Проблема наказания детей – немаловажная в современном воспитании. Наказывать или нет? Если да, то, как правильно это делать, чтобы не унизить ребенка и сохранить его психическое здоровье

Уже в возрасте 8-9 месяцев, когда малыш с интересом осваивает предметный мир. Родители сталкиваются с первыми проявлениями его непослушания. Перед ними встает вопрос: как реагировать? С какого возраста можно наказывать, что делать, если все способы воздействия исчерпаны, а ребенок не слушается.

Психолог Д.Добсон считает, что безграничная снисходительность родителей,потакание детским прихотям не только не позволяют избегать конфликтов, но и делают их неизбежными. У детей не формируется представление о границах дозволенного, складывается эгоистичное неуважительное отношение к другим людям. Чтобы этого не случилось, можно выделить несколько основных принципов, опираясь на которые, родителям следует решать для себя вопрос о наказание детей.

1. Сначала нужно установить границы, затем требовать их соблюдения. Сами родители должны для себя определить. Чего они хотят, а чего не хотят. Ребенок тоже должен знать, что приемлемо в его поведении. а что нет. Мама Димы удивляется, как? Он игрушки у вас в саду убирает, а дома ни в какую. Я сама за него убираю Хоть ругай, хоть наказывай, толку никакого- не убирает! Воспитатель советует, а вы для начала уберите с ним вместе, похвалите ребенка, может быть потом и наказывать не придется.

2.На вызывающее поведение нужно отвечать уверено и решительно. Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, необходимо « принять бой». Беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей.

3.Следует отличать детское своеволие от безответственности. Это значит, ч то ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный поступок, если он забыл просьбу взрослого или просто не понял его требования. Лучше слегка пожурить его и сказать, что по его вине у папы неприятности на работе.

4. Когда конфликт исчерпан, только тогда можно прибегнуть к утешениям и объяснениям

Ребенок почти всегда тяжело переносит наказание. Он чувствует свою вину, растерянность, покинутость. Поэтому после истечения срока наказания следует восстановить с ним мирные отношения.Лучше приласкать ребенка и обязательно объяснить.почему он наказан.

5. Нельзя требовать невозможного. Мама наказала Мишу за то, что он намочил постель. Мальчик недоумевает – он сделал это не нарочно, он не хотел. Наказание в данном случае может спровоцировать неразрешимый внутренний конфликт ребенка.

6.Любовь как руководство к действию. Даже наказывая ребенка, нельзя забывать, что он любим и неповторим.

Злоупотреблять наказаниями не следует. К ним можно прибегнуть лишь в крайних случаях – когда ребенок сознательно проявляет свое непослушание.

Каждый случай плохого поведения ребенка индивидуален. Необходимо выяснить и проанализировать причину такого поведения.

Рассмотрим некоторые ситуации, в которых ребенок получает незаслуженное наказание, и попытаемся понять, как их исправить.

1. Дети не понимают, за что получают наказание, им не понятно, чего от них хотят взрослые. Ваня высыпал из зеленой коробочки пуговицы и играет с ними.Мама наказывает его и говорит, что нельзя этого делать. Но на следующий день мама застает Ваню за тем же занятием, но уже с другой коробочкой. Он выполнил просьбу мамы, он не трогал зеленую коробочку.

Просто у ребенка не развито абстрактное мышление и ему непонятен смысл запрета. В этом случае маме надо терпеливо объяснить, почему нельзя играть с пуговицами, где бы они не лежали.

2. Родители наказывают ребенка под влиянием своего собственного внутреннего состояния- раздражение, усталости. Если вчера на неубранные игрушки мама не обратила внимания, то сегодня, придя с работы раздраженной, за это же самое Егор был наказан. Такое непоследовательное поведение взрослых только путает ребенка. Поэтому взрослым необходимо взять под контроль свое плохое настроение.

3. Порой причины наказуемого поведения детей кроются в семейной ситуации. Типичный пример: семья на грани развода. И ребенок делает все, чтобы родители обратили на него внимание. Он капризничает, грубит – пытаясь привлечь к себе внимание обеих родителей. Как поступить в таких случаях?

Родителям стоит обратится к психологу для выработки линии своего поведения. И

если развод неизбежен, постараться пережить его с минимальными потерями для

И наконец, правила наказания детей, которым должны следовать родители и педагоги

  1. При любом наказании ребенок должен быть уверен, что оно справедливо., что, даже будучи наказанным., он не останется без родительской любви, его по – прежнему любят.
  2. Ни одно наказание не должно лишать ребенка возможностей для удовлетворения биологических и физиологических потребностей.
  3. Ребенок должен быть информирован о том. За какие проступки последует наказание и в какой форме.
  4. Наказание ребенка должны носить временный характер. Так, например: «Ты лишаешься возможности играть в компьютер на три дня».
  5. При наказании ребенка следует избегать оскорблений
  6. При наказании ребенка нельзя напоминать ему о его прежних поступках. Следует говорить с ним только о том, за что он наказывается сейчас.
  7. Применяя наказание, нужно быть последовательным в предъявляемых ребенку требованиях. Не следует прибегать к наказаниям от случая к случаю.

Педагог-психолог: Ждановских А.А.

Елeна Лeoнтьева
Консультация «Наказываем ребенка правильно»

Сегодня мы с Вами поговорим о наказании. Мы часто задумываемся над тем как правильно наказать ребенка и нужно ли наказывать вообще?

Сразу скажу, что наше воспитание должно основываться на безусловной любви к ребенку.

Приемы наказания ребенка эффективны только в здоровой, доброжелательной семейной атмосфере.

Как можно и как нельзя наказывать ребенка…

Если встает вoпрос о наказании ребенка, прежде всего взрoслому неoбходимо задуматься над тем, что именно его раздражает в поведении малыша и какого эффекта oн хочет добиться с пoмoщью наказания.

В своей книге психолог Д. Дoбсон формулирует шесть принципов, опираясь на которые, родителям следует решать вопрос о наказании детей:

1. Только при установлении границ можно требовать их соблюдение. Рoдители для себя дoлжны решить, чего они хотят, а чего не хотят. Ребенок в своем поведении должен знать, что приемлемо в его поведении, а что нет.

Только тогда наказание будет восприниматься ребенком как акт справедливости.

2. На вызывающее поведение нужно отвечать уверенно и решительно. Если ребенoк идет на открытый конфликт, нужно уверенно и спокойно себя вести. Так как беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей.

3. Необходимо oтличать свoеволие от безoтветственности. Ребенка нельзя наказывать за нeпрeднамерeнный пoступoк. В ситуация, когда он забыл выполнить просьбу взрoслого или не понят требoвания.

4. После конфликта необходимо обязательно утешить ребенка и не скупить на объяснения. Ребенок во время наказания испытывает вину, растерянность, покинутость. В такое ситуации важно ребенка приласкать и сказать, что он по-прежнему любим. Именно чувства ебенка в такой могут дать вам ответ об эффективности наказания.

Наказывать, конечно, нужно, без этого недействительна ни одна воспитательная система. Важно подобрать действенные меры наказания.

5. Не требуйте невозможного.

6. В любых своих действиях руководствуйтесь любовью.

ВАЖНОЕ ПРАВИЛО : психoлoги сoветуют нaкaзывать рeбенка в самых крайних случаях – когда демoнстрируют непoвинoвение. Если наказания не избежать, то она должно слeдoвать сразу же за прoступком.

КАК ЖЕ НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА?

Физическим наказанием. Физическое наказание не помогает ребенку осознать свой проступок, а вызывает обиду, злость. Дети, кoтoрых бьют рoдители, нередко вырaстают нeувeренными, а свой страх неудачи они скрывают за внешней агрессией. Дети могут затаить обиду на родителей и «мстить» за обиду.

Молчанием. В такой ситуации ребенок чувствует напряжение и последствия этого могут быть тяжелыми для развития его личности.

Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т. п. Это наказание подрывает основу (базовую потребность в любви, от которой зависит жизнь маленького человека.

Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком дошкольного возраста как физическое наказание. Крик – сродни удару.

Наказаний должно быть меньше, чем поощрений. От количества позитивных и негативных реакций зависит самооценка ребенка.

Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).

Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя плохое поведение ребенка.

ВОТ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ ПРАВИЛЬНОГО НАКАЗАНИЯ ДЕТЕЙ:

1. Любое наказание должно быть справедливым. Ребенок должен быть уверен в справедливости наказания, что его любят несмотря ни на что.

2. Ни одно нaкaзание не должно лишать ребенка возможностей удовлетворения биoлoгических и физиологических потребностей.

3. Ребенку необходимо объяснять за какие проступки последует наказание и в какой форме.

4. Наказываем четко оговаривая время. На какой период лишается сын или дочь компьютера.

5. При наказании не следует оскорблять и навешивать ярлыки. Критике подвергается поступок, а не личность ребенка.

6. Нельзя напоминать ему о прежних проступках. Наказываем здесь и сейчас.

7. Применяя наказания, нужно быть последовательными, а не прибегать к наказаниям от случая к случаю.

«И в завершение хочется сказать, любите своих детей, балуйте их. Применяйте и наказание ребенка своевременно и обоснованно. Пусть наказания будут справедливыми. Обращайте на положительные поступки ребенка больше внимания, чем на отрицательные. И малыш чаще будет радовать вас послушанием».

Литература:

1. Е. А. Алексеева «Проблемы детей дошкольного возраста».

2. Е. А. Чепракова «Как правильно наказывать детей».

Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

Если есть сомнение наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай». За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. НАКАЗАНИЕ НЕ ЗА СЧЕТ ЛЮБВИ. Что бы не случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды, НИКОГДА не отнимайте подаренного.

Срок давности.

Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Дошкольник уже через час забудет про свою выходку, и будет искренне недоумевать «За что?». Запоздалое наказание не принесет пользы, а вызовет обиду, нанесет душевную травму.

Наказан – прощен.

Инцидент исчерпан. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала.

Без унижения.

Что бы ни было, какая бы не была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

Ребенок не должен бояться нашего наказания.

Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

Нельзя наказывать и ругать:

Когда ребенок болен (психика уязвима, реакции непредсказуемые); сразу после физической или душевной травмы; когда ребенок не справляется или у него что-то не получается, когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы; когда внутренние мотивы проступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны (нужно обязательно разобраться, чем вызван проступок, может это была оборона, кто-то подговорил и т. п.); когда мы сами не в себе, устали или огорчены своими проблемами (гнев плохой советчик).

Помните о внушаемости!

Ругая ребенка, не утверждайте, что он лентяй, неряха и т. д., что у него ничего не выйдет, он неисправим и т. п. Ребенок ВЕРИТ! Всякое утверждение им воспринимается однозначно, никакого переносного смысла ребенок не понимает. Оценивая – внушаем.

Соблюдайте неприкосновенность личности!

Выражая неодобрение, определяйте только поступки, только конкретные действия, не прикасайтесь к личности. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты поступил жестоко». Выражайте свое отношение к поступку: «мы огорчены твоим поведением», «мне грустно, потому что ты обидел меня», «у меня испортилось настроение из-за твоего поступка».

Осторожнее с насмешками.

Острое оружее. Применимо только к тем, кто обладает чувством юмора. А ваш ребенок?

Косвенное неодобрение.

Рассказать о ком-то, кто поступил так же скверно, как наш ребенок. Маленькому можно в виде сказки. При этом можно сгустить краски, что бы все было ясно. Если ребенок даже не подаст вида – не беда, поймет, хорошие шансы.

Опасайтесь двойственности!

Ругаем страшными словами, а в глазах, а в интонации: «Ты же знаешь, как я тебя обожаю, что в конце концов я тебе все позволю». Одна рука гладит, другая бьет… Прямой путь к воспитанию лицемерия. Мы хотим, чтобы наш ребенок обладал этим качеством?

По-настоящему мы наказываем ребенка только своими чувствами!

И строгость, и мягкость, и диктатура, и демократия могут дать и прекрасные, и ужасные результаты. Все решает индивидуальность. Ваш ребенок – не ваша собственность. Он личность, один единственный такой, неповторимый.

Не забудем же слова, давно сказанные: «Все есть яд, и все есть лекарство. Тем и другим его делает только доза».

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №160» общеразвивающего вида г. Владивостока

Консультация для родителей

«Как правильно наказывать ребенка»

Подготовили воспитатели группы «Ёжики» Морозова О.М.,

Родина И.В.

1 . Наказание не должно вредить здоровью

ни физическому, ни психическому.

2 . Если есть сомнение

наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».

3. За один раз – одно.

Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. НАКАЗАНИЕ НЕ ЗА СЧЕТ ЛЮБВИ. Чтобы не случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды, НИКОГДА не отнимайте подаренного.

4 . Срок давности.

Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Дошкольник уже через час забудет про свою выходку, и будет искренне недоумевать «За что?». Запоздалое наказание не принесет пользы, а вызовет обиду, нанесет душевную травму.

5. Наказан – прощен .

Инцидент исчерпан. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала.

6 . Без унижения.

Что бы ни было, какая бы не была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

7. Ребенок не должен бояться нашего наказания.

Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

Нельзя наказывать и ругать:

Когда ребенок болен (психика уязвима, реакции непредсказуемые); сразу после физической или душевной травмы; когда ребенок не справляется или у него что-то не получается, когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы; когда внутренние мотивы проступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны (нужно обязательно разобраться, чем вызван проступок, может это была оборона, кто-то подговорил и т. п.); когда мы сами не в себе, устали или огорчены своими проблемами (гнев плохой советчик).

Помните о внушаемости!

Ругая ребенка, не утверждайте, что он лентяй, неряха и т. д., что у него ничего не выйдет, он неисправим и т. п. Ребенок ВЕРИТ! Всякое утверждение им воспринимается однозначно, никакого переносного смысла ребенок не понимает. Оценивая – внушаем.

Соблюдайте неприкосновенность личности!

Выражая неодобрение, определяйте только поступки, только конкретные действия, не прикасайтесь к личности. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты поступил жестоко». Выражайте свое отношение к поступку: «мы огорчены твоим поведением», «мне грустно, потому что ты обидел меня», «у меня испортилось настроение из-за твоего поступка».

Осторожнее с насмешками .

Острое оружие. Применимо только к тем, кто обладает чувством юмора. А ваш ребенок?

Косвенное неодобрение.

Рассказать о ком-то, кто поступил так же скверно, как наш ребенок. Маленькому можно в виде сказки. При этом можно сгустить краски, чтобы все было ясно. Если ребенок даже не подаст вида – не беда, поймет, хорошие шансы.

Опасайтесь двойственности!

Ругаем страшными словами, а в глазах, а в интонации: «Ты же знаешь, как я тебя обожаю, что в конце концов я тебе все позволю». Одна рука гладит, другая бьет… Прямой путь к воспитанию лицемерия. Мы хотим, чтобы наш ребенок обладал этим качеством?

По-настоящему мы наказываем ребенка только своими чувствами!

И строгость, и мягкость, и диктатура, и демократия могут дать и прекрасные, и ужасные результаты. Все решает индивидуальность. Ваш ребенок – не ваша собственность. Он личность, один единственный такой, неповторимый.

Не забудем же слова, давно сказанные: « Все есть яд, и все есть лекарство. Тем и другим его делает только доза».



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png