Господь наш Иисус Христос и Его возлюбленные ученики - Святые Апостолы - своей жизнью и учением показали нам, верующим христианам, важность и необходимость общественного богослужения.

Через общецерковную молитву на богослужении в храме мы входим в таинственное общение с Богом. Господь просвещает наши души и укрепляет их благодатными силами для праведной жизни и борьбы с грехом.

Богослужения совершаются Православной Церковью в течение всего года и образуют так называемый годовой богослужебный круг. Каждый день в году посвящается памяти тех или иных угодников Божиих и особым событиям Священной Истории.

Богослужебный церковный год начинается 1 сентября по старому стилю, или 14 сентября по новому. Весь же годовой круг строится согласно с датой праздника Пасхи - Светлого Христова Воскресения.

Святая Пасха - праздников Праздник и Торжество из торжеств - отмечается Церковью в первое воскресение после весеннего полнолуния, следующего за днём весеннего равноденствия.

В честь Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери Церковь установила двенадцать великих праздников. Они называются двунадесятыми.

Праздники, посвящённые Божией Матери, называются Богородичными. Праздники, посвящённые Господу Иисусу Христу, Церковь называет Господскими.

Такие события Священной истории, как Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Архангела Гавриила Пречистой Деве Марии о рождении от Неё Сына Божия, Успение Божией Матери, раскрывают нам всё богатство благости, которой Господь щедро одарил Свою Невесту - Церковь.

Кроме Господских и Богородичных праздников, есть праздники в честь великих святых и в честь Бесплотных Сил Небесных: Архангелов и Ангелов.

Каждому дню года соответствует память одного или нескольких святых: мучеников, святителей, преподобных мужей и жён, благоверных князей и княгинь, праведников и угодников Божиих. Своей жизнью и смертью они засвидетельствовали свою верность Христу. Потому в день памяти того или иного святого в храме на богослужении мы вспоминаем его житие и деяния.

По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые. В великие праздники всегда совершается торжественное всенощное бдение.

По времени празднования праздники бывают подвижными и неподвижными. Подвижные праздники Церковь отмечает в одни и те же дни недели. Но они приходятся на разные числа месяца. Это зависит от времени празднования Пасхи.

Так, Вознесение Господне, совершившееся на сороковой день после Славного Христова Воскресения, всегда приходится на четверг. А праздник в честь Святого Духа - Третьего Лица Святой Живоначальной Троицы -всегда совершается в понедельник - на следующий день после празднования дня Святой Троицы.

Неподвижные праздники каждый год бывают в одни и те же числа месяца. Так, Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Церковь всегда празднует 27 сентября, а Успение Божией Матери - 28 августа.

Важной частью годового богослужебного круга являются однодневные и многодневные посты. Они назначены Церковью для покаяния, воздержания и усиленной молитвы о прощении грехов.

Важнейшим и самым древним из многодневных постов является Великий Пост. Он предшествует празднику Пасхи и напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. Великий Пост длится шесть недель и вводит нас в Страстную седмицу. Он готовит христиан к неизреченной радости Светлого Христова Воскресения.

Празднику Рождества Христова предшествует сорокадневный Рождественский пост. Апостольский, или Петров пост начинается через неделю после Пятидесятницы и продолжается до дня Святых апостолов Петра и Павла. Успенский пост длится две недели. Он готовит нас к празднику Успения Божией Матери.

Богодухновенные церковные установления: посты и праздники; богатство и красота церковного богослужения, развёрнутого на целый год, - раскрывают нам истины христианской веры, укрепляют дух и устремляют его к нашему Небесному Отечеству.

Годовой круг

В литургическом движении совершаемых служб, Церковь образует как бы великий круг - венец лета, круг, который сообразно с космическим солнечным кругом образует год, заключающий в себе двенадцать малых кругов. Этот космический годовой круг, рожденный движением земли и небесных светил, весь освятился кругом совершаемых Церковью богослужебных действий, стал как бы чашей, до краев наполненной бесценным вином вечной жизни, тестом, в которое брошена закваска негибнущего бытия, руслом, вместившим воду, "скачущую в жизнь вечную". Самое кругообразное движение космического времени, составляющее год, несет в себе некоторое чаяние и подобие вечности и, наполняясь движением церковного богослужебного круга, как бы вводится в вечное бытие. Для человеческого сознания круг, не имеющий ни конца, ни начала, всегда был символом вечности, и этот символ до конца ожил, расцвел, наполнился дыханием в круге богослужебного года. Солнечный год сочетает в себе двенадцать месяцев, причем каждый месяц отмечен неповторимым своеобразием, носит черты ему одному присущей красоты.

Богослужебный год заключает в себе двенадцать духовных сокровищ, двенадцать праздников, объединенных общим наименованием "Двунадесятые праздники". Праздники эти собраны воедино в полноту числа двенадцать. Подобно чину апостолов, подобно двенадцати вратам, ведущим в горний Иерусалим. Подобно древу жизни, двенадцать раз приносящему плоды. Праздники эти составляют как бы двенадцать печатей Святого Духа, которыми освящается мир.

Каждый праздник имеет свое напечатление, свою икону, рожденную Церковью, без которой самое празднование события не могло бы быть полным. На иконах этих собрано все самое важное, самое ценное и неповторимое, что относится к смыслу праздника, и церковный обычай, вернее, святое предание Церкви, хранит эти изображения, неся их через века и тысячелетия, при всех бесчисленных изменениях, сохраняя неповрежденными их существо.

Праздники, изображения которых непрестанно, из века в век, видоизменяются, вмещая в себя дух и своеобразие времени, в котором они возникли, в то же время сохраняют на протяжении веков нечто единое, сродное друг другу, обобщенное единой церковной традицией. Надо сказать, что в Церкви нет неподвижности, отнимающей свободу в писании икон. Иконы не копируются, не воспроизводятся механически, но рождаются одна от другой. И этим можно объяснить то бесконечное разнообразие, присущее иконам, не разрывающее их родового единства и позволяющее, не лишая иконопись подвижности и гибкости, видоизменять изображения, сохраняя внутреннее единство и цельность иконы, не давая ей распасться на множество не связанных друг с другом и совершенно чуждых друг другу изображений.

Завершением этого порядка является участие икон двунадесятых праздников в иконостасе. Рожденные православной, кафолической Церковью и составляющие неизменную часть вероучительного, богословского содержания иконостаса, самого идейного его замысла, двунадесятые праздники в строе иконостаса, задуманного чинами, втянуты в свой отдельный праздничный ряд, как ряд печатей Духа Святого, как ряд светильников, светящихся непреходящим светом, как ряд драгоценных камней, в котором каждый камень имеет свой неповторимый цвет и форму и ему одному присущее сияние. И каждому из этих праздников, подобно камням, Церковь придает свое гранение, выражающее самую его природу, неповторимое для каждого и в то же время сопрягающее их в одно целое.

В этом сложном единстве узнается живоносная природа Церкви. Она подобна движению морских вод, непрестанно видоизменяет погруженные в глубину каменья, сглаживая их, не лишая в то же время драгоценного своеобразия каждый из них.

Из книги Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность автора Григоренко А Ю

Годовой отчет Всесоюзного Союза АСД за 1926 год. ВСЕСОЮЗНЫЙ СОЮЗ352 В чем причина такого стремительного роста как адвентистской Церкви, так и баптистской, евангелической и т.д.? Л. Н. Митрохин усматривает два основных фактора, повлиявших на этот процесс. «Сама ломка

Из книги Сектоведение автора Дворкин Александр Леонидович

23. Круг замкнулся Итак, круг замкнулся. Вместо прежнего неудавшегося объединения интернационалистов всех стран происходит всемирное объединение националистов на общей для них почве “древнего оккультного ведического знания”. И неважно, в чем оно проявляется - в

Из книги Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах автора Безрогов В Г

ШКОЛЯРСКИЙ КРУГ УИЛЬЯМ ФИЦ-СТЕФЕН (?-1191) Секретарь и доверенное лицо знаменитого английского архиепископа Кентерберийского Фомы Бекета задумал и в 1173–1175 гг. осуществил составление биографии, то есть «жития», своего патрона. Этому житию он предпослал описание Лондона

Из книги Время богов и время людей. Основы славянского языческого календаря автора Гаврилов Дмитрий Анатольевич

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Круг читателей В послании Павла мы видим указания, касающиеся конкретной аудитории. С одной стороны, отдельные элементы послания указывают на то, что эта аудитория, в основном, если не исключительно, была еврейской: в гл. 16 (16:3,7,11) он приветствует христиан из иудеев; в гл. 2

Из книги Лекции по Исторической Литургике автора Алымов Виктор Альбертович

Из книги Книга, которая лечит. Я забираю вашу боль! Энергия Сотворения автора Коновалов С. С.

1. Круг Кантакузина Тесть законного императора Иоанна V Палеолога, сам бывший императором между 1347 и 1354 гг., Иоанн Кантакузин оказал решающее влияние на окончательное торжество паламизма в Византии, а после своего отречения от трона оставался в течение почти сорока лет

Из книги Лучшие притчи дзэн [Обычные истории о людях необы­чайных] автора Маслов Алексей Александрович

11. Седмичный и Годовой Богослужебные Круги Из приведённых свидетельств Тертуллиана видно, что даже в конце II в. седьмичный круг едва намечен тремя опорными точками: днями стояний (т.е. однодневных постов в среду и пятницу) и воскресеньем, которое полностью вытеснило

Из книги Заповедники души автора Егорова Елена Николаевна

7. Седмичный и Годовой Круги В 3 веке христианство уже настолько далеко ушло от иудейства, что жгучие родственные отношения близости и неприязни ослабевают, сменяются равнодушием. Здесь причина того, что иудейская суббота, отрицаемая писателями 2 века, вдруг начинает

Из книги Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии автора Ванеян Степан С.

2. Подвижный Годовой круг: Великий Пост Вся описанная проблематика была особенно актуальной в период Великого поста, который в 4 веке, наконец, становится Четыредесятницей в собственном смысле, т.е. достигает 40 дней. Когда и где это произошло?Историк 5 века Сократ говорит об

Из книги автора

Замкнутый круг Начало работы - помогать другим1988 году Сергей Сергеевич Коновалов пришел по распределению работать в Окружной клинический госпиталь им. З. С. Соловьева. Год работы в отделении неотложной терапии и реанимации отодвинул на некоторое время его поиски нового

Из книги автора

Нарисованный круг Приход созерцания Три чаньских наставника Наньцюань, Гуйцзун и Магу договорились вместе отправиться с ритуальным визитом к гоши (буддийскому наставнику императора) Наньян Хуэйчжуну. Перед тем, как отправиться в путь, наставник Наньцюань начертил на

Из книги автора

Круг любви 1 Воскресший Иисус Христос Объемлет Землю Вселюбовью. Сердца людей, листва берёз - Всё – всё живое дышит новью Её лучей. Мы ждём любви, Торопимся к ней на свиданье… Но демон – змей наш мир обвил, Посеял страсти и

Годовой круг богослужения, как и седмичный, не имеет своих служб, его тексты тоже вставляются в определенных местах суточных служб. Годовой круг можно разделить на две крупные части: Месяцеслов и Пасхалию.

Месяцеслов – это система неподвижных праздников (закрепленных за каждым числом месяца). Сюда же входят три многодневных поста: Рождественский, Успенский и Петровский. Начало месяцеслова – это начало церковного года, 1 сентября по старому стилю.

Самые главные праздники Месяцеслова называются двунадесятыми (даты даны по новому стилю):

  1. Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября.
  2. Воздвижение Креста Господня – 27 сентября.
  3. Вход во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря.
  4. Рождество Христово – 7 января.
  5. Крещение Господне, или Богоявление – 19 января.
  6. Сретение Господне – 15 февраля.
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля.
  8. Преображение Господне – 19 августа.
  9. Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа.

Название двунадесятый происходит от общего количества этих праздников - двенадцати (из них девять – неподвижные и относятся к Месяцеслову, а оставшиеся три – подвижные, то есть входят в период Пасхалии).

Первый большой праздник церковного года – это Рождество Пресвятой Богородицы, последний – Ее Успение. Конечно, это неслучайно, ведь в течение жизни Матери Божией произошли все важнейшие для нашего спасения события: Бог родился во плоти, искупил человечество Своей Крестной смертью, основал на земле Свою Церковь, апостолы возвестили Евангелие всему цивилизованному миру. Центром Месяцеслова является праздник Рождества Христова.

Рождественский пост перед праздником Рождества Христова начинается с 28 ноября, со дня св. апостола Филиппа, поэтому иначе его называют «Филипповым постом» (пост сорок дней).

Успенский пост перед праздником Успения Божией Матери продолжается две недели, с 14-го августа по 27 августа.

Апостольский или Петров пост перед праздником св. Апостолов Петра и Павла начинается через неделю после дня Святой Троицы и длится до 12 июля. Продолжительность его зависит от даты празднования Пасхи. Самая большая продолжительность его – шесть недель, и самая меньшая – неделя с одним днем.

Великий пост продолжается шесть недель и готовит верующих к воспоминанию Крестных страданий Спасителя на Страстной седмице и светлому празднику Воскресения Христова – Пасхе. Великий пост относится к подвижной части церковного года (Пасхалии): каждый год пост начинается в разные дни, в зависимости от даты празднования Пасхи.

Помимо многодневных постов в Церкви существуют посты однодневные: в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи 11 сентября и праздник Воздвижения Креста Господня, в воспоминание Крестных страданий Господа Иисуса Христа 27 сентября, а также в среду и пятницу всего года.

Пасхалия представляет собой систему подвижных праздников, связанных с Пасхой. Каждый день этого цикла не связан с определенной календарной датой, но зато ежегодно празднуется в один и тот же день седмицы и находится в неизменном положении относительно дня Пасхи.

На период Пасхалии приходятся три двунадесятых праздника. Вход Господень в Иерусалим всегда бывает в воскресенье, за неделю до Пасхи, Вознесение Господне празднуется в сороковой день после Пасхи (это всегда четверг), Пятидесятница, или день сошествия Святого Духа на апостолов, празднуется на пятидесятый день после Пасхи и всегда бывает в воскресенье. Праздник Пасхи, как «праздников праздник и торжество торжеств», высочайший из всех праздников, не входит в число двунадесятых.

Подвижная часть годового круга начинается за три седмицы до Великого поста Неделей мытаря и фарисея , начинающей подготовительный период к Великому посту. Затем – 6 седмиц Великого поста, праздник Вход Господень в Иерусалим, Страстная седмица, Пасха и Светлая седмица, праздники Вознесения и Пятидесятницы. Заканчивается подвижная часть годового круга Неделей всех святых , в следующее воскресенье после Пятидесятницы. Почему именно в этот день? Потому что сошествием Святого Духа на Апостолов в Пятидесятницу завершается дело нашего спасения, точнее, завершается та его часть, которая сделана для человека Богом. А в Неделю всех святых мы вспоминаем тех, кто захотел воспользоваться этим даром. Сонм святых – ответ человечества на неизреченный дар Божий, это тот плод, который приносит Богу человеческий род в ответ на Его благодеяния, на Его призыв ко спасению и вечной жизни.

О кругах богослужебного времени необходимо знать для того, чтобы понять общий принцип построения любой службы: богослужение каждого дня складывается из неизменяемых текстов служб суточного круга, в которые вставляются изменяемые молитвословия. Содержание изменяемых текстов зависит от того, в какой день седмицы и в какой день года совершается данная служба.

В изменяемых текстах вспоминаются новозаветные события, прославляется подвиг святых, память который празднуется в данный день, осмысляются события церковной истории (например, Вселенские Соборы и победы над ересями, случаи чудесной помощи Спасителя и Матери Божией, в том числе и через святые иконы и др.)

Православие обращено к тайне Воскресения, как к вершине и последней цели христианства. Поэтому центральным праздником в жизни Православной Церкви является праздник Пасхи, Светлое Христово Воскресение. Сияние Воскресения буквально пронизывает православный мир. В православной литургике праздник Пасхи имеет безмерно большее значение, чем в Католичестве, где вершина - праздник Рождества Христова. Но тайна Воскресения не только человеческая, но и космическая. Восток космичнее Запада. Запад же человечнее.

На духовной почве Православия возникает стремление к всеобщему спасению. Спасение здесь понимается не только индивидуально, но и соборно, вместе со всем миром. В этом весь смысл Пасхи, - когда радость плещет через край, когда Жизнь преизбыточествует, когда все - и святые, и грешные, и постившиеся, и не постившиеся - радостно и щедро зовутся на пасхальный пир Агнца, на праздник воскресшей и вечной Жизни. Здесь все для всех, а не только для своих, как в праздник Рождества, под сенью которого у семейного очага собираются лишь родные.

Рождество Христово - это праздник домов, уюта и тепла колыбели, когда под завывание ночной вьюги, доносящееся сквозь искристые заснеженные окна, у трепетной теплоты рождественского огня собирается семья.

Пасха - это площадь под открытым небом, заполненная народом, где под гул колоколов все целуют и обнимают друг друга, где все - родные, все - семья, и уже нет здесь чужих, потому что Христос воскрес, и перед лицом этой великой победы над смертью - все братья!

Большая часть восточных учителей Церкви от Климента Александрийского до Максима Исповедника были сторонниками апокатастасиса - всеобщего спасения и воскресения. Здесь божественная справедливость уступает божественной любви. И Пасха - это высшее проявление Любви.

В центре православного церковного года стоит "праздников праздник и торжество торжеств" - Пасха Христова, которая приходится (согласно Александрийской традиции) на первый воскресный день после весеннего полнолуния, совпадающего с весенним равнодействием или следующего за ним.

Вся служба и все пение Пасхи резко отличается от богослужений других великих праздников, которые состоят из Всенощного бдения накануне вечером и Божественной Литургии в сам день праздника. Богослужения этих праздников строятся из тех же песнопений и чтений, которые по уставу составляют эти службы, хотя в каждом празднике есть и свои особые чтения и песнопения. В Пасхальной службе все по-другому. Это единственная подобная служба в году. Здесь все поется и ничего не читается. Здесь все особое; напевы, которые не звучат больше никогда в году, ослепительный блеск огней, делающий эту Великую Ночь ярче солнечного дня, обилие красного цвета, ликующий звон колоколов. Пасхальная служба проходит вся словно на одном дыхании - она ритмична, полна огня, ликования, всепобеждающей силы Жизни.

Годовой цикл христианских праздников строится из двух праздничных кругов "подвижного" или "переходящего" круга праздников, в центре которого стоит Пасха, и "неподвижного" или "непереходящего" круга с центральным праздником Рождества Христова. Два этих круга сформировались на основе двух календарей - лунного и солнечного.

Лунный календарь дал основу пасхальному циклу праздников, а солнечный - рождественскому.

Пасха Христова - это самый первый праздник христиан, но он связан с Пасхой иудейской (ветхозаветной), так как Христос был распят накануне этого праздника. Еврейская Пасха рассчитывалась по лунному календарю и не имела твердой даты. Совет богословов Израиля ежегодно устанавливал праздник еврейской Пасхи по первому весеннему полнолунию.

Поскольку время смерти и воскресения Христа совпало с днями ветхозаветной Пасхи, христиане оставили за праздником Воскресения Христова это же древнееврейское название, придав ему другой смысл. И в определении срока Пасхи Нового Завета им приходилось ориентироваться на Пасху иудейскую. В результате потребовались сложные вычисления, которые и создали принципы церковной Пасхалии. В зависимости от праздника Пасхи вычислялись и праздники Входа Господня в Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы. Эти праздники составляют "подвижный" круг, так как каждый год они приходятся на разные числа.

Праздник Рождества Христова более поздний по сравнению с Пасхой. Он стал праздноваться с конца II века. День и месяц рождения Иисуса Христа в Евангелиях не указан. Церковь избрала датой этого праздника 25 декабря, когда народы Римской империи (особенно ее западной части) праздновали "рождение Солнца".

Дневное светило поднималось над точкой зимнего солнцестояния, и люди славили божественный Свет, грядущий в мир. Для Церкви же 25 декабря превратилось в прославление родившегося на земле Христа, которого отцы Церкви называли Солнцем Правды.

День Рождества Христова каждый год приходился на один и тот же день зимнего солнцеворота (25 декабря) и числа остальных праздников, высчитанные, исходя из этой даты, тоже не менялись. Так сложился "неподвижный" круг праздников.

Для фиксации праздничного круга Церковь избрала египетский солнечный календарь, реформированный Юлием Цезарем (46 г. до н.э.). В свое время календарь этот был наиболее совершенным, но позднее на Западе были замечены его недостатки, и в XVI веке, по инициативе папы Григория XIII, там ввели так называемый "новый" или григорианский стиль. Так возник календарный разрыв между Восточной и Римской Церквами.

Церковный год начинается с сентября. Празднование начала года осенью идет из ветхозаветного времени, когда этот праздник был приурочен к концу сельскохозяйственных работ.

На всех широтах и во все времена основные праздники были приурочены к циклам природы. В Ветхом Завете связь праздников с временами года тоже существовала. Праздники древнего Востока и греко-римского мира породили обычаи, освящавшие трудовую жизнь народа. Христианство сочло необходимым воцерковить эти традиции, обогатив их новым смыслом. Так сложился годовой круг церковных праздников, вечно повторяющихся, как и циклы природы. Это великие праздники, которые называются "двунадесятыми", т.к. их количество - 12 (Пасха не входит в их число).

Праздники эти следующие:

  1. Рождество Богородицы (8/12 сентября).
  2. Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября).
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря).
  4. Рождество Христово (25 декабря/7 января).
  5. Крещение Господне (Богоявление) (6/19 января).
  6. Сретение Господне (2/15 февраля).
  7. Благовещение (25 марта/7 апреля).
  8. Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи).
  9. Пасха Христова - Светлое Христово Воскресение.
  10. Вознесение Господне (в 40-й день после Пасхи).
  11. Троица (Пятидесятница) (в 50-й день после Пасхи).
  12. Преображение Господне (6/19 августа).
  13. Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).

Посещая богослужение на протяжении нескольких лет, мы привыкаем к их порядку, видим некую последовательность и закономерность. Великие праздники, дни памяти святых повторяются снова и снова, позволяя нам увидеть те грани священных событий, которые ускользнули в прошлом году. Сегодня в нашей школе снова урок литургики, во время которого настоятель храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского р.п. Мокроус священник Евгений Клементьев расскажет нашим ученикам о годовом круге богослужений..

Церковное богослужение имеет целью в чтении и песнопениях изложить истинное учение Христово, в лицах и действиях изобразить важнейшие события из священной истории, совершившиеся для нашего спасения, а также расположить верующих к молитве и покаянию. А главное, через Богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, через совершение Таинств при богослужении, а особенно Таинства Святого Причащения они получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.

Как мы уже говорили на одном из уроков в нашей школе, все церковные богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой. Сегодня мы поговорим о том, какие службы составляют основу годового круга богослужений, о том, что в нем изменяемо, а что постоянно.

Переходящие и непереходящие праздники

Каждый день в году посвящается памяти тех или иных святых, а также и особым священным событиям. В церковном календаре установлено время праздников и время постов. Праздники также отличаются между собой по значимости, продолжительности и торжественности совершаемых богослужений.

Светлое Христово Воскресение (Пасха) является самым значимым событием церковного года. Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Затем по значимости идут двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми. Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных - Ангелов. Потому все праздники в году по своему содержанию, делятся: на Господские, Богородичные и праздники, посвященные святым.

По времени празднования праздники делятся на: неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи.

Два этих круга сформировались на основе двух календарей - лунного и солнечного. Лунный календарь дал основу пасхальному циклу праздников, а солнечный - рождественскому. Пасха Христова - это самый первый праздник христиан, но он связан с Пасхой иудейской (ветхозаветной), так как Христос был распят накануне этого праздника. Еврейская Пасха рассчитывалась по лунному календарю и не имела твердой даты. Совет богословов Израиля ежегодно устанавливал праздник еврейской Пасхи по первому весеннему полнолунию. Поскольку время Смерти и Воскресения Христа совпало с днями ветхозаветной Пасхи, христиане оставили за праздником Воскресения Христова это же древнееврейское название, придав ему другой смысл. И в определении срока Пасхи Нового Завета им приходилось ориентироваться на Пасху иудейскую. В результате потребовались сложные вычисления, которые и создали принципы церковной Пасхалии. В зависимости от праздника Пасхи вычислялись и праздники Входа Господня в Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы. Эти праздники составляют «подвижный» круг, так как каждый год они приходятся на разные числа.

Праздник Рождества Христова более поздний по сравнению с Пасхой. Он стал праздноваться с конца II века. День и месяц рождения Иисуса Христа в Евангелиях не указан. Церковь избрала датой этого праздника 25 декабря, когда народы Римской империи (особенно ее западной части) праздновали «рождение Солнца». Дневное светило поднималось над точкой зимнего солнцестояния, и люди славили божественный Свет, грядущий в мир. Для Церкви же 25 декабря превратилось в прославление родившегося на земле Христа, которого отцы Церкви называли Солнцем Правды. День Рождества Христова каждый год приходился на один и тот же день зимнего солнцеворота (25 декабря ст. ст.) и числа остальных праздников (таких как Благовещение, Сретение Господне), высчитанные, исходя из этой даты, тоже не менялись. Так сложился «неподвижный» круг праздников.

В начале второго тысячелетия из церковных праздников выделились двенадцать главных, получивших в уставе название «двунадесятых». К числу непереходящих двунадесятых праздников относятся:

В число переходящих праздников, дата которых зависит от даты Пасхи, входят:

за неделю до Пасхи — Вход Господень в Иерусалим;

40-й день после Пасхи — Вознесение Господне;

50-й день после Пасхи — Пятидесятница;

Пасха не включена в число двунадесятых праздников, так как в церковном календаре она стоит особняком, воспринимаясь как «праздников праздник и торжество торжеств». Перед некоторыми большими праздниками были установлены дни «предпразднства», а несколько дней, следующих за праздником, получили название «попразднства». В дни предпразднства и попразднства за богослужением читаются и поются некоторые молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику.

Дни памяти святых

В конце первого и в течение всего второго тысячелетия церковный устав продолжает обогащаться памятями святых и новыми праздниками. Например, в память о явлении Пресвятой Богородицы во Влахернском храме (X в.) был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

К концу VIII века почти каждый день посвящен либо празднику, либо памяти святого. Об этом свидетельствует, в частности, преподобный Феодор Студит, который в одной из проповедей (произнесенной 28 января) говорит: «Вчера мы восхваляли святого Златоуста; сегодня восхваляем приснопамятного Ефрема, а завтра будем восхвалять другого святого».

Святые, память которых празднуется Церковью, в Типиконе подразделяются на несколько категорий в зависимости от того, насколько торжественной бывает посвященная им служба. Святой «со бдением» - это святой, в день памяти которого совершается всенощное бдение. В дни памяти святых «с полиелеем» на утрене положено совершать полиелей и петь великое славословие, в дни памяти святых «со славословием» - только славословие, без полиелея. Святому, имеющему знак «на 6», поется шесть стихир на «Господи, воззвах», а святому, не имеющему праздничного знака, только 3 стихиры. Есть в церковном календаре и святые, которым вообще не была составлена отдельная служба.

С наибольшей торжественностью отмечаются дни памяти святых «со бдением». В церковном календаре таких дней немного:

26 сентября / 9 октября и 8/21 мая — дни памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова;

30 января / 12 февраля — Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста);

К перечисленным памятям святых добавляются те, которые имеют в Типиконе пометку: «аще хощет настоятель, творим бдение». Устав предписывает совершать бдение также в день памяти святого, которому посвящен храм.

Помимо лиц, вошедших в общеправославных список святых «со бдением», в каждой Поместной Православной Церкви есть особо почитаемые святые, которым совершается всенощное бдение. В славянских Церквах к числу таковых относятся, в частности, равноапостольные Кирилл и Мефодий (память 11/24 мая). В дополнение к дню памяти святителя Николая Мирликийского 6/19 декабря на Руси получил распространение еще один праздник, 9/22 мая, в честь перенесения его мощей из Мир Ликийских в итальянский город Бари 22. В Русской Православной Церкви всенощное бдение совершается также в дни памяти многих русских святых, включая преподобного Сергия Радонежского (5/18 июля и 25 сентября / 8 октября), святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена (5/18 октября), преподобного Серафима Саровского (2/15 января), святых новомучеников и исповедников Российских (в воскресенье после 25 января ст.ст.).

По мере распространения Христовой веры увеличивалось число святых. Величие их подвигов давало неисчерпаемый источник христианским песнотворцам и художникам для составления в память их различных молитв и гимнов, а также художественных изображений. Святая Церковь включила эти духовные произведения в состав церковного богослужения, приурочив чтение и пение последних ко дням памяти святых. Обширен и разнообразен круг этих молитв и песнопений; он развертывается на целый год, и на каждый день приходится не один, а несколько прославляемых




Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png