Изготовление и выклейку изделий начинайте с простых форм и по мере приобретения навыков переходите к более сложным.
Прежде чем начать выклейку папье-маше , необходимо сделать форму или модель изделия из бумаги, глины, пластилина, гипса, ветоши. Затем уже форма или модель обклеивается слоями бумаги.
Разберем для наглядности выполнение несколькими приемами игрушек-самоделок из папье-маше для украшения новогодней елки. Расскажем, например, как сделать из папье-маше декоративную еловую шишку.

Сделайте модель шишки из самого простого материала - из бумаги. Возьмите лист любой писчей бумаги, несколько раз сомните ее и постарайтесь придать ей форму шишки. Длина шишки должна быть сантиметров 7-8, толщина в средней части 2,5-3 сантиметра. Чтобы бумага не развертывалась, скрепите ее узкими полосками бумаги, смазанными клеем.
После того как бумажная модель шишки слегка подсохнет, приступайте к выклейке по ней папье-маше . При этой работе на столе должны находиться: баночка с клеем, жесткая щетинная кисть, газетная бумага двух цветов и тарелка с водой. Выклейку модели производите на планшете. Оторвите от окрашенной газеты кусочек размером приблизительно 20 X 20 сантиметров и опустите его в тарелку с водой. Как только бумага равномерно промокнет, выньте ее из воды и, скомкав в руке, отожмите. Затем осторожно расправьте, расстелите на сухой газете и кистью промажьте клеем одну сторону бумажного куска. Клей наносите не толстым слоем, а равномерно по всей площади бумаги.


Смазанную клеем бумагу возьмите в левую руку, а правой рукой отрывайте от нее кусочки размером примерно 2X2 сантиметра, не больше, и обклеивайте ими модель. Бумагу для выклейки нельзя нарезать ножом или ножницами, так как в этом случае края кусочков дадут рубцы и будут плохо подклеиваться по краям. Оборванные же руками края кусочков бумаги плотно и прочно прилягут к соседним, образуя как бы сплошной, ровный слой бумаги, расположенный по модели.


Подклеив кусочек бумаги клейстером на модель, плотно пригладьте его пальцем. Рядом с ним подклейте второй, третий кусочки и т. д., так чтобы края одного кусочка слегка накладывались на другой. На закругляющихся местах модели кусочки наклеивайте меньшего размера. Следите, чтобы кусочки бумаги не давали на модели складок, морщин.


Бумажная модель груши.

Обклеив слоем цветной бумаги всю поверхность модели, начинайте выклейку второго слоя, но уже кусочками неокрашенной бумаги. Таким образом выклейте на модель 5-6 бумажных слоев, чередуя неокрашенную бумагу с окрашенной. Например, первый слой выклейте цветной бумагой, второй - белой, третий - опять цветной, четвертый - белой и т. д.


Заклейка для прочности кусочками бумаги бумажной модели.

После окончания выклейки посмотрите, нет ли где на поверхности модели впадин. Если есть, выровняйте их, наклеив в этих местах мелкие кусочки бумаги. Затем смажьте поверхность изделия тонким слоем клея и поставьте его для просушки.
Таким способом можно выклеить и много других елочных игрушек. Например, грушу, яблоко и другие.


В отличие от других эмульсионных грунтов левкас приготовляется значительно проще и быстрее. Просейте тальк и мел, удалив из них таким образом песчинки и крупные комочки. В жестяную банку (можно из-под консервов) влейте два стакана разведенного столярного клея крепкой концентрации. Добавьте в клей две столовые ложки натуральной олифы и чуть меньше половины стакана масляного лака. Размешайте все. Затем в этот состав засыпайте небольшими порциями тальк, смешанный пополам с мелом. Хорошо размешайте всю массу: тальк с водой и другими жидкостями смешивается плохо. Подсыпая время от времени смесь талька и мела, доведите грунт до состояния не очень густой тестообразной массы.

Затем прокипятите грунт на электроплитке, помешивая, чтобы он не подгорел. Заменить левкас можно простой смесью клея ПВА с мелом.
Левкас накладывается на поверхность папье-маше слегка теплым тонким слоем мягкой кистью. Слой левкаса должен ровно покрывать модель, сравнивая выпуклые места и впадины. Когда левкас, нанесенный на изделие, начнет застывать, осторожно загладьте поверхность грунта пальцем, смоченным в теплой воде.

После грунтовки изделие хорошо просушите. Летом на воздухе левкас просыхает за одни сутки. Около огня процесс высыхания намного сокращается. Окончив сушку, зачистите поверхность левкаса мелкозернистой наждачной бумагой, выровняв все неровности грунтовки.
Грунтовку и зачистку изделия повторите не менее трех раз. Когда загрунтованная поверхность папье-маше будет ровной и гладкой, изделие можно считать готовым к покраске.

Обработку грунта наждачной бумагой производите над баночкой с разведенной массой, чтобы собрать отходы левкаса и в дальнейшем их использовать. Остатки грунта также выбрасывать не следует: используйте их при последующих работах. В этих случаях добавьте в засохший грунт горячей воды, через несколько часов размешайте его и прокипятите на электроплитке. Грунт будет вновь готов к употреблению.
Левкасом можно также грунтовать выклеенные из папье-маше подводные части водоплавающих моделей с последующей покраской их специальными красителями, разведенными на нитролаке.
А теперь перейдем к покраске изделия.

Покраска модели из папье-маше .
Покраска придает изделию не только красивый вид, но и дополнительную прочность. Практичнее всего покраску изделия производить масляными красками. Клеевые краски,гуашь, темпера, акварель плохо держатся на поверхности, стираются и осыпаются.

Для покраски пригодны любые сорта масляной краски: густотертые в банках, тонкотертые, этюдные, художественные краски в тюбиках и другие. Удобно пользоваться готовым набором ученических художественных масляных красок. В таком наборе имеются все основные цвета красителей. Смешивая их друг с другом, можно получить дополнительные новые цвета, а добавляя в них белила, добиться различных по силе тонов.

Масляные краски разводятся специальными растворителями, а также олифой и скипидаром. Чтобы покрашенная поверхность блестела, в растворители добавляют немного лака - масляного, копалового или домарно- го. Кроме того, лаками покрываются изделия по покрашенной и уже просохшей поверхности, чтобы придать им прочность и блестящую фактуру. На лаках разводят также бронзовую и алюминиевую пудры.

Масляная краска обычно просыхает в течение двух суток. Чтобы сократить время высыхания, в растворитель или в разведенную краску добавляют несколько капель сиккатива.
Краска наносится на изделие распылителями-пульверизаторами, тампонами, кистями. Для покраски употребляются кисти щетинные, песчаниковые самых различных номеров, ручники, флейцы. Для росписи употребляются кисти беличьи, колонковые.

Относитесь к кистям бережно. После работы кисти тщательно промывайте в горячей воде с мылом.
Поверхность изделия покрывается краской ровным слоем за два-три раза. После каждого покрытия изделия краской необходима просушка. Во время покраски следите, чтобы не было пропусков и потеков, иначе через краску будет просвечивать грунт или в некоторых местах краски соберется излишнее количество.

Краски разводятся на палитре или в баночках. Краски, кисти, палитра хранятся в этюднике - в небольшом ящичке с перегородками.
Палитру нетрудно сделать каждому члену кружка. Возьмите кусок фанеры размером 40 X 30 сантиметров, 3-5 миллиметров толщиной. Хорошо отчистите ее сначала крупнозернистой, а затем мелкозернистой наждачной бумагой. Потом несколько раз протрите тампоном, пропитанным горячей олифой. Затем выпилите фанеру по форме, какая показана на нашем рисунке, - и палитра готова.

Краски на палитру выдавливаются из тюбиков в определенном порядке от светлых тонов к темным.
В каждом отдельном случае покраска и роспись изготовляемого изделия будут отличны от других самоделок. Одинаковыми останутся только приемы покраски и росписи. До начала покраски изделия было бы полезно поупражняться, чтобы освоить приемы покрытия масляными красками поверхностей, загрунтованных левкасом. Подготовьте несколько картонок размером 15X20 сантиметров. Дважды загрунтуйте их левкасом и просушите.

В баночку пли на палитру выдавите из тюбика любую по цвету краску, добавьте в нее олифы, масляного лака и 2-3 капли сиккатива. Тщательно перемешайте эту смесь щетинной кистью. Если краска получится густая, добавьте олифы. В случае, если краска будет жидкой, добавьте из тюбика еще немного краски того же цвета и смешайте. Затем щетинной кистью нанесите краску на загрунтованную поверхность. Сначала красьте картон в одном направлении.

Когда вся поверхность будет покрыта, растушуйте краску, то есть нанесите кистью краску поперек первоначально покрашенного слоя. И так повторите несколько раз, добиваясь ровно покрытого тонкого слоя покраски. После просушки повторите покраску еще один или два раза.
Освоив приемы покраски по грунту картона, приступайте к покраске и росписи изделия, в данном случае шишки. Из тюбика на палитру или в какую-нибудь посуду выдавите охру светлую или охру золотистую. Разведите ее олифой, добавив немного масляного лака и сиккатива.

Затем щетинной или песчаниковой кистью покрасьте всю загрунтованную поверхность шишки. Покраска шишки охрой будет являться как бы повторной грунтовкой перед покрытием ее бронзой, которую часто называют золотой краской.

Для покраски и росписи самоделок из папье-маше , загрунтованных левкасом, применяется бронза в порошке. Чем мельче бронза стерта, тем лучше ее качество. Бронза прочно покрывает различные материалы: бумагу, дерево, стекло, железо и другие. Разводите бронзу для покраски на любом растворителе: для покраски бумаги - водой с декстриновым или столярным клеем, для покраски дерева - масляным лаком, для покраски стекла и металла - бесцветным лаком «Цапон» или нитролаком.

Алюминиевая пудра, или серебряная краска, разводится точно так же, как и бронза.
Изделия из папье-маше хорошо окрашиваются бронзой, разведенной на масляном лаке. Бронзовую пудру, граммов 10-15, насыпьте в баночку и добавьте в нее небольшими порциями, все время перемешивая массу, слегка подогретого масляного лака. Предварительно в масляный лак влейте 4-5 капель сиккатива. Разведенная бронза не должна быть очень густой, но в то же время и не очень жидкой. Разбавляя бронзу масляным лаком, доведите смесь до состояния жидкой сметаны. Когда бронза хорошо растворится в лаке, приступайте к покраске.

Покраску шишки бронзой производите кистью. После каждой покраски шишку хорошо просушивайте. В утолщенном конце шишки сделайте шилом два прокола, проденьте через них нитку и свяжите оба ее конца. За образовавшуюся петлю подвесьте шишку на гвоздик. В таком положении она быстро и со всех сторон хорошо просохнет.

Покрашенную бронзой и просушенную шишку необходимо для большего эффекта подкрасить еще масляными красками. Смешайте на палитре краплак с красной киноварью и добавьте к" ним коричневой краски: получится темный, коричневато-красный цвет. Простым" мягким карандашом чуть заметными линиями нарисуйте на шишке расположение шелушинок. Затем тонкой кистью возьмите с палитры краску и пропишите шелушинки по следу карандаша: резко в местах, где они заходят одна под другую, и постепенно ослабляйте тон к кончикам лепестков. Когда масляная краска высохнет, шишка будет закончена.

Итак, напомним весь процесс работы. Чтобы сделать из папье-маше изделие, необходимо сначала изготовить модель для обклейки ее бумагой, затем выклеить модель папье-маше , загрунтовать папье-маше левкасом и покрасить.

Освоив эти основные приемы работы по изготовлению самоделок из папье-маше по формам из мятой бумаги, вы сумеете выполнить много интересных игрушек для украшения новогодних елок. Фонарики, шары, корзиночки и другие игрушки распишите орнаментами, рисунками по мотивам народных сказок, изображениями цветов, птиц, животных яркими масляными красками.

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Некоторое время назад на ЯМе был опубликован МК с громким названием "Лучший рецепт папье-маше". Так получилось, что как раз сейчас я, по целому ряду причин возвращаюсь к работе с этим материалом, которым плотно занималась года 4 назад, а года 3 как отложила в дальний ящик. Разумеется, я не могла не поинтересоваться, какой-же рецепт лучший, т.к. у меня имеется свой, построенный на довольно глубоком изучении темы, в том числе - истории материала, и он мне нравится, но тут же "ЛУЧШИЙ"!
На деле все оказалось банальнейшим и тупейшим "размочите 2 рулона туалетной бумаги и смешайте с полкило ПВА"... Правда, надо отдать авторам должное - они упомянули о применении льняного масла. Если оставить за рамками тот факт, что при использовании в качестве связующего исключительно ПВА, применение масла почти теряет смысл - это очень ценная информация, в большинстве рецептов этот компонент не указывают, мне, чтобы про него разнюхать, пришлось, в свое время, копать очень глубоко. Мои робкие попытки заметить, что прежде чем называть свой рецепт лучшим - неплохо бы поинтересоваться, "а какие, вообще, существуют", масса по предложенному рецепту, практически, не пригодна для дальнейшей обработки, как минимум, встретили не просто непонимание, а, я бы сказала, недоумение и распальцовки на тему "для нас он лучший"... Оставила товарищей упиваться собственным величием (кому-то и зубная паста - сладость), и по просьбам заинтересовавшихся публикую свой рецепт.
Чтобы было понятно, в чем его прелесть - изделия из такой массы можно ошкурить до, практически, фарфоровой гладкости. В качестве примера могу привести картинки:
вот поверхность, еще не обработанная шкуркой по финишному слою, просто покрытая "шликером" из той же массы

Для многих вещей уже такая очень даже хороша, мне кажется.

А вот она же после ошкуривания

Тактильно поверхность непередаваемо приятна!
Если кому-то интересно - добро пожаловать под кат

Для папье-маше массы я беру дешевую (серую) туалетную бумагу, клетки для яиц (по настроению - не обязательно, хотя удешевляет, пожалуй) и - это очень важно! - крафтовую бумагу. Как несложно догадаться, тратиться на крафт для художников у меня нет желания - масса по цене приблизится к чугунному мосту - поэтому я, недолго думая, иду в ближайший магазин и беру коробки из гофрокартона. Стараюсь выбрать без надписей, или с минимумом их. Все виды бумаги я рву на куски (как не лень) и замачиваю в горячей воде. Разбухает, обычно, пару дней. В туал. бум и яичной упаковке воду можно вообще не менять, или сменить пару раз, чтобы, просто, налить теплую. Вообще, ТБ можно замочить позже остальных компонентов. А вот картон надо помыть. Буквально. Смыть с него, насколько получится, клей которым склеены его слои. Поэтому воду придется поменять почаще,и не стоит рвать его слишком мелко - неудобно полоскать и менять воду.
Когда у нас все размокло - откидываем всю эту красоту на дуршлаг. По видам. После чего, берем емкость, в которой нам будет удобно работать блендером. Складываем туда размоченную бумагу. Точную рецептуру не скажу. Возможны разные варианты. Можно взять по трети всех видов, можно - половину крафта, а остальное по вдохновению... Главное, крафтовой бумаги от трети до половины. Какую положить "серую" бумагу, и в какой пропорции - это уж как душа запросит. Думаю, опытным путем выясните, что вам больше подходит.
Класть бумажной массы в емкость надо не очень много, по возможности размельчить руками на клочки поменьше. Налить воды, так, чтобы блендер не выплескивал её из емкости даже на самой большой скорости. Учтите, что «каша», которая в результате получится, не должна быть густой - не гуще самой жидкой сметаны - иначе не удастся достаточно тщательно измельчить.
Полученную кашицу откидываем на ткань, желательно синтетическую, типа органзы или потолще, даем хорошенько стечь и отжимаем. В зависимости от используемой тары процедуру повторяем несколько раз, пока не получим желаемое кол-во однородной бумажной массы.
Далее в дело пойдет химия. Понадобится сухой обойный клей на основе модифицированного крахмала (я, в результате, больше всего полюбила "Келид экспресс для бумажных обоев"), по возможности - обойный же клей КМЦ, клей ПВА, самый густой, который обнаружится в магазине (у меня - Люкс мебельный), силикатный клей (в строительных магазинах продается под названием "Жидкое стекло" в разных емкостях), акриловая шпатлевка по дереву (мне больше всего нравится белая) и либо натуральная олифа (к сожалению, у нас почти невозможно найти в бытовой фасовке), либо любое высыхающее масло, хоть то же льняное.
Чем вы будете перемешивать и в какой посуде - решать вам. Это не принципиально. Можно руками, можно миксером... Я перешла на нецелевое использование кухонного комбайна с насадкой-тестомеской.
КМЦ, если будете его использовать, предварительно надо развести, но гораздо гуще, чем написано на упаковке - только чтобы он разбух.
Во влажную бумажную массу (по консистенции она должна напоминать простой творог) насыпаем обойный клей. Что называется, "строго на глаз", не жмотясь, но и без фанатизма. Тщательно перемешиваем. Даем постоять минут 5-10 - уже на этой стадии становится понятно, надо ли добавить клея, или, наоборот, с клеем перестарались, и стОит добавить бумаги. Допустим, полученный результат нас устраивает. Теперь можно добавить разбухший КМЦ (если используем), немного(!),снова перемешать. Следующий номер программы - ПВА. Без него никак, но и перебухать его крайне нежелательно. Вот тут можно дать приблизительную пропорцию - на объем бумажной массы около литра берем 2-3 столовых ложки ПВА. Снова перемешиваем. Можно попробовать полученную массу помять в руках, понять, нравится ли... Возможно, почувствуете, что, нужно добавить, например, ПВА... Как раз за это время "отдохнет" девайс, используемый для перемешивания, да и сама масса.
Следующий ход - жидкое стекло. Добавляем понемногу, перемешивая. Его должно войти НЕ МЕНЬШЕ чем ПВА. Потом добавляем шпатлевку - она придает гладкость и уменьшает усадку - все на тот же изначальный условный литр 100-150мл (с полстакана) шпатлевки. Снова тщательно перемешиваем.
Завершает наше выступление добавление олифы или масла. Для начала добавим половину того объема, которого брали ПВА. Перемешиваем. Смотрим результат. Если нужно - добавляем еще. Но понемногу. Если перестараться - масса начнет разваливаться.

Лепим, сушим, долепливаем, выглаживаем, снова сушим (долго сушим!), шкурим.
Грунтуем-красим-лачим - опционально.
Все.

Up 24.09.2013

Мне периодически приходят вопросы по поводу этой темы. Одна из девушек хорошо сформулировала "правильные" вопросы, за что и получила... ответы на них. Думаю, они пригодятся не только ей.

Итак, по пунктам:

Как долго можно хранить массу, если ее герметично упаковать?

У меня масса хранилась больше 2-х лет вне холодильника, упакованная в полиэтиленовый пакет и уложенная в пластиковое ведерко из-под майонеза. В итоге я её выкинула, т.к. она заплесневела, но в какой момент это произошло - не знаю, потому, что проверяла её, где-то, через полгода после упаковки и еще через полгода - она была, кажется, в порядке... А после этого спохватилась, еще больше чем через год - она была непригодна. Но это ИМХО, экстрим, который никому не нужен.

Какой слой папье-маше нужно делать при лепке головы куклы (окружностью около 30см), если использовать внутри форму из пенопласта или скомканной фольги?

Не знаю. Все зависит от Ваших предпочтений. Сразу толстый мазать не рекомендую - замучаетесь сушить, и усадку, как ни старайся, никто не отменял - а, следовательно, деформацию. У меня подготовлены заготовки для пуговиц - круглые плашки диаметром около 4см, так вот их толщина порядка 3мм, а это, в будущем, напонмю - пуговицы, т.е. им предстоит выдерживать механические нагрузки, и, я надеюсь, они справятся. Но и такая толщина не кладется в 1 слой.

Я в качестве основы на тельце и, кажется, голову использовала пластилиновые формы, а ручки и ножки лепила вокруг трубочек подходящего диаметра, которые накрутила и проклеила из бумаги, т.к. специфика шарнирки такова, что в конечностях нужны довольно ровные тоннели, а вес - скорее необходимость, чем недостаток. Позже сделала заготовки голов, в которых в качестве основы использовала выдутые скорлупы от яиц (только сначала надо хорошенько промыть и просушить их.) - мне понравилось, но для Вас, наверное, размер маловат. Можно, в качестве основы, скомкать и обмотать слегка нитками шар из бумаги нужного размера - тогда сушка происходит быстрее. И начать лучше машированием (выклеиванием бумаги кусочками) - это гораздо проще и быстрее, чем кажется, пока не попробуешь. Первые 2-3 слоя приляпывают салфетки или туалетную бумагу просто на воду (чтобы в последствии отделить основу от "скорлупы"), потом клеите несколько слоев той же бумаги/салфеток (можно перемежать с газетой, но мне не нравится мысль об остатках свинца в готовом изделии) на разведенный обойный клей, в который можно (и неплохо) добавить ПВА. Немного - 6 слоев вполне достаточно (больше, конечно, лучше - с полученной скорлупкой легче работать - но, обычно, терпения не хватает, и, кстати, слишком много тоже не стОит), просушить, разрезать, извлечь основу, склеить на тот же клей, который использовали для маширования (прикрыв, конечно, стык полоской бумаги), потом неплохо положить еще парочку машированных слоев, просушить, и продолжить работу уже с массой. Первый слой лучше сделать потоньше, чтобы машированная основа не размокла быстрее, чем простохнет масса.

Каким лучше инструментом пользоваться при лепке?

Эммм... У меня куплен набор пластиковых стеков для д/сада и начальной школы, в работе несколько маникюрных палочек (те, которые, типа, из апельсинового дерева) и руки - все, кажется... Важно иметь под рукой емкость с водой, в которой смачивать руки, и желательно поставить рядом плошечку с клеем, как для маширования (смесь обойного и ПВА), т.к., если масса начинает липнуть к рукам или инструменту - надо их тщательно вытереть от налипшей массы, и потом смачивать, просто водой, или немного с клеем - сами в процессе поймете, по ситуации и собственному удобству.

Как нужно сушить вылепленные детали? Сколько по времени?

Вот это - главная засада. Сохнет долго. Зимой легче - сушу на батарее, положив на сухую тряпочку. Летом сложнее, особенно таким, как нынешнее - большая влажность. У меня сын со своей невестой затеяли себе на свадьбу маски из п-м, так вот, не успели - тупо, не просохло ко времени. Можно, говорят, сушить в духовке (на невысокой т-ре, т.к. участвует ПВА - думаю, не выше 100-120гр), но когда жарко - совершенно не радует перспектива на несколько часов врубить еще и духовку. Если лето сухое и солнечное - можно сушить на солнышке/ветру. Слои лучше делать, повторюсь, нетолстые. По времени - до высыхания. Зависит от многих условий.

Как долепливать, чем лучше выглаживать, шкурить, красить, лакировать?

Долепливать прямо поверх предыдущего слоя. Желательно, только, или слегка намочить поверхность водой, или (еще лучше) все той же смесью клеев, которая у нас стоит под рукой. Выглаживать чем удобно, но, скорее всего, потребуется, чтобы палец, которым выглаживаете, или иной инструмент были мокрыми. Шкурить обычной шкуркой (№ 600-1000) по сухому. В принципе, неплохо подшкуривать промежуточные этапы - бывает, что масса прилично бугрится, особенно если положенный слой толстоват... Красить, лакировать - это, уж, как душа просит. У папье-маше очень мало ограничений в этом вопросе... Например, очень хороший результата дает грунтовка смесью водоэмульсионной краски и гуаши - потом можно, кажется, любыми красками красить/расписывать, лачить - в зависимости от выбранной краски.

Что такое "шликер" из папье-маше? Как его изготовить?

шликер - он шликер и есть, что глиняный, что бумажный... разводите массу водой (лучше с клеем) до густоты жидкой сметаны - вот Вам и шликер. Слегка ошкуриваете готовое изделие, и кисточкой покрываете шликером. Возможно - в несколько слоев, с промежуточной сушкой (но шликер сохнет быстро).

Режется ли полое изделие из папье-маше? Чем лучше резать?

Частично ответила выше. Можно обойтись и без маширования - сразу массой начинать, но, все равно, лучше пару слоев салфеток на воду пригладить к основе. И не пытаться сначала полностью слепить, а потом резать - лучше полложить слой, который при высыхании уже будет тверденькой скорлупкой, разрезать, вынуть основу, склеить и продолжить работу - так готовое изделие получается более монолитным, в процессе долепливания шов полностью исчезает, и прочность по нему не отличается от общей. Режу макетным ножом из магазина стройинструментов, самое узкое лезвие (мне так удобно), с таким же бывает в канцтоварах, но пластиковая основа более хлипкая, как правило...

Что касается результата - посмотрите в и-нете работы Лопусовой-Томской. Вот где класс! можно скачать её книгу. Она замечательная! И, в свое время, очень мне помогла. Там не самый распространенный формат, но, если комп не прочтет, легко найти в и-нете нужную прогу, скачать, поставить и наслаждаться. Лопусова-Томская работает, в основном, в технике маширования, из массы долепливает совсем немного. Но это, мне кажется неважно - по качеству результата она отличный ориентир, маяк, так сказать !

Рецепт папье-маше для отливки изделий в моделях

Этот рецепт несколько сложнее предыдущего, зато из такой мас­сы получаются более качественные изделия.

В подходящей емкос­ти смешать 5 кг истолченного в порошок и отмоченного глинистого сланца; 2 кг бумажной массы, подготовленной по рецепту, ; 3 кг алебастра, и развести смесь водой до консистен­ции жидкой кашицы. Настоять массу в течение 5-6 часов, затем разлить ее в заранее подготовленные и предварительно смазанные жиром формы. После того как в форме образуется корка (обычно на это уходит 20-30 мин), излишек жидкой массы извлечь, а полу­чившиеся предметы достать из форм, подсушить и подверг­нуть последующей обработке.

Для прочных декоративных изделий и архитектурных деталей (например, лепнины) можно также сделать массу папье-маше более густой, т. е. консистенции крутого теста. Такую бумажную массу надо раскатать при помощи скалки на столе, покрытом клеенкой. Затем полученные «блины» следует нарезать на куски необходимой величины и вдавить их при помощи деревянных лопаточек в подго­товленные (т. е. смазанные жиром или вазелином) формы. Главное условие при этом - отсутствие трещин в массе.
После того как вся внутренняя поверхность формы будет заполнена слоем бумажной массы, излишек воды, выступившей при вдавливании, надо уда­лить при помощи поролоновой губки. После небольшой просушки (10-15 мин) оттиск из папье-маше надо вынуть и выложить для просушки на проволочную сетку.

Слоеное папье-маше

Гораздо сложнее сделать изделия в технике слоеного папье-маше.

Для такой работы потребуются: старые газеты, клейстер, кисточка и форма.
Сначала надо разорвать газету на небольшие кусочки. Бумагу для папье-маше лучше всего не резать, а рвать руками, так как в этом случае края получаются тонкими, и в результате они лучше приклеиваются и сглаживаются во время работы. Размеры кусоч­ков во многом определяются размерами изделия. Соответственно, чем миниатюрнее будущая поделка, тем мельче должны быть ку­сочки.
Крупными кусками бумаги оклеить форму можно гораздо быстрее. Однако следует знать, что такие куски нужно сначала опустить в миску с клеем, дать им намокнуть и перед тем, как на­клеивать, помять в руках.

После наклейки на поверхность формы большие куски бумаги надо хорошенько разгладить руками, что­бы удалить образовавшиеся складки.

Для начинающих лучше взять бумагу двух или трех цветов, в зависимости от количества слоев, и использовать ее в работе по­следовательно. А чтобы не запутаться, где какой слой, для каждо­го следующего слоя берется бумага другого цвета.

Затем, смачивая каждый кусочек водой, последовательно на­клеить на форму первый слой бумаги, внимательно наблюдая, чтобы не было ни одного не оклеенного сантиметра поверхности. Сразу же после этого, не давая первому слою высохнуть, нанести второй слой, но уже с помощью клейстера. Обрывки бумаги при этом надо смазывать клеем при помощи кисточки с двух сторон. Приклеенные полоски следует тщательно разгладить так, чтобы удалить все пузырьки воздуха (примерно так, как это делается при оклейке стен обоями). Далее надо накладывать по 2-3 слоя одно­временно. Если сразу наложить много слоев, поделка будет очень долго сохнуть.
Аналогичным образом накладываются все следующие слои, которых должно быть не менее 7-10 - чтобы достигнуть нужной толщины стенок изделия. Если у поделки предполагается на­личие каких-то деталей: выпуклых украшений, ручек и т. д., то их легко изготовить при помощи кусочков картона: необходимые де­тали вырезаются из картона и прикрепляются к поделке модели скотчем. Затем они также покрываются слоем папье-маше.

После того, как изделие полностью покрыто необходимым количеством слоев бумаги, его ставят на просушку. При комнатной температу­ре поделка средних размеров полностью высыхает за 48 часов.

Пока папье-маше полностью не высохнет, с ним ничего нельзя делать (снимать с формы, подвергать дополнительной обработке или красить), иначе оно деформируется, и весь труд пропадет зря.

После полной просушки копия из папье-маше аккуратно снима­ется с формы.

Поскольку первый слой, смоченный водой, наносился на форму без клея, изделие из папье-маше должно легко от нее отделяться.

Если в качестве формы используется предмет, с которого невоз­можно целиком снять поделку, то придется последнюю снимать час­тями, предварительно аккуратно разрезав ее острым ножом.

После того как все части будут сняты с формы, их необходимо тщательно склеить 2-3-мя слоями кусочков газет­ной бумаги.

Когда изделие окончательно просохнет, его поверхность сначала аккуратно выравнивается при помощи мелкозернистой наждачной бумаги, острого ножа, напильника и т. д. Практически всегда гото­вое изделие из папье-маше требует дополнительного покрытия - грунтовки. В этих целях лучше всего использовать шпаклевку, при­готовленную на водной основе или на основе латекса. Готовый грунт следует наносить тонкими слоями с обязательной просушкой перед нанесением очередного слоя. Для нанесения грунтовки лучше всего подходят плоские кисти или тонкий резиновый шпатель.

Затем, для того чтобы сгладить неровности и полностью закрыть газетный шрифт, высохшее изделие можно покрасить одним-двумя слоями водоэмульсионной краски.

Следующий этап - раскрашивание по­делки.

Окрашивание изделий из папье-маше

Существуют разные способы окрашивания поделок из папье-маше.
Один из них состоит в том, что красками покрывают только поверхность изделия, а другой заключается в окрашивании всей бу­мажной массы насквозь.

Для вещей, предназначенных для частого использования, например, игрушек, шкатулок, коробочек для ук­рашений и прочего, предпочтительнее сквозная сплошная окраска. В случае стирания выпуклых частей у этих предметов (например, углов у шкатулок или носиков на головках кукол) дефекты не будут заметными. Если же их покрыть только поверхностным слоем краски, то со временем будут образовываться некраси­вые «проплешины».

У сувениров или предметов, которые не предполагается часто брать в руки, достаточно покрыть краской только поверхность.

При необходимости в одном изделии можно сочетать оба способа окра­шивания.

Для декорирования поделок из папье-маше годится практически любая краска: акриловая, анилиновая, масляная, водоэмульсион­ная, эмаль, глянцевые краски. Чаще всего применяются акриловые краски, так как они относи­тельно дешевы, просты в использовании, быстро сохнут. К тому же гамма акриловых красок чрезвычайно разнообразна.

Не рекомендуется окрашивать изделия из папье-маше гуашью и акварелью, так как это нестойкие краски (со временем легко стираются). Однако, если гуашь развести клеем ПВА (в про­порции 1 ч. л. клея на 1 баночку гуаши), ее стойкость повысится.

Для получения матовой поверхнос­ти изделия часто применяют темперные краски, а для глянцевой блестящей - масляные.

Блеск внешней поверхности поделки придаст также любой бесцветный лак (например, мебельный).

Изделия из папье-маше можно декорировать не только окраши­ванием.
На них можно наклеивать аппликации и даже расписывать их в технике .

По материалам книги «Лучшие поделки из бумаги».

Папье-маше в искусстве, рукоделии используют как материал для изготовления скульптур, марионеток, чаш под фрукты, кукол и других предметов. Можно изготавливать самые разные поделки для интерьера. Поверхность папье-маше легко окрашивается в нужный цвет, также ее можно декорировать.

Как делать изделия из папье-маше

Чтобы приготовить массу папье-маше, вам понадобятся ненужные газеты или другая бумага, клей, вода. Клей смешайте с водой в пропорции 2/1. Газеты надо нарезать на полоски шириной два сантиметра или разорвать на небольшие клочки. Соединить газеты и клеевой раствор, перемешайте до однородной смеси ложкой или кистью из щетины.

Если для изготовления материала вы берете канцелярский клей, имейте в виду, что при окрашивании сформованного изделия вас могут подстерегать трудности. Краска может отказаться держаться на поверхности. Лучше всего перед окрашиванием загрунтовать изделие художественными белилами или акриловой грунтовкой, а потом уже покрывать краской.

Некоторые изделия лучше смотрятся с гладкой поверхностью. При оклеивании формы полосками бумаги не всегда получается добиться идеальной гладкости. Но процедура выравнивания поверхности не так сложна, как может показаться – надо всего лишь отнестись к ней терпеливо.

Как получить гладкую поверхность изделия из папье-маше

Сперва надо выровнять наиболее заметные ямки путем подклеивания туда мелких бумажных клочков. Так делать до тех пор, пока поверхность не станет выглядеть более-менее ровной. Изделие надо просушить, после чего поверхность обрабатывают мелкозернистой шкуркой. Обработку выполняйте круговыми легкими движениями, нажатия должны быть как можно более легкими. Бумажные волокна периодически убирайте при помощи тряпки. Обработанную поверхность густо обмажьте клеем и хорошо просушите, чтобы верхний слой сделался крепче. Эту процедуру можно повторить несколько раз, чтобы прочность верхнего слоя повысилась. После этого можно приступать к раскрашиванию, инкрустированию или декорированию поверхности другим способом.

При незначительных шероховатостях покройте поверхность несколькими слоями клея ПВА или воспользуйтесь аэрозольным лаком для автомобилей.

Если изделие вы хотите окрасить, после того, как закончится процедура окрашивания, поверхность лучше покрыть еще и лаком – в два или три слоя. Лак подойдет и нитро, и мебельный, проследите только, чтобы краска не «поплыла». Обработанное таким образом изделие получится гладким и блестящим.

» грунтовка

ГРУНТОВКА

Чтобы прочно связать выклеенную бумагу с краской, которой вы покроете или будете расписывать изделие, необходимо нанести на него грунта. Для обработки из папье-маше под раскраску и роспись существует несколько видов грунтов: клеевые, масляные, эмульсионные и другие.

Клеевой приготовляется из столярного и мела. Такой грунт интенсивно впитывает в себя олифу из красителя. Поэтому на клеевом грунте зачастую осыпается, стирается и загрязняется.

Масляный грунт приготавливается из олифы и сухих цинковых белил. Краска связывается с масляным грунтом плохо. При покраске изделия краситель в некоторых местах скатывается с поверхности, а в других - подтекает. Слой на грунт неравномерно, после высыхания трескается.

Эмульсионный грунт приготовляется из олифы, столярного клея и сухих цинковых белил. По своим качествам он намного превосходит клеевые и масляные грунты.

Поверхность из папье-маше особенно хорошо обрабатывается левкасом. Это один из видов эмульсионного грунта, в которого добавляют* тальк. Кроме талька, в левкас входит столярный клей, олифа, масляный лак, мел или цинковые белила. Левкас при эластично заполняет все неровности в выклеенном слое папье-маше и придает поверхности зеркальный блеск. краска при раскраске и росписи изделия равномерно впитывается в левкас и крепко с ним связывается.

Расскажем, как приготовляют левкас, который мы рекомендуем вам для изделий из папье-маше.

В отличие от других эмульсионных грунтов левкас приготовляется значительно проще и быстрее. Просейте тальк и мел, удалив из них таким образом песчинки и крупные комочки. В жестяную банку (можно изпод консервов) влейте два стакана разведенного столярного клея крепкой концентрации. Добавьте в две столовые ложки натуральной олифы и чуть меньше половины стакана масляного лака. Размешайте все. Затем в этот состав засыпайте небольшими порциями тальк, смешанный пополам с мелом. Хорошо размешайте всю массу: тальк с водой и другими жидкостями смешивается плохо. Подсыпая время от времени талька и мела, доведите грунт до состояния не очень густой тестообразной массы. Затем прокипятите грунт на электроплитке, помешивая, чтобы он не подгорел.

Левкас накладывается на папье-маше слегка теплым тонким мягкой песчаниковой кистью. Слой левкаса должен ровно покрывать модель, сравнивая выпуклые места и впадины. Когда левкас, нанесенный на изделие, начнет застывать, осторожно загладьте поверхность грунта пальцем, смоченным в теплой воде.

После грунтовки изделие хорошо просушите. Летом на воздухе левкас просыхает за одни сутки. Около огня процесс высыхания намного сокращается. Окончив сушку, зачистите поверхность левкаса мелкозернистой бумагой, выровняв все неровности грунтовки.

Грунтовку и зачистку изделия повторите не менее трех раз. Когда загрунтованная поверхность папье-маше будет ровной и гладкой, изделие можно считать готовым к покраске.

Обработку грунта наждачной бумагой производите над баночкой с разведенной массой, чтобы собрать отходы левкаса и в дальнейшем их использовать. Остатки грунта также выбрасывать не следует: используйте их при последующих работах. В этих случаях добавьте в засохший грунт горячей воды, через несколько часов размешайте его и прокипятите на электроплитке. Грунт будет вновь готов к употреблению.

Левкасом можно также выклеенные из папье-маше подводные части водоплавающих с последующей их специальными красителями, разведенными на нитролаке.

А теперь перейдем к покраске изделия.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png