Я четно не знала, что именно стоит написать, так как вот уже третий год я каждый день говорю о раннем развитии (и не только говорю), а хотелось бы подойти к этому вопросу с разных сторон. Тогда Алла задала мне направление - мифы о раннем развитии . Пожалуй, я наслышалась за это время их столько, что хватило бы не на одну статью, но попробую описать кратко те, с которыми сама сталкивалась.

Для начала я хотела бы сказать, что такое Раннее (РР) в моем понимании . РР – это создание развивающей среды для ребенка, свободное без помех в форме . Это не насильственное ребенка навыкам чтения, счета и т.д., не в традиционном понимании этого слова, за партой учебниками в сухой и неинтересной форме.

Если мама будет играть с ребенком, показывать ему картинки, читать книги. Он начнет развиваться, а если добавить к этому набору немного элементов от разных методик РР, подходящих именно для этого малыша, то он будет развиваться еще быстрее, а ведь он даже не поймет, что с ним занимались, так как в это время он играл с мамой в увлекательную игру. Вот это и можно назвать ранним м, хотя мне очень понравилось определение Инны (автора блога «Записки оптимистки»), что это не раннее, а «своевременное » .

Итак, какие же мифы о раннем развитии мне приходилось развевать за время занятий с ребенком.

А можно и не покупать их, можно просто взять ненужную картонную коробку и цветную бумагу и сделать собственные квадраты. Подключите ребенка, и вот вам творческое занятие с полезным результатом и процессом.

Больше половины пособий я делала для дочки из ненужного, на первый взгляд, материала, который могла бы выкинуть и остаться без очередной развивающей . Решать вам.

Каждая мама выбирает для себя сама, что по ее мнению лучше для ее ребенка: раннее , соответствующее возрасту ребенка или отсутствие каких-либо занятий, направленных на малыша.

Так что желаю всем удачи в выбранном им пути!

Раннее развитие сегодня является одним из самых популярных словосочетаний в обсуждении детей и их достижений к определенному возрасту. Каждой мамочке хочется, чтобы ее ребенок был самым умным, развитым и выделялся на фоне сверстников. Как этого добиться? Как раскрыть природный интеллектуальный потенциал крохи и не навредить ему чрезмерными нагрузками? Как правильно и по какой методике организовать занятия по раннему развитию у деток до года?

Что такое «раннее развитие»

Многие знакомы со словосочетанием «раннее развитие», но не все четко представляют, что же это такое. Вокруг множества методик витает огромное количество мифов. У воспитания ребенка в таком ключе существуют как поклонники, так и те, кто настроен резко негативно. На самом деле все не так сложно и страшно, как кажется на первый взгляд.

Раннее развитие – это комплексный подход к воспитанию ребенка, когда игры, занятия и общение в семье направлены на максимальное раскрытие умственного и физического потенциала малыша. Причем начинать эти занятия следует не с 3-4 лет, как это было принято раньше, а прямо с первых месяцев жизни.

Мифы о раннем развитии малышей до года

  1. Деткам до года сложно донести какую-либо информацию, поэтому какие-то занятия и методики просто бессмысленны.
  2. Это в корне неверно! Да, дети первого года жизни больше основываются на чувствах, а не на разуме, но их вполне можно научить многим вещам. Занятия будут отлично способствовать психомоторному развитию, что, в свою очередь, прекрасно скажется на физических и интеллектуальных навыках ребенка.
  3. Раннее развитие опасно для детей, не достигших полуторагодовалого-двухлетнего возраста.
  4. Это опять же не совсем верно. Любая опасность может быть связана с фанатичным желанием мамочки любыми средствами развить своего ребенка и дать ему энциклопедические знания. Перегрузки, действительно, могут быть опасны для крохи. Но если занятия не навязываются малышу силой и не занимают много времени, то ничего, кроме пользы, они не принесут.
  5. Раннее развитие – это очень сложно.

Ничего сложного нет! С детьми нужно просто играть, как это делают мамы каждый день. Только игры и занятия выбирать такие, чтобы они не только позволяли весело провести время, но и учили чему-то кроху, а также развивали его психику, моторику, сенсорику, позволяли познавать окружающий мир.

Какую методику раннего развития выбрать для новорожденного

Методики раннего развития весьма разнообразны, среди них непросто выбрать какую-то одну. Но этого и не требуется. Можно ознакомиться со всеми и выбрать то, что наиболее интересно и комфортно и ребенку, и родителям.

Развивать своего малыша можно по какой-то одной методе или сделать «сборную солянку» из нескольких. Некоторые мамочки предпочитают самостоятельно подобрать занятия и игры для крохи на основе изученных материалов. Главное, ориентироваться на то, как ребенок реагирует на занятия.

Если малышу нравится и он с удовольствием принимает участие в развивающих играх, то все в порядке и можно продолжать обучение. Но в случае, когда мама видит, что ребенку тяжело, он не может понять смысл занятия или скучает, что ему не интересно, то следует более тщательно подбирать методики развития.

Когда речь идет о развитии новорожденных деток, то тут можно выделить несколько основных методик:

Раннее развитие по Монтессори

Девиз этой методики «Научи меня, чтобы я мог делать это сам!». Но в случае с грудничками подход немного иной. Для детей первого года жизни важно развитие сенсорики – развитие органов чувств, которое помогает человеку воспринимать и оценивать окружающий мир. Во многом именно на это направлены занятия по Монтессори для малышей в возрасте до года.

Совсем не обязательно искать и покупать специальные материалы Монтессори и обучающие методички, которые помогут организовать занятия с малышом. Все вспомогательные развивающие «игрушки» можно сделать самостоятельно или приобрести в обычном детском супермаркете

Занятия по данной системе могут быть следующие:

«Буквы и цифры»

Понадобятся крупные (с ладонь взрослого человека) буквы и цифры из фактурной и яркой ткани (фетр, махровая ткань, бархат). Их нужно сшить в виде подушечек и наполнить разными наполнителями – синтепон, крупа, бумага, опилки, пенопластовые шарики, мех и т.д. Нужно давать ребенку эти подушечки и каждый раз четко проговаривать название букв и цифр.

Ощупывая их, малыш будет развивать мелкую моторику, цветовосприятие, а также в будущем у него гораздо легче будут обстоять дела с разучиванием алфавита, чтением и счетом, ведь буквы и цифры будут уже знакомы ребенку.

Такие занятия с новорожденным можно начинать уже с первого-второго месяца жизни. Просто вкладывать буковку или цифру в ручку малыша. Делать это можно несколько раз на протяжении дня. Далее, когда ребенок будет сам тянуться к предметам и брать их в руки, можно класть его на животик и раскладывать вокруг него обучающий материал.

Это еще и будет способствовать физическому развитию, ведь, чтобы добраться до самой интересной буковки, ему придется потянуться или попробовать проползти несколько сантиметров.

Игры с манкой

К этому занятию вообще не нужно готовиться. Достаточно посадить малыша на пол, перед ним положить поднос или постелить газеты и насыпать манку ровным слоем. Теперь можно рисовать на ней узоры, щупать ее, сыпать вокруг, пробовать на язык, писать пальчиком буквы и цифры.

Методика Глена Домана

Эта методика основана на сочетании физического и умственного развития ребенка. В случае с детьми одно неотделимо от другого, поэтому необходимо гармонично сочетать занятия, которые направлены на психомоторное развитие детей до года, а также раскрытие их интеллектуального потенциала.

Доман в своих исследованиях выяснил, что, чем больше ребенок двигается, тем более успешно он осваивает любые новые знания и навыки. Потенциал мозга и тела малыша огромен, нужно лишь помочь ему реализоваться.


Любое занятие по методике Домана должно длиться всего несколько минут, ребенок ни в коем случае не должен утомиться

Методика основана на демонстрации карточек, на которых нанесены различные изображения, буквы, цифры, фото. Карточки показываются по нескольку штук по очереди, названия изображенных на картинках предметов тщательно проговариваются. Такие занятия проводятся несколько раз в день, а все остальное время должны занимать активные подвижные игры, направленные на физическое развитие. Благодаря таким занятиям, дети легко изучают алфавит, счет, названия предметов обихода, мировые достопримечательности, иностранные слова.

Разумеется, начинать заниматься карточками с рождения не стоит. Это слишком рано. Занятия лучше начать с 9-ти –10-ти месячного возраста. Для начала на карточки можно поместить предметы быта (стул, стол, тарелку, стакан), животных (кошка, собака, заяц), игрушки (мяч, пирамидку, машинку). С возрастом можно расширять и усложнять сферы обучения, вводить алфавит и цифры, слова на русском и иностранном языках. Большое значение следует уделить физическому развитию ребенка, выбирая подвижные игры с мячом, больше гулять на улице, активно учить кроху ползать и ходить.

Методика рисования Марии Гмошинской

«Грудничковое рисование» – очень популярная методика, которая в европейских странах известна и практикуется не один десяток лет. По этой методе детки начинают рисовать с полугодовалого возраста или даже раньше, при условии, что ребенок хорошо сидит. Для этого используются пальчики, ладошки, ножки и яркие безопасные нетоксичные краски.

Такие занятия очень хорошо помогают развивать ребенка творчески, положительно влияют на психоэмоциональное становление личности, а также способствуют развитию мелкой моторики и сенсорики.


Развлекать и обучать ребенка с помощью «грудничкового рисования» можно 2-3 раза в неделю

Для занятия понадобятся нетоксичные качественные краски нескольких ярких оттенков, которые должны быть специальные, достаточно жидкие, чтобы рисовать без добавления воды (можно использовать фирмы SES, Stilla), а также:

  • удобные емкости для красок (устойчивые баночки с широким горлом);
  • большой лист ватмана (чем больше, тем лучше);
  • клеенка, чтобы подстелить ее под «художника» и его творение.

До начала работы нужно расстелить на полу клеенку, разложить ватман таким образом, чтобы он не скручивался в трубочку, можно придавить концы чем-нибудь тяжелым. Рядом расставить баночки с краской. Затем нужно показать малышу, что делать. Для этого нужно обмакнуть палец в краску и нарисовать что-то на бумаге. Дальше ребенок будет действовать сам.

Не нужно пытаться учить его рисовать что-то определенное, нельзя подавлять порывы самовыражения. Пусть кроха рисует то, что хочет, любыми цветами, используя все части тела. Если хочется показать пример, то можно рисовать что-то рядом с ребенком, но не заставлять его делать то же самое.

Методика Сесиль Лупан

Методика Сесиль Лупан для деток первого года жизни основана на развитии основных чувств ребенка, становлении его физиологии и психоэмоционального фона. При этом она не настаивает на использовании каких-то специальных методических материалов и приспособлений.


Все занятия можно проводить в повседневной обстановке с привычными предметами. Начинать развивать ребенка по системе Лупан можно уже с первого месяца жизни

Физическое развитие ребенка основывается на ежедневной гимнастике, подвижном купании с кругом на шее, массаже, а также играх, стимулирующих двигательные навыки – ползание и ходьба.

  • Слух нужно развивать, постоянно разговаривая с малышом, обращаясь к нему, также нужно активно использовать песенки, стихи, сказки.
  • Зрение развивается с помощью ярких погремушек, подвесных игрушек для кроватки и коляски. Для малышей с полугода можно использовать карточки с различными предметами (изображения должны быть цветными и черно-белыми). Также в кроватке можно закрепить небольшое зеркальце, чтобы малыш мог видеть в нем себя.
  • Осязание развивается с помощью предметов, разных по форме, текстуре, величине. Можно купить различные игрушки или сделать своими руками мешочки из разной ткани, наполнив их разнообразными наполнителями (сахар, мех, лоскутки, вата, горох и т.д).
  • Обоняние можно развить, давая ребенку нюхать разные саше из натуральных трав (здесь надо быть осторожным, если малыш аллергик или астматик, то лучше такие занятия не проводить). Также можно просто приносить ребенка на кухню во время приготовления пищи или в ванной разрешать ему понюхать мыло или гель для душа.
  • Вкус развивается по мере взросления с введением новой пищи. Нужно стараться кормить малыша как можно более разнообразно. Разумеется, не нужно фанатично пихать в ребенка все, что под руку попадет. Но разнообразить рацион новыми блюдами из разрешенных продуктов необходимо.

Заниматься или нет с ребенком ранним развитием, каждая мамочка решает сама, но обратить внимание на популярные, завоевавшие доверие методики определенно стоит. При разумном подходе они принесут малышу много пользы, а маме дают больше поводов гордиться своим малышом.

Прежде всего, ребенка стоит научить самообслуживанию: кушать ложкой, пить из поильника или из чашки, ходить на горшок, одеваться. Это пригодится ему в детском садике. Учить нужно постепенно, не спеша.

Не все сразу будет получаться. Ложка с едой будет десятки раз переворачиваться, еда будет везде, только не во рту. Нужно запастись терпением, много раз показывать и направлять руку ребенка, хвалить за каждое небольшое достижение. Придется много раз отмывать ребенка, стульчик, посуду, пол и всю кухню, но малыш обязательно научится. Б

Ближе к 2-м годам можно начинать учить убирать игрушки, складывать и убирать на место одежду, выкидывать мусор в ведро. Малыш и сам к этому времени многие действия повторяет за взрослыми: подметает пол веником, моет руки, чистит зубы.

Развиваем двигательную активность ребенка

В раннем возрасте полезно развивать двигательную активность. Иногда, кажется, что ребенок и так слишком много двигается, бегает. Зачем еще что-то развивать? Но нужно развивать координацию движений в пространстве, чтобы ребенок овладевал новыми движениями.

Педагоги во многих исследованиях доказали, что двигательная активность детей связана с умственными способностями. Чем больше ребенок двигается, тем интенсивнее кровообращение, кровь разносит по организму кислород, развиваются внутренние органы, и, конечно, мозг.

Развитие двигательной активности от 1 до 3-х лет проходит в играх. Это догонялки, игры с мячом, имитация движений животных. Дети с удовольствием выполняют разные задания: пройти по поребрику, по наклонной доске, попрыгать, как зайчик, убежать от волка. В 1 год ребенок еще только осваивает работу лопаткой, учится брать и переносить лопатой снег или песок. В 3 года он уже может построить башню из снега, или помочь папе почистить машину.

Зимой можно поиграть в снежки, найти выход из ледяного лабиринта, вместе с малышом построить снежную крепость или снеговика. Когда еще, как не в детстве, покататься на санках с горы, измерить глубину сугробов во дворе.

Летом на улице еще больше забав: качели, горки, спортивные площадки. Подвижные игры на свежем воздухе активируют аппетит и способствуют хорошему сну.

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика рук очень важна для развития речи. Игр и упражнений для развития моторики много, главное – делать все под контролем мамы, чтобы малыш ничего не брал в рот и не проглотил. Для самых маленьких есть игры вкладыши, сортеры, пирамидки, мозаики. Для тех, кто уже перестал все тянуть в рот, можно предложить сортировать бобы и горох, нанизывать пуговицы на леску, складывать детали крупных конструкторов, кубики.

Широко используется для развития мелкой моторики тесто для лепки. Его можно сделать самим или купить в магазине. Лепить из пластилина малышу пока рано, он может взять его в рот, испачкает себя и все вокруг. А тесто прекрасно подходит для лепки детям от 1 до 3-х лет. Вылепить красивых животных кроха пока не сможет, но простые шарики, колбаски, цветочки ребенку уже по силам. Ему нужно показать, как лепить, катать тесто в руках, делать простые фигурки. Потом ребенка невозможно будет оторвать от лепки, он надолго будет занят полезным делом.

Игры с песком, куличики, постройка башен и заборов из песка способствует развитию мелкой моторики, развивает способность захватывать предметы пальчиками разными способами, это тоже стимулирует развитие умственных способностей и речи. Только нужно внимательно следить, чтобы ребенок не наелся песка.

Развитие речи

Для запуска речи существует много различных игр и упражнений. Логопедическую гимнастику можно найти в интернете и пользоваться ей каждый день. Она развивает движения органов речевого аппарата, стимулирует произношение новых звуков и слов.

Для развития активного и пассивного словарного запаса ребенка, надо как можно больше разговаривать с ним. Проговаривать все свои действия в течение дня дома, на прогулке, во время переодевания, кормления, купания.

Все действия с игрушечными зайцами, мишками, куклами тоже нужно проговаривать, рассказывать какие игрушки чем отличаются, что у них общего. Попутно можно знакомить ребенка с элементарными понятиями: большой – маленький, далеко – близко, учить различать основные цвета.

В период раннего детства идет интенсивное развитие умственных способностей и двигательных навыков ребенка. Важно не упустить это время для всестороннего развития малыша. Но нужно тщательно отбирать информацию для усвоения.

Если ребенка учить премудростям, которыми он не будет пользоваться в повседневной жизни, все быстро забудется, или нужно будет постоянно повторять занятия. Самые первые знания об окружающем мире должны помогать ребенку жить, чувствовать себя уверенно, развиваться и учиться дальше.

Раннее развитие ребенка: что это такое?

Сегодня проблема раннего развития детей младшего возраста сплошь и рядом упоминается в модных журналах телепередачах, на различных форумах. Спорят родители и специалисты - нужны ли ранние занятия с малышами. Спорят, даже не понимая, что иногда вкладывают совсем разный смысл в понятие «раннее развитие». По сути, под ранним развитием подразумевается научить малыша чему-нибудь от рождения до трех лет (известен тот факт, что мозг человека развивается в первые годы жизни). И проблема в том, что многие в слово «научить» включают «страхи» классического обучения такие, как принудительное усаживание за парту и зубрежка. А ведь раннее развитие - это не только чтение и счет, но и развитие таких важных психических функций, как внимание, память, логическое мышление, умение анализировать. Раннее развитие не преследует цели наполнить голову малыша ненужной информацией, а стремиться создать определенную базу знаний, которая станет основой для дальнейшей успешной учебы.

Существуют некоторые заблуждения касательно раннего развития детей.
1. Раннее развитие отнимает у ребенка детство. Так считают, те, кто не понимает, что стремление познавать, учиться - это главная задача первых лет малыша. А если информация подается в форме игры, то причем тут «несчастное детство»: это скорее относится к малышам, которым не уделяют внимания.

2. Ранним развитием занимаются мамы - фанатки, которые зациклены на ребенке. И здесь можно поспорить, ведь такие мамы много читают, у них широкий кругозор, а значит, они интересны для окружающих. И если мамой не руководят амбиции и желание доказать, что ее ребенок самый умный, то совместные с ребенком «открытия» способствуют творческому и духовному росту.

3. Ребенок, с которым занимаются ранним развитием, развивается быстрее других. И здесь неточность - такой ребенок развивается быстрее, чем мог бы развиваться без занятий. Сравнения здесь не уместны, потому что у каждого ребенка свои, отличные от других детей, темпы и сроки развития.

Сколько угодно можно перечислять все за и против раннего развития маленьких детей: родители с устаревшими взглядами на воспитание ребенка ограничивают его развитие, а родители, бездумно придерживающиеся современных методик, и стремящиеся вырастит гения, травмируют психику малыша. И если уж родители выбрали для ребенка раннее развитие, то нужно придерживаться основных правил:

Главный принцип - никакого принуждения: любое занятие нужно проводить в форме игры, и только тогда, когда видна заинтересованность малыша;
- не нужно никаких графиков и целей - занятия лучше заканчивать чуть раньше момента, когда ребенок потеряет интерес;
- занятия должны быть разносторонними: почитали книжку, порисовали, посмотрели мультфильм по теме, вылепили из пластилина;
- рекомендуется изучить методики раннего развития и выбрать ту, что подходит именно для вашего ребенка. А можно выбрать лучшее из нескольких методик - главное, чтобы это было интересно малышу.

Главное помнить, что задача родителей - помогать ребенку развиваться естественно. Окружение малыша нужно «заполнять» полезной информацией: картинки, плакаты, таблицы с цифрами и буквами, а применение методик осуществлять с помощью полезных игрушек (кубики, мозаика, конструктор). Отдавая ребенка в развивающий центр, обращайте внимание на возраст других малышей в группе - для двухлетки подойдут исключительно занятия с детьми 2 года и никакие другие. Раннее развитие - это созданная среда, в которой множество интереснейших объектов, разглядывая которые у ребенка и возникают заветные «что» и «почему». А уж кто как не родители являются лучшими просветителями для малыша!



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png