Многие родители удивляются, что их маленькие дети дерутся, щипаются и кусаются. Однако не все понимают, что причиной такой агрессии у детей чаще всего являются они сами. Именно у ближайшего окружения малыш и перенимает манеру поведения. «Но у нас в семье никто не бьет друг друга!», возможно, скажете вы. Да, может, это так, но дети, видя определенный стиль общения, воспроизводят его именно в том виде, в котором умеют. Что не так в родительском общении? Как реагировать, почему ребенок в год дерется, что делать? Почему он кусается? Как перевоспитать кроху?

Ребенок в год дерется – неумелое проявление чувств

С детской агрессией рано или поздно сталкиваются все родители. Малыши могут проявлять ее по-разному – шлепать маму или папу по ногам, по лицу, щипаться и кусаться, кричать и топать ногами. Чаще всего такое поведение начинает беспокоить родителей в гораздо более позднем возрасте, когда чадо достигает трех лет. Однако первые задатки или «звоночки» агрессии обычно зарождаются еще в годовалом возрасте или даже раньше, когда мамы играют с малышами, покусывая их за ножки или ручки, а те в ответ безобидно шлепают их по лицу. Игнорирование подобных проявлений чувств может в дальнейшем привести к неприятностям. Если вашему чаду год, а он больно кусает вас и бьет, как стоит реагировать? Нужно ли оставлять подобное без внимания, ссылаясь на ранний возраст? Я Вас спрашиваю не зря. Свои мысли вы можете выразить ниже в форме комментариев на этой странице «Популярно о здоровье». Но продолжим…

Одной из причин такого поведения годовалого ребенка является то, что во время игр мама не давала ему понять, что бить других нельзя. Покусывая ручки сына или дочки, легонько шлепая его, вы показали малышу, что это нормальное поведение, скорее, даже некое проявление нежности и любви. Вы умилялись и улыбались, значит, такая игра вам была приятна. У крохи это закрепилось в сознании и теперь он применяет этот прием, когда хочет выразить свои нежные чувства к вам.

Ребенок дерется – это проявление агрессии

Когда в семье преобладает авторитарный стиль общения, дети неосознанно его перенимают. Здесь не идет речь о супружеских парах, которые дерутся между собой. Если такое происходит дома, на глазах у отпрысков, то причина их агрессии очевидна. Речь идет о том, в какой манере мама и папа общаются. Проскальзывают ли в их словах угрозы, манипулирование, шантаж. Если это так, чадо просто повторяет за старшими, только в год он никак больше не сумеет воспроизвести подобное, кроме как стукнуть маму или папу или укусить.

Агрессия родителей нередко проявляется в скрытой форме и к самому малышу. Когда мама и папа наказывают его за шалости физически – шлепают его, ругают, называют плохими словами, лишают своего внимания. Манипулирование детскими чувствами тоже нередко встречается в семьях, например, как вам такая фраза: «Если ты не будешь слушаться, я не буду тебя любить». Услышав такое, годовалые детишки делают верный выбор – лучше послушаться родителей, чем остаться без их любви, но как вам удалось добиться послушания? Конечно, с помощью манипуляции и шантажа. Именно этот способ в будущем выберут ваши дети для общения с окружающими, и с родителями в том числе. А пока малыш не умеет разговаривать, он добивается своего так, как умеет – пытается бить, кусать и щипать маму и папу.

Что делать если ребенок в год кусается и дерется, а еще и щипается ?

Прежде всего, следует изменить стиль общения в семье. Никто не должен подвергаться насилию, в том числе словесному. Нельзя допускать язвительные замечания, оскорбления, унижения, использовать угрозы и манипуляции, чтобы добиться своего. В противном случае вы пожнете то, что сами посеяли – кроха будет драться, кусаться, а когда вырастет, то станет разговаривать на вашем же языке.

Объясняйте малышу, что когда он стукает вас по лицу или кусает, вам неприятно и больно. Не стоит давать ему сдачу, показывая на примере, что это действительно может быть больно. Старайтесь предотвратить удар и говорите строго, чтобы прекратил драться, глядя ему в глаза.

Если на детской площадке или в гостях, следите за ним постоянно. Достаточно предупредить, что наказанием за драку будет возвращение домой. Обязательно сдержите свое слово, тогда вероятность повторения неприятной ситуации снизится. В следующий раз годовалый кроха уже подумает, прежде чем кусать и бить своих сверстников.

Не запрещайте малышу проявлять негативные эмоции

Негативные эмоции – злость, обида, гнев – не чужды и маленьким детям. Если кроха злится, а на то может быть масса причин, ведь маленькие девочки и мальчики воспринимают все гораздо ярче и эмоциональнее, чем взрослые, дайте ему освободиться от переполняющих его чувств. Запрещать крохе кричать, топать ногами и плакать, кода он злится, не стоит. Каким еще способом годовалый малыш может выплеснуть негативные эмоции? Вы ведь и сами часто проявляете гнев и злость, не так ли? Объясните крохе, что злиться может каждый, но драться при этом нельзя. Попытайтесь успокоить кроху, будьте нежными, но не препятствуйте выходу эмоций. Пока ребенок маленький, он не умеет контролировать свои чувства и не может сдерживаться.

Итак, если ребенок в год дерется и кусается, пересмотрите свой стиль общения в семье, устраните оскорбительную речь, не пользуйтесь давлением на других, не манипулируйте и не угрожайте. Перестаньте применять к чаду физические наказания и кричать на него, если он балуется. Объясните, что бить других недопустимо, это неприятно и больно. Будьте терпеливы, но строги и показывайте детям хороший пример для подражания.


Многие родители неоднократно были свидетелями ситуаций, когда их малыш ударял человека, находящегося рядом с ним. Такими людьми могут быть сверстники, дети более старшего возраста и даже взрослые.

Важно своевременно и правильно отреагировать на агрессию ребенка. Необходимо побуждать его к позитивному поведению. Тогда в старшем возрасте у ребенка будет меньше проблем.     

Возрастные причины детской драки:

Дети до 1 года дерутся из-за многочисленных запретов, связанных с началом ходьбы.
Дети 2- 3 лет дерутся из-за бедного словарного запаса, несформированных навыков самоконтроля и общения.
Дети 4-7 лет проявляют вербальный (словесный) вид агрессии. Применение физической силы менее выражено.

Другими причинами детских драк являются следующие:

Недостаток навыков общения у малыша.
Потребность в помощи взрослых.
Стремление ребенка к самостоятельности. Родители продолжают все делать за него.
Конфликты в семье.
Индивидуальные особенности малыша.
Запреты.
Неумение формулировать свои мысли.
Желание привлечь к себе внимание.
Наличие заболеваний.
Чувство ревности к брату или сестре, новому мужу мамы.
Раздражительность мамы.
Частые наказания родителями.
Чрезмерная опека родителей.
Нежелание ходить в детский сад.

Индивидуальные причины детской агрессии:

Темперамент ребенка влияет на способы проявления агрессии:

Малыши-меланхолики и флегматики дерутся редко.

Дети-холерики не умеют сдерживать своих эмоций. Они достаточно импульсивные, у них долго формируются навыки самоконтроля. Дерутся они намного чаще остальных.

Семейные причины детской агрессии:

1. В возрасте 2- 3 лет малыши проверяют свои границы и могут драться даже с родителями.

2. Насмешки родителей над малышом в то время, когда он дерется, а также отсутствие твердого запрета. Тогда у ребенка закрепляется такой тип поведения.

3. Чрезмерно строгое семейное воспитание, физические наказания малыша, агрессия со стороны родителей.

4. Поддержка родителями агрессивного поведения малыша.

5. Постоянные просмотры ребенком телепередач, мультфильмов, кинофильмов, в которых герои дерутся.

Привлечение внимания окружающих:

Детям важно привлекать внимание окружающих: они отбирают игрушки, ломают постройки, дерутся. В результате за таким малышом начинают бегать дети, взрослые их ругают. Ребенок оказывается в центре внимания.

Чаще дети бьют слабых. Наиболее часто дерутся дети, у которых в семье постоянно применяют физические наказания. Малышу систематически демонстрируют превосходство силы. Родители бьют, когда сердятся, значит и ему разрешено в подобном настроении ударить других. Мишень - это более слабые дети. Ребенок будет драться, пока взрослые не овладеют навыками самоконтроля и правильного общения с малышом.

Большинство начинает драться в 2-3 года. На этом этапе необходимо победить агрессию. Если дерутся дети в более старшем возрасте, тогда необходимо искать другие причины данной проблемы.

Как помочь ребенку избавиться привычки драться:

Помочь ребенку избавиться от отрицательных эмоций, перенаправить силы в правильное русло помогут физические занятия:

Боксом;
карате;
физическим трудом;
всеми видами восточных единоборств.

Очень важна для малыша первая реакция родителей на его драки. Если взрослые, не разобравшись, защищают ребенка, у него обязательно закрепится такое поведение.
Если родители, не выяснив причину драки, при всех будут ругать его, он в дальнейшем будет драться тайком. Если малыш не приносит вред другим, не бьет палками, тогда лучший вариант - не вмешиваться, а дать ему возможность довести дело до конца.

Главное, дать возможность ребенку самостоятельно разобраться в негативных последствиях драки.
Возвратившись домой, нужно спокойным тоном обсудить ситуацию и проговорить возможные варианты поведения ребенка в условиях конфликта.

Если ребенок дерется в семье:

Все члены семьи должны договориться про единую стратегию поведения с агрессивным малышом.

Спокойно реагируйте на агрессивное поведение ребенка. Позиция взрослых должна быть неизменной.

Если ребенок бил родителей, очень важно обидеться, выйти из помещения. Другие родственники должны жалеть обиженного взрослого.

Некоторое время игнорируйте малыша, давая ему понять, что его поступок неправильный и плохой.
Если малыш дерется в домашних условиях, решить проблему проще, чем понять, почему он ведет себя агрессивно в детском учреждении. Для всех родителей их ребенок лучший. Важно понимать, что дома он может вести себя не так, как в детском саду.

Если ребенок дерется в детском саду:

Родители должны относиться спокойно к жалобам на ребенка, если он подрался.

Родители обязательно должны разобраться, что на самом деле произошло.

Попросите воспитателя подробно рассказать о случившейся драке.

Способы регулирования детской агрессии:

Понимая чувства ребенка, родители смогут ему помочь найти правильное решение в любой жизненной ситуации.

По большей части укусы и шлепки во время игры, какими бы ужасными они ни казались сторонним наблюдателям и пострадавшему, являются для ребенка нормальными средствами коммуникации, а не выражением злобы и агрессии. Большая часть деятельности ребенка сосредоточена вокруг рук и рта, и для него совершенно нормально использовать именно эти части тела как инструменты для общения. Ребенок любит экспериментировать, кусая и колотя различные поверхности, как для того, чтобы выяснить, какие при этом появляются ощущения, так и для того, чтобы увидеть реакцию. Во время истерик дети

обычно кусают и бьют родителей или других знакомых взрослых, которым доверяют, а не чужих людей. Не принимайте это слишком близко к сердцу. Да, дети кусают руку, которая их кормит.

Помимо выполнения функции коммуникативных средств, укусы и удары являются формой негативного, агрессивного поведения, от которого могут пострадать все те, кто находится на другом конце острых клыков и когтей. Подавите импульс достать намордник и наручники. Есть более простые способы укрощения ребенка, который любит кусаться и драться.

Покажите альтернативу. Дайте ребенку слова и жесты для выражения чувств. Помогите ему научиться производить хорошее впечатление, а не впечатывать зубы в вашу кожу: «Не кусаться... маме больно!» Предложите альтернативные коммуникативные жесты: «Обними папочку... дай пять».

Выясните, что вызывает такое поведение. Ведите дневник, записывая, какие обстоятельства вызывают агрессивное поведение, например, слишком много детей на маленьком пространстве, а также перегрузка и усталость в конце дня. Посмотрите на ситуацию глазами своего ребенка, чтобы увидеть, почему он кусается или дерется. Может быть, он утомленный, ему скучно, он голодный или обстановка вызывает выплеск раздражения?

Смягчите игру. Если вы замечаете, что ваш ребенок становится злобным, подавайте пример мягких действий и игр, таких как обними мишку, погладь киску, как ты любишь куклу. Признаком нарастающей агрессии у ребенка является то, что во время игр он постоянно стучит игрушками, устраивает столкновения машин и бьет друг об дружку кукол. Хотя это нормальная игра, важно сохранять равновесие агрессивной игры и мягкой игры. Кроме того, объясните разницу между медвежьими объятиями (которые хороши для мамы с папой) и объятиями зайчика (которые для его друзей-ровесников подходят больше).

Бдительно присматривайте. Не

спускайте глаз со своего ребенка, если он кусается и дерется, когда он играет с другими детьми, и дайте другим мамам знать, чтобы они тоже были начеку. Если ваш ребенок укусил или стукнул другого ребенка, немедленно разведите детей и изолируйте обидчика на некоторое время, чтобы он подумал над своим поведением. Усильте действенность наказания соответствующими наставлениями: «Если ты кусаешься, это больно, а больно делать нельзя, и вот мы сейчас будем сидеть на стуле и думать, почему ты не должен кусаться». Если ребенок умеет говорить и достаточно много понимает, вытяните из него: «Прости меня». Нужно, чтобы ваш ребенок усвоил связь между укусом и немедленным удалением с места преступления.

Это может быть для него первым уроком того, что нехорошее поведение ведет за собой нехорошие последствия.

Уберите юпитеры. Любители кусаться (и драться) обычно становятся центром внимания: «Осторожно, он кусается!» Если вы придете к выводу, что ребенок кусается, чтобы привлечь к себе внимание, покажите ребенку более приемлемые способы привлечения внимания. Хвалите его за хорошее поведение и снижайте ценность укусов.

Пример, пример и еще раз пример.

Ребенок, который живет среди агрессии, становится агрессивным. Как-то я стал свидетелем того, что ребенок примерно двух лет ударил свою маму, которая тут же набросилась на него: «Не бей меня», - и сама ударила его по руке. Понятно, где этот ребенок научился давать рукам волю. Кроме того, не нужно кусать ребенка в ответ. Если громоздить на незрелое поведение одного глупое поведение другого, это лишь усугубит проблему. Однако важно дать ребенку почувствовать, что когда он кусается, это больно.

Покажите и скажите. Если он не поверит вам на слово, что это больно, вот техника, которой родители успешно пользуются, чтобы донести до ребенка суть своих слов: прижмите руку ребенка к его верхним зубам, как если бы он кусал себя, но не делайте это злобно и агПосиди и остынь

На большинство двухлетних детей это простое наказание, которое следует за тем, что они не слушали ваших замечаний, оказывает достаточно сильное воздействие. Нет необходимости напускать на себя строгий или рассерженный вид; на самом деле тем самым вы только снизите обучающую ценность этого наказания. Ребенок должен уяснить, что, если он совершит запрещенный поступок, это приведет к остановке всякой деятельности. В зависимости от возраста и характера ребенка перерыв длиной в одну-пять минут, в течение которых он посидит на стуле, - все, что вам требуется. Если ребенок не может послушно отбывать наказание, вы можете посидеть рядом с ним, чтобы проконтролировать. В любом случае, немного посидеть спокойно вместе - это может быть именно то, что нужно вам обоим. Вы можете завестись, удерживая его на месте; это хорошо, и, возможно, вам даже удастся добиться, чтобы он высказал свои чувства словами, или вы можете выразить их словами за него.

рессивно. Подкрепите отметины, которые он оставил на своей собственной руке, словами: «Видишь, когда ты кусаешься, это больно!» Преподайте этот урок сразу же после того, как ваш ребенок укусил кого-то, чтобы у него в голове установилась связь между укусами и болью.

Пострадавшие отношения. Ваш

маленький кусака может стоить вам лучшей подруги. Родители ребенка, который кусается, приходят в ужас и смятение; родители укушенного ребенка естественным образом расстраиваются из-за того, что их ребенок пострадал, и обе стороны обижаются друг на друга. Если ваш ребенок кусается или дерется, предупредите родителей детей, с которыми он играет, заранее и попросите их помочь вам урезонить своего ребенка. Возможно, они и сами прошли через период агрессивного поведения у своих детей, и они оценят вашу честность и дадут хороший совет. Предупредив их, вы также даете понять, что беспокоитесь за их детей и не хотите, чтобы они пострадали.

Примечание для обиженных родителей укушенного ребенка: вместо того чтобы отправиться к родителям обидчика и высказать им, что у них плохой ребенок (они и так уже чувствуют себя очень виноватыми), проявите понимание. Предложите свою помощь. Так вы не только сохраните дружеские отношения, но и освободите этих родителей от чувства, что они «плохие родители».

Как только ваш ребенок научится лучше говорить, скорее всего, он перестанет распускать свои руки и зубы, и вы забудете об этих неприятностях.

Психолог, психотерапевт и мама 3-х летнего сына. Читайте на сайт советы психолога о преодолении кризиса 3 лет у ребенка, в частности, что делать если ребенок дерется или кусается.

Для многих родителей настоящим испытанием с тановится взаимодействие с ребёнком, который явно выражает свой гнев, если ему в чём-то отказывают или что-то запрещают. Ребёнок может бить и кусать своих родителей в ответ на отказ или запрет. При этом он будет всячески пытаться продолжить делать то, что ему запрещено или добиваться своего.

Такое поведение очень характерно для так называемого кризиса 3 лет у ребенка. Для детей, которые выходят из возраста созависимости с родителями и переходят на этап противозависимости. Это тот период, когда ребёнок обучается самостоятельно ползать, ходить, бегать, а соответственно и изучать то, что его окружает. Это тот период, когда детьми движут импульсы и когда они ещё не могут выразить свои желания и потребности точными словами, ведь многие из них в этом возрасте ещё не умеют достаточно хорошо разговаривать и тем более понимать и осознавать, что с ними происходит.

Единственное, что ребёнок знает - это то, что его интересует вот эта розетка, или вот этот горшок с цветами, или вот этот острый нож, или... Этот список может быть довольно длинным, ведь ребёнку интересно абсолютно всё, что его окружает, и ему пока что сложно понять, почему нельзя засовывать свои пальцы в розетку, или переворачивать горшок с цветами, или дотрагиваться до острого лезвия ножа.

И если на этапе созависимости (от рождения до 6-9 месяцев) задача для родителя состоит в том, чтобы создать такую атмосферу, в которой ребёнок чувствовал бы крепкую связь с родителем и доверие к нему и к миру, то задачей этапа противозависимости (пик приходится на 18-36 месяцев) является создание такой обстановки, в которой ребёнок сможет исследовать мир безопасно и сможет отделяться и удаляться от родителя, зная, что в любой момент он сможет вернуться в надёжные и безопасные объятия принимающего и любящего родителя.

Само название этого этапа жизни - противозависимость - красноречиво говорит о себе и о том, что может чувствовать ребёнок в это время - "я против зависимости".

Да, он действительно может бесстрашно отделяться от родителя, благодаря своей естественной тяге исследовать мир и своему безудержному желанию узнать что-то новое. Это тот возраст, когда интерес ребёнка сильнее его страха. И это тот возраст, когда появляется негативизм и ребёнок заявляет своё "нет" временами на всё подряд и в том числе на родительский запрет.

Но мы, родители, - взрослые люди, которые осознаём, что ребёнок ещё не в состоянии оценить меру опасности того или иного детского исследования, и мы, родители, имеем какие-то свои правила поведения в семье и в социуме, о которых ребёнок пока ещё и не догадывается.

Наша родительская задача состоит в том, чтобы устанавливать ребёнку определённые ограничения, что-то ему запрещать и в чём-то ему отказывать, и при этом помочь ребёнку адаптироваться в мире, благодаря умению проживать злость и грусть по поводу того, что не всё желаемое возможно.

Это время, когда родитель уверенно и спокойно обучает ребёнка границам, произнося слова: "нет", "это невозможно", "это опасно", "нельзя", "я запрещаю".

Мы сразу же можем заметить, как бурно на такие ограничения реагирует ребёнок, но мы не сразу же можем увидеть, что благодаря таким ограничениям ребёнку становится спокойнее и надёжнее. Ведь это будет потом, со временем, а пока что перед нами малыш, который любой ценой пытается отстоять своё и ещё не умеет смириться с тем, что не всё желаемое возможно.

Как помочь ребенку научиться выражать свои эмоции и как выдерживать самому эти детские "гневные бури", не навредив малышу и уцелев самому?

Прежде всего, следует помнить о том, что любая ваша реакция - это образец для подражания для вашего малыша . Вы можете говорить ему сколько угодно, о том, что маму бить нельзя, но если при этом вы будете бить по попе ребёнка каждый раз, когда он ослушался вашего запрета, то у ребёнка может быть определённый "взрыв мозга": "бить нельзя, но мама это делает".

У него может появиться, к примеру, такой вывод: "я могу говорить о том, что бить нельзя, но при этом я могу бить кого-угодно, либо того, кто слабее меня".

Если вы будете часто поднимать руку на ребёнка, то рано или поздно, вам удастся таки сломать его и заставить делать то, что нужно вам, но в будущем всё это может аукнуться как вам, так и ребёнку малоприятными последствиями - испорченными отношениями между вами, детскими страхами и тревожностью, жизненной пассивностью ребёнка или наоборот чрезмерной его агрессивностью.

В каждом конкретном случае могут быть различные последствия. Чтобы их избежать, родителям необходимо разобраться со своим чувством гнева и умением его проживать . Бывают случаи, когда маме или папе особенно трудно самостоятельно это сделать и научиться совладать со своими "гневными бурями".

Тогда лучше всего обратиться за помощью к специалисту - психологу или психотерапевту, чтобы вместе исследовать это чувство. Возможно осознать свои травмы развития или привязанности и внести коррективы в ваше поведение, которое непосредственно повлияет и на вашего ребёнка в том числе. Выгода очевидна - изменив себя, вы поможете меняться и вашему ребёнку.

Хочу подчеркнуть, что в этой статье мы говорим о детях в возрасте, для которого характерно проявление исследовательской агрессии и агрессии отделения от важных взрослых . "Ужасные двухлетки" ("terrible twos") можно встретить в англоязычной литературе. "Кризис 3 лет" говорят у нас. Именно в этом возрасте мы наблюдаем частые неконтролируемые вспышки гнева у детей, но чтобы эти неконтролируемые вспышки гнева не стали нормной поведения для ребёнка в будущем, нам необходимо действовать определённым образом.

Первое, что необходимо сделать - это создать безопасное пространство для исследования вашего дома малышом ; по возможности на какое-то время убрать, то что может причинить значительный вред здоровью ребёнка или то, что чаще всего провоцирует именно у вашего ребёнка истерики со вспышками гнева. Это даст ребёнку возможность реже слышать "нет" и "нельзя", позволит ему чувствовать "миру - да!" и вашу поддержку его любознательности и неподдельному интересу к тому, что его окружает.

Всё то, что интересно, но опасно вы изучаете вместе. Меру опасности оцениваете вы, поэтому способ изучения выбираете тоже вы. Малыш будет расти, его мозг "дозревать", а эмоциональная сфера развиваться, и со временем у вас будет больше различных возможностей и способов объяснять, что ему можно, а что нельзя, но пока что ему важно усвоить, что ограничения существуют и они оберегают его.

Убедитесь, что удовлетворены базовые потребности малыша : что он выспался, сыт, физически здоров, чувствует себя в безопасности рядом с вами и что ему хватает вашего внимания. Чаще всего истерики с наиболее яркими вспышками гнева возникают, когда ребёнок устал, хочет спать, есть, пить либо чувствует какую-то физическую боль или вашу неуверенность, тревогу или неприязнь.

Проанализируйте причины, из-за которых чаще всего возникает агрессия ребёнка : когда? на что? при ком? после чего? перед чем?.. Помните, что дети часто злятся не только тогда, когда им запрещают и отказывают, но и тогда, когда нарушают их границы, к примеру, забирают их игрушки или отрывают их от какого-то увлечённого занятия. А также тогда, когда их не понимают или не принимают.

Поэтому у малышей, которые ещё не умеют разговаривать или у тех, кого взрослые не понимают или понимают неправильно, вспышки гнева бывают намного чаще, чем у тех детей, кто уже может донести словами свои желания, потребности и у тех, чьи родители умеют слышать и понимать своего ребёнка. Обратите внимание не только на то, ЧТО вы говорите ребёнку, но и КАК вы это произносите. Дети очень чувствительны к интонациям и настроениям, а также к отношению, которое транслируют к ним взрослые.

Обратите внимание на то, какое несознательное послание вы можете давать ребёнку в контексте этой темы. Бывает так, что родитель своими словами и действиями запрещает ребёнку драться и кусаться, но внутренне он чувствует радость и гордость, что его сын или дочь так круто умеют постоять за себя. Ребёнок это послание "считывает" и продолжает драться и кусаться.

Да, умение отстоять себя, защитить себя и близких, временами дать сдачи - это важное умение, но в этом возрасте лучше избежать рекомендаций типа: "Первый не бей, но бей в ответ". Позже ваш сын иди дочь смогут научиться уверенно останавливать обидчика и даже заняться самбо или карате, но пока что они слишком малы для того, чтобы разбираться самостоятельно, когда им бить можно, а когда нельзя.

Или наоборот, вы словесно вроде бы даёте ребёнку разрешение на то, чтобы он отстаивал себя смелее, но внутренне испытывате стыд или вину за ребёнка, который злится и, к примеру, настойчиво отбирает свою игрушку у другого ребёнка в песочнице. Ваш малыш это может чувствовать и, скорее всего, от растерянности будет либо бездействовать, либо проявлять аутоагресию.

Определитесь с чёткими запретами для ребёнка . Согласуйте их с теми взрослыми, которые чаще всего общаются с ребёнком, ведь общая позиция взрослых помогает ребёнку видеть и чувствовать одни и те же "закрытые и открытые двери" и понимать, что есть "двери тщетности", открыть которые невозможно, независимо от того, кто с тобой рядом. Если один взрослый что-то разрешает, а второй это же запрещает, то ребёнок путается и не может "зарегистрировать тщетность" и будет продолжать всячески добиваться своего.

Слово “агрессия” произошло от латинского “agressio”, что означает “нападение”, “приступ”. Будьте готовы к тому, что у маленьких детей будут приступы гнева и что они будут нападать на вас физически в том числе. Это нормально для маленьких детей. Ваша задача - сделать так, чтобы это не стало нормой для них повзрослевших. На этапе противозависимости родитель обучает ребёнка злиться так, чтобы гнев его выходил, но при этом никто не пострадал. Подготовьте себя к тому, что ваша реакция на удар или укус должна быть такой, которая не будет вызывать у ребёнка веселье или испуг, стыд или вину.

Дайте ребёнку разрешение на выражение своего гнева так, чтобы при этом никто из людей не был травмирован, ничего ценного не пострадало и чтобы ребёнок не чувствовал вину за то, что он проявил свою сильную емоцию. Ваши основные послания ребёнку: "Ты можешь быть в ярости на человека, продолжая его любить" и "Я могу выдержать твою силу, невзирая на эмоции, которые ты выражаешь", "Ты мне нравишься, даже если мне не нравится то, что ты делаешь" и "Мне нравится твоя сила, даже если бы мне хотелось, чтобы ты вел себя поспокойнее". Вы можете запрещать ребёнку те или инные способы проявления гнева, но не саму эмоцию гнева.

Запрещайте ребёнку бить и кусать вас. Таким образом вы предъявите ребёнку свои границы и продемонстрируете ему то, как в будущем он сможет защищать себя. Скажите ему убедительно и твердо: "Мне больно. Я запрещаю тебе бить меня".

Учтите, что эти слова вам придётся повторить далеко не один раз (детям нужны частые повторения одного и того же, чтобы они это осознали и приняли) и что если ваш ребёнок совсем мал, то он может не понимать значения слова "больно" (обучать этому слову лучше всего в ситуации, когда ребёнок, например, больно ударился и расплакался: "Ты упал и ударился. Тебе больно"). Знайте, что ваше внутреннее чувство уверенности, что вы защищаете себя и свои границы будет передаваться малышу.

Кроме того, вам нужно дополнить свой короткий словесный запрет физическим действием - остановите руку или ногу ребёнка в момент, когда он собирается наносить удар. Опять же делайте это уверенно, но не причиняя боли ребёнку. Вероятнее всего, в ближайшем будущем ребёнок откажется от таких ударов, видя, что они не действуют.

Не убегайте от ребёнка и не игнорируйте его удары . Помните, что ребёнок учится у вас стратегии поведения в таких случаях и что ребёнку важно чувствовать себя в безопасности. Многое из того, что происходит между вами и ребёнком даёт ему определённые несознательные послания. Например, "мама, которая убегает, вряд ли сможет защитить себя и меня", или "мама - слабее меня", или "мама боится меня", или "мама, которая игнорирует меня, не любит меня", или "маму можно бить, она этого итак не замечает".

Как ни парадоксально звучит, но агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком строгих родителей, и у чрезмерно мягких. Если родители не обращают внимание на агрессивные реакции ребенка, то он скоро обучается тому, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева могут перерасти в привычку действовать агрессивно по отношению к родителям и другим людям.

Итак, вы останавливаете удары и укусы ребёнка. А что же вы предлагаете взамен? Помните, что ребёнку необходимо выпустить пар! А как это сделать лучше всего? Через движение, особенно бросок. Пусть ребёнок топает ногами, размахивает в воздухе руками и ногами, пусть сжимает кулачки и рычит или кричит . Разрешите ребёнку бросать всё то, что не бьется, не травмирует и не сможет разбить что-то в вашем доме .

Когда мой сын был в этом возрасте и у него случались такие вспышки гнева, то я буквально ходила за ним по пятам и говорила: "Это можешь бросать. Это нет! Стоп!". И останавливала его руку или быстро забирала предмет, чтобы он не смог его взять. Со временем я заметила, что он уже сам начал чудесно фильтрировать и выбирать, что бросать можно, а что нет.

Например, он подходил к тарелке или бутылке, которая может разбиться и останавливал сам себя, при этом мог взять пластмассовую тарелку или бутылку и в гневе бросить их на пол. Временами это было похоже на ураган. Но ураган этот довольно быстро утихал. Сын пар выпускал и успокаивался.

Всё это время я была открытой для него. В любой момент он мог прийти в мои объятия и в них почувствовать принятие и утешение, в том числе от души поплакать. После того, как ребёнку не удалось получить желаемого даже ценой таких настойчивых и гневных действий, он чувствует усталость и тщетность, которая поможет ему принимать запреты и отказы в будущем, а пока что ему важно, чтобы рядом с ним был взрослый, который бы эту тщетность помог ему прожить.

Сейчас моему сыну 3 года 8 месяцев, он уже не бросается тарелками и бутылками, и не пытается меня ударить, а просто сигнализирует о своём гневе телом, голосом или словами, например такими: "Я злюсь. Я хочу тебя ударить. Когда-нибудь я буду тебя бить". Мы успешно перешли от стадии, когда ребёнок наносит физические удары к стадии, когда для ребёнка характерно словесное проявление гнева и различение намерения и действия.

Пройдёт ещё время и он освоит новые более зрелые и конструктивные способы выражения гнева, и когда наступит "когда-нибудь", то вряд ли у него останется вот это желание меня ударить, но пока что мы можем об этом и поговорить:).

Маленькие дети зачастую ставят родителей в тупик: взрослым непонятно, почему их ребенок начинает ломать чужие игрушки, кричать, толкать и обзывать сверстников. Что означает такое поведение «агрессора» в штанишках? Чем оно вызвано? Как реагировать на громкие протесты?.

Елена, откуда берется агрессивность у детей?

Эксперт: детский психолог Елена Карепина.

Уточню, что мы будем говорить о здоровых детях, потому что различные соматические, то есть телесные, заболевания и нарушения в развитии ребенка сами по себе могут вызывать агрессивность. У годовалого малыша, который идет по комнате и стучит погремушкой по дивану, по столу и заодно по старшему брату, так проявляется не агрессия, а способ познания мира. В этом возрасте ребенок еще не понимает, что братишке больно. Но если родители будут его одобрять и хвалить: «Какой ты у нас сильный, старшего брата победил!», то такое поведение может закрепиться у малыша. Ребенку еще, конечно, трудно что-либо объяснить, но все равно нужно останавливать и говорить: «Брата бить нельзя, а вот подушку можно!»

Другая причина проявления детской агрессии в таком возрасте - это зеркальное отражение того, что происходит в семье, потому что дети собственно агрессивность еще не успевают нажить. А вот осознанная агрессия, когда ребенок направляет ее намеренно в отношении других ребятишек, проявляется позже, и она может быть вызвана разными причинами.

В каком возрасте это происходит и с чем связана агрессивность?

Начинается все примерно с двух лет, когда родители отдают ребенка в детский сад или начинают водить его на занятия и в кружки. В незнакомом детском коллективе чаще всего ребятишки начинают кусаться. Такое поведение характерно именно для двухлеток, так они проверяют окружающий мир, добиваются какой-то своей цели или хотят утвердить себя. В этом возрасте дети начинают идентифицировать себя, отделять от мамы, семьи и таким образом самоутверждаются.

Важно разделять агрессивность, как черту характера, и проявление агрессии в поступках.

Если ребенок на самом деле агрессивный, он будет таковым в любой обстановке. Если малыш доброжелательный дома, а в саду он начинает кусаться и плеваться, значит, ситуация вызвана окружением. Иногда ребенок просто не знает, как себя вести, и выбирает тактику «лучшая защита - это нападение». Он демонстрирует свою силу, власть над другими. Но это не осознанная стратегия, это подсознательное поведение.

Очень часто дети ссорятся между собой из-за игрушек…

Двухлетки не любят делиться своими игрушками, потому что они их отождествляют с собой. Дети выделили себя из этого мира, они самостоятельная и независимая единица, а игрушки являются их продолжением. Они так себя воспринимают, и это нельзя называть детской жадностью. В два года - это нормальная реакция. Им еще невозможно что-либо объяснить, а вот в три года с ребенком уже можно договариваться.

А в три года поведение ребенка меняется?

По большому счету, нет, но есть нюансы. Когда ребенок выстраивает отношения со сверстниками, он начинает обкатывать те модели, которые использовал в семье, и которые приводили к результату. Единственный ребенок, как правило, добивается от родителей того, чего он хочет, он всегда все получает. Точно так же он будет действовать и в детском коллективе.

Например, в песочнице ребенку понравилась машинка соседа, он отнял эту машинку силой, но в ответ получил лопаткой… Соответственно, эти модели проходят проверку на выживаемость в детском коллективе. И задача родителей - отслеживать такие ситуации и объяснять сыну или дочке: «Ты можешь получить эту машинку другим способом. Предложи свою игрушку мальчику, вы можете поиграть вместе…» Это бывает сложно, особенно, если малыш - кумир в семье и долгое время не ходил в детский сад. Хорошо, если ребенок быстро перестроится, но, если нет, это вызовет у малыша негодование и гнев и проявится через агрессию.

Ругать ребенка за агрессивное поведение, наказывать - неверный путь, вы только усилите агрессию. Ребенок считывает поведение родителей и так, как они ведут себя с ним, он будет вести себя с другими детьми.

Способны ли дети в четыре года понимать чувства других ребятишек?

Нет, поэтому они могут делать больно другим детям и не мучиться угрызениями совести по этому поводу. Причем у четырехлеток черно-белое восприятие мира, то есть у них или все хорошо, или все плохо. Они эгоцентричны, сосредоточены на себе и еще не в состоянии понять другого ребенка, принять его точку зрения. И если что-то пойдет не так, как он решил, ребенок может отреагировать агрессивно.

Кроме того, в четыре года дети транслируют в жизнь увиденное в мультфильмах и компьютерных играх, в том числе и агрессивные моменты. В этом возрасте родители должны объяснять своему чаду, что с другими детьми нужно играть, с ними интересно, они миролюбивые. И конечно, внимательно подбирайте мультфильмы, которые смотрит ребенок. Кстати, через агрессию ребенок может переживать и страх, ведь как с ним справиться, он не знает. Злобное, гневное поведение - самое простое в репертуаре, поэтому ребенок к нему прибегает, когда сталкивается с чем-то непонятным, с чем он не может справиться в одиночку.

А кто больше проявляет агрессию мальчики или девочки?

В пять лет у детей начинается гендерное разделение в плане агрессии: мальчишки начинают драться, а девочки - обзываться и давать прозвища. В моей практике был случай, когда шестилетняя девчонка подговорила практически всю группу в садике не дружить с другой девочкой. Естественно, что дети защищают свои интересы, если не знают, как можно сделать по-другому.

И как на это реагировать родителям?

Родителям важно выяснить, в ответ на что эта агрессия проявилась. Обязательно поговорите с ребенком, но не обвиняйте и не ругайте его. Пусть он сам все объяснит, в этом возрасте дети хорошо описывают ситуацию. Они не могут дифференцировать свои чувства, но всегда могут рассказать, что предшествовало конфликту.

Игнорировать проявления детской агрессии нельзя. Иначе в будущем агрессия может стать чертой личности.

В курсе дела и воспитатели в детском саду, и они тоже могут дать вам информацию. Попросите их описать без оценок, что случилось перед ссорой, тогда вам станет понятно, что вызвало такое поведение ребенка. Ему чего-то не хватило, он отстаивает себя или отвечает таким образом, мстит за что-то… Научите его, как можно вести себя по-другому.

Кстати, свое напряжение, дискомфорт ребенок тоже может выплескивать через агрессию. И уже в пять лет ребятишек учат различным расслабляющим техникам, учат выпускать пар. В семье дети тоже могут проявлять агрессию, когда им не хватает внимания мамы и папы, тогда они начинают безобразно себя вести. Через агрессию проявляется ревность по отношению к братьям или сестрам, и тут все зависит уже от родителей, как они будут выстраивать отношения.

В каких случаях родителям стоит обратиться к психологу?

Если ситуация повторяется. Есть дети, которые не прибегают к силе, они умеют договариваться и не участвуют в драках. А есть ребятишки, которые постоянно в гуще событий - то он одного ребенка доведет, то другого, потом переключается на воспитателя. Если такое поведение становится системой, то надо идти к специалисту.

Распечатать



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png