Цель: познакомить детей с историей головного убора, её видами; научить понимать назначение и функции головного убора.

Рассказ воспитателя сопровождается показом картинок.

Головной убор у русских всегда являлся важной частью туалета. Мы знаем, что в XIV веке мужчины (и горожане, и крестьяне) носили одинаковые головные уборы. Это были меховые, вяленые или плетёные шапки, напоминающие колпак, поля которого отворачивались и занимали почти всю тулью. Мужчины побогаче носили добротные шапки, например поярковые, сделанные из мягкой шерсти молодой овцы первой стрижки. В праздники молодежь украшала свои головные уборы лентами. Зимой часто надевали малахаи – овчинные треухи, которые в деревнях шили сами.

В XIV веке московскому князю подарили золотую тюбетейку. Он велел пришить к ней соболью опушку. Так надолго стал традиционным фасон головного убора, хорошо знакомый по полотнам художников.

В XV веке стали носить круглые маленькие шапочки – тюфьи (скуфьи). Скуфьи были разного цвета, украшались расшитым шелком и даже жемчугом(только у монахов они были черными). Одновременно появилась мода стричь волосы «под горшок». К XVI веку в Москве было уже несколько «парикмахерских». Они располагались прямо под открытым небом. Одна из них находилась на теперешней Красной площади, недалеко от храма Василия Блаженного. Остриженные волосы никем не убирались и покрывали ковром землю около такой «парикмахерской». Если же на стрижку не было денег, то «под горшок» можно было подстричься и дома: чего-чего, а горшков в каждом хозяйстве было достаточно.

Одним из обычаев, занесенным на Русь татарами, - носить шапочку не только на улице, но и дома (на улице головной убор был обязателен).

Самым распространенным головным убором оставался клобук , а попросту говоря – колпак . Внизу колпака были отвороты, на которые для красоты прикреплялись пуговицы – запоны . Иногда отвороты были с меховыми оторочками. Колпаки делали из войлока, поярка, бархата. Позже появился науруз (разновидность колпака) – шапка с небольшими полями, украшенная пуговицами и кистями. В это же время стали носить мурмолки – шапки с плоской, расширенной книзу тульей. На мурмолке были меховые оторочки, похожие на лопасти, которые пристегивались к тулье двумя пуговицами. Шили их из шелка, бархата, парчи. Позднее у простого люда появились – картузы (фуражки с козырьком), а колпаки и мурмолки вышли из обихода

С женскими головными уборами разобраться сложнее. Головные уборы на протяжении столетий делились на те, которые носили молодые девушки (молодухи) и замужние женщины. Кроме того, одни головные уборы носили только по будням, другие только по праздникам.

В IX-XIII веках самым распространенным головным убором горожанок и крестьянок был повой , или урус . Он представлял собой длинный кусок ткани, концы которого украшались вышивкой. Повой обматывали вокруг головы, а концы опускали на грудь и плечи.

Был также и другой головной убор – кика(кичка). Он представлял собой мягкую шапочку с твердой передней частью в виде лопатки или рогов. Этот головной убор мог быть спереди богато украшен бисером. Жемчугом или вышивкой.

Еще несколько вариантов головного убора – кокошник, подбрусник (мягкая шапочка из цветной материи, в которую убирались заплетенные в косу волосы), волосник – это связанная крючком сетка для волос. Все это покрывалось сверху шалью.

У молодых девушек с головными уборами дело обстояло проще. До замужества они могли ходить с распущенными или заплетенными в косы волосами. Волосы поддерживал венчик(венец) – узкая металлическая или матерчатая полоска. Которая охватывала лоб, сзади крепилась на затылке. Венчик мог быть расшить бисером, бусами. К нему сбоку подвешивали рязы – нитки бус или жемчуга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Из истории головных уборов»

Цель: познакомить детей с историей головного убора, её видами; научить понимать назначение и функции головного убора.

Рассказ воспитателя сопровождается показом картинок.

Головной убор у русских всегда являлся важной частью туалета. Мы знаем, что в XIV веке мужчины (и горожане, и крестьяне) носили одинаковые головные уборы. Это были меховые, вяленые или плетёные шапки, напоминающие колпак, поля которого отворачивались и занимали почти всю тулью. Мужчины побогаче носили добротные шапки, например поярковые, сделанные из мягкой шерсти молодой овцы первой стрижки. В праздники молодежь украшала свои головные уборы лентами. Зимой часто надевали малахаи – овчинные треухи, которые в деревнях шили сами.

В XIV веке московскому князю подарили золотую тюбетейку. Он велел пришить к ней соболью опушку. Так надолго стал традиционным фасон головного убора, хорошо знакомый по полотнам художников.

В XV веке стали носить круглые маленькие шапочки – тюфьи (скуфьи). Скуфьи были разного цвета, украшались расшитым шелком и даже жемчугом(только у монахов они были черными). Одновременно появилась мода стричь волосы «под горшок». К XVI веку в Москве было уже несколько «парикмахерских». Они располагались прямо под открытым небом. Одна из них находилась на теперешней Красной площади, недалеко от храма Василия Блаженного. Остриженные волосы никем не убирались и покрывали ковром землю около такой «парикмахерской». Если же на стрижку не было денег, то «под горшок» можно было подстричься и дома: чего-чего, а горшков в каждом хозяйстве было достаточно.

Одним из обычаев, занесенным на Русь татарами, - носить шапочку не только на улице, но и дома (на улице головной убор был обязателен).

Самым распространенным головным убором оставался клобук , а попросту говоря – колпак . Внизу колпака были отвороты, на которые для красоты прикреплялись пуговицы – запоны . Иногда отвороты были с меховыми оторочками. Колпаки делали из войлока, поярка, бархата. Позже появился науруз (разновидность колпака) – шапка с небольшими полями, украшенная пуговицами и кистями. В это же время стали носить мурмолки – шапки с плоской, расширенной книзу тульей. На мурмолке были меховые оторочки, похожие на лопасти, которые пристегивались к тулье двумя пуговицами. Шили их из шелка, бархата, парчи. Позднее у простого люда появились – картузы (фуражки с козырьком), а колпаки и мурмолки вышли из обихода

С женскими головными уборами разобраться сложнее. Головные уборы на протяжении столетий делились на те, которые носили молодые девушки (молодухи) и замужние женщины. Кроме того, одни головные уборы носили только по будням, другие только по праздникам.

В IX-XIII веках самым распространенным головным убором горожанок и крестьянок был повой , или урус . Он представлял собой длинный кусок ткани, концы которого украшались вышивкой. Повой обматывали вокруг головы, а концы опускали на грудь и плечи.

Был также и другой головной убор – кика(кичка). Он представлял собой мягкую шапочку с твердой передней частью в виде лопатки или рогов. Этот головной убор мог быть спереди богато украшен бисером. Жемчугом или вышивкой.

Еще несколько вариантов головного убора – кокошник, подбрусник (мягкая шапочка из цветной материи, в которую убирались заплетенные в косу волосы), волосник – это связанная крючком сетка для волос. Все это покрывалось сверху шалью.

У молодых девушек с головными уборами дело обстояло проще. До замужества они могли ходить с распущенными или заплетенными в косы волосами. Волосы поддерживал венчик(венец) – узкая металлическая или матерчатая полоска. Которая охватывала лоб, сзади крепилась на затылке. Венчик мог быть расшить бисером, бусами. К нему сбоку подвешивали рязы – нитки бус или жемчуга.


История головного убора

Одна из первых шляп изображена на надгробном рисунке в Фивах: человек мужского пола в шляпе сделанной, предположительно, из соломы. Древние греки относились к головным уборам консервативно и носили их исключительно в дальних странствиях и долгих путешествиях. Но именно тогда зародились пара основных вариантов шляп : то, что мы определяем "шапкой " и "шляпой ".

Шапка, как и греческий пилос, нечто вроде чепчика, обтягивающего голову, без наличия полей. И головной убор как греческий петасос, убор с тульей и в обязательном порядке с полями. В нём было комфортно странствовать в непогоду, а если не было ветра и дождливо, петасос перемещали на спину, ведь он висел на ремне или ленте.

Давно головной убор являлся признаком владычества, богатства и процветания. Так, например, в Древнем Египте только наместник фараона мог носить головной убор (большой плат из полосатой ткани), на который надевалась корона. Все прочие, помимо подневольных рабов, довольствовались париками из натурального волокна.

В Древней Греции и мужчины и дамы гуляли с непокрытой головой, лишь странствуя носили головной убор в виде невысокой круглой фетровой шляпы с небольшими полями (в такого рода головном уборе на фресках и в скульптурах изображался вестник божеств быстрый Гермес).

В средневековье кавалеры и женский пол надевали накидки или плащи с капюшонами. Капюшоны имели всевозможные конфигурации. Иногда окончание капюшона было таким длинным, что он свисал гораздо ниже талии.

В средние столетия шляпы становятся украшением и символом роскоши, богатства, успеха. Люди украшают их перьями, мехом, лентами, бантами и драгоценными камнями. Вот каким образом пишет один монах-августинец (ХV век): -"То тщеславная дама одевает мужской капюшон, либо приобретенную роскошную вуаль, то шелковую сетку в три-четыре слоя, то украшает голову золотыми и серебряными шпильками, или применяет аксессуар на лоб (или грудь) то носит вокруг шеи коралловые бусы и, наконец, приобретенные блестящие волосы почившей женщины.

С Востока пошла мода на тюрбаны, а в Европе они получили самое емкое распространение. Их надевали и кавалеры, и женский пол. Тюрбаном персы называли ткань, которой обвязывали свою голову. От персов такой головной убор распространился по всему мусульманскому миру. В XVII и XVIII веках тюрбан, как головной убор, исчезает из европейской моды и возрождается снова исключительно во времена похода Наполеона в Египет (мода ампир) и снова во время второй мировой войны. Приближенной к тюрбану являлась чалма - полотнище ткани, намотанное на голову поверх тюбетейки, фески и т.д. и т.п. В Средней Азии такой головной убор не разрешали носить поденщикам и бедным гражданам, - все-таки прочие мужчины примерно с 5 лет имели на него право. Чалма могла быть праздничной и домашней, запросто трансформироваться в пояс-кушак. В средневековье в Европе появился новый головной убор - чепец. Сначала его применяли для купания и сна, как дамы, так и мужчины.

Мужской чепец мог иметь длинный конец, ниспадающий набок. Позднее мужчины от этого так ого убора отказались, а дамы носили его до второй половины XIX века.

В XIV и XV веках в Европе господствовала французская мода.

Головные уборы были длиннющими и острыми, как конусы. У мужского пола они были исключительно украшены павлиньими перышками. Тогда же высокой известностью пользовались войлочные головные уборы, произведенные русскими мастерами.

Издревле на головах восточных славян всех сословий возвышались шапки, расширяющиеся кверху. У крепостных головные уборы имели высокую тулью, сужающуюся кверху, и были сваляны из войлока. Встречались и низенькие шапочки с круглым меховым околышем и бархатной или парчовой тульей - мурмолки. Франты и стрельцы в XVII веке надевали шапки с низеньким меховым околышем и высокой, острой мягкой бархатной тульей.

Сословие бояр предпочитало многослойные шапки. На дому на их головах возвышалась расшитая шапка -тафья (или скуфья). Уходя за порог, поверх нее надевали колпачек и горлатнуюшапку (ее шили из пушнины, приходящегося на горло зверя). По этой шапке можно было отличить боярина от всех остальных.

На Руси за мужем женщины и вовсе не могли ходить «простоволосыми». Все они носили кокошники, двурогие кики, однорогие сороки.

Французская революция упрощает головной убор , позволяет сделать его проще. Республиканцы помещают на свою голову красный фригийский колпак, декорированный трехцветными кокардами и ленточками, окрашенными в национальные цвета. Фригийский колпак появился еще в античность. В ту пору римским рабам находиться с покрытой головой запрещали, и потому те, кому удавалось освободиться, тут же водружали на головы небольшие колпаки, конфигурация которых была заимствована у фригийцев. Их так и называли - "шапками свободы". Так в веках перекликается мода на головные уборы, олицетворяющие стремление человека к свободомыслию. Шапки декорируются трехцветными значками и лентами, окрашенными в национальные цвета.

Чем ближе к настоящему времени, тем быстрее изменяются веяния моды в мире головных уборов .



В начале XVIII столетия поля головных уборов стали нагибать в нескольких местах. Со временем загнутые вверх поля формируют постоянный фасон, и шляпку начинают кроить немного иначе. Рождается треуголка - шляпа с полями, сдавленными в три угла. В эру рококо ее носит и женский пол, в XVII и XVIII веках треуголка становится частью форменной одежды. В финале XVIII столетия ее победила двухугольная шляпа. Она быстро сворачивалась и помещалась под мышкой мужчины, когда ему приходилось быть на приеме или балу.

В Англии все носят цилиндр - высокую шляпу с короткими полями. Для удобства рождается и раскладной цилиндр - шапокляк (шляпа Гибуса) на проволочном каркасе. Эту шляпу , что просто уплощалась до блинчика и пряталась под мышку, в 1835 году изобрел парижанин Гибус. До 1914 года шапокляк, как дополнение к фраку, стал принадлежностью бального туалета мужчин. Параллельно с цилиндром, еще с XVIII столетия, в моде была касторовая шляпа из дорогого сукна весьма искусной выработки, для ее производства применялся козий пух. Постепенно цилиндр и касторовая шляпа сближались, и после 1850 г. возникло нечто общее - котелок.

Котелок имеет узкие ровные поля и усиленнную сферическую тулью, он фактически во все времена черного цвета, исключительно изредка серого. В лондонском Сити, до середины XX века, котелок совместно с зонтом считался типичным для деловой одежды. В 1850-е годы стал популярен и капот - маленькая, высоко надетая дамская шляпа , но уже в финале XIX века ее носили только женщины в возрасте.

На рубеже XIX и XX столетий рождается канотье - соломенная шляпка с жесткой плоской круглой тульей и довольно ровными полями.

Современный головной убор .

Кроме маленьких, плотно облегающих голову шляп и вязаных шапочек , популярны шляпы с полями . В летний период обычно надевают соломенные шляпы , холодной осенью - фетровые, велюровые, из тканого материала. Зимние шапочки имеют непритязательные очертания: это шляпы типа чалмы, традиционно русские ушанки , кубанки и токи.

Иное дело - шляпы .

"Я испытываю интерес к шляпам . Сколько же их было у меня! Все они элегантны и забавны, эксцентричны и драматичны, каждая доставляет удовольствие. По-моему, даму в шляпе забыть нельзя", - говорила Софи Лорен.


Выбрать шляпу к лицу нелегко. Шляпка - это последний штрих, который или удачно завершит костюм, или, зачастую, его испортит. Головной убор должен украшать, подчеркивать индивидуальность. Филипп Трейси, три раза награжденный британской премией как самый лучший дизайнер аксессуаров, позволяет своим клиентам выбрать головной убор: "Дело не в том, чтобы полностью поменять вашу внешность, шляпы должны помочь вам быть привлекательнее". То есть незаурядному сильному характеру и шляпа требуется соответствующая - неординарная и необычная.

Современные шляпы нередко имеют шикарную декоративную отделку в виде веночков, букетов или муляжных фруктов, как и в середине шестидесятых годов. Букеты могут быть крайне необычной расцветки, например, из тканого материала в горошек, клетку или полоску, фрукты как естественной, так и вызывающе яркой раскраски. Скромные кокетливые шляпы могут декорироваться перышками и небольшими украшениями.

Колониальный народный стиль в одежде дополняет шляпка из соломки либо пальмовых черешков, джинсовый стиль - шляпа из кожи и жесткого фетра. Композиции из современных тканей (так называемых технотканей) смотрятся абсолютными со шляпками из прозрачного цветного винила несложного фасона.

Ну а закончить справедливо будет замечательной фразой, которую очень давно произнес Э.М. Ремарк, и, естественно же, был прав: "Шляпка, которая идет тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов".

Головной убор - это последний штрих в вашем имидже!

Слово «шляпа» с немецкого языка переводится как «головной убор, который сохраняет устойчивую форму». Она состоит из донышка, тульи и поля. Для изготовления шляп используют соломку, фетр, сукно, кожу, мех, ткани и др. Благодаря варьированию размеров тульи, поля и донышка, существует множество фасонов шляп. В настоящее время любая мужская шляпа может быть женской.

Древний мир

Шляпа, как и многие другие предметы одежды, появилась на свет с чисто практической целью. Так, на юге от палящих лучей солнца могла спасти только шляпа с огромными полями. Первой такой шляпой стал греческий петатос , который согласно легенде, изобрел хитрый бог Гермес. Он представлял собой головной убор с тульей и обязательно с полями. В таком было удобно путешествовать в непогоду, а если не было ветра и дождя, петатос отбрасывали на спину, так как он был подвешен на ремне или ленте. От него произошли все стетсоны, сомбреро, панамы и другие шляпы Старого и Нового Света.

Древние греки и римляне не носили головные уборы в повседневной жизни (о чем свидетельствуют многочисленные изображения), но все же те существовали в их культуре. В основном в Древней Греции шляпы использовались не как украшение, а во время работы. Люди покрывали головы широкополыми шляпами во время полевых работ для защиты от солнечных лучей. Ремесленники и моряки носили специальные войлочные колпаки, которые назывались пилосами . Нередко голову украшали венком, причем тот или иной набор растений в каждом изделии свидетельствовал об определенном роде деятельности его хозяина. Также не редко женщины покрывали голову просто куском ткани.

Средневековые шляпы

Свое новое назначение – декоративное – шляпа получила в период Средневековья. В это время выбор фасонов, цветов и украшений шляпок был по-настоящему велик. Головные уборы носили как мужчины, так и женщины. Выбор фасонов головных уборов стал по-настоящему велик, их стали декорировать: плюмажем (пучками перьев), мехом, лентами и драгоценностями.

Наиболее популярным головным убором в Европе считался капюшон с длинным хвостом под названием шаперон . Его носили люди всех сословий, причем, чем богаче слыл человек, тем длиннее был «хвост» шаперона.

Головные уборы также определяли вид деятельности обладателя. Врач, к примеру, носил берет, богослов или ученый – маленькую черную шапочку, а нотариус – бобровую шапку.

Замужние женщины были просто обязаны покрывать голову. Они прятали волосы под специальными повязками или шляпками. Незамужние девушки могли ходить и с распущенными непокрытыми волосами, вплетая в них цветы.

Во времена Наполеона в моду вошли мужские треуголки, которые вскоре стали элементом военной формы. Нередко шляпы украшались перьями, мехом и драгоценными камнями, расшивались золотыми нитками, свидетельствуя о состоятельности хозяина или хозяйки.

Классическим головным убором того времени был и генин – высокий конусообразный убор. Предполагают, что генины придумала и ввела в моду в 1395 году Изабелла Баварская. Лишь через сто лет он исчез из светской одежды, но не перестал существовать совсем – его стали носить масоны. Каркас для генина принцесс был высотой в 3 фута (около 1 м), придворные имели генин до 2 футов (около 60 см). Каркас изготавливали из твердой бумаги или накрахмаленного полотна и обтягивали шелком или другими дорогими тканями. С тыльной стороны по генину спускалась прозрачная вуаль. Она часто закрывала лицо. Все выбившиеся волосы выбривались, оставался только маленький треугольник посреди лба. Генины были такой высоты, что иногда приходилось дополнительно прорубать двери. Позднее генин приобрел форму полумесяца или двухугольную.

В 18 веке (называемом Галантным) место шляп с успехом заняли огромные напудренные парики. Чтобы их было удобнее носить, светские красавицы даже брились наголо.

ХIХ век

В 19 веке в шляпном искусстве наступила настоящая эпоха Возрождения. Шляпка стала чуть ли не главным предметом женского туалета. Вот такое определение дал ей В.Даль: «…женский выездной головной убор, которого вид и названия меняются ежедень». И действительно, в то время один модный фасон стремительно сменялся другим (иной раз до 30 моделей за сезон). Именно шляпа создала образ Прекрасной Дамы – нежной, воздушной, изящной, утонченной.

Фасоны были самые разнообразные: плотно прилегающий к голове чепец с множеством кружев и лент; крохотная женская шляпка «биби»; украшенный драгоценностями и пером тюрбан; соломенная шляпка с мантоньерками под игривым названием «гнездо шута»; популярный среди русских модниц малиновый берет, в котором, кстати, Татьяна Ларина блистала на балу…. Всего не перечислишь.

«Гнездо шута»

Поводом для создания новой шляпки могли стать политические события, забавные происшествия, новые театральные постановки или романы. Шляпка «Ромео» свидетельствовала о пристрастии к Шекспиру, а «Франциск» – о хорошем знании французской истории. Дамы в ложах могли украшать шляпы перьями любой величины, что не позволялось дамам, находящимся в партере. Одновременно это указывало на материальное положение дамы.

Шляпка стала неотъемлемой частью облика любой женщины и означала, что девушка или дама образованны и знают правила светского этикета. Именно тогда сложились правила, позволяющие женщине не снимать шляпу в помещении. Ведь некоторые шляпки, предназначенные для бала или обеда, изготавливались под наблюдением парикмахера и буквально вплетались в прическу.

Шляпки в начале XX века

Начало 20 века – рассвет модерна, и дорога в новый век была устлана цветами. Цветы были повсюду: на фасадах домов, на мебели, на платьях, в прическах и, разумеется, на шляпках. В моду вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на своих полях цветы и цветочки: пармские фиалки, камелии, розовые букетики. Шляпки напоминали клумбы, а порой и диковинные клетки с райскими птичками, чьи чучела использовались в декоре. Конечно, эта красота была тяжеловесна, но мода диктовала свои законы. Сторонницам более простой, практичной моды удавалось выйти из положения следующим образом – они украшали шляпки типа канотье россыпью незабудок или розовым бутоном, а также всем тем, что произрастает на лугах и полях близ городов.

Однако уже в 1909-1911 поля женских шляпок становятся значительно уже и странным образом загибаются вверх, от прежних цветочных клумб не осталось и следа, только вуаль держит свои позиции.

Влияние Первой мировой войны

Война 1914 года законсервировала моду, а подчас свела к нулю попытки обновления женского гардероба. Все упростилось, в том числе и шляпки, на них остались лишь скромные ленты и перышки.

Мировая война и революция способствовала определенным сдвигам в обществе, в том числе и в моде. Расширяются права женщин, что незамедлительно сказывается на их внешности. Теперь женщина выглядит деловой и моложавой, она не нуждается в помощи мужчины. Ее не надо оберегать и лелеять, это больше не тепличное растение или райский цветок. Свобода дорого стоит, в жертву ей приносится самое ценное – локоны и кудри.

Впервые в истории женщина отказывается от символа женственности – она стрижет волосы. Шляпка стала облегающей с маленькими полями или вовсе без них. Очень модной стала шляпка «клош », по форме напоминающая колокольчик.

До середины 30-х годов у любой уважающей себя барышни в гардеробе было несколько подобных шляпок, которые украшались скромно, но с удивительным вкусом. Лаконичность формы подчеркивали небольшие вуалетки, изящные украшения из бисера, цветные перышки, иногда небольшие искусственные цветы.

Волосы постепенно отрастают, для них нужно оставить место, начинается игра с полями. Маленькие поля ложатся в причудливые формы, постепенно переходя на одну – правую сторону.

Возвращение женственности и вязанные шапочки

С середины 30-х годов независимость и эмансипация теряют свою актуальность. Волосы отрасли, юбки удлинились, талия, наконец, заняла свое место – женственность и изящество снова в моде. Но есть место и сенсациям: в 1933 году один итальянец – о ужас! – натянул на прекрасную головку манекенщицы шерстяной носок! Реакцией на это стало появление огромного количества всевозможных вязаных шапочек и шляпок, с которыми мгновенно стали конкурировать вернувшиеся из истории шляпки канотье . Привычная форма канотье изменяется, остается только материал – солома, из которой руками настоящих мастеров выплетаются удивительные шедевры.

Шляпки вяжут и плетут из всего, из чего можно вязать и плести. Особой популярностью пользуются ажурные шляпки из конского волоса. Украшения опять выходят на первый план, но сейчас это вуали, шнурки и помпоны. Постепенно шляпки становятся узкими и прямыми, в моду входят тирольские шляпы, появляются шляпки-таблетки – совсем крошечные, так что их необходимо закреплять дюжиной булавок или, что намного практичнее, сажать на резинку. Модницы, а особенно барышни спортивного стиля, не гнушаются шляп с забавными названиями – одну из них, совсем плоскую, называют «десертной тарелкой».

Носят всё: фантастические береты, «горшки», «таблетки», жокейские шапочки. Туалеты сменяются со стремительной быстротой, и к каждому – свой головной убор. Деловые, выходные, спортивные шляпки, шляпки для коктейля, для скачек, для визитов к престарелым родственникам, для похода по магазинам в выходной день. Шляпки для крохотных модниц, для серьезных барышень, для солидных дам.

Примером специального головного убора может служить гимназическая шляпка , которая, являя собой пример строгости, давала понять о серьезных намерениях ее обладательницы. Невозможно обучаться науке во фривольном беретике с гусиным пером. Появиться на людях без головного убора – это верх неприличия.

Шляпки периода Второй мировой войны и в послевоенное время

В военные годы вновь наступает «спокойный» период. В это время для шляп характерны два варианта: маленькие, сдвинутые на лоб шляпки, которые носили и в сильные холода, повязав сверху платок или теплый шарф, или глубокие шляпы с нависающими широкими полями; их, как правило, делали из мягкого фетра, иногда этот фетр имел довольно длинный ворс, его тогда называли «лохматый». Самым распространенным головным убором в это время стал платок. Война есть война.

Появившийся в конце 40-х “нью лук” принес шляпки больших размеров.

В 50-е годы правил, пожалуй, один из самых женственных образов моды 20 века. Женщины, уставшие от мужественных и сухих нарядов военных лет, стремились быть хрупкими и женственными. Очень популярны были миниатюрные шляпки, крошечные сумочки и перчатки. Их носят всюду и во все сезоны.

Модные шляпки конца XX века

В 60-х годах идет так называемая “переработка” стиля 30-х. В моде небольшие шляпки с косыми полями, которые украшались, как правило, мягкими бантами из той же материи, что и шляпка. Вуаль, давно потерявшая свое прямое назначение, теперь служит исключительно декоративным целям. Обычно, благодаря своей мягкости, это был бархат, такие шляпки модницы могли украшать массивными булавками с полудрагоценными камнями, брошками разнообразных форм. От этого времени в памяти остались очаровательные шляпки-таблетки, так любимые Жаклин Кеннеди и удивительные шляпки Одри Хепберн.

Главные головные уборы женщин в 70-х – маленький прелестный беретик, шляпа с широкими полями и платок.

В 80-е шляпки носили редко: трудно было на такой начес надеть шляпку. 90-е можно назвать расцветом спортивных бейсболок. Казалось, что время шляп миновало. Однако пришел 21 век, и интерес к шляпке вернулся.

Когда появились головные уборы? История головных уборов

Обыкновенная шляпа может многое рассказать. Еще древние люди понимали, что голову нужно беречь от холода, дождя и солнца. Поэтому придумывали самые разные приспособления, которые на эту голову надевали. Например, японские самураи носили шляпы с забралами, на которых были нарисованы лица. В Египте все должны были носить специальные платки, два конца которых свисали по бокам. А древние римляне предпочитали венки, причем самые разные. Новорожденный младенец получал венок из петрушки, победители спортивных состязаний - из лавра, военные герои - из ветвей дуба.

В странах Азии популярна была чалма - длинная полоса ткани, намотанная на голову поверх тюбетейки. Ее владелец мог использовать это полотно как пояс или даже как скатерть.

Несколько столетий шляпа без слов рассказывала о том, на чьей голове она была надета. Франкский король Карл Великий (742–814), например, издал правила: как шляпу носить, перед кем снимать с помахиванием у пола, перед кем - с глубоким поклоном. Тогда достойные люди носили на шляпе перья фазана, а те, кто провинился - ощипанные тушки лесных птичек.

Вспомни, как раскланивались мушкетеры при дворе французского короля Людовика XIII. При этом они часто «подметали» шляпами пол.

А богатые дамы в средние века носили генины - высокие конусообразные колпаки.

Чем знатнее была дама, тем выше ее генин. Некоторые с трудом проходили через дверь, так как высота генина достигала одного метра.

В 18 веке были придуманы цилиндры и котелки - круглые высокие шляпы. В Англии котелок считался шляпой серьезных деловых людей. А в России круглые шляпы запрещал царь Павел I. Тех, кто не подчинялся, было велено бить по голове.

Знаменитую ковбойскую шляпу придумал Джон Стетсон в 1865 году. Он показывал своим друзьям, что можно сделать из шкуры добытых на охоте животных. Он вымачивал мех в горячей воде и расплющивал. В результате получался замечательный материал - войлок, из которого Стетсон изготовил широкополую шляпу. Вскоре обнаружилось, что для ковбоев она просто незаменима. Ею не только закрывали голову от ветра, зноя и ливня, но даже использовали как ведро, из которого поили лошадь. Подобные шляпы носят на западном побережье Америки до сих пор.

Женщины всегда любили шляпки. Раньше было принято, что у каждого платья должна быть своя шляпка. Сейчас нет таких строгих правил, но все же любую девочку и женщину подобранная со вкусом шляпа всегда украсит.

Берет и котелок, канотье и панама - все эти разные шляпы женщины с легкостью переняли у мужчин. А потом они пошли дальше и стали создавать собственные шляпки, призванные...

Берет и котелок, канотье и панама - все эти разные шляпы женщины с легкостью переняли у мужчин. А потом они пошли дальше и стали создавать собственные шляпки, призванные кокетливо украсить женские головки. Как появились первые женские шляпы и чем женщины покрывали голову на протяжении истории.

Божественная шляпа: начало

Мы не знаем, когда появилась самая первая шляпа, но есть предположение, что у шляпы поистине божественное начало. В Древней Греции считалось, что заботливый бог Гермес, дабы уберечь работников от солнечных лучей, подарил им шляпу. Она состояла из тульи и широких полей, а все последующие головные уборы, которые когда-либо появлялись, были с ней схожи.

Одна из мексиканских легенд гласит, что богиня Сикомеайя в один момент сошла на землю с множеством шляп в руках. Один из видов шляп предназначался для тех, ктоработает под солнцем, другой Шляп этих было три вида: одни для людей, работающих под солнцем, вторые для кокеток, а третьи для, кто был бунтарем, непокорным, и только гневил небеса.

Так или иначе, но шляпы с давних времен присутствовали в жизни людей и приносили утилитарную пользу: спасали от солнечных ударов тех, кто трудился в поле.

Средние века: на большой высоте

Безусловно, женские шляпы долгое время напоминали мужские своими очертаниями, но с наступлением XIV века положение стало другим. Есть версия, что французская королева Изабелла Баваская в 1395 году придумала геннин - первую исключительно женскую шляпу Средневековья. Основа шляпы в форме конуса была из бумаги и очень тщательно накрахмаленной ткани, а уже потом ее оборачивали дорогим материалом и дополняли вуалью для украшения.

Первоначальный вид шляпы «геннин»

Все знали, что если на даме высокая шляпа-геннин, то ее происхождение благородно и она из знатного рода. Известно, что некоторые шляпы достигали высоты около метра. Такие головные уборы носили преимущественно принцессы. Из-за такой высоты приходилось искусственно увеличивать проемы в дверях, чтоб принцессу могли свободно передвигаться по замку.

Некоторые шляпы достигали в высоту около метра
Со временем геннин изменил свою форму и эта шляпа приобрела 2 конца, и стала напоминать рожки на голове. Постепенно форма геннина трансформировалась и появилась шляпа с двумя концами, которая чем-то напоминала рожки на голове.

Новая форма геннина

Шляпа как защита от солнца и не только

В XV веке в Германии и Франции стали модными соломенные шляпы. Изредка их сочетали и вуалью и дополняли разного рода украшениями. Век спустя стали популярны шляпы из фетра с широкими полями, которые женщины позаимствовали из мужского гардероба, и украсили их мехом, драгоценностями, лентами.

А касаемо широких полей существует интересная версия: в тот время города Европы страдали от антисанитарии, поскольку горожане выливали отходы из своих окон на улицу, и прохожие могла пострадать от этого. Широкие поля шляпы могли защитить ее обладателя от опасности быть облитым из помойного ведра - в те времена в европейских городах царила антисанитария, и любой прохожий мог оказаться жертвой этого, ведь помои горожане выливали из окон прямо на улицу.

А огромные поля могли спасти физиономию незадачливого гуляки от риска быть облитым из помойного ведра.

Появление чепца

Как раз в этот период европейские женщины вводят в свой гардероб тюрбаны разных расцветок, украшенные перьями и камнями. И тогда же появляются чепцы, которые впоследствии станут основой для самых разных шляп. Но сначала их использовали как защиту волос во время сна и купания. Потом появятся береты, токи и мать цилиндра - высокая цилиндрическая шляпа.

Клумбы на голове

В XVII-XVIII вв.еках обильно украшенные шляпы все еще были в моде. В Милане появляется профессия модистки, и затем еще несколько веков женщины этой профессии будут сопровождать других дам. Начало XVIII века: благодаря королю Людовику XIII в моду входит кружевной чепец, затем благодаря этому же правителю этот головной убор исчезает, а на смену ему приходят простые прически с украшениями.

Женский чепец

А во второй половине XVIII века шляпы стали особенно искусными и обильно украшенными: на их полях красовались целые «клумбы» цветов и драгоценных камней. Часто там присутствовали бабочек, которые не двигались при помощи специального механизма. Вскоре было решено отказаться от таких громоздких конструкций.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png