Представьте, что вы попали в ситуацию, когда вас просят присмотреть за соседским ребёнком, пока родители отлучились по неотложным делам. Или же вы зашли в гости, и, пока хозяйка на кухне, ваша задача - развлечь ребёнка. А может быть, ваша работа предполагает общение с детьми - частое или не очень (к примеру, воспитатель или парикмахер).

Как вы будете налаживать контакт с ребёнком в подобных ситуациях?

Мы подготовили список практических советов, которые помогут вам быстро найти общий язык с ребёнком. Эти советы для тех, кто не имеет профессионального опыта работы с детьми. А под словом «дети» в большей степени имеем в виду детей дошкольного возраста.

1. Относитесь к ребёнку как к обычному человеку, только маленькому

Пожалуй, это самый важный совет, который лежит у истоков остальных советов из этой статьи.

Обратите внимание, что те люди, кто наиболее успешен в установлении контакта с детьми (я наблюдал это на примере воспитателей, докторов, тренеров, с которыми контактирует мой ребёнок), общаются с ними спокойно, уравновешенно, нормальным тоном объясняя им сложные вещи. Эти люди с самого начала воспринимают ребёнка как полноценного человека, только делают скидку на то, что он ещё маленький. И такой подход подкупает детей.

Вы можете взять эту стратегию на вооружение и перестать сюсюкаться с детьми, если это уже далеко не младенцы. Ведите с ними полноценный диалог, только не с позиции «взрослый - взрослый», а с позиции «ребёнок - ребёнок». Заметьте, что дети всегда легко находят общий язык друг с другом, сложности начинаются тогда, когда мы взрослеем. Поэтому «понизьте» себя на время до уровня ребёнка. Это значит, что не нужно открыто сомневаться, если услышите подобные заявления: «Вчера огромный самолёт прилетел к нам в огород». Вместо этого развивайте разговор: «Серьёзно? Хочешь рассказать мне об этом?».

2. Опуститесь на уровень глаз ребёнка

Когда мы приходим с ребёнком на занятие в детский клуб, преподаватель всегда наклоняется или приседает, чтобы поприветствовать или что-то спросить у ребёнка. По её словам, это помогает ей отойти от шаблона общения «взрослый - ребёнок» и продемонстрировать своё уважение и равенство. Судя по тому, насколько хорошо у неё получается налаживать контакт с детьми, это отличный совет.

3. Не хвалите ребёнка напрямую

Если при встрече хотите сделать комплимент ребёнку, акцентируйте внимание на его одежде или на предмете, который он держит в руках. Когда посторонние люди затрагивают что-то личное, они рискуют сделать ребёнка ещё более застенчивым.

Всё, что требуется при первой встрече, - это снять напряжение, которое возникает у ребёнка при контакте с незнакомым человеком. Например, вы можете построить диалог следующим образом:

- Вау, какой у тебя красивый грузовик! Наверное, он песок на стройку возит.

Так вы переключите взгляд ребёнка на игрушку вместо пугающего лица незнакомца. Этот трюк поможет выиграть время, чтобы ребёнок привык к вашему голосу.

Или вот ещё один трюк, который может помочь. Если видите на одежде или в руках у ребёнка персонажа из мультика, который знаком вам обоим, это отличный предлог завести разговор.

- Ух ты, это фиксик? - спрашиваете вы.

- Фиксик, - отвечает ребёнок после небольшой паузы.

- А как зовут этого фиксика? - развиваете диалог вы.

Предмет общего интереса - это всегда хороший повод найти взаимопонимание как со взрослыми, так и с детьми.

Или ещё один способ, который использует наш дедушка, когда в гости заходят мои приятели со своими детьми. Он намеренно включает ошибку в то, о чём говорит:

- Какие у тебя красивые жёлтые сандалии, - обращается он к ребёнку.

- Они ведь синие, - отвечает тот.

- Точно, синие. Я потерял свои очки, а без них плохо вижу. Ты их не видел?

- Они же у вас на носу, - с улыбкой отвечает ребёнок.

После этой шутки дети легко идут с ним на контакт.

4. Выражайте эмоции ребёнка на своём лице

Часто можно встретить ситуации, когда люди смеются, когда ребёнок плачет, в попытках поднять ему настроение. Что происходит на самом деле? Ребёнок плачет ещё громче, впадая больше в отчаянье, как будто говорит: «Почему никто не понимает меня?».

В следующий раз, когда встретите ребёнка в расстроенных чувствах, попробуйте сделать грустное лицо и посочувствовать. В большинстве случаев это помогает, и малыш легче идёт на контакт.

5. Говорите о его вещах и игрушках

Если вы оказались дома у ребёнка, интересуйтесь его игрушками и книжками: «Любишь читать? Какая твоя любимая книга? Можешь показать?».

Этот трюк отлично работает не только с детьми, но и со взрослыми, ведь все мы любим повышенный интерес к своей персоне.

Или же, если нужно чем-то занять ребёнка, пока его родители отлучились, отличный выход - предложить порисовать. А если вдруг ребёнок находит это занятие слишком скучным, предложите ему рисовать с закрытыми глазами. А затем вместе угадывайте, что он нарисовал.

6. Станьте своим среди детей

Самый лучший способ ладить с детьми - это дать волю тому ребёнку, который живёт внутри вас.

Станьте своим среди детей, которые вас окружают. Примите их правила, а не навязывайте свои. Играйте в те игры, в которые они хотят играть. Говорите с ними о том, о чём им интересно слушать. Читайте те книги, которые нравятся им.

7. Универсальный способ поладить с детьми во всех ситуациях

Есть одна уловка, которая срабатывает практически всегда и со всеми детьми. Наверняка вы видели, как её используют другие взрослые, а может быть, и сами ею пользовались.

Закройте глаза руками. Держите их так некоторое время. Затем медленно раздвиньте пальцы и посмотрите на ребёнка. На его лице появится улыбка. После нескольких повторений смех и радость наполнят малыша.

Этот список не может быть закончен без вашего участия. Если вам есть что добавить, напишите об этом в комментариях ниже.

Чему нужно научить ребенка, чтобы не волноваться каждый раз о детской безопасности, отпуская на прогулку или отправляя в школу.

Источник: pixabay

Когда ваш ребенок учился ползать и ходить, вы оберегали его от острых углов, розеток, горячих чашек, предупреждая о том, что может случиться «беда». Ребенок подрос, и теперь самое главное - чтобы он бережно относился к себе и без вашего присутствия. Всем известно, что дети, которые гуляют сами без родителей, могут стать легкой добычей преступников. О безопасности детей и правильном взаимодействии с «чужими» взрослыми рассказывает Анна Носач. А еще предлагает сыграть с детьми в три психологические игры.

Объясните ребенку, кто такой незнакомец

Расскажите малышу, что незнакомец - это тот, кого он не знает. Большинство незнакомых людей добрые, но иногда встречаются опасные, которые могут обидеть. Это может быть мужчина, женщина, дедушка, бабушка или другой ребенок. Главное, что должен понимать малыш, - это чужой человек, с которым никуда и никогда нельзя уходить, даже если он знает его имя или говорит, что знает родителей. Объясните: если ребенок познакомился на площадке с другим ребенком, играть с ним можно только там, где разрешили родители.

Можно ли ребенку доверять незнакомцу?

Есть дети, которые сами с удовольствием идут знакомиться со всеми прохожими, рассказывают им о себе. До трех лет такое поведение можно считать нормальным, здесь просто нужно активное участие родителя и напоминание важного правила: если ты хочешь познакомиться с кем-то, сначала спроси у меня. Но если ребенок и в семь лет абсолютно открыт ко всем окружающим, никогда не сторонится чужих и не отделяет посторонних от близких, то стоит проконсультироваться с психологом.

Научите ребенка

Если подошел незнакомец, то нужно сразу отойти от него подальше, подойти к тому, кого знаешь, и рассказать о том, что к тебе подошел чужой человек. Даже если тебе хотят что-то подарить или просят о помощи - всегда говори «нет» и уходи. Если гуляешь возле дома, не забегай в подъезд, лучше позвони в домофон или позови родителей или знакомых.

Детей помладше можно попросить сообщать о своих перемещениях по квартире или игровой площадке - это сформирует привычку держать родителей в курсе своего местонахождения.

Поиграйте

Инсценируйте встречу ребенка с незнакомцем. Один из родителей может играть роль незнакомца, который что-то дружелюбно предлагает крохе. Ребенок должен сразу отойти и подбежать к другому родителю, рассказав ему о встрече с «чужаком». Разнообразьте игру различными «приманками». Пусть ваш «незнакомец» будет добрым, беспомощным или, наоборот, грозным, требующим, чтобы ребенок подчинился и пошел с ним.

1Агрессивный взрослый Опасно, если чужой человек начинает уводить ребенка силой. В таком случае ребенку понадобятся силы и смелость, чтобы громко кричать. Главное - делать это правильно! Просто слезы и крики не помогут. Окружающие могут не понять, что происходит, и подумать, что перед ними обычная картина, когда родитель пытается усмирить капризного малыша.

Научите ребенка Если кто-то схватил за руку, то нужно отбиваться и кричать, что ты этого человека не знаешь. Например, так: «Помогите! Это не мой папа!»

Поиграйте Выберите любую игру, в которой присутствует захват. Пусть взрослый догоняет и ловит ребенка, а тот должен громко звать на помощь. Здесь важно помочь ребенку не стесняться громко кричать.

2Знакомые «незнакомцы» К сожалению, около 80 % случаев насилия по отношению к детям совершают знакомые им люди. Поэтому иногда знакомые даже опасней чужаков. Ребенок должен знать, кто имеет право забрать его из детского сада, занятий в клубе или из школы. Обязательно уточните в учреждениях, которые посещает ребенок, как действуют воспитатели, если за ребенком пришел кто-то, кого они не знают или кого они не ожидали, или составьте список тех, кому можно забирать вашего ребенка, и договоритесь, что вам сразу позвонят, если за чадом придет кто-то другой.

Научите ребенка Если ты встретил знакомых людей (друзей, соседей, тренера, знакомых твоей семьи) и они тебя куда-то зовут, то всегда сначала нужно рассказать об этом родителям и идти только с их разрешения! Если кто-то из знакомых взрослых делает что-то неприятное, что тебя смущает, трогает за части тела, которые закрываются нижним бельем, заставляет хранить от родителей секреты - обязательно расскажи нам, мы защитим тебя и прекратим это.
Конечно, чтобы объяснить такие вещи ребенку, понадобится не просто одноразовая беседа. Необходимы истории, примеры, которые не напугают его, но помогут реагировать правильно. Хорошо вместе с родителями посетить специальные занятия, где малыш в компании с другими детьми сможет научиться правильно действовать.

Поиграйте Попробуйте с ребенком вспомнить сказки, в которых знакомые или малознакомые персонажи поступили с героем нехорошо. Например, Лиса Алиса и Кот Базилио, которые подружились с Буратино, только чтобы получить золотые монетки, мачеха Гензеля и Гретель, которая бросила их в лесу… Только обязательно напомните ребенку, что большинство людей хорошие, но встречаются и плохие. Поэтому всегда нужно говорить родителям или опекающему взрослому, если кто-то зовет с собой.

3.Потерялся! Какими бы внимательными ни были родители, это может произойти: вы оборачиваетесь и видите, что ребенка рядом нет, хотя только что он был рядом! Немного спокойнее тем родителям, которые знают, что их малыш умеет правильно себя вести в таких ситуациях.

Научите ребенка Если ты понял, что потерялся, то сделай две вещи: первое - остановись; второе - громко зови того, кого потерял. Никуда не уходи и жди родителей на месте. Если кто-то предложит пойти поискать твоих близких или скажет, что он знает, где они, - не соглашайся уходить с другим человеком. Скажи: «Я буду ждать родителей здесь!»

Поиграйте Пусть ребенок играет роль «потеряшки», остановится и громко зовет вас. Подойдите к нему в роли незнакомца и предложите поискать родителей, пойти подождать их в кафе, где есть вкусное мороженое. Ребенок должен отказываться. Игра поможет крохе запомнить алгоритм действий. Попробуйте поменяться ролями, чтобы ребенок стал «незнакомцем» и пытался позвать с собой «потеряшку». Так малыш поймет, что есть люди с разными мотивами, и вы сможете ему продемонстрировать правильную модель поведения.

Советы родителям, которые хотят обучить ребенка безопасному поведению:

  • С раннего детства старайтесь вместо запретов формулировать просьбы. Вместо «Не убегай далеко» говорите: «Будь там, где сможешь видеть меня, а я - тебя» или просто «Иди рядом со мной».
  • Демонстрируйте детям пример осторожного и безопасного поведения: пристегивайтесь в автомобиле, не перебегайте улицу на красный свет, не разговаривайте с незнакомцами.
  • Уважайте ребенка, его чувства, мнения, не высмеивайте его и не учите слушаться кого-то только потому, что он взрослый. Тогда ребенок привыкнет, что его должны уважать и другие взрослые, и не позволит чужим манипулировать собой.
  • Не запугивайте сына или дочь страшными историями. Лучше играйте и формируйте нужное поведение. Если не знаете, как и во что играть, - сводите ребенка на специальные занятия и тренинги по безопасности.
  • Не принуждайте ребенка к объятиям, когда ему этого не хочется. Не заставляйте его целовать кого-то из вежливости.

Уже в раннем возрасте у ребенка формируются навыки общения, умение устанавливать контакт со сверстниками и появляется возможность завести друзей. Социально адаптируясь и развиваясь, малыш должен узнать все стороны дружеских отношений. Часто можно наблюдать, как дети подвергаются насмешкам со стороны сверстников, либо сами могут обидеть других детей. Однако чтобы малыш познал настоящую дружбу, родителям не стоит помогать и вмешиваться в процесс построения дружеских отношений с людьми.

Крепкая дружба на долгие годы может начаться уже в детском возрасте

Развиваем навыки общения

Есть дети, которые с ранних лет проявляют активность и без труда обзаводятся друзьями. Есть такие, которые стесняются и неуютно ощущают себя в коллективе.

Общие принципы

В любом случае родителям стоит поддержать свое чадо и помочь ему в развитии навыков общения и поведения в обществе:

  1. Поясните малышу, что для знакомства с другим ребенком он должен приветливо поздороваться и улыбнуться ему.
  2. Научите чадо, каким образом можно легко войти в компанию сверстников. Нужно подойти к группе ребятишек и определиться, с кем хочет заговорить. В тот момент, когда он будет спрашивать, можно ли ему к ним присоединиться, малыш должен смотреть в глаза незнакомому ребенку. Если последует отрицательный ответ, пусть кроха улыбнется и отойдет в сторонку. При этом родителям важно поддержать малыша, сказав, что в другой раз у него все получится. При положительном ответе ребенку стоит выразить благодарность всей компании.
  3. Приучите кроху проявлять вежливость и доброжелательность по отношению к окружающим. Во всякой компании любят веселых и бодрых людей. Это шанс для малыша завести дружбу со многими сверстниками.


В детском возрасте знакомиться с новыми людьми и находить друзей достаточно просто

Хорошо себя вести

Некоторые дети, общаясь с товарищами, бывают черствыми в эмоциональном плане. В данном случае важно дать понять крохе, что он ведет себя неправильно. Пусть знает, что он в ответе за свое поведение. Разъясните, что нехорошо разносить сплетни, драться, дразниться, обижать других деток. Если вы увидели подобную сцену с участием вашего чада, следует сразу же вмешаться и дать понять ему, по какой причине нельзя так себя вести.

Сочувствовать и быть вежливым

В дружеских отношениях самое основное – уметь делиться и поставить себя на место приятеля. На этом основывается долгая и крепкая дружба.

Крохе важно научиться сопереживать другим и разумно реагировать на них. Развитию этих навыков будет способствовать постоянная практика в семье. Старайтесь каждый день показывать крохе пример.

Оказывать малышу поддержку

Наблюдайте со стороны, как ваше чадо заводит дружбу с другими детьми, всегда будьте готовы выслушать его и дать совет. Вам может быть не совсем понятно сложное устройство их социального круга, но малыш в будущем непременно поделится с вами радостью и горечью в процессе построения дружеских отношений.



Родителям следует наблюдать, как ребенок проявляет себя в общении с другими детьми

Планировать встречи

Эффективный метод, который поможет стать хорошим другом – планировать следующую встречу для совместного времяпровождения. Если ваш кроха пригласил друга в гости, дайте им возможность поиграть у вас дома. Благодаря этому чадо будет чувствовать себя увереннее и сможет самостоятельно наладить дружеские отношения. Ребенок должен спросить у вас разрешения сходить в гости к другу. Предоставляя малышу подобную возможность, тем самым вы поощряете его желание завести дружбу с другими детьми.

Бывает так, что с ребенком никто не желает дружить. В детском саду не хотят с ним играть, а в школе избегают общения. Тогда родителям надо придерживаться данных рекомендаций:

Родителям важно знать, как научить ребенка дружить. Во-первых, необходимо объяснить, что такое дружба и поведать о правильном поведении с другом. Для этого можете заняться просмотром мультиков о дружбе или почитать книжки. Вся информация, которую малыш получит, будет направлена на формирование правильного представления о дружеских отношениях.



Не нужно стесняться говорить с ребенком о дружбе - эта информация поможет ему в построении гармоничных взаимоотношений

Уже в раннем возрасте детей важно научить уважать, ценить друзей и оказывать помощь близким. Немаловажно, чтобы ребенок мог уступать, находить компромиссы в сложившейся ситуации. В том случае, когда ребенок начнет относится к дружбе достаточно серьезно, он сможет стать настоящим другом. Тем детям, которые рано пошли в детский сад, либо родители часто ходили с ними в гости и посещали многолюдные места, намного легче наладить контакт с окружающими, чем тем, которые росли лишь в кругу мамы с папой и близких родственников.

Некоторые малыши из-за стеснения не могут первыми начать разговор с другими детьми. В данном случае родителям стоит придать ребенку уверенности в себе. Во время домашних праздников, где будут находиться и другие дети, нужно вовлечь свое робкое чадо в совместные игры.

Только ни в коем случае не надо заставлять его что-то делать и говорить «иди, играй вместе со всеми». Просто помогите ему справиться со своим страхом перед общением. Чтобы малышу было легче приспособиться, познакомиться и подружиться со сверстниками, в игре могут принимать участие и взрослые. Так играть станет еще увлекательнее.



Если у ребенка возникают проблемы с общением, нужно сообща преодолевать их

Как помочь найти друзей в детском саду?

Когда ребенок начинает ходить в детский сад, у него появляется возможность найти первых друзей (см. также: ). Однако не всем детям удается наладить контакт с малышами по группе. Перед родителями встает вопрос, как научить ребенка дружить со сверстниками.

Родителям на заметку:

  1. Следует объяснить малышу на своем примере понятие дружбы. Детям свойственно подражать взрослым. Чаще принимайте у себя друзей или сами ходите в гости. Наблюдая, как взрослые общаются между собой, ребенок научиться сам заводить друзей.
  2. Надо научить чадо правилам знакомства. Расскажите ему, как нужно здороваться при встрече и прощаться. Детей в раннем возрасте можно обучать нормам общения, используя в качестве примера игрушки. Тренируясь на игрушках, ребенку намного проще будет установить контакт другими детьми в садике или на детской площадке (рекомендуем прочитать: ).
  3. Заниматься с малышом чтением сказок, просмотром мультфильмов. Многие из них повествуют о том, как важно уметь дружить, чтобы суметь выкрутиться из трудных ситуаций. После совместного просмотра дайте ребенку высказать собственное мнение о герое и сюжете.
  4. Обучить малыша избегать конфликтных ситуаций. Как правило, общение со сверстниками не проходит без ссор, слез или же драк. Однако любой конфликт – это способ для ребенка приобрести необходимые навыки для общения со сверстниками.
  5. Обучить кроху важным принципам, которые помогут ему отличать хорошее от плохого. Если возникла ссора из-за какой-либо игрушки, выясните у малыша причину, по которой она возникла. Если ваше чадо пыталось отнять игрушку, не принадлежащую ему, следует объяснить, что нехорошо брать чужое. Спросите его, как бы он чувствовал себя, если бы хотели забрать его вещь.

Как подружиться с одноклассниками?

Если у вашего чада есть какие-то проблемы (он заикается, принимает лекарство по времени), надо в обязательном порядке дать знать об этом педагогу. Наличие различных заболеваний может послужить поводом насмешек со стороны одноклассников.

Нужно постараться сделать так, чтобы ребенок соответствовал общим требованиям, установленным в школе. Если на урок физкультуры надо приходить в шортах черного цвета, то не стоит покупать малышу красные. Если учитель и не обратит на это внимание, то одноклассники будут дразнить малыша.

Однако не стоит исполнять все капризы ребенка - например, если он просит купить такую куртку «как у Гриши из 5 «А» класса».

Памятка родителям:

  1. Посоветовать малышу вести себя иначе. При сложившемся стереотипе любой поступок можно предугадать. Когда ребенок в обычной ситуации поведет себя неожиданно, то сможет удивить своих одноклассников и тем самым приблизиться к решению возникшей проблемы.
  2. Предоставить ребенку возможность общения с одноклассниками за пределами школы. Можно пригласить их в гости, устроить праздник. Постарайтесь привлечь малыша к школьным мероприятиям и поездкам. Не торопитесь сразу по окончанию уроков забирать чадо домой. Так вы лишите его возможности подружиться со сверстниками.
  3. Не стоит лично «разбираться» с одноклассниками, которые обижают вашего ребенка. Будет лучше, если вы расскажите об этом классному руководителю и психологу. Не следует сразу же вставать на защиту малыша, если у него возник конфликт с одноклассниками. Пусть подросток переживет все стадии конфликта - так он научится самостоятельно справляться с подобными проблемами. Однако если вы видите, что малышу не обойтись без вашей помощи, не оставайтесь в стороне. К таким ситуациям можно отнести постоянные издевательства и травлю ребенка со стороны сверстников.

Родителям важно воспитать ребенка дружным. Следует обращать внимание, как малыш общается с окружающими. Если он делает это неправильно, надо объяснить крохе, какие ошибке он допускает.

Три года - возраст переломный, даже если оставить в стороне пресловутый кризис «я сам». Именно сейчас родители отдают отпрысков в детский садик - начинается первый этап «взрослой» жизни. Но так уж повелось, что в школу детей усиленно «готовят», а в детский сад - нет. Возможно, первые «приступы» самостоятельности у наших детей создают иллюзию, что они уже все понимают: стоит им сказать, что детский сад - это их «работа», и они поймут, легко войдут в детский коллектив и будут с удовольствием общаться с «коллегами». Однако на деле…

Экстра или интро?

Как вы думаете, что должен уметь ребенок, чтобы начало детсадовской жизни не было связано с истериками, слезами и даже невротическими расстройствами? Правильный ответ - общаться со сверстниками и со взрослыми. И зачастую мы ожидаем от своего чада открытости и инициативы в общении - ведь дома он такой бойкий! Но в садике он вдруг становится застенчивым, стесняется подойти к детям на площадке, прячется за вашей спиной, отворачивается от воспитательницы… Недоверие к чужим людям в наше время у детей встречается куда чаще, чем готовность подойти к любому незнакомцу. Но если ваш малыш плачет при попытке незнакомого взрослого заговорить, молчит, когда чужой ребенок предлагает ему вместе поиграть, помогите своему крошке «социализироваться» - адаптироваться к новой среде, к новым условиям, научиться общаться с посторонними людьми. Притом сделайте это до того, как малыш пойдет в садик.

Вспомните свой первый визит в детский сад, спросите у родителей, как вы вели себя, когда вас впервые оставили в группе. Попросите супруга - пусть и он напряжет память и расскажет, как проходило его «боевое крещение». Многие психологические черты «переходят по наследству», и если кто-то из родителей был застенчивым, малообщительным, то, возможно, ваш малыш унаследовал это.

Однако даже если вы знаете, что сами были душой компании, не стоит бить тревогу и требовать от сына или дочки, чтобы те общались, общались и еще раз общались. Наши дети очень разные. Если ваше чадо - экстраверт, то есть живет «вовне», черпает информацию об окружающем от других людей, ему будет трудно играть самому, и он найдет себе партнеров по игре. Ну а если детка - интроверт, то есть живет «внутрь», информацию об окружающем получает через свои переживания, он охотно будет играть в одиночку, не испытывая при этом дискомфорта. У экстраверта, как правило, нет проблем в общении - ему скорее нужно будет учиться самостоятельной произвольной деятельности. Во время учебных занятий он будет лучше усваивать материал, если учитель организует игры, «соревнования» с другими детьми. Интроверту же нужно будет научиться общаться с окружающими взрослыми и детьми. И в учебе у него другие мотивы: соревнование с самим собой. Каждый психотип имеет право на существование. И нужно смириться с тем, что даже социально адаптированный интроверт никогда не будет столь же коммуникабельным, как его «зеркальный» тип.

Знакомиться готовсь!

Как же вести себя, чтобы малыш без затруднений вливался в коллектив? Не нужно избегать поездок в гости, на праздники, устраивайте «детские комнаты» с соседскими детьми, приглашая их в гости. Даже застенчивые малыши потихоньку «оттаивают» и учатся общению: радуются новым игрушкам, обществу друг друга. Показывайте пример знакомства уже тем, что при ребенке заговаривайте с другими взрослыми и детьми. И, конечно, с раннего детства введите в обычай прогулки на игровые площадки, где будет возможность пообщаться с разными детьми. Даже для годовалого малыша такая прогулка - целая школа познания. Где еще он научится делиться своими игрушками или просить у кого-то понравившуюся лопатку? Где еще узнает, как выстроиться в очередь у горки, чтобы все могли покататься, как отвоевать свой совочек и как попросить разрешения покатать чужой самосвал, как спасти от разрушения только что слепленный куличик и как познакомиться с этой славной девочкой, у которой нарядная кукла и добрая бабушка, как рассказать о случившемся, чтобы мама не назвала тебя ябедой…

Если же время первого похода в детский садик неминуемо приближается, а вы обнаружили, что ваш малыш не умеет знакомиться и общаться с другими детками, в первую очередь - успокойтесь! Ваши переживания, даже выраженные не словами, а движениями, взглядами, вздохами - источник напряжения для ребенка. Если вы видите, что он хочет поиграть, но не знает, как подойти к «незнакомцу», подойдите вместе с ним, скажите: «Давай спросим у мальчика, как его зовут и можно ли с ним поиграть». Так ребенок получает опыт начала общения.

С пользой для дела

Как еще вы можете помочь своему ребенку? Прежде всего - организуйте для него игры с игрушками и со знакомыми взрослыми и детьми.

Игры для расслабления

В обычную утреннюю гимнастику включайте упражнения для чередования напряжения и расслабления. Это нужно делать для того, чтобы на уровне движений ребенок смог запечатлеть расслабленное состояние. Если у человека мышцы расслаблены - за этим следует и психологическое снятие напряжения.

«Штангист». Пусть ребенок представит себе, что он поднимает тяжести, а потом расслабленно «отдыхает», бросив штангу.

«Надуватель шаров». Ребенок «надувает шар», а потом отдыхает. Он может быть и шариком: его надувают, он все больше напрягается, а потом воздух резко выходит, а «шарик» медленно расслабляется.

Игры-тренировки

Знакомство игрушек с котенком. Дайте ребенку игрушку (например, котенка), лучше такую, которая надевается на руку. Разложите разные игрушки на диване. Пусть котенок знакомится с ними. Поясните ребенку ритуал знакомства: нужно поздороваться, сказать, как тебя зовут, спросить, как зовут его. И можно предложить что-то сделать вместе, например, поиграть.

Для детей постарше игру можно усложнить: после того, как новый знакомый назовет свое имя, нужно ласково это имя повторить (для того, чтобы лучше запомнить его, и для отработки навыка интонационной речи).

Групповые упражнения

Конечно, невозможно приобрести навыки общения вне коллектива. Потому используйте все ситуации, в которых ваш малыш может познакомиться с новым ребенком. Возьмите на себя роль массовика-затейника - предложите деткам, уже знакомым между собой, поиграть в «знакомство», или просто организуйте игру со всеми детьми на площадке.

Знакомство со зверюшками. Предложите детям «стать» зверюшками (зайчиками, белочками, ежиками). Пусть придумают себе имена и познакомятся друг с другом. Даже застенчивые детки смогут раскрепоститься и рассказать что-то о себе: ведь через игру детям легче отрабатывать навыки знакомства.

Знакомство с выдуманными детьми. Это более сложное упражнение. Предложите детям выбрать или придумать себе новые имена. Потом малыши должны перезнакомиться, рассказать что-то о себе «новых». Следующий этап - разыгрывание различных ситуаций знакомства.

Знакомство с девочкой, у которой есть кукла (мальчиком, у которого есть машинка). Вести игру будете вы сами. Взрослый: «Давайте поиграем. Кто-то из нас будет девочкой, которая пришла на площадку с куклой (назначить ребенка на эту роль). А остальные с нею будут знакомиться».

Пусть дети сами придумают, какие слова нужно сказать. Потом можно поменять роли. Пусть тот, кто был «девочкой», скажет, у кого лучше получилось с ней познакомиться. Взрослый может корректировать высказывания ребят: «Меня зовут Сережа. А тебя как? Давай поиграем!"…

Знакомство с мальчиком, который пришел без игрушек. Для застенчивого малыша еще труднее войти в общую игру, если он не может предложить другим деткам даже игрушку. Пусть тогда они сами проявят инициативу и помогут ему войти в игру. Если ваш малыш застенчив и оказывает помощь в знакомстве еще более скромному сверстнику - это дает неоценимый опыт. Что нужно учесть: обычно «безигрушечный» ребенок - грустный. Как нужно познакомиться? «Тебя как зовут? Меня - Оксана. Хочешь со мной поиграть?»

Знакомство с девочкой, которая не хочет знакомиться. Три года - возраст отрицания. Часто дети на какие-то предложения или вопросы отвечают «нет» не потому, что не хотят чего-то делать, а просто из чувства противоречия. Это - достаточно трудное упражнение. Не ожидайте, что ребенок сам придумает выход из этой ситуации. Чаще всего отказ знакомиться вызывает разочарование. Но это упражнение можно использовать для того, чтобы подобная ситуация в реальности не стала неожиданной для ребенка. Предложите детям познакомиться с девочкой, которая молчит в ответ (не говорит, как ее зовут, не хочет играть). Подскажите ребенку, что нужно сказать: «Хорошо, когда тебе станет скучно, приходи к нам».

Конечно же, если ваш малыш попал в такую реальную ситуацию, вы ему поможете - хотя бы своим увлеченным участием в игре. А пока подобные игры воспитают в ребенке терпение, способность откладывать и ожидать выполнения своего желания. А карапуз, который несколько минут назад не хотел знакомиться, может подойти и какое-то время наблюдать, а потом молча присоединится к вам. Через некоторое время можно еще раз спросить, как его зовут.

Когда мы учим ребенка ритуалу знакомства, и он повторяет его, «знакомясь» с игрушками, воображаемыми и настоящими детьми, важно еще настроение, с которым малыш произносит знакомые слова. Ведь если сказать «Давай с тобой играть» с угрюмым выражением лица, если показать, что ты боишься, то другие детки вряд ли захотят играть с тобой. Потому во время игры обязательно обращайте внимание ребенка на то, что лицо должно быть добрым, голос - веселым и приветливым. Пусть малыш потренируется. А на площадке с другими детьми можно тренироваться «знакомиться» с разным настроением (грустным, веселым, сердитым) - пускай кроха сам выберет, какое знакомство ему больше понравилось.

Одна из основных ошибок родителей - попытаться запугать ребенка, вместо того чтобы научить его основам безопасной коммуникации. Самое первое правило, которому мы учим детей, - не разговаривать с незнакомыми, ведь они могут украсть, причинить вред, сделать больно. В результате мы получаем напуганного ребенка, при этом не умеющего противостоять потенциальной опасности. Вместо того чтобы научиться общаться и выстраивать границы, говорить «нет» и быть уверенным в себе, ребенок начинает бояться вообще окружающих. Другой вариант развития событий - ребенок вообще не усваивает это правило: не так просто осознать разницу между знакомым и незнакомым. Если ты общаешься с детьми на детской площадке, можно ли говорить с их родителями? А с другими взрослыми на той же площадке? Как определить, кто родитель, а кто нет? Если человек назвал тебя по имени, он уже знакомый?

The Village поговорил с Ольгой Бочковой, руководителем Академии детской безопасности Safekids Academy , о том, как научить детей безопасному поведению и какие навыки для этого необходимо привить детям и их родителям.

- Вообще, готовы ли взрослые помочь незнакомому ребенку?

Недавно мы провели эксперимент «Не волнуйся, мама». В эксперименте приняли участие 38 детей в возрасте от 4 до 11 лет. Сценарий: незнакомый человек уводит ребенка из магазина или с площадки фактически на глазах других родителей и детей. Результат: 28 из 38 детей ушли, причем произошло это в течение считанных секунд. Аргумент, с помощью которого уводили детей, мы не раскрываем по понятным причинам. Тем не менее общая картина выглядит устрашающе.

Одна из вещей, поразивших во время эксперимента, - то, что взрослые, видя, что что-то происходит, никак не реагируют. Максимум уводят с площадки своих детей. Один папа качал на качелях своего ребенка. За это время с соседних качелей наш «незнакомый человек» увел троих детей. А мужчина вообще никак не отреагировал.

Этот эксперимент был не первым. И всегда ситуация одинаковая - люди не реагируют. Даже если все происходит заметно, очевидно. Только один раз вызвали полицию. Но ведь полиция - это долго. Намного проще схватить за руку здесь и сейчас. Спросить ребенка, знает ли он этого человека. Так что важно вообще менять культуру отношения к безопасности: учить не только детей, но и взрослых.

- Сейчас вы ведете такие тренинги по безопасному поведению для детей и их родителей. Почему вы вообще взялись за это? Считаете, родители сами не в состоянии научить детей правильному поведению на улицах?

Когда я решила заняться темой детской безопасности, я сдружилась с одной американской организацией. И мне очень понравился их подход. У нас в обществе еще не назрела эта потребность: родители не знают и не думают о том, что маленького ребенка можно и нужно научить безопасному поведению. Они уверены, что достаточно объяснить через страх, что может случиться. В Штатах же, конечно, знают, что страшные вещи случаются. Но не пугают ими детей, а дают конкретные инструменты безопасного взаимодействия, определения потенциально опасной ситуации и ухода от нее.

- Но как вообще рассказать, зачем соблюдать некие правила поведения, если не объяснить, чем чревато их несоблюдение? Как тогда аргументировать необходимость следования правилам?

Дело в том, что аналитический ум - это прерогатива взрослых людей: мы хотим знать предысторию, причину и последствия. У детей все устроено немного иначе. Маленькие дети очень доверяют родителям. Им вполне достаточно того, что так сказала мама. И это нормально. Мы даем набор правил безопасного поведения: не трогать горячее, не выбегать на дорогу, определенным образом вести себя с посторонними людьми. Вполне достаточно объяснить, что если мы не знаем человека, то не можем предугадать заранее, как он себя поведет. Так что безопаснее переспросить родителя.

Детям постарше уже можно рассказать больше. Что бывают люди, которые делают плохие вещи. Но, на самом деле, их не много. Нужно быть осторожным, потому что по внешности и поведению человека невозможно понять его настоящие намерения.

Чтобы ребенок понял это, с ним нужно работать. Нужно дать ему возможность попробовать на примере сказок и мультфильмов определить, кто положительный герой, а кто отрицательный. Подобрать сюжеты, когда человек кажется хорошим, а потом неожиданно совершает плохие поступки. Дать ребенку самому сделать вывод о непредсказуемости поведения других людей.

Общение с незнакомым не должно быть долгим, разговор не должен быть подробным.

Как вообще ребенок должен реагировать на окружающих? Вот он подрос, начал сам ходить из школы домой, в магазин, на дополнительные занятия. Взрослых вокруг много, ситуации общения возникают постоянно. Ребенок уже один, но при этом еще не до конца уверен в себе. Он же все еще считает взрослых более важными, умными и главными. Как ему правильно себя вести, если к нему обращаются?

Первый и главный момент - это то, что где бы ни находился ребенок, он должен знать, где у него безопасный тыл, куда ему безопасно убегать. Если он вышел из школы - возвращаться обратно в школу, если из дома - домой. Если он один в городе - в ближайший магазин, людное место, где можно обратиться к сотруднику учреждения.

Для проигрывания такой ситуации мы используем на тренингах взрослых. Спрашиваем их: если есть выбор, к кому на улице обратиться с вопросом или за помощью, к другому взрослому или ребенку, к кому вы обратитесь? В ответ всегда звучит: к взрослому. И дети слышат это. А если нет взрослых, а есть только ребенок, что тогда? Одни отвечают, что к ребенку не обратятся в любом случае, другие - что только с простым вопросом вроде: «Где здесь, как пройти?». Это - в пределах безопасной коммуникации. Когда можно коротко ответить «в той стороне» - и уйти.

Мы учим держать и физическую дистанцию. Ребенок должен понять, на каком расстоянии от человека ему комфортно находиться и научиться не подпускать ближе: важно объяснить ребенку, где заканчивается его личное пространство и что вторжение другого человека в это личное пространство - тревожный звонок.

- Не правильнее ли научить ребенка кричать, когда он чувствует опасность?

Наверное, большая часть родителей предпочли бы такой вариант. В этом есть что-то победное: ребенок закричал, и его спасли, а похитителя поймали. Но это не похоже на правду в реальности.

Как психолог и как тренер, я не думаю, что ребенок будет кричать. Даже взрослому трудно крикнуть. Да и до последнего не ясно, нужно ли это делать. Поэтому и учить его нужно не кричать (он все равно этого не сделает), а правильно уходить. Учить надо тому, что для ребенка естественнее и скорее будет использовано.

- Что вообще чаще всего случается с детьми на улицах города?

Чаще всего это даже не похищения, а преступления против детей, по большей части, сексуального характера. Причем это могут быть и незнакомые, и знакомые люди. И иногда знакомые даже опаснее: сосед по дому, взрослый, с которым здороваются на улице родители. Именно поэтому нужно делать упор не на «не говорить с незнакомыми», а на выработку определенных навыков и правил безопасного общения в целом, с любым человеком.

- Расскажите, пожалуйста, про эти правила. Чему нужно научить ребенка?

В первую очередь это «подумай» и «спроси». Мы идем не от запрета конкретного действия, потому что ситуации могут быть слишком разными. Мы идем от общих принципов. Безопаснее всего спросить родителя.

Подросток не будет спрашивать разрешения. Но он вполне может предупредить «иду с тем-то туда-то».

- И до какого возраста ребенок должен спрашивать? Они же постепенно взрослеют. Подростка уж точно не заставишь спрашивать разрешения.

По-хорошему, чем дольше, тем лучше. Просто постепенно «спросить» перерастает в «предупредить». Да, подросток не будет спрашивать разрешения. Но он вполне может предупредить «иду с тем-то туда-то». Ребенка нужно учить предупреждать, а родителя – слышать и благодарить за соблюдение этого правила.

- Этому вы тоже учите на тренингах?

Да, обязательно. И мы всегда приглашаем совместно детей и родителей. Они работают в парах. Почему важен родитель? Потому что он должен уметь сказать ребенку «спасибо» за то, что тот спросил и предупредил. За каждое уточнение «можно?» нужно говорить ребенку «спасибо». Благодарить за соблюдение договоренности, правил. Причем не хвалить - в похвале есть что-то иерархичное, как будто родитель оценивает действия ребенка, - а благодарить. Это более равная позиция.

- Как же быть с самостоятельностью? Когда-то же ребенок должен взрослеть и сам принимать решения.

Развитию самостоятельности это не мешает. Ребенок сам решает, что он будет делать. И ставит в известность родителя. Он принимает решение, он о нем уведомляет. И тут наши родители совершают еще одну очень частую ошибку. Они начинают ругать ребенка за то, что он пошел не туда, сделал не то. Но ведь в следующий раз ребенок просто не предупредит и не расскажет. А значит, выслушав нравоучения, он начнет вести себя не более безопасно, а, наоборот, подвернется лишней опасности.

Недавно в интернете ходила история о том, как папа с сыном договорились о специальном сигнале: если у ребенка что-то не так, и он не может об этом открыто написать, он присылает СМС-кой определенный значок. Например, смайлик с «поцелуйчиком». Так, оказавшись в неприятной ситуации, он может попросить помощи, даже когда открытый звонок родителям воспринялся бы окружающими в штыки. И получив сигнал, родитель уже сам звонит с вопросом: «Ты нам срочно нужен. Где ты? Мы сейчас подъедем». Согласитесь, выглядит совсем иначе. Ребенок имеет возможность сбежать, не став при этом предметом насмешек.

- А это не слабая позиция? Бежать, жаловаться родителям?

Что очень важно и о чем забывают наши родители, - это то, что необходимо учить ребенка уходить от проблемы. У нас ведь что зачастую слышишь? Получил - дай сдачи. То есть родители учат конфликту. Но почему бы в той ситуации, когда ты уже «получил», не сообразить, что дальше может стать хуже. Может стать реально опасно и закончиться, как угодно. Что есть моменты, когда нужно просто уйти. Всегда может найтись противник сильнее. Или несколько противников. Может, и здорово выглядит образ «наказания хулигана». Но ведь может статься и так, что в итоге сам и пострадаешь. И ради чего?

Мы учим, как не реагировать на провокацию, агрессию. Как не допустить вспышки конфликта и контролировать свои эмоции. Отдавать себе отчет в том, что злишься, но сейчас уйдешь от конфликта, потому что он может представлять угрозу. Особенно это важно во взаимоотношении со сверстниками, для предотвращения буллинга, травли.

- То есть учить не столько защищаться, сколько анализировать ситуацию и прогнозировать последствия?

Именно. На тренингах мы как раз обыгрываем разные ситуации, показываем разные исходы, проигрываем ситуации травли, когда все кричат на одного. Это дает возможность почувствовать себя и тем, кого травят, и агрессором. Понять, как ты будешь выглядеть, если ты уйдешь, если не ответишь. Что будешь чувствовать ты, что будут чувствовать окружающие. Мы проговариваем, какой из вариантов самый конструктивный.

Важно вообще менять культуру отношения к безопасности. Учить не только детей, но и взрослых.

- Как заговорить с ребенком о безопасности? Когда начинать объяснять?

Нужно с самого малого возраста показывать все на своем примере, с объяснениями. Например, чем меньше ребенок, тем чаще его угощают на улице. Объясните, что если угостили, посмотри на маму, она скажет - можно или нет. Также важно при ребенке показывать недопустимость нарушения личных границ. Многие жалуются, что малышей часто трогают, треплют за щечки. И родители в гневе срываются на оскорбления и недовольство. В то время как намного конструктивней просто сказать «пожалуйста не надо, нам это неприятно». Спокойно и уверенно. Цель - не рассказать окружающим, что мы думаем о них, а избежать конфликта и неприятной ситуации. Таким образом мы даем ребенку инструмент. Показываем, как он сможет сделать то же самое. Ведь оскорбить взрослого он все равно не сможет. А научиться спокойно возразить - вполне.

- В нашем детстве дети часто гуляли одни, сейчас же родители не выпускают на улицу даже школьников. Как вы считаете, мир правда стал опаснее?

Я не думаю, что стало намного опаснее. По крайней мере, мое детство не было таким уж безопасным. Вспоминаю разные истории, о которых просто не знали мои родители. Потому что родителям было страшно сказать. Да, число преступлений растет, но растет и количество людей в городе. И в целом сейчас работает больше правил, за ситуацией больше следят. Если раньше эксгибиционист мог гулять по улице достаточно долго, сейчас это все-таки пресекается.

Растет осведомленность. Раньше знали, что происходило во дворе и о чем писали в газетах. А в газетах писали далеко не обо всем. Теперь есть интернет, мы знаем очень много. И больше боимся. Есть в этом свои плюсы, есть и минусы. Опять же, преступники стали изощреннее: раньше заманивали на конфетку, потом на щеночка, теперь зовут к маме. Потом придумают еще что-нибудь.

Именно поэтому мы не пугаем детей конкретными ситуациями, а учим безопасным принципам поведения в целом. Приемам, которые сработают в любой ситуации, с какими бы новыми словами не подошел тот самый «незнакомый».

Чему нужно научить ребенка:

1. Держать безопасную дистанцию. Повторяющиеся попытки ее нарушить - это сигнал опасности.

2. Уточнить у взрослого, которому доверяешь. Если не спросить разрешения, то хотя бы поставить в известность.

3. Оценить ситуацию. Помнить: взрослый никогда не попросит помощи у ребенка, а родители никогда не пошлют за ребенком незнакомого.

4. Уходить в безопасное место. Домой, в школу, в любое учреждение (например магазин).



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png