Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении информации.

Функции памяти:

1. Узнавание -воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом.

2. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (оживление) в психике закрепленной ранее информации.

3. Запоминание – процесс памяти, направленный на закрепление в психике новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.

4. Сохранение – процесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени.

Свойства памяти:

1. Запоминать (новую информацию)

2. Вспоминать (информацию)

3. Припоминать

4. Воспроизводить

5. Узнавать (ранее сохраненную информацию)

6. Сохранять (информацию)

Виды памяти

1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без

специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с

помощью специальных приемов).

3. Кратковременная память , которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память

4.Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: ДП с сознательным доступом и ДП закрытая (доступ при гипнозе, и т.п.)

5.Оперативная память проявляется в ходе выполнения какой-либо деятельности, когда сохраняется информация и из КП и ДП.

6.Промежуточная память - в течении нескольких часов хранится, накапливается, а во время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

7.Образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти.

8.Механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, он как бы впечатывает запоминаемый материал в мозговых структурах.


ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ЗАПОМИНАНИЯ.

Основные процессы памяти - это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.

Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.

Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание). Запоминанию помогают: 1) свежая голова (а для этого важно высыпаться), 2) эмоциональная окраска события (при желании любое нейтральное событие можно сделать эмоционально ярким), 3) позитивный эмоциональный фон (учитесь радоваться!), стремление, желание запомнить. По крайней мере, когда не хочется запоминать, обычно ничего и не запоминается. Лучше всего запоминается начало и конец.

Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Память нужно развивать и тренировать . Для этого используют:

Различные методы укрепления;

Улучшения;

Специальные тренировки.

Условиями успешного произвольного запоминания являются:

Осознание значимости и смысла запоминаемого материала;

Выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала;

Выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление -материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа;

Эмоционально- эстетическая насыщенность материала;

Возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;

Установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях;

Материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.

При заучивании материала существенно рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания.

Моя дочка пошла в первый класс и столкнулась с тем, что правила приходилось заучивать наизусть. Ей это очень тяжело давалось поначалу. Даже если она могла повторить весь текст в первый час после заучивания, то потом часть информации терялась. А я помнила эти правила наизусть ещё со школы.

Тогда мой маленький гений задал вполне логичный и мудрый вопрос: «Почему я не могу вспомнить правило, которое учила сегодня, а ты знаешь его до сих пор?». С ответом я не торопилась – решила изучить теорию и сопоставить с жизненным опытом.

Изучение вопроса я начала с основ. Что же такое память? Где хранится память человека? Какова структура памяти?

Согласно определению, это мыслительный процесс, состоящий из следующих компонентов: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание.

Как работает память? Она формируется на протяжении всей жизни и хранит наш жизненный опыт. Физически процесс можно описать возникновением новых связей между огромным количеством нейронов головного мозга.

Процессы в головном мозге не изучены до конца, и учёные продолжают исследования в этой области человеческого организма.

О том, где находится память человека, до сих пор ведутся споры. На сегодняшний день доказано, что за эту часть сознания отвечают следующие участки мозга: подкорковый гиппокамп, гипоталамус, таламус, кора полушарий.

Основными местами хранения являются гиппокамп и кора. Гиппокамп находится в височной доле по обе стороны головного мозга. На вопрос о том, какое полушарие отвечает за память, можно смело ответить, что оба, только правая доля «контролирует» фактические и лингвистические данные, а левая – хронологию жизненных событий.

Появление нейронных связей обусловлено работой рецепторов органов чувств: зрения, вкуса, обоняния, осязания и слуха. Головной мозг фиксирует все электрические импульсы от них, причём наиболее яркие моменты, вызывающие сильные эмоции (например, первая любовь), запоминаются лучше.

Таким образом эмоции человека оказывают влияние на память.

У каждого человека возможно преобладание запоминающего свойства посредством какого-либо органа чувств.

Например, одни хорошо выучивают текст из учебника при чтении, другим лучше услышать текст от другого человека, у третьих отменная память на запахи и так далее.

Различные внешние и внутренние факторы влияют на «качество» нашей памяти. Много причин, вызывающих нарушения этого процесса.

К внутренним причинам относят неправильное обращение с информацией по следующим направлениям:

  • запоминание – чтобы информация не забылась, с ней нужно работать;
  • помехи – большое количество новой информации приводит к забыванию важной ранее приобретённой информации;
  • вытеснение – негативные воспоминания забываются быстрее;
  • искажение – запоминание и воспроизведение информации происходит на фоне наших чувств и эмоций, поэтому такая обработка делает данные субъективными;
  • ошибки хранения и воспроизведения – если данные запомнились с ошибками или неточностями, или не полностью, то их воспроизведение окажется неверным.

Внешних причин тоже достаточно:

  1. Генетические отклонения (например, аутизм).
  2. Гормональные нарушения (в том числе, сахарный диабет, патология щитовидной железы).
  3. Депрессивные или стрессовые состояния и заболевания (невроз, шизофрения).
  4. Истощение организма, вызванное переутомлением, бессонницей, болезнью, плохим питанием, алкоголизмом, курением, приёмом некоторых препаратов (например, бензоди-азепинов).
  5. Возрастные изменения (болезнь Альцгеймера).

Особенно пагубно, помимо заболеваний и травм, действует на память увлечение алкоголем. Известно, что даже разовое употребление спиртного приводит к нарушениям, а при алкоголизме происходит разрушение нейронных связей в гиппокампе, нарушение мозгового кровообращения, возникновение авитаминоза.

Всё это приводит к потере способности усваивать новую информацию.

Такие острые состояния, как инсульт и инфаркт, также способны вызвать уничтожение нейронных связей, причём последствия могут быть колоссальными, и для восстановления нужно много времени, сил и терпения. Иногда все попытки являются безуспешными.

В гиппокампе содержится вещество – ацетилхолин, — отвечающее за передачу импульсов от одного нейрона к другому. Недостаток его служит причиной нарушения памяти. Особенно это явление наблюдается в старческом возрасте и вызывает болезнь Альцгеймера.

Структура

Длительное изучение того, как устроена память человека, повлекло создание подробной классификации. Одним из критериев является продолжительность хранения информации. Согласно ему можно выделить следующие виды памяти:

  • мгновенная (сенсорная);
  • кратковременная;
  • оперативная;
  • долговременная.

Мгновенная характеризуется тем, что информация фиксируется рецепторами органов чувств, но обработке не подлежит. Она, в свою очередь, делится на иконическую (зрительное восприятие) и эхоическую (слуховое восприятие).

Пример иконического вида – вы видите на улице баннер с рекламой и номером телефона, через секунду вы уже этот номер не вспомните. Эхоический вид можно рассмотреть также на рекламе, но номер телефона вы не увидели, а услышали по радио. Мгновенная память позволяет хранить информацию до 5 секунд.

Кратковременная является последствием однократного восприятия и немедленного воспроизведения. Если взять пример с правилом для первого класса, когда дочка читает его по слогам один раз без повторения. Удержать правило в памяти она сможет на протяжении времени от 5 секунд до одной минуты.

За кратковременную память отвечает гиппокамп. Доказательством является тот факт, что при повреждении гиппокампа (во время оперативного вмешательства, например) человек сразу же забывает только что произошедшее с ним событие, но помнит информацию, накопившуюся до повреждения.

Оперативная память – это то же, что и кратковременная, но информация хранится только в пределах периода её использования. Например, дочка прочитала правило и использовала его для выполнения упражнения из домашней работы, а после забыла.

Этот вид позволяет человеку быстро решать проблему здесь и сейчас и забывать ненужную впоследствии информацию.

Долговременная хранится в коре полушарий мозга. Она развивается одновременно с кратковременной и является её следствием. После многократного запоминания и применения информации, находящейся в пределах кратковременной памяти, происходит её фиксация в головном мозге, а именно в коре полушарий, на длительное время или даже на всю жизнь.

Это пример, когда правило, выученное в первом классе и применяющееся на протяжении 11 лет обучения в школе, запоминается навсегда. Долговременная память требует участия всех ресурсов сознания: психического, чувственного и интеллектуального.

Только осознанная и осмысленная в полной мере информация может занять место в долговременной памяти человека.

Структура памяти упрощённо представляется следующей схемой: запоминание – сохранение – воспроизведение. При запоминании происходит выстраивание новых нейронных связей.

Благодаря этим связям мы вспоминаем (воспроизводим) информацию. Воспоминания могут быть извлечены из долговременной памяти самостоятельно или под воздействием раздражителей на определённые участки головного мозга (например, гипноз).

На продолжительность сохранения информации влияет внимание человека к последней. Чем больше сконцентрировано внимания, тем более длительно информация будет храниться.

Неотъемлемой частью памяти является также забывание. Этот процесс необходим для разгрузки центральной нервной системы от ненужных воспоминаний.


Вывод

Теперь я могу ответить на вопрос дочери:

  1. Память представляет собой процесс из нескольких отдельных составляющих. Чтобы запомнить информацию, нужно осмыслить её, много раз повторить и периодически применять на практике. Это обусловлено определёнными свойствами головного мозга и, соответственно, существованием нескольких видов памяти.
  2. Важно знать, где хранится память, чтобы понимать, от чего зависит запоминание правила. Она содержится в головном мозге с большим количеством нейронов. Для фиксации информации в коре полушарий необходимо создание прочных нейронных связей.
  3. Знание о том, как устроена память, поможет развить её, и получить от этого процесса удовольствие.

Эта часть сознания связана с органами чувств, поэтому можно понаблюдать, как текст лучше запоминается: при чтении или на слух.

Процесс запоминания связан также и с интеллектом: чем больше и качественнее мы учим, тем легче запоминание будет даваться впоследствии.

Успешное запоминание связано с психическим состоянием человека: подавленное настроение может помешать процессу; чем больше положительных эмоций, интереса проявляет человек к информации, тем внимательнее он её изучает, и тем лучше её запоминает.

То есть важно иметь положительный настрой. Для детей можно создать условия игры для привлечения внимания.

Необходимость развития

Устройство памяти человека предполагает взаимосвязь с интеллектом. Развивая её, мы развиваем и интеллект.

Человек, который много времени уделяет запоминанию и осмыслению, становится более внимательным и организованным, у него развиваются все виды мышления, воображение и творческие способности. Кроме того, такая тренировка мозга предупреждает возрастные болезни, связанные с нарушением памяти.

В зависимости от целей тренировки запоминания выделяют три направления использования:

  1. Бытовое направление – нужно для устранения забывчивости на бытовом уровне (например, периодическое забывание телефона дома).
  2. Естественное – когда тренировка памяти сочетается со здоровым образом жизни, а результаты могут использоваться в любой сфере деятельности человека.
  3. Искусственное – это применение мнемотехник, освоение которых позволяет запоминать колоссальные объёмы различной информации.

Неважно, какой способ выберете вы, но, если хотя бы один из них будет изучен, то это уже будет шагом к самосовершенствованию и возможности пойти дальше. Эти бесценные навыки, несомненно, пригодятся в любой сфере жизни, делая вас успешными и счастливыми.

Память функционирует благодаря последовательной смене различных процессов. К основным процессам памяти относят запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение и припоминание.

Запоминание - это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление новой информации путем связывания ее с информацией, усвоенной раннее. Запоминание бывает кратковременным, долговременным, оперативным, произвольным и непроизвольным.

На продуктивность запоминания информацию влияют многочисленные факторы. Условно можно говорить о объективных (независимых от индивида) и субъективных (связанных с особенностями индивида) причинах эффективного запоминания (см. «Психология в схемах»).

В экспериментальных исследованиях В. Д. Шадрикова и Л. В. Черемошкиной выделены следующие приемы, повышающие результативность запоминания (иногда их называют мнемическими приемами) (приводится по: А. И. Рогов. Психология. М, 2004):

группировка - разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гештальта и т.д.);

выделение опорных пунктов - фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания;

план - совокупность опорных пунктов;

классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков;

структурирование - установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого;

схематизация - изображения или описание чего-либо в основных чертах или в виде упрощенного представления запоминаемой информации;

аналогия - установление сходства, подобия в определенных отношения предметов, явлений, понятий;

мнемотехнические приемы - совокупность готовых, известных способов запоминания;

перекодирование - вербализация, или проговаривание, называние, представление информации в образной форме, преобразование информации на основе семантических, фонематических и других признаков;

достраивание запоминаемого материала и привнесение в запоминаемое субъектом: использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам;

серийная организация материала - установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т.д.;

ассоциации - установление связей по сходству, смежности или противоположности;

повторение - сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы циркуляции информации, являющиеся универсальными и фундаментальными.

Запоминание как один из процессов памяти связано с запечатлением в психики той информации, которая воздействует на наши органы чувств или является продуктом мыслительной деятельности. Для последующего использования этой информации необходимо, чтобы она была сохранена в психике. Сохранение - процесс памяти, направленный на удержание в психике сведений о мире. Длительность, качество и другие характеристики сохранения зависят от значимости и объема запоминаемого материала, от его осмысленности при восприятии и других факторов.



Воспроизведение - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленной ранее в психике информации. При воспроизведении информация извлекается из долговременной памяти. Воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). Непреднамеренное воспроизведение происходит независимо от желания и воли человека, а преднамеренное - в результате сознательной поставленной цели. В ситуации, когда человеку приходится прилагать значительные и длительные усилия на извлечение из памяти нужной информации, употребляют понятие припоминание.

Затруднения при воспроизведении могут быть связаны либо с непрочным запоминанием, либо с большим промежутком времени, прошедшем с момента запоминания.

Иногда для описания воспроизведения используют и другие понятия (узнавание - возникает при повторном восприятии объекта; реминисценция - более полное и точное воспроизведение материала по сравнению с первоначально запечатленным. Реминисценцию часто объясняют существованием процессов скрытой, бессознательной обработки заученного материала, особенно если он имеет большое значение для человека).

Забывание - процесс, указывающий на невозможность или неверность воспроизведения нужной информации. Забывание имеет как позитивный, так и негативный аспекты. Негативность забывания проявляется в том, что человек, не имея возможности использовать воспринятую ранее информацию, хуже решает стоящие задачи, может быть не адекватным, плохо адаптируемым к ситуации. Позитивность забывания связана с тем, что если бы человек с течением времени хранил всю воспринятую информацию, он мог бы «перегрузить» психику лишними данными, что привело бы к перенапряжению. Другая положительная роль забывания связана со «стиранием» в памяти неприятных жизненных ситуаций, событий и т.д. Если бы мы всегда помнили о неприятных моментах своей жизни, «застревали» и «проигрывали» их снова и снова, то наша жизнь превратилась бы в сплошной кошмар. По мнению З. Фрейда, причиняющие нам страдания мысли и чувства часто вытесняются в бессознательное (вытеснение, как один из способов психологической защиты, иначе еще называется «мотивированным забыванием»). Благодаря вытеснению человек не осознает и не помнит травмирующих прошлых событий. В то же время, вытесненные в бессознательное неприятные воспоминания, накапливаясь, могут порождать состояния тревоги и напряженности. В этих ситуациях необходимо, чтобы человек осознал истинную причину своих переживаний.

Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного (вперед направленного) торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называется ретроактивное (назад направленное) торможение. В ряде исследований установлено, что эффективность запоминания учебного материала выше, когда учебная деятельность организована разнообразно, когда вслед за заучиванием учащиеся либо отдыхали, либо осуществляли физические упражнения.

Темп забывания информации у разных людей различен. В то же время немецкий ученый Герман Эббингауз установил, что забывание неосмысленного материала особенно интенсивно протекает сразу после запоминания (см. «Психология в схемах»). Поэтому следует помнить о целесообразности осмысленного запоминания, а когда оно невозможно - необходимо организовать повторение материала после заучивания.

Как улучшить память: развиваем способности

Когда мы говорим об успешности человека, то на ум сразу приходит наличие у него эффективной памяти. Действительно, способность быстро запоминать противоречивые сведения, надежно сохранять информацию и без проблем воспроизводить сведения в нужный момент – залог успешности в образовании и на любом профессиональном поприще.

Для чего нужна человеку мощный «компьютер»: память – залог жизнедеятельности

В наш век информационных технологий и непрерывно совершенствующейся техники, различные технические устройства значительно облегчают наше существование. Компьютеры, ксероксы, фотокамеры, мобильные телефоны способны частично компенсировать недостаточные ресурсы человеческой памяти.
Однако никакие современные устройства не могут полностью заменить память человека. Почему? Первый аргумент: для того, чтобы воспользоваться возможностями техниками, мы должны помнить, как этими устройствами пользоваться.
Второй довод: если в каждом случае, когда нам нужно дать ответ или получить какие-то сведения мы начнем листать страницы энциклопедий или бродить по электронным справочникам, мы потратим уйму времени. Или пока мы разыщем нужный ответ, попросту отпадет в нем необходимость. Именно из-за великой ценности времени, в большом почете «живые справочники» – персоны, владеющие обширными знаниями в разных сферах и способные достать нужный козырь в считанную секунду.

Третий аргумент в пользу человеческой памяти: любая возникшая в голове мысль – результат объединения в сознании большого объема информации. Причем, неважно: это гениальное научное открытие или решение банального бытового вопроса, все – следствие совместных усилий мышления и памяти. Незыблема взаимосвязь: эффективная память позволяет нам качественно мыслить, а развитое мышление расширяет ресурсы памяти.
Хотя ученые умы не покладая рук стремятся создать искусственный разум, на сегодня только люди наделены даром самостоятельного мышления. Несмотря на то, что компьютер превосходит по объему памяти ресурсы индивида, до сих пор человек является почетным победителем шахматных турниров. Поэтому задача каждого из нас – использовать дарованные природой преимущества, раскрывать и развивать возможности памяти.

Как работает человеческий компьютер: функционирование памяти

Схематически процесс, происходящий в памяти человека, можно разделить на три отдельных этапа. Причем в отличие от компьютеров, на каждом отрезке мозг производит самостоятельную обработку и переработку сведений. Итак, выделены следующие этапы:

  • запоминание;
  • хранение данных;
  • забывание;
  • воспроизведение.

  • Запоминание
    На этом этапе в органы чувств поступают входные сигналы в форме звуков, запахов, изображений, ощущений. Далее эти знаки по нервным волокнам передаются в головной мозг, где происходит их смысловая обработка. Только после этого сведения запоминаются.

    Хранение
    Процесс хранения – не просто статичное оберегание сведений, а динамичная непрерывная переработка данных. На этом этапе разнообразная информация группируется по схожим признакам, присоединяется к имеющимся данным, систематизируется по категориям, уплотняется. То есть готовые к воспроизведению сведения – не просто копия увиденного или услышанного материала, а ценный продукт интеллектуальной деятельности, результат старательной смысловой переработки.

    Забывание
    Неотъемлемый компонент процессов памяти, своеобразная противоположность запоминанию. Этот этап – аналогичное действие, которое мы проводим при очистке компьютера: освобождение места от устаревших и бесполезных сведений. Как проведенная очистка способствует более быстрой работе компьютера, так и забывание благоприятствует более высокой производительности мозга.
    Забывание – естественное полезное свойство нашего мозга, без которого разум был бы попросту перегружен бесполезным хламом. Если бы в нашей памяти сберегалось все, что мы видим и слышим, то человечеству грозило повальная потеря рассудка из-за переизбытка материала. Забывание – защитный акт, позволяющий нам сохранить психическое здоровье.

    Воспроизведение
    О качестве функционирования памяти человека обычно судят по тому, с какой скоростью особе удается вспомнить или воспроизвести нужные сведения.
    Обычно люди впадают в панику, если в какой-то момент не могут вспомнить требуемых деталей. Это вовсе не означает, что у человека плохая память или он не выучил нужный материал. Все дело в том, что информация, сохраненная в «кладовых» памяти, может быть просто «не выведена наружу» из-за ряда причин. К примеру, персона испытывает сильное волнение на экзамене, и ее внимание сосредоточено на ощущаемой эмоциональной напряженности. Поэтому доступ к нужному «файлу» временно заблокирован. В спокойной обстановке, когда особу не будет тревожить волнение, она без труда воспроизведен нужный материал.


    Как долго мы способны помнить: срок хранения данных

    Информация, поступающая в наш «компьютер», может сберегаться доли секунды или храниться на протяжении всей жизни. В зависимости от продолжительности хранения сведений память разделяют на четыре категории:

  • мгновенная;
  • оперативная;
  • кратковременная;
  • долговременная.

  • Мгновенная память
    Это хранилище, сберегающее материал продолжительностью, не превышающей десятую долю секунды. Однако, если в мозг не поступают сигналы от новых раздражителей, объем этого «резервуара» увеличивается до двадцати секунд.

    Примером действия мгновенной памяти является образ, который возникает при закрытых глазах сразу после внимательного просмотра печатного текста.

    Оперативная память
    В этой кладовой памяти материал удерживается непродолжительный срок – ориентировочно около одной минуты. Благодаря функционированию этого отдела мы можем конспектировать услышанные сведения. Например, нам сообщили телефонный номер, и мы сохраняем его в памяти, пока не зафиксируем цифры на бумаге.
    Объем оперативной памяти ограничен. У большинства людей он не превышает семь отдельных единиц – букв, слогов, слов, предложений. Первое правило успешного запоминания: разбить информацию на отдельные группы, в одну из которых входит не более семи компонентов.

    Например, нам необходимо запомнить телефонный номер, который состоит из 12 цифр, допустим: 380974461964. Разделяем номер на составные элементы, то есть запоминаем частями: 38097 – код оператора, 446, 1964.


    В этих закромах памяти материал сберегается в течение нескольких дней. Например, мы получили яркие впечатления от посещения выставки. Детальная информация о творчестве художника будет нам доступна в последующие три – пять дней.

    Долговременная память
    Содержимое этого резервуара – дублированные сведения, сохраненные благодаря оперативной памяти. В этом хранилище зафиксирован весь наш жизненный опыт. Объем этой кладовой – неиссякаемый.
    Практически всегда, за исключением сложных расстройств высшей нервной деятельности, когда человек жалуется на проблемы с памятью, он имеет в виду плохую долговременную память. Вывод таков: производительность этого хранилища можно значительно улучшить, если правильно использовать возможности оперативной памяти. Именно улучшение функционирования «оперативки» позволят раскрыть возможности «вечного архива».
    Как это сделать на практике? Помним следующий факт: перемещение сведений из оперативной памяти в долговременное хранилище происходит в процессе дублирования материала. Если сведения важны для человека, то они будут дублироваться автоматически. О том, как преобразовать информацию оперативной памяти в долговременный «архив», пойдет речь далее.


    Способы эффективного запоминания: перемещаем данные «оперативки» в «архив»

    Существует много методов успешного переноса информации из оперативной памяти в долговременное хранилище. Опишем основные техники подробнее.

    Способ 1. Заучивание наизусть
    Это первая техника запоминания, с которым каждый человек знакомится, приступая к обучению в школе. Заучивание наизусть – единственный и незаменимый метод для усвоения основных понятий. Без «принудительного зазубривания» невозможно заложить прочный фундамент для дальнейшего усвоения знаний. Однако возможности этого способа имеют индивидуальные ограничения. И зазубриванием не следует злоупотреблять.

    Способ 2. Пересказ
    Эта техника – производный метод от заучивания наизусть. Пересказ прочитанного или услышанного материала улучшает функционирование «оперативки» и активизирует способности долговременного «архива». В процессе свободного пересказа материал перемещается из оперативной памяти в долгосрочное хранилище.
    Однако для эффективности процесса должны быть соблюдены следующие условия.
    Текст должен быть нам полностью понятен. Понимание информации ускоряет запоминание, так как изучение такого материала вызывает у нас определенные ассоциации. Как оценить понятность информации? Данные нам понятны в том случае, если в любой момент мы можем объяснить, о чем конкретно идет речь в данном фрагменте текста.
    Учитываем, что новые сведения, поступившие в оперативную память, будут проходить неоднократную переработку. Доказано, что человек способен безошибочно воспроизвести через определенный срок пересказанную информацию, если он не менее трех раз с ней соприкасался и работал. В противном случае у нас возникает ощущение: «я что-то смутно помню, я где-то это уже слышал и видел». Вывод: чтобы переместить необходимый материал на «вечное хранение» пересказываем информацию не менее трех раз, стараясь излагать мысли понятными словами.

    Способ 3. Экстраполяция
    Большая часть усвоенных нами знаний являет собой результат экстраполяции – перенос опыта. Суть этого явление: распространение выводов касательно одной части происходящего на его другую часть, выявление закономерностей в изучаемом предмете, своеобразное логическое «прогнозирование». Умение экстраполировать информацию позволяет выстраивать аналитические цепочки. Это даст возможность быстрее запоминать новый материал, поскольку в процессе запоминания мышление работает с высокой интенсивностью.

    Способ 4. Ассоциации
    Установлено, что легче и прочнее запоминаются те понятия, которые вызывают у человека яркие ощущения – чувства, эмоции, изображения, звуки. На принципе ассоциаций основана распространенная техника пиктограмм. Ее суть – разработка определенных индивидуальных значков, которыми индивид обозначает запоминаемые конструкции. В дальнейшем, посмотрев на такой символ, легко извлечь информацию из долговременной памяти.
    Мы часто становимся свидетелями того, что люди жалуются на свою память, сообщая, что у них «старческий склероз», «слабая память от рождения». Однако современная наука опровергает такие утверждения. Доказано, что от природы все люди имеют равные возможности для развития памяти. При этом способности к запоминанию, хранению, воспроизведению материала сохраняется до глубокой старости при соблюдении условия: активного использования памяти.


    Какие факторы способствуют улучшению памяти: стимулируем способности

    Продолжительные изыскания ученых установили факторы, влияющие на степень забывчивости человека, и определили условия, необходимые для развития памяти. В их числе следующие обстоятельства.

    Фактор 1. Уверенность в себе
    Основное условие для улучшения памяти – уверенность человека в собственных силах и способностях. Чем более уверенным мы себя ощущаем, тем лучше, надежнее, быстрее функционирует наш компьютер. Этот постулат подтверждают результаты многочисленных психологических исследований.
    Психологи изучили личностные характеристики людей, обладающих феноменальной памятью. Было установлено, что всех этих персон отличает уверенность в собственных возможностях, позитивный взгляд на жизнь, оптимистичный настрой, отсутствие психоэмоционального напряжения.
    Такое гармоничное психологическое состояние и физиологическое благополучие способствует слаженной работе всех систем организма. Отсутствие гормонов стресса и мышечных зажимов позволяет доставить по кровеносным руслам к мозгу максимальное количество кислорода, что обеспечивает высокий энергетический потенциал для его активности. Нервные клетки головного мозга действуют более энергично, поэтому память функционирует более продуктивно.

    Фактор 2. Положительные эмоции
    Известно, что обычный человек использует всего лишь одну сотую часть возможностей «главного компьютера». Чтобы активировать функционирование «пассивных» клеток мозга, мы должны уметь оказывать на себя позитивное воздействие. Для стимулирования способностей памяти нам следует награждать себя полезными эмоциями.

    Как это сделать на практике? Постараемся вспомнить эпизод из нашей жизни, в котором запечатлены факты достижения личного успеха. Мысленно просматриваем отрывок биографии, в котором мы купались в лучах славы. Это может быть идеальный ответ на экзамене, восторженные взгляды болельщиков после забитого гола, благодарность родителей за подаренную им технику. Стараемся в мыслях еще раз пережить ощущения, охватившие нас после полученной премии, после увенчавшегося успехом предприятия.
    Позитивные эмоции одарят мозг положительной энергией. Нервные клетки начнут работать более активно, процессы в мозге станут интенсивными. Запоминание материала пройдет быстрее, при этом сведения сохраняться более прочно.

    Фактор 3. Искренняя заинтересованность
    Почему футбольные фанаты могут без труда описать игры своей любимой команды, назвать игроков, забивших красивые голы, рассказать об острых эпизодах матча? Секрет такой избирательности памяти кроется в прямой зависимости запоминания информации от степени заинтересованности человека.
    Установлено, что практически все люди могут с легкостью запомнить интересующие их факты или сведения, представляющие для него страстное увлечение. При этом поразительные результаты в запоминании достигаются даже в тех ситуациях, когда персона вовсе не прилагает усилий для сохранения информации.
    В то же время неинтересный для нас материал, как бы мы ни старались, наш компьютер попросту «не хочет» записывать в нужную папку. Такую избирательность памяти объясняет психологический механизм активации непроизвольного внимания.

    Выводы:

  • Заинтересованность в изучаемом предмете создает в коре головного мозга доминантный очаг возбуждения, стимулирующий деятельность всей нервной системы.
  • Увлеченность дает возможность длительное время концентрировать внимание на однотипном материале.
  • Неравнодушие к процессу изучения мотивирует на проведение самостоятельных размышлений о предмете. Такие активные поиски ответов на многочисленные «почему» способствуют переносу информации из оперативной памяти в долговременное хранилище.
  • Персона, увлеченно изучающая материал, переживает приятные эмоции. При этом в мозге включается система поощрения, вырабатываются гормоны удовольствия. Эти процессы, в свою очередь, увеличивают работоспособность и улучшают запоминание.

  • Как развить заинтересованность, если предмет скучный? Стараемся специально возбудить в себе преувеличенную увлеченность. Для этого овладеваем техниками самовнушения и, приступая к изучению нудного материала:
  • потираем руки от удовольствия;
  • улыбаемся, смотря в раскрытую книгу;
  • повторяем себе: «Как мне это нравится! Как мне приятно и интересно!».

  • Фактор 4. Отсутствие помех
    Очень частый виновник слабой концентрации внимания, которая крайне необходима, чтобы запомнить материал, – мешающие факторы окружающей среды. Чтобы сосредоточить внимание, не всегда возможно уединиться в тихом помещении и работать наедине.

    Как легко сконцентрировать внимание, когда вокруг шумят и кричат? Используем метод Николая Гоголя. На листе бумаге несколько раз подряд пишем одно и то же предложение. Вместо речевой конструкции, мы можем раз десять нарисовать один и тот же сложный иероглиф. Или отсчитывать ход секундной стрелки на часах в течение пяти минут.

    Фактор 5. Умение преобразовывать материал
    Когда наш мозг сталкивается с монотонными сведениями или разрозненными фактами, память попросту не знает, как такую информацию воспринять. Поэтому наша цель – сделать материал более интересным и цельным. Для этого мы должны сочинить небольшой рассказ и запоминать информацию, просто прокручивая в мыслях или рассказывая вслух придуманную историю.
    При сочинительстве нам следует руководствоваться правилами:

  • История должна быть захватывающей, оригинальной и веселой. Помним о том, что человеку сложно запомнить что-то обычное, в то время как мистический или поражающий воображение материал «схватывается» памятью с легкостью.
  • Нам следует обязательно иллюстрировать в мыслях сочиненный рассказ. Подобно комиксу «рисуем» картинки к каждому предложению. Стараемся запомнить предложения в виде ярких иллюстраций. Забавные рисунки прочно закрепятся в памяти.

  • Фактор 6. Целеустремленность
    Помним: четко установленная цель работы над информацией помогает прочно усвоить сведения. Экспериментально доказано, что многократное чтение текста не обеспечивает его запоминания, если у человека отсутствует цель этого действия.
    То есть, если учащемуся сообщить: «Прочитай текст пять раз», он плохо запомнит его содержание. Однако если сказать: «Прочитай рассказ, чтобы ты его потом мог пересказать», то незнакомый материал запомнится хорошо.

    Фактор 7. Секрет непроизвольного запоминания
    Запоминание информации может проходить двумя способами: непроизвольно и произвольно. Первый вариант – пассивное запоминание происходит естественным образом, без участия сознания и прикладывания волевых усилий. Этот непроизвольный процесс стартует, когда на нас произвело сильное впечатление какое-то важное событие, необычная ситуация, волнующие явления или трагические происшествие. Под действием интенсивной эмоции запускается естественный процесс запоминания, при этом индивид не осознает причин, давших старт прочной фиксации событий.

    Можно использовать выгоду от возможностей непроизвольного запоминания. Для этого подбираем такие источники учебного материала, которые могут нас удивить и шокировать. Благодаря включению пассивного запоминания в нашем компьютере отложиться часть информации.


    Как активировать произвольную память: соблюдаем требования быстрого запоминания

    Практически весь новый материал усваивается в результате действий произвольной памяти. Такой процесс активного запоминания происходит благодаря волевым усилиям человека, наличию определенной цели, осознанным пониманием задачи, использованием специальных техник. Какие требования обеспечивают эффективность произвольной памяти?

    Логическая связь
    Чтобы усвоить новые сведения, человек должен понимать, каким образом новая информация связана по смыслу с данными, которыми он уже владеет. Логически цельная, понятная индивиду информация запоминается значительно быстрее, чем не связанные между собой отрывки сведений.

    Самостоятельная работа
    Установлено, что проще запомнить тот материал, который является результатом собственной деятельности человека. Проиллюстрируем на примере: рабочий, который возводил ступеньки на входе в офисное здание, будет точно знать их количество. В то же время сотрудники офиса, которые дважды в день проходят по этим ступенькам, не смогут сказать их число.
    Почему? Потому что, ступеньки для рабочего – плод его труда, а для сотрудников – окружающие условия. Этой же закономерностью объясняется надежное запоминание текста, собственноручно переписанного, чем эпизода из рассказа, прочитанного в книге.

    Верное намерение
    От конечной цели изучения материала зависит продолжительность сохранения сведений. Если мы ставим цель: выучить правило, чтобы успешно сдать экзамен, то, вероятнее всего, мы в ближайшем будущем забудем эту информацию. Если же нашим намерением будет: запомнить правило, чтобы в дальнейшем использовать его при написании статей, то данные прочно отложатся в нужном «файле».

    Понимание
    Четкое понимание изучаемой информации – основа запоминания, гарантия перемещения сведений в долговременное хранилище. Как добиться понимания материала?

  • Нам следует прочитать информацию один раз для составления общего представления о его содержании.
  • Устанавливаем логическую связь между отдельными частями изучаемых данных.
  • Кратко резюмируем изученные факты.

  • После того как мы выполнили ряд условий, необходимых для запоминания информации, переходим к непосредственному применению существующих методов развития памяти.

    Метод 1. Нахождение сходства и различий
    Нам значительно проще запомнить стимульный материал, в котором обнаруживаются схожие или противоречивые свойства. Эффективность деятельности нашей памяти возрастает, когда в предъявленной информации нам удается выявить важные характеристики. Сравнивая установленное сходство или различие, в памяти возникают ассоциации с явлениями, которые были изучены ранее.

    Например, если мы стремимся запомнить рецепт нового мясного блюда, мы изучаем входящие в его состав ингредиенты и определяем между ними связь. Наверняка кусок запеченной свинины у нас ассоциируется с натиранием полуфабриката солью, перцем. В то же время, изучая этот рецепт, мы устанавливаем противоречия – компоненты, несоответствующие прежним способам готовки, например: горчичный соус. Таким образом, у нас в мыслях формируются две колонки: левая – одинаковые ингредиенты (ранее нам известные), правая – другие компоненты (отличные). Расчленив информацию на две части: сходства и различия, нам будет проще удержать в памяти новый рецепт.

    Метод 2. Систематизация
    В наш мозг ежесекундно поступает огромное количество разрозненных и беспорядочных сведений. Такая информация требует обязательной предварительной обработки. Один из видов эффективного переосмысления данных – систематизация. Этот процесс предусматривает сознательное расположение сведений в определенном порядке. Это выработка системы, в которой факты размещены в определенной последовательности, разрозненные знания упорядочены.

    Систематизация информации в сознании схожа с поиском нужного продукта в огромном супермаркете. Представим, что мы отправились в крупный торговый центр с целью купить пакет натурального кофе определенной марки. Поиск нужного товара у нас займет немного времени. Почему? Потому что мы имеем представление, где расположен в супермаркете отдел продовольственных товаров. Мы, ориентируясь на указатели, находим секцию бакалейных товаров. Разыскиваем полки, где размещены различные виды кофе. Мы находим продукцию интересующего производителя, выбираем нужный помол и берем пакет нужного веса.

    То есть, последовательно передвигаясь от общего к частному, нам удается достигнуть цели. То же самое требуется для запоминания и последующего воспроизведения информации из хранилища мозга: правильно систематизировать части материала, определив прочную логическую цепочку.

    Метод 3. Классификация
    Суть этой техники: упорядочивание изучаемого материала в простые схемы, группировка данных по определенным признакам. Классификация подразумевает интеллектуальную переработку сведений для построения собственной логической схемы. Во время мыслительной обработки информации активизируются участки головного мозга, что обеспечивает прочное сохранение материала.

    Приведем пример. Нам необходимо в течение минуты запомнить тридцать слов, которые, на первый взгляд, не имеют общего сходства. Однако внимательно изучив написанное, удается обнаружить, что все слова удобно разделить на шесть категорий по пять слов в каждой. В итоге у нас возникает таблица:

  • овощи: огурец, картофель, морковь, свекла, помидор;
  • растения: береза, сосна, тополь, фикус, орхидея;
  • мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф;
  • электроприборы: холодильник, телевизор, тостер, миксер, блендер;
  • продукты питания: сахар, мука, соль, масло, рис, макароны;
  • канцелярские товары: ручка, карандаш, линейка, циркуль, ластик, бумага.

  • Классифицировав слова в категории с общим определением, вслух повторяем каждую цепочку по три раза. При этом стараемся, чтобы каждый элемент вызвал яркий образ. Изначально разрозненный набор слов запомнен.

    Продолжением описанных выше методов станут следующие действия по запоминанию.

  • В изучаемом материале выделяем компоненты с противоположными характеристиками. Например: веселый мальчик – грустная девочка. Такие антонимичные образы хорошо откладываются в памяти, становясь основой для запоминания информации в целом.
  • Сравниваем объекты, которые относятся к одной категории, но имеют значительные отличия друг от друга. Например: желтый кислый овальный лимон – красное сладкое круглое яблоко.
  • Обнаруживаем и анализируем подобные признаки у объектов, расположенных в разных категориях.
    Например: кровать – мебель, компьютер – техника, однако и то, и другое присутствует дома.
  • Как улучшить память: учитываем особенности психики

    Всем известна поговорка: «Куй железо, пока оно горячо». Это высказывание точно иллюстрирует процессы, происходящие в нашей памяти. Чтобы запомнить максимальное количество сведений, не тратить время на его длительное зазубривание, необходимо приступить к повторению материала непосредственно после знакомства с ним.
    Именно поэтому педагоги рекомендуют приступить к выполнению домашнего задания в тот же день, когда был прослушан материал. Откладывание повторение изученного на потом приведет к тому, что придется усваивать урок с самого начала.

    Это происходит из-за особенностей забывания: новая или более интересная информация вытесняет из памяти более ранние сведения, которые со временем утрачивают свою актуальность.
    Не менее дельный совет: проделывать аналитическую работу над изучаемым материалом. Это означает: выполнять краткий пересказ, схематический конспект непосредственно после знакомства с новой темой. Рекомендуется возвращаться к краткому аналитическому обзору в тот же день, затем увеличивать интервал повторов. В таком случае изучаемый материал прочно зафиксируется в долговременном хранилище.
    Психологами открыта интересная закономерность памяти человека, именуемая «эффектом начала и конца». Установлено, что легче всего запоминаются сведения, расположенные в начальной и завершающей частях материала. Поэтому после знакомства с данными целесообразно начать изучение темы со срединной части.
    Полезный совет для тех случаев, когда необходимо запомнить большой объем информации. Необходимо разбить сведения на несколько логичных частей. У нас гарантированно отложится в памяти начало и концовка каждой части, тем самым мы сэкономим время для запоминания середины.

    Хотя знаменитая пословица утверждает: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», информация, воспринимаемая на слух, значительно быстрее запоминается и удерживается прочнее. Для развития слуховой памяти необходимо ежедневно читать вслух небольшие рассказы. Сразу после завершения чтения нужно три раза пересказать своими словами его содержание.
    Для тренировки зрительной памяти подойдет простой способ. Берем детскую иллюстрацию с красочными изображениями и в течение минуты рассматриваем десять объектов. Закрываем книгу, стараемся назвать все картинки поименно. Постепенно увеличиваем число картинок для запоминания.



    Для развития памяти можно использовать таблицу Шульте, применяемую для формирования навыков скорочтения. Однако наша цель – запомнить расположенные в таблицы числа после непродолжительного ознакомления.


    Помним о том, что после двадцати минут работы снижается концентрации внимания, соответственно, ухудшается запоминание сведений. Для поддержания на высоком уровне производительности мозга, необходимо после 20 минут интенсивного умственного труда делать пятиминутный перерыв, переключая внимание на другой объект.

    Учитываем, что возможности нашей памяти имеют определенные биологические ритмы. Для качественного запоминания желательно осваивать новые знания в часы максимальной активности организма. Непосредственно перед сном не следует делать значительных трудовых подвигов, ограничившись кратким обзором изучаемого материала. Полученные сведения за день прочно запечатлеются в памяти во время ночного отдыха.

    Вместо послесловия
    На просторах интернета можно отыскать много наглядного материала – тренировочных упражнений для развития памяти. Ежедневная получасовая практика уже через месяц покажет отличные результаты.



    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png