Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Стереотип как средство распространения общественного мнения: Уолтер Липман

В середине XX в., когда вкус к изучению общественного мнения окончательно пропал, появляются две работы аналогичного названия. Автор одной из них -- многократно нами цитированный Н. Луман 1 , другая опубликована в 1922 г, Уолтером Липманом. Оба исследователя «раскопали» неизвестные примеры воздействия общественного мнения, обратив внимание на связь между общественным мнением и журналистикой.

У Липмана не было предшественников. Однако книга его, несмотря на название, странным образом не соотносилась с проблемой общественного мнения. Определение Липманом этого феномена можно отнести к небольшому числу слабых мест в книге. Он пишет: «Общественным мнением являются представления людей о самих себе, о других людях, об их потребностях, намерениях и отношениях. Представления, служащие основанием групповой деятельности или основанием деятельности индивидов, выступающих от имени групп, -- это Общественное мнение с большой буквы»3. Таким образом, прочитав и эту работу, по-прежнему трудно понять, что такое общественное мнение. Книга разоблачений В чем особенность сочинения, которое спустя 50 лет после своего выхода в свет публикуется в Германии карманным изданием (1964) и почти одновременно карманным изданием в США (1965)? Не претендуя на сенсационность, книга в действительности содержит разоблачения, которые, однако, противоречат естественному отношению людей к самим себе. Это противоречие настолько сильно, что длительное время после выхода в свет книга оставалась новинкой и практически не затронула сознание интеллигенции. Липман вскрывает рационалистический самообман людей относительно того, как они получают информацию в современном обществе, как формулируют суждения и действуют на их основании: сознательно и терпимо наблюдая, размышляя и рассуждая как ученые, в неизменном стремлении объективно понять действительность, используя поддержку средств информации. Противопоставляя этой иллюзии совершенно иную реальность -- обстоятельства, в которых люди формируют свои представления, воспринимают сообщения, перерабатывают их и передают дальше, -- Липман «на одном дыхании» рассказывает о явлениях, которые лишь спустя десятилетия будут доказаны эмпирической социальной психологией и коммуникативными исследованиями. Я не нашла в книге Липмана ни одной идеи относительно функционирования коммуникации, которая позднее не получила бы подтверждения в кропотливых лабораторных исследованиях или работах в полевых условиях.

Грозовые облака на небосклоне мнений

При этом Липман вовсе не замечает того, что он описывает как общественное мнение в связи со спиралью молчания. Он ничего не говорит о роли давления в сторону конформизма, чтобы добиться консенсуса, о боязни изоляции и о том, что человек с опаской наблюдает за окружением. Но под мощным влиянием событий первой мировой войны Липман открывает важнейший элемент общественного мнения -- кристаллизацию представлений и мнений в эмоционально окрашенных стереотипах 4 . Он употребляет это выражение, заимствуя его из техники га- зетопечатания, которая хорошо ему знакома как журналисту: текст отливается в застывшие формы стереотипа, чтобы затем быть тиражированным много раз. Стереотипы -- это «запрет на профессию» при проверке на верность конституции претендентов на рабочие места государственных чиновников; это -- регулярное упоминание с именем политика, выступающего за смертную казнь, приставки «голову долой», до тех пор пока не становится привычным упоминание одной этой приставки и уже не требуется называть само имя, -- такие «монеты» необходимы процессу общественного мнения, иначе оно не могло бы распространяться, так как приверженцы какого-либо дела или идеи не могли бы узнать друг друга и публично продемонстрировать свою силу, напугать противников.

«Человек, забывающий о смертном приговоре» -- этот стереотип возник в ходе кампании против Филбин гера, который более десяти лет успешно занимал пост премьер-министра земли Баден-Вюртемберг, но затем в срочном порядке был вынужден подать в отставку. В обращение вошла вторая «монета»: суд утвердил решение, и бывшего премьер-министра публично стали называть «ужасным юристом» 5 . Можно представить себе, чего это стоило человеку уважаемому, в течение 12 лет возглавлявшему правительство, стремившемуся быть образцом для нации и ориентировавшему свою жизнь на публику, общественность. Липман пишет: «Тот, кто овладевает символами, определяющими в настоящий момент общественные чувства, в значительной мере завладевает дорогой в политику»". Подобно грозовым облакам, стереотипы заполняют атмосферу мнений в какой-то момент, а чуть погодя могут бесследно исчезнуть, их никто уже не увидит. Поведение людей, политиков, поддавшихся давлению грозовых облаков, будет необъяснимым для тех, кто их сменит. Даже испытавший это давление не всегда сможет впоследствии описать его и будет искать дополнительные объяснения.

В своей книге У. Липман не просто рассказывает о стереотипах, посредством которых распространяется общественное мнение, «как воздух, присутствует везде, в укромных уголках и на ступенях тропа», по меткому выражению Иеринга 7 . Будучи сам свидетелем того, насколько тесно после первой мировой войны образы общественного мнения переплетались с конкретными обстоятельствами времени и места, Липман сумел показать это читателю. Сначала он объясняет это на примере формирования положительных и отрицательных стереотипов. «Помимо восхваления героев, -- пишет Липман, -- существует еще и изгнание дьявола. Один и тот же механизм возвеличивает героя и создает дьявола. Если все хорошее пришло от Жоффре, Фоха, Вильсона или Рузвельта, то все плохое произошло от кайзера Вильгельма, Ленина и Троцкого» 8 . Далее он продолжает: «Вспомним о том... как быстро в 1918 г. после прекращения огня пал столь ценный... символ единения союзников и вследствие этого почти тотчас же переживают упадок символические образы каждой отдельно взятой нации: Великобритании -- как защитницы общественного права, Франции -- как судьи на границе свободы, Америки -- как крестоносца... А затем утрачивают свой глянец и символические портреты руководителей -- и именно по мере того, как один за другим (Вильсон, Клемансо, Ллойд Джордж) перестают воплощать надежды людей и превращаются всего лишь в партнеров по переговорам и управляющих разочарованным миром» 9 .

Образцы в нашей голове -- это псевдомир, в реальности которого мы клянемся

Липман значительно опередил других авторов XX в., также писавших об общественном мнении, благодаря своему реализму, своим реалистическим предположениям относительно человеческого разума и человеческих чувств. Ему очень помогла профессия журналиста, позволяющая четко различать оригинальное восприятие человека и то, что он узнает от других людей или через средства массовой информации; видеть, как это различие стирается, потому что люди его не осознают, усваивая опосредованно узнанное и согласовывая его со своими представлениями таким образом, что все спрессовывается в нечто неразделимое, одним словом, когда влияние средств массовой информации становится также неосознаваемым. «Мир, с которым мы имеем дело в политическом отношении, лежит за пределами нашего видения, нашего духа. Его нужно сначала исследовать, описать и представить себе. Но человек не аристотелевский бог, который может охватить все существование. Он является созданием, способным постичь лишь порцию действительности, достаточную для того, чтобы обеспечить его жизнь и выхватить себе с весов времени несколько мгновений познания и счастья. Но именно это создание изобрело методы, с помощью которых можно видеть то, что недоступно глазу, и слышать то, что недоступно уху, с помощью которых можно взвешивать чрезвычайно большие и чрезвычайно малые меры, подсчитывать и разделять количество предметов, неподвластное одному индивиду. Духом своим человек научается "видеть" огромные части мира, которые он прежде никогда не видел, не мог к ним прикоснуться, понюхать их, услышать или удержать в памяти. Так за пределами доступного он, сообразно своему вкусу, постепенно создает в своей голове картину мира» 10 .

Липман заставляет читателя задуматься над тем, сколь ничтожна доля непосредственных наблюдений по сравнению с данными средств массовой информации. И это -- лишь начало той цепи обстоятельств, которые в какой-то степени искажают картину мира в головах людей. Составить себе действительную картину мира -- бесперспективное занятие: «Реальное окружение настолько обширно, сложно и изменчиво, что его невозможно охватить непосредственно. Человек недостаточно вооружен, чтобы воспринимать такую точность, такое разнообразие, такие превращения и комбинации. И поскольку приходится действовать в этом мире, мы сначала реконструируем его в более упрощенной модели, прежде чем иметь с ним дело» 11 . Спустя 50 лет Липман продолжил работу над этой темой, назвав ее «Редукцией сложности».

Единые правила отбора у журналистов

Как происходит эта реконструкция? Строгий отбор того, что сообщать, что должен знать потребитель, организуется в потоке, содержащем много шлюзов. Именно этот поток имел в виду социальный психолог Курт Левин, когда в конце 40-х годов ввел название «вахтер» (gatekeeper) 12 для журналистов. «Вахтеры» решают, что пропустить для общественности, что задержать. Липман пишет: «Всякая газета, приходящая к читателю, есть результат целой серии фильтров...» 13 Вынуждает к этому обстоятельству крайняя нехватка времени и внимания 14 . По данным самого Липмана об исследованиях читательской аудитории, ежедневно читатель уделяет своей газете 15 минут 15 . Чутье журналиста -- более чем за десять лет до основания американского Института Гэллапа -- подсказывает Лип- ману, сколь значимы будут репрезентативные опросы 16 . Упреждая одно из главных направлений исследований в коммуникационной науке 50-70-х годов, он объясняет, что журналисты при отборе допускают в качестве «ценных новостей» 17 : ясное содержание, которое можно передать без противоречий, чрезвычайные события, конфликты, неожиданности, то, с чем читатель может отождествить себя (т.е. то, что ему близко с точки зрения психологической и географической), личная заинтересованность (то, что может иметь для читателя последствия) 18 .

Поскольку критерии отбора у журналистов в значительной мере совпадают, то их сообщения согласуются, что производит на читателя впечатление подтверждающихся известий. Формируется, по словам Липмана, «псевдомир» («pseudo-environment») 14 . Автор, не обвиняя ни публику, ни журналистов, лишь объясняет, откуда берется псевдодействительность, или «промежуточный мир», как его позднее назвал Арнольд Гелен 20 .

Люди с разными представлениями видят одно и то же по-разному

Наряду с вынужденной редукцией сложности существует «селективное восприятие», разрабатываемое социальной психологией и наукой о коммуникациях с середины 40- х годов в качестве центрального понятия 21 . Селективное восприятие и стремление человека избежать когнитивного диссонанса, т.е. создать непротиворечивое представление о мире, представляют собой второй неизбежный источник искажений в восприятии действительности и искажений в сообщениях. «Я утверждаю, что стереотипная модель в центре нашего кодекса в значительной мере предопределяет, какие группы фактов мы видим и в каком свете мы должны их видеть.

Именно по этой причине при наилучших намерениях известия в газете подкрепляют взгляды издателя; капиталист видит одни факты и определенные аспекты человеческой жизни, в то время как его социалистический противник замечает другие факты и другие аспекты, причем каждый считает другого неразумным и недалеким, хотя действительное различие между ними состоит в различии восприятий» 22 .

Липман описывает все это, опираясь лишь на собственные наблюдения за прессой. Насколько достовернее были бы его описания в век телевидения, благодаря которому во много раз возрос -- по сравнению с оригинальными самостоятельными наблюдениями 23 -- объем опосредованно воспринимаемой людьми информации об окружающем мире, пропущенной сквозь призму собственных представлений! Эмоциональные компоненты -- что нравится и что не нравится -- неотделимые слагаемые изображения и звука: эмоциональные впечатления, вызывающие протест, задерживаются в памяти, если долго отсутствует их рациональное объяснение 24 , как пишет Липман. Запоздалая дискуссия после выборов 1976 г. в бундестаг развернулась по вопросу о том, способно ли телевидение влиять на климат мнений в течение предвыборной кампании. В данном случае речь не шла о манипуляции мнением: журналисты сообщают о том, что они действительно видели ; противодействовать же одностороннему воздействию действительности на средства массовой информации можно было, представив публике журналистов различных политических направлений.

Итак, дискуссия 1976 г. оказалась запоздалой, поскольку она могла бы быть развернута до появления книги Липмана. Спустя же 50 лет после выхода в свет этой книги она воспринималась не иначе, как игнорирование Липмана и всех других свидетельств его правоты в коммуникационных исследованиях. «Мы лишь отражаем то, что есть» -- эти слова, которыми журналисты обычно объясняют свою деятельность, по сути, невозможны сегодня. Известному лозунгу Нью-Йорк тайме «Новость -- это то, что можно опубликовать» есть только историческое оправдание. По мнению журналистов, время от времени нужно, чтобы, аналогично известной картинке для выявления психологии восприятия фигуры и фона*, сообщаемые

Речь идет о восприятии картинки, где изображена то фигура без фона, то фон без фигуры, но в обоих случаях предлагается к осмыслению самостоятельный образ (например, фигура -- молодая женщина, фон -- старуха). -- Прим. персе. факты и мнения выступали как фон, а несообщаемое становилось фигурой. По крайней мере иногда, изредка, такая смена перспективы возможна, и следует тренировать подобное восприятие. Тогда журналист не сможет обманываться относительно воздействия своей деятельности, говоря: «Но ведь то, что я показал, соответствует действительности», «Публике это показалось интересным».Чтоже в таком случае осталось за рамками? Обнаружив, таким образом, важность и значимость отбора материала, Липман заключает далее: многое зависит от того, что из многообразия действительности не показано на картинке, которую получает общественность. При этом он далек от морализирования. При пересказе его идей часто опускают одну деталь -- Липман, пожалуй, даже положительно оценивает стереотип 25 , потому что лишь сильное упрощение позволяет человеку распределить свое внимание на несколько тем, не довольствуясь узким горизонтом.

О чем не сообщают, того не существует

Однако затем Липман настойчиво пытается разъяснить последствия отбора: то, какие упрощенные картины действительности возникают в результате отбора, и есть действительность людей, «картинки в нашей голове» 26 и есть наша реальность. Какова действительность на самом деле, не имеет значения, в расчет берутся лишь наши предположения о действительности, лишь они определяют наши ожидания, надежды, устремления, чувства, поступки. В свою очередь наши поступки, будучи реальными, создают новую действительность. Тогда может иметь место так называемое самореализующееся пророчество: предсказание или ожидание осуществляется собственным действием -- это одна возможность. Вторая возможность -- коллизия: исходящее из ложных предположений действие вызывает совершенно непредсказуемые последствия в необозримой реальности, действительность снова вступает в свои права, и затем -- с запозданием и затянувшимся риском -- происходит вынужденная коррекция «картин в нашей голове».

«Стереотипы», «символы», «образы», «фантазии», «стандартные версии», «привычные схемы размышле ний» -- подобными выражениями Липман осыпает читателя, чтобы объяснить, из какого материала строится то, что он называет «псевдомиром», -- блоки, образовавшиеся в результате мощных процессов кристаллизации. «Фантазиями» я называю не ложь 27 , говорит он. Липман с восхищением подхватывает марксистское понятие «сознание» 28 . Журналисты могут сообщать о том, что есть в их сознании, читатели могут воссоздать и объяснить мир с помощью сознания, в значительной мере сформированного при участии средств массовой информации. Тот, кто сегодня при сообщении: «Телевидение повлияло на климат мнений в выборах 1976 года» -- слышит только то, что журналисты лгали, журналисты манипулировали мнением, остался, в понимании средств массовой информации, на пороге столетия. Нужно, однако, признать следующее: то, что Липман описал мимоходом, коммуникационная наука постигает и разрабатывает постепенно, шаг за шагом, с преодолением препятствий.

«Папа, если в лесу упало дерево, но с телевидения никого не было, чтобы заснять это, упало ли дерево на самом деле?» Эта карикатура в Сатедей ревью -- отец читает книгу, сидя в кресле, а сын отвлекает его своими вопросами -- показывает, что коммуникационные исследования и сознание образованных людей сближаются и постепенно достигают уровня, требуемого У. Липманом.

То, о чем не сообщают, не существует, или выскажемся несколько осторожнее: шансы несообщаемого стать частью действительности, воспринимаемой современниками, минимальны.

Объективная реальность, существующая вне нашего сознания, и воспринимаемая, представляемая «псевдореальность» Липмана отражены в названии книги Ганса Маттиаса Кепплингера (1975) в виде понятийной диады: «Real Kultur und medien Kultur» («Реальная культура и культура средств массовой коммуникации»). Культура средств массовой коммуникации -- это отбор мира глазами средств массовой информации, и если мир находится вне досягаемости, вне поля зрения человека, то реальность средств массовой информации остается единственным миром человека.

Общественное мнение можно передать лишь с помощью стереотипов

Почему Липман назвал свою книгу «Общественное мнение»? Подсознательно он, как и многие журналисты, убежден, что опубликованное мнение и общественное мнение по сути одно и то же. По крайней мере в его описаниях границы между ними размыты. Однако где-то в середине своего изложения он обращается к первоначальному значению общественного мнения, дополняя расплывчатое, неясное определение последнего во вводной главе 29 новым: «Старая теория утверждает, что общественное мнение представляет собой моральное суждение относительно ряда фактов. Теория, которую я представляю, напротив, говорит, что при современном состоянии воспитания общественное мнение преимущественно является мора- лизированным и кодифицированным вариантом фактов» 30 . Моральная природа общественного мнения -- одобрение и неодобрение -- по-прежнему занимает центральное место в его рассуждениях. Но он отходит от традиционного способа ее рассмотрения и предлагает новый подход, который его так увлекает: восприятие фактов фильтруется в моральном отношении через селективный взгляд, направляемый стереотипами. Видят то, что ожидают увидеть, моральной оценкой руководит эмоционально окрашенный стереотип, символ, фантазия. Усеченное видение , с которым живет каждый человек, -- ведущая тема для Липмана. Для нас же высшее достижение Л ипмана состоит в том, что он показал, как опосредуется общественное мнение, как оно навязывается людям через положительный или отрицательный стереотип, настолько экономичный и однозначно воспринимаемый, что каждый сразу понимает, когда ему надо говорить, а где следует и промолчать. Стереотипы неизбежны, чтобы дать толчок процессам конформизма.

Со времен У. Липпмана, который ввел этот термин Lippman W. Public opinion. 1922 (См.: Ноэль - Нойман Э . Указ. соч. С. 205). , распространено и неплохо работает представление о стереотипах -- готовых шаблонах, как бы «литейных формах», в которые «отливается» поток общественного мнения. Этот термин выделяет две существенные характеристики «поля» общественного мнения: во-первых, наличие предельно стандартизованных и упрощенных способов (или форм) выражения, во-вторых, предзаданность, первичность этих форм по отношению к конкретным процессам или актам общения.

Несомненно, «язык», с помощью которого выражаются состояния общественного мнения несоизмеримо проще, грубее, статичнее по сравнению с любым «живым» (как выражаются семиотики, «лингвистическим») языком. Но любые языковые формы тоже можно представить как стереотипы, в которые отливается несравненно более подвижная человеческая мысль: «мысль изреченная» всегда есть мысль упрощенная. (Оставим в стороне вопрос о том, насколько искусственно в данном случае разделение мысли и слова.)

Общеизвестно, что общественное мнение в значительной мере формируется и фиксируется в текстах масс-медиа. Слова, характеристики, обороты речи, используемые в анкетных исследованиях (в том числе в ответах на открытые вопросы, которые формулируются самими респондентами) заимствованы из переполняющих поле общественного мнения телевизионных сообщений и газетных комментариев. Но «реальный» язык общественного мнения гораздо беднее по сравнению с языком СМИ: общественное мнение укладывает словесный материал масс-медиа в свои собственные узкие и жесткие рамки. В принципе, рамки воспринимаемого общественным мнением образуются двумя наборами переменных: во-первых, образами (имиджами) событий, институтов, личностей, во-вторых, оценками этих феноменов. Динамика, аргументация, неоднозначность характеристик могут фиксироваться исследователем, но почти никогда -- самими участниками процесса («игроками» на поле общественного мнения).

Примеры стереотипных характеристик (клише), с которыми они имеют дело: «герой», «враг», «вредитель», «свой--чужой», «виновник» и т. п. Клише оценок сводится к дихотомии «за--против» (одобрение--неодобрение, доверие--недоверие, принятие--непринятие и пр.). Простота, примитивность содержания стереотипов общественного мнения -- непременное условие их общезначимости и устойчивости. Наполнение стереотипов (например, показали доверия--недоверия к определенным деятелям) может изменяться, но сами рамки стереотипов сохраняются. Стереотип не только выделяет статистически «среднее мнение» (пресловутую -- в критических оценках возможностей исследования -- «среднюю температуру»), но задает норму, упрощенный или усредненный до предела образец социально одобряемого или социально допустимого поведения. На таких опорах и держится «мир» общественного мнения.

Как уже отмечалось, шаблоны действия, в том числе и вербального поведения, предшествуют самому действию: каждый индивид (группа, поколение), «вступая» в социальный мир -- что, разумеется, лишь модельное допущение -- обязаны выбирать из готового набора стереотипов. Это не архетипы в духе К. Г. Юнга, так как они не восходят к первобытной мифологии и не хранятся в коллективном подсознании. Стереотипы общественного мнения задаются и обновляются -- поскольку они способны обновляться -- средствами и средой самого общения, том числе масс-медиа. Археология общественного мнения (если понимать под этим термином определенный способ анализа -- в данном случае, состоящий в изучении исторически накладывавшихся друг на друга уровней или слоев соответствующих стереотипов) когда-нибудь позволит заглянуть в процессы их формирования. Некоторые стереотипы, видимо, связаны и с мифологическими структурами мышления -- скажем, стереотипы героя, жертвы, злодея и пр., но для характеристики их происхождения нет нужды апеллировать к первобытным корням: структуры мифологического типа постоянно «работают» в различных оболочках социального мышления (историческая память, эстетика, в том числе в общественном мнении и таких его носителях как современные масс-медиа).

Действие стереотипов общественного мнения можно видеть постоянно в тех ситуациях, когда сложное явление упрощается до знакомого и привычного образца, взятого из арсенала исторической памяти, известного «чужого» примера и пр., вплоть до мифологических схем. Например, напряженные политические коллизии 1995-1996 гг. могут опознаваться в общественном мнении как склока «наверху», как политическая борьба, придворные интриги, бюрократическая конкуренция, «игра» по фольклорным канонам (государь и «посланец», который выполняет невыполнимые задания) и т. д. «Опознание» (отнесение к известной схеме) в таких процессах очевидно заменяет понимание. В то же время стереотип в поле общественного мнения может выступать и в качестве «руководства к действию», то есть реального поведения людей: люди не только опознают привычные образцы, но стараются следовать им, чтобы быть понятыми другими и собой -- «сказку сделать былью».

Ход рассуждений приводит нас к проблеме соотношения формул общественного мнения (синтактики), их значения и применения (соответственно, семантики и прагматики, если использовать семиотическую терминологию). Стереотипные формулы могут использоваться в различных контекстах и соответственно менять свое значение. Поэтому возникает необходимость перейти к более крупным и сложным единицам анализа (как бы от слов к текстам, притом взятым вместе с их толкованием и применением). Примером таких единиц и могут служить комплексы общественного мнения.

Устойчивые образы, встречающиеся во всех этих областях, Юнг назвал архетипами. Юнг понимал под архетипом содержание бессознательного, которое раскрывает себя сознанию всегда с некоторым искажением, привносимом в непосредственное восприятие культурой и индивидуальными склонностями человека. Он не ставил вопроса, как возникли архетипы и существует ли их наиболее истинная или первичная форма. Для европейца Юнга, мировоззрение которого впитало в себя классическую немецкую философию, архетип заведомо присутствует в психике подобно кантовской идее a priori, как образ божественного ума. Юнг пишет об этом так: "Душа -- часть внутренней мистерии жизни, она имеет свою особенную структуру и форму, как любой другой организм. Откуда произошла эта психическая структура с её элементами -- архетипами, это вопрос метафизики, который, следовательно, остаётся без ответа. Это нечто данное, предустановленное, что присутствует во всех случаях."

Таким образом, формирование общественного мнения по ключевым социальным и политическим событиям происходит в соответствие с особенностями функционирования массового сознания.

По мнению Юнга, мифы представляли не частную картину в сознании древнего человека или группы, а скорее были психической жизнью первобытных людей. Когда мифологические мотивы неожиданно обнаруживаются в ходе анализа, то при этом важно понимать, что в них отражены непосредственные переживания человека во всем разнообразии его жизненного смысла. Хотя эти переживания и соответствуют определенным коллективным элементам психического, следует помнить, что они реактивируются в душе сегодняшнего человека. Вывод Юнга был таков: предпосылки мифообразования должны быть представлены в структуре самой психики, которая выступает в качестве хранилища архетипических структур, опыта, являясь, по сути, тем, что он и называл коллективным бессознательным.

Согласно воззрениям Юнга люди по своей природе являются существами социальными. Иначе говоря, Юнг прослеживает происхождение глубинных уровней бессознательного не из индивидуального знания, а из более глобального коммунального опыта всего человечества, помещая тем самым социальные факторы в основание психического. В такой интерпретации социальные или коллективные факторы представляются более применимыми к бессознательному, нежели к сознанию. Но в любом случае совершенно естественно видеть в Юнге социального критика, который истолковывал характер общественной жизни своим современникам.

По мнению Юнга, современный человек вследствие экстраверсии и чрезмерной рациональности характеризуется негибкой персоной. Причина подобной негибкости или ригидности заключается в том, что он отделен и отчужден от своих корней. Другими словами, он потерял или утратил связь с архетипами коллективного бессознательного, являющимися источником всякой традиции. И социальные последствия такой косности привели к полной некритической адаптации и подчинению правилам и нормам, диктуемым государством.

Сам Юнг писал сравнительно мало о применении своих теорий к конкретным социальным проблемам. Он приветствовал "общество, которое сможет сохранить свою внутреннюю сплоченность и коллективные ценности, гарантируя при этом индивиду максимально возможную свободу" но не уточнил, каким образом общество сможет достигнуть подобного состояния.

За действиями человека стоит не общественное мнение, не всеобщий моральный кодекс, но сама личность, в отношении которой он до поры до времени остается на бессознательном уровне. Каждый из нас всегда есть еще и то, чем он был прежде, и точно так же он непременно есть уже и то, чем только станет.

В описании интуитивного интроверта есть диагнозы, которые в комментариях не нуждаются, и читатель может сам сделать выводы, сопоставив их с тем обликом Юнга, который хорошо знаком каждому юнгианцу. «Так как их главная деятельность направлена вовнутрь, то вовне не видно ничего, кроме сдержанности, скрытности, безучастия или неуверенности…Если что-либо и обнаруживается, то это в большинстве случаев лишь косвенные проявления подчиненных (неполноценных) и относительно бессознательных функций».«В той мере, в какой эти типы сами себя не понимают, ибо им в высокой степени не хватает силы суждения, они не могут понять и того, почему общественное мнение их постоянно недооценивает. Они не видят, что их проявляющиеся вовне достижения действительно имеют малоценные свойства».«…их величайший недостаток - неспособность к коммуникации».

Вот что написали по этому поводу спустя тридцать пять лет после выхода книги известные американские социологи К. Юнг и Л. Фримэн: ”Прежде ученые, изучавшие общественное мнение и процессы его формирования, придерживались устаревшей теории о рациональной дискуссии, с помощью которой можно уяснить какие-то события или разобраться в разногласиях. Хотя дискуссия и остается существенным механизмом общественного мнения , мы теперь знаем, что иррациональные и эмоциональные элементы в такой же мере, как и рациональные, включаются в само существо общественных дебатов”. Далее К. Юнг и Л. Фримэн пишут, что “...этот переворот совершила блестящая книга “Public Opinion”, в которой автор при помощи своей концепции стереотипа... дал нам понять, что эмоциональные и иррациональные факторы глубоко проникли в процесс формирования общественного мнения”

Таким образом на человека влияет один из архетипов. Юнг пришел к выводу, что в такой ситуации необходимо помочь клиенту понять, какой архетип держит его в плену, дать возможность увидеть его со стороны, чтобы освободить от его влияния. Иначе человек не сможет вступить на путь индивидуации (самореализации) и обрести свою Самость -- стать самим собой, следуя своей природе, а будет бессознательно подчиняться коллективным нормам и стереотипам поведения. Между тем, освободившись от влияния архетипов, человек не потеряет связь с коллективным бессознательным, которая может обогатить его на пути обретения себя.

Юнг доказал, что у каждого из нас свой путь становления личности: нет общих рецептов развития, и наш внутренний закон во много раз важнее для нас, чем общественное мнение, преклонение перед авторитетами. Отойдя от Фрейда, он мучительно переживал их разрыв. Но именно это позволило ему создать новую теорию и новый метод психотерапии.

Так, Карл Густав Юнг, которого я уже упомянул, швейцарский психолог, мыслитель, основатель аналитической психологии и первооткрыватель «коллективного бессознательного», обнаружил, что существует некое коллективное сознание, которое руководит поступками людей, и действия людей в этом случае не подлежат контролю со стороны их личного сознания Юнг назвал этот феномен «коллективным бессознательным». В своих работах он неоднократно писал о том, что в психике каждого человека превалируют феномены коллективного бессознательного, которое и управляет во многом его поведением. То есть, поведением человека зачастую руководит не его сознание, а сформированное кем-то «общественное мнение», так называемый «эгрегор» коллективного сознания людей, принявших точку зрения большинства.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Феномен массового сознания и его специфические черты. Психологическое воздействие на сознание аудитории через формирование общественного мнения. Методы и механизмы пропагандистского поведения, использование подражания. Сущность общественного мнения.

    контрольная работа , добавлен 19.06.2014

    Теоретический анализ проблемы стереотипов в современном обществе. Наиболее ярко выраженные стереотипы и представления о поведении полов в конфликтных ситуациях. Исследования стереотипов и гендерные модели поведения с помощью методики Розенцвейна.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2009

    Совокупность стереотипов – мнение об окружающем мире. Гендерные стереотипы как культурно и социально обусловленные представления о качествах и нормах поведения мужчин и женщин. Характерные черты мужчины и женщины. Ксенофобия, расизм и толерантность.

    презентация , добавлен 08.02.2012

    Созависимость как устойчивое состояние болезненной зависимости от компульсивных (неуправляемых) форм поведения и от мнения других людей, ее характеристика и отличительные признаки. Факторы развития данной психологической патологии, ее распространенность.

    презентация , добавлен 24.12.2015

    Роль стереотипов в русско-финских отношениях. Стереотипы, их свойства и функции. Свойства этнического стереотипа. Стереотипы и личные убеждения об этнических группах. Социальный стереотип как синоним этнического предрассудка. Этнические конфликты.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2012

    Стереотипы в механизме познания. Понятие "стереотип мышления", его свойства, функции и закономерности формирования. Приемы выявления стереотипов. Использование дизайна как способа формирования стереотипа. Интенсивность эмоционального проявления.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2012

    Развитие взглядов на природу самооценки в истории психологии и различные подходы к понимаю самооценки. Социальные и педагогические аспекты ответственности. Социальные представления о предназначении мужчин и женщин в обществе и гендерные стереотипы.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2015

    Понятие общественности и общественного мнения. Общественное мнение, как социальный феномен, обладает специфическими характеристиками: направленность, интенсивность, стабильность, информационная насыщенность, социальная поддержка. Состояние масс.

    реферат , добавлен 09.12.2008

    Сущность понятий "общество", "человек", их взаимосвязь и взаимозависимость. Роль биологических и социальных закономерностей в жизни человека и общества. Предназначение общественного мнения, его влияние на процесс социализации и формирования личности.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2014

    Анализ гендерных стереотипов и их негативной роли при определении восприятия поведения человека в обществе. Особенности полоролевого поведения определяющего отношения с другими людьми в изучении социальных представлений о мужчинах и женщинах в обществе.

Отношения двух людей - одна из самых злободневных тем в обществе. Любовь находит отражение в искусстве во всех проявлениях. Например, всем известная картина "Неравный брак" художника Пукирева отражает действительность тех времен. Тогда вопрос браков по принуждению и расчетов стоял остро. Было нормальным явлением отдать дочь за богатого старика. Сегодня же отношения "взрослый мужчина и молодая девушка" вызывают удивление. Казалось бы, что ее может привлекать в Само собой напрашивается один ответ: выгода. Материальная или иного рода. Возможна ли любовь при

Почему молодая девушка со взрослым мужчиной встречается?

На самом деле сложно объяснять причины поступков. Многие люди даже в своей мотивации путаются, что уж говорить об остальных. Тем не менее, выделяют несколько причин того, почему девушка может предпочесть старого мужчину. Первая и едва ли не основная из них - материальное благополучие. Начало самостоятельной жизни часто связано с серьезными финансовыми ограничениями. Особенно это касается того, что женщина не может соотнести свои желания и возможности. Отсюда стремление найти себе покровителя. При таком раскладе пара связывает себя обычной сделкой: молодость, секс и красота в обмен на деньги. Опустим моральную сторону вопроса.

Менее распространенная причина того, почему взрослый мужчина и молодая девушка встречаются - это жизненный опыт. Для женщины брак это новый опыт, новая ступень жизни, поднимающая ее на серьезный уровень в глазах общества. Солидный мужчина подчеркивает красоту и молодость жены. Плюс при совместной жизни он является носителем жизненных советов и у него есть, чему поучиться.

Любовь взрослого мужчине к молодой девушке возможна ли?

Легко судить, не зная подноготной ситуации. Но реальны ли подлинные чувства? Вполне. Обычным разумом нельзя объяснить столь трепетное чувство, как любовь. Поэтому нельзя исключать искреннюю основу отношений. В любом случае старайтесь не осуждать и не обсуждать такие пары. Молодые девушки - взрослые мужчины, отношения крепкие и честные? Да, может быть и такое.

Отношения и перспективы

Не важно, что движет девушкой при выборе таких отношений. Неравенство в возрасте, имеющее место, когда взрослый мужчина и молодая девушка решают создать союз, тянет за собой определенные неудобства. Поэтому не лишним будет задуматься о перспективах.

Первая особенность мужчин в возрасте - нежелание подстраиваться под свою половинку. Человек может пропадать сутками на работе, вставать слишком рано или поздно. Иными словами, вести привычный образ жизни. Правда, от спутницы жизни он будет требовать полного подстраивания. Поэтому не удивляйтесь, если с вас будут требовать посещения вечеринок, даже если рано утром вам на работу.

Чем старше человек, тем он консервативнее. Поэтому такой мужчина вряд ли захочет знакомиться с вашими друзьями. Да и в целом делать что-то для вас ему в тягость. Ему важно просто жить так, как удобно. В тяжелых случаях муж может запретить молодой жене встречаться с друзьями.

В целом отношения, построенные на разнице в возрасте, сопряжены с трудностями. Например, редко когда мужчина разделяет интересы жены. В его годы клубы и тусовки малопривлекательны. То же самое касается и активных видов отдыха. Пожилые люди начинают беречь себя и бояться травмироваться.

Вряд ли мужчина будет понимать проблемы по работе у жены. У него свои обязанности и сложности, остальное ему мало интересно. Особенно если его избранница работает не в его сфере.

Секс часть жизни?

У мужчин и женщин разная физиология.

Поэтому женщины ощущают расцвет своей интимной жизни после сорока лет. А у мужчин пик приходится на юношеские годы. Отсюда в браке часто появляются разногласия по поводу неудовлетворенностью сексуальной жизнью. В возрасте мужчины становятся консервативными, и поэтому они часто отказываются от любых экспериментов в постели. Плюс приходят проблемы с потенцией.

Могут ли взрослый мужчина и молодая девушка стать счастливыми в браке, особенно в его интимной сфере? Вполне. Все зависит от того, насколько оба партнера готовы идти навстречу друг другу.

Как понравиться взрослому мужчине?

Если молодая девушка хочет себе исключительно партнера в возрасте, то стоит задаться вопросом о том, как привлечь его. Мини-юбка и декольте не действуют на мужчин этой категории, нужны иные тактики.

Итак, внешность девушки не должна быть вызывающей. Поэтому лучше отдать предпочтение классической одежде с неярким макияжем. Главное - скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства, а красную помаду и короткую юбку-пояс оставить до других времен.

Как вести себя со взрослым мужчиной?

Немаловажно соблюдать золотую середину в беседах. Старайтесь не надоедать и не уходить в глухую неосознанку. Попробуйте узнать, какие темы представляют интерес для мужчины и поддерживайте их. На этом этапе воздержитесь от любого рода критики. Женщина, тем более молодая, должна исполнять роль музы, вдохновителя. Ее задача поддерживать любые начинания, мечты и цели супруга.

Взрослый мужчина и молодая девушка - любовь их часто омрачается общением. Многие дамы начинают называть своего избранника на вы, так как есть разница в возрасте. Такое поведение только оттолкнет мужчину, так как подчеркнуто вежливое общение отрезает любые попытки перевода его в интимную сферу.

Почему они выбирают друг друга?

Многие девушки задаются вопросом о том, почему им нравятся мужчины в возрасте? На самом деле психологи все это рассматривают в плоскости отношений с родным отцом. Иными слова, стоит обратиться к психоанализу. Его основатель, Зигмунд Фрейд, выделял несколько стадий детского развития. На одной из них дети переживают чувство влюбленности к своему родителю противоположного пола. Это нужно для полового самоопределения. Так девочкам в этот период важна фигура отца. Поэтому если его не было или он плохо себя вел - дочка будет стараться восполнить недостаток мужского тепла. Отсюда и стремление найти себе партнера в возрасте. Иногда бывает и обратная ситуация: девочка очень любит отца и стремится найти идентичную фигуру. Так как хочет ощущать себя в безопасности.

Чем тогда продиктована любовь взрослого мужчины к молодой девушке? Как правило, это стремление показать себя как удалого любовника и Казанову. С другой стороны, человеком могут двигать банальные комплексы. Юные поклонницы обычно не избалованы вниманием и подарками, поэтому их легко завоевать.

Перспективы и итог таких отношений

Как правило, нельзя заранее знать, насколько счастливым будет брак. Не имеет значения разница в возрасте - взрослый мужчина и молодая девушка могут быть счастливы. Главное - насколько пара готова уступать друг другу и идти на компромиссы. Юным особам лучше четко осознавать перспективы таких отношений: с годами никто не молодеет и риск стать сиделкой для уже пожилого супруга крайне высок.

В тоже время супруг также под угрозой. Случись у него какие проблемы по здоровью, молодая жена сразу же подаст на развод. Стоит трезво оценивать союз: в беде мало кто готов самоотверженно идти на улучшение жизни другого человека.

С осторожностью стоит относиться и к вопросу заведения детей. Так как с возрастом ухудшается качество спермы и это осложняет зачатие. Плюс жена в любой момент рискует остаться в статусе вдовы и с несовершеннолетними детьми. Это тоже стоит иметь в виду.

В целом любовь между взрослым мужчиной и молодой девушкой зависит от них самих. Только время может показать, насколько успешным будет брак. Поэтому определяйтесь с мотивами своего поведения и двигайтесь к достижению цели.

В социуме наиболее привычен союз, когда партнер старше своей избранницы. А если влюбленные - молодой парень и взрослая женщина, то это вызывает много вопросов со стороны окружающих. Поэтому возлюбленные склонны испытывать определенные тревоги, опасаясь за свое будущее. Психологи подчеркивают, что в подобной паре есть масса своих положительных и отрицательных моментов. Если избранники смогут правильно выстроить отношения, то проживут вместе долго и счастливо.

ШОК! ПОЛУЧИ 150,000 ПОДПИСЧИКОВ INSTAGRAM Стартовал новый сервис Абсолютно БЕСПЛАТНО смотреть >>

    Показать всё

    Психология отношений

    Специалисты в области взаимоотношений подчеркивают, что благодаря изменению ритма в современном мире многие представительницы прекрасного пола ощущают себя не только женами и матерями, но и просто женщинами, которым хочется ярких эмоций, связанных с любовными переживаниями. Молодые мужчины в последнее время предпочитают видеть рядом с собой зрелую избранницу, нежели сверстницу. Психологи объясняют это тем, что в такой паре женщина менее требовательна и эгоистична. Она проявляет больше заботы по отношению к своему более молодому избраннику.

    Благодаря жизненному опыту взрослая женщина легче справляется с неприятностями и проблемами. В том числе и финансового характера. В большинстве случаев мужчина изначально не догадывается о том, что объект его любви значительно старше. Современная женщина способна выглядеть достаточно молодо, прибегая к дорогостоящим косметическим препаратам и медицинской пластике. Но мужчина очаровывается не только внешним видом женщины, но и ее зрелой энергетикой. Молодой избранник сразу видит в такой партнерше глубину и понимает, что новая знакомая готова дорожить отношениями с ним.

    Отношения между мужчиной и женщиной ошибки женщин

    Распространенные страхи

    Есть мужчины, которые подсознательно выбирают партнершу старше себя на 10-20 лет. Такое часто случается, если молодой человек с детства привык к чрезмерной опеке со стороны матери, бабушки, старшей сестры. В его жизни отсутствовала крепкая строгая рука отца или деда.

    Возможно, мать настраивала юношу, что его сверстницы легкомысленные и не стоит относиться к ним серьезно. Тяга к женщине старшего возраста появляется у нерешительных мужчин, которые считают себя малопривлекательными или малообеспеченными. Но не все отношения строятся по таким принципам. Каждая пара уникальна. Психологи выделяют основные причины, из-за которых молодые мужчины стремятся к более зрелым партнершам:

    • Неуверенность в своих сексуальных способностях. Желание обрести опыт.
    • Интерес ко взрослой женщине как к личности. Такой мужчина может быть духовно старше своих сверстниц и они ему просто неинтересны.
    • Нехватка материнской любви либо ее переизбыток.
    • Стремление к более не обремененной жизни в том случае, когда партнерша финансово состоятельна.
    • Искреннее чувство любви.

    Тяга ко взрослой женщине у молодого мужчины способна возникнуть из-за неудачных романов со сверстницами или девушками моложе него. Психологически он стремится избежать душевных потрясений, полагаясь на мудрость взрослой избранницы.

    Почему женщины любят молодых мальчиков

    Мнение окружающих

    Минуя конфетно-букетный период, молодой мужчина и взрослая женщина приходят к выводу, что хотят быть вместе. Но их смущает реакция окружающих, т. к. в большинстве случаев она отрицательна. Женщине пророчат, что она всегда будет заискивать перед своим молодым партнером.

    Мужчине советуют прекратить отношения, ведь физиологически женщина стареет быстрее, и есть вероятность того, что она не сможет родить ребенка. Стоит отметить, что такие разговоры небезосновательны. Однако каждый должен самостоятельно оценивать перспективы совместного будущего. Профессионалы рекомендуют не зацикливаться на сплетнях и мнении чужих людей. Паре следует полагаться на свою интуицию и обоюдное желание.

    Зачем нужна девушка

    Тревоги о красоте и возрасте

    Взрослая партнерша часто испытывает страх по поводу своей внешности. Она склонна сравнивать себя с молодым


    мужчиной и сомневаться в собственной привлекательности.

    Следует помнить, что от своих избранниц уходят мужья любых возрастов. При правильном психологическом настрое женщина должна мысленно поблагодарить уходящего от нее молодого партнера за счастливое время. Если чувство было настоящим со стороны мужчины, то он не станет делать акцент на том, что его уход связан с разницей в возрасте.

    Поведение женщины в паре

    Специалисты в области психологии отмечают, что отношения включают в себя взаимопонимание, духовную близость, сексуальную гармонию и готовность идти на компромиссы. В союзе, где наблюдается возрастное неравенство, эти условия должны быть на более высоком уровне, чем в обычной паре.

    Если мужчина собирается встретиться с друзьями один, то его партнерша-сверстница спокойно примет эту ситуацию и решит свободное время заполнить собственными делами. Другое впечатление может сложиться об этой ситуации у избранницы, которая значительно старше мужчины. В душу женщины неизбежно закрадется тревога о том, что партнер стесняется показать ее своим друзьям. Она может почувствовать себя неинтересной и несовременной. Поэтому важно выражать свои мысли друг другу, делиться переживаниями, вести доверительный диалог. В большинстве случаев инициатором подобных бесед, скорее всего, будет выступать партнерша, так как по своей натуре женщина более эмоциональна, чем мужчина.

    Психологи советуют женщинам, которые значительно старше избранника, познавать мир его глазами. Интересоваться технологическими новинками, путешествовать вместе со своим мужчиной и развиваться. Это объединит пару и подарит ощущения"одной волны".

    Подводные камни

    Психологи считают, что если женщина решилась на отношения с молодым партнером, то ее ждут не только страсть и новый поток энергии. Спустя некоторое время, дама поймет, что:

    • Родственники парня будут осуждать эти отношения и, вероятнее всего, никогда не примут их.
    • Нередко придется ревновать партнера к более молодым девушкам.
    • Несмотря на прекрасные отношения с мужчиной, через 10 лет разница в возрасте будет ощутимее.
    • Возникнет стеснение своего тела, когда появятся первые признаки старения.

    Женщину часто охватывает боязнь того, что молодой любовник получит финансовую поддержку, сексуальный опыт и поймет, что данные отношения для него изжиты. В более выигрышном положении будет находиться пара, в которой есть общий ребенок и совместные заботы о нем. Но если женщину не пугает расплывчатое будущее, то, возможно, ее роман будет исключением и удивит всех своей долгосрочностью.

    Особенности отношений

    Психологи отмечают, что в неравном союзе зрелая партнерша обожествляет молодого избранника. Она старается обеспечить ему максимальный комфорт в быту. Такие действия способны оказать мужчине поистине медвежью услугу. Многие женщины совсем не против того, чтобы любимый целый день находился дома, ожидая ее с работы. Она стремится оградить мужчину и от финансовых проблем.

    В таком случае мужчина становится слабым, неспособным принимать самостоятельно решения. В итоге женщина выращивает большого ребенка и вынуждена тянуть бытовые трудности на протяжении всей жизни в одиночку. В итоге она понимает, что мечтала не о таких отношениях. Самодостаточный мужчина обязательно будет противиться чрезмерной опеке со стороны старшей избранницы.

    Он будет настаивать на своей независимости, выражая сильные эмоции. Часто это приводит к конфликту в паре. Поэтому опытная женщина должна сдерживать подобные порывы и быть ответственной за все сферы жизни в одиночку. Психологи рекомендуют паре определить круг обязанностей каждого еще на заре совместного проживания.

    Материальная сторона

    В неравном браке финансовая сторона иногда превращается в существенную помеху. Нередко взрослая женщина уже многого добилась в жизни. Она имеет собственное жилье, стабильную работу или бизнес. На первый взгляд это большой плюс, ведь пара не будет испытывать таких материальных трудностей, которые переживают молодые.

    Но нередко финансовая состоятельность супруги вызывает в душе молодого партнера протест добытчика. Это ведет к непониманию и ссорам в паре. В таком случае женщине следует дать избраннику возможность развиваться в той сфере, к которой он расположен. В итоге он встанет на ноги, почувствует в себе силы и станет истинной опорой для пары.

    В некоторых случаях мужчину устраивает, что женщина берет на себя все финансовые расходы. Надо заметить, что со временем им придется нелегко обоим. Привыкнув жить на всем готовом, партнер вскоре перестанет ценить это и, вполне возможно, что он начнет использовать свободное время и легкие деньги по своему усмотрению, не считаясь с супругой.

    Редкая женщина станет терпеть такое поведение. Рано или поздно она начнет упрекать его в лени, транжирстве, невнимании к ней. В итоге женщина выставит за дверь такого избранника. Чтобы избежать подобных неприятных последствий, молодой человек должен понимать, что принимать поддержку со стороны партнерши можно лишь некоторое время. Например, в период учебы, в начале своей карьеры, когда все силы и ресурсы нацелены на продвижение.

    Общие знакомые и круг общения

    Существует еще одна проблема в паре, где партнер - молодой мужчина, а избранница - женщина в возрасте. Вполне логично, что у партнерши будут друзья соответствующей возрастной категории. Молодому мужчине непросто найти общий язык и схожие интересы с таким кругом общения. То же касается и компании мужчины - нередко рядом с молодыми приятелями избранника женщина чувствует себя неловко.

    В результате пара либо ограничивает круг общения и проводит много времени вдвоем или отдыхает отдельно друг от друга. Такое поведение не способствует гармоничным отношениям. Психологи советуют найти некий баланс между кругами общения обоих партнеров. Можно совместно проводить некоторые праздники, например, Новый Год или День рождения.

    Сложности начинаются, если молодой партнер захочет более активного отдыха вне дома, а жене будет не по душе такое мероприятие в силу ее возраста. Но ведь и в традиционных браках нередко наблюдается деление интересов в паре.

    Плюсы и минусы

    Психологи считают, что молодой парень и взрослая женщина, которая старше его на 6-10 лет, достигают большей гармонии, нежели сверстники. Это обусловлено биологическими причинами. С возрастом женщины только расцветают в интимной жизни. В то время как их мужчины-одногодки чувствуют сексуальный спад из-за снижения уровня тестостерона в крови.


    Если рассматривать в паре даму 45 лет и молодого человека 25 лет, то их физическое влечение и способность получить оргазм находятся приблизительно на одном уровне. У юной девушки нет такого сексуального опыта, как у взрослой женщины. Поэтому молодой мужчина подсознательно стремится завоевать внимание зрелой партнерши.

    Но специалисты подчеркивают, что есть существенная разница между совместным проживанием и периодическими встречами. Пока каждый живет на своей территории, присутствует интрига и особый трепет. Молодой мужчина проявляет активность в проведении совместного отдыха. Его партнерша, собираясь на свидание, вспоминает былой азарт некогда молодой влюбленной женщины. Такая красота отношений способна продолжаться до тех пор, пока пара не начнет жить вместе.

    Со временем женщина начинает вести себя, как"мама". В дальнейшем такое поведение приводит к дисгармонии в сексуальной сфере. Чтобы избежать такой ситуации, специалисты советуют не воспринимать друг друга, как родственников. Если представительница прекрасного пола не последует этому совету, то со временем ее молодой избранник захочет почувствовать себя"мужчиной" и уйдет в отношения с другой.

    Крепкий союз

    Молодой мужчина и взрослая женщина все же имеют большие шансы на создание счастливых и долгих отношений. Психологи подчеркивают, что такой союз должен строиться прежде всего на духовной близости. Внешний вид и физическое здоровье партнеров также играют не последнюю роль.

    Периодически женщина склонна испытывать переживания по поводу своей привлекательности. Однако профессионалы считают, что разница в возрасте не влияет на чувственность и сексуальное влечение партнеров. Достаточно того, что они будут поддерживать себя в отличной физической форме и не бояться экспериментировать, подогревая тем самым страсть в интимной сфере.

    Некоторые психологи считают, что для взрослой женщины союз с молодым партнером не слишком благоприятен, так как заставляет ее жить в продолжительном стрессе. Однако многие находят в себе силы изменить свое мировоззрение, чтобы радоваться отношениям с молодым мужчиной в настоящем времени.

    В таком случае отношения партнеров способны перерасти в глубокую устойчивую связь, что ослабит их возрастное неравенство. Все пары склонны переживать кризисные времена. Исследования показали: если отношения (в которых мужчина моложе) пережили первые потрясения в течение 5 лет, то они имеют больше шансов стать долговечными, нежели союз между ровесниками.

Мужчины и женщины отличаются не только внешне, но и восприятием окружающего мира. Женщина открыта в своих эмоциях, она не скрывает чувств. Девушки сентиментальные, романтичны. Они погружаются в новые отношения с чувством трепета, симпатии.

Мужчины часто не показывают, что у них на душе, их эмоции невозможно прочитать на лице. Поэтому понять, что он влюблён девушке крайне сложно. Чтобы понять степень привязанности парня к даме стоит знать основные признаки влюблённости мужчин.

Стадии влюблённости

Но многих девушек волнует вопрос, почему мужчины столь скрытные в своих чувствах. По утверждению психологов скрытность мужчины – это защитная реакция, ведь мужчина относится к полигамному виду.

Ему свойственно завоёвывать, добиваться даму, демонстрировать безразличие. Парни ранимые, их сердце легко разбить. Поэтому они предпочитают подолгу скрывать намерения в отношении девушки, чтобы лишний раз не быть отвергнутым.

Психологи выделяют 7 стадий влюблённости мужского пола:

  1. Первая стадия называется «оценивание». Изначально парень оценивает внешние данные представительницы женского пола, анализирует, делает соответствующие выводы. Изначально мужчины влюбляются глазами. Для них важен привлекательный внешний вид второй половинки.
  2. Вторая стадия носит название «интерес». После оценивания внешних данных у сильного пола возникает интерес к общению с девушкой. Они задумываются над созданием отношений.
  3. Третья стадия называется «влечение». На этой стадии начинаются ухаживания. Если дама на них отвечает, то у парня возникает влечение к ней, желание продолжать общение.
  4. Четвёртая стадия «впечатление». На этой стадии сильный пол производит впечатление, преподносит себя в лучшем свете. Он желает понравиться девушке, зацепить её сердце.
  5. На пятой стадии «убеждение» парень убеждается, что симпатия становится сильнее, его мысли занимает выбранная личность. Для самозащиты парень предпринимает все меры для того, чтобы окончательно влюбить в себя даму.
  6. Шестая степень «повторное убеждение». После предпринятых мер, сильный пол чувствует себя победителем: ему удалось влюбить даму, покорить её сердце. На этой стадии парни всерьёз задумываются о создании отношений.
  7. Последняя стадия «влюблённость» приходит с твёрдым намерением сильного пола создать крепкие, серьёзные отношения.

Признаки

Психологами выведены манеры поведения влюблённого мужчины:

  1. Он становится ласковым, нежным, податливым.
  2. Тембр голоса становится мягче.
  3. Меняется поведение: он флиртует с дамой, ухаживает, помогает, уважительно относится, не поворачивается спиной.
  4. Меняется взгляд, влюблённый не отрывает глаз от избранницы, ловит каждое сказанное ею слово, пристально смотрит, замечает детали в изменении имиджа.
  5. Представители сильного пола нервничают: начинают заикаться, потеть, теребить в руках предметы, говорить нелепости, сильно смущаться.
  6. Интересуется жизнью дамы, её интересами, хобби, работой, семьёй.
  7. Повторяет мимику избранницы. Часто такое поведение встречается на первом свидании.
  8. Говорит комплименты.

Мужчины до 30 лет более стеснительны. Они долгое время присматриваются, ухаживают, анализируют даму. Парни моложе более романтичны. Они делают сюрпризы избранницам, пишут стихи, покоряют дам словами и признаниями.

Взрослый мужчина проявляет себя по-другому. Он берёт ситуацию в свои руки: приглашает на свидание, предлагает выйти замуж, начать совместный быт.

Взрослого мужчину не останавливает даже наличие у его избранницы семьи. Если он влюбляется в замужнюю женщину, он предпримет всё для того, чтобы отбить любимую у другого.

Жесты и мимика, определяющие симпатию:

  1. Громкий смех, привлекающий женское внимание.
  2. Смущение.
  3. Раздуваются носовые пазухи.
  4. Приводит в порядок свою одежду, когда замечает любимую.
  5. При разговоре прикасается к собственному лицу, теребит щетину.
  6. Держит руки скрестив.

Как влюбляются разные знаки зодиака

Понять что парень влюблён можно по его знаку зодиака.

Таблица: признаки симпатии знаков зодиака

Как понять по (знаку зодиака) Признаки, манеры поведения, определяющие наличие симпатии
Овну 1. Овен влюбляется мгновенно.
2. Добивается избранницы, дарит подарки, осыпает комплиментами.
3. Постоянно звонит, контролирует, сопровождает даму.
4. Первым делает первый шаг.
Тельцу 1. Телец добивается избранницы до последнего.
2. Встречает с работы, дарит подарки, исполняет пожелания любимой, готовит романтические встречи.
3. Тельцы по своей натуре романтики. Они не спешат. Их действия размеренные и обдуманные.
Близнецам 1. Натура у близнецов настырная.
2. По мере влюблённости он полностью погружается в это чувство: забрасывает свои дела, друзей, его интересует лишь избранница.
3. Часто звонит, пишет письма.
Раку 1. Не настойчивый.
2. У рака присутствует постоянный страх сделать ошибку, обидеть даму.
3. Окружает заботой.
Льву 1. Попросит даму познакомить со своей семьёй.
2. Галантно ухаживает.
Деве 1. Долго скрывают чувства.
2. Долго изучают избранницу.
3. Долго добиваются всевозможными способами.
Скорпиону 1. Скорпионы напористые личности.
2. Первым предложит пойти на свидание, на прощание поцелует.
3. Первыми проявляют инициативу.
Стрельцу 1. Стрелец не отступает даже в случае отказа со стороны дамы.
Козерогу 1. Держаться на расстоянии.
2. Ухаживают, дарят любовь и заботу.
Водолею 1. Водолей по натуре романтик.
2. Делает приятные сюрпризы, осыпает вторую половинку подарками, комплиментами.
Рыбы 1. Рыбы нерешительные, долго продумывают, как подойти к даме.
2. Пишут анонимные письма.
Весам 1. Весы нестабильный знак зодиака. Его предугадать невозможно.
2. Редко подходят первыми.

Определить присутствует ли симпатия можно и по стихии исходя из знака зодиака:

  • Вода.
  • Огонь.
  • Земля.
  • Воздух.

К водной стихии относят:

  • Раков.
  • Скорпионов.

К огненной стихии относятся:

  • Овны.
  • Львы.
  • Стрельцы.

К стихии земля относятся:

  • Козероги.
  • Тельцы.
  • Девы.

К стихии воздух относятся:

  • Весы.
  • Водолеи.
  • Близнецы.

Каждой из стихий присущи свои манеры поведения, привычки и взгляды на жизнь.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png