Первые обособленные подразделения воздушного флота в основном использовались для получения разведывательных данных. Стремительное развитие авиационной отрасли привело к разработке тяжелых бомбардировщиков, которые при необходимости могли обеспечить и прикрытие с воздуха, и самостоятельную атаку противника.
В наши дни Военно-воздушные силы России - это своеобразный воздушный «щит» государства, главными задачами которого являются:
- осуществление разведывательной деятельности в интересах страны;
- обеспечение защиты от воздушного нападения (предупреждение и отражение нападения);
- оказание огневой воздушной поддержки сухопутным и морским войскам;
- перевозка и десантирование войск и необходимого оборудования по воздуху;
- нанесение атакующих ударов с воздуха по потенциально опасным объектам противника.
У пилотов воздушного флота и работников авиационной инфраструктуры есть свой профессиональный праздник.
Когда отмечают
День Военно-воздушных сил России отмечается ежегодно 12 августа. Событие установлено Указом Президента РФ № 949 от 29 августа 1997 г. (в редакции № 549 от 31 мая 2006 года). Ему придан статус памятного дня. Торжественные мероприятия, посвященные празднику, проводятся в .
Кто празднует
В чествовании заслуженных героев страны в 2019 году принимают участие военные и гражданские летчики, авиадиспетчеры, конструкторы, инженеры-механики, а также все сотрудники авиационной индустрии.
История праздника
Дата Дня Военно-воздушных сил России имеет символическое значение. Большинство источников ссылается на указ Николая II от 12 августа 1912 г., который является исторической точкой отсчета основания воздушного флота. Однако в реальности существует только один исторический документ с подобным содержанием - приказ № 397 от 30 июля этого же года (12 августа по новому стилю), завизированный генералом от кавалерии и Военным министром В. А. Сухомлиновым. Согласно данному приказу, была создана специальная воздухоплавательная часть Главного управления Генерального штаба под управлением генерал-майора М. И. Шишкевича.
О профессии
Специалисты гражданской и военной авиации - это не только летчики и пилоты. Каждый день огромное количество людей приходит на службу и разрабатывает, создает, ремонтирует, отправляет транспортные средства в воздух и выполняет свою важную работу. От их профессионализма напрямую и косвенно зависит не только безопасность и исправность летающих аппаратов, но и человеческая жизнь. Ведь они также осуществляют доставку медицинских препаратов в труднопроходимые районы, зоны бедствия, проводят спасательные и другие операции.
В самых первых военных самолетах не было приборов, позволяющих определять местонахождение противника, и летчикам приходилось постоянно вертеть головой по сторонам. Чтобы воротничок формы не натирал шею, в обмундирование были введены шелковые шарфы. Некоторые летчики и сейчас их используют, в знак уважения традиций.
Праздник, о котором мы хотим вам рассказать, - это своего рода некоторая путаница в датах. Какого числа День аэрофлота отмечается? Связан ли он как-то с гражданской авиацией? Чем отличается от Дня Воздушного флота РФ, или это одно и то же? Давайте во всем этом разберемся.
Когда отмечается праздник?
День аэрофлота даты празднования, определенного числа не имеет. По традиции он отмечается во второе февральское воскресенье. В 2017 году, к примеру, это было а в 2018 году будет 11-го.
Праздник имеет и второе название - День гражданской авиации. Хоть он и не является красной отметкой в календаре, его значимость переоценить сложно, ведь современный мир, современное государство трудно представить без гражданских самолетов.
Чей это день?
Кого же поздравляют в День аэрофлота? Весь коллектив людей, которые обеспечивают как возможность, так безопасность, комфорт воздушных перелетов:
- Летный состав.
- Авиаконструкторские, испытательные бюро.
- Команду стюардесс.
- Диспетчерские отделения.
- Технические бригады.
- Обслуживающий персонал и т. д.
Кроме того, что в этот день раздаются теплые поздравления в адрес тех, кто связал свою жизнь с авиацией, происходит традиционно и следующее:
- Награждение лучших работников.
- Чествование тех, кто в который раз подтвердил свой профессионализм в самых экстренных ситуациях.
- Посвящение новичков.
- Поднесение ветеранам авиационной сферы.
История праздника
То, что не для всех однозначно, когда День аэрофлота чествуется, связано с советской историей праздника:
- С 1923 по 1979 год празднование этой знаменательной даты традиционно приходилось на 9 февраля. Именно в этот день в 1923 году был создан Совет по гражданской авиации.
- В 1979 году было решено отмечать День аэрофлота во второе воскресенье февраля.
- В 1988 году вышел новый указ: праздник аэрофлота был совмещен с другой знаковой датой - Днем советского воздушного флота. Поэтому чествование сдвинулось на 19 августа. Но снова ненадолго.
- В конце 90-х, уже в пору современной Российской Федерации, было принято решение отмечать День российского аэрофлота исторически - во второе февральское воскресенье. Так продолжается вот уж более десятка лет, вплоть до настоящего времени.
История отечественного аэрофлота
Говоря о Дне аэрофлота, не лишним будет сделать краткий ознакомительный экскурс в историю российской гражданской авиации, которой вот уже больше 100 лет.
Первые российские авиаконструкторы начали свою деятельность еще в самом начале XX века. Это такие выдающиеся люди, как Я. Гаккель, И. Стеглау, С. Сикорский. Разработкой и созданием первых русских самолетов мы обязаны именно им.
1918 год - создание Коллегии воздушного флота. В то тяжкое время она не отступала от своей главной задачи: создания твердой теоретической основы отечественного авиастроения, начала производства собственных самолетов. В этот же год был основан Московский центральный аэродинамический институт, которому потребовалось всего несколько лет для того, чтобы стать флагманом советского авиамашиностроения. Параллельно с этим по всей стране начинают появляться конструкторские бюро, вузы, подготавливающие будущих высококлассных авиаинженеров.
23 февраля 1932 года был официально основан советский аэрофлот - было учреждено Главное управление Воздушного флота страны. Всего двадцатилетие потребовалось ему, чтобы войти в список 20 самых крупных мировых авиаперевозчиков.
Лидирующие позиции, перевозя порядка 9 млн пассажиров (7 млн - непосредственно сам "Аэрофлот", 2 млн - его дочерние компании, что составляет около четверти всех авиаперевозок на территории России) ежегодно, одноименная авиакомпания занимает и по сегодняшний день. А контролирует на настоящее время она около половины всех авиаперевозок по стране.
О Дне Воздушного флота России
Напоследок расскажем вам об еще одном знаменательном празднике, с которым нередко путают День аэрофлота. Это третье воскресенье августа, Традиционно его чествование ведется с 1992 года - по постановлению Президиума Верховного российского Совета. Однако, в отличие от Дня гражданской авиации, вектор праздника военизированный - проходят показательные авиавыступления, незабываемые шоу с участием истребителей, воздушный парад техники и т. д.
Считается, что основанием праздника воздушного флота мы обязаны двум абсолютно несхожим правителям - Николаю Второму и Иосифу Сталину:
- 12 августа 1912 года последний российский император повелел создать при Главуправлении Генерального штаба первую в империи часть, которая занималась развитием военно-воздушных сил.
- Сталин же, в свою очередь, приказал сделать 18 августа праздником, посвященным советскому воздушному флоту, уже в 1933 году.
Вот и все, что мы хотели вам рассказать о двух самых главных авиапраздниках России. Путаница в них возникла из-за переноса Дня гражданской авиации, аэрофлота, в силу чего многие до сих пор считают, что этот праздник - то же самое, что и День российских воздушных сил. Однако последний посвящен военному авиафлоту.
День ВВС отмечается в России 12 августа, но причина, по которой празднование приходится именно на эту дату, известна не многим.
История возникновения военной авиации
Несмотря на то, что русские воздухоплаватели еще в 1904-1905 гг. принимали участие в военных действиях во время войны с Японией, возникновение военной авиации связывают с созданием 12 августа 1912 года Воздухоплавательной части Генерального штаба по указу Николая II. После этого много внимания уделялось именно развитию и техническому оснащению военного воздухоплавания. В 1913 году произошло полное отделение авиации от воздухоплавания - таким образом, была проведена первая реорганизация военного воздушного флота (ВВФ) в России.
С чего все начиналось?
Поначалу летательные аппараты использовались только в разведывательных и поисковых целях, но потом начали участвовать в воздушных боях - началась Первая мировая война. Самолетный парк России насчитывал к тому времени уже 263 аппарата. Начала оформляться бомбардировочная авиация, а к лету 1916 года - и истребительная - как отдельные виды военной авиации. Появление связывают с созданием конструктором Сикорским многомоторных самолетов: «Илья Муромец» и «Русский витязь». Эта серия била рекорды по высоте и длительности полета, а также грузоподъемности. Если в начале войны силами ВВФ осуществлялась скорее вспомогательная функция в разведке и связи, то к концу военных действий воздушный флот оформился уже как самостоятельный род войск.
В 1918 году на основе расформированного Императорского ВВФ были созданы ВВС СССР. Назывались они тогда Рабоче-крестьянским Красным воздушным флотом. Военные летчики того времени вписали много героических страниц в историю. Так, в 30-е годы именно военные летчики первыми получили звание Героев Советского Союза за спасение челюскинцев. В это время происходит и наибольшее развитие производства военной авиатехники. Но в первые же часы Великой Отечественной войны было уничтожено 1200 самолетов. Восстанавливать воздушный флот пришлось в военных условиях.
После войны в самолетостроении произошел качественный рывок: переход от поршневых авиационных двигателей к реактивным, испытания которых впервые состоялись в 1946 году. ВВС советского времени определенно переживали свой расцвет, не имея равных в мире по количеству боевой техники.
После распада были поделены между Россией и остальными 14 республиками. В итоге России досталось около 65% личного состава и 40% техники состава ВВС. С этого момента на протяжении 10 лет ВВС РФ продолжали деградировать: стремительно снижалась численность и техники, и личного состава. Тотальный процесс модернизации и капитального ремонта техники начался лишь в 2009 году. Тогда же возобновилось финансирование и продолжились разработки в области самолетостроения.
Дата празднования Дня ВВС
По ходу истории такого праздника, как День ВВС, дата его переносилась неоднократно. Во времена Императорского ВВФ, согласно указу Николая II, праздник у летчиков был 2 августа, в день святого Ильи. Понятно, что после Октябрьской революции такая дата не могла остаться прежней. В 20-е годы день авиации начали отмечать в июле, причем обычно 14 июля - в день В 1933 году празднование было перенесено на 18 августа. Это было удобно: в августе заканчивались учения и обучение в летных лагерях.
Так продолжалось вплоть до 1972 года, когда дату празднования, чтобы она не приходилась на будний день, перенесли на третье воскресенье августа, и таким образом она стала плавающей. Любопытно, что летчики вообще долгое время не имели своего профессионального праздника, Был единый праздничный день для гражданской и военной авиации - День Воздушного флота. А собственный День ВВС РФ - 12 августа - был утвержден официально приказом Президента в 1997 году. В этот же приказ в 2006 году были внесены поправки, содержание которых сводится к тому, что, хотя День ВВС остается привязан к той же дате, сам праздник и связанные с ним мероприятия допускается организовывать по-прежнему в то есть опять в третье воскресенье августа.
Праздничные мероприятия в День ВВС
Первый раз в СССР празднование Дня Воздушного флота состоялось в Москве 18 августа 1933 года. Средоточием праздничных мероприятий тогда стал Центральный аэродром им. Фрунзе. Был проведен масштабный авиапарад с целью показа новинок авиационной техники и демонстрации мастерства пилотов.
Несколько позже, а именно начиная с 1935 года, воздушные парады в День Воздушного флота традиционно начали проходить на аэродроме в Тушино. Но не обязательно днем проведения этих мероприятий было именно 18 августа. При плохих метеоусловиях праздник переносили или отменяли.
День ВФ с 1947 года и до середины 60-х продолжали организовывать в Тушино, но обычно в июле: в один из выходных дней там проводился воздушный парад. В дальнейшем авиапарады и смотр новых образцов авиатехники перенесли в Домодедово.
Сейчас День ВВС широко отмечается во многих российских городах. При этом организуются выставки военной техники и авиашоу.
Значение праздника ВВС для России
Когда-то к тому же военного, была необыкновенно романтичной и престижной, и конкуренцию ей могла составить разве что Было это в советское время, но после прекращения существования СССР, когда произошло значительное ослабление ВВС, интерес молодежи к этой профессии тоже значительно ослабел. Быть военным стало невыгодно. Поскольку, начиная с 2000-х годов, происходит возрождение и модернизация отрасли, праздник День ВВС был необходим для повышения престижа авиации как важной составляющей обороноспособности страны.
Ежегодно принято отмечать День военно-воздушных сил России. Праздник был создан, чтобы почтить память погибших в боях героев авиации в честь их доблести, мужества и отваги. В этот день население страны вспоминает и чтит память о почетных подвигах во времена воинской службы.
История
Начало формирования военно-воздушных сил началось в 1910 году. В этот период Российская Империя не имела собственных самолетов и покупала их у Франции. В связи с этим были открыты две школы авиации, а позже и школа офицерского состава.
Первая авиационная часть была образована в 1912 году и находилась в составе воздухоплавания. Об этом 12 августа был издан указ. Уже в следующем году часть была распущена, но через 6 лет работа воздушного флота была возобновлена.
Установление Дня ВВС на уровне государственного праздника приходится на 1933 год. Связано это с исключительными успехами авиационной промышленности СССР. Интересным фактом остается то, что первоначально самолеты планировалось использовать только для разведки. Сегодня на военную авиацию возложены задачи по разведке, доставке грузов, штурму, истреблению и бомбардировке.
С 1980 года периодически менялась дата проведения. В итоге День ВВС получил свой официальный статус праздника в 2006 году по указу главы государства, что определило важность отрасли.
Традиции
День военно-воздушных сил с особым размахом празднуют в местах дислокации баз ВВС. По территории части проводят экскурсии, демонстрируют боевые машины, знакомят с устройством техники и даже разрешают побывать за штурвалом.
В некоторых городах в честь праздника проводят летные шоу, во время которых можно посмотреть на зрелищные трюки и оценить профессионализм ассов. Тут же показывают свое мастерство парашютисты и планеристы.
В этот день транслируют художественные и документальные фильмы про военную авиацию как современные, так и времен Советского Союза.
К могилам погибших в бою летчиков возлагают цветы и чтут память об их геройских подвигах.
Сегодня Россия имеет в своем распоряжении мощную военную авиацию, которая готова предотвратить нападение любого противника. Мобильность военно-воздушных сил способна обеспечить значительное преимущество в местах возможной агрессии врага.
Большинство наших современников хоть раз поднимался в воздух на борту какого-либо авиалайнера. А значит – вверял свою жизнь в надёжные руки служащих гражданского воздушного флота и работников авиационного сектора, которые не в меньшей степени обеспечивают безопасность воздушных перевозок, чем лётный персонал. И 21 августа у всех нас есть возможность поблагодарить этих людей, отметив с ними их профессиональный праздник. Да, и не нужно путать День воздушного флота с Днём военно-воздушных сил – это разные праздники.
История
Первой в нашей стране появилась военная авиация, гражданский воздушный флот родился вторым. Регулярные воздушные сообщения начались в СССР в 1922 году, когда была запущена постоянно действующая линия Москва-Кенигсберг. По мере развития гражданский воздушный флот страны «становился на крыло» и, чтобы отметить это явление, в 1933 году, благодаря И.В.Сталину родился этот важный праздник - на тот момент он назывался «День советского воздушного флота». Понятно, что после распада Союза в название были внесены изменение и праздник получил своё нынешнее наименование.
Сегодня более 4000 самолётов и 2000 вертолетов, принадлежащих различным российским авиакомпаниям, перевозят до 30% пассажиров и грузов на междугородных и международных авиалиниях «от южных морей до полярного края».
Традиции
С каждым годом празднование этой важной даты приобретает в нашей стране всё более широкий размах. На всех гражданских аэродромах проводятся масштабные авиа-шоу, как с участием профессиональных пилотажных групп, так и с участием лётчиков-любителей.
Во многих российских городах проводятся массовые общественные гуляния, в программы телепередач включаются:
- сюжеты из жизни гражданской авиации;
- рассказы выдающихся пилотов о своей трудовой биографии;
- репортажи с выступлений пилотов;
- художественные фильмы соответствующей тематики.
Гуляют в этот день не только гражданские пилоты, но и военные, а также все, кто хоть в какой-то мере связан с авиацией в целом. И, что вполне естественно, большинство людей встречаются не только на улицах, но и за праздничным столом. Многие авиапредприятия собирают сотрудников на кооперативные мероприятия. Отличившимся специалистам вручают награды и ценные подарки.