В начале этого года проблемы приемных семей стали одной из наиболее обсуждаемых в СМИ и соцсетях тем. После грубого, совершенного с многочисленными нарушениями отобрания детей у опытной приемной мамы Светланы Дель начались горячие споры о том, должно ли государство вмешиваться в жизнь семьи, и если да, то когда и как.

Между тем, специалисты давно утверждают, что семьям с приемными детьми нужно сопровождение, потому что самые разные проблемы могут возникнуть даже у опытных приемных семей. Что подразумевается под этим сопровождением? Для всех ли семей с приемными детьми оно необходимо? Как его организовать, чтобы защитить права детей и при этом не нарушить право семьи на частную жизнь? Об этом мы решили подробно поговорить с Людмилой Петрановской, известным семейным психологом, специалистом по детско-родительским отношениям, основательницей Института развития семейного устройства.

КАК ДОЛЖНО БЫТЬ

- Что стоит за термином «сопровождение приемной семьи»? - до сих пор это понятно даже не всем специалистам.

Это устоявшийся термин, причем не психологический, а скорее термин социальной работы. Когда люди берут на себя такой труд, как растить ребенка с непростой историей, с особой, может быть, личной ситуацией (например, когда родители ребенка находятся в местах лишения свободы - и не очень понятно, что будет, когда они оттуда выйдут), им может понадобиться помощь. Эту работу семья выполняет в режиме 24х7. При том, что и ребенок сложный, и любви безусловной, как к кровному, у родителей изначально нет, очевидно, что нагрузка на маму с папой ложится колоссальная - и в этой ситуации люди просто имеют право рассчитывать на какую-то поддержку. Так вот, продуманная, отстроенная и человечная система такой поддержки и есть сопровождение, хотя у нас, к сожалению, ее часто понимают как систему контроля.

- Кто должен предоставлять услугу сопровождения для приемной семьи?

Мне кажется, что самое правильное - это когда у семьи есть право выбора службы сопровождения. Например, есть государственные службы, есть некоммерческие организации, может быть, такая служба есть при учреждении, откуда ребенка забрали, или по месту жительства семьи. Чем больше возможностей выбора, тем комфортнее для семьи.

- А как это устроено в других странах?

Всюду по-разному. Некоторые шли жестко по территориальному признаку: приемная семья прикрепляется к государственной службе по месту жительства (как у нас к поликлинике). С одной стороны, это неплохая практика - услуга становится общедоступной, семья сразу же получает поддержку, а государство берет на себя обязательство обеспечить сопровождение для всех приемных семей. Но есть и минусы, конечно. Например, как качественно обучить такое количество специалистов? Ведь если где-то слабый специалист - то и услуга так себе, а семья-то прикреплена, и родители оказываются в западне. Да и просто бывает так, что специалист сопровождения и родители не сошлись по-человечески. Ситуация нормальная, некритичная, но если сменить его, выбрать другого нет возможности, это проблема.

А, например, в Англии эти службы диверсифицированы, и сопровождением на одной территории могут заниматься самые разные организации, получившие аккредитацию: государственные, некоммерческие, коммерческие и муниципальные - все они могут развивать такие услуги и конкурировать между собой за право их предоставлять. Это более сложная система, но для семьи есть выбор, а конкуренция за финансирование и за клиентов побуждает службы развиваться.

- Должно ли сопровождение быть обязательным для семьи с приемным ребенком?

Это вопрос довольно сложный. Но если мы говорим именно о профессиональной приемной семье, то любая профессиональная деятельность подразумевает профессиональные стандарты. И да, в этом случае сопровождение должно быть обязательным. Конечно, здесь краеугольный вопрос в том, как это организовано все вместе, не только, собственно, служба сопровождения, но и весь институт приемной семьи.

- А как должно быть устроено сопровождение с точки зрения контента? Можно ли описать идеальную модель такой службы?

Прежде всего и самое главное: у каждой семьи сопровождение должно быть разное, у него разные цели. Потому что все семьи сталкиваются с разными сложностями: у какого-то ребенка есть образовательные проблемы, и нужна помощь со школой (а иногда не только в учебе, но и в выстраивании отношений), у кого-то проблемы со здоровьем, у кого-то - серьезный конфликт с принимающей семьей, и родители не могут сами отрегулировать отношения, они не понимают, что происходит с ребенком, почему он так себя ведет. Или совсем другая история: в приемной семье внезапно возникают какие-то обстоятельства, мешающие нормальной жизни: потеря работы, личные кризисы, развод или болезни родителей и т.д. И цель сопровождения - сделать так, чтобы семья не оставалась с этими проблемами один на один, а могла получить помощь и поддержку.

- И все это возможно сделать в пределах одной службы? Это же огромная штатная численность!

Ну, строго говоря, с совсем уж крайними, тяжелыми ситуациями сталкивается далеко не каждая приемная семья. И обычно, стандартно семье бывает нужно просто внимание, какое-то консультирование и поддержка - редуцированное сопровождение, которое как раз и должно быть доступно всем.

Это может быть устроено примерно так: у каждой семьи должен быть куратор, человек, который находится в постоянном контакте с родителями, хорошо знает ребенка. И этот человек, обязательно в равном, партнерском диалоге с родителями, определяет ключевые направления, по которым семье нужна помощь, и обеспечивает «контакт» с узкими специалистами - психологами, медиками, юристами и т.д. Совсем не обязательно иметь полный комплект штатных узких специалистов, но куратор должен обладать исчерпывающей информацией, где их найти, если очень надо - и направлять родителей. Ребенок заболел и нужна дорогостоящая помощь? - куратор должен знать, какие благотворительные фонды помогают с конкретным диагнозом. Проблемы с математикой? - куратор должен направить туда, где позанимаются дополнительно. И так по всему спектру вопросов.

И, конечно, куратор должен организовать командную работу с семьей, столкнувшейся с очень серьезными проблемами, если требуется участие сразу и психологов, и педагогов, и, возможно, медиков и т.д. Но, повторю, это не частый случай. Большинство проблем может быть решено небольшими ресурсами. Если в семье и с ребенком все благополучно, спокойно, без проблем, то сопровождение может осуществляться по совсем простой схеме - просто плановые встречи, скажем, раз в полгода или даже раз в год, чтобы узнать, как дела у ребенка.

- А кто и как принимает решение о том, какая форма сопровождения необходима той или иной семье?

Решение должно приниматься совместно куратором и родителями. Потому что приоритетный принцип, на котором должна вообще строиться вся система, - это доверие и поддержка. Семья должна воспринимать сопровождение как однозначно помогающий институт и точно не как контролирующий, и тем более не как изымающий ребенка. При наличии доверия, при четком понимании со стороны родителей, что если они искренне и честно говорят о проблеме, им начинают помогать и предлагать разные варианты, коллегиальное принятие решений не представляет трудностей. Конечно, если родителя с порога встретить обескураживающими утверждениями «что-то вы, мамочка, плохо справляетесь» или тем более прийти домой и залезть в холодильник проверять качество супа, то никакое партнерство невозможно.

- Есть еще что-то важное, основополагающее, что должно быть в системе сопровождения?

Конечно, важно, чтобы в этой системе работали действительно подготовленные и квалифицированные люди, которые бы знали, как нужно помогать: куда обращаться, кого привлекать, как действовать в самых разных ситуациях, как выстраивать целую кучу социальных связей - с семьей, с образовательными учреждениями, с опеками, с поликлиниками, с благотворительными фондами, с комиссиями по делам несовершеннолетних и т.д.

И еще важнейший момент: работа такой службы требуют регламентации и прозрачности. Каждый участник процесса должен понимать, кто, как и с кем взаимодействует, кто что может и не может, у кого какие права и обязанности. Нужна хорошая, проработанная, умная юридическая база. Раз мы говорим о том, что сопровождение должно быть обязательным для приемных семей, значит, весь этот институт должен быть качественно выстроен.

КАК ЕСТЬ

- У нас, честно говоря, толком не различаются разные формы семейного устройства. Просто люди знают, что за усыновление денег не платят, а за приемную семью - платят. Но ведь отличия гораздо более существенны?

Да, конечно. У нас сейчас действительно различения нет, и приемные родители, опекуны и усыновители - все позиционируют себя как маму с папой и публично, и внутри семьи. Получилось это потому, что институт приемной семьи создавался у нас сверху, кампанией, а не вырос органично внутри системы семейного устройства.

В тех странах, где проблемы сирот системно решаются уже многие десятилетия, этот процесс шел совсем по-другому: приемная семья появляется тогда, когда после развития усыновления становится очевидно, что найти усыновителей всем детям невозможно, да и не всем детям нужно. Например, у ребенка мама в заключении, выйдет через три года - и намерена его забрать. Лучше же ребенку это время провести в приемной семье, у которой будут определенные, прописанные в договоре, обязательства по поддержанию отношений с мамой. Или мама болеет и будет долго лечиться, а бабушек нет. Тоже куда предпочтительнее приемная семья, которая ребенка окружит заботой и обеспечит контакт с мамой. И таких ситуаций, на самом деле, очень немало. И вот тут-то и нужна приемная, то есть профессиональная замещающая семья. То есть люди не просто принимают в семью ребенка на правах своего, они помогают ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Хотя, конечно, на уровне чувств и отношений могут стать очень близки с ним.

У нас получилось иначе: приемная семья стала фактически оплачиваемым вариантом усыновления, этот институт был введен для того, чтобы в принципе стимулировать семейное устройство. У нас много семей, для которых наличие материальной поддержки является важным ресурсом - без нее они бы ребенка «не потянули». При этом еще усыновленный ребенок теряет все льготы ребенка-сироты, а опекаемый - нет. Поэтому все перемешалось, и выбор формы семейного устройства часто определяется не столько ситуацией ребенка или ролью родителя, сколько соображениями материальной поддержки и сохранения льгот для ребенка.

- А если позиционировать приемное родительство как профессиональную деятельность, отличную от усыновления, то и учить таких людей нужно по-другому?

Нет, вот это как раз совсем необязательно. Обучение в Школе приемных родителей - это время, когда будущим родителям нужно предоставить грамотную возможность оценить себя, свои возможности, свои ресурсы - и ответственно выбрать, усыновлять или брать в приемную семью.

- И у нас сейчас, конечно же, нет полноценной системы сопровождения?

Нет, увы. При этом у нас сейчас уже действительно много семей с приемными детьми, которым нужна помощь.

Но и юридически и фактически у нас все устроено довольно странно: реально наши приемные семьи - это сплошь и рядом не профессиональная история, а совсем другая. Причем из-за неотрегулированности института некоторое лукавство, с этим связанное, есть с обеих сторон - и обеим же сторонам оно удобно. Государству - потому что приемные родители не получают выходных, больничных, отпускных. Приемным родителям - потому что у них есть «маневр» в восприятии самих себя: когда-то они считают себя родителями, а когда-то скорее воспитателями, профессионалами.

У нас нет внятного разделения на усыновление и профессиональную семейную замещающую заботу. Все перетекает одно в другое: В приемных семьях часто дети не знают, что они приемные, семьи с усыновленными детьми контролируются как приемные и т. д. В результате и правда не очень понятно, где тут место сопровождению, для кого оно необходимо и обязательно, для кого - нет.

- И как же его внедрять в таком случае?

Внедрение сопровождения - действительно непростая и нелинейная задача. Инфраструктуры пока под сопровождение тоже нет, специалистов - единицы. Соответственно, если ввести просто указом сверху, будет плохо: в ситуации тотального недоверия между гражданами и государственными органами, с одной стороны, и реальным неумением наших чиновников именно поддерживать и помогать, а не контролировать и поучать, ничего хорошего из этого не получится.

При этом сейчас очень много родителей, взявших детей в приемную семью, и они подписывались на определенные правила. Менять их на ходу просто нельзя.

Так что скорее всего, внедрение сопровождения (если все делать нормально) будет долгим и очень не простым процессом. И обязательность сопровождения должна возникнуть в самую последнюю очередь.

ИЗ ТОЧКИ А В ТОЧКУ Б

- Правильно ли мы понимаем, что внедрение обязательного сопровождения нужно начинать с урегулирования правовой базы?

Да, нужна какая-то точка отсчета - нужно договориться о том, что было бы понятно и принималось бы всеми участниками процесса. Например, о процедуре отобрания детей. Необходимо прописать ее так, чтобы ситуации, когда приходит полиция домой, ходит в ботинках по комнатам и забирает детей, потому что им показалось, что дети неухожены, были исключены. У нас любят пугать друг друга «западными практиками», мифической «ювенальной юстицией», которой у нас на самом деле нет. Зато есть и действуют законы, которые позволяют вмешиваться в жизнь семьи намного более грубо и бесцеремонно, чем в любых «западных практиках». Все то, что происходило с семей Дель происходило не из-за «ювенальной юстиции», это было наше, родное, чиновничье хамство и непродуманная, очень грубо прописанная законодательная база.

Надо постепенно, очень аккуратно разрабатывать все регламенты, чтобы в результате получилась документальная база, приемлемая для всех сторон процесса. Чтобы приемный родитель понимал, что сопровождение - это не контроль и не порицание, чтобы у него было прочным чувство безопасности при взаимодействии со службой сопровождения.

- А после нормативной базы? - инфраструктуры-то нет, и ее создавать дольше.

Да, а потом неизбежно встанет вопрос о том, кто будет в этих службах работать и как этих людей учить. Не зря в развитых странах социальный работник - это университетское образование, людей учат несколько лет.

Ведь человек, который стоит во главе всего процесса сопровождения, своеобразный «менеджер семьи», должен уметь и увидеть, распознать проблему, и найти оптимальное с точки зрения затрат и результата решение. Мы уже говорили, что невозможно в каждой службе держать всех узких специалистов, но то, что их помощь необходима, должен понять куратор. И где их найти и как организовать эту помощь - тоже должен знать куратор. Например, в регион можно пригласить из Москвы врача с определенной специализацией, который осмотрит и проконсультирует сразу несколько детей. Это дешевле, чем каждого ребенка таскать в Москву, это для ребенка и для семьи гораздо комфортнее. Но чтобы это все осуществить, нужно, чтобы была служба, способная это организовать. Чтобы у нее была какая-то свобода действий, в том какая-то числе свобода траты денег. Каждый, кто знаком с нашими реалиями, понимает, что пока это звучит фантастично, во всяком случае для государственных и муниципальных служб.

- Допустим, регламенты разработаны, люди обучены, инфраструктура создана. Дальше что?

А дальше уже можно постепенно вводить обязательное сопровождение для приемных семей - но не задним числом, а для тех, кто только приходит к этой форме воспитания детей. Обязательность, подчеркну это еще раз, в той ситуации, которая есть здесь и сейчас, должна быть последним звеном, чтобы все семьи чувствовали себя в безопасности и в поддерживающей, помогающей среде. Иначе получится очередная профанация, последствия которой мы будем преодолевать очень и очень долго. А если вводить все грамотно и очень постепенно, но институт сопровождения вполне может стать зоной общественного согласия.

государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

детский дом № 2 г. Шахты

Составитель:

Замула А.А. – педагог-психолог

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Международный опыт показывает, что воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье дает возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребенка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления и развития его личности.

Поэтому приоритетной на сегодняшний день становится семейная форма устройства детей, оставшихся без родительской опеки. Это обусловлено тем, что воспитание юного поколения всегда было и остается основной функцией семьи, а развитие ребенка органически вписано в ее жизнедеятельность.

Семья – наиболее благоприятная среда для развития здоровой личности, так как обладает серьезными преимуществами в социализации индивида благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать формирование интересов и склонностей.

Семейное устройство обеспечивает ребенку реализацию права жить и воспитываться в семье, позволяет предотвратить депривацию и социальную дезадаптацию детей, возникающую при длительном пребывании в детском доме, обеспечивает им возможность сформировать привя­занность и социально-психологические навыки, необходимые для создания собственной семьи и воспитания детей, предотвращая тем самым вторичное сиротство.

В основу Программы социально-психологического сопровождения принимающих семей «Будем родными» в рамках направления работы по жизнеустройству воспитанников ГКОУ РОдетского дома №2 г. Шахты легли методические рекомендации для специалистов по опеке и попечительству, уполномоченных организаций по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, разработанные специалистами ГОУ РО для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции».

Программа «Будем родными» позволяет спланировать работу по подготовке и сопровождению воспитанников детского дома №2 г. Шахты к жизни в принимающую семью и может быть использована как в работе с детьми, имеющими конкретные перспективы быть принятыми в семью, так и с остальными воспитанниками учреждения. Во втором случае программа в большей степени ориентирована на формирование позитивных представлений о семейной жизни, готовности к созданию семьи в будущем.

Программа сопровождения принимающей семьи «Будем родными» рассчитана на три года и решает следующие цели и задачи по жизнеустройству воспитанников ГКОУ РО детского дома №2г. Шахты:

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

    Повышение родительской компетентности принимающих родителей.

    Подготовка ребенка к устройству в принимающую семью.

    Социально - психологическое сопровождение принимающих семей.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

    Помощь кандидатам в оценке сильных и слабых сторон своей воспитательной позиции;

    Прогнозирование возможных способов конструктивного взаимодействия с приемным ребенком, вследствие некомпетентного родительского поведения;

    Формирование ответственности за успешность адаптации приемного ребенка в собственной семье;

    Контроль приоритетности интересов приемного ребенка на всех этапах семейного жизнеустройства;

    Развитие эффективных способов коммуникации ребенка с приемными родителями, другими членами семьи, социумом;

    Психолого-педагогическая помощь приемному ребенку в переживании адаптационных кризисов в приемной семье;

    Содействие в налаживании позитивных детско-родительских отношений;

    Психолого-педагогическое и социально-правовое просвещение принимающих родителей;

    Профилактика отказов от детей, принятых на воспитание в семьи.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Для семьи

Оптимизация детско-родительских отношений;

Повышение уровня семейной культуры.

Для родителей

Формирование навыков конструктивного поведения;

Осознание родительской роли и обязанностей;

Совершенствование родительской эффективности;

Безусловное принятие ребенка.

Для ребенка

Готовность к позитивным контактам со взрослыми;

Овладение навыками сотрудничества, эффективного взаимодействия;

Формирование позитивного образа семьи;

Получение опыта принятия и поддержки;

Решение актуальных проблем развития.

НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Осуществляется медицинским персоналом детского дома.

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Влияние генетической наследственности на здоровье и поведение ребенка.

Социально-педагогическое сопровождение

Осуществляется администрацией детского дома, социальным педагогом, педагогами – воспитателями, а также педагогами дополнительного образования.

Организация различных уровней взаимодействия;

Организация встреч ребенка с принимающими родителями;

Обсуждение особенностей ребенка, находящегося в социальном учреждении с принимающими родителями: депривация, привязанность, идентичность, прошлый опыт ребенка, ближайшее окружение;

Социально-правовое консультирование по вопросам юридического статуса ребенка, а также история его жизни, наличие или отсутствие у него родственников и возможности контактов с ними;

Социальный патронаж принимающей семьи.

Психолого – педагогическое сопровождение

Осуществляется педагогом – психологом детского дома.

Диагностика социальной ситуации развития, а именно отношений ребенка с близкими, родителями, учителями, с выяснением причин сложившейся социально-психологической атмосферы;

Диагностика уровня социального развития ребенка;

Выявление моделей семейного взаимодействия, стиля детско-родительских отношений в принимающей семье;

Просвещение принимающей семьи: социально-психологические особенности семьи на разных этапах развития, задачи, стоящие перед семьей в кризисные периоды, возрастно-психологические особенности развития личности, возможность получения дополнительной помощи других специалистов;

Консультирование по проблемам адаптационного процесса для ребенка и принимающей семьи.

Индивидуальные занятия с педагогом – психологом о роли семьи в обеспечении потребностей развития ребенка.

Дистанционное психолого-педагогическое сопровождение принимающей семьи и ребенка после жизнеустройства воспитанника.

ЭТАПЫ РАБОТЫ СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ

Медицинский блок сопровождения

Цель работы

Результативность

Формирование родительской ответственности за жизнь и здоровье приемных детей

Медицинский аспект ухода за ребенком в зависимости от возраста, пола и состояния здоровья

Особенности физического и нервно-психического развития детей, оставшихся без попечения родителей.

Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания.

Особенности полового воспитания ребенка.

Профилактика вредных привычек, формирование здорового образа жизни ребенка.

Помощь в осознании личной ответственности за жизнь и здоровье приемных детей

Повысить уровень знаний об организации ЗОЖ детей в семье

Организация здорового образа жизни ребенка в семье

Медицинский аспект определения здоровья. Активный образ жизни как следствие психо-физического развития детей. Рациональный режим дня.

Расширение круга представлений у принимающих родителей о медицинском аспекте определения здоровья

Социально-педагогический блок сопровождения

Просвещение по правовым и юридическим вопросам

Консультирование по вопросу социального патронажа принимающей семьи

Права и обязанности замещающей семьи. Способы дальнейшего взаимодействия и возможного контроля со стороны социальной службы детского дома

Формирование представлений у принимающих родителей о правах и обязанностях замещающей семьи, о способах дальнейшего взаимодействия и возможного контроля со стороны социальной службы детского дома

Повышение социально-правовой компетентности принимающих родителей

Права, обязанности и социально-правовая ответственность приемных родителей

Отчет опекуна о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего

подопечного и об управлении таким имуществом. Договор о дальнейшем сотрудничестве социально-психологической службы детского дома и принимающими родителями

Расширение круга представлений о правах несовершеннолетнего

подопечного, об обязанностях принимающих родителей.

Составление Договора

Формирование адекватного представления о личностных характеристиках,особенностях поведения и социального окружения приемного ребенка

Беседа принимающих родителей с куратором или педагогом- воспитателем о воспитаннике и его социальном окружении

Куратор или педагог-воспитатель делится опытом в познании слабых и сильных стороны характера ребенка, его адаптационных возможностях, особенностях общения со взрослыми и сверстниками, способах взаимодействия с ним.

Помощь в формировании представлений у принимающих родителей о педагогической позиции по отношению к несовершеннолетнему подопечному.

Психолого-педагогический блок сопровождения

Помощь в оценке сильных и слабых сторон своей воспитательной позиции. Выбор эффективных воспитательных приемов

Психологическая диагностика семьи

Выявление моделей семейного взаимодействия, стиля детско-родительских отношений в принимающей семье

Определение уровня готовности приемных родителей к обеспечению потребностей развития несовершеннолетнего подопечного.

Развитие эффективных способов коммуникации принимающих родителей с приемными детьми

Тренинг коммуникативной компетентности

Принимающие родители и приемный ребенок совместно участвуют в играх на развитие конфликтоустойчивости, упражнениях на эмоциональное принятие друг друга и проч. Тренинг

содействует в создании позитивного психологического климата в семье, формировании доверительных отношений и повышению адаптационных возможностей ребенка

Повышение коммуникативной компетентности у приемных родителей и формирование доверительных отношений с приемными детьми.

Профилактика дезадаптации к новой жизненной ситуации

Интерактивная игра «Я и моя новая семья»

Индивидуальное занятие в формате интерактивных технологий с приемным ребенком

Профилактика деструктивных паттернов взаимодействия в принимающей семье.

Формирование адекватного представления о проблемных зонах развития ребенка, возможных путях коррекции и личностного развития

Консультирование принимающих родителей по результатам исследования актуального эмоционально – личностного развития приемного ребенка. Психолого-педагогические рекомендации

По запросу администрации детского дома психологом проводится предварительная диагностика изучения актуального эмоционального и личностного развития приемного ребенка с целью выявления проблемных зон развития, а также выявления адаптационных ресурсов и проблем эмоциональной депривации. Составляются рекомендации для принимающих родителей и проводится беседа с ними.

Расширение представлений о психолого-педагогическом развитии несовершеннолетнего подопечного, о его ресурсах и адаптационных возможностях.

Составление дальнейшего плана взаимодействия с психологом детского дома (индивидуальные встречи, встречи в он-лайн режиме)

СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПАТРОНАТ ВОСПИТАННИКОВ, ПЕРЕДАННЫХ В СЕМЬИ ГРАЖДАН СЛУЖБОЙ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ

ГКОУ РО ДЕТСКОГО ДОМА №2 г. ШАХТЫ

Сопровождение опекунских/приемных и др. замещающих семей осуществляется специалистами Службы сопровождения на протяжении всего времени пребывания ребенка в семье, так как сложности, связанные с адаптацией ребенка и родителей, возрастными кризисами ребенка, а также с последствиями негативного жизненного опыта ребенка в предшествующие годы могут возникать на разных этапах развития ребенка в период адаптации к новой семье. Именно в этот момент приемные родители и опекуны начинают нуждаться в психолого – педагогической и профессиональной поддержке.

Главными условиями сохранения целостности любой семьи является - удовлетворенность отношениями и обеспечение базовых потребностей в безопасности, любви и принятии для ее членов. Для обеспечения этих условий в опекунской, приемной и др. замещающих семьях необходимо:

Предъявление ясных и реалистичность требований к опекаемому ребенку со стороны замещающего родителя и других взрослых членов семьи (наличие прозрачных и выполнимых семейных правил и норм);

Соблюдение опекаемым ребенком семейных правил и норм;

Удовлетворенность замещающего родителя школьной успеваемостью опекаемого ребенка;

Возможность для опекаемого ребенка чувствовать себя на территории, где живет семья и в отношениях внутри семьи в безопасности;

Проявление замещающим родителем и другими членами замещающей семьи уважения к личности опекаемого ребенка, так же, как и ему по отношению к родителям;

Наличие возможности для опекаемого ребенка получить психологическую поддержку в семье или в ближайшем окружении (наличие теплых доверительных отношений с другим человеком);

Способность членов семьи конструктивно решать возникающие конфликты, в том числе и с привлечением внешних ресурсов.

    Принимающие семьи, проживающие на закрепленных за службой территории г. Шахты Ростовской области);

Реализация проекта (по стандарту услуги) – для семей, нуждающихся в комплексе услуг специалистов или находящихся в кризисе;

Родительский клуб;

Праздничные мероприятия.

2. Принимающие, в которые переданы воспитанники нашего учреждения

Индивидуальные консультации по телефону и при личных встречах;

Запросы в ООиП по месту проживания семьи;

Выезды в семьи (в экстренных случаях).

3. Самостоятельно обратившиеся семьи:

Индивидуальные консультации по телефону и при личных встречах;

Привлечение к клубной деятельности, к участию в мероприятиях.

Работа с кровной семьей

Каждый человек связан невидимыми нитями со своими родственниками. Когда происходит разрыв – появляется «брешь», которая «зияет», болит очень-очень долго и последствия этого могут проявиться даже через много лет. Поэтому эту «брешь» надо залатать, починить, т.е. восстановить родственные связи. Лучше – теми же «нитями», тем же материалом. Тогда «заплатка» не так заметна и смотрится органично. Как показывает опыт, именно поэтому, в семьях кровных родственников адаптация детей идет наиболее безболезненно и быстро.

Цель работы с кровными родственниками:

    Поддержание родственных связей (осознание ребенком собственного «Я», своих корней – повышение уверенности в себе, в своих силах)

    Активизировать кровных родственников, привлечь их к вопросам воспитания детей, к разработке траектории их дальнейшего развития

    Устройство детей в семью кровных родственников с последующим ее сопровождением (при возможности и наличии необходимых условий и как результат работы по предыдущим 2-м направлениям)

Направления:

    Составление родственных карт детей;

    Индивидуальные встречи, беседы;

    Сопровождение по вопросам восстановления в родительских правах;

    Организация встреч с детьми в учреждении;

    Гостевой режим

Порядок работы с кровными родственниками воспитанников.

1. Работа с личным делом воспитанника, выделение родственников, обозначенных в документах.

2. Беседа с ребенком, проведение анкеты-опроса «Что я знаю о своих родственниках».

3. Сопоставление информации, полученной из документов и личной беседы с ребенком.

4. Заполнение бланка данных о кровных родственниках воспитанника.

5. Выделение из всего списка кровных родственников тех, кто мог бы стать кандидатом на устройство в его семью (в том числе и гостевую) воспитанника.

6. Связаться с родственниками (по телефону, отправить письмо или передать информацию через посредников), с целью приглашения их на встречу.

7. Встреча с родственниками специалистов службы (в сложных случаях – организация встречи при директоре), обсуждение возможности устройства ребенка в их семью.

Если «да» - оформление ходатайства в органы опеки и попечительства.

Если «нет» - устройство в другую принимающую семью. В случае если семья родственников не хочет брать ребенка, но высказывается категорически против его устройства в какую-либо семью – отправление в органы опеки и попечительства для принятия решения: или они дают разрешение на устройство в принимающую семью, или дают письменный запрет на устройство.

8. Организация встречи-знакомства кровных родственников и кандидатов с целью обсуждения перспектив их дальнейшего взаимодействия.

9. Обеспечение специалистами Службы взаимосвязи с кровными родственниками в случае устройства ребенка в принимающую семью.

Подготовка детей к семье и сопровождение после устройства в приемную семью Подготовка детей к семье – одно из важнейших направлений в работе. Практика показывает, что значительная часть возвратов детей из семей происходит именно по причине неподготовленности детей к проживанию в новых условиях. Формы работы:

    Внутригрупповые мероприятия (проводят воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог, зам. директора по УВР и др. специалисты, привлеченные к данной работе):

      Беседы с детьми на тему «Семья» (общегрупповые и индивидуальные, каждый воспитатель продумывает тематику с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и потребностей детей. Службой сопровождения предложена предположительная тематика таких бесед (см. приложение 1);

      «Семейные чаепития» (в неформальной обстановке разбор каких-то волнующих детей вопросов, обмен жизненным опытом через возможное приглашение членов семьи воспитателя или через приглашение других лиц - директора, завуча, врача, вахтера и др., возможно, с членами их семей);

      Ролевые и интерактивные игры (разыгрывание различных семейных, жизненных ситуаций);

      Анкеты, опросники и пр.диагностические экспресс методики с целью выявления особенностей семейных отношений;

    Мероприятия, которые проводит служба

    Анкетирование детей;

    Круглые столы с детьми;

    Консультирование по интересующим детей вопросам;

    Различные конкурсы (конкурс эмблем службы, гимна, рассказов о семье и т.д.)

    Мероприятия в рамках всего детского дома (проводит служба совместно с музыкальным работником, педагогом – организатором, психологом)

    Праздники семьи;

    Спортивные эстафеты с участием принимающих семей и семей-кандидатов;

    Психологические тренинги по формированию положительного образа семьи.

Устройство ребенка в приемную семью Усыновление (удочерение)

Принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребенок становится родственником – дочерью/сыном со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является приоритетной формой устройства. Для родителей высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.

Особенности:

    Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи.

    Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе, по выходу из несовершеннолетнего возраста.

    Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.

    Оформляется дольше, чем опека т.к. усыновление утверждается гражданским судом.

    Государство не оказывает никакой помощи после усыновления, за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец до 3-х месяцев.

    Органы опеки осуществляют ежегодный контроль над семьей усыновителей в течение как минимум трех лет после усыновления.

    Предъявляются самые жёсткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, заработку, жилью по сравнению с другими формами устройства.

    Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.

Опека

Принятие в семью ребёнка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребёнка. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка, и ответственности за ребенка.

Особенности:

    Опека устанавливается решением главы местного самоуправления из-за чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется проведение суда.

    На опекаемого ребёнка выплачивается средства на его содержание, органы опеки оказывают содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.

    По исполнении опекаемому 18 лет, ему выделяется жильё, или он становится на льготную очередь, если за ним нет закрепленного жилья.

    Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий, не требуются справка об отсутствии судимости.

    Ребёнок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна.

    Не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребёнка (крайне редкий случай).

    Нет тайны передачи ребёнка под опеку и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны.

    Смена фамилии ребёнку затруднена, изменение даты рождения невозможно.

Приёмная семья

Форма воспитания ребёнка (детей) в семье (на дому) у «приемного родителя» - воспитателя. Такая семья заменяет пребывание ребёнка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создаётся на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. По отношению к ребёнку приемные родители являются ему опекунами. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, например для воспитания в одной семье 2-3 и более детей (братьев, сестер). Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приёмных семьях может воспитываться от одного до 8 детей.

Особенности:

    Возможно, передать в семью детей, не имеющих статуса под усыновление, детей изъятых из многодетных семей или осужденных родителей и, в ином случае, обречённых жить в детском доме.

    Менее жёсткие по сравнению с усыновлением требования к кандидатам.

    На ребёнка выплачивается ежемесячная выплата на его содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами.

    По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.

    Постоянный контроль и отчётность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.

    Сложнее оформить т.к. требуется оформлять договор о передаче ребенка на воспитание (договор об оказании возмездных услуг).

    Возможны сложности при оформлении ребёнка, проживающего в другом районе или городе т.к. выплаты приёмной семье ведутся из местного бюджета.

    Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребёнка.

Патронат

Форма воспитания ребёнка (детей) в профессиональной замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Под патронат передаются дети, которым временно требуется замещающая семья или необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения ребенка в семье. Основная цель данной формы устройства – социализация ребенка, получение им необходимого опыта жизни в семье, замена пребывания его в приюте. Патронат часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению. Срок помещения ребёнка под патронат может быть разным, и зависит от ситуации. Ответственность разделёна между патронатным воспитателем, учреждением, родителями ребёнка и территориальными органами опеки.

Особенности:
Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребёнка, которому временно требуется принимающая семья, или не имеющего статуса, позволяющего передать его под постоянную опеку или на усыновление и, в ином случае, обречённого попасть в приют или в детский дом.

    Менее жёсткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жёсткие, чем при опеке.

    На ребёнка выплачивается содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью. По исполнении 18 лет патронируемому выделяется жильё, если у него такового нет.

    Стороны в договоре, представляющие государство, организуют обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывает помощь в воспитании, в решении сложных проблем. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п.

    Работа по планам, устанавливаемых учреждением по патронату, постоянный контроль и отчётность за воспитание, и расходование выплачиваемых на содержание ребенка средств.

    Контакты с родителями и родственниками ребёнка, как правило, обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон.

Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах, и имеет в каждом регионе свои особенности.

Наставничество (гостевой режим, семья выходного дня)

Форма помощи ребенку, без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок на правах гостя посещает и кратковременно проживает в семье наставника. Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать, как функционирует семья: понять семейные роли, получить навыки ведения хозяйства и общения с взрослыми и другими детьми в семейном кругу.

Наставничество дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и во время его нахождения в учреждении и в дальнейшей самостоятельной жизни, т.к. обычно между ними возникает тесный контакт эмоциональной близости, заводиться переписка, телефонные контакты, таким образом у ребенка появляется «родственник» и друг, что делает ребенка не столь одиноким, повышает самооценку ребенка и уровень его иерархии среди детей в учреждении. Часто наставники помогают детям с лечением, обеспечением и выбором одежды, профессиональной ориентацией, дают полезные советы, как поступать в тех или иных ситуациях.

Особенности:

    Как правило, более простое оформление, не требующее прохождения полного медицинского освидетельствования и сбора кучи справок.

    Возможно, взять ребенка (детей) изъятых из многодетных семей или осужденных родителей, старших подростков, которым крайне сложно найти постоянную семью и, в ином случае, обречённых жить в детском доме.

    Если наставничество предполагается как переходной этап перед опекой, усыновлением, то это хороший способ присмотреться ребенку и семье друг к другу, позволяет понять верное ли принято решение.

    При переходе на постоянные формы устройства будет проще пережить адаптацию, т.к. опыт жизни в семье у ребенка уже есть.

    Законодательно не установленная форма. Не существует утвержденных норм, правил, требуемого перечня документов - все требования устанавливаются государственным опекуном ребенка - директором детского учреждения. Директор не обязан разрешить вам брать ребенка.

    Крайне не желательно, а часто и невозможно брать в гости детей младше 7-8 лет, т.к. они не понимают, почему их берут и возвращают, они ещё не понимают, что могут быть не только родители, но и «родственники».

Работа по временной передаче детей в семьи граждан

Известно, что даже самое лучшее учреждение не может обеспечить ребенку-сироте полноценное психическое развитие, успешную социализацию при переходе в самостоятельную жизнь. Известно также, что выпускники сиротских учреждений сталкиваются с серьезными проблемами при создании собственной семьи, их дети зачастую тоже становятся сиротами.

Избежать этих проблем человек сможет, если он получит опыт жизни и воспитания в семье. Для этого и существует гостевой режим. Проживание в семье даже в течение короткого промежутка времени может дать для развития ребенка гораздо больше, чем годы, прожитые в казенном учреждении.

Гостевая семья:

    способствует поддержанию кровно-родственных связей;

    важна в перспективе устройства в принимающие семьи на постоянное проживание.

Гостевой режим - форма помощи ребенку без оформления его на постоянное проживание в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок на правах гостя посещает и кратковременно проживает в семье. Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать как функционирует семья, понять роли членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу.

Положение о порядке отпуска детей к родственникам и другим лицам на выходные и праздничные дни, в вечернее и ночное время, а также на период каникул

Порядок отпуска детей к родственникам и другим лицам на выходные, праздничные дни и на период каникул определен на основании Постановления правительства РФ от 19 мая 2009 года № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации».

Временная передача детей в семьи граждан осуществляется с согласия ребенка на основании личного заявления гражданина, к которому прилагаются следующие документы:

    Копия паспорта или иного документа удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);

    Согласие совместно проживающих с гражданином совершеннолетних, а так же несовершеннолетних, достигших 10-летнего возраста членов его семьи на временную передачу ребенка (детей) в семью гражданина, выраженное в письменной форме;

Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, осуществляется на срок не более чем один месяц.

При наличии исключительных обстоятельств, в том числе в период летних каникул, срок временной передачи ребенка в семью может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. С этой целью учреждение оформляет запрос в органы опеки и попечительства, в котором указывает обстоятельства, по которым необходимо продлить срок пребывания ребенка в семье. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать три месяца.

На период пребывания в семье на ребенка выдаются продукты согласно установленным нормам. При временной передаче ребенка (детей) в семью гражданину выдаются:

    Копия приказа о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина, заверенная руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    Копия свидетельства о рождении ребенка, заверенная в установленном законном порядке, либо паспорт ребенка, достигшего 14 лет;

    Копия полиса обязательного медицинского образования ребенка (детей);

    Копии иных документов, необходимых ребенку (детям) в период временного пребывания его в семье гражданина;

Для осуществления контроля за условиями пребывания воспитанников в семье учреждение в течение суток информирует органы опеки и попечительства по месту проживания семьи о том, что на их территорию выехал воспитанник учреждения.

Для родственников и кандидатов в замещающие родители, желающих брать ребенка в гости в каникулярные, выходные и праздничные дни.

Гражданин, желающий получить заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в свою семью, предоставляют в орган опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление по форме, утверждающей Министерством образования и науки РФ, и следующие документы:

    Справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

    Выписка из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с гражданином совершеннолетних и несовершеннолетних членах его семьи;

    Справка лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у гражданина заболевания (инфекционные заболевания в открытой форме или психические заболевания, больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом), либо медицинское заключение по форме 164/у-96 (медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина/гражданки, желающего (ей) усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем, выданное лечебно-профилактическим учреждением.

Гражданин, желающий временно принять ребенка (детей) в свою семью, представляет в детский дом, следующие документы:

    Заявление о временной передаче ребенка (детей) в свою семью;

    Копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);

    Заключение органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина или имеющееся у гражданина заключение о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном или попечителем, выданное этим органом в установленном порядке;

    Согласие совместно проживающих с гражданином совершеннолетних, а так же несовершеннолетних, достигших 10-летнего возраста членов его семьи на временную передачу ребенка (детей) в семью гражданина, выраженное в письменной форме.
    Что необходимо сделать:

1. До принятия ребенка в гости:

    Прослушайте инструктаж, на котором оговаривается цель и содержание пребывания ребенка в гостевой семье.

    Узнайте информацию о состоянии здоровья ребенка.

    Обязательно возьмите копию страхового медицинского полиса, заверенного директором учреждения и копию приказа.

    Узнайте информацию о школьной успеваемости ребенка, а так же возьмите домашнее задание (если требуется).

    Ознакомитесь со списком вещей, которые берет ребенок с собой, проверьте, все ли соответствует согласно перечню. При необходимости внесите свои коррективы.
    2. По возвращении ребенка из гостевой семьи:

      Передайте воспитателям вещи, которые ребенок брал с собой.

      Поделитесь впечатлениями пребывания ребенка в Вашей семье с воспитателями или специалистами Службы семейного устройства. Расскажите позитивные и негативные моменты – это позволит более качественно провести коррекционную работу с ребенком и подготовить его к следующей поездке в Вашу семью.
      Если Вы берете родственника из детского дома в гости, обратите внимание на следующие аспекты:

    Расскажите ему историю Вашей семьи и семьи расширенной (в которую включен и ребенок), ее традиции, семейные легенды. Многие дети из детского дома не знают большинство своих родственников, забывают некоторые события из прошлой жизни, помогите ему их воссоздать. Ребенку очень важно осознавать, что у него есть «корни». Например, это можно сделать с помощью составления генеалогического древа. Для наглядности Вы можете показать фотографии, а также помочь составить ребенку альбом с фотографиями членов своей семьи.

    Расскажите ребенку о Ваших семейных ценностях, чем Вы занимаетесь в выходные дни, как отмечаете праздники, какую роль выполняет каждый член Вашей семьи. Например, кто моет посуду, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами и т.д. Спросите, какие обязанности со временем хотел бы взять на себя ребенок.

    Познакомьте ребенка с друзьями семьи, соседями, сверстниками во дворе. Это необходимо для того, чтобы у ребенка складывались новые социальные связи, расширялся круг друзей и знакомых.

4. Обратите внимание на то, как учится ребенок, мотивируйте его на учебу. Расскажите ему о профессиях Вашей семьи. Например, кем был прадед, кем сейчас работает дед, тетя, дядя и т.д. Возможно, этим Вы косвенно поможете ребенку самоопределится в выборе своей бедующей профессии.

5. Проведите беседу с ребенком о перспективах его дальнейшего пребывания в Вашей семье. Будет ли оформлен под опеку, или нет, то обязательно проговорите с ним причины, подчеркните, что с ним все равно будет постоянно поддерживаться связь, что он будет ходить к Вам в гости (обговорите периодичность посещения им Вашей семьи).

      Не балуйте ребенка! Все должно быть в меру. Задача гостевой семьи не только подарить ребенку ласку и тепло, получить позитивный опыт общения с родственниками, но и дать возможность приобрести новые навыки и умения.

      Ограничивайте игры ребенка на компьютере, поскольку это не всегда идет ему на пользу.

      Следите за окружением ребенка, с кем он общается, гуляет, чтобы не допустить его попадания в асоциальную компанию. Будьте внимательны в этих вопросах! И в случае каких-либо подозрений - сообщите о них специалистам службы или воспитателям группы, в которой воспитывается ребенок, чтобы совместно решить, какие меры необходимо предпринять.

      Постарайтесь придерживаться режима дня, по которому ребенок живет в детском доме, чтобы не сбить его биологические часы. Иначе ребенку придется постоянно перестраиваться, и рано или поздно это может закончиться срывом (в эмоциональном плане, в поведении или в учебной деятельности).

      Помните, что первое время информацию, рассказанную Вам ребенком, необходимо проверять, так как воспитанники детских домов склонны ко лжи.

      Подчеркните важность присутствия ребенка в Вашей семье, чтобы он ощущал, что он ее часть, что он нужен, чувствовал тепло домашнего очага.

ЛИТЕРАТУРА:

    Басюк B.C. Модель организации службы социально-психологического сопровождения в условиях детского дома: теоретико-практический аспект. М., 2001.

    Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабили-тационной работы. 1995. № 1.

    Воспитание и развитие детей в детском доме / Ред.-сост. Н.П. Иванова. М., 1996.

    Гражданский кодекс Российской Федерации // Полный сборник кодексов Российской Федерации. М., 2002. Ст. 31-33, 36, 39-40.

    Голощапова О.А. Мишакова Д.Ф. Советы родителям Методические рекомендации для приемных родителей. Новосибирск 2011 г.

    Гончарова О. На защите детей – сирот стоит закон. Социальная педагогика в России с. 23 – 26 № 4 Современное образование 2011 г.

    Денисова Л.Д., Черемшина О.Н, Эмоциональные нарушения у детей, С-П. 2011г.

    Дзюма А. Этническая социализация детей раннего возраста. Социальная педагогика в России с. 49- 52 № 1 Современное образование 2011 г.

    Жижняков С. Педагогика семьи в Российской истории. Социальная педагогика в России с. 53- 64 № 5 Современное образование 2011 г.

    Мухина В.С., Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество., М. «Академия», 1992г.

    Министерство социального развития Новосибирской области ГБУ НО «Центр развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей» Работа с кандидатами в приемные родители до момента приема ребенка в семью. Рекомендации для специалистов служб сопровождения замещающих семей. Новосибирск 2011.

    Министерство социального развития Новосибирской области ГБУ НО «Центр развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей» Рекомендации по проведению мониторинга воспитания детей в замещающих семьях. Оценка эффективности работы служб сопровождения замещающих семей. Новосибирск 2011.

    Орлов В.Б. Законодательная база замещающей семьи. Социальная педагогика в России с. 22-32 № 6 Современное образование 2011 г.

    Овсянникова А.С. Особенности референтных отношений подростков: что о них знают родители. Социальная педагогика в России с. 60- 67 № 6 Современное образование 2011 г.

    Овчарова Р. Основные составляющие понятия «родительство». Социальная педагогика в России с. 82 – 88 № 4 Современное образование 2011 г.

    Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон № 120-ФЗ, 24 июня 1999 г.

    Репринцева Г.И. Специфика развития детей первого года жизни. Социальная педагогика в России с. 33-46 № 6 Современное образование 2011 г.

    Савина Н. Дефекты социализации подростков ведут к криминогенности. Социальная педагогика в России с. 27- 32 № 5 Современное образование 2011 г.

    Семейный кодекс Российской Федерации. Ст. 11 - 13, 18, 20, 21.

    Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Новосибирск, 1985 г.

    Степанов П. Подростки. Социальная педагогика с. 75-82 № 4 Народное образование 2006 г.

    Тумусов Ф.С. Россия начинается с семьи. Социальная педагогика в России с. 3-11 № 6 Современное образование 2011 г.

    Шнейдер Л.Б., Рогач М. С. Родительство в вопросах и ответах. Социальная педагогика в России с. 68 – 73 № 6, с. 19- 25 № 5 Современное образование 2011 г.

    Шнейдер Л. Семья в социуме, социум в семье. Социальная педагогика в России с. 65- 72 № 1 Современное образование 2011 г.

    Шнейдер Л. Специфика семейного воспитательного влияния. Социальная педагогика в России с. 75- 82 № 3 Современное образование 2011 г.

    Цурпал Е.А., Работа с кандидатами в приемные родители до момента приема ребенка в семью, Новосиб, 2011г.

    Лекции профессоров медицины: О.А. Печора, А.Г. Грачевой, Л.Г. Голубевой.

    Периодические издания: Журналы «Здоровье школьника» за 2009, 2011 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Индивидуальный план

кровного родителя (Ф.И.О.)

Цель работы : помощь по вопросам восстановления в родительских правах

Виды работ

С кем проводится работа

Темы занятий

ответственный

Работа с кровной семьей

Организация встреч с сыном;

Создание гостевого режима;

Социальный педагог;

Педагог-психолог;

Куратор воспитанника

Психологическая поддержка, консультирование

С семьей, родственниками ребенка, воспитанником

Педагог-психолог

Ф.И.О. родительницы, кровной семьей

Консультирование по вопросам восстановления в родительских правах;

Представление материалов в суде

Социальный педагог

Июнь-июль

Семейное устройство

Семья и родственники воспитанника (Фамилия, имя ребенка).

Социальный педагог;

Педагог-психолог;

Куратор воспитанника

Июль-август

Семья и родственники воспитанника (Фамилия, имя ребенка).

Запросы в ООиП по месту проживания

Социальный педагог;

Куратор воспитанника

ежеквартально

Индивидуальный план

социально-психологического сопровождения

принимающего родителя (Ф.И.О.)

Цель работы : помощь в совершенствовании родительской эффективности

Виды работ

С кем проводится работа

Темы занятий

ответственный

Работа с приемной семьей

Семья и родственники воспитанника (Фамилия, имя ребенка).

Организация встреч с сыном;

Создание гостевого режима;

Круглые столы со службой сопровождения по актуальным вопросам

Социальный педагог;

Педагог-психолог;

Куратор воспитанника

Психологическая поддержка, консультирование

С семьей, родственниками ребенка, воспитанником (Фамилия, имя ребенка).

Диагностика психо-эмоционального состояния воспитанника;

Беседы с матерью и родственниками по формированию семейных ценностей;

Тренинг по формированию положительного образа семьи

Педагог-психолог

Социальная поддержка, консультирование

Принимающей родительницей, ее семьей

Консультирование по вопросам создания приемной семьи.

Социальный педагог

Июнь-июль

Семейное устройство

Семья и родственники воспитанника (Фамилия, имя ребенка).

Составление Договора согласованности сторон о взаимопомощи Консультирование по проблемам воспитания и развития ребенка (в телефонном и дистанционном режиме)

Социальный педагог;

Педагог-психолог;

Куратор воспитанника

Июль-август

Контроль соблюдения приоритетности интересов ребенка в семье

Семья и родственники воспитанника (Фамилия, имя ребенка).

Социальный педагог;

Куратор воспитанника

Сопровождения усыновителей. В соответствии с приказом Минобрнауки будущие усыновители обязаны проходить подготовку к приемному родительству, однако ведомства, которое бы отвечало за это, нет. В службы должны входить психологи, медицинские и социальные работники, которые будут следить за приемными семьями на протяжении нескольких лет и помогать им в сложных ситуациях.

Нужно ли в России такое ведомство и на каких условиях должна осуществляться его работа?

Комментирует педагог-психолог, специалист по семейному устройству, лауреат Премии Президента РФ в области образования, автор книги «К вам пришёл приёмный ребёнок» Людмила Петрановская:

Во-первых, как быть с сопровождением усыновителей, вообще не очень понятно, потому что у нас на данный момент в законе существует тайна усыновления. Это делает невозможным создание каких-то списков усыновителей и других подобных документов.

Сопровождение семейного устройства вообще было бы разумным. Но, действительно, важно, чтобы у семьи был выбор. Чтобы, с одной стороны, был государственный сервис и при этом была возможность не пользоваться им, а пользоваться услугами общественных организаций. Потому что любые государственные службы негибки по запросам, у них очень регламентированная деятельность, узкий коридор того, что они могут и чего не могут. А ситуации в семьях очень разные, поэтому такой службе необходима возможность соответствовать любой ситуации, ее обеспечивают только негосударственные организации.

Если семью прикрепят территориально и обяжут сопровождаться, то ничем хорошим это не закончится. Например, личный контакт с сотрудником службы просто не сложился – ведь может такое быть – и все.

Система сопровождения должна охватывать все принимающие семьи, не только усыновителей – у нас ведь есть опека родственная, опека неродственная, есть приемные семьи – их гораздо больше, чем усыновителей, проблем там тоже немало. Но это должно быть сервисом, а не так, как у нас обычно получается: любая услуга быстро превращается в навязанный контроль.

Очевидно, что семьи согласятся на подобные услуги лишь при наличии специалистов высокого уровня. Прежде чем создавать службу, надо понять, кто там будет работать, подготовки специалистов для этой работы в стране нет вообще! И если с завтрашнего дня создать службу, начать набирать штат – то кого туда набирать? Чтобы вырастить специалистов, нужно время. Если профессионалов там не будет, люди не будут туда идти. Что может человек, который не разбирается, никогда в жизни не видел ребенка-сироты, посоветовать этим семьям?

Другое условие, необходимое для согласия семей на эти услуги – помощь, а не контроль. Потому что если эта служба будет влезать, контролировать, выспрашивать, осуждать – семьи закроются. Если служба будет проводником информации о семьях, если не будет уверенности в соблюдении конфиденциальности, профессиональной этики – ничего из этого не получится.

Я просто не верю, что это возможно в рамках имеющейся у нас практики, потому что до сих пор все, что предлагалось по этой части, превращалось из сервиса в контроль. Поверить, что вдруг появится какая-то ниша, в которой это будет организовано иначе, очень сложно.

Беседовала Ирина Якушева



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png

Разрешается копирование материалов сайта с обязательной ссылкой на tomandangela.ru