Программное содержание :

1. Расширять представление об использовании нашими предками различных материалов для письма.

2. Активизировать речь детей, развивать ретроспективный взгляд на бумагу, развивать память, мышление, внимание, интерес к исследовательской деятельности по карточкам – символам.

3. Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и конкретизировать знания о ее назначении.

4. Закрепить знания различных видов бумаги (картон, тетрадная, газетная), сравнить их качественные характеристики и свойства.

5. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Методические приемы: сюрпризный момент, беседа, рассказ, рассматривание картинок, исследование, опыты, мультимедийная презентация.

Оборудование: проектор, ноутбук, образцы бумаги, листы бумаги для опытов (картон, тетрадная, газетная), ножницы, емкости для воды, карточки-символы, мольберт, рабочий лист для опытов, одежда для коллекционера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в мир бумаги»

Программное содержание :

1. Расширять представление об использовании нашими предками различных материалов для письма.

2. Активизировать речь детей, развивать ретроспективный взгляд на бумагу, развивать память, мышление, внимание, интерес к исследовательской деятельности по карточкам – символам.

3. Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и конкретизировать знания о ее назначении.

4. Закрепить знания различных видов бумаги (картон, тетрадная, газетная), сравнить их качественные характеристики и свойства.

5. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Методические приемы: сюрпризный момент, беседа, рассказ, рассматривание картинок, исследование, опыты, мультимедийная презентация.

Оборудование: проектор, ноутбук, образцы бумаги, листы бумаги для опытов (картон, тетрадная, газетная), ножницы, емкости для воды, карточки-символы, мольберт, рабочий лист для опытов, одежда для коллекционера.

Ход:

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие. Куда мы отправимся, узнаете, отгадав загадку.

Я белая, как снег,

Дружу с карандашами,

Где он пройдет, там заметку кладет.

Что это? (бумага)

Итак, мы сегодня совершим путешествие в мир бумаги.

Вы знаете, что раньше бумаги не было, а что же было вместо неё? На чем люди писали?

Основная часть.

Воспитатель: Ученые - археологи раскапывали старые города, древние поселения, изучали рукописи, проводили исследования.

Вы хотите тоже проводить исследования, разгадывать загадки истории?

Тогда сегодня мы будем юными исследователями. А помогут нам в этом наши помощники карточки – символы.

(Рассказ воспитателя сопровождается мультимедийной презентацией)

В Греции писали на сырых глиняных плитках. На них буквы выдавливали острой палочкой. Удобно ли было хранить и переносить такие дощечки?

(они очень хрупкие, легко ломались, разбивались, были тяжелые)

В Египте из листьев растения папируса склеивали полоски и писали на них долгое время. Длина склеенных полос достигала сто шагов.

Пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. Его изготавливали из тонкой кожи молодых животных. Это очень прочный материал. Были даже целые пергаментные книги.

А на Руси писали на березовой коре – бересте.

Эти способы письма были неудобны, свитки из бересты занимали много места.

Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Бумагой восхищались все страны. На ней было очень просто писать, но китайцы держали в тайне чудесный способ её изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все.

Как вы думаете из чего китайцы стали делать бумагу?

В наше время бумагу по китайской технологии, изготавливают из деревьев на специальных бумажных фабриках.

Давайте обратимся к нашим карточкам – символам. К какой из них можно отнести сведения об истории появления бумаги?

Коллекционер

- Здравствуйте, ребята. Я коллекционер, собираю разные виды бумаги. В вашем городе со мной случилась неприятность. Подул сильный ветер и моя коллекция разлетелась, а часть ее попала в вашу группу. Помогите ее найти. Воспитатель: Ребята, давайте поможем найти разные виды бумаги из коллекции в нашей группе.

(Дети ищут и приносят образцы, заранее спрятанные в группе)

Спасибо вам огромное! Вы спасли мою коллекцию. Я давно увлекся собиранием бумаги и все виды у меня записаны: я назову вид бумаги, а вы мне покажите образец и расскажите для чего она предназначена.

1 - газетная бумага (для книг, газет, журналов)

2 - тетрадная бумага (для изготовления тетрадей)

3 - картон (для открыток, коробок, обложек)

4 - цветная (для аппликаций)

5 - альбомная бумага (для рисования)

6 - обойная (для оклейки стен)

7 - фотобумага (для фотографий)

8 - бархатная бумага (для труда, поделок)

9 - салфетная бумага (гигиеническое назначение)

10 - копировальная бумага

Коллекционер : Бумага удивительный материал, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Она бывает документом, плакатом, фантиком, конвертом, письмом, книгой, упаковкой.

Воспитатель:

Ребята, а к какой карточке – символу можно отнести встречу с коллекционером?

А что обозначает карточка – символ «рука»?

Я приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию для проведения опытов с бумагой. Давайте вспомним правила работы в экспериментальном центре.

Физкультминутка для глаз

Опыты

Что вы уже знаете о свойствах бумаги? (мнется, рвется, режется, горит)

Сегодня мы попробуем провести опыты с разными видами бумаги и определить ее отличие.

1 Опыт «Разрывание бумаги»

Перед вами картон, газетная и тетрадная бумага. Попробуйте разорвать каждую. (Дети выполняют задание)

2 Опыт «Разрезание»

Какой вывод вы можете сделать?

3 Опыт «Сминание бумаги»

Что можно сказать о бумаге? Вывод.

4. Опыт «Намокание»

Для создания этого опыта нам понадобится вода. Положите листочки бумаги в воду.

Что произошло?

Какая бумага намокла быстрее? Вывод.

После каждого опыта один из детей делает отметку в рабочем листке о результатах.

Общий вывод: вся бумага рвется, мнется, режется и намокает, но по-разному. Легче всего - газетная, потому что газеты печатают каждый день свежие, она самая тонка.

Тетрадная – потолще, попрочнее из нее изготавливают тетради.

Картон – самая толстая, плотная бумага, поэтому его используют для изготовления коробок, обложек для книг.

Воспитатель: Разные виды бумаги окружает нас всюду. На изготовление бумаги уходит много сил и средств, поэтому бумагу нужно беречь. Об одном из способов как это сделать расскажет Маша Никитина.

(Рассказ ребенка сопровождается слайд-фото)

Деревья выделяют кислород, им дышат люди и животные.

Деревья – это жильё для многих птиц, животных, насекомых.

Деревья имеют лечебные свойства.

Если исчезнут деревья, то погибнет все вокруг. Для того, чтобы сохранить деревья, люди научились делать бумагу из макулатуры. Макулатура – это использованная, не нужная бумага. Я вместе с мамой сделала новую бумагу из старых газет.

1слайд - Сначала я порвала на мелкие кусочки газету

2слайд – Мама залила бумагу горячей водой и размешала все блендером

4слайд - Вылили кашицу в тазик. Приготовленные пяльцы с сеткой опустили в тазик.

5слайд - Вынули и положили на стол на полотенце

6слайд - Промокнули сверху другой салфеткой

7слайд - Убрали пяльцы и оставили сохнуть

8слайд - Получилась новая бумага

9слайд - На ней я сделала подарок для мамы

Заключительная часть.

Воспитатель просит ребят показать, какие карточки символы мы использовали сегодня, путешествуя в мир бумаги.

Расскажите, что вам запомнилось во время нашего путешествия?

Что интересного узнали о бумаге?

Какие свойства бумаги мы используем в жизни?

Что нужно делать для сохранения деревьев?

Сегодня на занятии мы узнали, как из ненужной бумаги можно сделать новую. Давайте приготовим ее сами для подарков мамам и папам.


По словам замечательного педагога Василия Александровича Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, фантазии, сказки, музыки, рисунка, творчества.
С момента своего рождения человек попадает в определенную культурную среду, со своей системой ценностей и требований реальной жизни. Превращение ценностей культуры, социума в ценности личности есть процесс воспитания. Какие же качества имеют значение, вес в реальной жизненной практике?

Наше время – время перемен. Способность преодолевать запутанные жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем – эти важные качества стали весьма актуальны в условиях современного мира.

Необходимо подходить к проблемной ситуации с разных точек зрения, творчески. Развитие творческих способностей ребенка должно стать одним из важных звеньев современного образования.

Творчество – форма активности и самостоятельной деятельности, приводящая к созданию нового.

Немаловажная роль в реализации задач обозначенной педагогической проблематики принадлежит учреждениям дошкольного образования, специфика деятельности которых позволяет успешно содействовать развитию творческих способностей воспитанников.

По мнению Василия Александровича Сухомлинского, творчество ребенка – не спонтанное явление. Ему можно и нужно учить.

Творчество невозможно без усвоения определённых знаний и овладения навыками и умениями, которые ребёнок получает на специально организованных занятиях в детском саду по изобразительной деятельности, музыкальной, на занятиях познавательного цикла, при организации наблюдений детей за окружающей жизнью. Развитие на специально организованных занятиях способов «вслушивании» в образный мир искусства, в звуки краски природного и предметного мира – это и есть путь, по которому развивается творчество.

Большую роль в развитии творческой личности Сухомлинский отводил педагогу. «Если вы хотите, чтобы дети творили, создавали художественные образы, – считает выдающийся педагог, – перенесите из огонька своего творчества хотя бы одну искорку в сознание ребенка. Если вы не умеете творить или вам кажется пустой забавой снизойти к миру детских интересов, – ничего не получится».

Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача педагогов – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности

Д.Б. Эльконин указывал на управляемость развития творческих способностей, на необходимость учета начального уровня и осуществление контроля за процессом развития, что способствует выбору направлений в последующей работе. Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности дошкольников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей дошкольников:

– творческое мышление,
– творческое воображение.

Анализ психолого-педагогической литературы (Д.Б. Богоявленская,Л.С. Выготский, Дж.Гилфорд, Т.В. Кудрявцев, Н.С. Лейтес, Э.П.Торренс; С.Л. Рубинштейн и др.), изучение массовой и инновационной практики(Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, В.А. Библер, Б.М. Неменский и др.) убедительно доказывают, что развитие творческих способностей личности осуществляется тем эффективнее, чем в более ранние сроки начинается данный процесс. В связи с этим одним из наиболее актуальных направлений современной педагогической теории и практики является поиск условий и средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Что же способствует личностному развитию ребенка? Одним из главных условий является поддержка активности личности. Такая поддержка невозможна без положительной социальной оценки деятельности, направленной на создание нового. Как правило, новое является результатом разрешения какой-то проблемы, в которой заинтересован творческий человек. Поэтому можно сказать, что именно творческая деятельность является главной чертой личности.

Детский рисунок выступает как показатель художественно-творческого развития человека, его способностей отражать картину мира, свое внутреннее состояние, может выступать как документ, в котором нашли отражения особенности жизни и уклада ребенка, его образования и воспитания, сознания и мышления.

Как пример хотелось бы привести небольшой отрывок из известного произведения:

«В шесть лет мальчик прочитал о том, как удав глотает свою жертву, и нарисовал змею, проглотившую слона. Это был рисунок удава снаружи, однако взрослые утверждали, что это шляпа. Взрослым всегда нужно все объяснять, поэтому мальчик сделал ещё один рисунок – удава изнутри. Тогда взрослые посоветовали мальчику бросить эту ерунду – по их словам, следовало побольше заниматься географией, историей, арифметикой и правописанием. Так мальчик отказался от блестящей карьеры художника. Ему пришлось выбрать другую профессию: он вырос и стал лётчиком, но по-прежнему показывал свой первый рисунок тем взрослым, которые казались ему разумнее и понятливее остальных, – и все отвечали, что это шляпа. С ними нельзя было говорить по душам – об удавах, джунглях и звёздах. И лётчик жил в одиночестве, пока не встретил Маленького принца». А.С.Экэюпери.

О.С.Ушакова, наблюдая за старшими дошкольниками, отмечала,какую важную роль в развитии детского творчества играет оценка результатов его художественно-творческой деятельности взрослыми и сверстниками. Как показывает литературный пример, от этого зависит порой судьба ребенка.

На мой взгляд, одной из приоритетных образовательных технологий, которая успешно обеспечивает реализацию компетентностно-ориентированного подхода к формированию личности ребенка, является технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста. Данная технология способствует развитию творческих способностей детей и формированию их технологической компетентности в разнообразных видах художественного творчества.

В основу технологии положена идея художественно-творческого развития ребенка средствами искусств. Этим и определяется особые возможности художественно-эстетического образования на пути гуманизации любого воспитательно-образовательного учреждения, ориентированного на современные технологии обучения детей. К основным задачам технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста относится:

  • Развитие художественного восприятия.
  • Формирование эстетических чувств и эмоций.
  • Развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка.
  • Приобщение к элементарным знаниям в области искусства.
  • Развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества.
  • Формирование основ художественно-творческой культуры личности.

Представленное мною занятие, по моему мнению, яркий пример как на практике можно решать эти задачи.

В процессе непосредственной образовательной деятельности я решиласледующие задачи:

  • Образовательные :
    • познакомить детей с историей возникновения бумаги;
    • уточнить и расширить представления детей о бумаге, некоторых ее свойствах;
    • способствовать развитию творческого мышления, познавательного интереса, воображения и творчества;
    • продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом: при помощи смятой бумаги.
  • Развивающие :
    • развивать обследовательские действия и умение устанавливать причинно- следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду);
    • развивать мелкую моторику рук;
    • развивать активный и пассивный словарь по теме. Упражнять в подборе слов-антонимов, подборе определений, в отгадывание загадок, в умение анализировать и делать выводы, обобщения.
    • развивать диалогическую речь;
    • развивать память, мышление, внимание;
    • расширять зону ближайшего развития детей.
  • Воспитательные :
    • воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость;
    • воспитывать аккуратность при работе с красками.

Была проведена предварительная работа: организованна экспозиция различных бумажных изделий и работ детей. Проведена беседа с детьми о жанрах живописи, рассматривание иллюстраций, картин.

На занятии использовались следующие виды интеграции образовательных областей:

Познание: знакомство детей с историей возникновения бумаги, расширение представлений детей о бумаге, о некоторых ее свойствах.

Коммуникация: развитие активного и пассивного словаря по теме, формирование лексико-грамматического строя языка, связной речи. В ходе непосредственной образовательной деятельности учились анализировать, делать выводы, делиться впечатлениями, развивали навыки общения и публичных выступлений.

Социализация: формирование доброжелательных отношений между детьми, воспитание эмоциональной отзывчивости, волевых навыков.

Музыка: развитие музыкально художественной деятельности(слушание музыки).

Безопасность: формирование элементарных представлений о способах взаимодействия с окружающим миром.

Здоровье: обеспечение в помещении оптимального температурного режима, смена различных поз детей, использование здоровьесберегающих технологий (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, физкультминутка),контроль за правильной осанкой детей.

Художественное творчество: развитие детского творчества в изодеятельности с помощью новой нетрадиционной изобразительной техники «оттиск сжатой бумаги».

Для введения в тему я использовала сюрпризный момент(сундучок),загадку о бумаге.
Для формулировки цели занятия перед детьми была поставлена проблемная ситуация, учебная задача (определение свойств бумаги),которую предлагалось решить практическим путем.
Все фрагменты занятия были выдержаны в единой сюжетной линии, логически связаны между собой различными формами работы, мотивацией и интересом детей.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, сундучок, лист бумаги, квадратные листочки бумаги разных видов (цветная, ватман, картон), емкости с водой, полотенце. Предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, картинка, раскраска, игрушка, газета, журнал, шапочка-маска для театрализации и т. п.). Листы бумаги с нарисованным деревом – формат А-5; гуашь в тарелочках (оранжевого, красного, желтого и коричневого цветов), клеенки; бумажные салфетки, листы бумаги для рисования; лист ватмана формата А-1 с неоконченным пейзажем.

Музыкальное сопровождение: Музыка П.И.Чайковского «Времена гола».

Предварительная работа: Заранее организуются экспозиции разных видов бумаги и бумажных изделий, подготавливаются столы для практической части. Беседы о разных жанрах картин. Рассматривание разных видов книг, фотографий, книжек-самоделок, Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация, безопасность, здоровье.

Методы и приемы: словесный метод (художественное слово, беседа, объяснение, пояснение, отгадывание загадок), наглядный метод (оперирование детьми непосредственно объектом опыта в различных видах деятельности детей), практический метод (самостоятельная работа детей по изодеятельности в нетрадиционной технике: рисование мятой бумагой), информационно – рецептивный метод (включение зрительных, тактильных рецепторов), проблемный метод (постановка проблемных вопросов), игровой метод (игровые упражнения, сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика), аналитический метод (анализ работы детьми).

Виды детской деятельности: отгадывание загадок, слушание рассказа воспитателя об истории возникновения бумаги; проведение совместной опытно – экспериментальной деятельности с воспитателями по определению основных свойств бумаги (мнется, рвется, намокает, распадается, выполнение творческих работ по изо деятельности).

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. Начало НОД

1. Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
"Доброе утро!" – солнцу и птицам.
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

Артикуляционная гимнастика.

Бублик мы изобразили,
Плавно губы округлили,
Их теперь нельзя смыкать,
Бублик нужно удержать,
А теперь мы как лягушки
Растянули губы к ушкам.
А теперь я дудочка,
Дудочка погудочка,
Вам понравилось играть,
Повторим-ка все опять.

2. Введение в тему

– Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит нам подскажет загадка:

Я белая как снег
Дружу с карандашом
Где он пройдет –
Заметочку на мне кладет. (Бумага)

– Правильно ребята, это бумага. В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду вы на ней рисуете, читаете книги. А оказывается, бумага была не всегда.

СЛАЙД 1 Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу.
СЛАЙД 2 А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло.
СЛАЙД 3 Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги.
СЛАЙД 3 (1) Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, СЛАЙД 3 (2) а делали китайцы бумагу вручную.
СЛАЙД 4 Посмотрите дети, как отличалась древняя бумага от той, которую мы привыкли видеть, а старинные книги от современных.
В наше время бумагу делают машины. А управляют этими машинами люди. Давайте посмотрим, как это происходит.
ВИДЕО-СЛАЙД 5
Бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях. Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги. Процесс производства бумаги сложный. Поэтому с бумагой нужно обращаться очень бережно, экономно её расходовать.

II. Процесс НОД

– Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Посмотрите вокруг и назовите, какие вы видите предметы, сделанные из бумаги. (Ответы детей: тетради, книги, фотографии. альбомы, коробки).

– Ребята вы назвали разные предметы, а теперь посмотрите на экран и скажите про какие предметы можно сказать: – бумажный (конверт, пакет, стаканчик), – бумажная (салфетка, коробка), –бумажные (игрушки, цветы) (ответы детей: бумажный стаканчик…)
– А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей: нет, не могут). Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).
– Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Мы проверим.
– Я хочу пригласить вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой.
– Вы, хотите там побывать? Тогда закройте глаза и скажем все вместе: Раз, два, три, в мастерскую заходи. (Дети заходят в мастерскую, обращаю внимание детей на тарелочки, где лежат листочки разной бумаги).

Опыт 1.

– А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? (Дети мнут бумагу)
– У всех бумага смялась? У всех. А всем было легко смять? Нет, а почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (ответы детей). Вот видите ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять. Чем толще бумага, тем она крепче. Сделаем вывод и выставляем: "Бумага мнется ".

СЛАЙД 7 (1)

Опыт 2.

– А теперь проверим, у кого бумага порвется? (дети отрывают небольшие кусочки бумаги) Вся бумага порвалась?
– Сделаем вывод и выставляем: "Бумага рвется".

СЛАЙД 7 (2)

Опыт 3.

– Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода.
– Положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (достаем тонкую бумагу, она распадается). Толстая бумага тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени. Сделаем вывод и выставляем: "Бумага намокает и распадается".

СЛАЙД 7 (3)

Воспитатель: Опасное свойство бумаги. Ребята, что произойдет, если бумагу поднести к огню? (Бумага загорится) Надо быть осторожными с огнем и не подходить к нему с бумагой.

СЛАЙД 7 (4)

Воспитатель: Ребята посмотрите и вспомните, какие свойства бумаги вы узнали. Бумага мнется, рвется, намокает, опасное свойство – бумага горит.
– Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому ребята надо бережно относится к вещам, сделанным из бумаги.
– А сейчас поиграем в игру : "Бывает, не бывает". Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

Воспитатель: Вы сегодня много узнали о бумаге и ее свойстве. А вы знаете, что с помощью бумаги можно создавать красивые вещи, даже произведении искусства? (Ответы детей) .

– Перед вами разные картины, выполненные на бумаги. Назовите, какая вот эта картина по жанру? А эта?
– Когда я приходила к вам знакомиться, мне очень понравились ваши рисунки, и я подготовила вам сюрприз. Посмотрите, на слайд, может быть, вы узнаете свои работы.

– Мне они очень понравились. Значит, вы любите рисовать. А вы знаете, что рисовать можно не только на бумаге, но и с помощью бумаги?

Воспитатель: Чтобы это выяснить, нам с вами надо провести эксперимент. Для этого у меня есть листочек бумаги, я его сжимаю и катаю между ладошек. У меня получилась сжатая бумага. Какая у меня получилась бумага? (Дети: Сжатая)

Воспитатель: Я беру сжатую бумагу в правую руку и макаю её в краску, левой рукой я придерживаю листок и оставляю оттиск. Что я оставляю? (Дети: Оттиск)

Воспитатель: Молодцы! Теперь я предлагаю проделать то же самое вам.

Пальчиковая гимнастика:

Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем.
Мы стараемся, катаем,
Дружно в шарик превращаем,
Не дадим ему скучать,
Будем им мы рисовать.

Воспитатель А рисовать мы сегодня будем коллективную работу.

– Вот на этот рисунок мы добавим ваши рисунки и увидим, как измениться пейзаж.

Воспитатель: Приступайте к работе: Придвиньте к себе элемент нашего будущего пейзажа и разукрасьте его с помощью сжатой бумаги, а так как у нас пейзаж у нас осенний, то и краски у вас осенних цветов. Какие?

– Приступайте, а я включу вам музыку. Не забывайте, что работать надо аккуратно, вытирать руки о влажную тряпочку. Когда вы закончите, поднимите руку, и мы с вами прикрепим вашу работу к общей картине.

(Дети выполняют работу под музыку.)

Воспитатель: Вы закончили работу, давайте аккуратно все сложим на столе, вытрим руки и стол тряпочкой.

Пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни,
Постучали, повертели,
И работать расхотели,
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул,
Маленький давно уж спит,
Это кто у нас шумит.

III. Заключительная часть

– Ваши работы будет украшать группу. Молодцы! У нас с вами получилась красивая осенняя картина.

– Давайте придумаем ей название. Ребята, мы сегодня познакомились с новой техникой рисования. Кто скажет, как она называется? (Оттиск сжатой бумаги) .
Ну, что ж, пора возвращаться из мастерской. Закроем глаза и скажем слова: Раз, два, три, снова в группу заходи. Мы снова очутились в группе.

1. Рефлексия

– Интересно было в мастерской?
– А что нового вы узнали про бумагу?

– А как надо обращаться с бумагой и книгами?

– Как вы работали с помощью бумаги?
– Чтобы узнать про бумагу больше, я принесла вот такие книги. В них рассказывается и показывается, как сделать необычные вещи из бумаги.

2. Переход НОД в самостоятельную игровую деятельность детей

Дети расходятся по игровым зонам, заинтересованные, рассматривают книги по оригами.

Китайцы делали ее из размоченных растительных волокон. В Европу бумага попала между 1000 и 1100 годами. Оказалось, что ее можно делать из дерева, тряпок и даже... из старой бумаги - макулатуры. Так оказалось, что бумагу можно было использовать дважды!

Как же делают бумагу в наши дни?

Бумагу производят на бумажных фабриках.


Основным сырьем для производства бумаги является древесная целлюлоза. Целлюлозу получают из лесных пород: в основном из ели, сосны и березы, но используют также эвкалипт, тополь, каштан и другие деревья.

На фабрике машины сдирают с них кору, измельчают в щепки.

Самый экономичный способ получения древесной целлюлозы - механический: на деревообрабатывающем предприятии лесоматериалы измельчаются до крошки, которая смешивается с водой. Бумага, изготовленная на основе такой целлюлозы, непрочна и чаще всего идет на производство, например, газет.

Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр и модных журналов, а также прочные оберточные материалы.

В этом случае щепки сортируют по размеру на специальных ситах и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, куда добавляют кислоту.

Очищенную и разваренную древесину фильтруют и промывают, чтобы очистить от примесей.

К обрабатываемой бумажной массе может быть добавлена макулатура, но лишь после удаления чернил. На этом этапе производства обрабатываемая масса, состоящая из древесных волокон и воды, называется бумажным сырьем.

Затем на специальной перерабатывающей машине меняются форма и структура бумажных волокон. Для этого к бумажному сырью добавляют дополнительные вещества. Например, клеи - их присутствие в писчей бумаге отталкивает влагу. Или смолы - благодаря им, написанное на бумаге чернилами на водной основе, не растекается и легко распознается человеческим глазом. Бумага, используемая для печатания, не требует такого проклеивания, как писчая, потому что печатные краски готовятся не на водной основе и не растекаются.

После этого бумагу окрашивают в смесителе, куда добавляют красители или пигменты, - например, мелко размельченные вещества для мелования. Так, добавки каолина делают бумагу белой и непрозрачной.

Бумажная масса, превращенная в кашицу, попадает в бумагоделательную машину.

Сначала кашица выливается на сетку бумагоделательной машины. Эта сетка натянута на два вала и все время вращается, перенося бумажную кашицу вперед. На сеточном участке начинается образование бумажного полотна, называемое формованием листа. Это происходит благодаря удалению воды из волокнистого материала. По мере продвижения бумажной массы по ленточному конвейеру часть содержащейся в ней воды вытекает через ячеистые отверстия, и бумажные волокна начинают сплетаться друг с другом, образуя так называемую рулонную ленту.

Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие, обогреваемые изнутри паром, высушивают ее, третьи полируют.

В конце сеточного участка еще сырое бумажное полотно перемещается в секцию прессования, которую также называют "мокрым прессованием". Там бумажное полотно механически обезвоживается и еще больше уплотняется.

Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон.

Потом эти рулоны отправляют в типографии или режут на листы.

Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу.

А знаете ли вы...

Для изготовления 1 тонны бумаги нужно 5,6 м 3 древесины. Если учесть, что средний объем одного бревна (дерева) - 0,33 м 3 , то для производства 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев.

А из 1 тонны бумаги можно изготовить порядка 30 тысяч обычных ученических тетрадей.

Программное содержание. Формировать представления де­тей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания; развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением. Развивать память, внима­ние, мышление, речь. Воспитывать интерес к познанию окру­жающего мира. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге.

Оборудование. Разные виды бумаги; емкости с водой, ножницы, квадратный лист белой бумаги.

Ход занятия

1. Воспитатель предлагает отгадать загадку:

Я белая, как снег, дружу с карандашом.

Где он пройдет, там заметку кладет. (Бумага.)

2. Беседа о бумаге

Для чего нужна бумага?

Как вы думаете, бумага была всегда?

На чем писали древние люди? (На камнях.) Воспитатель показывает бересту.

Удобен ли был такой способ письма? Люди придумали лист из тонкой кожи животных и назвали его «пергамент». Это очень прочный материал, но тяжеловат при оформлении на нем тек­ста, труден для переплета. Появился новый материал, который тоньше пергамента и более удобный, - бумага. Из чего делают бумагу? (Из дерева.) Где ее изготавливают? (На бумажной фаб­рике, целлюлозно-бумажном комбинате.)

– Вспомните, пожалуйста, где применяется бумага?

Привычная нам бумага появилась в Китае во II веке.

Ребята, почему нужно экономить бумагу?

Дети. Чтобы меньше пришлось рубить деревьев. А давайте вспомним виды бумаги. (дети перечисляют)

Дети рассматривают различные виды бумаги, лежащие у них на столах, и определяют.

3. Экспериментальная деятельность

Воспитатель предлагает детям пройти в «волшебную лаборато­рию», где у каждого ребенка на подносе находятся кусочки разных видов бумаги. Дети рассматривают их. Воспитатель спрашивает, как можно определить, какая бумага - гладкая или шершавая, тонкая или толстая, мягкая или жесткая? Дети определяют, про­водя обследовательские действия и опыты с бумагой рвут на мелкие части, мнут, разрезают ножницами, опускают в воду.

Дети приходят к выводу о качествах и свойствах бумаги: мнет­ся, рвется, можно резать, непрочная, намокает.

Физминутка.

Мы бумагу рвали, рвали

Мы бумагу мяли, мяли

Так, что пальчики устали

Мы немножко отдохнём

И опять её порвём.

4. Практическая часть.

Предлагаю сделать стаканчик из бумаги и понаблюдать, как скоро вода просочится через бумагу.

Подводим итоги, что плотная бумага дольше держит воду.

5. Подводим итоги занятия. Что узнали нового? Что вам запомнилось?

Беседа для детей 5-7 лет с презентацией: «Что такое бумага?»

Дворецкая Татьяна Николаевна, ГБОУ Школа №1499 ДО №7 Воспитатель
Описание: Беседа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей дошкольных учреждений, родителей.
Назначение работы: Беседа познакомит детей с этапами производства бумаги.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к бумаге.
Задачи:
1. увлечь детей интересным рассказом об производстве бумаги;
2. познакомить детей с этапами производства бумаги;
3. воспитывать у детей старшего дошкольного возраста бережное отношение к бумаге;
4. формировать у детей экологическую культуру и навыки рационального природопользования;

Эпиграф: Дети юные творцы, они каждый день рисуют всевозможные картины. Иногда рисунок не получается и дети его выбрасывают в мусорную корзину. Воспитателям детского сада необходимо научить детей бережно относится к бумаге.
Беседа: Что такое бумага?
Ведущая: Ребята посмотрите, что я держу в руках? (Лист бумаги) Да это обыкновенный лист бумаги, на которой Вы любите рисовать.
Слайд №1
А Вы знаете, что раньше бумаги не было. Что было вместо неё? Что бы узнать ответ на этот вопрос, ученые много лет изучали древние рукописи и раскапывали старинные города.
Так откуда же появилась бумага? Оказывается, давным-давно люди писали на бересте. Что такое береста? (Ответы детей)
Слайд №2
Береста – наружная часть березовый коры (показ березовый коры).


Ученые нашли на раскопках древнего города берестяные грамоты. Это письма и документы, написанные на бересте. Буквы процарапаны особыми костяными инструментами. Но такой способ письма был неудобным, так как свитки бересты занимали много места.
Слайд №3
Тогда люди придумали листы из тонкой кожи молодых животных – пергамент .


Это очень прочный материал (показ образца тонкой кожи). Раньше были даже целые пергаментные книги. Для защиты от царапин их оковывали медью, и книга напоминала сундук.


Такое сходство дополняли застежки, а иногда и замки. Такие книги были объемными, и занимали много места.
Но шло время, и появился новый материал, который был намного тоньше пергамента. В Древнем Китае придумали рецепт изготовления бумаги. На нем было просто и удобно писать. Этим материалом как диковинкой восхищались все страны, но чудесный способ изготовления её держался в строгой тайне.
Прошло много лет и жители других стран узнали, способ изготовления этого чуда.
Как Вы думаете из чего изготавливают бумагу? (Ответы детей) Если дети затрудняются с ответом обратимся к загадке.
Слайд №4
Загадка: В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья)


Дерево – это многолетние растение, имеющие один твёрдый стебель (ствол), корни, ветви и листья.
Подумайте и назовите продукцию, которая производиться из древесины? (Ответы детей)
Слайд №5
Деревья – богатство нашей природы. Из древесины изготавливают: мебель, доски, деревянные дома, карандаши, бумагу, спички и многое другое.
Слайд №6
Для того чтобы узнать как из дерева делают бумагу нужно отправиться на бумажную фабрику. Именно туда привозят срубленные из леса бревна.


На фабрике с деревьев сдирают кору, измельчают на щепки, а щепки сортируют, добавляют специальные водные растворы, и отправляют на варку.


Слайд №7
Существует два вида обработки древесины:
1. Механический способ
Бумага получается непрочной, идет на производство газеты.
Слайд №8
2. Химический способ
Из древесины получается бумажная масса, которая попадает в бумагодельную машину, в которой много-много валиков.


Слайд №9
Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. Так переходя с валика на валик, наша древесина превращается в высококачественную белую бумагу.
Слайд №10
Скажите ребята, а для чего людям нужна бумага? (Ответы детей)
Ведущий: Много предметов вокруг нас сделаны из бумаги. Посмотрите и назовите эти предметы. (Ответы детей)
1. Школьные принадлежности: книги, учебники, тетради, блокноты, альбомы для рисования, цветная бумага;
2. Изделия для квартиры: газеты, журналы, обои, салфетки, туалетная бумага;
3. Изделия для упаковки: коробки, тары, упаковочная бумага и т.д.
Для всего этого нужно много бумаги. При этом быстро сокращаются лесные массивы. Чтобы не вырубать леса люди придумали сдавать макулатуру и из неё производить бумагу.
Слайд №11
Макулатура – это использованная в быту бумажная продукция (старая газета, тетради, журналы, коробки и т.д.) Так бумага получает вторую жизнь и называется вторсырьем.


Слайд №12
Научимся беречь бумагу!
В нашем детском саду была подготовлена и проведена акция по сбору макулатуры. Взаимодействие родителей, воспитанников и педагогов принесла пользу экологии и радость участникам акции.


Слайд №13
Общими усилиями удалось собрать 350 килограммов макулатуры. Особо приятно отметить тот факт, что 250 килограммов были собраны активистами нашей группы.
Слайд №14
24 октября - отмечается Международной день без бумаги.
Девиз дня научить людей рационально (экономно) использовать бумагу.


Слайд №15
Наши достижения:
- Мы научились беречь бумагу!
- Мы узнали, как появилась бумага!
- Мы научились рисовать красивые деревья!
- Мы научились собирать и сдавать макулатуру!
- Мы спасли деревья от вырубки!


Слайд №16
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Рекомендации: С целью актуализации знаний детей провести беседу: Что дарят людям деревья?


- Деревья это растения долгожители (возраст от 100 до 300 лет)
- Деревья это «дом» для животных и птиц (дупло и гнезда)
- Деревья являются «лесной столовой» для птиц и зверей (плоды и семена)
- Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу в летний зной.
- Плодовые деревья - дают вкусные съедобные плоды.
- Деревья приносят нам пользу даже тогда, когда их срубают.
- Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу.
- Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь, охранять и заботиться о них.
- Весной нужно сажать молодые деревца.
- Каждое второе срубленное дерево на Земле погибает ради изготовления бумаги.
- Каждый день люди выбрасывают огромное количество бумаги, загрязняя окружающую среду, вместо того, чтобы использовать её ещё раз.

Презентация на тему: Что такое бумага?



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png