РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Ладушки»

(ОО «Речевое развитие»)

для детей 2-ой младшей группы

Составитель: Н.В.Шкирман,

воспитатель

г. Ульяновск

Введение

Введение

1. Целевой раздел

1. 1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи рабочей Программы

1.3. Планируемые результаты освоения содержания рабочей Программы

2.1. Средства, методы и приёмы работы с детьми младшего дошкольного возраста

2.2. Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в рамках кружковой работы

3. Организационный раздел

3.1. Планирование образовательной деятельности

3.2. Перечень литературных источников

Приложение

1. Картотека речевого материала

2. Картотека пальчиковых игр

Пояснительная записка.

Цели и задачи:

Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологический речи. Обогащение активного словаря.

    Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями). Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке. Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

Основные задачи кружка по развитию речи.

    Приучать детей слушать воспитателя, повторять за ним.

    Учить запоминать слова потешек, побуждать повторять их.

    Прививать любовь к художественному слову.

    Учить детей слушать рассказ без показа, приучать четко и правильно произносить звуки.

    Учить детей отвечать на вопросы воспитателя по содержанию картины, повторяя за ним отдельные слова и фразы.

    Цель:

    Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

    Вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;

    Задачи:

    1. Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиками правой и левой руки с мелкими деталями).

    2. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.

    3. Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке.

    4. Развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

Планируемый результат:

    совершенствование работы периферического артикуляционного аппарата дошкольников;

    формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного ротового выдоха;

    возрастание речевой активности ребенка (младший возраст);

    улучшение дикции и интонационной выразительности речи;

    развитие мелкой моторики в дидактических играх, игровых упражнениях и пальчиковых гимнастиках.

Тема

Программное содержание

Вне занятий

Сентябрь

«Смотрит солнышко в окошко». Пальчиковая гимнастика: «Солнышко».

1.Учить детей рисовать на песке.

2.Продолжать закреплять формы (круглое).

4.Развивать моторику рук.

Пальчиковые упражнения. «Ладушки –ладушки». «Братцы», «Солнышко».

«Любимые игрушки». Пальчиковая гимнастика: «пальчики-мальчики».

1.Продолжать учить детей рисовать на песке.

2.Развивать подвижность пальцев рук.

3.Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.

«Пальчики-мальчики», «Солнышко», «Дождик».

«Мы строители»

Пальчиковая гимнастика: «За работу»

1.Учить детей делать постройки из песка.

2.Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

«Дом и ворота», «Зайчики», «За работу».

«Дорога для машин». Пальчиковая гимнастика: «На работу».

1.Продолжить учить детей делать постройки из песка.

3.Создать положительно-эмоциональное отношение к выполнению задания

«Замок», «Братцы», «Дождик».

Октябрь

«Помоги Петрушке собрать букет». Пальчиковая гимнастика: «Цветок».

1.Осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его применения.

3.Формировать положительное, эмоциональное отношение к игре.

«Рыбка», «Большой палец»,

«Бабушка».

«Петушок – золотой гребешок». Пальчиковая гимнастика: «Оса».

1.Учить детей различать и называть цвета, находить нужный цвет по образцу.

2.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3.Создать эмоционально-положительное отношение к игровому заданию.

«Кораблик», «В домике», «Белка».

«Украсимкукле платье». Пальчиковая гимнастика: «Погладим котёнка».

1.Учить украшать модель платья кусочками цветной бумаги.

2.Формировать развитие мелкой моторики пальцев рук.

3.Активизировать речь детей, проговаривая чётко слова.

«В парке есть глубокий пруд», «В лесу», «Как-то маленький удав».

Ноябрь

«Найди цветок для бабочки». Пальчиковая гимнастика: «Бабочка».

«Учить различать цвета, ориентируясь на однородность или на однородность предмета.

2.Формировать эмоциональный настой.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Орешки», «Дом и ворота», «Белка».

«Куклы пришли с прогулки». Пальчиковая гимнастика: «Считалка».

1.Учить детей расстегивать и застёгивать пуговицы.

2.Продолжать развивать мелкие движения рук.

3.Формировать интерес овладению предметно-игровыми действиями.

«Считалка», «Весёлый оркестр», «Замок».

«Соберём шарики». Пальчиковая гимнастика: «Шарики».

1.Продолжать учить детей надевать петельку на пуговицу.

2.Формировать целостный образ предмета.

3.Расширять словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику.

«Здравствуйте», «Забор», «Бабочка».

«Пальчики играют».

1.Учить детей выполнять движения в сочетании с текстом.

2.Развивать моторику пальцев рук через игру.

3.Вызывать интерес и желание детей играть в пальчиковые игры.

«Забор», «Бабочка».

Декабрь

«Весёлые пальчики». Пальчиковая гимнастика: «Мальчик-пальчик».

1.Учить детей рисовать на листе бумаги пальчиком.

2.Развивать моторику движений пальцев рук.

3.Вызвать интерес и желание работать.

«Динозавры», «Старушки-хохотушки», «Забор».

«Про улитку». Пальчиковая гимнастика: «Улиточка».

1.Продолжать учить детей рисовать пальчиком.

2.Формировать представление детей о цвете.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Пять пальцев», «Рыбы», «Пеликан».

«Про солнышко и снеговика». Пальчиковая гимнастика: «Солнышко».

1.Совершенствовать умение рисовать пальчиками.

2.Формировать навыки соединять точки линией.

3.Активизировать словарь через пальчиковые игры.

«Рыбки», «Есть у нас игрушки», «Осьминог».

Январь

«Купим пуговицы». Пальчиковая гимнастика: «Большой палец».

1.Учить детей сортировать пуговицы по цвету.

2.Развивать логическое мышление, умение сравнивать предметы количеством.

3.Активизировать словарь через пальчиковую игру.

«Крокодил», «Дом», «Замок».

«Паровоз». Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются».

1.Учить детей группировать однородные предметы, различающиеся по величине.

2.Продолжать учить определять форму предметов.

3.Развивать творческую фантазию, мелкую моторику пальцев рук.

«Крокодил», «Вертолёт», «Пчёлка».

«В лесу родилась ёлочка». Пальчиковая гимнастика: «На работу».

1.Учить правильно по образцу выкладывать геометрические фигуры(ёлочка).

2.Закрепить умение украшать ёлочку бросовым материалом.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Вертолёт», «Жираф», «Собака и грач».

Февраль

«Волшебная страна». Пальчиковая гимнастика: «Пчёлка».

1.Учить детей составлять из геометрических фигур картинку.

2.Закрепить знания геометрических фигур.

3.Развивать моторику пальцев рук.

«Пчёлка», «Ёжик», «Кошка».

«Подарим Незнайке шорты». Пальчиковая гимнастика: «Дружные пальчики»

1.Продолжать учить детей выкладывать из геометрических фигур узор.

2.Закрепить названия геометрических фигур.

3.Продолжать развивать моторику пальцев рук через пальчиковую игру.

«Жираф», «Зайчата», «Цветок».

«Пальчики играют с куклой». Пальчиковая гимнастика: «Пароход».

1.Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать чётко слова.

2.Формировать развитие мелкой моторики.

«Кошка», «Зайчата», «Пароход».

«Змея». Пальчиковая гимнастика: «Змеечка».

1.Учить детей складывать пластилин в столбик.

2.Закрепить навыки лепки, используя разнообразные средства для нанесения узора.

3.Совершенствовать моторику пальцев рук.

«Моем руки», «Фонарики», «Пароход»».

Март

«Помоги утёнку добраться до дома». Пальчиковая гимнастика: «Гуси».

1.Продолжить учить детей работать с фасолью.

2.Формировать навыки работать самостоятельно.

3.Вызвать интерес к выполнению задания.

«Пальчики здороваются», «Фонарики», «Засолка капусты».

«Бусы для мамы». Пальчиковая гимнастика: «Бусинки-горошки».

1.Учить детей нанизывать бусинки на ниточку.

2.Формировать умение сочетать бусинки по цвету.

3.Активизировать речь через пальчиковые игры.

«Моем руки», «Жук»,

«Дорожка для колобка». Пальчиковая гимнастика: «Замок».

1.Продолжать учить детей продевать тесьму в отверстие.

2.Формировать умение соотносить слова с движением.

3.Развивать моторику, интерес к выполнению задания.

«Петушок», «Замок», «Дом».

Апрель

«Выстроим пирамиды». Пальчиковая гимнастика: «Строим мы в лесу шалаш.

1.Учить детей делать постройки из разноцветных крышек.

2.Совершенствовать внимание, воображение, творческие способности.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Петушок», «Замок», «Дом».

«Про ракету и кораблик», Пальчиковая гимнастика: «Кораблик».

1.Учитьдетей выкладывать крышки по контору.

2.Закрепить знания треугольной, прямоугольной формы.

3.Совершенствовать моторику рук.

«Строим мы в лесу шалаш».

«Петушок», «Флажки».

«Красивый цветок». Пальчиковая гимнастика: «Цветок».

1.Совершенствовать умение детей делать постройки из крышек, сочетать по цвету.

2.Воспитывать у детей интерес к выполнению задания.

3.Развивать творческую способность, смекалку.

«Ёжики», «Дерево», «Посмотри, луноход».

«Божья коровка».

Пальчиковая гимнастика: «Оса».

1.Продолжить учить детей работать с крышками.

2.Закрепить умение подбирать нужные крышки по цвету.

3.Активизировать речь через развитие пальцев рук.

«Цветок», «Утёнок», «Водичка-водичка».

«Одуванчики цветы, словно солнышко желты». Пальчиковая гимнастика: «Цветы».

1.Учить детей рисовать на крупе.

2.Развивать моторику пальцев рук.

3.Формировать умение создавать игровую обстановку.

«Волшебник», «Цветник», «Спал цветок волшебным сном».

«Плывёт, плывёт кораблик». Пальчиковая гимнастика: «Кораблик».

1.Упражнять детей в умении работать с крупой, рисовать пальчиком.

2.Развивать ощущение собственных движений.

3.Активизировать словарь через пальчиковую гимнастику.

«Волшебник», « Ёжики», «Засолка капусты».

«Нарисуй любимую игрушку». Пальчиковая гимнастика: «Пальчики».

1.Закрепить умение рисовать пальчиком по крупе.

2.Активизировать речь через пальчиковую гимнастику.

3.Развивать мелкие движения пальцев рук.

«Ёжики», «Птичка пьёт водичку», «Корни».

«Дождь идёт». Пальчиковая гимнастика: «Ёжик».

1.Учить детей продевать тесьму в отверстие по диагонали.

2.Развивать движения пальцев рук.

3.Активизировать словарь.

«Труба», «Стол», «Бабушка».

Кружок «Ладушки-ладошки»

Развитие мелкой моторики

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №350 г.о.Самара

Руководитель: Пономарёва Марина Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории.

Старший воспитатель: Цыганова Елена Евгеньевна.

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).
Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ

Остается в разряде инновационной деятельности,

Относится к дополнительному образованию.

Проблема: низкий уровень речевого развития, а так же мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Некоторые родители считают: ребенок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, что тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации! И очень ловкий ребенок может испытывать затруднения при письме - именно потому, что это совершенно другой навык.

Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, стимулируя моторику, мы развиваем речь.

В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект даёт тренировка пальцев рук. Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю применение пальчиковых игр во всём их разнообразии, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику рук. Так же хороший результат даёт применение нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Поэтому я решила создать кружок для развития мелкой моторики «Ладушки», который объединяет два вида деятельности: театрализованную и продуктивную. Первая часть занятия – пальчиковые игры и упражнения, вторая – продуктивная деятельность. Все занятия – авторские.

Цель: развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Задачи:

  • Привить детям любовь к художественному слову.
  • Познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром.
  • Познакомить с видами нетрадиционного изображения.
  • Развивать фантазию, творческое воображение.
  • Развитие коммуникативных навыков.

Сентябрь

Занятие 1. «Вышла курочка гулять».

Познакомить с пальчиковым театром, разучить текст песенки «Вышла курочка гулять…».

- «Мятые картинки». Знакомить детей с бумагой и её свойствами; учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону на контурное изображение.

Занятие 2. «Угощение для курочки и цыплят».

Пальчиковые игры. Повторить текст песенки «Вышла курочка гулять…».

- «Аппликация с использованием пластилина». Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму, дополняя созданное ранее изображение.

Занятие 3. «Кап-кап дождик».

Разучить пальчиковую потешку «Дождик, дождик, веселей!». Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь.

- «Обрывная аппликация». Учить аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать их на картон. Развивать пространственные представления, воображение.

Занятие 4. «Кап-кап дождик».

Повторить пальчиковую потешку «Дождик, дождик, веселей!». Развивать речь, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация с использованием пластилина». Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму. Создавать изображение дождя, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень). Использовать для этого точку (приклеить шарик) и линию (размазать пластилин) как средство выразительности.

Октябрь

Занятие 1. «Сорока-ворона».

Пальчиковая игра «Сорока-ворона».

- «Обрывная аппликация». «Каша». Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.

Занятие 2. «Сорока-ворона».

- «Сорока-ворона» с использованием пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация с использованием пластилина». «Каша». Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать, заполняя готовую форму.

Занятие 3. «Осенние листочки».

Разучивание пальчиковой игры «Осенние листочки». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация с использованием салфеток». Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, наклеивать на нарисованный фон.

Занятие 4. «Осенние листочки».

Повторение пальчиковой игры «Осенние листочки».

- «Аппликация с использованием пластилина». Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между пальцами, прикреплять их к основе (листья). Размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца (дерево).

Ноябрь

Занятие 1. «Наши уточки с утра… ».

Разучивание потешки как пальчиковой игры.

- «Аппликация с использованием готовых форм». Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления - учить правильно располагать изображения на листе бумаги.

Занятие 2. «Наши уточки с утра… ».

Повторение потешки с использованием пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Создание коллажа». Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления - учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.

Занятие 3

Обыгрывание стихотворения с помощью пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Мятые картинки» - «Мишка». Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами; учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону на контурное изображение.

Занятие 4 . «Мишка-косолапый вразвалочку идёт».

Обыгрывание стихотворения с помощью плоскостных фигурок с дырочками для пальцев. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Обрывная аппликация» «Малина для мишки». Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму, дополняя ранее созданное изображение.

Декабрь

Занятие 1. «Первый снег».

Пальчиковая игра «Как на горке снег…». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация с использованием салфеток». Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, аккуратно наклеивать на нарисованный фон. Развивать фантазию, пространственные представления.

Занятие 2. «Первый снег».

Пальчиковая игра «Как на горке снег…». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация с использованием пластилина». Учить использовать в работе различные приёмы: отщипывание, скатывание, надавливание, размазывание.

Занятие 3. «Были бы у ёлочки ножки…».

Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Обрывная аппликация». Закреплять умение аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги, создавая изображение.

Занятие 4. «Были бы у ёлочки ножки…».

Обыгрывание стихотворения с помощью плоскостной игрушки с дырочками для пальцев. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

Январь

Занятие 1. «Снеговик».

Побуждать слушать стихотворный текст «Снеговик». Обыгрывать с помощью плоскостных фигурок с дырочками для пальцев. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация». Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. Закрепить геометрические формы.

Занятие 2. «Мишка, мишка – лежебока».

Заучивание стихотворения. Обыгрывание с помощью плоскостных фигурок. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Мятые картинки». Учить формировать из бумаги комочки, приклеивая их в определённом месте основы (берлога под сугробом, сугробы), дополнять работу обрывной аппликацией.

Занятие3. «Мишка, мишка – лежебока».

Повторение стихотворения. Обыгрывание с помощью плоскостных фигурок. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Создание коллажа». Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.

Февраль

Пальчиковая игра «МАШИНА». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация». Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму машины.

- Пальчиковая игра «МАШИНА». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Создание коллажа». Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет, используя заготовки.

Занятие 3. «Маленькая птичка прилетела к нам».

Заучивание песенки «Маленькая птичка прилетела к нам». Обыгрывание с помощью пальчикового театра.

- «Обрывная аппликация». Закреплять умение аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, скатывать из них шарики и приклеивать их к картону (кормушке).

Занятие 4. « Птички».

Повторение песенки «Маленькая птичка прилетела к нам». Обыгрывание с помощью пальчикового театра. Обыгрывание с помощью пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Рисование». Познакомить с новым способом изображения. Учить обводить ладошку, дорисовывать детали, создавая знакомое изображение.

Март

Занятие 1. «Открытка для любимой мамочки».

Пальчиковая игра «Мамочка». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация». Учить правильно располагать изображения на основе и аккуратно приклеивать их.

Занятие 2. «Красивые цветы».

- Пальчиковая игра «Мамочка». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

Занятие 3. «Солнышко».

Разучивание пальчиковой потешки « СОЛНЫШКО, ПОСВЕТИ ». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация с использованием пластилина». Учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне.

Занятие 4. «Солнышко».

Повторение пальчиковой потешки « СОЛНЫШКО, ПОСВЕТИ ». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация». Учить самостоятельно обводить ладошку. Составлять изображение из вырезанных ладошек. Учить наносить клей на изображение, прикладывать изображение проклеенной стороной к бумаге, прижимать его ладонью и разглаживать салфеткой.

Апрель

Занятие 1. «Подснежники».

Разучивание пальчиковой потешки «Алые цветы». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация». Учить наносить клей на изображение, прикладывать изображение проклеенной стороной к бумаге, прижимать его ладонью и разглаживать салфеткой.

Занятие 2. «Подснежники».

Повторение пальчиковой потешки «Алые цветы». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.

- «Создание коллажа». Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет. Использовать различные изобразительные средства (рисование, аппликация).

Занятие 3. Ёжик.

Разучивание стихотворения «Встретил ёжика бычок…». Обыгрывание с использованием пальчикового театра.

- «Аппликация с использованием пластилина». Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики; учить, надавливающим движением указательного пальца, размазывать пластилин на картоне, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга.

Занятие 4. Ёжик.

Повторение стихотворения «Встретил ёжика бычок…». Обыгрывание с использованием пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать мелкую моторику. Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь.

- «Создание коллажа». Закреплять практические навыки пластилиновой аппликации; формировать пространственные представления - учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.

Май

Занятие 1. «Цветущая яблонька».

Разучивание пальчиковой потешки «Цветы». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация». Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя изображение. Развивать пространственные представления.

Занятие 2. «Цветущая яблонька».

Повторение пальчиковой потешки «Цветы». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить.

- «Аппликация с использованием пластилина». Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, создавая круглую форму, затем аккуратно приклеивать на готовый фон.

Занятие 3. «Любимое животное»

Заучивание песенки «К нам пришла собачка». Обыгрывание с помощью плоскостных фигурок с дырочками для пальцев. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Мятые картинки». Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону, создавая изображение животного.

Занятие 4. «Жили у бабуси два весёлых гуся».

Разучивание песенки. Обыгрывание с использованием плоскостных фигурок с дырочками для пальцев. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Рисование». Учить самостоятельно обводить ладошку, дорисовывать детали, создавая изображение.


Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Ладушки» направлена на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста.

Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.

Значение фольклора в жизни ребёнка

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.

Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Ребенок приходит в мир... Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям)

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки , незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.

Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни

Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает...

«Программа воспитания и обучения в детском саду» нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а так же на воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Я считаю, что кружковый метод – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе.

Цели программы кружка : развитие речи, познавательных процессов, чувства родного языка у детей младшего дошкольного возраста; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.

Учить понимать речь воспитателя, слушать и понимать потешки, песенки. Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь новыми словами и действиями. Развивать интерес к народному творчеству.

Задачи кружка :

Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.

Развивать интерес и любовь к фольклору.

Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.

Педагогическая целесообразность кружка «Ладушки» состоит в углублении знаний о разнообразных фольклорных формах, развитии связной речи, памяти, эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Данная рабочая программа кружка предполагает, что младшие дошкольники более глубоко и осознанно будут знакомиться с устным народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными песенками, загадками, сказками, играми, хороводами; учиться различать фольклорные жанры.

Формы работы : занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные)

Методы : игровые, наглядные, словесные, практические.

Возраст детей : 1,5 -3 года

Режим занятий : раз в неделю по 15 мин.

Ожидаемые результаты :

Умение различать фольклорные жанры;

Умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения,

Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных сюжетно-ролевых играх.

План кружковой работы на 2015-2016 год

в младшей группе «Ладушки, ладушки»

Сентябрь

1.Игровая ситуация «В гостях у солнышка». Наглядность картинка солнышка

2.Путешествие в сказку «Колобок». Настольные фигурки

3.Игра-потешка «Огуречик, огуречик» Маски огурчик и мышки

4. Прослушивание и разучивание колыбельных песен.

Октябрь

1.Игровая ситуация по мотивам потешки – «Из-за леса из-за гор».

2.Инсценировка песенки «Дождик, дождик» Зонтик, костюм дождика

3.Игра-потешка «Зайке холодно стоять»

4. Игровая ситуация по мотивам потешки « Как у нашего кота».

Ноябрь

1. Игровая ситуация « В гости к бабушке» - знакомство с потешкой «Расти коса до пояса».

2. Игра-забава «Где наши ручки?»

3. Путешествие в сказку «Репка» Настольные фигурки

4. Дидактическая игра «Узнай потешку».

Декабрь

1.Игровая ситуация «Кукла Маша и зайчик в гости к нам пришли».

2. Инсценировка песенки «Кто у нас хороший»

3. Игра с пальчиками «Мальчик-пальчик, где ты был?»

4. Знакомство с потешкой «Ой, ты заюшка – пострел»

Январь

1. Сказка в гости к нам пришла « Кот, петух и лиса» .

2. Игра - инсценировка «Чики-чики-чикалочки»

3.Хоровод игра «Пузырь»

4.Инсценировка-песенки «Скачет зайка маленький».

Февраль

1. Разучивание песенки «Большие ноги шли по дороге».

2. Хороводная игра «Каравай»

3.Знакомство с потешкой «Ты мороз, мороз».

4.Сказка в гости к нам пришла «Заюшкина избушка».

Март

1. Знакомство с русской народной закличкой «Дождик, дождик веселей» - рисование дождя.

2. «Чудесный сундучок » (загадки об овощах).

3. Дидактическая игра «Расскажи сказку»

4.Знакомство со сказкой « Снегурушка и лиса». Игра «Кто позвал».

Апрель

1. Разучивание потешки «Наша уточка с утра: кря, кря, кря»

2. Игровая ситуация «Кто в тереме живёт».

3. Знакомство со считалками. (иллюстрации)

4. Настольная игра « Волшебные сказки»

Май

1. Игра «Угадай сказку».

2.Разучивание и прослушивание русских народных песен.

3. Хороводная игра «У окошка дремлет кошка» Маски кошки и цыплят

4. В гости к сказке «Гуси лебеди».


Программа работы кружка

«Ладушки»

для детей первой младшей группы

Пояснительная записка

В раннем дошкольном возрасте уделяется большое внимание развитию мелкой моторике рук. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе выполнения пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Дети от года до двух хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают игры, выполняемые двумя руками, например, одна рука изображает кошку, а другая – домик.

Цель кружка :

    Переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики рук.

    Развитие умственной деятельности малышей.

    Формирование правильного звукопроизношения, умения быстро и четко говорить, активизация речи.

    Совершенствование памяти, внимания, мышления детей, способности согласовывать движения и речь.

Задачи кружка :

    Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждый пальчиком, работа пальчиками обеих рук с мелкими деталями).

    Развивать тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.

    Развивать умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке.

    Развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

Расписание кружка : два раза в месяц (1 раз в неделю).

План занятий : прилагается.

План занятий в первой младшей группе.

Сентябрь:

Занятие 1.

«Моя семья»

1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять!

(Пальчики в кулачке, поочередно выпрямлять их.)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Ну а этот пальчик – я!

Вот и вся моя семья!

(Поочередно пригибаем пальчики к ладошке, начиная с большого. На последнем предложении охватываем второй рукой весь кулачок.)

Занятие 2.

«Ладушки-ладошки»

    Ладушки-ладушки, где были?

    У бабушки!

    Что ели?

    Кашку?

    Что пили?

    Бражку!

(Хлопаем в ладоши на ударных слогах.)

    Каша сладенька! (Гладим рукой животик.)

    Бабушка добренька! (Гладим ладошкой по голове.)

    Попили, поели (Снова гладим животик.)

    И домой улетели! (Машем руками.)

Октябрь:

Занятие 1.

«Мышонок»

    Сел мышонок на масленок,

(Ладонь правой руки накрывает кулак левой.)

    А масленок – липкий гриб.

(Кулак левой руки вращается вокруг своей оси.)

    Посидел на нем мышонок

(Поелозить ладонью правой руки по кулаку левой.)

    И прилип, прилип, прилип!

(«Отрываем» ладонь от кулака, а она держится, плотно обхватив кулак левой руки.)

Занятие 2.

«Про бабку»

    Жила-была бабка! (Руки в боки.)

    Да жила у речки. (Разводим руки в стороны ладонями вниз, изображая речку.)

    Захотелось бабке (Снова руки в боки.)

    Искупаться в речке. (Изображаем плавание брассом.)

    И купила бабка (Руки в боки.)

    Мыло и мочало. (Одна рука вперед – это мочало, другая – намыливает.)

    Эта сказка хороша, я начну сначала: (Правая рука в кулаке, большой палец вверх.)

    Жила-была бабка… (Руки в боки.)

Ноябрь:

Занятие 1.

«Два медведя»

    Сидели два медведя

На тоненьком суку: (Руки согнуты в локтях, сжаты в кулаки, прижаты к туловищу, покачиваемся из стороны в сторону.)

    Один читал газету, (Разводим руки в стороны.)

    Другой молол муку. (Стучим кулаком по другому кулаку.)

    Раз ку-ку, два ку-ку –

Оба шлепнулись в муку! (Кулачки падают на колени.)

    Нос в муке. (Показываем пальчиком на нос.)

    Хвост в муке. (Показываем руками за спину.)

    Ухо в кислом молоке! (Беремся пальчиками за ухо.)

Занятие 2.

«Рыбки»

    Рыбки в озере плескались

В чистой тепленькой воде. (Руки согнуты перед собой, двигаем кистями, изображая плавники.)

    То сойдутся, (Сводим обе руки к себе.)

    Разойдутся, (Разводим руки в стороны.)

    То зароются в песке. (Изображаем руками волнообразные движения.)

Декабрь:

Занятие 1.

«Белка»

    Сидит белка на тележке,

Продает она орешки: (Показываем ладошками вверх.)

    Лисичке-сестричке, (Поочередно загибаем пальчики.)

    Воробью, синичке,

    Мишке толстопятому,

    Заиньке усатому.

Занятие 2.

«Елочка»

    Перед нами елочка (Соединяем кончик пальцев, изображаем елочку.)

    Шишечки, (Показываем кулачки.)

    Иголочки. (Показываем указательные пальцы.)

    Шарики, (Пальцы сжимаем в круг.)

    Фонарики, (Показываем «фонарики».)

    Зайчики (Показываем ушки зайчика.)

    И свечки, (Прижимаем ладони и пальчики друг к другу.)

    Звезды, (Прижимаем ладони с раздвинутыми пальцами.)

    Человечки. (Ставим средний и указательный пальцы на колени.)

Январь:

Занятие 1.

«1, 2, 3, 4, 5 –вышли пальчики гулять»

    1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять! (Руки в кулачке, выпрямляем поочередно по пальчику.)

    Этот пальчик в лес пошел,

    Этот пальчик гриб нашел,

    Этот пальчик чистить стал,

    Этот пальчик жарить стал,

    Ну а этот взял и съел,

    Потому и растолстел!

(Поочередно растираем пальчики, на последних строчках – ручку в кулачок, большой пальчик вверх, вращаем пальчиком.)

Занятие 2.

«Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики! Ура!

В детский сад идти пора!

(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставить пальцы в стороны.)

Февраль:

Занятие 1.

«У оленя дом большой»

    У оленя дом большой. (Показываем расставленными широко пальчиками рога.)

    Он глядит в свое окошко. (Соединяем пальчики рук, изображая окошко, смотрим в него.)

    Зайчик по лесу бежит, (Показываем ушки зайчика.)

    В дверь к нему стучится:

    Тут-тук, дверь открой, (Сточим кулачком в воздух перед собой.)

    Там в лесу охотник злой! (Отводим руку назад, показывая на представляемого охотника пальчиком.)

    Заяц, заяц, забегай! («Зовем» зайчика, машем кистями рук к себе.)

    Лапки мне давай! (Выставляем ручки ладонями вверх.)

Занятие 2.

«Кошка»

    Вот кулак! (Показываем кулачок.)

    А вот ладошка! (Показываем одну ладошку этой же рукой, выпрямляя кулачок.)

    Села на ладошку кошка. (Другой рукой поцарапать по ладошке.)

    Мышки сразу испугались! (Сжать ладонь в кулачок, покрутить им.)

    Сразу в норки разбежались! (Спрятать кулачок в подмышку.)

Март:

Занятие 1.

«Капуста»

    Мы капусту рубим-рубим. (Двигаем прямыми ладонями вверх-вниз.)

    Мы морковку трем-трем. (Двигаем кулачком по другой ладони, изображая терку.)

    Мы капусту солим-солим. (Двигаем пальчиками в щепотке – «солим».)

    Мы капусту мнем-мнем. (Сжимаем и разжимаем кулачки и двигаем при этом руками.)

Занятие 2.

«Тетери»

    Как на нашем на лугу (Разводим руки в стороны, изображая простор.)

    Стоит чашка творогу. (Ладони вместе – горстью.)

    Прилетели две тетери, (Машем пальчиками обеих рук, «слетаемся» с разных сторон в середину.)

    Наклевались, улетели. (Указательный и средний палец – «клювы» – тыкают в сложенную горстью вторую ладонь. Затем машем кистями рук – «улетели».)

Апрель:

Занятие 1.

«Паучок»

    Паучок бежал по ветке, (Скрестить руки на уровне груди, пальчики правой руки бегут по предплечью левой, а затем наоборот.)

    А за ним бежали детки,

Хлынул дождик: ой-ё-ёй! (Прижать ладошки к лицу и покачать головой.)

    Смыло паучка водой! (Помахать руками, словно стряхивая паучка и водичку.)

Занятие 2.

«Кот на печи»

    Кот на печи сухари толчет, (Стучим кулачком о кулачок.)

    Кошка в окошке (Показываем пальчиками «окошко».)

Полотенце шьет, (Показываем, как шьют иголкой.)

    Маленькие котята (Поднимаем руки до груди, опустив кисти вниз.)

    На печке сидят (Качаем головой вправо-влево.)

    Да на котика глядят. (Показываем руками «очки».)

    Все на котика глядят

И сухарики едят. (Щелкаем зубами.)

Май:

Занятие 1.

«Заяц и ежик»

    Заяц и ежик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.)

    Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они! (Стукнуть кулачками.)

    Быстро бежали – поди догони! (Пальчики «идут» в разные стороны.)

Занятие 2.

«Репка»

    Репку мы сажали, (Роем пальчиками в ладошке лунку.)

    Репку поливали. (Показываем, как льется вода из лейки.)

    Вырастала репка (Показываем, как растет, выпрямляя постепенно пальчики.)

    Хороша и крепка! (Оставить ладони открытыми, а пальчики согнуть, как крючочки.)

    Тянем-тянем! (Крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут – каждая в свою сторону.)

    Кто же нам поможет? (Прибегаем по очереди к героям сказки за помощью и тянем.)

    Ух! (Расцепили пальчики.)

    Вытянули репку! (Потрясли кистями рук.)

Литература:

    «Пальчиковые игры для детей» – О. С. Ермакова, 2009 г.

    «Забавы для малышей» – М. Ю. Картушина, Москва «Творческий центр», 2007 г.

    «Озорные пальчики» – муз.занятия И. В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.

    «Пальчиковые игры для малышей» – Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.

Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.

Задача школы - сделать изучение народной культуры частью всего образовательного процесса.

Образовательная программа «Ладушки» реализует идею изучения и развития российской культуры в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности русского народного театра.

Народное театральное искусство отличается оригинальными условными приемами и средствами, активным взаимодействием исполнителей и зрителей, острой злободневностью. Источники фольклорных пьес, отдельные их мотивы и персонажи часто были заимствованными, но сами пьесы создавались и разыгрывались по установившимся фольклорным традициям.

Актуальность программы обусловлена потребностью культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве:

В приобщении детей к истокам родной культуры и народным традициям, прежде всего к истокам русской культуры и духовным корням театра России.

В воспитании терпимости к культуре и традициям народов России. Через познание истоков культуры народов населяющих Россию - к толерантности;

В воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов;

В усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора.

Цель и задачи программы

Цель: создание условий для нравственно - эстетического воспитания детей через изучение народного творчества родного края и театральные постановки.

Задачи:

образовательные:

Дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы,

Обеспечить знание традиционного русского, музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;

воспитательные:

Формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;

Формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;

развивающие :

Развивать творческие способности учащихся;

Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

Формировать навыки пения, пения в движении (хороводы), навыки сценического мастерства

Предполагаемые результаты реализации программы

учащиеся должны знать:

Основные праздники народного календаря;

Заклички, песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки, скоморошины;

учащиеся должны уметь:

Исполнять песни, выполнять игровые, хороводные движения, элементы пляски;

Выразительно декламировать;

Играть на простейших музыкальных инструментах;

Рассказывать о народных праздниках и календарных приметах.

Проверить результаты обучения позволяют текущая (конец четверти) и итоговая (конец учебного года) аттестации учащихся. Дополнительные показатели - результаты участия ребят в школьных и городских концертах, конкурсах, фестивалях.

Учебно-тематический план занятий по программе «Ладушки»

Рассчитан на 68 учебных часов (2 часа в неделю)

1-й год обучения

1. Введение (1 ч)

Цель и задачи кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала.

2. «Приметы и календарь» (2 ч)

Народный календарь : теоретические сведения о народном земледельческом календаре, о новом и старом летоисчислении, названия месяцев в обычном и народном календарях.

Устный фольклор : приметы, пословицы, загадки.

3. «Осень, осень, в гости просим» (15 ч)

Народный календарь : Сентябрь - Встреча осени, Осенины, Семенов день, праздник урожая. Октябрь - «Октябрь - свадебник», день Сергия Радонежского, «Покров»- покровские ярмарки.

Устный фольклор : осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки.

Музыкальный фольклор : закличка «Осень», песня «Осень, осень, в гости просим», «Как у наших у ворот», частушки.

Музыкально- фольклорные игры: « Похороны мух и тараканов»

Театрализация : праздник «Господин урожай»

4. «Хрустальный звон зимы» (19 ч)

Народный календарь : теоретические сведения о зимних праздниках, народных обычаях и обрядах. Ноябрь - Введенские ярмарки, начало зимы, «Екатерина - Санница». Декабрь - «Святки» (Святочные вечера, Святочные гадания), Январь - «Рождество», «Крещение», синичкины именины.

Устный фольклор : пословицы, поговорки, загадки о зиме, гадания, сказка «Старик и дерево», игра «Пошел козел в огород».

Музыкальный фольклор : песни «Где ты был, наш заинька?», «За морем синичка жила»

«Уж как шла коляда», зимние посиделки, игры со снегом.

Театрализация : «Святочные вечера».

Народный календарь: продолжение знакомства с зимними праздниками, обычаями, обрядами. Февраль - «Масленица», «Власьевская неделя» (последние морозы).

Устный фольклор : колядки, былички, загадки.

Музыкальный фольклор : «Ой ты, зимушка - сударушка», «Блины».

Музыкально- фольклорные игры: «Утка и селезень», «А мы Масленицу повстречали», «Лапти», «Ванюшка», «Кулик-кулик», «Ручеек».

Театрализация - кукольный спектакль - сказка «Рукодельница да ленивица».

6. «Весна - всему году ключ» (12 ч)

Народный календарь : теоретические сведения о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах. Март - «Сороки» (ожидание весны), Апрель - «Благовещенье», «Вербное воскресенье», «Пасха

Устный фольклор : пословицы, поговорки, загадки о весне, сказки, заклички.

Музыкальный фольклор : веснянки, песни-хороводы «Маки-маковочки.

Музыкально- фольклорные игры: «Как на улице воробышек гуляет», «Вербохлест», «Катание яиц».

Театрализация : праздник «Веселые потешки»

Народный календарь : Май - «Зеленая неделя», «Русальная неделя», Егорьев день, Никола весенний.

Устный фольклор : приметы, загадки, обряд «Завивание березки».

Театрализация : «Весенний Никола гонит всех на поле».

8. Заключение (2 ч)

Посиделки. Исполнение любимых песен, игр, хороводов.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png