После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан. Не надо так.

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

В старообрядческой литературе XVII - первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами…Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста - символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Согласия и толки

Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

Исус

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Навстречу солнцу

К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Галстуки и рукава

В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Народная молва ассоциирует закатанные рукава с палачами, а галстуки с виселицами. Хотя, это только одно из объяснений. Вообще, у старообрядцев принято носить на службы специальную молельную одежду (с длинным рукавом), а галстук никак не повяжешь на косоворотку.

Вопрос креста

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая Алилуйя

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Поклоны на службе

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» - поклон до персей или до пупа; «средний» - в пояс; малый земной поклон - «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).

Метания были запрещены Никоном в 1653 году. Он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».

Руки крестом

Во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди.

Четки

Православные и старообрядческие четки отличаются. В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются чётки с 33 бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо количеством, кратным 10 или 12.

В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка - чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса.

Крещение полным погружением

Старообрядцы приемлют крещение только полным троекратным погружением, тогда как в православных церквях допускается крещение обливанием и частичным погружением.

Монодическое пение

После раскола православной церкви старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое старообрядцами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками - «знаменами» или «крюками».

Крест - символ искупительной жертвы Христа - не только знаменует нашу принадлежность к христианству, но через него нам ниспосылается спасительная Благодать Божья. Поэтому он является важнейшим элементом веры.

Будь то старообрядческий крест или один из тех, что приняты в официальной церкви - они в равной степени благодатны. Их отличие чисто внешнее, и обусловлено лишь сложившейся традицией. Постараемся разобраться, в чём оно выражено.

Отход старообрядцев от официальной церкви

В середине XVII века Русская Православная Церковь пережила сильнейшее потрясение, вызванное реформой, проводимой её предстоятелем Патриархом Никоном. Несмотря на то что реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону богослужения, не касаясь главного - религиозной догматики, она привела к расколу, последствия которого не заглажены по сей день.

Известно, что, войдя в непримиримые противоречия с официальной церковью и отделившись от неё, старообрядчество недолго оставалось единым движением. Разногласия, возникшие между его религиозными лидерами, стали причиной того, что вскоре оно распалось на десятки группировок, именуемых «толками» и «согласиями». Для каждого из них был характерен свой старообрядческий крест.

Особенности старообрядческих крестов

Чем же крест старообрядческий отличается от обычного, того, что принят у большинства верующих? Здесь нужно отметить, что само понятие весьма условно, и речь может идти лишь о тех или иных его внешних особенностях, принятых в религиозной традиции. Старообрядческий крест, фото которого представлено в начале статьи, является наиболее распространённым.

Это восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такая форма была широко распространена в русской Православной Церкви в середине XVII столетия к моменту начала раскола и находилась в полном соответствии с каноническими требованиями. Именно её раскольники сочли наиболее соответствующей понятиям древнего благочестия.

Восьмиконечный крест

Саму же восьмиконечную форму креста нельзя считать исключительной принадлежностью старообрядчества. Подобные кресты распространены, например, в Русской и Сербской Православных Церквях.

Наличие в них, кроме основной горизонтальной перекладины, ещё двух объясняется следующим образом. Верхняя - небольшая перекладина - должна изображать табличку, прибитую вверху креста, на котором был распят Спаситель.

На ней, согласно Евангелию, имелась аббревиатура надписи: «Иисус назарянин, царь иудейский». Нижней же, наклонной перекладине, изображающей подставку для ног распятого Христа, часто придаётся вполне определённый смысл.

По установившейся традиции её принято считать неким «мерилом праведности», взвешивающим людские грехи. Её наклон, при котором правая сторона поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, символизирует прощение грехов и обретение Царства Божия.

Левая же, опущенная вниз, указывает на глубины ада, уготованные не раскаявшемуся и хулившему Господа разбойнику.

Дореформенные кресты

Отколовшаяся от официальной церкви часть верующих не изобрела в религиозной символике ничего нового. Раскольники лишь сохранили те её элементы, которые бытовали до реформы, отказавшись при этом от каких-либо новшеств.

Например, крест. Старообрядческий он или нет, это, прежде всего, символ, существовавший с начала христианства, и те внешние изменения, которые он претерпевал на продолжении веков, не меняли его сущности.

Наиболее же древние кресты характерны отсутствием изображения фигуры Спасителя. Для их создателей важна была лишь сама форма, несущая в себе символ христианства.

Это нетрудно заметить и в крестах старообрядцев. Например, старообрядческий нательный крест часто выполняется именно в такой древней традиции.

Однако это не является его отличием от обычных крестов, которые также часто имеют строгий лаконичный вид.

Меднолитые кресты

Более существенны различия между старообрядческими меднолитыми крестами, принадлежащими различным религиозным согласиям.

В них главной отличительной чертой является навершие - верхняя часть креста. В одних случаях оно изображает Святого Духа в виде голубя, а в других - нерукотворный образ Спасителя или Бога Саваофа.

Это не просто различные художественные решения, это их принципиальные канонические установки. Глядя на такой крест, специалист может без труда определить его принадлежность той или иной группе старообрядцев.

Так, например, крест старообрядческий Поморского согласия или близкого им Федосеевского толка, никогда не несёт на себе изображения Святого Духа, но его всегда можно узнать по образу Спаса Нерукотворного, помещённого в навершии.

Если подобные отличия ещё можно отнести к установившейся традиции, то есть между согласиями и сугубо принципиальные, канонические разногласия в оформлении крестов.

Пилатова надпись

Часто причиной для споров служит текст надписи на верхней, малой перекладине. Из Евангелия известно, что надпись на дощечке, прикреплённой к кресту Спасителя, была сделана Понтием Пилатом, по приказу которого Христос был распят.

В связи с этим у старообрядцев возникает вопрос: достойно ли, чтобы крест православный старообрядческий нёс на себе надпись, составленную тем, кто навеки проклят церковью? Наиболее ярыми её противниками всегда являлись упомянутые выше поморцы и федосеевцы.

Любопытно, что споры по поводу «пилатовой надписи» (так именуют её старообрядцы) начались ещё в первые годы раскола. Один из видных идеологов старообрядчества - архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий - известен тем, что составил несколько весьма объёмистых трактатов в осуждение этого титла, и даже подал об этом челобитную самому государю Алексею Михайловичу.

В своих трудах он доказывал недопустимость подобной надписи и настоятельно требовал заменить её аббревиатурой надписи "Иисус Христос Царь Славы". Казалось бы, незначительное изменение, но за ним стояла целая идеология.

Крест - общий символ для всех христиан

В наши дни, когда официальная церковь признала законность и равноправие старообрядческой церкви, в православных храмах можно часто увидеть те самые кресты, которые прежде бытовали лишь в раскольничьих скитах.

Это неудивительно, так как вера у нас одна, Господь един, и задавать вопрос, чем отличается старообрядческий крест от православного, представляется некорректным. Они по своей сути едины и достойны всеобщего поклонения, так как при незначительных внешних отличиях имеют общие исторические корни и равную благодатную силу.

Старообрядческий крест, отличие которого от обычного, как мы выяснили, чисто внешнее и незначительное, редко представляет собой дорогостоящее ювелирное украшение. Чаще всего для него характерен определённый аскетизм. Даже старообрядческий золотой крест встречается не часто. В большинстве своём для их изготовления используется медь или серебро.

И причина этому отнюдь не в экономии - среди старообрядцев было немало богатых купцов и промышленников, - а скорее в приоритете внутреннего содержания над внешней формой.

Общность религиозных устремлений

Старообрядческий крест на могилу также редко отличается какой-либо вычурностью. Обычно он восьмиконечный, с установленной сверху двускатной крышей. Никаких излишеств.

В традиции старообрядчества придавать большее значение не внешнему виду могил, а заботе об упокоении душ усопших. Это в полной мере согласуется с тем, чему учит нас и официальная церковь. Мы все одинаково молим Бога за наших родных, близких и просто братьев по вере, закончивших свой земной путь.

Давно ушли в прошлое времена гонений на тех, кто по своим религиозным воззрениям или в силу сложившихся обстоятельств оказался в рядах движения, вышедшего из-под контроля верховной церковной администрации, но тем не менее остававшегося в лоне Христовой церкви.

Официально признав старообрядчество, Русская Православная Церковь постоянно ищет пути ещё большего сближения с нашими братьями во Христе. И потому крест старообрядческий или икона, написанная по установленным в старой вере канонам, стали в полной мере предметами нашего религиозного почитания и поклонения.

Молитва Животворящему Кресту - примеры молитвенных текстов Кресту Христову

Широко известна в православии практика почитания святых, а также культ ангелов и других небесных сил. Однако существует и более экзотическая и довольно странная практика почитания Креста. Об этом мы и поговорим в данной статье.

Почитание Креста в православии

Крест в таком случае пишут с большой буквы, так как верующие люди наделяют его личностными качествами и относятся к Кресту, как к самостоятельной персоне. Богословски такое «благочестие» не обосновано ничем, оно просто есть.

При этом робкие попытки свести всю проблему к уровню аллегории и богословской метафоры не убедительны в силу незыблемого святоотеческого правила: закон молитвы - это закон веры. То есть молитва Животворящему Кресту, практикуемая в православии, подразумевает под собой веру в персонифицированное бытие некоего наделенного сознанием Креста.

Впрочем, цель данной статьи состоит не в том, чтобы углубляться в теологические вопросы крестопоклонничества, а проиллюстрировать эту практику на примере нескольких наиболее популярных молитв.

Основная молитва честному Животворящему Кресту

В нашей статье молитва будет дана в современном русском переводе, так как человеку, не знакомому с церковнославянской лексикой, оригинальный текст может показаться неудобоваримым.
"Пусть воскреснет Бог, и рассеются враги его! И пусть убегут от лица его те, кто его ненавидит! Как исчезает дым, так они и исчезнут, как тает воск перед лицом пламени, так погибнут и демоны перед лицом любящих Бога, осеняющих себя крестным знамением и в радости восклицающих: «Радуйся, почитаемый всеми Животворящий Крест Господа! Изгони демонов силой распятого на тебе нашего Господа Иисуса Христа, спустившегося в ад и поправшего силу дьявола и подарившего нам тебя – свой почитаемый Крест, чтобы изгнать всякого врага. О, почтеннейший и Животворящий Крест Господа! Помогай мне вместе со святой госпожой Девой Богородицей и вместе со всеми святыми во веки. Аминь".
Эта молитва Животворящему Кресту входит в состав так называемого вечернего молитвенного правила и читается каждый вечер всеми верующими. Первые ее стихи взяты из 67 псалма, истолкованного в свете догмата о воскресении из мертвых Иисуса Христа. Существует и другая общеупотребительная молитва Животворящему Кресту Господню, не столь, однако, известная и к тому же более пространная. Ознакомиться с ней можно ниже.

Альтернативная молитва ко Кресту

"Перед дивной чудотворящей силой, четвероконечный и трисоставный Крест Христа, у подножия твоего в пыль распростертый, покланяюсь тебе, почтенное древо, отгоняющее от меня все нападки демонов и освобождающее от всех бед, печалей и неприятностей. Ибо ты есть древо жизни! Ты есть очищение пространства, освящение святого храма, защита моего дома, охрана моего ложа, просвещение разума моего, сердца и чувств. Знамение твое святое защищает меня с того дня, когда я родился, просвещает с того дня, когда я крестился; оно пребывает со мной и во мне во все дни жизни моей - на суше и на воде. И к могиле оно будет провожать меня, осеняя мои останки. Оно же - священное знамение чудотворного Креста Господа, возгласит всей Вселенной о часе всеобщего воскресения из мертвых и страшного суда Божьего. О, Крест всепочтеннейший! Силой твоей наставь, научи и благослови меня, недостойного, искренне верующего, не имея сомнений, в твою непобедимую силу! Защити меня от всякого врага и исцели все болезни мои душевные и телесные. Аминь".
Эта молитва Животворящему Кресту не употребляется в богослужении, но распространяется в молитвословах и других сборниках молитвенных текстов, предназначенных для домашнего использования.

Краткие воззвания

Существует и несколько кратких текстов, призванных помочь выразить почтение этому предмету. В первую очередь, это маленькая молитва Животворящему Кресту, которой иногда заменяют пространный текст, предназначенный для ежевечернего произнесения и который мы приводили выше.

Звучит она так:

"Защити меня, Господи, силой почтенного Животворящего Твоего Креста и сбереги меня от всякого зла".
Существуют и другие молитвы Кресту, порою очень длинные – каноны, акафисты, которые без труда можно найти в церковных лавках.

Как крестятся православные и для чего это нужно?

В христианстве есть множество традиций и действий, значения которых мы не понимаем. Так, например, о том, как крестятся православные, зачем они это делают, мы не задумываемся, а просто механически выполняем. А ведь во всем есть свой подтекст. Давайте разберемся в этом вопросе.

Виды крестного знамения

В христианстве существуют три вида крестного знамения: двоеперстие, троеперстие и именословное. На сегодняшний день среди прихожан наиболее распространено именно троеперстие, когда большой, указательный и средний палец складывают вместе, а другие два подгибают к ладони, после чего крестятся.

Три пальца являются символом Святой Троицы. Двоеперстие считается более древним и относится еще к временам старообрядцев. При двоеперстном крестном знамении указательный и средний пальцы складывают в знак единства божественной и человеческой природы Христа.

Именословным крестным знамением пользуются только священники. Называется оно так, потому что символизирует имя Христа. Итак, как крестятся православные? Прихожане пользуются троеперстием. Двоеперстие и именословное перстосложение используется священнослужителями, а также изображается на иконах. Последнее используется священниками еще и при освящении предметов.

Как крестятся православные: особенности

В христианстве официально приняты три конфессии: православие, католицизм и протестантство. Мы рассмотрим православие и католицизм. У православных христиан отношение к традициям более строгое. Не так покрестишься, не так поклонишься - не миновать осуждения.

В католицизме же больше уделяется внимания мирской жизни, а многие православные традиции хоть и есть, но или упразднены, или выполняются прихожанами по принципу "кто как умеет". Итак, как крестятся православные?

Складывать пальцы следует в троеперстие, после чего рука подносится сперва ко лбу, затем к пупку, а потом от правого плеча к левому. Но почему православные крестятся таким образом? В этом есть особый смысл. Правая сторона в христианстве всегда считалось стороной спасения, а левая - место гибнущих.

То есть таким образом православный христианин просит причислить себя к спасенным. Католики же делают наоборот: слева направо. Для них такой жест означает, что они открывают сердце для Бога. Некоторые православные же свое крестное знамение расшифровывают так: они закрывают свое сердце от Сатаны.

Итак: почему всё-таки православные крестятся справа налево, а католики слева направо?

Так вот, католикам до 1570 года позволялось креститься как справа налево, так и слева направо. Но потом папа Пий V настоял на том, чтобы это делать слева направо и никак иначе. «Благословляющий себя самого... делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому», - говорил великий Божий посланник.

Дело в том, что, когда ты перещаешь руки таким образом, крестное знамение, согласно христианской символике, исходит от человека, который обращается к Богу. А при перемещении руки справа налево - исходящим от Бога, который благословляет человека.

Заметь: недаром и православные, и католические священники перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Это своего рода благословляющий жест.

Кроме того, что интересно, так это то, что движение руки слева направо означает переход от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве ассоциируется с дьявольской силой, а правая - с божественной.

А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским. Вот так вот! Если для тебя был интересным этот факт, тогда делись статьей с друзьями.

Добросовестная точность

Большая часть христиан и не задумывается о том, для чего же они крестятся. Для многих это является механическим действием. А такое бездумное выполнение делает этот жест просто бессмысленным и не несущим никакой энергетики.

Любой способ осенения себя или других людей крестным знаменем должен нести смысловую нагрузку, и тут уже вы должны сами выбрать, что для вас важнее: открыть сердце Господу или закрыть его от Сатаны. Поэтому нужно интересовать не только тем, как крестятся православные, но и тем, зачем они это делают.

Помните, что налагать на себя символически православный крест - значит нести большую ответственность.

Церковный раскол: борьба за благочестие или власть

Что такое церковный раскол? Церковный раскол – это название исторического события, случившегося в 40–50-х годах XVII века, когда определенная часть духовенства не поддержала патриарха Никона в его реформах. Главными его оппонентами стали Иван Неронов и Аввакум Петров, оба были протопопами и входили в сообщество блюстителей веры.

Трактовка церковного раскола

Церковный раскол многими историками еще в дореволюционное время описывался как чрезвычайно драматическое событие, повлекшее за собой множество трагических для русского народа последствий.

Этой же точки зрения стали придерживаться и советские ученые. В России, особенно царской, церкви всегда отводилась роль духовного хранителя и властителя душ. Что, собственно, вполне объяснимо - тогда религия в государстве была частью политики.

В советские времена вообще было принято любые события трактовать как борьбу угнетенных масс.

Исторические факты

Но если реформы Никона и церковный раскол проанализировать более глубоко, получается несколько другая картина. История гласит, что изменения в обрядах богослужения начались еще до официального начала раскола.

Были внесены поправки в служение литургии и в Псалтырь. Это считается основной причиной разногласия. Но церковный раскол произошел позже, когда патриарх Никон получил большие преференции от царя Алексея Михайловича, отца Петра Первого.

Тот мог сам принимать решения, касающиеся церковной жизни. Многие современные историки уверены, что именно это является реальной причиной разногласия.

Отношение народных масс к расколу

Утверждение о том, что церковный раскол повлек за собой непримиримые разногласия в народе, также не подтверждается историческими фактами.

Изучая документы, ученые пришли к выводу, что страсти кипели в среде духовенства, которое искало сторонников изначально в представителях знати, ну а уж потом в ход пошли холопы.

Это уже были попытки организовать акты неповиновения. Основная народная масса осталась к этому процессу равнодушной. Скорее всего, потому, что даже не поняла, из-за чего весь сыр-бор.

Крест староверов - это восьмиконечная фигура, являющаяся символом православной веры. Он используется для проведения религиозных процедур, таких как крещение и служение Богу. Данная модель креста перестала применяться церковью с 1656 года. Но некоторые староверы-раскольники по сей день используют в богослужении восьмиконечный крест.

Изменение креста после реформы Никона

История церковного переворота началась еще в XVII веке. Патриарх Никон провел всеобщую реформу, которая повлекла следующее:

  1. Замену двоеперстного крещения - на троеперстное.
  2. Пропевание «Аллилуя» не дважды, а три раза.
  3. Замену написания «Исус» на «Иисус».
  4. Поклоны до земли заменяются на поясные поклоны.
  5. Крестный церковный ход должен осуществляться против часовой стрелки.
  6. Сокращение церковной службы для возвращения к единогласию.
  7. Иконописание отныне осуществляется по новым правилам.
  8. При проведении богослужения слово «девица» заменяется на «дева», «наступил» - на «попрал».

В это же время произошла полная замена старых крестов на новые. Важно знать, что именно проведение данной реформы привело к расколу церкви на два лагеря. Люди, продолжающие следовать старым заповедям, отныне считались еретиками. Патриарх же объяснял высокую важность своей реформы следующими причинами:

  1. Церковные книги ручной переписи несут в себе множество ошибок и искаженных фрагментов, в сравнении с оригинальными книгами.
  2. Такие обряды, как крещение двумя пальцами и многоголосие в церковной службе, вызывают сомнения.

Но, несмотря на столь значимые причины, многие крестьяне считали это богоотступничеством и бурно высказывали свое недовольство, в один голос твердя, что готовы умереть за каждую исправленную букву в книге. Они были против любых заимствований с Запада, так как считали, что это лишь загрязняет их православную веру.

Восьмиконечные кресты

Восьмиконечные кресты современной церковью считаются неполноценными. Хотя они и пользуются особой популярностью среди староверов.

Стоит отметить, что, по преданию, именно восьмиконечный крест был найден царицей Еленой на горе Голгофе.

Помимо большой перекладины, восьмиконечный крест содержит еще две. При этом верхняя - символизирует именную табличку Христа, на которой произошло его распятие. А нижняя - расположена у подножья Христа.

Расположение нижней перекладины креста имеет очень большое значение. Предание гласит: если левый край подножья приподнят, то грешник раскаялся в своих грехах, и его душа отправится в рай. А если опущен - грешник не раскаялся перед Богом, усугубил свои грехи, и его душа отправится непременно в ад.

В XIX веке общее число староверов в Российской империи составляло более 30 % всего населения. Утешить бунтовое напряжение верующих удалось митрополиту Амвросию: власть пошла на компромисс и объявила единоверие. Благодаря этому старообрядцам удалось восстановить епархию.

Но иная половина староверов еще больше пришла в недовольство и стала считать митрополита еретиком, желающим свергнуть вероисповедание.

Немного позже власть снова пошла навстречу старообрядцам и разрешила им занимать общественные должности. После этого был частично отменен закон на ограничение крещения двумя перстами и использование в богослужении восьмиконечного креста.

Власть Советского Союза благосклонно относилась к старообрядцам, даже несмотря на то, что большевики не принимали веру и Бога. Служители же церкви имели опасения за свою жизнь, ведь церкви сжигали и разграбляли. Но, несмотря на все это, староверы жили в относительном спокойствии.

Восьмиконечный крест - яркий религиозный символ староверов. Со временем их традиции и манера жизни претерпели кардинальные изменения. Но, несмотря ни на что, этим людям все же удалось сохранить свою веру.

Крест православный старообрядческий обладает несколько отличной формой от широко распространенной в наше время четырехконечной. У него два перекрестья под углом девяносто градусов, где верхняя перекладина означает табличку, прикрепленную над Христом с надписью «Иисус назарянин царь иудейский», и косая нижняя перекладина, которая символизирует «мерило», оценивающее хорошие и плохие дела всех людей. Ее наклон в левую сторону значит, что покаявшийся разбойник первым попал в рай.

Какую особенность имеет такой крест? Старообрядческий образец иногда включается в четырехконечный крест большего размера и никогда не имеет фигурки распятого Иисуса. Это трактуется как то, что этот символ должен означать Распятие, но не изображать его. Если бы на кресте присутствовала фигура Христа, то крестик стал бы иконой, которая предназначена не для ношения, а для молитвы. Ношение же иконы в скрытом виде (старообрядцы никогда не носят виду) означает для этой группы верующих использование ее не по назначению (как амулет, что является недопустимым действием).

Крест старообрядческий отличается по своей форме для ношения мужчинами и женщинами. Для представителей сильного пола он имеет четкие четырехугольные границы, в то время как верующие дамы носят этот символ, окруженный дополнительным пространством, имеющим форму лепестка плавный форм. На обратной стороне креста присутствует молитва «Да воскреснет Бог, и разыдутся враги его…» или тропарь Кресту.

Когда появился этот крест? Старообрядческий вариант на Руси существовал издревле. Но во время реформ патриарха Никона в 1650-х гг его стали осуждать, наряду с другими символами тех, кто отказался принять церковные нововведения. В частности множество людей не приняли трехперстное вместо двуперстного, а также троекратное провозглашение «Аллилуйя» вместо двукратного. Старообрядцы полагали, что трехкратный кафизм противоречит волеизъявлению Богородицы.

К чему привел раскол на Руси, одним из символов которого стал именно крест? Старообрядческий люд в середине семнадцатого века был вынужден бежать из центральных областей страны на окраины, где складывались общины и секты. Последние имели множество чудных обычаев. Например, Рябиновский толк поклонялся только кресту, сделанному из рябины. Всех же приверженцев старых церковных традиций объединяла замкнутость существования и исключительная строгость в соблюдении исконных, по их мнению, церемоний. В ряде случаев при попытке обратить поселение в новую веру, люди прибегали к массовому самосожжению. Счет жертв в отдельные годы шел на десятки тысяч.

Где сегодня можно увидеть старообрядческие кресты? Фото поселений, где живут именно такие верующие, достаточно широко распространены. Такие населенные пункты можно найти и в центре России и на Алтае. Существуют даже экскурсии для знакомства с бытом и жизнью этого культурного слоя. Однако самих при посещении деревни вы, скорее всего, не увидите, т.к. староверы до сих пор носят их строго под одеждой.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png