Что хорошего в детском саду?

Нужно ли ребенку ходить в детский сад? Говорят, "домашние" дети очень трудно адаптируются в школе, потому что не привыкли находиться в коллективе.

До недавних пор считалось, что детский сад является по-настоящему необходимым звеном в развитии каждого ребенка. И действительно, "домашние" детишки часто с трудом приспосабливались к школьным правилам.

Пожалуй, эти трудности объяснялись прежде всего тем, что таких детей было очень мало, подавляющее большинство составляли именно "садиковые" дети. Зачастую дети переходили целыми группами из "дворового" детского сада в такую же "дворовую" (то есть по микрорайону) школу. И если в этот же класс попадал ребенок, который первые семь лет жизни провел под маминым и бабушкиным крылом, ему, конечно, приходилось несладко.

Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и само понятие "детский сад" в наши дни не так однозначно, как прежде. Помимо стандартного государственного детского сада, существует целый ряд других вариантов "трудоустройства" дошколенка . Так что в первый класс дети приходят с самым разнообразным "багажом": кто-то ходил в обычный садик, кто-то - в какой-нибудь Центр развития, а кто-то и дома с няней сидел.

Что же именно дает посещение детского сада ребенку?

  • Прежде всего - возможность общения со сверстниками , включенность в группу. Вы можете быть убежденными индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить:примерно начиная с трех лет (а уж с четырех - совершенно точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми . И эту возможность вы обязательно должны ему предоставить.
  • Разумеется, в детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. Опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться.
  • В детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их.
  • Наконец, в детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. Строго говоря, одного лишь "садикового" образования ребенку недостаточно. В любом случае родители должны заниматься с малышом сами. Но если "домашний" ребенок целые дни проводит исключительно перед экраном телевизора, то в детском саду он, конечно, получит несравненно больше.

Домашние дети другие? Разбираем основные вопросы

1. Могу ли я дома обеспечить ребенку все условия, необходимые для его гармоничного развития, не отдавая его в детский сад?

Самое сложное в домашнем воспитании - это, пожалуй, не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития .И если вы не хотите отдавать малыша в садик, вам нужно хорошенько продумать, каким именно образом вы предоставите ребенку эти возможности.

2. Нужны ли "домашнему" ребеноку друзья?

Домашний ребенок должен проводить много времени на детских площадках , играя с другими детьми. Кроме того, очень желательно обеспечить ему какого-то постоянного друга-ровесника - а лучше, нескольких друзей. Нужно возить его в гости и приглашать других детей к себе домой.

3. Общение со взрослыми необходимо!

Если вы не отдаете ребенка в садик потому, что не доверяете воспитателям и считаете, что никто, кроме вас, не сумеет правильно обращаться с ребенком, находить нужный подход к нему, - вам нужно срочно менять эту точку зрения! Главное понять, что ребенку необходим опыт общения с другими взрослыми, помимо мамы - пусть даже эта мама действительно лучшая в мире!

Не хотите отправлять ненаглядное чадо в детский садик - отдайте его в какой-нибудь кружок, секцию, игровую группу . Самое лучшее - если среди ваших знакомых есть такие же молодые мамы, как и вы. Вы можете составить "график посещений", по очереди принимая у себя других детишек. Пусть ваш частный "детский сад" "работает" всего лишь несколько часов в день, хотя бы пару раз в неделю. Они и друг с другом научатся общаться, и понемножку будут привыкать к тому, что слушаться порой приходится не только маму.

Подходящий возраст: имеет ли смысл отдавать ребенка в ясли?

Самый оптимальный возраст для выхода "в свет" - четыре года. Да-да, не меньше! И пожалуйста, постарайтесь не слушать настойчивых советов опытных бабушек, которые всегда готовы объяснить нам, что "чем раньше, тем лучше - быстрей привыкнет"! Потому что это неправда.

Годовалый карапуз , конечно, может "привыкнуть" к тому, что любимую мамочку почему-то заменили на чужую, не слишком ласковую тетеньку. Привыкнуть - это значит смириться и молча страдать , реагируя на стресс "всего лишь" частыми простудами и другими болезнями, плохим настроением, снижением интереса к окружающему миру. Такое пассивное сопротивление - далеко не пустяк, оно очень негативно отражается на дальнейшем эмоциональном, интеллектуальном и физическом развитии малыша.

Сегодня в большинство яслей принимают детишек лишь с полутора лет. Но и это - чрезвычайно рано! Полтора года - возраст, когда только-только начинает ослабевать так называемая сепарационная тревога. Попросту говоря, малыш еще слишком сильно привязан к матери и очень болезненно реагирует на ее отсутствие , а равным образом и на появление чужих людей, особенно если они пытаются подойти к нему слишком близко.

Интерес к другим детям просыпается в малышах только к трем годам. При этом сначала они тянутся к товарищам постарше себя, потом начинают интересоваться теми, кто помладше, и только в последнюю очередь обращают внимание на своих сверстников. Итак, ясли в полтора года могут быть оправданы только самой крайней необходимостью.

Двухлетнему ребенку к яслям привыкнуть немножко проще. Общее правило остается тем же - рано! К двум годам малыш может быть действительно очень общительным , и если садик (прежде всего воспитатели!) будет хорош, возможно, ребенку там понравится. Во всяком случае, вы можете попробовать отвести ребенка в ясли, если уже убедились в том, что он не испытывает страха перед другими детьми и взрослыми, обладает необходимыми навыками самообслуживания (умеет пользоваться горшком, может самостоятельно есть), без особых страданий переживает ваше отсутствие.

При этом вы обязательно должны наблюдать за поведением, настроением малыша, состоянием его здоровья . Если вы увидите, что ваш двухлетка трудно адаптируется к яслям, - ни в коем случае не настаивайте, не упорствуйте в своем намерении приучить его к "учреждению" прямо сейчас.

Некоторые мамы отдают двухлетних малышей в ясли не потому, что очень нужно выходить на работу, а из "педагогических" соображений: мол, в группе ребенка приучат быть самостоятельным, он будет быстрее развиваться и т. д. Да, общаясь целый день с чужими тетями и будучи лишь одним из пятнадцати-двадцати таких же карапузов, ваш ребенок, наверное, научится держать ложку и натягивать штанишки быстрее, чем его "домашние" сверстники. Но так ли это важно само по себе? Дома он тоже учится самостоятельности.

И возрастные особенности двухлетнего ребенка, и качество наших яслей, в общем-то, приводят к такому выводу: подождите, не торопитесь! Доказано, что воспитанники яслей нередко впоследствии отличаются меньшей инициативностью в принятии решений , поскольку активность и эмоциональность во многом закладываются именно в первые годы жизни.


Эта тяжелая адаптация

Ребенок, плохо привыкающий к яслям или садику, не обязательно демонстрирует это явным образом. Он может вести себя достаточно послушно и даже покорно, выражая свои переживания каким-то косвенным путем. Самая распространенная форма пассивного сопротивления ясельных малышей - частые простудные заболевания.

Но есть и другие моменты, на которые обязательно нужно обращать внимание. Это сон, аппетит, поведение ребенка дома по вечерам, после садика. В первое время после начала посещения яслей или садика такие "прелести", как снижение аппетита, трудности с засыпанием и даже плач по ночам, домашние капризы и несколько сниженное или раздражительное настроение, могут считаться "нормальными". Но если спустя три-четыре недели положение дел не улучшается, можно говорить о том, что ребенок плохо адаптируется к детскому саду или яслям.

В этом случае малыша желательно избавить от посещения садика на ближайший год, а если уж это совсем невозможно - постараться смягчить травмирующую его ситуацию: оставлять его в садике только на полдня, устраивать ему дополнительный выходной в середине недели, поискать сад или ясли с меньшим количеством детей в группе.


В каком возрасте ребенку лучше всего идти в детский сад?

На этот вопрос мы уже начали отвечать. Повторим еще раз: оптимальным возрастом большинство психологов сегодня считают четыре года, а вполне допустимым - три. К трем годам ребенок уже не боится оставаться какое-то время без мамы, начинает интересоваться общением с другими детьми, обладает навыками самообслуживания. Но по-настоящему получать удовольствие от игры со сверстниками он будет лишь ближе к четырем годам.

Идеальный вариант - постепенно, без спешки и предъявления жестких требований начинать знакомить ребенка с детским садом в три - три с половиной года. Сначала ходить с ним на прогулки вместе с детсадовской группой, потом оставлять его в садике на половину дня.

Если довольно быстро обнаружится, что ребенок не против проводить время в новой обстановке, можно перейти к обычному посещению детского сада. Если же особых восторгов малыш не выражает - нет ничего страшного в том, что до четырех лет он будет посещать садик по "щадящему" режиму.

Не стоит беспокоиться из-за того, что он в чем-то отстанет от своих сверстников. Главное, чтобы после трех лет он не оставался в замкнутом домашнем пространстве, один на один с мамой или бабушкой, а постепенно расширял границы знакомого мира.

О. Жукова

Уважаемые читатели! Вы водили своего ребенка в детский сад? В каком возрасте? Как проходила адаптация? Ждем ваших ответов в комментариях!

Вашему ребенку предстоит идти в детский сад? Когда лучше отдать малыша в сад, как правильно адаптировать к условиям незнакомой обстановки, как защитить ребенка от вирусных инфекций? С этими вопросами сталкивается практически каждая мама..

Вопрос, отдавать ли малыша в детский сад, и в каком возрасте это лучше сделать, возникает у каждой мамочки. Сколько переживаний и волнений связано с этим событием! Конечно, любая мама хочет, чтобы ее ребенок как можно раньше привык к новой обстановке, подружился со сверстниками и ходил в садик с удовольствием.

К сожалению, не всегда все бывает так гладко с первого раза. Зачастую не получается избежать слез и переживаний в первые дни посещения садика. Давайте вместе разберемся, когда же малыш будет наиболее подготовлен к посещению детского сада и, что необходимо сделать, чтобы помочь ему привыкнуть к новой обстановке.

Как избежать болезней малыша

Когда ребенок психологически готов к посещению детского сада?

Детский сад

Оптимальным временем для того, чтобы отдать ребенка в детское дошкольное учреждение, считается возраст от 3 до 4 лет. В это время иммунная система становится более зрелой, да и психологически ребенок лучше подготовлен к общению детьми в новом большом коллективе.

Иногда, по объективным причинам, вы не можете сидеть дома с ребенком и вынуждены работать, отдав малыша в детский сад. Ребенок в два-два с половиной года еще очень зависим от мамы. Хотя, дети более раннего возраста, иногда легче переносят разлуку с родителями и могут без капризов и забот находиться в саду длительно.

Но некоторые психологи считают, что у таких детей нарушается развитие естественного чувства привязанности к родителям, к дому, теряется ощущение семьи, как самого ценного и дорогого, что в дальнейшем может отрицательно сказаться на ребенке.

Если малыш никак не может привыкнуть к садику (существует такая категория детей), то лучше, по возможности, оставить его с бабушкой или няней. Однако нужно отметить, что «домашние» дети испытывают недостаток общения со сверстниками, по сравнению с детьми, посещающими детский сад. Поэтому на прогулке они стремятся к общению с другими детьми, вплоть до навязчивости. Следовательно, садик способствует развитию навыков общения в коллективе, уверенности, формированию личности ребенка.

Как приучить ребенка ходить в детский сад

Приучать ребенка к посещению детского сада следует постепенно. Сначала сходите туда вместе с ребенком несколько раз, чтобы малыш познакомился с обстановкой, в которой будет проводить время. Одновременно уже в домашних условиях, примерно за месяц до срока, назначенного для посещения детского сада, постарайтесь оставлять его играть одного дольше, чем вы делаете это обычно.

Первые несколько дней приводите ребенка в детский сад ненадолго (на 1-2 часа) и находитесь рядом с ним. Когда малыш почувствует себя комфортно, можете уйти, оставив его одного, но не надолго. Постепенно увеличивайте и время пребывания ребенка в саду, и время вашего отсутствия.

Все дети разные и трудно сказать, сколько часов, дней или недель необходимо конкретному ребенку, чтобы адаптироваться к новым для него условиям. Процесс адаптации в широком смысле слова подразумевает привыкание, приспосабливание организма к новым условиям существования. Кто-то привыкает легко и быстро, кто-то - долго и мучительно.

Но в ваших силах сделать так, чтобы посещение садика стало для ребенка радостью, а не наказанием. Кроме того, обязательно скажите малышу, что гордитесь им, потому что он уже стал большой и может ходить в детский сад!

Ваше присутствие рядом с ребенком в самом начале посещения детского учреждения необходимо по двум причинам: во-первых, вы облегчите период адаптации вашего малыша, а во-вторых, сможете увидеть все тонкости внутренней жизни садика и стиль поведения воспитателя.

Как подготовить ребенка к посещению сада

А если малыш будет часто болеть?

Детский сад

Прежде всего, малыши начинают болеть потому, что снижается иммунитет из-за резкой смены обстановки: другой режим, непривычная пища, много шума и впечатлений, переживания из-за разлуки с мамой. Кроме того, в своей семье каждый привык бороться с часто встречающимися в доме микробами и выработал к ним защитные реакции, а поскольку каждый карапуз приходит со своим «микробным набором», обмен ими неизбежен.

Принимая решение о том, чтобы отдать ребенка в ясли или детский сад, помните, что среди всех детей, которые в первый раз переступают порог детского учреждения, около 25% тех, кого можно назвать «поздно стартующими». У таких детей иммунная система развивается позднее, чем у всех остальных. Пока они находятся в домашних условиях, они здоровы, но, попадая в садик, где всегда есть опасность встретиться с большим количеством различных вирусов и бактерий, они начинают постоянно болеть. Поэтому им нужна специальная подготовка, и вот в чем она заключается.

Во-первых, нужно закаливать ребенка. Летом это легко: ребенок босиком бегает по земле, принимает воздушные ванны, купается, то есть закаляется естественным образом. Но проблема в том, что закалка не «работает» на перспективу, она эффективна только в тот период времени, пока ребенок закаляется. Поэтому прерывать процесс закаливания нельзя.

Осенью ребенок может бегать босиком по полу (но не постоянно). Не забывайте чаще проветривать помещение, где находится малыш. Закаливание позволяет нормализовать функцию дыхательных путей при охлаждении, что снижает количество вирусов, попадающих в организм при заражении. Поэтому путем закаливания можно если и не полностью избежать простуды, то снизить чувствительность к ней ребенка. Не забудьте про гимнастику и, по возможности, массаж.

Во-вторых, нужно укреплять иммунную систему малыша. Ребенок постоянно плачущий, находящийся в состоянии стресса от разлуки с родителями - отличная добыча для вирусов и микробов. Не лишним будет прием витаминных комплексов (если у ребенка нет аллергии), обязательно употребление свежих фруктов и овощей.

В период эпидемий вирусных инфекций не испытывайте судьбу, оставьте ребенка дома. Если такой возможности нет, начинайте профилактические мероприятия. Сначала закапайте в нос интерферон. Если же ребенок заболел, при первых признаках оставьте его дома и пролечите не только до исчезновения симптомов заболевания, но и до полного восстановления сил.

«Мама-а-а, не уходи!!!»

Некоторые дети переносят разлуку более-менее спокойно, а некоторые плачут и долго не могут успокоиться. Как же сделать момент расставания наименее драматичным?

Если никакие уговоры не помогают, попробуйте общаться в игровой форме. Пусть малыш участвует в сборах на работу, поможет что-то принести, или же подскажет, что еще нужно взять с собой, помашет на прощанье ручкой из окна. Поручите ему что-нибудь сделать в ваше отсутствие, пусть нарисует свою любимую игрушку или самостоятельно расставит игрушки по местам. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.

Если же проблемы более серьезные: ребенок нервничает без мамы, отказывается от еды, не спит, следует обратиться к психологу.

Готовимся к походу в садик

Детский сад

Для более легкой и скорой адаптации ребенка в новых условиях, подготовку следует начать за несколько месяцев до посещения детского сада. В период адаптации лучше исключить активные мероприятия и лишние нагрузки из жизни малыша (посещение цирка, театра и гостей).

Примерное время акклиматизации составляет около одного месяца. Некоторые дети привыкают быстрее, некоторые - гораздо труднее. Необходимо просто пережить этот момент.

В первую очередь посетите детский сад, в который планируете отдать ребенка. Посмотрите сами на обстановку, на то, как общаются воспитатели с детьми. Поговорите с персоналом, а главное - с родителями других детей.

Создайте у ребенка положительный эмоциональный настрой: скажите, что в садике ждут ребята, с которыми можно будет подружиться и играть, там много игрушек и т.д.

Приучайте малыша к контактам с другими детьми. Будь то поход в гости или общение на детской площадке.

Заранее расскажите ребенку о том, что его ждет, как он будет играть с детьми, что у него появятся друзья. Научите малыша предлагать детям свои игрушки, просить разрешения играть с ними, обращаться к детям, называя их по имени.

В коллективе закрепится способность к самообслуживанию: кушать и одеваться самостоятельно. Используйте ту одежду, которая одевается легко, кофточки без пуговиц. Купите обувь на липучках.

Введите в рацион питания ребенка разнообразные овощные продукты, творожные запеканки, мясное и рыбное суфле и т.д. Если малыш привыкнет так питаться, проблем с едой в детском саду не будет.

Научите малыша соблюдать правила личной гигиены: самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в носовой платок

Скорректируйте режим дня ребенка. Приблизьте кормление ко времени приема пищи в детском саду. Не стоит устраивать «перекусы» между приемами пищи.

Часы дневного сна тоже должны совпадать с тихим часом в саду.

Отводя ребенка первый раз в садик, не показывайте свое волнение - ваше состояние легко передается малышу. Никогда не пугайте ребенка детским садом. Это может сформировать страх перед его посещением.

Поддерживайте ребенка эмоционально. Чаще обнимайте малыша, и тогда он будет уверен в вашей любви, поддержке и намного легче перенесет расставание с вами и переход на новый этап взросления - посещение детского сада.

Вера АНОХИНА, педиатр

Один из самых волнительных периодов для молодых родителей ‐ когда их малыш подрос и настал момент его поступления в детский сад. Крохе придется учиться находить язык со сверстниками и обходиться без маминой помощи, становиться более самостоятельным. На вопрос, когда же лучше пойти в сад, нет универсального ответа. Все дети индивидуальны, у каждого своё “лучшее” время для начала посещения сада. Но на первом этапе подготовки к саду можно определить, готов ли ребенок приспособиться к новым условиям жизни.

Ранние дети: сад с 1,5 лет

Дошкольные учреждения принимают воспитанников в ясельные группы по достижению возраста 1,5 лет. Ребенка могут принять в ясли и в годик, по договоренности с заведующей.

Полуторагодовалый малыш в яслях быстро научится навыкам самообслуживания в детском коллективе. Дети, которые ходят в ясли, легко осваивают речь. Мамы, переживающие, что ребенок в памперсах и не может без бутылки/соски, через 1‐2 месяца не узнают своего кроху. В 1,5 года ребенок быстро привыкает к дисциплине.

Но при посещении яслей не исключены и трудности. Длительная разлука с мамой может стать началом психологических проблем. и упадок сил зачастую возникают не от самой адаптации, а от тоски ребенка по маме.

Важно! Расставания с мамой могут перейти в затянувшийся стресс. Если по истечению 3‐х месяцев при посещении яслей ребенок непрерывно срывается на плач, родителям стоит расставить приоритеты правильно, возможно, взять паузу и забрать ребенка из сада.

Посещение сада с 2-­2,5 лет

В этом возрасте у ребенка уже появляется потребность в общении с детьми. Двухлетнему малышу уже психологически проще “попрощаться” с мамой. Ребенку в 2 года легче принять режим дня, а постоянный контакт со сверстниками будет только в радость.

В 2,5 года у ребенка может возникнуть проблема при необходимости слушаться воспитателя, т.е. человека, прежде незнакомого. Предстоящий кризис 3 лет начинает набирать оборот, малыш может противиться установленным правилам, “бунтовать”, чтобы родители оставались с ним.

На заметку! Чтобы снять у крохи возникшую напряженность при посещении сада, ребенок должен четко знать, куда вы уходите и зачем, обязательно говорите малышу о планах, так ему будет легче переждать расставание.


В каком возрасте лучше отдавать?

Отвечая на вопрос, с точки зрения психологии наиболее подходящее время ‐ после 3 лет. Трехлетний ребенок менее трагично воспримет уход родителя на работу и пребывание в
саду; умение говорить поможет малышу более свободно чувствовать себя в коллективе, он расположен к общению с детьми и воспитателем.

Но сколько бы ни было ребенку лет на момент знакомства с дошкольным учреждением, это определенный стресс. Малышу необходимо помочь адаптироваться в новом для него статусе.

  • Развивайте у малыша навыки самостоятельности. Главная рекомендация ‐ не спешить и поощрять ребенка за каждое достижение. Необходимые умения: держать ложку, проситься “на горшок”, уметь снять/надеть обувь.
  • Осень ‐ лучшее время для поступления в сад. Адаптация проходит одновременно у всей группы, дети быстро привыкают друг к другу. Если вы не успели попасть в сад осенью, то оптимальный период начала посещения ‐ весна. Стоит переждать зимний период, чтобы избежать волны ОРВИ.
  • Попробуйте организовать дома режим, подобный тому, что ожидает ребенка в саду, за пару месяцев до первого посещения. Привыкание и адаптация пройдут в разы легче.

Социализация – важный процесс становления личности. Для детей он начинается в семье и продолжается среди сверстников сначала в детском саду, а затем в школе. Поэтому рано или поздно перед каждым родителей встаёт вопрос: когда отдать своего ребёнка в детсад. Следует сказать, что однозначного мнения на этот счёт не существует. Однако есть ряд устоявшихся принципов, проверенных десятилетиями, а также советы на этот счёт опытных педиатров и педагогов.

Правила приёма в детский сад

Дети должны уметь играть со сверстниками

Для молодых родителей, особенно если у них первый ребёнок, вопрос, связанный с поступлением в детский сад, вызывает много разговоров и споров. Начиная от возраста, оптимального для первого знакомства с детским дошкольным учреждением и заканчивая необходимым набором одежды для прогулок и сна.

Законом о принятии детей в детские сады оговаривается, что малыша можно отдавать в ясельную группу с девятимесячного возраста. От ребёнка не требуются никакие умения и навыки. Это правило не менялось с советских времён, когда срок декретного отпуска был значительно короче, чем в настоящее время. Поэтому сейчас не многие родители решаются отдавать таких крох в ясельную группу. И в ясли начинают приём малышей с двухлетнего возраста. При этом ребёнок уже должен уметь проситься на горшок.

К детям, которые поступают в младшую группу детсада, предъявляются следующие требования:

  • умение самостоятельно кушать ложкой;
  • складывать пирамидку по уменьшению объёма колец;
  • собирать элементарные фигурки из кубиков;
  • различать цвета (желательное, но не обязательное условие).

Для приёма в детский сад (ясли) родители должны написать заявление, представить справку о состоянии здоровья ребёнка и собрать необходимый набор вещей для малыша, перечень которых можно узнать в выбранном учреждении.

Критерии готовности

Ребёнок в детском саду должен обладать базовыми умениями

Психологи и педагоги сходятся во мнении, что для того, чтобы начало обучения в детском саду не было для ребёнка стрессом, нужно внимательно отнестись к критериям, определяющим готовность малыша к поступлению в дошкольное учреждение.

  1. Главной рекомендацией для родителей является выбор оптимального возраста. Лучше, если это будет до кризиса трёх лет или после него. Однако, как известно, кризис проявляется у всех детей индивидуально: у кого-то в 2,5 года, а у кого-то – ближе к 4-м. Поэтому, если есть возможность, лучше поступать в детский сад с 4 лет. К этому времени, с одной стороны, малыш приучится быть без мамы, а с другой, закончится важный период начального миропознания, происходящий через тесный контакт матери и ребёнка.
  2. Малыш должен уметь говорить и с помощью своего словарного запаса формулировать мысли или просьбы.
  3. Для того чтобы адаптация в коллективе сверстников прошла успешно, ребёнок должен стремиться к контактам с другими детьми.
  4. У ребёнка сформированы основные бытовые навыки: он может с минимальной помощью самостоятельно одеваться, кушает ложкой и без проблем пользуется горшком.

Как сделать адаптацию лёгкой и безболезненной

Положительный образ детского сада - основа успешной адаптации

Если вы считаете, что ребёнок готов к детскому саду, то важно учесть некоторые факторы, помогающие легко и быстро пережить адаптационный период:

  • Немаловажным аспектом выбора времени поступления в детсад остаётся сезон. Лучшим периодом считается период с июля по август. В это время года у малышей иммунитет укреплён летним солнцем и витаминами, а значит, многие инфекции и вирусы не страшны. Кроме того, все учебные занятия начинаются с сентября, следовательно, у ребёнка буде время на адаптацию к новому месту, привыканию, которым учёба будет только мешать.
  • У малыша нужно сформировать положительный образ детского дошкольного учреждения. Для этого чаще показывайте ему картинки, на которых изображены дети в садике, говорите с вашим чадом о том, как хорошо проводить время со сверстниками, сколько новых друзей появится у него.
  • Подстройте режим дня ребёнка под режим детского сада. Так вы существенно облегчите ребёнку привыкание к распорядку дня, дисциплинируете его.
  • Старайтесь, чтобы тема детского сада чаще возникала в вашем общении с соседями и родственниками – малыши очень чутко реагируют на разговоры взрослых.
  • Приучите ребёнка с вечера собираться в детский сад, как это делаете вы к следующему рабочему дню. Помогите малышу приготовить одежду, выберите игрушку, с которой он пойдёт в детсад. Сложите всё в сумку или пакет. Эта привычка будет полезной и в последующий, школьный, период.
  • Пообщайтесь с родителями тех ребят, которым симпатизирует ваш малыш. Этим вы поспособствуете укреплению их дружеских связей.
  • Внимательно отнеситесь к тому, как воспринимает ребёнок воспитательницу и педагогов в детском саду. Если малышу кто-то откровенно несимпатичен, лучше поменяйте группу. Не пытайтесь насильно заставить ребёнка кого-то любить – он не обязан этого делать.

А.С. Макаренко говорил: «Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»

Точный ответ на вопрос о том, с какого возраста берут в детский сад, дает законодательство России о дошкольном образовании. Другое дело, что родители, исходя из семейных обстоятельств и возможностей, сами определяют время, когда их сокровище отправится в дошкольное учреждение. Взрослыми членами семьи учитываются и здоровье малыша, и режим работы папы и мамы, и возможность присмотра со стороны бабушки. Влияет на решение также ситуация со свободными местами в детских садах.

В законодательстве указан рекомендованный возраст приема в детский сад, однако на практике родители определяют его сами

Возрастные рамки для посещения яслей

Ушли времена Советского Союза, в котором деток брали в ясли с 6-ти месяцев. Сегодня государственные садики не формируют ясельных групп. Альтернативой служат коммерческие детские сады, практикующие прием детей в ясельные группы. Естественно, в безвыходной ситуации, когда оплачиваемый отпуск заканчивается в возрасте ребенка в полтора года, а сидеть с ним некому, родители вынуждены прибегать к этому варианту. Другого выхода нет и у матерей-одиночек. Как работают коммерческие ясли?

Однозначно ответить на вопрос не получится. Каждое частное предприятие само устанавливает нижний и верхний возраст для посещения яслей. Редко можно отыскать учреждение, где ясли по возрасту принимают деток с 9 месяцев. Обычная практика показывает, что большинство коммерческих садов берут в ясли малышей с 1 года. Обусловлен такой срок развитием ребенка, который к году или полутора годам обладает минимальными навыками самообслуживания - это значит, что малыш пьет и ест самостоятельно, просится на горшок.

Почему установлен именно такой предел, чем он обоснован, как родителям определить, готов ли их малыш к посещению детского сада? Мы подготовили для вас подробные ответы на эти и другие, не менее актуальные вопросы.


В ясельную группу принимают исключительно деток до трех лет, после этого возраста они переводятся в детский сад

Почему в сад начинают принимать с 3-х лет?

Закон Российской Федерации определяет право ребенка посещать дошкольное образовательное учреждение. Выполнение закона обеспечивает государство. Кроме того, прописан и срок, с которого малыша записывают в детский сад – 3 года. ДОУ, как правило, строго придерживаются указанных норм. Основанием для определения такого возраста послужили несколько факторов:

  • окрепший иммунитет ребенка;
  • проведены все профилактические прививки;
  • нормализуется психоэмоциональное развитие (малыш легче переносит расставание с родителями и общается со сверстниками);
  • дети обладают большинством навыков самообслуживания, что позволяет принимать в группы оптимально комфортное число ребятишек;
  • декретный отпуск мамы длится до 3 лет ребенка согласно закону;
  • наиболее благоприятный срок для начала активного общения малыша с другими детьми.

Психологическое развитие и возраст

Сложно решить, когда лучше отдавать ребенка в детский сад? Психологи и педиатры выбирают возраст в 4 года - это наилучшее время для расширения круга общения малыша. Поскольку официально обозначены 3 года, а специалисты настаивают на другом, будем считать оба показателя ориентировочными. Собираясь отправить сына или дочку в ДОУ, родители должны отталкиваться от личностных качеств малыша - насколько он благодушно воспринимает новые обстоятельства, общителен ли он, сколько навыков освоил, высока ли его привязанность к маме. Рассмотрим психологический аспект посещения ДОУ, начиная с ясельного возраста.

1,5 - 2 года

Физически малыш уже хорошо развит и готов к посещению яслей по возрасту, но вот психологически ему еще сложно расстаться на долгое время с мамой и приспособиться к послушанию чужим тетям. Слаб и его интерес к общению с ровесниками. Навыки самообслуживания – фактор индивидуальный. Если вы видите, что кроха тянется к общению с другими детьми, если вы его и , если он не впадает в плач при чужих людях и спокойно остается без мамы – можете отдавать его в ясли. Психологи все-таки считают это время преждевременным для отправки в ясли, но жизнь диктует свои обстоятельства.

3 года

Срок, прописанный законодательно. Можно ли его отнести к идеальному показателю? Посмотрим, к чему готов и что умеет малыш в этот период. Трехлетки, как правило, хорошо осваивают все навыки самообслуживания. Едят и умываются самостоятельно, без проблем ходят на горшок, начинают расширять круг общения (особенно те детки, которые хорошо говорят). Тем не менее, игры с ровесниками им не настолько интересны, как занятия с мамой, не готовы они и кардинально поменять привычный для них образ жизни.

Педиатры советует начинать с малого. Попробуйте познакомить кроху с детским садом. Воспитатель может предложить вам приводить ребенка на 1-2 часа, чтобы посмотреть на его реакцию. Помните, что 3 года – это кризисный отрезок в жизни вашего сокровища. Ребенок все чаще проявляет себя как личность, становится строптивым и непослушным, пытается настаивать на своем, делает все вопреки требованиям родителей.

Если все эти проявления совпали с моментом поступления в ДОУ, попробуйте немного отложить отправку малыша в сад. Потратьте отсрочку на приучение малыша к мысли, что ему придется ходить в детский сад. Используйте для знакомства с новыми для него условиями рисунки, изображающие играющих в саду детей, проведите его мимо ДС, чтобы он увидел, как там весело деткам. Познакомьте сына или дочку с детьми ваших знакомых, которые уже ходят в ДОУ и им нравится. Возможно, их рассказ о друзьях по группе понравится вашему крохе и он сам изъявит желание пойти туда.


Большинство трехлетних детей обладают навыками, необходимыми для элементарного самообслуживания - в садике им будет интересно, однако приучать малыша к переменам стоит постепенно

4 года

Идеальный срок для отправки ребенка в ДОУ. Психологическая готовность малыша очень высока, он коммуникабелен, ладит с ровесниками, хорошо разговаривает, спокойно воспринимает незнакомых людей. Общение с другими детьми доставляет ему радость. Если вы понимаете, что ваше чадо все еще пугливо и плохо адаптируется в новой обстановке, поговорите с ним, выясните, чего он боится, каких ситуаций избегает, почему категорически не хочет идти в садовскую группу.

Готовность к детскому саду по темпераменту ребенка

Несмотря на то, что перед вами маленький человечек, темперамент у него уже сформировался. Роль его важна для принятии родителями решения о посещении малышом дошкольного учреждения. Детей, как и взрослых людей, различают по четырем основным типам темперамента:

  • сангвиники;
  • меланхолики;
  • холерики;
  • флегматики.

Сангвиник по своей природной организованности – лидер. Такому ребенку свойственны: импульсивность, любознательность, любопытство и активное поведение. Нужда в общении настолько велика, что он уже в 2 года прекрасно чувствует себя в группе сверстников. Радуется новым впечатлениям, обожает участвовать в утренниках, любит быть впереди, смело идет на контакты с ровесниками.

Меланхолик замкнут и нерешителен, не приветствует перемены, склонен к капризам. Новая обстановка вызывает у него психологическое беспокойство, он с трудом общается, может замкнуться. Родителям такого крохи стоит подождать до 4-х лет, чтобы не травмировать эмоционально свое сокровище. Если есть возможность, лучшим вариантом для меланхолика может стать домашнее воспитание.

Холерики запросто возбуждаются, любят подраться, избалованы, требуют к себе внимания. Оптимальный срок, когда такого малыша можно привести в группу к другим детям - 3-4 года. Важно, чтобы родители научили его нормам поведения в обществе, привили дисциплинарную ответственность, тогда он без труда вольется в новый коллектив. Кроме того, малыш будет знать, что за свое баловство надо отвечать.

Флегматик отличается рассудительностью не по годам, сдержан в проявлении эмоций, но любопытен. Предпочитает игры в одиночестве, любит поспать. Самый подходящий для ДОУ темперамент. Такие детки уже в 2,5 года легко переносят расставание с родителями, быстро адаптируются к новым условиям. Могут на первых порах избегать тесного общения с ровесниками и сторониться воспитателей, но пройдет две-три недели и ваше флегматичное чадо успокоится и привыкнет.


Если ребенок замкнут и не хочет расставаться с родителями надолго, лучше подождать и не спешить отдавать его в детский сад

В какое время года лучше отдавать ребенка?

Время года играет свою роль в адаптации ребенка. Наилучший период – все летние месяцы. Преимущества их таковы:

  • теплая погода, позволяющая деткам часто гулять на площадке и уменьшающая риск заболевания простудой;
  • летом не ведутся занятия по обучающим программам, что позволяет ребенку спокойно адаптироваться к незнакомым людям и обстановке.

Тем не менее, летом воспитатели уходят в отпуск и группы формируются по принципу «сборной солянки». Своего постоянного наставника ребенок сможет узнать только осенью. Нежелательно решать этот вопрос в межсезонье, в погодный переход от тепла к холоду, влияющий на отопительный сезон. Группы не отапливаются и риск заболеваний повышается. Снижается и комфортность пребывания ребенка в ДС. Впрочем, доктор Комаровский предлагает решить проблему с заболеваниями заранее, укрепляя иммунитет крохи с ранних дней жизни.

Если, определившись по всем факторам, вы готовы отдать малыша в ДС, не забывайте держать руку на его душевном пульсе. Посмотрите, как кроха ведет себя после посещения садика, хорошо ли он кушает и спит. Такое наблюдение поможет вам понять, насколько адаптировался ваш маленький человечек к переменам. Если беспокойство ребенка сохраняется, лучше переведите его на укороченный режим посещений или отложите их на некоторое время.

(1 оценили на 5,00 из 5 )



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png