Цель : Уточнять и закреплять представление детей о бумаге, ее свойствах и видах.

Задачи :

  1. Формировать познавательный интерес к свойствам бумаги, на способе сравнения.
  2. Научить детей устанавливать причинно-следственные связи при работе с бумагой (рвать, мокнет, сгибать, складывать).
  3. Побуждать интерес к окружающему миру, проявлять фантазию, мышление, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, уметь ставить и отвечать на вопрос.

Формы организации: групповая.

Оборудование: Бумага (три вида) — салфетка, картон и белая бумага (А4), вода, емкость.

Ход занятия :

Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья! Сегодня я расскажу вам удивительную сказку. Но эта сказка не простая, а познавательная. Вы готовы ее слушать? Тогда сядем по удобнее на нашей волшебной полянке и отправимся в сказочную историю. Дети усаживаются.

Воспитатель: Далеко в бумажной стране жили – были Картоныч (лист картона), Листочек (лист бумаги) и Феточка (бумажная салфетка). И случился у них спор: «Кто нужнее и важнее из них». Долго они думали, и тогда решили выяснить все в путешествии. И вот на их нем пути встретилась гусеница. Она хотела перейти через лужу, но не знала как. Лужа была очень большая, а гусеница маленькая. Друзья предложили свою помощь гусенице.

Также интересный материал по экспериментальной деятельности в ДОУ:

Воспитатель: Подскажите ребята: «Как можно помочь гусенице? (Ребята отвечают: нужно сделать кораблик)

Опыт: Ребята пробуют сделать кораблик из трех видов бумаги.

Вывод: Кораблик из бумаги самый хороший. Картон – плотный и его тяжело складывать. Салфетка – очень мягкая, быстро рвется и нет формы.

Села гусеница в кораблик и переплыла через лужу. Зазнался Листочек, что он помог гусенице.

Воспитатель: Подскажите ребята: «Как можно помочь лисичке? (Дети отвечают: сделать кулек).

Опыт: Предложить ребятам свернуть три вида бумаги в кулечки. Налить в них воду.

Вывод: Кулек из картона — самый удобный, толстый, быстро не пропускает воду. Кульки из салфетки и бумаги – не подходят, быстро мокнут, пропускают воду.

Утолила жажду лисичка, сказала спасибо и убежала в лес. Зазнался Картоныч!

Воспитатель: Подскажите ребята: «Как можно помочь бабочке? (протереть крылышки).

Опыт: Предложить ребятам вытереть пятна на столе бумагой, картоном и салфеткой.

Вывод: Салфетка – мягкая, легко мнется и лучше вытирает и впитывает. Картон – грубый, тяжело мнется. Бумага – менее грубая, но ею так же неудобно вытирать поверхность стола.

Помогла Феточка бабочке привести свои крылышки в порядок. Поблагодарила ее бабочка и полетела домой. А Феточка загордилась, она самая важная.

Ходили, ходили друзья по горам, по лесам, но выяснить так и не получилось у них: «Кто из них самый нужный и важный». Шли, они шли, и пришли в детский сад. Пригласила я их к нам в гости. Давайте дети расскажем им, почему все они очень нам нужны и важны.

Дети отвечают на наводящие вопросы (что узнали из опытов).

Воспитатель: Какой вывод мы можем с вами сделать? Конечно, они все нужны, важны и без них нам, не обойтись.

Молодцы! Сегодня у нас получилось очень познавательное путешествие. Вот какая интересная эта бумага. Так будем бережней относиться ко всему, что нас окружает.

Название: Познавательная сказка «Жила-была бумага» для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, 5-6 лет (старший дошкольный возраст)

Должность: старший воспитатель
Место работы: МБДОУ №5 «Звездочка»
Месторасположение: город Зверево, Ростовская область

М. Ильин

Изобрели бумагу китайцы. Около 2000 лет тому назад, когда в Европе греки и римляне писали еще на египетском папирусе, китайцы умели уже делать бумагу. Материалом служили им волокна бамбука, некоторые травы и старое тряпье. Поместив материал в каменную ступу, они растирали его с водой в кашицу. Из этой кашицы они отливали бумагу.
Формой для отливки служила им рамка с сетчатым дном, сделанным из тоненьких бамбуковых палочек и шёлковых нитей. Налив в форму немного кашицы, принимались трясти форму во всех направлениях, чтобы волоконца переплелись и образовали войлок. Вода стекала, а на сетке оставался сырой бумажный лист. Его осторожно снимали, клали на доску и высушивали на солнце. Пачку листов отжимали в заключение под деревянным прессом.
Таким ручным способом китайцы делали бумагу.
Удивительный это народ! Начиная с бумажного абажура и кончая книгой или фарфоровой вазой – китаец во все вкладывает массу терпения и изобретательности. Китайцы раньше европейцев додумались до фарфора, книгопечатания, пороха, бумаги.
Прошло много лет, прежде чем бумага попала из Азии в Европу. Случилось это вот как.
В 704 году арабы завоевали город Самарканд в Средней Азии. Вместе с другой добычей они вывезли оттуда секрет изготовления бумаги. В завоеванных арабами странах: Сицилии, Испании, Сирии – появились бумажные фабрики. Была такая фабрика, между прочим, и в сирийском городе Мамбидше, или, как произносили европейцы, Бамбице. Вместе с другими восточными товарами: гвоздикой, перцем, благовонными маслами – арабские купцы привозили в Европу «бамбицину» – бумагу, сделанную в городе Бамбице. От этого-то слова и произошло, вероятно, наше слово «бумага».
Самой лучшей считалась багдадская бумага, которая шла в продажу в виде листов большого размера. В Египте изготовлялось много сортов, начиная от огромных листов александрийской бумаги и кончая крошечными листочками, которые употреблялись для голубиной почты.
Делали эту восточную бумагу из старого тряпья. На вид она была желтоватая, с темными пятнами. На свет видны были даже кое-где кусочки тряпок.
Прошли века, прежде чем в Европе появились свои бумажные фабрики, или «бумажные мельницы», как тогда говорили. В XIII веке такие мельницы можно было уже найти и в Италии и во Франции.
Случается иногда, что в руки историка попадает старинная грамота или историческая запись, в которой не указан год ее составления.
Как этот год узнать?
Ученый обращается за разъяснениями к самой бумаге: рассматривает ее на свет. И потом говорит: «Эта грамота написана не ранее 1317 года, потому что бумага, на которой ее написали, сделана была в 1317 году; а вот эта грамота написана на столько-то лет позже».
Каким образом узнал это ученый?
И что такое видит он, рассматривая бумагу на свет?
Видит он на бумаге прозрачный водяной знак.
У каждого мастера был свой водяной знак, своя марка. Нередко мастер, кроме знака, проставлял также год и свою фамилию. Марки бывали самые разнообразные: маркой могла быть и голова человека, и половина оленя, и башня, и верблюд, и перчатка, и единорог, и лев, и русалка, и крылатый лев с птичьей головой, и папа римский, увенчанный тиарой, с ключом в руках.
Водяной знак получали таким способом. Бумагу отливали в форме с дном из проволочной сетки. Из проволоки делалась также фигура, которая укладывалась на дно формы. Там, где была проволока, бумага ложилась более тонким слоем чем в других местах. Поэтому, рассматривая бумагу на свет, вы и видите прозрачные полоски в том месте, где была проволочная сетка, и водяной знак там, где была проволочная фигура.
Самый старый водяной знак – это круг. Увидев на бумаге этот знак, вы можете сразу сказать, что бумага сделана в 1301 году.
К нам бумага попала в XIV веке через Новгород, куда ее привезли ганзейские купцы. Бумага эта была итальянская. В XVII веке путешественник Барберино побывал в Москве. В своем дневнике он пишет: «Затеяли они также ввести делание бумаги и даже делают ее, но все еще не могут ее употреблять потому, что не довели этого искусства до совершенства».
Первая русская бумажная мельница построена была на реке Уче, в 30 верстах от Москвы. Но она работала недолго.
Лет через сто опять построили бумажную мельницу, на этот раз на реке Пахре, рядом с мукомольной мельницей. Помощником бумажного мастера был «хлебный мельник». Начали делать бумагу, но весной 1657 года «пошла вода с гор и учала плотину портить». Мельница была разрушена. Вместо нее построили другую, на реке Яузе.
Бумагу делали на этой фабрике большого размера с водяным знаком, изображавшим герб города Амстердама. Это потому, что наши «бумажные мельники» старались делать бумагу по образцу голландской, которая тогда считалась лучшей.
В XVII веке бумага уже расходовалась у нас в большом количестве. На ней печатали книги, которые продавались в книжном ряду в Китай-городе.
На ней в приказных канцеляриях писали и переписывали бесконечные выписи и отписки, памяти и указы, челобитные и розыски. Вместе с бумагой появилась, словно ее тень, и бумажная волокита. Нередко какое-нибудь «сыскное дело о чародействе и порче» тянулось годами.
«А дела клеили в столбцы и сбирали в годовые большие столпы, которые, лежа в палатах, от сырости расклеивались и гнили, и мыши их портили. И от того многие старые дела, докладные выписи и указы, валяясь по разным местам в небрежении, терялись и вовсе пропадали».
Так говорится в одной старой «грамоте» – 1700 года.
Один путешественник оставил нам описание московской канцелярии XVII века:
«Между тем рассматривал я находящиеся в сем же здании канцелярские комнаты. Они все под сводами, с маленькими окнами и похожи на темницы. На сей раз тут находились одни лишь канцеляристы, которые сидели по два человека на ящиках, стульях и скамейках, иные выше, другие ниже, без всякого порядка. Я даже видел одного, стоявшего на коленях. Они все занимались письмом или перебиранием свитков бумаг, которые развивали и свертывали с большой ловкостью. Сии свитки суть длинные полосы, составленные из листов бумаги, вдоль разорванных и склеенных».
Бумага шла к нам в это время главным образом из Голландии. Петр I велел в 1716 году построить бумажную мельницу около Дудергофа, а в 1720 году была построена и вторая «мельница» – за «Галерным двором».
Бумагу этих «мельниц» можно узнать по водяному знаку: как и на гербе Петербурга, на ней были изображены якоря. Был издан указ о том, что бумага будет продаваться в Адмиралтействе, и об этом объявлено было во всеуслышание с барабанным боем.
Конечно, на этом история бумаги не заканчивается. Можно бы многое рассказать о современных бумажных фабриках, где работают гигантские машины – самые большие машины в мире, о целюлозно-бумажных комбинатах, которые, подобно сказочному великану, ежедневно «поглощают» целую небольшую рощицу деревьев. Но это особая тема.
Здесь было рассказано только о «младенчестве» и «отрочестве» бумаги.

Марина Воронова
«Что мы знаем о бумаге?» Конспект НОД по развитию познания у детей подготовительной группы.

«Что мы знаем о бумаге

Конспект НОД по развитию познания

Цель : Дать первоначальные знания об изобретении бумаги . Научить отличать вещи, сделанные из бумаги , определять ее качество на ощупь, гладкость, прочность, толщину) Помочь детям с помощью разнообразных опытов определить свойства бумаги . Учить детей анализировать , делать простейшие умозаключения. Развивать наблюдательность , внимание. Активизировать в речи детей слова , обозначающие свойства бумаги . Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги , воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа :

Беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги ;

Рассматривание предметов, изготовленных из бумаги .

Материал : Камни, деревянные дощечки, гуашь, бумага , карандаши, острые палочки, миска с водой, разные виды бумаги , книги, коробок спичек, ножницы, блокнот, тарелочки с подсолнечным маслом, пипетки, монетки, кружки из бумаги , нитки, иголки. (весь материал разложен на отдельных столах. Количество материала соответствует количеству детей ).

Предлагаю вам, ребята, отгадать загадку :

Склеите корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная.

(бумага )

Да, ребята, сегодня мы поговорим о бумаге .

Посмотрите, что лежит у меня на столе? Это камень, деревянные дощечки и лист бумаги . Что у них может быть общего? Попробуйте нарисовать линии на камне гуашью, процарапать буквы на дощечке и написать их карандашом на бумаге . Раньше, люди использовали все эти материалы для того, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на дереве. Первая бумага появилась в Китае . - Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу . А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги . Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную . В наше современное время бумагу делают машины .

Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага . Как часто и для каких целей нам нужен этот материал? (салфетки, обои, туалетная бумага , открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т. д.)

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру : Представьте себе, что бумага исчезла . Как изменится в этом случае ваша жизнь? Сможете ли вы чем то заменить бумагу ? (ответы детей ) .

Бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях т. д. Бумагу делают на специальных комбинатах. Они так и называются целлюлозно-бумажные . Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке) . Крошку которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги .

Ребята мы с вами знаем , что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни , что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относится к бумаге . Экономнее использовать ее в нашем быту : прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.

А сейчас мы с вами узнаем , какой же бывает бумага . Возьмите в руки разную бумагу . Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь , определяют ее на ощупь и описывают свойства).Прочна ли бумага ? Мы сейчас узнаем .

Опыт 1 :

Возьмите три бумажные полоски одинаковой ширины и длины. С первой полоской пока что делать ничего не нужно. Во второй - сделайте надрез в любом месте, а третью - смочите водой. А теперь разрывайте их поочерёдно, растягивая в различные стороны. Труднее всего, как вы поняли, разорвать (целую, надрезанную, мокрую) полоску. (Дети выбирают сами правильный ответ) .

Оборванный конец полоски гладкий, ровный только в месте надреза. Наиболее искривлённый в намоченном месте. Везде, кроме места надреза, видны ворсинки, направленные в различные стороны. Проведённый опыт подтверждает волокнистость структуры бумаги . Во многих блокнотах на свободных страницах для заметок сверху бывают ровные проколы вдоль всей страницы. Их специально делают для того, чтобы можно было быстро и аккуратно вырвать нужный лист. Вода тоже способствует разрыванию бумаги : она размягчает её.

Мы с вами узнали, что бумага непрочная . Может ли бумага стать прочней ? Для этого мы проведём следующий опыт.

Опыт 2 :

Между двумя стопками книжек одинаковой высоты, стоящих недалеко друг от друга, положим гладкую бумажную полоску , накрывающую весь промежуток. Если теперь поставить на бумагу полный коробок спичек, то под его весом бумажная полоса прогнётся и коробка упадёт на стол. Подумайте, как изменить форму бумажной полоски , чтобы под весом коробка она не прогибалась, а коробок не упал (ответы детей ) . Догадались сделать из полоски «гармошку» »? Положите её между стопками книг. Полоса стала короче, но надёжно выдерживает тот же вес, не прогибаясь. Сложенная в «гармошку» полоска бумаги становится прочнее и может выдержать нагрузку. Молодцы.

Дети, кто из вас знает как из непрозрачной бумаги сделать прозрачную ? (ответы детей ) Для этого нам понадобится масло.

Опыт 3 :

Возьмите небольшие квадратики бумаги . Посмотрите через неё. Что вы видите? Ничего. А теперь возьмите пипетки, наберите масло и капните пять капель в центр квадрата. Что мы теперь можем сказать посмотрев через промасленный квадрат бумаги ? (ответы детей ) .

Физминутка.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Бумажные самолетики »

(По сигналу, самолетики летают по группе с расправленными крыльями и возвращаются на «аэродром» . Игра повторяется 2-3 раза).

Все самолёты приземлились? Сейчас мы узнаем , как быстро приземляется бумага .

Опыт 4 :

Возьмите в одну руку монету, а в другую - маленькую бумажку . Выпустите их одновременно из рук. Монета сразу ударится о пол, а бумажка падает медленно . Просто, листку мешает падать воздух. Почему же воздух не мешает падать монете, размеры которой точно совпадают с размерами бумажного кружка ? Тяжёлой монете воздух не препятствие. Другое дело - лёгкой бумаге . Не надо думать, что сопротивление воздуха всегда наш враг.

Во многих случаях замедлить падение необходимо. Французское слово «парашют» означает - «препятствовать падению» ) Много жизней было спасено с помощью парашютов. С их появлением возник даже новый вид войск : воздушно-десантные. Если бы не было воздуха, купол парашюта не смог бы тормозить падение и все, кто прыгнул с самолёта, падали бы на землю с большой скоростью. Понятно, к чему бы это приводило.

А сейчас мы сделаем парашюты своими руками. Сделать парашют вам поможет лист плотной бумаги школьной тетради . Отогните уголки листа, а сами уголки согните ещё раз. Сгибы уголков проколите иглой с нитью завязанной на конце толстым узлом, чтобы она не выдергивалась. Свободные концы всех нитей аккуратно выровняйте и завяжите их общим узлом.

Ребята, что вы нового узнали о бумаге ? Что вам понравилось выполнять? Я уверена, что вы теперь будете бережнее относиться к бумаге . Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу.

Все дети молодцы.

Программное содержание:

  • расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах;
  • совершенствовать умение определять предметы по признакам материала;
  • развивать воображение, сообразительность;
  • формировать бережное отношение к природным ресурсам.

Материал : образцы разных видов бумаги; предметы из бумаги (альбом, газета, коробка и др.).

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами побываем в гостях у бумаги. Давайте посмотрим, что у вас лежит на столах?

Дети : Бумага.

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим ее. Скажите, вся ли ли она одинаковая? А как можно определить?

Дети : Она разная. Можно погладить, пощупать ее.

Воспитатель : Да, бумага может быть гладкой и шершавой, толстой, тонкой, мягкой и не очень.А кто знает виды бумаги? (цветная, альбомная, картон, салфетки, бархатная и др.). А вы знаете откуда произошла бумага?

Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага. Древние египтяне около 4000 лет назад брали стебли папируса, снимали кожицу и распрямляли ее. Потом полоски папируса клали крест-накрест и спрессовывали так, чтобы они склеивались. Высушенный лист папируса представлял собой хороший материал для письма.

Но это еще не была бумага. Ее изобрел в Китае примерно в 105 году человек по имени Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева.

Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Позднее кто-то догадался, как улучшить качество бумаги, добавив в нее крахмал.

И сейчас люди делают бумагу из разных пород деревьев.

Беседа «Дерево — источник бумаги».

Цель: учить детей бережно относиться к бумаге.

— А сейчас попробуйте смять лист бумаги? Мнется? (Скручивается, сгибается). (Ответы детей).
А теперь порвите. Рвется? Прочная бумага?

Дети : Бумага рвется, значит она непрочная.

Воспитатель : А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Что происходит с бумагой?

Дети : Она промокает.

Воспитатель: А сейчас посмотрите, что происходит с бумагой (разрывается на части). А как вы думаете, можно бумагу соединить? Как? (Склеить, сшить, переплести). Итак, какие свойства бумаги вы узнали?

Дети: Бумага мнется, рвется, намокает в воде, горит.

Воспитатель: Способность бумаги рваться, сминаться, сгибаться и соединяться путем склеивания, переплетения мы с вами будем использовать в дальнейшей работе.

Физкультминутка.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принес телеграмму. Сейчас я ее вам прочитаю:

«Уважаемые друзья! Я коллекционер, собираю разные виды бумаги.Я путешествую по городам и селам и всем рассказываю о своей коллекции. Но в вашем городе со мной случилась неприятность: подул сильный ветер, и моя коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в вашу группу. Большая просьба, отыщите ее.»

Ребята, поможем? Давайте поищем образцы бумаги в группе.

(Дети ищут и приносят образцы,заранее спрятанные в помещении).

Раздается стук, заходит коллекционер.

Коллекционер: Спасибо вам огромное! Вы спасли мою коллекцию! Я давно увлекся собиранием бумаги, и все виды у меня записаны. Давайте я сейчас назову вид бумаги, а вы мне показывайте образец.

Салфетка, газета, открытка, фотография, коробка, глянцевая, копировальная, ватман, обойная, тетрадная, журнальная, календарь.

(Коллекционер по ходу объясняет назначение каждого вида бумаги).

Коллекционер: Бумага – удивительный материал, один из самых доступных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Оглянитесь вокруг книги, газеты, тетради, обои, различные упаковки –все это бумага. Приглядитесь повнимательней,потрогайте ее пальцами, сожмите в кулак, порвите: она пластична, готова принять любую форму. Постарайтесь, и лист бумаги будет послушен вашим рукам, вы сможете создать фантастический, сказочный мир!

Игра «Угадай из какой бумаги?».
— Давайте посмотрим на предметы на столе, скажите из какой бумаги они сделаны? (Картонная коробка, цветок из цветной бумаги, шляпа из газеты и т.д.).

Воспитатель: Спасибо вам, коллекционер за интересную беседу. Мы будем использовать разные виды бумаги в работе, а потом пригласим вас и покажем, что у нас получилось.

(Коллекционер уходит).

Воспитатель: Ребята, я какими видами бумаги мы сегодня познакомились? Какие поделки можно сделать из картона? из газеты? из цветной бумаги?

Программное содержание :

1. Расширять представление об использовании нашими предками различных материалов для письма.

2. Активизировать речь детей, развивать ретроспективный взгляд на бумагу, развивать память, мышление, внимание, интерес к исследовательской деятельности по карточкам – символам.

3. Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и конкретизировать знания о ее назначении.

4. Закрепить знания различных видов бумаги (картон, тетрадная, газетная), сравнить их качественные характеристики и свойства.

5. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Методические приемы: сюрпризный момент, беседа, рассказ, рассматривание картинок, исследование, опыты, мультимедийная презентация.

Оборудование: проектор, ноутбук, образцы бумаги, листы бумаги для опытов (картон, тетрадная, газетная), ножницы, емкости для воды, карточки-символы, мольберт, рабочий лист для опытов, одежда для коллекционера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в мир бумаги»

Программное содержание :

1. Расширять представление об использовании нашими предками различных материалов для письма.

2. Активизировать речь детей, развивать ретроспективный взгляд на бумагу, развивать память, мышление, внимание, интерес к исследовательской деятельности по карточкам – символам.

3. Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и конкретизировать знания о ее назначении.

4. Закрепить знания различных видов бумаги (картон, тетрадная, газетная), сравнить их качественные характеристики и свойства.

5. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Методические приемы: сюрпризный момент, беседа, рассказ, рассматривание картинок, исследование, опыты, мультимедийная презентация.

Оборудование: проектор, ноутбук, образцы бумаги, листы бумаги для опытов (картон, тетрадная, газетная), ножницы, емкости для воды, карточки-символы, мольберт, рабочий лист для опытов, одежда для коллекционера.

Ход:

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие. Куда мы отправимся, узнаете, отгадав загадку.

Я белая, как снег,

Дружу с карандашами,

Где он пройдет, там заметку кладет.

Что это? (бумага)

Итак, мы сегодня совершим путешествие в мир бумаги.

Вы знаете, что раньше бумаги не было, а что же было вместо неё? На чем люди писали?

Основная часть.

Воспитатель: Ученые - археологи раскапывали старые города, древние поселения, изучали рукописи, проводили исследования.

Вы хотите тоже проводить исследования, разгадывать загадки истории?

Тогда сегодня мы будем юными исследователями. А помогут нам в этом наши помощники карточки – символы.

(Рассказ воспитателя сопровождается мультимедийной презентацией)

В Греции писали на сырых глиняных плитках. На них буквы выдавливали острой палочкой. Удобно ли было хранить и переносить такие дощечки?

(они очень хрупкие, легко ломались, разбивались, были тяжелые)

В Египте из листьев растения папируса склеивали полоски и писали на них долгое время. Длина склеенных полос достигала сто шагов.

Пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. Его изготавливали из тонкой кожи молодых животных. Это очень прочный материал. Были даже целые пергаментные книги.

А на Руси писали на березовой коре – бересте.

Эти способы письма были неудобны, свитки из бересты занимали много места.

Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Бумагой восхищались все страны. На ней было очень просто писать, но китайцы держали в тайне чудесный способ её изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все.

Как вы думаете из чего китайцы стали делать бумагу?

В наше время бумагу по китайской технологии, изготавливают из деревьев на специальных бумажных фабриках.

Давайте обратимся к нашим карточкам – символам. К какой из них можно отнести сведения об истории появления бумаги?

Коллекционер

- Здравствуйте, ребята. Я коллекционер, собираю разные виды бумаги. В вашем городе со мной случилась неприятность. Подул сильный ветер и моя коллекция разлетелась, а часть ее попала в вашу группу. Помогите ее найти. Воспитатель: Ребята, давайте поможем найти разные виды бумаги из коллекции в нашей группе.

(Дети ищут и приносят образцы, заранее спрятанные в группе)

Спасибо вам огромное! Вы спасли мою коллекцию. Я давно увлекся собиранием бумаги и все виды у меня записаны: я назову вид бумаги, а вы мне покажите образец и расскажите для чего она предназначена.

1 - газетная бумага (для книг, газет, журналов)

2 - тетрадная бумага (для изготовления тетрадей)

3 - картон (для открыток, коробок, обложек)

4 - цветная (для аппликаций)

5 - альбомная бумага (для рисования)

6 - обойная (для оклейки стен)

7 - фотобумага (для фотографий)

8 - бархатная бумага (для труда, поделок)

9 - салфетная бумага (гигиеническое назначение)

10 - копировальная бумага

Коллекционер : Бумага удивительный материал, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Она бывает документом, плакатом, фантиком, конвертом, письмом, книгой, упаковкой.

Воспитатель:

Ребята, а к какой карточке – символу можно отнести встречу с коллекционером?

А что обозначает карточка – символ «рука»?

Я приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию для проведения опытов с бумагой. Давайте вспомним правила работы в экспериментальном центре.

Физкультминутка для глаз

Опыты

Что вы уже знаете о свойствах бумаги? (мнется, рвется, режется, горит)

Сегодня мы попробуем провести опыты с разными видами бумаги и определить ее отличие.

1 Опыт «Разрывание бумаги»

Перед вами картон, газетная и тетрадная бумага. Попробуйте разорвать каждую. (Дети выполняют задание)

2 Опыт «Разрезание»

Какой вывод вы можете сделать?

3 Опыт «Сминание бумаги»

Что можно сказать о бумаге? Вывод.

4. Опыт «Намокание»

Для создания этого опыта нам понадобится вода. Положите листочки бумаги в воду.

Что произошло?

Какая бумага намокла быстрее? Вывод.

После каждого опыта один из детей делает отметку в рабочем листке о результатах.

Общий вывод: вся бумага рвется, мнется, режется и намокает, но по-разному. Легче всего - газетная, потому что газеты печатают каждый день свежие, она самая тонка.

Тетрадная – потолще, попрочнее из нее изготавливают тетради.

Картон – самая толстая, плотная бумага, поэтому его используют для изготовления коробок, обложек для книг.

Воспитатель: Разные виды бумаги окружает нас всюду. На изготовление бумаги уходит много сил и средств, поэтому бумагу нужно беречь. Об одном из способов как это сделать расскажет Маша Никитина.

(Рассказ ребенка сопровождается слайд-фото)

Деревья выделяют кислород, им дышат люди и животные.

Деревья – это жильё для многих птиц, животных, насекомых.

Деревья имеют лечебные свойства.

Если исчезнут деревья, то погибнет все вокруг. Для того, чтобы сохранить деревья, люди научились делать бумагу из макулатуры. Макулатура – это использованная, не нужная бумага. Я вместе с мамой сделала новую бумагу из старых газет.

1слайд - Сначала я порвала на мелкие кусочки газету

2слайд – Мама залила бумагу горячей водой и размешала все блендером

4слайд - Вылили кашицу в тазик. Приготовленные пяльцы с сеткой опустили в тазик.

5слайд - Вынули и положили на стол на полотенце

6слайд - Промокнули сверху другой салфеткой

7слайд - Убрали пяльцы и оставили сохнуть

8слайд - Получилась новая бумага

9слайд - На ней я сделала подарок для мамы

Заключительная часть.

Воспитатель просит ребят показать, какие карточки символы мы использовали сегодня, путешествуя в мир бумаги.

Расскажите, что вам запомнилось во время нашего путешествия?

Что интересного узнали о бумаге?

Какие свойства бумаги мы используем в жизни?

Что нужно делать для сохранения деревьев?

Сегодня на занятии мы узнали, как из ненужной бумаги можно сделать новую. Давайте приготовим ее сами для подарков мамам и папам.




Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png