Гуление можно определить как этап развития речи малыша, сменяющий крик и предшествующий лепету. Данный тип коммуникации возникает у ребенка с 2 месяцев, заканчиваясь к 7 месяцу жизни. Гуление выражается в негромком протягивании вслух отдельных звуков, преимущественно гласных.

В педиатрии и логопедии принято выделять два типа гуления:

  1. гуканье (является начальной стадией гуления, когда малыш начинает проговаривать короткие односложные конструкции);
  2. свирель (второй этап развития гуления, при котором появляется способность протягивать несколько слогов каскадно; развивается к 4 месяцу жизни).

Межнационального или международного разграничения в гулении нет – дети любого языкового и этнического окружения агукают одинаково. Только на заключительной стадии развития этого вида коммуникации (ближе к полугоду жизни) в произношении могут появиться черты, присущие конкретному народу.

Гуление характерно также и для слабослышащих или глухих детей.

Когда у детей начинается гуление

Часто родители не замечают изменений произношения крохи, пропуская момент, когда у ребенка появляется способность проговаривать отдельные гласные звуки. Тогда их речь может казаться причудливой, необычной, так как звуки имеют растянутую структуру.

Подобные изменения заметны уже на второй или третий месяц жизни. В таком возрасте формируются первые навыки коммуникации, когда ребенок пытается общаться посредством произношения слогов, а также простых звуковых конструкций. Проговаривание цельных слов не характерно.

Структура агуканья с течением времени изменяется – сначала это могут быть сольные обрывочные звуки, впоследствии становящиеся более плавными, мелодичными и непрерывными.

Помимо гласных, когда ребенок гулит, он может учиться говорить длительные согласные вроде «м», «с», а также буквы «б», «п». Это делает речь более разнообразной.

Как могут помочь родители при гулении

Гуление и лепет можно рассматривать как способы поиска новых путей общения. Родителям стоит это учитывать, поддерживать кроху, разговаривая с ним. Это можно сделать так:

  • всегда отвечать на звуки, которые издает малыш, подбадривать его;
  • доброжелательно относиться к речи – улыбаться, показывать, что ребенок делает все правильно, что его действия приятны родителям;
  • активно артикулировать при общении;
  • применять методы жестикуляции, чтобы сделать речь более выразительной; иногда можно также гримасничать, чтобы поддержать интерес;
  • общаться активно, четко.

Нужно также следить, чтобы процесс развития речи происходил в спокойной обстановке, когда отсутствуют неприятные или отвлекающие факторы.

Обычно агукать малыш начинает не для того, чтобы сообщить родителю о своих потребностях или желаниях. Гуление воспринимается как игра, поэтому чтобы познание речи было эффективным, нужно создать благоприятные для этого условия – малыш должен быть чистым, здоровым и сытым.

Что можно сделать, если гуления нет

Не нужно беспокоиться, если к 2-х месячному возрасту гулить кроха не начал – при нормальном развитии процесс познания структуры речи является индивидуальным, поэтому у некоторых может происходить очень быстро, а у других – с опозданием. Имеет значение темперамент – одни дети начинают гулить очень рано, а остальные без видимых причин молчат.

Обратиться за консультацией к специалисту нужно, если ребенок совсем не может гулить к 4-х месячному возрасту. В такой ситуации полностью отсутствует произношение отрывочных или плавных гласных звуков. Тогда вероятны какие-либо нарушения развития.

Существует мнение, что гулению можно научить посредством простых задач и упражнений, когда молчание не вызвано сбоями или отклонениями в интеллектуальном и физическом росте. Отсутствие агуканья может быть вызвано недостатком общения. Для начала матери следует чаще разговаривать с крохой, петь ему детские спокойные песни и колыбельные. При пении желательно вытягивать гласные звуки, чтобы их можно было расслышать и запомнить.

Нужно создать правильную обстановку в семье – обеспечить спокойствие и благополучие. Ни при каких обстоятельствах нельзя ссориться вблизи ребенка, так как это может испортить настроение крохе и сказаться на процессе развития его коммуникационных навыков. Познание звуков начинается в процессе игры, а при неблагоприятной обстановке вокруг малыш этого сделать не сможет. Если отношения внутри семьи наладятся, ребенок быстро научится гулить.

Некоторые врачи и родители рекомендуют начать развитие тонкой моторики рук уже в двух- или трехмесячном возрасте. Речевые умения могут зависеть от степени физической развитости, поэтому следует уделить внимание прикосновениям к рукам и ногам малыша. Можно также давать ему подержать небольшие предметы.

Важно не кричать на ребенка за провинности и не заставлять его гулить силой, так как это дает обратный эффект – из-за страха перед родителями навыки речи не развиваются.

Нужно обращать внимание на интонацию общения и корректировать ее, так как дети к третьему месяцу способны различать оттенки настроения и улавливать тон беседы.
Если гуление ребенка началось, оно плавно перейдет в этап лепета, на котором формируются слоги и простые слова.

Как можно развить навыки гуления

Если гуление у малыша не слишком выражено, можно попытаться ускорить становление навыка. Для этого следует:

  • разговаривать с малышом не слишком громко, чтобы не испугать его, и не слишком тихо, чтобы произносимое можно было четко услышать;
  • поддерживать доброжелательный тон общения;
  • не ослаблять контакт с ребенком на зрительном уровне – важно, чтобы положение губ взрослого и манера проговаривания звука были видны (в некоторых случаях дети намеренно стремятся это увидеть);
  • поддерживать тишину в помещении, так как посторонние шумы могут прекратить гуление, заставить замолчать;
  • играть в простые игры по типу «ладушек»;
  • копировать детскую манеру произношения – агукать и гулить в ответ, так как рефлекс подражания в возрасте до полугода еще не угасает (иногда это является методом терапии – детям включают записанное на диктофон гуление, чтобы показать им правильную модель развития речи);
  • мягко массажировать щеки, губы, живот и грудь ребенка, при этом можно рассказывать детское стихотворение или петь песню – это помогает развить у детей голосовую подачу (возникает она внезапно);
  • хвалить кроху за успехи в общении, поддерживать его гуление.

Нельзя искажать слова и сюсюкать с детьми – неправильное произношение родителей становится причиной некорректного воспроизведения звуков при гулении, а в будущем – слогов и слов.

Что делать, если ребенок перестал гулить

Внезапное прекращение гуления, если оно не перешло в лепет, должно вызвать беспокойство у родителей. Лучше показать малыша специалисту при такой ситуации, чтобы исключить возможность появления отклонений в развитии. Особенно это актуально, если кроха не только перестал гулить, но и стал вялым, беспокойным.

Самостоятельно родители могут помочь, продолжая с ребенком разговаривать (выразительно, эмоционально, активно), копировать звуки гуления и агуканья даже в том случае, если малыш произвольно больше их не произносит. Нужно всегда поддерживать благоприятную психологическую обстановку вокруг крохи. Это помогает, если состояние не вызвано нарушениями в интеллектуальном или физическом плане.

Что такое гуление должен знать каждый родитель грудничка, так как это важный процесс становления детской речи, при котором происходит процесс познания правильного произношения отдельных гласных и иногда согласных звуков. Появляется в возрасте 2-3 месяцев. Обратиться к специалисту следует, если ребенок вял, грустен, у него внезапно прекратилось гуление или оно отсутствовало изначально к возрасту 7 месяцев. Но если малыш веселый, жизнерадостный, а также активный, наиболее вероятно, что гуление еще не началось вследствие индивидуальных особенностей развития.

Усвоение родного языка происходит поэтапно. Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст , так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка.

Знание основных речевых этапов поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы любимого чада. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.

Первый год жизни (подготовительный возраст) крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.

Первый этап (0 – 3 мес.)

Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.

Второй этап (3 – 6 мес.)

К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: "а-а-а-а", "гу-у-у", "а-бм", "бу" и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: "гн-агн", "рн", "кхн" и т.д.

Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку.

При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает!

Нравится статья? Расскажи друзьям!

Третий этап (6 – 10 мес.)

От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова , которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.

В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

Четвёртый этап (10 мес. – 1 год)

Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» - это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи , потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь . В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д.

Если к 2,5 годам у ребёнка нет элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы!

Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции . Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.

Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, «каябль» - корабль, «синюська» - свинюшка.

К 3 годам появляется потребность в словотворчестве . Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» - перчатки, «копатка» - лопатка, т.е. малыш овладевает основными закономерностями языка.

В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка. Поэтому так важно при отклонениях от возрастных норм развития речи обратиться к логопеду, который проведёт комплексное обследование и по необходимости направит к отоларингологу (проверить слух крохи), неврологу (выявить особенности созревания ЦНС) и другим специалистам. Всё это максимально достоверно поможет установить причины речевого недоразвития, назначить комплексное лечение (массаж, рефлексотерапию...) и провести логопедическую коррекцию для достижения положительных результатов.

Смердова Юлия ,
логопед

08. 10. 2009

Нет на земле гимна торжественнее,
чем лепет детских уст.
(Виктор Гюго)

Речь начинает развиваться практически с первых дней жизни и проходит несколько этапов развития.
Самым первым речевым проявлением является крик. Крик носит рефлекторный характер и является реакцией на различные дискомфортные состояния (голод, боль, мокрые пеленки и пр.). У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. А у детей с органическим поражением ЦНС, у которых в последствии выявляются расстройства речи, крик или пронзительный, или очень тихий в виде всхлипываний, или может отсутствовать вообще. Обычно период младенческих криков длится от рождения до 2 месяцев. На 2-3 месяце крик начинает качественно меняться и у ребенка появляется гуление и смех. Крик меняется в зависимости от состояния ребенка. Малыш по-разному сообщает маме о своих потребностях (чувстве голода, дискомфорте, болевых ощущениях и т.д.) и мама по интонации крика легко узнает, что нужно ее ребенку.
Именно в этот период начинает формироваться интонационный язык, которым ребенок будет пользоваться всю свою жизнь. У большинства здоровых детей в это время появляется начальное гуление - «гуканье». Звуки возникают в ответ на улыбку и разговор взрослого с ребенком, происходит переход от рефлекторных звуков к звукам общения. Ребенок активнее гулит в присутствии взрослых, у него появляется улыбка и первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми, у ребенка формируется комплекс оживления (эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого). Элементом комплекса оживления выступает гуление, которое отличается от короткого гуканья певучестью.
Гуление - представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а, у, ы], часто в сочетании с согласными [г, м]. Насторожить родителей в этот период должно отсутствие или недостаточность интонационной выразительности крика и гуления, однообразное тихое гуление; отсутствие смеха. Гуление важный этап довербального (дословесного) развития речи. В это время наряду с подготовкой речевого аппарата к произношению звуков, осуществляется процесс развития понимания речи, когда малыш учится управлять интонацией.
Здоровый ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого и реагировать именно на нее. Малыш улыбается, произносит удовлетворенно звуки, если взрослый говорит доброжелательным, ласковым тоном, и наоборот кричит, если взрослый сердится и в его голосе сердитая, раздраженная, недовольная интонация. Ребенок еще не понимает смысла обращенной к нему речи, но чутко реагирует на интонацию. Общение между ребенком и взрослым строится на эмоциональной основе. Это и есть первые уроки родного языка.

Крик.
Составила Самохина Наталья.
Развитие речи начинается с крика новорожденного. Было доказано, что крик осуществляется подкорковыми структурами мозга. В период до 3 месяцев он носит безусловно-рефлекторный характер, а после условно-рефлекторный и становится интонационно выразительным.
До 3х месяцев:
В норме: крик громкий, чистый, среднего или низкого тона, с коротким вдохом и удлиненным выдохом (уа-а-а), длительностью не менее 1-2 секунд, без интонационной выразительности. В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок (э, ай).
У детей с ДЦП (дизартрией): крик может в первые недели отсутствовать или имеет болезненный характер. Крик слабый, короткий, высокого тона; может быть пронзительным или очень тихим, похожим на всхлипывания или вскрикивания (которые ребенок обычно производит на вдохе). Болезненным признаком также является носовой оттенок голоса. В тяжелых случаях крик может отсутствовать вообще (афония). Все вышеперечисленное отмечается вследствие нарушения тонуса артикуляционной и дыхательной мускулатуры.
В период новорожденности крик возникает на голод, холод, болевое воздействие, а с 2 месяцев при прекращении общения с ребенком или изменении положения его тела. С этого же возраста отмечается появление крика перед сном при перевозбуждении ребенка.
С 3х месяцев:
В норме: начинается развитие интонационной характеристики крика: крик видоизменяется в зависимости от состояния ребенка. Ребенок по-разному сигнализирует матери о болевом ощущении, чувстве голода, дискомфорте в связи с мокрыми пеленками и т.д. Постепенно частота крика снижается и вместо него появляется гуление.
Патология: крик остается однообразным, непродолжительным, тихим, мало модулированным, нередко с носовым оттенком. Интонационная выразительность крика не развивается: отсутствуют дифференцированные интонации, выражающие оттенки радости, недовольства, требования. Крик не является средством выражения состояния ребенка и его желаний.
На последующих этапах развития крик начинает приобретать характер активной реакции протеста. Так, в возрасте 6-9 месяцев ребенок кричит в ответ на появление незнакомых людей. К концу 1 года ребенок громко кричит в ответ на то, что у него отобрали тот или иной предмет. Криком он выражает свой протест но отношению к одеванию, промедлению с кормлением и т.п. Крик возникает как привычная реакция на любой воздействовавший на него однажды неприятный раздражитель. Это может быть подстригание ногтей, купание в ванне и т.д. Характерно, что эти отрицательные эмоциональные реакции, возникшие как сочетательные рефлексы, у детей с церебральным параличом быстро закрепляются.
Лит-ра:
1. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда, М.: Просвещение, 1985.
2. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: Методическое пособие. - Спб.: КАРО, 2006.

Гуление.
Составила Бочкова Анастасия.
Гуление - разновидность предречевых вокализаций ребенка первых месяцев жизни, к которой относятся протяжные негромкие певучие звуки или слоги: "а-а-а-а", "га-а", "гу-у-у", "а-гу" и т. п. Обычно появляется в конце первого - начале второго месяца жизни и отмечается вплоть до возникновения лепета (примерно до шести-семи месяцев)(С.Ю. Мещерякова)
Спонтанные короткие звуки гукания у детей с ДЦП появляются с опозданием в 3-5 месяцев, а у некоторых детей появляются только к концу первого года жизни. Патология голосовых реакций у детей с двигательными нарушениями может быть выражена в разной степени: в виде полного отсутствия или неполноценности, специфических особенностей произнесения звуков гуления. Полное отсутствие голосовых реакций отмечается лишь у детей с тяжелым поражением нервной системы. Неполноценность голосовых реакций проявляется в отсутствии или бедности интонационной выразительности гуления, отсутствии даже элементов самоподражания, бедности и однообразии звуковых комплексов, редкости их возникновения. Однообразие звуков сочетается с их специфическим произнесением: звуки тихие, нечеткие, часто с носовым оттенком, не соответствующие фонетическим единицам языка.
Чаще всего дети в период с 3 до 6 месяцев издают недифференцированные гласные звуки и их сочетания: [а],[ ы],[ э],[ уэ],[ эо], [эм], а заднеязычные звуки [г],[ к],[х], отсутствуют, так как для их артикуляции необходимо участие корня языка, что у детей с церебральным параличом крайне затруднено вследствие его напряжения и ограничения подвижности. Интонационной окраски эти звуки не имеют. Большинству детей необходимо постоянное стимулирование произнесения звуков гуканья.
Отдельные недифференцированные звуки представляют собой элементы гуления. При этом они короткие, лишены певучести звучания. Заднеязычные звуки («г», «к», «х») в гулении часто отсутствуют, так как для их артикуляции необходимо участие корня языка, что затруднено вследствие его напряжения и ограничения подвижности.
При псевдобульбарной симптоматике сохраняются нарушения голосового образования и крика. При спастичности артикуляторных мышц появляется повышенный тонус языка и губ. Язык напряжен, кончик языка не выражен, губы напряжены, что вызывает ограничение произвольных движений во время артикуляции.
При гипотонии отмечается вялость жевательных и мимических мышц артикуляторной мускулатуры. У детей она малоподвижна, в результате чего рот полуоткрыт. В случае дистонии мышцы артикуляции постоянно сокращаются, что сопровождается гиперкинетическими компонентами.
У детей с ДЦП мышечная гипертония отражается на патологической симптоматике ассиметричного шейно-тонического рефлекса. Патологический рост тонуса в мышцах языка и губ, резкая гипертония или гипотония, отсутствие произвольных движений органов артикуляции, постуральная активность, содружественные движения, произвольная ручная моторика являются явными показателями задержки в формировании двигательной активности, а также в появлении цепных выпрямительных рефлексов.
В возрасте 6-9 месяцев у большинства детей активность гуления крайне низкая.
У детей с тяжелым поражением артикуляционного аппарата длительное время вовсе отсутствует голосовая активность. Время появления самоподражания в гулении колеблется от пяти месяцев до года, что значительно отстает от нормы. У многих детей самоподражания в гулении вовсе не наблюдаются.
В силу того, что у детей с церебральным параличом звуки гуления однообразны и невыразительны, они не могут служить средством общения с окружающими, что в свою очередь отрицательно сказывается на процессе формирования потребности речевого общения и приводит к задержке психического развития в целом.
Следует отметить также, что невысокая активность гуления тормозит ход становления речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Лит-ра:
1.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период: Книга для логопеда. – М.: Просвещение
2.Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. - Киев: Здоровье,1988
3.Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006

Лепет.
Составила Шахина Мария.
Лепет имеет важное значение в развитии речи. В период лепета (6-9 месяцев) происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность, что считается существенным механизмом слогообразования. Лепет - это повторное произнесение слогов под контролем слуха. Таким образом, в период лепета формируется необходимая для речи слухо-вокальная интеграция.
Ребенок сначала повторяет звуки, как бы подражая самому себе (аутоэхолалия), а позже начинает подражать звукам взрослого (эхолалия). Для этого он должен слышать звуки, отбирать наиболее часто слышимые и моделировать свою собственную вокализацию. Стадия канонической вокализации характеризуется повторением двух одинаковых слогов (ба-ба, па-па, ма-ма, да-да). Кроме типичных повторяемых слогов, ребенок произносит и отдельные слоги и гласные звуки. В лепете каждый звук артикулируется на выдохе, то есть тренируется координация между дыханием и артикуляцией.
В период лепета происходит дальнейшее совершенствование общей моторики ребенка: формируются функции сидения, ползанья, захвата предметов и манипулирования ими. Обнаружена тесная связь между выраженностью лепета и общими ритмичными повторными двигательными реакциями. Установлено, что общая ритмическая двигательная активность стимулирует развитие лепета.
Примерно с 6-7 месяцев лепет приобретает социализированный характер. Ребенок больше лепечет при общении со взрослым. Он слушает речь других. Постепенно начинает использовать голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.
Характерным для здорового ребенка этого возраста является то, что произнесение звуков становится видом его деятельности. Одновременно у здорового ребенка начинает развиваться и начальное понимание обращенной речи, он больше начинает обращать внимание на движения и действия взрослого и понимать их значение.
В этот период ребенок может одновременно смотреть на предмет и произносить лепетные звуки. Он как бы слушает одновременно и самого себя и взрослого, «говорит» сам с собой, но также и со своим окружением.
У детей с церебральным параличом обычно отмечается отсутствие или крайняя рудиментарность лепета. Издаваемые ими звуки однообразны, интонационно невыразительны. Ребенок не может произвольно менять высоту и громкость голоса.
Чаще всего в лепете детей с двигательными нарушениями присутствуют гласные звуки а, э и губно-губные согласные м, п, б (если не выражены нарушения тонуса круговой мышцы рта). Наиболее характерными в лепете являются сочетания гласных а, э с губно-губными согласными: па, ба, ма, ама, апа. Редко встречаются в лепете губно-зубные, передне-, средне-, заднеязычные звуки. Почти нет противопоставлений согласных звуков: звонких глухим, твердых мягким, смычных щелевым.
Произнесение отдельных звуков часто сопровождается общим повышением мышечного тонуса, появлением насильственных движений. Реакция на обращенную речь проявляется бедными звуковыми комплексами, лишенными эмоциональной окраски. Чаще всего голосовая активность детей в данный период на уровне гуления. Самоподражание в гулении только начинает развиваться. Стремление к звукоподражанию обычно отсутствует или выражено незначительно.
Звуковая активность крайне низка. Ребенок не пытается при помощи звуков контактировать с окружающими. Это сочетается с нарушениями моторного развития: ребенок обычно к концу года не сидит или сидит неустойчиво, не стоит, не ходит, не ползает, у него отсутствует или слабо выражена предметная и манипулятивная деятельность. В двигательной сфере выявляются характерные для детского церебрального паралича нарушения в виде патологии мышечного тонуса, наличия позотонических рефлексов, недостаточности координации движений.
Лит-ра:
1.Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В.Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда. - М.: Просвещение, 1985.
2.Приходько О.Г., Ранняя помощь детям с двигательной патологией.: Методическое пособие. С – СПб.: Издательство «КАРО», 2006 г.
3.Смирнова Е.О., Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер,2010. – 299 с.

Первые слова.
Составила Мироненко Марина.
С появлением у ребенка первых слов начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Понять ребенка можно только в конкретной ситуации.
Индивидуальные сроки появления речи значительно колеблются. Так, большинство детей-дизартриков на втором году жизни находятся на доречевом уровне развития. В начале второго года у них наблюдается снижение потребности в речевом общении и низкая голосовая активность. Ребенок предпочитает общаться жестами, мимикой и криком. Обычно такие дети произносят всего несколько слов, а иногда у них задерживается развитие начального понимания обращенной речи.
Возрастная динамика речевого развития детей с дизартрией зависит от многих факторов: локализации и тяжести поражения мозга; раннего начала, систематичности и адекватности коррекционно-логопедической работы; состояния интеллекта ребенка.
Первые три года жизни у детей с ДЦП и синдромами двигательных нарушений наблюдается наиболее медленный темп речевого развития. На втором году жизни развитие общей моторики обычно опережает развитие речи. Свои первые слова дети начинают произносить примерно в 2-3 года. К концу раннего возраста лишь некоторые из них общаются с окружающими с помощью простых и коротких предложений из 2-3х слов.
При систематическом проведении коррекционно-логопедических занятий к концу 3-го года жизни темп речевого развития начинает опережать темп развития общей моторики ребенка.
Фразовая речь, обычно, формируется к 4-5 годам, а в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) идет её интенсивное развитие. Как правило, дети не реализуют своих речевых возможностей в общении (на заданные вопросы дают однословные стереотипные ответы).
Активный словарь в раннем возрасте увеличивается крайне медленно, пассивный словарь значительно превосходит его, речь долго остается малоразборчивой. Связь между словом, предметом и действием устанавливается с трудом. В связи с неточностью, несистематизированностью, а часто и ошибочностью знаний и представлений об окружающем у ребенка происходит колличественное уменьшение словаря и медленное его формирование. Дети не располагают необходимыми языковыми средствами для характеристики различных предметов и явлений. Запас слов, обозначающих действия, признаки и качества предметов, особенно ограничен у таких детей.
Ограничение речевого общения, нарушение слухового восприятия и внимания, низкая речевая активность и недоразвитие познавательной деятельности вызывают серьезные нарушения в формировании грамматического строя речи, вследствие чего грамматические формы и категории усваиваются с трудом. Дети затрудняются в употреблении правильных падежных окончаний, согласовании слов в предложении и при построении предложений.
У детей с дизартрией недостаточно развита фонетическая сторона речи. В раннем возрасте многие звуки отсутствуют. В последствие часть из них произносится искаженно или заменяется близкими по артикуляции. Для детей с этим нарушением характерно патологическое усвоение фонем (последовательность их усвоения не совпадает с той же последовательностью при норме).
Таким образом, у детей появляются дефектные артикуляционные уклады, которые закрепляются в последующем по мере формирования патологического речевого стереотипа. А у большинства детей отмечаются нарушения фонематического восприятия.
Лит-ра:
1.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. - М., 1989.
2.Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
3.Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией: Методическое пособие. – СПб.: Издательство «КАРО», 2006.

текст: Полина Жиянова, дефектолог, специалист по раннему развитию

Говоря о речи своего ребенка, родители чаще всего приводят описание того, что умеет говорить ребенок, то есть того, насколько развита его активная речь. Но не будем забывать, что речь каждого из нас не ограничивается только «говорением», существует и другой важный аспект - понимание речи окружающих. А для того, чтобы научиться понимать речь окружающих, малышу нужны внимательные и чуткие собеседники. И такими собеседниками можете и должны стать вы, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, все близкие люди, составляющие первое окружение малыша. Вы - самые замечательные исполнители песен, никакой чтец не может сравниться с вами в чтении стихов, и никакой «говорящий ящик» не научит говорить вашего малыша, потому что научиться речи можно только в общении. Внимание родителей к начальным этапам развития речи поможет не исправлять, а предупреждать нарушения речи.

Первое полугодие: гукаем и гулим

Этап новорожденности . Сразу после рождения у мамы и младенца формируется настраивающее поведение, которое получило название «связывание» (bonding). Процесс взаимодействия инициирует малыш, своим видом и поведением вызывая отклик у матери. Он плачет, кряхтит и гукает и это помогает маме понять, в чем нуждается. Такая эмоциональная настроенность помогает маме и малышу лучше узнать и научиться понимать друг друга, становится основой для развития взаимодействия и общения. Смешное слово «гуканье» как раз и означает первые звуки, которые произносит малыш, едва появившись на свет.

К концу этого этапа младенец уже реагирует на обращение к нему - он перестает плакать и смотрит на вас, когда вы с улыбкой склоняетесь над ним, у него появляется первая, пока еще робкая улыбка, которая обращена именно к вам. Появление первой социальной улыбки условно считается окончанием этапа новорожденности.

Второй этап - от 5-6 недель до 3-4 месяцев. Это этап чувственного знакомства с миром. Малыш слушает, смотрит, воспринимает запахи, прикосновения, но собственная целенаправленная деятельность у него появится только к концу этого этапа. Звуки, которые издает ребенок, становятся более протяжными и певучими, и постепенно гуканье сменяется гулением. Малыш «поет» гласные (а, о, е, у) или издает воркующие слоги с горловыми согласными: гыы-гыы-гыы, агууу, гууу, иногда можно услышать слог «ля».

Ребенок все чаще отыскивает маму глазами, издает звуки, чтобы привлечь к себе ее внимание, и если он встречает ответный взгляд, на его лице расцветает улыбка, его ручки и ножки ритмично движутся, он издает звуки, тянется к ней. Такое поведение называется "комплексом оживления" и говорит о том, что малыш доволен жизнью и хочет разделить свою радость с близким человеком.

В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь: еще не понимая смысла слов, они внимательно вслушиваются в интонацию. Улыбайтесь малышу, пойте, сопровождайте свою речь поглаживанием ручек и ножек малыша, слегка потормошите его, подуйте в животик или шейку. Ваша речь и ваша улыбка вызовет у малыша ответную реакцию: на лице малыша расцветет улыбка, он начнет издавать звуки, движение рук и ног станут ритмичными - он весь устремится к вам.

Если ребенок устал и не хочет общаться, он ясно дает об этом знать: отводит взгляд, отворачивает голову, и даже, сгруппировавшись, может повернуться на бочок. Движения становятся более хаотичными, он может тереть глаза и хныкать.

Понимание интонации: младенец вслушивается в интонации взрослого и начинает различать их - он ведет себя по-разному в ответ на ласковую или строгую интонацию, а по тому, как малыш поворачивается, когда его окликают, видно, что он различает и зовущую интонацию. Малышу нравится слушать песенки и потешки, сопровождаемые стишками, их ритмический рисунок и многочисленные повторения привлекают его внимание.

Понимание ситуации: заслышав звук льющейся в ванной воды, ребенок может понять, что предстоит купание, или, завидев, что мама достает ножнички, начинает хныкать, заранее предвидя процедуру, которая ему не нравится - подстригание ногтей.

Понимание интонации и ситуации - это основа понимания речи. Сделайте свое поведение и режим дня более предсказуемыми для ребенка. Например, всякий раз, собираясь купать ребенка, сообщайте об этом, одновременно вывешивая яркое полотенце на бортик детской кровати.

Любимой игрой в этом возрасте становятся прятки, которые заключаются в исчезновении и появлении лица взрослого.

На что обратить внимание: если вы заметили, что появившееся у ребенка гуление стало менее певучим и более редким вы должны сообщить об этом своему педиатру. Возможно, он предложит вам проверить слух ребенка.

Третий этап. С трех до шести-семи месяцев. Начало собственных действий. В этом возрасте ребенок начинает тянуться и бить по игрушке, потом захватывать и играть ею.

Малыш все лучше ориентируется в происходящем, он начинает по-разному относиться к окружающим его людям: он не только узнает знакомых взрослых и радуется им, но и опасается всего незнакомого. В тоже время ему нравятся игры-страшилки, например «Догоню-догоню», «Идет коза рогатая» «В ямку бух». Такое переживание страхов, связанных с неожиданными действиями взрослого, позволяет ребенку научиться принимать новое.

Меняется и речь ребенка. Гуление становится более активным и протяжным. Иногда вы можете услышать в речи губные звуки, что говорит о скором появлении лепета - цепочки слогов, преимущественно с губными и переднеязычными согласными, например ма-ма-ма, бу-ба-бу, да-да-да. Малыш может сам показать, чего хочет: потянувшись к игрушке, он оглядывается на взрослого, призывая его на помощь. Если вы откликнетесь на его призыв, то он будет обращаться к вам снова и снова.

Второе полугодие: лепетные слова

В этом возрасте ребенок учится добираться до желаемой цели. Появление у него ползания и умения садиться открывают новые возможности для развития исследовательской деятельности и игры. Ребенок все активнее использует длинные цепочки слогов.

Вы можете помочь развитию лепета:

Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, предоставляя ему возможность ответить вам.

Помните, что обычный речевой поток взрослого не помогает развитию лепета. Дети в этом возрасте проявляют интерес к словам, в составе которых есть губные и переднеязычные звуки, как, например, в потешке «баба сеяла горох, прыг-скок, прыг-скок» и еще охотнее он повторяет слоговые цепочки «ма-ма-ма», «па-па-па», «ля-ля-ля», «ва-ва-ва» и т.д.

Не запрещайте ребенку брать в рот игрушки. Они создают во рту дополнительные смычки, что тоже стимулирует появление в репертуаре ребенка слогов с согласными звуками.

Используйте сочетание простых повторяющихся движений с цепочками повторяющихся слогов. К примеру, помогите малышу подпрыгивать, придерживая его под мышки и, одновременно, произносите вместе с ним «ба-ба-ба» или «ма-ма-ма».

Если у вас есть возможность, организуйте встречи своего малыша со сверстниками, возможно, это будет инициировать его лепет. Перед появлением слов слоговая цепочка становится более короткой, то есть сокращается до 2-4 слогов, что соответствует структуре слов русского языка.

Те, кто ждут «настоящего слова», могут не заметить их появления. Важно знать, что в этом возрасте словом считается любое сочетание звуков, несущее постоянный смысл, например, "а-а-а" (спать) или "кс" (кошка) - так могут выглядеть первые слова ребенка.

Постепенно в речи ребенка появляется все больше лепетных слов, которые представляют особый пласт русского языка, называемого "нянюшкин словарь" или язык нянь. Часть таких слов - например, дядя, мама, папа, баба - вошли в нашу "взрослую" речь, а другие, например, бах, бай-бай, ам-ам, ав-ав, мы используем, только общаясь с детьми.

Первые слова многозначны, и только в конкретной ситуации становится ясно, о чем идет речь. Так, словом «ксс» ребенок может обозначать не только кошку, но и все пушистое (шубу, ковер, мамины волосы), а также других животных, например, маленькую собачку или белку. На этом этапе объем активного словаря ребенка увеличивается медленно, ребенок овладевает очень небольшим количеством слов, особенно по сравнению с развитием понимания речи.

В этом возрасте происходит очень важные изменения и в понимании ребенком речи окружающих - он начинает обращать внимание на речь взрослых. На предыдущих этапах мы говорили о том, что ребенок понимает ситуацию. Теперь он начинает понимать речь в определенной ситуации, например, когда взрослый, протягивая руку, говорит: «Дай ручку!» - малыш протягивает руку в ответ.

Следующий шаг в понимание речи: понимание слов вне ситуации. Например, услышав слова: «пора включить свет», он поворачивает голову и смотрит на лампу. Ваша речь на этом этапе должна быть простой, лаконичной и соотнесенной с тем, на что обращено внимание ребенка. Если он смотрит на кошку, скажите: какая кошечка! Кис-кис. Это поможет ребенку не только познакомиться с «взрослым» словом «кошечка», но и даст ему образец слова, который может использовать он сам.

Во время кормления называйте продукты, одевая, раздевая, купая ребенка, называйте вслух части его тела, а также предметы одежды, обязательно говорите о том, что вы делаете. Не забывайте знакомить ребенка и со словами действиями: упал- бах, попрыгаем -прыг-прыг, покачаемся кач-кач.

Приведем еще несколько простых правил, которые следует учитывать при организации игры, направленной на знакомство и закрепление нового для малыша слова:

Выделяйте интонацией ключевое слово и старайтесь одновременно предъявлять ребенку конкретный предмет, рисунок или действие.

Беседуя с малышом, старайтесь быть немногословными. Ваши высказывания должны быть точными и лаконичными.

Используйте игру в прятки. Прячьте и снова показывайте предмет, четко называя его в момент появления и исчезновения.

Используйте указательный жест, чтобы показать называемый предмет.

Наряду со словом, познакомьте ребенка с лепетным словом.

Еще одно общее для всех этапов правило: ребенок должен слышать вашу речь и бытовые звуки. Постоянно работающий телевизор и неумолкающий музыкальный центр - тормозят речевое развитие ребенка.

Малыш все чаще будет просить вас назвать то, что интересует его в данный момент. Он может принести вам книгу или мяч или показать на холодильник или коляску, сопроводив свой показ звуками, произносимыми с вопросительной интонацией. Если вы будете внимательны и обратите внимание на просьбу ребенка, то ваш ответ позволит диалогу состояться. А это особенно важно, ведь инициатором выступал ваш малыш. Когда инициаторами диалога являетесь вы, используйте знакомые и интересные для ребенка ситуации. Возможно, на первых порах это будет «воображаемый диалог», поскольку вы сами будете и задавать вопрос, и отвечать на него. Но если вы будете делать необходимые паузы и позитивно принимать любой отклик ребенка, диалог постепенно станет реальным.

Размеры словаря

К году ребенок обычно умеет говорить около 5-10 слов и понимает несколько десятков слов. Еще раз напоминаем, что, говоря о словах ребенка, мы имеем в виду любые звуки и их сочетания, несущие постоянный смысл. Например, "ам", "биби", "киса", "бах".

К 18 месяцам - словарь увеличивается до15 лепетных слов и звукоподражаний.

К двум годам совокупный словарь, то есть то, что понимает и говорит ребенок, составляет около 200 слов. Из них ребенок может говорить около 50 слов. В этом же возрасте должны появляться двухкомпонентные высказывания, например, "папа дррр" (папа уехал на машине).

Это тот минимум, ниже которого нужно принимать меры.

Проблема только в том - какие? Чаще всего малоговорящих детей идут к неврологу, а тот выписывает стимулирующие медикаменты. Помощи нужно искать у логопеда, но и здесь проблемы - очень мало специалистов, которые умеют работать с детьми до трех лет.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png