Формирование навыков безопасности поведения детей Никого не оставляет равнодушным неутешительные сводки о несчастных случаях, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского травматизма в дошкольном учреждении. Поэтому необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно.Эти правила следует подробно разъяснять детям, затем следить за их выполнением, так как, я подчеркиваю, безопасность это и стиль жизни, и адекватное поведение в неожиданных ситуациях. Воспитание безопасности непрерывный, систематический и последвательный процесс, начинающийся с раннего возраста. Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев. Эту задачу призваны решать как родители, так и педагоги дошкольных образовательных учреждений. Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно-образовательную систему, включающею все видыдеятельности: игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально-ритмическую. Таким образом, мы ставим цель: знакомство дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения. Для реализации поставленной цели выделяем следующие задачи: Развивать у детей самостоятельность и ответственность Создавать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения на дороге Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных ситуациях на дороге Формировать представления дошкольника о безопасности поведения в различных дорожных ситуациях Учить детей регулировать свои поведенческие реакции Эфективность реализации поставленных задач, во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной в дошкольном учреждении Предметно-развивающая среда включает в себя:

  • уголки безопасности в группах
  • информационные уголки для родителей
  • позновательно-агитационные материалы
  • иллюстративные стенды для детей и взрослых
  • организованную деятельность детей- занятия,экскурсии
  • совместную деятельность взрослых и детей- беседы,чтение, драматизация сказок
  • свободную, самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры
Проблему, связанную с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому в вопросах воспитания безопасности поведения детей важно обеспечить преемственность между детским садом и семьей Эфективной формой работы по предупреждению детского травматизма и обучению правилам безопасного поведения является тесное сотрудничество с инспектором мчс. Инспекторы проводят занятия с детьми, выступают на родительских собраниях, на педсоветах Несчасных случаев на дороге будет значительно меньше, если взрослые не оставят детей без присмотра на улице, дома, во дворе. Если ребенок сталкивается в своей жизни с реальной опасностью, то он должен обратиться за помощью к взрослым. От взрослых дети получают самую действенную поддержку. Спасибо за внимание

Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве, на улице. Взрослые люди, имеющие профессиональную подготовку и жизненный опыт, вынуждены в современных условиях постоянно пополнять свои знания и навыки в области безопасности жизнедеятельности. В этих особых условиях особую актуальность приобретает изучение предмета “Основы безопасности жизнедеятельности”, введенного в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях.

Курс этого предмета направлен на “формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретению ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим”. Таким образом, появилась необходимость подготовки детей к безопасному поведению в повседневной жизни, к рациональным действиям в опасных ситуациях. Наиболее результативно такая подготовка осуществляется в дошкольном возрасте.

Детям легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил поведения дома, на улице, в детском саду, на природе, а затем в обществе.

Для дошкольных учреждений, в 1997 году вышла программа “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, авторами которой является Н.Авдеева, О.Князева, Р.Стеркина.

Результатом тщательного изучения мониторинга стала разработка перспективных планов, (приложение №1,2) включающие в себя следующие разделы:

  • беседы,
  • экскурсии,
  • занятия,
  • чтение художественной литературы,
  • дидактические игры,
  • сюжетно-ролевые игры.

Учитывая содержание программы “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, направленное на приобретение детьми не только теоретического, но и практического опыта, мы сделали такой вывод, что целесообразно проводить как обучающие, игровые, так и практические занятия. В обучающие занятия включались те, которые давали детям теоретические знания по пользованию предметами домашнего быта; по поведению в экстремальных ситуациях; по изучению правил поведения в быту; по обучению способам выхода из конфликтных ситуаций.

В игровые занятия включались специальные тренинги для отработки защитных навыков поведения, разыгрывались ситуации правильного и неправильного поведения на улице, дома, с животными, в лесу.

Практические занятия включали в себя:

Работу с макетами;

Обучению пользованию телефоном

Учились, как правильно пользоваться ножницами, иглой;

Проводились опыты с лупой, землей, песком, водой;

Учились, как правильно пользоваться предметами быта;

Учились, как правильно оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, ссадинах и порезах;

Изготовление плакатов по темам: “Пожарная безопасность”,”02, 03, 04”;

Проводились тренинги на тему, если встретился с незнакомцем.

Работа по “ОБЖ” предусматривалась не только на занятиях, но и в процессе режимных моментов, игр, бесед, развлечений, экскурсий.

В процессе проведения режимных моментов мы старались формировать у детей навыки личной гигиены; обращали внимание на их самочувствие, внутренние ощущения в течение дня. Для закрепления знаний проводились различные игры: дидактические, словесные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые. Некоторые игры нам пришлось изготавливать, например, “Лабиринты”, “Составь картинку”, “Безопасная дорога”. Для повышения уровня знаний проводили экскурсии: в музей, в экстренные службы города, на природу. Реализация программы осуществлялась в соответствии с разработанными планами, с учетом основных принципов планирования, возрастных и психологических особенностей детей.

По каждому тематическому разделу нами проводилась определенная работа. При изучении раздела “Ребенок и другие люди”, мы рассказывали об опасности контактов с незнакомыми людьми, при этом учитывали, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут представлять опасность, а какие - нет. Многие считали, что люди не могут принести вреда. Учитывая результаты первичной диагностики, с детьми рассматривались типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. Например, взрослый приглашает покататься на машине; взрослый угощает конфетой и уговаривает пойти с ним куда-либо. Для закрепления пройденного материала предлагали детям игры – драматизации. Очень часто на помощь детям приходил Стобед (большая мягкая игрушка), и дети с удовольствием ему помогали. С детьми рассматривались и обсуждались возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, ведет к машине), мы старались объяснить детям, что нужно делать в подобных ситуациях. С детьми отрабатывались защитные формы поведения. Большое внимание уделяли робким и застенчивым детям, чтобы они научились громко кричать, звать на помощь. После бесед с детьми выяснилось, что не все дети могут сказать “нет” подросткам, взрослым, детям, которые зовут на стройку, в подвал или на окраину города. Так, с детьми проводились специальные упражнения, чтобы научить говорить – нет, например, упражнение “Зеркало”. Дети узнавали о том, что опасности могут подстерегать на улице, в подъезде, дома, и в связи с этим нужно выполнять ряд правил: нельзя уходить далеко от дома, заходить в лифт с незнакомыми людьми, открывать дверь незнакомым людям. На эту тему также разыгрывались различные ситуации:

Ребенок дома один;

Ребенок дома с взрослыми;

Ребенок с друзьями.

Изучение тематических ситуаций подкреплялось знакомством со сказочными сюжетами, например, “Красная шапочка”, “Петушок – золотой гребешок”, “Волк и семеро козлят”.

Тематический раздел “Ребенок и природа” содержит очень большой объем, который должны усвоить дети. Занятия проводились с акцентом на богатейшую, красивую природу Башкортостана. Обязательным пунктом в работе было обучение детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, не ломать ветки, не бросать мусор в лесу и т.д.). Одновременно объясняли, что нужно помнить об опасностях, связанных с ядовитыми растениями или при контакте с животными. Для ознакомления детей с ядовитыми растениями, а также со съедобными ягодами и грибами, использовали иллюстрации, наглядные материалы. Закрепление знаний проходило с помощью дидактических игр: ”Съедобное – несъедобное”, ” Поле, лес, огород” и т.д. Проводились экскурсии в различное время года на водоем, где изучали не только растительность и насекомых водоема, но и правила поведения на воде; в сквер, парк, лес. В изучении различных правил экологической безопасности мы использовали стихи С.Я.Маршака, Усачева.

При ознакомлении детей с предметами домашнего быта, которые являются источником потенциальной опасности для детей, мы разделили эти предметы на три группы:

  • предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, электроприборы);
  • предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться пользоваться (нож, иголка, ножницы);
  • предметы, которые взрослый должен хранить в недоступных для детей местах.

Проводимая работа была построена на основе разделения предметов на три группы. Например, дети узнавали, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Объяснение этого материала дополнялось примерами из литературных произведений: “Кошкин дом” С.Маршака, “Неизвестный герой”. Для обучения навыкам пользования предметами второй группы организовывались специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков в зависимости от возраста детей. Проблемы безопасности детей по обращению с предметами третьей группы и правила их хранения стало содержанием работы с родителями.

В процессе реализации программы “ОБЖ” приоритетным направлением в нашей работе и работе дошкольного учреждения, есть и будет содержание раздела “Здоровье ребенка”. За основу мы взяли программу Лазаревой “Здравствуй”, Для эффективной работы мы скоординировали свои тематические занятия с валеологом и старались дать детям как можно больше знаний по разделу “Здоровье ребенка”. Мы объяснили детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Затем познакомили детей с тем, как устроено тело человека, его организм. На практических занятиях предлагали послушать с помощью фонендоскопа биение сердца. Во время режимных моментов всегда обращали внимание детей на их самочувствие. В нашем детском саду используются разные формы организации двигательной активности: гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, динамические паузы, физкультурные праздники и дни здоровья. Чтобы формировать у детей ценности здорового образа жизни. Медицинские работники всегда рассказывали о значении и необходимости проведения разного рода мероприятий: дыхательной гимнастики, массажа, физиотерапии. В процессе формирования у детей навыков личной гигиены, подводили детей к тому, чтобы выполнение и соблюдение не являлось требованием взрослых, а становилось личной инициативой каждого ребенка. В нашем детском саду большое внимание уделяется не только физическому здоровью, но и психическому здоровью и эмоциональному благополучию детей. Наша совместная работа с психологом по разделу “Эмоциональное благополучие ребенка”, тому обоснованное подтверждение. Психологическое здоровье, эмоциональное благополучие – симптомы нормального детства. Нам, как воспитывающим детей, надо всегда помнить: дети чрезвычайно эмоциональны, впечатлительны, внушаемы, это нужно учитывать и формировать веру каждого ребенка в свои силы и возможности, оптимистический взгляд на все происходящее. При помощи психолога, дети научились правильным способам выхода из конфликтных ситуаций. Достигнуто это было при помощи специальных игр, занятий. Для подведения итогов работы с детьми мы проводили итоговую диагностику. Результаты оказались хорошими. Просмотрев графическое изображение первичного и итогового мониторинга, мы убедились в том, что дети имеют хорошие знания по данным разделам. Работа с детьми в подготовительной группе осуществлялась по тому же принципу, что и с детьми в старшей группы. Отличительной чертой стало усложнение, предусматриваемое в наполнении содержания каждой из форм работ. В своей работе мы использовали принцип “Возрастной адресованности”. В течение этих лет мы вместе с детьми изучали науку безопасности. Это наука особая – она учит, как защитить себя, как помощь другим в трудную минуту. Мы не сомневаемся, что дети извлекут большую пользу из наших занятий, игр, бесед. В наши трудные времена мы не представляем себе лучшего качества у подрастающего поколения, чем внутреннее чувство защищенности и способности справиться с любой подстерегающей их опасностью.

В дальнейшем мы планируем продолжать работу по “ОБЖ”, но необходимо ее расширить и из безопасности перейти к Воспитанию культуры безопасности дошкольников.

Используемая литература:

  1. Н.Авдеева, О.Князева, Р.Стеркина “Безопасность глазами ребенка”
  2. Н.Авдеева, О.Князева, Р.Стеркина “Основы безопасности детей дошкольного возраста” Программа для дошкольных образовательных учреждений.
  3. Е.А.Алябьева “Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста”
  4. П.Статмен “Безопасность вашего ребенка”
  5. С.И.Семенака “Уроки добра”
  6. Журнал “Основы безопасности жизни” №8,9 – 05г., № 5,9 – 99г.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улицах города

За безопасность необходимо платить,
а за её отсутствие расплачиваться.
Уинстон Черчилль

Современный мир таит в себе большое количество разных опасностей. Все мы живем в обществе, где необходимо соблюдать определенные нормы, правила поведения. Поэтому одной из самых болезненных проблем современного общества является детский дорожно-транспортный травматизм. Зачастую дети и являются виновниками дорожно-транспортного травматизма, потому что не достаточно владеют правилами безопасного поведения. Под безопасностью понимается не просто сумма усвоенных ребенком знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Пока малыш слишком мал и находится в коляске, мы испытываем тревогу, т. к. он становится одним из участников дорожного движения. А как только он начинает взрослеть и ходить, ребенок становится более активным. В связи с этим очень сильно увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий. Как правило это связано с тем, что во – первых, стала развиваться техника во всем мире, во – вторых, несоблюдение и невыполнение правил безопасного поведения детей на улицах, дорогах, в транспорте и т. д. Поэтому дети часто страдают непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль или другое какое - нибудь транспортное средство.

Поэтому одной из важнейших задач дошкольного учреждения является формирование навыков безопасного поведения у детей. Именно поэтому в этой большой и сложной работе особое внимание уделяется воспитанию безопасного поведения на улицах города.

С раннего возраста необходимо обучать детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. Ведь знания, которые ребенок получает в детстве, наиболее прочные. Культура общественного поведения формируется через знание правил поведения на дороге и соблюдения норм. Именно это и является важной предпосылкой к снижению дорожно-транспортного травматизма среди детей.

Воспитание и обучение ребенка с первых дней пребывания в детском саду необходимо организовывать так, чтобы к тому моменту, когда ребенок переходит из детского сада в школу, он мог бы с легкостью ориентироваться в окружающем пространстве, умел правильно оценивать ситуации и владел бы навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Вот почему именно в детском саду все дети должны получить квалифицированную информацию о безопасном поведении на улицах и приобрести необходимые навыки и привычки правильного поведения. Чем больше у ребенка этих полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания, которые он будет получать в детском саду.


Целью моей работы стало знакомство дошкольников с дорогой, правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта, а так же активизировать проблему культуры личной безопасности.

Для достижения поставленной цели были разработаны следующие задачи:
- учет возрастных особенности детей;
- развитие у детей самостоятельности и ответственности;
- создание условий по изучению детей с основами и правилами безопасного поведения на дороге;
- закрепление правил и норм поведения в различных жизненных ситуациях на дороге;
- ориентировка в различных дорожных ситуациях;
- контроль своих поведенческих реакций;
- формирование пространственной ориентировки;
- развитие связной речи детей;
- обогащение словаря детей;
- взаимодействие с семьёй дошкольника;
- создание дидактических игр, разработка занятий.

В своей работе я использую систематическую разноплановую работу, использую творческие формы и методы обучения и воспитания детей, а также просвещаю родителей по данной проблеме.

Основным методом моей работы – является создание именно той благоприятной предметной среды, которая будет стимулировать детскую активность и предоставит ребенку больше времени для свободного исследования интересующих его объектов, развивать у ребенка реакцию, координацию, внимание и наблюдательность.

Для этого мною была создана предметно-развивающая среда, которая включает в себя:
1. Уголок безопасности в группе;
2. Информационный уголок для родителей;
3. Познавательно-агитационные материалы;
4. Иллюстрированные стенды для детей и взрослых;
5. Работа с родителями.

Дошкольное учреждение и семья – это два социально значимых института, от которых и зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Поэтому вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города, посёлка, дома должна строиться в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является источником общественного опыта. Именно в семье он находит примеры для подражания. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то решать эту проблему мы должны «всем миром»: детский сад, семья, школа, общественность.

Ведущие цели обновленной программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает 4 возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст - от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний возраст - от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная группы).

Знакомство детей с правилами безопасного поведения, согласно программе, следует начинать уже со второй младшей группы. В этом возрасте стоит задача: «Совершенствовать умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора».

В средней группе программой предусмотрена следующая задача: «Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Закреплять знание правил дорожного движения».

В старшей группе происходит дальнейшее усложнение программы и ставится задача: «Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада. Вместе с родителями учить соблюдать правила уличного движения, переходить улицу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора. Учить детей соблюдать технику безопасности: не играть с огнем, в отсутствии взрослых не пользоваться электроприборами, не трогать без разрешения острые, колющие и режущие предметы. Научить детей в случае необходимости самостоятельно набирать телефонные номера пожарной службы, милиции и «Скорой помощи» (01, 02, 03)». К концу года, при правильно организованной работе воспитателя, дети могут: различать и называть виды транспорта; знать свой домашний адрес; знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зеленый сигнал светофора.

Задачи программы в аспекте воспитания безопасного поведения у детей подготовительной к школе группы: «Обогащать представление о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном. Учить свободно ориентироваться в помещении детского сада и на участке, пользоваться планом помещения детского сада, участка, близлежащих улиц. Продолжать учить соблюдать правила дорожного движения и техники безопасности. Совершенствовать знания детей о дорожных знаках и их назначении». К концу года дети могут: различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

В библиотеке «Программы воспитания и обучения в детском саду» выпущено пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, методистов по дошкольному воспитанию, а также родителей: «Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Для работы с детьми 3 - 7 лет ».

Автор пособия, Тамара Филипповна Саулина, также считает, что знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

«Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях».

Далее автор указывает, какое оборудование должно быть на участке детского сада. Для прогулок детей каждой возрастной группы следует выделить свое постоянное место - групповой участок. Дорога вокруг здания детского сада должна использоваться как «проезжая часть», на ней наносится разметка - разделительная полоса, а при выходе из здания детского сада на групповой участок наносится разметка пешеходного перехода - «зебра». Во время прогулки дети могут упражняться в соблюдении правил дорожного движения: ходить по тротуару, переходить на свой участок по пешеходному переходу, ездить на велосипеде, самокате педальной машине по правой стороне «дороги с разделительной полосой».

Для развития сюжетно-ролевых игр целесообразно установить на площадке макеты разных видов транспорта, ширмы-макеты городского ландшафта (домики с окнами, разрисовать которые можно с помощью детей).

Вся разметка, установка дорожных знаков и другой дорожной атрибутики производится непосредственно инспектором ГИБДД или при его участии; активно помогают родители и школьники - инспекторы ЮИД.

При обучении правилам дорожного движения нельзя допускать перегрузки детей излишней информацией, нужно учитывать состояние здоровья и настроение ребят. Обучение следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса:

  • · На занятиях по трудовому воспитанию дети учатся изготавливать атрибуты для игр (жезлы, машины, шапочки, флажки).
  • · На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим дети получают представление о различных видах транспорта через рассматривание картин, просмотр диафильмов, чтение рассказов, разучивание стихотворений, беседы, наблюдения на экскурсиях.
  • · На занятиях по развитию элементарных математических представлений воспитатель дает понятие «левая, правая сторона», привлекает детей к составлению плана участка, дороги.
  • · На занятиях по конструированию детей учат создавать различные модели (здания, мосты, самолеты, машины, дома, улицы) как из напольного, так и настольного строительного материала; учат планировать процесс возведения построек, объединенных общей темой.
  • · На занятиях по изобразительной деятельности ребят учат рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта; соблюдать форму, величину, строение и соотношение частей.
  • · На физкультурных занятиях детей учат ездить на велосипеде по прямой линии, по кругу, змейкой, тормозить; продолжают развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.
  • · На музыкальных занятиях дети принимают участие в праздниках, театрализованных представлениях, развлечениях по теме: «Дорожная азбука».

В детском саду ребенок должен овладеть знаниями и умениями:

  • 1. Правила светофора: красный свет - дороги нет, желтый - предупреждение, зеленый - путь открыт. Даже при зеленом сигнале светофора прежде, чем начать переход, следует убедиться в его безопасности.
  • 2. Пешеходный переход - «зебра». Там, где его нет - необходимо посмотреть налево, затем направо и, убедившись в отсутствии опасности, переходить.
  • 3. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний, знаки сервиса, знаки приоритета, информационные знаки, опознавательные знаки транспортных средств.

Полученные знания дети используют в игре, как основном виде деятельности. Воспитатель выделяет в группе место для игры, где сосредоточен наглядный материал по данной тематике.

Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть все словесные предупреждения. Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице. В этих целях широко используются:

  • · информация на стендах для родителей, в папках-передвижках;
  • · родительские собрания, беседы с участием психолога, инспектора ГИБДД и других заинтересованных лиц;
  • · семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений;
  • · «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;
  • · Совместные праздники и развлечения («Папа, мама, я - пешеходная семья»);
  • · Выпуск стенгазеты для родителей.

Параллельно с «Программой воспитания и обучения в детском саду» в 2005 году вышли методические рекомендации «Ребенок и окружающий мир», автор О.В. Дыбина, содержащие направления и методику работы по реализации программных задач на всех этапах дошкольного детства. При работе с детьми старшей группы по обучению правилам безопасного поведения, по мнению Ольги Витальевны Дыбиной, воспитатель учит детей соблюдать правила уличного движения (переходить улицу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора), знакомит их с разными знаками - простыми (жесты, звуковые, стрелки) и универсальными (знаки дорожного движения); организует экскурсию: «Какие знаки есть на улицах, о чем они рассказывают» и беседы о правилах поведения и безопасности на улице: «Правила пешехода», «Катание на велосипеде», «Опасности на льду», «Прогулки по тротуару», «Игры во дворе» (необходимо обсудить с детьми возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города).

Нужно учить детей элементарным основам безопасности жизнедеятельности, познакомить с номером телефона «03», научить вызывать «Скорую медицинскую помощь». Побеседовать о том, к кому можно обратиться за помощью, если ребенок потерялся на улице. Дети должны знать номер милиции - «02». Объяснить, как опасно играть с огнем, какой большой бедой это может обернуться; научить правильно вести себя с случае пожара, звонить «01».Рассказать о пожарных, их трудной профессии, смелости, их действиях на пожаре.

Можно провести серию занятий «Мои друзья», чтобы показать детям: все предметы полезны, но с некоторыми из них - колющими, режущими, горячими и т.д. - надо обращаться очень осторожно.

Таким образом, «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой предполагает формирование навыков безопасного поведения детей по следующим направлениям:

  • 1. Поведение ребенка на улице (ориентирование, знание правил дорожного движения).
  • 2. Опасные ситуации дома (осторожное обращение с огнем, острыми, колющими и режущими предметами).

Галина Макеева
Опыт работы «Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах»

Огромен и нескончаем поток транспорта на улицах наших сёл и городов. По этим же улицам проходит тысячи пешеходов, среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Дорога , улица манит ребенка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычностью ситуаций. Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улицах и дорогах , в общественном транспорте надо начинать еще в раннем возрасте. Правила, усвоенные в детстве, в дальнейшем становятся нормой поведения , их соблюдение – потребностью. В соответствии с ФГОС ДО нами поставлена цель :

Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде .

Исходя из этого мы решаем такие задачи как :

1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице .

2. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой , а так же формирование устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице .

3. Воспитание дисциплинированности и сознательного практического выполнения правил дорожного движения , культуры поведения в дорожно -транспортном процессе.

4. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся ПДД.

Работу по профилактике дорожно -транспортных происшествий строим в соответствии со следующими принципами организации образовательного процесса :

Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения , а по правилам безопасного поведения на дороге .

В работе с детьми используем следующие методы :

Проектный метод;

Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций ;

Личностно-ориентированная технология;

Технология игрового обучения;

Метод наблюдения и беседы.

Особое внимание уделяем техническому оснащению, так как оно является одним из важнейших условий формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах , это :

Наглядные пособия.

Методическая, познавательная и художественная литература.

Сценарии праздников, экскурсий, бесед, консультаций, конспекты занятий и развлечений по пропаганде дорожной азбуки .

Фотоальбом, детские рисунки.

Комплект плакатов по предупреждению дорожного травматизма .

Комплект плакатов «Правила дорожного движения » .

Комплект дорожных ситуаций

Макет светофора, дорожные знаки

Макет с дорожной разметкой для игр с машинами

Дидактические, развивающие, настольные игры;

Атрибуты для ролевых игр «Шоферы» , «АЗС» , «Дорога » и др.

Основная идея работы по данной теме проходила через все виды деятельности. При её реализации соблюдался принцип последовательности : формирование навыков поведения на дорогах состоит в том , что любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем опыте , обучение включается в контекст повседневной жизни.

Значительное место было отведено практическим формам обучения : наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам (к перекрёстку, к проезжей части, к светофору и т. д., работе в автогородке , во время которых знакомила детей с перекрёстком , некоторыми дорожными знаками , где дети получили более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров, наблюдали за движением транспорта и закрепили ранее полученные знания на тематических занятиях, таких как : «Улица города (села) и его транспорт», «Мостовая - для машин, тротуар – для пешеходов» , «Автомобили, история их возникновения» , «Правила поведения на тротуаре , пешеходной дорожке , обочине», «Правила безопасности дорожного движения » , «Безопасный перекрёсток » , «Путешествие по городу дорожных знаков » и т. д. ;

В работе с детьми использовались беседы с решением проблемных ситуаций «Опасности подстерегают нас на улице» , «Мы с дорогою на вы » , «Правила поведения на проезжей части » и др. ;

На занятиях и вне занятий использовалось : рассматривание иллюстраций, пособий с изображением дорожных знаков ,

дорожных ситуаций , где дети определяли нарушения правил дорожного движения , делали выводы и умозаключения.

В группе ежедневно проводились минутки безопасности , где вместе с детьми повторяли дорожную азбуку . Знания по пдд дети получали и при ознакомлении с познавательной и художественной литературой. Кроме чтения, я использовала заучивание стихов, отгадывание загадок. Постоянное общение с книгой и систематическая работа развили знание основ дорожного движения и творческие способности и умения детей . Эти способности мы реализовывали в инсценировках, драматизациях, выразительном чтении стихов, в сочинении сказок, рассказов.

Организуя занятия и беседы, исходили из того, что в этом возрасте дети лучше воспринимают материал, преподнесенный в виде игры, использовали такие игры, как :

словесные, дидактические «Подумай и скажи» , «Назови вид транспорта» , «Опиши транспорт» ,

развивающие, настольные «Дорожные знаки » , «Транспорт» ,

сюжетно-ролевых «Шоферы» , «АЗС» , «Дорога » , «Автобус» , «ГАИ,

подвижные «Перебежки» , «Горелки» , «Стоп» , моделирование дорожных ситуаций , путешествия в «Страну дорожных знаков » , эти игры активизировали мышление детей , ставили их перед необходимостью самостоятельно находить решение, использовать имеющиеся знания.

Формируя у детей навыки правильного поведения на улице , мы уделяем внимание знакомству с трудом водителей и работников ГИБДД . Объясняя, как трудно приходится им, если пешеходы не соблюдают правил уличного движения, дети с удовольствием закрепляли знания в с/ролевых играх.

В свободное время дети с интересом рассматривали иллюстрации, альбомы, рисунки, плакаты по пдд.

Знания правил дорожного движения находили отражение и в художественном творчестве, как на занятиях, так и вне занятий, В течение года были организованы конкурсы и выставки рисунков : «Такие разные машины» , «Дети и дорога » «Внимание, дорога , «Наша улица» , «В стране – грамотных пешеходов» , «Внимание, дорога

Интересной формой по закреплению пдд являлись, ежеквартально проводимые в нашей группе, развлечения по правилам дорожного движения : «Главная дорога » (телепередача) , «Дорожная азбука » , игра-путешествие «В стране грамотных пешеходов» ,«Красный, жёлтый, зелёный» , «Самый внимательный пешеход» , «Ребёнок – главный пассажир» , дети с увлечением участвовали в показе сказки «В королевстве Феи дорожных знаков » организовывались встречи с сотрудниками ГИБДД Д. Добряковым на которых дети закрепляли полученные представления, упражнялись в разных видах деятельности, осуществляли творческую самореализацию в различных конкурсах.

Организуя столь важную работу по данной теме , нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников.

Актуальность данной работы состоит в том , что первый социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду , невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.

В марте было проведено анкетирование родителей с целью выявления уровня семейного воспитания ребёнка по правилам дорожного движения . Анализ показал, что у родителей недостаточно сформированы педагогические знания по обучению детей безопасному поведению на улице и дороге . Более того не все родители, принимавшие участие в анкетировании, сами соблюдают правила дорожного движения , причём как водители так и пешеходы. На основе результатов анкетирования было подготовлено и проведено родительское собрание на тему «Безопасность детей на улице » , на котором родители не только получили теоретические знания по обучению детей правилам дорожного движения , но и поучаствовали в практических упражнениях, разобрали дорожные ситуации . По итогам собрания совместно с родителями было решено, что необходимо шире использовать активные совместные формы работы для повышения педагогических знаний родителей по вопросам формирования у детей безопасного поведения на дорогах .

С целью привлечения внимания родителей к изучению правил дорожного движения , развитию практических умений по применению этих правил детьми для родителей,нами были разработаны :

- консультации : «Совместная деятельность МДОУ и семьи по обучению дошкольников правилам дорожного движения », «Правила безопасности детей . Безопасность на дорогах », Воспитываем грамотного пешехода»

Буклеты «Внимание! Ребёнок и дорога » , «Профилактика дорожно -транспортного травматизма»

Листовки «Соблюдать правила перевозки детей необходимо и в автомобиле».

- информационный стенд «Что можно прочитать детям о дорожном движении » , «Чтоб никогда не попадать в сложные положения, надо соблюдать правила движения»

Активное участие родителей проявлялось в такой форме совместной работы взрослых и детей , как создание стенгазет, фотоальбомов. Примером является опыт семьи Кокотюха «Мой ребенок учит правила дорожного движения » , Газета для любознательных родителей «Правильная дорога с детства » , нами была изготовлена стенгазета для родителей «Движение – жизнь, когда по правилам» . В игровой интересной форме родители закрепляли с детьми значения дорожных знаков , разбирали проблемные ситуации на дорогах , участвовали в театрализации, соревновались в ловкости и остроумии. Такие праздники доставили огромную радость детям

Анализ мониторинга знаний, умений и навыков выявил положительную динамику сформированности представлений по ПДД у детей дошкольного возраста. На конец марта уровень умений и знаний детей по ПДД составил 3 ,7 (б) -92%

Вывод : Система разработанная нами помогла дошкольникам овладевать навыками безопасного поведения и чувствовать себя уверенно на дорогах в любой ситуации . Результатом считаем отсутствие дорожно -транспортных происшествий с воспитанниками нашей группы.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png