – очень распространенное явление и имеет большое биологическое значение. Нетрудно себе представить состояние животного, у которого сохранялись бы все условные рефлексы, когда-либо образовавшиеся. От устаревших и ненужных условных рефлексов головной мозг освобождается путем их угасания.

Ряд условных рефлексов образуется в результате случайных совпадений индифферентного сигнала с безусловными рефлексами. Следовательно, они должны затормозиться. То же самое происходит и с теми существующими условными рефлексами, которые перестают выполнять свою роль.

Угасательное торможение развивается также в зависимости от возраста, состояния здоровья, а также от вида и прочности . Условные рефлексы у детей угасают тем скорее, чем чаще это угасание происходит. Свежеобразованные условные рефлексы угасают скорее, чем старые. У лиц слабого типа они угасают быстрее, чем у сильных, а восстанавливаются медленнее. У детей 11-12 лет рефлексы угасают легче, чем у детей 8-10 лет, потому что у последних внутреннее торможение развито слабее. Пищевые условные рефлексы у детей дошкольного и младшего школьного возраста угасают после трех-четырех неподкреплений. У детей с преобладанием угашение наступает медленнее, чем у уравновешенных. Угасший условный рефлекс после подкрепления его безусловным восстанавливается. У здоровых детей для восстановления пищевого условного рефлекса требуется 10-15 минут, у больных – больше.

Способность обучающихся детей развивать угасательное торможение имеет большое биологическое значение. Оно освобождает их от необходимости отвечать на те раздражения, которые вызывают рефлексы, уже утратившие свой смысл в связи с переходом их в более старший возраст. Оно важно также для вытеснения из тех переживаний ребенка, воспоминания о которых не только неприятны, но и направлены на срыв его нервной деятельности. Благодаря этому торможению люди имеют возможность освобождаться от тех взглядов, которые уже не соответствуют их новым жизненным условиям. Кроме того, угасательное торможение является физиологической основой забывания, избавления от ненужных умений, навыков, привычек, знаний.

Дифференцировочное торможение , это тонкое различение сигнального раздражителя, происходящее в результате неподкрепления посторонних стимулов, близких по своим параметрам к безусловному сигналу. Дифференцировочное торможение устраняет ненужные условные рефлексы. Оно развивается при неподкреплении раздражителей, близких к подкрепляемому сигналу, что позволяет мозгу “различать” положительный (подкрепляемый) сигнал и отрицательные (неподкрепляемые, или дифференцировочные) раздражители. Дифференцировочное торможение направлено на то, чтобы “не путать” сходные раздражители. По физиологическому механизму дифференцировка является отрицательным обучением – в ответ на сигнал “не выполнять реакцию”. Дифференцировочное торможение в отличие от угасательного имеет дело с похожими сигналами, что обуславливает различия в их развитии. Развитие диф. торможения осуществляется в три этапа:

  1. На фоне выработанного условного рефлекса новый раздражитель вызывает , который обуславливает внешнее торможение условного ответа.
  2. Ориентировочная реакция на сходный раздражитель исчезает, а реакция на оба стимула – выравниваются.
  3. Гаснет реакция на неподкрепляемый дифференцировочный раздражитель.

ПРИМЕР : Мы обучаем животное реагировать на слуховой раздражитель с частотой 1000 Гц (еда, как положительное подкрепление) и не реагировать на раздражитель с частотой 1500 Гц (разряд тока). Или обучение написания ребенком «Я» и « R ».

Дифференцировочное торможение развивается в зависимости от близости раздражителей: чем дифференцировка ближе по своему значению к положительному раздражителю, тем труднее ее выработать. Например, эллипс легко отдифференцировать от круга. Но если изменять форму эллипса, подгоняя ее к форме круга, то наступит такое его изменение, когда измененную форму уже будет трудно отдифференцировать, а для детей может быть и невозможно. Следовательно, чем ближе по своим качествам сигнал и дифференцировка к нему, тем должно быть более сильным торможение.

Дифференцировочное торможение делает более точными ответные реакции организма на действующие раздражители, чем способствует лучшему его приспособлению к меняющимся условиям среды. У детей младшего школьного возраста раздражители дифференцируются легче, чем у дошкольников, но хуже, чем у детей старшего школьного возраста. Дифференцировка условных раздражителей вырабатывается в эксперименте у детей 7-9 лет на 10-11 неподкрепление, у 10-12-летних – на 4-6 неподкрепление. У возбудимых детей дифференцировка образуется труднее, чем у уравновешенных.

Дифференцировочное торможение лежит в основе широко распространенных педагогических приемов – сопоставления, сравнения, выбора. Метод сопоставления постоянно используется учителем в преподавании учебных предметов: сложение противопоставляется вычитанию, нажим в букве – прямому штриху, явление неживой природы – живому. Применение метода выбора – это часто встречающаяся необходимость в педагогической практике. Учащимся приходится усваивать множество правил, которые им не всегда и не в одинаковой степени будут в последующем нужны. Применение дифференцировки позволяет вычленять то, что нужно, активно участвовать в постоянном сохранении только необходимого фонда временных связей. Дифференцировочное торможение является также физиологической основой формирования у школьников новых понятий и способности к аналитической деятельности.

Запаздывательное торможение , оно формируется при выработке запаздывающих следовых условных рефлексов, когда условный сигнал значительно опережает подкрепление. В этом случае рефлекторная реакция может быть приурочена к моменту предъявления подкрепления и постепенно смещается все ближе и ближе к моменту предъявления подкрепления. На первый взгляд может показаться странным, что один и тот же условный раздражитель вначале действует со знаком «+» (то есть является возбуждающим), а затем со знаком « – « (тормозным). Однако во втором случае появляется новый фактор – время. Время образует с условным раздражителем одновременный комплекс. В недеятельной фазе условного рефлекса время образует с положительным сигналом отрицательный комплексный раздражитель, так как в этой фазе отсутствует подкрепление. В деятельной же фазе время образует с ним положительный комплексный раздражитель, который подкрепляется. В результате временных соотношений раздражителя и подкрепления УР возникает только тогда, когда подойдет срок перехода раздражителя в положительный комплекс. В свойствах торможения запаздывания отражается двойная роль условного раздражителя, который образует со временем то положительный, то отрицательный комплексный раздражитель.

У детей запаздывание развивается медленнее, чем у взрослых, причем у возбудимых лиц его выработать особенно трудно. Выработка этого вида торможения имеет важное педагогическое значение, т.к. помогает привить учащимся выдержку, терпение, умение ожидать. Способность выработки этого вида внутреннего торможения наилучшим образом обеспечивает высокую степень приспособления организма к окружающей среде. Примером такой приспособительной реакции может служить условное отделение желудочного сока. В продолжении нескольких минут действия натуральных сигналов приема пищи (запаха, вида ее) железы желудка не выделяют сока. Только после этого раздражители начинают возбуждать сокоотделение. Такое запаздывание определяется тем временем, которое необходимо для того, чтобы пища была пережевана, проглочена и поступила в желудок. Торможение запаздывания предупреждает бесполезное, а может быть даже и вредное наполнение пустого желудка кислым желудочным соком. Появляющийся «запальный» сок благодаря запаздывающему торможению вовремя и с наибольшей полнотой осуществляет переваривание поступившей пищи. Биологическое значение этого вида торможения состоит в том, что оно предохраняет организм от преждевременной траты энергии.

Условный тормоз развивается в том случае, если условный сигнал в сочетании с каким-либо агентом не подкрепляется, а изолированное действие условного стимула подкрепляется, тогда условный стимул в сочетании с этим дополнительным агентом перестает вызывать реакцию благодаря развитию условного тормоза. Любой раздражитель может быть сделан условным тормозом к любому сигналу. В зависимости от прочности условного тормоза он будет в большей или меньшей степени снижать величину условного рефлекса, вплоть до полной его задержки. Свойства условного тормоза определяются тем, что возбудительный и тормозной процессы разыгрываются на одних и тех же корковых нейронах – нейронах основного условного раздражителя. Сам по себе условный раздражитель вызывает возбуждение, а прибавочный агент - торможение.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png