Услышав в очередной раз от старшей женщины фразы о том, что ее ребенок не уважает родителей, молодая мама внутренне гордится тем, что уж с ней-то подобное никогда не произойдет, ведь ее малыш такой нежный, ласковый и, вообще, – самый лучший. И это действительно так. Но – пока. Пока вы для ребенка – лучший друг, с которым он делится детскими нехитрыми горестями и радостями. И так это будет в будущем, если в ответ он будет слышать не «мама занята!», «давай попозже» и «что за ерунда?!». В противном случае ребенок поймет, что вас его жизнь особо не интересует. Уважайте его, и ребенок ответит вам тем же! И тогда вам не придется думать о том, почему дети не уважают родителей и кто виноват в этом.

Уважение – составляющая жизни

Чтобы ребенок чувствовал уважение к старшему поколению, правила такого отношения должны прививаться буквально с рождения. Помните, уважение к старшим – это черта, которая формируется не за один день и не словами. Малыши копируют модель поведения, которую демонстрируют родители, поэтому ваши слова об уважении к старшим и соответствующем этикете не будут восприняты, если в жизни ребенок видит обратное. На примере самых родных для него людей он видит, зачем и почему надо уважать старших, а взрослея, уже не задумывается над этим.

Простые и важные правила

О том, как заставить ребенка уважать родителей, останавливаться не будем, так как очевидно, что принуждение может породить только страх или бунт со стороны ребенка. Оба варианта для родителей и самого малыша не очень хороши. А вот понять, как научить ребенка уважать родителей, взрослых и самого себя, гораздо важнее.

Во-первых, малыш всегда должен знать, что никогда он не будет унижен близкими людьми. Особенно это касается наказаний за какую-либо провинность при посторонних. Во-вторых, отношения между родителями – показатель того, как ребенок будет вести себя с взрослыми. Если мама и папа позволяют себе громкие выяснения отношений, оскорбления и унижения при детях, то для последних это является руководством к действию.

Чаще проводите время за чтением не только интересных, но и поучительных книг. На примере героев сказок дети учатся жизни, поэтому к выбору соответствующей литературы надо подходить серьезно.

Внимание и забота о старших проявляется в таких приятных мелочах, как открытка своими руками к празднику, телефонный звонок или письмо. Ведь ваши бабушки тоже хранят первое письмо, написанное неразборчивым крупным почерком внука-первоклашки?

Семья – крепость

Семья, члены которой всегда заботятся друг о друге, - это главное, к чему надо стремиться. Малыш с пеленок должен осознавать, что самое драгоценное сокровище, которое у него есть, это родители, братья и сестры, бабушки и дедушки.

В формировании уважения к старшим не последнюю роль играет умение ребенка сопереживать, делиться чем бы то ни было, сочувствовать. Поэтому вместе лечите поцелуями ссадины и небольшие ушибы у мамы, гладьте папе голову, когда он приходит уставший с работы. К слову, акцент на уважении именно к людям старшего возраста делать совсем не обязательно – младшие братья и сестры тоже его заслуживают.

Самый эффективный метод научить ребенка уважению к старшим – это ваши родители. Не стесняйтесь во время их прихода снова быть детьми. Участие в жизни пожилых людей, забота о них – самый яркий и впечатляющий ребенка пример. К тому же, это совсем несложно.

Не забывайте о том, что воспитывая в ребенке чувство уважения к старшим, вы не только не будете краснеть в маршрутке, когда он не уступит место бабульке, а обеспечите себе надежную и счастливую старость.

На протяжении своей истории человеческое общество уже выработало определенные нормы поведения. Правда, все мы замечаем, что многие из них довольно условны и не могут заменить нравственность. Например, уважение к родителям выражается в таком поведении, как признание их прав и приоритетного положения. Благодаря нашим бабушкам и дедушкам, папам и мамам, вкладывавшим в нас душевные силы, мы каждый день открывали для себя окружающий мир, росли и развивались и получали навыки этического и морального поведения.

Именно эти дорогие нам люди воспитали в нас уважение к старшим, к их возрасту и богатому опыту, жизненным достижениям или ошибкам, научили признавать ценность окружающих нас людей, к которым относятся не только члены семьи, но и соседи, приятели, коллеги, руководители местного или государственного значения, сограждане. К критериям такого поведения нужно отнести не только врождённое право каждого жителя земли на человечное отношение, но и заработанный его личными поступками авторитет и статус.

Одна из главных форм поведения, отражающая уважение к старшим, проявляется в вежливости. В чём же она заключается? Если обратиться к старославянскому языку, отцу нынешнего русского, то становится ясно, что «вежа» является корнем этого слова, и в старину оно означало «знание». Вот почему - это тот, кто знает правила поведения в обществе и ценность учтивости. Правда, в наши дни для многих вежливость - это лишь соблюдение правил хорошего тона, в которых не проявляется внутреннее уважение к старшим, а соблюдается формальность. Это в корне отличается от истинного достойного отношения, основанного на исключительной доброжелательности.

Не менее ценной формой проявления уважительного отношения является тактичное поведение. Оно заключается в способности соразмерять свои желания с потребностями и нуждами окружающих, умении соблюдать определённые границы в поведении. Тактичность воспитывается годами и прививает интуитивное нахождение нужного тона и степени выражения своих чувств в общении. Этому свойству с ранних лет человека обучают мамы, бабушки и тётушки, поэтому на нём зиждется уважение к женщине и почитание матери.

Вежливость по этикету и отсутствие тактичности, которую нельзя получить без долгого и умелого духовного воспитания, порождают цинизм. К сожалению, некоторые почитают и его за добродетель. Почему? Потому что в таком человеке нет духовной основы, подкрепляющей и поддерживающей уважение к старшим, к достойным того младшим и ко всему окружающему миру.

Поэтому каждый наш современник сам решает, кого и за что уважать, оценивая поступки и действия окружающих, исходя из своего духовного воспитания и общего мировоззрения. Люди, воспитанные в формальных условиях, на стремлении к циничному получению благополучия только для себя, всегда внешне вежливы и уважительны, но это очень далеко от истинного значения этого понятия. Уважить человека - значит, искренне признать его высокий статус и заслуги. Это правильный путь, дающий надежду на будущее.

К сожалению, неуважение подростков ко взрослым - достаточно частая картина. И это не обязательно открытое хамство: просто игнорируют обращенные к ним слова, демонстрируют свое превосходство в умении пользоваться гаджетами и так далее.

Так как же заложить в детях уважение ко взрослым?

Возможно ли донести это до сознания подростка, если время в детстве уже упущено?

И надо ли требовать уважать ВСЕХ взрослых, ведь мы прекрасно знаем примеры, когда взрослый человек ведет себя недостойно?

Уважать ребёнка трудно: он неуклюж, растяпист, доставляет массу неприятных моментов. И чем старше он становится, тем труднее с ним. "Маленькие дети - маленькие проблемы. Большие дети - большие проблемы".

Родители могут показать модель поведения детей в обществе старших и взрослых людей. В семье, где почитают семейные, родословные традиции и обычаи, где чтут память доблестных национальных героев, дети впитывают в себя культуру и наследие своего народа! В таких семьях дети вырастают внимательными, воспитанными, у них никогда не возникает желание противоречить, а тем более дерзить взрослым! Примерами таких народов, у которых уважение к старшим передается с молоком матери, является Грузия, Армения, Казахстан и страны Средней Азии, и многие другие.

Необходимо взрослым быть чуткими и отзывчивыми к проблемам подрастающего поколения. Разговаривать с детьми следует ровным спокойным голосом, без окриков и тем более ора! Дети во всем подражают тем, кто их окружает. Таким образом они научаются вести себя в обществе.

У многих народов есть поверие: если хотите узнать, как вы выглядите со стороны, посмотрите на поведение своих детей и послушайте, о чем и как говорят дети! После подумайте и примите правильные меры по исправлению своего поведения. А ребенок, глядя на вас, сам переменится!

Дети - это наше все! Наше настоящее и будущее! От нас, взрослых, зависит - какими они будут, когда вырастут!

Не существует никакого переходного бунтарского подросткового возраста, если в семье царит понимание и уважение ко всем членам семьи и к нему в том числе. Это миф! Подросток противится только несправедливости и пренебрежению к нему самому и к его возрасту! В подростковой периодизации говорится только о его пубертатном созревания и определении себя как личности!

Я призываю видеть в наших детях любого возраста наших будущих профессионалов своих дел, наших летчиков и космонавтов, воспитателей и учителей, врачей и психологов . А главное просто хороших людей! И дети нам ответят тем же, когда мы уже не сможем быть полезными обществу. Они нас никогда не бросят, если сейчас мы проявим к ним уважение и самый лучший интерес! Ведь самые лучшие - это наши дети!

Ну, что сразу подросток , опять подросток? Да, он дерзок, демонстративен и хамоват. Проверяет мир на прочность, границы дозволенного и свое место в мире. При этом он требует взрослых прав и свобод при сохранении детской позиции по части ответственности и защищенности.

И взрослые часто вынуждены соглашаться с этим. Потому что на детей законы взрослого мира не распространяются. Чтобы отвечать за свои поступки, подростку нужно совершить серьезное правонарушение.

Много ли прав у школы, у учителя? Нет.
У взрослых вокруг? Тем более нет.
Право воздействовать есть у родителей, которые и несут отвественность за своего ребенка. Но они боятся. Да, боятся.

Говорить по-взрослому со своим сыном или дочерью - это быть готовым услышать о своих ошибках и упущениях.

Это быть готовым что-то менять в привычной жизни, тратить силы и время.

Это признавать свое незнание и непонимание чего-то нового в мире, о чем ваш ребенок имеет представление, а вы - нет.

Это передоговариваться и пододвигаться по поводу власти.

Это показывать ему свои сомнения, иногда бессилие перед сложностью жизненных проблем.

И еще неуверенность в своих действиях, подкрепляемая бесконечным потоком ужасных историй, транслируемых СМИ. Сплошное "как бы чего не вышло". Вдруг он в ответ на ограничения или наказание уйдет из дома, свяжется с плохой компанией или вообще покончит с собой?

Родители молчат: как-нибудь хамоватость и наглость израстут сами собой со временем. Бездействием они подтверждают, что за все годы до его 13-14-15-16-летия не смогли привить ему никаких морально-нравственных качеств, нужных для благополучия и успешности в социуме.

Они настолько сомневаются в своем ребенке и в себе как воспитателях, что не дают отпор ничему. А вседозволенность - не лучший друг ребенку.

Да, конечно, в каждой семье свои устои и свои методы воспитания. Но жестко показать ребенку короткий и четкий список неприемлемого в вашей семье - одна из главных задач родителей.

Например, что хлопнувший дверью и без разрешения не ночевавший дома найдет эту дверь закрытой, когда захочет вернуться. Что тот, кто оскорбляет бабушку, больше не садится с нами за один стол и не включается в общие беседы.

Возможно, позиция и жесткая. Но как иначе подростку взрослеть и реально чувствовать себя взрослым, а значит - правым, неправым, с поступками, которые заметили и оценили. Иногда - вот так. Но чаще все же - с хорошими взрослыми поступками, с решениями, с которыми родители согласились.

Как воспитать в своих детях уважение к взрослым?

Во-первых, самим уважать взрослых (если мы говорим об этой категории) людей, ну, или принимать их такими, какие они есть. Скажете, что, мол, ах, как это банально... На самом деле это просто, но так оно и есть.

Если вы сами не научены уважать взрослых, то, соответственно, научить своего ребенка делать то, что сами делать не умеете... невозможно! Если вас раздражают пожилые люди, вам в тягость общение с ними, вас страшит то, что через какое-то время вы станете тоже пожилым человеком (взрослым вы уже являетесь!), то ваше отношение вашими детьми...копируется.

Во-вторых (а может, кстати, и в-первых!), уважать своих детей! Тогда ребенок растет личностью, человеком, с мнением которого считаются, которого любят и уважают. Независимо от того, проливает ли он на себя борщ, получает "пары" по математике, теряет вещи, получает нагоняи от учителей, влюбляется "не в тех", выбирает учебное учреждение вопреки мечтам мамы и прочее...

Когда члены рода уважают, принимают без критики и упреков друг друга, то и младшее поколение учится строить отношения подобным образом!

"Надо ли требовать уважать ВСЕХ взрослых"? Ну, слово НАДО да ещё в сочетании со словом ТРЕБОВАТЬ... важно употреблять пореже! Насилие вызывает естественное противодействие. Ребенок (и не только) будет всеми ему известными способами отстаивать свои взгляды на ситуацию. У него есть свои причины не уважать, например, весьма уважаемого Вами человека.

Уважение к людям — важный личный принцип социальной работы, который предполагает, что все люди заслуживают уважения. Согласно этому принципу нельзя лишать человека уважения из-за его роли в обществе или черт характера
(из Википедии).

Важно "примерять" на себя те ощущения и чувства, которые может испытывать человек, к которому относятся неуважительно... Представьте, что вам, подростку , кто-то говорит: "Ну, ты отстойный, ты пользоваться гаджетами не умеешь, как я, ты как птеродактиль неотёсанный!". Неприятно, вероятно:) Вот и другим неприятно!

Научить уже сформировавшуюся личность уважать взрослых.. Не знаю... Задача - очень сложная, практически невыполнимая. Кроме тех случаев, когда сам человек осознает или начинает чувствовать необходимость для себя -поменять своё отношения к окружающим... Ведь как мы к миру - так и мир к нам. Баланс!

Что такое уважение?

Для того, чтобы найти определение, которое мне больше всего по душе, я изрядно покопался в соответствующей литературе. Больше мне понравилось определение из книги Кэрола Ойстера «Эффективная работа с людьми (социальная психология групп)». Он дает такое определение:

Уважение - это один из типов лидерства, выявленный в ходе исследования в Университете Штата Огайо. Этот стиль характеризуется тем, что лидер рассматривает каждого из участников группы как личность со своими чувствами .

Я бы переформулировал так: «Уважение - это черта характера, которая проявляется тем, что человек рассматривает других людей как личность со своими чувствами».

А что же скажут на это философы?

По Канту, «уважение устанавливает норму человеческих отношений, даже в большей мере, чем симпатия. Только на основе уважения может появиться взаимопонимание» .

С этой стороны, я бы выделил взаимопонимание.

Надо уважать всякого человека, какой бы он ни был жалкий и смешной
(А. Шопенгауэр)

Это выражение, к примеру, мне подходит целиком.

Трудно любить человека, которого совсем не уважаем
(Ларошфуко)

Это выражение поможет мне сформулировать свое определение.

Так же мне близки, для термина, размышления Ницше о человеке и сверхчеловеке.

Человеком он считает того, кто в своих мыслях, чувствах, поступках, желаниях, действиях сообразуется с существующими правилами, ценностями, наставлениями, моралью, требованиями авторитетов, которые зачастую выступают против природы человека, против его сути, а сверхчеловеком он считает такого человека, который живет в соответствии с требованиями своей природы .

Для себя в термин уважение вкладываю и человеческие качества, и сверхчеловеческие в данном понимании этого слова.

Также добавлю, как только я прочитал название круглого стола, у меня стали крутиться мысли: «уважение, что же это такое?». И в размышлениях неизбежно сталкивался с понятием внутренних границ личности, тесной взаимосвязи двух этих понятий - уважение и граница - и их взаимовлияния.

Для меня уважение - это черта характера, обусловленная соблюдением границ другого человека (и своих в том числе), как личности со своими чувствами, собственным мнением и своими намерениями. Какой бы человек ни был смешной или жалкий, настойчивый или грубый. Под границами я понимаю то, как учитываются существующие правила, ценности, наставления, мораль и требования, принятые у этого человека в данном обществе, данной стране и этом городе. При этом не упуская из виду собственные потребности.

Если кратко, уважение - это умение соблюдать чужие границы не в ущерб своим .

Пример с ребенком.
Если в Японии принято до 5 лет обращаться с ребенком «как с королем», в 5-15 лет «как с рабом», с 15 лет «как с равным», то я буду придерживаться их правил и нравов, когда буду у них в гостях. До 5 лет они могут хоть драть волосы, и японец ничего не сделает с малышом. Это их религия , это их нравы.

И как вы думаете, что будет, если я буду лезть со своим воспитанием в их семью? В лучшем случае - меня не поймут, в худшем - меня посадят или того хуже…

То же самое касается и наших детей - мы прививаем свою модель семьи (или пишем им сценарий - подробнее см. мою статью ), ту, которая привита нам с детства. И если в нашей семье не было принято уважать себя и других, в том понимании, которое я вкладываю выше, то тут один вариант - начать с себя.

Изучить наши нравы, религию, обычаи. Наши - то есть характерные для территории проживания и обитания - района, города, страны. Учитывать разницу «привычного» в моей семье и семье соседа, в детском саду, в конкретной школе и т.д. Нравы и обычаи времени - какими пользуются сейчас гаджетами и как сейчас занимаются поиском информации, например, учиться быстро печатать, совершенствовать пользовательские навыки в работе с компьютером, планшетом, бытовой техникой. Этим самым расти самому и быть примером будущему поколению, быть ближе к молодежи, иметь возможность общаться на одном языке и учиться друг у друга.

Как заложить уважение ко взрослым?

Я так понимаю, что здесь имеется ввиду, как воспитать в наших детях уважение к другим. А воспитание заканчивается к 5 годам, далее, на мой взгляд, уже необходимо переходить на управление.

Мне близка стратегия М.Е. Литвака, и её придерживаюсь как базовым правилам в воспитании своих детей. Эта формула звучит просто: «не воспитывать, а выращивать: из огурца - огурец, из помидора - помидор, а не наоборот» .

И если у родителей нет уважения к самому себе и к окружающему миру, откуда ему взяться у ребенка? Соответственно, если уважение есть, ребенок будет расти и впитывать его, и напрягаться тут не надо. Но если вдруг заметили, что уважения нет, то начинайте с себя, а не дергайте ребенка. Будет обратный эффект.

Например, родители курят, но говорят своему чаду: «курить плохо». Что, вы думаете, творится у него в голове? Совершенно верно, он думает, «раз сейчас нельзя, вырасту, как мама и папа, тогда будет можно». И как ни уговаривай, подсознательно это будет в голове. Так что вывод - если не заложено в нас, то закладывать и подавать пример. Если у родителей есть уважение к себе и другим, напрягаться не стоит - ребенок сам его впитает, «как губка».

Возможно ли донести до сознания подростка, если время уже упущено?

Да, тут уже сложнее. Двойная работа должна происходить. С одной стороны, нужно воспитывать уважение в себе, с другой - каким-то образом сделать так, чтобы ребенок «впитал это уважение». Силой, особенно подростку, на мой взгляд, бесполезно доносить, чтобы он уважал вас и других людей. Тут должна быть стратегическая задача. Я поделюсь своим опытом. Небольшие правила как это сделать:

  1. Говорить «от себя» (подробнее смотрите в конце моей статьи - Я-высказывания). Например: «Когда ты меня игнорируешь, мне неприятно. Я понимаю, что тебе может быть некомфортно, но от этого будет только нарастать напряжение между нами. Если будешь готов, подойди, мы с тобой это обсудим».
  2. Делать предложение один раз и говорить о своей готовности в любой момент выслушать . Ожидание может продлиться несколько часов, а то и дней. Но если придерживаться этого правила, то механизм закрепится и будет проходить более быстро в следующий раз.
  3. Если вы сами находитесь в напряжении, сначала разбираться со своими «заморочками» , затем уже высказывать свое недовольство подростку . В иной ситуации может получиться так, что сын «заработал» на 5 рублей, а отец поругал на 10 рублей, потому что был конфликт с начальником и он не выразил свои эмоции.
  4. Находиться больше в местах, где прививается уважение , культура: например, музеи, парки, театры. Каждому подходит свое. И делать это не так, что «я купил билеты в цирк, завтра идем». А сходить самому и рассказать с увлечением - «какой был спектакль, там так и так, а как играли актеры» - и добавить: «кстати, если хочешь, мы можем в следующий раз вместе сходить». И более ничего. На этом забыть и ждать.

Нужно ли уважать всех взрослых вообще?

Смотря что понимать под уважением? Если под уважением понимать: уступить место в трамвае пожилому, помочь молодой маме вынести коляску из автобуса, спокойно вести себя на занятии, когда преподаватель ведет урок, вести себя дома по обычаям семьи - это то, о чем я писал выше.

И я не зря дал свое понимание уважения в начале статьи. Я понимаю уважение как некий баланс между уважением границ другого человека и без ущерба своим границам.

Например, в том же автобусе некоторые люди начинают хамить, преждевременно обобщая, мол, «уважать надо любого старшего, без оговорок, чтобы он ни делал». К примеру, пожилой мужчина говорит: «Вот хам, сидит и не уступает место, а ну-ка быстро встал!», а подросток на самом деле еще даже не успел увидеть его. В этом случае, на мой взгляд, на первое место выходят границы подростка. Да, возможно, он уступит место, но и праведным будет возмущение в адрес «старшего по возрасту», так как он нарушил его рамки приличия и нахамил.

Выводы.
Я постарался затронуть все 3 вопроса повестки дня круглого стола. И показал, как я понимаю процесс прививания ребенку уважения к себе и миру. Вместе с тем, это мое личное мнение, и я могу ошибаться.

Когда неуважение к старшим, в частности, к родителям, проявляют дети из неблагополучных семей, то со стороны причины очевидны: «яблочко от яблони недалеко падает».

Гораздо больше непонимания вызывают ситуации, когда у матерей и отцов, буквально боготворившей своих родителей, вырастают дети, которые ведут себя с ними просто отвратительно. Вот именно про них я и хочу сегодня написать.

Мне как психологу часто приходиться работать с клиентами, являвшимися «золушками» в своей семье . И не потому, что они росли с отчимом или мачехой (хотя и такое нередко), а потому что чувствовали себя номером два в своей семье по сравнению с братом или сестрой. При этом чувство своей второсортности для родителей во многом существовало лишь в восприятии ребёнка. Родители же чаще всего любят всех своих детей, не деля их на 1, 2, 3 и так далее, просто выражается их любовь по-разному и старшие дети зачастую используются как помощники по уходу за младшими.

В общем, мысль, которую я хочу донести, заключается в том, что родительское балование, избавление от труда является не благом, а страшной карой для ребенка и его родителей. С чем связано то, что избалованные дети редко доходят до психолога ? А с тем, что у них все другие плохие, а они всегда ни за что не ответственны. Вот, к примеру, сын выгнал родителей с собственным ребенком из 3-х комнатной квартиры в однушку - ну, так ему же нужнее больше пространства для жизни с новой пассией. О каком уважении к страшим тут вообще может идти речь.

Что же делать тем, кто оказался в ситуации родителей ребенка, который, образно говоря, вытирает об них ноги? Примерно то же, что рекомендуют созависимым людям - перестать спасать.

Ваша дочь не хочет учиться в университете? Позвольте ей делать то, что она хочет, но при этом прекратите ей помогать. Ведь тем, что Вы пытаетесь сподвигнуть свою уже взрослую дочь на что-то, Вы проявляете пример неуважения к себе самой. Перестаньте унижаться, и почувствуете себя отдельной личностью, занятой своими делами, живущей жизнью, полной собственных интересов. Лучшее, что Вы можете сделать в подобной ситуации - это дать возможность Вашему повзрослевшему ребенку учиться на своих ошибках.

Для избалованного человека существуют только его права, а все остальные бесправны и должны ему по определению. Именно отсюда и исходит неуважение к окружающим. Продолжая нести чрезмерную ответственность за детей, мы, родители, сами создаем себе почву для неуважения нас нашими детьми. Про то, что, беря на себя чужую ответственность, человек теряет возможность отвечать за самого себя, я подробнее здесь писать не буду, поскольку это тема заслуживает отдельного разговора.

Как же быть родителям, чтобы их дети испытывали к ним уважение?

Перестаньте делать для детей всё то, что ущемляет Ваши интересы, всё то, что Вы делаете для их якобы блага во вред себе. Не забывайте о самих себе!

Это так просто и так сложно одновременно, и это так нужно и Вам, и Вашему ребёнку, какого бы возраста он ни был. Помните, что если Вам сложно нащупать свой счастливый жизненный путь, то у Вас всегда есть возможность обратиться к проводникам, разбирающимся в разных маршрутах на карте жизни - к психологам.

Первое ,
что стоит понять и принять: ребёнок всегда демонстрирует то, что вложили в него родители. А это значит, что, когда мы требуем уважения (хотя его не требуют - его дарят, как любое другое отношение), родителям стоит понаблюдать за собой, как они проявляют уважение, и не только к старшим, а к тому же подростку. Стучатся ли они в дверь, когда хотят зайти к нему в комнату, спрашивают ли его готовность к диалогу, когда хотят поговорить.

Очень часто родители желают проявления определенных качеств у подростка , но не всегда сами это качество активно демонстрируют. А всё начинается именно с родителя.

Второе ,
это прояснить в диалоге на равных, что есть уважение для взрослого и для подростка? В чём значимость этого отношения? То есть когда родитель не с позиции сверху обучает, а именно исследует вместе с подростком.

Третье ,
делиться своими чувствами и желаниями , быть искренним, используя волшебное "Я -сообщение". Например, "я очень радуюсь и горжусь тобой, когда вижу, как уважительно ты повел себя по отношению к...".

Чтобы что-то взять, это сначала надо дать!
Давайте уважение подростку , он начнёт делиться им с окружающими!

Во многих семьях с детских лет прививают уважение к старшим. Это очень важно для правильного воспитания человека и его дальнейшей жизни в обществе. Ведь без уважительного отношения к старшему нельзя говорить о высокой культуре, правильном взаимодействии с обществом.

Уважение к старшему поколению

Конечно, никто не станет отрицать, что всегда существовала проблема отношений поколений. Она проявлялась в непонимании более прогрессивных взглядов молодежи людьми, которые воспитывались на совершенно других идеях и ценностях. Но это столкновение старых и новых взглядов никаким образом не должно касаться уважительного отношения к старшему поколению. Ведь благодаря им существует теперешний мир, а также появились на свет дети и внуки. Именно старики в свое время создавали тот мир, в котором сейчас все живут. Уже за это нужно вести себя должным образом по отношению к ним.

На сегодняшний день существует проблема отношения к пожилым людям. Если раньше дети беспрекословно слушались старших, то сейчас внуки пререкаются и грубо разговаривают с бабушками и дедушками, считая их не понимающими и не очень образованными. При этом многие дети также поступают и со своими родителями и даже не стесняются проявлять свое грубое отношение в обществе. Это объясняется неправильным воспитанием и вседозволенностью.

Воспитание уважения к старшим

Родители должны понимать, что только от них зависит то, каким будут их дети. Поэтому прививать уважение к старшим в семье необходимо еще с самых малых лет. Это лучше всего делать на собственном примере. Мужчина в семье является главным и именно он всегда будет для своего ребенка . Мужчина собственным примером показывает эту модель поведения. Так, например, воспитать уважение к старшим можно следующим образом:

При воспитании уважения следует помнить, что внимательное отношение к самому ребенку может формировать правильное поведение, а унижение личности приведет к негативным последствиям и уничтожит все авторитеты.

МОУ «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»

Классный час

подготовила

учитель начальных классов

Наджафова Е.Н.

Цель: воспитывать заботливое, уважительное отношение к членам семьи, ответственность перед семьёй, гордость за свой род; дать понятие, кто такие люди старшего поколения и почему мы должны их уважать; разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения к старшим; убедить в том, что дети несут моральную ответственность к людям старшего поколения.

Ход урока

1. Организация класса

Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого. Как вы понимаете эти слова?

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой

Как вы понимаете это выражение?

В мире есть отцы и дети. Выши отец и мать – дети своих отцов и матерей – ваших дедушек и бабушек. Род человеческий состоит из поколений. Одновременно живут в мире несколько поколений – уходящее, находящееся в полном расцвете творческих сил, восходящее и только что появившееся на свет. Вы в поколении восходящем. Перед вами мир, полный радужных надежд. Тем, чем вы стали и чем станете в будущем, вы обязаны старшим поколениям. Сегодня мы поговорим с вами о том, как же нужно относится к людям старшего поколения, как мы можем выразить своё отношение к ним.

Составление графов Эйлера-Венна «Дети – старшее поколение».

Вывод: у старшего поколения больше опыта, знаний, они мудрее.

4. Изучение нового материала

Кто из старшего поколения для нас с вами самый близкий и родной человек? Конечно, это мама.

Я вам сейчас прочитаю сказку. Послушайте её и скажите, чему учит эта сказка..

В. А. Сухомлинский «Сказка о желтой гусыне»..

меня, мама»! А еще помните про волшебные слова, которые нужно чаще говорить. Давайте вспомним их, отгадав загадки:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого… (спасибо).

Зазеленеет даже пень,

Когда услышит… (добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …(спасибо).

Когда бранят за шалости,

Мы говорим…(прости, пожалуйста).

Особое место в вашей жизни занимает ещё один человек – это отец. Отец продолжает, развивает себя в своём сыне или дочери. Ваши отцы – защитники Родины. Они будут защищать вас, маму, бабушку, дедушку, всю вашу семью и весь народ. Помните, что в годы ВОв погибли миллионы отцов, защищая Отечество. Быть храбрым, мужественным защитником – долг каждого мужчины. Быть достойным своего отца – твоя личная честь. Честь и достоинство отца надо умножать и оберегать.

Украинская народная мудрость гласит:

.

Как вы понимаете это выражение?

Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть дверь своего дома. От плохих детей дом можно уберечь. Это зависит не только от родителей, но и от самих детей.

Как же не допустить, чтобы ваши родители были несчастны? Что значит быть хорошим сыном или дочерью?

(обсуждение данного вопроса в группах с последующей презентацией ответов).

Но вы же не только сыновья или дочери. Вы ещё и внуки. Ваше отношение к своим дедушкам и бабушкам может творить чудеса. Сейчас я докажу вам это на одном примере.

Когда пришёл смертный час Митиной бабушке, она улыбнулась и сказала:

Прощай Митя. Ты дал мне 4 года жизни. Спасибо тебе. Помни, что самое дорогое в жизни – это человек. Это великая мудрость- уметь оставить себя в другом человеке.

Как вы понимаете эти слова бабушки?

Дедушки и бабушки вкладывают в вас свой ум, свою любовь, своё сердце, свою верность. Бессмертен тот, кто оставил себя в другом человеке.

Последними словами Митиной бабушки были слова: «Митина душа – это моя великая радость».

Как вы думаете, почему она так сказала?

1)Придумать и записать правила для ученика по отношению к старшим.

2)Составьте пословицы об уважительном отношении к старшему поколению.

.

Презентация групп.

6.Итог урока.

С древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к более старшему поколению. В Нравоучениях от священного писания говорится: «Благослови отца или матерь», «Заступи в старости отца твоего, и не опечали его», «Почитай старших, благослови».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»

Классный час

Тема: Уважительное отношение к старшим

подготовила

учитель начальных классов

Наджафова Е.Н.

2014

Цель: воспитывать заботливое, уважительное отношение к членам семьи, ответственность перед семьёй, гордость за свой род; дать понятие, кто такие люди старшего поколения и почему мы должны их уважать; разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения к старшим; убедить в том, что дети несут моральную ответственность к людям старшего поколения.

Ход урока

1. Организация класса

2. Мотивация учебной деятельности

Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого. Как вы понимаете эти слова?

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой

Как вы понимаете это выражение?

3. Сообщение темы и задач урока

В мире есть отцы и дети. Выши отец и мать – дети своих отцов и матерей – ваших дедушек и бабушек. Род человеческий состоит из поколений. Одновременно живут в мире несколько поколений – уходящее, находящееся в полном расцвете творческих сил, восходящее и только что появившееся на свет. Вы в поколении восходящем. Перед вами мир, полный радужных надежд. Тем, чем вы стали и чем станете в будущем, вы обязаны старшим поколениям. Сегодня мы поговорим с вами о том, как же нужно относится к людям старшего поколения, как мы можем выразить своё отношение к ним.

Составление графов Эйлера-Венна «Дети – старшее поколение».

Вывод: у старшего поколения больше опыта, знаний, они мудрее.

4. Изучение нового материала

Кто из старшего поколения для нас с вами самый близкий и родной человек? Конечно, это мама.

Я вам сейчас прочитаю сказку. Послушайте её и скажите, чему учит эта сказка..

В. А. Сухомлинский «Сказка о желтой гусыне»..

«…В жаркий весенний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала своим деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусята были счастливы.

Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались.

Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мама. И вдруг каждому из них она стала нужна, ой, как нужна: они подняли свои маленькие головки и бросились к ней.

А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла своих детей. Крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей, - об этом известно каждой матери, - а потом уж для того, чтобы летать.

Под крыльями было тепло и безопасно… Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри тепло и сухо, а снаружи холодно и опасно.

Гусята слышали как будто издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.

Потом все утихло. Гусятам хотелось скорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали.

Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья, но не могла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова был радостным и добрым, солнышко сияло ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И только один, самый маленький, подошел к матери и спросил: «Что с тобой, мама? Почему у тебя изранены крылья?»

Гусыня тихо ответила: «Все хорошо, сынок!». Гусята рассыпались по траве, они были счастливы…»

Что вы можете сказать о матери-гусыне? А о её детях?

Как часто слова любви и благодарности мы говорим своим мамам слишком поздно. Давайте говорить маме добрые и нежные слова. Пусть слова прощения за ошибки, которые мы совершаем, мамы услышат вовремя, а не тогда, когда это, к сожалению, поздно. И не забывайте говорить «прости меня, мама»! А еще помните про волшебные слова, которые нужно чаще говорить. Давайте вспомним их, отгадав загадки:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого… (спасибо).

Зазеленеет даже пень,

Когда услышит… (добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …(спасибо).

Когда бранят за шалости,

Мы говорим…(прости, пожалуйста).

Особое место в вашей жизни занимает ещё один человек – это отец. Отец продолжает, развивает себя в своём сыне или дочери. Ваши отцы – защитники Родины. Они будут защищать вас, маму, бабушку, дедушку, всю вашу семью и весь народ. Помните, что в годы ВОв погибли миллионы отцов, защищая Отечество. Быть храбрым, мужественным защитником – долг каждого мужчины. Быть достойным своего отца – твоя личная честь. Честь и достоинство отца надо умножать и оберегать.

Украинская народная мудрость гласит:

Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети .

Как вы понимаете это выражение?

Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть дверь своего дома. От плохих детей дом можно уберечь. Это зависит не только от родителей, но и от самих детей.

Как же не допустить, чтобы ваши родители были несчастны? Что значит быть хорошим сыном или дочерью?

(обсуждение данного вопроса в группах с последующей презентацией ответов).

Но вы же не только сыновья или дочери. Вы ещё и внуки. Ваше отношение к своим дедушкам и бабушкам может творить чудеса. Сейчас я докажу вам это на одном примере.

Когда пришёл смертный час Митиной бабушке, она улыбнулась и сказала:

Прощай Митя. Ты дал мне 4 года жизни. Спасибо тебе. Помни, что самое дорогое в жизни – это человек. Это великая мудрость- уметь оставить себя в другом человеке.

Как вы понимаете эти слова бабушки?

Дедушки и бабушки вкладывают в вас свой ум, свою любовь, своё сердце, свою верность. Бессмертен тот, кто оставил себя в другом человеке.

Последними словами Митиной бабушки были слова: «Митина душа – это моя великая радость».

Как вы думаете, почему она так сказала?

5.Творческое задание. (работа в группах)

1)Придумать и записать правила для ученика по отношению к старшим.

2)Составьте пословицы об уважительном отношении к старшему поколению.

Старик - да лучше семерых молодых, Молодой работает, старый - ум дает. Молодой красив, старый умен. Старый умен, хотя и не силен .

Презентация групп.

6.Итог урока.

С древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к более старшему поколению. В Нравоучениях от священного писания говорится: «Благослови отца или матерь», «Заступи в старости отца твоего, и не опечали его», «Почитай старших, благослови ».




Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png