14 августа — первый Спас, Спас медовый , Спас на воде. Это — первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю, Иисусу Христу. Возникновение этого праздника объясняется так: из-за летней жары в августе Константинополь страдал от распространения различных болезней; поэтому издревле установился обычай выносить из храма святой Софии для освящения города и предотвращения эпидемий частицу креста, на котором был распят Иисус.

В русских православных деревнях первый Спас справляли без особой пышности — в эту пору крестьянину не до гуляний: нужно и косить, и пахать, и сеять; "август — каторга", говорится в пословице. Но целый ряд традиций соблюдался. С 14 августа начинали собирать мак. Устанавливался строгий двухнедельный Успенский пост. Устраивали так называемые "сиротские и вдовьи помочи", когда всем миром помогали самым бедным и слабым жителям деревни. Многого за работу не спрашивали, трудились "за угощение", а то и сами приносили на вдовий двор всяких припасов.

Назывался первый Спас еще и медовым, и вот почему. Считалось, что с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов. Строгие блюстители народных обычаев только с первого Спаса начинали есть мед, освятив его предварительно в церкви. А вечером обступала пасеку толпа ребят и подростков с чашками, а то и просто с сорванными поблизости листьями лопуха. Приходили они получить свою "ребячью долю", зная, что не обнесут, не обделят их в медовый праздник ни на одном пчельнике. Недаром говорится: "Первый Спас — лакомка".

Кроме того, 14 августа повсеместно совершались крестные ходы к воде — ведь Спас-то этот "на водах"! Конечно, с особой торжественностью действо совершалось в Москве, где в обряде принимал участие сам государь.

Под колокольный звон в положенное время появлялись царь с боярами, идя перед крестным ходом. Начиналось торжественное освящение воды. Все, начиная с государя, получали из патриарших рук зажженные свечи. По прочтении молитв царь сходил под навес "иордани" и оттуда — в воду. Был он в обычном ездовом платье, но перед погружением возлагал на себя драгоценные кресты.

Пока царь, выйдя из воды, переоблачался в сухое платье, царское место задергивалось алым сукном. Затем государь принимал патриаршее благословение и под благовест возвращался в свои палаты. В этот день народу строго - настрого запрещалось подавать самодержцу челобитные: в Спасов праздник должно блюсти покой государев.
Духовенство кропило святой "иорданскою" водой войска и знамена. Простой люд устремлялся к "иордани", где особо приставленные люди разливали желающим освященную воду в заранее припасенную посуду. Во дворец же, на царицыну половину, отправлялись две наполненные доверху серебряные чаши.

19 августа — второй Спас, праздник Преображения Господня . Однажды, гласит Евангелие, Ииисус взошел на гору с троими учениками — Петром, Иоанном и Иаковом. Гора эта находилась в Галилее. На вершине ее Иисус начал молиться, и во время молитвы лицо его внезапно преобразилось, сделавшись, как солнце, одежды же его стали белыми, как свет. В ту же минуту явилось светлое облако, из него вышли два великих пророка древности — Моисей и Илия, и раздался голос: "Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте". То был голос Бога Отца.

Таков евангельский рассказ. В строгом соответствии с ним Преображение Господне называлось в народе Спасом на горе. Но еще чаще именовали его Спасом яблочным, потому что к этому времени поспевают яблоки.
"На второй Спас и нищий яблочко съест" — в Преображение обязательно соблюдался обычай оделять неимущих яблоками. А до этого срока и зажиточные крестьяне яблок не ели. Существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до второго Спаса не едят яблок, Божья Матерь раздает спелые фрукты, а тем, родители которых не удержались, попробовали раньше, не дает. Поэтому съесть яблочко до 19 августа считалось великим грехом.

"Яблочным" был в свое время второй Спас и в церкви. Например, сохранилось описание праздничной Преображенской службы в древнем Новгороде. Службу совершал сам митрополит в Софийском соборе. После литургии освящалось несколько блюд с яблоками, причем на одном плоды разрезали на части. Потом святитель вкушал яблоко сам и раздавал по яблоку "большим людям": государевому боярину, воеводе, дьякам и священникам, а разрезанными яблоками одаривал прочий народ.

Традиция лакомиться на Преображение Господне освященными яблоками существовала повсеместно. Молодежь при этом загадывала желания — в ту минуту, когда проглатывается первый кусочек, "спасовал" мечта должна была непременно исполниться.

Вечером на Спас-Преображенье в старые годы молодежь шла за околицу, в поле. Здесь на каком-нибудь пригорке молодые люди останавливались и следили за закатом. Как только солнце начинало опускаться за горизонт, раздавалась песня о "великом пире", главное в ней было заклинание солнца, идущего не только на закат, но и на зимний покой. А ведь в дни уборки хлебов в нем ощущалась такая настоящая нужда! Вот и беспокоился народ: "После второго Спаса дождь - хлебогной!"; "Со Спас-Преображенья погода преображается"; "Пришел второй Спас - бери рукавицы про запас"

29 августа - третий Спас , названный в народе ореховым или холщевым. Ореховый - потому что народные природоведы приурочивают к этому дню окончательное созревание орехов. С "холщовым" дело обстоит немного сложнее.

Православная церковь 29 августа празднует перенесение в 944 году из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Спасителя - куска ткани, на котором, по евангельскому рассказу, отпечатался лик Иисуса Христа. В деревенском же быту этот праздник отмечался торгом полотнами, холстами. "Первый Спас - на воде стоят; второй Спас - яблоки едят; третий Спас - на зеленых горах холсты продают".

На Руси образ Христа очень почитали. Поэтому третий Спас (после Медового и Яблочного) называли еще Спас на полотне, холщовый или хлебный, ореховый. С этого дня христианам разрешалось есть орехи нового урожая. Хлебным Спасом называют праздник потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день пекли пироги из муки нового урожая: "Третий Спас - хлеба припас", «"Коль хорош третий Спас, будет зимой квас".

Хлебный день, третий калинник - зори, зарницы.
Хлебный день - пекли первый каравай нового хлеба. Святят новые колодцы.
Третий Спас - на воде. Чистили к осени целебные источники, пили подземную водицу, обходили колодцы кругами, как бы замыкая теплое времечко.
После третьего Спаса улетают последние ласточки. Хорош третий Спас - зимой будет квас



Три праздника есть у православных в августе, три Спаса, названных так в честь Спасителя, первый - "Спас на воде" 14 августа, второй - "на холме" 19 августа, третий - "на полотне" 29 августа. В статье мы расскажем подробно про три Спаса в августе и откуда они произошли.
Происхождение праздника первого Спасa и Пресвятой Богородицы относится к 1164 году, к победе святым князем Андреем Боголюбским волжских булгар с помощью Владимирской иконы и креста. Первый Спас празднуют 14 августа и называется он Спас на воде, мокрый или . В храме в этот день положено освящать воду, мёд и мак, верующие причащаются. Мак связан с поминовением мучеников Маккавеев, которые отдали жизни за Русь. В 988 году 1 августа (по ст.стилю)произошло Крещение Руси. С тех пор по традиции в это время чистились старые колодцы или освящались новые, затем совершался крестный ход на реки, пруды, озёра для освящения воды. После этого уже купались сами и купали скотину, дабы смыть грехи и быть здоровее. Позже «мокрого Спаса» не купались.
Этот Спас ещё называется Медовым из-за того, что к этому дню в ульях соты уже наполнены свежим мёдом и пора приступать к сбору. Только с медового Спаса разрешено было есть освящённый церковью мёд. Считалось, что мёд обладает целебной силой и годится для лечения многих заболеваний.
Спас Второй - Яблочный, отмечается 19 августа и называется Преображением Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
В этот праздник - день Преображения Господня - прославляется объединение божественного и человеческого начала в лице Иисуса Христа. Для поддержания веры в учениках Своих, когда они увидят Его страдания, Иисус Христос показал им Свой божественный лик.
Незадолго до распятия Иисус Христос взошел на высокую гору с тремя учениками: Иаковом, Петром и Иоанном, чтобы помолиться. Вдруг они увидели, что Иисус как будто преобразился: лицо Его воссияло как солнце, а одежды стали белоснежными. Тогда же явились им два пророка, Илия и Моисей, и вели беседу с Ним о том, что Его ждёт. Необычайной радостью при этом наполнились сердца учеников. 19 августа в христианские храмы идут на божественную литургию люди, одетые в белое - это цвет Преображения.
Яблочный Спас символизирует преображение природы перед наступлением осени. Считается, что с середины августа ночи становятся холодными. По народным приметам, яблоки заканчивают созревать только к дню Спаса - до тех пор собирать можно только падалицу, а очень верующие люди совсем не едят яблок до этого дня. Существует поверие, что если родители до Второго Спаса не съедят яблочка, на том свете их детям будут раздавать гостинцы (в том числе и райские яблочки). А если родители ели яблоки - то нет. Потому большинство родителей, дети которых умерли, считают большим грехом есть яблоки до 19 августа. А с этого дня можно срывать разные фрукты нового урожая, в том числе яблоки. Вообще собирают плоды для того, чтобы освятить: в России это яблоки, а первые христиане традиционно к алтарю приносили виноград. В деревнях принято варить яблочное варенье, печь пироги с яблоками и угощать ими всех соседей и знакомых. Яблоки, освящённые в Преображение, имели особую силу - люди, откусывая и проглатывая первый кусочек, загадывали желания - считалось, что они обязательно сбудутся. Про Яблочный Спас ещё говорят - «первые осенины», то есть знамение осени. Этот праздник - напоминание о духовном преображении каждого из нас. Ранее принято было после церковной службы раздавать освященные яблоки всем присутствующим на ней. Передавали их домой для больных и немощных, угощали всех юродивых и бездомных, отдавали нищим и обездоленным. По преданию, две птицы прилетают к яблоне из райского сада: Алконост и Сирин, птица радости и птица печали. Сирин-птица первой начинает летать к яблоне и клевать яблоки, взмахивая крыльями, покрытыми мёртвой росой. Поэтому сорвавшему яблоко прежде срока может попасться именно такое, на которое попала та роса. Алконост-птица прилетает ко дню Спаса, стряхивает со своих крыльев живую росу. И все яблоки на деревьях с этого дня преображаются, становятся целительными, в них появляется живительная сила.
Девушки, сорвав первое яблочко и надкусив его, загадывали желания о любви.
29 августа - третий Спас, прозванный по-народному ореховым, а ещё хлебным или холщовым, Спас нерукотворный. Ореховый - потому что примерно в это время вызревают орехи. С 29 августа разрешено было есть орехи этого года. Хлебным называется Спас потому, что накануне праздновалось Успение Пресвятой Богородицы, а с ним заканчивали жать хлеб. В этот день пироги пекли из новой муки.
29 августа в православной церкви большой праздник, перенос из Эдессы в Константинополь в 944 году нерукотворного образа Иисуса - куска материи, которым, по преданию, утер свой лик Спаситель, и на котором осталось его изображение. На Руси к образу Христа относились с большим почтением. В этот праздник торговали холстами и полотнами. Закончился один из самых строгих постов,

Ав-густ бо-гат ка-лен-дар-ны-ми вос-по-ми-на-ни-я-ми. Неко-то-рые при-об-ре-ли об-ще-куль-тур-ный ха-рак-тер и зна-ко-мы всем, да-же не слиш-ком цер-ков-ным лю-дям. В первую оче-редь это от-но-сит-ся к так на-зы-ва-е-мым «Спа-сам». Бе-да лишь в том (и это не един-ствен-ная на-ша «бе-да»), что в цер-ков-ном ка-лен-да-ре та-ких на-зва-ний нет! При этом Пер-вый Спас (1/14 ав-гу-ста) име-ну-ет-ся в на-ро-де «ме-до-вым», Вто-рой (6/19 ав-гу-ста) - «яб-лоч-ным», а Тре-тий (16/29 ав-гу-ста) - «оре-хо-вым», «хлеб-ным». Сла-вян-ское сло-во «Спас» (Спа-си-тель) - од-но из бо-го-слов-ских имен Иису-са Хри-ста, Ко-то-ро-му по-свя-ще-ны и мно-гие дру-гие празд-ни-ки. Здра-вый смысл под-ска-зы-ва-ет, что ос-но-ва цер-ков-ных тор-жеств - не сель-ско-хо-зяй-ствен-ная и тем бо-лее не ку-ли-нар-но-га-стро-но-ми-че-ская, а по-то-му эти фольк-лор-ные (стро-го го-во-ря - неумест-ные) на-зва-ния не име-ют к ним ни-ка-ко-го от-но-ше-ния.

По-ста-ра-ем-ся по-нять - ка-кие же ре-аль-ные со-бы-тия скры-ты за «Спа-са-ми»? Сна-ча-ла - о пер-вом из них.

Пер-вый Спас

(1/14 ав-гу-ста )

Тро-парь Все-ми-ло-сти-во-му Спа-си-те-лю

Об-ра-ща-ю-щий взо-ры с вы-со-ты, при-ни-ма-ю-щий бед-ных, по-се-ти нас, угне-тён-ных гре-ха-ми, о Все-ми-ло-сти-вый Вла-ды-ка, и, по мо-лит-вам Бо-го-ро-ди-цы, да-руй ду-шам на-шим ве-ли-кую ми-лость.

Этот празд-нич-ный цер-ков-ный день сов-ме-ща-ет в се-бе несколь-ко зна-ме-на-тель-ных со-бы-тий.

Из-не-се-ние Кре-ста Гос-под-ня

Пер-вое празд-нич-ное вос-по-ми-на-ние это-го дня - «Из-несе ние Жи-во-тво-ря-ще-го Кре-ста Гос-под-ня». За этим на-зва-ни-ем сто-ят жиз-нен-ные ре-а-лии дав-них лет.

Де-ло в том, что в сто-ли-це Ви-зан-тии, Кон-стан-ти-но-по-ле (Ца-рь-гра-де), в свя-зи с ча-сты-ми в ав-гу-сте бо-лез-ня-ми, су-ще-ство-вал обы-чай но-сить крест по ули-цам и до-ро-гам в на-деж-де пре-гра-дить путь неви-ди-мо кра-ду-щей-ся па-гу-бе. На-ка-нуне празд-ни-ка дра-го-цен-ный крест, вклю-чав-ший в се-бя со-хра-нив-ши-е-ся ча-сти-цы де-ре-ва Гол-гоф-ско-го Кре-ста, тор-же-ствен-но пе-ре-но-си-ли из цар-ской со-кро-вищ-ни-цы в глав-ный со-бор Им-пе-рии - храм Свя-той Со-фии Кон-стан-ти-но-поль-ской, и по-ла-га-ли на пре-сто-ле. С это-го дня и до Успе-ния Бо-го-ро-ди-цы, в те-че-ние двух недель, по всем ули-цам го-ро-да про-но-си-ли крест в про-цес-сии, а за-тем вновь воз-вра-ща-ли в им-пе-ра-тор-ские па-ла-ты. К это-му обы-чаю при-со-еди-нил-ся ещё один - освя-ще-ние во-ды, ко-то-рое про-ис-хо-ди-ло в при-двор-ной церк-ви в пер-вый день каж-до-го ме-ся-ца. По-сте-пен-но мест-ный кон-стан-ти-но-поль-ский празд-ник Из-не-се-ния Кре-ста рас-про-стра-нил-ся по хри-сти-ан-ско-му Во-сто-ку, а у нас на Ру-си по-явил-ся в XV ве-ке. При этом освя-ще-ние во-ды на ис-точ-ни-ках ста-ло на-по-ми-нать о кре-ще-нии Ру-си, на-чав-шем-ся, со-глас-но пре-да-нию, имен-но в этот день. (С 2008 го-да празд-но-ва-ние на-ча-ла кре-ще-ния Ру-си, со-глас-но по-ста-нов-ле-нию Ар-хи-ерей-ско-го со-бо-ра, сов-ме-ще-но с па-мя-тью свя-то-го кня-зя Вла-ди-ми-ра, 15/28 июля).

Спас Все-ми-ло-сти-вый.
Ико-на ок. 1430 г.

Все-ми-ло-сти-вый Спас

Вто-рое цер-ков-ное со-бы-тие се-го-дняш-не-го дня - празд-не-ство Все-ми-ло-сти-во-му Спа-су и Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це. В его ос-но-ве - па-мять о чу-дес-ных зна-ме-ни-ях от ико-ны Спа-си-те-ля, со-про-вож-дав-ших сра-же-ния с са-ра-ци-на-ми ви-зан-тий-ско-го им-пе-ра-то-ра Ма-ну-и-ла (1143-1180) и бит-ву с бол-га-ра-ми рус-ско-го кня-зя Ан-дрея Бо-го-люб-ско-го в 1164 го-ду. К это-му при-со-еди-ня-ет-ся ещё один эпи-зод. По сви-де-тель-ству ви-зан-тий-ско-го ис-то-ри-ка Ни-ки-ты Хо-ни-а-та, впе-ре-ди три-ум-фаль-ной про-цес-сии им-пе-ра-то-ра Ма-ну-и-ла, по-сле раз-гро-ма пан-нон-цев в 1167 го-ду, «еха-ла се-реб-ря-ная с по-зо-ло-той ко-лес-ни-ца, за-пря-жён-ная бе-лы-ми, как хло-пья сне-га, ко-ня-ми, а на ней сто-я-ла ико-на Бо-го-ма-те-ри, непо-бе-ди-мой За-щит-ни-цы и со-рат-ни-цы ца-ря».

Кто та-кие Мак-ка-веи?

В этот же день празд-ну-ет-ся па-мять вет-хо-за-вет-ных (до-хри-сти-ан-ских) му-че-ни-ков - свя-щен-ни-ка Еле-аза ра, се-ми юных бра-тьев, их ма-те-ри Со-ло-мони и и мно-гих дру-гих, при-няв-ших му-че-ни-че-скую смерть в пе-ри-од «Ве-ли-ко-го го-не-ния» (167-164 го-ды до н. э). Его ини-ци-а-то-ром стал ан-тио-хий-ский (си-рий-ский) мо-нарх Ан-тиох IV Епи-фан (175-164 до н. э.), в со-став им-пе-рии ко-то-ро-го вхо-ди-ла то-гда Па-ле-сти-на. Спра-вед-ли-во про-зван-ный совре-мен-ни-ка-ми Епима ном («Безум-ным»), этот обо-жеств-ляв-ший се-бя языч-ник воз-двиг бес-по-щад-ное го-не-ние на бо-го-от-кро-вен-ную ре-ли-гию Мо-и-сея, из-дав де-крет, по-веле-ва-ю-щий всем ев-ре-ям от-речь-ся от ве-ры в Еди-но-го Бо-га и по-кло-нять-ся ми-фо-ло-ги-че-ским бо-гам. Он осквер-нил Иеру-са-лим-ский храм, уста-но-вив там язы-че-ский жерт-вен-ник и со-вер-шив на нём жерт-во-при-но-ше-ние Зев-су Олим-пий-ско-му (де-кабрь 167 го-ду до н. э.). Идоль-ские ка-пи-ща бы-ли со-ору-же-ны и в дру-гих ме-стах, и все иудеи, от-ка-зы-вав-ши-е-ся участ-во-вать в жерт-во-при-но-ше-ни-ях, пре-да-ва-лись пыт-кам и му-чи-тель-ной смер-ти. Ко-мис-са-ры Ан-тио-ха ис-ка-ли по до-мам кни-ги Биб-лии и, ес-ли на-хо-ди-ли, то «раз-ры-ва-ли и сжи-га-ли на огне», а вла-дель-цев их уби-ва-ли. Они так-же «уби-ва-ли жен-щин, об-ре-зав-ших сво-их де-тей, а мла-ден-цев ве-ша-ли за шеи» (). Ви-ди-мо, это бы-ла пер-вая в ми-ро-вой ис-то-рии по-пыт-ка ли-шить це-лый на-род сво-ей ре-ли-гии. (По-доб-ное пы-та-лись осу-ще-ствить в на-шей стране дру-гие ко-мис-са-ры - в ко-жа-ных курт-ках и с «то-ва-ри-ща-ми Мау-зе-ра-ми».)

Му-че-ни-ки-бра-тья бы-ли на-зва-ны Мак-ка-ве-я-ми в па-мять о сы-но-вьях свя-щен-ни-ка Матта фии. Вме-сте с от-цом они бе-жа-ли в го-ры, воз-гла-ви-ли вос-ста-ние про-тив ти-ра-на и, по-сле мно-го-лет-ней борь-бы, со-зда-ли неза-ви-си-мое Иудей-ское го-су-дар-ство (142-63 го-ды до н. э., до при-хо-да рим-лян), управ-ляв-ше-е-ся ди-на-сти-ей Мак-ка-ве-ев (ина-че - Хас-моне ев). Про-зви-ще «Мак-ка-вей» (ев-рей-ское сло-во Макка би зна-чит «Мо-лот») по-лу-чил сна-ча-ла один из бра-тьев, Иуда, на-де-лён-ный та-лан-том во-е-на-чаль-ни-ка и по-ра-жав-ший вра-гов, как мо-лот. (Об этом мож-но про-честь в биб-лей-ских I и II Мак-ка-вей-ских кни-гах, а так-же у ев-рей-ско-го ис-то-ри-ка Иоси-фа Фла-вия.)

Се-го-дня же - па-мять и ря-да дру-гих свя-тых, но, по тра-ди-ции, ак-цен-ти-ру-ют-ся со-бы-тия, о ко-то-рых мы толь-ко что про-чли. С это-го дня на-чи-на-ет-ся двух-не-дель-ный Успен-ский пост (до 28 ав-гу-ста).

«Сель-ско-хо-зяй-ствен-ный» ас-пект празд-ни-ка

Мне вспом-нил-ся «за-ме-ча-тель-ный» при-мер на-род-ной омо-ни-мии. Ко дню 1/14 ав-гу-ста бы-ло при-уро-че-но ве-я-ние ма-ка, от-сю-да и фольк-лор-ный празд-ник - «Ма-кове й». Мож-но бы и по-сме-ять-ся, но сле-ду-ет гру-стить: за мно-гие сто-ле-тия хри-сти-ан-ской ис-то-рии наш на-род так и не смог усво-ить хо-тя бы азы ре-ли-ги-оз-ной гра-мот-но-сти. По-это-му очень мно-гие лег-ко от-ка-за-лись от сво-ей куль-тур-ной ис-то-рии, ко-то-рая на-ча-лась, по сло-вам ака-де-ми-ка Д. С. Ли-ха-че-ва, «с кре-ще-ния Ру-си». А сей-час мы до-шли до та-кой чу-до-вищ-ной сте-пе-ни куль-тур-но-ис-то-ри-че-ско-го оди-ча-ния, что да-же так на-зы-ва-е-мые «об-ра-зо-ван-ные лю-ди» ори-ен-ти-ру-ют-ся в цер-ков-ном ка-лен-да-ре не луч-ше преж-не-го му-жи-ка-хле-бо-паш-ца (но ему это бы-ло из-ви-ни-тель-но).

Сель-ско-хо-зяй-ствен-ные на-зва-ния хри-сти-ан-ских празд-ни-ков оправ-да-ны толь-ко в фор-маль-но-хро-но-ло-ги-че-ском смыс-ле. Ведь празд-ни-ки непо-движ-но-го цик-ла, с фик-си-ро-ван-ны-ми да-та-ми, яв-ля-лись рань-ше для про-стых лю-дей един-ствен-ны-ми ка-лен-дар-ны-ми сель-ско-хо-зяй-ствен-ны-ми ве-ха-ми. (В их из-бах не бы-ло кол-хоз-ных ка-лен-да-рей, ра-дио-то-чек и они не вы-пи-сы-ва-ли жур-нал «Кре-стьян-ка».) Так, к Пер-во-му Спа-су при-уро-чи-ли про-во-ды ле-та. Па-сеч-ни-ки на-чи-на-ли вы-ла-мы-вать со-ты: счи-та-лось, что к это-му вре-ме-ни «пче-ла пе-ре-ста-ет но-сить ме-до-вую взят-ку». От-сю-да на-зва-ние «Ме-до-вый Спас», а так-же «мок-рый», - из-за на-ча-ла хо-лод-ных рос. От-ме-ча-ет-ся от-лёт пер-вых ла-сто-чек и стри-жей, по-яв-ле-ние стай гра-чей и сквор-цов.

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

Через пять дней - Вто-рой Спас, ас-со-ци-и-ру-ю-щий-ся для мно-гих лишь с ду-ши-сты-ми яб-ло-ка-ми и ины-ми фрук-та-ми, ап-пе-тит-но гро-моз-дя-щи-ми-ся на длин-ном сто-ле в хра-ме. При-хо-дит-ся на-блю-дать, как иные гос-по-да пе-ре-ми-на-ют-ся с но-ги на но-гу и яв-но ду-ма-ют: «Ско-рее бы за-кон-чи-лась эта служ-ба с непо-нят-ны-ми пес-но-пе-ни-я-ми («... сла-ву Свою я ко-же можа ху...» и про-чее) и ба-тюш-ка по-брыз-гал на-ши фрук-ты свя-той во-дой! Ну, на-ко-нец-то по-кро-пил! Те-перь их мож-но вез-ти в офи-сы («пра-во-слав-ным» ныне быть мод-но) и с чув-ством хо-ро-шо вы-пол-нен-но-го дол-га уго-щать со-труд-ни-ков.

Хри-стос и апо-сто-лы бы-ли бы это-му весь-ма удив-ле-ны, по-то-му что от-нюдь не фрук-ты за-ни-ма-ли их ум на го-ре Фа-вор, и не ра-ди освя-ще-ния «пло-дов зем-ных» Цер-ковь уста-но-ви-ла празд-ник Пре-об-ра-же-ния Гос-под-ня! Ка-ков же под-лин-ный смысл это-го зна-ме-на-тель-но-го тор-же-ства? Об-ра-тим-ся к 19 ав-гу-ста по но-во-му сти-лю.

Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?

Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий - все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия - это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая - обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни - неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие - то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства - это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным - внутреннее содержание - попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем - в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.

14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары - износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников - Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу - значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

Также 14 августа - начало Успенского поста, который длится две недели - до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?

Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», - писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву - пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же - принести Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?

Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

- Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?

Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, - читаем мы в Священном Писании. - Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).

Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).

Беседовала Наталья Горошкова

ТРИ СПАСА В АВГУСТЕ - МЕДОВЫЙ СПАС, ЯБЛОЧНЫЙ СПАС И ОРЕХОВЫЙ...

В августе - поспевают яблочки, орехи! На полях- убирают хлеб,а пасечники - качают первый мед. Считается, что в эту пору - дары природы обладают особыми, целебными свойствами.
Пора ТРЁХ СПАСОВ - это радостное время для православного христианина. И так - было всегда! Еще наши далекие предки, в эти дни - старались отложить работу и обратиться к природе, к Богу, к самим себе...


МЕДОВЫЙ СПАС - 14 августа:Он наступает, в первый день Успенского поста. К этому времени, ульи уже переполнены, а пасечники - готовы собирать первый урожай. Люди верующие, делают это обычно - с молитвой, с особым благоговением. Затем, мед относят в церковь для освящения. Такой продукт - считается целебным, поэтому пробуют его все: - от мала до велика. Он от любых хворей - может избавить!
Хорошим делом считается, в Медовый Спас - угостить медком просящего. Недаром, есть поговорка: «На Первый Спас и нищий медку попробует... ». Дома, освященный мед нужно разложить в красивые пиалы, поставить в центр стола. Можно - испечь медовые пряники, пироги, булочки. Но, важно помнить: идет пост, а значит, тесто - тоже должно быть постным.
Еще одно название этого праздника - " СПАС НА ВОДЕ". Дано оно, неспроста! По преданию, именно в этот день, принял крещение князь Владимир. До сих пор, в Медовый Спас совершается малое водоосвящение. Вся вода - считается святой, дающей силы, прогоняющей усталость и болезни. Неплохо искупаться в этот день, особенно если водоем предварительно был освящен.
Считается, что на Первый Спас, женщины - должны замаливать свои грехи. Они им будут прощены и можно после этого, начинить новую, чистую от дурных помыслов жизнь.
Традиции и приметы на Маковый Спас или Спас на Воде - 14 августа:
Череда праздников последнего летнего месяца - начиналась Маковеем, или " СПАСОМ НА ВОДЕ". Накануне, в каждом доме хозяйки собирали «маковейный цветок» - букет из растений-оберегов. Калина - дарила девушкам красоту и нежность, рута и ноготки - защищали от болезней, колоски овса - обещали обильный урожай, мята - благоприятствовала миру и покою в доме. Обязательной частью букета, были маковые головки. Собранные растения увязывали красной лентой и в день праздника - освящали на капище, а затем берегли пуще глаза, целый год. Букет-маковейник - считался мощным семейным оберегом от несчастий и болезней. Его высушивали и ставили на окошко. Там он и красовался до следующего Маковея.
Другое название праздника - Медовый Спас, поскольку в этот день - 14 августа - пасечники приступали к сбору меда. Считалось, что с этого дня- пчелы больше не собирают с цветов мед, и соты в ульях, уже наполнились до краев. Приходило время - собирать сладкий урожай, освящать его и до отвала угощаться любимым лакомством. Наши предки, пекли медовые пироги и пряники, а также варили хмельную медовуху, которую пили по праздникам. Кроме того, медовуха служила лекарством, ею лечили простуду и некоторые другие хвори. Еще Первый Спас называли Мокрым - в этот день, по мнению наших предков, вода приобретала уникальные свойства. В этот день - непременно полагалось искупаться в реке, озере или пруду. Считалось, что в праздник - вода смывала грехи, болезни и злые наговоры, и на целый год - дарила людям здоровье и силы.Именно в это время, хорошие хозяева звали волхвов на освящение новых колодцев и очищение старых. После Маковея - купаться, было уже не принято, поскольку лето близилось к концу. И те, кто все же решался поплавать в озере или реке - мог заболеть, либо даже утонуть.
ЯБЛОЧНЫЙ СПАС - 19 августа:

С наступлением Яблочного Спаса, 19 августа - заканчивается Лето и начинается Осень. По крайней мере, так всегда считалось. Спорить с этим трудно! Действительно, многие замечают, что после этого дня, становится значительно холоднее. Второй Спас у каждого из нас, конечно, связан с яблоками. Считается, что до этого дня их есть - нельзя. Особенно свято чтят это правило матери, потерявшие своих детей. Есть предание, согласно которому умерший ребеночек на том свете не получит гостинца, если его мама будет есть яблоки до наступления Яблочного Спаса. Зато, в сам праздничный день - можно лакомиться плодами, сколько угодно! Обязательно, следует с утра их освятить и отнести пару штучек на могилки умерших родственников.
По пути не забудьте угостить всех знакомых, зайдите в гости к родным, не пройдите мимо нищего. Только после этого можно самому попробовать яблочко. Дома неплохо будет испечь яблочный пирог, сварить варенье. Все блюда по- прежнему должны быть постными.
СПАС НА ГОРЕ" - так еще называют этот праздник. На гору Фавор, поднялся однажды Иисус Христос с тремя своими учениками. Добрался до ее вершины, взошел на нее и мгновенно преобразился. Одежда его - засверкала белизной, лицо - засияло. Отсюда появился и еще один праздник, который отмечается в этот день - Преображение Господне . Он напоминает нам, о необходимости духовного очищения и совершенствования.
Традиции и приметы на Второй Спас - 19 августа:
19 августа - на славянские земли приходил Второй Спас - Яблочный, он же Большой. Интересно, что до этого дня, в общинах запрещалось есть любые фрукты и овощи, кроме огурцов. Зато, со дня Яблочного Спаса - наступало время лакомиться всем, что уродили земля. Правда, сначала урожай приносили волхвам. В капище раскладывались собранные плоды, волхвы благодарили мать-землю за плодородие и проводили над фруктами и овощами специальный ритуал. Часть урожая, члены общины жертвовали нищим, откуда и произошла поговорка: «На Второй Спас и нищий - яблочко съест». Считалось, что хозяева, которые не поскупились отдать часть плодов неимущим, в следующем году непременно соберут обильный урожай.
В день Яблочного Спаса - готовилось множество блюд из яблок: с ними запекались утки, гуси и курицы, их томили в печи с медом, пекли разнообразные пироги. С этого дня, у женщин начиналась настоящая «яблочная страда». Сочные плоды хозяйки заготавливали впрок, всеми доступными способами - сушили, вялили, замачивали, квасили...
Со Вторым Спасом, в народе связывали надежные приметы. Существовало, например, поверье, что если в этот день откусить кусочек яблока от первого урожая и загадать желание - загаданное обязательно сбудется. Верили славяне и в другую забавную примету: если в день праздника человеку на руку дважды сядет муха, то его ожидает необыкновенная удача в жизни. Надо полагать, мухи в день Второго Спаса могли чувствовать себя в полной безопасности.

Природные приметы, касались в основном, будущих холодных месяцев: например, если на Яблочный Спас стояла жара, - ожидали малоснежной Зимы, а если лил дождь, наоборот, опасались, что деревни и поля завалит по самые крыши. После Второго Спаса - ночи делались холодными, близилась Осень... И пословица предупреждала: «Пришел Второй Спас - бери рукавицы про запас». Недаром, этот день называли также Осенинами - ведь заканчивались теплые, летние деньки

Традиции и приметы на "Ладино полетье" - с 15 по 28 августа: 15 августа начиналось "Ладино полетье" - дни, когда славяне чествовали Ладу-матушку, Пречистую Матерь-Землю. К Пречистой - община должна была закончить сбор урожая и приступить к севу озимых. Потому, что земля уже готовилась к холодному времени и крепкому зимнему сну. А до того, как Мать-Земля уснет, нужно было - поблагодарить ее за подаренный урожай. Волхвы в эти дни, проводили ритуалы благодарения Земли, удивительные для современного человека: ей исповедовались в помыслах, каялись за кривду, если такая была допущена, купались в утренней росе, освящаясь мощной силой Матери-Лады. Недаром женская богиня Лада и Мать-Земля - объединялись в сознании наших предков: одна из них - символизировала женскую плодовитость, а другая - вечно возрождающиеся силы природы. И когда Земля, щедро одаривала людей своими плодами, самое время было выказать ей почет и уважение.
В день Первой Пречистой - начинали заготавливать калину. Славяне почитали ее не только за отменно вкусные ягоды, которые использовали в наливках, вареньях, при лечении простуды, но - также, за ритуальную роль в свадебных и похоронных обрядах. В семьях, где входили в возраст юные невесты, активно запасались калиновыми гроздьями, поскольку каждому было известно: туда, где под крышей развешаны пучки калины, можно смело являться со сватами.
Коллективные походы девушек за калиной, устраивались на "Ладино полетье", едва ли не каждый день. Это простое хозяйственное занятие, у веселой молодежи превращалось в настоящее приключение. Придя в лес, девицы находили первый калиновый куст и принимались водить вокруг него хороводы, петь и играть. Лишь потом наступала пора сбора ягод, из которых первые следовало съесть немедленно, а пока жуешь их, думать о суженом.
Юноши, в это время - устраивали засаду на полпути от деревни, и едва сборщицы ягод приближались, пугали их и пытались отобрать полные корзинки. В процессе перепалки, молодежь разрисовывала друг другу лица ягодным соком, что служило признаком взаимной Симпатии. Затем, все вместе возвращались в село и девушки отдавали собранную калину матерям, а те говорили: «Будь, доченька, и ты - красной и здоровой калиной, непорочной и чистой к венцу!» Несколько веток с ягодами, развешивали в доме, а остальное - помещали под крышей, как знак, что в доме есть невеста.
С этих дней, начинались по деревням сговоры, смотрины да обручения, чтобы Осенью - играть свадьбы, чтобы не прерывалась живая нить Жизни в славянских племенах.
ОРЕХОВЫЙ СПАС - 29 августа:
Христиане в этот день отмечают праздник Орехового Спаса. Официально, у него сразу несколько названий. Прежде всего, почему Ореховый? Дело в том, что к этому дню, в лесу как раз поспевают орешки. Их можно идти собирать и лакомиться ими. Тогда же, заканчивается уборка хлеба. Отсюда и второе название - Хлебный Спас. Печь хлеб в этот день - сам Бог велел! Его - также нужно освятить в Церкви и раздать всем просящим. К хлебу в праздничный день, следует относиться с особым чувством. Проронить хотя бы одну крошку - уже считается грехом. Не забудьте, в этот день поблагодарить Господа за пищу, которую он нам дает. В честь нерукотворного образа Иисуса Христа - праздник, также носит название " СПАС НА ПОЛОТНЕ" . Добрая женщина - дала Спасителю платок, чтобы вытереть пот, пока Он шел на Голгофу. Поблагодарил ее Господь, утерся, а когда вернул платок, женщина ахнула! На нем - остался запечатленным лик Иисуса. Отчасти - благодаря этому преданию, до сих пор считается, что в этот день, хорошо торговать холстами, полотнами, особенно - если на них изображен священный лик.
Традиции и приметы на Третий Спас - 29 августа:
На следующий день, после Пречистой - праздновался последний, Третий Спас. У него, также было несколько названий: звался он Хлебным, Ореховым и Холщовым. В Хлебный Спас - пеклись хлеба из муки нового урожая. Тесто на караваи, замешивали старшие женщины в роду, заговаривая одновременно всех домочадцев, на здоровье. Хлеба пекли, в основательно протопленной печи, если они хорошо поднимались, считалось, что болезни - целый год будут обходить дом стороной. Готовые караваи - относили волхвам, и лишь после прославлений, в которых принимала участие вся община, наступало время семейного застолья. Глава семьи, благодарил Богов - за обильный урожай, а затем - проводился ритуал угощения первым хлебом. Старший мужчина в роду, должен был угостить самого младшего мальчика, чтобы род не прервался, и произнести при этом: «Боги - дали урожай богатый, пусть пребудут все дети рода нашего - во здравии и сытости». И после этого, вся семья приступала к угощению.
На столы в Третий Спас - ставились хлеб и пироги из новой муки, яблоки, мед, орехи, мясные и рыбные блюда. Считалось, что нужно отведать, хотя бы понемногу каждого блюда, и тогда удача, здоровье и благополучие - не покинут дом.
Другое название Третьего Спаса - "СПАС НА ХОЛСТЕ", или Холщовый - было связано с тем, что на этот день, обычно назначались ярмарки, где бойко торговали полотном и холстами. И если уж член славянской общины попадал на торжище - полагалось прикупить хоть что-то, иначе - он рисковал весь год провести в нищете.
Еще ТРЕТИЙ СПАС - называли Ореховым, поскольку к этому времени как раз поспевали орехи. Интересно, что из орешника, славяне делали банные веники. И согласно поверью, такой веник - моментально выгонял из тела любую хворь. Вот только хранить ореховые веники, следовало отдельно от других, чтобы они не потеряли свою чудесную силу.

По народной примете, обильный ореховый урожай обещал, что на будущий год - также хорошо уродится на полях рожь. Другая примета - обещала, что если улетели в теплые края последние стаи журавлей и ласточек, то к Покрову - уже ударит мороз. Если же август оказывался богат на грозы, Осень ожидалась долгая и теплая. Последний СПАС - означал, что до Осени - осталось совсем немного, да и холодные зимние дни, тоже не за горами... После трех Спасов - пора прощаться и с Летом! Позади - прекрасная пора...
Но, впереди - ещё лучше, дай Бог!

Из Интернета - дневник


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png