По статистике, самые крепкие семьи в России у чеченцев и ингушей. ЭтоКавказ рассказал о главных причинах их семейного постоянства

Бывает, кто-нибудь из туристов спросит у экскурсоводов в Магасе или Назрани, почему в Ингушетии зять никогда не разговаривает с тещей. И всё - культурная программа парализована, все принимаются вместо осмотра достопримечательностей обсуждать устройство ингушского брака.

А мы расспросили о нем у Илеза Матиева - писателя, журналиста, известного в республике популяризатора традиций. Прославился он тем, что в качестве повседневной одежды носит черкеску с газырями. При этом Илез совсем не аксакал - недавно ему исполнился 31 год, он женат, воспитывает сына. И знает всё о правилах местного семейного этикета.

Бери девушку

с родины

Ингуши нечасто роднятся c представителями других народов. Нас мало, мы бережем свою идентичность. При коммунизме было, что брали в семью русских девушек, грузинок, осетинок. Сейчас даже на чеченках очень редко женятся, хотя мы и братские народы. «Девушки» на ингушском будет «мехкарий», от слова «мохк» - страна, родина. То есть мехкарий - это девушки из твоей страны. Женщин на Земле всегда больше, и логика такая: ты выберешь кого-то еще, а ингушка останется без мужа. Поэтому в жены принято брать своих. А вот если кто-то другой за ингушку засватается - пожалуйста… Хотя подобного сейчас почти не бывает.

Потрать все на свадьбу

Свадьба на Кавказе - удовольствие дорогое, и ее никак нельзя заменить формальной регистрацией с вечеринкой «для своих». В день свадьбы приглашают родственников и знакомых со всей Ингушетии, а это редко меньше 2 тысяч человек. Не дай Бог кого-то забыть. Лично на моей свадьбе было 2−3 тысячи гостей, приготовили около 800 килограммов мяса - и все было съедено.

Традиционный выкуп за невесту может составлять сумму и символическую, и довольно существенную для жениха. У ингушей есть поговорка, что если девушка попросит золота, сколько сама весит, то жених должен отдать - иначе слабак. При разводе все, что было подарено невесте мужем и родственниками с обеих сторон, остается ей. В общем, если подсчитать, во что обошлись подарки и свадьба, - любой передумает разводиться!

Предоставь выбор родителям

Исторически «по любви» в Ингушетии женились редко. Да и сегодня многие родители сами выбирают сыну жену или предлагают ему свою помощь в поиске достойной кандидатуры. Мне невесту мама выбирала, и с будущей женой я виделся до свадьбы один раз. И уже потом у нас любовь появилась.

А первый президент Ингушетии Руслан Аушев высказался еще категоричнее: «Любим мы матерей, а жен мы уважаем».

Избегай тёщу

Зять не должен лично общаться с тещей. Она всегда живет отдельно. Не думаю, что я до конца своей жизни хоть раз увижусь со своей тещей. Когда в доме у родителей жены застолье и я приезжаю с друзьями, то сначала остаюсь в машине. Теща встречает гостей, и они ей в шутку говорят: «Мы привезли вам цветочек». Она все понимает и, побеседовав пару минут, уходит, передав гостей молодежи: дочерям, снохам. После этого я уже без стеснения могу войти. Это не бойкот, а акт особого уважения. Я обязан хорошо к ней относиться, следить, чтобы она ни в чем не нуждалась: ведь она родила мать моих детей. С тестем в первые годы брака видеться тоже не положено, но после рождения внуков бывает и так, что видятся. Но только если он сам проявит инициативу.

Не бери вторую

В Ингушетии встречаются полигамные семьи, где две, три или четыре жены живут под одной крышей и вместе воспитывают детей. Но большинство современных женщин к этому не готовы. «Пока моя сорочка висит в шкафу, никакой второй жены не будет» - есть у ингушей такая поговорка. Обычай требует уважать позицию супруги в этом вопросе и тем самым оберегает брак от ревности и разлада.

Кроме того, для многих мусульман Ингушетии значимо мнение шейха Батал-хаджи Белхороева, жившего в XIX веке. Сам он имел двух жен, но однажды, когда люди обсуждали эту тему, он сказал: «Счастлив тот, кто проживет всю жизнь с одной и уйдет так из этого мира».

Стройся!

На Кавказе молодожены первые 3−5 лет обязательно живут с родителями - так у нас заложено по менталитету, культуре. Отделяются только после того, как построят свой дом. У нас большинство семей живет в частных домах, многоэтажки в Ингушетии появились не так давно. Если денег нет, то строительство может растянуться и на 5−10 лет. Понятно, что такая совместно нажитая недвижимость скрепляет брак крепче цемента.

Будь первым с конца

Самый младший сын живет с родителями всегда, пока они живы, и не разводится ни при каких обстоятельствах. Он может взять себе вторую-третью-четвертую жену, но первый брак разрушать не будет. Этого правила придерживаются во многих кавказских семьях. Поэтому никогда не бывает споров о том, с кем живут родители и кто наследует родительский дом. Забота о стариках и дом всегда достаются младшему сыну.

Уважай свекровь

Невестка со свекровью общаются весьма тесно. Они же обычно живут в одном доме. Моя жена ни разу не села при моей матери. Это не значит, что ей нельзя садиться. Можно. Просто она ее уважает из уважения ко мне. У нас говорят так: если хочешь жить в согласии с мужем, не спорь с его родителями.

Вступай в переговоры

Если ингуш все-таки задумался о разводе, ему придется выслушать мнение не только ближайших родственников. Ни один из членов рода не останется в стороне. С обеих сторон наверняка будут выдвинуты авторитетные переговорщики для улаживания дела миром.

«Это их личное дело!» - у нас такого нет. Все знают друг друга, все ходят и «решают проблемы». Бывает, не только супруги конфликтуют, но и свекровь придирается, сына и других родственников против невестки настраивает. И со всеми надо побеседовать, переубедить. Я тоже много раз бывал миротворцем. А однажды я своей знакомой посоветовал развестись: муж агрессивный, пьет, меняться не желает. Но она рассудила иначе: «Боюсь людей. Станут про меня пускать сплетни, что муж пьет и шатается из-за меня -обязательно найдутся такие с его стороны». В итоге они примирились, и у них, кажется, уже четверо детей.

Помни о детях

По нашим обычаям в случае развода дети остаются с матерью до 8−10 лет, а потом она сама передает их на воспитание в семью бывшего мужа. Даже если отец от них отказался, их берут его родители, дядя, тетя. Это сейчас очень распространено. Женщине без детей легче найти нового супруга, создать новую семью. Если же она не собирается снова замуж, то дети, бывает, остаются с ней.

Не давай жене работать

В Ингушетии на работу ходят от силы 20 процентов женщин. Делать карьеру им не возбраняется. До недавнего времени вице-премьером республики была женщина. Но домашний очаг и воспитание детей все же в приоритете. Финансовая зависимость играет свою роль. Очень редко ингушская женщина сама просит о разводе. В большинстве случаев инициатором выступает муж. Причина - она не соглашается с ним в принципиальных вопросах или некрасивая, скажем так… Чтобы женщина «полюбила другого» и ушла? У нас даже представить такое невозможно. Это и по ингушским традициям не полагается, и по исламу категорически запрещено.

Текст: Ольга Калантарова

Иллюстрации: Екатерина Седогина

Известно, что ингуши и чеченцы – один народ, разделенный в силу исторических и социально-политических причин. Тем не менее, за недолгий период своего размежевания чеченцы и ингуши успели накопить немало отличий.

Истоки

В современной этнологии чеченцев и ингушей принято объединять общим термином – «вайнахские народы» (чеч. «вайнах», ингуш. «вейнах» – «наши люди»). Именно так идентифицируют себя представители двух кавказских этносов.
Чеченцы и ингуши не создали своей письменности, в связи с чем их история изучалась по летописям соседних народов. Зачастую эти сведения были обрывочны и не всегда объективны. Тем не менее, сегодня ученые с полной уверенностью могут сказать, что чеченцы и ингуши являются одними из древнейших жителей Кавказа, принадлежащих к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи.
Предков ингушей (самоназвание галга́и) историки находят среди племенного союза аланов, учувствовавшего в Великом переселении народов.

Антрополог Виктор Бунак уверен, что среди ингушей древний кавказский (или кавкасионский) тип сохранился «более чем у кого-либо из других северокавказских народов».
Вот как ингушей описывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «По наружному своему виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу черный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты».
Чеченцы (самоназвание но́хчий), по одной из гипотез, на исторической сцене появились раньше ингушей. Некоторые исследователи, в том числе антрополог Валерий Алексеев, считают чеченцев потомками хурритов, живших во 2 тысячелетии до нашей эры в северной Месопотамии.
В армянских источниках VII века чеченцы упоминаются как «нахча матьян» («говорящие на языке нохчи»). В документах XVI-XVII столетий можно встретить племенные названия чеченцев – ичкеринцы, ококи, шубуты. В русском языке слово «чеченец» стало транслитерацией терминов бытовавших в среде соседних народов – «цацане», «шашены», «чачане».
Внешний облик чеченцев согласно словарю Брокгауза и Ефрона такой: «высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении Чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз варьирует от чёрного до более или менее тёмно-карего и от голубого до более или менее светло-зелёного. В цвете волос замечаются переходы от чёрного к более или менее тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый».
Генетические исследования показали, что современные чеченцы и ингуши хоть и относятся к одной и той же гаплогруппе, в этническом плане неоднородны. Генетик Хусейн Чокаев, опираясь на последние данные исследований, пишет, что общий предок значительной части чечено-ингушского этноса - это представитель субгруппы J2a4b (М67), которая зародилась на территории современной Турции примерно 11,8 тыс. лет назад. Носителями такого гаплотипа были, в том числе, карийцы, минойцы и пеласги. Но если ингуши соответствуют группе J2a4b (М67) на 87%, то чеченцы только на 58%.

Размежевание

Со временем чеченцы большей частью расселились по правым притокам Сунжи и Терека. В равной степени местами их проживания стали горы, предгорья и равнины. Ингуши сосредоточились к западу от чеченских поселений, главным образом в верховьях Сунжи.
Первые признаки разделения единого вайнахского этноса, по мнению исследователей, наметились после 1770 года, когда ингуши приняли российское подданство. Вхождение в состав империи привнесло свои особенности в жизненный уклад этого народа. Размежевание между ингушами и чеченцами еще больше усилилось во время Кавказской войны, с перерывами продолжавшейся с 1817 по 1864 годы.
В годы войны именно Чечня стала главным оплотом сопротивления и очагом военно-религиозного движения мюридизма. Согласно этому учению нравственное и политическое возрождение ислама было возможно лишь после свержения иноверного русского ига. Мюридистская пропаганда Кази-Муллы, Гамзата и Шамиля дала богатые всходы на чеченской почве, в то время как ингуши остались в стороне от «войны за веру».
После окончания Кавказской войны обжитые ингушами места для приграничного спокойствия были заселены казаками, которые оставались там вплоть до прихода на Кавказ Советской власти. В 1921 году на территории бывшей Терской и части бывшей Кубанской областей Российской империи возникла Горская АССР, а в 1936 году на карте появилась Чечено-Ингушская АССР.
После распада Советского Союза чеченцы и ингуши снова пошли разными дорогами: в Чечне активизировались радикальные течения, призывавшие к независимости, а Ингушетия решила остаться в составе России. В новой ситуации граница между Чечней и Ингушетией перестала быть условной и со временем разделила два субъекта федерации – Республику Ингушетия и Чеченскую Республику.

Религия

Господствующая религия ингушей и чеченцев – ислам суннитского толка. Впрочем, степень его влияния на оба народа разная. Несмотря на то, что ислам в Северный Кавказ начал проникать еще со времен нашествия Чингисхана, большинство жителей Чечни прияли его только в XVIII столетии. В период Кавказских войн через мюридистское движение ислам настолько укрепился в Чечне, что породил там настоящий религиозный фанатизм.
В Ингушетии ислам адаптировался лишь к середине XIX столетия, однако не пустил там глубоких корней. До недавнего времени немало ингушей все еще оставалось во власти древних домусульманских верований, неотъемлемой частью которых был культ семьи и предков. Этот культ обязывал чтить свои святыни, такие как очаг и надочажную цепь. Возле очага готовили пищу, обсуждали важные вопросы, совершали обряды. Надочажная цепь также сохранила связь с традициями. Когда в ингушский дом входил посторонний человек и хватался за надочажную цепь – он попадал под покровительство хозяина, а если к ней прикасался кровник, то он избавлялся от мести.
Современная Ингушетия в значительной степени живет в русле политической и религиозной свободы, что оказывает влияние и на вероисповедание. Если в Чечне официально признан лишь суфийский ислам, то в Ингушетии большое число сторонников салафизма, который многими воспринимается как радикальное течение ислама.
В отличие от ингушей на религиозное сознание чеченцев оказала влияние напряженная социально-политическая обстановка последних десятилетий, из-за чего салафизм не прижился в общественном пространстве Республики. В свою очередь, особенно среди молодежи, растет интерес и стремление к истинному исламу, в строгом соблюдении всех предписаний Корана и религиозных обрядов.

Традиции

По мнению этнографов, чеченская культура в большей степени, чем ингушская утратила связь с традиционными ритуалами характерными для вайнахов. Так, ингушей возмущает чеченский обычай давать гостю суп, а не специальное мясное блюдо из баранины, куриного или индюшачьего мяса, что практиковалось испокон веков.
Тоже самое можно сказать и о семейных взаимоотношениях. Ингушский мужчина обычно не знакомится со своей тещей, они не видятся на сватовстве, не пересекаются на семейных торжествах и других мероприятиях. Ингуши очень гордятся эти фактом и считают, что их семьи гораздо крепче чеченских.
Есть отличия и в свадебных обрядах. К примеру, если у чеченцев после показа гостям невеста весь день находится в отдельной комнате, то у ингушей принято, чтобы молодая до вечера стояла в углу главного зала и принимала подарки. Ингушки нередко свадебному платью предпочитают национальные наряды, чеченки в этом плане более современны.
Жизненный уклад чеченцев и ингушей в значительной степени определяется тейповой (клановой) структурой. Ингушские тейпы приято называть еще и «фамилиями». Если чеченский тейп может насчитывать сотни фамилий, то ингушский чаще всего ограничивается несколькими десятками, при этом ингушские фамилии чаще всего имеют доисламские корни, тогда как чеченские преимущественно мусульманские.
Ингушский тейп обычно экзогамен. Браки внутри тейпа конечно встречаются, однако не приветствуются. Чеченцы напротив предпочитают создавать браки внутри своего тейпа, чтобы прочнее сохранять родовые связи.
В Чечне тейпы подчиняются крупным военно-политическим объединениям – тукхумам. Всего их девять. У ингушей такого деления нет. В вайнахской среде ингушей традиционно называют «десятым тукхумом», подчеркивая тем самым близость двух соседних народов.
На данный момент в мире насчитывается около 1 млн. 700 тыс. чеченцев. Кроме Чечни они проживают в Ингушетии, Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской области, Северной Осетии, за рубежом их больше всего в Турции, Казахстане, Франции, Австрии, Бельгии.
Общая численность ингушей около 700 тыс. человек. Помимо России они также живут в Киргизии, Украине, Белоруссии, Латвии, Турции, Сирии, Иордании, Ливане.

Вот это истории! Расскажу свою. В 21 год познакомилась с ингушом, он был младше меня на год. Сама русская, крещенная. Он верующий, читает намаз 5 раз в день, ну и все соблюдает. Познакомились в то время, когда он служил в армии в мое городе, а я заканчивала институт. Сначало я относилась к нему как другу, но он звонил, писал... так мы общались около 6 месяцев. В итоге я сдалась.... помню наш первый поцелуй (больше такого не повторялось, но именно тогда через меня как-будто прошел электрический заряд, не знаю что это было), ну вообщем закрутилось, завертелось. Он знал, что я была не девственницей, да мы переспали с ним... скажите подстилка.... говорите что хотите, но тогда я жила своими чувствами и мне очень этого хотелось, т. к. я оч его люблила и если честно, я не была наивной, даже если он использовал меня тогда, мне все равно, я была счастливой... Хотя были сцены ревности, ссоры, но он всегда первый звонил и просил прощение. Меня всегда тянуло к Кавказу, как танцуют лезгинку, так я с открытым ртом смотрю, наверно в прошлой жизни была ингушкой)))))Да, он звал меня замуж, его мама знала про меня (видела наши совместные фото), насчет отца не знаю.... знал он или нет, я не в курсе. Но я то прекрасно понимала, что как-бы я его не любила, у нас нет будущего. Отпустила его. Он уехал в Ингушетию. Первое время мы созванивались, я ждала его, но однажды трубку взял его друг и сказал: \" Ты хорошая, красивая девушка, ты думаешь он женится на тебе, лучше устраивай свою жизнь и забудь о нем\". Я сказала спасибо и положила трубку. Описывать мое состояние не буду, проплакала всю ночь в истерике)) Потом сменила номер и стала забывать его. Так нет, нашел меня в одноклассниках и опять начали общаться, говорил, что не знал что мне его друг сказал и что это все не правда. После этого он уже с ним не общался. Уже 3, 5 года как мы общаемся по телефону, созваниваемся, хоть и редко. Бывало по пол-года мне не звонил, а потом говорил пытаюсь, но не могу тебя забыть, чуть не женился на ингушке, но открыто ей сказал, что любит и будет меня всегда любить. Я ему открыто говорю- женись уже и забудь меня, а он-лишь спрашивает люблю ли я его, я то люблю, да только вру ему и говорю, что люблю только как друга уже. Рассказываю ему о своей жизни, говорила про парней, знаю ему было оч больно это слышать, но я должна была сделать так, чтобы он меня забыл. За эти 3, 5 года пыталась найти любовь, встречалась, чуть замуж не вышла... но не складывается... много парней ухаживает, но не могу я их полюбить искренне, да и просто не скалдывается... Мой ингуш тоже все не женится, хотя я искренне желаю ему счастья и не держу его, т к понимаю не смогу я жить в Ингушетии по местным традициям, не смогу предать свою религию... Я просто счастлива от того, что знаю, что он есть и любит меня, о чем он постоянно говорит по телефону. Я искренне желаю ему счастью, ведь любить можно и не находясь рядом с человеком. А я не собственница, жизнь меня научила за эти 3, 5 года и многое я осознала и поняла. Собирается приехать... жду и не знаю, правда не знаю что будет. Мои родители не знаю о нем, боюсь не переживут (уже в возрасте), а я больше всего уважаю их и против их воли не пойду, они дали мне жизнь, высшее образование, воспитание. Иногда хочется все бросить и уехать к нему, но тут же включаю мозг и заставляю сердце замолчать. А так хочу семью и детей от любимого мужчины, ведь мне уже 27 будет в этом году. Вам очень повезло девушки-ингушки, у вас настоящие мужчины с чистой душой и я всегда буду уважать ингушей!!! Берегите их!!!

Цитирую Стелла:

Ингушки выходят поздно замуж.


В среднем по России женщина выходит замуж в 25 лет и рожает первого ребенка в 27 лет. Вы хотите сказать, что ингушки выходят замуж и рожают детей примерно в том же возрасте? Почему тогда Ингушетия занимает третье место в России и второе на Кавказе (после Чечни) по количеству детей, в среднем рождаемых одной женщиной? Причем с двукратной разницей со среднероссийским уровнем: в среднем по России женщина рождает 1,5 ребенка, а в Ингушетии - 3.
Вот отрывок из статьи, посвященной ранним бракам на Кавказе:
"Крайне мало надежных количественных исследований, показывающих, что действительно типично для современной северокавказской семьи, а что перекочевало в массовые представления о Кавказе из русской литературы XIX века или других не менее старинных источников. В Чечне даже обычных полевых наблюдений по этой тематике, не претендующих на статистическую надежность, проводилось мало. Я буду основываться на фрагментарных количественных исследованиях, которые мы с коллегами проводим в отдельных селах соседних с Чечней регионов. Более полных данных, свободных от изъянов официальной северокавказской статистики, пока нет.
Уместнее всего посмотреть на данные по районам Дагестана, географически примыкающим к Чечне. Ожидать, что в самой Чечне все совершенно так же, было бы некорректно, хотя бы потому, что семейное устройство может довольно сильно различаться у разных народов Северного Кавказа (правда, среди жителей приграничной с Чечней части Дагестана есть один из субэтносов чеченского народа - чеченцы-аккинцы). Тем не менее общение между регионами, прежде всего торговое (а оно активно), и наличие «трансграничных» браков позволяет предположить, что различия вряд ли носят слишком резкий характер.
Ранние браки - вещь действительно довольно распространенная в этой части Северного Кавказа. Например, в одном из обследованных нами сел среди выпускниц средней школы 2011 года по состоянию на апрель 2015 года замужем было 65%. Во всех обследованных селах средний возраст матери при рождении первого ребенка меньше, чем по России в целом. Это - при крайне низком проценте в селах рождений у одиноких матерей - также говорит о практике ранних браков.
«Прямое» свидетельство их числа в виде статистики загса здесь не поможет, потому что многие браки регистрируются не сразу после их заключения. Впрочем, и официальная статистика, при всей проблематичности ее использования, намекает на рост числа ранних браков в последние годы: например, в Дагестане с 2005 по 2012 год среднее число рожденных детей быстрее всего росло для женщин до 20 лет." - http://daily.rbc.ru/opinions/society/18/05/2015/5555fefb9a79471871430dc0

В статье приводится в пример Дагестан, но едва ли в Ингушетии ситуация отличается коренным образом, к тому же Ингушетия превосходит Дагестан по показателю рождаемости в среднем на одну женщину.

«Я была ещё совсем юной, верила в любовь с первого взгляда и, несмотря на предупреждения своих родителей, решилась-таки продолжить свои отношения с парнем ингушской национальности, - рассказывает мне Алла. - Жили мы в Сибири, и вроде всё у нас было хорошо, пока не родилась дочь. Вот тут я узнала, что такое кавказский парень. Это был совершенно другой человек. В семье он главный, его слово закон, прав он или нет - неважно. Вскоре он уехал домой, на родину. Я узнала, что там есть другая семья. Но он приезжал к нам иногда на побывку, а мы с дочкой ждали и радовались этим встречам. Так прошло три года. Но как-то во сне моя дочурка стала звать папу, и я решила ехать на его родину, чего бы мне это ни стоило, ради неё. На тот момент у него было двое детей. Однако это меня не остановило. Я решилась быть второй, но не лишать дочурку внимания ее отца. Меня его родственники не приняли вообще, просто проигнорировали, а дочь наоборот, приласкали. Мои старания как-то приблизить свекровь, золовок не были успешными. Папа приходил к нам всё реже и реже. И так прошло семь лет. Чего я ждала, сама не знаю. В один день я решила: всё, возвращаюсь к себе домой. Дочку я забрала, что любопытно, я не увидела никаких переживаний по этому поводу с её стороны, а вот сердце моё было разбито окончательно, и даже устраивать свою жизнь уже больше не хочу. Получается, разбился вдребезги мой корабль. А ведь мама мне говорила...

Я знаю ещё пару историй, и в обоих случаях скажу, что счастья в них я не увидела. В первом случае Люда познакомилась не только с парнем, но с его мамой и сестрами, у них в России был общий бизнес. Они очень любили её, но не заметили, как смотрел их сын на новую сотрудницу. А когда их поставили перед фактом, начался переполох. Они живут ещё вместе, с родными его не ладят, не общаются, но вот детей заимели. Не знаю, надолго ли. А вот в истории с Надей так и вышло. Она родила троих детей, изначально её приняли вроде, а потом так и не сложилось. Уехала она, бросив всё и забрав с собой детей.

Не знаю, как это бывает в браках с представителями других национальностей, но за ингуша выходить замуж я бы никому не посоветовала. Уж слишком сильны у них традиции, уж слишком они собственники в вопросах брака. Но вот как друзья - это были самые надёжные люди. Таких друзей, каких я имела в Ингушетии, уверена, у меня больше не будет никогда. Мне как-то мой друг Бекхан, тоже ингуш по национальности, сказал: «Мы иначе не можем. За нас надо выходить замуж, взвесив сто раз, а потом ещё сто. По-другому нельзя. У нас любовь до брака, а потом на первом месте - долг и уважение, нация и традиции. Эмоции отступают. Иначе бы мы себя не сохранили. Уж слишком много потрясений было в нашей истории, чтобы нас уничтожить». Не знаю, сколько истины в его словах, но они параллельны к моим мыслям".

Возвращаясь снова к форуму, скажу словами одной из его участниц: «Человека изначально воспитывают или формируют три системы - семья, культура (вероисповедание в том числе) и образование. Если хочешь стабильности в браке и взаимопонимания, то не стоит пренебрегать ничем, и хорошенько всё взвесить, потому что когда-нибудь ты будешь просто членом его семьи, и насколько тебе там будет комфортно - это вопрос!».

Газета Ингушетия

Лилия Харсиева



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png