Ювелирные пробы и клейма

Пробой ювелирного изделия называется количественное содержание металла в сплаве (т.е. сколько содержится чистого драгметалла в 1000-че единиц сплава, который Вы держите в руке). Например – в цепи весом 1 кг, имеющим пробу 585, содержится 585 граммов чистого золота! Остальное – медь, серебро и проч -. по вкусу.(415 грамм). Клеймо, которое у нас в России ставит Палата пробирного надзора, (а не сам мастер, как думают некоторые), подтверждает, что Вы держите в руке изделие именно 585 пробы, в котором именно 585 частей чистого (999 пробы) золота. Мастер (или фирма) ставит на изделие свой именник, на котором отображены малозначащие для покупателя символы.(На новых, недавно изготовленных изделиях, важна первая буква именника – она означает год изготовления: А – 2001, Б – 2002 …Ж –отсутствует, З – 2007, вторая буква “М” – Москва, далее буквы – код мастера или фирмы).

Очень важно знать! При покупке ювелирных изделий обязательно убедитесь в наличии двух клейм – именника и пробы. Они должны быть четко пропечатаны и именник должен находится только слева либо сверху от пробы. Отсутствие именника при наличии пробы может означать следующее:

1. Проба фальшивая и металл не является драгоценным - самый плохой вариант, который встречался в былые времена.

2. Проба фальшивая, но металл соответствует заявленной пробе – очень частый вариант, означающий, что мастерская работает “в темную”.

3. Проба настоящая, изделие привезено из-за границы и имеет еще какое-то заграничное клеймо (которое хорошо читается), тогда нашего (росcийкого) может не быть. С этим все в порядке. Конечно, можно нарваться на изделие, где и именник и проба будут выглядеть как настоящее, а металл будет подделкой либо покрыт тонким слоем драгметалла – во избежание этого необходимо плотно общаться с продавцом и взять у него все необходимые товарные чеки и сертификаты. Неплохо так же самому рассмотреть именник и пробу в сильную лупу. Имейте ввиду, что некоторые импортные позолоченные изделия имеют клеймо, показывающее пробу именно этой позолоты, (покрытия), а не того, из чего сделано само изделие. На такие изделия в России пробу не ставят. Эти украшения могут стоить очень дорого и ввести покупателя в заблуждение по поводу того, из чего они сделаны.

Импортные ювелирные изделия, (не прошедшие клеймение в России), имеют так называемые “каратные” пробы (см.таблицу переводов ниже). По опыту видно, что эти изделия очень редко бывают поддельными (т.е. сделанными из фальшивого металла), однако сам драгметалл (золото), может быть такого состава, что при той же 585 пробе (14 карат) имеет температуру плавления, близкую к температуре плавления самого легкоплавкого припоя. Это создает большие трудности при ремонте, и неопытный ювелир может изделие испортить.

О подделке серебряных изделий можно сказать следующее: подделывают эти изделия крайне редко, т.к. стоимость серебра не высока, и если даже стоит фальшивая проба или просто цифры типа “916” или “925”,без всякого именника – этому, в подавляющем большинстве случаев, можно верить. Иногда изделия из недрагоценных металлов серебрят, а хозяин думает, что все изделие серебряное (часто это относится к столовым изделиям из мельхиора).

В настоящее время многого серебряных изделий, изготовленных большими партиями, покрывают слоем родия, либо чистого серебра для предотвращения потускнения. Это очень хорошо, но если изделие ремонтировать –покрытие может сойти и вещь будет блестеть не так интенсивно, появятся пятна. Покрытие придется восстанавливать. До 1927 года в России существовала золотниковая проба. Подделок изделий с золотниковой пробой я не встречал (хотя они, конечно, есть). Номинал пробы легко переводится в современную по таблице. Старайтесь не покупать ювелирные изделия с рук, особенно у незнакомых людей! В этом случае я рекомендую вместе с продавцом сходить в ближайший ломбард и попытаться сдать изделие под залог. Если принимают, спросите у приемщицы, настоящая ли проба и что там за именник. После этого отказывайтесь от залога под предлогом что “надо подумать” и решайте с покупкой.

Что ставится на ювелирных изделиях, какие клейма и как они расшифровываются.

Возьмите любое современное ювелирное украшение, разверните его и посмотрите внутреннюю сторону. Что Вы там увидели? Правильно – какие-то непонятные значки и цифры. Мы постараемся сейчас помочь Вам с расшифровкой их. Итак, что же наносится на ювелирные изделия? Как правило, это как минимум два клейма – Государственное пробирное клеймо и Клеймо изготовителя. Рассмотрим каждое из них.

1. Государственное Пробирное Клеймо наносится Государственными Инспекциями пробирного надзора в виде специального знака. Так называемая «проба». Она может наносится как механическим способом, как в старые добрые времена, в виде чеканящего оттиска, так и новомодными – электроискровыми и лазерными способами. Это клеймо означает, что это ювелирное изделие проверенно Государственной Инспекцией пробирного надзора, инспекция подтверждает, что проба ювелирного изделия не ниже указанного на клейме.

С 1958 года знаком удостоверения в Советском Союзе был серп и молот на фоне пятиконечной звезды, с 1994 года введен знак удостоверения – женская голова в кокошнике в профиль, повернутая направо. Ниже приводим образцы пробирных клеймений, в зависимости от металла и варианта знака удостоверения:

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЗОЛОТА


ИЗДЕЛИЯ ИЗ СЕРЕБРА


ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПАЛАДИЯ


ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПЛАТИНЫ


Начиная с 1927 г. в Советском Союзе на основе драгоценных металлов были установлены следующие пробы сплавов:

пробы для изделий из сплавов на основе золота - 375, 500, 583, 750, 958;

пробы для изделий из сплавов на основе серебра -750, 800, 875, 916, 925; 960;

пробы для изделий из сплавов платины - 950;

пробы для изделий из сплавов палладия - 500, 850.

На иностранных ювелирных изделиях наносится проба в соответствии каратности, где принято, что 1000 метрических проб соответствуют 24 каратам. Чтобы вычислить метрическую пробу из каратной нужно следовать следующей формуле:

K = 24m/1000 (K-проба в каратах, m-метрическая проба)

В соответствии с этим самые распространенные иностранные пробы:

· 18 карат – 750 проба

· 14 карат – 583 проба

· 9 карат – 375 проба

Буквы перед цифрами W (White –белое золото) Y-(Yellow – желтое золото)

2. Именник – это оттиск клейма изготовителя, он ставится на всех ювелирных изделиях из драгоценных металлов, он должен быть заключен в единый контур.

первый символ – это код года:

А - 2001 год

Б - 2002 год

В - 2003 год

Г - 2004 год

Д - 2005 год

Е - 2006 год

З - 2007 год

И - 2008 год

К - 2009 год

Л - 2010 год

второй символ - это код инспекции пробирного надзора, в районе деятельности которой находится изготовитель:

Инспекции пробирного надзора

Территориальная принадлежность

Символ на клеймах

Верхне-Волжская

Костромская обл., р/п Красное-на-Волге,

В

Волго-Вятская

г. Нижний Новгород

Г

Восточно-Сибирская

г. Красноярск

Я

Дальневосточная

г. Хабаровск

Ю

Донская

г. Ростов-на-Дону

К

Западная

Каланинградская обл., пос. Янтарный

Ф

Забайкальская

г. Улан-Удэ

Ж

Западно-Сибирская

г. Новосибирск

Н

Поволжская

г. Уфа

П

Подмосковная

Московская обл., г. Бронницы

Б

Прикаспийская

г. Махачкала

З

Саха

г. Якутск

Д

Северная

Вологодская обл., г. Великий Устюг

А

Северо-Западная

г. Санкт-Петербург

Л

Уральская

г. Екатеринбург

С

Центральная

г. Москва

М

последние символы – это код производителя

3. Ярлык - это прямоугольный лист бумаги, являющийся официальным документом. Для ярлыка предусмотрены следующие размеры: 25х35 и 25х50. На ярлыке содержится информация по изделию. Крепиться ярлык при помощи нити и пломбы, наличие которой необходимо.

На лицевой стороне ярлыка располагаются следующие реквизиты:

наименование и товарный знак (торговая марка) предприятияизготовителя;

юридический адрес предприятияизготовителя;

наименование изделия;

артикул;

наименование и проба драгоценного металла;

масса изделия;

цена за грамм;

цена изделия;

№ ОСТ 117300295 (допускается перенос этого реквизита на оборотную сторону).

На обороте ярлыка:

размер (кольца, цепи, браслета);

наименование материала вставки;

технические характеристики вставок (в том случае, если в изделии присутствуют бриллианты и изумруды);

номер технических условий (на бриллианты и изумруды);

штамп ОТК;

месяц и год изготовления (реквизит наносится при необходимости).

По закону за все, что написано на ярлыке, изготовитель (продавец) несет ответственность!

Несколько слов о формировании рыночной цены на драгметаллы. Она определяется ценой на Лондонской бирже и измеряется в тройской унции (31,1 г.) чистого (999,9 пробы) металла. Цену на сегодняшний день в рублях за 1 грамм чистого металла, если это интересно, можно посмотреть на внизу страницы. Обычно она соответствует оценочной (скупочной) стоимости золота (в пересчете на соответствующую пробу) в ломбардах и скупках и колеблется в пределах 5 – 20 рублей за грамм. Продажная цена готового изделия колеблется от цены скупки до бесконечности (стоимость камней в изделии мы не рассматриваем). Следовательно, если Вам кто-то предлагает купить золотое изделие ниже скупочной цены с рук, значит изделие либо фальшивое, либо краденое, либо принадлежит неблагонадежному человеку. Во всех случаях - это неприятно и следует крепко подумать! Так же скупочная цена золота в ломбарде поможет Вам правильно купить изделие у нормальных людей или в магазине. Следует прибавить к скупочной цене торговые надбавки (которые бывают очень высокими), рейтинг фирмы-изготовителя и примерную стоимость камней (вставок).

Очень редко золото используется в чистом виде. Обычно продукт, именуемый нами золотом, состоит из самого драгоценного металла и так называемой лигатуры, то есть примеси иных металлов. Добавки включаются в состав золота для улучшения показателей выносливости и плотности, ведь золото в его чистом виде очень мягкое. Чистый металл быстро истончается, а изделия из него очень легко поцарапать или сломать. Качественные изделия имеют клеймо на золоте, о котором поговорим далее.

Еще в древние времена было вычислено, что лучшими примесями для золота являются серебро и медь. Ну а для обозначения содержания золота в сплаве стали применять пробы.

Проба — это главный показатель примесей в изделии, но этой цели служат и клейма — знаки, которые ставятся в контрольных учреждениях и гарантируют наличие драгоценного металла в сплаве. Во Франции первое клеймо было поставлено в 1275 году, ну а в России первое клеймо появилось на изделии в Москве в 1651-1652 годах. Оно выглядело как двуглавый орел с датой, написанной славянскими буквами, а его назначением была демонстрация серебряной пробы. Пробы в современном понимании были введены Петром Великим в его указе от 13 февраля 1700 года, который установил по 4 пробы для золота и серебра.

Системы золотых проб

В мире есть метрическая, каратная и золотниковая системы золотых проб. Самыми популярными являются каратная и метрическая, из которых чаще используется вторая. По Британской системе карат, которая применяется в США, Швейцарии и ряде других стран, карат равняется 1/24 массы всего сплава. Таким образом, золото в 24 карата — это чистое вещество без добавок, ну а 18 карат означает 18 частей золота в общей доле смеси металлов. В ювелирной сфере чаще всего можно встретить пробы: 9, 10, 14, 18 и 24.

В России с 1711 года работала золотниковая система проб, работающая для сплавов серебра, а в 1733 году ее ввели и для золота. Эта мера была придумана на основе российского фунта, который содержит 96 золотников, а сама проба была выражена весом золота в 96-ти единицах сплава. Чистое золото имело 96-ю пробу, а в конце 19-го — в начале 20 века были в ходу 56-я, 72-я, 82-я, 92-я и 94-я пробы.

В 1927 году СССР перешел на метрическую систему исчисления, все выпускаемые изделия, имевшие ранее золотниковую маркировку, сменили ее на метрическую. Новая система была идентична немецкой, а число пробы имело цифру от 0 до 1000 и демонстрировало наличие золота в сплаве.

На сегодняшний день множество стран используют метрические стандарты качества (самую точную систему). В них самой высшей пробой является 1000-я, но по факту она не встречается, а клеймом на золоте может быть цифра до 999,9.

В связи с проблемой погрешности исчисления в славе золота, устанавливают так называемый ремедиум, иными словами, отклонение от нормы. В соединениях серебра и золота, золота и меди и всех трех компонентов вместе обычно установлен ремедиум в 3 единицы. К примеру, сплав 583-й пробы должен иметь ремедиум 3 единицы, следовательно, содержание золота будет примерно 580-586 гр/1кг сплава. Золотые сплавы с примесью никеля обладают ремедиумом в 5 единиц.

В России ювелирные изделия на продажу могут иметь пробы от 375-й до 958-й. В Союзе также было золото 583-й пробы, но в Европе имелась проба 14 карат, которая имела показатели выше советской. Для избегания более низкой цены за наше золото в Европе, стандарт был изменен на 585-й.

В современной системе России 23-каратное золото соотносится с 958-й пробой, 18 карат — с 750-й и так далее. Чтобы выполнить перевод из метрической системы исчисления в каратную, необходимо умножить пробу на 0.024.

Популярные пробы золота

В нашей стране имеется пять уровней качества золотых изделий.

375-я проба — сплав с содержанием 38 процентов металла (примеси — серебро и медь), имеющий разброс цвета от желтого до красноватого, со временем такая смесь тускнеет.

500-я — сплав с 50.5 процентами золота (примеси — серебро и медь).

585-я — смесь 58,5 процентов золота с серебром, медью, палладием и никелем. Такое сочетание делает изделие твердым, прочным, стойким к влиянию воздуха, из-за чего оно часто используется в производстве.

750-я — сплав с 75.5-процентным содержанием драгметалла, смешанного с серебром, платиной, медью, никелем и палладием. Может иметь цвет от зеленого и желтого до розового и красноватого. Довольно прочный, но хорошо обрабатывается и полируется. Очень популярен для изготовления украшений, используется для высокоточных работ.

958-я — сплав с долей золота в 95.38 процента, который довольно редко применяется из-за мягкости и невыразительности цвета.

Сплавы выше 750-й пробы не поддаются потускнению при взаимодействии с воздухом, а 999-я проба не применяется из-за плохих показателей надежности. Для произведений искусства лучше всего подходит 958-я проба, 900-я используется для чеканки, ну а для ювелирных целей применяется 585-я проба.

Клейма на золоте

Во всех странах содержание металла в сплавах контролируют государственные органы, а если украшения выпускаются ювелирной корпорацией, то проверка осуществляется их внутренними силами. К примеру, в Голландии и вовсе разрешено производство изделий из серебра и золота любого качества.

В Российской Федерации доля золота в сплаве определена государством и указана в постановлении “О порядке опробирования и клеймения изделий из драгоценных металлов”. Изделия из таких металлов должны иметь клеймо государства и соответствие стандартам России.

Процедура опробирования и клеймения проводится Российской государственной пробирной палатой, находящейся при Министерстве финансов. А за соблюдением золотых проб и их соответствием реальности следят специалисты Федерального пробирного надзора.

В Турции, Египте, Греции и США золотые и серебряные изделия не контролируются. В связи с этим, российские ювелиры говорят, что 90 % турецкого золота не соответствует заявленному качеству: часто при указанной 585-й пробе она реально едва дотягивала до 500-й. Но в последнее время доверие к турецким пробам и вовсе исчезло, дело в том, что в любом магазине этой страны можно выбрать непромаркированное золотое изделие, после чего продавец поставит на него при помощи специальной машинки желаемую цифру.

Обычно в изображении клейма сочетается некий рисунок и цифровое обозначение пробы, а саму пробу, как говорилось ранее, ставят государственные службы.

Виды клейма

Для оклеймения изделий в разных странах применяются различные рисунки и формы, так какие же клейма бывают изображены в разных странах на золоте? К примеру, в Беларуси на изделиях ставится зубр.

До 1896 года в России ставили “тройники” — клейма, на которых были соединены в один узор число пробы, герб, первые буквы имени проверяющего и год постановки клейма. И если до 1897 года сами знаки имели выпуклую форму, то после этого года они приобрели вдавленный вид.

Уже в 1899 году в России было введено одно клеймо — “знак удостоверения”, которое выглядело как женская голова в кокошнике, изображенная в профиль слева.

С 1908 по 1927 годы работали другие клейма с той же головой в кокошнике, но развернутой в другую сторону, к тому же сопровожденные греческой буквой, меняющейся в зависимости от округа России.

В 1927 году в России появилось новое клеймо — голова рабочего с молотом, а само исчисление перевелось в метрическое. С 1 июля 1958 года для изделий из всех драгметаллов стало применяться клеймо в виде пятиконечной звезды, внутри которой располагались серп и молот.

Сейчас российские ювелирные изделия также клеймят женской головой в кокошнике. Клеймо может быть как совмещенным, так и располагаться раздельно. На клейме совмещенного типа в рамке находится голова в кокошнике смотрящая вправо и цифры, обозначающие пробу, а слева от головы есть маленькая буква, обозначающая Госинспекцию, которая и поставила клеймо.

Для штампа на раздельных или легко отделяемых вещей используют клеймо раздельного типа, голова ставится на одной, а цифры пробы — на другой части изделия.

На украшениях российского производства должен иметься оттиск Госинспекции и клеймо производителя с шифрованным годом клеймения и шифрованным же именем предприятия.

Подделка золотой пробы

Подделывать пробу золота решится далеко не каждый пройдоха, так как это сложно и сопряжено с огромными рисками. Обычно мошенничество заключается в проставлении высокой пробы на некачественном изделии, которое все же содержит золото. Подобные товары можно купить в маленьких магазинах по всему миру, но волею случая они могут быть в продаже и приличных ювелирных лавок. Хорошо сделанную подделку пробы практически не определить на глаз, именно поэтому необходимо проверять сам сплав.

В этом может помочь переносной прибор — определитель золота, который можно носить с собой во время покупок. Стоит помнить, что прибор может иметь свои ограничения и погрешности, поэтому всецело ему доверять не стоит.

Клеймо может состоять из множества разнообразных частей, указывать на самые разные процедуры и передвижения, которым подвергался этот предмет. Но обязательно оно расскажет нам о стране, периоде и качестве металла.

На примере клейм некоторых стран мы увидим, как можно с помощью неприметных деталей сообщить много информации.

Для начала разделим клеймо на несколько составляющих:

  • Проба (указывает на материал)
  • Именник (указывает на мастера, иногда - дату)
  • Клеймо страны
  • Клеймо пробирной палаты

Это разделение достаточно условное. Как вы увидете дальше, у каждой страны есть свои отличия.

Что такое проба и зачем она нужна

Неизменно на всех изделиях одно - проба. Проба сообщает, сколько золота или серебра содержится в определенном количестве металла. Важно знать, о каком количестве благородного металла идет речь и на какую массу.

Мы рассмотрим метрическую, каратную, золотниковую и лотовую системы проб. Первые две наиболее распространенные в мире, последние же имеют для нас историческую ценность, а также я буду к ним возвращаться по ходу рассказа.

Метрическая – наиболее нам известна и привычна. Она показывает, сколько частиц серебра, или золота приходится на 1000 частиц металла. 925, 875, 575, 333 пробы – они все относятся к метрической системе. Чем больше значение – тем больше благородного металла в изделии. Зачастую, значения метрических проб получались в результате пересчета каратной пробы, потому как она более старая.

Каратная проба основывается на единице измерения массы – каратах. Один карат равен 0.2 грамма. Слово carato в переводе с итальянского означает – «зернышко рожкового дерева». Эти зерна издавна использовали для обозначения массы, так как они стабильны в весе. Обозначаются караты так: K, kt, C, ct . Эта система проб применяется только к золоту. Она показывает, сколько карат золота приходится на 24 карата общей массы (на 4.8 грамма). Бывают следующие пробы и им соответствуют пробы метрической системы: 9 к - 375, 12 к - 500, 14 - 585, 18 к - 750, 21 к - 875, 22 к - 916, 23 к - 958, 24 к - 999 .

Золотниковая проба привязана к русскому фунту, который равнялся 96 золотникам. Один золотник равен 4.266 г. Показывает, сколько благородного металла содержится в одном фунте. Золотниковая проба и ее соответствия в метрической системе: 3 6 з - 375, 48 з - 500, 56 з - 583, 72 з - 750, 84 з - 875, 88 з - 916, 91 з - 947, 92 з - 958, 96 з – 999 .

Лотовая проба действовала в Германии в Средние века до 1888 г. Основа этой системы – одна марка, что равняется 16 лотам. Сама проба показывает, сколько лотов золота или серебра находится в одной марке. Один лот, в свою очередь, содержит 12.797 г. Существуют такие пробы: 6, 8, 12, 14, 16 .

Пробы вцелом достаточно унифицированные. Зная основные пробные системы, вы уже можете что-то сказать об изделии. Остальные составляющие клейма отличаются в разных странах. Мы разберем клейма в Германии, Франции, Англии, Украине и СССР.

Все общие сведения о клеймах мы постарались обобщить в этом видео:

" data-provider-name="YouTube">

Клейма в Германии

Все началось еще в Средние века, когда в Германии сложилась цеховая организация ремесленничества. В цеха объединялись мастера-ювелиры, и эта организация помогала им решать разнообразные трудности, вести свои производственные дела. Они устанавливали иерархию из трех уровней: мастер, подмастерье, ученик. Наиболее старое упоминание о клейме в Германии датируется 1289 г. С этого момента начинается разработка системы клейм. Система – это не только обозначение на изделии, но и налоговые законы, гильдии, пробирные платы. Европейские страны шли по пути создания системы синхронно, готовых образцов для подражания не было, поэтому процесс затянулся.

Лишь в 1548 году в Германии было официально установлено – клеймить все предметы из драгоценных металлов весом свыше 4х лотов (51 грамм). Оно состояло из лотовой пробы, клейма мастера и клейма-удостоверения курфюрста. Также, добавляли обозначение города и года. Клеймо курфюрста было подтверждением, что предмет действительно проверен и имеет именно то количество драгоценного металла, которое заявлено в пробе. К 1667 году окончательно закрепилась проба - «кельнская марка», она равнялась приблизительно 800 пробе серебра. В 1888 году лотовая система пробирования была заменена на метрическую. Государственный стандарт клеймления стал следующим: клеймо мастера, либо фирмы, а также обозначалась проба и государственное подтверждение подлинности пробы – месяц с короной.

По сей день, если вы видите изделие с 800 пробой серебра – скорее всего оно из Германии.

Клейма во Франции

Первое упоминание о клеймах на драгоценных металлах во Франции датируется 1272 г. Речь шла о клейме города и мастера, которое раньше выглядело как пиктограмма: крестик, цветочек, сердце. Уже в 1378 году был официально утвержден государственный стандарт серебра (золото было малодоступным для широких масс населения, только для церкви и знати). Но мастера не желали клеймить изделия, в провинции их было невозможно контролировать. Процедура еще не была готова к использованию и сошла на нет.

Но желание государственного аппарата контролировать движение и использование драгоценных металлов имеет очень серьезные основания. Военные трофеи свободно циркулировали и количество ввозимого металла было неизвестно. Становились все актуальнее контроль и учет драгоценных металлов, из которых можно было изъять налог и пополнить казну. А с развитием королевского двора повышались потребности в деньгах. Введение налогов с ювелирных дел мастеров было частичным решением проблемы.

В 1672 году ввели клеймо для удостоверения об уплате налога, которое проставлял специальный человек – откупщик. Существовало еще и инвентарное клеймо, которое ставили, если откупщик покидал пост досрочно. Обязательными были клеймо мастера, государственное клеймо, либо городское, клеймо об уплате налога и об освобождении от налогов. В Париже к этому набору добавлялось годовое клеймо-буква, а также, специальная процедура для контроля крупногабаритных предметов. Процесс заключался в том, что мастер ставил именник на все фрагменты изделия, апробировал их в Гильдии, оплачивал все налоги, (на каждом этапе ставилось клеймо), а после сборки снова уплачивал налоги, что удостоверяло соответствующее клеймо. И только потом мастер мог продавать изделие. Эта невероятная процедура значительно поднимала стоимость и тормозила производство в целом.

После Французской революции тиски налогов и пробирного контроля ослабели, но вскоре вернулись все гарантийные и налоговые клейма. С начала 19 века клейма становятся более унифицированными. Голова Гермеса удостоверяла государственный контроль, буквой обозначалась дата и ставилась проба. Значительных усложнений в клеймлении и пробировании больше не было.

Однако, вцелом все эти бюрократические перепетии, видимо, отчасти привели к тому, что сегодня французские изделия с возрастом встречаются не так часто как английские или немецкие.

Клейма в Англии

В то же время, что и во Франции с Германией, в Англии назрела проблема контроля качества металлов. В начале 13 века в Лондоне была создана гильдия ювелиров. Наиболее авторитетные мастера ходили по лавкам и проверяли пробы на изделиях коллег. Позже, назрела потребность в отдельном здании, которое им выделил город. Поэтому в Англии существует слово – «hallmark» (hall в переводе – зал, mark в переводе – клеймо), которое связано с этим зданием, где и проверяли изделия. В 1363 году было постановлено, что каждый мастер должен иметь свой именник и ставить его лишь после проверки гильдией и наличия соответствующего клейма.

К середине 15 века возникла следующая проблема: в стране было много низкопробного серебра, а проверенный государством качественный металл вывозили. Поэтому, в 1477 году было решено, что все предметы, произведенные в провинции, должны привозить и проверять в Лондоне. И ставить дату – букву в картуше, что обозначала год. С 1701 года начали открывать пробирные учреждения по всей стране, что облегчило задачу контроля и учета. В 19 веке на изделиях наличествовало пять клейм: государственное клеймо, которое удостоверяло пробу, годовое клеймо, клеймо города, мастера, об уплате налогов. Отдельное клеймо ставили на импортированные изделия.

До сегодняшнего дня из пяти клейм осталось 4 (сохранились все, кроме клейма об уплате налогов). Каждый город имеет свое обозначение – пиктограмму, каждый год имеет свою букву с определенным шрифтом. В целом, это очень четкая и информативная схема клеймления изделий.

Таким образом, мы видим, что клейма на изделиях рассказывают нам в первую очередь о взаимоотношениях мастеров-ювелиров с государством, чиновниками и налогами. Это целая история, рассказанная с помощью метонимии – в маленьком клейме видим большие события, войны, триумфы, революции.

Клейма в Украине

Как и в Европе, в Украине основной формой организации ремесленников был цех. Сохранился документ, по которому мы знаем, что в 1518 году в Киеве существовал цех золотарей. Золотарями называли как мастеров, которые работали с серебром, так и с золотом. Также, цехи существовали в Прилуках, Чернигове, Остроге, Нежине и т.д. До нас дошли некоторые печати ювелиров, их знамена и уставы. Цеховая иерархия предусматривала обязательное наличие статута, который предписывал, при каких условиях мог ученик стать подмастерьем, а подмастерье мастером. Сам мастер ставил клеймо и на свои изделия, и на изделия подмастерьев. В некоторых случаях клеймо могло принадлежать донатору-заказчику. Эти обстоятельства значительно усложняют атрибуцию изделий.

Наиболее ранние клейма на территории Украины, известные нам, датируются 16 веком. Точно известно, что в 1599 г. все ювелиры города Львова были обязаны клеймить свои изделия, чтобы те не попадали в руки скупщикам. Известно клеймо 1547 года на серебряном кресте, который находится в Киевском историческом музее. С 16-17 века известны изделия с других уголков Украины, на которых ставили свое имя, прозвище, либо инициалы.

В 17 веке, мастера Киева начали ставить на свои изделия Kiov. Позже, все города имели пробирные палаты и ставили свои клейма, которые привязывались к гербу города. Что интересно, система пробирования изначально была каратная, но с 19 века приняли золотниковую. В это же время стандарт клеймления был следующий: золотниковая проба изделия, клеймо города и клеймо мастера. Форма клейма менялась, что помогает нам определять возраст изделия. А с 1908 года к пробирному клейму добавился знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике.

Все это сообщает нам о достаточно хаотичной ситуации. На нее значительно влияло отсутствие единого государственного аппарата долгое время. Это избавляло мастеров от необходимости апробировать свои изделия, платить налоги. Конечно, это также дает нам меньше информации о конкретном изделии, об интенсивности обмена, торговли этими изделиями, усложняет датировку.

После 1991 года государственным клеймом Украины стал тризуб. На сегодняшний день существует 13 государственных пробирных палат (они проставляют тризуб) и 4 завода-особняка. Это Винницкий, Харьковский, Львовский и Киевский ювелирные заводы. Они могут сами производить пробирный контроль и ставят при этом не тризуб, а лист каштана.

Клейма в СССР

С 1917 г. по 1927 г. стандарт клейма на территории советской власти отсутствовал. Лишь через 10 лет после революции в СССР было принято государственное клеймо – голова рабочего. Был и переход с золотниковой системы пробирования на метрическую, которой на тот момент пользовались в Европе. Клеймом пробирной палаты стала голова с молотком наперевес + буквенный шифр пробирной инспекции (сначала это была буква греческого алфавита). Клеймо было либо в форме лопатки, либо в форме четырехугольника с выпуклыми противоположными сторонами (с 1956 года). Для серебра – 875, для золота 583.

С 8 мая 1958 года голова рабочего была заменена на пятиконечную звезду с серпом и молотом внутри. В это же время пробирные инспекции стали обозначаться буквами кириллического алфавита.

Именники у заводов появились с 1936 года, зачастую, это были аббревиатуры названий. А с 1953 года к именнику в конце стали добавлять цифру, которая обозначала год. Таким образом, если клеймо с головой рабочего, а именник выглядит так: «СЮ6», это значит, что изделие было изготовлено в 1956 году. Но если на пробирном клейме звезда, тогда этот же именник будет обозначать 1966 год. С 1969 по 1978 год точную дату производства обозначали, добавляя в начало именника последнюю цифру года. Например, именник «0ХЮ» говорит нам о 1970 г.

Как и золото, не годится для изготовления ювелирных украшений и столового серебра. Этот металл слишком мягкий, для увеличения твердости сплава используют такие добавки, как цинк, алюминий, медь и кадмий. Изделия с разными соотношениями основного металла и добавок должны соответствовать определенным стандартам качества и пропорций. Существует единая система, по которой их определяют, - система проб. Проба указывает на процентное содержание в . Наносится на украшение в виде оттиска, называемого клеймом, клеймо на серебре должно быть обязательно.

Сами мастера не могут устанавливать пробирное клеймо. Для исключения подделок качество любого изделия должно апробироваться государственной пробирной палатой.

Клеймо на серебре

После того как пробирная палата определяет состав сплава, изделие клеймится. Пробирное клеймо имеет свой вид для каждой страны и состоит из различных форм контура, рисунков, букв и цифр. В нашей стране официальное название пробирного клейма - государственный пробирный оттиск. Он имеет установленную форму, и реализация изделий без незаконна.

Сейчас стандарты клейма отличаются от тех, которые были приняты в Российской империи и СССР. Кроме того, пробирный оттиск может сильно отличаться в зависимости от страны-производителя и даже содержать разные варианты указания . Так как привезенные изделия из драгоценных металлов в Россию обязательно подлежат апробированию и повторному клеймению, существуют специальные справочники, где указаны все возможные виды оттисков. Такая литература также полезна для ценителей антиквариата. Это помогает им установить, из какого металла было изготовлено изделие.

История пробирной системы

Клейма, которые ставились на серебряных изделиях с восемнадцатого до начала двадцатого века, указывали на их ценность. По ним можно было определить, когда и где сделано изделие и даже какой мастер над ним трудился. Пробирная система в России была создана царем Петром I. Специальным указом были и золота, система пробирования называлась золотниковой.

Клеймить изделия тогда имели право только мастер и староста. Продавать что-либо из драгоценного металла без клейма было запрещено. Те, кто имели право ставить оттиски, даже специально для этого обучались.

Уже в девятнадцатом веке были оборудованы специальные палаты для клеймения серебра и других металлов. Претерпел изменения и сам оттиск. Он стал содержать герб города, где предмет был изготовлен, знак проверяющего (инициалы) и пробу металла. Приняли в то время и новый пробирный устав, по которому империя была разделена на пробирные округа, а клеймо приняло вид женской головы в кокошнике. Клеймо также содержало инициалы главы округа и пробу. С тех пор как начали клеймить изделие с указанием на место, где оно было сделано, и стало возможным распознавать работы великих мастеров.

Клеймо на серебряной вилке

Виды клеймений серебра в России

Сейчас наиболее распространенными сплавами являются 925 и 875 пробы серебра. Чаще всего клейма серебра имеют вид овала с обрезанными боковыми сторонами, изображение головы женщины в кокошнике, повернутой вправо. В нижнем левом углу находится буква, которая указывает на место, где изделие прошло апробацию, цифры слева означают пробу сплава. Изделия также могут клеймиться следующим образом:

  • Основными пробирными клеймами являются клейма, называемые литерами «А», «Б», «В», «Г». Присутствия их в изделии достаточно. Клеймо литеры «А» выглядит как голова женщины в кокошнике в круге, вне которого может находиться проба. Клеймо литеры «Б» имеет стандартный вид, описанный выше. «В» и «Г» - имеют аналогичный вид, соответствующий «А» и «Б», за исключение того, что вместо женщины в кокошнике на них изображена пятиконечная звезда с серпом и молотом внутри. Такими оттисками клеймились изделия из драгоценных металлов в СССР. Сейчас они не используются.
  • К дополнительным пробирным клеймам относятся клейма литер «Д», «Е», «Ж», «З». Они не имеют самостоятельного значения. Самого по себе этого клейма недостаточно для определения качества изделия, рядом должно стоять основное. Сейчас используется только клеймо литеры «Д». Оно имеет вид прямоугольника, с закругленными концами, внутри которого стоит обозначение пробы. Клеймом литеры «Е» клеймились изделия, которые не соответствуют заявленной пробе. Остальные два использовались ранее.
  • Еще одной формой основного клейма литеры «Б» обозначаются изделия, предназначенные для отправки за границу. Они отличаются от основного тем, что вместо женщины в кокошнике на них изображен корабль. достаточно.
  • Изделия могут клеймиться и совмещенными пробирными клеймами. Они совмещают основное клеймо с «именником» производителя. Клеймо-«именник», или клеймо мастера, указывает помимо региона, где изделие апробировано, на самого изготовителя.
  • К 50-летию Октября вводили временное клеймо, посвященное юбилею в честь покорителей космоса, действовало оно в течение двух месяцев 1967 года.
  • До 1994 года для церковных изделий разрешено было использовать только клеймо литеры «Д», без основного.
  • До 1997 года медали и монеты клеймились буквами, обозначающими драгоценный металл в соответствии с химическими обозначениями, с рядом стоящей пробой. Если изделия не имеют художественной ценности, сейчас они клеймятся в соответствии с общепринятыми стандартами.
  • Существует несколько систем проб. Сейчас используется метрическая, но до ХХ века использовалась золотниковая.

Клеймо может ставиться несколькими разными способами. Чаще всего оно наносится механически. Но если изделие тонкое или особо дорогое, может использоваться лазерный тип нанесения. Поскольку изделия из драгоценных металлов подвергаются истиранию, то с украшениями с пробой, нанесенной лазером, необходимо быть особо аккуратными. Если их подвергать постоянному механическому воздействию, проба может стереться.

Пробирные системы, используемые во всем мире

У нас в стране на данный момент используется метрическая пробирная система. Она показывает количество тысячных частей чистого металла. Если это значение разделить на 10, можно получить его процентное соотношение. Например, в 585 пробе золота будет 58,5 %, а в 925 пробе серебра - 92,5 %.

Каратная система используется во многих государствах мира. Большинство стран Европы и Америка пользуются именно ей. Чистый металл имеет пробу в 24 карата. Если в сплаве его только половина, то такое изделие будет иметь пробу в 12 карат. Вычислить из каратной пробы метрическую можно по формуле к * м / 1000, где к - проба в каратах, м - метрическая проба.

В зависимости от пробы

В царской России использовалась золотниковая проба. Золотником называлась весовая мера, которая равнялась 1/96 российского фунта, приблизительно четырем граммам.

Клеймение изделий с покрытием

Серебро в этом случае может быть как основным металлом, так и выступать в качестве покрытия. В первом случае изделие чаще всего покрывается золотом. Тогда ставятся две пробы: первая - основного сплава и вторая - сплава, которым украшение покрыто.

Серебром чаще всего покрываются столовые приборы. Особенно широко это было распространено в СССР. Тогда параллельно с пробой металла ставилась маркировка основного сплава. В это время принимались такие обозначения:

  • МН - мельхиор. Иногда также встречалось обозначение МЕЛЬХ.
  • МНЦ - нейзильберг.
  • АЛ - алюминий.
  • НЕРЖ - нержавеющая сталь.

В старинных антикварных предметах встречалось также и такое: ставилась только проба покрытия, без обозначения основного сплава. Это довольно опасно, так как можно принять посеребренное изделие за сделанное из чистого металла.

Подлежат во всем мире клеймению такие сплавы серебра:

  • 800 проба. Состав - 80 % серебра, остальное - медь. Быстро окисляется и имеет выраженный желтоватый оттенок. 830 проба имеет характеристики, аналогичные предыдущей.
  • Проба 875. Содержит 87,5 % серебра. Очень часто используется для изготовления столовой посуды и украшений.
  • 925 проба наиболее распространена. Имеет оптимальное соотношение «цена - качество». Обладает высокими антикоррозийными свойствами и не имеет желтого оттенка. Очень легко поддается изменению формы. Используется в основном для ювелирных изделий.
  • 960 пробу используют художники при работе с эмалью, а также для ювелирных украшений, особенно за рубежом.

Хронология использования проб в нашем государстве

  • С 1899 года на основании вновь введенного устава установили пробирный оттиск в виде головы женщины в кокошнике, только пока еще повернутой влево, и пробу в золотниковой системе.
  • В 1908 году голова уже повернута вправо, а к клейму добавилась буква с обозначением пробирного округа, к которому изделие относилось; проба была все еще золотниковая.
  • В 1927 году в Советском Союзе было введено новое клеймо: на нем была изображена голова рабочего с молотом. А также была введена новая система проб - та же, что используется и сейчас, метрическая. Пробирный округ обозначался все еще буквой греческого алфавита.
  • В 1958 году ввели оттиски с изображением звезды с серпом и молотом. Букву греческого алфавита заменили на букву - русского.
  • Современный вид оттиски приобрели в 1994, но ходили наряду со старыми вплоть до апреля 2002 года.

И хотя серебро в виде драгоценностей редко используется как инвестиции, обратить внимание на клеймо при его покупке все-таки стоит. Особенно если украшения, столовые приборы покупаются с рук, чего делать не рекомендуется. Подделать пробу возможно, но сложно и опасно. Поэтому ее и можно считать достаточной гарантией качества металла.

Проба благородных металлов - определение различными аналитическими методами пропорции, весового содержания основного благородного металла (золота, серебра, платины и остальные пять металлов платиновой группы - рутений, родий, палладий, осмий, иридий) в пробируемом сплаве; используется для последующего клеймления, нормативно фиксирующего полученные в результате анализов данные - пропорцию благородного металла при изготовлении ювелирных изделий, монет и др.; само клеймо и определённое при пробировании содержание основного благородного металла также именуются пробой. Все промышленно выпускаемые сплавы содержащие более 30% по весу благородного металла должны быть подвергнуты пробированию и соответствующим образом заклеймлены. К настоящему времени для всех благородных металлов установлена дискретная линейка возможных их содержаний в сплавах (проб).

Традиционная система проб в Западной Европе (в мире):

Основой системы проб в Европе является количество карат основного благородного металла в 24 каратах пробируемого сплава.

Для благородных металлов наиболее распространены следующие пробы:

9 карат - масса благородного металла составляет 0,375 от веса сплава

12 карат - масса благородного металла составляет 0,500 от веса сплава

14 карат - масса благородного металла составляет 0,585 от веса сплава

18 карат - масса благородного металла составляет 0,750 от веса сплава

21 карат - масса благородного металла составляет 0,875 от веса сплава

22 карат - масса благородного металла составляет 0,916 от веса сплава

23 карата - масса благородного металла составляет 0,958 от веса сплава

24 карата - масса благородного металла составляет свыше 0,999 от веса сплава, то есть металл в чистом виде

Помимо пробирных клейм пробирных палат, осуществлявших пробирование на сплавы благородных металлов наносится клеймо, показывающее каратное содержание основного благородного металла в сплаве. следует различать два типа таких клейм:

Клейма вида "14К", "18К" означают, что изделие изготовлено из сплавов 585-й и 750-й проб соответственно.


***
Примечание: изделия имеющие серебряное покрытие, защищённое родием могут не иметь никакого клейма.

Для пересчёта каратной (западноевропейской) пробы в метрическую значение каратной пробы следует разделить на 24 и умножить на 1000.

Достоинство сплава, из которого изготовлены золотые, серебряные, платиновые и палладиевые изделия, определяется пробой, показывающей содержание драгоценного металла в 1000 частях (по массе) сплава. Пробирный надзор осуществляется инспекциями пробирного надзора управления драгоценных металлов Министерства финансов России.

Рис.1. Пробирные клейма основные (а-е) и дополнительные (ж, з) для клеймения.

а - изделий в сочетании с одним из дополнительных клейм;

б - золотых и платиновых изделий;

в - серебряных изделий;

г - палладиевых изделий;

д - изделий с подвешенными к ним пломбами;

е - книжек с сусальным золотом и серебром;

ж - разъемных и легко отделяемых второстепенных и дополнительных частей изделий;

з - изделий, не соответствующих заявленной пробе, и таких, чья проба после

реставрации оказалась ниже установленной.

В 1927 г. в СССР были установлены следующие пробы сплавов на основе драгоценных металлов:

пробы для изделий из сплавов на основе золота - 375, 500, 583, 750, 958;

пробы для изделий из сплавов на основе серебра -750, 800, 875, 916, 925; 960;

пробы для изделий из сплавов платины - 950;

пробы для изделий из сплавов палладия - 500, 850.

В западных странах используется каратная система проб, при которой 1000 метрических проб соответствуют 24 каратам. Для перевода пробы из метрической в каратную применяется следующее соотношение:

где b - проба в каратах; x -метрическая проба.
Например, 750-я проба соответствует 18 каратам, 583-я проба - 14 каратам, 375-я проба - 9 каратам.

Клеймение изделий из драгоценных металлов осуществляется основными и дополнительными клеймами (рис.1).

К основным пробирным клеймам относятся клейма литер «А», «Б»,. «В» и «Г»,

Клеймо литеры «А» имеет круглую форму и состоит из знака удостоверения (эмблема

серпа и молота на фоне пятиконечной звезды с трехзначным числом пробы) и шифра

инспекции пробирного надзора.

Клеймо литеры «Б» может быть нескольких видов:

клеймо в виде лопатки, состоящее из знака удостоверения, шифра инспекции пробирного надзора и пробы, предназначено для клеймения золотых и платиновых изделий;

клеймо в виде прямоугольника с выпуклыми противоположными сторонами состоящее из знака удостоверения, шифра инспекции и пробы (750, 800, 875, 916, 925 и 960), служит для клеймения серебряных изделий;

клеймо усеченно-овальной формы, состоящее из знака удостоверения, шифра инспекции и пробы (500, 850),. предназначено для клеймения изделий из сплавов на основе палладия.

Клеймо литеры «В» - двустороннее, круглое; состоит из двух частей: знака удостоверения с шифром пробирной инспекции и круглого знака с цифрами проб. Им клеймят изделия из драгоценных металлов на привешиваемых к ним пластинах.

Клеймо литеры «Г» имеет продолговатую форму с закругленными углами. Состоит из знака удостоверения, шифра инспекции и пробы и предназначено для клеймения тонколистового (сусального) золота и серебра.

К дополнительным пробирным клеймам относятся клейма литер «Д» и «Е».

Клеймо литеры «Д» имеет квадратную форму со срезанными углами. Это клеймо служит для клеймения разъемных, второстепенных и дополнительных частей изделий из драгоценных металлов.

Клеймо литеры «Е» имеет квадратную форму со срезанными углами и буквы «НП».

Предназначено для клеймения изделий из драгоценных металлов, не соответствующих заявленной пробе.

Клеймение изделий из драгоценных металлов производится исходя из результатов опробования их на пробирном камне и контрольного анализа при следующих отклонениях от установленных проб:

для сплавов на основе золота не более +/- 3 пробы;

для сплавов на основе серебра не более +/- 5 проб;

для сплавов на основе платины не более +/- 5 проб;

для сплавов на основе палладия не более +/- 5 проб.

На практике пользуются наиболее простым методом определения пробы драгоценных металлов и их сплавов - нанесением раствора хлорного золота непосредственно на испытуемое изделие. На чистую поверхность проверяемого металла или сплава помещают каплю раствора хлорного золота и следят за результатом.

Как правило, на смоченной поверхности появляется пятно от осадка, по цвету которого и определяют металлы.

Определение металла нанесением раствора хлорного золота:

Цвет исследуемого металла: Белый.

Цвет пятна: Тёмно-зелёный - Жёлтый с выделением газа, постепенно чернеет - Чёрный.

Время образования пятна, с: 1-2 - 1-2 - 30-40.

Определяемый металл: Чистое серебро или высокопробный сплав на основе серебра.- Алюминий - Олово.

Время образования пятна, с: 30-40.

Определяемый металл: Платина.

Цвет исследуемого металла: Серовато-белый.

Цвет пятна: Жёлтый, быстро чернеет.

Определяемый металл: Цинк.

Цвет исследуемого металла: Синевато-серый.

Цвет пятна: Грязно-жёлтый.

Время образования пятна, с: 1-2.

Определяемый металл: Свинец.

Цвет пятна: Раствор не оказывает действия.

Время образования пятна, с: 1-2.

Определяемый металл: Золото и его высокопробные сплавы с серебром.

Цвет исследуемого металла: Жёлтый.

Цвет пятна: Каштановый.

Определяемый металл: Низкопробные (менее 583 пробы) сплавы золота с серебром и медью.

Цвет исследуемого металла: Жёлтый.

Цвет пятна: Чёрный.

Время образования пятна, с: 1-2.

Определяемый металл: Латунь.

Цвет исследуемого металла: Беловато-жёлтый.

Цвет пятна: Чёрный.

Время образования пятна, с: 1-2.

Определяемый металл: Низкопробный сплав серебра с медью.

Цвет пятна: Раствор не оказывает действия.

Время образования пятна, с: 1-2.

Определяемый металл: Высокопробный сплав (выше 583 пробы) золота с медью.

Цвет исследуемого металла: Красный.

Цвет пятна: Золотистый или каштановый.

Время образования пятна, с: 60-360.

Определяемый металл: Низкопробный сплав золота с медью (ниже 583 пробы).

Цвет исследуемого металла: Красный.

Цвет пятна: Чёрный.

Время образования пятна, с: 1-2.

Определяемый металл: Медь.

Система проб в России:

В силу исторических особенностей клеймение на Руси появилось позже, чем в других странах. Первое московское клеймо - двуглавый орел, сопровождающийся датой, выраженной славянскими буквами, относится к 1651-1652 гг. Первые клейма ещё не являлись показателем пробы в точном смысле этого слова. Клеймо лишь указывало, что серебро не хуже признанного законом образца, но сам образец не имел точно определённой пробы. Как правило, качественное золото было от 83-й до 85-й пробы и выше, что соответствовало пробе «любских талеров» или «ефимков» - привозных монет, которые переплавляли для изготовления вещей. В последней четверти XVII века законом допускался и более низкопробный образец - «левок».
Появилось клеймо - в овале слово «левок».

В России государственное клеймение изделий из драгоценных металлов узаконено:серебряных - в 1613 году, золотых - в 1700 году.

в СССР:платиновых - в 1927 году, палладиевых - в 1956 году.

Система проб и клейм в дореволюционной России:

Для всех городов в XVIII-XIX веках клейма состояли:

из клейма с гербом города с годом или без года в щитках различной формы;

из клейма с начальными буквами имени и фамилии - «именником» пробирного мастера;

из клейма мастера, изготовившего вещь, без обозначения года;

из клейма с двумя цифрами, обозначающими пробу, то есть число золотников
чистого серебра или золота в лигатурном фунте.
Мастера, мастерские, фирмы и фабрики обязаны были ставить свои клейма-именники до представления изделий государственному пробиреру.

До 1927 года в России существовала золотниковая система обозначения пробы на основе русского фунта, содержащего 96 золотников. Аналогично тому была установлена система, когда один золотник был равен 1/96-й части золота в сплаве.

36 золотников - масса благородного металла составляет 0,375 от веса сплава

48 золотников - масса благородного металла составляет 0,500 от веса сплава

56 золотников - масса благородного металла составляет 0,585 от веса сплава

72 золотника - масса благородного металла составляет 0,750 от веса сплава

84 золотников - масса благородного металла составляет 0,875 от веса сплава

88 золотников - масса благородного металла составляет 0,916 от веса сплава

92 золотника - масса благородного металла составляет 0,958 от веса сплава

96 золотников - масса благородного металла составляет свыше 0,999 от веса сплава, то есть метал в чистом виде

Для пересчёта золотниковой пробы в каратную (западноевропейскую) значение золотниковой пробы следует разделить на 4. Для пересчёта золотниковой пробы в метрическую значение золотниковой пробы следует разделить на 96 и умножить на 1000.

Система проб и клейм в СССР:

В 1927 году в рамках перехода на метрическую систему мер, путём пересчёта долей в золотниках, была создана новая система, в которой проба обозначалась числом тысячных весовых долей золота в сплаве. Она используется до сих пор и описана ниже.

Тогда же была установлена новая система клеймления пробированного металла. Наносилось 3, иногда 2 клейма: клеймо производителя, численное обозначение пробы и пробирное клеймо в виде пятиконечной звезды в рамке. При отсутствии численного обозначения форма рамки клейма определяла параметры (в том числе и пробу) пробируемого сплава.

Система проб и клейм в современной России:

В настоящее время для клеймения ювелирных изделий используют клейма с изображением женской головы в кокошнике. Опробование и клеймение ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов в России осуществляются Российской государственной пробирной палатой при Министерстве финансов РФ, образованной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 № 106 «О Российской государственной пробирной палате».Основой системы проб в России является количество миллиграмм основного благородного металла в 1 грамме (или грамм в килограмме) пробируемого сплава. В Метрической Системе Мер и весов значение пробы можно рассматривать также как количество весовых частей (долей) основного благородного металла на 1000 весовых частей (долей) пробируемого сплава.

Для благородных металлов в России установлены следующие пробы:

золото (подробнее меры чистоты золота) - 375, 500, 583, 585, 750, 958, 996, 999

серебро - 750, 800, 875, 916, 925, 960, 999

платина - 950

палладий - 500, 850

Числовые значения долей, в основном, были установлены путём пересчёта долей каратной системы (см. выше).

Способы определения пробы:

Пробирным камнем

Химический анализ с применением хлорного золота, царской водки и т. п.

Спектральный анализ

Состав сплавов и применение:

Наиболее распространен сплав золота 583-й пробы; сплавы этой пробы могут быть различных цветов в зависимости от количественного соотношения содержащихся в них цветных металлов. Например, если в сплаве золота 583-й пробы (58,3 % золота) содержится примерно серебра 36 %, а меди 5,7 %, сплав приобретает зелёный оттенок; при 18,3 % серебра и 23,4 % меди - розовый; при 8,3 % серебра и 33,4 % меди - красноватый. В зависимости от лигатуры может иметь разные температуры плавления и твердость, эти сплавы имеют хорошую паяемость.Сплавы золота 958-й пробы непрочны и поэтому используются в ограниченном количестве. Сплав 958 пробы трёхкомпонентный, кроме золота в своём составе имеет серебро и медь, используется в основном для изготовления обручальных колец.

Сплав имеет приятный ярко-жёлтый цвет, близкий к цвету чистого золота. Очень мягкий, в результате чего полировка на изделии держится недолго. Сплав 750-й пробы трёхкомпонентный, имеет в своём составе медь и серебро, в некоторых случаях в виде лигатуры могут быть использованы родий, палладий, никель и цинк. Цвет от желтовато-зелёного через красноватые оттенки до белого. Сплав хорошо поддается пайке и литью, является подходящей основой для нанесения эмалей, однако при содержании в сплаве более 16 % меди цвет эмали становится тусклым. Рекомендуется использовать при изготовлении изделий с тонкой рельефной выколоткой, филигранью и оправ для хрупких самоцветов, напряжённых бриллиантов.Сплав золота 375-й пробы обычно содержит: золота 37,5 %, серебра 10,0 %, меди 48,7 %, палладия 3,8 %.
Используется для изготовления обручальных колец.

Для изготовления украшений с бриллиантами широко используется «белое золото», которое содержит:
в сплаве золота 583-й пробы - серебра 23,7-28,7 %, палладия 13,0-18 % или

никеля 17 %, цинка 8,7 %, меди 16 %;

в сплаве золота 750-й пробы - серебра 7,0-15,0 %, палладия до 14 %, никеля до

4 %, цинка до 2,4 %, или никеля 7,5-16,5 %, цинка 2,0-5,0 %, меди до 15 %.

Наиболее распространён сплав серебра 875 пробы. Его используют для изготовления украшений и предметов сервировки стола. Сплав 916 пробы используют для производства предметов сервировки стола с покрытием эмалью; сплав 960-й пробы - для изготовления филигранных изделий.

Сплавы платины и палладия применяются в ювелирном деле в незначительных количествах.

Серебряные и латунные изделия для защиты от быстро наступающего окисления и для улучшения декоративных свойств покрывают электролитическим способом тонким слоем золота 999-й пробы (золочение) или серебра 999-й пробы (серебрение).В современных ювелирных изделиях платиновый сплав встречается редко, он уступил свои позиции белому золоту. Для некоторых ювелирных изделий используется двухкомпонентный сплав 950 пробы, в состав которого кроме платины входят медь и иридий. Добавка иридия значительно увеличивает твердость сплава.

Палладий пока ещё не является общепризнанным как самостоятельный металл для производства ювелирных изделий, но он имеет хорошие перспективы, так как он дешевле платины, имеет более интенсивный белый цвет, лучшую обрабатываемость, и такую же, как платина, устойчивость на потускнение на воздухе.

Интересно:

Клеймение ювелирно-бытовых изделий известно со средних веков (например, в Англии и Италии с 15 века, во Франции с 16 века). В ряде стран клеймение введено в 20 веке (например, в Канаде с 1913 года, Австралии с 1923 года). В некоторых странах ювелирно-бытовые изделия из благородных металлов хотя и клеймятся (чаще самими фирмами-производителями изделий), но контроль за Пробой со стороны государства не обязателен или слабый (например, Австралия, Бельгия, Дания, Италия, Канада, Мальта, США, ФРГ, Швейцария, Швеция).

Клеймо на золоте :

При покупке золотого изделия необходимо обращать внимание на клеймо на золоте. Как правило, на цепочке или серьгах клеймо на золото ставится рядом с замком, а на кольцах – с «изнаночной» стороны изделия;

Клеймение золота с изображением пробы может осуществляться только специалистами Палаты пробирного надзора, а не мастерами, которые изготавливают ювелирное изделие. Многие мастера ставят собственное клеймо, так называемый «именник», который мало что скажет неосведомленному покупателю. В последнее время в «именнике» обозначается год, город и личный код мастера, который изготовил ювелирное изделие;

Некоторые ювелирные мастерские работают «втёмную», изготавливая изделия из золота высокой пробы, но, не нанося клейма на них. В этом случае стоит обратиться к специалистам, которые помогут вам определить пробу золота. Ювелирные изделия из золота лучше всего приобретать в крупных магазинах, где вы сможете рассмотреть под лупой клеймо на золоте, а также нужно сохранять все чеки и сертификаты для возврата денежных средств в случае, если ювелирное изделие из золота не соответствует заявленной пробе.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png