4 6 419 0

Слово “подросток” для многих ассоциируется со словом “сложный или тяжелый”. Эта ассоциация имеет место, но подростки – это наши дети. Задача родителей – не навредить и помочь своим чадам подняться и сделать первые шаги не только в девяти или десятимесячном возрасте, но и в период с 10 до 18 лет.

Чтобы ничего не пропустить нужно вспомнить, как себя чувствует подросток, какая она, подростковая психология, ведь все проходили через этот кризисный период.

Этапы взросления

Изменения в поведении детей подошедших к переходному возрасту становятся все ярче и заметнее. Это не только внешнее изменения, но и психологическое состояние, которое, в первую очередь, пугает и практически застает врасплох неподготовленных родителей. Чтобы не пропустить этапы взросления своего чада, нужно знать временные рамки этих периодов. Их всего два.

Первый – от 10 до 13 лет.

В этом возрасте начинается гормональная перестройка всего организма. Ребенок в этот период очень часто устает и стремится к уединению. Хотя застать его дома родители практически не могут, он все время проводит в компании друзей. Это происходит потому что ребенок понимает: он взрослеет и, действуя интуитивно, пытается утвердить свой авторитет. Для этого и общается с ровесниками и поддается всевозможным провокациям со стороны других детей.

В глазах родителей это все выглядит как непослушание и неподчинение их воле. На самом деле, родителям всего-то нужно понимать, что ребенок взрослеет и у него подростковый период.

Нужно постараться не ломать и менять своего сына или дочь, а минимизировать давление и сузить круг ограничений до минимума, конечно же, в разумных пределах, не подвергая жизнь ребенка опасности. Как вариант, переключите внимание на развивающие игры.

Никакие запреты сейчас не будут восприняты, и ваш авторитет не сработает. Сейчас в авторитете друзья и товарищи. Они понимают лучше и знают, как кажется детям, больше.

Ваша задача – все контролировать, но делать это так, чтобы ребенок этого особо не замечал.

Тогда он будет и нервничать меньше, и поводов для конфликтов у вас тоже не будет.

Второй период – возраст 14–15 лет.

В этом возрасте гормональный фон уже выровнялся, но теперь переизбыток энергии. И ее нужно направить в нужное русло. Сделать это тоже нужно ненавязчиво, поскольку авторитет у родителей в этот период возраста пока еще на нуле, и это в лучшем случае.

Если применять силу и наказание, то можно получить обратный эффект. Ребенок начнет действовать по предложенному вами же сценарию.

Ваша задача – найти применение этой “лишней” энергии в мирном русле, и способности ваших мальчиков и девочек, их способности и интеллект, в связи с переходным возрастом никак не ухудшились. Вам важно заинтересовать ребенка, показать любовь и заботу.

Появление психологических новообразований в 14-16 лет

Этот период можно сравнить с перерождением куколки гусеницы в бабочку. Но вот разница в том, что бабочка может сразу расправить крылья и полететь, а подросток пока стоит как на распутье и не совсем понимает, что ему делать со всем этим дальше.

Психологические новообразования затрагивают все сферы и эмоциональную, и сферу полового созревания, и моральную. Ребенок переосмысливает моральные ценности.

Но они пока не крепки, и ориентир подросток держит на «идеал», которому слепо и подражает.

К психологическим новообразованиям у подростков можно отнести:

  • Самосознание.
  • Абстрактное мышление.
  • Половая идентификация.
  • Чувство взрослости.
  • Автономная мораль.
  • Переоценка ценностей.

Изменения когнитивной сферы в 13-15 лет

К этим годам у ребенка меняются его способы восприятия мира. Он переходит к абстрактному, теоретическому мышлению. Внимание становится более рассеянным, и это позволяет ребенку концентрироваться на вещах, которые его больше всего интересуют. В этот период происходит и выбор профессии или направления будущей сферы деятельности.

Ребенок приобретает свою интеллектуальную уникальность, вырабатывается свой стиль мышления и анализа.

Фантомное чувство взрослости

Получив свободу автоматом, пройдя первый этап взросления, подросток уже осознает, что изменился. И считает себя взрослым, только потому что ему уже 15 или 16 лет.

В этом возрасте мальчики и девочки стремятся приобрести все атрибуты взрослой жизни.

Это и курение, и повышенный интерес к противоположному полу, и уклонение от требований родителей, смена имиджа. Но это все просто мишура, а не показатель взрослой жизни человека.

За все свои поступки взрослый человек несет ответственность. И, как правило, не бросает никому вызов и не подвергнет себя неоправданному риску только для того, чтобы пойти наперекор родителям. Проявление фантомного чувства взрослости – это иллюзия и самообман со стороны подростка.

Родителям нужно на своем примере показывать, с чем действительно приходится сталкиваться взрослому человеку и привлекать своих детей к постепенному принятию самостоятельных решений и готовить их к ответственности за свои слова и поступки.

На этой стадии развития никакие советы не помогут, только конкретные примеры.

Возникновение школьной дезадаптации

Претерпевая изменения в своем переходе от детского до подросткового возраста, ребенок переживает стрессы и нежелание подчиняться родителям и учителям или ровесникам в школе.

Определить, что ребенок подвержен школьной дезадаптации, можно по его нежеланию ходить в школу, выполнять домашнее задание, общаться со сверстниками.

А поговорив с подростком, можно выяснить массу причин, которые ребенок видит как повод не посещать занятия. Это может быть и придуманный страх перед выполнением контрольной, и жалобы на здоровье, и рассказы что его все бьют и обижают, что он устал и не пойдет в школу, даже если ему грозит смерть.

Помочь в решении такой проблемы , но сходить к нему вы должны сами без ребенка. А потом примените полученные рекомендации. Так, ребенок не будет знать о ваших планах и не окажет ненужного сопротивления.

Общение и личностная позиция

В этом вопросе может сильно помочь школа, точнее, педагогический коллектив, который будет проводить на уроках семинары, коллоквиумы. Это даст возможность к открытому обсуждению интересующих вопросов и навыку отстаивания своей точки зрения.

Важно в этот момент показать наглядно на примере, что можно убеждать словом, не причиняя физической боли или вреда собеседнику.

Хорошо, когда не только в своей семье ребенок видит к себе уважительное отношение. Когда рейтинг и авторитет в классе зарабатывается только за то, что ты сам такой умный, способный, талантливый, и вообще, классный и позитивный.

Нужно уводить ребенка от мнимых выдуманных кумиров и идолов. Не стоит доводить дело до полного отвержения реального мира и его реальных ценностей. Выход из этого состояния для подростка тоже будет непростым и болезненным.

Не применяйте никакого насилия.

Все спорные вопросы всегда можно решить мирным путем, общаясь и объясняя ребенку, что вы от него хотите, и почему вам это нужно.

Разговаривайте всегда и везде со своими детьми: и с мальчиком, и с девочкой, старайтесь их услышать и понять.

Девчонки не меньше нуждаются в поддержке, чем парни. Нет ничего лучше, чем доверительные отношения. Планируйте совместный отдых, читайте вместе книги, постарайтесь увлечь ребенка, не отгораживайтесь от детей своими проблемами и заботами.

Это ваш ребенок, и он не может быть глуп, ведь вы себя таковым не считаете.

Подросток – это полноценная взрослая личность, которая легче пойдет на компромисс, если будет видеть, что ее уважают и не ограничивают свободу просто так, без причины или для профилактики.

Не думайте, что вы уже все знаете, и все можете решить, родители тоже развиваются и взрослеют всю жизнь. Нет ничего страшного в том, чтобы сказать сыну или дочери, что вы не знаете ответа на вопрос. И постараться найти на него ответ совместно. Это только сблизит вас.

Ребенок поймет, что не бывает идеальных людей и ничего страшного не случится, если и он чего-то будет не знать. Это освободит его от многих комплексов и страхов в будущем.

И он сможет быть успешнее и счастливее вас. А этого хотят все любящие родители.

Заключение

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Младенческий возраст (до 1 года). Первый год жизни малыша неимоверно важен для его психологического развития – ведь именно в этот период формируются «базовое доверие к миру» и привязанность, которая в дальнейшем перерастает в способность любить и выстраивать близкие отношения с людьми. Основная задача мамы в этот период – быть чуткой и «теплой»: откликаться и удовлетворять все потребности ребенка, давать максимально телесного контакта (кормить грудью, носить на ручках), знакомить малыша с этим непонятным для него миром. Самая главная потребность младенца – эмоциональное общение с мамой, и лучший способ развивать его – это дать малышу чувство безопасности от ощущения, что мама всегда рядом, а также предоставить свободу для физической активности (очень важно ползание – оно способствует формированию межполушарных связей головного мозга).

Раннее детство (от 1 года до 3 лет). В возрасте одного года наблюдается первый кризис развития – малыш становится относительно самостоятельным в своих действиях, но его поведение все еще носит непроизвольный характер: он подвержен импульсам и сиюминутным желаниям, легко переключается и отвлекается. Ребенок начинает ходить и у него появляются первые стремления к независимости от мамы – он убегает, «не слушается», в этом возрасте появляются первые истерики и капризы. Родителям следует с пониманием относится к таким проявлениям – малыш это делает не «специально», не «на зло» и не «манипулируя». Просто он очень огорчается, когда что-то случается не так, как он хочет и это выражается в неконтролируемых аффективных реакциях. Главная задача мамы в этот период – быть рядом и утешить, переключить внимание, отвлечь, увести из зоны опасности или пресечь попытки ребенком нанести вред другим (толкается, кусается, дерется). Не стоит ожидать от ребенка взрослого и сознательного поведения и требовать успокоится, прекратить – произвольность и умение контролировать свои действия у него еще не развита и за все действия и поступки малыша все так же ответственна мама.

В возрасте двух лет появляются первые «нет!» - ребенок начинает ощущать свою отдельность от мамы и «некая» утверждает свое, совсем свежее чувство самостоятельности. Ведь чтобы психологически отделиться от родителей, малышу необходимо сопротивляться, противодействовать родительскому контролю, указаниям и просьбам. Взрослым важно создавать условия, в которых ребенок мог бы проявлять свою самостоятельность – предоставлять право выбора (например, надеть синюю или зеленую футболку), давать возможность говорить «нет», предлагать альтернативу, когда вынуждены что-то запретить.

В три года дети обычно переживают самый яркий кризис раннего детства – кризис трех лет. В это время формируется осознание своего «Я» и ребенок начинает активно это свое Я проявлять, само собой, противопоставляя себя родителям и их желаниям. Самыми яркими проявлениями становятся негативизм, строптивость, упрямство и родителям зачастую очень непросто справляться с таким поведением. Но и ребенку непросто в этот период, ведь он сам не понимает что с ним происходит, и, соответственно, ему сложно этим своим состоянием управлять. Порой, «неканья» и «нехочуканья» у трехлетки доходят до абсурда (желание и нежелание чего-то может меняться с космической скоростью), но ребенок действительно не способен повлиять на свое состояние. Об этом важно помнить родителям, и, как бы не кипели нервы, – стараться все равно давать свою поддержку и показывать, что малыша любят и принимают любым. Никогда не наказывайте ребенка этого возраста своим безразличием – это тяжелейшее испытание для них, ведь самый большой страх детей – потерять любовь родителей. Посыл «мы тебя любим даже таким» станет важной опорной точкой для ребенка на всю жизнь, даст ему ощущение принятия, любви, безопасности.

Дошкольный возраст (с 3 до 6-7 лет). Это период активного познания мира, развития навыков и способностей. У ребенка начинает формироваться произвольность, для которой характерны устойчивость, неситуативность – он способен запоминать и удерживать свое внимание не только на том, что ему интересно, а также научается контролировать свои эмоции и поведение. Формируется самосознание, активно развивается речь, возникают первые этические нормы и правила - формируется первое схематичное цельное детское мировоззрение. Родителям в этот период важно развивать в ребенке не только память и физические способности, учить читать и считать, но и обучать навыкам социального взаимодействия, развивать социальный и эмоциональный интеллект – учить дружить и решать разногласия, знакомить с миром чувств и эмоций, развивать эмпатию и толерантность. Заканчивается дошкольный возраст кризисом 6-7 лет, который характеризуется тем, что ребенок идет в школу и попадает в совершенно новую социальную ситуацию развития. Важно отметить, что кризис также переживает вся семья – ведь именно на этом этапе проверяются на жизнеспособность те нормы и правила, которыми руководствовались родители при воспитании.

Не зависимо от того, какого возраста ребенок, главная задача родителей – любить, принимать и понимать) Потому что всему остальному – завязывать шнурки и считать, играть на скрипке или в футбол, он сможет и с другими. А из семьи ребенок выносит самое главное - как строить отношения, ссориться и мириться, как выражать любовь и заботиться, как поддерживать в сложные периоды и утешаться. Будьте примером ему в этом, и это станет бесценным вкладом в его развитие!

На пути взросления ребенок меняется, меняются его вкусы и желания, взгляды и жизненные цели. О каких важных этапах детства стоит знать родителям, чтобы детство ребенка было действительно «золотой порой», а путь к взрослой жизни – уверенным и прямым?

Первый этап детства: младенец (от рождения до года)

Несмотря на то, что новорожденный ребенок еще не обладает жизненным опытом и не может сам о себе позаботиться, первые недели и месяцы жизни малыша очень важны для его дальнейшего развития и становления личности.

Именно в первые месяцы после рождения ребенок получает впечатление об окружающем мире. Какой мир увидит малыш – надежный или не очень, радостный или тревожный – во многом зависит от его окружения, в большей степени – от мамы.

Мама является самым главным человеком в жизни ребенка, в возрасте до года - особенно. По сути, мама и есть средоточие всего мира малыша. Она несет комфорт и заботу, дарит нежность и покой. Прикосновения маминых рук успокаивают ребенка, помогают ему развиваться и познавать мир. Дети, которые воспитываются в домах малютки, часто страдают от такого явления, как госпитализм. Этим термином называют задержку в физическом и интеллектуальном развитии у детей, за которыми осуществляется весь необходимый уход, но при этом их редко берут на руки, целуют и обнимают.

Что же необходимо малышу на первом этапе детства ? Само собой, удовлетворение первичных потребностей – ребенок должен быть вовремя накормлен, вымыт, уложен спать. Но столь же важны и другие проявления материнской заботы и внимания – объятия, поцелуи, поглаживания, улыбки, зрительный контакт.

Второй этап детства: малыш (от года до трех лет)

К возрасту одного года ребенок перестает быть младенцем, ничего не знающим о мире и интересующимся в первую очередь удовлетворением своих физиологических потребностей. Теперь это – очень любознательный и активный человечек, с каждым днем приобретающий все новые и новые навыки и знания.

Именно в этом возрасте малыши активно осваивают три важных навыка: логическое мышление, ходьба, речь. Он уже осознает причинно-следственные связи, чем вполне обоснованно пользуются родители, начиная воспитание ребенка. Теперь он понимает, что такое «нельзя», знает, что если ложку столкнуть со стола – она со звоном упадет на пол.

Малыша в возрасте до трех лет окружают тысячи запретов и правил. Родителям приходится устанавливать эти правила и следить за их исполнением – ведь от этого часто зависит здоровье и безопасность ребенка. Важно не переусердствовать с запретами – маленький исследователь должен иметь возможность самостоятельно «набить шишки» и проверить на практике все то, что для родителей очевидно и часто бессмысленно.

Главное правило воспитания малыша от года до трех лет – это чувство меры, баланс между двумя крайностями: вседозволенностью и полным контролем. Ребенок узнает, что есть вещи, которые не получишь, сколько ни кричи. В то же время, он должен быть уверен, что родителям важно его мнение, что он получит ответы на свои вопросы, что на каждое «нельзя» он также узнает: а почему нельзя?

Как оградить ребенка от опасностей, не допустить избалованности, но при этом не убить в малыше стремление к самостоятельности, инициативу, творческие идеи? Важно прислушиваться к ребенку и учиться понимать его. Не ругать за проступки, а пытаться понять их причины. И, перед тем, как произнести слова «Нельзя!», «Не трогай!», «Не делай так!», обязательно задавать себе вопрос: «А почему нельзя? Может, все-таки можно?»

Третий этап детства: дошкольник (от трех до семи лет)

На третьем этапе детства ребенок уже умеет логически мыслить и ясно свои мысли выражать. Он овладевает многими новыми навыками, одним из которых является навык социального общения. Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает с интересом общаться со сверстниками, обучается навыкам совместной игры. Поэтому, если ребенок не посещает детский сад, ему нужно общаться с детьми его возраста на детских площадках, групповых занятиях для детей, и т.д.

Именно в этом возрасте ребенок становится чрезвычайно зависимым от мнения других людей. И так как родители являются самыми близкими и значимыми для дошкольника людьми, их мнение часто становится решающим. Похвала родителей вдохновляет ребенка, придает ему сил для новых свершений, а неосторожная критика может глубоко ранить.

Дошкольнику очень важно осознание родительской любви и уверенность, что мама и папа будут на его стороне, что бы ни произошло. Ребенок в дошкольный период детства еще не обладает критическим мышлением, ему необходимы постоянные доказательства родительской любви. Одно грубое слово может уверить дошкольника в том, что он плохой, недостоин любви и не нужен родителям. Вместе с тем, он и сам будет пытаться доказать свою любовь, показать, какой он хороший, умный, послушный.

Самое главное, что нужно понять родителям дошкольника: это уже не малыш, это – самостоятельная личность, которая имеет право на собственное мнение, но при этом так нуждается в проявлении любви и заботы!

Четвертый этап детства: младший школьник (семь-двенадцать лет)

В младшем школьном возрасте ребенок входит в абсолютно новый этап своей жизни. Школа, с ее уроками и домашними заданиями, друзьями и соперниками, учителями – любимыми и не очень, является важной и обязательной ступенью к взрослению каждого человека.

На данном этапе детства ребенок переживает сильный стресс: меняется его окружение, жизненные цели, режим дня. к началу школьного обучения является очень важной задачей – от этого зависит и развитие личности ребенка, и его успехи в обучении, и характер общения с одноклассниками.

Если же адаптация к школе прошла успешно, младший школьный период часто становится одним из самых благополучных, спокойных и безмятежных этапов детства . У ребенка появляются школьные друзья, личные интересы, он осознает свои способности и гордится собственными успехами. При этом связь с родителями еще достаточно крепка, младшие школьники обычно доверяют маме или папе свои секреты, делятся трудностями и рассчитывают на поддержку.

В то же время, период младшего школьного возраста – отличный способ для родителей укрепить эмоциональную связь с ребенком. Ведь это уже почти сформировавшийся, уникальный, интересный человечек, при этом безгранично доверяющий маме и папе! Дети младшего школьного возраста с восторгом относятся к совместному времяпрепровождению с родителями: походам, выездам на природу, спортивным и настольным играм, и т.д.

Пятый, заключительный этап детства: подросток (двенадцать-шестнадцать лет)

Подростковый этап детства , как правило, является одним из самых сложных и для самого ребенка, и для его родителей. «Кризис подросткового возраста», «трудный подросток» - не зря существуют целые области психологии, специализирующиеся на этих проблемах.

За очень короткий срок мальчики превращаются в юношей, девочки – в девушек. Изменяется тело ребенка, его психика, мышление, отношение к нему окружающих.

Наиболее заметными и критичными являются физиологические изменения, происходящие в организме ребенка и часто пугающие его. Нарушается гормональный баланс, происходит так называемый «гормональный взрыв» переходного возраста. С этим и связаны подростковая угловатость и неуклюжесть, резкий набор или потеря веса, проблемы с кожей и волосами, повышенная утомляемость, сонливость, раздражительность.

Проблемы подростков связаны не только с физическими изменениями. Переходный возраст – это критический период, когда от подростка зачастую требуют взрослой рассудительности, но еще не доверяют ему принятие важных решений. Кроме того, подросток уже начинает испытывать необходимость в отношениях с противоположным полом, но у него еще нет подобного опыта, он ощущает острую неуверенность в собственной привлекательности.

Кризис, по определению, это и есть состояние душевного расстройства, выражающееся в неудовлетворенности человека собой, окружающим миром, своей позицией в этом мире, отношениями с другими людьми… Все это обрушивается на еще не сформировавшегося человека, сбивая его с толку. Физиологические изменения, отношения со сверстниками, борьба за собственное мнение с взрослыми, поиск цели в жизни, первая любовь, необходимость принимать непривычно сложные решения…

Взрослым тоже приходится нелегко пережить момент, когда вместо милого и доверчивого малыша в доме появляется угловатый, агрессивный и упрямый подросток. Что можно посоветовать родителям в этой ситуации? Только не забывать о том, что ребенку все еще необходима любовь и поддержка. Подростки часто сознательно отстраняются от родителей, демонстрируя свое равнодушие, но равнодушие это показное. Ребенок просто пытается показать свою самостоятельность и независимость, доказать, что уже вырос, что у него есть свой, личный круг друзей и интересов.

Важно показывать подростку свою любовь и заботу, не нарушая при этом границы его «личной зоны». Да, у него теперь свое мнение, свои секреты, свои интересы, которые могут быть непонятны и непривычны для Вас. Да, его друзья не всегда будут Вам нравиться – но это его друзья. И вместе с тем совершенно необязательно, что ребенок перестанет Вам доверять, как и Вы ему. Старайтесь поддерживать близость с ребенком, интересуйтесь его жизнью, его мыслями, тревогами и радостями – именно интересуйтесь, а не контролируйте.

Этапы детства – это своеобразные «ступени» на пути взросления каждого человека. И для формирования гармоничной личности крайне важно, чтобы эти ступени были устойчивыми и надежными. А единственная надежная вещь в мире ребенка – будь то младенец или подросток - это родительская любовь. Желаем Вам уверенно преодолевать все трудности в воспитании Ваших детей!

Человек с рождения и до смерти проходит разные возрастные периоды.

Существует несколько популярных научных подходов , рассматривающих данный вопрос с социальной, и педагогической точки зрения.

Понятие

Возрастная периодизация — это классификация уровня развития человека в зависимости от его возраста, начиная от момента рождения и заканчивая смертью.

Данный показатель имеет не только социальное, психологическое, но и правовое значение.

Так, в определенном возрасте наступает уголовная ответственность, появляется право на представление своих интересов, право голоса, право на получение пенсии и т.д.

Любой этап жизни человека имеет свои особенности, проблемы и приоритеты. Каждому отрезку жизни соответствует определенный уровень социализации, конкретное психическое состояние.

Периодизация психического развития

Психическое развитие — это состояние человека, по которому можно судить об уровне зрелости его личности с психологической точки зрения. Психологический возраст складывается из следующих составляющих:


В реальности отдельные составляющие психологического возраста человека могут совершенно не совпасть между собой и с реальным биологическим возрастом.

Классификация по годам

Общая классификация по годам в таблице:

Возрастной период

Особенности развития и коммуникации

новорожденные

Появление на свет является серьезным , поскольку резко прекращается его внутриутробное существование и он попадает в новую, незнакомую среду. В раннем младенческом возрасте ребенок неразрывно связан с матерью, через контакт с ней познает окружающий мир. Развитие происходит неосознанно, рефлекторно, в соответствии с заложенной природой генетической программой.

Значительное развитие психики, появление первых социальных навыков — улыбка, смех, контакт со взрослыми, распознавание близких людей. Мать все еще имеет преимущественное значение для ребенка, но он уже начинает осознавать возможность своего существования отдельно от нее.

Происходит психологическое отделение ребенка от матери, осознание собственного «Я». В 3 года у большинства детей наступает кризис развития — стремление продемонстрировать свою самостоятельность и независимость, негативизм, отрицание. Дети часто не желают выполнять просьбы взрослых и стремятся действовать в соответствии со своими желаниями. Отказ в удовлетворении просьбы вызывает .

Дети начинают разговаривать, учатся играть с другими детьми. Словарный запас в этом возрасте еще ограничен.

Дети постигают правила и нормы, существующие в обществе. Осознают, какое поведение является допустимым. Начинают активно взаимодействовать со сверстниками. Родители в этом возрасте постепенно отходят на второй план. Словарный запас и знания об окружающем мире постоянно расширяются.

Дети до 7 лет постоянно задают множество вопросов, на которые хотят получить ответы.

Ребенок постепенно теряет детскую непосредственность. У него формируется , активно развивается внутренняя психическая жизнь, появляются собственные суждения.

В этот период особое значение приобретает школьная жизнь. У ребенка развивается логическое мышление, самодисциплина, умение контролировать эмоции.

Развивается нравственность, устанавливаются основные моральные принципы и вырабатывается отношение к существующим в обществе законам.

Наиболее сложный период в жизни каждого человека, когда происходящие в организме значительные гормональные изменения отражаются на поведении, самооценке, отношениях со сверстниками и семьей. Основная проблема в том, что в результате значительных изменений во внешности ребенка (развитии вторичных половых признаков) он начинает осознавать себя взрослым, но в силу его возраста для общества подросток все еще остается ребенком.

Необходимость подчинения родителям, учителям часто вызывает недовольство, протест.

На первое место выходят отношения со сверстниками, которые становятся главными авторитетами. Коммуникативные навыки (умение влиться в коллектив, завоевывать друзей, нравится противоположному полу) приобретают особое значение.

Молодые люди

В этом возрасте все подростковые бури остается позади. Молодые люди обретают определенную , осознают свои интересы и предпочтения. Окончательно формируется картина восприятия окружающего мира, устанавливается система моральных принципов.

В этот период происходит выбор дальнейшего направления развития в социальном плане — .

Как правило, в это же время наступает период первых серьезных отношений, первой взрослой .

Взрослые люди

Период зрелости и максимальной работоспособности. В это время люди находятся на пике своего интеллектуального, физического, психического развития.

Это период активной профессиональной деятельности, создания семьи, .

В это время у большинства людей уже есть стабильная профессия, семья, растут дети. При этом появляются первые признаки старения — морщины, седина, снижение сексуальной и физической активности.

Кризис среднего возраста настигает людей независимо от степени их социального и психического благополучия.

В это время происходит оценка пройденных этапов жизни, анализ своих успехов и неудач. Нередко принимается решение о необходимости изменений в жизни изменений, об исправлении ошибок, сделанных ранее.

Средний возраст — это время, когда у большинства людей дети находятся в подростковом периоде, а родители уже постарели или умерли. Сложности в общении с детьми и необходимость заботы о пожилых родителях требуют значительных затрат энергии.

46 — 60 лет

Как правило, преодолев непростой период среднего возраста, люди ближе к 60 годам вступают в пору стабильности и спокойной уверенности в себе. Большая часть жизни остается позади и в это время люди начинают по-настоящему ценить то, что у них есть.

61-75 лет (пожилые)

У большинства пожилых людей на первое место выходят проблемы со здоровьем, поскольку к этому времени обостряются все хронические заболевания и появляется общая слабость организма.

При этом социальная активность, стремление к коммуникации, включенность в жизнь семьи не ослабевают.

Многие пожилые люди продолжают осуществлять трудовую деятельность, что дает им дополнительный стимул к жизни.

76-90 лет (старые)

Большинство старых людей уже находятся на пенсии и сфера их интересов ограничивается собственным здоровьем, общением с семьей, заботой о внуках.

У стариков значительно изменяется характер — он становится менее эмоциональным, ригидным.

Нередко в этом возрасте проявляется некоторая инфантильность и эгоизм.

У многих появляется тревожность, бессонница, страх смерти.

старше 90 лет (долгожители)

Активно проявляется физическая несамостоятельность, пассивность, тревожность и неуверенность.

Большое значение приобретает наличие рядом близких людей, способных оказать максимальную помощь.

Страх смерти у большинства притупляется и на смену ему приходит объективное осознание скорого конца жизненного пути.

Принципы и подходы

Классификация строится на оценке следующих показателей:


Основой периодизации является определение реального возраста человека , которому свойственны указанные выше особенности.

При этом дополнительный анализ психического, биологического состояния позволяет более индивидуально подойти к оценке личности.

Эльконина

Д.Б. Эльконин склонялся к мнению, что возрастная градация имеет огромное научное значение. Построение грамотной классификации позволяет определить движущие силы развития человека на каждом этапе его жизни.

Полученные в результате знания способствуют формированию наиболее полноценной педагогической системы, разработке эффективных правил воспитания подрастающего поколения.

Особое значение ученый придавал ранним этапам жизни человека, когда закладывается основная система ценностей и формируется мировоззрение. Стандартные возрастные фазы Эльконин разделил на периоды:

Каждый период оценивается по четырем показателям:

  • социальное воздействие — влияние общества на формирование личности ребенка;
  • ведущая деятельность — тип активности, оказывающей приоритетное воздействие на психическое состояние;
  • кризис — негативный период в рамках каждой фазы, который нужно преодолеть, что перейти на следующий уровень.
  • новообразования — появившиеся на новом этапе знания, умения и навыки.

Эриксона

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности, каждой из которых соответствует определенная задача .

По мнению ученого на каждой стадии при достижении задачи у человека проявляются приоритетные сильные и слабые стороны.


Выготского

Л.С. Выготский уделял особое внимание детству, поскольку считал, что понимание специфики каждого этапа развития ребенка дает родителям возможность скорректировать свое поведение и лучше понять ребенка.

Периоды, выделяемые Выготским :

Выготский и его периодизация развития психики:

Фрейда

З. Фрейд считал, что поведение человека является результатом работы его бессознательного. Главная движущая сила — сексуальная энергия.

Ученый выделял следующие стадии развития сексуальности:


Проблемы периодизации

Не всегда фактический возраст человека совпадает с уровнем его психического развития, со степенью социализации.

Большинство очерченных границ могут сдвигаться в любую сторону с учетом особенностей конкретной личности. Наиболее расплывчаты границы периодизации применительно к подростковому возрасту.

В любом случае один период уступает место другому, когда происходит появление качеств и свойств, которых не было ранее.

Переход на следующий этап развития и мироощущения автоматически означает смену периода жизни .

Таким образом, на каждом этапе жизни человеку свойственны определенные особенности эмоционального, психического, интеллектуального развития.

Вопрос возрастной периодизации волновал многих известных ученых и продолжает вызывать интерес в современной науке.

Различают следующие возрастные периоды человека:

1. Детский возраст - от рождения до начала периода (12-13 лет).

2. Подростковый возраст (период полового созревания) - от 12-13 до 16 лет у девочек и от 13-14 до 17-18 лет у мальчиков. Этот возраст характеризуется резким увеличением длины тела с годичной прибавкой 5-6 см. К 15 годам (по сравнению с новорожденным) утраивается и достигает в среднем 158 см у мальчиков и 156 см у девочек. Вес тела соответственно равен 48 и 49 кг. К 14-15 годам появляются все постоянные , кроме зубов мудрости. В этот период наступает один из важнейших возрастных кризисов - пубертатный, в основе которого лежит изменение функции эндокринной системы организма, что ведет к появлению вторичных , наступлению менструаций у девочек и появлению у мальчиков. Общий обмен веществ в организме становится интенсивным, но неустойчивым, лабильным. Психическая жизнь подростка очень сложна и неустойчива и требует от педагогов, врачей и родителей большого такта и выдержки.

3. Юношеский возраст - от 16 до 25 лет у женщин и от 17 до 26 лет у мужчин. Характерно замедление роста, среднегодовая прибавка - 0,5 см. В этом возрасте обычно появляются зубы мудрости.

4. Взрослый возраст - от 25 до 40 лет у женщин и от 26 до 45 лет у мужчин. Период относительной стабилизации морфологических и обменных процессов.

5. Зрелый возраст - от 40 до 55 лет у женщин и от 45 до 60 лет у мужчин. В этот период наступает второй важнейший возрастной кризис - , особенно ярко проявляющийся у женщин. Климакс связан с угасанием функций половых желез и перестройкой ряда гормональных систем организма. Психическая сфера и обмен веществ характеризуются значительной лабильностью.

6. Пожилой возраст - от 55 до 75 лет у женщин и от 60 до 75 лет у мужчин.

7. Старческий возраст - свыше 75 лет у женщин и у мужчин. Начинает развиваться общая инволюция организма.

Иногда предлагают выделять специальный возраст долгожителей для лиц 90 лет и старше.

Точное определение возраста имеет важное значение в клинике и судебно-медицинской практике. О возрасте можно судить на основании данных о росте, весе тела, количестве зубов, состоянии кожи. С возрастом на лице человека появляются морщины. К 20 годам - лобные и носо-губные, к 25 годам у наружных краев позади ушей, к 30 годам - подглазничные, к 40 годам - шейные, к 55 годам - на мочках ушей, кистях рук, подбородке. Однако все эти критерии являются весьма относительными.

Более точным методом установления возраста является определение (рентгенологически) так называемого . В основе его определения лежат закономерности в окостенении , связанные с возрастными периодами. Так, например, точки окостенения в дистальном эпифизе лучевой кости появляются в 12-14 мес. у девочек и в 16-18 мес. у мальчиков. в дистальном эпифизе локтевой кости соответственно в 19 и 20 лет. Как правило, для определения костного возраста пользуются снимком кисти и дистального отдела костей . Зная время появления точек окостенения и синостозов, можно с большой степенью точности установить возраст человека.

Возрастные периоды у детей . Для периода детства характерны постоянное развитие и рост организма ребенка. Между отдельными стадиями развития нет строгой грани.

Детскому возрасту предшествует период , в котором различают стадию эмбрионального развития (первые 3 мес.) и стадию плацентарного развития (с 3-го по 9-й месяц).

Внеутробный период развития делится на несколько периодов: 1) новорожденности, продолжающийся до 4 недель жизни; 2) грудной возраст, длящийся от 4 недель до 1 года; 3) преддошкольный, или ясельный,- от 1 года до 3 лет; 4) дошкольный (период детского сада) - от 3 до 7 лет; 5) младший школьный - от 7 до 12 лет; 6) старший школьный (подростковый, или период полового созревания) - от 12 до 18 лет (см. выше).

Период новорожденности характеризуется незаконченностью развития всех органов и систем. В этот период происходит приспособление детского организма к условиям внешней среды. Недостаточная функциональная способность различных органов является причиной развития ряда расстройств, при которых трудно провести грань между физиологическим и патологическим состояниями (физиологическая и , физиологическая убыль веса и другие). Новорожденный чрезвычайно восприимчив к кокковой инфекции, что требует максимальной в уходе за ребенком такого возраста (см. ).

Грудной возраст . Для периода грудного возраста характерны интенсивность роста и развития организма ребенка, что обусловливает относительно большую потребность в высококалорийной пище и требует правильной организации питания. При нарушении качества и количества пищи возможны расстройства питания и . Ввиду относительной функциональной слабости органов пищеварения ребенок питается преимущественно молочной пищей. В этом периоде ребенок также беспомощен и требует специального ухода.

У ребенка грудного возраста формируется первая сигнальная система. Дети начинают узнавать предметы и лица ориентируются в окружающей среде.

Быстрая истощаемость центральной нервной системы. требует большого количества часов сна и правильного чередования сна и бодрствования.

Слабость иммунобиологических защитных механизмов делает детей первых месяцев жизни более подверженными септическим процессам. В 2-5 мес. ребенок наиболее беззащитен к инфекциям в связи со снижением пассивного и недостаточной выработкой активного приобретенного иммунитета. В грудном возрасте характерно проявление конституциональных аномалий, чаще всего экссудативно-катарального диатеза (см. ).

Преддошкольный возраст по своим биологическим особенностям имеет общие черты с грудным и дошкольным возрастом. К концу первого года, особенно после двух лет, усиленно развивается . В этом возрасте требуются соответствующие организационные мероприятия, обеспечивающие правильный режим, воспитание, достаточный отдых и дальнейшее развитие ребенка. В преддошкольном возрасте острыми инфекциями учащается главным образом из-за недостаточной выработки активного иммунитета. Это требует своевременной ребенка, а также проведения мероприятий, предохраняющих ребенка от заражения.

Дошкольный возраст характеризуется большой подвижностью ребенка, его активностью. Дети гораздо шире включаются в спортивные занятия.

В этом периоде детства особенно важно правильно организовать подвижные игры, ручной труд и т. д. При выработке режима дня, особенно организации прогулок, надо помнить, что ребенок очень быстро устает при медленной безостановочной ходьбе. В дошкольном возрасте учащаются бытовые и уличные травмы; значительно возрастает заболеваемость острыми инфекциями.

Младший школьный возраст характеризуется усиленным развитием мускулатуры, но рост ребенка несколько замедляется. Ребенок развивается в школьном коллективе и живет его интересами. Занятия физкультурой следует организовать так, чтобы они ребенка не утомляли, а способствовали повышению процессов обмена и функций всех систем организма.

При значительной школьной нагрузке, неправильной организации сна и отдыха возможно развитие невротических реакций. Для младшего школьного возраста характерна высокая заболеваемость острыми инфекциями, появляются заболевания, редко встречающиеся в преддошкольном возрасте ( , функциональные сердечно-сосудистые расстройства и другие).

Старший школьный возраст . В физиологическом отношении характеризуется созреванием половых желез. половых желез резко изменяют течение всех жизненных процессов и влияют на функциональное состояние нервной системы. У подростков происходит ряд сдвигов в (неустойчивость пульса, и т. д.).

Отмечаются также неровность настроения, повышенная раздражительность, утомляемость. В подростковом периоде постепенно сглаживаются и исчезают морфологические и физиологические особенности, которые отличают ребенка от взрослого. Течение болезней приобретает клинические черты, свойственные взрослым. См. также .



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png