10 месяц жизни ребенка - это интересный период как в жизни малыша, так и в жизни его родителей, наполненный неповторимой романтикой познания окружающего мира.

В этом возрасте в развитии ребенка по всем ведущим линиям – сенсорной, социальной, речевой, моторной – наблюдаются качественные изменения. По-прежнему ведущей остается предметная деятельность (ознакомительная игра), в которой намечается новое:

ребенок начинает интересоваться не только самим предметом, но, в большей мере, тем, что с ним можно делать;
в действиях младенца появляется тенденция к созиданию.

В возрасте 10 месяцев внимание ребенка привлекает игра взрослого с кубиками, пирамидками, шариками, кольцами. И чем чаще крохе показывают различные вариации с давно знакомыми ребенку предметами, тем больше он получает сенсорной информации об их свойствах: шарик катится, а кубик стоит, конус можно поставить на основание, но нельзя удержать на вершине и т.д.

Если раньше, находясь на руках родителя, малыш смотрел на его лицо, то теперь, обретя некоторую автономность, сидя на ковре или стоя у опоры, ребенок наблюдает , прежде всего, за руками взрослого: как тот действует с теми или иными игрушками.

Постепенно ребенок отходит от беспорядочного манипулирования. Все чаще и чаще вы видите такую картину: вот он поставил кубик на кубик, шарики прикатил к дырочке, колечко положил рядом с другим и т.п.

Строим пирамидки

Если раньше малыш только разрушал то, что складывала для него мама, то на 10-м месяце кроха улавливает созидательный смысл ее действий и начинает повторять их так, чтобы и у него что-то получилось. Такая созидательная направленность, начавшаяся в конце 9-го и на 10-м месяце жизни, будет становиться все более выраженной.

Это необходимо для развития мышления и речи , ведь перед ребенком появляется продукт его усилий, который имеет название – башенка, пирамидка, лесенка, дорожка и т.п.

Игра с предметами

Другой важный аспект – понимание речи. Ребенок начинает понимать фразу из двух слов: название предмета и действия с ним. Например: «Дай ручку!», «Помаши ручкой. Пока!», «Покажи, где собачка?», «Пей молочко», «Ешь кашку», «Собери шарики» и т.п.

Для овладения пониманием речи ребенку необходимо образование связи между предметом и словом, обозначающим его. Вот почему предметная деятельность приобретает особое значение для речевого развития ребенка , являясь по содержанию ориентировочно-исследовательской, а по форме – ознакомительной игрой. В процессе этой игры ребенок усваивает названия предметов и действий с ними.

При игре с игрушками также появляются новации – показы сюжетов развернутых действий: куколка нарядилась и спела песенку; петушок походил, поклевал зернышки, прокукарекал; собачка танцевала на задних лапках, потом легла и т.п. Все эти показы эмоциональны и сопровождаются краткими речевыми пассажами: «Ляля топ-топ! Ля-ля-ля!», «Собачка ав-ав!» и др.

Вы замечаете, что ребенок с интересом наблюдает за действиями домашних: бабушка шьет, дедушка стучит молотком, сестренка поет – все что-то делают. Их действия взрослый обозначает словом, и малыш внимательно вглядывается в происходящее. У 10-месячного ребенка интенсивно формируется понимание, но и в развитии активной речи происходят значительные позитивные изменения.


К 10–11 месяцам жизни у ребенка наблюдается более сформированная способность к речевому подражанию. Теперь кроха вслед за взрослым сходу повторяет фонемы родного языка, звукоподражания и даже наиболее легкие лепетные слова-обозначения, например, «ав-ав» (собачка), «га-га» (уточка), «ку-ка» (петушок) и т.п.

Однако далеко не все звуки речи одинаково хорошо удаются крохе. И вы замечаете, что во время переклички малыш легко произносит те звуки, которые еще раньше появились в лепете: «м», «б», «в», «п» (губно-губные). Их звучание связано со смыканием и размыканием губ на выдохе, что на первых порах возникает спонтанно.

Ребенок издает звуки , близкие к правильно артикулируемым – по-другому он пока не может. Но важно, что в этот момент включается физиологический фактор: малыш слышит себя, подражает сам себе. В процессе этих повторений происходит коррекция произношения. Следовательно, отрабатываются алгоритмы тех фонем, которые ребенок слышит и неоднократно повторяет. Их артикуляция удается малышу быстрее.

Как правило, к 9 месяцам ребенок уже правильно произносит губно-губные «м», «п», «б», «в», а к 10–11 месяцам – губно-зубные «т», «д»; сонорные «н», «л». И вы слышите примерно такие речевые рулады: «ба-ба-ба», «а-ля-ля», «нэ-нэ», «дя-дя-дя», «та-та», «та-ка», «ав-ава» и т.п.

Но еще не скоро появятся в детской речи звуки «р», «ш», «ч», «з», «ц», «щ», потому что они требуют более сложного произношения. Как отмечают специалисты, для большинства трудных фонем должна образоваться своя система обратных связей на более высоком уровне развития речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Становится понятным, почему 1 год жизни ребенка называют подготовительным этапом речевого развития: нужно время, чтобы даже легкие речевые звуки (фонемы) малыш начал артикулировать. Ведь фонемы – единицы речи, из которых формируются слова!

Общее развитие ребенка

Задачи общего развития малыша, которые стоят перед родителями, направлены на правильную организацию его жизни:

  • обеспечьте ребенку достаточную двигательную активность: возможность перемещаться в пространстве (ползание) и вставать на ножки у опоры (у кресла, у дивана и др.), двигаться приставным шагом вдоль опоры;
  • обогащайте предметные игры малыша введением разнообразных действий с одним и тем же пособием («шароброс», пирамидка, матрешка, кубики и т.п.);
  • развивайте у вашего чада устойчивость и целенаправленность действий с предметами;
  • уделяйте особое внимание созидательным действиям ребенка, в результате которых появляется «продукт» – башенка, каталка из колечек, деревянная матрешка и др.;
  • обогащайте игровое общение малыша не только с мамой, но и с близкими, разыгрывая ситуации с использованием предметов домашнего обихода, игрушками и др.;
  • продолжайте совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
  • поддерживайте в малютке интерес к другим детям, учите ребенка играть рядом с другими малышами.

Развитие речи ребенка

Задачи развития речи ребенка следует выделить особо:

  • наполняйте жизнь ребенка яркими впечатлениями при знакомстве с окружающим миром – природой и социумом (теплое солнышко, зеленая травка, воркующие голуби, поливальная машина, праздничные флаги, клумба осенних цветов и т.п.);
  • называйте все предметы, явления, события, попадающие в поле зрения малыша;
  • говорите эмоционально, но не многословно, не торопясь; стройте предложения из двух слов – подлежащее, сказуемое (предмет и действие с ним). Употребляйте простые обороты речи, понятные ребенку;
  • продолжайте развивать речевые навыки в процессе расширяющихся социальных контактов малыша со взрослыми и детьми;
  • расширяйте понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого (его пассивный словарь);
  • в процессе развития действий с предметами и на специальных речевых занятиях формируйте активный словарь малыша (т.е. самостоятельное употребление им слов);
  • побуждайте ребенка подражать взрослому, повторять за ним новые слоги, которых нет в лепете малыша;
  • поощряйте кроху к произношению первых лепетных слов: «ма-ма», «ба-ба», «пa-пa» и т.п.

Малышу интересны не только электронные игрушки с меняющимися модулями света, цвета, звука, но и самые простые хозяйственные предметы: бидончик, в который малыш набирает шарики; дуршлаг, в котором много дырочек и др. Эти предметы отличаются от игрушек, но не менее интересны для малютки, потому что действия с ними доступны и зрительно (визуально) просты.


Развивающая игра «Кто что делает?»

Задачи игры

  1. Продолжать обогащать социальный опыт ребенка, организуя познавательные и речевые контакты со взрослыми из его ближайшего окружения (отец, бабушка, сестра и др.), повышать интерес к ним.
  2. По договоренности с домашними разыграть ситуации действий с предметами домашнего обихода.
  3. Практиковать понимание фраз из 2 слов: название предмета и действия с ним («Что делаешь?» – «Варю кашку», «Чиню машинку» и др.).

Материал для игры

Предметы домашнего обихода (ситечко, корзиночка, деревянные ложки, расписанные под хохлому, дуршлаг, бидончик и др.), пирамидка, предметные картинки (3–4 шт.): кукла, машинка, мишка, зайчик, петушок и др.

Мама вместе с ребенком идет к бабушке на кухню. Бабушка ласково встречает малыша, называет по имени. Мама, держа ребенка на руках, глядя на бабушку, медленно и выразительно спрашивает: «Что ты делаешь?» Бабушка отвечает: «Я варю кашку. Кашку для Сашеньки (имя ребенка)».

Бабушка показывает бидончик, дуршлаг, корзиночку. Дарит ребенку корзиночку, в которую он будет собирать шарики. Мама предлагает малышу помахать бабушке ручкой: «До свидания! Пока! (разученное действие) Мы идем к дедушке!»

Дедушка ласково встречает ребенка. Ему задается тот же вопрос: «Что ты делаешь, дедушка?» Дедушка отвечает, что собирает пирамидку для Сашеньки. Мама опускает малыша на ножки около стула, на котором разложены колечки. Мама и ребенок наблюдают за действиями дедушки. Малыш расстается с дедушкой, мама предлагает помахать ручкой: «До свидания! Пока!» (разученное действие) и, взяв каталку, они идут посмотреть, что делает сестренка (тетя, брат). Вся сцeнкa повторяется. Сестра рассматривает картинки и показывает их малышу, называет изображения. В конце игры-занятия мама и малыш играют на ковре. Собирают шарики в корзиночку, возят каталочку, подбирают игрушки к картинкам (кукла, мишка, петушок). Мама озвучивает действия ребенка: «Сашенька складывает шарики», «Сашенька катает каталочку», «Сашенька смотрит на картинки» и т.д.

Речевое общение с домашними следует повторять с разными аксессуарами, находя новые игровые поводы.

Развивающая игра «Собачка»

Задачи игры

  1. Использовать прогулку с малышом для ознакомления с животными, живущими рядом с человеком, в частности, с собакой. Обратить внимание ребенка на внешние признаки, повадки, голосовые реакции. Ввести звукоподражание («ав-ав»).
  2. Продемонстрировать эмоционально-доброе отношение к животному, но не допускать приближения ребенка к нему (наблюдение проводить с расстояния 3–4 м, младенец находится на руках взрослого).

Взрослый обращает внимание ребенка на собачку: «Соба-а-ачка! Ав-ав!» и, держа ребенка на руках, следует за животным, обходит вокруг, давая возможность обозревать собачку с разных сторон: «Вот какая соба-а-ачка, ав-ав!» Далее мама описывает животное: «У собачки хвост, лапы, ушки. Как собачка лает?» – Отвечает: «Ав-ав! Ав-ав!» Обращается к ребенку: «Скажи: ав-ав! ав-ав!»

В заключение читает стихотворение Н. Комиссаровой «Собачка»:

К нам пришла собачка,
Добрая собачка,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
Ав-ав! Ав-ав!

Пальчиковая игра «Но-но! Нельзя»

Задачи игры

  1. Разучить с ребенком условное «запрещающее» движение пальцем руки (погрозить), соединив его с пониманием фразы: «Но-но! Нельзя!»
  2. Ввести это запрещающее движение в игровой показ с сюжетными игрушками. Использовать фольклор для маленьких.

Материал для игры

Сюжетные игрушки среднего размера (30–40 см): собачка, зайка, киска, поросенок Хрюша.

Мама удобно устраивает малыша на стульчике за детским столиком. Садится напротив ребенка. Под столиком располагает игрушки. Вначале мама старается привлечь внимание ребенка: называет по имени, ласково гладит его ручки, улыбается.

Затем читает:

К нам пришла Жучка,
Хвостик закорючкой,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
(Л. Н. Павлова)

С этими словами взрослый выводит на столик собачку. Собачка крутится, бегает по поверхности столика и начинает лаять на взрослого, потом на ребенка (звукоподражание «ав-ав!» выполняет взрослый).

Мама строго говорит: «Но-но!» (грозит указательным пальцем собачке). «Не лай! Нельзя!» Затем подходит к ребенку и выполняет это действие его пальчиком (пассивное движение).

Несколько раз повторяет фразу: «Но-но! Нельзя!», сопровождая ее запрещающим жестом ручкой малыша.
Затем то же игровое действие выполняет с киской, запрещая собачке лаять на кошечку. При этом взрослый ручкой ребенка повторяет запрещение со словами: «Но-но! Нельзя!»:

Ты, собачка, не лай!
Нашу киску не пугай!
(по мотивам русского фольклора)

Затем приходит зайка. Сценка повторяется. Мама старается перевести в активное движение уже понятый ребенком запрещающий жест с междометием «Ho-но!» Взрослый дополняет «Нельзя!»

Ты собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Нельзя! Не лай!
Зайку, зайку не пугай!

Ты, собачка, не лай!
Хрюшу (Тепу, Мышку, Лиску и др.) не пугай!

В конце игры-занятия все зверушки собираются перед ребенком, мама пересаживает их в тележку и вывозит на ковер.

Развивающая игра «Кукла танцует»

Задачи игры

  1. Продолжать практику речевой переклички на основе разученных слогов «ла», «ля». Связать лепетное слово «ляля» с демонстрацией куклы: ляля (кукла) танцует («ля-ля-ля!»).
  2. В ходе занятия постараться, чтобы малыш понял смысл фразы «кукла танцует» («Ляля ля-ля-ля!»).

Мама сажает ребенка напротив себя так, чтобы он хорошо видел ее артикуляцию. Затем произносит: «Ля-ля-ля». Замолкает. Дает возможность ребенку откликнуться, повторяет звукосочетание еще раз. Если малыш откликнулся, мама подхватывает: «Ля-ля-ля!» Если ребенок молчит, она повторяет еще и еще этот речевой пассаж. Как правило, малыш откликается, вступает в перекличку, повторяя за мамой: «Ля-ля-ля!» Она показывает куколку, которая начинает танцевать: «Ляля (кукла) ля-ля-ля!» (танцует). Эту сценку мама эмоционально обыгрывает, несколько раз повторяет, что «Ляля танцует».

Развивающая игра «Озорные колечки»

Задачи игры

Развивать мелкую моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действиях с предметами: простейшее соотношение части с целым. Понимать фразу из двух слов: «Сними колечко!», «Дай колечко!»

Материал для игры

Кольца одного размера и цвета (4–5 шт.), нанизанные до конца стержня.

Взрослый располагает перед ребенком стержень горизонтально, держа за один кончик. Наклоняет стержень к ребенку.

Малыш сидит за столом или на ковре. Ему предлагается снять колечко. Первое снимает взрослый, показывая, как выполнить это действие, и объясняет: «Колечко! Сняли колечко!» Затем ребенок начинает снимать одно колечко за другим, а взрослый облегчает ему эту задачу, наклоняя стержень к его рукам.

Когда малыш снимет все колечки, мама эмоционально говорит: «Нет колечек!» (разводит руки). Ребенок может повторить этот жест и даже произнести: «Не-е-ту!»

Вот уже целых десять месяцев в вашем доме живет маленькое солнышко, которое одним только своим присутствием дарит всем домочадцам ощущение счастья. В этом возрасте ребенок развивается психически, достигает новых высот в физическом воспитании, взрослеет и обретает новые навыки в играх, общении с родителями и сверстниками. Словом, становится все более интересным. Давайте узнаем в деталях о характере, физическом и психическом развитии ребенка в десять месяцев.

Сон и режим дня: сколько должен спать ребенок в 10 месяцев?

Распорядок дня может различаться, поскольку каждый малыш индивидуален. Поэтому родители должны подстраиваться под время кормления, засыпание и продолжительность сна своего крохи, при этом обязательно придерживаться постоянного расписания. Кормите и укладывайте ребенка в одно время, так как нарушение привычного режима или скользящий график будет вызывать у малыша только усталость, капризы и плохое настроение.

Обычно в возрасте десять месяцев детки спят по ночам от 10 до 12 часов. Днем продолжительность сна составляет около двух часов. Спокойные дети могут отдыхать больше, при этом после пробуждения долго не проявлять активности. А вот с шустрыми малышами ситуация иная: они расходуют больше энергии, меньше и беспокойнее спят, очень быстро устают и часто капризничают. Педиатры рекомендуют родителям в таких случаях укладывать ребенка спать на час или два раньше положенного времени.

Чтобы ребенок не просыпался ночью, перед сном его можно искупать. Обязательно проветрите комнату, включите колыбельную, побудьте рядом с малышом, пока он засыпает - мамино присутствие, голос и свежий воздух действуют успокаивающе на детей.

Несмотря на то, что в таком возрасте детям интересно проводить время дома, про ежедневные прогулки забывать нельзя. Малыш с огромным удовольствием будет изучать окружающий мир, поэтому, отправляясь за покупками в магазин, в гости или в развлекательный центр, обязательно возьмите его с собой. Летом ребенок может проводить время в песочнице, общаться со сверстниками. Продолжительность прогулок составляет не менее двух часов дважды в день. Зимой количество и длительность гуляния на улице можно сократить до 30 минут.

В целом, ежедневный распорядок десятимесячного ребенка по-прежнему включает в себя сон, прием пищи, время для прогулок, время бодрствования для игр и общения, а также гимнастику , массажные и гигиенические процедуры. К этому возрасту в детском организме складываются определенные биоритмы, влияющие на время проведения каждого из мероприятий. Просыпаются детки, как правило, в промежутке от 6 до 7 часов утра. Утром после сна и кормления можно провести гимнастику и массаж, между которыми должен быть промежуток времени не меньше чем в 45 минут. Укладывать малышей рекомендуется не позднее 22.00.

Рост и вес: сколько должен весить ребенок в 10 месяцев?

В десятимесячном возрасте происходит дальнейший рост и развитие малыша. К этому времени тело крохи становится пропорциональным, однако темпы набора веса и роста немного замедляются. Так, средний вес мальчиков в возрасте десять месяцев составляет от 8,3 до 10,9 кг, девочки весят 7,9-10,1 кг. Следовательно, средний рост мальчиков будет в пределах 69,1-76,9 см, девочек - 69,0-75,3 см.

Однако если показатели вашего ребенка не соответствуют указанным нормам, переживать не стоит. Дело в том, что на разницу в цифрах влияет наследственный фактор, параметры роста и веса при рождении, а также режим кормления.

Питание: чем кормить ребенка в 10 месяцев

В этом возрасте грудное вскармливание по-прежнему является основным для ребенка, однако к концу последней декады первого года оно не обеспечивает полноценного питания. В мамином молочке уже нет того количества протеина, калия, меди и цинка, что необходимо для подрастающего организма крохи. Поэтому восполнить дефицит нужных элементов необходимо с помощью других продуктов. При этом какой-то инновационной пищи в рационе практически нет, так как мама просто расширяет меню за счет новых вариантов блюд уже из имеющегося набора.

Кормить ребенка десяти месяцев педиатры рекомендуют не реже четырех раз в день. Рацион малыша должен быть разнообразным. Детское меню, как правило, состоит из разнообразных овощных супчиков, кашек, творожков и фруктов, на которых у ребенка нет аллергии.

Суточная норма приема пищи составляет примерно одни литр, без учета грудного молока. За один раз малыш может съесть чуть больше 200 граммов смеси. И если ребенок не хочет есть больше, то не стоит его заставлять. Позвольте малышу самостоятельно развить чувство меры в своих гастрономических потребностях.

Если вы решили отлучить ребенка от груди, то десятимесячный возраст крохи идеально подходит для этих целей. В это время детки не нуждаются в сосании, становятся более независимыми во всем, менее упрямыми и довольно спокойно относятся к жизни без «маминой груди». Однако не забывайте, что это событие всегда важно и для матери, и для ребенка, не только в физическом, но и эмоциональном плане, поэтому отнеситесь к данному шагу серьезно.

Сколько раз в день должен писать ребенок в 10 месяцев?

В этом возрасте ребенок мочится в среднем 15-16 раз в сутки по 25-45 мл за один раз. Поводом для волнений должны стать существенные отклонения от принятых норм. Даже у самых маленьких могут возникать такие болезненные состояния, как олигурия (уменьшение суточного объема мочи на 20-30%), полиурия (увеличение суточного объема мочи на 50% и более), энурез (ночное недержание мочи) и прочие. Задержка мочеиспускания у детей, как правило, обусловлена большими потерями организмом жидкости, нарушениями работы почек или сердца.

Если малыш слишком часто писает , что это может указывать на переохлаждение, стресс, употребление мочегонных продуктов. Также этот симптом характерен для таких заболеваний, как глисты, диабет , нарушение работы почек. Определить точную причину расстройства способен только врач.

Еще один важный момент в этом вопросе: в десять месяцев ребенка можно начинать приучать к горшку. Лучше всего это делать, когда кроха уже достаточно уверенно сидит . Запомните время, когда малыш чаще всего писает, и высаживайте его в этот момент на горшок. Атмосфера при этом должна быть спокойной. Можно включить в кране водичку, повторять звуки «пи-пи» и т.д. Ни в коем случае не сажайте кроху на горшок насильно, когда он этого не хочет. Процесс приучения малыша к туалету довольно сложный, но рано или поздно он сможет научиться этому. Если у ребенка все получилось - обязательно похвалите его.

Игры: что должен уметь мальчик и девочка в 10 месяцев

В возрасте десяти месяцев у ребенка сформировались многие умения и навыки . Девочки и мальчики умеют сидеть без опоры, ползти за игрушкой, подниматься самостоятельно, ходить за ручки с мамой.

Ребенок знает свое имя, отзывается на него, показывает свои части тела, понимает и выполняет простые просьбы: «дай», «иди» и т.п. Повторяет слоги и сочетания звуков, использует в общении несколько слов. Напевает песенки, смеется.

В этом возрасте детки умеют пить из кружки, хорошо держат ложку в руках, пальчиками удерживают нарезанные фрукты, отправляя их в рот.

Что касается игр, то девочки и мальчики в возрасте десяти месяцев любят толкать мячик, бросать игрушки, катать машинки. Популярностью пользуются у них и музыкальные инструменты, кубики. Поэтому такие игрушки должны быть в доме ребенка. Кроме того, мальчикам и девочкам в десять месяцев можно купить наборы баночек, мисочек и коробочек с крышками, которые можно вынимать и складывать, открывать и закрывать. К слову, в роли игрушек иногда могут выступать обычные бытовые вещи, посуда, одежда: не ограничивайте ребенка, позаботьтесь только, чтобы предмет и манипуляции с ним были безопасными.

Полезными играми и занятиями с десятимесячными детками станут занятия на развитие мелкой моторики : пальчиковое рисование и кукольный театр, «Ладушки», «Сорока-ворона», строительство песочных замков.

Уход за ребенком в 10 месяцев: Комаровский

Ребенок в десять месяцев с удовольствием грызет твердые овощи и фрукты, печенье, сухари, поэтому не лишайте его этой радости. От бутылочки стоит отказаться, так как она негативно сказывается на зубках . Доктор Комаровский считает, что дети до года должны иметь в рационе смесь , если грудное вскармливание невозможно.

Кроме того, Евгений Борисович составил примерный список продуктов, которые следует включить в меню одного дня для кормления малыша в десять месяцев:

  • кефир (100 г);
  • творожок (не более 50 г);
  • печеное яблоко (50 г);
  • овощное пюре и молочную кашу (120 г);
  • сок (20-30 мл);
  • целый желток;
  • мясное пюре (40-50 г);
  • рыбное пюре (5-20 г);
  • печенье (10 г);
  • растительное масло (3 г).

Доктор Комаровский обращает внимание родителей на вопрос чистоты, особенно при приготовлении ребенку еды. Руки должны быть хорошо вымыты; овощи и посуда - идеально чистыми. Готовить все еще нужно на один прием пищи и помнить, что приготовленный продукт может стоять не более двух часов.

Подытожив наш сегодняшний разговор, хотелось бы отметить, что десять месяцев - это интересный период в развитии ребенка. Так что наслаждайтесь общением с крохой и будьте счастливы!

Специально для - Надежда Витвицкая

К десятому месяцу замедляются темпы роста и прибавки веса. За последнее время ребенок может вообще не вырасти и не прибавить массу. Это нормально, сейчас он тратит много энергии на исследование окружающего мира и формирование новых навыков.

Младенец уже может уверенно сидеть и самостоятельно садиться. Умеет вставать у опоры, ходить вдоль нее и даже отпускать руку и стоять несколько секунд. Многие дети в 10-11 месяцев начинают делать свои , но не переживайте, если ваш малыш не совершает таких попыток. Многие учатся ходить только на втором году жизни. Большинство здоровых малышей начинают самостоятельно ходить к возрасту 15 месяцев.

Ребенок умеет захватывать мелкие предметы, пытается взять еду из вашей тарелки. Поддерживайте его самостоятельность, но следите, чтобы игра и еда были безопасными. Сейчас начинает формироваться мелкая моторика. Старайтесь развивать ее с помощью игр.

Сон ребенка в 10 месяцев может быт беспокойным и прерывистым. Некоторые дети кричат и плачут во сне, но быстро успокаиваются, как только мама входит в комнату или просто берет их на руки. Это происходит из-за страха разлуки. Это нормальная стадия развития психики ребенка.

Психология

Ребенок начинает понимать словесные инструкции: «дай», «на», «принеси», «нет» или «нельзя». Старайтесь выставлять разумные и редкие запреты. Частые запреты не будут иметь цены и веса для него. Малыш начинает формировать причинно-следственные связи. Сейчас он уже может координировать движение и мысль. То есть часто его движения являются целенаправленными.

У некоторых детей уже начинает формироваться предпочтение руки, другие же, напротив, действуют обеими руками и предпочтение руки у них формируется чуть позже. Если вы заметили, что ваш ребенок предпочитает действовать левой рукой, ни в коем случае не переучивайте его действовать правой рукой. Вероятнее всего, .

Навыки и умения

♦ Умеет сам садиться и сидеть продолжительное время.

♦ Может самостоятельно вставать у опоры или даже передвигаться вдоль нее.

♦ Задействует игрушки по назначению: катает машинку, толкает мячик, складывает кубики в ведерко, прикладывает к уху игрушечный телефон.

♦ Формируется «Пинцетный захват», то есть захват двумя пальцами (большим и указательным).

♦ Целенаправленно действует обеими руками.

♦ Реагирует на простые словесные инструкции: «Дай», «На».

Установленные ритуалы сна поддерживайте и сейчас: купание, легкий массаж, песенка или сказка – все это подготовит малыша ко сну и облегчит его засыпание. Если ребенок просыпается ночью, легкое похлопывание по спинке и тихий шепот, что мама рядом успокоят его и он будет спать дальше .

Как играть

Продолжайте активно играть в игры с предметами. Например, катать машинки любят одинаково мальчики и девочки. Всевозможные сортеры помогут научиться координировать движения рук с поставленной задачей и помогут в изучении геометрических форм. Начните пока с круга.

Помните, что похвала, при правильном действии, закрепит успех достижения цели . Ребенок с охотой будет учиться новому, если будет видеть искреннюю радость от свершения.

Что чувствует и как себя ведет

Ребенок уже очень хорошо видит мелкие предметы. Так, например, вы можете заметить, как старательно малыш пытается поднять с ковра мелкую соринку или, например, пытается ухватить мелкую деталь на игрушке . Он долго может рассматривать картинки в книге, которую вы читаете, особенно если эта книга ему знакома.

У ребенка есть большая гамма эмоций от радости до гнева, и в последующем будет только увеличиваться количество оттенков эмоций.

Как развивается речь

Ребенок может употреблять несколько слов, но в большинстве случаев пока остается . Если к 1 году у малыша есть хотя бы 1 полноценное слово (мама, папа, надо) и оно обозначает конкретный предмет или действие, значит, с развитием вашего ребенка все в порядке и нет причин беспокоиться .

Как воспитывать

В 10 месяцев познакомьте ребенка со словом «нет» или « ». Начинайте выстраивать границы дозволенного. Не переусердствуйте с запретами, иначе он не будет их воспринимать. Если предмет трогать нельзя (например, вазу), то постарайтесь убрать его подальше, чтоб малыш не мог дотянуться.

Если ребенок не делает ничего опасного, то нет смысла в тотальных запретах. Ничего страшного не случится, если он пожует бумагу или оближет ножку стола. Так он познает мир и в частности понимает, что есть предметы твердые, а есть не очень – это один из способов получения опыта.

Помните, что запреты должны быть постоянными и последовательными. Если что-то делать нельзя, то нельзя и завтра, и через неделю, и даже если основательно поплакать, решения это не поменяет. Так малышу будет проще привыкнуть к границам дозволенного.

Оставьте попытки приучения к горшку на более позднее время. На сегодняшний день не рекомендуется раннее приучение к горшку. Ребенок еще не способен отождествлять дискомфорт с тем, что он хочет в туалет, он еще не может показывать это.

Как правило, дискомфорт от необходимости справления естественной нужды возникает у малыша за несколько секунд до того, как он это делает. Все больше детей страдает психологическими запорами , которые формируются в ответ на раннее приучение к горшку.

Это происходит из-за того что ребенок еще не может показать, что хочет на горшок и делает все в штаны, а родители негативно реагируют на этот факт. Таким образом, формируется психологическая боязнь горшка. Вернитесь к приучению к горшку во второй половине второго года или даже когда ребенку исполнится три. А пока просто познакомьте ребенка с его горшком, что он есть такой красивый, можете поставить его в туалет.

Малыш в 10 месяцев стал активным, много времени играет самостоятельно, гораздо реже просыпается ночью. Чтобы познавать мир, непоседе требуется много энергии, которую, как и взрослые, он получает из пищи. Каким должно быть полезное питание ребенка в 10 месяцев, чтобы удовлетворять все потребности растущего организма?

Режим дня ребенка в 10 месяцев

К началу одиннадцатого месяца большинство детей переходят на двухразовый сон днем, и длительность каждого сна составляет около 1,5 часов. Если кроха укладывается спать дважды днем и в одно и то же время, его распорядок дня можно построить так, как удобно и малышу, и маме. Режим дня благотворно влияет на организм 10-месячного ребенка, исключая переутомление, благодаря чему малыш становится менее капризным. Уже сейчас, формируя распорядок дня, вы подготавливаете ребенка к детскому саду. Как правило, «режимные» детки быстрее адаптируются к новым условиям и не испытывают сильного стресса от разлуки с мамой.

Примерный распорядок дня:

Построенный таким образом режим предполагает пятиразовое питание и примерно равные периоды бодрствования.

Чем кормить десятимесячного малыша

На грудном вскармливании

Если ребенок в 10 месяцев находится на грудном вскармливании, то одно материнское молоко уже не способно обеспечить его необходимыми питательными веществами. Полностью отказываться от него не стоит, ВОЗ рекомендует сохранять данный вид вскармливания до 2 лет.

В 10 месяцев мамино молочко – это дополнение к основной, «взрослой» пище, и оно должно занимать не более четверти от ежедневного объема пищи.

На искусственном вскармливании

Малышам на искусственном вскармливании молочную смесь в 10 месяцев заменять обычным молоком не рекомендуется, бутылочка смеси должна присутствовать в первое кормление, а последнее можно заменить на кисломолочную смесь или детский кефир.

Рацион питания

Рацион питания ребенка в 10 месяцев должен быть разнообразен, если не выявлена аллергия. Данный возраст - самое время приучать малыша к взрослому столу и к самостоятельному управлению ложкой и кружкой. В этом возрасте у малыша обычно уже выросли резцы поэтому перетирать пищу не стоит, можно нарезать небольшими кусочками или пользоваться крупной теркой. Ребенку необходимо развивать жевательный рефлекс - это и залог правильного пищеварения, и развитие челюстных мышц, важных для развития речи.

Светлана, мама двух детей, 5 и 1,5 лет: «старшего ребенка по неопытности я кормила только измельченной пищей, а когда пришла пора идти в сад, начались проблемы, ведь там дают обычную еду! Много времени ушло на привыкание к жеванию. С младшим ребенком стала мудрее, и давать пищу кусочками стала с 8 месяцев».

Что должно присутствовать в питании ребенка обязательно, кроме молока матери или смеси?

Злаки

Каши из рисовой и гречневой, кукурузной и овсяной крупы богаты белком и минералами, а также полезными углеводами. Не стоит торопиться с введением манки – она может стать причиной аллергии и избыточного веса.

Мясо

Это источник белка и витаминов группы В, без которого невозможна нормальная выработка гемоглобина, что, в свою очередь, чревато анемией.

Овощи

Кроме того, что они богаты витаминами и минералами, в них есть и клетчатка, которая важна для профилактики запоров. Наиболее ценными в детском питании являются кабачки, цветная капуста, брокколи, морковь, свекла.

Фрукты

Они содержат клетчатку, витамины (в большинстве своем – С, поддерживающий иммунитет малыша), а так же углеводы. Однако не стоит радоваться, что малыш налегает на фрукты, ведь они гораздо вкуснее овощей. Но установлено, что питательной ценностью фруктовые пюре обладают небольшой, лишь на 2% обеспечивают организм необходимыми витаминами, и способны вызывать вздутие в животе и разжижать стул. А ещё следует внимательно следить за кожей малыша при введении новых ягод и фруктов, так как они могут вызвать аллергическую реакцию.

Молочные продукты

Помимо грудного молока или смеси - кефир и творог. Они богаты витаминами А, Д, отвечающими за зрение и усвоение организмом ребенка кальция. Давать творог нужно не более 40 г. в сутки и необязательно в чистом виде: это могут быть запеканки и пудинги. Детям до 1 года нельзя давать коровье цельное или парное молоко (в том числе козье).

Яичный желток

Он содержит витамины А, В, Д, Е. Но давать целый желток стоит не чаще, чем трижды за неделю. А вот белок вообще пока давать не нужно, он способен вызвать аллергию.

Масло

Растительное и сливочное масло, дается в количестве не более 5 г в день.

Изделия из пшеничной муки

Их стоит вводить в рацион очень ограниченно. Можно включать в меню ребенка в 10 месяцев вермишель, сухарики из белого хлеба, детское печенье (галетное).

Питье

Что давать пить, кроме молока? Обязательно воду и обязательно очищенную и кипяченую. Соблюдая питьевой режим, вы обеспечите ребенку хорошее пищеварение, и предотвратите обезвоживание, что особо актуально летом или при заболеваниях ЖКТ. Фруктовые соки лучше давать те, что приготовлены собственноручно. Пакетированные же приносят мало пользы и разрушают зубки ребенка. Сколько сока в сутки можно выпивать малышу? Примерный объем выводим по формуле: возраст крохи в месяцах умножаем на 10 мл, то есть в 10 месяцев – не более 100 мл сока в сутки.

Хорошо давать малышу домашние компоты, кисели и морсы, а так же травяные чаи (например, серии «Бабушкино лукошко»).

Кефир лучше всего предлагать малышу в 18-ти часовой прием пищи, и приучать сразу пить из чашки. Это должен быть не обычный напиток, а детский, такие кефиры производят, например, фирмы «Тема», «Агуша», а так же на детской молочной кухне. Так же можно приготовить кефир самостоятельно. В аптечной сети имеется множество различных заквасок для приготовления детского кефира. Напитки, сделанные самостоятельно не проходят процесс стерилизации, поэтому в них больше живых кисломолочных бактерий.

Елена, мама годовалой Алисы: «Кефир я готовила дома. Приобрела йогуртницу и закваски. А молоко брала пастеризованное, но предварительно кипятила, а если готовить из ультрапастеризованного – то кипячение не нужно».

Что нельзя давать 10-месячному ребенку

Блюда для 10-месячных детей нельзя хранить и разогревать, их готовят непосредственно перед употреблением!

Категорически нельзя давать детям первых 12 месяцев жизни цельное или парное коровье или козье молоко, цитрусы, красную рыбу, все соленое и копченое, а также кондитерские изделия с белковым кремом и шоколад.

Не стоит давать малышу шоколад, - советует автор замечательной книги «Растёт дочка, растёт сын» Ханхасаева И.Н., - чем дольше ребенок проживет, не зная сладостей, тем лучше.



Сколько должен съедать ребенок

Убедиться в том, что ребенок получает достаточно пищи, просто, зная, сколько должен весить ребенок в 10 месяцев, можно ориентироваться на таблицу ВОЗ:

При недостатке веса необходимо пересмотреть рацион ребенка, посоветовавшись с педиатром, и заменить некоторые продукты на более калорийные. Однако диагностировать низкую массу тела должен только специалист, ведь маленький вес может быть обусловлен такими факторами как, например преждевременные роды или многоплодная беременность, физиологическая особенность, а не бедным рационом. Сколько должен съедать ребенок в 10 месяцев за один раз, зависит от консистенции пищи и от предпочтений маленького гурмана. Нужно иметь ввиду, что весь объем пищи за сутки не должен превышать 1000 мл, а разовый объем можно высчитать, поделив это число на количество кормлений.

«На сегодняшний день не должна ставиться цель «наесться досыта», - говорит доктор Комаровский. - Ей на смену выдвинута иная: как при таком изобилии продуктов сохранить здоровье, ведь вкусовые привычки закладываются с детства, и тут важна роль родителей».

Примерное меню - таблица на 1 день



Таблица меню на неделю

Примерная таблица меню на неделю позволит рассчитать необходимое количество продуктов и сделать питание ребенка в 10 месяцев более разнообразным:

День недели: 1 кормление 2 кормление
3 кормление
4 кормление
5 кормление
понедельник

180 г. рисовой протертой каши на молоке,
50г пюре из фруктов,
100г киселя

120 мл овощного супа на мясном бульоне с белым хлебом (5 г),
100 г овощного пюре с паровой котлетой (60 г),
50 мл фруктового сока

Печеное яблоко,
творог (40г),
отвар шиповника (70 мл)

Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
вторник Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
180 г каши молочной гречневой,

ячный желток ½,
100 мл морса клюквенного

80 мл куриного бульона,

60 г картофельного пюре,
кнели мясные (50г),
компот из сухофруктов (100мл)

100 г пюре из фруктов,
100 мл киселя
Кефир (200мл)
среда Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
100 г рисово-творожного пудинга,

50 г пюре из фруктов
100 мл травяного чая

120 мл супа-пюре из овощей,

60 г вермишели отварной,
тефтели (50г),
сок (70 мл)

180 г молочной каши,
отвар шиповника (100мл)
Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
четверг Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
120 г отварной вермишели,

яичный желток,
70 мл фруктового сока

120 мл супа с рисовой крупой на мясном бульоне,

80 г мясного суфле,
100 мл киселя

70 г пюре из фруктов, 100 мл кефира с печеньем (20 г) Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
пятница Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
150 г каши молочной кукурузной,
40 г творога, 100 мл чая
120 мл супа с вермишелью на курином бульоне,

60 г тушеных овощей,
фрикадельки (40 г),
100 мл компота

100 г овощного пюре,
100 мл киселя
Кефир (200мл)
суббота Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
180 г молочного супа-лапши,
70 мл фруктового сока
100 г крем-супа из тыквы, 60 г картофельного пюре),

ежики мясные (60 г),
100 мл чая травяного

100 г пюре из фруктов,

кефир (80 мл),
сухарик

Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
воскресенье Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
150 г каши молочной гречневой,

пюре из фруктов (50 г),
чай (100мл)

150 мл супа-пюре из овощей,

60 г. морковно-картофельного пюре,
паровая котлета(50г),
100 мл сока

100 г салата из вареных овощей,
100 мл киселя
Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)

Точный набор продуктов и их объем зависит от здоровья и аппетита малыша, его склонностей к аллергии, а также от рекомендаций педиатра.

Простые и полезные рецепты для питания 10-ти месячного ребенка

Растительное рафинированное масло не содержит полезных веществ, зато в процессе очистки разбавляется химическими примесями, поэтому маленьким детям не рекомендуется его употреблять.

Самое подходящее масло для детей до 2-х лет - оливковое, льняное, кукурузное или соевое.

Первые блюда

Супы для малышей готовят лишь тогда, когда все суповые ингредиенты уже знакомы ребенку. Начинать стоит со сваренных на воде или овощном бульоне, с кусочками овощей и крупами. Постепенно бульон можно заменять мясным, но не концентрированным, а вторичным (первый слить, когда мясо закипит). Солить бульоны можно, но совсем немного (до 3 г соли).

Усилители вкуса и различные добавки, например, бульонные кубики «Магги» и прочие не должны присутствовать в детском супчике – только натуральные продукты!



Суп-пюре «Овощата»

Для приготовления понадобятся:

  • картофель – 30г;
  • капуста – 30 г;
  • свежая морковь – 10г;
  • стакан воды;
  • молоко – 100 мл;
  • немного соли.

Овощи очищаем и мелко нашинковываем, заливаем водой и ставим кастрюлю на небольшой огонь, отвариваем. Затем их пюрируем блендером вместе с отваром, вливаем молоко, чуть присаливаем и доводим до кипения.

Суп-пюре кабачковый с цветной капустой

Для приготовления потребуется:

  • цветная капуста – 150 г;
  • кабачок – 150 г;
  • яичный желток – 0,5 шт.

Овощи очищаем и нашинковываем, складываем в кастрюлю и заливаем стаканом кипятка, ставим на слабый огонь и варим. Затем пюрируем овощи, добавляем отвар, в котором они готовились, присаливаем, ставим на плиту до закипания. Мелко крошим желток и добавляем в суп.



Суп рисово-молочный

Рис (15-20 г) промываем, предварительно перебрав, и варим до готовности в 1 стакане воды при небольшом огне, откидываем на дуршлаг, перетираем через среднеячеистое сито (можно этого не делать, если рис разварился или вы уверенны, что малыш справится с пищей). Добавляем стакан горячего молока – 100 мл и доводим до кипения.

Блюда из мяса

Для малышей лучше брать мясо нежирное, в идеале – индейку, цыпленка, кролика, телятину. С мяса необходимо удалять пленки и жир. Фарш можно готовить заранее и фасовать порционно, храня в морозилке. Но блюда из него хранению не подлежат, готовятся и съедаются сразу.

Фрикадельки

Мясо (филе) 200г. пропустить на мясорубке, смешать с размоченным в молоке хлебом (50г) и перемолоть фарш снова. Добавить масло сырой желток и молоко до нежной, но липкой консистенции. Сформовать мясные шарики и приготовить на пару.

Суфле «Неженка»

  • Мясо (филе) – 300г;
  • Яйцо сырое, разделенное на желток и белок;
  • Молоко – 60 мл;
  • Мука – 15 г.

Вареное мясо прокрутить на мясорубке, вмешать муку, желток и молоко. Хорошо перемешать и ввести белок, взбитый до устойчивой пены. Наполнить массой формочки и запечь в духовке (около 30 мин).

Котлетки из мяса и кабачков в пароварке

  • фарш из мяса птицы (индейка, цыпленок) – 300г;
  • мякоть кабачка – 100г;
  • овсяные хлопья – 30 г.

Кабачок перетереть на терке и немного отжать, смешать с фаршем, размолотыми овсяными хлопьями. Сформовать котлетки, готовить в пароварке 25 мин.

Блюда из овощей и фруктов

10 месяцев – время, когда можно знакомить малыша не только с термически обработанными овощами и фруктами, но и с сырыми тертыми. Идеальны в этом случае яблоко и морковь. Но такие блюда не должны быть ежедневными, и, давая их ребенку, нужно следить за реакцией его организма (если появится сыпь, заболит живот, изменится характер стула – исключить сырые продукты).

Салат из яблока и сырой моркови

Промыть и очистить от кожуры одно зеленое яблоко и небольшую морковку измельчить на средней пластиковой терке (косточки из яблока нужно удалить), перемешать. Для большей пользы и усвоения витамина. А можно добавить капельку растительного масла – льняного или оливкового.


Пюре тыквенно-абриковое

2 вымытых абрикоса без косточки и 200 г тыквенной мякоти порезать кусочками и сложить в кастрюлю. Залить водой и после закипания на слабом огне варить 20 минут. после - слить воду и пюрировать тыкву с абрикосом блендером.

Блюда из творога

Запеканка

  • творог – 300г;
  • сырое яйцо;
  • молоко – 70 мл;
  • сахар – 3 ч. ложки;
  • манка – 2 ч. ложки.

Творог размять, чтоб не было комочков. Яйцо и манку, предварительно размоченную в молоке, добавить в творог, всыпать сахар. Можно перемешать с помощью миксера – запеканка будет очень воздушной. Выпекать в духовке при среднем огне до золотистой корочки.


Бананово-творожный десерт

  • банан – 0,5 шт;
  • творог детский – 150г;
  • молоко – 2 ст. ложки.

Размять творог, натереть на терке банан, смешать. Добавить кипяченное молоко. Перемешать.

Видео по теме

В возрасте 10 месяцев у малыша появляется больше настойчивости и упорства в достижении желаемого. Если он захотел взять предмет со стола, то будет снова и снова пытаться это сделать разными способами. Развитие ребенка в 10 месяцев потребует от родителей чуткости и внимания к потребностям крохи.

Рост и вес 10-месячного малыша продолжают увеличиваться. Для девочек в 10 месяцев рост в норме составляет от 66 до 77 сантиметров. Рост мальчиков — от 68 до 78 сантиметров. Увеличивается также вес малыша. Для девочек вес в норме колеблется от 6 до 11 кг. Для мальчиков вес составляет от 7 до 12 кг.

  • Малыш должен уметь ползать. Некоторые детки, которые не начали ползать раньше, в этом возрасте пытаются сразу начать ходить.
  • Ребенок должен уметь вставать около опоры. Удерживаясь за опору, он ходит. Способен подниматься и спускаться по невысокой лестнице.
  • Карапуз пользуется чашкой и ложкой.
  • Малыш слушает взрослых и должен уметь повторять за ними звуки. Он уверенно произносит слоги. А из повторяющихся слогов уже складываются первые слова, например, «мама» или «папа». При этом ребенок понимает значение этих слов. Если спросить его, где папа, он укажет на папу.
  • Кроха копирует мимику и жесты взрослых. Он получает необходимые для жизни навыки, подражая маме и папе. Следите за своими жестами, так как малыш с легкостью может их скопировать и применять по несколько раз на дню.
  • Ребенок должен уметь держать в руках и поднимать мелкие предметы. В 10 месяцев такие предметы для него более интересны, чем крупные. Игры с небольшими игрушками полезны для крохи, так как позволяют развивать мелкую моторику рук. Но нельзя оставлять малыша без присмотра во время подобных игр, ведь он может случайно проглотить предмет или засунуть его в нос или ухо. Без присмотра мамы ребенку можно давать только крупные игрушки.
  • Малыш начинает проявлять интерес к детям, которых вы встречаете на детской площадке.

Умеет ли ходить ребенок в 10 месяцев

Все родители с нетерпением ждут первых достижений своего чада. Это и первое слово, и первые шаги. За предыдущие 9 месяцев малыш активно развивался, совершенствовалась его координация движений, укреплялись мышцы ног.

10-месячный карапуз должен уметь ходить, удерживаясь за опору. Он может путешествовать по квартире, держась ручками на мебель. Без поддержки в этом возрасте, как правило, кроха еще не ходит. При этом важно стимулировать его двигательную активность: поощрять ползание и выполнять развивающие упражнения.

Как быть в ситуации, если вы видите, что малыш ходит по комнате, а потом неожиданно падает? Не следует сломя голову бежать к нему, чтобы утешить. Ваша реакция только испугает кроху. Спокойно подойдите к малышу, поддержите его словами. Помните, ничего страшного не случилось. Ребенка ждет еще множество падений, ведь ходит он пока неуверенно. Важно дать возможность малышу самому научиться подниматься после падения.

Почему ребенок не начал ходить? Вот перечень возможных причин.

  • Возраст освоения навыка ходьбы передается по наследству. Если мама и папа научились ходить после года, то велика вероятность, что до года их ребенок еще не ходит.
  • Плохое или несбалансированное питание, из-за которого в организм крохи не поступает достаточного количества питательных веществ.
  • Неприятный опыт. Например, однажды во время ходьбы малыш упал и сильно ударился.
  • Иногда ребенок не ходит по причине того, что родители не стимулируют развитие этого навыка. Не забывайте хвалить карапуза и немножко помогать ему.
  • Длительное нахождение детей в закрытом пространстве. Если кроха подолгу находится в манеже, то не удивительно, что в 10 месяцев он еще не ходит.
  • Использование ходунков тоже не особенно полезно для юных исследователей, даже если в ходунках кроха ходит с удовольствием. В будущем такой ребенок будет бояться пойти самостоятельно.

Питание малыша в 10 месяцев

В 10 месяцев большинство детей продолжают получать молоко из груди. Обычно питание грудным молоком осуществляется дважды в день: после пробуждения и перед сном.

В рацион 10-месячного карапуза входит уже много «взрослых» продуктов. Например, его можно кормить фруктами, картофелем, паровыми котлетами. Все эти продукты должны быть разломлены на кусочки. Также допускается введение второй каши (из другой крупы) в течение дня. В целом наблюдается рост употребляемого объема пищи.

Кроме того, питание малыша станет разнообразнее благодаря новым напиткам: морс, компот, кисель.

Запрещается питание такими продуктами, как:

  • копчености;
  • соленья;
  • любые консервы;
  • экзотические фрукты.

Количество продуктов, которое съедает 10-месячный малыш за сутки:

  • Пюре фруктовое — 90 гр., пюре овощное — вес до 200 гр.
  • Соки из фруктов — 90 мл.
  • Творог — вес до 50 гр.
  • Половинка яичного желтка.
  • Фарш мясной — вес до 50 гр., фарш печеночный — 30 гр.
  • Пюре рыбное — 50 гр.
  • Кефир — 200 мл.
  • Хлеб — 10 гр.
  • Сливочное масло — 5 гр.
  • Молочная каша — объем до 200 мл.

Ребенок в этом возрасте должен учиться кушать с помощью ложки.

Конечно, у него не будет получаться с первого раза. Застелите газетами пол вокруг детского стульчика. Попросите малыша использовать ложку. Поначалу кусочки пищи будут разлетаться в стороны, не попадая в рот. Но со временем ребенок усвоит, как правильно управлять ложкой.

Развивающие занятия с малышом в 10 месяцев

Пойте песенки. Совсем нет разницы, хорошо вы поете или не очень. По мнению врачей, пение мамы благотворно влияет на психику детей. Ее голос, который ребенок слышит с первых дней жизни, играет важную роль. Вокальные данные здесь ни при чем.

Не прекращайте время от времени носить ребенка на руках, если вы все еще можете поднять подросшее дитя. Мама ходит по квартире, прижимает кроху к себе, усаживает на свои колени, обнимает. Такое упражнение положительно влияет на эмоциональное развитие ребенка и способствует укреплению связи с родителями. Хорошо, если не только мама, но также папа участвует в данном процессе.

Общайтесь с крохой так, словно малыш все понимает. Пусть ваша речь будет простой, а предложения короткими. Говорите не слишком быстро, чтобы карапуз улавливал знакомые слова. Например: «Это мячик, он красного цвета. Степан, подними мячик! Теперь Стёпа держит в руке мячик».

Начинайте шутить, чтобы вызвать смех ребенка. Чувство юмора закладывается в раннем детстве. Попробуйте скорчить забавную рожицу или надеть себе на голову пластиковое ведерко.

Играйте с карапузом в игру, во время которой вы показываете части тела. Можно показывать на себе. Например, коснитесь своего носа и скажите: «Это носик». Продолжайте указывать на части тела. Потом показывайте их на ребенке. Наконец, пусть он сам по вашей просьбе покажет ушки или животик. Эта игра будет еще веселее перед зеркалом.

В возрасте 10 месяцев дети любят кидать игрушки и другие предметы. Нельзя ругать их за это. Напротив, похвалите. Ведь ребенок осваивает очень важный навык — учится разжимать ладошки. То есть наблюдается рост в его развитии. Найдите коробку или корзинку, в которую сложите все игрушки. Пусть малыш достает их оттуда и кидает.

А вот еще одно упражнение. Найдите большую коробку, в которую можно будет кидать предметы. Начните сами это увлекательное занятие. Потом приобщайте малыша. Он будет в восторге. После освоения этого навыка поставьте недалеко от первой коробки вторую. Пусть ребенок пробует кидать игрушки и в одну коробку, и в другую. Это упражнение помогает развивать координацию движений.

Безопасное познание мира

Маленький исследователь ползает и ходит по квартире. Не препятствуйте ему в этом. Но создайте безопасные условия. В пределах досягаемости малыша не должно быть никаких мелких, горячих или острых предметов. Скройте все провода, потянув за которые ребенок может опрокинуть что-либо.

Объясняйте крохе, что нельзя трогать чайник, потому что он горячий. А розетку, потому что там ток. Он, конечно, не поймет, что такое ток, но слово «нельзя» запомнит. Не ставьте никогда свои горячие напитки (чай, кофе) в пределах досягаемости крохи, например, на краю стола. Он может дотянуться рукой и опрокинуть чашку.

Приучаем к творчеству

Занимайтесь с вашим юным исследователем лепкой и рисованием. Для этого вам понадобятся:

  • два-три фломастера ярких цветов;
  • один кусок пластилина;
  • одна банка пальчиковых красок.

Покажите карапузу, как держать в руке фломастер, как им рисовать. Продемонстрируйте использование пальчиковых красок. Слепите вместе с крохой шарик из пластилина.

Таким образом, в 10 месяцев питание ребенка становится почти «взрослым», вводятся новые продукты с общего стола. Увеличиваются рост и вес малыша. Он уже умеет ходить, придерживаясь за опору. Так как возрастает двигательная активность крохи, важно обезопасить квартиру для его познавательной деятельности.

Как избавиться от растяжек после родов?



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png