Стоит ли беспокоиться, если ребенок плохо держит голову в 3 месяца? Организм каждого крохи индивидуален: то, что для одного будет отклонением, для другого – нормой. Однако в любом случае, если его развитие вызывает у родителей сомнения, беспокойство, следует обратиться к врачу.

Как развивается малыш до 3 месяцев

Новорожденный еще не умеет контролировать свое тело. Все его движения хаотичны, беспорядочны, осуществляются рефлекторно. При положении животиком вверх его головка поворачивается вправо или влево. Если потянуть его вверх за руки, – отклонится назад. Если прикоснуться своими пальцами к его ладошкам, он их сожмет рефлекторно.

Но постепенно у крохи начинает получаться контролировать тело, мышцы его крепнут. К 3-4 месяцам он уже многое умеет. Лежа на спине, вперед и по сторонам. Ручки и ножки располагает так, как надо ему, рассматривает, играет ими, пробует “на зубок”. Это тот период, когда ребенок начинает держать голову самостоятельно при любом положении. Лежа спинкой вверх, малыш может опираться на предплечья.

Также к 3-4 месяцам чадо учится хватать, брать предметы ручками. Это период, когда уже осознанно, любые эмоции отражаются на его лице. Лежа на спине, он может самостоятельно .

Если что-то из перечисленного отсутствует, родители начинают переживать. Особенное беспокойство возникает, если есть проблемы с головкой. Переживания вполне понятны. Однако есть повод для беспокойства или нет, точно может сказать только врач.

Как и когда малыш начинает фиксировать голову

Нет четкого стандартного возраста, . Однако у всех здоровых ребятишек развитие этого навыка происходит примерно по одной и той же схеме:
1
Первые попытки приподнять головку грудничок делает уже в 2-3 недели жизни , если его положить на живот. Это естественный рефлекс, чтобы не задохнуться.

В 3 месяца малыши уже достигают первых успехов, но подстраховка головы им еще нужна

2
Ребенок в месяц не держит голову вертикально, но уже пытается. Лежа на животе, 1-1,5-месячный младенец умеет приподнимать головку под острым углом и удерживать ее до минуты.
3
В 2-месячном возрасте , если потянуть кроху за ручки, его уже не будет. Лежа животиком вверх, грудничок изо всех сил пытается зафиксировать ее в вертикальном положении. Если ребенок в 2 месяца не держит голову, это пока еще не повод для паники.

Гульба О.В., педиатр, Частная клиника “Первая”, г. Томск

3-месячного ребенка, даже при нормальном развитии, нужно показать невропатологу. Если не держит голову, проблему можно довольно легко решить курсом массажа, физиопроцедур.

Массаж мама может делать и сама в домашней обстановке – так малышу будет даже спокойнее.

4
В 3-месячном возрасте грудничок обычно старается фиксировать голову при любом положении. Однако мышцы еще недостаточно крепкие. Поэтому, когда он находится в вертикальном положении, лучше поддерживать шейку.
5
4 месяца – тот возраст, во сколько ребенок начинает держать голову уверенно . Он не только закрепляет ее при любом положении, но и поворачивает во все стороны, изучая окружающий мир. Опираясь животиком, малыш спокойно приподнимает на ручках верхнюю часть туловища.

Расхождение с такой схемой на несколько недель не страшно. Но если вдруг ребенок и в 4 месяца плохо держит голову, следует обязательно проконсультироваться с врачом. Что еще должен уметь ребенок в 4 месяца, читайте .

Почему возникает проблема

Бывает, что ребёнок в 3 месяца не держит голову вообще. И даже не делает попыток. Это повод обратиться к врачу. Причина такого отклонения – не контролирует мышцы шеи. На это влияют такие факторы:

  • низкая масса тела;
  • слабый тонус мышц;
  • родовые травмы.

Обычно для решения этих проблем достаточно простых процедур – специальной гимнастики, массажа . При низкой массе тела рекомендуется вводить докорм. Только в тяжелых случаях, например, вызванных родовой травмой, могут понадобиться физиотерапевтические процедуры или даже хирургическое вмешательство.

Чем раньше родители заподозрят неладное и обратятся к врачу, тем лучше. На ранних стадиях обычно проблема решается достаточно легко. О гимнастике для ребенка в 3 месяца читайте .

Часто гордость и восторг родителей вызывает раннее развитие чада, способность поднимать головку в месяц-полтора. Так как ребенок не должен держать голову в месяц, это тоже повод обратиться к врачу. Слишком раннее развитие может быть вызвано гипертонусом мышц или высоким внутричерепным давлением.

Как помочь малышу

Прежде всего, если ребенок плохо держит голову в 3 месяца, следует обратиться к педиатру. Педиатр подскажет, что делать, либо направит к нужному специалисту. Так, при недоношенности, родовых травмах может понадобиться обследование детского невропатолога . Если же грудничок имеет проблемы с питанием, набором веса, стоит проконсультироваться со специалистом по вскармливанию. Чаще всего для исправления ситуации достаточно упражнений, массажа.

Упражнения на фитболе также благоприятно сказываются на пищеварительной системе малыша и избавляют от колик

Вот какие упражнения способствуют укреплению шейных мышц:

  1. Положить кроху животом на ладони взрослого человека так, чтобы одна рука оказалась под его грудью, вторая под бедрами. Поднимать-опускать его вертикально.
  2. Класть на ладони лицом вниз, покачивать, приподнимая попеременно то голову, то попу.
  3. Положить на большой мяч (фитбол). Один взрослый должен фиксировать кроху за бедра, второй – за ручки. Плавно раскачивать на мяче. Другие упражнения на фитболе для детей можно посмотреть .

Еременко В.Н., невролог, Медицинский холдинг “Медика”, г. Санкт-Петербург

До полугода большинство проблем такого характера решаются физиопроцедурами, массажем, гимнастикой. Лекарства назначаются при серьезных неврологических отклонениях.

Поэтому при сомнении в целесообразности назначенного лечения стоит проконсультироваться у другого врача.

Кроме того, нужно обязательно ежедневно, по несколько раз в день, ненадолго класть грудничка животом вниз. Полезно будет . Под водой крохе будет проще удерживать головку, а мышцы быстрее окрепнут.

Не стоит класть младенца животиком вниз сразу после еды или во время болезни. Если малыш капризничает, можно отвлечь его внимание яркими игрушками, пением, ласковыми интонациями, поглаживаниями.

Голову держит, но неправильно

Случается, когда ребенок держит голову, но неправильно. В этом случае он склоняет или поворачивает ее на одну сторону.

3 причины неправильного удерживания головки:
1
При таком нарушении следует проконсультироваться у ортопеда. Неправильное удержание головки может быть симптомом пареза мышечных отделов шеи. Говоря простым языком – . Эта патология встречается не часто, возникает впоследствии родовой травмы либо во время беременности, протекающей с осложнениями.

Для избавления от кривошеи могут быть назначены физиотерапевтические процедуры либо оперативное вмешательство. Иногда может понадобиться , с которой младенец будет спать.
2
Когда ребенок плохо держит голову в 3 месяца, склоняет ее, но кривошея исключена, причиной может быть . Тогда врач назначит легкий домашний массаж (и покажет, как его проводить), упражнения под водой.
3
Если же грудничок держит голову неправильно время от времени, но при этом умеет удерживать ее как надо – это, тем более, не повод для паники. Ему может быть просто так удобно. А когда малыш все время держал голову как надо, а потом вдруг перешел на неправильное положение, стоит спросить совета врача.

3 способа профилактики

Чтобы новорожденный с самого момента появления на свет развивался правильно, гармонично, необходимо с ним заниматься. Это не только общение, любовь родителей, но и массаж, гимнастика, развивающие игры.

Все занятия с крохой лучше проводить в утреннее время, после кормления через 1-1,5 ч

Задаваясь вопросом, как научить ребенка держать голову, важно понимать, что всему свое время. Не получится научить делать что-то, если время еще не пришло . Слишком рьяно стараясь, можно даже навредить.

Поэтому вся гимнастика, все упражнения, направленные на развитие шейных мышц, должны быть прежде всего веселой игрой, доставлять удовольствие:

  1. Для укрепления шейных мышц, нужно начинать укладывать крошку ненадолго животиком вниз уже в первые недели его жизни, когда заживет пупочная ранка. Если делать это перед кормлением, то простое упражнение поможет еще уменьшить количество кишечных газов.
  2. Для предотвращения проблем с шейкой, ее искривления, нужно избегать положений, когда голова запрокидывается назад или вбок. Мышцы до 3-4 месяцев еще слабые. Поэтому, чтобы не навредить, нужно придерживать голову младенца, поднимая его на руки.
  3. Хорошей профилактикой и способом укрепить шейные мышцы будут ежедневные занятия с большим мячом – , а также упражнения в воде. Для этого не обязательно использовать бассейн. До полугода будет достаточно глубокой детской ванночки или обычной ванны.

Валиева А.А., детский невролог, Клиническая больница ОАО “РЖД”, г. Тверь

Класть на животик нужно как можно чаще. Лучше – перед каждым кормлением. Если грудничок плачет на твердой поверхности, можно начать с мягких, класть на живот к родителям. Постепенно он привыкнет.

Такое положение стимулирует развитие мышц спины и шеи, развивает двигательные способности крошки.

Заключение

Нельзя наверняка сказать, когда ребенок начинает держать голову. Кто-то уже в 2 месяца может поднимать ее уверенно, и это не будет признаком гипертонуса. Другой же – в 4 месяца только учится. Однако это не значит, что родителям следует пускать все на самотек, объясняя отклонения развития индивидуальными особенностями.

Всегда лучше лишний раз спросить у врача, чем потом пожалеть. И, конечно, с грудничком необходимо заниматься – с самого рождения. Делать это с хорошим настроением и улыбкой, чтобы даже простое упражнение стало игрой и доставило радость ему и его родителям.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Все родители, имеющие малыша, с огромным нетерпением ожидают того момента, когда ребенок начинает держать головку. Новорожденная кроха еще очень слабенькая и беззащитная и совсем не умеет управлять своим маленьким тельцем. Поэтому родители с большой опаской берут ее на руки, боясь навредить ей своими неосторожными движениями. Мышцы шеи новорожденного очень слабо выражены, и если не поддерживать головку малыша, могут быть серьезно повреждены позвонки. Поэтому всем, кто ухаживает за младенцем, необходимо правильно держать его на руках во время кормления, купания и переодевания.

Когда новорожденный начинает держать головку

Согласно законам развития детей младенческого возраста, ребенок может самостоятельно поддерживать свою головку к трем месяцам жизни. Родители должны всячески стимулировать развитие этого процесса. Для этого после исполнения ребенку двух недель его необходимо как можно чаще укладывать на животик. Во время таких процедур малыш, чтобы не задохнуться, поворачивает головку на бок, стимулируя и развивая при этом мышцы шеи. Особенно полезны такие упражнения перед кормлением, чтобы освободить животик от газов и избежать появления в нем колик. На шестой неделе, когда ребенок начинает держать головку в лежачем положении, приподнимая ее и удерживая в таком состоянии около минуты, для развития и закрепления таких способностей лежащего в кроватке малыша необходимо немного приподнимать за ручки. Его головка будет откидываться назад, и он, чтобы удержать ее, будет пытаться напрягать свои слабенькие шейные мышцы, постепенно развивая их.

Когда ребенок начинает держать головку достаточно уверенно?

Это будет после трех месяцев. Начиная с восьмой недели, его головка будет держаться ровнее, почти не заваливаясь вниз. Когда ребенку исполнится три месяца, он, будучи в вертикальном положении на руках у взрослого человека, сможет уверенно держать шею ровно. В этот период родители должны быть особенно осторожными и не переоценивать возможности своего чада. Мышцы трехмесячной крохи еще недостаточно крепки, и головка все еще нуждается в подстраховке. К четвертому месяцу жизни ребенок хорошо владеет этим навыком и даже пытается приподнимать плечи. К пяти месяцам, когда малыш начинает держать головку достаточно уверенно и уже способен поворачивать ее в стороны, он внимательно рассматривает окружающие его предметы.

Ребенок долго не держит головку

Если к шести месяцам ваш малыш не держит головку, обратитесь к педиатру. Возможно, вы мало укладывали ребенка на живот, поэтому его шейные мышцы недостаточно развиты. Врач посоветуют вам делать определенные упражнения или специальный массаж. Если роды были очень сложными, или ребенок появился на свет недоношенным, он может отставать в своем физическом развитии. Поэтому без квалифицированной помощи врача в данном случае никак не обойтись. Если ребенок уверенно держит головку в месячном возрасте, не спешите радоваться этому. Такое явление может быть симптомом Посоветуйтесь с врачом, вам назначат комплекс специальных упражнений. Любящие и педагогически грамотные родители разберутся в проблеме того, когда ребенок начинает держать головку, и примут правильные меры в том случае, если заметят некоторые отклонения в физическом развитии собственного малыша.

Одно из первых достижений новорожденного – умение удерживать голову. Многие мамы интересуются, когда ребенок начинает держать голову самостоятельно? При нормальном росте и развитии это происходит в 3 месяца жизни. С самого рождения у новорожденного слабые мышцы, в том числе и шейные. Поэтому до 3 месяцев мамы придерживают головку ребенка, чтобы защитить ее от повреждений.

Во сколько месяцев грудничок начинает сам держать головку

За способность удержать голову в определенном положении отвечают шейные мышцы. Чтобы прийти к некоторым достижениям, малышу необходимо натренировать эти мышцы. Этот процесс предполагает несколько этапов:

  1. Возраст 2-3 месяца . Ребенок недавно начал приподнимать головку, лежа на животе. Он делает это неуверенно и непродолжительное время (до 30 секунд) под острым углом.
  2. Возраст 3 месяца . Сейчас малыш держит головку более уверенно, на протяжении 1 минуты. Вместе с головой, приподнимаются и плечи. В трехмесячном возрасте младенец начинает держать головку и в вертикальном положении тела, когда он находится у мамы на руках. В этот момент грудничок нуждается в подстраховке маминой рукой, поскольку его движения еще несовершенны.
  3. Возраст 4 месяца . Прошел небольшой промежуток времени, но за это время малыш уже уверенно держит голову, поворачивая ее в сторону интересующего его объекта. Лежа на животике, малыш уже способен приподнимать верхнюю часть туловища и вертеть головкой по сторонам.

Порою, развитие малыша идет не по плану, и мамочки не понимают, почему грудничок не держит головку в 3-4 месяца. Причин тому может быть несколько:

  • родовая травма;
  • недоношенность или маловесность;
  • слабый тонус мышц;
  • педагогическая запущенность, когда младенца не тренировали и не выкладывали на животик.

Так, например, недоношенный ребенок очень слаб, его развитие нередко отстает от развития сверстников. Поэтому умение держать головку у таких детишек формируется несколько позже их сверстников. В результате тяжелых патологичных родов рождаются ослабленные дети с очагами поражения в головном мозге. Все двигательные навыки будут формироваться у такого малыша с опозданием.

Как видно, в большинстве случаев причина неумения держать голову кроется в неврологических проблемах, связанных с различными заболеваниями. Именно поэтому при первых тревожных сигналах нужно обращаться к невропатологу. От времени обнаружения патологии зависит срок выздоровления малыша.

Но не всегда, когда новорожденный поздно начинает держать головку, можно говорить о проблемах в здоровье. Иногда мамы пренебрегают необходимостью ежедневного выкладывания малыша на животик. Разумеется, мышцы шеи, спины и плечевого пояса долгое время не развивались. В этом случае после курса массажей и ежедневных упражнений ребенок должен обязательно научиться держать голову. Помимо этого, никто не отменял индивидуальные особенности и физические способности каждой крохи. Иногда совершенно здоровый младенец не держит голову в 3 месяца.

А если грудничок держит голову на одну сторону, необходима консультация врача. Возможно, у малыша имеется кривошея - парез мышц шеи. Данное заболевание лечится различными методами: массаж, упражнения, специальные подушечки, в некоторых случаях – операция.

Со скольки месяцев младенец должен удерживать головку, и во сколько месяцев это нежелательно? Хотелось бы отметить, что удерживание грудничком головы в возрасте до 2 месяцев также является отклонением от нормы. Такой симптом наблюдается у малышей с повышенным внутричерепным давлением. Поэтому и в таких случаях необходимо показать ребёнка врачу.

Как помочь малышу научиться держать головку?

Эти советы помогут вашему ребенку научиться держать головку:

  • После того, как заживет пуповина (с 2-3-х недель от роду), обязательно выкладывайте новорожденного на животик. Лучше всего это делать до кормления или же спустя 1 час после него. Желательно, чтобы поверхность была твердая. Для этой цели подойдет пеленальный столик или обычный стол, накрытый одеялом. Пусть младенец полежит так несколько минут. Чтобы не задохнуться, он вынужден будет пытаться приподняться, напрягая мышцы спины и шеи. С каждым разом увеличивайте время.

  • Если грудничок капризничает и не хочет лежать, не идите у него на поводу, положите перед ним яркие игрушки, чтобы заинтересовать его, погладьте по спине, поговорите с ним ласковым голосом.
  • Вся мышечная система малыша укрепляется благодаря плаванию. Напустите в ванну воды, наденьте младенцу подушку и дайте ему поплавать. Такие тренировки хорошо укрепляют мышцы.
  • Меняйте положение малыша во сне, переворачивая его с бока набок, со спины на бок и наоборот.
  • Врачи часто назначают массаж, чтобы ребенок учился держать головку. Проведение массажа лучше доверить специалистам.
  • Когда дети начинают держать головку, не оставляйте их шею без опоры. Почему сначала нужно держать голову новорожденному? Потому что его мышцы развиты еще плохо, младенец слаб и не может подолгу удерживать головку в одном положении.
  • Если грудничок перестал держать головку, вероятно, это связано с пониженным тонусом мышц. В этом случае необходима консультация невропатолога.

Чтобы в домашних условиях укрепить шейные мышцы младенца, выполняйте с ним нехитрые упражнения:

  • «Повороты головы». Ребёнок лежит на спине. Задача взрослого – заставить его поворачивать голову влево – вправо. Слово «заставить» не нужно воспринимать в буквальном смысле. Лучше всего заострить взгляд малыша на игрушке и постепенно передвигать ее со стороны в сторону, учить поворачивать голову.
  • «Плывем». Ребёнок находится на руках у мамы лицом вниз. Одной рукой мама поддерживает кроху под грудью, а другой – за бедро, прижимая слегка к своему туловищу. Кроха оказывается как бы в невесомости. Совершать движения вверх – вниз.
  • С гимнастическим мячом. Ребенка укладывают животиком на мяч. Придерживая грудничка, совершают сначала легкие прыгательные движения. Затем движения мяча вперед – назад. Тело малыша меняет свое положение, что заставляет его напрягать свои мышцы, в том числе и мышцы шеи.

Подведем итоги

Итак, в каком же возрасте грудничок начинает держать голову? В норме младенец сам должен учиться держать голову в возрасте с 3 месяцев. У некоторых детей данный навык появляется позже, в силу определенных неврологических проблем. Если малыш в 3 месяца еще не осилил это, паниковать не стоит. Возможно, это лишь начальный этап. А вот если ребенок в возрасте 4 месяцев так и не научился держать головку или держит ее криво, нужно обязательно показаться врачу, чтобы помочь ему развиваться правильно.

Новорождённый хрупок и беззащитен. Он не в состоянии приподнимать и удерживать свою тяжёлую головку. Мышцы шеи у малыша слишком слабы, связки неразвиты, а шейный позвонок не сформирован. Поэтому, беря его на руки, аккуратно придерживайте голову и спину, чтобы избежать травм и не навредить слабому созданию.

Умение держать голову без посторонней помощи – очень важный этап на пути формирования опорно-двигательного аппарата человека. Ребёнок набирается сил, становится крепче и осваивает непростой навык на протяжении первых шести месяцев. Происходит это постепенно и зависит от индивидуальных особенностей, условий существования, питания и ответственного и грамотного поведения родителей. Особенного много внимания требуется в самом начале пути. Весь процесс условно подразделяют на несколько этапов.

Содержание статьи:

Во сколько месяцев ребенок начинает держать голову?

Желание управлять своим телом появляется очень рано, уже на второй-третьей неделе. В течение первого месяца развивается способность удерживать голову в состоянии равновесия несколько секунд. Лёжа на животе, малыш инстинктивно пытается справиться с непослушной головой и повернуть её набок, чтобы не задохнуться.

На втором месяце ребёнок, как правило, держит голову приблизительно в течение одной минуты, поворачиваться из стороны в сторону, подтягивать к груди подбородок, расположившись на спине.

На протяжении следующих двух месяцев заметно улучшается координация движений, развивается умение справляться с задачей, находясь в вертикальном положении. , ребёнок вместе с головой начинает приподнимать туловище. У родителей появляется возможность использовать для прогулок сидячую коляску.

Полугодовалый здоровый малыш хорошо управляет своим телом, уверенно держит голову, быстро поворачиваясь в нужную сторону. Он в состоянии ориентироваться в пространстве, приподниматься на вытянутых руках, пробует , умеет сидеть без чьей-либо помощи. Происходит окончательное формирование шейного позвонка.

Как помочь ребенку начать самостоятельно держать головку

Чтобы помочь ребёнку развиваться, приобретать жизненно необходимые умения и избежать случайных травм, надо усвоить ряд несложных правил:

  • контролировать положение тела малыша во время сна, стараясь не оставлять его надолго на одном боку;
  • ежедневно делать лёгкий, поглаживающий после физических нагрузок;
  • проводить занятия только в дневные часы в период бодрствования, учитывая настроение и самочувствие ребёнка;
  • с первых дней налаживать зрительный и эмоциональный контакт;
  • обеспечить полноценное сбалансированное ;
  • своевременно вводить прикорм.

Полезные занятия с детьми, закрепляющие навык держания головы

Занимаясь с крохой, проявите фантазию, окружите его своей заботой и любовью. Яркие игрушки, необычные звуки обязательно заинтересуют вашего ребёнка, создадут мотивацию для движения. Любопытство заставит его стараться приподнять голову, поворачивать её, следя за необычными предметами.

Выкладывание н аживотик

В первый месяц малыша следует как можно чаще выкладывать на животик. Делать это лучше днём, спустя тридцать – сорок минут после кормления или до еды. Чтобы ребёнок не плакал, необходимо ласково разговаривать с ним, петь детские песенки. Услышав голос мамы, малыш потянется к родному лицу и попытается поднять или повернуть головку. Можно помочь ему, придерживая рукой за подбородок или подкладывая под шею специальный валик.

Упражнение должно вызывать положительные эмоции и выполняться с удовольствием. Если малыш капризничает и проявляет признаки усталости, переверните его на спину, успокойте. Повторите попытку позже, после того, как он отдохнёт. Будьте осторожны и предусмотрительны, не оставляйте ребёнка одного, не укладывайте на ночь в таком положении.

Упражнения на животе можно разнообразить. Положите ребёнка на руку, придерживая свободной рукой его голову, и походите с ним по комнате. Он будет ощущать себя уютно и спокойно, чувствуя ваше тепло и близость.

Гимнастика на фитболе

Хорошим подспорьем в тренировке мышц шеи и позвоночника послужит специальный резиновый мяч — . Аккуратно поместив ребёнка на яркую игрушку, медленно покатайте мячик. При этом не забывайте подставлять свою ладошку под подбородок, подстраховывая малыша.

Упражнения лежа на спинке

Заниматься с ребёнком можно и в положении на спине. Для этого, взяв его за ручки, медленно потяните его к себе, тем самым побуждая сесть. Потом сделайте небольшую паузу и положите обратно. Таким образом развиваются мышцы спины, а малыш учится сидеть и удерживать голову.

Плавание

Большую пользу для того, чтобы ребенок вовремя начал самостоятельно держать голову, принесут ежедневные водные процедуры. С первого месяца жизни, купая сына или дочку, начинайте прививать ему навыки плавания, используя для этого специальный круг. Вода способствует укреплению мышц, повышению их тонуса, благотворно влияет на нервную систему, психологическое состояние малыша.

Занятия должны приносить не только пользу, но и удовольствие, и радость. В свободное время поиграйте с крохой. Сначала привлеките взгляд малыша к разноцветной игрушке или погремушке. Затем не спеша передвигайте её слева направо и сверху вниз, перекладывайте с одной стороны на другую. Маленькому человечку захочется следить глазами за вашими движениям, поворачиваться на звук.

Укрепление мышц шеи в вертикальном положении

Когда дитя начнёт уверенно поднимать головку самостоятельно, можно переходить к следующему этапу укрепления мышц шеи. Настало время научить его держать голову не только лёжа, но и стоя. Возьмите ребёнка на руки, осторожно переместите в вертикальное положение. Не забывайте придерживать спину и голову, особенно первые дни занятий. Для того чтобы малыш чувствовал себя комфортно, поверните его к себе. Улыбайтесь во время общения с маленьким человечком. Окружающие предметы, лицо мамы или папы будут привлекать внимание. Ребёнок быстро освоится с новым положением, разглядывая обстановку вокруг себя.

В возрасте трёх-четырёх месяцев следует прививать навыки хождения, опускать малыша на твёрдую поверхность пола или стола. Касаясь ступнями опоры, ребёнок тренирует свой позвоночник и скелетную мускулатуру. Ни в коем случае нельзя отпускать его и ставить на ножки. Это может спровоцировать искривление позвоночника.

Что делать, если ребенок начал держать голову слишком рано или слишком поздно?

Неопытные папы и мамы приходят в восторг от каждого успеха своего любимца, с нетерпением ожидают первых шагов, торопят события, расстраиваются из-за случайных неудач. Это вполне естественно, но всему своё время. Слишком раннее развитие, как и отставание, – повод для серьёзного беспокойства. Существуют общепринятые нормы уровня физического развития грудных детей, и значительное отклонение от них может вызвать повод для беспокойства.

Так, если малыш держит голову сразу после рождения, возможно, у него повышено внутричерепное давление или гипертонус мышц. Ребёнок беспокоен, раздражителен, плохо спит, срыгивает пищу. Следовательно, нужна срочная консультация невролога.

Не редка и противоположная ситуация. Если к трёхмесячному возрасту у малыша не хватает сил, чтобы поднять свою головку, следует также немедленно обратиться к детскому врачу, попросить совета невролога.

Причины такого поведения ребёнка различны:

  • Тяжёлые продолжительные роды часто приводят к травме плода. Недостаток кислорода к неврологическим заболеваниям. В таком случае назначается специальный массаж и курс лечения у невролога.
  • Ослабление мышечного тонуса развивается у недоношенных, имеющих маленький вес деток. Хорошее питание, правильный уход помогут ребёнку догнать своих сверстников.
  • Проблемы с грудным вскармливанием могут привести к недобору веса ребенком. Своевременная поможет сохранить кормление грудью и наладить развитие и рост ребенка.
  • Хронические заболевания матери, инфекции во время беременности вызывают более серьёзные осложнения. Такие заболевания, как перинатальная энцефалопатия, парез, кривошея требуют длительного наблюдения специалиста – невролога.

Вернуть здоровье можно с помощью лечебного массажа и лечебной . Массаж будет эффективнее, если его курсом делает профессиональный массажист. А с гимнастикой успешно справится мама, получив рекомендации участкового врача. Некоторые медики считают полезными расслабляющие ванны, прогревание, растирание, компрессы. В более серьёзных случаях не избежать лекарственных средств, инъекций. В критической ситуации прибегают к хирургическому вмешательству. Какие способы воздействия окажутся наиболее действенными, должен решать специалист после тщательного обследования вашего ребёнка.

Важно вовремя обратиться к врачу. Лечение будет успешным в течение первого года жизни. Позже скорректировать отклонения и справиться с болезнью гораздо сложнее.

Всё будет хорошо!

Умение самостоятельно держать голову – один из основных навыков ребенка первых месяцев жизни. От него зависит, насколько активен и подвижен будет малыш в будущем, как быстро он научится переворачиваться, сидеть, ползать и ходить.

Воспитание здорового ребёнка тяжёлый труд и большая ответственность. Только вооружившись знаниями, вы сможете оказать своевременную помощь и достигнуть желаемого результата.

Главное, создать семье доброжелательную спокойную обстановку, не отчаиваться, быть наблюдательным и прислушиваться к советам врача. Любящие родители справятся с любыми трудностями и болезнями.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png