Валентина Владимирова
Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности»

Владимирова Валентина Владимировна

Консультация для родителей

«Развитие детей в »

Цели :

1)способствовать повышению педагогической культуры родителей , пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду;

2)приобщать родителей к театральному искусству , к театрализованной деятельности ;

3)развитие творческих способностей родителей ;

4) вовлечение родительского коллектива в жизнедеятельность группы .

Задачи :

Способствовать формированию эстетического вкуса;

Приобщать родителей к театрально -культурной жизни ДОУ;

Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых , направленные на сближения детей , родителей и взрослых ;

Осуществлять полноценный подход к психическому и физическому развитию детей через взаимодействие родителей ;

Театральное искусство , близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра . Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

С первых дней жизни ребенка главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители , рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают эпизоды из понравившихся им сказок

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки . Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы педагога, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств ребенка , приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, интонации, жестам, умения ставить себя на его место в различных ситуациях.

Очень важно чтобы ребенок раскрылся, не стеснялся и смог показать своей еще маленькой эмоциональной сферой, на что он способен. Он и «медведь большой и грозный» , он же и маленький «цветок колокольчик» , который может только звонить, предупреждая об опасности. Вхождение в роль это большая работа. Важно чтобы ребенок прочувствовал своего изображаемого героя душой и в этом конечно должны ему помочь педагог, и безусловно родители . Ведь в первую очередь малыш раскрывается для любимой мамочки. Поэтому тесное сотрудничество с родителями поможет воспитать доброго, открытого человечка, умеющего понять где добро, а где зло.

Театр и родители .

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа , которая требует и участия родителей . Важно родителям принимать участие в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Родители могут исполнять роли, принимать участие в изготовлении декорации, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей .

Участие родителей в совместной деятельности с детьми вызывает у них много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей , которые участвуют в театрализованных постановках .

Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра .

Давайте рассмотрим, какие бывают куклы и как с ними играть.

Пальчиковый театр .

Игра с пальчиками – первый шаг, ознакомления с игровой условностью. Это первый театр , не требующий больших затрат времени и финансов для изготовления атрибутов.

К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Перчаточные куклы.

Можно их сшить самим, а можно – взять обычную перчатку, у которой потерялась пара. Для головы подойдет шарик от пинг-понга с отверстием для указательного пальца. С помощью маркера изобразите на нем лицо, повяжите платочек или приклейте универсальным клеем шевелюру из шерстяных ниток. Здесь главное – аксессуары : платочек для старушки, косички для девчушки и т. п.

Можно саму перчатку оставить такой, какая она есть, а можно сверху надеть рубашечку или юбочку. Такие куколки обязательно полюбятся малышу, они ведь как живые : двигаются, у них явно есть характер, они разговаривают и ведут себя почти как люди. Наденьте такого «актера» на руку, и почувствуете, что говорите-то вовсе не вы. Это кукла заставляет вас произносить слова, танцевать и петь.

Родители могут организовать кукольный театр , используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток.

Работа над созданием игрушки вместе с ребенком очень увлекательна. Игрушка, сделанная ребенком, пусть с помощью взрослого, является не только результатом его труда, но и творческим выражением индивидуальности ее создателя. Она особенно дорога ему, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок, небольших рассказов.

Создавая домашний кукольный театр , вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей : будете делать кукол , рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи , художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми , гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность , что стоит не пожалеть на это времени и сил.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр . Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору» , «Каравай» , «Репка» , слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное – организация взрослыми разнообразной совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, танцы, хороводы, игры и др.) .

Итог данной консультации .

Такого вида консультации способствуют расширению кругозора, обогащают внутренний мир, а главное – учат членов семьи взаимопониманию, сближают их. Во многих семьях стали практиковаться развлечения . Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей , воспитателей и родителей .

Занимаясь с детьми театром , мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх , представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.

Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. - №4.

Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников . -М., 1990.

Буренина А. И. «Театр всевозможного » С-П, 2002.

Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников : 2 – 5 лет. – М.:ВАКО, 2007.

Давыдов В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям// Театр и образование : Сб. научных трудов. -М. 1992.

Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001.-№2.

Ерофеева Т. И. Игра-драматизация// Воспитание детей в игре . - М., 1994.

Зверева О. Л. Игра-драматизация//Воспитание детей в игре . – М., 1994.

Козлова С. А. Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

дошкольные группы

Консультация

"Театрализованная деятельность - самый короткий путь эмоционального раскрепощения".

Консультация

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать, творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10- 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: "недоиграл", т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе "сотворения игры". Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Как же научить проявлять свои эмоции?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Она - неисчерпаемый источник развития чувству, переживаний и эмоциональных открытий, способов приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализация - это не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и.т.д. т.е. со "знаками", играющими роль выразительного языка.

Необходимо, чтобы педагог не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению" т.е. владел основами актерского мастерства. Одно из главных условий- эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходимы не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувству педагога, являющихся для них образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Однако переигрывать - для создания звукоподражательных эффектов - не рекомендуется: дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться.

Подготовка к театрализованной деятельности должна проходить в несколько этапов:

  • Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Например, после чтения стихотворения "Котята" С. Маршака можно спросить у детей: " Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?"

Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности, поэтому при чтении необходимо широко использовать комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая какое-либо произведение. Если " он не переживает борьбу зла и добра, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение - это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу" (В.А. Сухомлинский)

В соответствии с этим перед педагогом встают две основные задачи:

  • понять, разобраться в том, что чувствуют ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоко и серьезны;
  • помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернутся его содействие персонажам произведения.

Для развития умения внимательно слушать произведение, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образ героев, можно использовать проблемные ситуации типа "Ты с этим согласен?" Например, педагог читает отрывок из сказки и спрашивает: "Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки "Волк и семеро козлят"? Почему вы так думаете?" Или, показывая иллюстрацию с лисой, спрашивает: "Вы согласны, что эта лиса из сказки "Лиса, заяц, петух"? Почему вы так решили? Отвечая на вопросы и объясняя, почему они думают именно так, дети "вынуждены" вспоминать текст и представлять определенный образ.

Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации, а также видеофильмы. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках ("Что с ним?", "Почему он плачет?")

Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Вначале фрагменты из сказок можно использовать как упражнения.

Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией (приветливо, небрежно, просящее, требовательно и т.д.) самые обычные слова: возьми, принеси, помоги, здравствуй идр. Или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы, переставляя логическое ударение (каждый раз на другое слово): "Дай мне куклу", "мама пришла за мной". При этом не забывайте, что интонации педагога - образец для подражания, поэтому, прежде чем дать детям задание, следует неоднократно попробовать выполнить его самому.

Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость) и способами их невербального выражения.

Значение этой работы определяется тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления добиться выразительности речи трудно.

Решению этой задачи способствуют задания типа "Разные настроения" (по карточкам - пиктограммам).

Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, в которых особенности ситуации необходимо подчеркнуть мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили куклу, как ребенок испугался медведя и т.д. Хорошо, если одну и ту же сценку проиграют несколько детей (Или несколько пар). При этом не следует обращаться к остальным с вопросом, у кого лучше получилось Лучше спросить, у кого получилось похоже и почему.

Таким образом, занятия театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и.т.д.)

Занятия в основном строятся по единой схеме:

  • введение в тему, создание эмоционального настроения;
  • театрализованная деятельность (в разных формах), где педагог и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
  • эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Развитие театрализованной деятельности детей и накопление эмоционально- чувственного опыта - длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации интереса взрослых к данной проблеме способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками ("Любимые сказки", "Театральные вечеринки" и.т.д.); домашнее сочинение сказок и различных историй, а потом разыгрывание их; совместное изготовление атрибутов и.т.д.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

  • единство социально-эмоционального и когнитивного развития;
  • насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
  • постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
  • наличие интересных им эффективных методов и приемов работы с детьми;
  • совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

МКДОУ АДС №1 ОРВ

Консультация для воспитателей:

«Развитие творческого потенциала в театральной деятельности и на занятиях»

Подготовила:

Тетерина Н.Д.,муз.рук. 1 кв. к.

п. г. т. Анна 2016г.

Консультация: «Развитие творческого потенциала в театральной деятельности и на занятиях»

Цель : углубление и расширение знаний педагогов в процессе воспитательно-образовательной деятельности.

«Театрализация - это волшебный мир, в котором

Ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее...»

О.П.Радынова

Театр - это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка, или зайчик, как передвигается косолапый медведь. Театр - это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные требования и стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами - дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности, потому, что театральная деятельность - это самый творческий вид детского творчества. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка - это составная часть социально - экономических и духовных направлений общественного устройства.

Творчество - это:

♦ искать;

♦ изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.

Творческая деятельность - это:

♦ деятельность, рождающая нечто новое;

♦ свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личности.

Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской

психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.Н. Волков и другие.

Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. И именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей дошкольников.

Реалии современной жизни, происходящие в обществе, выдвигают в дошкольном образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одно из них — это развитие творческих способностей у детей, которые являются одним из компонентов общей структуры личности. И наш взгляд, именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей. Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как увлечь ребенка, сделать каждое занятие интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном — о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру, позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который смело мог бы владеть современной ситуацией, умел решать проблему творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться. Игра занимает важное место в жизни детей, она является ведущим видом деятельности дошкольника. Каждый ребенок играет по своему «сценарию», но все они копируют действия взрослых. По поведению детей в играх, по их сюжету можно легко создать картину нашего будущего общества. Поэтому в работе по творческому развитию особое значение уделяется театрализованной деятельности, которая помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Для достижения положительного результата в организации театрализованной деятельности следует уделить большое внимание созданию предметно-развивающей среды в каждой группе детского сада по театральной деятельности (наличие в группах различных видов театра, ширмы, уголка ряженья, шапочек-масок для игр драматизаций, дидактических игр, музыкальных инструментов). Занятия театрализованной деятельностью помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, развить его творческую активность. Приобщать детей к театральному искусству, можно начинать с просмотров спектаклей в исполнении педагогов. Для просмотров нужно использовать разные виды спектаклей (кукольного и драматического театров), что позволит детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им в дальнейшем творчески подходить к созданию образа героя при разыгрывании сценок.

Э.Г. Чурилова выделяет десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем:

  • Выбор пьесы или инсценировки, чтение и обсуждение ее с детьми.
  • Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
  • Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
  • Поиск музыкально - пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов, декораций и костюмов.
  • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
  • Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях, закрепление отдельных мизансцен.
  • Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), музыкальным оформлением.
  • Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
  • Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.
  • Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, альбома с фотографиями.

Осваивая способы действий, ребенок все более свободно чувствует себя в творческой игре. Знакомство с театром происходит не только через ознакомление с драматическим и кукольным театром, но и другими театрами: пальчиковым, настольным, марионеток, бибабо и др. Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального процесса играют видео иллюстрации. При просмотре сказок, мультфильмов с детьми особое внимание нужно уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных в фильме. Почему волк злой? Отчего он злится? В процессе разбора образа персонажей, дети знакомятся с чувствами, эмоциями героев, осваивают способы передачи их внешнего выражения, познают причины возникновения того или иного настроя. Детям предоставляется возможность само выражаться в своем творчестве, в сочинении, разыгрывании, представлении своего персонажа. В младшем возрасте детей побуждают создавать однотипный художественно-игровой образ, затем дети учатся передавать образ в развитии, и на последнем этапе возникает взаимодействие нескольких персонажей, создается музыкально-театрализованная композиция, инсценировка. В средней группе детей знакомят с элементами образных выразительных средств (интонацией, мимикой и пантомимой), они делают первые попытки в инсценировке. В начале года для игр и драматизаций берутся более простые сюжеты, к концу года они усложняются. Но главное, усложняется ролевое поведение ребенка в драматизации, оно становится более продолжительным, выразительным, осознанным. Следует, прежде всего, стремится заинтересовать детей, вызвать у них устойчивый интерес к образным превращениям. Знакомя детей с содержанием игр, драматизаций, хорошо использовать музыкальные произведения, иллюстрации, предложить детям упражнения, помогающие понять основной образ. Например, вначале дети выполняют однотипные движения в упражнении «Кошечка» муз. Т. Ломовой, ходят мягким шагом, передавая образ кошки. Затем предложить детям задание тоже однотипное, но с передачей действия образа в определенном развитии. В игре «Кот Васька» дети двигаются по кругу в хороводе, а кот в соответствии с содержанием песни придумывает свои движения. И хотя литературный текст подсказывает, что нужно делать коту (ходить, притаиться, спать и т. д.), каждый ребенок может найти свои способы выражения образа. Этому способствуют игры и упражнения на развитие выразительности движений и мимики у детей. Например, в упражнении «Яблоки», детям предлагается ситуация, они передают её мимикой и пантомимикой: «У вас в руках яблоко, большое-пребольшое, вы широко открываете рот и кусаете яблоко. «Фу! Оно горькое». Вы берете второе яблоко, кусаете: «Ой! Оно кислое». Берете третье яблоко, кусаете — «сладкое». Дети с удовольствием передают не только драматические образы, но и музыкальные, определив характер прослушанной музыки, они способны сделать вывод: колобок может катиться или бежать, подпрыгивая, снежинки могут двигаться стремительно или плавно — все это подсказывает музыка. Старшие воспитанники активнее участвуют в театрализованной деятельности, у них совершенствуются образные исполнительские умения, развивается творческая самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку. Побуждая детей к выразительности движений, следует поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа. Поэтому, на занятиях, используются творческие задания, в которых дети учатся находить свои оригинальные решения. Учитывая огромное воздействие музыки на творческое воображение детей, большое значение уделяется музыкальному восприятию. Только пропуская музыку через себя, ребенок сможет выразить во внешних проявлениях свои переживания, своё видение художественного образа. На основе произведений по слушанию музыкальный руководитель дает детям творческие задания. Например, прослушав произведение П. И. Чайковского «Новая кукла» детям предлагается танцевальная импровизация. Они свободно и эмоционально передают радостное настроение музыки, фантазируют, что такое состояние можно испытывать, когда Новый год или день рождения и тебе дарят подарки. Слушание «Вальса снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» вытекает в танцевальную импровизацию «Снежинки». То медленно, то быстрее опускаются на землю снежинки, кружась и искрясь в своем волшебном танце. Формируя у дошкольников творчество, в качестве средства подготовки детей к этому виду деятельности призвано выступать обучение. Одним из главных условий развития творчества является осознанное отношение детей к средствам образной выразительности, овладение языком актерского мастерства, накопление впечатлений. На занятиях наряду с музыкально-ритмическими упражнениями, движениями танцев, дети осваивают этюды на выразительность жеста, основных эмоций, на сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера. В освоении основных эмоций детям также помогают музыкальные произведения. Например, при восприятии музыки используются упражнения по психогимнастике Маргариты Давыдовой, которые на основе классической музыки развивают мимику. Дети учатся передавать эмоциональное состояние, полученное от музыки, мимикой лица, им предлагают определить смену настроений и выбирают карточки, изображающие это настроение. Карточки помогают детям понять требования педагога по выполнению того или иного мимического выражения. Такие схемы-пиктограммы помогают им точнее изобразить нужное состояние через собственную мимику. А со временем репродуктивные действия переходят в новую фазу их личного развития, и в них проявляются элементы творчества. Работа с пиктограммами используется и в пении. Добиваясь выразительности исполнения в пении, с детьми можно проследить, как меняется настроение музыки в зависимости от развития сюжета песни. Например, в р. н. песне «Серенький козлик» дети определяют смену настроениям каждого куплета. Похожая статья: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности«Жил был у бабушки серенький козлик» — исполняется весело, задорно. «Бабушка козлика очень любила» — ласково, нежно. «Вздумалось козлику в лес погуляти» — удивленно. «Напали на козлика серые волки» — испуганно. «Остались от козлика ножки да рожки» — грустно. Определив смену настроений в песне, педагог, во время пения последовательно показывает карточки пиктограмм основных эмоций, которые помогают детям артистично исполнить песню. Чтобы «разбудить» мышцы лица можно использовать этюды психогимнастики М. Чистяковой («Удивление», «Сердитый дедушка», «Провинившийся») и игры с пиктограммами («Разные настроения», «Придумай и скажи фразу с интонацией карточки», «Отгадай настроение» и др.). Например, детям раздают карточки и предлагают передать настроение соответствующее образу, изображенному на карточке пиктограммы. Для развития мимики и жестов у детей, используются литературные тексты. Например, детям читают текст, а они выполняют движения по его содержанию:

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики погрели.

Бабочки летали, крылышками махали.

Дружно хлопнем! Раз, два, три, четыре, пять!

Надо нам букет собрать.

Создать образ животных помогают упражнения «имитирующие пластику зверей». Дети передают движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речи, двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. Можно предложить ребёнку изобразить, как поет облако, лягушка; шумит ветер, капает дождь и т. д. Создавая последовательно из детских импровизаций и эпизодов-инсценировок единый целый сюжет театрализованного представления, у детей появляется возможность попробовать себя во всех ролях — одушевленных и неодушевленных. Наконец совместный выбор детей определяет исполнителей наиболее подходящих на роль того или иного персонажа. Выступление является самым волнующим и ответственным этапом. Ребенок получает возможность заявить о себе и поверить в себя. Использование театрализованной деятельности в работе с детьми выливается в театрализованные представления и инсценировки. Успешное развитие творческих способностей детей может быть достигнуто только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны подкрепляться и в условиях семьи. Поэтому родителей убеждают в необходимости создания условий для творческой деятельности ребенка дома, консультируют, как создать домашний театр, организовать театрализованные праздники и на др. темы,посвящают мастер — классы по созданию кукол для домашнего кукольного театра, открытые занятия для родителей «Играем в кукольный театр», «Веселые превращения». Занятия театрализованной деятельностью способствуют развитию проявления творческой активности и инициативности у детей. С их помощью развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности ребенка (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца). Они помогают сформировать у детей умение осознанно применять средства образной выразительности (интонация, мимика, позы, жесты, пантомимика), позволяющие перевоплощаться (почувствовать и передать характерные особенности образа), вести ролевой диалог, соединять речь с движениями. Ценность и польза театрализованных игр при развитии творческих способностей дошкольников очевидна, поэтому их следует использовать в самых разнообразных формах работы с детьми.

Литература:

1.Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991г.

2.Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ — Сфера, 2003г.

3.Караманенко Т.Н. Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. М., «Просвещение» 1973.

4.Поляк Л. Театр сказок. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2009.

Документы для скачивания:

Консультация для родителей

«Значение театрализованной деятельности дошкольников в семье»

Великий русский поэт А.С. Пушкин называл театр

«волшебным краем», уместно добавить, что это волшебный край, в котором ребенок живёт, играя, а в игре он познает мир таким, как он есть, со всеми его примечательностями.
Театральное искусство понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромным благожелательным воздействием на эмоциональный мир ребёнка.
На первых порах главную роль в театрализованной деятельности должны брать на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки, чтобы дети, подражая взрослым, самостоятельно могли обыграть фрагменты литературных произведений.
Домашний театр – это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.
Сюда могут входить кукольный, настольный, теневой театры.
Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготовленные своими руками из разных материалов. Дети любят перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.
Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Значение театрализованной деятельности во

всестороннем развитии невозможно переоценить: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных, людей).

Кроме того, занятия театральной деятельностью

требуют решительности, трудолюбия, смекалки.

А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!
Подражая интонационной выразительности речи взрослого, ребёнок сам выразительно передаёт содержание произведения, поддерживает диалог, старается точно отобразить события. Таким образом, развивается у ребёнка диалогическая речь, её интонационная выразительность, а в дальнейшем усваивается литературный язык, что так необходимо в школе.

Театрализованные игры всегда радуют детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними.

С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр.

Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под чтение, например, стихов А. Барто «Я люблю свою лошадку..», «Зайку бросила хозяйка…» и др., слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое.
Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

Для организации такой деятельности в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонетики и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр.
Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.
Хочется особенно отметить, что в процессе театрализованной деятельности активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, память, формируется отношение к окружающему миру.
Необходимо участие родителей в театральной деятельности детей и в детском саду. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в совместных театрализованных постановках.

Консультация для родителей

«Развитие детей в театрализованной деятельности».

Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берет на себя педагог, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвития детей, значение театрального жанра заключается еще и в том, что он эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаются в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.

Разнообразие тематики. Средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами:

Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай.
Кто назвал тебя – узнай!

Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?»

Игра «Иностранец»

Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.

Упражнения

1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.

2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюет).

Игры со скороговорками

Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Варианты скороговорок:

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Король – орел, орел-король.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Дед Данил дыню делил:

Дольку – Диме, Дольку дине.

Водовоз вез воду из водопровода.

У осы не усы, не усища, а усики.

Лежит ежик у елки, а у ежа иголки.

Волки рыщут – пищу ищут.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Испорченный телефон

Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух. (Играют две команды)

Пальчиковые игры со словами

Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.

Два щенка, (Кулаки правой и левой руки поочередно становятся на стол ребром )

Щека к щеке, (Кулачки трутся друг о друга .)

Щиплют щетку (Правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот.)

в уголке.

Ветер по лесу летал, дети качают руками над головой

Ветер листики считал вправо, влево

Вот дубовый, вот кленовый, загибают по пальчику.

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки показывают ладошки.

Ветер бросил на тропинку.

Пантомимические этюды и упражнения

Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.

Покажите, как - вратарь ловит мяч; - зоолог ловит бабочку; - рыбак ловит большую рыбу; - ребенок ловит муху. Попробуйте изобразить: парикмахера, пожарника, строителя, космонавта.

Покажи как вы рассердились на драчуна; - встретили знакомую девочку; - удивились; съели кислый лимон, обиделись.

Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.

Используемая литература:

Т.С Григорьева «Маленький актер»,

А.Я. Михайлова «Ребенок в мире театра. Я вхожу в театр»



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png