Существование проблемы как разработки классификации методов семейного воспитания в настоящее время стоит достаточно остро. Какие именно методы воспитания применяются в современной семье? Данная проблема позволяет заключить то, что исследование, объектом которого является само воспитание в семье на предмет исследования - изучение методов семейного воспитания детей, является актуальным.

Целью статьи является анализ методов воспитания в семье и их влияния на формирование личности.

У любого человека возникает необходимость в самовоспитании на определенном этапе его развития, что свидетельствует о его успешной социализации. Социализация - это процесс становления личности, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, ценностями, правилами, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно ориентироваться в обществе. Предпосылкой этого является воспитание, непосредственно, семейное. Ведь именно в семье ребенок получает впервые знания об окружающем мире, знакомится с нравственными ценностями и социальными нормами, принятыми как в семейном кругу, так и в обществе в целом.

Рассуждая о семейном воспитании, мы замечаем, что на ребёнка невольно начинают действовать обстоятельства жизни семьи и ближайшее окружение. Как отмечает в своей работе известный советский педагог и психолог А.Г. Ковалев, «к таким обстоятельствам относятся материальные и моральные условия, психологическая атмосфера. Решающее значение имеют семейные отношения. Когда в семье царят заботливость, доверие, уважение, взаимопомощь, формируются важнейшие нравственные качества личности ребёнка. Отсюда следует, что в процессе воспитания родителям предстоит регулировать не только собственные взаимоотношения и отношения к детям, но и образ жизни, образ собственных мыслей, с тем чтобы обеспечить формирование полноценной и счастливой личности» (Ковалев, 1980, с. 34).

Воспитательные методы и их роль в становлении личности анализировали такие педагоги, философы, психологи, как Е. Вишневский, А.Дистервег, Ю. Грицай, Т. Ильина, В. Костив, Б. Ковбас, А. Макаренко, Т. Кравченко, И. Песталоцци, Н.Заверико, Дж. Мид, Ж.-Ж. Руссо, В. Сухомлинский, С. Соловейчик, К. Ушинский, Г. Щукина, В. Федяева, О. Беспалько, П. Юркевич и другие.

Воспитание воспринимается ими как относительно социально контролируемый процесс формирования личности. К примеру, А. Мудрик рассматривал воспитание как «относительно осмысленное и целенаправленное воспитание человека в семье, в религиозных и воспитательных организациях, которое более менее последовательно способствует адаптации человека в обществе и создает условия для его отделения в соответствии со спецификой цели, содержания и средств семейного, религиозного, социального и коррекционного видов воспитания» (Мудрик, 2000, с. 16). Таким образом, в процессе семейной социализации используются методы воспитания, применяемые в педагогическом воздействии воспитателя на воспитанников.

Слово «метод» с греческого языка означает путь, способ познавательной, практической деятельности людей. Под методом О. Безпалько понимает «кратчайший путь достижения оптимальных результатов, соответствующих поставленным целям» (Безпалько, 2003, с. 43). Метод считается инструментом любого воспитания.

Имеются различные подходы как к определению термина «методы воспитания» так и к их классификации. В частности, Н. Заверико полагает, что «методы воспитания - это пути и способы совместной, взаимосвязанной деятельности социального педагога и клиента (воспитанника), направленные на достижение цели и решение поставленных задач» (Заверико, 2011, с. 19).

Существует достаточно много классификаций методов воспитания, но между ними, безусловно, много общего. Например, О. Безпалько приводит такую классификацию воспитательных методов:

1) Методы формирования сознания, с помощью которых формируются понятия, суждения, оценки, мировоззрение личности. К этой группе относятся убеждение, внушение, пример. Метод убеждения применяется тогда, когда с помощью логически аргументированной информации влияют на рациональную сферу личности с целью изменения взглядов, установок, убеждений, оценок объекта воспитательного воздействия. Убеждение направляется на логическое мышление ребенка и его ум, на способность мыслить и рассуждать. Внушение , наоборот, направлено на эмоции человека, его готовность получить соответствующие полные инструкции к действию. Также в эту группу методов входит пример . Этот метод опирается на сознательное воспроизведение личностью определенных способов поведения.

2) Методы организации деятельности (тренировка, создание воспитывающих ситуаций, прогнозирование, формирование общественного мнения ) способствуют формированию и закреплению положительного опыта поведения, действий и поступков, межличностных отношений.

3) Методы стимулирования деятельности - (игра, соревнование, поощрение, одобрение ). При их использовании происходит стимулирование личности к улучшению или изменению своего поведения, развивается мотивация на социально одобренные способы и виды деятельности.

4) Методы самовоспитания (самоанализ, самоосуждение, самоприказ, самовнушение ) влияют на сознательное изменение ребенком собственной личности в соответствии с требованиями общества и личностного плана самосовершенствования (Безпалько, 2003, с. 43).

Н. Заверико разделяет методы воспитания на методы формирования сознания (беседа, диспут, рассказ, пример, лекция ), методы организации деятельности (педагогическое требование, общественное мнение, упражнение, метод организации общественно полезной деятельности, творческая игра и т.п.) и методы стимулирования деятельности (поощрение, наказание, метод «взрыва» ) (Заверико, 2011, с. 19).

В. Федяева, изучая историю развития семейного воспитания, выделяет следующие основные методы воспитания детей в семье: пример, педагогическое требование, упражнения, внушение, словесные методы, поручение, поощрение и наказание. Рассмотрим их последовательно. Пример во все времена существования семьи был и является основным методом воспитания детей в семье. Используя его, родители показывают детям образец способа деятельности или формы поведения, которые присущи данной семье и обществу, знакомят детей с собственными нормами и ценностями. Дети, таким образом, овладевают на практике нормами общественной жизни, подражая своим родителям. Ведь дети стремятся быть похожими на своих родителей, если старшее поколение является авторитетом для подрастающей личности (Федяева, 2010, с. 258).

Педагогическое требование членов семьи как метод воспитания будет иметь положительный результат, если требования родителей совпадают. Индивидуальные требования могут выражаться через указание, распоряжение, команду, запрет, предостережение, просьбу, угрозу, пожелание, взгляд, через наделенные юмором советы, намеки, оказанное доверие, которое ребенок воспринимает как рекомендацию к действию (Федяева, 2010, с. 259). К коллективным требованиям относятся правила, которые действуют в семье и являются обязательными для выполнения всеми членами семьи. Метод требования должен применяться доброжелательно, ведь ребенок должен не просто подчиниться, потому что этого требуют взрослые, а понимать важность данного требования, иметь возможность сделать выбор правильных действий.

Большое значение в формировании личности детей в семье играет использование метода упражнений, который реализуется через научение. В. Федяева отмечает, что без длительных, систематических усилий, повторения отдельных действий и операций ребенок не научится не только четко говорить, читать, писать, играть разными игрушками, рисовать, делать различные изделия из бумаги, дерева, но и выполнять определенные правила гигиены, одеваться, соблюдать правила этикета, правил поведения на улице, сдерживать себя в разговорах, дискуссиях, планировать свое время, бороться с вредными привычками (Федяева, 2010, с. 259). В конечном итоге ребенок овладевает навыками и умениями, которые будут нужны ему в жизни.

Используя метод внушения, родители чаще всего применяют словесные методы. Так они могут донести детям сведения о последствиях тех или иных опрометчивых действий, что способствует позитивной направленности личности и успешной ее социализации. Родители могут похвалить ребенка, поддержать, сделать оценку его действиям, убедить, привлечь - и все это с помощью слова.

Поручение как метод воспитательного воздействия родителей на детей, за В. Федяевой, имеет две составляющие: полномочия и меру ответственности. Этот метод при правильном использовании, несет в себе элемент игры. Следует обратить внимание на то, что давая ребенку, поручение выполнить что-то, следует учитывать его возрастные особенности.

Благодаря методам поощрения, ребенок верит в свои силы. Родители должны поддерживать ребенка в его начинаниях, признавать правильность его действий. Для поощрения взрослые используют подарки, похвалу, благодарность. Это вызывает у ребенка радость, гордость за свои поступки, желание и в дальнейшем быть активным, самостоятельным, последовательным в своих действиях.

Большое значение в формировании личности ребенка в семье имеет наказание. Родители, используя этот метод, должны знать, что в наказании важна не форма, а его функционально-динамическая сторона, то есть эмоции, которые появляются у ребенка, и мотивы, которые возникают в результате переживания ситуации наказания (Федяева, 2010, с. 262).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все методы воспитания важны и что в любой семье их следует применять комплексно. В зависимости от стиля воспитания в семье, от позиции родителей отдается предпочтение тем или иным методам воспитания детей. Однако только во взаимодействии воспитательных методов, особенно, в их комплексном использовании можно добиться успешного становления личности, а, следовательно, и социализации ребёнка в социуме.

Статья основана на экспериментальных данных и является результатом многолетнего труда многих философов, педагогов и психологов.

Методы воспитания детей в семье - это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Они имеют свою специфику:

Влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлениях к личности;

Выбор методов зависит от педагогической культуры-родителей: понимания целей воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т.д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей - столько разновидностей методов.

Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий.

1) Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т.д.;

3) Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы.

4) Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны.

Приемлемые методы воспитания следующие:

1) Убеждение. Это сложный и трудный метод. Пользоваться им надо осторожно, вдумчиво, помнить, что убеждает каждое слово, даже случайно оброненное. Родители, умудренные опытом семейного воспитания, отличаются именно тем, что без окрика и без паники умеют предъявлять требования к детям. Они обладают секретом всестороннего анализа обстоятельств, причин и следствий поступков детей, предугадывают возможные ответные реакции ребят на их действия. Одна фраза, сказанная к месту, в нужный момент может оказаться более действенной, чем урок морали. Убеждение - метод, при котором воспитатель обращается к сознанию и чувствам детей. Беседы с ними, разъяснения - далеко не единственное средство убеждения. Убеждаю и книга, и кинофильм, и радио; по-своему убеждают живопись и музыка, которые, как и все виды искусства, действуя на чувства, учат жить «по законам красоты». Большую роль в убеждении играет хороший пример. И здесь огромное значение имеет поведение самих родителей. Дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Как ведут себя родители, так приучаются вести себя и дети. Наконец, детей убеждает их собственный опыт.

2) Требование. Без требований нет воспитания. Уже к дошкольнику родители предъявляют совершенно определенные и категорические требования. У него есть трудовые обязанности, и к нему предъявляются требования по их выполнению, при этом осуществляйте следующие действия:

Постепенно усложняйте обязанности ребенка;

Осуществляйте контроль, никогда не ослабляя его;

Когда ребенку нужна помощь, оказывайте ее, в этом надежная гарантия того, что у него не выработается опыта непослушания.

Главная форма предъявления требований к детям - распоряжение. Его следует отдавать категорическим, но, в то же время, спокойным, уравновешенным тоном. Родители при этом не должны нервничать, кричать, злиться. Если отец или мать чем-то взволнованы, то лучше пока воздержаться от предъявления требования.

Предъявляемое требование должно быть посильным для ребенка. Если отец поставил перед сыном непосильную задачу, то ясно, что она не будет выполнена. Если так случается не раз и не два, то образуется очень благоприятная почва для воспитания опыта непослушания. И еще: если отец дал распоряжение или запретил что-то, то мать не должна ни отменять, ни разрешать то, что он запретил. И, конечно, наоборот.

3) Поощрение (одобрение, похвала, доверие, совместные игры и прогулки, материальное стимулирование). Одобрение широко применяется в практике семейного воспитания. Одобрительное замечание - это еще не похвала, а просто подтверждение, что сделано хорошо, правильно. Человек, у которого правильное поведение еще только формируется, очень нуждается в одобрении, потому что оно является подтверждением правильности его действий, поведения. Одобрение чаще применяется к детям младшего возраста, еще плохо разбирающимся в том, что - хорошо и что - плохо, и поэтому особенно нуждающимся в оценке. На одобрительные замечания и жесты не надо скупиться. Но и здесь старайтесь не переборщить. Часто приходится наблюдать прямой протест против одобрительных замечаний.

4) Похвала - это выражение воспитателем удовлетворения определенными действиями, поступками воспитанника. Как и одобрение, она не должна быть многословной, но иногда одного слова «Молодец!» все-таки недостаточно. Родителям следует опасаться того, чтобы похвалы не сыграли отрицательную роль, потому что чрезмерное захваливание также очень вредно. Доверять детям - значит проявлять к ним уважение. Доверие, кончено, нужно соразмерять с возможностями возраста и индивидуальностью, но всегда нужно стараться делать так, чтобы дети не чувствовали недоверия. Если родители говорят ребенку «Ты неисправим», «Тебе ничего нельзя доверить», то этим расслабляют его волю и замедляют развитие чувства собственного достоинства. Приучать к хорошему без доверия невозможно.

Выбирая меры поощрения, нужно учитывать возраст, индивидуальные особенности, степень воспитанности, а также характер действий, поступков, которые являются основанием для поощрения.

5) Наказание. Педагогические требования к применению наказаний следующие:

Уважение к детям;

Последовательность. Сила и эффективность наказаний значительно снижаются, если они применяются часто, поэтому не следует быть расточительными на наказания;

Учет возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности. За одинаковый поступок, например, за грубость к старшим, нельзя одинаково наказывать младшего школьника и юношу, того, кто допустил грубую выходку по недопониманию и кто сделал это преднамеренно;

Справедливость. Нельзя наказывать «сгоряча». Прежде чем наложить взыскание, надо выяснить причины и мотивы поступка. Несправедливые наказания озлобляют, дезориентируют детей, резко ухудшают их отношение к родителям;

Соответствие между отрицательным поступком и наказанием;

Твердость. Если наказание объявлено, то его не следует отменять, за исключением случаев, когда выясняется его несправедливость;

Коллективный характер наказания. Это означает, что в воспитании каждого из детей принимают участие все члены семьи.

Формы воспитания

Воспитание «кнутом и пряником». Родителям стоит помнить, что воспитывая малыша, не стоит использовать ремень, крик или же применять рукоприкладство. Ребенок, которому пять лет, не понимает причин крика, он не осознает, что это наказание. В таких моментах лучше использовать угол. Если родители начинают прибегать к физическому насилию, то это значит, что они просто не могут по-другому доказать ребенку свою правоту, у них нет для этого аргументов. Если постоянно наказывать ребенка ремнем или кричать на него, то до добра это не доведет – ребенок просто начнет тихонько ненавидеть родителей, а вины при этом чувствовать за собой не будет. При воспитании стоит запастись терпением, постараться найти аргументы, чтобы доказать, что в чем-то ребенок не прав. Кричать, по мнению специалистов, стоит только в случае опасности, тогда у ребенка будет вырабатываться инстинкт самосохранения.

Воспитание «на равных». Стоит четко понимать, что при разговоре с ребенком нельзя допускать сюсюканья и другого искажения слов. Если не разговаривать с ним обычным языком, то это приведет к замедлению речи или неправильному произношению. С самых первых месяцев ребенку необходимо слышать правильную речь и тогда он научится говорить нормально. Несомненно, родителям надо помогать малышу морально, но при этом стоит избегать тотального контроля. Все это касается и наблюдения за ребенком – не надо молниеносно бросаться к малышу, если он вдруг упал в кроватке; не стоит за него собирать разбросанные игрушки, потому что он это должен делать сам – это его работа.

Воспитание подростка. Главное, что стоит помнить – подростки постоянно пытаются избежать чрезмерной опеки со стороны родителей. Но стоит разделять опеку и внимание, потому что во внимании ребенок как раз нуждается больше всего. Матери необходимо найти правильный подход к своему чаду, чтобы доступно объяснить ему какие вещи можно делать, а какие нет. Хорошо, если родители станут для ребенка в этот период друзьями, тогда он будет рассказывать все, что происходит в его жизни; нельзя терять доверие ребенка, иначе он будет неразговорчив и, возможно, даже замкнут.

Методы воспитания

Методы воспитания ребенка в семье – это тот путь, который позволяет осуществить целенаправленное влияние на его сознание и поведение со стороны родителей.

Убеждение

Это достаточно сложный метод. Пользоваться им надо аккуратно и осторожно: любое слово, даже случайное, может в чем-то убедить ребенка. Наибольший эффект в таком методе приносит показанный пример. Дети любят подражать взрослым, а особенно родителям. Однако стоит помнить, что подражают дети не только хорошим привычкам, но и плохим.

Требование

Без этого метода нет воспитания. Уже к маленькому ребенку родители предъявляют определенные требования. Главная форма таких требований – это распоряжение. Распоряжение стоит произносить спокойным, уравновешенным голосом, но делать это так, чтобы у ребенка не возникло даже мысли, что требование можно не делать. Нельзя кричать, злиться и нервничать.

Поощрение

К поощрениям можно отнести разные формы взаимодействия, в том числе совместные прогулки и игры, одобрение, доверие, похвала и даже материальное стимулирование. Чаще всего в семьях используют одобрение. Хотя одобрение это не совсем похвала, это подтверждение того, что ребенок делает все правильно. У малыша правильное поведение только формируется, поэтому ему необходимо слышать подтверждение правильности своих действий.

Похвала

Похвалой воспитатель выражает удовлетворение совершаемыми поступками и действиями воспитанника. Однако стоит быть внимательным, чтобы хвалебные слова не стали играть отрицательную роль. Такое бывает, когда ребенка чрезмерно хвалят.

Наказание

Эффективность от них бывает только тогда, когда они применяются редко. Прежде чем наказать, следует объяснить причины этого поступка.

Методы семейного воспитания – это длительное регулярное воздействие на детей , имеющее систематический характер. Они используются лишь с одной целью – адаптировать ребенка в социуме и научить вести себя в соответствии с принятыми нормами и правилами поведения в обществе, а также привить ему дисциплину .

Важно помнить, что дисциплина как метод семейного воспитания является наиболее простым способом выработать у малыша автоматические повседневные навыки, которые должны помочь ему в будущем.

Виды методов воспитания

Современные методы семейного воспитания существенно отличаются от тех, к которым прибегали родители прошлого века. Однако сегодня каждый взрослый вправе выбрать те методы, которые кажутся ему наиболее предпочтительными и наиболее эффективными в развитии его ребенка. Отметим, что главное ни в коем случае не превысить свои родительские полномочия и не испортить отношения с малышом.


Все имеющиеся на данный момент методы подразделяются на три вида :

  1. Психологическое воздействие, в т.ч. моральное.
  2. Физическое воздействие.
  3. Ограничения, наказания и лишения чего-либо.

Очень важно правильно выбрать задачи семейного воспитания для каждой конкретной ситуации, т.к. некорректно подобранный метод может повлиять на психическое и душевное состояние ребенка и ухудшить взаимоотношения членов семьи.

Так же необходимо учитывать и сочетание индивидуальных особенностей характера и темперамента ребенка .

Методы психологического и морального воздействия

Беседы


Беседа — один из первоочередных методов психологического воздействия на ребенка

Это, пожалуй, самый гуманный метод взаимодействия с ребенком , требующий родительского терпения, понимания и мудрости. Его можно назвать основным способом установления контакта с ребенком при попытке воздействия в целях воспитания. При этом от взрослых требуется жесткий контроль за ситуацией и за своими эмоциями, ни в коем случае нельзя повышать голос , так как беседа — это прежде всего доверительный контакт .

Внушения

Внушение — это способ очень близкий к способу «беседа» . От родителей обязательно требуется использовать уверенные интонации голоса при общении с ребенком (без нервозности) и четкие формулировки , чтобы точно суметь донести смысл слов до маленького человечка.

Подкрепления

Подкрепление еще можно назвать похвалой за каждое совершенное положительное действие . Похвала в сущности это одобрительная реакция родителей на хорошее поведение детей.

Дети испытывают психологическую потребность в одобрении своих поступков от окружающих. Желание получить поощрения от взрослых закрепляется на подсознательном уровне и в дальнейшем способствует правильному поведению детишек.

Физическое воздействие


Физическое воздействие на ребенка — это тоже метод воспитания, однако его уместность и оправданность вызывает серьезные споры в среде детских психологов

Этот метод должен применяться в исключительных случаях, когда применение других способов не принесло результата или невозможно в конкретной ситуации. Однако метод физического воздействия не является гуманным, сила всегда будет на стороне родителей. Получив физическое наказание, ребенок может остро ощутить свою беспомощность, ненужность и зависимость от взрослых.

Ограничения, наказания и лишение чего-либо

Хорошие поступки должны поощряться взрослыми, а за плохие поступки должно последовать неминуемое наказание . Это может заключаться в ограничении потребления сладостей, доступа к телевизору или компьютеру на определенный период, лишение желаемых подарков и прочее.

Так у ребенка будет формироваться интуитивное понимание последствий собственного поведения и реакции взрослых на его проявления.

Важно помнить, что позитивные эмоции в процессе воспитания должны давлеть над негативными.

В связи с чем малыша рекомендуется часто хвалить и меньше наказывать. К сожалению, мало кто из родителей помнит об этом. Бытует мнение, что можно испортить свое чадо, если регулярно захваливать ребенка: хорошие поступки начинают воспринимаются как данность. Зачастую взрослые подвергают наказанию ребенка за неудовлетворительные отметки, принесенные им из школы, в то время как реальный успех ими не замечается или специально недооценивается.

Окружение — это важно!

В повседневной жизни маленького человечка окружает множество людей. Окружение бывает как внутренним, так и внешним. Внутреннее окружение составляют самые близкие люди — мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры, тети и дяди. И все, что происходит внутри семьи, все наблюдения за поведением старших, становятся для детей примером и образцом для собственного поведения. В силу своего небольшого жизненного опыта ребенок не сможет самостоятельно оценить правильность поведения взрослых, и поэтому он просто скопирует его, взяв за основу.

Очень важно следить за тем, чтобы внутрисемейная среда способствовала прививанию правильных ценностей маленькому человечку, поскольку влияние внутреннего окружения на малышей гораздо сильнее, чем внешнего. Пара фраз, которыми могут машинально между собой переброситься взрослые, обязательно запомнятся ребенку и повлияют на него значительнее, чем долгие поучения в воспитательных целях.

К внешнему окружению относятся друзья, одноклассники, знакомые сверстники . Родители ребенка должны обязательно знать тех, с кем общается их чадо, взяв ситуацию под ненавязчивый контроль. Малыш не должен чувствовать сильное давление взрослых, иначе это может привести к негативной реакции или бунту. Однако управление окружением своего ребенка должно стать одной из основных задач при его воспитании .


Выслушивая и поддерживая своего ребенка, становясь его другом, давая мудрые советы, родители всегда смогут минимизировать негативное воздействие внешней среды и окружения на воспитательный процесс.

Простые правила воспитания

Выбирая и используя метод воспитания ребенка нужно помнить несколько простых правил воспитательного процесса :

  • родительский авторитет должен быть незыблемым . Авторитет может потеряться очень быстро, а зарабатывается он только упорной работой в течение длительного времени.
  • л ичность своего малыша нужно всегда уважать и уметь не переходить границы его пространства .
  • родители всегда должны излучать уверенность в своих действиях .
  • не нужно скупиться в применении поощрения .

Конечно, в рамках данной публикации мы не сможем осветить все аспекты обширной темы методов воспитания. Она должна послужить началом для самостоятельного изучения данного вопроса. Чтобы вам было легче двигаться дальше, публикуем видео, в котором затронуты темы современных взглядов на семейное воспитание, отношения к популярным методикам развития, вопросам наказания и поощрения, правильного восприятия своего (родительского) поведения по отношению к ребенку в ответ на проступок и многое другое.

Заключение

Исследования отношений в современной семье показывают, что родители с большим вниманием относятся к потребностям и интересам детей, они стали более демократичными, чем, скажем, сотню лет назад. Там, где отсутствует контроль за поведением ребенка, не признающего «да» и «нет», могут возникнуть сложности с его социальной адаптацией и выстраиванием коммуникации с окружающими.

Выбирая способ воспитания, родители должны обязательно учитывать ситуацию в целом: возраст ребенка, его характер, темперамент, сложившиеся традиции в семье. Зачастую взрослые склонны применять комбинацию методов, но важно помнить, что процесс воспитания не должен нанести вред или каким-то образом ранить хрупкую детскую душу. Воспитание станет эффективным только в том случае, если в семье проявляется безграничная и бескорыстная любовь к ребенку.

В семейном воспитании на ребенка стихийно действуют обстоятельства жизни семьи и ближайшее ее окружение, материальные и моральные условия, вся атмосфера с положительной и негативной направленностью. Семейные отношения выражаются в тактике семейного воспитания. В каждой семье имеются свои особенности семейного воспитания. Выработка этих нюансов - это поиск правильной точки отсчета в воспитании. Рассмотрим несколько особенностей семейного воспитания, наиболее распространенные в современных российских семьях.

В тех случаях, когда для родителей интересы ребенка превыше всего, они подчинили им все свои желания и потребности, превратились буквально в рабов своего сына или дочери – это позиция, в основе которой родительская близорукость. У таких родителей, как правило, вырастают эгоисты или люди, ни к чему не приученные, безвольные, слабохарактерные.

Когда родители превыше всего ставят свои интересы, мало считаются с желаниями, потребностями ребенка, живут только «для себя» – можно говорить о родительском эгоизме. В подобных семьях нередко растут безынициативные, пассивные дети, не имеющие собственного мнения, или, наоборот, настроенные агрессивно, живущие собственными интересами.

При выборе методов семейного воспитания родители должны помнить и о том, что от их поведения и взаимоотношений очень многое зависит, в том числе и нравственное становление ребенка. И так рассмотрим методы семейного воспитания в зарубежной педагогике.

К простой истине гласящей, что правильно организовать воспитание детей в семье можно с помощью умелого применения научно обоснованных методов воздействия пришли специалисты, как в России, так и за рубежом.

В зарубежной педагогике существует множество различных методов семейного воспитания: методы формирования сознания, поведения и деятельности, стимулирования и т.д. Многие зарубежные методы семейного воспитания перешли и в отечественную педагогическую науку. Остановимся на некоторых из них. Каждый родитель стремится привести ребенка к пониманию того, что хорошо, что плохо, к чему следует стремиться и чего следует избегать.

Элементарные методы семейного воспитания, общие для человека и животных, изложены в замечательной книге американского дрессировщика и психолога Карен Прайор 1 «Не рычите на собаку». Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Автор считает, что «положительное подкрепление» – это нечто приятное для воспитанника, совпадающее с какими-либо его действиями и ведущее к вероятности повторения этого действия. Уже имеющееся поведение, независимо от того, насколько оно случайно, с помощью положительного подкрепления можно усилить. Например, вы зовете щенка, он подходит к вам и вы его ласкаете. В дальнейшем такая реакция щенка на ваш зов станет все более надежней. Улыбки и похвала не годятся в качестве подкреплений, если тот, кому они адресованы, хочет вывести вас из себя.

Незаслуженный куш, как метод семейного воспитания в зарубежной педагогике заключается в том, что ребенку дается награда, в десять раз превышающая обычное подкрепление и являющаяся для него сюрпризом.

Убеждение как метод воспитания в семье очень часто приходит на помощь родителям. Содержание и форма убеждений должны соответствовать уровню возрастного развития ребенка. Порой родители недооценивают того, что ребенок способен по интонации голоса, по внешнему выражению голоса почувствовать искренность или неискренность его слов. Использование убеждения как метода воспитания требует высокого родительского авторитета, который придает воздействию убеждающего силу внушающего влияния. Один из распространенных приемов убеждения: показ последствий поступка, почему-либо не замеченных самим ребенком.

Использовать убеждение как метод воспитания в семье нужно, осязательно отталкиваясь от тех знаний, того жизненного опыта, от тех чувств, которые уже имеют для ребенка нравственную значимость. Когда хотят, особенно подросткам и старшеклассникам, доказать безнравственность какого-то поступка, прибегают еще к одному приему: проводят параллель между ними и той отрицательной чертой характера, которая отражается в совершенном поступке. Однако и этот метод семейного воспитания вызовет желаемый педагогический эффект только в случае, если ребенок сам осуждает ту черту характера, которая связывается с его поступком.

Поощрение – это также метод воспитания в семье. Пользоваться им надо умело. Когда ребенка без меры хвалят, одобряют, одаривают за каждый пустяк, когда им слишком часто восторгаются, он постепенно становится тщеславным, нескромным, слишком самонадеянным, избалованным человеком. Оценивая поведение детей, выбирая меру поощрения за хороший поступок, надо обязательно учитывать мотивы, которыми дети руководствовались, совершая то или иное действие. Поощрение как метод воспитания в семье всегда предполагает серьезные требования к личности. Одобряют, хвалят, благодарят, награждают за то, что ребенок сумел заставить себя выполнить какие-то нелегкие для него требования. Важно, чтобы радость подростка и успех были замечены. Ваше понимание и сочувствие придадут ему уверенность в своих силах, помогут созданию хорошего микроклимата в семье. Если ребенок встал вовремя и без возражений выполнил некоторые ваши требования, не поскупитесь на поощрение.

Организация игры в воспитательных целях также может служить вариантом поощрения. Использование игры, как варианта поощрения обусловлено тем, что роль игры в воспитании очень высока.

Иногда бывает нужно отучить ребенка от какого-то нежелательного поведения. Существуют следующие методы семейного воспитания, такие как методы отучения:

    физическое устранение;

    наказание;

    отрицательное подкрепление;

    угощение;

    выработка несовместного поведения;

    связь поведения с определенным стимулом;

    формирование отсутствия нежелательного поведения;

    смена мотивации.

Например, угощение – это игнорирование поведения, от которого вы хотите избавиться. Игнорирование, как метод отучения – это отсутствие подкреплений. Подкреплением данного нежелательного поведения является реакция именно на это поведение. То есть этот метод отучения заключается в том, что вы ведете себя так, будто этого поведения вообще нет. Но нужно игнорировать поведение, а не человека.

В среде методов семейного воспитания формирование отсутствия нежелательного поведения очень важный метод отучения. Он чрезвычайно прост и состоит в том, что подкрепляется любое поведение, кроме нежелательного. Наиболее распространенный в практике семейного воспитания метод отучения – наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, и само наказание является неожиданностью для воспитуемого. Наказание не должно рассматриваться ребенком как произвол или месть с вашей стороны. Только тогда, когда сам ребенок признает, что наказание справедливо, оно оказывает воспитательный эффект.

Используя наказание, как метод семейного воспитания ни в коем случае не оскорбляйте ребенка, не задевайте его личности. Желательно, чтобы ребенок заранее знал, что за определенные проступки его ждет определенное наказание; еще лучше, чтобы он сам участвовал в выработке этой системы наказаний, тогда оно воспринимается как естественное следствие проступка. Когда наказание наложено, никогда больше не вспоминайте о нем и о вызвавшем его поступке. Не изменяйте вашего обычного стиля общения с ребенком из-за его проступка, не дуйтесь, не обижайтесь на него, – этим вы не только наказываете его за проступок, но и осуждаете его самого, его личность.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png