Как узнать характер человека при первом общении? Достаточно попросить его написать что-то от руки на чистом листе бумаги. При приёме на работу я часто провожу небольшой тест с потенциальными сотрудниками, чтобы узнать основные черты его характера и наклонности. В этом мне помогают основные параметры анализа графологии. В этой статье я расскажу, как распознать по почерку хорошего работника, надёжного друга, глупого или эмоционально нестабильного индивидуума.

Каждый человек имеет особенный и неповторимый почерк. Даже при попытке копирования чьей-то каллиграфии, просматривается собственный стиль. Начало формирования почерка приходится на период 8-10 лет, и только к 20-ти годам он обретает окончательную форму. Но следует отметить, что человек при желании сможет несколько преобразовать свой стиль письма. Кроме того, почерк меняется в зависимости от психологического и физического состояния людей.

По стилю письма можно многое узнать о характере, склонностях и способностях личности. Эта взаимосвязь была обнаружена учёными в середине XIX, и именно тогда появилась наука графология. Сегодня её используют в совершенно разных областях:

  • психодиагностика;
  • подбор персонала;
  • криминалистика;
  • бизнес;
  • военная служба;
  • профориентация и т.д.

Графология основывается на широком перечне параметров почерка, совокупность которых позволяет узнать о личностных особенностях его обладателя.

Основные параметры анализа

Специалиста графологии, т.е. графолога, невозможно обмануть. Любая попытка изменить свой почерк непременно будет выявлена. Это объясняется тем, что человек машинально возвращаться к привычному стилю каллиграфии, и особенно это заметно при написании текста под диктовку.

Чтобы составить психологическую характеристику личности, при анализе рукописного текста обращают внимание на несколько основных параметров:

  1. Нажим. Энергичные, выносливые и уверенные в себе индивидуумы при написании слов сильно жмут на ручку или карандаш. Как правило, они оптимистичные, целеустремленные, и обладают высокой работоспособностью. В то время как романтичные, чувствительные и мечтательные натуры пишут с лёгким нажимом. Таким людям свойственна аккуратность, ответственность, неторопливость и слабовольность. Они по большей части сконцентрированы на собственном внутреннем мире.
  2. Наклон букв. Чаще всего люди пишут с небольшим наклоном вправо. Обладатели данного типа почерка уравновешены, спокойны, общительны и открыты. Личности, которые пишут с большим наклоном вправо, настойчивые, целеустремленны, ревнивые и влюбчивые. Им присущ максимализм и стремление быть первым. Сильный наклон букв влево может указывать на самодостаточность и независимость персоны. А вот люди, пишущие с небольшим наклоном влево, являются индивидуалистами. Они обладают эгоистичным поведением и критическим мышлением. Что касается ровного вертикального почерка, то его владельцы отличаются внутренней гармонией, рациональностью и эмоциональной стабильностью. Они очень упрямы, никогда не предпринимают поспешных решений и действий, а тщательно анализируют ситуацию.
  3. Величина букв. Крупный почерк указывает на открытость, общительность и добродушность. Такие натуры являются лидерами и душой любой компании. Те, кто пишет мелкими буквами, размер которых не превышает 3 мм, отличаются замкнутостью, расчётливостью, скрытностью и сдержанностью. Они ответственно подходят к любому делу, и точно выполняют поставленные задачи. Обладатели широкой, размашистой каллиграфии имеют творческие таланты, а узкой - бережливы и рациональны.
    Очертания букв. Добрые и отзывчивые люди, готовые идти на компромиссы, обычно придают буквам закруглённую форму. В то время, как эгоистичные и независимые особы предпочитают угловатые очертания. Они могут остро реагировать не только на критику, а и советы.
  4. Расположение строк. Ровно написанные строки указывают на уравновешенность, рассудительность и спокойствие. Если же строки неровные, то это может свидетельствовать о неуравновешенности и нестабильности психического состояния личности. Кроме того, у оптимистически настроенных натур окончание строк обычно немного приподняты вверх, а у пессимистов - опущены вниз. Также следует обратить внимание на интервал между строк. Маленький промежуток обычно оставляют те, кто не умеет распоряжаться собственным временем, а большой - указывает на планомерность и соблюдение дозволенных границ.
  5. Соединение букв. Если человек при написании текста соединяет между собой все буквы в словах, то это говорит о том, что он не склонен к принятию поспешных решений, а также наличии развитого логического мышления. Отсутствие соединений указывает на развитую интуицию и сообразительность.

Определение черт характера

Обратив внимание на особенности почерка, можно с точностью определить некоторые черты характера человека и составить краткий психологический портрет.

  • Интеллектуально развитые люди с аналитическим складом ума обладают ровным почерком, при этом буквы зачастую расположены вертикально, изредка с наклоном, не имеют каких-либо завитков, и соединены между собой. Почерк разборчивый, закруглённой формы, некоторые буквы выглядят незавершёнными. Одинаковые пробелы между словами и межстрочные промежутки.
  • На хитрость, расчётливость и хладнокровность натуры указывает нарочито ровный стиль письма. Буквы написаны слитно, иногда немного растянуто, а пробелы между слова неодинаковы. Главной особенностью является то, что слова практически никогда не имеют переноса, и не выходят за поля, человек старается уместить их в одной строке путём растягивания или уменьшения букв.
  • Глупую и невежественную натуру выдают вытянутые и «украшенные» буквы, которые зачастую широко расставлены и не имеют соединений. Заглавная буква не редко имеет художественный стиль - объёмная, округлая, с изящными завитками. Почти всегда расстояние между буквами и словами отличается. Также на глупость и мечтательность человека может указывать чрезмерная старательность при написании текста.
  • О тревожности, уязвимости и ранимости индивидуума говорит почерк с малым или неравным нажимом. К примеру, слова могут выглядеть незавершёнными из-за отсутствия нажима в конце их написания. Буквы имеют неровные очертания, немного наклонены вправо.
  • Эмоционально нестабильные, агрессивные и вспыльчивые люди пишут крупными буквами, которые не редко выходят за границы прочерченных строк. Нажим довольно сильно, что особенно заметно в конце слов. Буквы написаны отрывисто, а их хвостики и крючки обладают большим размером, чем положено.
  • О безответственности, непостоянстве и противоречивости свидетельствует мелкий почерк. Буквы написаны резко, с оборванными крючками, и практически отсутствует расстояние между ними. Штрихи в письме имеют строго одинаковое направление.
  • Лживая и преступная натура выдаёт себя мелким приземистым почерком. Буквы выглядят приплюснутыми, дугообразными, также имеются подчёркивания и крючки. Обладатель такого стиля письма старательно прописывает слова, используя сильный нажим, отчего они выглядят грубо.
  • Если человек находится в депрессии или в растерянности, то он будет писать со средним нажимом. Иногда на строках не редко встречаются взмахи. Буквы округлые и отрывистые, могут иметь разделения и дополнительные элементы в виде украшений. В целом почерк выглядит красиво, но нарочито старательно.
  • Спокойного, уравновешенного человека, с аналитическим складом ума, можно распознать по равномерному, сплетённому почерку. Он пишет с одинаковым нажимом, и практически всегда соединяет буквы. Иногда его текст выглядит неразборчивым, и создаётся впечатление, что человек писал второпях.
  • Талантливая, творческая личность является обладателем утончённой и грациозной каллиграфии. Строчки ровные, буквы иногда немного выходят за линию. Слова не всегда могут быть понятными, а порою они размазаны.

Взаимосвязь темперамента и почерка

Как известно, существует 4 типа темперамента, каждому из которых присущи определённые черты характера. Но мало кто знает, что определить к какому типу относится тот или иной человек можно без проведения специальных тестов - достаточно обратить внимание особенности его почерка. Такую методику успешно использует большое количество компаний при приёме людей на работу.

  1. Сангвиник обладает красивым, размашистым почерком. Буквы обычно криволинейные, в словах наблюдаются прерывистые штрихи. Строчки в тексте обычно ровные, но при некоторых обстоятельствах могут слегка «ползти» вверх.
  2. Завёрнутые или закрученные штрихи, небольшие, замкнутые буквы указывают на халерика. Люди с таким темпераментом пишут с сильным нажимом, с наклоном вправо, буквы обычно не имеют соединений, но стоят очень близко.
  3. Письмо меланхолика зачастую сложно прочесть и понять. Он пишет со слабым нажимом, слова «пляшут», и в них присутствуют вытянутые штрихи. При переносе слов перед полями может оставаться большое расстояние.
  4. Флегматику присущ каллиграфический, вытянутый почерк, украшенный завитками. Он используется неравномерный нажим, поэтому некоторые буквы выглядят «жирными», а другие - практически незаметными. Несмотря на слитное написание слов, между буквами сохраняется большое расстояние.

Приведённые параметры определения характера человека по его почерку являются поверхностными. Для получения более детальной информации графологи проводят глубокий анализ рукописных текстов. Но используя приведённые примеры вполне можно составить краткую характеристику о человека, чтобы понять с кем вы имеете дело.

Этот материал, несомненно, вызовет профессиональный интерес у тех, кто является работником кадровой службы, или же по обстоятельствам (по необходимости) выполняет функции менеджера по персоналу своей компании.
Для других — это прекрасная возможность обнаружить отражение своих личных качеств в том, что приходится делать ежедневно, а быть может и открыть для себя что-то новое.

Ценность настоящей статьи определяется тем, что все о чем будет сказано далее нашло свое подтверждение (или опровержение) в работе нашего Агентства.
Таким образом, Вашему вниманию предлагаются реальные примеры из нашей практики.

Среди источников психологического анализа личности работника особое место занимают заявления и отчеты, жалобы и предложения, подготовленные в рукописном виде.

По этим и другим документам руководитель, будь то кадровый работник или другой специалист по работе с персоналом, может сделать вывод не только об уровне грамотности работника, но и о его умении излагать свои мысли, передавать собственные чувства и состояние.

Графологи утверждают, что почерк способствует раскрытию индивидуальных особенностей человека.

Давно замечено, что почерки так же заметно отличаются друг от друга, как и индивидуальная природа людей, как отпечатки их пальцев. Вспомним, как мы легко узнаем некоторые почерки: когда видим визу начальника на входящем документе или же когда получаем письмо от друга. По одной росписи или нескольким словам мы уже безошибочно определяем автора.

Конечно, возникает соблазн по почерку узнать и всю внутреннюю природу человека…

Cразу необходимо оговориться, что:

  • во-первых, графология позволяет получить вероятностные выводы, а не стопроцентные утверждения;
  • во-вторых, анализ почерка обеспечивает общую оценку психического склада человека, а не точные характеристики его отдельных свойств;
  • в-третьих, считается, что графолог должен иметь хотя бы одну страницу текста и, еще лучше, если есть возможность изучить несколько текстов, написанных в различных ситуациях и в разное время.

Итак, для чего нужен анализ почерка? Наиболее часто кадровому работнику требуется по почерку определить основные черты характера и темперамента, а также способности и особенности психических состояний работника. Это позволяет более точно оценить его соответствие должности или роду деятельности. Иногда знания графологии помогают в профессиональном самоопределении личности, выборе профессии или ее смене. А вот анализ почерка вышестоящего руководителя дает возможность определить его психологические особенности и правильно выстроить взаимоотношения с ним. Наконец, если вы внимательно проанализируете свой стиль письма и конструктивно оцените свой психический склад, это наверняка поможет вам более продуктивно налаживать межличностные отношения с ближайшим окружением.

Важно помнить, что ни один признак в почерке не следует рассматривать как абсолютную догму. Ее необходимо сопоставлять с другими признаками, чтобы обнаружить подтверждение той или иной черты характера или наличие признаков противоречивости личности.

Итак, перейдем к оценке личности по элементам почерка.

Общая характеристика почерка

Ровный почерк говорит о силе воли, хладнокровии и спокойствии.

У эмоционально неустойчивых субъектов или лиц, злоупотребляющих алкоголем, наблюдается дрожащий почерк.

Маниакальные больные пишут размашисто, причем величина букв возрастает по мере письма.

У психически ненормальных больных письменная речь, так же как и устная, отрывочна и бессвязна. У них наблюдаются особые обороты, обилие уменьшительных слов, многословие, отсутствие или своеобразная расстановка знаков препинания.

У интровертов компактный и аккуратный почерк, а экстраверты пишут большими, размашистыми буквами.

Замечено, кто пишет буквы то грубо, то красиво, возможно и в жизни ведет себя неодинаково.

Наклон

Около 20-30 градусов вправо. Это наиболее часто встречающийся наклон почерка. Такого человека можно охарактеризовать как открыто выражающего чувства. В то же время его нельзя назвать импульсивной личностью. Для него все же свойственно умение контролировать свои эмоции в напряженных ситуациях. Такой человек обычно имеет хорошо развитые потребности в общении и одиночество его обычно тяготит.

Около 50-60 градусов вправо. Сильный наклон вправо свидетельствует о любвеобильной натуре и сильном стремлении к общению. Такой человек более вероятно будет стремиться выставить свои чувства напоказ, чем подавлять их внутри себя. Человек с таким почерком более восприимчив к новым идеям и начинаниям и отличается большой жизненной энергией.

В то же время у таких людей более развиты собственнические настроения, они более любят лесть и восхищение их натурой.

Незначительный наклон влево. О таком человеке с большой долей вероятности можно утверждать, что для него характерно преобладание контроля разума над эмоциями. Этот человек более скрытен и старается рационально оценивать свои поступки.

Значительный наклон влево. Такой почерк часто свойственен для левшей. Здесь имеет место больший контроль за своими эмоциями. Скрытность, характерная для этого человека, может сочетаться с большой чувственностью, которая может быть открыта только самым близким людям. В стрессовых ситуациях такой человек может неожиданно для окружающих взорваться бурей эмоциональных проявлений.

Если почерк вертикальный, то это значит, что для личности характерен баланс рациональности и эмоциональности. Для такого человека свойственен анализ ситуации и взвешенное принятие решений.

Если при анализе почерка вы обнаружили периодические или бессистемные изменения наклона почерка, то это может свидетельствовать о низкой психологической устойчивости человека, о резкой смене его настроения. Вероятно непостоянство и придирчивость к мелочам.

Иногда периодическая смена наклона почерка может свидетельствовать о некоторой нерешительности данного человека.

Почерк без наклона букв свидетельствует о том, что у человека имеются принципиальные соображения, которые в корне отличаются от мнения окружающих.
Наклон букв вправо говорит об исполнительности, влево — о негативизме, склонности к сопротивлению.

Нажим письма

В современных условиях, когда появилось огромное разнообразие пишущих средств (авторучки (чернильные, шариковые, капельные, гелевые), карандаши, фломастеры и т.д.), бывает сложно провести диагностику нажима анализируемого письма. В то же время, если такая возможность все же есть, ее нельзя упускать. О чем же может сказать нажим почерка?

Сильный нажим с высокой вероятностью говорит об энергичности, настойчивости и неплохой работоспособности, стремлении всегда занимать чем-то себя, в том числе физическими занятиями.

Это преимущественно общительный человек, он любит работу, связанную с человеческими контактами. Он стремится удовлетворить материальную сторону своей жизни. Неудачи же старается преодолеть, но не «зацикливается» на них.

Легкий, поверхностный нажим. Человек с таким почерком является тонкой и чувствительной натурой.

Это в большей степени интроверт (человек, сконцентрированный на явлениях внутреннего мира). Критический ум и высокий самоконтроль позволяют ему справляться с задачами большой важности. Однако это требует от него удвоенной энергии и напряжения.

Средний нажим. Такой почерк встречается наиболее часто, и его обычно имеют амбиверты (люди, которые направлены на познание внешнего мира, но одновременно придающие большую значимость внутренним, личностным ценностям). Их легче понять и они более предсказуемы.

Сочетание нажима с другими характеристиками почерка

Легкий нажим с ровными буквами свидетельствует также о логическом уме и рациональном мышлении, высоком развитии моральных качеств, обязательности и дисциплинированности человека.

Легкий нажим и большие закругленные буквы свидетельствуют о некотором слабоволии человека, его неагрессивности, альтруизме и склонности к сотрудничеству.

Сильный нажим при написании заглавных букв или аббревиатуры в тексте может говорить об энергичности человека, его творческих или руководящих способностях.

Горизонтальность расположения строк

Строка до конца страницы сохраняет горизонтальное положение. Это уравновешенный человек, который не расстраивается от мелких неприятностей, будь-то на работе или в быту. Он тщательно обдумывает свои поступки и контролирует проявления своих эмоций.

Строка уходит вверх. Считается, что это свидетельство оптимизма. В карьерном отношении такой человек является целеустремленным. Адаптивность выше средней, как к физической, так и социальной среде. Когда строка сильно убегает вверх, то это может свидетельствовать о неоправданном оптимизме и нереальности притязаний.

Строка уходит вниз. Человек скептического плана. Возможно, для него просто характерна реальная оценка происходящих событий.

Строка неровная, уходящая то вверх, то вниз. Это человек с переменчивым настроением, с низкой адаптивностью, который не в полной мере может справиться с работой, требующей тщательного соблюдения установленных правил и устойчивого внимания.

Округлость букв

Ярко выраженная округлость букв может говорить о том, что человек с данным типом почерка расположен к сотрудничеству. Он не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Он более открыт для понимания.

В то же время такие люди хуже справляются с деятельностью, которая требует агрессивных проявлений и настойчивости.

Угловатые буквы текста являются признаками того, что их автор предрасположен к состязательности и соперничеству. Такие люди более активны, независимы, обладают критичным умом и амбициозными притязаниями.

Расстояние между словами и строками

Чаще всего, плотное расположение слов свидетельствует о бережливости человека.
С увеличением расстояния между словами усиливается тенденция к расточительству.

Величина оставляемых полей

Считается, что размер полей в рукописном тексте является дополнительным показателем, позволяющим определить степень расточительности человека.
Широкие поля со всех сторон листа говорят о хорошем вкусе и инстинктивной тяге к изысканным вещам.

Если поля рационально окружают текст, то это свидетельство в пользу рассудительности.
Ровные узкие поля слева и справа могут говорить о том, что человек склонен к проявлению бережливости и разумной расчетливости.

Если же весь лист занят текстом, а полей нет или почти нет, то это показатель стремления человека выжать максимум из имеющихся возможностей.

Графологи видят скрытый смысл также в топографии текста. Например, хорошие исполнители четко организуют текст и очень редко переносят слова. Такие люди вряд ли проявят творческий подход к работе, зато никогда не отступят от инструкций и предписаний.

Почерк может выдать слабости человека, например пристрастие к алкоголю и психические заболевания.

Люди с отклонениями от нормы, как правило, пишут «скачущими буквами» разных размеров. Их почерк трудно читаем и зачастую изобилует завитками.

Величина букв

Мелкие буквы. Такие буквы свидетельствуют о способности человека к концентрации по какому-то одному направлению в делах, мыслях, привязанностях. Это сдержанный, неагрессивный человек.

Если в мелком почерке заглавные буквы непропорционально велики по сравнению с прописными, это говорит о личной гордости и храбрости человека, то есть что у человека появились некоторые черты характера, непохожие на его обычную натуру.
Если же в таком почерке заглавные буквы слишком малы (относительно прописных), то человек не обладает достаточным мужеством, уверенностью, часто можно говорить о чрезмерной скромности, которая превращается в недостаток.

«Тесный» мелкий почерк, трудный для чтения говорит, что перед нами человек исключительно скрытный, любящий проводить время в одиночестве.

Крупные буквы. Для такого человека характерна экспансивность, в некоторых случаях агрессивность. Обычно такой почерк свидетельствует об отвращении к подчиненной роли (как в личной, так и в деловой жизни), показывает, что человек любит настаивать на своем. Этот человек стремится к общительности, поэтому ему подходит работа, которая связана с межличностными контактами.

Если заглавные буквы при крупном почерке изящные, не похожие на другие, это означает, что личность способна повелевать и привлекать к себе других людей. Такие люди склонны к романтике.

Буквы среднего размера. Буквы среднего размера характерны для многих почерков, поэтому средний размер букв не может служить самостоятельным показателем для графолога, и его надо сопоставлять с другими признаками.

Слишком большие заглавные буквы указывают на лидерские задатки личности.

Использование печатных букв вместо письменных

Это означает движение к новым взглядам.

Если человек меняет стиль почерка, начинает писать печатными буквами, он находится в состоянии перехода от традиционных к современным идеям.

Наличие петель

«Петли» имеются в буквах «в», «д», «з», «у», «ц», «щ».

Нижние петли устранены. У такого человека независимое мышление, он предпочитает искать для всего простое объяснение, не терпит фальши, ценит людей за их достижения. Такой человек проявляет изобретательность в новом деле и умеет приспособиться к изменившейся ситуации.

Нижняя узкая петля. Это признак осторожного мышления, устремления к духовным целям. Признак любви к семейному очагу, желания держаться своего узкого круга родных.

Нижняя длинная широкая петля. Устремления, направленные на удовлетворение материальных потребностей и эмоций. Человек любит, чтобы его замечали.
Непропорционально большая нижняя петля. Не любит быть привязанным к делу. Чем длиннее и шире петля, тем общительнее человек, тем больше он стремиться к разнообразию и удовольствию.

Непропорционально маленькая верхняя и нижняя петля. Человек не решается вступить на путь независимости, при необходимости может ограничиться самым малым.

Разрывы между буквами

Между буквами почти в каждом слове есть разрывы. Такой человек склонен полагаться на интуицию; у него хорошо развито «чутье». Этот признак необходимо соотнести с другими.

Буквы соединяются без отрыва ручки в процессе написания слов. Признак логического ума. Такой человек ничего не принимает на веру и старается избегать неожиданностей.

Размер букв на протяжении письма

Слово начинается с больших букв, которые превращаются в маленькие. Такое уменьшение букв встречается у людей, которые занимают положение, требующее особого внимания к соблюдению такта и хранению тайн.

Слово начинается с маленьких букв, которые превращаются в большие (или конец слова превращается в прямую или волнистую линию). Так пишут люди, не умеющие хранить секреты.

«Открытые» (как бы незаконченные) буквы «а», «в», «д», «о», «ф», «я». Чем более открыты буквы, тем более общителен человек. «Закрытые» буквы свидетельствуют о сдержанности человека.

Подпись человека

Подпись - это зеркало души человека или иллюзия для окружающих?
Часто говорят, что в подписи кристаллизуются все сильные или слабые стороны человеческой натуры. Правда ли это?

Конечно, в значительной степени тот образ, который человек создает для окружающих, выражается в его подписи.

Для анализа лучше использовать подпись, проставленную на неразлинованной бумаге.
За годы жизни у человека вырабатывается, как правило, несколько подписей: одна из них - его естественная подпись, которая используется при частной переписке, вторая - для визирования деловых бумаг.

В том случае, когда человек использует только один тип подписи, можно говорить о природной естественности его поведения.

Наклон в подписи, отличающийся от наклона в остальном тексте, свидетельствует о различиях между внутренним миром человека и его внешним обликом.

Подпись, сделанная с наклоном назад, означает, что интеллект контролирует эмоции.
Если человек пишет с наклоном назад, а подпись с наклоном вправо, человеку свойственна рассудительность, голова всецело управляет его сердцем, однако он дружелюбен и чувствителен.

Если в мелком почерке с простыми буквами мы имеем подпись с крупными буквами, то человек пытается изображать наличие широкой натуры, которой он на самом деле не обладает.

При слишком вычурных буквах в подписи можно говорить, что человек стремиться создать обманчивое впечатление о себе как о гордеце.

Наличие точки за подписью - признак упрямства, иногда - повышенной настороженности. Если точка жирная, то она может быть знаком вызова. Также о вызове свидетельствует тяжелая черта под подписью.

Длинная прямая черта под подписью также имеет значение при анализе. Черта, сделанная с легким нажимом свидетельствует о собственническом, напористом характере, о том, что стремления связаны с идеальными целями. Сильный нажим говорит нам о стремлениях к материальным целям и признанию.

Если вам встретились две вертикальные черточки, проведенные на черте под подписью в центре прочерка, они могут быть признаком хорошего делового чутья.

Изящная линия является показателем романтизма, такой человек любит утонченную жизнь, легко поддается лести.

Чем больше угловатости в прочерке, тем больше проявляется решительность, сила характера, амбициозность человека.

Прочерк, который является продолжением последней буквы, часто говорит об упорстве человека, его умении постоять за себя.

«Зажатая», малопонятная подпись говорит о том, что человек не лидер.

Подпись, постепенно поднимающаяся вверх, свидетельствует, что человек оптимист и обладает энергичным характером. У неуверенных в себе людей она опускается вниз. Горизонтальная подпись характерна для людей уравновешенных.

Подпись, которая начинается с буквы имени, ставят люди вдумчивые и ответственные. Завитушки говорят о властолюбии и эгоцентризме человека.

Уважаемые коллеги!

Искренне надеемся, что данный материал поможет Вам в работе. И Вам станет немного проще определять, насколько человек инициативен, аккуратен, амбициозен, исполнителен, организован и т.д., оценив анкету, заполненную им от руки.

Как мы не раз убеждались на собственном опыте, почерк помогает выявить реальные характеристики человека, порой опровергая первое впечатление при знакомстве.

Однажды в агентство пришел представительный мужчина, который претендовал на позицию финансового директора. Он вел себя вполне адекватно. Но вот почерк!..
Во время профессионального тестирования соискатель неожиданно «дал сбой» и предложил рекрутеру вместо ответов на вопросы спеть романс.

Удачи Вам!

Светлана Костромина

В статье использованы материалы книги Дороти Сары «Тайны почерка»

Еще в XVI веке было установлено, что почерк человека отражает его подсознание: во время письма мозг посылает руке особые импульсы, и в итоге на бумагу выплескиваются скрытые чувства и эмоции. Изучение почерка помогает составить полный психологический портрет личности: основные черты характера, манеру поведения, тип мышления, темперамент, скрытые желания. Анализ чужих записей позволит узнать о человеке все необходимое, а расшифровка собственного почерка поможет лучше понять себя, определить сильные и слабые стороны, обнаружить нераскрытые таланты. Для этого необходимо обратить внимание на форму букв, их расположение на листе, нажим во время письма.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

  • Показать всё

    Особенности изучения письма

    Изучением письма с целью выявления особенности личности пишущего занимается наука графология. Данное определение было придумано французским церковником Фландрэном и состоит из двух латинских слов: «grapho» - пишу, «logos» - наука.

    Сегодня графологический анализ используют в следующих отраслях:

    • Психология. Психотерапевты, чтобы лучше оценить состояние клиента и помочь ему разобраться в сложной жизненной ситуации, предлагают пройти графические тесты, на основании которых продумывают курс лечения.
    • Криминалистика. Почерковедческая экспертиза является своеобразным «детектором лжи», позволяющим выявить наклонности человека, возможные психические отклонения и вовремя предупредить опасность.
    • Бизнес. На Западе рекрутеры, менеджеры по подбору персонала, по совместительству являются экспертами-графологами. С целью определить характер по почерку они предлагают кандидатам на собеседовании написать несколько строк, на основании которых принимается окончательное решение о приеме на работу конкретного человека.
    • Педагогика. Учителя и инструкторы изучают манеру письма своих учеников и студентов, чтобы подобрать оптимальную методику обучения, объективно оценить интеллектуальный уровень и задатки подопечного.

    Психоаналитик Зигмунд Фрейд утверждает, что посредством почерка человек выражает свою индивидуальность. В действительности такое утверждение правдиво отчасти: как бы ни старался человек писать красиво, правильно, пытаться изменить почерк, ему все равно не удастся скрыть особенности характера. Даже если на первый взгляд стиль письма будет существенно отличаться от привычного, при ближайшем рассмотрении истинное нутро человека выдадут мелочи: нажим, наклон, расположение слов на листе бумаги и т. д.

    Для того чтобы составить полный психологический портрет изучаемой личности, желательно проанализировать несколько записей. Получить достоверную информацию помогут советы специалистов-графологов:

    1. 1. Рекомендуется подвергать анализу записи, сделанные человеком в спокойном состоянии, когда он никуда не торопился. Такая экспертиза будет максимально правдивой и объективной. С этой целью специалисты исследуют личные дневники и письма, написанные от руки.
    2. 2. Записки, оставленные второпях, позволят определить точное эмоциональное и психологическое состояние человека в момент написания, но не дадут достоверной информации о характере, умственных способностях и т. д.
    3. 3. Более полную картину помогают составить заметки на нелинованной бумаге, написанные карандашом или перьевой ручкой.
    4. 4. Поздравительные открытки – не лучший вариант для новичка-графолога, поскольку автор строк прикладывал определенные усилия во время написания текста, чтобы сделать свой почерк максимально красивым и каллиграфическим.

    При изучении связи между стилем письма и психологическими особенностями автора биолог Прейер вводил испытуемых в состояние гипноза, внушая определенные черты характера. В ходе экспериментов было установлено, что один и тот же человек в состоянии измененного сознания писал разным почерком в зависимости от данных ученым установок.

    Анализ почерка

    Этап сознательного овладения навыком письма начинается в начальной школе, однако с возрастом претерпевает существенные изменения. Графическая зрелость моторных навыков возникает в возрасте 14 лет: именно тогда проявляются отклонения от стандартов, формируется индивидуальная манера, а почерк начинает отражать подсознание из-за приобретенного автоматизма. Изменения в характере личности отображаются на бумаге, поэтому почерк одного и того же человека в подростковый период сильно отличается от его же почерка в зрелом возрасте.

    Стиль письма отображает не только психические аспекты, но и состояние здоровья человека, перенесенные им болезни. По манере письма эксперт-графолог безошибочно определит наличие у автора инфарктов или инсультов, нарушения эмоциональной и умственной сферы.

    Чтобы научиться самостоятельно расшифровывать почерки, на первоначальном этапе необходимо помнить о следующих вспомогательных правилах:

    1. 1. Анализировать особенности написания текста хорошо знакомых людей, чтобы было проще провести параллель между почерком и видимыми особенностями характера, выявить возможные ошибки в анализе.
    2. 2. Изучать записи, написанные карандашом или перьевой ручкой, поскольку так будет легче определить нажим. С этой целью можно попросить друга или родственника поучаствовать в эксперименте либо взять за основу собственные заметки.
    3. 3. Изучать по отдельности каждый фактор (наклон, нажим, форму букв и т. д.), а затем сделать обобщенный вывод, сопоставив все полученные данные.

    Регулярные тренировки со временем позволят безошибочно определять характер по почерку, единожды и мельком бросив взгляд на чужие заметки.

    Стиль написания

    1. 1. Каллиграфический. Свидетельствует о прилежности, дисциплинированности, аккуратности, но зависимости от чужого мнения. Такой человек редко принимает решения самостоятельно, не умеет отстоять собственное мнение и ущемляет свои интересы во имя чужих, стараясь угодить и соответствовать навязанным стереотипам.
    2. 2. Ровный. Человек находится в гармонии с собой, обладает спокойным и уравновешенным нравом.
    3. 3. Неразборчивый. Такой почерк говорит о нервозности обладателя, а также его энергичности.
    4. 4. Крупный. Крупными считаются строчные буквы размером свыше 3 мм. Чем крупнее строки – тем коммуникабельнее человек и тем быстрее он идет на контакт и заводит новые знакомства. Обладатель подобного почерка является по натуре лидером и душой компании.
    5. 5. Мелкий. Свойственен замкнутым и скрытным личностям. Они рациональны, сдержанны, расчетливы, зато им можно без труда доверить самую ответственную работу – они никогда не подведут.

    Широкий почерк свидетельствует об искренности и открытости, узкий – о практичности и бережливости.

    Связность и форма букв

    Округлые буквы в письме свидетельствуют об отзывчивости, стремлении избегать конфликтов, готовности идти на компромисс и решать проблемы мирным путем. Из таких людей получаются отличные дипломаты и миротворцы. Угловатые, острые буквы свидетельствуют об эгоизме, нежелании подчиняться. Такой человек ценит свою независимость и не идет на поводу у окружающих.

    Пример угловатых букв

    Буквы разной формы и размеров говорят о неуравновешенности, нервозности, постоянном внутреннем колебании и противоречиях. Автор строк не имеет твердых убеждений и склонен часто менять мнение и взгляды на жизнь.

    Заглавные буквы – отличная возможность узнать о тщеславии человека, его самооценке. Если первая буква ничем не отличается от строчных (такого же размера, без завитушек и штрихов), это говорит о том, что человек скромен, не стремится выделиться из толпы. Если заглавная буква меньше строчных – у автора строк заниженная самооценка: он предпочитает находиться на заднем плане и не верит в собственные силы. Значение крупной первой буквы с завитушками - тщеславие, стремление к известности и потребность в общественном признании. Такие люди умеют производить впечатление на окружающих.

    Теперь следует обратить внимание на связность написания, и каким образом соединены между собой буквы:

    1. 1. Слитное написание говорит об умении мыслить логически, анализировать, рассуждать.
    2. 2. Если буквы стоят изолированно друг от друга и не имеют связок – человек в своих поступках руководствуется интуицией, а не здравым смыслом. Он романтичен, живет в своих фантазиях, не имеет практической жилки. Склонен к экстравагантным поступкам, не поддающимся объяснению, поэтому его жизнь сложно назвать скучной.
    3. 3. Если местами буквы связаны между собой, а местами – нет (так называемый беглый почерк), это свидетельствует о том, что автор строк сообразителен, любит проявлять инициативу, предприимчив, стремится к активной деятельности.

    О склонности к самоуничижению говорят узкие буквы, расположенные впритык друг к другу. Такие люди не понимают самих себя, отчего возникают сложности в профессии и личной жизни. Они застенчивы, скромны, осторожны и избирательны в контактах. Пример:

    Широкие буквы – признак открытости, искренности, коммуникабельности. Такой человек с легкостью заводит новые знакомства, не боится делиться с окружающими своими эмоциями, не склонен к самокритике.

    Интересный факт: люди маленького роста, особенно мужчины, любят сильно увеличивать хвостики в прописных буквах «д», «в», «у», «р» и т. д.

    Наклон

    Наклон букв расскажет о внутренних убеждениях и нраве обладателя. Чаще всего буквы располагают под небольшим углом вправо: так учат в школе. Если подобная привычка сохранилась во взрослом возрасте, значит автор строк – спокойный, уравновешенный человек. Он комфортно себя чувствует в любой компании, имеет много друзей, но ему необходимо личное пространство, чтобы иногда побыть в одиночестве и восстановить силы. Сильный наклон вправо выдает максималиста, который живет по принципу «все или ничего». Такие люди напористы, влюбчивы, экспрессивны, умеют добиваться своих целей.

    Вовсе без наклона пишут люди, обладающие невероятным упрямством. Их сложно в чем-то переубедить и они всегда сделают все по-своему, даже если сделают вид, что согласны с аргументами собеседника. Из положительных черт можно выделить рациональность и взвешенное принятие решений. Такие люди редко ошибаются, потому что тщательно продумывают каждый свой шаг и не идут на поводу у эмоций.

    Почерк без наклона

    Наклон влево свидетельствует о яркой индивидуальности, независимости, эгоизме, стремлении «плыть против течения». Автор подобных строк ставит свои интересы превыше других, отстаивает свое мнение и делает все, чтобы переубедить других в своей правоте.

    Если буквы не имеют определенного направления, а расположены в разные стороны – это свидетельствует о том, что в душе человека бушует вулкан эмоций, и чувства борются с разумом. Он капризен, подвержен частой смене настроений.

    Буквы без определенного наклона

    Если наклон настолько сильный, что буквы лежат на строчках, значит, человек не умеет сдерживать эмоции, отличается вспыльчивостью и иногда агрессией.

    Нажим

    Сильный нажим свидетельствует об энергичности, решительности и целеустремленности обладателя. Он привлекает окружающих своим оптимизмом, имеет хорошую работоспособность, уверен в себе. Сочетание сильного наклона и нажима говорит о принципиальности и излишней строгости человека к себе и окружающим.

    Мягкий и слабый нажим характеризует обладателя как личность слабовольную, ведомую, не имеющую собственной жизненной позиции. Чаще всего это фантазеры и романтики, сосредоточенные на внутренних переживаниях и живущие в мире собственных иллюзий. Они чувствительны, ранимы, немного легкомысленны. Являются полной противоположностью предыдущего типа людей: медлительные, неторопливые, они долго размышляют перед тем, как что-либо предпринять.

    Расположение строк

    Данный пункт хорошо виден на нерасчерченном листе бумаги: без линий, полос и полей, которые помогают ровно расположить текст. Чтобы получить максимально достоверные результаты, нужно попросить испытуемого написать несколько предложений на чистом листе бумаги формата А4.

    Проанализировать написанное помогут следующие параметры:

    • поля (узкие, широкие и т. д.);
    • направление текста (верх, вниз и т. д.).

    Если человек оставил широкие поля слева и справа, это говорит о его щедрости и широкой душе, если они узкие – автор очень бережлив и экономен. Если левое поле с каждой строкой сужается книзу – человек скуп и жаден, если расширяется – расточителен и способен потратить все до последней копейки. Если поля есть только с левой стороны, и они небольшие – автор стремится к семейной жизни, но несколько мелочен. Человек, который оставляет много места с правой стороны и не пользуется переносом, не склонен к авантюрам, осторожен в поступках и труслив. Пример:


    Что касается направления текста, оно указывает на самооценку человека, его отношение к работе и умении решать проблемы:

    1. 1. Адекватная самооценка, практичность наблюдается у людей, которые пишут прямо и ровно, словно «под линейку». Они уверены в себе, рассудительны, имеют силу воли, чувство ответственности.
    2. 2. Строки, ползущие вверх, говорят о честолюбии и тщеславии обладателя. Из положительных черт можно выделить: оптимизм, энергичность, предприимчивость, нацеленность на успех, уверенность в победе, искренность.
    3. 3. Опускающийся все ниже текст выдает пессимиста, неуверенного в своих силах, апатичного и меланхоличного человека. Он сентиментален, раним, предпочитает быть на второстепенных ролях и боится проявлять инициативу.
    4. 4. Если строки «скачут» то верх, то вниз, значит, человек умеет приспосабливаться к окружающим обстоятельствам, подстраиваться под людей. Он умен, сообразителен, хитер, изворотлив, умеет обходить острые углы, избегать конфликтов, обладает хорошими дипломатическими способностями.
    5. 5. Если строка опускается, а затем тут же поднимается, это свидетельствует о том, что автор текста умеет доводить начатое до конца, если же наоборот – бросает все на полпути и принимается за новое дело.

    Интервал между словами

    Слишком узкий интервал между словами говорит о том, что человек не нуждается в личном пространстве, не стремится к уединению, боится стать независимым. Он комфортнее себя чувствует в обществе, среди людей и панически боится одиночества. Если узкий пробел сочетается с несколько спутанным и крупным почерком, такой человек стремится доминировать над окружающими, отличается открытостью, искренностью, коммуникабельностью, умеет наладить тесный контакт с чужими людьми.


    Большое расстояние между словами говорит об осторожности автора строк, его стремлении к уединению. Он не терпит, когда посягают на его личное пространство, не нуждается в близких друзьях, не привык делиться своими переживаниями с окружающими. Часто подобные люди не любят, когда к ним прикасаются. Прикосновения воспринимаются ими как вторжение в личное пространство и приватную жизнь. Пример:


    Тест на определение характера по почерку

    Ознакомившись с основами графологии, можно провести тест на определение характера. В качестве испытуемого желательно использовать кого-то из родственников или друзей, но не говорить им о том, для каких целей предназначается задание.

    Тест заключается в следующем: написать на чистом листе бумаги без линий несколько строк (можно продиктовать одно сложное предложение). Человек должен писать спокойно, никуда не торопясь, но и не прилагая усилий к тому, чтобы улучшить почерк. Если нет возможности кого-то пригласить поучаствовать в эксперименте, можно проанализировать записи домочадцев в ежедневниках, блокнотах и т. д.

    На основании полученных данных нужно оценить написанный текст по определенным критериям и поставить соответствующее количество баллов, руководствуясь данными из таблицы:

    Критерий оценивания

    Количество баллов

    Размер букв

    • очень мелкие – 3;
    • маленькие – 7;
    • средние – 11;
    • крупные – 20
    • наклон влево – 2;
    • легкий наклон влево – 5;
    • наклон вправо – 14;
    • сильный наклон вправо – 6;
    • прямой наклон – 10

    Форма букв

    • округлые – 9;
    • острые, угловатые – 19;
    • бесформенные – 10

    Направление текста

    • строчки идут вверх – 16;
    • строчки ползут вниз – 1;
    • прямой, ровный текст – 12
    • легкий – 8;
    • средний – 15;
    • сильный – 21

    Связность

    • соединенные буквы – 11;
    • изолированные друг от друга буквы – 18;
    • смешанный стиль (беглый почерк) – 15

    Общий вид

    • аккуратный почерк - 13;
    • неразборчивый, небрежный почерк – 4;
    • неровный почерк, некоторые слова читаются с трудом – 9.

    После выставления оценок следует суммировать полученные баллы и расшифровать результат:

    Итоговое количество баллов

    Характеристика личности

    Человек со слабым здоровьем, возможно, пожилой. Такой почерк наблюдается у тех, кому за 80 лет

    Утонченная, мягкая, немного наивная, ранимая личность с чувством собственного достоинства. Ей не хватает решительности и твердости в характере

    Обладатель такого почерка – хороший семьянин, верный и преданный друг. Искренен, прямодушен, открыт к общению, коммуникабелен

    Честный и добропорядочный человек с устойчивой психикой и высокими интеллектуальными способностями. Отличается решительностью и целеустремленностью

    Такие люди независимы от мнения окружающих, всегда поступают так, как хотят, яркие индивидуалисты. Бывают вспыльчивы, обладают быстрой реакцией и способностью хватать все на лету

    Подпись как идентификатор личности

    Подпись является своеобразной «визитной карточкой» человека: ее продумывают, репетируют написание, стараясь автоматизировать навык. Именно подпись можно назвать важным элементом, который отображает и подсознание человека, и стремление преподнести себя в выгодном свете. Такие параметры, как нажим, форма и размер букв (строчных, заглавных), направление подписи, наклон, связность букв полностью соответствуют расшифровке почерка.

    При анализе подписи нужно обратить внимание на следующие аспекты:

    • длина;
    • украшения, завитушки;
    • хвостики и подчеркивания;
    • вертикальные линии;
    • петля и точка;
    • общий вид.

    Длина

    Длинная подпись свидетельствует о неторопливости, усидчивости, обстоятельности владельца. Такой человек не любит спешки, бывает медлителен и несколько занудлив. Короткая подпись – признак энергичности, быстрой реакции, способности мгновенно принимать решения. Люди подобного склада характера не всегда вникают в суть дела и не любят монотонной работы, воспринимают информацию поверхностно и не выносят медлительных людей.

    Длина подписи часто зависит от профессии: в целях экономии времени и места на бумаге многие экономисты, финансисты, банковские работники придумывают для себя лаконичную и компактную подпись. В таком случае судить о характере сложно, поскольку короткая подпись является вынужденной и относится к издержкам профессии.

    Если в подписи присутствуют украшения, но выглядят они красиво и гармонично вписываются в композицию, это говорит о хорошо развитом воображении и творческих способностях. Может встречаться у музыкантов, актеров, художников, дизайнеров и т. д.

    Простая подпись свидетельствует о гармоничном сочетании рационализма и эмоциональной сферы. Подпись с размытыми и потерявшими свои части буквами, принадлежит людям с логическим складом ума и конкретным мышлением (математикам, физикам, людям, занимающимся научной деятельностью).

    Хвостики и подчеркивания

    Чем длиннее хвостик в конце подписи – тем тяжелее автор воспринимает критику, замечания в свой адрес и тем он нетерпимее к приказам и советам окружающих. Наличие подобного элемента также говорит об осмотрительности и осторожности.

    Подчеркивание сверху говорит о тщеславии, гордости, стремлении к большим достижениям, линия снизу – о самолюбии, зависимости от общественного мнения, обидчивости.

    Если подпись перечеркнута – человек явно недоволен собой, самокритичен. Он сомневается перед принятием того или иного решения из-за неуверенности в своей правоте и несамостоятельности. Склонен к неврозам, язвенной болезни, вегето-сосудистой дистонии.

    Симметричные элементы в подписи (например, две горизонтальные или вертикальные линии) являются признаком надежности и устойчивого характера обладателя. Это гармоничные люди, которые способны идти на компромисс и прислушиваются к мнению окружающих. Перед тем как предпринять что-то серьезное, любят перестраховаться.

    Вертикальные линии

    Любая вертикальная линия в подписи выступает тормозом, барьером, свидетельствует о замедлении физической или мыслительной активности. Если подобный элемент находится в начале – это говорит о скудности фантазии, интеллекта, творчества, в середине – человек долго вынашивает идеи, но никак не может решиться на их реализацию. Если вертикальная линия завершает подпись – человек нуждается в контроле извне или стимуле, который будет побуждать его к дальнейшим действиям.

    Петля и точка

    Когда подпись заключена в круг, это свидетельствует о скрытности, независимости, своенравии. Чем больше петля – тем больше данные черты проявляются в человеке. О таких людях говорят «Сам себе на уме». Обладателю подобной подписи сложно найти работу по душе, поскольку обычный офисный режим его не устраивает: он хочет сам себе быть хозяином. Лучший вариант для него – это собственный бизнес либо фриланс, где над ним не будет довлеть начальство.

    Точка в подписи является положительным знаком: она говорит о дисциплинированности, аккуратности владельца. Если точка находится в самом конце – обладатель всегда доводит начатое до конца, если в середине – собирает максимальное количество информации, взвешивает все «за» и «против» перед тем, как приступить к реализации того или иного предприятия.

    Общий вид

    Подпись, состоящая из множества элементов, которая с первого взгляда кажется несуразной, непонятной и чем-то напоминает детские каракули, принадлежит человеку, который привык делать «из мухи слона», склонен к паникерству. Неперегруженная, понятная и лаконичная подпись говорит о том, что ее обладает не любит усложнять себе и окружающим жизнь.

    Неразборчивая подпись свидетельствует об эгоистичности человека, его безразличном отношении к общественному мнению. Понятная, легко читаемая подпись присуща людям, которые хотят быть понятыми окружающими. Часто подобную подпись можно увидеть у тех людей, чья профессия связана с педагогической деятельностью: учителей, преподавателей, инструкторов и т. д.

    Ровная подпись, словно под линейку, говорит о самоконтроле, сдержанности, последовательности в действиях. Неровно пишут эмоционально-неуравновешенные люди, вспыльчивые, несдержанные. У них возможны проблемы с нервной системой, щитовидной железой, есть склонность к вегето-сосудистой дистонии.

Любопытное открытие недавно сделали западные физиологи – оказалось, что пациенты, лишившиеся по разным причинам рук, с помощью рта или пальцев ног стараются выводить буквы точно так же, как писали раньше. Выходит, пишем мы головой, а рука всего лишь выполняет указания, поступающие из мозга.

Именно поэтому почерк является своеобразным зеркалом своего хозяина, он может раскрыть особенности его характера и темперамента. Этот факт доказал и биолог В. Прейер, который проводил эксперименты над почерком с помощью гипноза.

Он внушал человеку, что тот хитрый или скрытный, и в то же время заставлял его писать под диктовку. В результате почерки в каждом случае получались разные и содержали особенности, интерпретируемые графологами как признаки скрытности или хитрости.

Наука или лженаука?

Изучение почерка имеет глубокие исторические корни. Император Нерон в одном из своих писем упомянул: «Я боюсь этого человека, потому что его почерк показывает, что у него предательская натура». А римский историк Светоний, характеризуя скупость императора Августа, отмечал, что он «писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал ещё под строками». Эти характеристики можно считать первыми дошедшими до нас фрагментами графологических исследований. Однако в эпоху Cредневековья все накопленные знания были утеряны.

Вторым рождением графологии считают 1622 год, когда вышла в свет книга итальянца К. Бальдо «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал», которая произвела фурор среди читающей публики, а новое учение обрело в Европе массу последователей.

Правда, после того как Людовик XV получил характеристику своего почерка, он велел изгнать из Франции всех графологов. Ему не понравилась правда, которую они изложили о нём.

Спустя несколько веков история повторилась, но уже в другой стране – Советском Союзе. Академик Владимир Бехтерев, увлекавшийся графологией, рассказал в кулуарах съезда психиатров и невропатологов о результатах экспертизы письма Сталина, в которой были слова: «Это почерк агрессивной личности с манией преследования».

После этого случая академик погиб при невыясненных обстоятельствах, а графологию в стране объявили лженаукой.

Как написать письмо

Впрочем, графологию нельзя однозначно назвать наукой. Скорее, это нечто среднее между наукой и искусством. С одной стороны, она опирается на теоретическую базу – знание психологических наук, свои закономерности, графологические таблицы, в которых собраны признаки почерков и их характеристики.

А с другой стороны, анализ почерка невозможен без участия живого специалиста, чей профессионализм больше опирается на личный опыт и интуицию. Считается, что именно поэтому нельзя создать компьютерную программу, которая дала бы качественную характеристику письма.

В Америке и во многих европейских странах на психологических факультетах, у нас же в стране почерковедение проходят разве что в юридических вузах, но при этом криминалистов не учат копаться в психологической сути автора письма. Как правило, российские графологи (в основном, это бывшие психологи или врачи) увлекаются изучением почерка сначала на уровне хобби, а потом занимаются этим делом профессионально. По образцу почерка они могут не только определить черты характера и дать описание личности, но и помочь в подборе персонала, определить, соответствует ли человек той или иной работе и руководящей роли, дать по почерку любовный прогноз и рассказать, насколько подходят друг другу мужчина и женщина.

Сам себе графолог

Для того чтобы по письму или автографу описать человека, необходимо знать систему признаков почерка, каждый из которых может иметь несколько значений. Например, нельзя сказать, что если человек выводит идеальные каллиграфические буковки, значит, он педант, а если пишет неразборчиво – значит, он растяпа. Всё намного сложнее. Во всех перипетиях письма способен разобраться только опытный графолог. Однако существуют упрощённые методы, которые позволяют каждому из нас попробовать себя в роли графолога.

Ровный почерк. Свидетельствует о силе воли пишущего человека, его хладнокровии и спокойствии. Дрожащий почерк, наоборот, наблюдается у людей, эмоционально неустойчивых или злоупотребляющих алкоголем. Замечено, что тот, кто пишет буквы то грубо, то красиво, возможно, и в жизни ведёт себя неодинаково.

Наклон букв. Французские графологи XX века наклон букв связывали с поведением человека в обществе: «Когда кто-нибудь желает показать пренебрежение, равнодушие к другому, он держит себя прямо. Напротив, радушие подаётся всем корпусом вперёд. К малышу невольно протягиваются руки, когда он подбегает к вам, но есть люди, к ребёнку не протягивающие руки, это те, которые пишут стоячими буквами».

Современные графологи почти солидарны со своими предшественниками. По их мнению, если человек пишет буквы с небольшим (20–30 градусов) наклоном вправо, считается, что ему присуще открыто выражать свои чувства. Чуть больший наклон (около 50–60 градусов) свидетельствует о любвеобильной натуре и сильном стремлении к общению. Когда человек пишет со значительным наклоном влево, это значит, что в стрессовых ситуациях от него можно ждать совершенно неожиданных и очень бурных эмоций. Если буквы преимущественно вертикальные – для личности характерен баланс рациональности и эмоциональности. Для такого человека свойственен анализ ситуации и взвешенное принятие решений.

Расположение строк. Если строка до конца страницы сохраняет горизонтальное положение, значит, автор письма уравновешенный человек, который не расстраивается из-за мелких неприятностей на работе или в быту. Строка, уходящая вверх, – признак оптимизма. Спускающаяся вниз – пессимизма и скептицизма. Если строчка неровная, вихляет то вверх, то вниз, значит, человек с переменчивым настроением и низкой адаптивностью. Он не может в полной мере справиться с работой, требующей тщательного соблюдения установленных правил и внимания.

Округлость букв. Ярко выраженная округлость букв может говорить о том, что человек с данным типом почерка готов к сотрудничеству, легко идёт на компромиссы. Угловатые буквы – их автор предрасположен к состязательности и соперничеству.

Величина букв. Мелкие буквы – это сдержанный, неагрессивный человек. «Тесный» мелкий почерк, трудный для чтения, говорит о том, что перед нами человек исключительно скрытный, иногда скупой. Крупные буквы – показатель экспансивности, а в некоторых случаях даже агрессивности.

Тайна подписи

Особое место в графологии занимает анализ подписи. Автограф мы старательно придумываем, моделируем, изобретаем. Поэтому считается, что в письме человек таков, каков он есть, а в подписи ещё и таков, каким хочет быть. Это ключ к прогнозированию будущих изменений в личности и характере человека, а значит, и его судьбе. Подпись, как и написанный человеком текст, графологи исследуют по множеству параметров, которых около полусотни. Это длина автографа, закруглённость и острота букв, их слитность, различные украшения, расстояние между буквами, сила давления при написании, подчёркивания, точки, «хвостики» и прочее.

Скажем, направление конца подписи может рассказать об отношении человека к жизни: оптимистичном или пессимистичном.

Если «хвост» автографа уходит вниз, значит, человек больше подвержен пессимизму, что довольно существенно подавляет его творческую активность. У таких людей или отсутствует вера в будущее, или она очень слабая. Когда конец подписи направлен прямо, это свидетельствует о сбалансированности проявлений оптимизма и пессимизма.

Если же хвостик подписи уходит вверх, значит, в характере человека преобладает оптимизм, он полон энергии и стремится достичь поставленной цели. Если у него в жизни и бывают разочарования, то он успешно преодолевает их и возрождается с новыми идеями и силами. Часто это тип личности с творческим уклоном.

Внимание к почерку пережило века. Вот что писал почти две тысячи лет спустя историк П. Щеголев о дневниках другого императора - Николая II: "Уже самый внешний вид дневников, написанных почерком удивительно ровным, четким, неизменным с первого дня до последнего, свидетельствует об удивительной душевной невозмутимости писавшего. Однообразному фону записей соответствует однообразное отношение решительно ко всем событиям, записанным в дневнике. Равнинность дневника моментами становится даже страшной".

Несмотря на давний и устойчивый интерес к почерку, исследователи взялись за него сравнительно недавно. Отцом графологии - учения о почерке считается живший в прошлом веке аббат Мишон. По его инициативе образовались графологические общества, возникли специальные журналы. Существовало и Русское научное графологическое общество, председателем научной комиссии которого в 20-е годы был Д. М. Зуев-Инсаров, автор популярной книги "Почерк и личность". Старые москвичи, наверное, помнят, как он сидел на своем стульчике в саду "Эрмитаж" и определял по почерку характер тех, у кого была охота проверить на себе возможности этой необычной науки.

Основоположник научных методов криминалистики Ганс Гросс, например, считал, что следователю, знающему толк в графологии, "достаточно взглянуть на подпись под протоколом, чтобы определить, что свидетелю 45-50 лет, что он ремесленник, невысокого роста, честный, смелый, ограниченный и простодушный".

Отношение к графологии сегодня вполне серьезное. Дело в том, что есть у нее кое-какие полезные результаты, которые трудно отрицать. Не надо быть графологом, чтобы в большинстве случаев безошибочно отличить мужской почерк от женского, детский от взрослого. Известно и то, что почерк - это слепок личности человека. Для доказательства ученые использовали гипноз. Они внушали испытуемому, что он ребенок, подросток, взрослый; внушали и несвойственные ему черты характера. И что же? Почерк в каждом случае менялся.

Так, например, выглядит почерк 27-летней женщины.

А это тоже писала она, но уже под гипнозом, будучи уверенной, что ей 10 лет.

По наблюдениям Зуева-Инсарова, почерк зависит не только от возраста, но и от положения, занимаемого человеком в обществе. "Я знал одного почтового служащего, - пишет он, - достаточно нетребовательного в своих личных привычках, способного удовлетворяться очень небольшим. Его почерк отличался также простотой и естественностью. Но вот постепенно этот человек стал продвигаться по службе, вплоть до заведующего одним из провинциальных почтовых отделений. С этих пор стало расти и его честолюбие: он стал следить за своей внешностью, оборотами речи, стал часто устраивать попойки, в которых любил играть роль хозяина. Это стремление к подобному "широкому" образу жизни сказалось и на почерке, который стал отличаться общей украшенностью, затейливостью рисунков отдельных букв и т. п.". Вот его автограф:

Но у человека, как известно, существует несколько почерков: одним он делает пометки в своей записной книжке, другим пишет заявление о приеме на работу, третьим - дружеское поздравление. Однако для графолога эти почерки одинаковые. Изменяется лишь наклон, размер букв, качество их отделки, а внутреннее построение письма остается неизменным. Какая же зависимость между характером и, скажем, закорючкой подписи?

Исследователи разработали целую систему признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Одни зависимости очевидны (пропуск букв, слов - невнимательность), другие - не очень (округлый почерк - слабая воля). А третьи и вовсе не имеют ничего общего с нашим житейским опытом. А наука, к сожалению, окончательных выводов пока не сделала, и потому темных мест в почерковедении пока немало. Что, впрочем, не мешает энтузиастам использовать его в практических целях. Общие положения, на которых они строят свои выводы, примерно таковы:

  1. Геометрический рисунок письма (линии строк и полей, интервалы, нажим) определяет волю человека, его энергию.
  2. Всякие преувеличения в отдельных элементах письма (очень крупный или, наоборот, мелкий почерк, вычурные заглавные буквы и т. п.) указывают на стремление обратить на себя внимание.
  3. Волнистые начертания характерны для людей, обладающих гибким, изобретательным умом.
  4. Обилие угловых линий указывает на твердость и настойчивость, тогда как округлые свидетельствуют о мягкости и миролюбии.

Отсюда почерковеды выводят множество частных зависимостей.

  • Крупный почерк, по их мнению, связан со склонностью к проявлению своей личности. Такие люди обычно плохо мирятся с обыденностью. Крупное письмо свидетельствует также о чувстве собственного достоинства, склонности к размаху, порой к непрактичности. Одновременно это показатель самонадеянности, непринужденности в общении, энергичности, честолюбия.
  • Мелкое письмо говорит о сдержанности, расчетливости его обладателя. Сжатый почерк указывает на бережливость и осмотрительность. При этом поля обычно отсутствуют, промежутки между словами невелики.
  • В беглом и размашистом почерке проявляются предприимчивость, активность, способность легко ориентироваться в незнакомой обстановке.
  • Неровное письмо - по величине букв, наклону, направлению строк - свидетельствует о неровности поведения, повышенной возбудимости.
  • Если же почерк разборчивый и ясный аккуратный, но без излишней старательности, отсутствуют сильные нажимы, длинные штрихи, интервалы ровные, буквы одинаковые по высоте, - то это указывает на уравновешенность, постоянство взглядов и привязанностей, уважение к окружающим.
  • Четкие, законченные буквы, тщательно расставленные знаки препинания, мелкое или угловатое письмо - все это, по мнению графологов, означает деловитость. Если буквы в словах расположены отдельно друг от друга - слабая воля; слитно - хорошая стрессоустойчивость.
  • Сильный нажим - критичность, склонность к проявлению силы.
  • Маленькие расстояния между соседними словами - интерес к окружающим, недостаточное чувство дистанции.
  • Пробелы на концах строк из-за нежелания переносить слова - осторожность, доходящая до трусости.
  • Строчки направлены вверх - инициатива, энергия, надежда на свои силы; вниз - угнетенность; в разные стороны - впечатлительность...

Профессия, по мнению специалистов, тоже накладывает определенный отпечаток на почерк. Равно как и болезнь, и потому опытный профессионал, анализируя почерк психически больного, может поставить диагноз не менее точно, чем врач.

Зуев-Инсаров проанализировал автограф лейтенанта Шмидта.

Вот какие выводы он сделал:

"Нервная, впечатлительная натура. Увлекающийся, порывистый и неуравновешенный в своих настроениях, но устойчивый в привязанностях и во взглядах человек... Мягкость, простота в обращении, подвижность, общительность и вместе с тем постоянное чувство какой-то обособленности, психическое одиночество... Есть некоторая сентиментальность, мечтательность в натуре.

Чувствует себя сильным нравственно, по натуре смел. Придя к определенному решению, способен проявить исключительное хладнокровие, самообладание... Выведенный из терпения, может действовать сгоряча. Остро, болезненно воспринимает неудачи - моментами падает духом, теряется.

Обладает художественным чутьем. Ясны проблески очень даровитой натуры. Владеет словом. Бессознательно внушает к себе доверие. Способен увлечь и вести за собою; увлекая, зажигается сам. ...Не выносит несправедливости; не боится открыто высказывать своих мнений. Правдив, отзывчив к чужому несчастью. Откровенность в проявлении своих симпатий. Способность несколько идеализировать объект своего увлечения... Способен весь отдаться идее, зажечься ею".

Мы привели эту длинную цитату лишь для того, чтобы показать широту психологического диапазона, в котором работает опытный почерковед. Конечно, после таких характеристик наверняка закрадывается сомнение: ведь описать задним числом известную личность можно и безо всякой графологии. Развеять эти сомнения могут, как мы уже говорили, веские выводы ученых. Поэтому пока не стоит слишком серьезно относиться к этой экзотической науке. Тем более что графологом вы пока не стали, и излишняя самоуверенность в вопросах почерковедения может поставить вас в смешное положение.

Чтобы вы зримо представили себе современный уровень графологии или, как ее теперь называют, графометрии, приведем некоторые примеры из одной методики, которой активно пользуются криминалисты для анализа подписей.

Cильный наклон вправо - быстрота мышления.

Сильный наклон влево - воля, самообладание.

Смешанный наклон - несдержанность, ненадежность.

Прямое расположение - сдержанность.

Подпись направлена вверх - стремление к деятельности, самоутверждению.

Подпись направлена вниз - перестраховка, стремление к самозащите.

Подпись беглая, размашистая - быстрая восприимчивость, активность, склонность к самовыражению.

Крупная - экстремальность, стремление к высоким целям, большим задачам.

Ясная, разборчивая - уравновешенность, умение владеть собой, открытость.

Украшения - воображение, фантазия.

Крупная прописная - творческий потенциал, независимость мышления, самолюбие.

Каждая буква отдельно - фантазия, интуиция, слабая воля.

Крайне неодинаковые буквы неуравновешенность.

В конце подписи буквы вытянуты в линию - проницательность, скрытность.

Росчерк падающий - гибкость мышления.

Росчерк волнистый - дипломатичность.

Прямой, уходящий влево - бескомпромиссность.

Окружающий подпись - стремление к безопасности, сохранению достигнутого.

Без росчерка - простота вкуса. Резкие, прямые штрихи - неустойчивость, жесткость установок.

Большие, одинаковые буквы - твердая последовательность в достижении целей.

Подчеркнутая подпись - развитое чувство собственного достоинства, самонадеянность.

Горизонтальный штрих в конце подписи - скептицизм.

Высоко поставленный, удлиненный штрих - самолюбие, настойчивость.

Можно ли по желанию изменять свой почерк? Конечно, можно. Но все равно он будет для вас чужим. Точно так же, как актер, играя разные роли, по сути остается все тем же. Однако почерк меняется и помимо нашей воли, и потому нам порой не удается точно воспроизвести свою собственную подпись - ту самую, которая красуется в паспорте. Меняется возраст, меняется настроение, и естественно, что не остается прежним и почерк. А мастерство графолога заключается в умении выделить характерные, глубинные особенности письма. Если же сознательно изменить какой-то элемент - скажем, букву "т" писать не так, как учат в школе, а на печатный манер, или изменить размеры букв, наклон и т. п., то почерк потеряет гармоничность, беглость. Короче говоря, получится то же самое, как если бы вы попробовали набор придуманных непонятных слов выдать за иностранный язык. В нем не будет главного - естественности и внутренней логики.

Нам возразят: ведь есть немало людей, прекрасно владеющих каллиграфическим почерком - рафинированным и безликим. Такой почерк хорош для надписей на подарках, юбилейных адресов, школьных прописей, но где же в нем личность? Однако никакого противоречия тут нет. Нас же не удивляет, что кроме родного языка человек может выучить и иностранный, который, впрочем, так и останется для него неродным. Вот и о каллиграфах знатоки говорят, что кроме профессионального почерка у них есть и другой, более свободный, который они предпочитают в нерабочее время.

А вот какие выводы сделал Зуев-Инсаров, изучая подпись Льва Толстого.

"Четкая, разборчивая подпись, связанные буквы. Та же простота начертаний, что и в почерке, та же гармоничность. Решительно и смело начертанная, как бы накрывающая подпись черта...

Смелость и самоконтроль - беспощадный, временами мучительный. Непрестанное стремление к совершенствованию. Правдивость и замкнутость. Врожденная и постоянно подавляемая им азартность. Не боится порвать со всем в случае идейного разногласия. Когда речь идет о выполнении того, что он считает своей обязанностью, долгом, то ни соблазны личного характера, ни просьбы близких не в состоянии бывают сбить его с того пути, который ему представляется единственно правильным. Внутренняя честность и принципиальность. Не славолюбив. От людей не ищет для себя ничего..."

В состоянии гипноза вместе с личностью меняется и почерк. Внушите человеку, что он Наполеон - и в его подписи тут же появятся уверенность, смелость, размах... Правда, с подлинным наполеоновским росчерком все это все равно не будет иметь ничего общего. Тем более, что у императора их насчитывают по крайней мере семь. Подпись честолюбивого артиллерийского капитана (1) и подпись императора Франции, подчеркнутая эффектным росчерком (2). Самоуверенно поползла вверх подпись после победы при Аустерлице (3). В ней видны настойчивость, прежнее честолюбие и склонность... к наполеоновским планам.

После победного вступления в Москву подпись словно вобрала в себя непомерные властность, тщеславие и самонадеянность (4). Когда Москву пришлось покинуть, императору стало не до внешних эффектов. Росчерк исчез, скомканная, бесформенная подпись говорит о растерянности, напряженности ее автора (5). После Лейпцигского поражения ощущение трагичности чувствуется еще яснее. Вспышки неровного нажима, ломаные линии (6). Наконец, остров Святой Елены. Все позади. Нажима нет, росчерк пошел вниз, нет прежнего размаха. Это подпись старика (7).

В заключение - небольшой тест. Во многих западных странах почерк кандидата на более или менее ответственный пост не преминут показать графологу. Если вам интересно, что сказали бы в подобном случае о вас, то возьмите лист нелинованной бумаги и напишите несколько строк любимого стихотворения. А теперь охарактеризуйте свой почерк.

  1. Размеры букв: очень маленькие (не более 2-3 мм) - 3 балла, маленькие - 7, средние - 17, крупные (свыше 7 мм) - 20.
  2. Наклон букв: влево - 2 балла, легкий наклон влево - 5, прямое написание - 10, легкий наклон вправо - 6, вправо -14.
  3. Форма букв: округлая - 9 баллов; бесформенная - 10, угловатая - 19.
  4. Направление строк: ползут вверх - 16 баллов, прямые - 12, ползут вниз - 1.
  5. Сила нажима: легкая - 8 баллов, средняя - 15, сильная - 21.
  6. Характер соединения букв: склонность к слитному написанию - 11 баллов, к раздельному - 18.
  7. Общая оценка: почерк старательный - 13 баллов; неровный, одни слова читаются легко, другие - с трудом - 9; неразборчивый, буквы узнаются с трудом - 4.

Сложите полученные баллы.

  • 35-51: такой почерк отличает людей со слабым здоровьем и расшатанными нервами.
  • 52-63: здесь явно видна рука флегматичного человека. В большинстве жизненных ситуаций он несмел и пассивен. По складу ума - романтик и философ.
  • 64-75: обладатель этого почерка решителен, хоть и часто пасует перед опасностью. Несмотря на легкий характер, не лишен чувства собственного достоинства.
  • 76-87: почерк свидетельствует о добродушии и откровенности, излишней впечатлительности. Такой человек, как правило, хороший собеседник, может отстоять свою точку зрения. Бойцовский характер порой толкает его на самопожертвование ради высоких идеалов.
  • 88-98: самая распространенная группа. Характерные признаки - честность и добропорядочность, устойчивая психика, ответственность и инициатива, обилие новых идей (которые нередко так и остаются неосуществленными). Смекалка, ярко выраженное чувство юмора.


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png