Мне сказали, что на мне лежит «венец безбрачия». Не могу выйти замуж, сильно переживаю.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Прежде всего, никакого «венца безбрачия» (также как «печати одиночества». «кода одиночества») не существует. Это словосочетание, в котором присутствует глумление над благодатным и радостным таинством брака, взято из лексикона знахарей, колдунов и прочих оккультистов. Они привлекают клиентуру и зарабатывают деньги. После установления «диагноза» они говорят о готовности помочь. При этом широко эксплуатируются весьма распространенные в наше время переживания людей, которым не удается построить семью. В последние полтора десятилетия, действительно, молодым людям все труднее становится устраивать свою семейную жизнь. Но причина заключается не в «печати одиночества», которую якобы кто-то наложил на человека, а в тех нравственных и социальных сдвигах, которые произошли в нашей стране.

Брак установлен в раю. В самом начале жизни человечества семейному союзу дано Божие благословение: И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт.2:18). С глубокой и седой библейской древности люди, достигая определенного возраста, желали иметь семью, детей. Вся история Израиля свидетельствует, что брак считался в избранном народе состоянием почетным и обязательным для всех. Поэтому на безбрачие смотрели с презрением. Даже в Вавилонском плену не нарушался этот порядок. Пророк Иеремия писал переселенцам, находившимся в халдейской земле: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, всем пленникам, которых Я переселил из Иерусалима в Вавилон: стройте домы и живите [в них], и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь (Иер.29:4-6). Ни святое Евангелие, ни Послания апостолов нисколько не умаляют брак, а, напротив, говорят о его святости: Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр.13:4).

В Древней Греции, как религия, так и государство осуждали безбрачие. В «Законах» Платона говорится об уклонении от брака как о преступлении. В Спарте были также установлены известные наказания не только для безбрачных, но и для вступивших в брак поздно. В старых обществах, поскольку безбрачие считалось явлением аномальным, существовали обычаи и традиции, обеспечивавшие в обществе установление браков. В библейские времена таким механизмом был приоритет родителей. Им принадлежало право устраивать брак своих детей (Быт.21:21; 24:2-6; 28:1-4; 34:8-12; Тов.6:13). Как родители, так и дети были уверены, что в выборе, который делают родители, выражается воля Божия (Быт.24.42-52). Опыт родителей оберегал детей от женитьбы по страсти и случайным увлечениям.

В нашей стране на протяжении последних восьмидесяти лет полностью был разрушен старый, формировавшийся веками, уклад жизни. Вместе с ним оказались уничтоженными механизмы формирования семьи, основанной на традиционных нравственных ценностях. Самым выразительным показателем глубокого нравственного упадка нашего общества является цифра ежегодно убиваемых в стране младенцев – 4 млн. (по другим данным 6 млн.). Законодательство разрешает женщине убивать ребенка, словно он является ее собственностью. Было ли когда-нибудь в прошлом такое массовое притупление совести, когда одному человеку давалось абсолютное право убивать другого, чтобы решать свои жилищные или материальные проблемы.

За время между двумя переписями (1989 – 2002 гг.) на 40% увеличилось количество людей, никогда не состоявших в браке. За последние два десятилетия число зарегистрированных браков уменьшилось с 1 464, 6 тыс. до 848,7 тыс. По мере того, как быстро растет число людей, нежелающих иметь семью, резко сужается возможность вступать в брак для тех, кто хочет построить семью. В настоящее время эта проблема стала очень острой и болезненной. В чем основные причины такой ситуации? Главная причина – массовый блуд, принявший характер нравственной эпидемии. По результатам исследования, проведенного Всемирной организацией здравоохранения по программе «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья», более 40% подростков в нашей стране в возрасте 13-15 лет уже ведут половую жизнь. Среди подростков 16 – 17 лет статистика катастрофическая: около 70%. Когда люди ведут половую жизнь без брака, они извращают Божественный замысел о благодатном жизненном союзе, сводя всё к чувственно-физиологическому началу и отбрасывая духовные и социальные цели брака, установленные Богом. Нынешнее поколение подростков, слабенькое от рождения, беспорядочной половой жизнью истощают свои скромные физические силы. Блуд, который Слово Божие определяет как смертный грех, подобно кислоте, разъедает нравственную ткань души. К блуду многие присоединяют еще один страшный грех – убийство своих детей в утробе. В стране в год 10% абортов приходится на возраст до 18 лет. Для многих это имеет необратимые последствия. Сейчас в стране 6 миллионов бесплодных женщин детородного возраста. Медицинское руководство главную причину видит в абортах. Когда приходит брачный возраст, эти молодые люди не имеют потребности в семье. С чувственной стороной они уже знакомы, а к ответственности и трудам ради общего блага не приучены. Когда семья всё же возникает, молодожены не испытывают той великой радости, которая доступна только тем, кто сохранил себя в чистоте. Большинство молодых людей не смотрит на жизнь как на труд, за который мы в будущем дадим отчет Богу. Они не имеют духовных ценностей. Часто отсутствуют простые этические понятия. На жизнь смотрят сквозь призму своего эгоизма. Укоренившийся с молодых лет навык половой распущенности скоро начинает себя проявлять в новообразованной семье. Супружеские измены чаще всего приводят к разрушению семьи. Сейчас 80% процентов браков заканчивается разводом. Около 400 тысяч несовершеннолетних детей ежегодно остаются без одного родителя, что существенно влияет на психическое здоровье. В нашей стране 5 миллионов социальных сирот, т.е. сирот при живых родителях. Семья – клетка социального организма оказалась нежизнеспособной. Она, как и общество в целом, оказалась не только без духовных основ, но, к сожалению, даже без нравственного фундамента.

Причиной этой общенациональной трагедии является бедственное духовно-нравственное состояние нашего общества – массовое безверие. Процесс этот углубляется. Отец Серафим (Роуз) писал более четверти века назад: «Но не только дети, но и все мы стоим перед лицом мира, который пытается сделать нас антихристианами посредством школы, телевидения, кино, популярной музыки и всеми другими способами, которые обрушиваются на нас, особенно в больших городах. Мы должны понимать, что то, что вдалбливается в нас, исходит от одного источника – оно имеет определенный ритм, определенное идейное содержание для нас: эту идею самопоклонения, расслабления, наплевательства, наслаждения, отказа от малейшей мысли о другом мире – в различных формах здесь есть одна конкретная вещь, которая навязывается нам. Фактически это обучение безбожию».

Однако человек не находится в фатальной зависимости от пороков своего общества. Образ Божий в нем и совесть, как небесный голос в душе, дают ему достаточно моральной свободы, чтобы жить благочестиво. Человеку, угождающему с Богом и смиренно принимающим Его святую волю, Господь дает не только залог спасения, но и радости в земной жизни.

Новом Завете и в учении Церкви существует лишь одно понятие Царства Божия, предвосхищаемого христианским опытом и верой. Это предвосхищение и этот опыт возможны и в браке, и в безбрачии.

Специфически христианский брак заключается в преображении естественной взаимной любви мужа и жены: естественная любовь становится вечным союзом, не расторжимым даже смертью. Брак есть таинство, в котором осуществляется радость будущего Царства, брачный пир Агнца (Откр 19: 7-9), единство Христа и Церкви (Еф 5: 32). Не плотское удовлетворение, не социальное благополучие и даже не обеспечение потомства являются конечным смыслом брака, а предвосхищение вечной радости Царства Божия.

Но безбрачие и, в частности, монашеская жизнь находят в Священном Писании то же самое оправдание и тот же смысл. Сам Христос сказал, что «когда из мертвых воскреснут, тогда не будут не жениться, ни замуж выходить, но будут как ангелы на небесах» (Мк 12: 25). Этот евангельский текст не отрицает, что христианский брак, по образу Христа и Церкви, потеряет свою реальность в Царстве Божием, но указывает на то, что человеческие отношения не будут больше «плотяными». Эта «бесплотность» будущей вечной жизни и может предвосхищаться в монашестве, которое и почитается в православном предании как «ангельское житие».

«Есть скопцы, - говорит Христос, - которые из чрева матерного родились так... и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф 19: 12). Бесчисленный собор святых и преподобных, вслед за Иоанном Предтечей, апостолом Павлом и «ста сорока четырьмя тысячами, искупленными от земли» (Откр 14: 3), угодили Богу безбрачием и монашеской жизнью.

В первые века христианства святые отцы и церковные писатели часто призывали к безбрачию и монашеству. В этом раннехристианском превозношении безбрачия, может быть, сыграла роль вновь осознанная очевидность несовместимости христианской этики с нравственной распущенностью Древнего мира: стать христианином означало выход из мира, разрыв со всеми его ценностями. Безбрачие было для многих самым наглядным и верным способом осуществить в личной жизни надмирный и эсхатологический порыв христианства. Но, несмотря на частое превозношение монашества как высшего христианского пути, древняя Церковь всегда сохраняла сознание положительной ценности брака. Она признала повсеместно, что брак есть Таинство, тогда как монашество признавалось таинством только некоторыми церковными писателями.

И брак, и монашество являются жизненными путями, в которых возвещаемое в Евангелии Царство Божие должно стать преобразующей силой, предвосхищающей явление последнего дня. Церковь благословляет как брак «во Христе», запечатленный Евхаристией, так и безбрачие во имя Христово, являющее образ «ангельской» жизни. Она отнюдь не поощряет ни брак, если он заключен только как временный договор или как удовлетворение плотских потребностей, ни безбрачие, основанное на эгоизме и самооборонительной безответственности.

Христианский брак предполагает жертвенность, семейную ответственность, зрелость тела и души. Так и христианское безбрачие невозможно без молитвы, поста, послушания, смирения, любви и подвига. Современная психология не впервые открыла факт, что безбрачие несовместимо с «нормальной» человеческой жизнью; между христианским пониманием человека и заключениями психоанализа есть только одна разница: они по-разному определяют норму человечности. Для христианства эта норма не в падшем эмпирическом человечестве, а в прославленном и преображенном Человеке, явленном во Христе, и эта норма достигается освященной веками монашеской дисциплиной и подвигом. При этих дисциплине и подвиге плотская чистота и безбрачие становятся возможным и радостным образом жизни. Без них безбрачное состояние не может быть ничем иным, как ненужным и противоестественным бременем.

Святые отцы знали - лучше иногда, чем многие современные психологи, - что человеческий инстинкт, влекущий его к любви и деторождению, не может быть выделен из всей совокупности человеческого образа жизни. Его нельзя упразднить, а можно только преобразить и очистить, превращая его в любовь к Богу и ближнему, через молитву, пост и послушание.

Трагедия современного католичества, в связи с вопросом о женатом священстве, заключается как раз в том, что целибат остается обязательным, тогда как вся духовная дисциплина, дававшая ему весь его смысл, целиком отбрасывается. Ежедневное исполнение литургического круга («бревиарий»), ежедневное служение мессы, особая, «священническая» духовность, изолирующая священника от мира, соблюдение постов - все это отброшено. Ежедневная жизнь священника ничем не отличается - ни в еде, ни в питье, ни в форме заработка, ни в молитвенной дисциплине - от жизни рядового мирянина. Пастырская ответственность все больше определяется как включение в борьбу за социальные, политические и, вообще, «мирские» ценности. Все это делается из самых добрых чувств и намерений, но, очевидно, исключает традиционное католическое представление о священстве и связанные с ним духовные ценности.

Но в православии целибат, практикуемый ради карьерных соображений - как ступень к епископству, - был и есть еще большая духовная опасность. Предание Церкви единодушно утверждает, что подлинное безбрачие и чистота достижимы только в рамках монастырского устава. Только отдельные, особо сильные личности способны осуществить монашеский идеал, живя в миру, да и то при условии, что они обладают самой высшей и трудной из добродетелей - смирением.

Утверждая нормальность женатого священства, Православная Церковь всегда признавала монашество как высочайшее свидетельство о силе Царства Божия в человеческой жизни. Вслед за ветхозаветными пророками и мучениками («мартирами» - «свидетелями») раннего христианства монашество всегда понималось как победа человека над злом, как освобождение его от рабства плоти, как высшее служение Богу. Являя образ светящейся, радостной, осмысленной жизни, служа Богу и людям, святые монахи были живыми свидетелями того, что Царство Божие действительно наступило. Именно им удавалось показать, что в христианстве заключена тайна мира, не только лучшего, но поистине нового, радикально иного. Истинное монашество есть, может быть, как раз то служение, в котором - больше, чем в чем-либо другом, - нуждается современный мир.

А теперь скажем кратко о том, где может жить безбрачный по Богу.

Итак, безбрачие может быть в миру и в монашестве, и сейчас мы будем говорить о жизни в миру.

Варсонофий Оптинский (Беседы, от 06.01.1913): «Впрочем, и в миру спасаются, но с большим трудом. В житиях святых рассказывается про двух сестер, из которых одна пошла в монастырь, а другая вышла замуж, и обе они спаслись. Правда, та, которая пошла в монастырь, получила высшую награду от Господа, но спасение получили обе».

Амвросий Оптинский (Переписка с мирскими лицами, п.99): «Хотя вы и не давали обещания поступить в монастырь, но имели намерение не вступать в супружество, а оставаться девой, служа в этом положении Христу Богу, Жениху Небесному. Но различия в этом мало; поступить ли девой в монастырь, или оставаться девой в миру для служения Богу, кроме обетов монашеских, почти все равно. Различие только то, что в монастыре удобнее соблюдать девство, хотя, по-видимому, и труднее. Апостол не указывает места, а говорит просто (1 Кор. 7: 33-34): посягшая «печется... како угодити мужу», а непосягшая «печется... како угодити Господеви. Разделися жена и дева».

Существует множество примеров спасения безбрачных в миру, например:

Лавсаик (О девственнице Пиамун): «Была девственница по имени Пиамун, которая всю жизнь свою прожила со своею матерью и с нею наедине принимала пищу только вечером, а днем пряла лен. Она удостоилась дара пророческого».

Варсонофий Оптинский (Беседы, от 12.04.1911): «Святитель Николай Мирликийский ушел в пустыню, чтобы там подвизаться в посте и молитве, но Господь не благословил его остаться там. Явившись святому, Господь велел ему идти в мир: «Это не та нива, на которой ты принесешь Мне плод», - сказал Господь. Таисия, Мария Египетская, Евдокия также не жили в монастырях. Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя. Цепляйтесь за ризу Христову, и Он не оставит вас».

Варсонофий Оптинский (Беседы, от 23.05.1908): «Вопрос: «Я, батюшка, теперь начинаю бояться мира...». Ответ: «Это ничего. Это спасительный страх. Вы ушли от этого ужасного чудовища - мира, и Бог даст, совсем отойдете от него. Один раз я видел сон. Иду будто бы я по лесу и вижу: лежит бревно. Я спокойно сажусь на него и вдруг чувствую, что бревно шевелится. Я вскочил и вижу, что это огромный змей. Я скорее бежать. Выбегаю из леса, оборачиваюсь и вижу, что весь лес горит и вокруг него, кольцом охватывая его, лежит змей... «Слава Тебе, Господи, что я убежал из леса, что бы со мной было, если бы я остался в лесу!» И сон этот был для меня непонятен. Потом мне один схимник растолковал этот сон. Лес - это мир. В миру грешат и не чувствуют, не сознают, что грешат. В миру и гордыня, и лесть, и блуд, и воровство, и все пороки. Да и я жил так и не думал о том. Вдруг я увидел, что если так продолжать жить, пожалуй, погибнешь, ибо за гробом жизнь или благая для благих, или вечная ужасная мука для грешных. Я увидел, что чудище шевелится, что опасно на нем сидеть. И вот когда я отошел от мира и смотрю на него из монастыря, то вижу, что весь мир горит в своих страстях. Это то «огненное запаление», про которое говорится в Великом каноне Андрея Критского».



Как видим, это состояние мира хорошо видно тем людям, которые находятся в монастыре и не видно тем, кто живет в мире, особенно если увлечен всеми страстями, присущими людям неверующим или маловерующим.

Анатолий Оптинский (Житие и поучения) «Какой тебе демон нашептал, что мирская жизнь лучше монашеской? Да ты видела ль, сколько там скорбей, нужд, браней, драк, раздоров, пьянства, бесчиний?».

Но, несмотря на это, каждый христианин должен это понимать и видеть и всячески отдаляться от того, что происходит в мире и к чему он привык стремиться, и это будет его путем спасения, хотя и трудным, но необходимым.

Варсонофий Оптинский (Беседы, от 06.01.1913): «Но как спастись в миру, когда там так много соблазнов? Апостол говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1Ин. 2, 15). Впрочем, здесь нужно оговориться: под словом «мир» подразумевается не вселенная, а все низменное, пошлое, скверное, греховное. Можно жить и в миру, и вне мира».



Варсонофий Оптинский (Беседы, от 04.01.1909): «Спастись, живя в миру, можно, только... осторожно! Трудно. Представьте себе пропасть, на дне которой клокочет бурный поток, из воды то и дело высовывают свои головы страшные чудовища, которые так и разевают свои пасти, готовясь поглотить всякого, кто только упадет в воду. Вы знаете, что непременно должны перейти через эту пропасть, и через нее перекинута узенькая, тоненькая жердочка; какой ужас-то, а вдруг жердочка сломится под вами или голова закружится, и вы упадете прямо в пасть страшного чудовища. Страшно-то как! Можно перейти по ней безопасно, с Божией помощью, конечно, все возможно, а все-таки страшно, - и вдруг вам говорят, что направо в двух-трех шагах всего устроен через эту пропасть мост, прекрасный мост на твердых устоях. Зачем же искушать Бога, зачем жизнью рисковать - не проще ли пройти тем безопасным путем? Вы поняли меня? Пропасть - это житейское море, через которое нам всем надо перебраться, жердочка - путь мирянина, мост, со всех сторон огражденный, твердый и устойчивый - монастырь».

Варсонофий Оптинский (Беседы, от 29.12.1910): «И в миру можно спастись, хотя неудобно это, так как весь уклад мирской жизни не приближает, а отдаляет от Бога. Царствует в мире дух века сего. Порок там ничем не удерживается. Какое, например, безобразие в Москве, особенно в праздники. Целомудренной девушке и по улицам-то проходить страшно: в витринах выставлены такие скверные картины и статуи, что, глядя на них, чувствуешь, как оскорбляется чувство стыдливости и целомудрия. Впрочем, есть люди, живущие в миру по-монашески, к которым не пристает мирская грязь, душа же их нераздельно принадлежит Господу».

Конечно, для этого необходимы такие духовные делания, как хранение глаз, трезвение о мыслях и чувствах, уединение и отречение от мирских развлечений. На первый взгляд эти делания могут показаться очень тяжелыми, но это не так, потому что все они должны быть у любого христианина, живущего в миру, независимо состоит он в браке или нет. Безбрачному только это все делать легче, так он свободен от семейной попечительности и скорбей. Живя, таким образом, дух будет монашеский, хотя и телом христианин будет жить в миру.

Вот как о безбрачии в миру говорит свт. Феофан.

Феофан Затворник (Что есть духовная жизнь…, п. 74): «Вы избираете монастырь. Но монастырь не единственное место для тех, которые не хотят связываться семейными узами. Сначала и совсем не было монастырей. Которые решались работать Господу, не связываясь житейскими хлопотами, в своем же доме устраивали себе уединенную каютку и в ней жили отчужденно от всего, в постах, молитвах и поучении в Божественном Писании. Потом уже, довольно спустя, когда стало неудобно жить в домах, иные стали выходить за города и села и жили там кто в натуральной пещере, кто в гробницах, кто в нарочно устроенной келии вроде шалаша. А после них уже завелись и монастыри, чтобы жить сообща и общими силами, и содержать себя, и вести дело спасения в нарочитых подвигах. Но и при них иные, решаясь посвятить Господу жизнь в безбрачии, не вступали в монастырь, а обрекали себя на служение братьям и сестрам в больницах, богадельнях и странноприимницах. Все эти роды жизни, образовавшиеся в самом начале в Христовой Церкви, уже не пресекались, а пребывали всегда и доселе пребывают. И теперь из безбрачных иные дома спасаются, а иные идут в монастырь, а иные берутся ходить за больными в сестрах милосердия. И Вам можно избрать любой из этих родов жизни».

Заметим, что свободный от уз брака христианин удобнее может служить Богу и людям добрыми делами. И вот как, например, увещевает свт. Иоанн Златоуст мужчину-христианина помогать нуждающимся.

Иоанн Златоуст (т.1, ч.1, Слово к жившим вместе с девственницами): «Есть женщины, одни - ослабевшие от старости, другие - лишившиеся рук, иные - убогие глазами, иные - подвергшиеся другим различным и разнообразным страданиям и тягчайшему из страданий - бедности… Выходи же на уловление этих (бедных) и собирай их; или лучше, тебе не нужно и трудиться над собиранием их; они предстоят в готовности пред всеми, желающими простирать руку помощи. Если ты имеешь деньги, издерживай на них; если ты силен, здесь подавай помощь силами телесными; много и здесь ты увидишь нужд, требующих и телесной помощи, и траты денег и хлопот; ибо нужно и жилища доставить им, и лекарства приготовить, и постелю и одежды купить, и годную пищу и все прочее приобрести, хотя бы таких больных было только десять женщин; а теперь наш город наполнен ими и найдешь их тысячу и вдвое больше того. Вот нуждающиеся в покровительстве, вот - одинокие, а вот - поверженные на землю; вот это - милостыня, это - человеколюбие, это - служит к славе Божией и доставляет пользу и взирающим, и страдающим, и благодетельствующим».

Это поучение применимо и к тем случаям, когда женщина желает иметь семью, потому что стремится о ком-то заботиться, но Господь не дает ей этого. И тогда разумно будет не предаваться постоянной печали и сетованию, а окружить заботой нуждающихся и тем служить Богу. Также заметим, что если одинокий человек, печалясь о своем безбрачии, говорит, что ему не о ком заботиться и некому дарить любовь, то это говорит и о том, что человек еще не постиг, что главная цель его жизни – спасение своей души, а не накормить или убрать за близкими.

Но вернемся к вопросу о том, какой образ жизни при безбрачии по Богу выбрать, и вот что об этом советует свт. Феофан далее.

Феофан Затворник (Что есть духовная жизнь…, п. 74): «А какой именно (род жизни), надо пождать и посмотреть, какой Бог укажет. Вы правильно сказали, что в монастыре удобнее спасаться. Там скорее можно достигнуть очищения сердца и того состояния, которое есть радость о Дусе Святе. Все там к этому приспособлено. Мне думается, что и по состоянию Вашего здоровья монастырь есть самое пригодное для Вас место. Потому и не бросайте мысли попасть туда в свое время. Время Господь укажет. А до того потерпеть надо. До того подвизайтесь первым родом - то есть дома живя. Имейте свою комнату - имейте ее как келию монастырскую и ведите там жизнь будто в монастыре. Пусть папа и мама будут для Вас вместо игумений, свои все - вместо сестер монастырских, а Вы - послушница для всех несменная. … Ждите же терпеливо. …Что спешить? Монастыри не уйдут. Успеете попасть в какой-нибудь. Между тем Вы и в намерении укрепитесь, и телом поокрепнете. У Вас дома все порядки благочестные. И родители Ваши и родные - люди богобоязненные. Ничего Вы не можете терпеть такого, что бы было противно Вашему решению Господу себя посвятить. И зрейте среди такой атмосферы и в таком рассаднике. Так решено: ждите. Жизнь же и навыки свои понемногу подлаживайте под монастырские».

http://ni-ka.com.ua
Учения святых отцов на мнение, что смысл жизни заключается в создании семьи (2)
Составитель Ника

4. О безбрачии по христианскому учению
А теперь поговорим о безбрачии, как втором способе жизни людей, которое у многих и многих людей считается несчастьем и от которого они страдают.

Вначале кратко приведем классификацию безбрачия, в которой есть несколько типов.

Первый тип: существует три вида безбрачия, которые условно определяется таким образом: безбрачие по Богу (христианское) по желанию посвятить жизнь познанию Бога и себя; безбрачие (не христианское) по желанию вольной холостой жизни (его можно обозначить, как безбрачие по страстям); и вынужденное безбрачие (также не христианское).

Второй тип: безбрачие можно классифицировать по двум видам – вольное и невольное. Так, безбрачие по Богу и безбрачие по желанию вольной холостой жизни относятся к вольному состоянию, т.е. когда люди сами не хотят брака, а невольное – это безбрачие вынужденное, т.е. когда человек очень хочет, а не складывается.

Третий тип: безбрачие по страстям и вынужденное может быть невоздержанное в плотском отношении, когда человек вступает в половые отношения, а может быть воздержанным, т.е. без этих отношений. И опять-таки безбрачие по Богу – это самовольное воздержание от этих отношений (но, к сожалению, оно может не соблюдаться), а безбрачие вынужденное - это вынужденное воздержание по причине отсутствия другого человека. Поэтому подобные виды безбрачия следует рассматривать и как вопрос, относящийся к страсти невоздержания и добродетели воздержания и девства.

Четвертый тип: безбрачие может быть до вступления в первый брак, может быть после первого (второго) брака по причине вдовства или развода.

Пятый тип: безбрачие людей может быть в разном возрасте: молодом, в зрелом и более старшем.

И сразу предупредим, что разговор о девстве нужен не только безбрачным, но и тем, кто состоит в браке.

Филарет Дроздов (т.4, Слово в день введения во храм Пресвятой Богородицы): «(Господь сказал) «Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19. 12). И поелику девство не для всех; то вы можете даже спросить: для чего ко всем об оном беседуем? – Приемлю сей вопрос. Он приведет меня к цели и к концу моего слова. Ко всем говорим о девстве: потому что между всеми находятся те, которым дано есть сие; и слово ищет между всеми тех, которых Бог призывает слышать и творить оное, и которых человек часто не знает. Ко всем говорим о девстве: чтоб и брачные знали, что есть состояние выше брака; чтобы смиренно мыслили о браке; и чтобы, уважая девство, хотя в других, и смиренно мысля о браке, приобретали браку благословение, близкое к благословению девства. Ко всем говорим о истинном девстве: чтобы, зная оное, остерегались ложных путей буиих дев, которые, с невозженными светильниками ума, без сердечного елея, скитаются вдали от чертога, и, вместо небесной любви к небесному Жениху, питают в себе только вражду против благословенного брака. …Наконец, ко всем говорим о девстве: чтобы и брачные и безбрачные, от высокой красоты девства, от среднего благообразия честного и непорочного брака, осторожным и заботливым оком различали неблагообразие того состояния, которое ни златого таланта девства, ни серебряного таланта брака не возделывает верно по воле Господа всех талантов и даров. Девство и брак не для всех: но целомудрие для всех».
4.1. О вольном и невольном нехристианском безбрачии и общие положения о вольном христианском безбрачии
Далее рассмотрим вид безбрачия, к которому относится, как вольное безбрачие по желанию холостой вольной жизни, так и безбрачие вынужденное. И тот другой вид очень распространен в мире, и, к сожалению, присущ и христианам.
О вольном безбрачии по желанию вольной холостой жизни
Скажем несколько слов о нежелании брака по желанию вольной холостой жизни, или точнее сказать, по страстям, как стремлению к различным удовольствиям и безответственности перед кем-либо.

Этот вид безбрачия очень распространен в современное время и, особенно, у молодых юношей, о которых, например, сказано так:

Интернет – источник: «Пиво с друзьями и компьютерные игрушки – главное, чего хотят большинство моих знакомых парней», - рассказывает Олеся, 27 лет».

Кончено, есть и другие страстные причины нежелания иметь семью, которые составляют грехи против 7-ой заповеди. Например, когда боятся трудностей или забот, которые ожидают их в семье или связанные с воспитанием детей. Или, например, люди хотят иметь вольные половые отношения без каких-либо обязательств, или хотят, как говорят, нагуляться.

Платон, митроп. Московский (т.4, Слово на Сретение Господне): «Не малая часть, не уважая, или пренебрегая святость законного супружества, привыкши к своевольству, препровождают дни свои в развратности и распустности».

(Грехи против 7-ой заповеди, грех: Долгое отлагательство своего брака по привязанности к вольной холостой жизни): «Блажен кто в юности, составя свободную чету, употребляет естество к деторождению», сказано в правилах церковных (Афан. Вел. в посл. к Аммуну). «Блажен» - вот как честит Церковь раннюю женитьбу! А ныне между тем молодые люди избегают законного брака, и собственно не по недостатку зрелости, но для того только, чтоб насладиться вольною холостою жизнью, или для разудальства по всяческим: «еще рано жениться», говорят, и - больше ничего. Но и старшие тут же их поддерживают: «еще молод (рассуждают), еще успеет пожить женатым (а девица быть замужницей): пусть повеселится на свободе». Не здравые и не христианские понятия! …В настоящем случае плохие надежды на того, кто бесчестно живет до брака, и с тою собственно целью отлагает свою женитьбу, чтоб вольнее пожить. Этот человек наживает себе до женитьбы такие пороки, которые делают его впоследствии и неблагонадежным мужем и незаботливым отцом детей; например, в нем встречает жена уже готовые и укоренившиеся привычки: чтоб по долгу отлучаться из дома для товарищеских свиданий, чтоб вдаваться в нетрезвость, не любить семьи. А главное: этот человек совсем теряет наклонность к законному браку. Не женившись до 30 лет, он уже начинает бояться женитьбы, делается на сей раз в высшей степени нерешительным, мнительным. (И родители его и добрые родственники убеждают жениться, да и сам он много раз изъявляет готовность на женитьбу; но ему и невест в целом свете не стало и все еще хочется дождаться высшего чина, лучшей должности или большего обеспечения, чтоб можно было решиться на брак. Словом, он в великой борьбе из-за женитьбы и отсчитывает целыми годами отсрочку ее, между тем как он же в первой молодости лет был доверчивее и спокойнее на сей раз). А испытав до брака все виды плотских наслаждений, он часто по Божию правосудию наказывается неплодством или бездетностью в браке. Таким образом, из-за себя делает бездетной и жену к ее огорчению».

Причем такие безбрачные могут иметь половые отношения как с такими же безбрачными, так и с теми, кто состоит в браке.

Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против седьмой заповеди, грех – прелюбодеяние): «Что же касается вины холостых прелюбодеев, которые т.е. согрешают с замужними или женатыми, то можно сказать здесь кратко: вина этих людей подобна тому, как богач отнимает последнюю овечку у бедного (2Цар.12,4). Холостой прелюбодей или прелюбодейца вторгаются в чужой брак, как бы становятся в средину между мужем и женой, которые во время венчанья стояли пред крестом и Евангелием, рассекают в двух лицах своим постыдным вторжением единую плоть. В смысле этого коварства и обиды чужому союзу такой блуд холостых и считается в правилах церковных «сугубым»».

Бывает и так в христианской среде, что некие молодые христиане не хотят брака по эгоизму и малодушию, а прикрываются монашеством.

Паисий Святогорец (Духовное пробуждение, т.1,ч.3, гл.3): «А другим людям уже давным-давно ничего не мешает жениться, создать семью. Но они приходят ко мне и говорят: "А зачем я буду жениться? Разве создашь семью и воспитаешь детей в такие трудные времена?" - "Хорошо, - говорю я, - разве во времена гонений жизнь останавливалась? Никто не работал и не женился? Может быть, тебе просто лень создавать семью?" "Я, - отвечает, - хочу стать монахом". "Да ведь причина - твоя лень! Разве из тебя выйдет хороший монах?" Вам это понятно? Если девушка хочет стать монахиней, думая так: "А зачем я буду оставаться в миру, выходить замуж, рожать детей? Морока, беспокойство. Уйду-ка я лучше в монастырь. Буду делать, что мне говорят, ответственности никакой, а если меня когда поругают, то я склоню голову пониже. Попробуй-ка, создай свой собственный дом в миру! А в монастыре будет все необходимое, отдельная келья, готовая еда и прочее..." - итак, если девушка думает подобным образом, то пусть знает, что она уже с самого начала потерпела неудачу. Это кажется вам странным? Не удивляйтесь, такие люди действительно есть. Знайте, человек старательный преуспеет везде. Старательный семьянин преуспел бы и в монашестве, а старательный монах - избери он путь семейной жизни - тоже бы преуспел».

Конечно, такое безбрачие по страстным причинам и не ради истинно-христианской жизни не ценится у Бога и несет вред.

Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 7-ой заповеди, грех: Отговор и прямое препятствие другим вступить в брак): «…холостая жизнь без возвышенной цели, в пользу которой была бы пожертвованием, человека только расстраивает».

Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 7-ой заповеди, грех: Гнушение браком, как чем-то нечистым): «Не одобряются в правилах даже совершенно безукоризненные в холостой жизни, если только избегают женитьбы «не ради самой святыни девства» (там же, пр.9), а из-за того, чтоб не связываться сожитием с женским полом; тем более не заслуживают похвалы те, которые при своем целомудрии от самого рождения или же со времени вдовства (например, монашествующие обоего пола) гордятся пред женатыми или замужними женщинами (Ганг.Соб.10)».

Николай Сербский (Кассиана, гл.6): «Мысль о безбрачии во имя Господа и на службе Господу горячо провозглашает апостол Павел, безбрачный апостол, говоря (но не заповедуя): «Хочу, чтобы все люди были как и я». И повторяя: «А неженатым и вдовицам говорим: хорошо им, если останутся, как и я сам» (1 Кор. 1, 1). Но сколько раз апостол хвалит безбрачие ради Господа, столько же он осуждает безбрачие ради желаний телесных. В первом случае любовь к Богу заменяет все пожелания телесные, в другом желания и похоти изгоняют любовь и занимают ее место».
О невольном безбрачии
К понятию невольного безбрачия относятся случаи, когда человек желал бы быть в браке, но ему не позволяет здоровье или когда не находятся лица для вступления в брак, а точнее сказать, Господь не посылает супруга(у). Как правило, такой человек страдает и принимает одиночество, как трагедию жизни. Далее кратко рассмотрим этот вопрос.

Очень часто можно встретить следующие недоумения невольно безбрачных людей, в том числе и христиан, например:

Интернет - источник: «Мне уже скоро 30 лет, а я все еще не замужем! А ведь мне надо рожать, пока могу! Я хочу детей и хочу мужа, чтобы жить семьей! Я свою семью хочу! Почему мне Бог не дает мужа?! Ведь я все делаю: в церковь хожу каждое воскресенье, молюсь, посты соблюдаю, часто исповедуюсь, но Он меня не слышит», – с отчаянием говорят многие девушки. «И не то, чтобы молодых мужчин нет. Они есть, но к семейной жизни многие из них не пригодны. Им ничего не надо, ни семьи, ни детей, лишь бы с удовольствием провести время и все. Прямо тупик какой-то! А уж православных-то парней вообще мало, да и те какие-то инфантильные: и жениться не женятся и в монастырь не идут» – возмущаются девчонки. «Может быть, я неправильно живу? Наверное, сильно скромная. Надо более активно включаться в поиски мужа. Взять это дело в свои руки, быть настойчивее» – решают некоторые».

Сразу отметим, что в учениях святых отцов составитель этих бесед не нашел у святых отцов точных причин, почему Господь посылает одним людям быть в браке, а другим – нет. И на это только ответим следующим образом:

Иннокентий Херсонский (Слова и беседы на праздники Господни, Слово на новый год): «Пути Божии, братие, вообще таинственны: ибо отстоят от путей наших, «как небо выше земли» (Ис.55; 9); но особенно непостижимы пути Промысла о роде человеческом».

Иннокентий Херсонский (Слово в субботу недели 5-й Великого поста): «Первая добродетель и вместе основание всех добродетелей человеческих, есть преданность в волю Божию с забвением собственной воли и пожеланий».

Исходя из того материала, который сейчас рассматривается, можно предположить, что если христианину или христианке Бог не посылает супругов, то Он желает, чтобы человек вступил на более высшую ступень добродетели – девство и стал печься только о божественном. А, возможно, Господь хранит от множества забот и тягот или несчастий, которые могут наступить после брака, или просто еще не пришло время для брака. Итак, предоставим все воле Божией, судьбы Его нам непостижимы.

Также заметим, что те христиане, которые до прихода к вере или не вступили в брак по обстоятельствам или остались одинокими после брака, невольно пребывают в состоянии девства, в плане телесной чистоты, конечно, если не вступают в блудные отношения. И вместо того, чтобы поблагодарить Бога, что помимо их воли Он позаботился об их телесном воздержании и об уменьшении мирских попечений, что позволяет при приходе к вере иметь больше времени и сил угождать Богу, они страдают от одиночества и печали, мучаясь своими желаниями о вступлении в тяжелую брачную жизнь…

Вот что на жалобы такой женщины отвечает современный подвижник.

Никон Воробьев (Письма, п.154): «Скажу несколько слов о Вашем состоянии, которое Вы как будто склонны считать принадлежностью только Вашей, именно чувства одиночества, покинутости и проч. Я не встречал ни одной девушки, и одинокой женщины, которые не страдали бы от этого. Это очевидно кроется в природе женской. Еве Господь сказал по падении: «И к мужу твоему влечение твое». Это влечение (не плотское только, а еще в большей степени психическое, а иногда исключительно психическое) очевидно и действует во всех одиноких, преломляясь и приукрашиваясь бессознательно самым разнообразным способом. Взятая от ребра Адама, она тянется на свое место, чтобы создать одного целого человека. Не обижайтесь, что я пишу Вам это, а разберитесь в своих состояниях. Во всяком случае, они – свойства ветхого человека и нужно не изнывать в них, а бороться постом, молитвой, умеренным чтением Св. Отцов и Нового Завета, работой физической, утомлением иногда. … Господь да вразумит Вас на все благое, да благословит и поможет найти путь правый, свой для Вас и дойти им до царствия Божия!».

О христианском безбрачии
А теперь перейдем к разговору о вольном христианском безбрачии, или безбрачии по Богу, т.е. по христианским добродетелям ради исполнения Христовых заповедей.
Что относится к понятию христианского девства
Вполне понятно, что христианское безбрачие обязательно предусматривает девство, и поэтому поговорим о нем.

К понятиям «дева» и «девство» относятся как мужчины, так и женщины.

Феофан Затворник (Толк. на 1Кор, 7, 25): ««О девах» – … идет и к мужчине, и к женщине, означает и девственника, и девственницу».

Вообще к девству относится тот, кто сохранил девственность и осознанно и вольно отказывается от брака, избегая скорбей, свойственных браку и мирской многопопечительности, чтобы посвятить себя Богу.

Иоанн Златоуст (т.1, ч.1, Книга о девстве): «Ты не вступала в брак? Но это еще не девство. Я могу называть девственницею только такую женщину, которая, быв властна вступить в брак, однако не вступила»

Василий Великий (п. 191, К Амфилохию, о правилах, второе каноническое послание, пр.18): «…девою именуется добровольно посвятившая себя Господу, отказавшаяся от брака и предпочетшая жизнь в святыне».

Филарет Дроздов (т.4, Слово в день введения во храм Пресвятой Богородицы): «Девство, как подвиг, как добродетель, как цвет чистоты, как плод целомудрия, как путь совершенства, является тогда, когда человек, в возрасте, по обыкновенному ходу телесной природы, более или менее располагающему к супружеству, не предаваясь влечению природы, не увлекаясь обычаем, примерами, приятностями и нуждами общежития, решается не приобщаться браку, а соблюсти девство навсегда».

В состоянии девства может находиться и тот христианин, который после первого брака остался один, также вольно отказавшись от второго брака ради посвящения себя Богу и тем самым он в определенной мере приравнивается к девственникам.

Феофан Затворник (Толк. на 1 Коринф. 7, 8-9): ««Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я»… Цель речи Апостола сказать наставление тем, кои вне супружеского союза состоят…, а таких два класса: одни совсем не брачились, а другие овдовели после брака».

Иоанн Златоуст (т.1, ч. 1, К молодой вдове, сл.2): «… от девственницы апостол требует, чтобы она не ограничивала этой добродетели (девства) чистотою тела, но все свободное время употребляла на служение Богу…; он желает, чтобы девственница не делилась, но всецело посвящала себя духовному и небесному, и пеклась о Господнем. К такой жизни он увещевает и вдову: «Истинная вдовица и одинокая, - говорит, - надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» (1 Тим. 5, 5)».

Некоторые христиане дают обет Богу о сохранении девства.

Василий Великий (Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве. Вступление): «…желающий быть свободным от мирских уз избегает супружества, как оков, а избежав его, посвящает жизнь свою Богу и дает обет чистоты, чтобы не иметь уже и права возвратиться к браку, но всеми мерами бороться с природою и с сильнейшими ее стремлениями, подвизаясь в соблюдении чистоты».

Итак, истинное христианское девство есть только тогда, когда человек отказался от брака и плотских отношений ради угождения Богу.

Филарет Дроздов (т.4, Слово в день введения во храм Пресвятой Богородицы): «…решающийся на подвиг девства должен знать, всегда помнить и соблюдать главный закон сего подвига, состоящий в том, чтобы подвиг девства предпринимаем и проходим был для Бога. …Кто бежит на поприще девственной жизни не к сей цели: тот не к венцу (награде) бежит».

Также отметим, что некоторые святые, вступившие в свое время в брак, жалели о том, что не знали или не поняли красоту и преимущества девства. Вот как говорит об этом свт. Григорий Нисский, который состоял в браке.

Григорий Нисский (О девстве, гл.3): «Но теперь знание красот девства для меня, так сказать, напрасно и бесполезно… как для жаждущего - вода, текущая со скал, когда она для него недостижима. Блаженны те, в чьей власти избирать лучшее и кто не отгородился стеной, вступив в брачную жизнь, подобно нам, которые словно бездной (ср. Лк. 16, 26), отделены от славы девства, к нему же не может возвратиться никто, кто хотя бы однажды сделал шаг в мирскую жизнь. Поэтому мы только зрители чужих совершенств и свидетели блаженства других. Если мы даже и правильно судим о девстве, то испытываем (лишь) то же, что повара и слуги, которые на трапезе богатых готовят роскошную пищу другим, но сами ни к одному из приготовленных яств не прикасаются. Какое было бы блаженство, если бы случилось не так и мы узнали это благо без запоздалых сожалений! Ныне же поистине завидна и достойна восхищения участь тех, кому не заграждена возможность наслаждаться этими благами! Мы же, подобно тем, кто, сопоставляя свою бедность с многообразием богатства, еще более тяготится своим настоящим положением и труднее его переносит, чем больше познаем богатство девственной жизни, тем больше оплакиваем иную жизнь, чрез сравнение с лучшим ясно видя, скольких и каких благ лишены мы. Не говорю о тех только благах, которые в будущем ожидают ведущих жизнь добродетельную, но и о тех, которые относятся к настоящей жизни».
О жизни при безбрачии по Богу в миру
А теперь скажем кратко о том, где может жить безбрачный по Богу.

Итак, безбрачие может быть в миру и в монашестве, и сейчас мы будем говорить о жизни в миру.

Варсонофий Оптинский (Беседы, от 06.01.1913): «Впрочем, и в миру спасаются, но с большим трудом. В житиях святых рассказывается про двух сестер, из которых одна пошла в монастырь, а другая вышла замуж, и обе они спаслись. Правда, та, которая пошла в монастырь, получила высшую награду от Господа, но спасение получили обе».

Амвросий Оптинский (Переписка с мирскими лицами, п.99): «Хотя вы и не давали обещания поступить в монастырь, но имели намерение не вступать в супружество, а оставаться девой, служа в этом положении Христу Богу, Жениху Небесному. Но различия в этом мало; поступить ли девой в монастырь, или оставаться девой в миру для служения Богу, кроме обетов монашеских, почти все равно. Различие только то, что в монастыре удобнее соблюдать девство, хотя, по-видимому, и труднее. Апостол не указывает места, а говорит просто (1 Кор. 7: 33-34): посягшая «печется... како угодити мужу», а непосягшая «печется... како угодити Господеви. Разделися жена и дева».

Существует множество примеров спасения безбрачных в миру, например:

Лавсаик (О девственнице Пиамун): «Была девственница по имени Пиамун, которая всю жизнь свою прожила со своею матерью и с нею наедине принимала пищу только вечером, а днем пряла лен. Она удостоилась дара пророческого».

Варсонофий Оптинский (Беседы, от 12.04.1911): «Святитель Николай Мирликийский ушел в пустыню, чтобы там подвизаться в посте и молитве, но Господь не благословил его остаться там. Явившись святому, Господь велел ему идти в мир: «Это не та нива, на которой ты принесешь Мне плод», - сказал Господь. Таисия, Мария Египетская, Евдокия также не жили в монастырях. Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя. Цепляйтесь за ризу Христову, и Он не оставит вас».

Чем дальше общество продвигается по пути прогресса, тем больше людей попадают в западню одиночества. Опрос 1136 респондентов на одном психологическом форуме показал: 49,65% считают себя одинокими, 26,58 ищут друзей и считают себя одинокими, 10, 74% желают быть одинокими, и лишь 13, 03% не причисляют себя к одиноким людям. Эксперты уверяют в один голос, что одиночество провоцирует депрессию и снижает иммунитет. Одинокие сильнее мерзнут и не чувствуют себя защищенными. Им грозит старческое слабоумие и преждевременная смерть. Даже плодовые мушки, изолированные от своих сородичей, болеют чаще и умирают раньше обычных мушек.

Олег Газманов не обошел в своем творчестве эту болезненную тему:

Одинокие женщины – так случается часто,

Одинокие женщины, кто украл ваше счастье?

Сколько женщин в моей стране с одиночеством венчаны?

Носят в сердце моря любви одинокие женщины.

Даже святым знакома эта проблема!

Пророк Илия жаловался: «…возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее» (3Цар.19:14).

Псалмопевец Давид признавался: «Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен» (Пс.24:16).

Пророк Иеремия молился: «Не сидел я в собрании смеющихся и не веселился: под тяготеющею на мне рукою Твоею я сидел одиноко, ибо Ты исполнил меня негодования» (Иер.15:17).

Библия свидетельствует, что подобно всем прочим бедам, одиночество — это неизбежное следствие грехопадения. Когда Господь создал человека, Он вовсе не хотел, чтобы тот жил в монашеской келье. Или как Симеон-столпник: в течение тридцати семи лет стоял на каменном столпе. Нет! Творец создал человека для общения с Ним и себе подобными. Это общение наполняло первых людей познанием сладостных духовных истин и неизреченной радостью. Даже сейчас супруги, счастливо живущие в браке, понимают друг друга без слов, и нередко один из них высказывает вслух именно то, что хотел произнести второй. Мне кажется, Адам и Ева верно угадывали мысли и желания друг друга. Их отношения не омрачались эгоизмом, эмоциональной глухотой, нежеланием понять друг друга и обидами. Но все кардинально изменилось, едва человек послушался совета змея вкусить от древа познания добра и зла, чтобы лучше понимать друг друга и знать тайну добра и зла. Первым же результатом ослушания заповеди Божией стало осознание разобщенности: супруги, жившие душа в душу, вдруг испытывают стыд друг перед другом, и, скрывшись, мастерят жалкие опоясания из смоковных листьев. Непреодолимая стена отчуждения возникла между ними: Адам обвиняет Еву, Ева своей вины не признает, а перекладывает её на змея. В конце концов, обвинить во всем решили Бога…

С момента грехопадения неустройство и одиночество стали частью трудного жизненного пути. Человек ощущает себя одиноким не только в своей комнате, но и в семье, рабочем коллективе и, к сожалению, даже в церкви. Но более всего страдают те, у кого по каким-то причинам не получилось создать семью. Поэтому я хочу поговорить о безбрачии. При этом у меня нет желания уподобиться храброму путешественнику, решившему доказать, что люди, оказавшиеся в открытом море после кораблекрушения, гибнут из-за страха, а не от невыносимых обстоятельств. Он поставил эксперимент на самом себе: отправился в открытый океан и в течение нескольких дней питался пойманной в нем рыбой и пил океанскую воду и… выжил! Казалось, эксперимент доказал его правоту, но вскоре он умер из-за отказа почек, не вынесших мощного солевого удара. И я не стану доказывать, что одиночество прекрасно. Я просто покажу, что говорит Библия на эту тему. А слово Божие вернее и дороже всех человеческих слов.

Обратимся к седьмой главе первого послания Коринфянам, где апостол Павел дает наставление одиноким. Вы не найдете в его рассуждениях ни единого сетования на свою холостяцкую жизнь и на отсутствие своего угла. Он не жаловался: «Дома меня никто не ждет, никто не прилепит на холодильник записку: «Я тебя очень люблю!» Он никогда не завидовал женатым собратьям-апостолам. Более того, он видел большие преимущества в безбрачии и не стеснялся о них открыто говорить и ими хвалиться.

Безбрачие – дар Божий.

«Ибо желаю, чтобы все люди были как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться как я» (1 Кор. 7:7,8).

«Желаю, чтобы все люди были, как и я». Значит ли это, что все должны быть апостолами? Значит ли это, что все должны мощно проповедовать и писать послания? Значит ли это, что все должны обладать дарами пророчеств, исцелений и чудотворений? Нет, конечно! Слова «желаю, чтобы все люди были как я» означают «хорошо, если люди не связывают себя брачными узами и при этом не считают себя ущербными».

Апостол уверен, что безбрачие – благословенное состояние, но как трезво мыслящий человек с пророческим дарованием, отмечает, что не все к нему призваны: «каждый имеет свое дарование от Бога, один так, а другой иначе». Бог является Творцом судьбы человека, определяя кому жить в браке, а кому в безбрачии. К сожалению, очень многие люди не ищут воли Господа в этом вопросе, а поступают, как им заблагорассудится. Так Ирод развелся со своей женой и женился на Иродиаде, следуя своим увлечениям. Но разве Бог одобрил его брак? Ничуть!

Даже некоторые верующие подходят к вопросу вступления в брак, мягко говоря, не совсем серьезно. К примеру, некто решил, что ему пришло время жениться (или выходить замуж). С великим усердием он (или она) начинают просить Бога указать достойную «вторую половину», хотя ранее в других вопросах жизни этот человек никогда и не думал искать воли Божией, а просто шел напролом! Бог ему нужен как предсказатель, а не как Повелитель, и его истинные мотивы – не смиренно принять волю Творца, а избежать горького разочарования в браке. В Писании сказано: «Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху» (Ис. 30:1).

Дорогие друзья, если брак — это дар, то вопрошайте Бога, желает ли Он вам его дать. Ищите Его воли и будьте готовы ее принять. Безбрачие – точно такой же дар Божий, и невежливо будет этот дар отвергать, невежливо не благодарить за него!

Дар безбрачия не означает совершенного равнодушия к противоположному полу. Павел писал о себе, что, хотя он и апостол, все-таки плоть в нем не мертва. Он пишет в одном из посланий: «Я каждый день умираю…. Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 15:31, 9:27). Дар безбрачия — это сила контролировать естественные влечения, чтобы дождаться вступления в брак или прожить жизнь, не связывая себя его узами.

Дар безбрачия не обязательно дается на всю жизнь. Он может быть дарован на какое-то время, а потом Господь скажет: «Хорошо, ты поупражнялся в безбрачии, вот тебе служение брака».

Безбрачие дает человеку свободу от тяжелых проблем семейной жизни.

Апостол писал: «А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботиться о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею» (1 Кор. 7:32,33).

Павел желает верующим быть целеустремленными в посвящении Господу и свободными от мирских забот угождения супругам. От каких именно?

Во-первых, безбрачные освобождены от непростой роли быть главой или помощником в семейном союзе.

Григорий-богослов наставляет мужчин: «Будьте терпеливы и любомудренны, вы, принявшие иго брака (вот как он определяет брак! — ВС) . Видишь ли, что жена приукрасилась и подкрасилась – сотри. Или у нее язык весьма дерзкий – уцеломудри. Или смех неблагопристойный – сделай скромным. Или замечаешь неумеренность в расходах и питие – ограничь. Или не благовременные выходы из дома – положи преграду. Или рассеянный взор – исправь. Но не отсекай, не отлучай от себя поспешно, ибо не известно, кто подвергается опасности отлучающий или отлучаемый».

Перед мужем-христианином стоит трудная задача исправить характер и поведение жены и при этом не утратить ее любви и доверия. Благочестивым женам порой приходится «переступить через себя» и подчиниться не самым разумным требованиям своего «господина». У безбрачных людей этих проблем нет - в житейском смысле они сами себе господа.

Во-вторых, безбрачные освобождены от сложной и болезненной обязанности «притираться» к своей половине.

Благословенны те, кто с первых дней жизни приладились друг к другу, но такое счастье дается не многим, может быть, одной из ста супружеских пар. Остальным же приходится «притираться» к друг с другу, а при трении всегда что-то нагревается, искрит и даже воспламеняется. В наше время особенно трудно наладить взаимоотношения внутри семьи по причине поголовной духовной неустроенности. Как-то я встретил на улице парня под руку с девицей, которая дымила сигаретой и сыпала скверными словами. Я невольно пожалел ее спутника: «Какая жизнь будет у тебя с такой избранницей? Если она сейчас так выражается, что же будет впоследствии?»

Часто супруги мстят друг другу за причиненную эмоциональную боль и порушенные надежды. Я знал одну пару, которые поссорились в первый же вечер после бракосочетания. В суматохе праздника куда-то запропастились деньги, подаренные им на свадьбу, и жена сразу же заподозрила, что новоиспеченный муж их припрятал, и стала обвинять его до кучи во всех смертных грехах. Так и разругались. Потом деньги нашлись, но отношения нарушились навсегда. Воистину, злая жена злее зла!

Вот интересное наблюдение старшего научного сотрудника Института психологии РАН к.м.н. Ольги Маковской: «Формальная власть в мужчине, в нашей стране, но реальная – в женщине (это наблюдения в целом по нашей стране). Наши отношения – психологическая и, часто, физическая схватка. В этой модели мужчина для женщины не просто соперник, но и пожизненный враг. Ни одно достоинство не будет восприниматься женщиной, как окончательное. Трагедия российской женщины в том, что ее глаз пристально и ревниво ищет недостатки, ей объясняющие: почему жить с этим гадом нельзя.

Проводя исследования браков за рубежом, куда наши девушки улетели испытать счастья в объятиях состоявшихся западных мужчин, я наблюдала, как и к ним предъявлялись все те же претензии: невнимателен, жаден, груб и, почти законченный пьяница».

Блаженны неженатые, которые не знают ни кошмарных сцен ревности, не бессчетных раундов выяснения отношений.

Если вы считаете, что безбрачная жизнь полна проблем, вы абсолютно правы. Но отдаете ли вы себе отчет, что в браке эти проблемы удваиваются и даже утраиваются?

В-третьих, безбрачные люди не знают скорбей, которые ведомы женатым.

Тот же Григорий – богослов укорял дрогнувших в житейских проблемах мужчин: «Говорят, что если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Теперь ты узнаешь только, фарисей, что лучше не жениться? А прежде не знал, когда видел вдовство и сиротство, и безвременную смерть, и рукоплескания, сменяемые плачем? И гробы, подле брачных чертогов? И бесчадие, и несчастья от детей? И не разрешившееся рождение? И детей, лишающихся матери при самом рождении?»

Тут есть над чем подумать! Как страшно без Божьего содействия строить семейный очаг! «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс.126:1). У безбрачных есть повод благодарить Бога за свободу от многих горестей. Однако если Господь дарует дар брака, то Он даст и силы справиться с его проблемами.

Безбрачие позволяет быть более посвященным Господу человеком :

«Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботиться о мирском, как угодить мужу» (1Кор. 7:34).

Безбрачие приносит пользу, если человек настроен служить Господу. Во всех иных случаях оно будет тяжким бременем. Если звучит призыв выполнить какое-то дело, допустим, посетить больных, то в первую очередь откликаются лишенные семейных забот. Они же могут уделять достаточно времени важнейшему служению на свете – непрестанной молитве.

Писание говорит: «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла» (1 Тим. 5: 5,6). Одинокая вдовица сосредоточена на Боге и понимает, что Бог освободил ее от многих житейских забот ради служения молитвой. Я боюсь, что многие одинокие люди не осознали важности своего положения. Они день и ночь проводят у телевизора или в разговорах по телефону и пренебрегают дарованной им привилегией посвятить себя молитве. Они теряют благословение не только для себя но и для церкви, упуская возможность вымолить его у Бога!

Я знаю сестер, которые несут молитвенную вахту день и ночь. Они распределили время ночных бдений между собой, и сестра, заканчивающая получасовую молитвенную вахту, звонит по телефону своей подруге, чтобы та приняла у нее эстафету. И так каждую ночь в течение многих лет. Стоит ли удивляться, что церковь, о которой они молятся, имеет благословение?

Безбрачные могут уделять больше времени изучению слова Божия и чтению христианской литературы, чтобы не только удовлетворять свою жажду познаний, но иметь возможность помочь, утешить и поддержать тех, кто в этом нуждается.

Безбрачные могут посвятить свое время и силы добрым делам. Галина Гура когда-то мечтала выйти замуж, но Господь подарил ей безбрачие. Она посвятила себя служению сиротам России, Украины и Белоруссии. Много детей пришло к Господу через ее служение, и сотни людей, вдохновленные ее примером, присоединились к этому благородному труду!

Безбрачным проще быть счастливыми!

«Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, доколе жив муж; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а я думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7:38-40).

Один из служителей древности обращался к деве-христианке: «Ты избрала жизнь ангельскую, встала в чин безбрачных. И не спадай же в плотское, не спадай в вещественное, не сочетайся с веществом тогда, как ведешь жизнь безбрачную. Не ангельское ли свойство, душе, связанной с плотью, жить не по плоти и быть выше самой природы». И далее он пишет о других сестрах: «Они сделали выбор свой: стали супругами и дщерями Бога своего. Живут, беседуют с Ним, не оставляют Его ни днем ни ночью. Принесли Ему в приданое молитвы свои. Они ожидают от Него, в брачный подарок, благодати и милости, которых всегда и удостаиваются. Они избрали благую часть, отказавшись от замужества на земле, считаются уже в семействе ангелов».

В первые века христианства неженатые и незамужние не чувствовали себя людьми второго сорта. В то время отказ от брачных уз ради радости общения с Богом признавался великим благословением, а безбрачные почитались славой церкви.

Поэтому не позволяйте миру навязывать вам свои стандарты. Помните, что высоко у людей, то низко у Бога. Помните, что вы живете для вечного, а не для временного. Никогда не завидуйте семейным: у всех христиан один знаменатель – самоотвержение. Никто не имеет права жить для себя и искать только собственной пользы. Всем приходится подобно апостолу Павлу смирять и порабощать свое тело.

У вас есть огромное поле для труда. Всемогущий Бог очень охотно использовал одиноких людей: пророков Илию, Елисея, Иеремию, Иоанна Крестителя, Анну- пророчицу. В конце концов, Иисус Христос не имел семьи, но кто посмеет отпустить в Его адрес снисходительное замечание: «у Него жизнь не сложилась»? Помните, что миллионы душ прошли тем же путем, которым идете сегодня вы и вам дано быть приобщенными к их великой славе

Также знайте, что в наше время ценность целомудрия как никогда высока. Одно дело сохранять целомудрие в викторианскую эпоху, когда любая безнравственность считалась достойной презрения и омерзения и стояла вне закона. Но насколько труднее сохранить чистоту в наше время, когда общественная мораль неприкрыто враждует против Бога, а те, кто отважился заявить о своей преданности библейским стандартам, удостаиваются в лучшем случае известного жеста пальцем у виска. Проявить целомудрие в этой неистово развращенной среде является великим подвигом. Никогда Бог не смотрел с таким довольством на Своих искупленных, как в наше время, поэтому будьте героями!

Вы – Христова невеста. Поверьте, безбрачие — это не самая высокая цена следования за Христом. Вас не бросают в огненную печь, как трех отроков, о которых повествует книга пророка Даниила. Вас не оставляют на растерзание львам, как первых христиан. С вас не сдирали кожу, как это происходило с детьми Божьими во времена жестоких гонений. В свете их подвига является ли безбрачие тяжелым бременем и жизненной неудачей? Ваше довольство судьбой зависит от библейского восприятия преимуществ, данных Богом в безбрачии. Благодарите же Бога за него и ходите, высоко подняв голову. Вы — дети Божии, и вам принадлежит будущее!



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png