В семье появляется не только радость с рождением ребенка, но и множество забот. Малыш еще совсем невинен и беспомощен, а роль каждого родителя заключается в обучении, уходе и его защите.

Самостоятельно дитя учится ходить, говорить, кушать и справлять физиологические потребности в первые годы жизни. Каждый новый шаг ведет к взрослой жизни малыша и у родителей вызывает гордость.

Воспитание культуры начитается с первого года жизни

Развитие физическое, фактор очень важный, но забывать не стоит и о воспитании нравственном.

Когда ребенок подрастает, приходит время объяснить, ему, что такое хорошо, а что плохо, как со старшими и сверстниками правильно общаться и другому нравственному поведению.

Что входит в понятие культура поведения

Преподнести правильно себя в обществе умеют не все взрослые и сформировавшиеся личности. Поэтому на сегодняшний день воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста одна из проблем основных.


Культура поведения — определение

Культура поведение — многогранное понятие и в себя включает разнообразие аспектов. Моральные устои, общение с людьми, манера речи, мимика и даже гигиена, относятся к ним.

Для того чтобы воспитать в ребенке все эти умения, необходимо приложить большие усилия, но если следовать определенному алгоритму действий, то любой родитель с этой задачей сможет справиться и воспитать достойного человека.


Задачи взрослых в воспитании культуры

Первые шаги

При обучении любого характера необходимо начинать с четкого плана. Последовательно соблюдая каждый пункт, выполнение задачи станет значительно эффективней и проще. Правила этикета уже с трех лет следует начинать прививать. Ребенок может освоить простые правила порядка в личных вещах и своей гигиены в таком возрасте.

  • Порядок в личных вещах и игрушках. Объяснять ребенку, что все его игрушки должны иметь свое место. Показать, как правильно их размещать и складывать. Постепенно уменьшая свою помощь при уборке, направлять на самостоятельные действия
  • Гигиена. Рассказать, для чего нужно мыть руки перед едой, зачем чистить зубы и умываться. Помогать малышу с задачей справляться самостоятельно. Напоминать, при необходимости, о том, что ребенок испачкался и ему нужно обязательно умыться.
  • Правила за столом. Рассказать и научить, как пользоваться простыми столовыми приборами (такими как вилка и ложка), правильно сидеть за столом, вытирать руки и лицо салфеткой во время трапезы. Поправлять при необходимости и следить за правильностью поведения.
  • Общение. «Спасибо» и «пожалуйста» ребенок уже должен уметь говорить. Приветствовать и прощаться тогда, когда это необходимо.

Совет: Не забывайте, родитель — это пример для подражания. Ребенок, в первую очередь, смотрит на ваше поведение. Все правила, которым планируется научить ребенка, нужно выполнять самим.


Пример родителей — самое главное в воспитании

Второй этап

Основные принципы по этикету пройдены и теперь пришла очередь следующего этапа воспитания культуры поведения детей, но уже старшего дошкольного возраста. Уже в четыре года следует приступить ко второму этапу.

  • Правила за столом. Правильное поведение за столом, ребенок должен освоить в совершенстве. Сам садится во время обеда, не класть локти на стол, не разговаривать с набитым ртом и не вертеться. По окончанию трапезы воспользоваться салфеткой и убрать за собой тарелку.

Обучение поведению за столом — с двух лет
  • Гигиена и сон. Урегулированный график. Просыпаться и ложиться спать ежедневно в одно время. Утром умываться и чистить зубы без напоминания. В идеале привить ребенку любовь к спорту и регулярной утренней гимнастике.
  • Поведение в обществе. В этом возрасте уже должны быть заложены правила этикета общения у малыша и не вызывать проблемы. Он должен понимать, что при разговоре перебивать нельзя. Уметь слушать и при этом спокойно стоять и смотреть на старшего собеседника. Понимать, зачем уступать место и кому это необходимо делать. Вежливо общаться со взрослыми.

Правила поведения в общественных местах
  • Деятельность. У ребенка должно сформироваться чувство ответственности. Занимаясь любой деятельностью, заканчивать ее до конца. Задавать вопросы и следовать советам, если что-то непонятно.

Совет: Для того, чтобы ваше чадо освоило все правила и выполняло их без лишних напоминаний, ему нужно уделять как можно больше времени.

В этом возрасте у ребенка возникает много вопросов, на которые он должен получить ответы. Чтобы не потерять свой авторитет в глазах малыша, эту функцию вам необходимо выполнять на постоянной основе.


Вежливые слова, которые должны знать дети

Завершающий этап

Поведение культуры детей старшего дошкольного возраста закрепляется в шесть лет. Это самый главный этап завершающего периода. Малыш превратиться в школьника и дальнейший акцент родители должны делать на получения знаний.


Обучение основам гигиены
  • Общение. Ребенок уже подрос и должен различать правильное поведение по отношению к девочкам, мальчикам и детям младшего возраста. При необходимости, помогать малышам и уважать труд старших.
  • Отношение к окружающей среде. Что такое природа и как о ней заботиться, ребенок должен уже знать. Желательно завести в таком возрасте домашнее животное и поручить заботу о нем крохе.
  • Гигиена. В этом возрасте принимать душ или ванну малыш должен уметь самостоятельно. Родители могут помочь в приготовлениях. Складывать свои вещи, понимать, куда убрать чистое и как поступить с грязным бельем. Уметь самостоятельно одеваться и обуваться даже в зимнюю одежду.

Культура внешнего вида относится к важным качествам

Следуя всем пунктом последовательно, воспитание культуры детей старшего дошкольного возраста завершится с отличными результатами.

Проблемы при воспитании

Каждый ребенок индивидуален, и нему нужно найти свой подход. Практически любой родитель может встретить на пути просвещения своего дошкольника со множеством проблем, одной из которых является асоциальное поведение детей.

Такое расстройство ребенка не возникает на пустом месте, ему всегда существует причина. Обязанность родителей ее выяснить и устранить.


Что должен освоить дошкольник

К основным причинам нарушения поведения в подростковом возрасте относятся:

  • чрезмерная загруженность ребенка при обучении;
  • недостаток внимания;
  • возникновение вопросов и отсутствие на них ответов;
  • наследственность;
  • отсутствие свободы выбора;
  • асоциальное поведение родителей;
  • отличия внешние от сверстников;
  • жестокое обращение со стороны родителей;
  • недостаток воспитания;
  • педагогическая запущенность;
  • заторможенность умственная и физическая;
  • развод у родителей.

Психологическое развитие еще плохо сформировано у ребенка. Он не умеет в полной мере контролировать свои эмоции и выражает их доступным образом. Для предотвращения повреждений психики у дошкольника, необходимо остерегать его от стрессов и тщательно следить за обстановкой в семье.


Правила поведения вежливого человека

Симптомы и лечение асоциального поведения

Как у любого заболевания, будь физическое оно или психологическое, свои симптомы есть и у такого рода поведения.

Самые распространенные нарушения поведения у подростков — проявление агрессии. Ребенок пытается, таким образом, привлечь к своей проблеме внимание родителей. Не нужно отвечать дошкольнику тем же, это еще больше усугубит ситуацию.

С ней, в некоторых случаях, можно справиться самостоятельно, но чаще лечение требует вмешательство психолога.


Определение асоциальности в поведении

Если же дело касается наркотической или алкогольной зависимости родителей, насилию по отношению к нему, то домашнюю благоприятную обстановку создать не получится. В негативе ребенок может не справиться с эмоциональным потрясением и это приведет к его умственному и физическому тормозу в развитии.

В любом случае если у ребенка появляются частые бурные и агрессивные реакции, протесты и истерики, то лучше отвести его к специалисту. Это поможет не запустить развитие ребенка и направит его в нужное русло.

Совет: Не забывать про игры и внимание. Чаще занимайтесь семейной совместной деятельностью или, если нет такой возможности, выделите на это один день в неделю. Ребенок будет ждать его с нетерпением, и чувствовать только прилив позитивных эмоций.

Последствия неправильного воспитания

Проблема современного воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста, чаще всего кроется в самих родителях. Слишком занятые папы и мамы, зачастую, уделять должное внимание ребенку и его развитию забывают, пуская все на самотек.

Последствие такого отношения:

  • агрессивное поведение;
  • непослушание;
  • отсутствие нравственности;
  • отсутствия в общении культуры.

Памятка родителям детей с проблемным поведением

Такие отступления в поведении возникают с раннего возраста. Со временем они будут расти, и приносить больше неприятностей, как самому ребенку, так и родителям.

Свой протест, уже в подростковом возрасте, дети, с отсутствием культурного воспитания, начинают курить, употреблять алкоголь и даже наркотики. Неформальные наклонности, грубость в общении, отсутствие этикета у подростков могут лишить его перспективного будущего.

Вывод: воспитывать дошкольников культурно не менее важно, чем физически и умственно. Научившись правильно преподнести себя в обществе, можно добиться больших успехов в будущем.

Дети — это старость своих родителей. Если к ним поверхностно относиться в дошкольном, школьном или подростковом возрасте, то не стоит ожидать лучшего отношения к себе в старости.

«Воспитание культуры поведения у дошкольников»

1. Необходимость воспитания культуры поведения с ранних лет, условия.

2. Понятиекультурыповедениядетейдошкольноговозраста, характеристика её компонентов через анализ изученной литературы:

б) Культураобщениямеждусверстникамиивзрослыми,между мальчиками и девочками;

в) Культура деятельности; бережное отношение к вещам,игрушкам, книгам, природе.

3.Методикаформированиякультурыповедениявразныхвозрастных группах.

4Выводосостоянииосвещенияэтойпроблемывметодической литературе.

Я выбрала эту тему, потому что считаю, что она более актуальна на сегодняшний день. Прежде всего ребенку с малых лет нужно привить этикет. Этикет выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в широком смысле слова. Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности –в областиморальнойкультурыио красоте, порядке, благоустройстве.

Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целомикаждого его члена в отдельности и относиться к ним так, как он относитьсяк себеи чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но увы?В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура – человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себяи совершенно с незнакомыми людьми.

Каждый из нас может по личным поступкам определить почти безошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать илинедумать об интересах окружающих. И в каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийсявеками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.

Всё начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку,радуется ему– это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Далее детский сад, потом школа. Центральная фигура в обществе, от которой зависит его будущее – это учителя, выдающие еще мудрость – в книге. Объединить нас может только высокая культура. Культура ценна для всего человечества, всем она дорога. Не дорога она только тем людям, которые лишены её. Культура, только культура может помочь нам и в отсутствии её - причина многих бед.

Это актуальный вопрос нашего общества и я считаю, что нужно уделять больше внимания подрастающему поколению.

2.Необходимость воспитания культуры поведения

С самого раннегодетстваребеноквступаетвсложнуюсистему взаимоотношенийсокружающимилюдьми(дома,вдет/садуит.д.)и приобретаетопытобщественногоповедения. Формировать у детей навыков поведения, воспитывать сознательно, активное отношение кпорученномуделу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.

В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормамиповедения,которые помогают регулировать отношения с окружающими. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо техпедагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения. В силу того, что дети годами посещают,дет/сад,появляетсявозможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и этоспособствуетвыработки привычек.

Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность придти напомощь другк другу. «Еслитоварищу трудно, помоги ему»,«Если тебе трудно–обратись за помощью»-вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни. Воспитатель на конкретных примерах объясняет детямнеобходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил,дети начинают активно ими пользоваться, ипостепенноследованиеэтимправилам становиться для них нормой поведения.

Создание культурных привычек начинайте с воспитания аккуратности и чистоплотности. Уже с трёхлетнего возраста ребенок можетсамснекоторой помощью взрослых одеваться, застелить свою кровать, может помогать вуборке комнаты.

Культура еды, умение культурно принимать пищу – один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатертииодеждывовремя еды – всё этоможновоспитыватьтолькопутёмпостоянногонаблюденияи систематических указаний со стороны взрослых.

С ранних лет воспитывайте у детей любовьипривычкуктруду. Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребенка того,что он может сделать сам». Делая что-либо за ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку. А на самом деле они лишь мешают выработки у негополезныхнавыков,лишаютего самостоятельностиитойрадости,которуюдоставляютдетям проявления самостоятельности.

Умение жить в коллективе сверстников, имеет большое значение для будущего школьника

3. Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста,

характеристика её компонентов через анализ изученной литературы.

Понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых формповседневногоповедениявбыту,в общении, в различных видах деятельности. Культура деятельности – проявляется в поведенииребенканазанятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значитвоспитывать у него умение содержать в порядкеместо,где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатоедело,бережноотноситьсякигрушкам, вещам, книгам.

Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умениюдорожитьвременем.Встаршемдошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельностьвотдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры ит.д.Этобудетхорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда. Для определения достигнутоговоспитаниякультурытрудовойдеятельности можноиспользоватьтакиепоказатели,какумениеижелание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание её целииобоснованного смысла;активность,самостоятельность;проявлениеволевыхусилийв достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.

Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общениис взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, атакже вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает не только делатьнужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий,слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых летжизниребенок должен понимать, когда можно побегать,а когда нужно тормозить желания, потомучто в определенныймомент,в определеннойобстановке,такое поведениестановитсянедопустимым,т.е.поступать,руководясь чувством уважения к окружающимвсочетанииспростойестественностьювманере говорить ипроявлятьсвоичувствахарактеризуеттакоеважноекачество ребенка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагаетналичиеудошкольникадостаточного запаса слов, умение говорить тактично,сохраняяспокойныйтон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх,в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Культурно-гигиеническиенавыки–важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Педагоги и родители должныпостояннопомнить, что привитыевдетстве навыки, в томчислекультурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни.

Культуры еды часто относят к гигиеническим навыкам, ноеё значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этическийсмысл – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящимрядомлюдям, и так же к тем, кто приготовил пищу.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытымртом, тщательно пережевывая пищу. Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надодобиваться,чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно.

а) Культура общения со взрослыми и сверстниками

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Емунеобходимыконтакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д.любоеобщениетребуетотчеловека умениясоблюдатьобщепринятыеправилаповедения,обусловленныенормами морали. Общение детейдошкольноговозраста,преждевсего,происходитв семье. У ребенка, поступившего в детский сад,кругобщениярасширяется– добавляется общение со сверстниками, с воспитателемидругимиработниками дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения. Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и неценитсятак дорого, каквежливость.Безнееневозможнопредставитьвзаимоотношения людей. Вежливостьдетей должнаосновыватьсяна искренности, доброжелательности, уважении к окружающим.Вежливостьприобретаетцену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

Деликатность - сестравежливости. Человек, наделенныйэтимкачеством, никогданедоставитнеудобстваокружающим,недастповодаощущать собственное превосходство своими действиями.Задаткиделикатностиисходят из глубокого детства.

Предупредительность. Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность,внимание,помощьокружающимпроявлялисьунихиз добрых побуждений.

Скромность. Этанравственнаячерталичностипоказатель подлинной воспитанности.Скромностисопутствует уважениеичуткостьклюдями высокая требовательность ксамомусебе. Необходимоформироватьудетей умение.

Общительность. Вееосновележатэлементы доброжелательности, приветливости кокружающим–непременныеусловияввыработкеудетей культурывзаимоотношений.Ребенок, испытывающийрадостьотобщения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы бытьрядомс ним,длянегопроявитьдоброжелательностьестественнее,чемдерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительныйребенок быстрее находит место в детском саду.

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детскогообщества,в котором формируются черты нового человека: коллективизм,товарищество,взаимопомощь,сдержанность,навыки общественногоповедения.Общаясьсосверстниками, ребенокнаучится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитываетсяв жизненныхситуациях, которыевозникаютврезультатеобщения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается сегоумениястроить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затему отдельных детей и соответствующиепроявления–отнять, толкнутьит.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такиежедетикакон, что свои желания приходиться соизмерять сжеланиямидругих,тогдавнем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи сформированием у детей навыков коллективизма. Формируяуребенкастремлениекобщению, взрослые должны поощрять даже самые незначительныепопыткиигратьдруг с другом.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытыватьчувствоудовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизниобщениедетей приобретаетособуюсдержанность.Педагогиспользуетразличныеприемы, которые помогают разнообразить повседневнуюжизньдетей.Например:утром встретить их приветливой улыбкой, постаратьсяувлечьинтереснойигрушкой.

Главноеобщение-«ребенок-ребенок», «ребенок- дети» идет пособственномупобуждению, т.к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанникавусловияделитьчто-то вместе:трудиться, играть, заниматься,советоваться,помогать–словом, решать свои маленькие дела.

Задача взрослых – направлять отношениядетейтак,чтобыэтиотношения содействовалиформированиюнавыковколлективизма. Важно прививать ребенкуэлементарнуюкультуруобщения,помогающуюемуустанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссорыдоговариваться,вежливо обращаться с просьбой;еслинеобходимо,тоуступатьиждать;делиться игрушками, спокойноразговаривать,ненарушатьигрышумнымвторжением.

Старший дошкольник должен уметь проявлятьк товарищу предупредительностьи внимание, вежливостьзаботливостьит.д.Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следятзатем,какон ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Детипод руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

в) Культура деятельности; бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе

Культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, азатемпродолжают развиваться и совершенствоваться. Вдошкольныйпериодребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процесседеятельности. Играя, занимаясь,выполняяпосильныетрудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников,ребенокусваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.

Необходимо прививатьдетямумениеправильнообращатьсясигрушками, книгами, пособиями,личнымивещами,бережноотноситьсякобщественному имуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой кпредстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т.е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься;четкоипоследовательноорганизовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца. По завершениидеятельности:привестивпорядоксвоерабочееместо, аккуратно убрать после себя, то чемпользовался,сложитьигрушки,книги, учебные материалы в таком виде и в такомпорядке,чтобыобеспечиватьих сохранность и удобство использования в следующийраз;привестивпорядок свое рабочееместо,помытьрукипослезанятийсглинойилитрудовых поручений. Старшим дошкольникам прививают элементарные навыки организациисвободного временивсоответствиисраспорядкомжизнидомаивдетскомсаду, стремление быть занятым полезной деятельностью.

Известно, что маленький ребенок еще не может организовывать свою деятельность,поэтомуорганизаторами являютсяродителив семье и воспитателивдетскомсаду.Подихруководствомдеятельностьребенка обретает целенаправленность, содержательность, становитсяважнымсредством воспитания.

Важно учить относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Педагог объясняет детям: «Все,чтоимеетсявкабинет –игрушки, мебель – твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот это надо беречь, иначе будет не счемигратьизаниматься,ивкабинете станет неуютно».Там,гдеэтамысльвнушаетсяпостоянно,детибыстро овладевают прочными навыками правильного обращения со всемиокружающимиих предметами.Формированиебережногоотношениякобщественномуимуществу тесно связано с воспитанием коллективистских черт.Толькотогда,когдав сознании ребенка понятия «я», «моё» постепенно врезультатевзаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше», он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.

Необходимо приучать правильно, обращаться с учебными пособиями. Правильное обращение сматериаламиипособиями,которыенеобходимыдляразличных занятий важная задача вподготовке ребенка кшколе.

Также особому вниманию следует уделять правильному обращению с книгой. С первой встречи ребенка с книгой важно вызвать уважительноеотношениек ней. Книга – одно из сокровищниц духовного богатства человека. Книгиделают нас умнее и взрослее. Книги нас учат, забавляют, радуют. «Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки, -чистыелиони»,-это должно стать правилом для каждого маленького читателя.Детидолжнызнать, что книгой пользуются в специально отведенном для этого месте застолом,а не на ковреиливигровомуголке.Нельзяобращатьсянебрежнодажес ненужной книгой. На протяжении дошкольногодетстваребенокдолжентвердо усвоить правило обращения с книгой:-берегикнигу:непачкайеё,незаминайстраницы,правильно их перелистывай, не смачивай палецслюной.Неиграй с книгой, она от этого портится. После того какпосмотрелипочиталкнигу,незабудь положить её на место;правильно храни книгу, в специальноотведенномдлянеё месте – в книжном шкафу или на полке; если заметил, что книга не в порядке, почини её сам или с помощь взрослого.

На пятом году жизни дети приобретают навыки, помогающие им организовать свою деятельность, готовить всё необходимоедляигры, трудаили занятия; определять свое место, чтобы было удобно, не мешать другим. Если ребенок не приучен к этому, тоегодеятельностьутрачиваетцеленаправленностьи зависит от случайности. Если мы вовремя не воспитаем у ребенкаумениеготовитьсякпредстоящим делам, то отсутствие этого ценного навыка скажется и в дальнейшем, когдаон станет школьником. Полезно разъяснить,чтолюбаядеятельность–требует определеннойподготовки: надо предвидеть,какиеигрушкиилипособия потребуются. Лишний раз напомнить, чтобы ребенок не начиналдело,покане убедится, что все необходимое приготовлено.

Старших детей надо приучать предвидеть, что и как они намереваются делать, мысленно представляя план своихдействий. Будущийшкольникдолжензнать правила,помогающиеорганизоватьпредстоящуюдеятельность, еёход и завершение:

Преждечемначатьигру,любоедело,прикинь,чтодляэтого потребуется;

Определи заранее, где удобнее играть илизаниматься,чтобытыне мешал другим, и тебя не отвлекали;

Подготовь заранее место, расположи на нем все необходимое так, чтобы все было под рукой;

Проверь свой внешний вид, не приступай кделу,поканеприведешь себя в порядок;

Твои дела не должны вносить беспорядок в комнату;

Не оставляй дело незаконченным;

Не берись за новое дело, не завершив старое;

Убери за собой все, чем ты играл и занимался, каждой веще свое место, чем ты пользовался, оставляй в полномпорядке,пусть все игрушки, книги, пособия будут в состоянии готовности;

Кисти промытыми, а карандаши – отточенными, рисунки, лепка,альбомы сложенные в определенном месте, игрушки –ожидающимивстречисо своим хозяином;

Не забудь привести и себя в порядок –вымытьруки,снятьфартук, аккуратно сложив его, на место.

Знание указанных правил и умение руководствоваться ими помогает старшим дошкольникамприобрестинавыкиорганизациисвободноговремени. При целенаправленном воспитании уребенкаобразуетсяпривычкабытьзанятым; умениесамостоятельноорганизоватьсвоиделапоинтересу, способность заниматьсятем,чемнеобходимо,расходоватьсвоюэнергиюнаразумную деятельность. Эти привычки являютсяосновойдлядошкольного развитияи организованности будущего школьника.

Ноглавное-воспитывающеезначениедетскойдеятельности, которая заключается в том, каково её содержание, устойчивость идлительность, чему она учит, какие нравственные качества развиваетвребенке. Как он себя проявляет: умеетлиприменитьимеющиесязнанияиумения, моральные представления в действии? Если играетвместестоварищем,то, как себя проявляет: обходителен или дерзок, вежлив или груб, щедр или жаденит.д. Соответствуетлисодержаниедеятельностиуровнюего возрастных возможностей?Взрослыедолжныруководитьдетскойдеятельностью: уметь создать условия для разнообразных игр, труда, занятий, учить ребенка умению организовывать своюдеятельность; содействоватьвовлечениюеговигры, занятия, труд; принеобходимостиоказыватьему помощь в выборе и формировании различной деятельности, в расширении её содержания, достижения поставленной цели.

Каждыйвиддетскойдеятельности (игры,труд,занятие) создает благоприятные возможности для осуществления определенныхзадачвоспитания, связанных с формированием культуры поведения дошкольников.

В игре формировать нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки, дружескиеотношения, умение следовать игровымправилам,общемузамыслу; назанятиях–культуруучебной деятельности,умениевести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважениексловупедагога, к общему заданию;впроцессетрудовойдеятельности– трудолюбие,бережливость, аккуратность,чувствоответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудие труда и теуменияинавыки, которые обеспечиваютнаибольшуюрезультативность.В процесселюбоговида деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с формированием моральногосознания,нравственныхчувствипривычек, являющихся основой культурного поведения.

Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиятьнаребенка, на его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать к него отношение к обществу, к людям, ктруду, к своим обязанностям.

Основная задача нравственного воспитаниядошкольников на этом этапе состоит, прежде всего в закрепление, углубленииирасширениивсего того, что они приобрелизавесьпредшествующийпериод. В повседневнойпедагогическойпрактикепедагог должен стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились болееглубокими, и их проявление в отношениях к людям,ихдеятельности,кроднойстране– более устойчивымиорганизованными. Нравственныепредставлениядетейо явленияхобщественнойжизни,оприсущихлюдямкачествах(такихкак справедливость и честность, трудолюбие и ответственность идр.)становятся более осознанными. Приобретают большую обобщенность, и навыкинравственного поведения – болееестественнымиипрочными,обретаютбольшуюширотуи устойчивость, чтобы ребенок всегда вел себя по правилам не только дома, но и в любой обстановке, нетольконаглазахвзрослых,под контролем, но и по собственному побуждению. Особоевниманиевоспитателяв данной возрастной группедолжнобытьсосредоточенотакженавоспитании потребностивсоблюдении правилличнойгигиеныивестественной взаимопомощи детей в различной режимных процессах,вформированииволевых качеств, в накоплении опыта гуманных отношений и культуры поведения.

Для обеспечения органической преемственности между детским садом ишколой в нравственномвоспитанииоченьваженвысокийуровеньвоспитанностив широком понимании слова. Именно положительный опыт гуманных отношенийдетей начальнаяшкола справедливо рассматриваеткак главныйрезультат нравственного воспитания ребенка в предшествующийпериод; именно на этом фундаменте в начальных классах происходитдальнейшиеразвитиеновыхформ нравственного поведения.

От достигнутого воспитания зависит и процесс обучения. Среди отрицательных качествпервоклассниказатрудняющихучебную деятельностьивоспитание, педагогичасто называютнеаккуратность, отсутствиесобранности. Чистоплотность,воспитаниявгоды дошкольного детства обеспечивает первокласснику естественное, без особых усилийподдержанияпорядка портфеля,нарабочемместеитемсамымэкономитвремядляучебной деятельности. Многиеучителяначальныхклассовнередко сетуют на то, чтоу первоклассника можно отметить «леность ума». Не приученность кнастойчивости в овладении знаний, и стремлении понять смысл полученных сведений, неумение сосредоточится – это серьезная проблема. Выпустить детей в школу с такими качествами, как упорство и настойчивость в достижении результата –одна из важнейших воспитательных задач в подготовительной кшколегруппедетского сада.

Хорошим средством для привития этого качества служат коллективнаячтенияс последующим пересказом содержания прочитанной сказки,басниит.д.Это оченьпомогаетвоспитаниюребенка, готовящегосяк обучению в школе, формированию навыков учебной деятельности.

Задачи воспитания культуры поведения в данной возрастной группе, как и в предыдущих, решаются на основе целесообразного отбора методов и приемов, наиболееудачного их сочетания, обеспечивающих взаимосвязь учебно-познавательной и самостоятельной деятельности дошкольников.

Важно отметить, что в работе сдетьмиэтойгруппынадопредусмотреть, чтобы приобретенный опыт ребенка не шел в разрез с новыми знаниями, которые он будет получать в процессе воспитания. Необходимо также внимательнейшим образом учитывать,как на поведении детей отражаютсяихвпечатления, получаемые в результате наблюденийжизненныхразличных ситуаций, каково отношение детейк подмеченнымпоступкамтоварищейивзрослых. Поэтому особое значение приобретает задушевныеиндивидуальные беседы и групповые этические беседы; очень эффективны также игры-инсценировки, игры-упражнения. Дополняя друг друга, они позволяют формироватьнравственныймир старшего дошкольника, социальную нравственность его поведения.

Используя нравственного направленные методы воспитания, педагогформирует этическиепонятиякультуруповеденияв общественных местах, культуру взаимоотношений культуру речи, культуру внешнего вида. Важно такжечтобынравственнонаправленныезанятия,беседы содержалинетолькоправилоэтикета,ноиинтересныепрактические упражнения в культурном общения. Тогда можно эффективнеевоздействоватьна внутренний мир ребенка.

Эффективность формирования доброжелательных общественных мотивов поведения повышается,еслипедагогустанавливаеторганическуюсвязьмежду разнообразными вкусами детской деятельности. Это работадолжнаобязательно найти отражение в плане воспитательно-образовательной работы.

Влияние нравственных представлений дошкольников на поведение

Требования морали дошкольник усваивает, прежде всего, в форме нравственных представлений. Однако, являясь образамидолжного поведения, эти представления не всегда способствуют развитию произвольности поведения. Они начинают управлять – действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в опыте ребенка с эмоциональным отношением к нравственным ситуациям. Чтобы формироватьдейственныенравственныепредставлениядошкольника, необходимо знать его возрастные особенности. Основы морального «Я», нравственные требования окружающих, важнейшие нормы взаимоотношений между людьми закладываются именно в дошкольномвозрасте. В старшемдошкольномвозрастеособеннозначимыморальныеэмоции–они усиливают илисмягчаютисходящиеотвзрослогонравственныетребования. Именно эмоции являются тем каналом, по которомупоступаеткзарождающейся личности моральная информация.

Определить цепьзависимости:нравственныепредставления,эмоциональные отношения,нравственнаяситуация,создаются ситуации, включающие разнообразныеаспектыжизни,итемсамымребенокставится перед необходимостью свершить то или иное действие.Проводятся также беседы по сюжетным картинкам втакомаспекте,чтобыиспытуемыймогсказать,как поступил бы он в данной ситуации.

Моральнаяактивностьанализируетсяпо степени личностной заинтересованности испытуемого в изменении ситуацииклучшему.Ведьчем активнее помощь, поддержка, сочувствие (чтозависитвпервуюочередьот того,насколькоэмоциональнозатронутребенок),темсамостоятельнееи успешнее разрешается ситуация.

Педагогдолженподсказатьсвоемувоспитанникупутьсамостоятельного решения нравственной ситуации, путь,разумеется,доступныйеговозрасту. Темсамым онбудет способствовать формированиючувства долга, ответственности, инициативы,т.е.,техкачеств,безкоторыхневозможно истинноглубокоеусвоениетребованийобщества.Толькопережитые нравственныепредписанияпревращаютсяизчистовнешних во внутренние, личностные регуляторы поведения. Нравственные представления, содержащиеконкретныеспособывзаимопомощи, взаимовыручки,наиболеехарактерныдлядетейподготовительнойкшколе группы (хотя показательны и для старшей). Эти ребята непростосочувствуют сверстнику, упавшему на прогулке, но и предлагают помощь.

Для старших дошкольниковхарактерныдвойственныепредставления. Однако собственное воображаемоеповедениеболеесамоотверженно,болееактивно, бескорыстно. Данный уровень развития говорит о том,что у воспитанникауже наличествует образ должного поведения. Он представляет,какследуетвести себя в определенной ситуации, как поступать емуподвлияниемсиюминутного желания. Правда, представления эти еще образцы, к которымонстремится.В плане представлений он более активен, изобретателен, отзывчив.

Эмоциональные отношения во всех ситуациях оказываютсявзаимосвязаннымис нравственными представлениями разной степенидейственности,которыеболее регулятивны, если насыщены эмоционально. Что касается оценок-правил, оценок- состояний,тоихрольотпятогокседьмомугодужизнивозрастает. Дошкольникивэтомвозрастеужеоцениваютповедениесточкизрения выполнения или невыполнения нравственных правил («Я бабушкепомогу,потому что она старенькая», «Девочкам надо всегда уступать»). Педагог должен помогатьребенкуэмоциональнооцениватьсостояние сверстника. Разбирая конфликтную ситуацию, просмотренный фильм, онобращает внимание воспитанника на состояниедругогочеловека,учитеговидетьи понимать переживания окружающих, сочувствоватьисодействоватьим,ине толькоэмоциональнооцениватьсостояниеокружающих,ноипредвидеть последствия своих действий. Его задача –помочьребенкураздвинутьрамки настоящего и заглянуть в будущее, научить его оценкам-предвосхищением.

Самостоятельноеповедениеребенка–необходимоеусловиеформирования активнойжизненнойпозиции.Повышениедейственностинравственных представлений будет способствовать росту нравственной активности личности.

Ваш ребенок воспитан?

Воспитанность человека – в его духовности и гармонии нравственных качеств, душевнойтонкостииспособностиксамоконтролю,атакжевего ответственности и чувстве долга перед обществом и Родиной. Всеродителихотятвидетьсвоегоребенкахорошовоспитанным.Но воспитанность не формируется сама по себе, как полагают иные родители.Само определение «воспитанность» говорит отом,чтоэторезультатдолгойи упорной шлифовки человека, результат его воспитания в самомширокомсмысле слова.

Как бы ни был ребенок развит, смышлен и внешне привлекателен, но если он вмешивается в разговор взрослых, не умеет вежливо обратиться с вопросом,не знает, как приветствовать старших, не в меру многоречив,тотакойребенок производитнеприятное впечатление. О нем говорят: не воспитан.

Нельзя забывать о примере взрослых, ибо формы поведения маленькийребенок начинает усваивать, подражая близким людям. Не зря говорят: дети–зеркало родителей. Мыхотим видеть следующие проявления воспитанности в наших детях:

2. Деликатность. Тот,кто деликатен, никогда не дастповодаощущатьсвое превосходство, не станет навязывать человеку свое обществовопрекиегожеланию,задаватьненеуместныевопросыилипроявлятьизлишнеелюбопытство.

3. Чуткость. Это моральное качество проявляется взаботеолюдях,умении сопереживать, помочь, утешить.

4.Чувствотакта. Оно являетсярегулятором поступков человека, его отношений с людьми.

5. Предупредительность. Добиваясь от детей предупредительности,мыхотим, чтобы она проявлялась у них из добрых побуждений оказать внимание, помочь близким и окружающим людям.

6.Скромность. Эта нравственная черта характеризует подлинную воспитанность. Скромный человек не стараетсяказатьсяоригинальным,не выпячивает свое «я», ведетсебяпросто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствует уважение и чуткостьклюдямивтожевремя высокая требовательность ксамому себе.

7. Трудолюбие. Эта черта характера, которая имеетогромнуюсоциальную ценность. Она проявляется в активности, добросовестности, бережливости, уважении к вашему труду и общественномудостоянию,атакжестремлении самому делать то, что посильно.

8.Дисциплинированность. Дисциплинированность проявляется в культуре чувств, поступков, потребностей.

Воспитание у детейнавыковипривычек,способствующихформированию нравственного поведения, должна осуществляться непрерывнонапротяжении всегодошкольногодетстваивединствесовсемидругимизадачами воспитания,предусмотреннымиспециальнымипрограммами.Только тогда поведение ребенка становится выражением его воспитанности.

Речевой этикет и вежливость

Что это значит: быть вежливым? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего рассмотрим соотношениетаких явления,какэтикетивежливость.

Этикет и речевой этикет – это принятые в том или иномобществе,вкругу людей правила, нормы поведения, в том числе речевого поведения, которыес одной стороны, регулируют, а с другой – обнаруживают, показывают отношение членов общества по таким примерно линиям:свой-чужой,вышестоящий- нижестоящий, старший - младший, далекий - близкий, знакомый - незнакомый и даже приятный - неприятный.

Ну а вежливость? Вежливость – это проявление уважения. Вежливость – это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт. И конечно же, своевременное и уместное речевое проявление – речевой этикет – неотъемлемый этикет вежливости. Присущая человеку вежливость оценивается окружающими как его положительное качество. Каждый изнасслышалчто-то похожее: «Какой хороший человек! Всегда поздравляетменяспраздником»; «Славная у вас дочка. Всегда со всеми здоровается».

Психологи, изучающие межличностные отношения, придают большоезначение знакамвнимания, способнымуспокаивать, оказыватьсвоегорода, психотерапевтическое действие. Приятно получать знаки внимания. Не дают нам таких знаком внимания –и портиться настроение, возникает обида, порой и горькая.

Волшебная сила речевого этикета состоит в том, что онотражаетособый уровеньинформации, которой мы обмениваемся в общении. Психиатры установили, что потребность прикосновения, ласки у людей весьма значима. Отсутствие ласки со стороны взрослыхвызывалоугрудныхдетейсильное отставание вразвитии,идажетяжелоезаболевание.Поэтому то,что интуитивно делает мать – разговаривает с малышом, улыбается ему, беретна руки, гладит, - совершенно необходимы для ребенка.

Речевой этикет реализуется в ситуации непосредственного общения, когда «здесь (в точке встрече)» и «сейчас (в момент встречи)» «я» и «ты» открыта обмениваются «поглаживаниями». Именно поэтому выраженияречевогоэтикета задевают нас лично.

«Волшебство» речевого этикета и в том, что ондействительнооткрывает двери к нашим взаимодействиям. Вот несколько способов «поглаживания»: «Вам нетрудноподвинуться?»,«Есливаснезатруднит,подвиньтесь, пожалуйста?».

Не улавливать социальной сути «поглаживания» в речевом этикете, значит не правильно истолковывать вопрос встречногознакомого:«Какдела?Как здоровье?». Ведь в этомслучаениктонетребуетподробногоответного рассказа о делах и здоровье. Между тем обмен знаками типа «я тебя замечаю, уважаю, желаю добра» - вовсе не пустая тратавремени.Вконечномсчете обмен информацией типа «я желаю тебе добра» и т.п. играет не меньшуюроль в процессах социального взаимодействия, чем продуктивное обсуждение научно техничкой, политической, художественной или иной проблематики.

Итак,вежливость–этоформапроявленияуважениякчеловеку,и выражается эта формавстереотипахречевогоэтикета.Именноформаи стереотип!

Навыки культурного поведения

1. Закреплять навыки и привычки культурного поведения

2. Закреплять навыки поведения в общественных местах, за столом.

3. Продолжать воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам.

4. Воспитыватьположительноеотношение,уважениекработникамдетского сада, родителям, чуткость и уважение к старшим, готовность им помочь.

Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений

1.Формироватьпредставлениеодобре,честности,скромности, справедливости, дружбе.

2. Воспитывать отрицательное отношениекаморальнымкачествам:хитрости, лживости, жестокости, себялюбия, лености.

4. Формировать взаимоотношения сотрудничестваприрешенииучебныхзадач, умение сопереживать успехам и неудачам товарищей.

5. Учить справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.

6. Формировать дружеский характер и взаимопомощь.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Буре Р.С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г.

2. ПетеринаС.В.«Воспитаниекультурыповеденияудетейдошкольного

возраста» М. Просвещение 1986 г.

3. Островская «Поведение – результат воспитания» Д/в №5 – 77 г.

4. Ядэшко, Сохина «Дошкольная педагогика»

5. Ерофеева Т. «Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами»Д/в

№10-80 г.

6. Островская Л.Ф. «Азы воспитанности» Д/в 8-85 г.

7.«Ваш ребенок воспитан?» Д/в №10-86 г.

8. «Воспитывать тактичного собеседника» Д/в №8-85 г.

9. «Беседы на этические темы» Д/в №4-88 г.

10. «Ребенок и сверстники» Д/в №9-88 г.

11. Зернова «Воспитание любви и уважения к книге» Д/в №6-89 г.

12. Гелло В. «Учите беречь книгу» Д/в №1-76 г.

13. «Речевой этикет и вежливость» Д/в №4-90 г.

14. Иванова «Воспитание культуры речи» Д/в №12-88 г.

15. Бархатова «Воспитание культуры поведения» Д/в №11-89 г.

16. Юдина «Уроки вежливости» Д/в №4-88 г.

17. Рычашкова «Упражнения по закреплению культуры поведения» Д/в №3-89 г.

18.Портянкина«Примерноепланированиеработыповоспитаниюкультуры

поведения» Д/в №1-89 г.

  • 5. Вклад российских педагогов в развитие дошкольной педагогики (л.Н.Толстой, к.Д.Ушинский, п.Ф.Лесгафт, а.С.Симонович, е.Н. Водовозова).
  • 7. Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.
  • 8. Организация и этапы педагогического исследования.
  • 9. Методы педагогического исследования.
  • 10. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Влияние разных факторов на развитие личности ребенка.
  • 11. Педагогическая возрастная периодизация. Характеристика возрастных этапов дошкольного детства.
  • 1 З. Структура семьи и ее влияние на формирование личности дошкольника.
  • 14. Типы современных семей и их влияние на воспитание дошкольников.
  • 15. Различные стили семейного воспитания и их влияние на воспитание детей дошкольного возраста.
  • 16. История создания системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
  • 17. Совершенствование общественного дошкольного воспитания в р. Беларусь на современном этапе.
  • 18. Структурная характеристика системы дошкольного образования в Республике Беларусь.
  • 19, Традиционные и перспективные типы дошкольных учреждений в Республике Беларусь.
  • 20. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
  • 21. Социальная роль воспитателя в обществе.
  • 22. Специфика работы воспитателя, его профессиональные умения.
  • 23. Гуманистическая направленность деятельности воспитателя, его личностные качества.
  • 24. История создания и совершенствования программных документов по дошкольному воспитанию.
  • 25.Программа "Пралеска" - государственная национальная программа воспитания и обучения в детском саду.
  • 26. Белорусские вариативные программы воспитания и обучения дошкольников.
  • 27. Значение раннего возраста в формировании личности ребенка, особенности этого этапа.
  • 28. Организация жизни детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение. Работа с родителями в этот период.
  • 29. Режим дня детей раннего возраста, методика проведения режимных процессов.
  • 31. Особенности воспитания и развития детей второго года жизни.
  • 32. Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.
  • 34. Принципы обучения детей дошкольного возраста.
  • 35. Методы и приемы обучения дошкольников.
  • 3Б. Формы организации обучения дошкольников.
  • 37.Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольной педагогики.
  • 38. Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду.
  • 39. Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников.
  • 40. Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
  • 41. Воспитание у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
  • 42. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы).
  • 43. Методы социально-нравственного воспитания дошкольников.
  • 44. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.
  • 45. Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
  • 46. Воспитание коллективизма у детей дошкольного возраста.
  • 47. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 48. Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
  • 49. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста (цель, задачи, своеобразие).
  • 50. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
  • 51. Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада.
  • 52. Воспитание hpabctbeHho-lзолевых качеств у дошкольников.
  • 53. Половое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 54. Эстетическое воспитание дошкольников.
  • 55. Теоретические основы игры дошкольников.
  • 5Б. Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
  • 55. Режиссерская игра дошкольника.
  • 56. Театрализованные игры дошкольников.
  • 59. Роль дидактических игр в развитии дошкольников. Структура дидактической игры.
  • 60. Виды дидактических игр. Руководство ими в разных возрастных группах детского сада.
  • 6L.Значение игрушек в жизни ребенка, их классификация, требования к ним.
  • 66. Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.
  • 67. Преемственность в работе детского сада и школы.
  • 44. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.

    КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ дошкольника - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе, в разных видах деятельности.

    Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества.

    Понятие культуры поведения очень широкое. Оно включает внешнюю и внутреннюю культуру. Внешняя (манеры, внешний виц) и внутренняя культура (уважение к окружающим, чуткость, правдивость и др.) должны находиться в единстве.

    Культурно-гигинические навыки и привычки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована на не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих от ношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважений к окружающим. Взрослые же должны помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе и культурно-гигиенические, приносят человеку большую пользу на протяжении всей дальнейшей жизни.

    Культура общения со взрослыми и сверстниками предусматривает выполнения детьми норм м правил общения, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения имеет в виду умение не только действовать определенным образом, но и воздерживаться от неуместных в данных обстоятельствах действий, жестов. Ребенка нужно научить замечать состояние других людей.

    Культура общения обязательно предполагает культуру речи . Это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение разговаривать лаконично, сохраняя спокойный тон. Не менее важно учить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему. Культура речи формируется на занятиях и в повседневной жизни, в разных видах самостоятельной деятельности.

    Культура деятельности проявляется в поведении детей на занятиях, в игре, в труде. Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение поддерживать в порядке рабочее место, где он работает, занимается, играет; привычку доводить начатое дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем.

    Условия, воспитания культуры поведения дошкольников :

    1. Авторитет и культура воспитателей и родителей . Культура педагога, характер его общения с детьми, стиль взаимоотношений имеют огромное значение в формировании культуры поведения. Умение воспитателя использовать вместо замечания совет, а иногда юмор, тактично исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям, стремление их поддерживать, доверие и ласка. - всё ото вызывает у детей желание общаться с ним, с готовностью откликаться на каждую просьбу. Дети подражают поведению авторитетного воспитателя, переносят его во взаимоотношения со сверстниками. В поведении ребенка отражается также и культура родителей.

    2. Точное осуществление режима позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключаться от одной деятельности к другой, не допускать переутомления, чередовать время активной деятельности и отдыха. Точный режим позволяет сформировать стереотип поведения. Своевременное проведение режимных процессов предупреждает срывы в поведении, возникающие обычно во время утомляющего ожидания.

    3. Правильная организация обстановки , в которой находятся дети. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования, которые соответствуют возрасту детей, их интересам и содержанию знаний, умений и навыков, удобное размещение мебели, всё это создает условия для развертывания разнообразной деятельности, увлекает дошкольников, позволяет им находить занятия по интересам и тем самым предупреждает срывы в поведении.

    4. Положительная эмоциональная атмосфера в детском саду и семье. Это атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей, что воспитывает у детей стремление к занятости, организует их жизнь и отражается на формировании у них культуры поведения

    Поведение детей в детском саду регулируется правилами, которые формируются на основе норм:

    Правила должны быть конкретными, предполагающими определенные поступки. Например: "Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней";

    Правила должны быть сформулированы четко, доступно для понимания детей, в форме указаний, а не запретов;

    Каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми (разъяснения, обучения выполнению, напоминания, предупреждения возможных нарушений);

    Правила вводятся постепенно.

    Методы воспитания : разъяснение, показ, упражнение, напоминании, контроль, оценка, беседа, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, положительный пример, поощрение и наказание.

    В младших группах воспитатель приучает детей к правильному поведению, последовательно и терпеливо добивается послушания, некоторой самостоятельности в выполнении элементарных правил поведения. В средней группе воспитатель постоянно следит за самостоятельным выполнением правил, а в случае нарушения добивается своевременного исправления ошибок. Важным является предупреждение возможных нарушений, чему способствует напоминание правил, предваряющая оценка. В старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы достаточно устойчивые навыки культуры поведения. Возрастает способность к произвольному поведению, что позволяет детям сдерживаться от нежелательных поступков, сознательно следовать установленным правилам. Формируются мотивы поведения. Воспитатель становится более требовательным к детям, добивается от них быстрого и точного выполнения правил.

    "

    Формирование культуры поведения в дошкольном возрасте проходит поэтапно. На каждом из этих этапов дети согласно возрастным психологическим особенностям усваивают культуру деятельности, культуру общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

    Т. А. Куликова выделяет следующие этапы воспитания культуры поведения и отношений Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 1998. С. 112 - 117.:

    Первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте и преследует цель накопить множество единичных фактов - упражнений в поощряемом обществом (и родителями) поведении.

    На следующем этапе, хотя его трудно отделить от первого, детям начинают объяснять, когда и как нужно себя вести, чтобы получить похвалу окружающих. Здесь важна «методика предвосхищения». Суть ее заключается в том, что взрослый предвосхищает своими замечаниями нежелательное поведение ребенка и помогает не допустить его. Например: «Сейчас мы с тобой пойдем к врачу, как ты с ним поздороваешься, что скажешь? А он в ответ тебе обязательно улыбнется, ему нравятся воспитанные дети», «Дети, вы, конечно, все помните, как нужно пройти по коридору в музыкальный зал, что бы не разбудить малышей? Я не сомневаюсь, что вы пройдете тихо». Методика предвосхищения выполняет роль стимула к достойному поведению. На втором этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения. И пусть пока он еще много делает ради похвалы, бояться этого на данном этапе не следует. Похвала необходима каждому человеку, она укрепляет его уверенность в себе. Ребенку-дошкольнику это особенно важно.

    На третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения, воспитатель больше внимания уделяет осознанию детьми значимости правил этикета. Можно немного рассказать дошкольникам об истории возникновения этикета, о традициях культуры поведения у людей в разные времена и в разных странах и, конечно, о содержании этикета в группе детей.

    Следует обучать детей конкретным способам поведения и выражения отношения и чувств, учить сдерживать свои чувства, если они могут быть обидны или неприятны для окружающих.

    Одной из задач воспитания культуры поведения и отношений является формирование самоконтроля в поведении детей старшего дошкольного возраста.

    Ряд исследователей представляют самоконтроль как существенную сторону саморегуляции, как способность предупреждать возможные ошибки в деятельности и поведении и исправлять их; в основе самоконтроля лежит произвольность поведения, а ориентиром являются моральные нормы общества. Применительно к детям старшего дошкольного возраста содержание понятия «самоконтроль в поведении» можно конкретизировать следующим образом: умение ребенка предвидеть последствия предполагаемого поступка для себя, сверстника, взрослого, испытывать соответствующие эмоциональные переживания (чувство удовлетворения или стыда, благодарности или обиды и пр.), что позволяет либо утвердиться в его правомерности, либо изменить свое решение как несоответствующее ожиданиям окружающих Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание 2001.№ 9. С. 18 - 27..

    Следовательно, чтобы осуществить самоконтроль за своими действиями в конкретной ситуации, ребенку необходимо: осознать смысл ситуации и определить свой поступок в ней; выбрать моральное правило, регулирующее действия в этой ситуации; понять (осознать) справедливость этого правила как соответствующего необходимым действиям, его моральный смысл, личностную значимость; предвидеть (предвосхитить) последствия предполагаемого поступка; проявить волевое усилие, совершить поступок.

    Развитие у детей осознания нравственной ценности правил, регулирующих поведение, и использование их в своей деятельности;

    Формирование у детей умения предвидеть последствия предполагаемого поступка, эмоциональных переживаний за него (чувства удовлетворения, радости, смущения, стыда, недовольства собой, гордости, чувства собственного достоинства);

    Формирование у детей осознания личностной значимости поступков, заключающих в себе моральный смысл.

    В формировании самоконтроля большое значение имеет обсуждение с детьми конкретных ситуаций, которые требуют поиска выхода из них, опираясь на моральные правила. Как один из активных приемов в беседах с детьми можно использовать моделирование, т. е. графическое изображение всех мыслительных актов действующего лица в ситуациях, заключающих в себе моральный смысл. Сюжет рассказа о конкретном поступке литературного героя представляется в виде последовательных кадров, каждый из которых обозначается условным знаком-заместителем Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др.; Под ред. Виноградовой А.М. М.: Просвещение, 1999. С. 37 - 40..

    Краткие выводы по главе 1

    Культура поведения дошкольника - это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

    При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться следующих принципов единства и целостности воспитательного процесса, т.е. взаимосвязи задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании; повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени. Положительные результаты в формировании культуры поведения возможны в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

    В формировании культуры поведения дошкольников выделяются несколько этапов. Первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте, закладываются основы культуры общения, культуры деятельности, формируются культурно-гигиенические навыки. На втором этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения. И уже на третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения, воспитатель больше внимания уделяет осознанию детьми значимости правил этикета.



    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png