Все родители хотят, чтобы их дети нормально развивались и не отставали от сверстников. Каждый возраст ребенка, в том числе и два года, имеет свои особенности физического, психоэмоционального и умственного развития. Убедиться, что кроха развивается в соответствии с возрастом, помогут знания того, что должен уметь ребенок в 2 года. Зная, как и чем занять кроху, взрослые могут помочь ему приобретать новые навыки и умения.
Зная особенности развития детишек разного возраста, проще помочь ребенку раскрыть свои способностиФизическое развитие ребенка 2-х лет
Основные физические параметры, за которыми следят родители и педиатры – рост и вес малыша. В этом возрасте дети интенсивно растут, а масса тела крохи обычно должна составлять 1/5 часть от веса взрослого. К основным факторам, влияющим на данные параметры, относятся:
- наследственность;
- питание;
- климатические условия;
- физические нагрузки;
- экология.
Делать какие-либо выводы об отставании или патологически быстром росте, о переборе или недоборе веса обязаны специалисты - в первую очередь, эндокринолог, основываясь на проведенных обследованиях. Самостоятельно диагноз никогда не ставится.
Ниже в таблице приведены средние показатели нормы роста и веса для мальчиков и девочек в двухлетнем возрасте:
Жировые клетки, которые накапливаются в ранние месяцы и годы, по мнению диетологов, остаются на всю жизнь, поэтому к вопросу лишних килограмм стоит относиться достаточно серьезно. Перебор веса чаще всего может быть вызван перееданием, употреблением слишком жирной и углеводной пищи, малоактивным образом жизни, в более редких случаях – нарушением обмена веществ.
Немаловажно обращать внимание на пропорции детского тела, особенности скелета и мышечной массы:
- Длинное туловище и руки + короткие ноги являются причиной смещения вверх центра тяжести.
- Также считается нормой, когда дети выпячивают живот вперед, а спину прогибают назад. Это связано с тем, что их внутренние органы еще не помещаются в брюшной полости.
- Плюс ко всему, голова у детей двух лет больше туловища, и это нормально с анатомической точки зрения.
![](https://i1.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/children.jpg)
![](https://i1.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/children.jpg)
- Кости скелета в таком возрасте еще остаются мягкими и податливыми, с большим количеством хрящевой ткани. Их окостенение находится еще на стадии завершения. Однако черепные кости и кости хребта становятся достаточно крепкими.
- Для двухлетнего ребенка еще характерны пухлые щеки, складки на руках и ногах, ямочки в сгибах колен и локтей. Со временем жировые ткани замещает мышечная ткань.
Двигательные навыки и координация движения
Физическое развитие 2-летнего ребенка напрямую связано с двигательной активностью и координацией движений (рекомендуем прочитать: ). В период с года до трех дети осваивают и совершенствуют умение ходить. Со временем их движения становятся более уверенными, а хождение - осознанным. Ставя перед собой конкретную цель, они пытаются ее достичь. Например, добраться до любимой игрушки, поймать голубя, залезть самостоятельно по лестнице.
В два года, кроме целенаправленного хождения, дети уже достаточно хорошо осваивают:
- перешагивание через препятствия;
- подъем и спуск по лестнице и наклонным поверхностям;
- бег на небольшие дистанции;
- невысокие прыжки;
- хождение по бревну или бордюру;
- пинание мяча ногой;
- повороты и хождение задом наперед.
Несмотря на такой ощутимый прогресс, координация движений еще не так развита. Чтобы держать равновесие, малыши часто растопыривают руки, а при быстром передвижении испытывают затруднения с остановкой. Они также продолжают часто падать. Неуклюжесть в движениях может наблюдаться вплоть до подросткового возраста.
![](https://i0.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/aaaaa.jpg)
![](https://i2.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/aaaaa.jpg)
Однако управлять обеими руками кроха способен уже достаточно хорошо. Он умеет рисовать и лепить из пластилина, с маленького расстояния ловить мяч. В этот период родители могут познакомить ребенка с ножницами - конечно, под чутким руководством взрослого.
Кроме всего вышеперечисленного в арсенале ребенка появляются и полезные бытовые навыки. Он умеет самостоятельно:
- мыть руки и лицо;
- кушать жидкие блюда с помощью ложки;
- ходить на горшок;
- надевать и снимать некоторые вещи.
Психоэмоциональное и социальное развитие
Вплоть до 5 лет дети неспособны контролировать и управлять своим мышлением, памятью и вниманием. Эти психологические процессы им неподвластны. Детское внимание в два года легко переключить с помощью более интересного или нового занятия. На этой стадии развития малыши все новое схватывают на лету и впитывают информацию, словно губки.
С эмоциональной точки зрения дети очень восприимчивы к чужим эмоциям. Так, часто можно наблюдать ситуацию, когда веселый улыбающийся кроха начинает плакать или становится недовольным, если рядом с ним капризничает или устраивает истерику другой ребенок. Именно по этой причине важную роль играет психологическая обстановка, в которой растет малыш.
В спокойной дружественной атмосфере ребенок будет расти психически и эмоционально уравновешенным, в то время как у постоянно ругающихся родителей, выплескивающих на кроху свой негатив, он станет нервным, беспокойным и капризным.
К двум годам дети становятся более общительными, они начинают проявлять интерес к чужим людям и играть на площадках с другими детьми. Они проще вступают в контакт и взаимодействуют с окружающими. Естественно, это время первых ссор и конфликтов. Кроме этого малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Также они очень любят развлекаться, петь, слушать музыку, смотреть мультики и развивающее видео.
![](https://i2.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/chto_dolgen_znat_i_umet_rebenok_v_2_goda_833_191-1.jpg)
![](https://i1.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/chto_dolgen_znat_i_umet_rebenok_v_2_goda_833_191-1.jpg)
Кроме всего прочего, в детской психологии присутствует подражание и копирование взрослых. Дети обожают стирать, убирать, готовить вместе с родителями, таким образом проявляя самостоятельность. Такие стремления следует поощрять, тем более это еще один способ, чем занять ребенка в 2 года дома.
Психологи утверждают, что мальчики и девочки в этом возрасте по-разному оценивают взрослых и постепенно осознают свою гендерную принадлежность. В таблице ниже описаны основные отличия в эмоциональном, психологическом и социальном развитии мальчиков и девочек в 2 года:
Мальчики | Девочки |
Оценивают взрослых, беря во внимание их стремление научить чему-то или поиграть вместе | Оценивают взрослых, основываясь на их отношении к ним |
Осознают то, что они не должны носить платья, им следует быть сильными и мужественными как папа | Понимают, что они носят юбки, и будут в будущем похожи на мам |
Проявляют большую активность и шустрость | Являются более спокойными и уравновешенными |
Неусидчивы, испытывают равнодушие к творчеству | Более усидчивы, с лучше развитым воображением и речью |
Свойственна самостоятельность во всем | Требуют постоянного одобрения со стороны взрослых |
Умственное и речевое развитие
В два года дети обладают определенными знаниями и соответствующими навыками. Они должны:
- различать 4-8 цветов (рекомендуем прочитать: );
- уметь группировать предметы по цветам;
- знать основные геометрические фигуры;
- различать свойства предметов - например, горячий или холодный, легкий или тяжелый;
- знать цифры и считать, показывать на пальцах свой возраст.
На данной стадии малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Словарный запас быстро пополняется и обычно составляет около 300 слов. Детский лексикон обогащается прилагательными и местоимениями, а вместо упрощенных обозначений таких как «ням-ням» или «бум», появляются слова «кушать», «падать».
Дети в этом возрасте начинают уже многое понимать, воспринимают недлинные рассказы о знакомых вещах, указывают на картинках предметы, которые их попросят показать. Свои желания и потребности они уже способны высказывать в виде простых предложений, в которых может нарушаться синтаксическая конструкция. Также дети часто опускают звуки, меняют слоги в словах местами и придумывают собственные словечки, заменяя ими обычные.
Если кроха еще не заговорил или говорит неправильно и с большим трудом, это не является отклонением в развитии. Нужно подождать еще около полугода.
Методы развития ребенка в 2 года
Уход за ребенком 2 лет состоит не только из гигиены, питания и режима (рекомендуем прочитать: ). Он включает в себя развивающие занятия, упражнения и игры. Замечательно, если получается водить кроху в кружки или секции, однако можно проводить занятия с ребенком 2 лет дома. В интернете много видео об уходе и развитии детей, рекомендаций психологов и педиатров, в том числе и доктора Комаровского. Важно выбрать методы занятий и ухода, которые подходят малышу и устраивают родителей.
![](https://i1.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/shutterstock_181026155.jpg)
![](https://i2.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/shutterstock_181026155.jpg)
Упражнения для физического развития
Целью физических упражнений является укрепление костей и мышечных тканей. Также они необходимы для того чтобы опорно-двигательный аппарат формировался правильно. Нет необходимости в специальной гимнастике, достаточно нескольких упражнений, которые следует проводить в игровой форме и без принуждения. Например:
- Дорожка или мостик. Сделать из узкого отрезка ткани или бумаги тропинку и попросить пройти по ней кроху, не выходя за края и удерживая равновесие. Можно преподнести это как переход через реку или устроить соревнования с призом в конце. На прогулке для этого упражнения подходят бордюры и бревна.
- Урожай. Задача крохи - собрать в корзинку разбросанные кубики, игрушки или мячи. Для этого он будет приседать или наклоняться. Можно это делать на время или соревноваться, кто больше соберет.
- Превращение. Малышу нужно изображать животных, птиц, насекомых или транспорт. Например, его можно попросить попрыгать как лягушка или полетать как бабочка.
- Зарядка. Приседания, повороты, прыжки и подтягивания под веселую музыку будут по вкусу любому малышу. Иногда достаточно просто потанцевать.
- Игры с мячом или фитболом. Кроха может перекатывать мяч руками, пинать, бегать за ним и кататься на нем. Это все способствует развитию координации движений.
![](https://i0.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/aga.jpg)
![](https://i0.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/aga.jpg)
Упражнения на развитие мелкой моторики
Стимулирование мелкой моторики способствует быстрому развитию речи и мышления. В этом помогут:
- Пальчиковая гимнастика и игры. В интернете достаточно видео и книг на эту тему. Самыми простыми упражнениями являются сжимание и разжимание кулачков, сгибание отдельных пальцев, хождение средним и указательным пальцами по твердой поверхности.
- Рисование и лепка. Для творческих занятий существуют пальчиковые краски и специальное тесто для лепки. Обычный пластилин и карандаши не уступают в эффективности.
- Игры с мелкими предметами. Например, каштаны и желуди на улице, фасоль, пуговицы, крупные бусины, грецкие орехи дома. Их можно собирать, перекладывать, выкладывать из них картинки.
- Развивающие игрушки. Конструкторы с разнообразными деталями, мозаика и кубики. Желательно родителям складывать их вместе с ребенком.
Развитие внимания и памяти
Развивать память и внимание крохи в домашних условиях помогут игры:
- В прятки. Пусть кроха ищет игрушку, поставленную где-то в комнате или на улице частного дома. Можно прятать не одну игрушку, а например целый зоопарк по всей квартире.
![](https://i1.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/Adrian-C-Murray-22.jpg)
![](https://i2.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/Adrian-C-Murray-22.jpg)
- Перевернутая картинка. Показать рисунок ребенку, перевернуть или убрать, и попросить описать его, что происходит на картинке. Чтобы упростить задачу, нужно задавать наводящие вопросы.
- Три предмета. Разложить перед крохой три игрушки, описать их. Когда он отвернется, убрать одну, после чего попросить сказать, какой из них нет.
- Пазлы.
Нюансы занятий с ребенком дома
Уход за ребенком 2 лет и проведение занятий имеет свои особенности. Ниже приведена памятка для родителей, которые хотят заниматься развитием ребенка дома:
- «Нет» перегрузке ребенка упражнениями и заданиями. Занятия с детьми 2 лет не должны быть сложными и длиться больше 15 минут.
- Чередование активных и пассивных игр.
- Терпение и помощь. Ребенок только учится и пробует, это нужно учитывать.
- Соответствие игр возрасту.
- Уменьшение нагрузки перед сном. Желательно читать или просто разговаривать. Кроме того, чтение и простая беседа способствует развитию речи.
- «Нет» занятиям по принуждению.
- Общение. Нужно как можно больше общаться с малышом, проводить с ним время, интересоваться его жизнью, задавать вопросы.
- Похвала. Не забывать хвалить кроху за его достижения. Для него это очень важно.
- Больше гулять как в летние месяцы, так и зимой.
В любом возрасте, особенно в детстве, человек способен к всестороннему развитию. А в 2 года и 3 месяца малыш развивается очень быстро во всех направлениях: физиологическом, психологическом, социальном и т. д. Поэтому многих родителей интересует: что должен уметь малыш в этом возрасте? В каком направлении следует его развивать дополнительно? Об этом рассказывают наши специалисты в данной статье.
Особенности физиологического развития детей в 2 года и 3 месяца
Конечно же, умения детей данного возрастного периода – 2 года и 3 месяца – зависят от их физиологических особенностей. Самое интересное, что физические параметры мальчиков и девочек в этом возрасте различаются: мальчики растут быстрее, а психологически и эмоционально развиваются медленнее, чем девочки.
Сравним нормативы, которыми пользуются российские педиатры:
- Мальчики:
- рост – от 83 см до 96,8 см;
- вес – от 11 кг до 15 кг 600 г.
- Девочки:
- рост – от 82 см до 95 см;
- вес – от 10 кг 600 г до 14 кг 800 г.
Так как ребенок, независимо от пола, постоянно растет и набирает в весе, то и активное его развитие положительно сказывается на психологии и интеллекте. Благодаря этому, его познания об окружающем мире расширяются с каждым днем. При этом он учится анализировать и сопоставлять те информационные данные, которые к нему поступают, в первую очередь от взрослого окружения – родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Но и от сверстников ребенок также узнает очень много. Именно маленькие детки такого же возраста могут вызывать у малыша эмоциональную реакцию – стойкую симпатию или антипатию. Чего не происходит с близкими родственниками, ведь малыш уже четко осознает свою зависимость от них: мама кормит, папа играет, бабушка читает, дедушка водит в магазин и т. д. (варианты возможны разные, но ребенок не попросит у папы кушать, если его постоянно кормит мама – будет ждать ее).
Также можно наблюдать, что навыки самостоятельной игры у вашего чада улучшились. Что он готов делать в этом направлении? Сам себя развлекать, играя какой-либо игрушкой (тем более если это многокомпонентная игрушка, например, конструктор или мозаика, пазлы и т. д.). Это может продолжаться около часа, при этом внимание родителей ребенок способен требовать только в одном случае, когда от них потребуется оценить результат его игры – построенный домик или собранную картинку. Такое поведение малыша свидетельствует о том, что все подобные игры для него имеют развивающую цель, а не развлекательную.
Что должен уметь малыш в 2 года и 3 месяца
Итак, что же должен уметь ваш ребенок к этому возрастному периоду – 2 года и 3 месяца?
Бытовые навыки | Физические умения | Интеллектуальные способности |
самостоятельно пользуется столовыми приборами – ложкой или вилкой | держит равновесие на гимнастических снарядах | правильно держит ручку ли карандаш |
аккуратно пьет из чашки с ручкой, стакана без ручек, бутылки | прыгает на батуте | рисует ровные линии |
чистит зубы под присмотром взрослых | быстро бегает | различает цвета и геометрические формы |
просится на горшок | подпрыгивает на месте на двух ногах | строит из кубиков башни |
помогает в одевании и раздевании, может сам выбрать для себя подходящую одежду | прыгает с небольшого возвышения (со ступеньки лесенки) | по образцу из конструктора собирает различные несложные конструкции – домики, машинки и т. д. |
переворачивает страницы книг, рассматривая при этом картинки | приседает | собирает в правильном и обратном порядке пирамиду |
поднимается по лестнице и ступенькам без перил | поднимается на цыпочки и ходит на носочках | называет и показывает различные объекты: животных, предметы, овощи, фрукты и под. |
открывает и закрывает межкомнатные двери | умеет играть с мячом: бросает, ловит, бьет по нему ногой | знает и говорит около 200 слов |
помогает родителям в бытовых делах (уборка в комнате, мытье посуды, приготовление каких-то несложных блюд и т. д.) | прячется и играет в догонялки | строит словосочетания и простые предложения из 2-3 слов |
Естественно, перечисленные способности малыша в возрасте 2 лет и 3 месяцев не являются стандартом, потому что каждый ребенок развивается индивидуально. Поэтому родители, прочитав данную таблицу и сопоставив с умениями и навыками своего дитя, могут сориентироваться, в каком направлении следует двигаться для его дополнительного развития.
Советы экспертов: как дополнительно развивать способности ребенка в 2 года и 3 месяца
Опытные специалисты, которые специально занимаются вопросами развития детей в возрасте до трех лет (в том числе и в 2 года и 3 месяца), отмечают, что ребенок будет развиваться во всех направлениях более результативно, если родители будут ему не только помогать активно, но и не мешать. В чем заключается родительская помощь? Вот несколько несложных советов:
- Поддерживать у малыша интерес к любому виду творчества (рисование, лепка, строительство).
- Активно двигаться вместе с ним (утренняя зарядка, гимнастические упражнения, купание и плавание в бассейне, активные игры с мячом на свежем воздухе).
- Игра «Ну-ка, повтори!» (попросить, чтобы ребенок повторял за вами самые разнообразные действия – мимические движения перед зеркалом, слова и звуки, танцы под музыку и подобное).
- Воспитывать чувство порядка и чистоты (вырабатывать навыки уборки за собой игрушек, вещей, посуды после еды).
- Общаться, общаться и еще раз общаться (разговаривать с малышом, обсуждать с ним книжки и мультфильмы, рассматривать картинки и разные предметы, учить стишки и песенки).
- Хвалить за успехи, но и не бояться наказывать за проступки (излишняя похвала может развивать гордыню, излишняя строгость наказаний – комплексы и торможение в развитии).
Родителям всегда следует помнить, что в 2 года и 3 месяца (до трех лет) ребенок сопоставляет и анализирует поступки взрослых, их реакцию на его действия. Поэтому если вы хотя бы раз уступили его требованиям по причине истерического крика и рева, ждите – такая форма требований станет проявляться не единожды. Захочет игрушку – заорет, и будет орать, пока ему не дадут то, что он хочет. Что же делать в таком случае взрослому? Он должен уметь переключить внимание капризули на что-то другое. Как? Элементарно.
Два года – переходный этап в развитии малыша, когда происходит становление его личности. Демонстрация новых навыков радует родителей, которые не перестают сравнивать своего малыша с другими детьми, но иногда различия могут складываться не в пользу собственного отпрыска. Как определить, что должен уметь ребенок в 2 года, и насколько важно соответствие этим нормативам, от чего зависит, что один карапуз развивается быстрее, чем другой? Причины, как правило, кроются в наследственности, но иногда неудачи детей связаны с отсутствием нормального обучения.
Для данного периода развития характерно прибавление роста малыша на 10 сантиметров в год, вес при этом увеличивается на 2-3 килограмма.
В плане анатомии и физиологии происходят следующие изменения:
- при замедлении роста головы начинается интенсивный рост конечностей, из-за чего пропорции меняются, приближаясь к параметрам взрослого человека;
- лицо ребёнка перестаёт быть округлым, каким оно было до этого, и вытягивается, принимая специфический, обусловленный генетическим кодом овал;
- пропадает так волновавшее родителей плоскостопие, поскольку исчезают характерные для младенцев жировые подушечки;
- количество жировой ткани в теле ребёнка заметно снижается, поэтому стройнеет его фигура и лицо;
- мышцы малыша становятся боле упругими и крепкими.
Все эти перемены способствуют повышению координации и ловкости малыша, который с удовольствием собирает более сложные пазлы, мозаики и конструкторы, по сравнению с годовалым возрастом.
Двухлетние дети прекрасно ориентируются в пространстве, у них усовершенствуется вестибулярный аппарат, благодаря чему они лучше сохраняют равновесие. Движение всё больше увлекает двухлеток, так как теперь они намного лучше владеют своим телом, более сильны и выносливы, кроме того, могут развивать высокую скорость перемещения.
Неудивительно, что они чувствуют себя более самостоятельными и независимыми. Умственная деятельность их тоже повышается, вследствие чего они могут решать логические головоломки, принимать весьма нестандартные решения, правда, логика у них пока своеобразная, одним словом, детская. Однако, это заметный прогресс в формировании мыслительных процессов и таких важных функций мозга, как память, пространственное мышление, концентрация внимания, без которых невозможно находить связи между событиями, и делать выводы.
Несмотря на то, что ребёнок стал сильнее и быстрее, на движение и умственную деятельность он способен тратить огромное количество энергии, поэтому результатом становится быстрая утомляемость. Если в течение 15-20 минут малыш занимается одним и тем же делом, тем более, монотонным, он быстро устаёт и взрослым это надо учитывать. Чтобы дети быстро схватывали информацию, а главное, запоминали её, обучающие занятия нельзя затягивать больше чем на полчаса, после этого ребёнку можно предложить заняться чем-то другим, что сможет его отвлечь.
Ещё одна особенность – кризис возраста. Поведение детей, считающих себя чуть ли не взрослыми, меняется в худшую сторону. Ещё недавно послушные и уравновешенные они начинают капризничать по любому, даже незначительному поводу. Иногда такое может случаться по несколько раз в день, что, безусловно, изматывает родителей. Обычно истерики связаны с запретами, нежеланием выполнять поручения, неудовлетворёнными желаниями. Причины конфликтов самые разные, а, порою, просто абсурдные – так ребёнок, ощущая свою самостоятельность, пытается выстраивать новые отношения и испытывает взрослых на прочность, манипулируя их чувствами.
Родителям остаётся только спокойно объяснить сыну и дочери, каковы границы дозволенного, и почему, в любом случае оставаясь при своём решении. Это единственный способ, как утихомирить разбушевавшееся дитя. Если не идти у него на поводу, со временем ссоры утихнут, а жизнь вернётся в нормальное русло.
Между тем, развитие ребенка в 2 года предусматривает даже такие неприятные нюансы – это тоже движение ребёнка вперёд и момент, может не самый лучший, его адаптации к реальному миру. Папе с мамой в таких ситуациях необходимо действовать мудро, и продолжать свою миссию по развитию малыша, отвлекая его на более интересные и важные вещи.
Что должен уметь ребенок в 2 года
Физическое и умственное развитие детей идёт полным ходом, и приносит родителям много радости, помимо уже известных огорчений.
В основном, все дети в этом возрасте обладают многими навыками, и это только некоторые действия, из тех, что должен уметь делать двухлетний карапуз:
- уверенное хождение и бег, привычные для ребёнка;
- подъём по лестнице и наклонной плоскости;
- свободное перешагивание через препятствия;
- хождение задом и повороты;
- прыганье на небольшую высоту;
- способность строить домики и башни из конструктора;
- управление мячом – броски, удары ножкой, малыш уже может ловить мяч и кидать его прицельно;
- помощь родителям в домашних делах – полив цветов, уборка, мытьё посуды, готовка блюд вместе с мамой.
В два года дети уже используют от 100 до 300 слов, связывая их в короткие предложения, и каждый день способны запоминать новые названия, благодаря развитию памяти. Они отвечают на несложные вопросы, научились здороваться и прощаться, узнавать и называть предметы на рисунках и книжных картинках.
Двухлетний ребёнок привык самостоятельно умываться, чистить зубки, которых у него уже около 20-ти, кушать супы и другую жидкую пищу ложкой, при этом, не пачкаясь, снимать и надевать верхнюю одежду.
Когда заходит речь о детях разных полов, взрослым бывает интересно узнать что нужно уметь в 2 года девочке. Малышке в этом возрасте уже пора понимать, что она будущая женщина, и это, абсолютно, нормально. Девочки также способны веселиться и много двигаться, но они более усидчивы, когда дело касается настольных игр, больше любят складывать мозаики и пазлы, могут подолгу заниматься куклами, рисовать и слушать музыку. Вполне естественной является их уравновешенность и относительное послушание, ведь они оценивают людей по их отношению к себе.
Иначе ведёт себя мальчик, уметь в 2 года он может многие вещи, но при этом проявляет большую активность и непоседливость. Его возросшая самостоятельность часто проявляется в действиях протеста против взрослых, которые не дают или не хотят с ним играть, запрещают смотреть мультики, укладывают спать и многое другое, что детям, вообще, не может нравиться.
Как помочь ребёнку расти и развиваться
Обсуждая, что должен уметь ребенок в 2 года, напомним, что физическое и интеллектуальное совершенствование, помимо влияющей на него генетической программы, напрямую зависит от многих внешних факторов, которые крайне важны для маленького ребёнка.
К ним относятся:
- климатические условия, в которых растёт маленький человек;
- режим кормления и сна;
- экологическая обстановка, способная замедлять процессы формирования организма;
- физические упражнения, необходимые для повышения более качественной работы опорно-двигательного аппарата.
Малыш должен уметь в два года много ходить, прыгать и бегать, забираться и спускаться с возвышений, освоить речь и элементарную логику, но если какие-то из перечисленных условий для него являются неблагоприятными, то можно говорить о таких проблемах, как недобр или перебор веса и общее отставание.
Для развития физических данных малышу необходимо:
- Сбалансированное питание по специальному графику. В этом возрасте дети принимают пищу 4-5 раз в день, ночью едят только детишки, которые до этого времени питались материнским молоком и сохранили эту привычку. Но теперь их уже нужно отучивать от таких кормлений. Важно, чтобы в пищу дети употребляли только свежие и качественные продукты, имеющие в составе все необходимые компоненты для здоровья и активности. Им нельзя давать трудную, тяжело усвояемую еду, тяжёлые продукты, жареные блюда.
- Также важен сон малыша, который составляет в норме около 12-13 часов в сутки, 2 часа он спит днём. Если присутствуют симптомы регресса сна, нередкие для двухлетних детей, то следует разбираться в причинах, чтобы решить эту проблему.
- Для детей важно пребывание на свежем воздухе не менее 6 часов в день, а также ежедневные закаливающие и водные процедуры.
- Значительную роль играют физические нагрузки:
- игры с использованием мяча;
- прыганье на двух ногах;
- подражание движениям животных;
- поднятие посильных предметов для выработки силы;
- хождение по неровной и наклонной поверхности, чередование бега с хождением;
- ходьба на носочках и пяточках;
- висы на турнике и кольцах;
- ходьба по бревну, узкой доске, парапету, на руках с помощью взрослых;
- активные игры – хоровод, догонялки;
- лазанье по канату и домашней шведской стенке;
- упражнения на фитболе.
Для изучения свойств отдельных предметов, развития математических и логических способностей, воображения, памяти и внимания нужны следующие игры и уроки:
- игровые процессы, связанные с вкладыванием одних фигур в другие;
- выстраивание башен, домов из кубиков и деталей конструктора;
- изучение цифр, основ арифметики;
- нахождение различий на одинаковых картинках;
- сортировка предметов по разным признакам;
- прятки, нахождение описанных словами игрушек;
- игры на запоминание, на удачу;
- изучение домашних и диких животных, насекомых, птиц и рыб;
- знакомство с временами года, суточными периодами;
- обсуждение событий прошлого дня;
- разговоры о разных профессиях людей, бытовых устройствах, городах и т.д.
Также необходимо проводить занятия для того чтобы развить музыкальные способности малыша, в этом поможет:
- прослушивание детских музыкальных спектаклей, классической музыки, песен;
- танцы под быструю ритмичную и медленную музыку;
- игра на музыкальных инструментах;
- выполнение заданий на определение темпа пьес, их грустного, весёлого, тихого или громкого звучания;
- пение с мамой;
- отбивание простого ритма ладошками.
Не менее важны игры и уроки, обучающие ребёнка определению запахов, текстуры разных материалов. Можно придумать множество задач для развития зрения, слуха, вкуса и обоняния, которые ребёнок будет выполнять с удовольствием.
Совершенствование речи – это важный аспект, помогающий двухлетке адаптироваться среди других людей, артикуляционные упражнения и чтение будут в этом плане очень полезны:
- можно читать с ребёнком сказки, детские книги, увлекательные истории про животных;
- устраивать инсценировки по простым любимым сюжетам;
- учить ребёнка запоминанию и пониманию предлогов и местоимений;
- обсуждать прочитанные книги и увиденные фильмы;
- описывать и показывать на картинках незнакомые малышу предметы, явления природы, бытовые приборы, машины и многое другое;
- просить, чтобы дети рассказывали о своих дневных впечатлениях, составляли рассказ по картинкам.
- чтобы тренировать артикуляцию и правильное произношение, научить малыша говорить тихо и громко, предложить ему погримасничать перед зеркалом, издавая отдельные звуки.
Чтобы процесс обучения проходил эффективно, важно чтобы у ребёнка было хорошее настроение, и чувствовал он себя комфортно, а для этого важна общая атмосфера, царящая в доме.
В два года дети уже не так пугливы и им, помимо собственных домочадцев, становятся интересны другие люди. При контактах с детьми, воспитанными иначе и в других условиях, неизбежны размолвки, конфликты и даже агрессия, поэтому ребёнка важно научить ладить со сверстниками и старшим поколением. К трём годам малыш уже сможет показать, насколько он воспитан, но пока ещё он ведом темпераментом, личными интересами и сильными эмоциями, которыми пока не может управлять.
Развитие ребенка в 2 года: видео
Знание того, что должен уметь ребенок в 2 года, поможет родителям убедиться, что с их малышом всё в порядке и понять, чем лучше всего его занять в часы бодрствования. Но не стоит забывать, что при этом следует учитывать особенности детской физиологии и психики, характерные для этого важного периода.
Подросший кроха проявляет все больше самостоятельности. Круг его возможностей для работы, игры и забав расширяется. Мама и папа с удивлением и радостью замечают, каким сообразительным и любознательным стал их малыш. Умения и навыки для возраста 2 лет – вопрос очень субъективный, потому что каждый ребенок развивается в своем индивидуальном ритме.
После двух лет ребенок становится более осознанным, удивляет родителей своими достижениямиФизические показатели: вес, рост, зубы
Средний вес двухлетки – 12-13 кг, но в пределах нормы будут показатели от 11 до 14,5 кг. Так, например, вес ребенка в 2 года 3 месяца будет составлять около 13 кг. Для девочек определяется чуть меньший вес – от 10,8 до 14 кг. Второй год жизни характеризуется менее активным набором веса, нежели это было в первый год.
Отсутствие регулярных прибавлений в 500-600 г не должно беспокоить родителей. Прежних темпов набора веса уже не будет, потому что кроха большую часть времени проводит в активности, а значит максимально расходует имеющуюся энергию.
Рост деток в этом возрасте будет иметь еще более широкий диапазон. Детки могут вырасти и до 83, и до 93 см. Любое из показаний этого промежутка будет нормой, а значит будет говорить о том, что рост находится в среднестатистических рамках и физическое становление происходит успешно.
Параметры детей до 2,5 лет | ||||
Возраст | Мальчики | Девочки | ||
Вес (г) | Рост (см) | Вес (г) | Рост (см) | |
2 г 1 м | 12830 | 88,1 | 12220 | 86,7 |
2 г 2 м | 12950 | 88,9 | 12380 | 87,5 |
2 г 3 м | 13080 | 89,7 | 12520 | 88,4 |
2 г 4 м | 13220 | 90,3 | 12680 | 89,2 |
2 г 5 м | 13350 | 91,1 | 12820 | 90 |
2 г 6 м | 13480 | 91,8 | 12980 | 90,7 |
Молочные зубы, как правило, в возрасте 2,5 года уже прорезались. Итоговое количество зубок составляет 20 (10 снизу и 10 сверху).
![](https://i2.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/cute-baby-girl-smile-rabbit-1024x640.jpg)
![](https://i0.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/cute-baby-girl-smile-rabbit-1024x640.jpg)
Навыки ребенка
2 года 1 месяц
Двухлетка становится все больше похожим на взрослого человека. Тело его худеет, животик пропадает. Все пропорции туловища изменяются, но это явление абсолютно нормальное. Маме не надо переживать и закармливать малютку калорийной пищей.
Малыш скапливает в себе огромное количество энергии, поэтому родителям важно найти ей полезное и безопасное применение. Малютка все еще спит днем, а значит и у него, и у его мамы есть возможность немного перевести дух и набраться новых сил.
Малыш в 2 года 1 месяц уже умеет делать следующее:
- строить большие по высоте башни из кубиков и других подручных материалов;
- задействует при ходьбе носок, отчего все движения приобретают большую точность и аккуратность;
- понимает разницу между личными местоимениями и применяет это на практике.
2 года 2 месяца
Растет малыш, растет и его самостоятельность. Мамы порой не знают, как реагировать на бунтарство со стороны своего, еще так недавно абсолютно покладистого, карапуза. Ребенок в 2 года 2 месяца может все воспринимать в штыки: попытки почистить ему зубы, одеть штанишки и прочее. Происходит все это оттого, что такие простые, казалось бы, действия требуют от него огромных усилий. Он хочет доказать себе и маме, что уже многое он делает без посторонней помощи.
Кроха к этому возрасту научился:
- мыть руки и вытирать их полотенцем;
- четко говорить, его речь понимает все большее количество людей;
- по-иному смотрит на творческий процесс и рисование, уже умеет рисовать прямую линию, что является очень важным моментом.
![](https://i2.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/Vannya_001.jpg)
![](https://i0.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/Vannya_001.jpg)
2 года 3 месяца
Малыш с удовольствием занимается с мелкими предметами. Путем соединения ряда деталей кроха создает новые постройки. Отличный вариант – конструктор. Здесь огромное поле для творчества и воплощения любых идей. Разрушать свои постройки тоже приносит малышу удовольствие.
Кроха начинает выяснять границы дозволенного и постоянно проверяет вас на прочность. Часто невыносимый, он требует постоянного внимания, а видя что добиться его не получается, начинает злиться, вредничать и озорничать.
Крик в рассматриваемом нами возрасте – дело обычное. Не стоит злиться на малыша. Уменьшить количество негативных всплесков можно, уделяя карапузу максимум внимания и заботы.
Кроха много разговаривает и все чаще мучает папу и маму бесконечными «почему?». Не стоит их игнорировать или смеяться над ними - постарайтесь в доступной форме объяснить малышу интересующий его предмет, тем самым вы внесете огромную лепту в дело формирования его интеллекта.
Двухлетка уже умеет:
- открывать дверь сам;
- навыки крупной моторики позволяют освоить прыжки на обе ноги;
- различает понятия большой-маленький, далеко-близко.
![](https://i0.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/batutblagoveshchenskaya.jpg)
![](https://i2.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/batutblagoveshchenskaya.jpg)
2 года 4 месяца
Пришло время «натянуть повода» воспитания, если вы еще этого не сделали. Упущенный момент контроля поведения вашего чада рискует сказаться на всей будущей жизни. Малыш обязан четко знать правила поведения и рамки, за которые выходить нельзя. Последовательность в действиях родителя в большинстве случаев решает проблему непослушания. Кроха будет чувствовать, что он в надежности и защите, а значит у него будет больше желания развиваться и расти в гармонии с миром.
Малыш в возрасте 2 года 4 месяца может похвастаться такими навыками:
- начинает различать буквы алфавита;
- умеет стоять на одной ножке;
- танцевать, даже в отсутствие музыки.
2 года 5 месяцев
Ребенок становится более внимательным и сконцентрированным, но все же заниматься одним и тем же делом очень долго для него еще невозможно. Можно заметить, как кроха подолгу и очень увлеченно играет в конструктор или с куклами. Отвлечь его от этого приятного занятия не всегда бывает просто. Решение лежит на поверхности. Озвучьте свою просьбу, которая будет иметь некоторое отдаление ее выполнения. К примеру, можно сказать: «Поиграй еще 5 минут, а потом мы пойдем мыться». Так кроха успеет настроиться, а вы избежите ненужных капризов и криков.
Ребенок, достигший возраста 2 года 5 месяцев, уже освоил следующие важные моменты:
- знает все части тела и может их назвать;
- самостоятельно чистит зубы;
- творческие навыки развиваются: умение нарисовать прямые линии, круг.
![](https://i2.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/86263970-56a6fc9a3df78cf772914bb8.jpg)
![](https://i0.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/86263970-56a6fc9a3df78cf772914bb8.jpg)
Развитие социальных навыков
Ребенок-двухлетка уже не малыш, который не может самостоятельно заявить о себе миру, но полноправный человек, способный объяснить свои потребности, рассказать о своих недовольствах. Что говорить, характер порой у деток бывает очень непростым.
Начало двухлетнего периода обычно сопровождается активным контактом малыша с ровесниками и со взрослыми, но немного времени спустя мама замечает, что ее чадо проявляет все больше стеснения и боязливости. Социальная адаптация в этом возрасте характеризуется следующими пунктами:
- кроха вступает в диалог с людьми разного возраста (на прогулках, во время игр);
- радуется или расстраивается, если он или кто-то другой сделал хорошее или плохое;
- появление самооценки, но отсутствие критичности (для себя он всегда выбирает прилагательное «хороший»);
- появляется стремление получить похвалу и, если взрослые забывают поблагодарить или похвалить за хорошее дело, очень часто расстраивается;
- знает, как говорят животные, и может воспроизвести их звуки.
Формирование и совершенствование речи
Для двухлетки уже посильно воспринять небольшой рассказ на слух, если речь в нем идет о знакомых ему вещах. На его основе ребенок может ответить на несложные вопросы.
Малыш уже хорошо знает свое тело. По просьбе взрослого кроха может показать, где у него носик, где ножка, а где щечки.
К двум годам речь ребенка насчитывает около 300 слов. С большим интересом дети относятся к новым словам и начинают их активно использовать на практике. Предложения в этом возрасте обычно состоят из одного-двух слов.
Чаще всего ребенок продолжает говорить о себе в третьем лице. Ему только предстоит осознать и усвоить свое собственное «Я».
Малыши в этом возрасте уже умеют:
- называть названия предметов на картинке;
- говорить или петь окончания строчек из любимых песен или стихов;
- оценивать себя и окружающих по признакам: «хороший», «забияка», «плохой»;
- самостоятельно или по просьбе взрослого может поздороваться и попрощаться.
Малыши уже неплохо усвоили разницу между множественным и единственным числом. Все чаще появляются вопросы, которые связаны с причиной («зачем?», «почему?») и местом («откуда?», «где?», «куда?»).
Кроха хорошо строит предложения, а также может прочесть наизусть любимый стишок. Часто дети, перешагнувшие рубеж двухлетнего возраста, строят длинные предложения (из 3 и более слов). Грамматические ошибки все еще очень часты, но среди прочих слов в предложениях встречаются предлоги и союзы. Ребенок разговаривает не только с родными, но и с посторонними людьми (с детьми на площадке, в детском саду и т.д.).
![](https://i0.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/1461396287_9.jpg)
![](https://i0.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/1461396287_9.jpg)
Нередко бывают ситуации, когда кроха совсем еще не разговаривает. Активный словарь насчитывает два-три слова или состоит только из звуков. Вне всяких сомнений каждый ребенок развивается в своем личном темпе, но не стоит пускать этот вопрос на самотек. Следует начать занятия, направленные на формирование и совершенствование речи.
Здоровый малыш с нормальным развитием абсолютно спокойно может построить предложение из двух-трех слов. Кроху, не заговорившего до 2 лет 5 месяцев, следует показать логопеду, который назначит ряд занятий и упражнений для формирования речевых навыков. Мамы должны быть внимательны к своему ребенку и развивать его речевые навыки на занятиях дома (рекомендуем прочитать: ). Хорошую эффективность имеют различные виды творческой деятельности: лепка, рисование, а также пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
Телевизор, если он все еще работает бесперебойно в вашем доме, следует немедленно выключить, равно как и другие электронные гаджеты. Современные дети имеют проблемы с речью очень часто именно из-за чрезмерного воздействия фонового шума. Крохе важно получить естественное общение, а не электронного друга. Телевизор ребенку не нужен, от него один вред.
Распорядок дня
Режим дня, как и прежде, играет важную роль в сохранении и улучшении здоровья малыша. Кроха может не спать днем уже около 6 часов и при этом не проявляет признаков усталости. Такая картина характерна для детей двух с половиной лет. Таким образом, днем кроха спит только один раз. Продолжительность дневного сна - от 1,5 до 2,5 часов. Помните, что полноценное время для ночного сна должно составлять не менее 10-11 часов.
Дети могут самостоятельно регулировать режим дня. Заметив следующие признаки, знайте, что ребенок переутомился и устал:
- характерные проявления перевозбуждения нервной системы (крики и капризы без видимой причины, ребенок начинает хулиганить и делать назло);
- вялость, раздражительность и плаксивость.
![](https://i2.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/d04aa31ckidfall.jpg)
![](https://i0.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/d04aa31ckidfall.jpg)
Когда данные признаки характерны для вашего малыша, возможно переход на одноразовый сон был преждевременным. Предпочтительнее оставить в таком случае два сна, но уменьшить их продолжительность. Следите за поведением ребенка, чтобы принять правильное решение и выбрать подходящий режим для вашего чада.
Сбалансированный рацион
Для полноценного формирования всех жизненных систем карапуза ему необходимо хорошо питаться. Сохраните четырехразовое питание, разнообразя рацион белковыми продуктами, жирами, минералами и витаминами, которые помогут обеспечить здоровый рост и развитие вашего крохи:
- Мясо – свинина нежирных сортов, говядина, курица, печень, а также рыба. Все это должно быть в ежедневном меню в количестве 7-8% от суточного объема пищи.
- Молочные и кисломолочные продукты – молоко, кефир, творог, йогурт, сыр, сметана. Они должны занимать львиную долю (около 40%) всего суточного рациона.
- Изделия из муки и круп (выпечка, каши) занимают около 15% рациона в сутки.
- Фрукты и овощи должны быть в детском меню обязательно. В них содержится огромное количество витаминов. Доля их в сутки – 35%.
- Масло, сахар, растительные и животные жиры обеспечивают организм энергией, но их общий объем не должен превышать 3%.
- Жидкость. Ребенку следует выпивать около 1,5 литра воды в день. Вы можете предложить крохе на выбор чай, компот, сок или кисель. Можно давать и обычную воду - это даже лучше.
Сохранить у крохи интерес к пище и стимулировать его аппетит можно за счет разнообразных вкусовых сочетаний. Делая меню новым и оригинальным, вы прививаете крохе любовь к принятию пищи и делаете процесс питания осознанным.
![](https://i1.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/eda-dlya-detey-1-5-2-let-na-den-rojdenie-81956-large.jpg)
![](https://i2.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/eda-dlya-detey-1-5-2-let-na-den-rojdenie-81956-large.jpg)
Досуг: игры и занятия
Опытные педагоги, занимающиеся воспитанием детей от 2 до 3 лет, говорят о том, что эффективное развитие малыш будет показывать тогда, когда ему будут не столько помогать, сколько не мешать. Какую помощь могут оказать родители? Дадим несколько полезных советов:
- Обеспечивать поддержку ребенка в его стремлении к творчеству (строительство, лепка, рисование).
- Участвовать в ежедневных активностях (зарядка по утрам, гимнастика, плавание, подвижные игры на улице).
- Совместная игра «Повторяй за мной!». Малышу дается задание повторять все, что будете делать вы (строить гримасы, воспроизводить звуки, танцевать).
- Приобщать кроху к порядку (учить убирать игрушки после игр, вешать на стул одежду, убирать посуду после еды).
- Как можно больше общаться. Это может быть обсуждение прочитанной сказки и просмотренного мультика, разучивание стихотворения или совместное пение.
- Поощрять за хорошие поступки, хвалить и наказывать за провинности. Во всем важна мера. Чрезмерная похвала способна привести к появлению гордыни, а чрезмерность наказаний способна породить комплексы и способствовать более медленному развитию.
В качестве игрушек для двухлетки подойдут предметы и игры, развивающие мышление, мелкую моторику и глазомер. Что выбрать? Конструкторы, шнуровки, мозаики, рамки-вкладыши, наборы для создания бус – выбор очень велик.
![](https://i1.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/play.jpg)
![](https://i2.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/play.jpg)
- Крохи в 2 года 5 месяцев обожают заниматься «готовкой» и приходят в восторг от наборов с овощами и фруктами, которые нужно разрезать. С их помощью развивается моторика и ловкость, а также их можно задействовать в ролевых играх.
- Малыши любят кубики, а если с их помощью можно сложить красивую картинку, они будут довольны еще больше. Для начала стоит взять 4 кубика. Видя интерес ребенка к подобным играм, можно будет купить более большие наборы кубиков.
- Используйте в своих занятиях пазлы из дерева. Тематика таких пособий может быть любая (буквы, фрукты, животные). Они помогут совершенствовать моторику и внимание карапуза.
- Ролевые игры также весьма уместны и полезны в этом возрасте. С их помощью ребенок становится более общительным, а также происходит развитие его фантазии и речи (см. также:
Какого бы возраста ни был ваш ребенок, пусть это даже 2-летний карапуз, общение родителей с ним должно быть адекватным. Безусловно, нельзя вести диалог на повышенных тонах, но и «сюсюкать» с малышом слишком часто не стоит. Конечно, общаться с ребенком 2, 3, как и 4 лет на равных не получится в силу особенностей его возрастного развития, но выстроить беседу так, чтобы ребенок понял ваши требования и выполнял их без лишних пререканий, вполне реально.
Новорожденный ребенок кажется нам ангелом во плоти. Но время идет, дети растут, и наше представление об их божественном происхождении претерпевает существенные корректировки. Нет, малыш по-прежнему самый любимый, но такой шкодный и непослушный порой, что даже начинаешь сомневаться, а так ли хорошо ты стараешься его понять?
Двухлетки проходят через первый кризис в осознании себя и внешнего мира. Так как же общаться с ребенком в 2 года и старше правильно, не давя и не допуская вседозволенности?
Особенности общения с 2-4-летним ребенком
В общении с ребенком 2, 3 и 4 лет очень сложно найти общий язык. Самые частые фразы таких малышей: «Я сам!», «Не буду!», «Не трожь!» Другая особенность этого возраста - делать все с точностью до наоборот.
2-4-летки активно включаются в социальную жизнь, с удовольствием играют со сверстниками, общаются с родственниками и мнят себя неприкасаемыми «божествами».
В этот же период у ребенка напрочь отсутствует инстинкт самосохранения. Все это нельзя не учитывать при общении с детьми 2-4 лет. И каким бы ни казался трудным этот возраст для взаимодействия, это наиболее удобный период для начала воспитания у ребенка нравственных категорий и личностной стойкости.
Не секрет, что малыша сложно научить делиться своими игрушками, а чужие игры ему интересны больше своих. В этом возрасте можно отдавать ребенка в развивающие кружки для малышей или устраивать у себя дома непродолжительные встречи с его сверстниками.
В два-четыре года ребенок начинает примерять на себя различные социальные роли. Он может часами играть в доктора, прослушивая ритм сердца у кукол или ставя градусник родителям, и тут же начнет истерику, если взрослые сменят предмет игры без его согласия. И не учитывать эти особенности при общении с ребенком не допустимо.
К двум годам ребенка в детской комнате образуются постоянные зоны для различных видов деятельности. Есть отдельная зона для игр, где живут все игрушки в своих домиках-коробках, есть зона для рисования и лепки, а есть зона для отдыха. Мобильность каждого блока остается, так как иногда зоны смешиваются, но разграничение по принадлежности помогает в уборке перед сном.
Естественно, убирать детскую перед сном маленький ребенок самостоятельно не может. Делать это нужно вместе, превращая рутинное занятие в увлекательную игру: считая игрушки и кубики, проговаривая действия в рифмовках и играя в «ку-ку», когда ищем «затерявшийся» карандаш.
Прислушайтесь к следующим советам психологов, как правильно общаться с ребенком 2, 3 или 4 лет.
- В общении с маленькими детьми помните, что они такие же, как вы, только маленькие! Не сюсюкайте, не принижайте их мнение;
- Не пытайтесь остановить ребенка категоричным «нет». Очень часто слово «нет» только вызывает раздражение и всплеск эмоций у детворы.
- Не пытайтесь навязать свое мнение о детских игрушках. Иногда бывает, что потрепанный и старенький мишка дороже новенького трехколесного велосипеда.
- Ещё одно правило общения с маленьким ребенком – малышу все нужно объяснять и показывать на своем примере! Рисовать красками не страшно: макаем свой палец и выводим первую «каракулю» на листе или на планшете. Нельзя качаться на стуле, иначе упадешь: посадите на маленький стульчик куклу и раскачайте его. Кубики можно собирать в картину, в башню и т.д. Благо, в современной детской комнате богатое поле для фантазии и примеров;
- на маленького ребенка нельзя злиться и раздражаться. Если ребенок довел до «белого каления», стоит досчитать до десяти, повторяя про себя, что это ребенок, и переключить его внимание на другую игру. Если переключить не получается, дайте ребенку несколько минут одиночества.
Чтобы общаться с ребенком 2, 3 или 4 лет правильно, так, как советуют психологи, нельзя забывать, что малыш чувствует наше настроение, улавливает каждую нотку в нашем голосе. Садясь с ним играть и общаться, не допускайте ни тени фальши и наигранности в поступках.
Радуйтесь каждой проведенной вместе с ним минуте. Разрисовывание стен в детской, складывание пазлов или сборка конструктора, театральные постановки, игра в концерт на импровизированной сцене из блоков LEGO или просто прятки по углам и за шкафами - все должно быть весело и естественно!
Как видите, как общаться с детьми 2, 3 или 4 лет не так уж и сложно – просто разбудите в себе ребенка, и ваше взаимодействие малышом пойдет как по маслу.
Статья прочитана 5 492 раз(a).