ЗНАЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ НОМЕРОВ В ДРАМАТУРГИИ СБОРНОГО КОНЦЕРТА. - ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ПОРЯДКЕ ВЫСТРАИВАНИЯ НОМЕРОВ. - НАЗВАНИЕ КОНЦЕРТА. - РОЛЬ КОНФЕРАНСЬЕ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДРАМАТУРГИИ СБОРНОГО КОНЦЕРТА. - ПАРНЫЙ КОНФЕРАНС. - ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЗРИТЕЛЕЙ В ИГРУ (СИТУАЦИЮ). - ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА КОНФЕРАНСЬЕ. - МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ФЕЛЬЕТОНА (МОНОЛОГА) В ДРАМАТУРГИИ КОНЦЕРТА.

Пойдем от простого к сложному. Рассмотрим драматургию сборного концерта, состоящего, к примеру, из десяти-двенадцати номеров (Практика показывает, что концерт в одном отделении продолжительностью около часа включает в себя, как правило, 10-12 номеров) разных жанров.

На первый взгляд, его проведение не потребует от организаторов - администратора, режиссера-постановщика и возможного сценариста никаких титанических интеллектуальных усилий.

Вроде, все просто! Следует распределить исполнителей в каком-то одном порядке, первым выпустить на сцену конферансье со словами «Добрый вечер, дорогие друзья!» - и концерт пройдет успешно.

На самом деле все обстоит сложнее.

Сам порядок расположения номеров в любом виде концерта влияет на его драматургическое решение. Простая перестановка номеров способна привести к кардинальному изменению драматургии зрелища в целом.

Это легко сказать: «Выпускать артистов на эстраду в каком-то одном порядке». А на самом деле попробуем понять, в каком именно? По алфавиту? По возрасту? По росту? По званию? Иногда за кулисами провозглашается шутливый лозунг: «„Концерт должен идти по нарастающей", значит, начнем с меня...».

Одно из основных правил построения концерта состоит в том, что он «должен идти по нарастающей».

Должны возрастать темпоритм концерта, качество номеров, их зрелищность и, как следствие, интерес зрителей. Каждый следующий номер должен пользоваться большим успехом, чем предыдущий. Но как это точно определить? Артист бывает «в форме, в голосе, в ударе», а бывает - и нет. Случается, что у артиста в зале - «его публика»: ветераны, демобилизованные, молодежь, школьники, амнистированные - эстрада демократична! А бывает - и «не его зритель».

Все эти факторы приводят к тому, что вопрос «кто в концерте за кем идет?» бывает очень сложным и болезненным. Здесь очень часто начинают проявляться актерское тщеславие и амбиции!.. И многое другое, не имеющее отношения к искусству (вспомним, что именно из-за этого - кому сейчас идти на сцену - был убит зa кулисами поэт и певец Игорь Тальков).

Наверное, не следует сначала выпускать на сцену одних женщин, а потом одних мужчин. Не желательно, чтобы подряд выступали три вокалиста, а потом четыре жонглера. Хорошо бы быть в курсе того, что может исполнить конферансье, когда за его спиной будут передвигать рояль...

Кроме того, имеет смысл прикинуть общее время программы, исходя из элементарных соображений. Обычный эстрадный концерт в одном отделении длится приблизительно час-час двадцать минут. Средний номер занимает 6-8 минут. Одна песня длится 3-4 минуты. В часовом концерте конферансье не должен в общей сложности занимать более 10-15 минут времени. Так как одна страница текста (28-30 строк при 60 знаках в строке) в живой речи звучит примерно 2 минуты, можно прикинуть, что должен иметь в репертуаре ведущий, что от него требуется и что он может себе позволить.

Даже самый простой эстрадный концерт все-таки должен иметь какую-то «шапку», «девиз», «посыл», название, пусть незамысловатое.

Например, «Приходите, побеседуем!» Или - «За чашкой чая». Такое себе позволял даже великий А. Райкин - это реальные названия егокогда-то шедших на эстраде программ!

А одна из концертных молодежных программ в санкт-петербургском Дворце культуры им. Ленсовета когда-то называлась задорно, весело и весьма двусмысленно: «А мы отдыхаем так!».

Впрочем, эстрадный концерт может называться и совсем просто: «Музыка, песня, сатира, юмор».

В сборном - даже по названию - концерте в любом случае присутствуют определенные закономерности в выстраивании последовательности номеров.

В данном случае, в начале, уже за занавесом, должна прозвучать какая-то бодрая музыка типа «Концертного марша» И. Дунаевского, потом должен выйти конферансье и, поздоровавшись с публикой, исполнить свой вступительный фельетон (монолог), имеющий прямое отношение к названию программы. Хорошо, если вступление тематически будет иметь отношение к залу, где проводится это мероприятие, к составу артистов, занятых в программе, каким-то важным событиям дня или недели...

Продолжительность вступления к концерту, как правило, не должна превышать 3-4 минуты, то есть на «бумажном носителе» это полторы-две страницы.

Психологи утверждают, что любое публичное выступление не должно содержать более 2-х новых мыслей. Такова специфика восприятия зала. Когда появляется третья мысль - первая забывается. И тем не менее хорошо, когда уже во вступлении к сборному концерту прозвучат две-три хороших репризы, на которые зал среагирует, улыбнется, а, может быть, даже и зааплодирует.

Иногда с этой вроде бы нехитрой задачей справляется сам конферансье, а иногда привлекается профессиональный автор.

Чаще всего это бывает на так называемых «корпоративных мероприятиях», где по условиям, выдвинутым заказчиком, надо говорить и шутить на заранее заданную тему, связанную с характером фирмы, компании, производства, темой самого праздника, на который приглашены артисты эстрады.

Кроме вступления к концерту конферансье должен иметь несколько связок-подводок к номерам разного жанра, это могут быть и короткие, на полстраницы, интермедии или репризы и, желательно, какой-то свой номер: юмористический, сатирический, пародийный... Собственный номер конферансье, разумеется, заранее придумывается, пишется автором и ставится режиссером...

Таким образом, конферансье в сборном концерте очень часто принимает на себя функции драматурга зрелища, которые выражаются в установлении последовательности номеров, в придании программе хотя бы видимости тематизма, в обеспечении определенного сквозного действия в течение представления.

В концерте может быть «задействован» и парный конферанс, когда программу ведут два исполнителя. Иногда это ОН и ОНА; тогда в задачу автора, режиссера и исполнителей входит необходимость как-то решить проблему взаимоотношений ведущих между собой, иметь какие-то «маски», выписанные роли в диалогах, которые артисты ведут, выходя на эстраду.

У парного конферанса более широкие, чем у конферанса-соло, возможности, но и трудностей в этом случае заметно больше.

В принципе конферансье могут работать и втроем, как это делали в свое время Е. Петросян, Л. Шимелов и А. Писаренков, и впятером, как однажды сделали наши доблестные питерские «менты» в концерте в Кремлевском Дворце съездов...

Отметим, что вступительный монолог может быть написан как в прозе, так и в стихах, а иногда давать пусть не очень сильный, но тем не менее достаточно рельефный ход для всей дальнейшей концертной программы.

Приведем пример.

В начале концерта на эстраде появляется конферансье с букетом цветов в руках и под негромкую фоновую лирическую музыку читает следующие строчки:

Я на свиданье к вам пришел с цветами,

Нарочно их для этого купил,

И, вот ведь как... Заговорил... Стихами!

Хотя всю жизнь я прозой говорил...

Цветы меня настроили невольно

На музыкальный, поэтичный лад,

И чудится не зал мне театральный,

А расцветающий весенний сад,

И номера концертные цветами

Мне хочется сегодня называть,

В большой букет собрать их перед вами,

И от души в подарок передать!

Примите же улыбок теплый свет,

И звонких песен красочный букет!

Несмотря на кажущуюся простоту и некоторую наивность этих строк, они давали возможность легкой театрализации дальнейшего концерта, формально сопоставив номера с цветами, а сам концерт - с красивым подарочным букетом, преподносимым зрителям...

Далее могла быть разработана тема «Цветы нашей жизни», то есть цветы как растения с такими своеобразными названиями, как Анютины глазки, или Иван-да-марья, или Столетник, Бессмертник, Незабудка, Подорожник... Могла возникнуть тема и ЦВЕТОВ РАДУГИ. «Всеми цветами радуги!» - совсем неплохое название для эстрадной программы.

Еще одной ступенью к первичной, легкой театрализации может быть придумка и реализация какой-то «ролевой игры», предложенной залу. Может быть, даже точнее будет сказать - вовлечение зрителей в розыгрыш, их участие в какой-то предложенной драматургом элементарной ситуации.

Примером может служить такой драматургический ход: в своем вступительном монологе конферансье «озвучивает» простую мысль о том, на каких больших скоростях во всех областях вынужден жить сегодня наш мир и каждый из нас. Тут широкое поле для шуток на тему о том, сколько времени требовалось раньше для того или иного действия или акции, и сколько требуется сейчас... Как быстро мы стали ездить, плавать, летать, богатеть, разоряться... Что можно сегодня сделать за неделю, за жизнь, за час, за минуту - дома, на работе, в постели... Вот только время от зачатия человека до его рождения испокон веков и поныне остается постоянным - 9 месяцев. Хоть ты умри, а это мировая константа! Точно так же как, например, нормальная температура человеческого тела 36 и 6 десятых градуса, а ускорение свободного падения любого тела 9,8 метров в секунду, и т. д. и т. п.

Мы можем вернуться к происходящему на сцене и в этом зале, и, вспомнив о том, что следовало бы отключить все мобильные телефоны, констатировать - на эти ближайшие 2 часа нашего концерта: «Вы, уважаемые зрители, будете оторваны от жизни целого мира, вы не просмотрите ни одной телепередачи, не узнаете по радио ни одной новости, не услышите ни одной новой сплетни, ни одного нового анекдота, кроме тех, что решим рассказать вам мы... Но для того чтобы вы окончательно не отстали от жизни мира, мы решили пойти вам навстречу и организовали при нашей концертной программе свою небольшую радиостанцию, свой радиоканал и время от времени будем сообщать вам, что творится за стенами этого концертного зала в привычном формате современных радиопередач... Итак, мы начинаем! Говорит радиостанция „Эстрада"! Московское время 19 часов 15 минут! Начинаем эстрадный концерт! Для вас поет...»

Далее этот «ход» достаточно ясен. Весь конферанс, все необходимые интермедии и связки между номерами подаются в известном всем формате радиопередач. Тут и «Последние известия», и юмористические передачи, и... Ну, что хотите, только «упакованное» в определенную и всем знакомую форму сетки радиовещания. Этот прием удобен, он может быть очень эффектен, хотя и требует некоторых умственных затрат, как, впрочем, и любая интеллектуальная работа. Тут важно не быть навязчивым, не перегружать ведение концерта дополнительными и не обязательными текстовыми структурами, связанными с применением выбранного приема, а соблюдать чувство меры...

Очень удобным приемом «первичной театрализации» обычного сборного концерта может служить трансформация образа конферансье.

Имеется в виду прием, когда он от образа обычного, стандартного, относительно нейтрального «артиста эстрады» перевоплощается в образ того или иного театрального персонажа. Это можно делать с самого начала концерта, впервые появляясь перед зрителями в том или ином образе. Например - в образе эксцентричного весельчака-говоруна, или, наоборот, забывчивого меланхолика...

В принципе, эту игру можно усилить и украсить, допустим, сменными париками, усами, накладками. Можно превратить в забавный номер, причем на протяжении концерта этих образов может быть несколько, особенно у артиста, обладающего даром трансформации.

Соответственно меняется и сама форма подачи номеров эстрадного концерта. Условно говоря, артист эстрады так называемого «старого закала» будет объявлять номера в одном ключе, артист драматического театра, изучавший систему Станиславского, - в другом, диктор телевидения - в третьем, современный диск-жокей - в четвертом...

Хорошо, если эта линия поведения на протяжении концерта может меняться и изначальный Бомж, получивший работу и попавший в хорошую компанию и соответствующую атмосферу, может к концу концерта стать вполне приличным человеком, которым он когда-то, возможно, и был. А современный Недоросль - в чем-то прозреть и стать не карикатурой, а просто смешным и милым персонажем. Но этот прием так же требует и сценарной проработки, и режиссерского труда, и актерских усилий...

Примером этого приема могла бы служить программа выпускников Всесоюзной творческой мастерской эстрадного искусства (ВТМЭИ, сейчас имени Л. С. Маслюкова), поставленная в Московском театре эстрады в середине 70-х годов. Но так случилось, что вести программу было некому.

Тогда выбор пал на одного молодого симпатичного артиста музыкальной комедии, имевшего и свой сольный вокально-танцевальный номер и умевшего неплохо говорить. Именно говорить: он мог исполнять монологи лирического, романтического характера, но юмор был ему не совсем свойствен, это было не его амплуа. И тогда для него был придуман образ Влюбленного, который ходит по городу и мучается, не зная, что подарить своей любимой девушке...

«Если бы я был космонавт или хотя бы астроном, я бы открыл для нее новую звезду или хотя бы маленький астероид и назвал ее именем... Если бы я был геолог, или моряк, или путешественник, или альпинист-экстремал, я бы в честь нее открыл новый остров, новый высочайший пик на земле... Если бы я был студентом торгового института, я бы открыл возле ее дома... ларек! С цветами! И каждый день встречал ее с новым букетом, под песню „Миллион-миллион-миллион алых роз"... Но я всего лишь артист эстрады...Что я могу? Я могу... Придумать для нее новую, блистательную эстрадную программу! Я уже, кажется, вижу празднично украшенный зал Московского театра эстрады... Я вижу внимательные лица зрителей в первых рядах, пришедших на программу выпускников нашего ВТМЭИ. Я вижу, как я выхожу на сцену и зал встречает меня дружными аплодисментами… А я говорю: «Спасибо, дорогие друзья, право, не ожидал... Ведь выходить на сцену - моя и наша профессия, наша обязанность, тут нашей большой заслуги нет. А вот в том, что вы пришли сегодня в этот зал, несомненно ваша большая заслуга. Я считаю, что таких зрителей артисты должны приветствовать аплодисментами!"»

На этих словах занавес взвивался, и на сцене группа участников программы аплодисментами и цветами встречала зрительный зал, который, конечно же, тоже начинал аплодировать в ответ на этот нехитрый прием. Ну, а дальше все уже было просто. Наш влюбленный «придумывал» для своей возлюбленной эту новую эстрадную программу, придумывал, что называется, «на ходу», в чем-то забавно нарочно, а иногда и не нарочно ошибался, попадал в забавные ситуации. Дело было сделано, с помощью в общем-то простейшего приема, но программа шла, катилась, жила...

Именно вступительный монолог конферансье эстрадной программы содержит в себе определенные признаки экспозиции, завязки, так называемого главного и предшествующего события. Только они не показаны, не сыграны, а переданы в тексте этого монолога, что для эстрады, с ее вечным дефицитом времени, вполне естественно.

Еще раз повторим, что это, как говорят представители точных наук, для сборной эстрадной программы «необходимо и достаточно».

Название мероприятия
«Аз - свет миру»
«Азбука - не бука, забава и наука»
«Бабушкины сказки»
«Бал времён прабабушек»
«Безумие»
«Библиодартс»
«Библиотека - доминанта души»
«Библиотека и молодёжь: с книгой в будущее».
«Библиотека и читатель: лицом к лицу»
«Библиотеки за мир, культуру и процветание России
«Библиотечный велосипед»
«Библиотечных дел мастер»
«Блаженный мир любви, добра и красоты»
«Близкий как дедушка, мудрый как сказка; добрый, как песня; седой как Урал»
«Большой мир древней Руси»
«Будем читать - сб. творческих работ детей о книге и чтении
«Будущее рождается сегодня»
«Былое и дамы»
«В бой идут одни молодые»
«В мастерской Деда Мороза»
«Ведь в любое время года
«вершина мудрости»
«Верю в Родины тайную силу»
«Весёлый волшебник»
«Взгляните в мамины глаза»
«Владеешь информацией - владеешь ситуацией»
«Возраст осени прекрасный»
«Возраст тревог и ошибок»
«Возрождение начинается с книги»
«Возьми мои стихи-это и есть моя жизнь»
«Волшебник слова»
«Ворота ста печалей»
«Восьмое чудо света» - о книге
«Вот и лето состарилось»
«Вот и осень к нам пришла»
«Вперёд к информационному обществу без границ
«Время читать»
«Всех, кто хочет твёрдо знать,
«Вспышка сознания в беспамятстве будней»
«Выдержит ли наша планета»
«Вырос с карандашом и кистью в руках»
«Галерея исторических личностей
«Галерея новинок»
«Давайте будем к тому стремиться,
«Далеко - не значит недоступно»
«Дамский мир»
«Детская книга в нашем городе
«Детские чтения
«Для нас победная весна»
«Другое время- другая литература. Другая»
«Его перо любовью дышит!» о Пушкине
«Если б был я поэтом…».
«Если бы я был папой»
«Есть имена как солнце!» о Пушкине
«Ждёт помощников природа!
«Женских рук прекрасное уменье»
«Женщина на русском троне»
«Жить в согласии с природой»
«Жить-значит иметь проблемы. Решать их - значит расти интеллектуально
«Забавное, весёлое, смешное»
«Загадки из бабушкина сундука»
«Запасной планеты у нас нет»
«Защитим красоту жизни»
«Звёзды смотрят на нас»
«Звени, звени, златая Русь»
«Звонкая удаль стиха»
«Здоровье без лекарств»
«Здоровье, самочувствие и вредные привычки»
«Зелёные карусели природы»
«Земли Российской сыновья!»
«Земля - слезинка на щеке Вселенной»
«Земля на которой живу»
«Земля, которую теряем»
«Знать, чтобы уберечь себя»
«Золотой возраст»
«И доверяли повсюду нам
«И словом, и кистью, и звуком!
«И это всё о нём - о папе моём!
«Игла - жестокая игра»
«Идеи. Гипотезы. Открытия»
«Из жизни зелёного мира»
«Из чего же сделаны наши мальчишки»
«Или идут в ногу со временем или со временем сходят с пути»
«Империя бестселлеров»
«К нам новая книга пришла»
«Каждому человеку, путь открыт в библиотеку»
«Каждый читатель желает знать
«Как в лесу себя вести, Как природу охранять,Как самым верным своим друзьям! «
«Как воспитать прекрасную даму»
«Как дружат растения и животные»
«Как лечить природу»
«Клумба - цветочный калейдоскоп»
«Книг, желанные страницы»
«Книга на орбите закона»
«Книга. Предназначение. Вечность»
«Книги детства»
«Книги из страны детства»
«Книжка здоровья
«Книжная вселенная»
«Книжная радуга»
«Книжное меню»
«Книжные острова»
«Книжный сад для малышей»
«Книжный теремок»
«Костюмы в калейдоскопе эпох»
«Краеведческий калейдоскоп»
«Крылатая радуга»
«Кто работает отдельно, суммирует кто работает вместе - умножает»
«Кудрявый гений русской поэзии»
«Курс библиотек 21 века: от информатизации к знаниям!
«Леса - зелёный каркас планеты»
«Летнее чтение с увлечением»
«Летние дни детской литературы
«Листая страницы Красной книги»
«Литературная дуэль»
«Литературные пристрастия»
«Литературный вернисаж»
«Литературный дилижанс»
«Лишних знаний не бывает»
«Лукошко рецептов»
«Лучше папы друга нет»
«Любимица мальчишек и девчонок»
«Люблю когда утро»
«Любовь - это сердце всего» Маяковский В.
«Любовь как настроение, любовь как наваждение»
«Маленькая хозяюшка»
«Маленькие чудеса большой природы»
«Меридианы фантастики»
«Методический огонёк»
«Мечта любви, незнающей конца»
«Миллион приключений»
«Мир вокруг большой и разный»
«Мир девочки и книга»
«Мир природы в литературе»
«Мой край в военную годину»
«Мой отчий край ни в чем не
«Мой отчий край ни в чём не повторим!»
«Молодёжь в зоне риска»
«Мордочка, хвост и четыре ноги
«Моряк в седле»
«Москву мы славим как столицу, А Лангепас как дом родной! «
«Мудрец из страны детства»
«Мы знаем, что надо делать. Мы знаем, как это сделать. И мы делаем вместе с вами!
«Мы лучше города не знаем, мы чувствуем его душой! «
«Мы не одни в этом мире живём»
«На всех парусах в лето»
«Набат войны нам вновь стучит в сердца»
«Наваждение века»
«Нам и нашим потомкам»
«Нам слов порою не хватает, как любим мы наш край родной! «
«Наркомания - битва продолжается!»
«Наркомания - лицо беды»
«Наш дом земля»
«Наш край в стихах и прозе»
«Наши следы в природе»
«Не дай себя запугать»
«Не растерять профессионализма»
«Неисчерпаемый родник вдохновения»
«Нескучная библиотечная полка»
«Неумолкающее эхо цветов»
«Ни одного дня без доброго дела» Баден-Поуэлт Р.
«Новинки из книжной корзинки»
«Новинки на книжной полке»
«Новогодняя ночь - время мечтать и озорничать»
«Новости зелёного мира»
«О муза плача, прекраснейшая из муз»
«Об этой книге сегодня спорят»
«Обелиски памяти»
«Образ, бережно хранимый»
«Обрати своё сердце к книгам»
«Окрыленное музыкой слово»
«Он пел и славил Русь святую!»
«Опалённое детство»
«орден твоего деда»
«Осенняя симфония»
«Осторожно: дурные привычки»
«От древней Руси, до новой России»
«От земли до Луны, всё ребята знать должны!»
«Открыл изумрудный город»
«Охранять природу - значит охранять Родину
«Очарованная Русь Лескова»
«Память пылающих лет»
«Пассажиры зелёной карусели»
«Певец Парижа и страстей»
«Певец пиров и грусти томной»- Пушкин о Баратынском
«Песни моей бабушки»
«Писатель равен читателю, как, впрочем и наоборот» Бродский И.
«Планета загадок»
«По дороге мудрости»
«По следам великого мужества»
«Повелитель фантазии»
«Пожилым - забота, внимание и льгота
«Поздравляем с Рождеством - настоящим волшебством!»
«Пока в душе не высушен родник»
«Полезная информация и приятный досуг»
«Поляна здоровья»
«Потеснитесь немного, Торжественный час настает. Своей интересной, чудесной дорогой К нам новая книга идет!»
«Потеха делу не помеха»
«Поэтическое крылечко»
«Праздник библиотечных удовольствий
«Праздники наших бабушек»
«Прекрасный мир удивительного человека»
«Преодолеть себя. С чего начать?»
«Преступление против человечества»
«Приключения Книговичка в детской библиотеке»
«Прикоснись к прошлому»
«Природа не прощает ошибок»
«Природы милые напевы»
«Профессия вечная-библиотечная»
«Прошу слова - название стенда
«Пусть всегда будет мама!»
«Путешествие в мир Детской книги»
«Путешествие за смехом»
«Путешествия книжного паровозика»
«Путешествия по книжному лабиринту»
«Рады мы всегда друзьям! Приглашаем в гости к нам! «
«Развесёлые частушки любят дети и старушки»
«Растения Здоровья»
«Родные напевы»
«Рождество в литературе»
«Роковой шаг»
«Свет идущий от мудрости»
«Сегодня об этом спорят»
«Седая юность»
«Семейный портрет на фоне библиотеки»
«Семейный ЧИTАЙмер».
«Серебряное пёрышко» -конкурс юных литераторов
«Сертификат признательности»
«Сибирские мотивы»
«Символ года - герой книг»
«Скажи жизни «ДА»
«Сказки русского леса»
«Слово о полку Игореве - Величайший памятник культуры"
«Слышу голос природы»
«Смеемся вместе с классиками»
«Смех да и только»
«Смех для всех»
«Смеяться право не грешно»
«Смыкаются как воды, времена»
«Собиратель народных сказок»
«Солнце поэзии, слава России!» о Пушкине
«Соседи по планете»
«Сохраним для потомков»
«Сохраним себя для жизни»
«Сохраняя традиции- искать новое»
«специалист знает всё о немногом и ничего обо всём»
«Сражался с пороками словом»
«Старина стародавняя»
«Страницы добра и радости»
«Странник с русской душой»
«Строка поэта в душе ребёнка»
«Ступени победы»
«Табачный туман обмана"
«Тайна Афродиты»
«Такая разная улыбка» (фотопортреты)
«Творческий остров
«Тот не хорош, кто не стремиться быть лучше»
«Тревоги родного края»
«Ты не раскаешься, что ты меня любил»
«Удивительный возраст осени»
«Умейте в жизни улыбаться»
«Учимся строить тело и дух"
«Ф.А. Васильев - русская сказка!»
«Фантазии синьора Родари»
«Хоть давно отгремела война»
«Чародей слова»
«Человек + природа = 21 век»
«Человек. Поэт. Актёр»
«ЧИTАЙмер запущен: начинается Год чтения в Юношеской»
«Чистая река - чистая совесть»
«Читательская улыбка летом, или книга на каникулах»
«Читающие дети - грамотная Россия»
«Читающий Лангепасец»
«Читая Пушкина сегодня»
«Чтение как условие развитие нации»
«Что пела бабушка за прялкой»
«Что читают библиотекари, что читают читатели»
«Чтобы жила Земля»
«Чтобы не умереть молодым»
«Чудо на подоконнике»
«Школа увлекательного чтения
«Экологический кодекс города»
«Экологическое досье города»
«Это сказочное Рождество»
«Этот разный, разный Высоцкий»
«Юным читателям на удивление»
«Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: её прошлое» Е.И.Замятин
«Я выбираю жизнь»
«Я ненавижу сплетни в виде версий»
«Я с книгой открываю мир!»
«Яд шагает по планете»

Встреча с успешным человеком (поэтессрой) "Мелодии её души",

"В ритме сердца",

Нравственные диалоги "Доброта зажигает звезды",

Литературные классики "Каждый пятый здесь писатель, каждый третий здесь - поэт".

"Земли моей минувшая судьба", "Родной Земли душа и память!" -название краеведческих стендов; "Мой край не обошла война" -название тематической выставки

Re: Формы и названия м/мероприятий

к Дню Библиотек
«Библиотеки мира». Фотовыставка

«Акулы чтения». Библиошоу
«Книга как предмет искусства».
«От глиняной таблички к печатной страничке» Литературный вечер

«Мудрых книг хранитель вечный».
Мультимедиапрезентация

«Читай, живи и побеждай». Парад семейного чтения (акция «Встретимся в библиотеке»)
«Есть люди с пламенной душою, есть люди с жаждою добра!».

«Читательские шалости». День молодежного читательского самоуправления.
«Электронная эпоха библиотек. Перспективы развития».

«Язык. Культура. Чтение». День информации

К любому празднику следует составить сценарий. Конечно, нет смысла выдумывать всё, от начала до конца, самостоятельно. Можно воспользоваться прекрасной возможностью и найти в Интернете множество превосходных сценариев. И уж на их основе составить свой собственный, уникальный и оригинальный, отвечающий всем требованиям. Какие же сценарии стоит искать, чтобы выбрать те жемчужины, которые так нужны для составления своего сценария? Конечно, самыми важными словами в названии сценариев должны быть слова «Сценарий, посвящённый Дню защитника Отечества» или «Сценарий к 23 февраля». Вторым условием является, в каком русле хочется найти материал. Есть несколько направлений: патриотическое, развлекательное, образовательное, соревновательное. Значит, следует добавить к выше указанным названиям и направления. Например, «Патриотический сценарий к 23 февраля» или «Прикольный сценарий ко Дню защитника Отечества». Образовательное направление обычно указывает на наличие в празднике викторин, вопросов, игр типа «Поле чудес», «Что, где, когда» или «Как стать миллионером». Поэтому можно искать «Сценарий к 23 февраля с викториной» или «Сценарий игры «Что, где, когда», посвящённой Дню защитника Отечества». Однако названия сценариев к 23 февраля могут быть и более узкими. Например, «Солдатушки - браво, ребятушки» или «Нам дороги эти позабыть нельзя», «Памяти павших» или «Живые должны помнить», «За мирное небо» или «Есть такая профессия - Родину защищать». Но слово «сценарий» перед каждым из перечисленных названий обязательно присутствует во всех случаях. Если праздник проводится в виде КВН, то сценарий будет носить название «КВН ко Дню защитника». Если же праздник ограничится лишь праздничным концертом, то это будет сценарий концерта. Может, в этот день в учебных центрах проводится смотр строевой песни, а может - конкурс инсценированной военной или армейской песни. Зачастую в школах проводятся ярмарки солидарности, встречи с ветеранами или другими гостями. Тогда в названии сценария указываются и эти слова. Например, «Сценарий проведения праздника, посвящённого 23 февраля с ярмаркой солидарности «Открытое сердце» или «Сценарий торжественной встречи с матерями погибших воинов-интернационалистов, посвящённой Дню защитника Отечества». Если нужен праздничный сценарий для школьников, то следует указать возраст тех, для кого планируется праздник. Если же сценарий ищут для студентов, то самым удачным вариантом будет указание слов «для студентов». Особняком в этих поисках стоят сценарии для корпоративов. Ведь эти праздники отличаются тем, что обычно здесь предусматривается застолье, иногда даже с выпивкой, что категорически запрещается во всех предыдущих случаях. Иногда праздник проводят в форме рыцарского турнира. Тогда и название у сценария будет соответствующее - «Рыцарский турнир, посвящённый 23 февраля». Сегодня стало модным проводить торжественные тематические балы, что также отражается в названии сценария. Например, «Сценарий бала у Болконских, посвящённый защитникам Отечества». А некоторые сценаристы уходят ещё глубже в историю страны. Их сценарии носят название «Богатыри Руси великой» или «Сценарий конкурса «Три богатыря». Сценарий может включать в себя все исторические вехи нашей армии. И сценарий будет носить название «Сценарий «По страницам истории земли русской», «Русичи», «Страну родную защищая», «Долг каждого солдата». Но самое главное в сценарии, конечно же, не столько название, сколько само содержание, наличие конкурсов, викторин, номеров художественной самодеятельности и поздравлений.

Огромная подготовительная работа всего ученического коллектива, родителей и педагога-организатора к профессиональному празднику педагогов требует немалых усилий, чтобы главное мероприятие на День учителя доставило радость зрителям, собравшимся в актовом зале на концерт. Хотите тоже удивить своих наставников в канун праздника? Начинайте подготовку заранее, потому что концерт ко Дню учителя - это не просто выступление детей и бывших выпускников. Это интереснейшее театральное действо со своим сценарием, с лучшими ведущими, с продуманными конкурсами, яркими костюмами, безумными плясками, зажигательной музыкой и оригинальными поздравлениями.

Праздничный концерт на день учителя, который проводится в школе, не должен быть простым набором песен и стихов, которые безупречно будут исполнены на сцене. Никто не утверждает, что без этих замечательных номеров можно обойтись, но требуется некая изюминка, которая постоянно будет напоминать зрителям о том, что проходит мероприятие, посвященное Дню учителя. Особое место на сцене займут ведущие, которые, имея готовый сценарий в руках, смогут им импровизировать при надобности.

Чтобы концерт, посвященный Дню учителя, имел большой успех, надо знать некоторые тонкости его организации:

  • Все номера должны быть тщательно подготовлены.
  • Ни в коем случае не использовать песни и стихи, которые спасают любое выступление и в стенах школы, звучали уже не раз.
  • К выступлению в концерте можно привлекать и учителей, хоть этот праздник и организуется для них. С музыкальным поздравлением готовы выступить молодые педагоги, которых еще в этой школе никто не слышал.
  • Желательно отметить на концерте каждого учителя, пригласив его на сцену для получения маленького подарка или грамоты. Очень интересно проходит на концертах вручение грамот или медалей по шуточным номинациям (самый веселый педагог, классный классный руководитель и т. д.).
  • Название концерта ко дню учителя должно быть волнующим и запоминающим:
  1. Всегда нужны учителя
  2. Мы всем обязаны учителю
  3. Педагог - это лучшее призвание
  • Организовать фееричное заключение мероприятия с вручением цветов, открыток, запуском шаров или общей песней всех участников данного проекта.

Концерт ко Дню учителя, сценарий со стихами и песнями

Данный сценарий не имеет ничего лишнего. Он по праву может быть использован для проведения торжественного мероприятия «День учителя!» Главные роли возложены на ведущих-старшеклассников. Кроме них периодически на сцене появляются чтецы. Это могут быть учащиеся начальной школы, которые могут зажечь свой огонек и внести изюминку в ход мероприятия.

Праздничный концерт ко Дню учителя на русском и татарском языке

Удивительная разработка мероприятия, которое приурочено ко Дню учителя, составлена для школ с изучением татарского языка. В сценарии чередуются поздравления педагогов на двух языках. При желании ее можно изменить, переписав текст на татарском языке.

Концерт «Всегда нужны учителя»

Это мероприятие проходит в веселой атмосфере. Не только ведущие и маленькие артисты появляются на сцене, но и педагоги. На протяжении концерта принять поздравления на сцену по очереди поднимутся все учителя, для которых к празднику учреждены свои номинации. К сценарию имеется два приложения со сценками, которые тоже никогда не бывают лишними.

Во-первых, оно должно быть подходящим. Например, что вам приходит на ум, когда вы слышите название «Не бойтесь добротой делиться»? Скорее всего, мероприятие для инвалидов или другой категории граждан, нуждающихся в поддержке и внимании. На самом деле, это название районной выставки декоративно-прикладного творчества, проведенной в одной из территорий нашей области. Само по себе название хорошее, но не подходит для выставки. Более уместным будет – «Город мастеров», «Золотые руки мастеров», «Рукотворные чудеса», «Перезвон талантов». Если выставка посвящена определенному виду декоративно-прикладного творчества, это тоже можно подчеркнуть в названии, например «Кузница счастья» (выставка кованных изделий), «Песни гончарного круга» (выставка изделий из глины), «Поэма о дереве» (художественная резьба по дереву), «Белая сказка» (кружевоплетение).
Если мы готовим профессиональный праздник, можно сделать так, чтобы профессия угадывалась в названии:

– для Дня медицинского работника – «Скорая культ-помощь», «Рецепт хорошего настроения»
– для Дня строителя: «Фундамент счастья», «Домашние очаги»
– для Дня автомобилиста: «Колесо фортуны», «Дороги, которые мы выбираем»
– для Дня железнодорожника: «Счастливый билет», «Поезд дружбы», «Всё путём на путях» и т. д.

Неправильно начинать работу над мероприятием с названия. Вначале нужно определиться с темой и идеей, тогда и название придумать будет гораздо легче. Приведу пример. Работая над сценарием конкурсно-игровой программы для зонального учебно-практического мероприятия, посвященного организации летнего досуга детей, я сначала сосредоточилась на названии. Ничего интересного на ум не приходило. Зато когда пришла идея посвятить мероприятие знакомству ребят с культурой разных стран: с играми, пословицами и поговорками, символикой, достаточно просто родилось название «Вокруг света за одно лето».

Во-вторых, хорошо если название будет образным. Обычно человек легче всего воспринимает образ, поэтому можно постараться создать с помощью слов «картинку» в воображении. Например, в нашей стране существуют фестиваль под названием «Майское дерево», праздник поэзии «Ромашковая Русь», конкурс детско-юношеского творчества «Подснежник».

В-третьих, можно создать символичное название: здесь неоценимую услугу окажет словарь символов. Например, из него мы узнаем, что:

искра символизирует душу;
лабиринт – таинственность, загадочность;
луч – творческую энергию;
журавль – долголетие, мудрость, честь;
дельфин – спасение, скорость, мощь моря;
гора – духовную высоту, подъем, устремленность;
мост – объединение;
рассвет – надежду и молодость;
свеча – одинокую человеческую душу;
лира – поэтическое вдохновение.

Так, воспользовавшись последним символом можно подобрать название к поэтическому конкурсу, например «Золотая лира».

В-четвертых, название может быть интригующим. В этом случае оно должно подходить к мероприятию, но не «раскрывать все карты». Примером может служить название программы «День от-крытых чемоданов», которой открывается московский фестиваль «Планета Клоунады». А называется она так потому, что артисты вы-носят на суд зрителя свои любимые номера, «доставая» их из потаенных уголков души, словно из чемоданов.

В-пятых, хорошо если в названии будет присутствовать игра слов. В качестве примера приведу названия мероприятий, проводимых работниками КДУ Ростовской области:
1. «Горькие плоды сладкой жизни» (здесь мы видим противопо-ставление) беседа с врачом-наркологом, Семикаракорский район.
2. «STAR-СТАРТ» (созвучие) веселые старты для детей, г. Шахты.
3. «Взросление без курения» (рифма) тематический вечер, г. Таган-рог.
Попробуйте и вы поиграть словами, например, заменить при-евшиеся прилагательные на существительные. Так, если мы говорим о выставке мастеров по кружевоплетению, пусть она называется не «Сказочные кружева», а «Кружевная сказка»; если о выставке гон-чарных изделий, то – не «Чудесная глина», а «Чудеса гончарного круга»; о выставке мастериц-вышивальщиц – не «Волшебные нити», а «Волшебство на кончике иглы».
Важно помимо общего названия попробовать переименовать и саму форму мероприятия, чтобы она также вызывала интерес. При-чем содержание его может не меняться. Вспомните, как в фильме Ге-ральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная» главная героиня печет торт «Чайный», но придумывает для него романтиче-ское название «Маэстро». Попробуйте поступить также и вместо приевшихся «конкурсно-игровых программ» и «викторин» назвать мероприятия сказочный круиз «Летучий корабль» или игра-путешествие «Вокруг света за одно лето». Согласитесь, это звучит интересней.

Где искать название для мероприятия?

1. Поскольку название состоит из слов – полезно обратиться за помощью к мастерам слова – поэтам, писателям, журналистам. Часто в качестве названия можно использовать строчку из стихотворения. Например, для праздника, посвященного 8 марта – «И тает лед, и сердце тает», для Дня Святого Валентина – «Я побежден, любовь, твоею силой». Приведу в качестве примера отрывок из стихотворения Всеволода Рождественского «Деревянный медведь»:

Кто этот неведомый резчик,
Умелец мечты и ножа,
Вложивший в безмолвные вещи
Ту радость, что вечно свежа?
Строчка «Умелец мечты и ножа» вполне может стать названием для выставки мастеров резьбы по дереву (но лучше подойдет множественное число – «умельцы»). Однако поэтическая строка должна быть понятной. Например, в отчете одного из передвижных клубных учреждений Ростовской области мне встретилась концертная программа под названием «Свистят они, как пули у виска». До сих пор не знаю, кто эти загадочные свистуны. Кроме того, строчка из песни, как и название фильма, тоже может стать подходящим названием вашего мероприятия. Например, строчка из песни «Куда уходит детство» станет неплохим названием для выпускников школы. Название фильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо» по-дойдет для фестиваля творчества инвалидов. Разве не чудо, когда незрячий человек рисует красивые картины, а лишенный слуха – танцует под музыку? Название известного сериала «Улицы разбитых фонарей» подойдет для ток-шоу с участием подростков.

Много идей вы найдете и в прозе: сказках, романах, рассказах. Полезно вспомнить литературных героев или литературные образы, такие как Алые паруса, Синяя птица, Аленький цветочек, Цветик-Семицветик, Лукоморье. Большой простор для поиска подходящего названия представляют мифы: древнегреческие, мифы древних славян. Например, международный конкурс вокалистов «Золотой Ор-фей» получил свое название от героя мифа Древней Греции. Орфей был великим певцом, сыном речного бога Эагра и музы песнопений Каллиопы.

Журналисты – мастера придумывать броские заголовки. По-этому, читая статьи, посвященные различным культурным мероприятиям, обращайте внимание на заголовки и наиболее красивые и интересные выписывайте. В дальнейшем они могут вам пригодиться. Приведем примеры заголовков статей из разных выпусков областной газеты «Культура Дона»: «Увидеть мир сердцем» (статья о фестивале творчества детей-инвалидов), «Парад фантазий» (о выставке декоративно-прикладного искусства), «Новый рассвет старой дружбы» (о празднике национальных культур), «От сердца к серд-цу» (о международном фестивале народного творчества) и т. д.

2. Следующий источник – цитаты и высказывания выдающихся личностей: писателей, политиков, педагогов, философов и др. Цитаты обычно бывают длинными, поэтому из них надо выбрать для названия ключевые слова. Например, из высказывания П. Беранже «Сердце матери – неиссякаемый источник чудес» может получиться название для праздника, посвященного Дню матери – «Неиссякаемый источник чудес». А из высказывания Плиния Старшего «Дом там, где твое сердце» – название мероприятия, посвященного семье – «Там, где твое сердце».

3. Оказать помощь в поиске названий могут обычные толковые словари. Мы не в состоянии держать в памяти все слова, многие из них забываются из-за того, что употребляются нечасто (исповедь, поднебесье и др.). Кроме обычного словаря, в работе над названием пригодится словарь символов, о котором говорилось выше. Его можно купить в книжном магазине, а также найти в Интернете по адресу www.mirslovarei.com. В Интернете есть также Словарь красивых русских слов (www.krasivoe-slovo.ru). Эти слова можно использовать по– разному – в повседневной речи, в поздравительной открытке, в названии мероприятия. Кроме того, с помощью этого Словаря можно сочинять стихотворения, поскольку все слова даны с подходящими рифмами.

4. Если вам нужно срочно придумать название, а под рукой только телефонный справочник, предлагаю вам воспользоваться словами-помощниками. Оригинальное название из них, к сожалению, не получится, но все же лучше чем ничего. Итак, к одному из приведенных ниже слов вы просто подставляете героя, предмет или какое-либо понятие (из вашего мероприятия).

 В гостях у (подставляем героя в зависимости от темы мероприятия – «В гостях у Деда Мороза», Лесовичка, Золушки и т.п.)
 Праздник (русского платка, детства, солнца, друзей, книги).
 Приключение (солнечных зайчиков, снеговика и т. п.)
 В царстве (флоры и фауны, фантазий, весны, любви)
 Азбука (здоровья, солдата, родителей)
 Путешествие (на ковре самолете, в страну детства и т. п.)
 Золотой (ая, ое) («Золотая нить» – конкурс модельеров, «Золотое перо» – поэтов, писателей, журналистов)
 Музыка, мелодия (лета, любви, души, сердца, природы)
 Сказка (и) (леса, моря, зимняя сказка)

5. Если времени у вас много, попробуйте использовать метод ассоциаций.
Например, вы придумываете названия к празднику 8 марта. С чем он у вас ассоциируется? Записывайте все, что приходит в голову.

тепло букет красота сердце забота музыка

совершенство чувства нежность

Когда фантазия истощится – попробуйте из записанных слов составить название.

Например:

1. Букет из самых нежных чувств
2. Если в сердце живет весна
3. О, женщины, вам имя – совершенство!

Чем больше ассоциативных цепочек вы создадите, тем больший будет выбор слов для названия. Во время этой работы можно зада-вать различные вопросы: «Что любят женщины», «Каковы их глав-ные качества» и т. п. Ответы записывайте.

Полезные советы

1. Избегайте избитых названий, таких как
o «Мама, папа, я – спортивная семья»
o «Хлеб – всему голова»
o «Казачьему роду нет переводу»
o «Мои года – мое богатство»
o «Любви все возрасты покорны»
o «Скажи наркотикам нет»
o «В здоровом телездоровый дух» и т. д.
Сами по себе эти названия – хороши, но их так часто используют, что они потеряли новизну.

2. Лучше, если название не будет начинаться с предлогов. Например, в нашей области проводились концертные про-граммы: «А победа на всех одна», «И хорошее настроение», «И зачем считать года».

3. Название должно быть коротким. Не стоит придумывать слишком длинное, например, вечер-чествование учителей, который проходил в одном из районов нашей области назывался так – «Учитель, перед именем твоим, позволь смирен-но преклонить колени».

4. Название должно содержать какую-то мысль, избегайте ни-чего не говорящих названий, например, «У моей России» (День Конституции). Напрашивается вопрос: «Что именно у моей России?»

5. Не забывайте выделять запятыми обращение в названиях. Это беда многих клубных специалистов: «Гуляй, казак», «Здравствуй, милый хуторок».

6. Не стоит использовать общеизвестные истины «Спорт – это здоровье», «Пьянство – яд!».

7. Не делайте акцент на негативном слове в названии, например, «Наркотический дурман». В названии добро должно торжествовать над злом – «Я выбираю жизнь».

8. Многие клубные специалисты для того, чтобы подстроиться под молодое поколение используют в названии мероприятия английские слова. Так, в одном из городов нашей области проводится танцевальный конкурс участников летних оздоровительных площадок под названием «STAR TEEN» (в переводе с английского – Звезда Подросток (вообще слово «teen» означает возраст с 13 до 19 лет). Одно из приоритетных направлений в нашей работе – патриотическое. Так за-чем нам обращаться к словам другой страны? Чем мы тогда отличаемся от подростков в их преклонении перед всем западным? Вы можете представить себе, что в Америке про-водится танцевальный конкурс с русским названием? Вряд ли. Проявите смекалку – можно придумать хорошее современное название с помощью великого русского могучего языка. Например, «Звездная молодежь», «Новое тысячелетие», «Танцующее лето», «Танцевальный Олимп», «Звезда танцпола», «Танцевальный экспресс», «Танцевальный фейерверк» и т. д.

Примеры удачных и неудачных названий

1. Примеры удачных, интересных названий

«Восьмое чудо света» – праздничная программа, посвященная 8 марта;
«Осенний вальс» – конкурс музыкально-художественного творчества;
«Талисман удачи» – конкурс детского и юношеского творчества;
«Страна поющего соловья» – региональный фестиваль детского творчества;
«Все мы родом из детства» – праздник, посвященный международному Дню защиты детей;
«Солнечный клоун» – вечер юмора.

Среди мероприятий, проводимых клубными специалистами Ро-стовской области, мне встретились следующие хорошие названия:
«Крепкий орешек» – конкурсная программа для мальчиков (ПКУ 2 Ремонтненский район);
«Кошкин дом» – мероприятие по противопожарной безопасности (ПКУ 2 Ремонтненский район);
«Хрустальный башмачок» – районный смотр-конкурс хореографических коллективов (Зимовниковский район);
«Маленький принц», «Птица счастья» конкурсы детского творчества (г. Таганрог);
«Звездный дождь» фестиваль талантов (Миллеровский район).

2.Примеры неудачных названий
(по отчетам ГДК, РДК Ростовской области)

Я не буду указывать, какой территории принадлежит то
или иное неудачное название, ее представители себя узнают и, надеюсь, исправят свою ошибку.

«Пиво или пепси» – тематическая дискотека. Честно говоря, и то и другое вредно для здоровья (вспоминается шутка русского радио «Россия из двух зол выбирает оба»).

«Урок с короткой темой – жизнь» – встреча поколений. Жизнь человека не может быть короткой темой.

«Вперед, игла» – встреча на дому. Воображение городского жи-теля рисует притон наркоманов.

«Играй сам» – развлекательная программа. Звучит недоброжелательно с подтекстом «Отстань»…

Шоу-программа «Жизнь прошла мимо». Комментарии излишни.

Вечера-встречи ветеранов в клубе «Ещё не вечер». Долго дума-ла, может здесь кроется какой-то скрытый смысл: вечер под названием «Еще не вечер»…

«Брось сигарету!». Звучит как приказ и вызывает отрицательные эмоции.

«Праздник мелких пакостников» – театрализованные уроки воспитания. Форма интересная, но словосочетание «мелкие пакостники» вызывает неприязнь.

«В моей судьбе ты стала главной» – сразу представляется образ возлюбленной, но на самом деле так называется сценарий торжественного открытия дороги.
Однако «все рекорды бьет» урок здоровья под названием «Девичий перекур»…

Методист Областного дома
народного творчества
М. Ю. Гиченко

Post Views: 64 708

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png