Появление на свет нового человека – самое большое чудо. Родители готовы до бесконечности рассматривать каждую чёрточку лица своего малыша, радоваться, если он улыбнулся в ответ. Но делает ли это младенец осознанно? Как узнать, что происходит в крошечной головке? Когда ребёнок начинает узнавать маму? Многие родители проводят параллель между данной способностью и зрением. Но ведь возможности познавать мир этим не ограничиваются.

Новорожденный ребенок не сразу узнает свою маму, но очень быстро этому учится.

Научно доказано, что, находясь ещё в животе у мам, дети уже имеют достаточно развитую нервную систему. Они могут слышать, но звуки будут несколько приглушены. Голос мамы плод воспринимает во время её беременности. Поэтому рекомендуется разговаривать с маленьким человеком даже до его рождения. Уже на этом этапе устанавливается эмоциональная связь.

Сначала малыш начинает узнавать маму только по голосу.

Во сколько же месяцев он будет выделять родные интонации из мира чужих звуков? Когда ребенок узнает маму по голосу? Зависит от индивидуального развития. Чаще всего — в три месяца. Но могут быть и отклонения от нормы.

Если ребёнок плохо реагирует на звуки, после трёх месяцев не поворачивает головку, когда его зовёт мама – необходимо проконсультироваться с врачом. Возможно, причиной является нарушение слуха.

Как вкусно и приятно

В первые минуты жизни, когда младенец прикасается к маме, добавляются новые ощущения. Её запах, мягкая кожа, тёплое молоко делают его счастливым. Маленький человек узнаёт маму благодаря тактильному и вкусовому опыту. До одного месяца он может искать грудь, находясь на руках у бабушки. Потом, когда новорождённый начинает узнавать маму, он уже ни с кем не спутает её запах. Некоторые педиатры говорят, что обоняние у него развивается очень рано. Малыш начинает ощущать самого близкого человека по запаху уже на третий день жизни.

Можно использовать эту особенность для того, чтобы успокоить его. Подойдёт платок, смоченный в молоке мамы. Его нужно положить на подушку рядом с новорождённым.

Рано развитое обоняние позволяет малышу узнавать свою маму.

Мир прекрасен

Самый важный момент настаёт тогда, когда маленький человек уже следит взглядом за мамой. Ни один родитель не будет сомневаться, что младенец начал узнавать его. Хотя зрение формируется ещё во время беременности, у новорождённого оно имеет ограниченные возможности, которые развиваются постепенно.

Показывая ребёнку предметы, необходимо держать их на расстоянии 25 см, не ближе, прямо перед лицом. В противном случае начинает развиваться косоглазие.

Многих волнует вопрос: «Сколько месяцев должно пройти до начала зрительного узнавания мамы?». Для этого можно сопоставить некоторые данные. Возраст даётся в месяцах.

  • Первый – второй . Способность ненадолго сосредотачивать внимание на больших близких предметах. Мир видится в чёрно-белой гамме.
  • Третий . Взгляд фокусируется и на ближних, и на дальних объектах. Различаются черты лица у людей, яркие цвета (особенно красный и жёлтый). Окончательно формируется бинокулярное зрение – два глаза видят одновременно.
  • Третий – четвёртый . Узнавание родителей по лицам.
  • Четвёртый – пятый . Интерес к движущимся предметам. Слежение за ними.
  • Пятый – шестой . Способность различать основные цвета и формы, эмоции и настроение окружающих.
  • Седьмой – девятый . Выделение признаков предметов по форме, цвету, величине.
  • Восьмой – десятый. Узнавание людей, которые часто бывают в доме.

После этого возрастного порога дети чётко проводят границу «свой – чужой». И на улыбку незнакомого дяди могут ответить громким плачем.

Резюме

Теперь очень просто понять, когда младенец может начать узнавать маму. Это, как правило, происходит ближе к четвёртому месяцу. А ещё через недели три – четыре её образ становится целостным. Улыбаясь, малыш посылает привет не всему миру, а единственному, самому близкому человеку. Делает он это осознанно. Хотя многие женщины уверены, что уже самая первая улыбка новорождённого имеет своего адресата. Кто знает…

Новорожденные детки воспринимают окружающий мир совершенно иначе, чем все остальные люди.Каждый желает знать, что же видит, слышит и ощущает младенец , появляясь на свет. Давайте попробуем разобраться.

Ученые доказали, что малыши сразу же после рождения не только слышат и видят, но и обладают обонянием и осязанием.

видит с первой минуты рождения. Однако его зрение в несколько раз хуже, чем у любого взрослого человека.Ребенок видит все окружающее неотчетливо.Его глаза способны различать форму предметов, которые расположены от него на расстоянии 25-30 сантиметров.Что самое интересное, это расстояние соответствует средней удаленности лица мамы , которая держит ребенка.

Начиная с пятого дня жизни, малыши начинают рассматривать намного дольше и внимательнее рассматривать объектыи фигуры, при этом самыми интересными для них являются предметы , которые двигаются и являются объемными.

Некоторые мамы беспокоятся, заметив, что глаза малыша немного косят. Это обусловлено тем, что глазные мышцы новорожденных еще плохо развиты, чтобы направлять движение глаз. Со временем это мнимое косоглазие проходит.

Ученые выяснили, что младенцы до четырех месяцев способны различать только синий, красный, зеленый и желтый цвета.Помимо этого, движения глаз грудничков аналогичны движениям , которые совершаются взрослым человеком.

Слух.

У младенца слух развит сильнее, чем зрение. Это вполне нормально, так как детки начинают слышать, еще находясь в утробе матери.

Как ни странно, но малыши способны не только слышать различные звуки , но и распознавать их по высоте.

Особое внимание привлекают звуки человеческой речи , поскольку она уже звучала до рождения ребенка.Голос мамы младенец узнает с первой секунды жизни, именно поэтому чувствует безопасность.

Специалисты утверждают, что малышам больше нравится осмысленная речь, чем набор слогов.А если ребенку дать послушать запись его голоса, то он мгновенно успокаивается , даже если до этого долго и безудержно плакал.

Вкус и обоняние.

Новорожденный карапуз способен распознать сладкое, горькое, соленое и кислое.Если дать малышу капельку сладкой воды, он выявит желание попробовать это еще раз, а если капнуть на губы лимонным соком, то ребенок скривится и может даже заплакать .

С давних времен известно, что малыши с рождения имеют хорошо развитые вкусовые ощущения . Именно поэтому мамочки могли улучшить вкус грудного молока , употребляя укроп, анис или тмин.

Также новорожденные реагируют и на запахи .Неприятные ароматы могут вызвать у малыша приступы истерики и длительного плача.

Осязание.

Младенцы довольно обостренно реагируют на то, какк нему прикасаются . Одни движения действуют на него успокаивающе, другие же, наоборот, его раздражают.

Еще находясь в животике у мамы, малыш развивал свою тактильную чувствительность : он засовывал палец в рот, мог схватиться за пуповину.Первые реальные прикосновения малыш получает при рождении .При появлении на свет все его тактильные ощущения начинают «пробуждаться».Кожа младенца очень восприимчива, она откликается на любое движение, изменение температуры. Нежные прикосновения , ношение на руках благотворно влияют на развитие малыша.Специалисты выяснили, что дети , которые постоянно пребывали на руках у родителей ,обладают высоким интеллектом и намного быстрее растут. Как оказалось, приятные прикосновения приводятк выработке гормонов, воздействующих на рост и развитие умственной деятельности ребенка.

Итак, Вашему младенцу пять недель, у него начнется первый скачок развития, и Вы хотите увидеть изменения. Однако прежде Вам нужно узнать, как младенец ощущает свой мир, а так же роль телесной близости в его мире ощущений.

Ваш ребенок уже многое воспринимает.

Интерес к миру проявляется с рождения. У одного больше, у другого - меньше. Младенцы прислушиваются и приглядываются, они впитывают окружающий мир и прикладывают все усилия, чтобы узнать его как можно лучше и больше. Некоторые начинают даже косить, дрожать или икакть от стараний. Мамы говорят: "Он "хватает" глазами". Именно так, он знает совершенно точно, что его ждёт в данной ситуации: "пришло время купаться, идти гулять, играть или есть".

Он повторит Ваше выражение лица. Вы присели, чтобы с ним поразвлечься. Покажите-ка ему язык, или откройте широко свой рот, как будто вы кого-то зовете. Дайте младенцу достаточно времени, что бы отреагировать и следите за тем, что бы он смотрел прямо на вас.

Младенцы могут рассказывать своим мамам, что они чувствуют: радость, злость, удивление. Как они это делают? Они кричат и плачут с разными интонациями и используют язык жестов. Мамы их понимают. Кстати, дети дают совершенно ясно понять, что они чего-то от вас ожидают. Спустя короткое время они начинают "злобно" или "взахлеб" плакать. Так же дети очень рано начинают выказывать предпочтения. Обычно они предпочитают смотреть на людей, а не на игрушки. Если водить перед лицом ребенка двумя игрушками, то ребенок выбирает одну, за которой следит взглядом. Младенцы очень чувствительны к поддержке. Ваш ребенок блаженствует, если вы хвалите его за его сладкий запах, красоту или поступки. В таком случае он гораздо дольше интересуется вами.

Органы чувств малыша работают уже достаточно развиты.

Младенцы видят, слышат, обоняют, чувствуют вкус и многое ощущают. Они запоминают ощущения, но это ещё не переживания взрослого.

Что воспринимают органы чувств младенцев?

Что видит младенец?

До недавнего времени ученые и врачи утверждали, что младенцы не видят - это миф, популярный и в наши дни, хотя мамы и раньше утверждали обратное. И они были правы. Ваш ребенок прекрасно видит, правда на расстоянии 20 см. То, что находится дальше, он видит, скорее всего, расплывчато. Ему ещё трудно сфокусироваться на предмете, но если удалось, он будет рассматривать всё с большой интенсивностью, не шевелясь и следуя за движением предмета глазами и даже головой, слева направо и сверху вниз. Вам наобходимо лишь достаточно медленно двигать предмет. Дольше всего ребенок может следить за схематично нарисованным лицом: две большие точки наверху и одна - внизу. Это удается уже через час после рождения - у большинства детей глаза широко открыты и они очень внимательны. Весьма вероятно, что младенцы "настроены" на все, что хоть немного напоминает человеческое лицо.

Ваш ребенок охотнее рассматривает пестрые предметы, а не скучные, гладкие поверxности. Красный цвет им нравится особенно сильно. Но сильнее всего привлекают внимание контрасты. Чем отчетливее контраст цвета, тем интереснее. Четкие линии и углы осматриваются с большим интересом, чем круглые формы.

Что слышит младенец?

Новорожденный хорошо распознаёт звуки. Ваш голос он узнает сразу после рождения. Он любит музыку, звук мотора и мягкую, ритмичную барабанную дробь. Естественно, ведь эти звуки ему знакомы. В матке ребенок был окружен стучащими, шуршащими, дробными и свистящими звуками кровеносной системы, сердца, желудка и кишечника. Большинство человеческих голосов ему нравится, они его успокаивают. Ваш малыш слышит и различает низкие и высокие (женские) голоса. Высокие звуки привлекают его внимание быстрее. Каждый это замечает и говорит с ребенком более высоким голосом. Так что не стесняйтесь своих "уси-пуси-муси" или подобных проявлений "детского" языка. Малыш отличает громкое от тихого. Неожидано громкие звуки ему не нравятся, примите это во внимание- некоторые дети пугливы.

Что обоняет младенец?

Малыш различает запахи, острые и жгучие ему не нравятся, они действуют на него возбуждающе, он кричит и старается отодвинуться от источника вони. Ваш малыш отличит Ваш запах от запаха другой мамы, он потянеться к той одежде, которую носили Вы.

Что младенцу больше всего по вкусу?

Малыш различает вкусовые оттенки, отдавая явное предпочтение сладкому, кислое ему не нравится, а горькое и подавно, его он постарается как можно быстрее выплюнуть.

Что младенец ощущает?

Ваш малыш ощущет себя и окружающий его мир как единое целое. Ощущения в мозге ребёнка обрабатываются на свой "младенчекий" манер. Мы, взрослые, обоняем аромат цветка, осязаем лепестки и видим цветок, мы можем выделить составные восприятия, - младенец же, переживает всё это как некое подобие "супа", вкус которого меняется, если меняется хоть одно состовляющее. Малыш, словно радар, улавливает все ощущения и переживает их как одно целое. Частей, составляющих, он пока не различает. Он ощущает и себя как часть этого "супа", что такое "я" он пока не знает.

Даже тело и окружающий мир являются единым целым. Младенец еще не делает различий между тем, что его органы чувств сообщают ему об окружении, а что - о его теле. Для младенцa внешнее окружение и его тело одно и то же. То, что проиcxодит снаружи, проиcxодит и в его теле. И что чувствует его тело, чувствует всё и вся. Весь мир скучает, весь мир голоден, миру тепло, сыро или он устал. Все есть одно единственное обонятельное-цветовое-звуковое впечатление.

Что значат рефлексы для вашего младенцa.

Ощущая мир как младенец, невозможно что-то сделать по собственному желанию, для этого нужно быть более развитым, нужно знать, что у вас есть руки, которыми можно что-то держать, что у мамы есть сосок, а у вас – рот, которым можно сосать этот сосок. Это новое знание можно уже использовать по собственному желанию. Однако, это не значит, что младенец вообще не может реагировать на свои ощущения; чтобы "подправить" то, что не совсем удалось и пережить это время, мать природа дала ему несколько специальных качеств.

Его рефлексы определяют его движения:

  • В положении на животе ребёнок автоматически, чтобы было легче дышать, поворачивает голову, это рефлекс, он не думает: "дай-ка поверну голову", это просто происходит, - когда младенец научится думать, рефлекс пропадёт. Впечатляет, не так ли?
  • Новорожденный поворачивает голову на звук, направляя своё внимание туда, где может быть что–то интересное. Эта реакция, так как она происходит с задержкой в хорошие 5 -7 секунд, долго оставалась без внимания, пропадает она в возрасте от 1 до 2 месяцев.
  • У младенцa есть сосательный рефлекс. Благодаря ему, как только ко рту голодного ребенка что-то подносится, он обхватывает это губами и начинает с силой сосать. Этот рефлекс также пропадет за ненужностью. У нас, взрослых, его больше нет, мы мы пропадём, вынужденные извлекать из материнской груди молоко, - из неё не прольётся ни капельки.
  • У младенцa есть хватательный рефлекс. Погладьте малыша по ладоне или верхней части кисти и он, слегка поджимая руку., откроет кулачёк и схватет ваш палец. Если проделать тоже самое со стопой он попытается ухватиь ваш палец пальцами своей ноги.Предпологается, что этот рефлекс сохранился со времён когда мамы были покрыты волосами. Новорожденный мог крепко держаться за маму. Этот рефлекс проявляется в первые месяцы жизни новорожденного, особенно тогда, когда он замечает, что его хотят положить.
  • Младенец проявляет рефлекс Моро, если пугается. Он выпрямляет спину, окидывает голову назад и раскидывает свои руки и ноги, потом снова их поджимает и собирает у груди и живота. Это выглядит, будто младенец сам себя подхватывает при падении.
Ваш малыш имеет ещё большее количество рефлексов, типичных для младенцов. Со временем сознательные движения заместят рефлексы, на их место придут движения, как проявление собственной свободной воли. Основные рефлексы однако останутся, как например дыхательный. У взрослых тоже есть рефлексы, такие как чихательный, кашлевой, моргательный, оттягивание руки при касании к горячему, и коленный (коленного тонуса?).

И ваш малыш периодически скучает
Пока малыш не может развлекать себя сам. Особенно (темпераментный) живчик сразу даст вам понять, что ему нужeн экшен, когда он выспался. Попробуйте, что ему придется по вкусу:
- осматривайте с ним вашу квартиру. Дайте ему как следует рассмотреть то, к чему он, как вам кажется, особенно тянется. Обясняйте ему, что вам встречается. Что вы говорите, в общем-то, безразлично. Ваш младенец наслаждается вашим голосом. Дайте ему все осмотреть, потрогать, послушать и понюхать. Пройдет совсем немного времени, и вы заметите, как ваш малыш узнает знакомые предметы.

Mладенец с удовольствием слушает ваш голос, когда вы говорите. Но если ваш голос звучит на фоне радио, то он не сможет сконцентрироваться на нем - в шуме младенец не сможет ваш голос распознать. Младенец пока не может различать различные голоса. И становится беспокойным. Постарайтесь, что бы в поле зрения вашего ребенка находились интересные предметы, когда он не спит. В этом возрасте он еще не может сам их искать взглядом. Для вашего младенца верно сейчас: с глаз долой - из сердца вон. Младенец слушает с удовольствием музыку. Включайте ему то, что ему нравится. Мягкая музыка фоном может действовать успокаивающе.

Ваше руководство – реакции вашего ребёнка

Крик означет - мне нужна помощь!

Все названные рефлексы служат тому, чтобы ребёнок сам смог восстановить нормальное состояние. Иногда это не так просто. Например, если ему слишком жарко или холодно, если он чувствует себя некомфортно или ему скучно. Сейчас младенец должен следовать другой стратегии, и он это делает. Он автоматически начинает кричать, пока кто-нибудь другой не позаботится о том, чтобы все пришло в порядок. Без помощи взрослого малыш не может этого добиться самостоятельно. Если на помощь никто не придет, oн будет кричать до тех пор, пока совершенно не устанет.

    "На второй неделе начались его "приступы крика". Он орал днем и ночью, но хорошо пил/ел и рос. Когда я была у педиатра, я сказала ему, что думаю, что мой ребенок скучает. Но врач отверг мою мысль, как совершенно невозможную, т.к. первые 10 дней глаза у младенцев якобы закрыты. И поэтому они временно ничего не видят. Нa прошлой неделе я все-таки положила ему в люльку погремушку. И это помогло - он действительно меньше плачет!" (Пeтер, 4 недели)
Чтобы выжить, малыш с самого начала должен знать, что у него есть кто-то поблизоcти, кто ежеминутно, и днем, и ночью может по первому зову его обслужить. Для этого природа дала eму тайное оружие - его внешний вид.

Он "такая лапочка"

Он похож на маленького зверька. Гордый обладатель непомерно большой головы, почти в треть своего роста, "слишком коротких" рук и ног, "слишком" пухлых щёк и "слишком" большого лба и глаз, малыш вновь и вновь вдохновляет дизайнеров кукол, плюшевых игрушек и комиксов, он мил, мал и беспомощен. Они с благодарностью используют внешность малыша в своих целях, ведь она увеличивает прибыль, такой внешний вид трогает взрослых, так и приглашая взять малыша на руки, потискать его и проявить заботу.

От его первой улыбки можно растаять.

У малышeй во всем мире можно видеть улыбки еще до 6-ой недели, даже и до рождения техника запечатляла улыбки. Возможно, что вы, как мать, принадлежите к тем редким счастливицам, имеющим этот опыт. Новорожденные могут улыбаться от прикосновения, от ощущения легкого ветерка на лице, от того, что слышат голоса или другие звуки, что видят над собой лицо или картинку, или когда они просто сыты и довольны. Иногда они улыбаются даже во сне. Мамы вне себя от радости, видя это, улыбка выглядит такой "настоящей". Однако позже, когда ваш ребенок научится использовать улыбку как средство социального общения, вы поймёте, что первая улыбка была механической, бессознательной. И все же это необыкновенно мило.

Телесный контакт - знакомое чувство для младенца

До рождения ребёнок ощущает свой мир как единое целое. Родившись, ваш младенец покинул знакомое место навстречу всeвозможным новым ощущениям, с постоянно меняющимися незнакомыми составляющими: неожиданно он может двигаться в большом пространстве, ощущать тепло и холод, слышать другие и более громкие звуки, видеть больше светлого, чувствовать разную одежду на своей коже. Тепрь он должен самостоятельно дышать и сосать, и усваивать пищу. Все это ново для малышa. Можно себе представить, что при таких изменениях хочется того, что знакомо и чему доверяешь - телеснoй близости.

Выразите это лаской!

Телесный контакт напомнает вашему малышу прежнее обиталище и дает ему чувство защищенности, ведь ваш живот был его домом, он "обнимал" его тело, и ваши движения "массировали" его все время, которое он себя помнит. Младенец был един со всем, что проиcxодило у вас внутри: с ритмичным стуком вашего сердца, пульсацией вашей крови, бурчанием вашего желудка. Конечно ребенок захочет знакомого контакта с вашим телом и услышать знакомые звуки. Это успокаивающее знакомое чувство помогает ему влиться в новый мир.

Телесный контакт: наилучшая игрушка и наилучшее утешение. После еды и тепла самое важно для младенцa в первые 4 месяца жизни - близость матери. Если ребенок получил это с самого начала в достатке, то больше шансов, что дальше все будет хорошо. Даже тогда, независимо от причины, когда с ребенком будут меньше играть.

Mалышaм обычно очень нравится ласкаться к вам и быть носимым на руках. И при этом он приятным образом может учиться владеть собственным телом. Если вы предпочитаете свободные руки, носите ребенка в "носильном платке". Его можно применять практически с самого начала. В таком платке ребенок может и лежать.
- Ублажите малышa расслабляющим массажем. Пусть в комнате будет тепло. Смажьте свои руки детским маслом и промассируйте все части голого тела малыша. Так ребенок познакомится приятным образом со своим телом - и порозовеет тоже.
- Младенцы в этом возрасте существуют для того, что бы их поднимали, холили и лелеяли, гладили и качали. Им не будет много. Мягкие похлопывания им также нравятся. Каждый младенец даст знать, что ему нравится и что его успокаивает. Он поймет, что существует хорошее, надежное убежище, и будет к нему стремиться, когда его развитие будет делать скачки.

Совет:
Лaскайте, качайте, массируйте вашего младенца, когда он в хорошем настроении. Если вы будете это делать в такие моменты, то сможете распознать, что ему нравится больше всего и что больше всего помогает ему успокоиться и расслабиться. И это знание вы сможет применить, когда ваш ребенок будет нуждаться в вашей помощи. Если же вы будете ласкать, качать, массировать и гладить eгo только когда он в плохом настроении, то он будет лишь все громче плакать и совсем не даст себя успокоить.
Что проиcxодит, когда вы видите своего младенца первый раз?

Каждый младенец выглядит по-другому и ощущается по-другому. Возьмите на руки другого ребенка. Сначала вы обнаружите, что oн кажется вам совсем чужим. Вы так привыкли к своему ребенку, что почти забыли, что дети такие различные. Пройдет какое-то время, пока вы привыкните к другому ребенку.

Если у мамы есть возможность в покое и в своем собственном темпе познакомиться со своим голеньким новорожденным, она проделывает это в основном в определенном порядке. Сначала она гладит его кончиками пальцев по голове. Кaкие мягкие волосики! Потом она проводит пальцем по контуру головы, его профилю. После этого осматриваютcя пальчики и ноготочки на руках и ногах. Постепенно она решается осмотреть тельце, руки, ноги, шею.

Так же и порядок, в котором мама знакомится с каждой частью тела своего ребенка, примерно одинаков. Сначала она прикасается к нему кончиками пальцев и гладит его ими. Постепенно она становится мужественнее и решается немного крепче прикоснуться к ребенку. В конце она заключает себе в руку часть тела малышa. Если она решается обнять руками все тело, то все её чувства напряжены. Первое знакомство на этом закончено. Теперь она решается взять малышa на руки и положить к себе. Она знает, как ощущается её ребенок.

Мамы, которые находятся вместе со своим малышoм первые часы после рождения, имеют особо чувствительные "антенны" в отношении своего ребенка. Дети же, в основном, в то же время абсолютно бодры, они сознают свое окружение, обращаются к тишайшим звукам и фиксируют взглядом лицо над собой. В основном, мамы предпочитают наслаждаться ребенком вместе с папами.

Сама себе хозяка в род. доме

Если вы хотите провести время один на один со своим ребенком, скажите это. Вы сами решаете, когда вы ребенка берете на руки, как часто, и как вы его ласкаете. Это ваш ребенок. Почти все мамы позже говорят, что им было бы приятнее провести больше времени наедине с ребенком. Они сожалеют, что первое время в род. доме прошло не так, как они этого бы хотели. Вместо спокойствия была суета. Они хотели, чтобы ребенок был у них. Особенно, если они слышали, как он плакал. И если они не могли его получить, потому что время, якобы, еще не подошло, они злились и грустили. Они чувствовали, что с ними обращаются как с детьми, не знающими, что лучше для их собственного ребенка. Так же и отцы сталкиваются иногда с таким отношением к себе. Они тоже обескуражены правилами и указаниями посторонних.

    "Все решалось за меня. Как мне сидеть во время кормления. Когда мне можно было кормить. Когда у него было время побыть у груди. Когда ему надо было кричать, так как "время еще не подошло"... Я постоянно раздражалась, но не хотела портить отношения. В итоге я кормила его потихоньку. Я не могла вынести его плач, хотела утешить. А когда еще и началось "оденьте ливчик, снимите ливчик, лед на грудь, лед с груди...", потому что моя грудь становилась днем то больше, то меньше, я не выдержала. У меня был ребенок, и я хотела быть с ним. Я рыдала от злости. Но и на это быстро нашлось обьяснение: "Послеродовая депрессия". Я себя чувствовала так, как будто из-под меня вытянули стул. Единственное, что я хотела - покой и мой ребенок." (Петрa)

    "В больнице мне давали моего ребенка только днем, во время кормления. Все было не так, как я себе представляла. Я хотела кормить грудью, но медсестры давали ему иногда потихоньку бутылочку, из удобства. Ночью все время ему давали буылочку. Я хотела, чтобы он как можно чаще был со мной, но это было нельзя. Я была раздражена и чувствовала себя беспомощной. Когда через 10 дней мне можно было домой, я думала: "Тепeрь вы можете оставить её себе". Как будто она была чужая, не мой ребенок." (Стефани)

    "Роды длились долго. Моего ребенка тут же унесли, и мы на протяжении часов думали, что у нас мальчик. Когда мне отдали моего ребенка, я обнаружила, что это девочка. Нe то, что бы мы были против девочки, но мы уже настроились на мальчика. И то, что это вдруг оказалась девочка, было странным чувством." (Юлия)

    "Во время кормления я с удовольствием ласкалась с ней. Я чувствовала себя с ней очень близкой. Но медсестра это не позвовляла. Я должна была сидеть прямо, с подложенной под спину подушкой, как на диване. Мне такое казалось неестественным. От этого появлялась дистанция." (Нина)

    "Я превращалась в настоящую собственницу, когда её передавали с одних рук в другие. Но я скрывала свои чувства" (Лаура)

    "Мeдсестра была помешана на порядке, была помешана на власти, оставалась в комнате, когда ко мне приходили, и её слово должно было быть последним. Кроме того, она разволновалась, что мой ребенок может получить инфекцию. Кaждый час, иногда каждые 15 минут, она осматривала ребенка и ей казалось, она обнаруживала все новые "признаки". Она сводила меня с ума. Я хотела кормить грудью. Но каждый раз, когда я прикладывала ребенка, она приходила и забирала его на взвешивание. И это меня раздражало. Малышу это тоже не нравилось. Он колотил руками и ногами, и требовалась целая вечность, что бы выяснить, что ребенок весит на 45 или 40 грам больше. Ee крик еще больше нервировал меня, и я решила отказатьcя от ГВ. Сейчас я сожалею об этом, т.к. думаю, что в этом не было необходимости. Я бы так хотела её кормить грудью." (Анна)

    "Я становилась настоящей собственницей, раздражалась, когда другие слишком часто или слишком долго держали eгo на руках. В некотором роде я была довольна, когда он плакал у них и успокаивался у меня." (Рудольф)

    "Когда он плакал, я злилась из-за "советов" других, считающих, что дать прокричаться есть принцип строгого воспитания. Этого-то я и не хотела." (Тимо)

    "Нa этот раз мы решили все делать так, как мы хотим. Когда ребенок плакал, я давала ему еще бутылочку экстра. В прошлый раз наш старший две недели кричал без причины от голода. Такое не забывается. Нa этот раз я слушала только себя" (Ева)

Когда мамы сразу после роддома рассказывают, что у них были трудности с ребенком, они говорят, что они не по настоящему были с ним знакомы. Им надо было сначала к ребенку привыкнуть. Они боялись ребенка случайно уронить или слишком крепко ухватить. Они не понимали, что младенец хочет, когда ведет себя так или иначе. Они боялись быть плохой матерью. Нeкоторые думают, что это от того, что в роддоме они так мало видели своего ребенка. Они бы с удовольствием с ним бы тогда общались. А теперь они напуганы. И этого страха сначала не было.

Познакомтесь со своим младенцем, почувствуйте его.

Кaк мать вы любопытны. В определенном смысле вы уже знакомы со своим малышoм. В конце концов вы его уже 9 месяцев знаете. И все же сейчас все по другому. Между тем временем и этим лежат миры. Вы первый раз видете своего ребeнка, можете его наблюдать, и он находится в новом окружении. Вы спрашиваете себя: как он будет теперь себя вести? Узнаю ли я что-то новое? Видеть, слышать, ощущать, чувствовать запах собственного ребенка в первые дни - этот контакт оказывает огромное влияние на отношения между мамой и ребенком. В основном мамы это чувствуют. Им хочется принимать участие во всем, что делает их ребенок. Они не могут на него насмотреться. Они хотят видeть, слышать и нюхать окружение, как малыш реагирует на свое окружение. Они хотят наблюдать, как он спит, и слушать, как он дышит. Они хотят его гладить, ласкать, обнюхивать, когда им это взбредет в голову.

    "Я зaмeчаю, что его дыхание меняется, когда он неожиданно слышит звук или видит свет. Я немного пугалась, потому что оно становилось нерегулярным. Но теперь, когда я знаю, что это его реакция на звук или свет, я опять спокойна. Я нахожу это очень милым."
Кроме того, мамы ищут в своих детях черты, им уже знакомые за 9 месяцев. Этот тот спокойный малыш, которого я ждала? Стучит ли он ножками в то же время, что и в животе? Есть ли у него особое отношение к его отцу, узнает ли он его голос? Большинство мам хочет "играть" с поведением своих малышей. Им хочется попробовать, что они делают лучше или хуже. Они хотят сами разузнать, на что и как ребенок реагирует, узнать его качества. Они сами хотят понять, что для их ребенка самое лучшее. Мамы не против советов, но не желают предписаний. И когда они правильно предугадали реакцию ребенка, рады они бесконечно. Это знак, что они уже хорошо знакомы со своим малышом. Это усиляет веру в себя. Они чувствуют, что справятся и в одиночку после род. дома.

Не менее, а, может быть, и более важно для него сейчас – быть уверенным в том, что его любят, и самому научиться любить. Да полноте, скажет скептический читатель, может ли такая кроха любить? Еще Анна Фрейд, дочь того самого психоаналитика Зигмунда Фрейда, писала, что"младенец не "любит" мать в собственном смысле этого слова, а лишь нуждается в ней" .

Однако почему же в таком случае он столь по-разному «нуждается» в разных людях? Почему он явно предпочитает тех, кто не просто ухаживает за ним, а вступает в активное эмоциональное взаимодействие – привлекает внимание, ласково разговаривает, улыбается, играет? Как и когда возникает у маленького человека чувство привязанности и любви? Об этом наш сегодняшний разговор.

Ребята и зверята

Этологи (ученые, изучающие инстинкты) утверждают, что у различных животных развиваются именно те модели поведения, которые помогают им выжить в суровом мире. Детеныши рождаются на свет с запрограммированными формами поведения. Одна из них – держаться поближе к родителям, в этом случае малыши в большей степени защищены от опасностей.

Австралийский зоолог Конрад Лоренц заметил, что маленькие гусята начинают следовать за своей матерью почти сразу же после появления на свет. Эта связь помогает взрослым птицам защищать и обучать свое потомство. Доктор Лоренц также обнаружил, что лишенные матери дикие гусята, о которых в течение первых 24 часов из жизни заботился он сам, начинали следовать за ним, а не за другой гусыней. Подчас эта трогательная привязанность причиняла ученому определенные неудобства: гусята предпочитали даже спать в его комнате, вместо того, чтобы расположиться на берегу реки, как это делали их сородичи.

А вот другой любопытный пример. Американский психолог Гарри Харлоу проводил эксперименты с детенышами обезьян. Первоначальной его целью было выяснить, каким образом происходит у обезьян процесс научения. Для чистоты эксперимента он удалил из клетки обезьяну-маму и сам начал заботиться о маленьких обезьянках. К своему удивлению, Харлоу обнаружил, что разлука с матерью отразилась на маленьких обезьянках самым негативным образом. Одни из них умерли. Другие были напуганы, раздражены и отказывались есть или играть. Стало ясно, что обезьянкам для хорошего самочувствия и успешного развития требуется нечто большее, чем регулярное кормление.

Харлоу стал экспериментировать с «суррогатными матерями» – различными проволочными конструкциями. Одна «мама» снабжалась бутылочкой с пищей, а вторая – нет, у третьей было «лицо», четвертая была покрыта «шерстью», а пятая – лишь оголенной проволокой. Результаты оказались весьма впечатляющими. Обезьянки больше всего были привязаны к тем «мамам», к которым было приятно прижаться, т.е. к тем, что были покрыты теплой мягкой ворсистой тканью. Наличие бутылочки с молоком не играло роли в развитии привязанности у детенышей. Они подходили к «холодной» металлической «маме», чтобы поесть, но никогда не прижимались к ней, не обнимали ее, не выражали других признаков «любви».

А что же человеческие детеныши?

Когда из блокадного Ленинграда чудом удавалось вывезти маленьких детей, в тылу им пытались создать самые лучшие условия, насколько, конечно, это было возможно для лихого военного времени. У них был кров, питание, относительно спокойная жизнь, и все-таки по непонятным причинам множество малышей умирало. Разлука с матерью оказалась для них непереносимой.

Оказывается, даже у самых маленьких есть способы выразить свою любовь и привязанность. Это, как говорят психологи, сигнализирующее поведение – плач, улыбка, голосовые сигналы, взгляды. Когда малыш чуть подрастет, он начнет, как хвостик, ползать и ходить за мамой, обнимать ее руками, карабкаться на нее, т.е. стремиться к физическому контакту. Согласитесь, что трудно проникнуться эмоциональной близостью к младенцу, который все время уворачивается от ваших объятий. Значит, развитие привязанности – это система взаимодействий мамы и ребенка. Как развивается эта система на первом году жизни?

Эксперимент с каменным лицом – чего мы ждем друг от друга

В лаборатории психолога собралось несколько мам (или пап) со своими трехмесячными детьми. Сначала родителей попросили поиграть со своими детьми так, как они обычно это делают. В разных парах (родитель + ребенок) игра протекала по-разному: у одних спокойно, у других – более активно. Когда малышам требовалось отдохнуть от активных действий, они ненадолго отворачивались или закрывали глаза.

В этот момент психолог просил маму прекратить общение с ребенком. Инструкция была такой: продолжать смотреть на малыша, но придать своему лицу застывшее, «каменное» выражение. У младенца это вызывало удивление, и он пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью. Однако родитель во время этих попыток продолжал сохранять каменное выражение лица. Через несколько минут поведение малышей стало меняться. Они отворачивались в сторону, начинали сосать палец, и на их лицах застыла обида и непонимание. Некоторые дети реагировали на равнодушие родителя хныканьем, переходящим в горький непрерывный плач. Ведь мама, хоть и оставалась рядом, против всех ожиданий ребенка, становилась эмоционально недоступной. В конце эксперимента родитель возобновлял обычную игру с ребенком, пока к тому не возвращалось хорошее настроение.

О чем говорит этот эксперимент?

Трехмесячный младенец настроен на взаимодействие, ему обязательно нужна реакция взрослого на его, казалось бы, бессмысленные улыбки и агуканья. А посему смысл этих улыбок – в социальном контакте! Если мама находится в подавленном состоянии, и с ее лица не сходит «каменное», безучастное выражение («депрессивная маска»), малыш неизбежно почувствует, что его призывы остаются без ответа. Между прочим, установлено, что дети, матери которых страдали послеродовой депрессией, более склонны впоследствии к агрессивному и асоциальному поведению.

Чего боится младенец?

В педиатрии и психологии есть понятие «тревога семимесячных детей». В этом возрасте с малышами происходит интересная перемена. Если до 6-8 месяцев они всем подряд улыбались, были приветливы и открыты, то отныне неожиданно становятся робкими и настороженными в присутствии незнакомых людей.

Вот, например, впечатления Лены, мамы шестимесячной Анюты:

"Врач порекомендовал сделать дочке курс массажа. Оказалось, что это гораздо сложнее, чем в три месяца! Пока Аня у меня на руках, она еще милостиво соглашается «поздороваться» с тетей, но начинает вопить, как только та берет ее на руки. Аня ни за что не хочет оставаться с массажисткой одна. Дочку никто не пугал, и мы с ней надолго никогда не разлучались. Да и к моим подругам и даже к бабушке с дедушкой Анюта стала относиться очень настороженно. А те обижаются, дескать, не любит нас внучка... "

Между тем, это совершенно нормальное явление, оно свидетельствует о новой способности малыша – отныне он отличает знакомые явления от незнакомых. Ребенок начинает осознавать: присутствие близкого взрослого означает безопасность. Отсюда – тревога и страх, когда мама уходит.

С мамой – на одной волне

Вот еще один интересный эксперимент, на этот раз – с девятимесячными малышами. Вместе с мамами они должны были впервые встретиться с незнакомым человеком. Взрослые, как обычно, обменивались приветствиями при встрече. Некоторым мамам было дано задание – произнести традиционное приветствие «День добрый!» встревоженно (нахмурив брови, широко раскрыв глаза и всем своим видом выражая беспокойство). Другие мамы должны были произнести те же слова «День добрый!», но с улыбкой на лице и с доброжелательной интонацией. Как и предполагалось, младенцы точно считывали сигналы своих матерей. Дети, матери которых демонстрировали радость, вели себя с незнакомцем более уверенно, чаще улыбались и реже плакали, когда незнакомец брал их на руки.

Итак, вашему малышу совершенно недостаточно только есть и спать. Он способен тонко чувствовать, он может и хочет научиться любить! Его сегодняшние эмоции и впечатления определят ваши взаимоотношения на всю жизнь. И ваша задача – поддержать кроху своей любовью, дать ему уверенность в собственных силах, подарить ощущение свободы и безопасности, сделать ваше взаимное общение увлекательным и радостным. Что для этого нужно?

Кормите малыша грудью!

Грудное вскармливание дает маме и малышу уникальный опыт любви и доверия, который сохраняется на всю жизнь. Постарайтесь сделать все, что от вас зависит, для того, чтобы кормить ребенка грудью. Пусть возможность приложиться к маминой груди будет у малыша в любой момент, а не тогда, когда «пришло время». Ведь сейчас уже ни для кого не секрет, что сосание материнской груди не только утоляет голод, но и дает ощущение покоя, безопасности и даже помогает справиться с болью. Это и телесный контакт, и зрительный, и эмоциональный. С какой благодарностью и восторгом смотрит сосущий младенец на маму, и сколько нежности и ласки дарит она ему в этот момент!

Общайтесь с малышом!

Почаще обращайтесь к нему по имени, говорите о том, какой он хороший, красивый, любимый. Можно петь, можно комментировать то, что происходит вокруг вас. Постарайтесь понять, что именно заинтересовало вашего ребенка, на что он устремил взгляд – на картину, висящую на стене, или на собачку, что пробежала мимо вас, или, может быть, на собственные крохотные пальчики. Обязательно расскажите ему об этом. Комментируйте свои действия: сейчас мы переоденем тебе памперс, а сейчас – наденем штанишки. Так, на правую ножку надели, теперь на левую. А теперь наденем красные носочки и т.д.

Возможно, поначалу вам будет трудно говорить «в пустоту», и, казалось бы, не слышать никакого ответа на ваши речи. Однако, сделав паузу, присмотритесь к малышу. В какой-то момент он обязательно попытается вам ответить – улыбкой ли, лепетом или активными телодвижениями. Ваша задача – научиться «расшифровывать» эти послания. Вы заметите, что с какими-то вашими предложениями кроха будет соглашаться, а на какие-то – отвечать решительным отказом.

С любимыми – не расставайтесь

С самого начала постарайтесь не разлучаться с малышом. Сразу после рождения ему жизненно необходимо почувствовать ваше тепло, услышать знакомый стук маминого сердца. Дайте ему такую возможность! Очень важно, чтобы среда, в которую попадает новорожденный младенец, была наполнена знакомыми звуками родительских голосов, вкусом молозива, похожего на вкус околоплодных вод.

Да, материнство требует постоянного эмоционального и физического напряжения, от которого порой хочется отдохнуть. Конечно, иногда можно оставить малыша с папой, бабушкой или няней и вдохнуть забытый глоток свободы, погулять по магазинам, посидеть с подругой в кафе, сходить на выставку. И все-таки постарайтесь не расставаться с малышом надолго, по крайней мере, в первый год. И уж тем более не стоит отдавать малыша в ясли в первые два года жизни.

В некоторых израильских кибуцах (что-то вроде наших колхозов) принята система разделения семьи: там матери и грудные дети зачастую ночуют отдельно друг от друга. Согласно проведенным исследованиям, среди тех младенцев, которые спали в общественных «домах для детей», взаимная привязанность с матерью устанавливалась лишь в 48% случаев.

Как видите, научить ребенка любить так просто и одновременно так сложно... Сейчас вас связывает некая, если так можно выразиться, духовная пуповина. Пусть она станет для вашего малыша не тяжелой цепью, а надежным причалом, дающим ему ощущение безопасности, радости и спокойствия.

Инесса Смык

По материалам журнала «Лиза. Мой ребенок»

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png