Первый год жизни ребенка принято делить на четыре триместра. Хотя это и не лишено некоторой условности, но отражает характерные этапы роста и развития малыша. Третий триместр - время подготовки организма к кардинальному событию: вставанию ребенка на ноги. И девятый, последний месяц триместра можно назвать в этом плане решающим.

Если на восьмом месяце ребенок не сидит самостоятельно, то, при прочих благополучных показателях, это еще допустимо относить за счет его индивидуальных особенностей или каких-то случайных обстоятельств, например, перенесенного недавно заболевания. Но если он не сядет сам и к концу девятого месяца, ждать больше нельзя. Обратитесь к врачу!

Самая частая причина такого отставания - неврологические расстройства.

Когда они появились? Как правило, еще во внутриутробном периоде, возможно, в момент родов. Выраженные несильно, они до сих пор могли остаться незамеченными, а может быть, и проявились впервые только сейчас, потому что интенсивное развитие в последние месяцы создало повышенную нагрузку для нервной системы и она дала срыв.

Тест с пуговицей

Здоровый ребенок на девятом месяце очень активен. Он ползает в разных направлениях, иной раз очень забавно вращается вокруг своей оси, встает, ухватившись за бортик манежа, и даже пытается переступать вдоль него. Но бывает и так: встал, оперся о бортик, смотрит с торжеством, довольный собой и вообще всем миром. И вдруг - горько заплакал. Что случилось? Устал стоять, а сесть сам из положения стоя еще не умеет.

Одна из особенностей девятого месяца - интенсивное развитие мелких движений кисти. Еще совсем недавно, чтобы ухватить, допустим, кубик, ребенку требовалась вся ладонь, которой он действовал как черпаком: загребал кубик, придерживая кончиками всех пяти пальцев. И вот в один прекрасный лень он осторожно взял этот кубик двумя пальцами, большим и указательным. Событие, рубеж перейден! Умению действовать двумя пальцами придается важное значение. Некоторые специалисты в числе прочих показателей нормального психомоторного развития предлагают и такой: умеет ли ребенок в 8-9 месяцев удерживать между большим и указательным пальцами крупную пуговицу. (Естественно, это только тест, пуговицей играть ребенку не давайте!)

Происходит и «специализация» указательного пальца, малыш трогает им заинтересовавший его предмет, осваивает указующий жест: «там», «туда».

Если на этот немалый успех родители, может быть, и не обратили особого внимания, то одна новая привычка уж точно не прошла незамеченной: ребенок полюбил сдергивать с головы свою шапочку или платочек. Не считайте это озорством, не сердитесь, а восхищайтесь, потому что это тоже показатель нормального развития.

Что он любит еще? Как и прежде, выбрасывать свои игрушки из манежа, стучать кубиком по столу или кубиком о кубик - словом, действовать руками. Теперь и игрушки ему нужны соответствующие: легкие мисочки, которые можно вкладывать одну в другую, пирамидка из нескольких колечек, коробка, куда так интересно бросать кубики, шарики, колечки, потом вытряхивать их и снова бросать.

Работа рук - это и пища для ума, для познания свойств предметов, это толчок для первых догадок и, наконец, это очень сильный стимул развития речи.

Девятый месяц - преддверие первого слова. Ребенок охотно повторяет за взрослым различные звукосочетания - подсчитано, что в его возможностях их около восьми; подолгу лепечет сам - то громко, то тихо, то даже переходя на шепот.

Очень заметны успехи малыша в понимании речи, если, конечно, вы постоянно разговариваете с ним, называете разные предметы, комментируете свои действия: «Сейчас будем одеваться, трусики надели... Теперь кофточку... Вот она, кофточка, ах, какая красивая...»

Неважно, что пока это только ваши монологи, они готовят диалог, откладываются в сознании ребенка. Впрочем, он уже способен и отвечать вам, если не словом, то мимикой, действием. По вашей просьбе подаст ручку, помашет ею уходящему на работу папе. Уже знает свое имя, оборачивается, когда позовут, и, будучи в хорошем расположении духа, одаривает вас при этом очаровательной улыбкой.

В конце месяца можно устроить маленькую проверку достижений малыша.

Попей водички (или сока), - говорите вы, протягивая ребенку чашку.

Он с готовностью берет ее двумя руками и пьет. Конечно, если вы нальете полную, обязательно расплескает, обольется - наливать надо меньше половины.

Дай мне лялю, - просите вы. И он протягивает вам лежащую поблизости хорошо знакомую ему куклу.

Попробуйте усложнить задание, поставив в ряд несколько игрушек, и спросите: «Где ляля (киска, шарик)?» Ребенок находит названную игрушку сначала взглядом, потом указывает на нее. Поменяйте игрушки местами и задайте тот же вопрос. Если и теперь ребенок найдет игрушку правильно, да еще протянет к ней указательный палец - можете смело ставить пять с плюсом и ему, и себе. Значит, вы отлично с ним занимаетесь! А если он с заданием не справился, не огорчайтесь, повторите тест недели через две-три; ребенок имеет полное право сдать такой экзамен и в 10 месяцев.

В правой ложка, в левой хлеб!

На девятом месяце питание становится более сложным. Второе, третье и четвертое кормления состоят из нескольких блюд. В связи с этим возникает необходимость в сервировке стола, за которым сидит ребенок. Пища должна быть не только вкусно приготовлена, но и иметь привлекательный вид.

Жидкое блюдо нужно наливать в тарелочку, пюре или кашу класть на блюдечко, а соки, морс, кисели давать из стакана или чашки. Стол должен выглядеть красиво. Перед малышом нужно положить чистую салфетку. Нельзя ставить на стол сразу весь обед.

Перед кормлением необходимо вымыть малышу руки. Это имеет не только гигиеническое значение. Вода - один из сильнейших раздражителей нервных окончаний кожи. Мытье рук перед едой скоро превратится в условный рефлекс, стимулирующий выделение наиболее активных пищеварительных соков, усиливающих аппетит.

Развитие кисти, идущее параллельно с совершенствованием -соординации движений, открывает перед ребенком совершенно новые возможности: пришла пора взять в руку ложку и учиться есть самостоятельно.

Удобнее делать это уже не на коленях у мамы, а за столом, сидя на высоком детском стульчике. Поставьте перед ребенком его тарелочку с кашей или пюре (начинать надо с густой пищи!), дайте ему в правую руку ложку, а в левую -кусочек хлеба или сухарик. И наберитесь терпения! Первое, что сделает ребенок, -- начнет стучать ложкой по столу, попробует и по тарелке. Направьте спокойно его руку, покажите, как надо набрать немного еды на ложку, донести ее до рта да еще обязательно попасть на язык, а не под него.

Конечно, ребенок далеко не сразу одолеет эти премудрости. И пока он будет размазывать пищу по щекам, а также ронять ее на стол, вы потихоньку покормите его своей ложкой, оставив немного для самостоятельных упражнений. Закончив кормить малыша, вытрите ему щечки и рот мягкой салфеткой, а еще лучше - умойте и не забудьте похвалить: какой молодец, сам ест!

Ранее пользование ложкой не только прививает навыки самостоятельности, но делает для ребенка более привлекательным сам процесс еды, улучшая тем самым аппетит. Оно имеет также еще одно, несколько неожиданное преимущество: как и все другие варианты тренировки кисти, стимулирует развитие речи.

Рыба? Мясо? Бульон? Что можно, а что нельзя кушать.

Рацион ребенка, его ежедневное меню остается прежним, желательно только один-два раза в неделю вместо мяса давать рыбу. Чем она хороша? В рыбе содержатся все незаменимые аминокислоты, необходимые растущему организму, в том числе метионин, которого нет в мясе. Она богата минеральными веществами, витаминами группы В, ее белки усваиваются полнее, чем белки мяса. Детям рыбу дают нежирную - треску, хек. Основная трудность - выбрать все до единой косточки. Сделать это легче, если в течение 5-7 минут поварить кусок в подсоленной воде, не доводя до кипения, потом, очищенный от шкурки и косточек, пропустить через мясорубку, дать прокипеть - и рыбное пюре готово. Его можно смешивать с овощным пюре, а можно положить на тарелку то и другое отдельно.

Первые пробные порции, как всегда, должны быть совсем маленькими - неполная чайная ложка. Но если у вашего малыша бывают проявления диатеза и выяснилось, например, что он плохо переносит морковь или яичный желток, тогда лучше не давайте ему и рыбу, поскольку она, скорее всего, вызовет у него аллергическую реакцию.

Бульон - некогда классическое блюдо диетической кухни - сейчас приходится потеснить из рациона, во всяком случае, детского. Даже здоровым детям следует мясные супы давать не чаще двух раз в неделю. Дело в том, что экстрактивные вещества, те самые, которые и придают бульону неповторимый вкус и аромат, - сильные аллергены. Особенно это относится к экстрактам куриного бульона.

Саму курицу, как правило, давать ребенку можно. У куриного мяса есть некоторые преимущества перед говядиной - оно содержит более полноценные и легче усваиваемые белки, мягче, вкуснее, и дети обычно его любят. Использовать лучше верхнюю, нежирную часть тушки, сняв с нее кожицу. А что касается столь популярных сейчас импортных куриных окорочков, то они для детей совершенно неприемлемы.

Почти не имеет противопоказаний мясо кролика. Детям оно особенно полезно из-за высокого содержания железа. У кролика предпочтительно "использовать, наоборот, заднюю часть, содержащую меньше соединительных волокон.

Количественно ежедневный рацион ребенка остается таким же, как и раньше, то есть не более литра, что составляет примерно 1/8~1/9 массы его собственного тела.

К девяти месяцам заметнее становятся индивидуальные особенности! Они сказываются и в характере, и в отношении к еде, и в физическом развитии. Масса тела, например, может к концу месяца составлять у одних детей 8,5 килограмма, у других - 9,5 и даже 10 килограммов. И все это - норма.

Прогулки вообще и прогулка сегодня

Ребенок должен бывать на свежем воздухе каждый день и как можно больше. Это, как говорится, аксиома, не требующая доказательств. Хотя доказательств - сколько угодно. Специальными наблюдениями, научными экспериментами, да и практикой жизни, установлено, что максимальное пребывание на свежем воздухе закаляет ребенка, повышает его сопротивляемость респираторным инфекциям, благотворно действует на нервную систему - словом, становится универсальным профилактическим, а часто и лечебным средством.

У «комнатных», «оранжерейных» детей, оберегаемых от малейшего ветерка, выше риск анемии, отставания в физическом развития, расстройств сна и аппетита. У них и щечки бледные, и глазки грустные.

Так что тысячу раз прав был русский педиатр профессор А. А. Кисель, сформулировавший девиз: «День без прогулки - потерянный день!», и даже: «Комната - тюрьма для ребенка!»,

Итак, на свежий воздух! На свежий, слышите? Но где он - вот вопрос...

К великому несчастью, нам сегодня порой легче обеспечить малыша заморскими фруктами и игрушками, памперсами, ходунками и прочим, чем обыкновенным глотком чистого воздуха.

Если вы живете в сельской местности, или просто в экологически благополучном районе, вашему ребенку несказанно повезло: можете гулять с ним сколько угодно. Золотое правило «ни дня без прогулки» написано именно для вас!

Но если вы жители большого города, с загрязненной промышленными выбросами атмосферой, каждую прогулку приходится обдумать и еще раз обдумать.

Ни дождь, ни ветер, ни туман сами по себе не помеха для гулянья. Но если направление ветра выдалось такое, что именно на ваш район он погнал все вредные выбросы заводских труб, если метеорологические условия сложились так, что над городом повис насыщенный этими выбросами смог? Даже самые горячие ревнители ежедневных прогулок простят вас, если в такой день вы оставите ребенка дома или отложите променад на вечер, когда воздух станет почище.

Сон у открытого окна в какой-то мере, пусть и далеко не полностью, компенсирует пропущенную прогулку. Но опять-таки, учитывайте, на каком этаже вы живете, куда выходят ваши окна. Если квартира расположена высоко и окна выходят во двор, в иной день открытое окно в комнате может оказаться полезнее похаживания вдоль загазованной автомагистрали. А если у вас первый этаж, да еще и окна на улицу, спешите с ребенком из дома в хотя бы относительно чистый зеленый уголок! Наверняка в вашем районе есть все-таки парк или сквер. Трудно туда добираться несколько раз в день (а ребенку нужны три прогулки по полтора-два часа)? Попытайтесь организовать свой режим так, чтобы погулять в парке хотя бы один раз, но подольше.

Многолюдным городским транспортом пользоваться нежелательно. Что же делать?

В самом невыгодном положении оказывается малыш, которого везут по городской улице в низкой прогулочной коляске. Концентрация вредных примесей, и просто пыли, велика именно внизу, и здесь ребенок дышит гораздо более грязным воздухом, чем, к примеру, его мама.

Получше тому, кого несут на руках, но это тяжело для взрослого. Выручить может сумка-рюкзачок. При строгом соблюдении условий, на которых настаивают ортопеды, это неплохой вид транспортировки до ближайшего зеленого оазиса.

Лучше, если в вашем арсенале есть обычная высокая коляска. Она несколько громоздка, но зато ребенок может и поспать в ней, не согнувшись, как в коляске прогулочной, и посидеть, бодрствуя. Только будьте настороже! Он ведь теперь садится сам, по собственной инициативе, и, разглядывая все в"округ, может заинтересоваться чем-то, лежащим на земле, и, неожиданно перегнувшись, выпасть из коляски. Такие травмы после 7-8 месяцев не редкость.

Прогулка нужна ребенку не только ради свежего воздуха, но и для новых впечатлений, познания окружающего мира. Погуляйте с ним по парку. Покажите (если есть) пруд с уточками, фонтан, клумбы с яркими цветами. Дайте потрогать ствол дерева, обратите его внимание на играющих старших детей. Пусть светом, красками, теплом входит в него окружающий мир!

Что умеет ребенок в 8 месяцев

В восьмимесячном возрасте ребенок уже умеет многое. Он активен, постоянно пребывает в приподнятом настроении, много двигается, произносит много звуков, в числе которых отдельные слоги. Для него уже не представляет трудности перевернуться со спинки на живот и обратно, он вовсю ползает. Ребенок в этом возрасте достаточно умело пользуется руками и берет разные предметы. И может похвалиться двумя нижними резцами.

На основании вышеизложенного вы имеете возможность самостоятельно оценить психофизическое развитие своего ребенка. Если вы подозреваете, что в чем-то его развитие задерживается, обращайтесь за консультацией к своему педиатру.

Мы уже говорили о том, что ребенку опасно давать мелкие предметы, потому что он может засунуть их себе в ухо или нос, а также может возникнуть опасность обтурации (закупорки) дыхательных путей. Но это не значит, что ребенку нельзя давать мелких предметов вовсе. Когда-то ведь ему надо же научиться обращаться с ними!.. Взять, например, пуговицы. Нанижите их на крепкую нить, и пусть ваш малыш (но обязательно под контролем взрослого) поиграет с ними. Вы увидите, как стали ловки его пальчики.

Девятимесячный ребенок уже может хорошо сидеть - уверенно и долго, без чьей-либо помощи. Он должен приучаться к горшку. Желание сходить на горшок получает со временем звуковое обозначение - в виде очень серьезного «а-а». Это самое «а-а» очень облегчает жизнь и маме, и ребенку - поскольку бывает очень важно не пропустить сеанс. Постепенно приучайте малыша произносить милое «а-а» в случае надобности.

Не позволяйте ребенку сидеть на горшке больше 7-8 минут. Это вредно.

Не отвлекайте ребенка, когда он сидит на горшке. Он должен сосредоточенно заниматься «своим делом». В противном случае ребенок будет сидеть долго. Не давайте ему игрушек во время сидения на горшке.

К вам пришли гости, которых вы уважаете и даже любите, а ваш малыш объявил свое «а-а». Не вздумайте ругаться на малыша, он поступил правильно.

Если ваш ребенок просидел минут восемь на горшке и это ничем не кончилось, не исключено, что через некоторое время он испачкает пеленки. В этом случае вы имеете полное право выразить ребенку свое неудовольствие. Замечание вы должны сделать строгим, но не злым голосом. Быть может, не сразу, но однажды ребенок поймет, за что ему делают выговор.

Вашему ребенку исполнилось девять месяцев. Вы должны быть готовы к тому, что однажды увидите его стоящим. Конечно, он еще не в силах стоять без поддержки. Но, схватившись за стенку кроватки или манежика, он уже вполне способен подняться сам. И даже может сделать несколько шагов... Но потом опять опустится на четвереньки. Бегать на четвереньках ему пока гораздо удобнее.
В этом возрасте ребенок свободно, минут по пятнадцать, сидит.

Жизненного опыта ребенок набирается, наблюдая за вами или играя. Поэтому не умаляйте значения игр. Занимайтесь с вашим малышом. Самым удобным временем для игр является предобеденное время и время перед вечерним купанием. Нельзя беспокоить ребенка играми после еды - это мешает усваиванию пищи; нельзя возбуждать ребенка играми перед сном - сон будет беспокойный.

Приучайте ребенка к самостоятельным играм. Самостоятельность в игре развивает фантазию. Но сначала вы должны показать малышу, как обращаться с игрушкой. Если игрушка разборная (например, пирамидка), разберите и соберите ее - чтобы ребенок видел. А потом пусть играет сам.

Во время игры ребенка желательно исключить посторонние отвлекающие внимание моменты. Ребенок должен сосредоточиться на игре - и играть спокойно. Не вмешивайтесь в игру. Ребенок, привыкший играть самостоятельно, и растет самостоятельным.

Не давайте ребенку одновременно больше двух игрушек. Обилие игрушек рассеивает его внимание. Если ребенок во время игры захотел вас видеть и кричит, не торопитесь на зов. Возможно, ребенок выбросил игрушку из манежика и теперь хочет, чтобы вы вернули игрушку. Зачем же выбрасывал?.. С этого маленького «недоразумения» начинается воспитание чувства ответственности за свои поступки.

В виде игры приучайте ребенка пользоваться ложкой - руки у него уже достаточно ловкие для этого. Также приучайте пользоваться чашкой и подносить ее краешком ко рту. Эти практические навыки скоро освободят вам немало времени.

На десятом месяце можете взвешивать ребенка не чаще чем один раз в две недели. Вы уже привыкли к этой процедуре; более того, начали от нее уставать (помните то время, когда взвешивали малыша по нескольку раз в день?). Продолжайте фиксировать вес в вашей таблице. А когда в очередной раз отправитесь на прием к детскому врачу, прихватите таблицу с собой. Врач с интересом проследит динамику веса вашего ребенка. Данные из этой таблицы красноречиво свидетельствуют о состоянии здоровья малыша во все месяцы жизни.

Вы уже, наверное, заметили, что с течением времени ваш ребенок стал набирать в весе медленнее, и кривая веса приняла более пологий вид. Не волнуйтесь, это нормально.

За две недели ребенок набирает в весе от 140 до 200 граммов.

Как вы уже поняли, зубки у детей появляются не в какой-то совершенно определенный срок. У кого-то чуть раньше, у кого-то несколько позже. На десятом месяце у вашего ребенка может быть четыре, а то и все шесть зубов (два снизу и два или четыре сверху). Если у вашего ребенка еще нет в этом возрасте четырех зубов, подождите недельку-другую - возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Но если они и по истечении этого срока не показались, посоветуйтесь с педиатром: возможно, понадобится консультация стоматолога. А может, в силу каких-то причин вашему ребенку не хватает солей кальция и фосфора, а также витамина D.

Бывает, что родители, обеспокоенные задержкой в прорезывании у ребенка зубов, ежечасно проверяют, не появились ли они - и пальцем ощупывают десны малыша. Не надо этого делать часто. Во-первых, это не совсем приятная процедура; а во-вторых, можете занести ребенку в полость рта инфекцию. Пощупали разок и - достаточно.

Одна из причин позднего прорезывания зубов -заболевание под названием рахит. Вследствие недостатка витамина D в организме кальций и фосфор плохо откладываются в костях; нарушается рост костной ткани. Этот важный витамин образуется в коже человека под действием солнечных лучей. Если вас насторожило, что зубки у ребенка еще не появились в нужном количестве, задумайтесь над тем, достаточно ли солнечных ванн принимает ваш малыш.

Проявления рахита (если не принять неотложных и грамотных мер, не выполнять предписаний врача) могут остаться на всю жизнь. Поэтому знайте, что лучше предупредить рахит - даже в самых незначительных его проявлениях. С первых дней жизни держите на контроле
«общение» вашего ребенка с солнцем, а также позаботьтесь о постоянном поступлении ребенку витамина D с пищей. Помните, что всякую болезнь проще предупредить, нежели потом лечить.

Ваш ребенок уже не только самостоятельно сидит, активно ползает и даже с поддержкой стоит, он уже преодолевает препятствия, делает упорные попытки взобраться на скамеечку, табуретку, стул. И это у него все чаще получается. Такое поведение - возрастная норма. Не следует видеть в этом каприз или проявление упрямства. Наоборот, надо помочь. Следует создать условия для акробатических упражнений ребенка - чтобы было, на что взбираться (на невысокую скамеечку), и чтобы было не больно падать. Ребенку надоедает однообразие, и он стремится покорять свои вершины. Организм ребенка растет в движении.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

превращает лепет в звуковые серенады;
показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
сует пальчики во все дырочки;
умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
может листать толстые страницы картонной книжки;
самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает;
встает без опоры;
ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.

Техника безопасности на девятом месяце жизни ребенка

Еще недавно, кажется, младенцу было достаточно созерцания игрушек, а сейчас он уже действует ими очень энергично - резиновую куклу сжимает, мячик умеет катать, матрешек вкладывает одну в другую. Правда, нередко с усердием пытается затолкать большую в меньшую или стащенную с куклы туфельку натянуть на кубик. Но и это - путь познания!

Малышу теперь уже не хватает расстеленного на полу одеяла - вы и оглянуться не успеете, как он уползет с этой игровой площадки и окажется в дальнем углу комнаты. Значит, пришло время обеспечить безопасность доступного ребенку пространства.

Дети обожают исследовать всякие щели, отверстия, углубления. Вы, может быть, уже заметили, как настойчиво ваш ребенок старается просунуть палец в ухо резиновому зайцу или в петлю своей кофточки. Представьте же себе, каким соблазном окажется для него электрическая розетка! И первое, что вы должны сделать - приобрести предохранители-заглушки. Если на полу лежат провода электрических приборов, скажем, торшера, проверьте их исправность. Заодно посмотрите, не сможет ли ребенок, занявшись торшером, опрокинуть его на себя? Свисающую со стола скатерть ему тоже захочется потянуть. А вдруг на ней стоит чашка с горячим чаем?

Проверки требует и высокий детский стульчик, даже если он новый, а тем более если достался вам, как говорится, по наследству от друзей. Нет ли там каких-то мелких деталей, винтиков, которые уже расшатал прежний владелец? Иначе вашему малышу останется только завершить дело, вытащив их и отправив в рот. Надежно ли устройство, не позволяющее выпасть, потянувшись вперед? Устойчив ли сам стульчик, и не может ли ребенок, резко откинувшись назад, упасть вместе с ним?

Усадив малыша на высокий стул для очередного кормления, не ставьте рядом тарелку с чем-нибудь горячим. Немало младенцев получили ожоги, радостно шлепнув ладонью по горячей манной каше...

Не забывайте просматривать игрушки. Ребенку уже вполне по силам довести погремушку до такого состояния, что из нее вот-вот вывалятся какие-то мелкие части, или добраться до «начинки» мягкого медвежонка. Обычно это кусочки пенопласта, и можете не сомневаться, что они будут опробованы на вкус, а, возможно, проглочены.

Вообще мягкие игрушки уже становятся самыми любимыми, причем привязанность к какому-нибудь облезлому, измусоленному мишке нередко сохраняется до школьных лет. Видимо, такая игрушка не только развлекает, но и как-то успокаивает, согревает, воспринимается почти как живая, дружественная.

Выбирая мягкие игрушки, мех предпочтите синтетический, а не натуральный. Зверюшек из синтетики легче время от времени мыть, они вызывают меньше риска аллергических реакций. Новую игрушку тоже лучше сначала вымыть в теплой воде, потом высушить и расчесать; может быть, она и потеряет чуть-чуть красоты, зато вы будете уверены, что смыли остатки формальдегида, которым обычно обрабатываются такие изделия. И хотя он допускается только в безвредных количествах, пусть лучше его не будет совсем.

Покупая любую игрушку, вы вправе поинтересоваться сертификатом на нее, узнать, безопасны ли для ребенка материалы, из которых она изготовлена, особенно - каковы красители. С отечественными и импортными игрушками, купленными в крупных магазинах, такой риск невелик, так как они должны пройти через проверку. На рынке игрушки для младенца не покупайте совсем!

В поле зрения ребенка должно быть немного игрушек: пять-шесть. В их число допустимо включить и какой-нибудь легкий бидончик с крышкой. Остается загадкой, почему обыкновенной кухонной посудой дети играют охотнее, чем дорогой игрушкой, разработанной и изготовленной специалистами. Впрочем, это не единственная загадка, которую задают малыши...

В этой статье:

Беременность будущей мамы принято делить на три триместра, а первый год жизни ребенка условно разделяют уже на четыре периода, каждый из которых имеет свои особенности развития крохи. Третий период, то есть девятый месяц, о котором пойдет речь, для ребенка является одним из самых важных. В это время малыш готовится сделать первые самостоятельные шаги.

Несколько слов о физическом развитии крохи

Принято считать, что ребенок должен сесть самостоятельно в 6 или, в крайнем случае, в 7 месяцев. На самом деле некоторые малыши не сидят даже на девятом месяце, по крайней мере без опоры. Если все остальные показатели развития ребенка в норме, то отсутствие этого умения можно списать на индивидуальные особенности либо же на недавно перенесенную болезнь, которая замедлила развитие. Но, если в течение 9-го месяца малыш так и не сядет самостоятельно, стоит побеспокоиться и сходить на прием к врачу.

Чаще всего причиной позднего физического развития являются расстройства неврологического характера, возникающие еще во внутриутробном периоде или в процессе родов. Вполне возможно, что они были слабовыраженными, поэтому проявились только на 9-м месяце развития малыша, когда он уже должен освоить ряд навыков.

Общая характеристика крохи в 8 месяцев

Если ребенок не испытывает проблем со здоровьем, то на 9-м месяце он очень подвижен и активен. Малыш ползает по квартире, может кружиться вокруг своей оси, несколько раз за минуту меняет положение, пробует ходить вдоль кроватки или манежа, удерживаясь за опору.

Особенность ребенка на 9-м месяце жизни - активное развитие мелкой моторики рук. Дети в этом возрасте приходят в восторг от новых возможностей. Они без проблем хватают кубик, погремушку, удерживая их всеми пальцами. Постепенно начинают использовать пинцетный захват, когда необходимо поднять или удержать хрупкую
, маленькую вещь.

Что любит делать малыш в этом возрасте? Многие дети с удовольствием снимают с себя головные уборы, наблюдая за реакцией родителей, выбрасывают игрушки из манежа, стучат или об пол или бортик кровати. Все это лишний раз подчеркивает нормальное развитие крохи, поэтому у родителей не должно быть поводов для беспокойства.

На 9-м месяце жизни многие малыши произносят свое первое слово, отличное от «мама» или «баба». Они могут повторить имена домашних животных, младших или старших сестер или братьев, наслаждаясь произведенным эффектом. Оставаясь наедине с собой, дети подолгу лепечут, меняя интонации, громкость, тембр голоса.

Стоит обратить внимание и на прогресс малыша в понимании обращенной к нему речи. Кроха способен выполнять простые инструкции взрослых: указывает на предметы и объекты, о которых они упоминают, ищет спрятанные игрушки. Таким образом малыши постепенно готовятся к диалогу.

Особенности питания ребенка

Питание крохи на 9-м месяце жизни усложняется введением новых продуктов. Грудное молоко по-прежнему может и должно входить в рацион, но одним им уже не ограничиться. Пища должна быть разнообразной, сбалансированной, полезной, а также привлекательной на вид, чтобы вызывать у малыша аппетит.

Будет здорово, если у крохи уже в этом возрасте появится собственная посуда, из которой будет есть только он. Не будет лишним приучать малыша и к манерам поведения за столом, удивляя сервировкой, предлагая пользоваться салфеткой.

Перед тем как приступить к еде, малыш обязательно должен вымыть руки. Делать это нужно не только из соображений гигиены, но и для того, чтобы возбудить нервные окончания на кончиках пальцев, стимулируя таким образом выделение пищеварительных соков и пробуждая у малыша аппетит.

Вместе с мелкой моторикой пальцев у малышей в этом возрасте развиваются кисти, поэтому можно уже позволять ребенку пользоваться ложкой самостоятельно. Естественно, что правильнее и комфортнее для малыша будет кушать за собственным детским столом или на детском стульчике, а не на коленях у взрослых.

Позволяя малышу есть самостоятельно, необходимо набраться терпения и постараться избежать раздражения.
В первые дни кроха будет стучать ложкой по столу, по тарелке, размазывать ее содержимое по столу. Со временем он научится есть правильно, если взрослые проявят понимание и покажут, как это делать, в том числе и на личном примере.

Приучая кроху с такого раннего возраста к приему пищи, родители смогут привить ему навыки самостоятельности, кроме того, дети на 9 месяце жизни, которым позволяют есть самим, имеют отличный аппетит.

Какие продукты включить в рацион?

В рацион ребенка на 9-м месяце жизни должны входить продукты, обеспечивающие его гармоничный рост и развитие. Это:

  • мясо;
  • рыба;
  • каши;
  • злаковые;
  • кисломолочные;
  • овощи и фрукты.

Мясо и рыба должны быть нежирными, последняя - отделенной от костей. Готовить блюда лучше на пару, в духовке, избегая жарки, во время которой продукты теряют питательные вещества. Следите за тем, как реагирует малыш на новые продукты, не появляется ли у него аллергии на такие аллергены, как мед, яичный желток, некоторые виды овощей и фруктов.

Что категорически нельзя давать девятимесячному ребенку, так это бульон. Неважно, на птице, рыбе или мясе. Дело в том, что это на первый взгляд полезное и диетическое блюдо вообще не должно входить в рацион питания малыша. Супы на мясе детям лучше давать не чаще двух раз в неделю. Основная причина исключения бульонов - входящие в них экстрактивные вещества, вызывающие у детей аллергию.

Естественно, что вареные мясо, птицу и рыбу нежирных сортов давать можно, причем куриное мясо предпочтительнее из-за его легкой по сравнению с говядиной усвояемости и отсутствия костей. Дети с удовольствием едят курочку, с которой предварительно нужно будет удалить кожу.

Девятый месяц жизни малыша подразумевает, что в ежедневный рацион будет входить количество пищи, составляющее 1/8 от массы его тела.

Важный момент. Обратите внимание на то, что на 9-м месяце жизни у детей уже формируются личные предпочтения, поэтому не стоит их заставлять есть те продукты, которые им не по душе. Лучше попробовать ввести их в рацион позже либо замаскировать в блюде с помощью любимых крохой ингредиентов.

Что нужно знать о прогулках?

Чтобы развитие ребенка на девятом месяце жизни протекало гармонично, он должен бывать на свежем воздухе каждый день. Неважно, какая на улице погода или время года. В зависимости от этого можно
варьировать продолжительность прогулки, но ни в коем случае нельзя отказываться от нее совсем.

У детей, которых слишком оберегают, не выпуская на улицу, чаще, чем у «уличных» детей, возникают проблемы с аппетитом, со сном, физическим развитием. Такие малыши могут страдать анемией, чаще всего они бледные, без блеска в глазах.

Гулять с малышом лучше в немноголюдных местах, где много деревьев, приятные пейзажи и отсутствует транспортное движение. Кроха на прогулке должен дышать свежим воздухом, а не выхлопными газами.

Чему научился малыш?

На 9-м месяце жизни коллекция навыков малыша довольно обширна. Он многое умеет, со многим справляется, чаще всего пребывает в отличном настроении, много двигается, пробует идти на контакт с помощью речи. Малыш самостоятельно передвигается по квартире доступным ему способом, открывает шкафы и дверцы, играет с игрушками, проявляет интерес к предметам обихода.

На 9-м месяце жизни большинство малышей уверенно сидят, причем многие из них не могут самостоятельно сесть из положения стоя, что вызывает у них приступ раздраженного крика.

Если кроху приучают к горшку, то очень важно ограничивать время его использования до 8 минут. Больше - вредно, поэтому стоит отвлечь кроху от игрушек и сосредоточить его внимание на деле, ради которого он сидит на горшке.

Игровая деятельность - что нового?

Оптимальный жизненный опыт кроха получит, наблюдая за взрослыми и играя с ними в совместные игры. Поэтому так важно находить время для того, чтобы занять малыша играми. Наиболее удобное время для них - перед вечерней ванной. Не стоит пытаться увлечь кроху игрой, особенно подвижной, сразу после еды. Это негативным образом скажется на его пищеварении и последующем сне.

Начиная с 9 месяцев можно приучать кроху к
самостоятельным играм, предлагая ему задействовать фантазию. Пока малыш не способен сам придумать, во что и как играть. Но он уже может наблюдать и запоминать действия взрослых, которые попробует повторить.

Во время игр с ребенком нужно постараться исключить отвлекающие его внимание источники звука или движения. Играть лучше в тихой комнате с выключенным телевизором, где ничто не будет отвлекать кроху от процесса.

Чтобы интерес ребенка не иссякал, не стоит позволять ему играть более чем двумя игрушками одновременно. Излишек игрушек приведет к рассеиванию внимания малыша, его перевозбуждению и потере концентрации, которая в этом возрасте и так минимальна.

Режим дня: что нужно знать?

Нормальный рост и развитие ребенка на девятом месяце жизни обеспечит полноценное питание и соблюдение режима дня. В этом возрасте малышу все еще нужно будет спать днем, причем не менее двух раз. Важно учитывать, что каждый малыш индивидуален, поэтому график
необходимо корректировать с учетом его потребностей. Если кроха спокоен и уравновешен, мало устает и вынослив, ему может хватить и одного дневного сна, а легковозбудимым и подвижным малышам для восстановления сил может потребоваться даже трехразовый сон.

Питание, сон, купание - на 9-м месяце жизни ребенка все это должно происходить каждый день в одно и то же время. Соблюдая режим дня, родителям будет проще планировать собственный график, а ребенок будет чувствовать себя бодрым и отдохнувшим, полным сил для знакомства с окружающим миром.

Эмоциональное развитие малыша

Эмоциональный мир крохи на 9-м месяце пока достаточно скромный. Родителям могут его обогатить, если будут постоянно вместе с малышом. Ребенку действительно важно чувствовать, что мама и папа его не бросили, готовы с ним общаться, играть или просто находиться рядом.

Дети в этом возрасте уже четко понимают, с каким
настроением к ним обращаются взрослые. Они негативно реагируют на порицание, счастливо улыбаются, когда их хвалят. Очень важно, чтобы родители постарались избегать в общении критики в адрес малыша, не пытались ему запрещать познавать мир. Интонации, с которыми взрослые обращаются к детям, должны быть добрыми, нежными, ласковыми.

Помните о том, что нормальное развитие малыша на 9-м месяце жизни возможно только в условиях комфортной для него среды, в которой люди будут выражать преимущественно позитивные эмоции.

Физическая культура и гимнастика

В заключение несколько слов о прививании малышу привычки вести здоровый образ жизни. С раннего возраста с малышом можно выполнять физические упражнения, массажи, гимнастику – как общую, так и пальчиковую. Зарядка по утрам и расслабляющий массаж перед купанием должны стать традицией в каждой семье, где есть дети.

Дополнительным бонусом может стать процедура закаливания, во время которой малыша будут купать в воде, постепенно, раз за разом понижая температуру. Как только кроха научится ходить, можно позволить ему бегать босиком, время от времени устраивать для него воздушные ванны.

Ребёнок в 9 месяцев – это уже не беспомощный младенец, а достаточно адекватный человек. Грудничок не только вырос физически, он умеет ярко и к месту выражать свои эмоции. Может заразительно смеяться, когда папа или мама подбрасывают его вверх, и горько плакать, если не дают то, что хочется.

Дети в 9 месяцев имеют свою точку зрения. Снимают мешающую шапку, выбирают дорогу для прогулки, стремятся заполучить понравившийся предмет. Дети по природе эгоисты. На 9 месяце жизни они уже могут осознать, чего хотят, но не понимают, почему этого «нельзя», что их желания часто противоречат интересам других людей.

Ребёнок ещё не готов к запретам, поэтому нужно постараться и убрать из поля его зрения все предметы, которые опасны для него или по каким-то другим соображениям не должны оказаться у малыша в руках.

Если карапуз всё-таки заполучил что-то запретное, нужно отвлечь его. В этом возрасте это ещё достаточно просто сделать. Можно показать игрушку, заинтересовать видом из окна.

Ребёнок много времени проводит на полу, ползая, шагая вдоль мебели, изучая окружающие предметы. Мамины руки теперь свободнее, но в целях безопасности оставлять одного малыша нельзя.

Особенности

Главное новшество 9 месяцев – подготовка к хождению. Ребёнок уже умеет хорошо сидеть, самостоятельно стоять недолгое время, это совершенно новое ощущение, к которому необходимо привыкнуть и психологически, и физически. В 9 месяцев малыш умеет шагать, держась за диван или другую опору, приседать, ползать.

Сидя ребёнок достаёт, берёт руками игрушки, изучает их. Из-за роста физической активности замедляются темпы набора веса. За девятый месяц ребёнок прибавляет 0,3-0,5 кг. Вес составляет около 9 кг, рост примерно 70.

Навыки

Что умеет ребёнок в этом возрасте:

  • Показывает части лица, тела. Если малыш ещё этого делать не умеет, это не значит, что он недостаточно развит. Просто ему ещё никто не показал.
  • Суёт свои пальчики в любые дырочки, тянет в рот изучаемые предметы.
  • Листает книги.
  • Рвёт бумагу, мнёт пальчиками тесто, пластилин.
  • Крепко держит в руках чашку, еду. Он хорошо берёт пальчиками предметы. А разжать их ещё не может. Поэтому если малыш схватил что-то, отобрать у него предмет очень трудно.
  • Лепечет, поёт, произносит отдельные слоги или простые слова. Некоторые хорошо повторяют за взрослыми. Произносят звуки и обозначают ими определённые предметы или людей. В разговоре появляются интонации, скопированные из речи взрослых.
  • Отвечает простыми жестами: кивок или покачивание головой, означающие согласие или отрицание.
  • Зная своё имя, отзывается на него, улыбается при этом.
  • Понимает несложные просьбы, например, «иди сюда», «возьми мяч».
  • Начинает проявлять интерес к одеванию, помогает, просовывая в рукава руки, в ботинки ноги. Самостоятельно снимает шапку или носок.
  • Обращение с игрушками сводится к изучению из свойств. Ребёнок в 9 месяцев любит разбирать их по частям, вкладывать одну в другую, бросать и наблюдать за полётом. Это не вредность – так малыш познаёт мир.
  • Малышу нравится игра в «ку-ку», прятки. Он просит повторить много раз. Слово «ку-ку» вызывает у него бурю эмоций. Это можно использовать, когда малыш злится или расстроен. Напомнить ему слово, и на лице обязательно появится улыбка.
  • К тому времени, когда 9 месяцев ребенку уже исполнилось, он научился различать близких людей и чужих. Карапуз боится или сторонится незнакомых.

Режим дня, питание

Чтобы малыш мог нормально развиваться, он должен полноценно питаться, гулять на воздухе, хорошо высыпаться. Если в жизни ребёнка есть режим, он привыкает к определённой последовательности действий каждый день, не сопротивляется им.

У ребенка в 9 месяцев развитие и питание тесно связаны между собой. В этом возрасте малыш уже ест многое из «взрослой» пищи. Главное условие: питание должно быть разнообразным, максимально полезным, включать достаточно клетчатки, витаминов. У ребёнка уже достаточно зубов, чтобы учиться жевать. Необходимо постепенно переходить с пюре на более твёрдую пищу.

К 9 месяцам дети спят ночью около 10 часов, а днём два раза по 2. Каждый малыш индивидуален, эти цифры могут отличаться. Главное, чтобы ребёнок был в хорошем настроении, развит физически и психически.

Груднички ночью просыпаются поесть. Причина – не голод, а психологическая зависимость от матери. Это нормально и пройдёт вместе с отлучением от груди. Женщине обычно такое ночное кормление особого дискомфорта не доставляет. Малыш сосёт грудь во сне и спокойно спит дальше.

Занятия и игры

Малыш уже способен некоторое время сосредоточенно и увлечённо что-то делать. Чтобы помочь в развитии 9-месячному ребенку, нужно направить его активность в правильную сторону:

  • Учить необходимым в будущем действиям. Например, снимать, одевать одежду, есть ложкой. Вероятно, ребёнок заинтересуется и захочет примерить все свои вещи или что-то из маминого гардероба. Не нужно этому сопротивляться. Чем больше он будет тренироваться, тем быстрее научится.
  • Развивать моторику рук. Это важное условие не только для будущего умения красиво писать, но и для формирования правильной речи, выполнения бытовых действий.

Детям очень нравится рвать бумагу. Это хороший развивающий метод. Дайте малышу рулон туалетной бумаги. Это надолго его увлечёт. Здесь важно показать ребёнку с самого начала, что нельзя рвать книги. К ним необходимо формировать особое отношение, беречь. Лучше, если некоторое время доступными будут только картонные книги, пока малыш окончательно не поймёт, что их рвать нельзя.

Интересная и полезная игра – перебирание мелких предметов. Подойдут пуговицы, бусинки разных цветов, макаронины необычных форм, камешки, зубочистки. Малышам нравится рассматривать и перекладывать мелкие предметы.

Но родители должны быть очень внимательными, ребёнок способен потянуть любой предмет в рот, попытаться засунуть в нос или ухо.

Игре следует быть совместной, контролируемой. Если малыш устал, необходимо всё сложить и убрать подальше, чтобы он не смог достать.

Ускорить развитие ребёнка в 9 месяцев, развитие его моторики помогают занятия лепкой, рисование. Маме нужно творить вместе с ребёнком. Ему понравятся получившиеся фигурки, он будет стремиться сделать так же. Если в тесто вжать бусинки или макаронины, ребёнок будет их выковыривать. Он должен мочь это сделать.

Игры в ванной

Купание превращается в 9 месяцев в занимательную игру. Резиновые звери, формочки, стаканчики – всё интересует ребёнка. Переливание из ёмкостей, мытьё игрушек увлекает малыша. Он может долго не соглашаться заканчивать купание. Чтобы без слёз решить этот вопрос, можно предложить ему попрощаться с игрушками. Сказать, что малыш обязательно скоро с ними снова встретится, помахать ручкой и спокойно вынуть его из воды. Или незаметно слить воду и сказать, что она уже убежала.

Утром нужно учить ребёнка умываться. Показать, как это делать, на себе. А затем помочь ему повторить. Нужно рассказывать малышу, как важно быть чистым. Хвалить его за вымытые ручки и личико. Говорить, какой он стал красивый.

Игрушки

Главное правило выбора – безопасность. Игрушки не должны содержать острых углов и деталей. Ребёнка 9 месяцев интересует всё: заводные, говорящие, мягкие зверушки, куклы, машинки, кубики и пирамидки, конструкторы. Нужно учить маленького человека играть с ними. Можно показывать, как ездит машинка или паровозик, как собирать пирамидку, как строить, как «ходят» кукла или мишка, покормить их «понарошку», умыть, пожалеть.

Дети быстро запоминают и копируют действия взрослых. Вскоре малыш сам будет играть и придумывать что-то новое. И у мальчиков, и у девочек должна быть хотя бы одна кукла. На ней нужно учиться показывать глазки, носик, ротик, ручки, ножки, животик, спинку. А потом то же найти у самого ребёнка, у мамы и папы.

По мере роста к этому списку можно добавлять более мелкие детали, например, пальчики, колени, ресницы. Кукла – это наглядное пособие для изучения человеческого организма. Кроме того, она станет хорошим другом малыша, с ней можно всё делать вместе, на игрушке нужно показывать то, что сам ребёнок ещё делать не умеет или боится.

Физическое развитие

Чтобы развивались мышцы и ловкость, нужно помнить про подвижные игры. Нравятся малышам разных размеров, цветов мячи.

Нужно учить ребёнка ловить и бросать мяч, приносить и подавать, перекатывать по полу, чтобы он понимал разницу в этих действиях. Это отлично развивает ловкость, координацию и приносит всем много радости.

Можно сделать свою собственную «дорожку здоровья». На кусок ткани наклеить или пришить пуговицы, камешки, лоскутки разных на ощупь тканей. И давать малышу ходить по нему босыми ножками. Пока кроха не умеет сам передвигаться вертикально, нужно его поддерживать. А через пару месяцев он сам с большим удовольствием будет ходить по дорожке.

Это способствует закаливанию, является массажем стоп, улучшает координацию и ориентацию. Сначала нужно дать малышу изучить всё руками, потрогать, оценить. А потом можно давать команды, на что наступить, добавив разнообразие в игру.

Детей привлекает зеркало. С ним тоже можно играть:

  • рассматривать отражение разных предметов, людей;
  • сравнивать увиденное с оригиналом;
  • строить гримасы;
  • показывать радость, гнев, удивление, страх.

Это очень хорошо для развития эмоций. Упражнения для лица стимулируют хорошую речь.

Ребёнок 9 месяцев требует много внимания. Часто мамы жалуются, что им не хватает времени на все дела и игры. Но не обязательно отрываться от домашней работы, можно совмещать её и общение с малышом. Время, уделённое ребёнку, обязательно положительно повлияет на его развитие.

Сказочным преображением можно назвать фантастические метаморфозы в развитии ребенка. Произошел гигантский «скачок» от существа крайне беспомощного, не умеющего удерживать головку, к человеку, способному самостоятельно действовать и выражать свое отношение к тому или иному факту окружающей жизни. И в этом смысле 9-й месяц жизни малыша открывает новую страницу. Из всех ведущих линий развития на первое место выдвигается социальная линия, но уже на новом, более высоком уровне.

Мы уже знаем, что к восьми месяцам у ребенка сформировалась привязанность к близкому взрослому. Малыш уже готов проводить с ним каждую секунду своей жизни. Теперь между ними возникло «деловое сотрудничество», деловое общение и даже «диалог» на фоне речевой «переклички» (по подражанию). А предметная игра стала прекрасным поводом для этого взаимодействия.

Интерес к взрослому усиливается. Любопытство к окружающему миру подогревает его. Ребенок готов общаться, наблюдать за взрослым, быть вместе с ним день и ночь, а главное, повторять его действия. Формируется подражательное поведение. Малышу важно не только «обследовать» игрушку но и понять, ЧТО это за предмет. Кроме того, теперь он желает знать, что с этим предметом можно делать. Иными словами, ребенку необходимо видеть, как окружающие предметы используют взрослые и какие при этом они испытывают чувства.

Малыш начинает почти «зеркально» отражать бытовые ситуации и поступки взрослых. У него формируется ситуативное поведение. Это важно, так как развивающаяся отражательная способность мозга малютки является основой его психофизического развития. И в этом смысле социальная среда и общение со взрослым представляют единственный и неповторимый путь его ранней социализации, то есть вхождения в мир людей. Не случайно физиологи отмечают, что к семи-девяти месяцам масса (вес) мозга ребенка удваивается. Это значит, что каждый день для крохи значим. Формируются и развиваются зоны коры головного мозга: речевая, двигательная; общая моторика и моторика пальцев, и т.д.

Подражательная способность ребенка выводит его к овладению пока что элементарной, но чисто человеческой формой социальной жизни. Например, малыш принимает пищу с помощью ложки, пьет из чашки, придерживая ее руками, кладет головку на подушку и т.д. Совершается великое таинство приобщения ребенка к социальной культуре.

Девятый месяц жизни можно считать высокой нотой в «дуете» взрослого с ребенком. «Партия детства» звучит в нем не только весьма оригинально, но исключительно выразительно, обнаруживая свои неповторимые нюансы. Что же это за нюансы? Поясним их еще раз.

  • Любовь ко ВЗРОСЛОМУ становится основой всего прогрессивного в развитии малютки.
  • Привязанность ко взрослому возрастает и базируется на «деловом» общении.
  • Взрослый обогащает чувства ребенка своим присутствием и участием в его жизни.
  • Ребенок чувствителен в том, что касается отношения к нему. Начинает эмоционально реагировать на порицание в свой адрес, выражая при этом отрицательные эмоции.
  • Малыш очень чувствителен к похвале взрослого.
  • В процессе общения взрослого с ребенком дитя способно выразить всю палитру чувств.

О чем это говорит? Ребенок еще не отделяет себя от взрослого, испытывая в нем потребность днем и ночью, но он уже чувствует свое место в семейном единстве. При этом малыш должен ощущать всю свою ценность для взрослого. Иными словами, малыш учится от взрослого любви к ближним, к миру, ко всему живому, к себе.

Вот, почему на девятом месяце жизни малыш обнаруживает желание «вглядываться» в мир, наблюдать не только за взрослыми, но и за другими детьми, и даже подражать некоторым их действиям. Если у ребенка есть старшие братья или сестры, он тянется к ним, демонстрируя свою любовь и желание общаться.

Итак, на девятом месяце жизни малыш впервые начинает со всей полнотой нуждаться в семье, реагировать на социальные оценки ближних. А взрослые со всей полнотой должны осознать, что на 9-ом месяце жизни им следует проявить яркое, выразительное, доброжелательное отношение к малютке. Конечно, такое отношение ребенку необходимо всегда. Именно родные должны наполнить эмоциональную жизнь малыша светом и радостью. Вот почему, как отмечают детские психологи, не следует уже в этом нежном возрасте говорить малышу: «Ты плохой», если он что-либо делает не так, потому что вы даете оценку его личности. Лучше сказать: «Ты плохо сделал. Так нельзя. Я не разрешаю». В этом варианте вы оцениваете только его поступок. Затем необходимо показать малышу, как именно надо сделать.

Также важно и то, каким тоном вы это скажете. «Неужели маленький ребенок так чувствителен?» - спросят нас озадаченные родители. Да, это так. Всегда следует помнить, что перед вами человек, и даже больше - развивающаяся человеческая личность. И 9-й месяц жизни дает повод, чтобы над этим задуматься мамам и папам, так как малыш взрослеет на глазах, меняется не только физически, но и духовно.

Изменяется, усложняется социальный статус ребенка: социальное развитие начинает вести за собой общее развитие. Это значит, что для психофизического комфорта малыша чрезвычайно значима та среда, в которой он растет, - то, как люди общаются друг с другом, как выражают свои эмоции, как воспринимают его в семье и какова общая культура быта. Не случайно ученые отмечают, что к концу первого года жизни и в начале второго социальные факторы развития выходят на первое место и ведут за собой все другие линии: речь, действия с предметами, овладение первыми навыками.

К концу девятого месяца необходимо провести тщательную диагностику по показателям развития малыша. Девятый месяц считается одним из рубежных (как третий, шестой, двенадцатый), этапных периодов младенчества. Здесь многое закладывается на будущее.

Развитие и воспитание ребенка. 9-й месяц жизни

Ведущие линии развития

Познавательное развитие

Социальное развитие

Речевое развитие

Моторное развитие

Педагогическая направленность

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым

Ознакомление с окружающим миром. Развитие подготовительных этапов речи

Развитие общих движений и действий руки

Мини-программа 9-го месяца жизни

1. Продолжать познавательное развитие на эмоционально-чувственной ориентировочной основе.

2. Обогащать содержательную сторону «делового» общения, используя режимные моменты и ознакомительную игру с предметами и игрушками. Предметная деятельность - ведущая.

В процессе двустороннего контакта взрослого с ребенком формировать совместные действия, побуждающие ребенка к подражанию (имитации ).

На основе усилившейся линии социального развития формировать речевое общение как ведущую форму коммуникативного взаимодействия (наряду с вокализациями, жестами и мимикой).

1. Продолжать развивать общую двигательную активность, акцентируясь на подготовительных этапах овладения навыком ходьбы .

2. Развивать действия руки на основе предметной деятельности ребенка с дидактическими и сюжетными игрушками.

Задачи

1.Совершенствовать ориентировочно-исследовательское поведени е ребенка при ознакомлении с новыми игрушками и предметами.

2. Выполнять более точные движения с хорошо знакомыми игрушками.

3. Развивать умение соотносить предметы с определенным местом в пространстве, а также сопоставлять часть с целым предметом.

Учить выполнению таких действий как разъединение и соединение , выкладывание и вкладывание и т.д.

4.На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе практически знакомить со свойствами полого и заполненного пространства (в пустое ведро, например, вложить шарики, заполнив его доверху). Развивать осязание .

5. Продолжать формирование мелкой моторики пальцев , подбирая игрушки, позволяющие тренировать позиции большого пальца (кулачок разжат, большой палец несколько отставлен в сторону (приблизительно на 30 градусов), наблюдается его активность при хватании).

1. Побуждать ребенка вступать в контакт со взрослым при совместных действиях (играх) с предметами и игрушками.

2. Воспитывать адекватное отношение к действиям с предметами и игрушками в зависимости от результата: удовлетворение - от выполнения поставленной практической задачи (например, снять колечки, выложить кубики и т.д.).

3. Обогащать эмоциональный мир ребенка в процессе показа образных игрушек, демонстрируя небольшие сценки (куколка радуется, смеется, прячется и т.д.).

1.Продолжать развивать лепет, побуждая к подражанию на основе уже имеющихся в лепете фонем родного языка - звуков и слогов .

2. Учить ребенка понимать обращение к нему по имени .

3. Развивать понимание обращенной к ребенку речи:

1) находить названный знакомый предмет вне зависимости от его постоянного места;

2) находить названный предмет, «отвечая» на вопрос «где?», выбирая из 2-3 рядом стоящих предметов;

3) адекватно реагировать на речь взрослого в процессе бытовых ситуаций (умывания, приема пищи, подготовка ко сну и т.п.)

4) способствовать формированию лепета а процессе радостного общения и игры со взрослым.

1. Побуждать к сохранению вертикального положения - стояния в течение нескольких минут у опоры.

2. Побуждать малыша к переступанию (приставным шагом) вдоль опоры от одного предмета к другому, придерживаясь руками за выступы и поручни мебели.

3. Побуждать к повторению движений за взрослым: подъем и опускание ручек, похлопывание в ладошки и т.д.

4. Пополнять «разученные» игровые действия, используя малые фольклорные жанры (пестушки, потешки, песенки, небылички и т.д.).

Реализация мини-программы и задач воспитания

Взрослый организует с ребенком совместные игры с предметами и игрушками, показывая способы действия, побуждая малыша к повторениям, подражанию, умению использовать разученные действия в новой ситуации.

Примерные игры-занятия

Занятие 1

Цель. Учить выполнять цепь последовательных действий, например, вкладывание, а затем выкладывание предметов.

Материал. Можно использовать любую коробку, желательно, в форме куба (40 куб. см), в ней сделать прорези размером примерно 15 х 15 см, за исключением той стороны, которая служит опорой. Игрушки небольшого размера (3-7 см), привязанные к ленте например, шарики, колокольчики, рыбки, уточки и т.п. Ленту с игрушками пропускают через верхнее и боковое отверстие и связывают концами. Вся гирлянда опускается в коробку.

Ход занятия Взрослый привлекает внимание ребенка к коробке. Он тянет за ленточку и достает одну игрушку за другой. Отдает малышу игрушку, называет ее. Затем подтягивает вновь за ленточку, извлекает из коробки вторую игрушку, третью и т.д. Каждую игрушку взрослый называет, дает рассмотреть, поиграть.

Во второй части занятия мама учит ребенка последовательно брать игрушки одну за другой, подтягивая за ленту. Если у ребенка что-то не получается, взрослый помогает.

В третьей части занятия взрослый развязывает ленту, на которой укреплены игрушки. Помещает ее в коробку, оставляя один конец ленты. Повторяется вторая часть занятия.

Постепенно ребенок вытягивает всю ленту. Мама побуждает малыша рассмотреть предметы в гирлянде. Когда все игрушки будут выбраны из коробки, взрослый говорит: «Все, нет больше игрушек в коробке. Нет». Дает ребенку заглянуть в пустую коробку.

Варианты

На других занятиях с малышом может быть осуществлен специальный подбор предметов различных по своим свойствам, например, одноцветные шарики из различных материалов, разноцветные колокольчики и т.д. Можно использовать также игрушки-самоделки, которые ранее применялись как вкладыши и подвески. Можно использовать все игрушки, которые присутствуют в игрушечном хозяйстве малыша.

Занятие 2

Цель. Развивать моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действии с предметами разной формы, простейшие виды соотнесений, например, части предмета с целым (матрешка, пирамидка и т.п.) Материал. Кольца одного размера и цвета (4-5 шт.), заполняющие до конца вертикальный стержень (можно использовать обыкновенную пирамидку).

Ход занятия. Взрослый держит в руках стержень и наклоняет его к ребенку, сидящему за столиком или на ковре, просит снять второе, третье колечко, придвигая кольца к краю стержня. «Колечко!» - говорит, побуждая малыша снять кольца.

Когда ребенок снимает все, взрослый эмоционально комментирует его действия: «Нет колечек! Коля (называет ребенка по имени) снял все колечки!». Ребенок снимает только кольца. Стержень от пирамидки находится в течение всего занятия в руках взрослого и ребенку для самостоятельного пользования не дается.

Во второй части занятия взрослый заполняет весь стержень кольцами, давая возможность ребенку наблюдать его действия.

Третья часть занятия повторяет первую.

Занятие 3

Цель. Совершенствовать мелкую моторику, фиксировать особое положение большого пальца по отношению к четырем другим при захватывании плоских предметов. Расширять опыт действий: раскладывать и складывать предметы, сформировать представление о целом и его частях в процессе практического действия с предметами.

Материал. Тарелочки (мисочки) из дерева или пластика (5-6 шт).

Ход занятия. Мама привлекает внимание ребенка к разноцветным тарелочкам, которые сложены стопкой. Берет одну тарелочку за край, протягивает ребенку, говорит: «Возьми тарелочку!».

Если малыш выполняет действие неправильно, взрослый поворачивает его руку тыльной стороной вниз, кладет на ладонь тарелочку и прижимает к ней сверху его большой палец. Затем ребенок действует с предметом самостоятельно. Взрослый передает ему по одной все тарелочки.

Во второй части занятия взрослый собирает тарелочки стопкой. Первая часть занятия повторяется.

1. Зная, что малыш эмоционально отзывчив на настроение взрослого, мама старается в течение дня общаться с малышом очень приветливо и доброжелательно.

С момента пробуждения следует задать тон всему дню, помня, что улыбка мамы - эмоционально «заряжает» малыша.

Прежде чем поднять малютку из кроватки, пообщайтесь с ним издалека - улыбнитесь ему, наклонившись над кроваткой.

Подарите улыбку и дождитесь, чтобы ребенок улыбнулся вам.

Если малыш тянет к вам ручки, погладьте, поцелуйте пальчики.

Прикоснитесь ласково к головке, погладьте по волосикам.

Обратитесь к ребенку ласково, назвав по имени. Это можно сделать несколько раз, затем назвать его ласковыми именами: например, «зайчик мой», «кисонька», «солнышко» и т.д.

Возьмите малыша на руки, потанцуйте с ним, напевая веселый мотив.

Подойдите, держа малыша на руках, к окну. Скажите: «Доброе утро, солнышко!»

Сделайте приветственное движение своей рукой, а затем ручкой ребенка.

Поздоровайтесь с заранее расставленными игрушками: «Здравствуй, Мишка!», «Здравствуй, Зайка!», «Здравствуй, Матрешка!», «Всем, всем добрый день!» И ваш день будет по-настоящему добрым.

2. Взрослый включается во все игры с ребенком. Создает ситуацию, позволяющую малышу действовать самостоятельно. Взрослый не опережает инициативу малыша.

Если у ребенка что-то не получается, мама помогает в том случае, если видит, что малыш не может обойтись без нее, переживает свои неудачи. Важно чтобы малыш в совместных со взрослым играх получал от взрослого опыт совместных сопереживаний, эмоций, заканчивающихся положительным результатом .

Взрослый проводит специальные речевые занятия с целью развития понимания речи взрослого и формирования активной речи ребенка.

Примерное занятие:

В начале занятия мама обращается к ребенку по имени, старается сосредоточить его внимание. Она несколько раз называет малыша по имени, меняя интонацию: «Где же Алешенька?» «Кто у нас Алешенька?» Может разыгрывать ситуацию поиска ребенка. «А, вот наш Алеша, а я и не вижу». (Радостная интонация, побуждающая ребенка к игровому взаимодействию со взрослым. Мама может взять малыша на руки и поднести к зеркалу: «Где мама? Где Алеша?»

Мама фиксирует прикосновением руки «ответ» на вопрос: «Вот мама! Вот Алеша!» Ребенок видит в зеркале себя и взрослого в ситуации игры. При этом речь взрослого должна быть лаконична .

Вторая часть занятия направлена на развитие понимания речи

Взрослый спрашивает: «Где уточка?», «Где гага?».

Малыш находит знакомый предмет, не зависимо от места его расположения, и даже в сочетании со вторым предметом, например, машинкой: «Где биби?».

Третья часть занятия - показ новой игрушки. Например, матрешки: «Матрешка», «Баба», «Вот матрешка». Взрослый ставит ее на отдельное место. В течение нескольких дней взрослый «разучивает» с ребенком название новой игрушки. Взрослый включает лепетные слова: гага-уточка, матрешка-баба, машина-биби и т.п. с целью активизации речи ребенка.

Взрослый, общаясь, широко пользуется речью, включая в лексикон слова, обозначающие не только предметы, но и действия «Возьми», «Дай шарик», «Собери колечки», «Покажи, где колечки» и т.д.

Таким образом, речевые навыки отрабатываются на занятиях. Важно чтобы ребенок слышал лепетную и общеупотребительную речь взрослого и мог ему подражать.

Развитие общих движений

Взрослый продолжает создавать ситуации, побуждающие малыша к двигательной активности .

Занятие 1

Цель: создать игровую ситуацию, побуждающую самостоятельно вставать, стоять и садится (показ игрушки)

Выполнение. Ребенок, цепляясь руками за перекладину, встает на колено и одну ногу, затем на обе ноги и выпрямляется.

Держась, стоит, примерно, 1 минуту на прямых расставленных ногах.

Взрослый приближает к малышу игрушку, передвигая к нему по барьеру.

Малыш садится, придерживаясь за опору. Взрослый передает ему игрушку.

Взрослый включается в игру с ребенком.

Занятие 2

Цель: Взрослый продолжает тренировать ребенка в переступании боком, держась за барьер.

Выполнение

Взрослый побуждает ребенка, переступать приставным шагом. Мама хвалит малыша, если у него это движение получается. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему, придерживая своими руками его ручки на барьере и переступая в сторону приставным шагом, как бы выполняя это действие за него или вместе с ним.

Если указанные выше упражнения у ребенка появились и выполняются относительно свободно, можно перейти к развитию более сложных двигательных умений .

Занятие 3

Цель: Учить переходить от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Выполнение.

Ребенка, стоящего у опоры, привлекают к другой опоре, показывая игрушку на расстоянии 50-70 см.

Взрослый страхует ребенка, находясь рядом.

Если упражнение вызывает затруднение, мама не форсирует его выполнение, а повторяет предыдущие, более легкие. Развитие действий руки

Взрослый продолжает создавать игровые ситуации, побуждающие малыша к различным способам действий по подражанию.

Показатели развития ребенка к 9-ти месяцам

Выполняет самостоятельно, после показа взрослого, по подражанию следующие действия с игрушками:

1. проталкивает предметы (шарики, кубики) в дидактическую коробку;

2. снимает предметы с опоры: кольца - со стержня в горизонтальной плоскости; втулки - со шнура, шары - с лент в горизонтальной плоскости;

3. разъединяет два предмета или один предмет, состоящий из двух взаимосвязанных частей: вытаскивает грибки из панели; выхватывает втулки из столика (верстачка) и т.д.;

4. снимает крышки с различных по форме коробок и т.д.

Может действовать одновременно двумя игрушками; держит по игрушке в каждой руке.

С предметами действует по-разному, в зависимости от их физических свойств (круглые - прокатывает; вынимает все мелкие предметы из емкости, заглядывает в дырочку - например, в кольцо, - и т.д.)

Чувствителен к эмоциональным проявлениям взрослого:

2. обижается, если взрослый допускает резкий тон;

3. скучает по любимому взрослому, если последний не уделяет малышу достаточно внимания;

4. «добивается» внимания взрослого к себе различными способами: хнычет, выбрасывает игрушки, демонстрирует свои умения;

При неумении выполнить действие переживает, может даже заплакать.

В зависимости от результата действия проявляет радость, интерес, обиду, удовольствие и т.д. Мимические реакции лица отражают эмоциональные состояния ребенка.

Знает свое имя, оборачивается на обращение по имени, улыбается.

Понимание речи:

1. На вопрос: «Где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, вне зависимости от их постоянного местоположения.

2. Понимает слова, обозначающие действия, например: «Дай!», «Вставай!», «Ложись!» и т.д.

3. Знает назначение отдельных предметов, например, ложки, чашки, тарелки и т.д.

4. Знает названия некоторых пищевых продуктов: хлеб, печенье и т.д. Активная речь

5. Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже наличествуют в его лепете;

6. Громко лепечет в моменты большой заинтересованности.

Развитие общих движений

1. Встает на колени, на ноги, держась за опору.

2. Стоит при поддержке за руки.

3. Переступает при поддержке за обе руки или под мышки.

4. Переходит от одного предмета к другому приставным шагом, слегка придерживаясь руками за опору.

5. Способен повторить за взрослым некоторые «разученные» действия: опускает и поднимает руки, похлопывает в ладошки и т.д.

Развитие действий руки

1. Ребенок крепко сжимает игрушку, если ее хотят отобрать у него (не отдает).

2. Может брать мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью.

3. Появляется превалирование функций одной руки, как правило, правой.

4. Выполняет манипуляции, подражая взрослому.

Навыки

1. Хорошо пьет из чашки, придерживая ее руками.

2. Держит в руке печенье, подносит его ко рту, обсасывает.

Большие и маленькие достижения крохи

Физическое развитие

На девятом месяце жизни ребёнка его вес в среднем увеличивается на 500 грамм, а рост - на 1,5-2 см. Следует помнить, что чрезмерная масса тела, как и недостаточная масса, крайне нежелательна. То есть, если вес малыша при рождении составлял 3200-3500 г, а ребёнок в девять месяцев весит более 9,5 кг, то следует пересмотреть рацион питания ребёнка. Нужно ограничить чрезмерное употребление малышом углеводов (мучных изделий, картофельного пюре, киселей, сладких соков, «белых» каш), а также ввести в рацион достаточное количество сыра, мяса и куриных желтков. Детки с избыточным весом чаще и длительней болеют на пневмонии, кишечные инфекции, вирусные и острые респираторные инфекции, страдают от стойких запоров, анемии, опрелостей и рахита.

Интеллектуальные достижения

Малыш в этом возрасте может запоминать последние прошедшие события. Он говорит: «мама», «папа», «баба», «тата», «дай», «ам», «на». Ребёнок запоминает игры, в которые играл прошедшего дня. Кроме того, он не любит простых и нудных игр, в которые повторяется одно и то же простое действие. Карапуз выполняет несложные задания, он может бояться высоты и объёмного пространства.

Развитие сенсорно-моторных навыков

  • Малыш умеет брать предмет обеими ручками и подносить его к телу.
  • Он разворачивается назад, когда ползает.
  • Хлопает в ладошки, играет в «ладушки».
  • Рёбёнок на девятом месяце жизни стоит при поддержке взрослого.
  • Кроха манипулирует двумя предметами, находящимися в обеих ручках.
  • Он может ползать, держа в одной ручке какой-то предмет.

Социальное развитие

  • Малыш может быть инициатором собственной игры.
  • Маленький «выдумщик» имитирует смех, кашель, чихание взрослого члена семьи.
  • Он любит играть рядышком со своими родителями, любит, когда те включаются в его игру.
  • Малыш очень придирчиво, в зависимости от настроения, выбирает игрушки для игры.
  • Ребёнок может поддерживать детскую «компанию», особенно, когда те плачут, и плакать громче всех. Некоторые же, наоборот, затихают и внимательно изучают «нарушителей покоя».

Двигательная активность

Малыш с огромным удовольствием «бороздит» покои квартиры, зачастую по нескольку раз обползая один и тот же предмет интерьера (кресло, шкаф, стол или стул). Таким образом, он изучает предмет и пытается понять, почему же он оказывается снова на одном и том же месте.

Ребёнок любит играть в игру «Большой-большой!», поднимая ручки вверх и показывая, какой же он большой. Малыш играет в прятки, а на вопрос: «Где делся Максимка?», показывается со смехом из своего тайного местечка.

Малыш на девятом месяце жизни отлично сидит, ползает, встаёт на ножки, ходит возле опоры. Вот только ещё не умеет из положения «стоя» удачно «приземлиться» и частенько падает на попку.

Малыш спит 1-2 раза в день. При разовом дневном сне сон имеет большую продолжительность. Ночной сон длится 10-12 часов. Девятимесячный ребёнок спит приблизительно 2/3 суток. Чтобы обеспечить спокойное засыпание вечером, начните день малыша с доброго и ласкового пробуждения. Встретьте его улыбкой и скажите добрые и нежные слова. Благодаря таким положительным эмоциям, ребёнок будет легче засыпать вечером.

Питание

Рацион питания девятимесячного малыша следующий:

  • сок (фруктовый, ягодный, овощной) - 80 мл,
  • фруктовое пюре - 80 мл,
  • овощное пюре - 180 г,
  • молочно-крупяная или молочно-злаковая кашка - 180 г,
  • кисломолочные продукты - 100-150 мл,
  • творог в виде молочно-сырной пасты или сырно-фруктового пюре - 30 г,
  • яичный желток - ½ штуки,
  • мясное пюре - 50 г,
  • блюда из нежирных сортов рыбы (1 раз в неделю) - 30-50 г,
  • растительное (подсолнечное) масло - 1 чайная ложка,
  • сливочное масло - 1 чайная ложка,
  • пшеничный хлеб - 5 г,
  • сухарики или печенье - 5 г.

Чем заниматься с ребёнком на девятом месяце развития?

Малыш любит ваше внимание, подражает вашим действиям. Он пытается повторять звуки, произносимые вами. Вы - мама, а значит - идеал для подражания. Поэтому, регулярно занимаясь с малышом, вы делаете важный вклад в его развитие. Придумывайте различные занятия, чтобы ребёнку было интересно играть с вами. Например, можно выполнять с малышом следующие игры и упражнения:

  • Возьмите две пластмассовые банки: светлую и тёмную. Положите игрушку в светлую банку, потрясите её и дайте малышу, чтобы он достал игрушки из банки. То же самое проделайте с тёмной банкой.
  • Учите малыша повторять за вами ваши действия. Например, покажите ему, как играть различными игрушками: как бить в барабан, строить башенки из кубиков и разрушать их, как открывать и закрывать кастрюлю. Предложите ребёнку проделать то же самостоятельно.
  • Помогите малышу ориентироваться в пространстве и чувствовать его. Положите игрушку под большой стул, а затем под маленький. Малыш должен достать игрушку, находящуюся под стулом. На собственном опыте ребёнок поймёт, что под большой стул можно залезть, а под маленький просунуть только ручку.
  • Во время купания помойте малыша мочалкой и предложите ему покупать себя самостоятельно.
  • Дайте малышу возможность «поговорить» по телефону.
  • Рассказывайте малышу о различных звуках в доме и на улице. Например, когда лает собака, мяукает кошка, сигналит автомобиль, повторите сами эти звуки и расскажите малышу, кто и что издаёт их.
  • Для улучшения координации движений можно качать малыша из стороны в сторону, напевая песенки и проговаривая интересные весёлые стишки.
  • Все предметы, все действия озвучивайте ребёнку, называйте их своими именами, не придумывайте им коротких названий и не сюсюкайте. Правильная речь с вашей стороны сформирует правильное восприятие речи у вашего ребёнка, благодаря чему он будет лучше и чётче разговаривать в будущем.


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png