Актуальность проблемы.

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

Недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
- отгороженность от внешнего мира;
- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/
- недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
- приверженность к сохранению неизменности окружающего;
- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
- разнообразные речевые нарушения при РДА;
- у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Цели программы:

Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи программы:

Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Примерное тематическое планирование занятий по программе

Кол-во часов Номера занятий
Первичная диагностика. Методика наблюдения.
1.ЭТАП
Диагностика эмоционально-поведенческих реакций
Диагностика активности
Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений
Диагностика оценки своего поведения
Диагностика внимания, памяти
2.ЭТАП
1.Формированнннние эмоционального контакта психологом. Игры «Ручки», «Хоровод»
2.Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки».
3.Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой»
3.ЭТАП
1.Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор.
2.Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена)
4.ЭТАП
1.Развитие аналитико-синтетической сферы. Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд.
2.Развитие внимания. Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы.
3.Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия.
4.Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу.
5.Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья
5.ЭТАП
1.Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’
2.Развитие подвижно-ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’
3.Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий.
6.ЭТАП
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально-поведенческих особенностей.
Итоговая диагностика. Диагностика активности.
Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения.
Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления.
Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания.
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений.

Установление контакта с аутичным ребенком.

1 занятие: игра «Ручки».

Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу

Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Игра «Хоровод».

Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:

Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.

Развитие активности.

2 занятие: игра «Поводырь».

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.

Игра «Птички».

Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

Игра «Догонялки».

Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.

Развитие контактности.

3 занятие: игра «Погладь кошку».

Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.

Игра «Поиграй с куклой».

Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.

Усиление психологической активности. Развитие восприятия.

4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.

Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.

Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.

Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!

Психотехнические игры.

5 занятие: игра «Найди место для игрушки».

Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.

Игра «Собери фигурки».

Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

6 занятие: Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

Развитие внимания.

7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».

Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.

Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.

Развитие памяти

8 занятие: Запомни слова.

Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.

Игра «Снежный ком».

Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

Развитие речевого общения.

9 занятие: Позови мячом.

Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.

Игра «Закончи фразу».

Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.

Развитие личностно – мотивационной сферы

10 занятие: игра « Моя семья».

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».

Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.

Развитие подвижно – ролевой игры.

12 занятие: игра «Обезьянка-озорница».

Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

Развитие подвижно – соревновательных игр.

13 занятие: игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.

Список литературы

1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998

Уход от действительности в себя в острой форме называется аутизмом, при этом человек старается полностью отказаться от общения с окружающими. Данный термин был изобретен Эйгеном Блейлером еще в начале XX века и ранее воспринимался как особая форма шизофрении.

Аутизм объединяет целый спектр психофизических неустойчивых состояний. Заболевание можно заметить по таким симптомам как проблемная речь, трудность взаимодействия с другими людьми, проблемы с интеллектуальным развитием. Выделяют несколько сфер влияния болезни: сфера общения в обществе, а также эмоции и фантазия.

Коррекционная работа

Лучший эффект при работе с детьми достигается за счет использования комплекса мер, который объединит работу в разных сферах воздействия. При этом для любого малыша должна быть разработана индивидуальная программа занятия, учитывающая его особенности развития.

Разработав единый подход, сочетающий в себе требуемые лекарства и работу психолога, можно достичь более сильного результата. Комплексный подход поможет облегчить привыкание малыша к среднеобразовательному или дошкольному заведению. Постоянно общаясь с детьми, психолог сможет применять методы с учетом всех тонкостей общения с аутичными пациентами. Педагог, в свою очередь, проконтролирует получение необходимого уровня образования и вовлечет ребенка с помощью занятий.

Родителям нужно осознать, как именно происходит восприятие окружающего у их ребенка, и как он реагирует на общение, чтобы найти общий язык и подобрать способ проявления эмоций

  • следите за тем, что интересно малышу;
  • смиритесь с состоянием ребенка;
  • соблюдайте ежедневный план задач;
  • выработайте и приучите малыша к ежедневным привычкам;
  • посещайте и будьте рядом на всех важных мероприятиях;
  • соорудите комфортное место для обучения и отдыха;
  • контролируйте и отслеживайте признаки некомфортного поведения или усталости воспитанника;
  • медленно и наглядно ежедневно демонстрируйте ребенку важные бытовые и моральные аспекты жизни.

Цели коррекционной работы

Первостепенной задачей психолога является создание комфортной среды для детей в семье, подбор правильного питания и уменьшение некомфортных условий. Индивидуальная программа занятия с аутичными детьми должна включать следующие основополагающие моменты.

  1. Одно из направлений коррекционной работы позволяет направить поведение ребенка и получить понимание цели своих действий. Сначала достигаются яркие эмоции, когда используются несложные для ребенка занятия. Со временем упрощается достижение этих целей и на основе положительных реакций педагог подталкивает воспитанника к самостоятельному достижению задач.
  2. Второе направление развивает навыки коммуникабельности. При любых особенностях речевых проблем необходимо постоянно общаться с детьми-аутистами, открывать новые слова и объяснять, что происходит вокруг. Далее следует постепенно привлекать ребенка к разговорам о планах на день, участвовать в процессе их осуществления и подводить вместе итоги. На следующем этапе вместе с маленьким напарником можно будет составлять план на более длительный период времени, подталкивая в будущем к самостоятельному планированию.
  3. Третье направления помогает освоить воздействие на бытовом уровне в кругу семьи. Ребенку требуется терпеливо объяснять и помогать выполнять бытовые задачи, такие как, например, мытье посуды, чистка зубов, подготовка к прогулке, сборы перед поездкой.
  4. Последнее направление основывается на принятии ребенком окружающего мира. Аутичных детей необходимо постепенно приучать к общению с взрослыми, расширять его кругозор и учить ориентироваться вокруг, при этом окружающий мир должен восприниматься без негативных реакций.

Приемы коррекционного воздействия

Поскольку налаживание эмоционального контакта и достижение остальных целей при общении с детьми аутистами невероятно усложняется, специалистами были разработаны следующие приемы и рекомендации.

  1. При осуществлении какой-либо деятельности аутичный пациент должен ясно понимать для чего он этого делает, и каким образом можно осуществить поставленную задачу. Рекомендуется разместить в местах пребывания больного карточки-подсказки, где будет отражена схема всех действий по порядку.
  2. Аутисту будут интересны занятия по складыванию пазлов и отгадыванию головоломок, так как в этой деятельности они понимают цель и порядок своих действий.
  3. Аутичные дети легко справляются с однотипной работой, поэтому им очень нравится коллекционирование. Педагог может увлечь ежедневными записями о погоде, кормлением рыбок, коллекционированием фотографий, листьев или камней.
  4. Детям с аутизмом сложно управлять своими движениями. Часто им очень сложно ориентироваться в окружающем пространстве, поэтому один из приемов учитывает развешивание нескольких зеркал так, чтобы ребенок мог постоянно наблюдать за своими действиями со стороны.
  5. Необходимо постоянно проводить успокаивающие тренинги и занятия для улучшения реагирования на телесный контакт.
  6. Детям с нарушениями очень сложно задерживать свое внимание на одном и том же, поэтому следует часто менять вид деятельности.

Игра как основной элемент коррекционной работы

Коррекционная работа с детьми с нарушениями должна быть длительной и продуманной. В первое время малыш может вовсе отказываться от контакта с педагогом, бояться групповых и индивидуальных занятий. Важным моментом при планировании коррекционной программы является понимание того, что ребенок согласится быть вовлеченным только в те занятия, которые его заинтересуют.

Поэтому, особенно в начале знакомства, необходимо подготовить сразу несколько
сценариев общения, так как аутист может категорично отказаться идти на контакт или играть в определенную игру.

Каждое упражнение следует начинать с цели и порядка осуществления. Самыми тяжелыми для аутичных детей являются занятия в группе, так как для них очень сложно общаться с другими детьми. Перейти к таким играм можно только после привыкания и достижения спокойного поведения в индивидуальной работе, а также после согласия взаимодействия со сверстниками.

Стереотипные игры

Важно понять, что стереотипные игры в коррекционной работе с детьми-аутистами будут являться основной всего взаимодействия в дальнейшем, причем это будет единственный способ в своем роде. У каждого ребенка существует свой набор любимых стереотипных игр. Он может играть в них несколько часов, месяцев или лет, совершая действия понятные только ему.

Основные характеристики стереотипных игр для детей с нарушениями:

  1. Цели и причины каждого действия должны быть понятны ребенку, но не всегда могут быть понятны для окружающих.
  2. В стереотипных играх участвует только пациент.
  3. Порядок действий постоянно повторяется.

Советы по проведению стереотипных игр для аутичных детей:

  1. Наиболее существенным достоинством является расслабляющий эффект, в это время ребенок чувствует себя «в своей тарелке».
  2. Если произошла негативная эмоциональная вспышка, необходимо вовлечь ребенка в любимую стереотипную игру. Чтобы ребенок доверял взрослому во время коррекционных занятий, он должен понимать, что в любой момент может вернуться в свою стереотипную игру и почувствовать себя комфортно.
  3. Очень медленно со временем можно добавлять новые сюжеты в старую стереотипную игру при условии, что малыш уже принял взрослого и допускает его в свою особенную деятельность.

Сенсорные игры

В процессе коррекционной работы следует также вовлекать детей, больных аутизмом, к участию в сенсорных играх. Часто одна из сенсорных игр может так понравиться ребенку, что на какое-то время превратится в любимую стереотипную игру, так как будет приносить ему приятные успокаивающие ощущения. Такие занятия он будет многократно повторять.

Хорошим методом является предложение сенсорной игры сходной со стереотипной. Если же получаемые от процесса эмоции отличаются от привычных стереотипных действий, вскоре вы можете столкнуться с ее неприятием.

Сенсорные игры позволяют детям получать новые эмоции от разных сенсорных источников (например, глаза, кожа или нос):

  1. Зрительные включают методики по изучению восприятия цвета, например, если один цвет перетекает в другой или цвета плавно смешиваются.
  2. Слуховые включают в себя разные звуки из повседневной жизни. Такие игры помогут отличать разные звуки позднее в обычной жизни (журчание воды, шелест травы, звуки музыки или пение птиц).
  3. Тактильные основаны на прикосновениях к различным поверхностям. Ребенок должен почувствовать разницу между разными текстурами поверхностей: различать гладкое и шершавое покрытие, мягкие и твердые или острые и хрупкие предметы, понимать величину предмета, его форму, температуру или влажность. Этот аспект является одним из самых важных для повседневной жизни.
  4. Двигательные помогают легче ориентироваться в своих движениях, менять свой ритм шагов или танцевать.
  5. Действия с вдыханием различных запахов помогут отличать ароматы и в повседневной жизни, аутист должен научиться различать приятные и отталкивающие запахи.
  6. Вкусовые игры помогут отличать вкусы ежедневных блюд или напитков.

Эффективность сенсорных игр:

  1. Ребенок ощущает приятные ему эмоции, тем самым его настроение постепенно улучшается. Общее поведение при этом может также поменяться в лучшую сторону.
  2. Дети начинают привыкать к взрослым. У ребенка появляется человек, которому можно доверять, и который способен ему помочь открыть глаза на новые горизонты. Эмоциональный контакт помогает направить развитие.
  3. Дети получают новые ощущения от своих сенсорных источников, что помогает им принять окружающую обстановку и легче в дальнейшем ориентироваться в пространстве.
  4. В занятиях детей появляются новые смысловые нагрузки, сюжетные линии, имитирующие отношения в обществе между людьми.

Составив грамотный план коррекционной работы с пациентом, имея комплексную поддержку со стороны педагогов и психолога, можно достичь отличных результатов и обучить аутиста большинству базовых навыков, адаптировать его к общению в социуме и задействовать потенциал интеллектуального развития

Крики и скандалы, громкая музыка, оскорбительные слова губительны для чуткого уха звуковых детей. В результате травмы страдает и сознательная, и чувственная сфера ребенка. Нарушается не только способность обучаться через слух. У ребенка существенно снижается способность к эмоциональному реагированию, эмпатии. Поэтому лавная задача коррекционных и развивающих занятий при аутизме – восстановить способность ребенка обучаться через слух и помочь ему восстановить эмоциональный контакт с людьми.

Коррекционные занятия с аутистами требуют от родителей и психологов комплексного подхода к проблеме. Аутичному ребенку может быть присуща целая палитра нарушений: эмоциональная отрешенность, двигательные и речевые стереотипии, агрессия и упрямство, сниженная обучаемость на слух и многое другое. Как учесть все и оказать максимальную помощь ребенку с аутизмом?

В системно-векторной психологии Юрия Бурлана существует методика реабилитации детей с аутизмом с учетом индивидуальности ребенка . Этот научный подход сегодня подтвержден уникальными практическими результатами.

В этой статье мы рассмотрим, как выстроить комплекс развивающих занятий при аутизме, чтобы терапия была качественной и результативной.

Цель занятия с аутичным ребенком

Основная цель коррекционных занятий с ребенком с аутизмом – это устранить последствия той психической травмы, которая привела к развитию заболевания. Для этого в первую очередь нужно определить .

Системно-векторная психология раскрывает, что аутизм возникает исключительно у детей со звуковым вектором. От рождения звуковые дети наделены особыми свойствами психики: погруженность в себя, отсроченный ответ, сосредоточение на своем внутреннем мире. Признаки аутизма такой ребенок получает при травмирующем воздействии на психику через ухо, наиболее чувствительную свою зону.

Крики и скандалы, громкая музыка, оскорбительные слова губительны для чуткого уха звуковых детей. В результате травмы страдает и сознательная, и чувственная сфера ребенка. Нарушается не только способность обучаться через слух. У ребенка существенно снижается способность к эмоциональному реагированию, эмпатии.

Поэтому главная задача коррекционных и развивающих занятий при аутизме – восстановить способность ребенка обучаться через слух и помочь ему восстановить эмоциональный контакт с людьми. Для этого очень важно исключить травмирующее влияние громких звуков.

Однако есть и второстепенные задачи. является доминантным, поэтому травма в нем приводит к целому каскаду нарушений в развитии всех остальных векторов, заданных ребенку. Например, ребенок с может иметь тики и навязчивые движения, гиперактивность и «полевое поведение». Ребенок с демонстрирует агрессию и негативизм, отказ от всего нового, ритуальность.

Коррекционные занятия с детьми аутистами должны решать и такие задачи: помочь ребенку преодолеть сенсорную дезинтеграцию и нивелировать многочисленные патологические симптомы.

Такая комплексная методика занятий с аутистами, основанная на знаниях по системно-векторной психологии, может быть реализована даже дома, усилиями родителей. Также ее могут взять на вооружение и логопеды, дефектологи и педагоги в детском саду или другом ДОУ, в школе.


Игры и занятия с аутистами на развитие звукового восприятия

Восстановить способность ребенка с аутизмом сосредотачиваться на звуках помогают интересные музыкальные занятия с аутистами:

  1. «Высокий-низкий». Поочередно звучат высокие и низкие звуки (на живом инструменте или в записи). Если звук высокий, ребенок поднимает ручки вверх (показывает, как капает дождик). Если звук низкий, ребенок опускает ручки вниз и показывает, как топает мишка.
  2. «Быстро-медленно». Ребенок держит в руках мягкую игрушку или куклу. Поочередно звучит быстрая, танцевальная музыка и медленная, колыбельная. Под медленную музыку укачиваем игрушки, под быструю – показываем, как они танцуют.
  3. «Что шумит». Необходимо несколько негромких инструментов: маракас, колокольчик, деревянные ложки и т. д. Сначала ребенок изучает, как звучит каждый из них. Затем взрослый отворачивается и играет. Задача ребенка – угадать, какой инструмент звучал.
  4. Нередко дети с аутизмом имеют хороший и даже абсолютный музыкальный слух. В таком случае можно приобрести набор из восьми колокольчиков, интонированных согласно звукоряду. Обучаем ребенка различать ноты на слух и выставлять по порядку. Можно использовать различные песенки и потешки про нотки.

Способность ребенка с аутизмом сосредотачиваться на звуках необходимо постепенно переносить в плоскость сознательного восприятия речи. Сделать это можно на различных учебных пособиях. В возрасте 3 лет – 4 лет это может быть «геометрик» – набор для изучения фигур и цвета. Сначала просите ребенка дать квадрат или треугольник. Затем усложните инструкцию: «найди красный треугольник, зеленый квадрат и т. д.».

Помните, что выбор пособий и в дошкольном возрасте, и в школе должен прежде всего зависеть от реального уровня развития малыша, а не от его физического возраста.

Игры и занятия для детей с аутизмом: развитие эмоциональной сферы

Восстановление чувственной сферы ребенка с аутизмом – также одна из основных задач. Родители и специалисты часто наблюдают, что аутичный ребенок плохо распознает эмоции окружающих, может неадекватно на них реагировать.

Для развития эмоциональной сферы можно применять такие :

    Игры и потешки на эмоциональное заражение и подражание. Если ребенок говорит, то предпочтительно, чтобы они строились в форме диалога.

    Взрослый: Мы капусту

    Ребенок: Режем, режем

    Взрослый: Мы капусту

    Ребенок: Солим, солим (все действия сопровождаем движениями пальчиков).

    Арсенал подобных игр очень велик – их можно найти в пособиях для дошкольного возраста, детского сада или другого ДОУ.

    Настольные игры на распознание эмоций. Это могут быть сюжетные картинки на эмоции, к которым прилагаются «смайлики» с различным выражением лица. Ребенок подбирает подходящий «смайлик» к картинке.

    Можно использовать парные картинки, одна из которых характеризует эмоцию, а другая – разрешение ситуации. Например, на одной картинке малыш ушиб коленку и плачет, а в пару ей подходит та, где его лечат и успокаивают. На одной картинке ребенок с букетом – а в пару ей подходит карточка, где отмечают день рождения.

    Интересных детских пособий на эту тему сегодня немало.

    Музыкальные задания, направленные на распознание настроения в музыке. Для начала можно просто подобрать готовую картинку к той музыке, которая звучит. Используйте яркие и узнаваемые музыкальные отрывки. Если ребенок с аутизмом любит рисовать – можно самостоятельно нарисовать картинку, которая выражает музыкальное настроение.


Системно-векторная психология объясняет: развитие чувственной сферы необходимо каждому ребенку. Однако есть дети, для которых это наиболее значимо – это носители . Им задана максимальная эмоциональная амплитуда от природы. Если чувственная сфера не развивается адекватно, такой ребенок демонстрирует истерики, множественные страхи, панические приступы.

Поэтому занятия для аутичных детей с кожным вектором должны включать:

  1. Достаточное количество игр на кожную сенсорику. Это работа с песком, водой, пластилином или соленым тестом, крупами и т. д.
  2. Достаточно подвижных игр, например, на моторное подражание. Высидеть долго на одном месте такой малыш не способен.
  3. Полезны массажи и водные процедуры, «сухой бассейн», «сухой дождик» и т. д.

Обладатели анального вектора – наоборот, медлительны и усидчивы. Им нетрудно высидеть достаточно долго над книгами и дидактическими пособиями. Однако, при расстройстве аутистического спектра такой ребенок может обладать сильной заторможенностью, демонстрировать .

На занятии для аутичных детей с анальным вектором обязательно надо учитывать, что:

  1. Такому малышу требуется больше времени на выполнение любой задачи. Ни в коем случае нельзя торопить или подгонять его, это лишь усугубляет заторможенность.
  2. Все новое – стресс для обладателя анального вектора. Поэтому не следует вводить в занятие сразу несколько новых заданий. Добавляйте их постепенно, по одному, и дайте ребенку время адаптировать изменения.
  3. Если занятие будет проходить по определенному ритуалу, ребенку будет легче с ним справиться. Проявления негативизма существенно снизятся, если сделать предстоящую работу более предсказуемой. Можно решить эту задачу с помощью визуализации: например, все задания лежат на столе в стопочке слева. По мере выполнения – перекладываем их на правый край стола.
  4. Можно использовать наглядный план задания. Например, в виде картинок или карточек, на которых изображены соответствующие действия (занятия музыкой, рисование и т. д.). По мере выполнения выкладываем ряд из карточек.
  5. Отдайте предпочтение «сидячим», настольным играм и заданиям. К подвижным играм обладатели анального вектора не склонны.


Групповые занятия с детьми аутистами

Все описанные выше игры и задания можно использовать и дома, и в групповых занятиях с аутичными детьми. Основное внимание следует уделять развитию чувственной и сознательной сферы малышей с аутизмом. Дополнительную и существенную помощь окажут .

В условиях групповых занятий малышу обязательно должен ассистировать взрослый, предпочтительно мать.

Однако, следует помнить, что нельзя замыкать развитие ребенка только в формате индивидуальной работы или в группе, где присутствуют только дети с аутизмом. Главная задача – постепенная адаптация ребенка с аутизмом в среду нормотипичных ровесников.

Реабилитация детей с аутизмом: методика, подтвержденная результатом

Занятия с аутистом дома и в детском коллективе имеют огромное значение. Совместные усилия родителей, психологов, логопедов и дефектологов приносят позитивные изменения. Однако полная реабилитация возможна, только если:

  1. Мать ребенка точно осознает врожденные психологические особенности малыша. Учитывает их при воспитании и обучении.
  2. Мать ребенка избавляется от собственных психотравм и негативных состояний и способна дать малышу максимальное ощущение защищенности и безопасности.

Такой результат достижим. Вот что говорят об этом люди, которые его получили:

Подарите малышу шанс на полноценную реабилитацию. Начать можно уже на по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Организация занятий с детьми в возрасте 2,5 - 3 лет

Синдром раннего детского аутизма оформляется окончательно к 2,5-3 годам. В этом возрасте специалисты уже точно могут определить выраженные черты искаженности развития ребенка, хотя многим родителям еще кажется, что с малышом все в порядке, нужно лишь научить его говорить. Однако при хорошем развитии крупной моторики обнаруживаются затруднения координации, ребенок выглядит неуклюжим, у него отсутствует моторная умелость, мелкая моторика отстает от возрастного уровня. Наблюдается дефицит зрительного и слухового направленного внимания, потеря обоюдных контактов со сверстниками, утрата привязанности к близким людям, общее снижение активности. Нарушения речи выражаются в застревании на довербальном фонематическом уровне или на этапе физиологической эхолалии, которая не служит средством коммуникации. Повышенная чувствительность к сенсорным стимулам, уход от тактильного контакта, отрицательная реакция на попадание на кожу любых веществ (прилипание крошек к влажным ладошкам, капельки воды, оставшиеся после умывания) побуждает родителей ограждать малыша от обычных «пачкающих» игр с песком и любыми притягательными для детей этого возраста сыпучими материалами. Большинcтво заботливых родителей, замечая недовольство ребенка при прерывании его однообразных манипуляций с игрушкой или игры с пальчиками, оставляют попытки предложить другие занятия, чтобы не беспокоить малыша. Таким образом, сенсорные увлечения начинают отгораживать его от взаимодействия с близкими людьми, развития и усложнения связей с окружающим миром. Пока ребенку не исполнилось трех лет, родителям часто кажется, что все еще как-нибудь образуется, «пройдет само». Тем не менее начало коррекционной работы в период от 2,5 до 3 лет дает наилучший эффект. С аутичным ребенком очень сложно наладить взаимодействие, особенно в таком раннем возрасте: уж очень он мал и хрупок. У взрослого возникает опасение навредить малышу своим неосторожным вмешательством. Но, зная особенности детей с ранним детским аутизмом, учитывая основные принципы организации работы с ними, можно существенно улучшить состояние ребенка, достаточно быстро вызвать его на речевое общение и, что необычайно важно, избежать всех тех нарушений в становлении речи, которые служат как бы визитной карточкой раннего детского аутизма.

Основной принцип обучения - систематическое проведение коррекционных мероприятий. Дома с ребенком занимаются ежедневно, по 1,5 - 2 часа с перерывами; со пециалистами он встречается не реже одного раза в неделю. Начальный этап работы заключается в адаптации ребенка к новым условиям, привыкании к месту занятий. Необходимо обозначить в помещении зоны, в которых будет действовать ребенок. Это поможет быстро выработать необходимые стереотипы, помогающие малышу уловить пространственный и временной ритм работы.

Первая рабочая зона. Хорошо, если есть возможность выделить для нее отдельную комнату, потому что работа в этой зоне предполагает дальнейшую уборку помещения. При отсутствии дополнительного места можно постелить на полу в кабинете большую клеенку и сворачивать ее, переходя к заданиям другого типа. Основная часть занятия на первых порах будет проходить в первой зоне, так как в большинстве случаев внимание аутичного ребенка можно привлечь только с помощью тактильных манипуляций. Лучше использовать легкодоступные материалы натуральной природы: тесто (на две части муки - одна часть крупной соли, вода - до состояния густого теста), глина, желе, крупы, бобовые. Для специалиста важна и ответственна первая встреча с ребенком. Она должна пройти на спокойном (со стороны педагога) эмоциональном фоне. Ребенок знакомится с материалами, с которыми он будет работать в первом помещении. Любой малыш, даже если он способен только кружиться по комнате, или погружен в аутостимуляции, или просто кричит, замирает, когда педагог начинает сыпать крупу на пол. Вид крупы, производящей приятный для ребенка шум, определяется опытным путем (для одних - это манка, для других - греча, для третьих - бобовые). Обязательно комментирование действий. Важно заканчивать игры с тактильными материалами произвольным действием, привнося в него доступный ребенку смысл: собрать материал в «горку», сформировать «дорожку», сделать «полянку» и т.п.

Поведение логопеда при общении с малышом, который практически не имеет активных форм контакта с внешним миром (I группа РДА по классификации О.С. Никольской), несколько отличается от способов взаимодействия с ребенком, активно отторгающим любые попытки налаживания отношений с ним (II группа РДА). В первом случае нужно просто привлечь внимание малыша и стремиться удерживать его некоторое время, достаточное для выполнения двух-трех манипуляций с тактильными материалами (например, разбивание куска теста в лепешку, посыпание ее крупой и скатывание полученной массы в ком). Пытаясь играть с ребенком, уже имеющим сложившиеся стереотипы поведения, учитываем, что наладить первичный контакт можно только в том случае, если мы сможем включиться в эти стереотипы. Чаще всего такой малыш избирает тактику крушения всего, что вы ему предложите. Работа с тестом и крупой позволяет наиболее щадящим методом для всего остального дидактического материала решить эту задачу. Вы тоже подключаетесь к «разрушительным» действиям: раскидываете крупу, рвете на куски тесто, бросаете эти куски, стараясь при этом попадать в выбранную вами емкость. Слегка подталкивая при броске руку ребенка или подставляя под брошенный им кусочек миску, вы добиваетесь того, чтобы кусочки стали попадать туда регулярно и тут же поощряете: «Попал! Как здорово! Возьми скорей конфетку!» О способе пищевого подкрепления вы договариваетесь с мамой заранее. Для ребенка I группы РДА пищевое поощрение вводится позже, малышу со стереотипным поведением можно предлагать «вкусное» в качестве поощрения на первых занятиях, что значительно облегчит совместную деятельность ребенка и педагога. Ритм занятия также отличается: работая с отрешенным от окружающего мира малышом, вы поддерживаете неторопливый, размеренный ритм; включаясь в систему стереотипов ребенка, относящегося ко II группе, важно очень быстро подстраиваться под переменчивое настроение малыша и динамично переключаться с одного вида деятельности на другой. Так складываются простейшие способы взаимодействия с ребенком.

Решение о том, включать ли другие виды работы на первом занятии или не стоит, логопед принимает в зависимости от состояния ребенка. Слишком беспокойного малыша можно познакомить с другим помещением, лишь заглянув в приоткрытую дверь, а затем отпустить его домой. Если ребенок не выразит резко отрицательной реакции на предложение зайти в другую комнату, можно проделать отдельные упражнения, пособия для которых приготовлены в следующих зонах.

Вторая рабочая зона. Здесь ребенок должен постепенно привыкнуть к работе за столом. Буквы и таблички для глобального чтения вводятся на самых ранних этапах работы. Эти упражнения позволят зафиксировать внимание ребенка на звуке речи и соотнести его произношение с моторным действием. В данном случае обучение чтению не является ведущей целью занятия. Введение букв служит одним из самых действенных способов растормаживания речи, которая, возможно, уже стала развиваться, но к моменту начала занятий угасла или носит затухающий характер, не становится средством общения. Первичная задача логопеда - привлечь внимание малыша к губам и рукам взрослого в момент проговаривания звука и подкрепления его жестом. При работе с карточками звучат команды: «Возьми!», «Положи!».

Третья рабочая зона. Работа с деревянными вкладышами или пазлами на полу (пособия нужного типа можно приобрести в магазинах, торгующих развивающими играми для детей раннего возраста). Разбираем рамку, фиксируем внимание на этом моменте. Даем ребенку «погулять» по комнате, вкладыши тоже «гуляют». Потом вставляем на место по 1-2 вкладыша с командой: «поправь».

Зона «полевого» движения ребенка. В момент свободного передвижения по комнате ребенка на первых порах лучше не останавливать. Лишь в те мгновения, когда он сам замирает на месте, погрузившись в аутостимулятор-ное действие, мы пытаемся организовать его внимание таким образом, чтобы он посмотрел на маму. Для этого мы прибегаем к созданию дискомфорта - прячем ему под рубашечку небольшие мячики, игрушки, шишки, каштаны. Когда малыш забеспокоится, подводим его к маме, которая достает и показывает ребенку то, что ему мешало. Есть другой прием, побуждающий его обратиться за помощью к другому человеку: на ногу или руку ребенка вешаем утяжелитель (небольшой мешочек, ручки которого сделаны из резинки для быстрого закрепления на запястье или лодыжке). В мешочек кладем предметы различной тяжести, опытным путем определяя, когда ребенок начнет замечать мешающий мешочек. Затем побуждаем его снять мешочек самостоятельно или обратиться к маме. Здесь же можно добавить игры на тактильное взаимодействие с активными эмоциями: щекотка, тормошение ребенка, поглаживание его различными на ощупь материалами (мех, пух, кожа, замша, бархат).

Заканчиваем занятие в момент хорошего контакта с ребенком, хвалим его и провожаем к выходу.

В дальнейшем на занятиях отрабатываются наиважнейшие для аутичных детей реакции оживления и слежения, умение сопровождать взглядом движение собственной руки и отслеживать перемещение предметов, предлагаемых логопедом. Отрабатывается указательный жест. На этом этапе коррекции, в процессе манипуляции с предметами, развиваются тактильное, мышечное, кинестетическое, зрительное и слуховое восприятие, отрабатываются связи между всеми видами движения. Для укрепления комплекса «глаз-рука» и развития мелких пышц кисти проводится ряд специальных подвижных дгр с пальцами рук и ног в виде поочередного сжимания, разгибания, раздвигания, складывания, соединения их особым образом, касание ими частей тела. Эти движения сопровождаются смешными четверостишьями, пением.

На следующем этапе проводится работа по развитию гнозиса и праксиса, необходимых в познании предметов, их формы, объема, величины, окраски. При этом всегда используется зрительно-моторный комплекс. Предметы обводятся указательным пальцем ребенка, определяются их свойства. Постепенно ребенок с помощью указанных приемов начинает опознавать и называть отдельные предметы (кубик, шар и т.п.). После этого можно приступать к их конструированию из частей, предварительно наглядно показывая порядок действий, не сразу вводя новые образцы.

Для лучшего восприятия плоскостного изображения предметов используется разрезание их на части и складывание в нужной последовательности. При этом всегда к зрительному восприятию подключается тактильное, кинестетическое, для чего сначала используется осязание реального предмета руками, отрабатываются способы его перемещения в пространстве. Многократное воссоединение плоскостного изображения предмета из частей постепенно приводит к осознанию его целостного изображения и словесной идентификации. Закреплению образов предметов в памяти ребенка, а также развитию мелкой моторики способствуют занятия по аппликации, рисованию, лепке, которые со временем заменяют первичные тактильные манипуляции с природными материалами.

Постепенно от простых, конкретных, видимых вещей и действий осуществляется переход к абстрактным обозначениям. Долгое время одни и те же вопросы задаются многократно и без изменения содержания, дословно. Используется язык эмпирических (естественных) жестов, упрощающий для ребенка понимание ситуации.

Для получения более конкретного и точного представления о содержании коррекционного процесса приведем примеры первых пятнадцати занятий с Максимом М. Работа с мальчиком начата в 2 года 7 месяцев. Поведение носило типичный для I группы РДА характер, речь отсутствовала. Игрушками активно он не пользовался, подолгу водил ручками по полу, асфальту, земле; любил монотонно раскачиваться под музыку. Рано сформировалась особая очарованность светом, движением: Максим изучал блики, играл со своим отражением в стекле дверцы шкафа, с тенью на стене. К двум с половиной годам проблемой стало погружение в оральные аутостимуляции: мальчик облизывал все доступные предметы, стремился достать зубами даже светильник, висящий на стене.

Первое занятие

Материал для занятия.

Тактильные материалы: соленое тесто, пшено, фасоль, манка.

Дидактические пособия: крупно написанная маркером буква «А» (лучше на твердом материале, например, на квадратике из оргалита размером примерно 8х8 см); напечатанное на оргалите слово «апельсин»; настоящий апельсин; лото с буквами «А» (большая карточка - примерно половина альбомного листа - с 4 - 6 буквами и столько же маленьких карточек с «А»). Буквенное лото позволяет дольше удержать внимание ребенка при произнесении звуков и готовит его к работе с парными картинками, тождественность которых малыш еще не устанавливает. Уточка, плавающая в «волшебном» шаре с жидкостью, звучащие игрушки.

Реакции ребенка. Как только Максим обратил внимание на шум фасоли, сыплющейся на стол, он подошел к маме, позволил взять себя на руки и стал наблюдать за действиями логопеда. Когда к мальчику придвинули миску с пшеном, он начал перебирать крупу, мама стала тихонько комментировать действия: «Дождик стучит - кап, кап. Теперь пошуршим - шур, шур, шур». При появлении признаков беспокойства (ребенок сделал попытку слезть с маминых коленей) подключили работу с тестом. Мама начала разминать его в лепешку, приговаривая: «Делаем полянку, дождик пошел (сыплет на тесто манку)». Мальчик подключился и захлопал ручками по тесту. Когда его внимание истощилось, мама стала быстро отрывать от цельного куска теста маленькие кусочки и бросать в мисочку, комментируя при этом: «Полянку нужно убрать». Максим увлекся этим действием и несколько кусочков оторвал сам, а мама успела подхватить их в мисочку и похвалила мальчика, дав ему маленькую конфетку-драже.

Затем они помыли руки и перешли в другую комнату. Максим сразу начал водить ручками по ковру, затем стал открывать-закрывать дверцы шкафа, потом открыл тумбочку, нашел там металлические стаканчики и принялся их грызть. Бросив стаканчики, заметил светильник на стене, забрался в кресло и, достав до плафона губами, погрузился в его облизывание. Наконец, Максим ненадолго приостановил свое занятие, и логопеду с мамой представилась возможность начать игру «Что мешает?». Под рубашечку мальчика поочередно помещались различные по весу и структуре предметы (объемный меховой мячик, колючие шишки, холодные металлические предметы, звучащие игрушки), однако отвлечь Максима от аутостимуляции не удавалось. Только сняв его с кресла и положив в носок крупную мягкую игрушку, делающую невозможной ходьбу, удалось добиться эффекта: малыш сел на пол и поднял ножку. Логопед тут же подхватил его и поднес к маме со словами: «Что-то мешает! Мама поможет, достанет!» Мама достает из носка игрушку, машет ею перед глазами мальчика и говорит, что теперь ничего не мешает, можно идти. В этот момент Максиму предлагается игрушка «Плавающая уточка». Она увлекла его тем, что при покачивании внутри шара плещется вода, а уточка начинает плавать. Мальчик качал шарик, мама подпевала: «А-а-а». Игра чуть-чуть приостановила кружение Максима по кабинету, логопед успевает показать ему апельсин, дает его понюхать, катает фрукт по табличке с соответствующим словом, при пропевании слова голосом выделяет первый звук и в руки ребенку вкладывает крупно напечатанную букву «А». Все это проделывается на высокой скорости, не дающей возможности ребенку вновь погрузиться в аутостимуляции. Затем Максим съедает апельсин, мальчика хвалят, и он отправляется домой.

Примечание. На первых занятиях почти все действия и комментарии выполняет мама, логопед лишь подсказывает их порядок и, если позволяет ребенок, иногда включается в какую-нибудь игру.

Второе занятие

Материал для занятия.

Тактильные материалы: тесто, манка, гречка.

Дидактические пособия: буква «У» на оргалите, табличка со словом «утюг». Лото с шестью буквами «У», аналогичное тому, которое использовалось на предыдущем занятии. В дальнейшей работе подобные лото будут использоваться постоянно. Порядок расположения букв на игровом поле произволен. Главное, что нужно учитывать, - новая буква, вводимая на занятии, должна повторяться на карточке чаще, чем ранее пройденные. Настоящий утюг, игрушечный паровозик, дудочка, звучащие игрушки, предметы разного веса для игры «Что мешает?».

Реакции ребенка. Охотно идет играть с тестом и крупами, понравилось отрывать кусочки теста и бросать в мисочку с гречкой, затем Максим ощупывает колючие из-за налипшей крупы комочки, слушая мамины комментарии: «Какие колючие ежики». Долго занимается с манкой. Сам тянется к раковине, чтобы помыть руки и рвется в другую комнату. В центре комнаты стоит утюг, мальчик дотрагивается до него рукой и пускается кружить по помещению, повторяя все те действия, которые совершал на первом занятии. Чтобы привлечь малыша, логопед разбрызгивает воду через распылитель утюга, при этом слышится характерный звук. Максим сразу подходит к утюгу и пытается нажать на кнопку распылителя, мама помогает ему, а логопед пропевает слово «утюг» и подносит букву «У» к крупно написанному соответствующему слову. Далее на пути Максима все время оказываются то мама, то логопед и показывают ему паровозик, дудочку или утюг, протяжно произнося при этом: «У-у-у».

Изменения в поведении. При подражании паровозику Максим произносит: «У», но однократно. При проговаривании мамой слова «утюг», несколько раз выговаривает звук «к». Укачивая уточку в шарике, хорошо поет: «А-а-а». Затем он начал катать по полу звенящую игрушку и радоваться, если она катилась к маме. Танцует, кружась на месте, и подпевает: «Та-та-та». Чуть быстрее замечает «мешающий» предмет, однако сам к маме пока не подходит.

Третье занятие

Материал для занятия.

Тактильные материалы: тесто, рис, окрашенное желе.

Дидактические пособия: буква «И», табличка со словом «и-го-го», лото с шестью буквами «И». Игрушка «лошадка». Свечка, литровая банка. Трехлитровая банка для начала игры с эхом.

Реакции ребенка. Максим сразу находит в комнате утюг и нажимает на распылитель. На лошадку обращает внимание только после того, как ее прячут под рубашечку. Но игрушка привлекла его внимание лишь на короткое время. Учится задувать свечку с близкого расстояния и при помещении ее на дно литровой банки. Работая с лото, кладет сразу по три таблички с буквами, потом отходит отдохнуть.

Изменения в поведении. С удовольствием выполняет знакомые действия с тестом и с крупой, с осторожностью трогает пальчиком желе, наблюдая, как логопед размазывает массу по столу, наклоняется и лижет желе. С интересом смотрит на новые игрушки, старается повторить некоторые действия взрослых: пытается заглянуть в большую банку, когда логопед гулко кричит в нее, бросив на дно пройденные пластмассовые буквы. Научился играть на дудочке.

Четвертое занятие

Материал для занятия.

Тактильные материалы: тесто, пшено, семечки подсолнечника, цветное желе.

Дидактические пособия: буква «О», кукла Оля, пластмассовые буквы «А», «У», «И». Буквенное лото. Полый кокосовый орех, трехлитровая банка. Деревянные рамки с вкладышами. Круглая конфета «Чупа-чупс».

Реакции ребенка. Пропевая имя куклы: «Оля», логопед выделяет голосом звук «о» и подносит к губам ребенка «Чупа-чупс». Мальчик вытягивает губы, логопед быстро проводит конфетой по губам, но не позволяет захватить ее зубами. Повторив данный прием несколько раз, педагог прячет «Чупа-чупс» и отвлекает внимание ребенка, начав протяжно произносить двусложные звукоподражательные слова: «АУ», «УА», «ИА», «АИ». Эти слова пропеваются с эхом из маленького объема (полый кокос) на безударную позицию, на ударный гласный звук эхо вызывается с помощью трехлитровой банки. При этом на дне кокоса и банки должны лежать соответствующие пластмассовые буквы. Например, поем «аУ». В кокосе лежит «а», в банке - «У». Игра нравится мальчику, он заглядывает в емкости, дышит туда, вытаскивает буквы и разглядывает их.

Изменения в поведении. Хорошо отрывает кусочки теста и делает из них «ежиков», обваливая комочки в семечках. Играет с желе, сосредоточив внимание на ощущениях. Логопед комментирует: «Ручки липкие, желе холодное». Все больше интересуется игрушками.

Пятое занятие

Материал для занятия.

Тактильные материалы: те же, что и на предыдущем занятии.

Дидактические пособия: буква «Э», таблички со словами «эхо», «эй». Лото с изученными гласными буквами. Трехлитровая банка, большой головной платок.

Реакции ребенка. На дне трехлитровой банки лежит табличка с буквой «Э». Логопед кричит в банку слова: «Эй» или «Эхо». Максим слушает эхо, берет в руки таблички со словами, причем иногда кажется, что мальчик целенаправленно берет то слово, которое проговаривает логопед. Несколько раз произносит звук «э». Игра «Где Максим?» - мама накрывает голову мальчика большим платком. Как только малыш стягивает платок, мама старается в первое же мгновение поймать взгляд ребенка и радостно прижимает его к себе, приговаривая: «Вот он!»

Изменения в поведении. Мальчик радостно откликается на любое предложение логопеда, почти не кружит по комнате, отвлекаясь только на дверцы и светильники.

Шестое занятие

Материал для занятия.

Тактильные материалы: те же.

Дидактические пособия: буквы «Б», «М». Таблички со словами «баба», «мама», «бобо». Маленькие одинаковые матрешки (4-6 штук). Буквенное лото.

Реакции ребенка. Логопед выстраивает матрешки в ряд, отмечает «порядок» - матрешки гуляют «топ-топ». Затем Максим или мама роняют матрешек - они «спят». Мальчик катает их ладошкой, пропевая: «А-а-а».

Изменения в поведении. Отрабатывается реакция на просьбу подойти. Максим внимательно слушает, улыбается, хочет подойти, но «поле» пока отвлекает. Расстояние между ребенком и педагогом - 1-1,5 м. Мальчик спокойно занимается большую часть времени в кабинете, увлекается новыми пособиями и игрушками, поэтому на логопедических занятиях появилась возможность отменить тактильные игры с крупами и тестом. Однако дома эта работа должна продолжаться до тех пор, пока не появится активная предметная деятельность. В игре «Где Максим?», выглядывая, сразу смотрит на маму и радостно улыбается.

Седьмое занятие

Материал для занятия.

Дидактические пособия: буква «П». Таблички со словами «папа», «пых». Резиновая игрушка «ежик», из которой удалена свистулька, поэтому «ежик» не свистит, а пыхтит. Лото с пройденными буквами «Б», «М», «Э», «А», «У», «О», «И». Глобальное чтение: игра «Кто как кричит» - звукоподражание животным (слово плюс картинка). Литровая банка. Свечка. Мелкие конфеты-драже для поощрения.

Реакции ребенка. При работе с лото вводится пищевое подкрепление: вместе с карточкой к Максиму придвигается конфетка. Мальчик тянется за ней, но лакомство логопед придерживает, быстро вкладывает в руку мальчика табличку с буквой и дает команду: «Возьми». Пока ребенок не отпустил карточку, мама помогает ему положить букву на игровое поле со словом «Положи». После этого Максим сразу получает конфету.

Изменения в поведении. С радостью бежит на зов к маме и бросается на руки. Смеется громко, в голос. В конце занятия, утомившись, заплакал, а не стал играть с тенью, как прежде. Легко выходит из тактильных аутостимуляций, переключаясь на музыкальные игрушки или на переливающийся электросветильник, который научился включать сам. Дома очень эмоционально играет с мамой в тактильные игры. С папой танцует под музыку (раньше просто раскачивался), при этом совершает разнообразные ритмичные танцевальные движения по папиному образцу. Вечером перед сном много вокализирует, проскальзывают слова «мама», «баба». Пустышку при засыпании ему давать перестали, предлагают ее только во время ночного плача.

Восьмое занятие

Материал для занятия.

Буква «Т». Игрушка «танк». Слова «танк», «бах», «биби». Лото с четырьмя буквами «Т» и двумя «П». Парные деревянные картинки (картинки, нанесенные на деревянную основу, на первых порах предпочтительнее бумажных, так как они не портятся ребенком) - работа с пищевым подкреплением. Игрушка «бабочка» и соответствующее слово для глобального чтения. Глобальное чтение - по тактильной книжке (рисунки домашних животных выполнены на ткани разной фактуры, под рисунками крупно напечатаны названия животных), такие книги можно купить в отделах, где продаются развивающие игры для малышей.

Реакции ребенка. Машинки катает по полу логопед. Максим иногда бросает на машинку скользящий взгляд, потом подходит, берет ее в руки, разглядывает и бросает на пол. Сразу интересуется новыми игрушками, подолгу рассматривает их, не хочет отдавать, поворачиваясь спиной к логопеду Слова на карточках из оргалита привлекают внимание мальчика на 3-4 минуты.

Изменения в поведении. Произносит слово «папа», находясь с отцом в одной комнате. Хорошо задувает свечу губами. При помощи резиновой игрушки задуть свечку не удается, но научился ловить ртом струю воздуха, выходящую из игрушки, при этом сжимает ежика самостоятельно. Почти все пособия рассматривает, сидя за столом. В игре «Что мешает?» падает на спину и машет ногами, если мешочек с минимальным утяжелителем прицеплен к его ножке, с ручки снимает мешающий предмет сам.

Девятое занятие

Материал для занятия.

Буква «К». Игрушки «курочка», «лягушка». Таблички со словами «курочка», «ко-ко», «ква». Лото с буквами «К», «Т». Изображения домашних животных, пригодные для демонстрации на фланелеграфе (доска, обшитая любой ворсистой тканью или ковролином, на вертикальной поверхности которой хорошо держатся картинки, снабженные с обратной стороны фрагментом от застежки «липучка») и игрушечный корм для них. Деревянные рамки с вкладышами.

Реакции ребенка. С увлечением рассматривает игрушки, пытается их завести, подкладывает соответствующие слова (к одной игрушке - одну карточку, без ситуации выбора). Играя, помогает раскладывать корм животным и несколько раз проговаривает: «Ам».

Изменения в поведении. Начал катать машинку по полу и отслеживать, куда она едет, иногда проговаривает «биби»; толкает ногой мячик, но пока однократно. Очень радуется приходу родителей, если был дома с няней. Всегда оборачивается, когда зовут по имени. При надевании одежды через голову, в ответ на мамин вопрос: «Где Максимка?» выглядывает, довольно улыбается и сразу ловит взгляд мамы. По просьбе мамы протягивает ей ручку или ножку. Когда хочет есть, повторяет: «Ням-ням».

Десятое занятие

Материал для занятия.

Буква «Д». Наклеенные на оргалит буквы из наждачной бумаги, составляющие слова: «дядя», «дай» - на первой дощечке, «мама», «папа» - на второй. Лото, нацеленное на узнавание реального предмета по его плоскостному изображению. Предметы и изображения выполнены в одной цветовой гамме. Буквенное лото: три «Д» и три знакомые гласные буквы.

Реакции ребенка. Максим внимательно рассматривает слова, учится проводить указательным пальцем по напечатанному слову (логопед придерживает кисть руки мальчика). При выполнении первых подобных упражнений используются буквы, отличающиеся на ощупь от остального поля, для того чтобы ребенок мог тактильно прочувствовать движение руки. При прочитывании слова «дядя» мальчику дается соответствующая игрушка, которая надолго привлекает его внимание: он вглядывается в лицо куклы, крутит ее ручки и ножки, оборачивается к маме и показывает ей игрушку. Выполняя задание по карточкам из лото, хорошо реагирует на команды: «Возьми!», «Положи!» Берет карточку из рук педагога, глядя ему в глаза. С удовольствием ждет поощрение, однако при заполнении деревянных рамок не требует конфетку за каждую деталь, а «терпит» до завершения работы. Деревянные предметы из объемного лото очень взволновали Максима, их гладкая полированная поверхность спровоцировала погружение в тактильные аутостимуляции, из которых его удалось мягко вывести. Чтобы продолжить этот вид работы, вводится команда: «Покажи!» Мальчик смотрит на объемный предмет в руках взрослого, ищет на дощечке его изображение и показывает на него пальчиком (с помощью мамы).

Изменения в поведении. Практически пропали признаки полевого поведения. Во время занятия Максим находится рядом с мамой за столом (она придерживает мальчика, слегка обнимая). В моменты отдыха, покидая рабочую зону, он не подходит к шкафу, не облизывает светильник на стене, по-прежнему интересуется тумбочкой со стеклянными дверцами, однако не просто открывает-закрывает дверцы и тянет в рот обнаруженные предметы (как во время всех предыдущих занятий), а с увлечением разглядывает лежащие там бумаги с текстом. Перестал забираться в тесный уголок между шкафом и диваном. Сразу откликается на зов и с удовольствием подходит к столу, выискивая взглядом новые пособия. Перемещаясь по комнате, берет в руки те или иные игровые предметы, подолгу изучает, потом отбрасывает, но иногда делает попытки положить их на место, отслеживая взглядом: попала игрушка, куда нужно, или нет. Во время игры «Что мешает?» сразу подбегает к маме, показывает ручкой, где ему неудобно. Увидев мешающий предмет, удовлетворенно кивает со значением «Вот, что это было». Когда Максим проводит рукой по напечатанным шершавым словам, задевает ссадинку на пальчике. Сразу бросается к маме за утешением, повторяя при этом: «Бобо». Произносит около 10-15 слов, которые звучат в контексте ситуации: «мама», «папа», «баба», «би-би», «дай», «на», «ам», «ням», «ко[нфета]», «ко-ко» (курочка), «ка[р]» (при виде любой птицы), «да», «не[т]».

Одиннадцатое занятие

Материал для занятия.

Глобальное чтение по тактильной книжке «Домашние птицы». Деревянные рамки с вкладышами «Птицы». Слово «Да», составленное из букв, сделанных из наждачной бумаги.

Реакции ребенка. Максиму нравится заниматься с рамками, работает с ними без поощрения. Каждый раз, когда мальчик вставляет вкладыш в рамку, его спрашивают: «Вставил?» Затем мама проводит указательным пальчиком ребенка по слову «Да».

Изменения в поведении. Стал хорошо ощущать продолжительность занятия и по количеству оставшихся на столе пособий угадывать окончание работы. Когда видит, что логопед записывает в тетрадь домашнее задание, бежит к маминой сумке за соком.

Двенадцатое занятие

Материал для занятия.

Буква «Н», слово «Нет», составленное из букв, сделанных из наждачной бумаги. Буквенное лото. Слова для глобального чтения «нос», «на». Красные геометрические тела из набора «Блоки Дьенеша». Задание на распознавание цвета: к четырем матрешкам основных цветов, выполненных из толстого картона, подобрать переднички соответствующего цвета по принципу «такой - не такой».

Реакции ребенка. На табличке со словом «на» логопед протягивает мальчику геометрическое тело и проговаривает написанное. Максим берет деталь и кладет в коробку. Логопед поощряет Максима. Через 5-6 повторений мальчик понимает суть задания и с незначительной помощью мамы доделывает его до конца. Переднички для матрешек подбирает с трудом, в основном мама действует рукой мальчика.

Изменения в поведении. Хорошо показывает, где у мамы или папы нос, на себе пока не показывает. Дома стал лучше понимать обращенную речь: сразу идет в ванную, если говорят о том, что нужно помыть ручки; идет в прихожую при разговорах о прогулке. Может собрать всю рамку с вкладышами, сидя на коленях у мамы.

Таковы первые результаты занятий с ребенком. Как мы видим, появившихся слов уже достаточно, чтобы перейти к элементарным демонстративным фразам: «Вот он», «Вот она», «Вот они». Также можно начать работу над практическим освоением глагольной лексики, что позволит ребенку в дальнейшем перейти к произвольному речевому общению.

Тринадцатое занятие

Материал для занятия.

Слово для глобального чтения «Ползет» на оргалите, пластмассовая буква «Т», игрушки, демонстрирующие это действие (змея, черепаха, кукла и т.п.). Парные картинки по теме «Домашние животные». Начинаем работу над указательным жестом и демонстративной фразой «Вот он».

Реакции ребенка. Прекрасно играет в игру «На» - берет геометрические тела из рук логопеда и самостоятельно складывает их в коробку. Логопед показывает, как двигаются игрушки и проговаривает: «Ползет», мама проводит указательным пальцем ребенка по табличке со словом и кладет на букву «т» аналогичную пластмассовую. Логопед выделяет этот звук голосом. Слушает вопрос: «Где корова?», позволяет маме сложить кисть руки в указательный жест и сам выполняет команду: «Возьми!», а команду: «Положи!» с маминой помощью.

Изменения в поведении. Максим очень активен. Явно стремится выразить свои желания, при этом начал сопротивляться маминым попыткам помочь ему в трудных заданиях. Дома начал поправлять неровно стоящие стулья и маленькие столики. Те предметы, которые в кабинете логопеда раньше только облизывал, стал выстраивать в линию и любоваться полученным результатом. Появилось новое слово - «кака». Все чаще звучит «не[т]».

Четырнадцатое занятие

Материал для занятия.

Лото с пройденными гласными и согласными буквами. Карточки по теме «Семья» для глобального чтения. Парные картинки по теме «Мебель». Разрезные картинки (человечки, у которых нужно собрать в единое целое голову, туловище и ноги). Геометрические тела двух цветов (синего и желтого) из набора «Блоки Дьенеша». Начинаем игры по пересыпанию или переливанию доступных веществ из пяти-шести последовательно выстроенных емкостей в одну большую, не давая «застревать» на использовании одной и той же маленькой емкости. Можно вводить задания на выбор одного из двух возможных вариантов действия. Также начинаем работу с геометрическими фигурами.

Реакции ребенка. Выбирает нужную букву из двух предложенных. Протягивает руку логопеду, чтобы помогли сложить кисть в указательный жест. Сразу стал раскладывать геометрические фигуры разного цвета в две прозрачные банки, не дождавшись, пока логопед обозначит, в какую банку складывать синие, а в какую - желтые фигурки. Пользуется помощью взрослых при выкладывании парных картинок. Суть работы с разрезными картинками пока не уловил, выполняет с помощью взрослого.

Изменения в поведении. Активность ребенка резко возросла в плане самостоятельной исследовательской деятельности. Он находит все новые предметы, на которые раньше не обращал внимания, рассматривает их, лишь изредка тянет в рот, но, едва коснувшись губ, отдергивает предмет и снова его изучает, вертя и разглядывая. Усилилось сопротивление попыткам включить его в произвольную игровую деятельность. Замечательно при этом говорит «не[т]» и отбегает в сторону. Чтобы не закрепить сопротивление малыша как новую форму поведения, вернулись к выполнению заданий на полу. Однако для сохранения уже частично усвоенного навыка работы в определенном месте, следует начинать каждое новое задание (например, вставить один вкладыш, найти нужную игрушку или картинку) за столом и лишь потом следовать за ребенком, раскладывая пособие там, где ему захочется. Когда Максим пытается вырваться из маминых рук, каждый раз повторяет: «Мама» с очень естественной интонацией, обозначающей «отпусти меня». Дома продолжает все выравнивать и поправлять. Научился выплевывать воду струйкой, очень радуется, когда это получается несколько раз подряд. Начал пользоваться унитазом, вместо горшка, сам спускает воду. Услышав лай собаки, тихо говорит себе под нос: «Ав». На данном этапе важно отслеживать реакцию мальчика на обращение: «Максим!» Фразы типа: «Максим, пойдем одеваться!» не должны звучать как простое комментирование действий, подобные призывы обязательно должны сопровождаться ответным движением ребенка, которое покажет, что он услышал слова взрослого.

Пятнадцатое занятие

Материал для занятия.

Буква «Г». Лото «Г + гласные». Таблички со словами «гуси», «га-га-га», «да-да-да», «летит». Игрушка «гусь». Деревянные фигурки, отличающиеся друг от друга по размеру. Картинки с парами домашних животных, отличающихся по величине, например большая собака и маленькая собака, большая кошка - маленькая кошка.

Реакции ребенка. Максим раскладывает буквы «Г» на большом поле и многократно произносит звук, средний между [к] и [х]. С интересом смотрит на логопеда, показывающего с помощью игрушки, как летит гусь. Мама помогает мальчику помахать ручками, имитируя полет. Малыш быстро понимает, что нужно делать и увлеченно машет руками, при этом радостно подпрыгивая. Слушает и наблюдает за игрой логопеда: «Гуси, гуси! Га-га-га! Есть хотите? Да-да-да!» Но сам не включается в игру. Дает по просьбе в руки педагога деревянные фигурки, но не ясно, понимает ли различие между словами «большой», «маленький». Животных рассматривать не хочет, поэтому логопед проигрывает задание с мамой. Максима мама придерживает рукой, чтобы не отошел от стола, пока задание не выполнено.

Изменения в поведении. На занятии ребенок очень возбуждается, радуется, что пришел в любимый кабинет, но не может совладать с эмоциями, много прыгает, подбегает то к маме, то к логопеду, смеется. Хочет общаться, но быстро пресыщается. В начале занятия мальчик подходит к столу и выполняет первое задание на одном месте. Дома Максим справляется с заданиями успешнее, так как занимаются с ним в то время, когда он спокоен. Стал произносить: «Дай!», выражая просьбу. Когда сопротивляется каким-нибудь маминым действиям, произносит: «Мама, не[т]». Улыбается детям на прогулке, особенно девочкам. Часто поет: «Ля-ля-ля», по просьбе произносит: «У». Улучшилось понимание речи. Если просят сесть, сразу идет к стулу, когда предлагают почитать книжку - бежит за книгой и садится смотреть картинки (раньше сразу бросал книги на пол), хорошо слушает чтение вслух (прежде убегал). Продолжает увеличиваться спектр подражательных действий: пытается лепить из теста, повторяя движения за мамой.

Те изменения, которые произошли в поведении мальчика за два месяца, могут несколько встревожить человека, не знакомого с природой аутистических нарушений. Ведь внешне спокойный и всегда всем довольный малыш стал чересчур активным, четко выражающим свои желания (особенно отрицание) ребенком. Он перестал быть «удобным» для родителей, не сидит в комнате один, требует к себе постоянного внимания. Непривычные к такому поведению родители в шутку говорят о том, что теперь даже устают от контакта с ребенком, который хочет, чтобы с ним постоянно играли. Для специалиста эти шаги в развитии мальчика служат показателем правильности проводимой работы. Чутко наблюдая за малышом, нужно отмечать все то новое, что появляется в его жизни каждый день, постоянно корректировать программу занятий с ним, подстраивая ее к нуждам ребенка, менять материал для работы в сторону усложнения или упрощения в зависимости от возникающих перемен.

Пока шла работа над изданием книги, Ване Р. исполнилось пять лет (о мальчике рассказывалось в конце третьей главы). Это был тот случай в работе логопеда, когда его постоянно одолевали сомнения и тревоги: успеем ли мы помочь мальчику до пресловутых пяти лет, сможет ли он пользоваться речью? Успели! Буквально за месяц до своего дня рождения Ванюшка заговорил. Пока с трудом и очень невнятно, но, самое главное, ему чрезвычайно нравится пользоваться речью, он отказывается применять любые жесты, заменяющие слова в нашем общении, и непременно стремится ответить на вопрос или указать на предмет с помощью звучащей речи. Развитие мальчика не проходит гладко, еще предстоит много работы по формированию навыков самообслуживания и регулированию поведения, развитию более сложных учебных умений и становлению диалоговой формы речи. Однако развитие этих функций не имеет столь жестких возрастных ограничений, как возникновение вербальной речи, поэтому дальнейшая работа с ребенком может проводиться в спокойном размеренном темпе, без опасений опоздать с развитием какого-либо навыка или функции.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png