Елена Киселёва

Практикующий генеалог.

Каждый хоть раз задумывался о своих корнях. Конечно, нам известно место рождения наших родителей. Если повезло, мы знакомы с историей бабушек и дедушек. А дальше? Раскулачивание, войны и репрессии стёрли много информации из семейных архивов. Да и система паспортов в России введена относительно недавно - в начале ХХ века. До этого времени документальная информация о человеке хранилась в государственных учреждениях или в церквях.

Из-за этого у семей остаются лишь смутные воспоминания и легенды о прародителях. Но чем старше и мудрее становишься, тем яснее понимаешь, насколько важно знать свои корни. Подскажем, как добыть информацию о своих предках.

Шаг первый. Организация системы хранения информации

Родословная - это семейный архив, который подразумевает систему хранения информации. Вариант такой системы - сайты для составления родословных.

Их преимущества:

  • Возможность доступа с разных устройств и в любой точке мира.
  • Возможность загружать фотографии, документы и прочую информацию.
  • Возможность пригласить на сайт родственников, которые смогут вносить информацию и делиться своими документами и фотографиями.

После выбора подходящего сайта заполните личные карточки на каждого родственника той информацией, которая есть на текущий момент.

Шаг второй. Разбор семейных документов и фотографий

Наверняка где-то на антресолях у каждого найдётся коробка, а то и чемодан с таким наследием. Забытые документы, фотографии, открытки, письма и прочие следы истории могут быть полезны. Внимательно изучите и проанализируйте их содержимое.

Обратите внимание на:

  • Даты в документах. Вносите даты и сопутствующие события в картотеку по каждой персоне. В построении родословной даты - ключевые отправные точки для последующей работы в архиве.
  • Подписи c оборотной стороны фотографий. Иногда вместе с годом, когда сделана фотография, можно встретить возраст, что позволяет вычислить год рождения. Вскрывайте рамки со старыми фотографиями. На обороте можно найти заветные даты и прочие послания предков.
  • Фотографии родственников в форме. По обмундированию можно понять род войск и чин военного, а также приблизительно определить год фотографии, если он не указан на обороте. Не беда, если вы не эксперт в этой области. Сейчас на многих форумах по генеалогии (например, Генеалогический форум ВГД) можно найти разбирающихся в теме энтузиастов, которые с удовольствием помогут с экспертизой.

На этом этапе часто выявляются пробелы в семейной истории. Например, вы можете найти фотографию с неизвестным вам человеком или, наоборот, не встретите ни одной карточки вашего любимого деда. Возможно, из документов откроются ранее неизвестные факты, о которых вам захочется узнать больше.

Шаг третий. Общение с родственниками

Наверняка у вас возникло много вопросов после разбора фотографий и документов. Чтобы ничего не упустить и составить более полную картину о предке, в беседе с используйте эти вопросы:

  • Фамилия, имя и отчество (для женщины - девичья фамилия).
  • Дата и место рождения.
  • Дата и место захоронения, если человека нет в живых.
  • Фамилия, имя и отчество отца и матери.
  • Национальность.
  • Братья и сёстры, их даты жизни.
  • Дети, их даты жизни.
  • Фамилия, имя и отчество жены (мужа).
  • Где и когда учился, какое образование получил, кто по специальности.
  • Род занятий и место занятий: где, кем и когда работал.
  • В каких событиях, имевших широкое общественное значение, участвовал (война, освоение севера или целины).
  • Вероисповедание.
  • Награды, звания.
  • К какому сословию относился (до 1917 года).
  • Черты характера, интересы, склонности.
  • Источники информации о человеке: публикации в прессе, Сети, письма, воспоминания.

Фиксируйте ответы во время беседы в удобном формате. Сделайте пометку об источнике информации: укажите фамилию, имя и отчество родственника, кем он приходится изучаемому предку, текущую дату.

Поинтересуйтесь, возможно, у вашего родственника есть фотографии предка или документы, из которых можно узнать дополнительные факты жизни. Но не стоит ограничиваться лишь ими. На этом шаге идёт наполнение фактов и сухих дат эмоциями и воспоминаниями. Записывайте все интересные события, даже если они не оказали существенного влияния на ход семейной истории.

Шаг четвёртый. Поиск в интернете

Наши предки не застали бум социальных сетей. Информация о них хранится на бумажных носителях в государственных учреждениях. Однако часть сведений в Сети всё же можно найти. Так, в последние годы было рассекречено, оцифровано и опубликовано много данных из военных архивов времён Первой и Второй мировых войн.

Информацию можно найти на этих ресурсах:

  • Первая мировая война 1914–1918 годов. Алфавитные списки потерь нижних чинов .
  • Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов .
  • ВИПЦ «Отечество ».

Во всех базах работает строка поиска, где можно вбить искомую фамилию и в выпадающем списки найти нужную персону. В некоторых базах есть возможность посмотреть и скачать оригинал документа, где упомянут ваш предок.

Все базы создавались вручную путём переноса данных с бумажных источников. Поэтому при поиске стоит учитывать человеческий фактор и искать фамилию в разных вариациях.

Шаг пятый. Работа с архивными документами

В архивных документах вы можете найти информацию, которая относится к персональным данным: ФИО, дата рождения, дата смерти, дата бракосочетания. В зависимости от срока давности и типа документа информация может храниться в ЗАГСах или архивах города. На сайтах этих учреждений указаны условия предоставления подобных услуг, сроки и адрес, куда следует обращаться.

Обязательными для поиска являются ФИО, год и место рождения человека, информацию о котором вы запрашиваете.

В оба учреждения можно направлять электронные запросы, но ЗАГС попросит для получения информации приехать лично с документом, удостоверяющим личность, и попросит с человеком, на которого запрашивается информация.

Архив отвечает в течение месяца. В ответ на запрос направляется квитанция на оплату услуг.

После получения оплаты работники приступают к поиску, который может длиться ещё месяц.

Вам могут сказать, что информация по данной персоне в архиве отсутствует. Это может произойти, если один из трёх критериев был недостоверным. В таком случае рекомендуется расширить круг поиска по годам или соседним населённым пунктам.

Если же поиск увенчался успехом, вы получите справку из архива о вашем предке. В ней будет указана вся информация, которая есть в первоисточнике, но копию самого исторического документа архив не направляет. Если же вас интересует копия, уточните на сайте часы приёма и порядок допуска к документам и посетите архив лично.

Если вы проживаете или часто бываете в странах Европы или США, есть ещё один вариант. База данных по жителям бывших стран СНГ есть у Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов). В 90-е они объехали архивы и оцифровали большинство документов: метрические книги, переписи населения, ревизские сказки. За относительно небольшую сумму можно получить доступ к этой информации. Данные хранятся в главном офисе мормонов в Солт-Лейк-Сити в виде микрофильмов, которые можно посмотреть только на аппаратуре, находящейся на территории церквей в городах Европы и США.

Микрофильмы заказываются на сайте FamilySearch . Там вы можете выбрать удобный город и произвести оплату. Пересылка занимает примерно месяц. На сайте указано, что копирование материалов запрещено, но не всё так безнадёжно. Аргумент «я специально для этих целей прилетел из далёкой России» считается весомым, и разрешение получить вполне возможно.

Составление родословной - это увлекательный процесс, похожий на археологические раскопки и работу детектива. Когда находишь информацию о предках, возникает ощущение, будто нашёл клад. И это недалеко от правды, ведь эта крупица семейной истории действительно бесценна.


Времена теперь другие

Как и мысли, и дела

Далеко ушла Россия, от страны какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережет,

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Дорогие мамы, сегодня у нас есть одна цель - донести до наших деток что-то очень важное и ценное. Историю. Все мы рассказываем нашим детям истории, повести, сказки о том, что было, а может, и не было, но мы пытаемся дать им представление о мире, о том, как он устроен. О том, какой он есть, и какой был. Ведь чтобы понять, почему мы живем сейчас так, а не иначе нам надо знать свою историю, свои корни.

Вы ведь рассказываете своим деткам об их , дедушках, прабабушках и прадедушках. Те в свою очередь рассказывают о еще более дальних родственниках. Хорошо, если в семье кто-то записывает историю своей жизни и передает ее по наследству. Но так ведь происходит не у всех, точнее так происходит только в редких случаях.

Как правило, мы хорошо знаем о событиях, которые произошли в жизни семьи не дальше своей бабушки, что уж говорить об истории целой страны. Но она очень увлекательна, интересна и так важна.

Я долго думала с чего начать объяснять маленькому человечку о том, чего он пока совсем не понимает, потому что его мир пока – это его семья. Мы можем начать рассказывать ему о древних людях и динозаврах и мамонтах, но для него это будут сказки, он не увидит в них реальности, а наша задача объяснить ему правду, а не сказку.

Так с чего же лучше начать? С семьи! В один из вечеров попробуйте начать рассказывать ему очередную историю, но не о вымышленных персонажах, а о тех людях, которых он знает и видит. Расскажите ему семейные истории (я уверена, что в каждой семье есть что-то такое увлекательное и завораживающее), а потом плавно поинтересуйтесь, а знает ли он, как жили наши предки давно-давно, когда еще наша страна не называлась Россией, у нас не было современных городов, машин и всего, что нас окружает. Я думаю, что ребенок заинтересуется, ведь по натуре своей они открыватели, а заглянуть в некую тайну веков всегда интересно.

А когда вы разожжете интерес, то и наши игры и занятия будут иметь наибольший эффект.

Поговорим о семье и истории семьи

Рассказать хочу вам, детки,
Кто такие наши предки,
Те, кто были перед нами.
Кто возился в детстве с вами?
Это – мама, это – папа,
Это бабушка и дед,
Это прадед. Он родился
Перед вами за сто лет,
Все, что видим мы сейчас,
Предки сделали до нас.
Лампы, туфли, телефон,
Поезд, стулья, этот дом.
Даже мяч, футбол, штаны
Предки нам изобрели.
Много-много лет назад
Предки начали писать.
От предков мы узнали,
В книгах предки рассказали,
Как возник наш род людской
И кто был до нас с тобой.
Е. Губина.

Так кто же такие предки ? (наши родные, это те, кто жил до нас.). Мы их потомки. Почему нас так называют? (мы живем потом, после них.) Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, дедушках и бабушках, о предках.

Этой традиции тоже нужно следовать, постараться как можно больше узнать о своих предках, сохранять о них память.

Чтобы рассказать другим людям о членах своей семьи, о своих родных, родственниках, предках, что нужно знать? (нужно знать их имена, отчества, фамилии.) Но этого тоже недостаточно. Хорошо, если со временем вы узнаете, где они родились, жили, работали, каких успехов достигли.

Задание. Поговорите о своих родственниках, о бабушках и дедушках, о прабабушках.

С давних времен существовал обычай вести свою родословную . Слово "родословная" состоит из двух слов "род" и "слово" или слово о роде. Родословная рассказывает об истории семьи. Свою родословную может составить каждый человек.

Когда человек хочет составить свою родословную, он располагает фотографии своих родственников на дереве, которое называется родословным.

Давным-давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречаются довольно часто. Что люди использовали для того, чтобы было понятно, о ком идет речь? (отчества, прозвища.)

Например, Иван Петрович Кузнецов: сын Петра – Петров (сын), внук кузнеца – Кузнецов (внук).

Так кого же объединяет род? (родственников с одинаковой фамилией.) Да, род объединяет родственников, имеющих одну и ту же фамилию.

Задание . Поищите старые фотографии своих родных и близких, постарайтесь узнать о них, как можно больше. Попробуйте сделать рисунок дерева вашей семьи. А может это будет вовсе и не дерево, а дом? Пофантазируйте с оформлением, поговорите с самыми старшими членами семьи. Пусть это будет небольшое дерево, главное показать суть истории семьи, тогда будет проще переходить к истории в целом.

Поговорите о семье, о помощи друг другу, ведь близкие люди всегда помогают друг другу. В народе есть поговорка: «Семьей и горох молотят». Как вы понимаете смысл этой пословицы? (в семье все помогают друг другу делать трудную работу.) Да, так говорили в старину о тяжелой работе, которую может выполнить только дружная группа людей. В то время работы по хозяйству выполняли все члены семьи от мала до велика.

Поиграйте в пальчиковую игру, в которой рассказывается о такой помощи друг другу.

Мама, папа, внук и дед
Собрались варить обед.
Тебе – мясо тушить,
Тебе – капусту рубить,
Тебе – борщ варить,
Тебе – тесто месить,
А тебе – печку топить!

Как вы думаете, трудную работу легче и быстрее выполнить, когда работает один палец или когда одновременно работают все пальчики на руках? Вот так и в жизни бывает: любую работу в семье, даже самую тяжелую, можно выполнить легко и быстро, если делать ее вместе.

Задание . Поищите стихи, рассказы, сказки, притчи о командной работе и дружбе. Проведите эксперементы: попробуйте что-то сделать одной рукой (всеми пальцами), а потом несколькими пальчиками или одним.
Посмотрите рисунок с изображением семьи в Древней Руси. Предложите ребенку подумать о том, кто они и какая у них была жизнь. А потом пригласите его отправиться в путешествие в то время, когда жила эта семья.

Притча о сыновьях

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.
Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался - ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:
- Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.
  • Как нарисовать генеалогическое древо
  • Как построить родословную схему
  • Поколенная роспись
  • Со старых, пожелтевших фотоснимков смотрят на нас красивые и умные лица - лица наших предков. Но уже спустя два - три поколения мы забываем, кто эти люди, кем они нам приходятся, что значат в нашей жизни. Чтобы не потерять связь поколений, важно научиться правильно работать со своей родословной.

    Небольшое вступление: полезная привычка - записывать

    Память рода - это не только фотографии, так можно сказать про любую бережно хранимую фамильную вещицу. Старинный угольный самовар на современном столе смотрится… приятно. Но совсем другое дело, если за историей самовара стоят живые истории предков! Поэтому есть смысл завести привычку: записывать рассказы бабушек и дедушек, мам и пап, прабабушек и прадедушек, дядюшек и тетушек. Правнуки могут и не успеть лично познакомиться с прадедами. Но молодое поколение всё равно сможет узнать их, если сохранились аудио или видеозаписи, на которых родственники остаются живыми и здоровыми, рассказывающими о своей жизни.

    Создаём основу родословной

    Именно так, в живом общении, записывают информацию профессиональные этнографы. А как создать ту самую основу, на которую можно надеть одежды устных рассказов, семейных преданий? Где взять информацию, узнать точные даты, имена и должности? Ответ прост - в архивах, а помощь можно найти в социальных сетях, где активно работает множество групп любителей генеалогии.

    Как нарисовать генеалогическое древо

    У начинающих исследователей возможны трудности, связанные с графически правильным оформлением информации. Поэтому сегодня коснёмся именно этой темы.

    Прежде всего, определитесь, кто будет «конечным потребителем» информации. С психологической точки зрения, важно начинать знакомить ребенка с вопросами его родословной с самого раннего детства, детсадовского и даже ясельного возраста, постепенно меняя форму подачи информации.

    Именно для ребенка дошкольного или младшего школьного возраста больше подойдёт «художественный» вариант родословного древа, когда рисуется настоящее дерево, настоящие листочки на его ветвях. Впрочем, не обязательно рисовать - варианты оформления зависят от индивидуальных вкусов, творческих предпочтений и фантазии, можно скачать из сети и готовый шаблон.

    Но вот тут возникает проблема - большинство схем генеалогических дерев не верны!

    Например, посмотрите вот на такую схему, которую мы нашли в Интернете

    Внешне она выглядит понятной для ребенка, но даже малыш может задать логичный вопрос: «Почему я - корень, а из меня растут ветви «мама» и «папа»? Ведь на самом деле все наоборот!»

    Действительно, наоборот! Общая закономерность построения родословных дерев состоит в том, что в корнях изображают первых из известных нам предков, самых далеких по времени от нас.

    Генеалогическое древо английской королевы Виктории

    Другое правило научной генеалогии - деревья строятся по мужской линии.

    К примеру, дети женщин, вышедших замуж, изображаются на дереве их отца, то есть мужа этой женщины, на родословном древе родительской семьи этой женщины они не отмечаются.

    Важно: именно по мужской линии в нашей традиции строятся все виды фиксации родословия: и родословные схемы, и поколенные росписи, и уже описанные родословные деревья. Остальное в оформлении родословного древа - дело творчества.

    На родословном древе про каждого человека следует написать фамилию, имя, отчество, дату рождения и смерти, если человека уже нет в живых.

    Как построить родословную схему

    Принцип построения родословной схемы в общих чертах напоминает работу с генеалогическим древом. Творчества, естественно, меньше, - нет живописности, художественности родословного древа.

    А вот с точки зрения пространственной организации информации есть важные отличия: родословное древо строится обязательно снизу вверх, а схема может быть восходящей (снизу вверх), нисходящей (сверху вниз) и даже боковой (слева направо).

    Поколенная роспись

    На мой взгляд, для взрослого человека, ведущего родословные изыскания, наиболее удобная форма фиксации новой информации - поколенная роспись. Для подростков умение составлять поколенные росписи может стать ещё и ярким дополнением к курсу истории России.

    Итак, поколенная роспись привлекательна именно тем, что позволяет совершенно безболезненно вносить дополнения про любого человека, не нарушая структуры и оформления. Другое её преимущество в том, что именно поколенная роспись позволяет записывать абсолютно любую имеющуюся информацию о человеке. Стандартизация в ней касается лишь структуры расположения родственников.

    Поясню это на примере - фрагменте поколенной росписи Захаровых.

    I поколение.

    1. Кузьма Захаров. Мещанин г. Вязники Владимирской губернии.

    II поколение.

    2 - 1. Александр Кузьмич Захаров *31.05.182[i]. Жил в Вязниках Владимирской губернии.

    Ж. Евлампия Алексеевна Захарова *1837

    3 - 1. Любовь Кузьминична Захарова *1824

    III поколение.

    4 - 2. Иван Александрович Захаров *1.06.1857

    Выходец из Вязников Владимирской губернии, мещанин. Отца Ивана Александровича звали Александром Козминым (Кузьмичом) Захаровым, он был вязниковским мещанином. 24 июля 1883 года Иван Александрович и Прасковья Николаевна вступили в брак, для обоих он был первым. Таинство совершил священник Константин Веселовский с диаконом Иоанном Смирновым в Троицкой церкви г. Вязники, о чём сделана актовая запись № 21 в метрической книге. Поручателями по жениху были вязниковские мещане Михаил Павлович Фигурнов и Александр Павлович Давыдов, а по невесте - вязниковский мещанин Николай Чирков и вязниковский купец Степан Иванович Красавцев[v]. В Томске И.А.Захаров был доверенным лицом купца Гадалова.

    Ж. Захарова (Всехвальнова) Прасковья Николаевна *1848 (или 1860, 1861) +15.03.1942

    Мещанка. Дочь вязниковского уезда деревни Новоселки крестьянина Николая Егоровича Всехвальнова. Родилась в Вязниках Владимирской губернии, там же вышла замуж. Впоследствии, период между 1890 и январем 1894 года, с мужем перебралась в Томск. Была домохозяйкой, воспитывала детей. Всего имела 12 детей, но до взрослого возраста дожили только 6. После 1917 года все время жила с семьей своей дочери Марии Ивановны. Умерла от порока сердца и старости в г. Томске, о чём имеется запись № 903 от 16 марта 1942 года.

    5 - 2. Федор Александрович Захаров *18.11.1872 +25.06.1906

    Выходец из Вязников Владимирской губернии, мещанин. Был восприемником при крещении своей племянницы - Марии Ивановны. Умер 25 июня 1906 года. Был похоронен 27 июня 1906 года.

    6 - 2. Василий Александрович Захаров *18.01.1863

    Выходец из Вязников Владимирской губернии. 25 июля 1871 года получил вид на жительство в Томске сроком на 11 месяцев как рядовой Вязниковского уездного полка[x]. В “Алфавитной книге временно проживающих в городе Томске” сведений о его убытии нет.

    7 - 2. Евдокия Александровна Захарова

    Государственный Архив Владимирской области, ф. 391, оп. 3, д.2, л. 177 об. - 178

    [x] Государственный архив Томской области, ф. 104, оп. 1, д.1014 , л. 39об.

    Римскими цифрами обозначены поколения. Под первым номером идет поколение самого далекого из известных предков. Каждому человеку присваивается порядковый номер, обозначаемый арабской цифрой. В данном фрагменте порядковые номера доведены до семи. Вторая арабская цифра, стоящая после тире, это порядковый номер отца человека. Так, в данном примере есть персоналия:

    6 - 2. Василий Александрович Захаров *18.01.1863

    Он имеет порядковый номер 6, является сыном Александра Кузьмича Захарова, имеющего порядковый номер 2, родился 18 января 1863 года. Под сносками указывается источник данной информации. Жены своих порядковых номеров не имеют и обозначаются буквой «Ж». Так, Захарова (Всехвальнова) Прасковья Николаевна - жена Ивана Александровича Захарова.

    Аппетит приходит во время еды. Вполне возможно, занявшись этим летом вместе с ребёнком составлением генеалогического дерева или поколенной росписи, вы захотите задать свои вопросы. В Новосибирске с 1994 года существует общественная организация - Новосибирское историко-родословное общество, объединяющее единомышленников и оказывающее методическую помощь при составлении родословной. Общество представлено группой в социальной сети ВКонтакте

    Скандинавия – страна на севере Европы, в последние годы пережила много особенно заснеженных и холодных зим. Но даже в морозы скандинавские мамы не отказываются от практики оставлять коляски с младенцами на улице, чтобы детишки могли дремать на свежем воздухе. Что знают «северные мамы» такого, что могли бы и мы использовать на практике? На самом деле, вредно или полезно малышам находиться на воздухе в холода?
    Главное правило, которому следуют мамы из Скандинавии и Исландии, звучит так: «Не бывает слишком холодной погоды, бывает недостаточно теплая одежда». Мамы и папы из северных стран действительно оставляют детишек на холоде, стараясь надеть их быстрее. Есть даже специальный термин «латте-мамы» и «латте-папы» - так называют молодых мам и пап, которые с удовольствием пьют кофе в кафе, в то время, пока их малыши мирно дремлют.


    Многие родители полагают, что свежий воздух является ключевым фактором для хорошего сна для детей, а также считают, что это полезно для их здоровья и сделает их более сильными. В этом утверждении есть доля правды – спать в прохладе действительно полезно, - это уже доказано учеными!
    Для родителей из стран северной Европы на опубликованных фото нет ничего удивительного – все штатно, спять в колясках на улице… А о чем сразу подумают наши мамочки? О том, что оставлять малыша на улице небезопасно… Скандинавские же родители искренне не понимают, кто может причинить их малышам вред? Бездомные коты? О похищении детей здесь не может идти и речи! Родители из Скандинавии просто не чувствуют тот страх, который испытывают другие родители, оставляя своих малышей в колясках на улице. Это особенности менталитета и местного общества – здесь так принято и это совершенно нормально!


    Тем не менее, психологи рекомендуют перенимать опыт иностранных мамы и пап. Во первых, спать на воздухе действительно полезно для детей, а во вторых – все не так просто и оставляя своего малыша на улице скандинавские родители всегда оставляют с ними радио-няню или монитор, через который они всегда могут убедиться, что с младенцем все хорошо!


    Изменение мышления и формирование новых сообществ, перенимание опыта иностранных родителей может способствовать изменению общественной позиции по данному вопросу и заложению основ нравственного воспитания малышей.

    Районная научная конференция молодых исследователей

    «Шаг в будущее – 2012»

    Исследовательская работа на тему

    «Родословная моей семьи»

    Платонова Елизавета, ученица 1класс,

    Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

    Окунёвской средней образовательной школы

    С.Окунёвское, Омутинский район, Тюменская область, Россия

    Научный руководитель :

    Бирверт Елена Леонидовна,

    Учитель начальных классов

    Муниципального автономного

    общеобразовательного учреждения

    с. Окунёвское, Омутинский район, Тюменская область, Россия.

    с.Окунёвское

    2012

    Введение ………………………………………………………………………… 3

    Глава 1.Теоретические основы изучения темы ……………………………… .4

    Глава 2 Виды родословной…………………………………………….. ………. 5

    Глава 3.Составление родословной……………………………………………...6

    Глава 4. Моя родословная………………………………………………………7 - 9

    Заключение. ………………………………………………………………………10

    Список использованной литературы………………………………………….. 10

    Приложение ……………………………………………………………………

    Введение

    Тема работы: «Родословная моей семьи»

    Цель работы : составить родословную своей семьи.

    Задачи:

    1.Найду ответы на вопросы:

    • Что такое «род», «родословная»?
    • Кто такие «предки»?
    • Что такое «поколение»?
    • Что такое «семья»?
    • Что такое генеалогическое древо» и как его составить?

    2.Проведу исследование:

    • Опрошу своих родителей.
    • Просмотрю семейные документы и фотографии.
    • Составлю генеалогическое древо.

    3.Оформлю результаты работы в виде презентации.

    4.Подведу итоги.

    Глава 1.Теоретические основы изучения темы.

    Родословная - это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.

    Род - ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение.

    Предок - представитель предшествующего поколения родственников.

    Поколение - родственники одной степени родства по отношению к одному предку, одновременно живущие люди близкого возраста.

    Семья - группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми); единство, объединение людей, сплочённых общими интересами.

    Генеалогия - история рода.

    Генеалогическое (родословное) древо - схематическое представление родственных связей.

    Термины родства.

    Бабушка - мать отца или матери, жена деда.

    Брат - каждый из сыновей одних родителей.

    Внук - сын дочери, сына; а также сыновья племянника или племянницы.

    Внучка - дочь сына, дочери; а также дочери племянника или племянницы.

    Дед - отец матери или отца.

    Дочь - лицо женского пола по отношению к своим родителям.

    Дядя - брат отца или матери.

    Мать - лицо женского пола по отношению к своим детям.

    Отец - лицо мужского пола по отношению к своим детям.

    Племянник - сын брата или сестры.

    Племянница - дочь брата или сестры.

    Прародители -первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.

    Пращур - родитель прапрадеда, прапрабабки.

    Родоначальник - первый известный представитель рода, от которого ведется
    родословие.

    Сестра - дочь одних родителей.

    Сын - лицо мужского пола по отношению к своим родителям.

    Тетя - сестра отца или матери.

    Законы генеалогии

    1. На 100 лет приходится жизнь трёх поколений.
    2. Закон удвоения числа предков – в каждом следующем поколении число предков удваивается.
    3. Закон убывания предков – в действительности предков у нас меньше, чем предполагает теория, потому что в прежние века браки могли заключаться между близкими родственниками.

    Глава 2. Виды родословной

    Восходящее генеалогическое древо. В восходящем родословии объектом исследования является лицо, о предках которого собираются сведения. С него начинают, затем уже идут по восходящим ступеням или коленам, т.е. к отцу, деду, прадеду и т.д. Это первоначальный вид родословия, когда у исследователя еще мало сведений, когда он последовательно идёт от известного к неизвестному.

    Нисходящее генеалогическое древо. При составлении нисходящего родословия начинают с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Такое родословие позволяет наглядно представить общую картину жизни и деятельности рода, начиная с более отдаленных времен и постепенно разворачивая до наших дней.

    Мужским нисходящим родословием называется такое родословие, которое указывает все потомство данного родоначальника, но происшедшее лишь от мужчин, относительно женских представительниц рода оно ограничивается указанием имени их супругов.

    Смешанным нисходящим называется такое родословие, которое указывает решительно на все потомство данного родоначальника, как происшедшее от мужчин, так и от женщин. Подобное родословие не является родословием одной фамилии, т.к. охватывает часто огромное количество родов, происшедших от одного родоначальника по женским линиям. Оно бывает необходимо для выяснения родственных связей между боковыми и весьма отдаленными родственниками и чаще всего фигурирует в процессах о наследствах.

    Мужское восходящее родословие, при изображении его, будет выглядеть как линия, поскольку в каждом поколении будет находиться по одному предку данного лица. Это родословие применяется для доказательства родственной связи лица с каким-либо отдаленным по времени известным историческим деятелем.

    Смешанным восходящим родословием называется родословие, которое указывает всех предков данного лица как по мужской, так и по женской линии. Подобное родословие всегда имеет правильную форму при изображении графически, т.к. в первом колене указывается одно лицо, во втором - два, в третьем - четыре, в четвертом -восемь и т.д. в геометрической прогрессии, причем каждое из этих лиц в одном колене принадлежит к другому роду, так что в четвертом колене мы имеем представителей восьми различных фамилий, а в пятом уже шестнадцати и т.д.

    Глава 3. Составление родословной.

    С чего начать?

    Заполнив свое восходящее древо, можно узнать, что уже известно и что предстоит узнать. Лучше начать с самого себя, т.к. это начальная веточка семейного древа. Вписав себя, нужно собрать информацию о родителях и записать ее. Затем нужно найти сведения о бабушках и дедушках, а затем - о более ранних поколениях.

    Какие документы использовать?

    Искать информацию нужно сначала дома - в документах семейного архива, дневниках, письмах, записных книжках, на оборотах фотографий и в альбомах с фотографиями, в вырезках из газет. Изучение этих неофициальных документов и даже простое знакомство с ними поможет по новому взглянуть на своих родителей, бабушек и дедушек, откроет мир их чувств и отношений, неудач и успехов. Нужно обратить внимание на имена, даты, место жительства, родственные связи. Они представляют собой ключевые моменты, важные для родословной семьи.

    Нужно использовать также официальные документы:

    - Свидетельство о рождении - даст информацию о фамилиях, месте и времени рождения.

    - Свидетельство о браке - даст информацию о девичьей фамилии матери, времени и месте заключения брака.

    • Свидетельство о смерти - даст информацию о времени смерти и её причине.
    • Паспорт - даст информацию о месте жительства, детях.
    • Трудовая книжка - даст информацию о местах работы, должностях, образовании.
    • Аттестаты, дипломы, удостоверения, свидетельства, орденские книжки и

    На следующем этапе своего исследования нужно составить нисходящее древо (таблицу, роспись) своего рода (своей фамилии).Методы сбора информации - прежние: семейный архив и устные беседы. Так же можно отослать таблицы, частично заполненные известной вам информацией, своим родственникам с просьбой заполнить пустующие места сведениями, которые известны им. Можно подобное древо составить по материнской линии (ориентируясь на ее девичью фамилию), а так же на фамилии бабушек и дедушек.

    Оформление родословной.

    Родословная таблица.

    Родословная таблица может более подробно рассказать о каждом персонаже, упоминаемом в ней. Таблицы также могут быть восходящими и нисходящими. Вообще же, таблица - это то же древо, только выполненное не рисунком, а строго графически. Если таблица выполнена графически правильно - каждое поколение расположено строго на одной горизонтали -то тогда четко и наглядно отражаются структура и родственные связи внутри рода.

    Восходящее древо . Родословная может быть оформлена в виде древа, где стволом обозначены, тот кто составляет родословную. Разветвлением ствола будут родители, более мелкими ветвями – дедушки и бабушки.

    Нисходящее древо внешне, похоже, но в основании его будет предок, а в кроне окажется тот, кто составляет родословную.

    Глава 4. Моя родословная.

    Мама – Ия Михайловна Рогозина. Папа- Алексей Александрович Платонов.

    Она родилась в Тюмени. Её день Родился в Окуневке. Его день рождения

    Она работает в школе.

    Это - я Лиза ученица 1 класса. Я учусь в 1 классе. Окуневской школе. Я родилась 10 октября 2004 года. Мне 7 лет.

    Это мы - брат Миша,

    Сестра Ирина, я и мама

    Это моя бабушка. Мама моего папы. Её зовут Елизавета Васильевна.

    Родилась 4 ноября 1931 года. Её фамилия была Осинцева. Детство пришлось на послевоенные годы, было трудно. Моя бабушка закончила 7 классов, потом работала на ферме бригадиром. Сейчас она пенсии.

    Мама моей мамы - Папа моей мамы – Васильев Папа моего папы

    Первененко Людмила Михаил Яковлевич родился в Александр Васильевич

    Георгиевна. селе Велижаны,в 1940 году. Родился в селе Окуневское

    Родилась в 1940году. Окончил школу, поступил в в 1930 году.

    В городе Тюмени. Авиационный техникум. Закончив школу работал

    Окончила 8 классов. Работал в Тюмени в скотником.

    Затем пошла учиться в аэропорту «Плеханово».

    Кулинарное училище.

    Потом работала поваром.

    Восходящее древо

    Заключение

    Что я делала.

    Узнала, что такое родословная и как её составлять.

    Взяла интервью у родителей.

    Составила и оформила родословную.

    Что мне удалось.

    Узнать, как составлять родословную и составить её.

    Что мне помогло.

    Информация из словарей и материалы сайтов Интернета.

    Использованная литература

    1.Универсальный словарь русского языка начальная школа. Под редакцией О.Л.Соболевой.

    2.Толковый словарь. В. Даль.

    3.Большой энциклопедический словарь. Главный редактор А.М. Прохоров.

    4.Толковый словарь русского языка. С.Н.Ожегов.

    5.Интернет ресурсы.

    Приложение.



    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png