Работа с родителями в детском саду – это раздел сайта, посвященный актуальным вопросам семейного воспитания. Педагоги делятся методическими идеями проведения праздников, вечеров отдыха, концертов для родителей. Здесь можно найти примеры совместных дел для взрослых и детей: проекты, выставки, походы, интересные встречи. Специалисты детских садов и начальной школы найдут в этом разделе варианты планирования работы с родителями, советы по организации семейных мероприятий, материалы для индивидуальной работы.
Методические материалы для работы с родителями
Содержится в разделах:Включает в себя разделы:
- Взаимодействие ДОУ и семьи. Сотрудничество педагогов с родителями
- Совместные с родителями развлечения. Сценарии праздников и досугов с участием родителей
- Спортивная семья. Сценарии семейных спортивных праздников и развлечений
Показаны публикации 1-10
из 4394
.
Все разделы
| Работа с родителями
Консультация для родителей «Как научить детей работать в тетради в клетку» «Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь» учат не только в школе. Сейчас учителя желают получить первоклассников, уже умеющих почти все. Поможем же своим дошколятам прийти в первый класс подготовленными и уверенными в себе. Для этого запасемся терпением, временем, тетрадью...
План работы с родителями на май 2019 года План работы с родителями . Май 2019г Отчетный период Общее количество оказанных услуг консультативной помощи родителям (законным представителям) за отчетный период (за неделю) Количество оказанных услуг консультативной помощи родителям (законным представителям) детей в возрасте...
Работа с родителями - Перспективный план работы по взаимодействию с родителями в средне - старшей группе
Публикация «Перспективный план работы по взаимодействию с родителями в средне -...» Перспективный план работы с родителями в средне - старшей группе «Смешарики» на 2017 – 2018 г. Сентябрь 1. Родительское собрание «Будем знакомы!» 2. Анкетирование родителей 3. Консультации «Психологические особенности детей шестого года жизни», «Овощи и фрукты. Мифы об овощах и...
План работы по самообразованию «Инновационные формы работы с родителями» Самообразование на 2018-2019 учебный год Цель работы: Продолжать создавать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями; устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями и вовлечение семей в единое образовательное пространство. Задачи: Создать...
Обобщение опыта работы «Педагогика сотрудничества: педагог-ребёнок-родитель» В современных образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС родители являются непосредственными полноправными участниками образовательного процесса. Формирование сотрудничества между воспитанниками, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается...
Консультация для родителей и педагогов «Организация работы с детьми по ознакомлению с природой в старшей группе» Консультация для родителей и педагогов: "Организация работы с детьми по ознакомлению с природой в старшей группе" Дошкольное детство - это начальный этап становления человеческой личности. Главная цель экологического воспитания - это формирование начал экологической культуры:...
Работа с родителями - Перспективное планирование работы с родителями в средне-старшей группе
Перспективный план работы с родителями в средне - старшей группе «Смешарики» на 2016 – 2017 г. Сентябрь 1. Родительское собрание «Начало учебного года!» 2. Фотовыставка «Мое радужное лето». 3. Консультация «Развитие у ребёнка интереса и любви к книге». 4. Консультация «Роль...
План работы с родителями в контексте ФГОС ДО в старшей группе Формы и содержания работы Сентябрь 1) Анкетирование родителей для сбора социологических данных в семье. 2)Задачи развития и воспитания детей 5-6 лет ФГОС. 3)Душевный разговор с целью выявления индивидуальных особенностей ребенка. 4)Выставка рисунков "Моя любимая...
Перспективный план работы с родителями в средне - старшей группе «Смешарики» на 2015 – 2016 г. Сентябрь 1. Оформление «Уголка для родителей». 2. Консультация «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». 3. Консультация «Роль витаминов в жизни ребенка». 4....
Семинар для педагогов «Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО» Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом...
Работа с родителямив детском учреждении – приоритетное направление педагогической деятельности. Необходимость укрепления института семьи понимают все специалисты, работающие в детской среде. Только в семье ребенок может жить полноценной жизнью, а в хорошей семье – быть счастливым.
Педагог, работающий с детьми, не может быть воспитателем родителей – отношения «свысока» никогда не отличались эффективным результатом. Отношения с родителями можно построить лишь на принципе педагогической поддержки – помочь, подсказать, привлечь внимание к насущной детской проблеме.
Планирование работы с родителями воспитанников и обучающихся – первый шаг на пути построения эффективного взаимодействия. Используя разнообразные формы проведения родительских собраний, вовлечения родителей в жизнь детского коллектива, педагог может добиться сплочения родительского актива. Родительский комитет - это первые помощники воспитателя в группе и учителя в классе.
Совместные праздники, экскурсии, торжественные мероприятия, выставки семейного творчества – педагогический опыт изобилует примерами соединения педагогического, детского и родительского сообщества. В таком единстве дети понимают, что мир взрослых – надежный, крепкий, безопасный.
Как появился только ФГОС,
Мы все задумались всерьёз:
Что делать? Как же всем нам быть,
Чтоб ФГОСы в ДОУ воплотить?
Задача встала непростая
С чего начать – никто не знал,
Но документы изучая
Осуществить ФГОС надо и это каждый понимал.
Пред нами, вдруг, открылись все просторы,
Где каждый может выбрать себе путь,
Чтоб покорять с детьми моря и горя,
Но, а родителей — к ребятам повернуть.
И вот пошёл процесс, всё «закипело»,
Всё заиграло, засветилось вновь
В педагогических руках умело
Выстраивался весь процесс, согласно ФГОС.
Здесь было всё: и слёзы, и веселье
И ночи протекали все без сна.
Ведь каждый педагог своё творенье
Пытался проанализировать сполна.
В связи с приходом этих новых ФГОСов,
У всех у нас, вдруг, поменялся взгляд
И, несмотря, на трудности, вопросы,
Преодолев их, каждый воспитатель всё же рад!
Согласно ст. 18 Закона РФ «Об образовании», семейное воспитание признано ведущим. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Основными задачами работы является:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- объединение усилий для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизация и обогащение воспитательных умения родителей;
- поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Во взаимодействии с родителями используются следующие принципы:
- Доброжелательности
- Индивидуальности
- Сотрудничества
- Динамичности
- Готовности
Для того чтобы спланировать работу, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому я провела анкетирование на тему «Чего я, как родитель, жду от пребывания моим ребенком в детском саду?». Проанализировав социальный состав законных представителей и анкеты, я пришла к выводу, что большинство родителей вообще не понимают, что может происходить в саду, а считают детский сад – местом для присмотра за детьми.
Поставила перед собой цель – повысить педагогическую грамотность родителей, путем вовлечения их в непосредственно образовательную деятельность. Запланировала родительское собрание в форме детской игры и пригласила желающих, разослав всем приглашение по электронной почте и размещением информации на информационном стенде приемной группы. Для того, чтобы правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, я постаралась подобрать интересные формы работы. Разработала модель непосредственно образовательной деятельности «Подготовка к Новому году». Поставила перед собой задачи:
1.показать один из многообразных методов работы с детьми в ДОУ, с учетом ФГОС (первое собрание включало в себя знакомство родителей с ФГОС);
2.выслушать мнения законных представителей моих воспитанников о данной модели образовательной деятельности, а также выяснить: готовы ли они сами внести какие-нибудь пожелания или рекомендации в осуществление ФГОС в ДОУ?
Оставалось только ждать…
В назначенный день, я, честно говоря, ждала человек 5-7 (практика посещения родителями разнообразных мероприятий). К моему удивлению, пришло 13 родителей, объяснив, что они заинтригованы моим предложением (сюрпризный момент играет большую роль).
Совместную работу предложила провести в кругу. Здесь мы поприветствовали друг друга, пересчитали девочек, мальчиков, сравнили, кого больше-меньше, закрепили знание цветов и оттенков, побеседовали о характерных признаках времен года, о предстоящих зимних праздниках, их особенностях и традициях, объединились в группы для выполнения дидактического задания – собрать целое из частей (учились работать в мини-группах) и провели подвижную игру «Снежки». После игры, вернулись в круг, где родителям было предложена дальнейшая деятельность в центрах активности. Я рассказала им те задачи, которые им необходимо осуществить при выполнении практической деятельности в конкретных центрах.
Такая работа с родителями дала положительный результат: каждый из участников, смог прочувствовать все эмоции, характерные их детям, при участии в интересно выстроенной форме работы.
На сегодняшний момент времени, родители моих воспитанников принимают активное участие в педагогическом процессе. Проживая один вечер в «детстве», они как будто отвлеклись от бытовых проблем и вспомнили про своих детей. Сегодня каждый старается пополнить развивающую среду группы дидактическими пособиями, художественной литературой, иллюстрациями, фотографиями и т.д. по изучению определенной тематики недели, внося свои предложения по организации и проведению педагогического процесса. Есть такие родители, которые изъявили желание самостоятельно проводить мастер-классы по ручному труду для детей без отрыва от детского сада.
А самое главное, понимание и принятие ФГОС в ДОУ позволяет каждому воспитателю использовать разнообразные методы и формы работы с родителями.
Скажу Вам так, что знания законов ФГОСов
Даёт нам всем возможность открывать
Всё новые вершины пед. процессов:
Выстраивать, творить, не унывать.
Ты, выучи все документы ДОУ,
Используй их везде, во всём, всегда,
С родителями, ты, прострой работу
И вот тогда получишь всё сполна.
Родители начнут активно все включаться
В педагогический процесс, в своих детей.
Отсюда и среда будет меняться
По наполняемости и от тем недель…
Желаю всем педагогам удачи!
«Организация работы с родителями
в современном ДОУ»
Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего - люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А. С. Макаренко
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш»
.
В.А. Сухомлинский
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000 г.) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).
Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 44 Федерального закона «Об образовании» говорится:«Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Родители являются первыми педагогами с самого раннего возраста детей и поэтому одной из задач педагогического коллектива МБДОУ детский сад комбинированного вида № 15 «Катюша» - работа над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ».
- Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
- Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
- Как изменить такое положение?
- Как заинтересовать родителей в совместной работе?
- Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Эти и другие вопросы должны решаться совместно на педагогических советах, на родительских собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях с родителями, использоваться в планировании деятельности детского сада с семьями воспитанников. Необходим переход ДОУ на позицию партнёрства с родителями, создание условий для активного участия родителей не только в решении организационных и хозяйственных вопросов ДОУ, но и в управление детским садом, необходимо определение основной и ведущей роли родителей в воспитании и развитии ребёнка. В связи с этим в МБДОУ детский сад комбинированного вида № 15 «Катюша» разработана система по организации работы с родителями. В основе разработки системы - положения современной нормативно-правовой базы (федеральные и региональные документы). Соответствующие содержательные разделы системы включают методические материалы из опыта работы многих авторов, педагогических творческих групп.
ЦЕЛЬ СИСТЕМЫ:
Создание условий для формирования позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников с целью эффективного развития и образования каждого ребенка.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ:
1. Информационно-аналитическая и диагностическая деятельность |
2.П росветительская деятельность |
3. Организация деятельности. Вовлечение родителей в педагогический процесс. | 4.Реализация образовательного процесса детского сада. |
ЗАДАЧИ: | |||
1) Создать систему изучения, анализа информации о семье и ребенке в ДОУ. 2) Организовать взаимодействие ДОУ и социума в вопросах сбора и применения информации о семье и ребенке для эффективного осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к семье. |
1) Создать педагогическую культуру родителей:
2) разнообразить формы работы с семьей, переходить от общелекционных к дифференцированно-проблемным и действенно-поисковым. |
1) создать сообщество единомышленников - родителей, педагогов для совместной работы по развитию и воспитанию детей, социальной адаптации их в обществе. 2) осуществлять совместную деятельность (родителей и детей, педагогов и родителей) с использованием различной мотивации. |
1) привлекать к участию родителей в реализации образовательного процесса. 2) разнообразить формы и методы включения родителей в поддержку и развитие учреждения. 3) привлекать родителей в создание и работу общественной организации - родительский комитет. |
СИСТЕМА ПРЕДПОЛАГАЕТ ПЛАНОВО-ПРОГНОСТИЧЕСКУЮ И КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
- определение стратегии развития детского сада и модели взаимодействия с семьями воспитанников;
- прогнозирование и планирование работы учреждения по данному направлению (планирование работы с семьями воспитанников - перспективное, календарное, планирование методической работы с сотрудниками детского сада;
- проекты работы с семьями в рамках реализации программы развития ДОУ и годового плана;
- конторольно-оценочная деятельность по результатам работы;
- проведение совместного анализа деятельности коллектива детского сада.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПРЕДПОЛАГАЕТ деятельность участников по определенным этапам. В каждом этапе определены цели и основные направления деятельности по ее реализации.
Четыре направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ.
- I. Информационно – аналитическое направление.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Целью информационно – аналитической и диагностической деятельности является сСоздание системы изучения, анализа и прогнозирования дальнейшей деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в получении образовательных и оздоровительных услуг; стратегии развития учреждения.
В городе |
В детском саду |
1. Сбор информации о семьях, имеющих детей:
2.Распространение информации о работе детского сада:
3. Изучение опыта работы близлежащих ДОУ, общеобразовательных школ, ЦДТ во взаимодействии с родителями. 4. Анализ информации. |
1. Сбор информации: о ребенке :
о семье :
о потребностях педагогических кадров :
2. Анализ информации. |
II. Просветительская деятельность.
Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (логопед, педагог – психолог, социальный педагог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).
Кадры 1. Просветительская деятельность:
Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы и др. |
Родители 1. Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ. 2. Просветительская деятельность через наглядную информацию:
3. Просветительская деятельность через обучающую деятельность:
4. Ознакомление родителей с правилами безопасности детей во время проведения летне-зимнего отдыха. |
Дети 1. Социально-нравственное и познавательное развитие:
|
III. Организационно-методическая деятельность.
В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Кадры 1. Организация культурно-массовых мероприятий. 2. Внедрение форм работы с семьей и социумом по расширению контингента детей и организации платных услуг (кружковая работа). 3. Организация деятельности музея «Светлица»:
4. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала. 5. Выход в семью. |
Родители Вовлечение родителей в педагогический процесс:
|
Дети Вовлечение детей в творческий процесс:
|
IV. Реализация образовательного процесса детского сада.
Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.
Система предполагает следующие результаты:
- реализация единой стратегии развития ребенка педагогами и родителями;
- изменение характера вопросов родителей к педагогам с организационно-бытовых на познавательные, касающиеся воспитания и развития ребёнка;
- рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
- проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
- готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их активности не только по хозяйственным вопросам, но и в педагогическом процессе;
- положительные изменения в неблагополучных семьях;
- выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.
Детский сад и семья - два важных института социализации детей. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой -- ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых -- достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное -донести до родителей знания.
Традиционные формы общения педагога с родителями подразделяются на:
коллективные;
индивидуальные;
наглядно-информационные.
К традиционным формам работы с родителями относятся родительские собрания.
Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения) (14, с 15)
Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.
Групповые родительские собрания -- это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или враг в воспитании детей?".
Конференция с родителями - это одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи, участвуют родители. Конференция помогает родителям накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Педагогические беседы с родителями
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации (10, с 38)
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам. Беседы должны отвечать определенным требованиям:
быть конкретными и содержательными;
давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;
пробуждать интерес к педагогическим проблемам;
повышать чувство ответственности за воспитание детей.
Тематические консультации
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.
Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3--4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30-- 40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям (6, с 56)
Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
Посещение семьи
Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих
воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.
Цель первого посещения семьи -- выяснить общие условия семейного
воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и
предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения
положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т.д.
Есть другая форма посещения семьи -- обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т.д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи.
Главная задача наглядной пропаганды -- целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье.
Примером информационной пропаганды служит уголок для родителей,
Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:
Материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления;
Материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время. Самое главное заключается в том, чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.
В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки.
Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье. О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитателям желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.
Большое значение следует придавать оформлению общих тематических стендов и выставок.
Обычно их готовят к праздникам: “Здравствуй, Новый год!”, “У мамы руки золотые “Скоро в школу” и т.п., а так же они посвящаются определенным темам, например: “Воспитание трудолюбия в семье”, “Я сам”, “Мир вокруг нас” и т.д.
С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.
Главной задачей воспитания детей считается формирование и развитие сильных и здоровых, разносторонне развитых личностей, которые всегда придут на помощь в трудную минуту. Детей дошкольного возраста можно воспитывать исключительно дома, но чаще всего это делают в дошкольных учреждениях. Воспитание малышей в детских садиках осуществляют педагогические работники, психологи и логопеды.
Однако не зря говорят, что следующим этапом после домашнего воспитания является детский сад. Работа с родителями является обязательной в дошкольном учреждении. Педагоги обязаны проводить периодические воспитательные беседы с детьми и их родителями, которые, в свою очередь, должны знать о развитии своего чада вне дома. Для максимального эффекта родители должны помогать работникам детского сада в формировании у ребенка и выносливости, различных способностей и умений.
Работа с родителями в детском саду позволит улучшить поведение ребенка в группе, поскольку семейное окружение оказывает большое влияние малыша. Отец и мать считаются для детей большим авторитетом. Очень важно формировать у малышей нравственные качества. Для этого необходимо проводить знакомить их с особенностями Педагогический работник детского сада может порекомендовать родителям ребенка обращать внимание на словесные методы общения, чаще выполнять различные упражнения с использованием основ нравственного поведения.
Работа с родителями в детском саду помогает улучшить эстетическое развитие дошкольников. Здесь в ходе специальных занятий реализуются возможности по раскрытию различных творческих потенциалов воспитанников. Многие занятия по развитию креативного подхода дети могут выполнять в семье в присутствии старших (рисование, лепка, квилинг, народное творчество).
Работа с родителями в детском саду предполагает коллективную и индивидуальную Некоторые папы и мамы не понимают важность взаимодействия с воспитателем. Порой дети не хотят заниматься своим любимым делом (иногда из-за непонимания их предпочтений). В таком случае общаться с родителями надо индивидуально. С помощью бесед педагог может установить такие отношения между участниками воспитательного процесса, которые будут основываться на взаимном уважении. Иногда воспитатель может дать родителям определенные рекомендации по развитию или воспитанию их отпрыска.
В детском саду могут быть разнообразными: различные консультации, выставки детских рисунков, тематические занятия с участием родителей, оформление фотомонтажей детского коллектива, собрания для родителей воспитанников детского сада, разнообразные экскурсии, тренинги, гостиные. Можно организовывать беседы с детьми и взрослыми, приглашать их принимать участие в подготовке праздников.
Воспитатель также может проводить семейный вернисаж в детском саду или посещать семьи воспитанников на дому. Работа с родителями в детском саду предполагает информирование родительского комитета обо всех происходящих интересных моментах в группе. Такая работа может проводиться с коллективом или индивидуально (на усмотрение воспитателя).
Основной формой групповой работы считается общее родительское собрание, которое предполагает установление между родителями и педагогом дружеской атмосферы, а также решение важных вопросов на уровне группы или всего детского сада. Собрание должно периодически проводиться один раз в два месяца. Одной из целей таких собраний является повышение уровня сознательной активности и воспитательной деятельности родителей, развитие их творческой инициативы и ответственности.