1) ПЕРИОД ГРУДНОГО ВОЗРАСТА, ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА В ЭТОМ ПЕРИОДЕ

Период грудного возраста - с 29-го дня жизни ребенка после рождения до конца первого года жизни. Этот период характеризуется интенсивным нарастанием массы тела ребенка и роста, интенсивным физическим, нервно-психическим, интеллектуальным развитием. Само название говорит о близком контакте ребенка с матерью в этом периоде. В период грудного возраста закладывается фундамент здоровья человека. У грудного ребенка имеется врожденная потребность в активном познании окружающего его мира.

Особенности роста и развития . Интенсивное нарастание массы тела. К 4.5 мес происходит удвоение массы тела при рождении, к концу года масса тела составляет 10–10.5 кг. Отмечаются значительные темпы роста: длина тела увеличивается на 50% длины при рождении и к году достигает 75–77см. Окружность головы к году составляет 46–47 см, окружность груди - 48 см. Происходит быстрое развитие моторики и двигательных умений ребенка. Наблюдается три «пика» двигательной активности. Первый - в возрасте 3–4 мес - связан с существенными морфофункциональными изменениями проекционной зрительной зоны; для него характерны комплекс оживления, радости при первом общении со взрослыми. Второй - в возрасте 7–8 мес - активация ползания, формирование бинокулярного зрения и овладение пространством. Третий пик - 11–12 мес - начало ходьбы. Определяют указанные типы двигательной активности сенсорно-моторные связи, а детерминируют процессы роста и развития скелетная мускулатура ребенка и его двигательная активность.

Особенности ЦНС. К году происходит увеличение массы мозга в 2–2.5 раза. Отмечается интенсивная дифференцировка нервных клеток мозга в первые 5–6 мес жизни ребенка. Большое значение в развитии имеет ориентировочный рефлекс, отражающий врожденную потребность ребенка в движении и деятельности органов чувств. Нервные связи между ребенком и окружающими людьми устанавливаются посредством мимики, жеста, голосовых интонаций. Развитие тонких движений пальцев рук способствует развитию мозга и речи. Имеет большое значение возникновение связи между словами и ответными двигательными реакциями ребенка, затем связывание малышом зрительного и слухового восприятия объектов со словами, названиями предметов при их показе, связи с отдельными действиями («дай», «покажи») - это оптимальный ход развития, необходимый как основа для последующих периодов детства. Потребность контакта со взрослыми определяет психическое развитие ребенка.

Особенности ЭЭГ : в 2–3 мес отмечается устойчивый ритм, в 4–6 мес изменения однонаправленны, а в 8–10 мес наблюдается прогрессивная индивидуализация.

Особенности эндокринной системы . В грудном периоде у детей отмечается усиление функции гипофиза и щитовидной железы. Уровень тироксина и трийодтиронина выше, чем у взрослых людей. Они стимулируют метаболизм, рост и развитие ребенка, обеспечивают нормальную дифференцировку головного мозга и интеллектуальное развитие, но вместе с тем гипофизарно-тиреоидная система наиболее ранима и чувствительна к неблагоприятным воздействиям, особенно к факторам внешней среды, экологическим. Клинически это характеризуется снижением темпов нарастания массы тела, развитием анемии и учащением ОРВИ. В грудном периоде наблюдается усиление функции надпочечников и биологической активности кортикостероидов. Происходит частичная инволюция фетальной зоны коры надпочечников.

Особенности иммунитета . По сравнению с периодом новорожденности происходит некоторое снижение количества Т- и В-лимфоцитов, снижение материнского IgG, начиная с 2–3 мес. В 4–6 мес наблюдается первый критический период иммунитета, который характеризуется ослаблением пассивного гуморального иммунитета, полученного от матери, и отмечается самый низкий уровень специфических антител - физиологическая гипоиммуноглобулинемия. Синтез собственного IgG начинается ребенком с 2–3 мес жизни, постоянный уровень его устанавливается после 8 мес–1 года. Уровень IgM к концу года жизни достигает 50% уровня взрослого. Нарастание секреторного IgA происходит медленно. Содержание IgE у здорового ребенка на протяжении года незначительное, при проявлениях атопического дерматита значительно возрастает. Для грудного периода характерен синтез IgM, не оставляющих иммунологической памяти. В связи с указанным наблюдается высокая чувствительность к респираторно-синцитиальным вирусам, вирусам парагриппа и аденовирусам; атипично протекает корь, коклюш, не оставляя иммунитета. Неспецифические факторы резистентности. У детей грудного возраста наблюдается высокое содержание лизоцима и пропердина, быстро нарастает уровень комплемента сыворотки крови и с первого месяца жизни содержание его не отличается от уровня взрослого. С 2–6 мес формируется завершающая фаза фагоцитоза к патогенным микроорганизмам, за исключением пневмококка, стафилококка, клебсиеллы, гемофильной палочки.

Период грудного возраста - с 29-го дня жизни ребенка после рождения до конца первого года жизни. Этот период характеризуется интенсивным нарастанием массы тела ребенка и роста, интенсивным физическим, нервно-психическим, интеллектуальным развитием. Само название говорит о близком контакте ребенка с матерью в этом периоде. В период грудного возраста закладывается фундамент здоровья человека. У грудного ребенка имеется врожденная потребность в активном познании окружающего его мира.

Особенности роста и развития

Интенсивное нарастание массы тела. К 4Ѕ мес происходит удвоение массы тела при рождении, к концу года масса тела составляет 10-10Ѕ кг. Отмечаются значительные темпы роста: длина тела увеличивается на 50% длины при рождении и к году достигает 75-77см. Окружность головы к году составляет 46-47 см, окружность груди - 48 см. Происходит быстрое развитие моторики и двигательных умений ребенка. Наблюдается три «пика» двигательной активности. Первый - в возрасте 3-4 мес - связан с существенными морфофункциональными изменениями проекционной зрительной зоны; для него характерны комплекс оживления, радости ври первом общении со взрослыми. Второй - в возрасте 7-8 мес - активация ползания, формирование бинокулярного зрения и овладение пространством. Третий пик - 11-12 мес - начало ходьбы. Определяют указанные типы двигательной активности сенсорно-моторные связи, а детерминируют процессы роста и развития скелетная мускулатура ребенка и его двигательная активность.

Ребенок в возрасте до одного года. Выделяют период новорожденноти (условно до 4 нед. после рождения) и период грудного возраста, или младший ясельный (от 4 нед. до 1 года). В это время происходит наиболее интенсивный рост и развитие организма ребенка, от чего во многом зависит дальнейшее умственное и физическое развитие ребенка. В этом возрасте организм ребенка еще недостаточно развит, органы его несовершенны, он очень восприимчив к различным заболеваниям и поэтому нуждается в особенно тщательном правильном уходе.

^ ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК ПЕРИОДА ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

Период грудной возраст длится от 29-го дня жизни до 1 года. Само название подчеркивает, что в этот период жизни наиболее тесен контакт матери с ребенком. Мать кормит своего ребенка. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, механизм грудного вскармливания достаточно сформирован и происходит очень, интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребенка. В этот период вместе с тем возникает и целый ряд проблем по обеспечению оптимального развития и предупреждению заболеваний ребенка.

Это, прежде всего, проблема рационального вскармливания , так как кормление ребенка старше 5 месяцев только женским молоком не удовлетворяет потребности ребенка. Поэтому ему необходимо своевременно вводить корригирующие продукты или компоненты.

Грудной ребенок после 2 - 3 месяцев теряет пассивный иммунитет, передаваемый ему трансплацентарно от матери, а формирование собственных систем иммунитета происходит сравнительно медленно, и в результате этого заболеваемость детей грудного возраста оказывается довольно высокой.

На фоне анатомо-физиологических особенностей органов дыхания (узость дыхательных путей, незрелость ацинусов и др.) у грудных детей часто наблюдаются поражения органов дыхательной системы, течение которых отличается особой тяжестью.

Для предупреждения заболеваемости разностороннее использование средств и методов закаливания . Сюда относятся массаж, гимнастика и водные процедуры, проводимые по специально разработанным схемам.

На период грудного возраста приходится интенсивная профилактическая вакцинация , направленная на формирование невосприимчивости к различным заболеваниям.

Скорость роста, увеличение массы тела, созревание различных органов и систем на каждом возрастном этапе, в основном запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут по определенному плану, в котором под воздействием неблагоприятных факторов (факторы внешней среды, т. е. условия питания, воспитания, заболевания, социальные и др.) возможны не только нарушения последовательности развития ребенка, но и подчас необратимые изменения. И потому знание особенностей роста и развития ребенка грудного возраста имеет важное значение для рекомендации адекватных режимов жизни, питания, воспитания, профилактики заболеваний и т.д.

^ Физическое развитие детей грудного возраста

Наиболее наглядно и просто можно оценивать развитие ребенка по различным антропометрическим показателям.

Физическое развитие - это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства, а у детей первого года жизни - формирование статистических и моторных функций, что в целом определяет работоспособность или запас физических сил.

ДЛИНА ТЕЛА (РОСТ). После рождения интенсивность происходит постепенное замедление роста, лишь временами сменяющееся кратковременным ускорением, причем нижние сегменты тела растут быстрее верхних. Например, стопа растет быстрее голени, а голёнь быстрее бедра и т.д., что сказывается на пропорциях тела. В постнатальном периоде нарастает половая специфичность темпа роста, когда мальчики растут быстрее девочек. Вместе с тем скорость созревания девочек выше.

Длина тела имеет особо важное значение, так как отражает сложные процессы, происходящие в организме, в какой-то мере уровень зрелости организма. И чем моложе ребенок, тем интенсивнее его рост.

МАССА ТЕЛА ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ. В отличие от роста масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием различных причин - как эндо-, так и экзогенного характера.

Скорость ее нарастания массы на первом году тем выше (кроме первого месяца жизни), чем меньше возраст. Для ориентировочного расчета массы тела на первом году жизни можно использовать ряд формул.

^ 1. Формула Мазурина и Воронцова.

Для первого полугодия масса тела может быть определена как сумма: масса тела прирождений + 800 х n , где n - число месяцев в течение первого полугодия, а 800 г - средняя ежемесячная прибавка массы тела в течение первого полугодия.

Для второго полугодия жизни масса тела равна: масса тела при рождении + прибавки массы тела за первое полугодие (800 х 6) + 400 х (n-6), где п - возраст в месяцах, а 400 г - средняя ежемесячная прибавка массы тела за второе полугодие.

2. Масса тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, на каждый недостающий месяц вычитается по 800 г, на каждый последующий прибавляется по 400 г.

Более точная оценка нарастания массы тела у детей первого года жизни производится в центильном выражении.

ИЗМЕНЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ. Наблюдение за изменением окружности головы является неотъемлемым компонентом контроля за физическим развитием. Это связано с тем, что окружность головы отражает и общие закономерности биологического развития ребенка, а именно первый (церебральный) тип роста; кроме того, нарушения роста костей черепа могут быть отражением или даже причиной развития патологических состояний (микро- и гидроцефалии). При рождении окружность головы в среднем равна 34 - 36 см. В дальнейшем она растет достаточно быстро в первые месяцы и годы жизни и замедляет свой рост после 5 лет.

Ориентировочно окружность головы для детей до 1 года можно оценить по следующим формулам: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, на каждый недостающий месяц из 43 см надо отнять 1,5 см, на каждый последующий - прибавить 0,5 см.

ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГРУДИ. Окружность груди является одним из основных антропометрических параметров для анализа изменений поперечных размеров тела. Окружность груди отражает как степень развития грудной клетки, тесно изменяясь при этом с функциональными показателями дыхательной системы, так и развитие мышечного аппарата грудной клетки и подкожного жирового слоя на груди. Окружность груди при рождении в среднем равна 32 - 34 см. Она несколько меньше, чем окружность головы; в 4 мес эти окружности сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы.

Для ориентировочной оценки скорости развития грудной для детей до 1 года клетки можно использовать расчет по следующей формуле: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, на каждый недостающий месяц до 6 нужно из 45 см вычесть 2 см, на каждый последующий месяц после 6 прибавить 0,5 см.

ИЗМЕНЕНИЕ ПРОПОРЦИЙ ТЕЛА. Изменения длины тела с возрастом характеризуются разной степенью удлинения различных сегментов тела.

Ориентировочные представления о гармоничности телосложения и состоянии питания ребенка можно получить, используя также индексы Эрисмана и Чулицкой.

^ Индекс Эрисмана - разность между окружностью груди и половиной длины тела (роста). Чаще используется в контроле физического развития школьников.

Индекс упитанности (Чулицкой ) представляет собой следующее соотношение: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени - длина тела. У хорошо упитанных детей первого года жизни величина этого индекса составляет 20 - 25. Снижение индекса подтверждает недостаточность питания ребенка.

^ Нервно-психическое развитие детей грудного возраста

Нервная система с одной стороны, осуществляет координацию физиологических и метаболических процессов, происходящих в различных тканях, органах и системах, а с другой - при ее посредстве устанавливается связь организма в целом с окружающей средой. Интенсивность развитие нервной системы в период младенчества способствует тому, что ребенок делает огромный скачок в нервно-психическом развитии. Темп развития нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни

^ Масса головного мозга удваивается к 9 месяцам (утраивается к 3 годам) и к году составляет 1/11-1/12 от массы тела, масса спинного мозга удваивается- к 10 месяцам (утраивается к 3-5 годам).

Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов (стойкие пожизненные автоматизмы, транзиторные рудиментарные рефлексы, автоматизмы, только появляющиеся). Основная часть рефлексов новорожденных угасает к 3 месяцам (лишь несколько из них - к 4-6 месяцам).

В связи с развитием мозжечка развиваются моторные функций, а значит, совершенствуется координация движений.

^ Условные рефлексы формируются с трудом, в первое время основным таким рефлексом является пищевая доминанта (плачущий ребенок в положении при кормлении грудью успокаивается). Дифференцировка условных рефлексов обычно начинается с конца 2-го - начала 3-го месяца жизни. По мере роста и развития появляется множество условных рефлексов, что проявляется в различных эмоциях детей при общении с ними. Следует отметить, что характерным свойством условных связей, образующихся у детей, является их прочность и скорость образования. К 6 месяцам уже возможно образование условных рефлексов со всех воспринимающих органов (глаза, уши, нос, кожа).

Эмоции новорожденного исключительно отрицательны по своему характеру, однообразны (крик) и всегда рациональны, так как служат надежным сигналом любого неблагополучия как во внутренней, так и во внешней для ребенка среде. Примерно с 6 недель формируется начало улыбки, с 9 до 12 недель к улыбке присоединяется смех и общее двигательное оживление со вскидыванием ручек, перебиранием ножек, радостным повизгиванием. Приближение незнакомого человека к ребенку

4-5 мес вызывает сначала прекращение движений и гуления, широкое открытие глаз, часто открывание рта (ориентировочная реакция)

В возрасте около 5 мес ребенок узнает мать среди других людей. После 6-7 мес формируется активная познавательная деятельность ребенка, он непрерывно манипулирует с предметами и игрушками. В это время существенно обогащается лепет и возникает сенсорная речь, т.е. понимание значения отдельных слов, произносимых взрослыми.

После 9 мес эмоциональная жизнь ребенка существенно обогащается, усиливается и проявление эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на разных людей очень дифференцированы. Возникает робость и стеснительность.

^ Сенсорная речь после 9 месяцев обогащается настолько, что может использоваться для организации действий ребенка. Он может понимать запрет и другие простые инструкции. Формируется и настоящая, т.е. моторная речь .
^ Основные критерии (линии) развития.

Аз - анализатор зрительный.

Ас - анализатор слуховой.

Э - эмоции.

До - движения общие.

Др - движения руки.

Ра - речь активная.

Н - навыки.

Рп - речевые понимания,

Ср - сенсорика.

И - игра и действия с предметом.

Д - движения.

НПР - нервно-психическое развитие.
^ Формулы НПР детей 1-го года жизни.

мес. - Аз Ас До Э Ра.

мес. - Ас Аз До Э Ра.

мес. - Аз До Э Др.

мес. - Аз Ас Э До Др Ра Н.

мес. - Аз Ас Др Ра Н Э До.

мес. - Ас Др До Ра Н.

мес. - Др До Рп Ра Н.

мес. - Э Др До Р Рп Ра Н.

мес. - Э Ас Др До Рп Ра Н.

мес.- Э Др До Рп Ра Н.

11мес - Э Др До Рп Ра Н.

12 мес - Э Аз Др До Рп Ра Н.


^ Особенности вскармливания детей грудного возраста

Учитывая главную особенность детского организма - постоянный рост и развитие, - питание для него приобретает первостепенное значение.

«Правильное питание является существенным моментом в жизни ребенка и вместе с тем одним из важнейших и наиболее эффективных факторов в системе общественных и индивидуальных профилактических мероприятий, сохраняющих здоровье и жизнь детей» (А.Ф. Тур).
Если учесть недостаточную секреторную способность пищеварительных желез, незавершенность их развития, станет ясным, что самой целесообразной и естественной пищей детей первого года жизни является молоко, причем наиболее физиологическим продуктом является женское молоко, так как с рождения имеется соответствие ферментативных систем ребенка и пищевых ингредиентов молока матери.
^ Массаж и гимнастика

С возрастом малыш становится все более сильным и умелым. В 10-11 месяцев ребенок пытается ходить при поддержке за одну руку, затем делает первые шаги самостоятельно. Чтобы ребенок нормально развивался, ему нужно предоставить свободу передвижений, всячески поощрять желание ребенка ползать, преодолевать препятствия, познавать мир. Даже если он иногда будет падать, то это будет способствовать его развитию. В этом возрасте потребность организма в движениях гораздо больше, чем у взрослого человека. Желательно приобрести для ребенка специальный детский спортивный комплекс, а если нет такой вВоздушные ванны . При их приеме надо учитывать следующее: температура воздуха в детской должна быть для детей от 3-12 месяцев должна быть 20°С. Зимой 4-5 раз в день по 10-15 минут, а летом практически постоянно держите форточки открытыми. Проветривать можно и в присутствии детей: температура воздуха снижается на 1-2°С и это является закаливающим фактором. Только ни в коем случае не устраивайте при ребенке сквозняк!

Обливание. Чтобы ребенок полюбил обливания, сделайте их максимально комфортными для крохи. В возрасте от 9 месяцев уже делают общее обливание. Малыш может сидеть или стоять, шланг душа нужно держать близко от его тела (на расстоянии 25-30 см), а струя воды должна быть не очень сильной, чтобы не пугать кроху. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. После обливания растирают до легкого покраснения. Вначале температура воды должна быть 35-37°С, затем каждые 5 дней ее снижают на ГС, доведя до 28°С.

Обтирание. Очень полезно влажное обтирание махровой рукавичкой. Смочите ее водой (t=33-36°С) и обтирайте ручки любимого чада от кисти до плеча, затем ножки от ступни до колена в течение 1-2 минут. Все эти манипуляции сопровождайте улыбками и стишками-прибаутками. Создайте ощущение игры и комфорта, тогда малыш быстро привыкнет, и будет рад ежедневным обтираниям и водным процедурам. Один раз в 5 дней понижайте температуру воды на один градус, доведя, в итоге до 28°С. В конце процедуры каждую часть тела крохи необходимо вытереть насухо так, чтобы кожица слегка покраснела. Влажные обтирания проводятся в жаркую погоду, когда малыши легко потеют Их полезно делать и утром, и днем после прогулки. Обтирания могут быть полными (все тело) и частичными, но в любом случае проследите, чтобы в комнате не было сквозняков.

Во время всех закаливающих процедур следите за реакцией ребенка. Никакого насилия! Во благо идет лишь то, что малышке приятно.

Игрушки. К подбору игрушек нужно отнестись с большим вниманием. Они должны быть различны по форме, по цвету и фактуре, звучащие из разного материала - куклы, птички, зайчики, рыбки и др. Ребенок должен в полной мере познавать окружающий мир.

Для этого рекомендуется предлагать ему предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие. Малыш с большим интересом относится ко всему, что его окружает, он находится в постоянном движении, трогает и ощупывает разные предметы, бывает, что он иногда ломает и портит их. Все, что малыш делает руками, - собирает или разбрасывает игрушки, рвет бумагу и т.п. - способствует развитию его интеллекта и творческих способностей.

Для развития действия с предметами следует давать детям мячи и игрушки для катания, всевозможные легкооткрывающиеся коробочки, игрушечные кастрюльки для закрывания и открывания, пятистенные полые кубики, складные матрешки, яички для вкладывания и выкладывания (не более чем из 2 - 3 предметов), небольшие пирамидки (из 2 - 3 толстых колец). Полезно использовать для той же цели пластмассовые и металлические мисочки, корзиночки, небольшие бидончики и т.д. Ребенок сможет вкладывать в них шарики и небольшие игрушки.

Лекция №5

«Вскармливание, его виды. Методы расчета питания. Основы рационального питания»

План лекции

9.
Потребность грудных детей в основных пищевых ингредиентах. Определение вида вскармливания.

10.
Питание кормящей матери

11.
Естественное вскармливание. Состав и биологические функции грудного молока.

12.
Правила и режим кормления грудью.

13.
Противопоказания к раннему прикладыванию к груди со стороны матери

14.
Противопоказания к раннему прикладыванию к груди со стороны ребенка.

15.
Режим свободного вскармливания

16.
Признаки лактазной недостаточности

17.
Гипогалактия и её профилактика

18.
Смешанное вскармливание

19.
Искусственное вскармливание

20.
Методы расчета

21.
Организация прикорма и основные правила введения прикорма. Сроки веления прикорма.

22.
Схема введения прикорма.

Сколько длится период грудного возраста?

С 29-го дня жизни ребенка после рождения до конца первого года жизни – длится этот период, характеризующийся интенсивным нарастанием массы тела и роста, интенсивным физическим, нервно-психическим, интеллектуальным развитием. Само название говорит о близком контакте ребенка с матерью в этот период, когда закладывается фундамент здоровья человека. У грудного ребенка – врожденная потребность в активном познании окружающего мира.

Особенности роста и развития грудного ребенка

Интенсивное нарастание массы тела. К 4,5 мес. происходит удвоение массы тела при рождении, к концу года масса тела составляет 10 – 11 кг. Отмечаются значительные темпы роста: длина тела увеличивается на 50% длины при рождении и к году достигает 75 – 77 см. Окружность головы к году составляет 46 – 47 см, окружность груди – 48 см. Происходит быстрое развитие моторики и двигательных умений ребенка.

Наблюдается три «пика» двигательной активности:

пик – в возрасте 3 – 4 мес. – связан с существенными морфофункциональными изменениями зрительной зоны; для него характерны комплекс оживления, радости при первом общении со взрослыми.

пик – в возрасте 7 – 8 мес. – активация ползания, формирование бинокулярного зрения и овладение пространством.

пик – 11 – 12 мес. – начало ходьбы.

Определяют указанные типы двигательной активности сенсорно-моторные связи, а детерминируют – процессы роста и развития скелетной мускулатуры ребенка и его двигательной активности.

Развитие ребенка в первый год жизни

Первый год жизни ребенка характеризуется быстрым ростом и развитием и очень важен для становления его физического и психического здоровья. Данный возрастной период имеет характерные анатомо-физиологические особенности, учитывая которые следует проводить лечебно-профилактические мероприятия. Неблагополучная экология, заболевания матери во время беременности, патология в родах, не всегда рациональное питание. Вот неполный перечень тех причин, которые могут спровоцировать различные заболевания у малыша.

Заболевания детей первого года жизни

Максимально щадящий подход к лечению заболеваний в раннем возрасте является одним из основных критериев лечения и профилактики. Поэтому к фармпрепаратам, которые используются для лечения новорожденных и грудных детей, предъявляются самые высокие требования по безопасности (отсутствие токсического воздействия, аллергических реакций и других побочных эффектов на детский организм). Также важны удобная форма выпуска, приятные органолептические свойства.

Среди наиболее распространенных состояний и заболеваний, с которыми сталкиваются педиатры у детей в период грудного возраста, особенно в амбулаторных условиях, выделяют: ОРВИ, острые желудочно-кишечные заболевания, состояния возбуждения и беспокойства различной этиологии, нарушения сна, функциональную диспепсию, тяжелое прорезывание зубов, кишечные колики, метеоризм, опрелости, диатез, дисбиоз, гипербилирубинемию новорожденных, поствакцинальные реакции. Все чаще встречается низкая реактивность организма, формирование аллергических болезней, в том числе и бронхиальной астмы.

Прорезывание зубов у грудных детей

Даже если ребенок растет здоровым, родителям приходится переживать трудности, связанные с прорезыванием зубов, периодическим срыгиванием, функциональной диспепсией, диатезом и т.д. При прорезывании зубов, сопровождающемся местным воспалением и болезненностью десен, используют местные анестетики. Однако при тяжелом прорезывании (с температурой, беспокойством, расстройством стула) требуются дополнительные препараты. Что касается диспепсии и срыгивания, то здесь наблюдается дефицит безопасных и эффективных средств.

Прививки у грудных детей

Добавьте к этому в период грудного возраста проблему прививок. Шутка ли, с первых дней жизни и до года получить 10 вакцинаций, особенно если учесть, что АКДС является самой аллергенной вакциной с высоким риском развития тяжелых осложнений и реакций. А ведь эта искусственная антигенная нагрузка наслаивается на «знакомство» с обыденными вездесущими микробами окружающего мира. Подготовить организм к этой нагрузке химиотерапией практически невозможно, так как сами химиотерапевтические препараты нагружают организм.

Запоры и поносы у детей

У младенцев часто наблюдается склонность к запорам или поносу. Если при запоре есть возможность использовать мягкие растительные препараты, то при поносах или расстройстве стула используется более жесткая терапия химическими препаратами.

Диатез у детей

От 3 до 5 месяцев чаще всего дебютирует аллергический диатез, реализуясь в худшем случае в экзему. Применение антигистаминных и гормональных средств (наружно и внутрь) при диатезе только загоняет проблему вглубь, а потом трансформируется или проявляется экземой.

ОРВИ у детей

Естественная эпидемиологическая ситуация, то есть несколько неосложненных ОРВИ в сочетании с неумением дышать ртом и нежелательным применением сосудосуживающих препаратов, тоже доставляет немало хлопот. Нерациональное применение жаропонижающих средств при ОРВИ чревато ослаблением иммунного ответа и развитием осложнений. Если же ОРВИ осложняется отитом, пневмонией, менингитом и т.д., то неизбежна антибиотикотерапия, которая быстро приводит к диарее за счет лактазной недостаточности и кишечного дисбиоза.

Как ухаживать за новорожденным в первый год жизни?

В период грудного возраста сон и бодрствование у младенца не зависят от времени суток, режимы, соответствующие дню и ночи, начинают проявляться у ребенка к 2 – 3 мес. жизни.

Новорожденному необходимо создать спокойную обстановку, обеспечить доступ свежего воздуха, выполнять гигиенические процедуры, свободное пеленание, поскольку поза с согнутыми ногами является защитной, уменьшает поверхность теплоотдачи и обеспечивает должный уровень теплопродукции.

Для нормального нервно-психического развития важна эмоциональная связь матери и ребенка во время кормления грудью. Надо побуждать интерес новорожденного к визуальным сценам; не позволяйте ему долго плакать, чтобы малыш не накричал пупочную грыжу. Кроме того, быстрая реакция на плач ребенка, ласковые интонации способствуют установлению крепкой привязанности между матерью и малышом.

Следует обращать внимание на глубину сна новорожденного, его реакцию на звук, активность сосания, особенности крика. Длительный «хныкающий» плач, особенно по ночам, без видимой причины, свидетельствует о высокой нервной возбудимости ребенка, монотонный плач без эмоциональной окраски – о нарушении ЦНС.

Уход за грудным ребенком

Ежедневный уход за здоровым младенцем, в особенности за новорожденным, предполагает: промывание, закапывание глаз при их «закисании», необходимость очищения носовых ходов 1 – 2 раза в сутки. Учитывая особенно тонкую, ранимую и густо васкуляризированную слизистую данных органов, наиболее безопасными в плане травматизации, сенсибилизации и пересушивания являются препараты:

  • «Окулохеель» – для глаз,
  • «Эуфорбиум композитум С» – для носа.

Эти препараты по составу максимально приближены к физиологическим жидкостям организма и способствуют нежному очищению слизистых. Оказывают умеренный противоотечный, противовоспалительный и противоаллергический эффекты.

При опрелостях используется мазь «Траумель С», которая наносится тонким слоем на пораженную область 2 – 3 раза в день. Длительность применения зависит от динамики улучшения состояния кожи.

Грудной возраст длится с 29-го дня после рождения до конца 1-го года жизни. Масса головного мозга по отношению к массе тела новорожденного составляет 1:8 (у высших приматов – 1:80–100). Для грудного возраста характерны:

  • тесный контакт ребенка с матерью. Мать кормит своим молоком ребенка;
  • высокий темп роста, морфологического и функционального совершенствования всех органов и систем. В течение 1-го года жизни длина тела новорожденного увеличивается на 50%, масса тела утраивается;
  • высокий темп роста обеспечивается интенсивным обменом веществ и преобладанием анаболических процессов, чем объясняется высокая потребность в основных питательных веществах и калориях на килограмм массы тела. Относительная энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза превышает потребность взрослого человека;
  • совершенствуются морфологическая структура и функции нервной системы ребенка. По мере дифференцирования ЦНС быстрыми темпами происходит нервно-психическое развитие ребенка. С первых недель жизни формируются условные рефлексы, развиваются двигательные умения, сложные локомоторные акты (функция кисти, самостоятельная ходьба и др.). К концу года появляется речь;
  • после 3–4 месяцев жизни ребенок теряет трансплацентарно приобретенный иммунитет, формирование собственных систем иммунитета происходит относительно медленно. Редкая заболеваемость вирусными детскими инфекциями у детей в условиях семьи связана главным образом с отсутствием неконтролируемых контактов с другими детьми, в детских учреждениях ситуация часто бывает обратной.

Характерными патологиями в грудном возрасте являются:

  • несбалансированное питание может быть причиной задержки физического, нервно-психического и интеллектуального развития. В условиях интенсивного роста неадекватное потребностям растущего организма питание может приводить к развитию дефицитных состояний (рахита, анемии, дистрофии);
  • аномалии конституции: экссудативно-катаральный и лимфатико-гипопластический диатезы;
  • сохраняется склонность к генерализации воспалительного процесса, общей ответной реакции на любое воздействие. При инфекционных заболеваниях могут быть судороги (как и при высокой центральной температуре), менингеальные явления, токсикоз, обезвоживание. Организм чувствителен к гноеродным бактериям и особенно к возбудителям кишечных инфекций (в том числе к вирусам и условно патогенной флоре). Высока чувствительность к РС-вирусу, вирусам парагриппа, аденовирусам;
  • нередко развиваются желудочно-кишечные дисфункции, что связано с особенностями органов пищеварения и необходимостью их интенсивного функционирования (высокая потребность в пластических веществах и энергии);
  • анатомо-физиологические особенности органов дыхания: узость дыхательных путей, незрелость ацинусов и др. способствуют развитию бронхиолитов и пневмоний, течение которых отличается особой тяжестью;
  • атипично протекают детские инфекции (корь, коклюш), не оставляя после себя иммунитета;
  • высока частота синдрома внезапной смерти;
  • манифестация врожденной психиатрической патологии (умственной отсталости, раннего детского аутизма и др.).

У детей с невропатической конституцией (невропатией) указанные соматовегетативные патологии достигают клинически значимой степени.

Развитие речи у младенцев, пожалуй, лучше всего характеризует формирование сознания ребенка и его социальных отношений.

Ранняя вокализация (гуление) отмечается в возрасте 1–4 месяца. Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование и бульканье воды. С 1-го месяца младенец улыбается, в 4 месяца оборачивается на голос, громко смеется.

В период от 3–4 до 15 месяцев он лепечет (лепечут и глухие младенцы, но менее активно и без интонаций речи окружающих взрослых). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности, включая те, которых нет в родной речи (произносится до 80 разных звуков речи). В 5 месяцев младенец оборачивается на звуки, в 6 месяцев имитирует мелодию речи взрослых, в 8 месяцев понимает слово «нет», неосознанно произносит «папа», «мама». В 9 месяцев жестикулирует, в 10 – осознанно говорит «папа», «мама», в 11 месяцев произносит и другое слово, в 12 – произносит слова осмысленно, но его речь непонятна.

В 2–3 месяца младенец становится способным различать живые объекты и неодушевленные, по-разному к ним относиться. Увидев лицо матери, улыбается ей, вокализирует, пытается имитировать что-то вроде общения с ней. Неодушевленные объекты он обследует, пробует тащить в рот или выбросить из своего манежа. В 3 месяца отчетливо различает на фото разные лица, незнакомые лица порождают у него сердцебиение, реакцию ориентации. Более других в этом возрасте и много позже он предпочитает лицо матери. Если до 2,5 месяца ребенок обращает внимание на грани и углы лица, то к 3 месяцам его внимание привлекают преимущественно глаза, он уже смотрит прямо в глаза другому человеку (появляется «контакт глаз»). В это же время он уверенно распознает лица знакомых людей, но признаков привязанности к ним еще не обнаруживает, без них не скучает. К 6 месяцам приобретает способность помнить об объектах, которые отсутствуют, начинает осознавать разлуку со знакомым человеком.

В 9 месяцев ребенок ползает, встает на ноги, ходит с опорой, в 12 – ходит без опоры.

В возрасте около года ребенок узнает свое отображение в зеркале. Это означает, что он отчетливо разграничивает себя, свой внутренний мир, с одной стороны, и все находящееся за его пределами – с другой. Другими словами, к году младенец осознает себя человеческим существом, недвусмысленным образом выражает другому человеку свои желания, демонстрирует свою самостоятельность. Чуть позже дети станут «вредными», способными энергично отстаивать свои интересы, упрямиться, капризничать, манипулировать взрослыми («эти вредные двухлетние дети»). Очень рано, предположительно в интервале от 1 до 2 лет, возникает также устойчивое осознание половой принадлежности. По поведению, интересам к игрушкам можно безошибочно определить, с каким полом ребенок себя идентифицирует. Это может означать, что нарушения самоосознавания могут возникать в очень раннем возрасте, клиническая проблема состоит лишь в том, каким образом их можно выявить.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png