Дети активно познают мир с самого рождения. Всему новому свое время. Например, о цветах грудничку нужно рассказать в 1-1, 5 года, о размере и форме в 2-3 года. Подробно о временах года, названиях месяцев дошкольники узнают поэтапно - в 3-4 года, ближе к школе в 6-7лет. Как сделать занятия увлекательными и запоминающимися с помощью специальных картинок времен года для детей, расскажем в нашей статье.
Начинать познавательные уроки о временах года с детьми нужно в раннем возрасте, в 3-4 года. К этому периоду малыши уже несколько раз осознанно наблюдали за сменой погоды в течение года, понимают, что такое тепло, холодно, пасмурно, снег, дождь.
Как подобрать карточки
Для урока нужно подготовить карточки времена года. Обучающие комплекты можно скачать в интернете, купить в книжном магазине. Картинки должны быть яркие, четкие. Различия погоды понятными детям.
- Лето. Ассоциируется с солнцем, морем, цветами, бабочками. Преобладающие цвета для картинок - зеленый, желтый, оранжевый, голубой. На карточках должны присутствовать люди в летней одежде, дети, катающиеся на велосипедах, роликах, купающиеся в речке.
- Осень. Признаком осени стали желтые, оранжевые листья на деревьях, сбор урожая яблок в саду, дождь, зонты, резиновые сапожки.
- Зима. Для детей зима пахнет мандаринами, радует Новым годом, подарками от Деда Мороза, украшенной елкой. Люди на картинках одеты в варежки, шапки, шубы. Дети катаются на санках, коньках. Лепят снеговиков.
- Весна. Тает снег, прилетают птицы после долгой зимовки. Люди пекут куличи на Пасху. На деревьях появляются первые листья, распускаются полевые цветы.
С чего начинать занятия
Развивающие уроки о временах года и месяцах начните следующим образом:
- Разложите перед дошкольником все серии картинок.
- Пусть внимательно рассмотрит их, задаст интересующие вопросы.
- Обсудите с ребенком, зачем мы учим времена года.
- Малыш должен понимать, что эта информация очень важная. Она поможет ориентироваться в обществе, адекватно одеваться по погоде и т.д.
- Задайте дошкольнику несколько вопросов по картинкам.
- Спросите, что он видит на изображение, какое это время года, почему он так решил и т.д. Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему.
- Попросите ученика нарисовать самостоятельно времена года.
Обратите внимание на выбор красок и оттенков. Каждому времени года соответствует свой колер. - Следующим этапом будут игры, увлекательные занятия с картинками, прослушивание музыки и заучивание стихов. На основательное изучение времен года у дошкольника уходит не менее 3-4 недель. Но материал периодически приходится повторять.
Важно! Для детей 3-4 лет основным способом познания мира является практический пример и наглядность. Разбейте знакомство с календарем, породным условиям на весь календарный год. Так малыш увидит за окном то, что изображено на рисунках.
Дети помогают взрослым зимой
Прогулка в зимнем лесу
Задания
Времена года для детей - достаточно сложная тема, особенно запоминание названий месяцев и их очередности. Чтобы процесс изучения стал более легким, используйте следующие интересные задания.
- Одеваемся на прогулку
Попросите малыша собрать куклу на улицу согласно заявленным вами погодным условия. Можно называть только месяц или время года. Для выполнения задания потребуется кукла и кукольный гардероб на весь год.
- Раскраски
Подберите тематические разукрашки для детей дошкольного возраста. Просите объяснять выбор цвета, комментируйте творческий процесс, объясняя изменения в природе.
- Опиши картинку
Раздайте детям рисунки по временам года. Попросите описать изображения. Лучшим вариантом будет картинка с действиями персонажей. Например, малыши катаются в зимней одежде на санках, взрослые собирают урожай и т.д.
- Чтение и заучивание стихов
Для малышей 3-4 лет подойдут стихи про времена года Маршака, Никитина. Для старших дошкольников - стихи Тютчева, Блока, Есенина, Майкова.
- Делаем часы времен года своими руками
Вырежьте из картона большой круг, разделите поле на 4 сегмента. Попросите ребенка изобразить в каждой части время года. Можно нарисовать соответствующие праздники, собственные ассоциации.
Игры
Изучая времена года с дошкольниками, без игр не обойтись. Используйте следующие виды поучительных развлечений.
- Прыгаем по лужам
Используется для знакомства с осенью. Вырежьте из бумаги большие и маленькие круги. Дети должны пройти комнату, не наступив в лужи. Перед активной частью расскажите малышам, что дожди начинаются в сентябре, они еще теплые, лужи маленькие. А в октябре и ноябре дождевая вода замерзает ночью, ливни холодные.
- Соотнеси картинки
Раздайте детям изображения атрибутов каждого времени года: для зимы – снег, для весны – пасхальной яйцо, для лета – панама и т.д. Задача: разложить изображения предметов под картинкой времени года.
- Угадай, какое время года
Дошкольникам показывают картинки с изображением животных, людей в разное время года. По одежде, окрасу шерстки малыш отгадывает, какая пора наступила. Одновременно с этим учитель может рассказать о сне медведя зимой, о том, чем питаются птицы и звери летом, как готовят запасы для холодных периодов и т.д.
- Разгадываем загадки
Загадки про времена года помогают изучить погодные явления, названия месяцев. Занятия получаются увлекательными. Добавьте соревновательный момент, тогда дети буду отвечать на вопросы с азартом.
Загадки | Ответ |
---|---|
Снег на полях, Лёд на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает? | |
Хоть сама и снег, и лёд, А уходит - слёзы льёт. | |
Укрыла землю пуховым одеялом, Сковала реки крепким льдом, Узоры на окне нарисовала Искристым белым серебром. | |
И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт - В лесу подснежник расцветёт. | |
Из заморских стран далёких Птицы к нам Летят-возвращаются. | |
Прилетела пава, Села на травы, Распустила перья Для всякого зелья. | |
Зелёное, жёлтое, красное, Самое в году прекрасное! Босоногое, щедрое, жаркое, Дачное, пляжное, яркое! | |
Красное, зелёное, жаром опалённое, Жёлтое, плодовое, каждый день с обновою. | |
Можно купаться и рыбу ловить, Можно по лесу с корзиной бродить, Бегать по лужам под дождиком тёплым И не бояться до нитки промокнуть. | |
Пришла волшебница прекрасная Листву без краски перекрасила. | |
Вот и стали дни короче, И длиннее стали ночи, Птицы тянутся на юг, Пожелтели лес и луг. ( | |
Ей, чтобы перекрасить листья, Не нужно красок или кисти: Зелёные летом, они Становятся жёлтыми, красными. |
Узнать о том, как научить ребенка временам года, можно из специальных пособий для родителей и воспитателей детского сада. Используйте следующую методическую литературу:
- З.Е. Агранович “Времена года”.
- Т. Чижкова Рассказы по картинкам. “Времена года”.
- Г.А. Прохорова “Демоматериалы для дошкольников”.
- Т.В. Шпотова “Времена года. Пособия для родителей и воспитателей” и др.
Не бойтесь экспериментировать, давать ребенку больше информации. Закрепляйте изученный материал практически, обращайте внимание на изменения в природе на прогулках, при просмотре мультфильмов.
Подборка-обзор по теме «времена года» . Времена года — одна из самых интересных и популярных тем, с которой стОит познакомить маленького ребенка. Предлагаю вам подборку проверенных книг.
Пост был обновлен и дополнен в октябре 2018 года.
Книги о временах года| Состав обзора
Прежде чем начать подробное описание книг хочу вас познакомить с кратким анонсом обзора. В подборке собрались книги для детей от 1,5 лет и лет до 9. Ключевыми в обзоре хочу обозначить следующие книги и серии:
- Книга «Времена года» (Лабиринт , My-sho , Ozon) подойдет для детей с 1,5 до 3 лет. Она знакомит детей со всеми временами года и подойдет на любой кошелек.
Серия тематических развивающих тетрадей о временах года для дошкольников ВСЕХ возрастов «УМ по дороге в школу» (Labirint , My-shop , Ozon)
Отечественная классика. Без нее никуда! Подойдет детям 4-8 лет (Labirint).
Серия «Находилки-развивалки» (My-shop , Labirint , Ozon) лучше подходит детям с 2,5-3 лет до 5. Она более качественная в плане прорисовки иллюстраций, чем вариант 1, содержит более длинные и сложные тексты, множество подробностей о временах года.
Labirint , Ozon , My-shop) — серия высококачественных небольших квадратных книжечек. Подходит детям с 2 лет до 4. В основе книжек лежат простенькие сюжетики о том, как мишка проводил время в разное время года.Малышам о временах года|Развивающие книги издательства Карапуз
Начать подборку хочу с незатейливой книги «Времена года» (Лабиринт , My-sho , Ozon) издательства Карапуз. Это книга представляет из себя художественные рассказы для первого знакомства с временами года. Её текст доступен для понимания самыми маленькими. Каждый рассказ повествует о той или иной ситуации в разные времена года. Доступный текст дополняет плотная бумага, твердый переплет и иллюстрации с крупными изображениями от которых веет Советским Союзом.
Внимание! Все содержание книги входит в сборник познавательных рассказов для малышей объединенных под названием «Великая книга о зайке» (обзор ). Т.е. если вы уже приобрели Великую книгу о зайке, то «Времена года» от изд. Карапуз будут дублем. А если вы впервые узнали о книге и вам понравилась подача материала, обязательно посмотрите всю развивающую серию (My-shop , Лабиринт , Ozon).
Малышам о временах года| Находилки-развивалки
Следующая серия, которую я хочу представить — «Находилки — развивалки» (My-shop , Labirint , Ozon). В серии есть книги о каждом из времен года, а недавно серия пополнилась новыми интересными экземплярами («Река», «Море», «Детский сад»).
Главная фишка серии — эмоциональные, с правильным уровнем детализации, качественные иллюстрации немецкого художника Ханса-Гюнтера Дёринга. Стиль текста и иллюстраций характерны европейским современным детским книжкам. Кто-кто, а немцы знают толк в иллюстрациях.
Книги серии маркированы значком 2+, но часть текста книги и заданий для двухлеток сложноваты. Так, в книге о весне на одном из разворотов идет речь о последовательности посадки различных культур. Оказывается, в парник ранней весной можно посадить летние цветы и после майских праздников их надо будет пересадить на клумбу, в тот же момент необходимо посеять морковь и редис 🙂 . Вопросики встречаются соответствующие «Какие луковичные растения растут в саду?», «Как празднуют Первое мая в России?». Если малыш еще не дорос до текста, то его сложные куски можно заменять комментариями мамы, чем мы и занимались в свое время.
Также из изъянов серии можно отметить обилие информации о немецких традициях чуждых нашей стране. Например, о символе пасхального зайца, о майском дереве и т.п.
Все перечисленные минусы перечеркивает превосходное качество иллюстраций и невысокая цена.
Список тем, раскрытых в книгах о зиме и весне:
|
«Весна. Находилки-развивалки»
|
В рядах современного ассортимента книг о временах года для младших и средних дошкольников эта серия смотрится достойно. В своей ценовой категории является лучшей.
Книги о временах года | Мишка Бруно
Серия сезонных книг про медвежонка Бруно (Labirint , Ozon , My-shop) заявлена для читателей возрастом 3-6 лет. На мой взгляд, более реалистичные возрастные рамки для серии 2-4 года.
Эту серия не относится к информативной. Скорее это книги хорошего настроения и положительных эмоций от мимишных образов. Небольшие вкрапления сезонности в книгах присутствуют, но дозированно и не раскрывают всей сути сезонов года. Книги очень приятные по оформлению: полиграфия, иллюстрации, бумага на высоте. Книги серия приятно держать, листать, рассматривать. В каждой книге описан один день из жизни медвежонка. Выше я уже писала, что информация гораздо лучше воспринимается, запоминается и усваивается в виде вкраплений в сюжеты, а не голыми фактами. В общем это красочная, недешевая, но качественная серия с сюжетами, которые мягко и ненавязчиво знакомят малышей и средних дошкольников с временами года.
Минус: При чтении книги этой серии малышам остро ощущается дисбаланс информации, с которой знакомятся дети. Создается ощущение, что разные фрагменты книги рассчитаны на разные возрастные категории. Если бы не сложные понятия о лунных морях, карте звездного неба, о длине дней и ночей на луне, книга бы прекрасно подошла малышам с 1,5 до 3 лет. Но часть книги посвящена космосу, который малышам недоступен для понимания, а значит и для интереса. В свое время я была разочарована книгами этой серии, а сейчас я понимаю, что просто ожидала совсем другого нежели получила.
На самом деле для возраста 1-2 года сложно написать книжку с небанальным сюжетом и доступную для понимания. Чем-то приходится жертвовать. В данном случае внесена многоплановость, но усложнено понимание. И пусть будет так, чем очередная книжка на один раз. За счет разноуровневой информации книжку можно покупать ребенку лет 2 и возвращаться к ней в 3 и 4 за информацией о космосе и т.п.
Книги о временах года | Серия Городок Сузанны Ротраут Бернер
Современная подборка детских книг о временах года будет неполной без упоминания серии «Городок» (Лабиринт , My-shop , Ozon) Сузанны Ротраут Бернер. Эта серия уже более 5 лет остается популярной и вполне заслужено.
Когда я в 2014 году купила первую книгу серии, конечно, мне она понравилась. Однако, учитывая высоковатый ценник, мнение было не совсем однозначное. На текущий момент, я уже почти 5 лет тесно «дружу» с детскими книгами и точно знаю, что книги этой серии самые достойные из книг своей тематики. В зависимости от дохода в семье, подход к формированию библиотеки может быть разным. При минимальном доходе, я бы эту серию упустила из виду, в пользу прогулок и бюджетных материалов. При среднем доходе, я бы сэкономила на куче некачественных экземпляров и ребенку 3-4 лет постепенно, но скупила бы все книги серии.
Достоинства серии:
- Большой формат (значительно больше А4);
- Высокодетализированные рисунки с качественной прорисовкой;
- Высокое качество полиграфии — прочный вандалоустойчивый картон.
- Длительный период актуальности. Начинать знакомство с книгами можно года в 2. Пик актуальности книг — 4-5 лет. В 4-5 лет дети начинают самостоятельно прорабатывать иллюстрации книг, и делать свои собственные открытия. Цена серии, конечно кусается, но это приобретение не на один год. Малыши ищут персонажей и предметы, а дети постарше учатся делать выводы и составлять рассказы по картинкам. Свой первый экземпляр из серии Городок — Осеннюю книгу мы приобрели, когда Яне был годик. Мои ранние впечатления и видео, как мы её изучаем посмотреть можно .
- главная фишка серии — во всех книгах проиллюстрирован один и тот же набор городских и загородных пейзажей в разное время года. Раскрыв все книги серии на одной странице, ребенок в один момент времени сможет увидеть и сравнить сезонные изменения.
Разворот из Весенней книги. На иллюстрации можно найти множество весенних примет — цветущие деревья, наличие птенцов у птиц, наличие детенышей у животных, легкая одежда, посадочные работы.
Разворот из Весенней книги. Признаки весны: цветущие деревья, животные парами, ведутся покрасочные работы, на улице многолюдно.
Разворот из Зимней книги. Признаки зимы: небо в тучах, голые деревья, люди в теплой одежде, на улице малолюдно, из трубы идет дым.
На мой взгляд, главная задача родителей — воспитать ребенка созидателем и творческим человеком, а не потребителем. Последние десятилетия подход к развитию детей изменился. Раньше информация детям давалась дозировано и по возрасту, вкраплениями в художественные контексты. Сейчас все старательно пичкают детей обилием фактов по . Я не думаю, что этот автор хотел научить плохому, но я уверена, что большинство его советов воспринимается слишком радикально и буквально. Мало кто задумывается, что именно таким образом воспитывается потребитель информации. Серия Городок, в отличии от энциклопедий, предоставляет детям не готовые факты, а пространство для самостоятельных открытий. 4 сезонных книги формата, значительно превышающего А4 — огромный простор для наблюдений.
Знаю, среди комментаторов обязательно появятся личности, которые скажут, что открытия детям надо делать на прогулках и в путешествиях, а книги — это суррогаты. И не могу я отчасти не согласиться с таким мнением. Лично у меня было свободное деревенское детство. Но все-таки из-за доступа к благам цивилизации, мы закрыли городских детей в душных, тесных квартирах. Мы водим их на всевозможные занятия, чтобы прокачивать их умения, и по сути лишаем их свободно познавать окружающий мир. Если при всех этих обстоятельствах детей еще и правильных книг лишить, будет совсем печально.
И еще пару слов о преимуществах подобных книг. Вот уже 5 лет я Яне пытаюсь показывать признаки времен года на прогулках, и это не так уж и просто. Книги позволяют сконцентрировать природные явления:
- Гуляя осенью, сложно заметить в небе косяки птиц, летящих в южные края. Чтобы наблюдать такие моменты надо заранее изучать места скопления птиц, наблюдать их активность, одним словом ловить момент. С книжкой делать это гораздо проще, в любой момент, когда ее открываешь, в осеннем небе обязательно можно найти косяк птиц.
- Весенняя капель, большие сосульки тоже явление мимолетное. Например, у нас специфика региона такова, что снег с крыш регулярно сдувает и сосульки — большая редкость. В такие дни мы обязательно идем гулять, но они случаются даже не каждый год! Для этого явления необходимо, чтобы ветер оставил снег на крыше до момента оттепели. А еще, как правило, вечером, когда приходит время забирать ребенка с детского сада, солнце садиться, наступает холод и волшебство капели прекращается. На страницах книг такие явления можно рассматривать каждый день, в любое время года.
Я на пробу покупала парочку книжек и обе попались о взаимоотношениях между полами. Такое впечатление, что автор выбрал тему, на которую смог найти рифму. А вот и текст, чтобы Вы сами могли оценить масштаб трагедии:
Моника и Мингус Прекрасна Моника, о да, Он робко говорит: «Привет!» — Ничем-то ей не угодишь: А там и Моника — о счастье! — И вот семейная идиллия: |
Петер и Кнопка Нет жизни Петеру подчас Решает Петер быть построже. И кнопке с Петером не слаще: Вот для охоты понарошку Но к девочкам-собачкам Кнопка |
Книги о временах года | «В лесу» Петра Багина
Есть книги интересные, есть полезные, а есть шедевры живописи и полиграфии. Именно к такой категории относится книга «В лесу» (Labirint , My-shop , Ozon). Книга большого формата (существенно больше А4). Ее приятно дарить и получать в подарок. Каждый разворот книги посвящен месяцу года. Каждая иллюстрация книги достойна любования. Бумага мелованная, бликует, но блеск белоснежных страниц только добавляет иллюстрациям красоты и делает книгу более привлекательной. Текст занимает немного места, но он напечатан мелким шрифтом. По сложности рассказы подойдут детям с 4 лет, может даже немного раньше. К нам книга попала, когда Яне было 4 года поэтому про более ранний возраст ничего сказать не могу. А в том, что период актуальности книги лет до 7 минимум, я уверена.
В конце книги приведены сведения в иллюстрациях с информацией о жителях леса (развитие из икринок лягушек, тритонов и других земноводных, появление на свет бабочек, устройство муравейника, виды птичьих домов, жизнь кротов, лис, бурундуков и т.п.).
Книги о временах года в иллюстрациях Сюзанны Риха
И еще одна серия книг о временах года в стильных иллюстрациях. На этот раз иллюстратор — австралийка Сюзанна Риха.
Ранее серию выпускало издательство Вектор-детство, и она состояла из трех книг, в которых по месяцам расписаны и разрисованы события:
- «Год в саду» (My-shop , Labirint). Похоже в продаже остались остатки серии. Я в начале этого (2018) года успела купить «Год в саду», а сейчас ее уже нет.
- «Год в лесу» (My-shop , Labirint) .
- «Выходи! Кто где живет» (Labirint). Эта книга в отличии от других более информативная и уровень сложности лучше подойдет для детей старше 5.
Развороты из книги «Год в саду» (слайдер листается):
New! В этом году (2018) в продаже появилась книга «Лесной календарь» ( My-shop , Labirint , Ozon ). Вживую я ее не видела. Отличия: издательство другое, формат поменьше, при этом оформление страниц выполнено в том же стиле, что в книге «Выходи! Кто где живет!» и цена очень приятная для твердого переплета и качественных иллюстраций.
Книги о временах года | Рассказы о природе Соколова-Микитова
Современные издания, конечно же, хороши, но без классики любая библиотека будет неполной. Представляю вашему вниманию рассказы о природе Соколова-Микитова в тоненьких книжках издательства Речь (Labirint). Рассказы представляют собой художественные зарисовки о жизни животных в лесу в разное время года.
Книги проиллюстрированы рисунками Георгия Никольского. Качество иллюстраций неоднородное: некоторые немного расплывчатые, некоторые грубоватые. Думаю, это связано с качеством исходников. Несмотря на эти недочеты, нам квартет о временах года очень понравился. Рассказы подойдут детям лет с 4.
Малышам о временах года | Круглый год. Изучаем признаки времен года
«Круглый год. Изучаем признаки времен года » (Лабиринт , My-shop , Ozon) — тоненькая книжка формата А4, которая имеет 4 разворота с иллюстрациями времен года (один сезон на разворот) и 2 листа с плотными карточками. По сути, эта не книжка, а дидактический набор для изучения времен года. Набор включает в себя 4 разворота с изображениями разных времен года и набор карточек. Малыш должен подобрать карточки к определенному времени года. Думаю, по фото задумка станет ясна лучше:
У нас в арсенале есть еще пара книжек из этой серии. Возможно вам будет интересно узнать о них:
Если было интересно не забудьте подписаться на или присоединиться к группам в социальных сетях
Знакомство ребенка с временами года-один из первых шагов на пути к знаниям о временных понятиях, так как знакомство с » он легче освоит тогда, когда будет иметь представление о временах года, о месяцах, и о частях суток.
Знакомство малыша с временами года начинаем уже с двух лет. Всем известно, что в этом возрасте ребенок впитывает в себя новые интересные знания, как губка. Начните знакомство с временем года на прогулке. Обратите внимание малыша на окружающую природу. Не важно какое на дворе время года. Наблюдайте с малышом за природой. Рассказывайте ребенку все что видите-какого цвета листья на деревьях, идет ли дождь, дует ли ветер, холодно или тепло. Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи: листья пожелтели, потому что на улице стало прохладнее; трава мокрая, потому что прошел дождь. Когда ребенок подрастет, вы конечно более подробно объясните ему почему листья желтеют.
В процессе наблюдения обязательно связывайте все изменения в природе с временем года.
Так у малыша сформируются представления о временах года. Он самостоятельно сможет установить связь между состоянием погоды и временем года: на улице холодно, много снега, деревья голые-это зима; листья пожелтели, опадают, дует ветер, идет дождь-это лето; снег тает, бегут ручьи, ярче светит солнышко -это весна; распустились листья, погода теплая или жаркая, ярко светит солнце-это лето. Обратите внимание на то, как ведут себя птицы и животные в разное время года. Вместе с малышом полюбуйтесь красотой окружающей природы, ведь она прекрасна в любой сезон.
Для закрепления полученных знаний необходимо рассматривать картинки в книжках, находить на них и называть признаки того или иного времени года, читать стихи и загадки о разных временах года. Задавайте ребенку вопросы при рассматривании картинок - это прекрасно способствует развитию мыслительных операций, . Малыш с радостью откликнется на предложение нарисовать дождь, снег, листопад, радугу, солнце. В процессе рисования побуждайте ребенка называть, что он рисует, какое это время года, почему? Можно купить в магазине или сделать самостоятельно плакат «Времена года»
Это самые начальные базовые знания, которые мы даем ребенку в 2-3 года. По мере взросления эти знания будут расширяться и усложняться.
Понятие "Времена года"
Прочти стихотворения (или послушай). Скажи, когда это бывает?Нарисуй на каждое стихотворение дерево, которое ты можешь увидеть в это время года.
Скажи наоборот: лето - ..; весна - ..; холодно - ..; мокрый - ..; расцветают - ..; улетают - ...
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя:
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
А. Пушкин
В поле солнечно и тиху.
Сушит землю знойный день.
Призадумалась гречиха.
Свесил голову ячмень.
Г. Ладонщиков
От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Г. Ладонщиков
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется.
Лужи у крыльца.
А. Плещеев
В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? - Это год.
Найди лишнее слово: зимний, холодный, морозный, спокойный, снежный, вьюжный. Придумай похожие слова: жаркий,..Поиграем вместе: Если собирают грибы, это.., если набухают почки, это.., если ты гуляешь в валенках, это.., если ты одел теплую куртку, это... или...
Определи, какое время года изображено на картинках. Что происходит с деревом зимой, весной, летом и осенью?
Какое время года напоминают тебе эти предметы?
Расскажите ребенку что год состоит из 12 месяцев.
Разделим месяцы по временам года:
После этого вместе с ребенком заучите названия месяцев. Тут необходимо выучить с ребенком, сколько дней в каком месяце и как можно это определить.
Назови зимние, весенние, летние и осенние месяцы. Расскажи, что нарисовано на картинках. Рассмотри рисунки и расскажи, что происходит в природе в это время.
Найди в каждой группе лишний предмет. Объясни свой выбор.
Рассмотри рисунки и скажи когда это бывает? Назови время года.
Отгадай загадки про время
Птицы эти вереницей летят, И не воротятся больше назад. В каждой стае птичек - семь, Вам они известны всем! (Дни недели.) |
|
Двенадцать братьев Друг за другом бродят, Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.) |
|
Протянулся мост На семь вёрст, А в конце моста - Золотая верста. (Неделя.) |
|
Ежегодно приходят К нам в гости: Один седой, Другой молодой, Третий скачет, А четвёртый плачет. (Времена года.) |
Как с помощью рук определить количество дней в любом месяце? Сожми руки в кулачки и поверни так, как показано на рисунке.
ЯНВАРЬ - 31 | ИЮЛЬ - 31 |
ФЕВРАЛЬ - 28 (29) | АВГУСТ - 31 |
МАРТ - 31 | СЕНТЯБРЬ - 30 |
АПРЕЛЬ - 30 | ОКТЯБРЬ -31 |
МАЙ - 31 | НОЯБРЬ - 30 |
ИЮНЬ - 30 | ДЕКАБРЬ - 31 |
Послушай стихотворение. Скажи, сколько дней в феврале в високосном году?
Тридцать дней всегда в сентябре,В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего двадцать восемь дней,
Но в год високосный он на день длинней.
Определение знака года по китайскому гороскопу. Я РОДИЛСЯ:
Определи под каким знаком зодиака ты родился: Я РОДИЛСЯ:
КОЗЕРОГ 22 ДЕКАБРЯ - 20 ЯНВАРЯ | РАК 22 ИЮНЯ - 22 ИЮЛЯ |
ВОДОЛЕЙ 21 ЯНВАРЯ - 18 ФЕВРАЛЯ | ЛЕВ 23 ИЮЛЯ - 23 АВГУСТА |
РЫБЫ 19 ФЕВРАЛЯ - 20 МАРТА | ДЕВА 23 АВГУСТА - 23 СЕНТЯБРЯ |
ОВЕН 21 МАРТА - 20 АПРЕЛЯ | ВЕСЫ 24 СЕНТЯБРЯ - 23 ОКТЯБРЯ |
ТЕЛЕЦ 21 АПРЕЛЯ - 21 МАЯ | СКОРПИОН 24 ОКТЯБРЯ - 22 НОЯБРЯ |
БЛИЗНЕЦЫ 22 МАЯ - 21 ИЮНЯ | СТРЕЛЕЦ 23 НОЯБРЯ - 21 ДЕКАБРЯ |
Изучение времен года – обязательная часть любой дошкольной и школьной программы, без освоения которой кругозор ребенка останется недостаточно широким, а дальнейшее познание окружающего мира будет наталкиваться на определенные препятствия.
Когда мы изучаем времена года с ребятишками, нужно использовать как можно более разноплановые и интересные наглядные пособия, позволяющие получить полное представление об изменениях, происходящих не только в природе, но и в повседневной жизни людей.
Очень удобно использовать, изучая времена года, картинки – для детей это самый доступный и понятный материал, который отображает все особенности изучаемого времени года.
Обычно на картинках изображаются характерные детали сезонной одежды людей и наиболее выразительные моменты, происходящие в природе, а также различные погодные явления. Рассматривая картинки, мы акцентируем внимание малышей на связи того или иного предмета с происходящими в природе изменениями: например, увидев снег, подчеркиваем, что зимой очень холодно, поэтому идет не дождик, а снег. теплее, идет дождь. А летом чаще всего жарко, и ярко светит солнце.
Удобно использовать, изучая времена года, карточки. Работа с карточками приносит деткам большое удовольствие, при этом, незаметно для себя, они усваивают все характерные особенности каждого сезона.
Предлагаем ребятишкам поиграть в простые игры с карточками:
- распределить их по разным группам, согласно изображенному времени года;
- выбрать из общей кучки только те карточки, которые имею отношение к определенному сезону;
- убрать лишние карточки из предложенных.
Такие игры развивают внимание и делают учебный процесс более увлекательным.
Обязательно посмотрите с ребенком карточки с деревьями, которые изменяются в зависимости от различного времени года.
Дополнением к занятию может стать изображающая различные времена года раскраска. В процессе работы с ней, ребенок лучше усвоит особенности каждого сезона и характерную для него цветовую гамму. Таким образом, более прочно закрепится изученный материал.
Картинка «месяцы»
Картинки «времена года с одеждой»
Природа и погодные явления в разные времена года
Раскраски времена года
Поделки на тему «времена года»
Можно изготовить тематические поделки: времена года, отображенные в объемной , выглядят более выразительно, благодаря чему лучше запоминаются ребенком.
Для изготовления такой поделки нам понадобится приклеить на лист картона плотную ткань — фон будущей картины.
Используйте для создания поделок самые интересные материалы: например, красивая аппликация на зимнюю тему получается при помощи белого фетра и ваты, на летнюю – при помощи фетра и мягкой цветной бумаги. Фетр можно заменить бархатным картоном или кусочками драпа.
Можно создать показательную серию аппликаций – например, сделать четыре дерева, обводя ладошку ребенка, и оформить эти деревья в соответствии с тем, как они выглядят в определенное время года.